Виды моделирования по экологии дошкольников. Презентация "использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников". Экологическое воспитание детей старшей группы

Елена Титоренко
Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Экологическую культуру нельзя привезти в страну, как какую-либо вещь, экологическая культура - есть знание, понимание природы как необходимого основополагающего и незаменимого компонента существования всего человечества на Земле; она рождается как результат взаимодействия природы и человека . Хорошо известно, что в нашей стране, осталось слишком мало регионов с благоприятной экологической обстановкой . Согласно исследованиям экологов , в большей части территории России экологические проблемы существуют не один год и в ближайшее будущее положение дел в лучшую сторону не измениться.

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности . В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности , которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой , а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей , норм и правил взаимодействия с природой , воспитания любви к природе , воспитания сопереживания к ней , активности в решении некоторых экологических проблем . Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы , во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании .

Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому воспитанию . Главная задача педагога - наглядно продемонстрировать причинно-следственную связь природных объектов, развивать такие стороны мышления, как умение прогнозировать, устанавливать общность предметов .

Цель : формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой.

Задачи :

1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования ;

2. Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе;

3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;

4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания;

5. Обучение азам элементарной экологической безопасности ;

6. Воспитание у детей любовного , заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой .

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели , родители.

Длительность проекта : январь-май 2014 года.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап

А) Подбор литературы.

Б) Первоначальная диагностика.

В) Составление плана деятельности.

Г) Консультации с родителями.

Д) Организация предметно-развивающей среды.

2. Основной этап

А) Промежуточная диагностика.

Б) Блок развивающих игр.

3. Заключительный этап

А) Отчёт о проделанной работе .

Б) Итоговая диагностика.

Перечень основных мероприятий :

Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия . Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно . Часто на основе чувственного познания требуется построить в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение людьми элементарными понятиями, такими как «рыбы» , «птицы» , «звери» , «растения» и т. д. Решить успешно эти задачи воспитателю помогает метод моделирования .

Модели - это материальные заместители реальных объектов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.

Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а знаний, полнее осознать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественные для данной деятельности их цвет и форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование . Воспитатель поможет детям отбирать, использовать модели , свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие - либо предметные образы - заместители или знаки.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними

Формируя у детей восприятие , внимание, наблюдательность развиваются познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используем различные модели , схемы, знаки, символы.

Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе , по экологическому воспитанию детей используем разные виды моделей .

1. Предметные модели , воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представления о внешнем виде или движении рыбы.

2. Предметно-схематические модели . В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов .. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; Полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т. д. (Данные модели разработаны Н . И. Ветровой) . Модель - макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраске животных.

З. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель , в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных : среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники, в которых проявляется приспособления рыб к водной среде обитания.

Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста . Демонстрацию модели используем после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов , обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях : наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование.

Уголок моделирования . Решает задачи развития способности овладения моделирующей деятельностью , систематизация познавательного опыта. Содержание деятельности : условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов, экспериментов, схема строения модели взаимозависимостей , изобразительные средства. Деятельность детей - "чтение", составление, рисование моделей , действия в соответствии с ними.

Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр :

Ролевые экологические игры , основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности ;

Имитационные экологические игры , основанные на моделировании экологической деятельности ;

Игры - путешествия, с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся за приделами их поля зрения;

Дидактические игры, которые дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления.

Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности , познанию её, развитию личностных качеств ребенка : самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.

Работа по экологическому воспитанию ведется в тесном взаимодействии с родителями , при этом используем различные формы :

Тематические беседы;

Библиотека для родителей;

Информационные доски;

Домашние задания;- индивидуальные беседы;

Анкетирование;

День сюрпризов (проведение и подготовка проходит при непосредственном участии родителей);

-экологические акции – конкурсы : «День Земли» , «Мое любимое дерево» , «Елочка – зеленая иголочка» , «Уроки доброты» .

Взаимосвязь с родителями обеспечивает гармонию эмоционально – положительных взаимоотношений воспитателя , детей и родителей.

Результаты :

В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности , которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Итог работы по данному направлению показал высокую эффективность использования метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

Белорусский государственный педагогический университете им. М. Танка

Факультет специального образования

Кафедра тифлопедагогики

Курсовая работа

по дисциплине:

Методика коррекционно-развивающей работы при нарушениях зрения

Метод моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

  • Введение
  • 1.4. Применение метода моделирования в экологическом воспитании детей с нарушениями зрения
  • 2.2 Анализ результатов
  • 2.3 Формирующий и контрольный эксперименты
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Проблема экологического образования подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле.
  • Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы - научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека и природе. И начинать эту работу следует с раннего детства.
  • Актуальность проблемы формирования культуры отношения к природе, начиная с раннего детства, обуславливает необходимость поиска педагогических средств, способных обеспечить переход новых поколений к гармоничному взаимодействию с природой.
  • Анализ состояния теории и практики экологического образования показал перспективность использования метода моделирования, способного обеспечить более эффективное освоение информации об особенностях объектов природы, их структуре, связи и отношениях, существующих между ними.
  • Данный метод помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе, что особенно важно для детей с нарушениями зрения, так как в модели сохраняются детали объекта, пропорции, материал и цвет. Все это способствует формированию полноценных и адекватных представлений и понятий о природе у данной категории детей.
  • Процесс научного познаний окружающего мира очень сложен. Как и любой процесс познания, он начинается с непосредственного или опосредованного чувственного познания. Но подлинно научный характер он приобретает лишь тогда, когда ученый на основе результатов чувственного познания строит особый объект - обобщенное и абстрактное представление, схему изучаемого явления. Этот объект и есть модель явления .
  • Историко-педагогический анализ научной разработанности метода моделирования (Н.Н. Венгер, Т.В. Ветрова, А.М. Вербенец, Л.А. Лаврентьева, Н.И. Поддъяков, Л.Л. Серхио, В.В. Холмлвская, Л.И. Цеханская), анализ психолого-педагогических концепций, философских подходов к воспитанию экологической культуры и методичсеких основ экологического воспитания (Н.Ф. Виноградов, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, А.А. Петрикевич, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова), анализ литературы по педагогической, возрастной и специальной психологии и деятельностном подходе к развитию личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодаев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) показали потребность теории и практики экологического воспитания в эффективных методах формирования экологической культуры личности дошкольника, не востребованность потенциала метода моделирования в решении этой проблемы и широкие возможности использования данного метода в развитии ребенка с нарушениями зрения.
  • Таким образом, потребность современной теории и практики экологического воспитания в эффективных технологиях формирования экологической культуры личности, не востребованность потенциала метода моделирования в решении этой проблемы и широкие возможности использования данного метода в развитии ребенка с нарушениями зрения и определила цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования метода моделирования в экологическом воспитании.

1. Выявить современные тенденции в экологическом воспитании детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

2. Понятие и сущность метода моделирования.

3. Определить значение и особенности экологического воспитания детей с нарушениями зрения.

4. Изучить уровень экологической воспитанности дошкольников с нарушениями зрения.

5. Продиагностировать состояние экологической воспитанности дошкольников с нарушениями зрения и наметить пути формирования экологической культуры.

Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников с нарушениями зрения.

Предмет исследования: возможность использования метода моделирования в экологическом воспитании.

Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение психологической, педагогической и специальной литературы; практические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

Глава 1. Теоретические основы использования метода моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие и сущность экологического воспитания

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ребенок и природа», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней 12.

Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка.

Итак, в основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Эта цель, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры - базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности - природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой 7.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Они сводятся к следующему:

Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

Систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

Выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию 12.

Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Биоцентрически и подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.

В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;

Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Первая и вторая позиции - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.

Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора 22.

Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов - сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы - дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Четвертая позиция - это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.

Передача экологических знаний - это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.

Преобладание познавательного аспекта в отношении - это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе. Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребенка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения. При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.

Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Факт наличия такой деятельности - показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природо-созидающую деятельность взрослых;

Практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);

Создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

Общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);

Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);

Наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;

Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе 15.

Наблюдение за самостоятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

1.2 Сущность метода моделирования

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Непосредственно воспринимая природу, ребёнок имеет возможность видеть, слышать, вкушать, осязать кожей, нюхать. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через уши, глаза, нос, рот, кожу. Сюда мы отнесём вопросы взаимосвязей, существующих в природе. Например, взаимосвязи между образом жизни животных и условиями их существования; между ростом растений и водой, светом, теплом, удобрением. Усвоить данные взаимосвязи в природе поможет моделирование, которое делает общение с детьми более доступным, наглядным. Облегчает ребёнку процесс познания метод моделирования, в основе которого лежит принцип замещения реального предмета, явления другим предметом, изображением, знаком. Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношение объектов в реальном мире.

Моделирующая деятельность может оказать большую роль в процессе познания дошкольниками окружающего мира и явлений природы. Модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического воспитания.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью. Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Любой календарь природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование предметов или явлений), затем - использование в учебном или воспитательном процессе 9.

Демонстрация моделей в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются разные виды моделей.

Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоёма). Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов - макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т.д. Модель - макет рекомендует использовать С.Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявления одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него два цветных изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры последняя становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение окраски покровов животных 23.

Графические модели (графики, схемы и т.д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т.д. В качестве такой модели при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется схема, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

1.3 Значение и особенности экологического воспитания детей с нарушениями зрения

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Особенностью детей с нарушениями является то, что утраченные зрительные функции замещаются деятельностью других органов чувств. Однако при всем этом могут возникать неточности, ошибочность в представлении природных процессов. Поэтому в работе с детьми с нарушениями зрения нужно направить усилия на развитие чувственного созерцания и абстрактного представления, чтобы каждый ребенок умел анализировать, обобщать, делать умозаключения и выводы.

Основной формой получения знаний является слово педагога или словесный метод. Часто беседа, рассказ, сообщение носят эвристический характер, доступную форму и сопровождается действием тактильных чувств. Например, при изучении животного и растительного мира - животные мини-зоопарка и растения оранжереи.

Слуховое восприятие присутствует на занятиях по животному миру (пение птиц, звуки природы). Обоняние - на занятиях с лекарственными растениями, хвойными и лиственными породами деревьев и т.д.

Для детей с нарушениями зрения важно использовать практические методы. Особенно охотно они мастерят поделки из природного материала. Такая работа развивает общую и мелкую моторику рук, создает объемное представление об объекте труда, развивает память и четкую координацию рук 24.

Задачи экологического воспитания успешно реализуются в условиях правильно спланированной прогулки. Прогулки с детьми с нарушениями зрения имеют свои особенности. В ходе наблюдений, экскурсий, экспериментов, труда в природе, подвижных игр, самостоятельной деятельности детей можно проводить индивидуальную коррекционную работу.

При нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии движений, мелкой моторики, ухудшается осанка. Они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и пространственное расположение.

Коррекционная работа при наблюдениях и экскурсиях включает в себя нахождение одинаковых объектов в окружающей действительности, различий в растениях, животных, предметах окружающего мира. Дети учатся классифицировать предметы по цвету, форме, величине, следят за движущимися объектами (облаками, самолётами и птицами, листопадом, снегопадом), рассматривают удалённые и близкорасположенные объекты.

Усвоению ребёнком представлений о взаимосвязи природы и человека, овладению способами практического взаимодействия с окружающей средой становлению мировоззрения ребёнка, его личностному росту способствуют эксперименты. Дети с интересом превращаются в учёных и проводят эксперименты с песком водой, воздухом. Имеются коллекции камней, семян, разновидности почвы.

Коррекционная работа предусматривает развитие сохранных анализаторов: слуха, обоняния, осязания. Дети учатся определять источник происхождения звука или шума, причину возникновения, передачу звука на расстоянии, определяют по запаху различные объекты, сравнивают их. Развивая тактильную чувствительность, прикасаются к сухому - мокрому, к мягкому - твёрдому, гладкому - шершавому и т.д.

Труд в природе является для детей с нарушениями зрения наиболее доступным видом деятельности. Положительное влияние солнца, воздуха, близость с природой усиливают эмоции, активизируют действие анализаторов, благодаря чему укрепляется здоровье, повышается жизнедеятельность детского организма 17.

Имеющийся рядом с участком небольшой огород является хорошей возможностью организации труда в природе. Зимой дети совместно с педагогом чертят план участка, готовят посадочный материал, садовый инвентарь. Весной вместе с педагогами разбивают грядки, засеивают их и в течение лета ухаживают за посадками. Конечным результатом работы является коллективный сбор урожая. Таким образом, у детей развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия, возникает стремление оказания посильной помощи, интерес к результатам труда. Дети учатся быть организованными в труде, им прививаются навыки планирования трудовых действий, умение действовать в соответствии с планом.

Одним из средств всестороннего воспитания дошкольников является подвижная игра. С целью развития прослеживающей функции глаза проводятся наблюдения за полётом бабочки, птиц, облаков, машин, паданием листьев, снежинок. На прогулке дети с удовольствием выполняют игровую гимнастику для глаз («глазками моргаем, полёт бабочки изображаем, закроем глазки и послушаем как щебечет птичка, широко откроем глазки, чтобы увидеть гнездо сороки на верхушке дерева, закрываем ладошками глаза после того, как взглянем на солнце»).

Правильно организованные занятия по экологическому воспитанию дошкольников могут способствовать решению задач экологического воспитания и являться эффективным средством коррекционно-восстановительной работы с детьми с нарушениями зрения.

1.4 Применение метода моделирования в экологическом воспитании детей с нарушениями зрения

Развитие способностей ребенка с нарушениями зрения имеет большое значение в школьном обучении, определяет собой успех деятельности. Процесс обучения должен обеспечить не только усвоение основ современных знаний, но и формирование у учащихся эффективных способов самостоятельного изучения. Но основа хорошей учебы должна закладываться у ребенка еще в процессе дошкольного обучения.

Знания об окружающем мире должны быть заложены в процессе дошкольного воспитания. Наиболее яркими и интересными проявлениями окружающего мира ребенка является природа. Поэтому формирование у дошкольника с нарушениями зрения знаний о природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности. Дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений, и поэтому они поставлены перед необходимостью овладевать ими и использовать их. Уровень развития знаковой функции определяет успешность обучения ребенка в школе 23.

Моделирование является одним из видов знаково-символической деятельности.

Использование наглядного моделирования в экологическом воспитание актуально, так как в настоящее время одна из важнейших задач в воспитании и обучении детей состоит в поиске путей эффективного обучения на занятиях, поиске возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, повышения самостоятельность. Поэтому в дальнейшем при поступлении в школу, очень важно, готов ли ребенок к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, фантазировать. А развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются.

Многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Успешно решать эти задачи помогает моделирование как метод ознакомления детей с природой 23.

Данная деятельность очень важна и для детей с нарушениями зрения, так как у них очень беден практический опыт. У таких детей зрение все равно остается ведущим анализатором, но их зрительное восприятие сохранно лишь частично, поэтому отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности. Однако в условиях специального коррекционного обучения возможно и необходимо формировать приемы и способы использования других анализаторов, представляющих полисенсорную основу для компенсации нарушений зрения.

Таким образом, моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей с нарушениями зрения формируются обобщенные представления понятия о природе.

Основными принципами обучения являются:

Наглядность;

Самостоятельность и активность;

Доступность;

Учет индивидуальных и возрастных особенностей 9.

Именно в старшем возрасте дети достигают уровня умственного развития, достаточного для того, чтобы успешно применять метод моделирования для систематизации знаний дошкольников об окружающем мире. Данная работа позволит значительно развить у детей разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ, также расширить кругозор детей, развивать сенсорику и наблюдательность, они учатся устанавливать связи зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы в разных видах деятельности. Главное, данная деятельность создает у детей стремления к познанию нового, что является для нас, педагогов, очень важным и ценным.

Выводы по первой главе:

В имеющейся психолого-педагогической литературе существует достаточно много трактовок понятия «экологическое воспитание». В нашей работе мы придерживаемся следующего определения: экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников или решающих различные вопросы дошкольного воспитания, что повысит экологическую воспитанность дошкольников.

Экологическая воспитанность включает в себя сформированность экологических представлений, характер отношений дошкольников к природе и умения осуществлять деятельность с природными объектами. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения детей к природе. Содержание включает в себя два аспекта: передачу экологических знаний и трансформацию в отношение. Опыт работы с дошкольниками показывает, что легче сформировать экологические знания, но значительно труднее воспитывать отношение. Следовательно, нужны такие методы обучения и воспитания, которые бы в единстве решали познавательные, нравственные и эстетические задачи. Одним из таких методов и является метод моделирования.

Анализ психолого-педагогической литературы, программ и инструктивно-методических материалов по данной проблеме свидетельствует о многообразии подходов к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. При этом проблема использования метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников не нашла еще должного теоретического и практического обоснования.

Представленная в специальной литературе практика экологического воспитания дошкольников с нарушениями зрения не учитывает в полной мере особенностей становления экологической воспитанности в условиях зрительной депривации. На наш взгляд, решить данную проблему возможно в результате внедрения метода моделирования в процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления другим предметом, изображением, знаком. Моделирующая деятельность может оказать большую роль в процессе познания дошкольниками окружающего мира и явлений природы. Модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического воспитания.

Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и отношение объектов в реальном мире.

моделирование экологический дошкольный зрение

Глава 2. Состояние экологической воспитанности старших дошкольников с нарушениями зрения

2.1 Методика констатирующего эксперимента

Педагогический эксперимент проходил в три этапа:

Констатирующий эксперимент;

Формирующий эксперимент;

Контрольный эксперимент.

Эксперимент проводился на базе «Специальный ясли-сад №27 для детей с нарушениями зрения г. Гомеля» среди 10 детей с нарушениями зрения (Приложение 1), составляющих экспериментальную группу.

Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 дошкольников старшей группы с нарушениями зрения (Приложение 2).

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников с нарушениями зрения.

Задачи констатирующего эксперимента:

Определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников с нарушениями зрения;

Подобрать диагностический материал и оборудование;

Провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями зрения предполагает:

Формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

Ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников с нарушениями зрения необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний: знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года.

Были предложены контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников с нарушениями зрения.

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нем?

Твое отношение к ним.

Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

Соотносит представителей фауны со средой обитания.

Знает характерные признаки.

Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

Средний уровень (8-12 баллов)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

Не всегда аргументирует свой выбор.

Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

Затрудняется назвать характерные признаки.

На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

Для чего людям нужны комнатные растения?

Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (13-15 баллов)

Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

Средний уровень (8-12 баллов)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование: три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

Какие свойства песка ты знаешь?

Где и для чего человек использует песок?

Какие свойства камней ты знаешь?

Где и для чего человек использует камни?

Какие свойства воды ты знаешь?

Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (13-15 баллов)

Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8-12 баллов)

Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»

Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (13-15 баллов)

Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8-12 баллов)

Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

2.2 Анализ результатов

Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников с нарушениями зрения экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 2.1 и 2.2 и на рисунке 2.1.

Таблица 2.1

Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Ср. по гр.

Таблица 2.2
Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе

Уровень сформированности экологических знаний

Отношение к миру природы

Средняя оценка в баллах

Общий уровень

о мире животных

о растительном мире

о неживой природе

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Оценка в баллах

Уровень развития

Подобные документы

    Словесные методы в системе экологической работы с детьми. Изучение сущности и специфики разновидностей беседы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения беседы. Воспитание у детей ценностного отношения к природе.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2014

    Интегративные тенденции экологического образования детей дошкольного возраста. Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ. Экспериментальное исследование экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2010

    дипломная работа , добавлен 30.10.2017

    Бережное отношение к природе как компонент экологического образования и воспитания детей. Особенности личности ребенка старшего дошкольного возраста. Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников. Анализ результатов исследований.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Определение критериев, анализ показателей и характеристика состояния экологического воспитания дошкольников. Экспериментальная оценка работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2012

    Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика развития связной речи дошкольников. Методические рекомендации по использованию системы наглядного моделирования на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Особенности формирования мышления у детей с нарушениями зрения. Диагностика элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Влияние режиссерской игры на развитие образного мышления у детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Понятие произвольности в психологии, ее роль в развитии человека. Развитие волевых процессов детей старшего дошкольного возраста. Игры с правилами как средство развития и коррекции произвольности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2017

    Проблема экологического обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Разработка методов и средств организации педагогического процесса. Формирование экологической культуры личности, познания единства человека и природы. Оценка результатов.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2014

    Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Принципы воспитания экологической культуры у дошкольников.

Важное место в процессе ознакомления детей с природой принадлежит моделям и моделирующей деятельности с пред­метами.

Психологи в своих работах показали, что использование моде­лирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Исследованиями Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина, В. В.Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова установлено, что с помощью пространственных и графических моделей относитель­но легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. С этих позиций моделирование используется в педагогике, в част­ности при ознакомлении дошкольников с природой.

Многообразие природных явлений, составляющих непосред­ственное окружение детей, создает видимость их легкого позна­ния в процессе наблюдений. Пугливость и скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цик­личность сезонных изменений в природе, многочисленные и скры­тые от восприятия связи и зависимости внутри природных сооб­ществ - все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость модели­рования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и при­знаков. Особое значение приобретают действующие модели, кото­рые вскрывают характер функционирования объекта, показыва­ют механизм его связи с окружающими условиями.

Иконические модели (т. е. имеющих сходство с на­турой) как более доступных для восприятия и понимания детьми. Используются модели отдельных животных. Картонная модель бабочки павлиньего глаза, сидящей на коре дерева, имела подвижные крылья. Модель позволяет демонстрировать не только особенности строения и поведения, но и приспособительную связь со средой обитания, в основе которой - маскировочная и запу­гивающая окраска и формы поведения (затаивание, интенсивная демонстрация ярких пятен). Бумажная модель хищной птицы, вос­производящая ее полет и нападение, демонстрирует детям при­способительные формы защитного поведения некоторых живот­ных (еж, черепаха и др.).

Моделирование различных признаков строения растений (исследованияН.И. Ветровой). Этот тип моделирования ставит задачу расширить и уточ­нить конкретные представления о растениях у детей дошкольного возраста. Используются модели-шкалы при­знаков цвета, величины, характера поверхности и расположения, форм, численности отдельных частей растения. Наблюдая за рас­тениями, дети самостоятельно составляют сенсорную модель - по­лоску, отображающую его варьирующие признаки. В результате обучения дети учатся характери­зовать растения одновременно по многим признакам. Моделиро­вание данного типа способствует сенсорному развитию детей.



Модели, воспроизводящие характер сцеп­ления отдельных компонентов комплекса «животное - среда». Данная модель маскировки показывает значение совпадения и несов­падения окраски, наличия или отсутствия движения для опозна­ния плоской геометрической фигуры, помещенной на картонную панель определенного цвета. Эта модель позволяет формировать у детей обобщенное представление о явлении маскировки как та­ковом. После демонстрации на модели трех-четырех разных по форме и цвету фигур дети начинают понимать, что для маскиров­ки любого предмета (животного) важны два признака: окраска, совпадающая с окружающим фоном, и неподвижность. Данный тип моделей способствует умственному воспитанию детей, так как наглядно демонстрирует закономерную связь при­родных объектов, связь причинно-следственного характера; это помогает познать явление в обобщенном виде, развивать не толь­ко наглядно-образное, но и логическое мышление ребенка.

Пространственно-временной тип графического моделирования. Универсальным средством в данном случае является серия графических изображений объекта на разных этапах его преобразования. Такая серия, составленная с учетом временных изменений объекта, адекватно отражающего скорость изменения объекта, дает наглядное представление о ха­рактере и последовательности преобразований предмета или яв­ления. По этому принципу разработаны различные типы графи­ческих моделей для фиксации состояний меняющихся природных объектов (в педагогической интерпретации их называют календа­рями наблюдений за явлениями природы).

В качестве примера рассмотрим календари наблюдений за пти­цами во время зимней подкормки, проводимых в разных возрастных группах (С.Н. Николаева).

Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с изоб­ражениями птиц, прилетающих к кормушке. Фиксация наблюде­ний таким способом производится каждый день. Нижняя часть календаря старшей группы и календарь подготовительной группы заполняются иначе: ежедневно в соответствующих графах простав­ляются цветные галочки (символическое изображение птиц).

Календари различаются не только по способу фиксации на­блюдений, но и по содержанию. Объем моделируемого содержа­ния для старших дошкольников значительно больше: учитыва­ются время (за единицу которого взята неделя, разделенная на дни), а также некоторые особенности поведения птиц у кор­мушки. В календаре подготовительной группы может быть зафик­сирована погода, перечислены корма, что в комплексе состав­ляет внешние условия, на фоне которых происходят наблюде­ния за птицами.

Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для младших - единственным) является состав птиц. Внесение дан­ных в календарь 1 раз в 2 недели в разгар зимней подкормки в младшей - старшей группах позволяет детям хорошо познакомить­ся с многообразием зимующих птиц. Троекратное внесение дан­ных в календарь (в конце осени, зимой, в начале весны) в подго­товительной группе дает возможность проследить с детьми дина­мику изменения состава птиц, связанную с осенне-весенними миг­рациями.

Календарь, соединяя в себе иконический и символи­ческий способы фиксации наблюдений, служит наглядно-прак­тическим средством перевода детей от наглядно-образной к на­глядно-схематической форме мышления. Одновременно дети обу­чаются умению поступенчато соотносить образы и объекты: пред­ставления о живых птицах соотносятся с их изображением в ри­сунках, которые, в свою очередь, соотносятся с символическим обозначением. На заключительном этапе работы (итоговая беседа) дети соотносят образы и объекты в обрат­ном порядке: по значкам-символам репродуцируются представ­ления о живых птицах и их реальном поведении. Таким образом, использование календарей данного типа (графических моделей) в практике детских садов - важное средство умственного воспи­тания детей разных возрастных групп.

При ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями при­роды успешно применяется графическая модель «календарь-ширма», в которой регулярно фиксируется состояние природы. В течение одной (например, второй или третьей) недели каждого месяца дети наблюдают за погодой, растительным и животным миром. Ежедневно разным цветом они закрашивают клетки, обозначаю­щие дни недели, значками-символами заполняют графу «погода», один раз в конце недели цветным рисунком заполняют графу «живая природа». На рисунке изображают травянистую и древесную растительность, покров земли, замеченных во время наблюдений животных (птиц, насекомых и пр.). Изображение одной и той же местности в разные периоды сезона, регулярная фиксация пого­ды позволяют отразить в календаре закономерность последова­тельных изменений в природе. Это важно для переходных сезонов (осень, весна), когда непостоянство явлений, большая протяжен­ность изменений во времени создают объективные трудности для познания детьми. Использование в обучении дошкольников ка­лендаря-модели, в котором зафиксированы основные состояния меняющейся природы, помогает преодолевать эти трудности.

В графической модели может быть зафиксирован и другой тип закономерных изменений в природе - рост и развитие живых существ. Такой моделью является календарь-ширма, отражающий пространственно-временные параметры роста и развития растения. Одноразовые еженедельные наблюдения с последующей фиксацией в виде цветного рисунка создают кар­тину последовательных изменений подземной и надземной час­тей растения. Одновременная фиксация сезонных изменений и необходимых сельскохозяйственных работ дает представление (хотя и неполное) об условиях, в которых проходит развитие растения. Графа «время» показывает, сколько недель длится его развитие, когда происходят образование корня, зацветание, образо­вание семян, сколько дней стоит солнечная или дождливая по­года, от которых зависит характер ухода за растением и т.д.

Графическая модель роста и развития животного (т.е., в отли­чие от растений, подвижного живого существа) должна отражать изменения не только его внешнего облика (строения), но и дви­гательной активности (поведения), а также меняющиеся условия внешней среды. Поведение растущего животного показывает по­степенное развитие функций организма и расширение его связей с внешней средой. Оно включает способы перемещения в про­странстве, добывания и поедания пищи, а также действия, на­правленные на установление отношений с сородичами, другими живыми существами и т.д. Особенно важен характер отношений с материнской особью, поскольку у высших животных на ранних этапах постнатального развития он выступает в роли главного сре-дообразующего фактора. Таким образом, содержание такой гра­фической модели является более обширным, чем содержание ана­логичной модели развития растения. Фиксация в календаре пове­дения животных в силу их динамичности представляет некоторые сложности, ибо это связано с поиском адекватных и понятных для дошкольников значков-символов.

С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий любые из развивающихся событий природы, следует рассматри­вать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений, полученных во время наблюдений. В педагогическом процессе дошкольного учреж­дения подобные пособия используются разнообразно: в повсед­невной жизни работа с календарем является дополнением наблю­дений, проводимых с детьми на участке или в уголке природы, а на занятиях он служит наглядным средством обучения. Календари как наглядные пособия могут быть применимы для сопоставле­ния однотипных явлений, проходивших в разное время (сравне­ние, например, осенних явлений за два года или одной и той же огородной, цветочной культуры, выращиваемой в разные годы), и для сопоставления разнотипных явлений (сравнение осенних и зимних явлений, процесса выращивания, например, разных ого­родных культур и пр.).

Методика обучения моделированию осуществляется в следующей последо­вательности.

Воспитатель:

1. предлагает детям описать новые объекты приро­ды с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

2.организует сравнение двух объектов между собой, учит вы­делению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;

3. постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

4.осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделиро­вание признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

5. осуществляет руководство созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние живот­ные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

Обучение детей моделированию должно быть связано с исполь­зованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений приро­ды. Например, при сравнении двух растений учить вначале, обследо­вать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое моделирование и какова его цель?

3. Расскажите о методике обучения моделированию.

4. Место и цель использования календа­рей наблюденийза явлениями природы.


Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.


Определили цель экологического воспитания дошкольников: формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой Были намечены следующие задачи: Были намечены следующие задачи: 1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования; 1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования; 2.Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе; 2.Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе; 3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности; 3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности; 4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания; 4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания; 5. Обучение азам элементарной экологической безопасности; 5. Обучение азам элементарной экологической безопасности; 6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой. 6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.




Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развивали познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используем различные модели, схемы, знаки, символы.. Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развивали познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используем различные модели, схемы, знаки, символы..


Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе, по экологическому воспитанию детей используем разные виды моделей. 1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. 1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.






Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Демонстрацию модели используем после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях: наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Демонстрацию модели используем после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях: наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование


Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр: - ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности; - имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности; - игры - путешествия, с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся за приделами их поля зрения; - дидактические игры, которые дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления. Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности, познанию её, развитию личностных качеств ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости. Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр: - ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности; - имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности; - игры - путешествия, с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся за приделами их поля зрения; - дидактические игры, которые дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления. Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности, познанию её, развитию личностных качеств ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.


Работа по экологическому воспитанию ведется в тесном взаимодействии с родителями, при этом используем различные формы: - тематические беседы; - тематические беседы; - библиотека для родителей; - библиотека для родителей; - информационные доски; - информационные доски; - индивидуальные беседы; - индивидуальные беседы; - анкетирование; - анкетирование; -экологические акции – конкурсы: «День Земли», «Мое любимое дерево», «Елочка – зеленая иголочка», «Уроки доброты». -экологические акции – конкурсы: «День Земли», «Мое любимое дерево», «Елочка – зеленая иголочка», «Уроки доброты».




Итог работы по данному направлению показал высокую эффективность использования метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников. Итог работы по данному направлению показал высокую эффективность использования метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников.

Елена Кожевникова
Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. (Из опыта работы Максимовой Н. Ю.)

Мы ведем углубленную работу по формированию начал экологической культуры детей через дидактическую игру. Используем в своей работе моделирование , как один из методов экологического образования детей .

Процесс познания окружающего мира начинается с чувственного восприятия. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное обобщенное представление об объекте или явлении природы, составить схему изучаемого явления, например, мы формируем у детей понимание связи между развитием растений и условиями их существования; знакомим с понятиями «рыбы» , «птицы» , «звери» , «растения» и др. ; знакомим с явлениями природы (гололед, снегопад, дождь) ; с временами года, частями суток и др. Решать эти задачи помогает метод- моделирование .

Что такое модель и моделирование ? Модель- 1 . Это образ какого-либо изделия , 2. Это уменьшенное воспроизведение или схема чего-либо. Моделирование (наглядное) - 1. Это деятельность, направленная на изготовление какой-либо модели , 2. Создание в уме плана будущей игры, сказки, рисунка, постройки, то есть планирование действий осуществляется в форме образов- представлений , содержащих не все детали действительности, которую ребенок хочет отобразить , а лишь ее общее строение, соотношение частей (О. М. Дьяченко)

В экологическом воспитании моделирование -это совместная деятельность воспитателя и ребенка по построению модели .

Цель моделирования - усвоение детьми знаний об объектах природы, связях и отношений между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями , знаками.

Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Например, для выбора способа удаления пыли с растения мы выделяем признаки - количество листьев и характер поверхности листьев, а цвет и форма нам безразличны. Мы помогаем отобрать и использовать модели свободные от ненужных свойств и признаков. Для этого мы используем графические схемы и предметные образы-заместители .

По мере того, как дети осознают способы замещения признаков, связей между реальными объектами их моделями , то уже можно привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию .

Моделирование осуществляется в следующей последовательности :

1. Предлагаем ребенку описать новые объекты природы с помощью готовой модели ранее усвоенной ребёнком.

2. Организуем сравнение двух объектов между собой, учим выделять признаки различий и сходства, одновременно даем задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели , замещающие эти признаки.

3. Постепенно увеличиваем количество сравниваемых объектов до 3-4.

4. Обучаем моделированию существенных , значимых для деятельности признаков, например, отбор и моделирование признаков растений , определяющих способ удаления пыли с растений в уголке природы.

5. Руководим созданием модели элементарных понятий «звери» , «рыбы» , «птицы» , «растения» , «живое- не живое» и т. д.

Обучение моделированию связываем с использованием обследовательских действий (модель «способ сенсорного обследования» ). Мы учим планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учим сначала обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля и корня. При обследовании и выделении признаков, просим каждый из них называть точными словами.

Примеры использования моделирования в работе по экологическому воспитанию :

1. В беседе о птицах, имеющей целью обобщение первоначальных конкретных представлений о них, дети рассматривают 2-3 предметные картинки с изображением птиц нашего края . В ходе беседы направляем внимание не только на характерные особенности (величина, типичная окраска, характер клюва, ног, конечностей, крыльев) птиц того или иного вида, но и помогаем выделить общие для всех птиц признаки : имеют два крыла, две ноги, перьевой покров, клюв. Эти существенные признаки обозначаем моделью . Затем формируем обобщение «птицы» . В средней группе обобщение делает сам воспитатель : птицы- это животные, у которых две ноги, два крыла, чтобы ходить и летать, тело покрыто перьями, рот у птиц- клюв, затем дети отыскивают выделенные и закрепленные моделью признаки у других птиц, знакомых им, доказывают, например, что курица и петух - тоже птицы.

2. «Удаление пыли с растений» . Формируем у детей умение выбирать способ удаления пыли с растения, ориентируясь на характер поверхности листьев. Закрепляем знание о трудовом процессе, умении правильно называть растения, их части. Сообщаем детям, что будем учиться очищать растения от пыли. Предлагаем вспомнить, для чего это нужно делать, подтверждаем ответы детей : «правильно, растения дышат, дышат с помощью листьев, поэтому листья должны быть всегда чистыми, чистые растения очень красивы, украшают нашу группу».

Затем рассказываем детям, как определить растения, нуждающиеся в уходе (ориентировка на внешний вид растения) . Учим выбирать способ очистки листьев от пыли в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности (гладкая, шероховатая, опущенная) . Даем задания : 1. Отобрать растения , требующие уход; 2. Рассказать о признаках листа, используя обследовательские действия; 3. Обосновать выбор способа удаления пыли.

Во время обследования листа вводим сенсорную модель (карточки, моделирующие признаки растения : гладкость или шероховатость моделируется с помощью наклеенных на карточку полосок бумаги, соответствующей фактуры, количество - с помощью изображения и т . д.). По мере обследования листа и выделения его признаков, дети отбирают и последовательно выставляют карточки - модели , замещающие их. Затем делаем обобщение «Молодцы! Правильно выбрали способ очистки фикусов от пыли. Его удобно обтирать тряпочкой, т. к. листья у него гладкие, круглые, твердые, прочные». Далее закрепляем знания детей о трудовом процессе . Обсуждаем, как выполнить работу по порядку . В конце занятия даем оценку труду детей и умению правильно определять его способ выполнения с помощью модели .

3. «Растение - живой организм» . Обобщаем представление о растениях, формируем элементарное понятие «растение» . Растение - это живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держать и питать; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать. Растения живут на земле и в воде, они не передвигаются в поисках пищи. Растения бывают разные : деревья, кустарники, травы. Широко используем модели в игровой деятельности, например, в игре «Когда это бывает?» . Цель игры : закрепить знания о временах года (лето, осень, зима, весна) . Мы читаем четверостишия о временах года, а дети на модели «времена года» стрелкой указывают время года, о котором говорится в четверостишии. Подобно проводится игра, целью которой является закрепление названий частей суток («Когда это бывает?» ).

В дидактической игре «Живое - не живое» ставим задачи : сформировать обобщенные представления о живом организме, как целостном образовании и его существенных признаках (питание, дыхание, движение, способность к размножению и росту, учить использовать модель при нахождении признаков живого и неживого. В ходе игры ведем беседу о каких-либо двух объектах, например, вороне и самолете. В ходе беседы поочередно выставляем на мольберт графические модели (ноги - движение, рот - питание, нос - дыхание, прямоугольники разной величины - рост, овал- размножение). Доказываем, используя модели , что ворона- живое существо, а затем самолет - не живой предмет. Обобщение делает воспитатель. Затем предлагаем детям предметные картинки и просим доказать, какой у них изображен на картинке предмет , живой или не живой.

В дидактической игре «Путаница» с помощью модели закрепляем у детей знания о строении растения (цветка, дерева) .

Наблюдение является основным методом в экологическом воспитании детей . Мы так же используем модели , которые показывают способы сенсорного обследования природного объекта.

Для обобщений эколого - систематических групп : «птицы» , «рыбы» , «насекомые» , «звери» и др. мы так же активно используем графические модели .

Таким образом , активно используя метод моделирования , мы видим, что он помогает детям более полно раскрыть важные особенности объектов природы, а так же раскрыть причинно-следственные связи, существующие в ней. Благодаря этому у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.