Детские страхи и способы их коррекции. Дипломная работа: Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста. Страхам все возрасты покорны

Введение

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

Проблема: проблема не столько в выявлении страхов у детей,

сколько в выборе комплексных, индивидуальных методик их

коррекции.

Объект исследования: детские страхи как психолого-

Педагогическое явление.

Предмет исследования: детские страхи и способы их коррекции.

Цель исследования: выявить виды детских страхов и определить способы их коррекции в дошкольном возрасте.

Задачи: 1.Проанализировать работы отечественных и зарубежных учёных по проблеме страхов.

2. Изучить психологические причины формирования детских страхов.

3.Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребенка.

4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.

5.Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

Методы исследования

1.Анализ научной и методической литературы.

2.Анкетирование.

3.Беседы с педагогами и родителями.

Глава 1. Проблемы страхов

1.1. Причины детских страхов

Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление. Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них. Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.

А.И.Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 -7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности.

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни. Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.

В самом общем виде страх условно классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка. Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Возрастную периодизацию формирования чувств и появления страхов у детей описывает Т.А. Данилиной.

Страх (от греческого страх) - сильная и не имеющая под собой реальной основы боязнь чего-либо - открытого пространства (например, страх перед площадями, парками или большими магазинами), тесно замкнутого пространства, высоты, безобидных животных (при зоофобии) или какого-либо объекта (обычно живого), который у других людей чрезмерного страха не вызывает.

Страхи возникают вследствие психического заболевания, неврозов, жизненных потрясений, физического или умственного переутомления, после травмирующих стрессовых воздействий. Чаще встречаются у людей со слабой волей, склонных к навязчивым эмоциональным состояниям, мыслям, воспоминаниям. Некоторые фобии встречаются у психически здоровых людей, например, страх перед темнотой, боязнь воды, высоты, появления некоторых животных и т. д., хотя они могут не содержать реальной угрозы.

Первичное формирование состояний с навязчивым страхом происходит в условиях внезапного переживания человеком отрицательной эмоциональной реакции (испуг, тревога, крайняя озадаченность и т. д.).

Существует много фобий (тревог), страхи (фобии, простые фобии) являются как бы составной частью личности тревожно-мнительной структуры и представляют собой боязнь каких-либо предметов, животных, насекомых, например: агорафобия - боязнь видимого пространства (страшно пройти по мосту, пересечь дорогу и т.п.); клаустрофобия - боязнь замкнутых пространств (страшно находиться в закрытом помещении, в музее и даже театре); акрофобия - боязнь высоты (страшно летать на самолете, пройти по высокому мосту, подойти к окну, стоять на балконе верхнего этажа высотного дома: кажется, что высота «манит», и человек невольно двигается к краю, хотя не делает ни одного шага); айхмофобия – боязнь острых предметов, арахнофобия - боязнь пауков, герпетофобия – боязнь змей, гленофобия – боязнь взгляда куклы, либо особых ситуаций: антропофобия – боязнь людей, толпы, гомицидофобия – боязнь совершить убийство, дентофобия – боязнь зубоврачебного вмешательства, дерматофобия – боязнь заболеть кожной болезнью, маниофобия – страх безумия, мизофобия – страх загрязнения, монофобия – боязнь одиночества, нозофобия – страх увечья, неизлечимой болезни, заражения, оксифобия – боязнь острых предметов, петтофобия – страх общества, ситофобия – страх принятия пищи, скоптофобия – боязнь показаться смешным, привлечь к себе внимание, суицидофобия – боязнь совершить самоубийство, танатофобия – страх внезапной смерти, тафефобия – страх погребения заживо, фобофобия – страх страха, эрейтофобия – боязнь покраснеть, а также пантофобия – всеохватывающий навязчивый страх.

Некоторые из них, такие как агорафобия, выделены в отдельные диагностические категории, остальные объединены в группу простых фобий. Диагноз простой фобии обычно устанавливается после исключения агорафобии и социальной фобии. Простая фобия, как правило, не сопровождается вегетативным комплексом, хотя внезапное попадание в фобическую ситуацию может спровоцировать паническую атаку. Часто подверженные фобиям люди сознают бессмысленность своих страхов, но справиться с ними не могут.

Психиатры четко различали тревогу и страх еще в XIX веке. Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза - пропал страх. Тревога не имеет видимых оснований. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Тревога парализует волю, мучит, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни. Значит, тревога - это болезненное состояние психики, избавиться от которого можно только с помощью психолога, психоневролога, психиатра.

Американский психиатр Гарри Стэк Салливан считал, что в психике любого человека можно разобраться, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находится с другими людьми и в которых отчетливо проявляется его индивидуальность. Именно такие отношения возникают между матерью и ребенком. Салливан называл их эмпатией, т.е. вчувствованием. Если ребенок растет боязливым, значит, что-то неладно в его отношениях с матерью. Дело не только в недостатке внимания и любви. Если мать боязлива, ребенок тоже становится пугливым. Это встречается настолько часто, что возникла гипотеза: боязливость передается по наследству. Но все же, многие психотерапевты уверены, что это результат воспитания в младенческом и раннем возрасте.

Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан и др. утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире - все то, что способствует развитию человека как личности.

Ученые считают, что тревога, умело преодолеваемая человеком, не принимающая форму болезни, необходима. Выдающийся немецкий психиатр барон Виктор Эмиль фон Гебзаттель писал: «Несомненно, стоит стремиться к жизни без страха, но вовсе не очевидно, что стоит стремиться к такой жизни, из которой была бы изгнана тревога... Возбуждение тревоги и связанное с этим развитие способности к сочувствию, взаимопониманию может стать жизненной задачей для человека...»

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста.

Табачная И.П. воспитатель детского сада «Теремок» г. Тараз Байзакский район.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго.

На биологическом уровне страх - это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне - это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье нашего ребенка.

Существуют страхи, которые сопровождают определенный возрастной период. У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением. В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста. Позднее в 3-4 года, появляются страхи, связанные с развитием сферы воображения, фантазии ребенка. Ребенок может сам придумать какое- то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом. У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику. Существуют "приобретенные" страхи.

ья Виды детских страхов:

Реальный страх . Это нормальная реакция на внешнюю опасность, проявление врожденного инстинкта самосохранения.

Невротический страх. Это форма «бесцельного страха», связанная с нарушениями психических функций, в частности, с неврозом.

Свободный страх . Это состояние «боязливого ожидания», которое может появиться в любой момент и не связано с определенной ситуацией или объектом.

Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста:

Конкретный случай . Страхи могут быть вызваны конкретной ситуацией, произошедшей с ребенком (потерялся в магазине, покусала собака и т. д.). Боязнь повторения неприятного случая обычно легко поддается коррекции. Развитие у детей дошкольного возраста фобии зависит и от характера ребенка – в зоне риска малыши с повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе.

Окружающая обстановка . В дошкольном возрасте различные страхи могут быть вызваны конфликтами в семье. Нередко дети чувствуют себя виноватыми в частых ссорах родителей. Еще одной причиной страха могут стать трудности общения со сверстниками. Если ребенку сложно в коллективе, его обижают, он может начать бояться посещения школы или садика. Распространение страхов и запугивание со стороны старших детей тоже способствует формированию боязливости.

Внушение со стороны . Страхи у детей дошкольного возраста могут быть вызваны предупреждениями об опасности со стороны взрослых. Родители, бабушки или воспитатели могут слишком эмоционально говорить ребенку о последствиях какого-либо действия или ситуации. Источником страхов становятся фразы «Не трогай – обожжешься!», «Не ходи – ты упадешь!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает вторую часть предложения и чувствует тревогу. Реакция страха может закрепиться и распространиться на все похожие ситуации. Коррекция таких фобий необходима, так как внушенный в детстве страх может преследовать человека всю жизнь.

Собственная фантазия . Дети в дошкольном возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных монстров. Однако на собственные фантазии каждый ребенок реагирует по-разному. Кто-то легко забывает о них, а у кого-то могут развиться нервные расстройства.

Расстройства психики . Страхи у детей дошкольного возраста могут быть симптомом невроза – расстройства психики, которое требует обязательного лечения. Невроз может проявляться через страхи, не характерные для возраста ребенка, или очень сильные приступы боязни по различным поводам, в том числе входящим в понятие возрастной нормы.

О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
- не засыпает один, не разрешает выключать свет;

- часто закрывает уши ладонями;

- прячется в угол, за шкаф;

- отказывается от участия в подвижных играх;

- не отпускает маму от себя;

- беспокойно спит, кричит во сне;

- часто просится на руки;

- не хочет знакомиться и играть с другими детьми;

- отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;

- категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Выявляем причины детских страхов

Для того, чтобы успешно преодолеть страхи у ребенка, необходимо с помощью психоанализа выяснить их причины. В домашних условиях вы можете воспользоваться несколькими простыми, доступными для родителей методиками выявления детских страхов, которые дают весьма точное представление о характере проблемы:

Рисование.

Даже в том случае, если ваш ребёнок не обладает особыми художественными талантами, вы можете попросить его нарисовать то, что его тревожит. Однако просьба должна быть в очень мягкой тактичной форме и ни в коем случае не должна носить приказной характер. Лепка из пластилина подойдёт тем детям, которые не любят рисовать. Рекомендации родителям в данном случае абсолютно идентичны. Если вышеназванный способ не помог определить причин возникновения детских страхов, вы можете предложить ребёнку придумать сказку, в которой будет рассказано именно о том, что тревожит малыша. Как правило, этот метод идеально подходит для определения детских страхов после пяти лет. Обязательно запишите сказку на бумагу. Во-первых, таким образом, производится визуализация страхов, что является задачей абсолютно любой методики диагностики, а во- вторых, может пригодиться вам в будущем, в случае повторного возникновения тревоги и страхов у ребёнка. Ещё одним действенным способом того, как победить страхи у детей, является разговор с ребёнком на волнующую его тему. Взрослый человек, которому предстоит беседа с ребёнком, должен серьёзно подойти к этому вопросу и заранее обдумать список вопросов, которые он задаст ребёнку. Также обратите внимание, чтобы все вопросы задавались на доступном для детского понимания уровне. Не стоит торопить ребёнка с ответом, необходимо дать ему время подумать. Ни в коем случае нельзя заострять внимание на какой–либо одной причине, так как это может привести к возникновению нового страха.

Способы коррекции детских страхов.

Сказкотерапия как способ коррекции.

Коррекция посредством сказкотерапии. В практике сказкотерапии используются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами). Сказкотерапевты Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и А.М. Михайлов отмечают широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый человек, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоционально напряжённостью характерологическими чертами, ребенок получает опыт оперативной не директивной обратной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу. В той или иной степени ребенок начинает осознавать ответственность за сценическую жизнь куклы. Таким образом, ребенок видит причинно-следственные связи между своими действиями и действиями куклы. Кукла, выступая атрибутом, воплощает в себе противоположные эталоны человеческих поступков и качеств, которые наиболее ярко представлены в сказках. Привлекательность сказок для психологической коррекции вообще и коррекции страхов, в частности состоит, прежде всего, в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.). И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок. Выделяют несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок. Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть. Коррекция посредством куклотерапии. Еще одним из достаточно распространенных методов коррекции невротических страхов принято считать куклотерапию. На современном этапе куклы используются для решения задач психодиагностического и психокоррекционного характера. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры с куклами, А.И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой ребенка в естественных условиях. После этого можно начинать проводить терапевтические сеансы в игровой комнате. Ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора игрушек и материалов. Для игры надо заранее подготовить игрушки, похожие на тот предмет, которого дошкольник боится, и разыграть сюжет, в котором он может «расправиться» со своим страхом, тем самым избавившись от него. Психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей: когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Ребенку предоставляется возможность испытать в терапевтически ориентированной игре ощущения собственной силы и решимости. Поэтому, если ребенок принимает в игре роль страшного для него персонажа и разыгрывает с ним ряд игровых действий, то этого иногда может быть вполне достаточно для того, чтобы избавиться от страха.

Изотерапия как метод коррекции страхов

Коррекция посредством рисования. Рисование - творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по желанию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз и позволяет использовать рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т. д. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для его психического развития. Наибольшая активность в рисовании наблюдается в возрасте от 5 до 10 лет, когда дети рисуют сами, непринужденно и свободно, выбирая темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. Рисование страха. Невротичный ребенок должен изобразить свой страх на листе бумаги. Это задание выполняется дома в течении двух недель. На повторном занятии ребенку предлагается подумать и изобразить на обратной стороне того же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводиться на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается. При отказе от рисования психолог в присутствии ребенка может взять лист с изображением страха и сжечь его со словами: «Вот видишь, от злого чудовища осталась маленькая горстка пепла, а сейчас мы ее сдуем и страх испариться». Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта. А.И. Захарова предлагает использовать методику «Рисуем страхи» для детей, которая проводится совместно с родителями. Эта методика состоит из нескольких занятий. Первое занятие начинается с беседы с ребенком. На нее отводиться не менее 20-30 минут. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Ребенку предлагается в качестве своеобразной психологической разминки немного поиграть. Реквизит для игры самый разнообразный: домик из больших кубиков, в нем кровать, шкаф; теремок в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес; куклы имитирующие сказочные персонажи, животных, людей и т.д. Отношение к ним может позволить обнаружить те страхи, которые будут забыты или скрыты при беседе. После установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявит страхи. Начинать спрашивать о страхах можно и в процессе самой игры, как бы, между прочим, вкрапливая вопросы в игровые паузы. В разговоре стараются не повышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи фразой «Скажи ты боишься…», а спрашивают: « Скажи, ты боишься или не боишься…» - и ждут ответа. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха. Все выявленные страхи сообщаются родителям при отдельной беседе, с тем, чтобы они могли организовать рисование страхов дома. После диагностики страха следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли. Всем этим создается жизнерадостная эмоциональная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха. В конце игры нужно обязательно отметить успехи детей, похвалить. Пожать руку и предложить нарисовать страхи дома, сказав: «Нарисуй то, что ты боишься, все на отдельном листе». На это задание отводиться две недели. Сам факт получения задания, таким образом, организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма не просто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, нока ребенок решиться преступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пака он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознанием условности изображением страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется в художественный образ. На следующем занятии существенно присутствие обоих родителей и других участвующих в воспитании взрослых. Положительное действие будет и от участия в обсуждении рисунков в игре братьев и сестер. Подобная эмоционально положительно настроенная группа повышает ответственность за принимаемые решения о наличии или отсутствие страха и заодно действует мобоилизирующим образом. Беседе, как и в первый раз, предшествует игра, имеющая более динамичный, эмоционально насыщенный характер. Обычно в качестве такой эмоциональной разминки выступают пятнашки, преодоление каких-либо препятствий и игры с мячом. Затем все садятся полукругом так, чтобы удобно было рассматривать рисунки, находящиеся в руках психолога. Порядок предъявления для обсуждения рисунков не имеет особого значения. Каждый рисунок показывается всем присутствующим, в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Ранее это было трудноосуществимым, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и может понять его переживания. После просмотра первого рисунка следует реплика психолога: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?» В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?» - и ближе к концу звучит так: «Боишься – не боишься?» Все слова произносятся ровным, но не монотонным и, тем более не торопливым голосом. Скорее он имеет эмоционально приподнятый и как бы «торжественный» оттенок. После каждого рисунка, вопроса психолога и ответа ребенка выражается одобрение: «так», «хорошо», «что дальше?». Если положительного эффекта пока нет, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождаться словами «ничего», « всему свое время» и т.д. После окончания обсуждения страхов называются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора нужно похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. А так же нужно сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся на все время у психолога, который таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребенка. После обсуждения снова предлагается игра, в которой все активно участвуют. Она имеет подвижный характер, требует выдержки и содержит некоторый риск, например, игра в кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба из лука. Игра строится так, чтоб ребенок обязательно смог выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе. С согласия детей можно проиграть некоторые из «только что «снятых с повестки дня» страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки, пролезть через несколько стульев, воспроизвести обстановку медицинского кабинете и т.д. В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принести мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него. Здесь очевиден эффект внушения, - установки на определение страха в воображении путем его определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца. Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребенок уже не один со своими страхами – они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблекли после их предыдущего изображения. К тому же психолог и родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способности справиться со своими страхами. Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина. Когда подобные поделки – плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило, лучше при присутствии отца.

На данной, третьей по счету, встрече также предлагается сначала игра, но уже с учетом ушедших ранее страхов. Для этого на игровой площадке среди различных предметов находятся отражающие прежние страхи маски, куклы. Ненавязчиво предоставляется возможность поиграть с ними, что усиливает достигнутый эффект. После игры разминки проводиться обсуждение задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки, и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: «так», «молодец», «хорошо». За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки или значка.

    Заботиться о психологическом здоровье ребёнке необходимо начинать ещё до его рождения.

    Детские психологи отмечают интересную закономерность – чем спокойнее проходила беременность, тем реже у детей в последующем возникают какие–либо детские страхи. Так что постарайтесь, как бы банально это ни звучало, меньше нервничать во время беременности.

    Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным.

    Даже если вы почти всё время проводите на работе или же у вас родился младший ребёнок, или по каким-либо иным причинам у вас совсем не остаётся сил, необходимо, превозмогая себя, уделять ребёнку внимание. При отсутствии адекватного лечения детских страхов, вызванных ощущением собственной «ненужности», в подростковом возрасте эта проблема может привести к возникновению у ребёнка суицидальных наклонностей.

    Эгоистическое мышление также зачастую приводит к появлению страха потерять своё исключительное положение, носящему характер навязчивой идеи.

    Постарайтесь не ограничивать ребёнка в общении со сверстниками – это привёдёт к появлению страхов перед школьной жизнью.

    Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми

    Ни в коем случае нельзя приводить в пример малышу те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки.

    Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или милиционерами. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.

Эксперты дают советы, как родители могут помочь ребенку преодолеть страх.

Не все боязни плохи. На самом деле, небольшой трепет способствует нашей безопасности. «Без испуга мы лезли бы туда, куда не следует», - говорит Тамар Е. Чански, доктор философии, автор книги «Освобождение вашего ребенка от страхов», директор Детского центра ОКР и тревоги.

Некоторый из них носит эволюционный характер. Например, многие дети - и взрослые бояться не имея своего собственного опыта встречи со змеями, скорпионами и т. п. Некоторые дети испытывают тревогу, часто сильные эмоциональные реакции на непосредственный опыт. Но главным образом, страхи ребенка - предсказуемый обряд.

Тревожность ваших малышей меняется со временем. Вот кое-какие из наиболее распространенных детских тревог, которые они могут испытать на разных этапах развития.

Малыш боится:

  • громких звуков или внезапных движений;
  • крупных объектов;
  • незнакомцев;
  • оставаться один;
  • изменений в доме.

Страхи в дошкольном возрасте:

  • темнота;
  • шум ночью;
  • маски;
  • монстры и призраки;
  • животные, такие как собаки.

Страхи в школьном возрасте:

  • змеи и пауки;
  • штормы и стихийные бедствия;
  • быть в доме одному;
  • страх перед учителем, который злится;
  • страшные новости или телешоу;
  • травма, болезнь, врачи, выстрелы, смерть;
  • опасение неудачи и отказа.

Уменьшение чувства страха у малышей

В идеальной ситуации мир младенца обеспечен безопасностью и спокойствием благодаря родительской заботе. Все, что нарушает эту идиллию (громкий шум или незнакомец) вызывает страх. Одна простая вещь, которую вы можете сделать для поддержания спокойствия, - это установить предсказуемый распорядок жизни для малыша. Кроме того, свести к минимуму количество опекунов. Сильная связь с ребенком - благодаря регулярному касанию, зрительному контакту, разговору или пению - создает основу доверия, прививая вашего ребенка от будущего беспокойства. С расширением мира дошкольников, они продолжают бояться новых мест и людей. Незнакомые воздействия приносят страх перед неожиданностью.

Некоторые из них являются результатом конкретных переживаний, но определенные связаны с развивающимся воображением детей. Понимая, что в этом темном шкафу действительно ничего не скрывается, малыш успокаивается - это замечательное достижение. Но в этом возрасте они недостаточно освоили навык, чтобы знать, как развеять страх. Кристин Лагаттута, кандидат психологических наук, профессор Калифорнийского университета в Дэвисе, проводит исследования с дошкольниками. Она изучает, как они создают связь между умом и чувствами. Лагаттута объясняет, что «Когда эмоция действительная, тогда детям трудно определить, что опыт, который идет с ней, не есть реальность».

Как помочь своему ребенку

В любом возрасте, разбейте работу над преодолением страха на небольшие шаги, превратив борьбу во что-то веселое и позитивное. Создавая конкурирующие эмоции вы помогаете избавиться от тревоги.

Ослабление страхов у школьников

Взрыв знаний и опыта в школьные годы знакомит детей с более опасными для жизни ситуациями: пожары, ограбления, шторма и войны. Реализм начинает наступать. Однако не думайте, что вы всегда знаете точный источник страхов вашего ребенка. Если он избегает общественных бассейнов, действительно ли причиной тому вода или опаска утонуть? Или это свисток спасателя? Единственный способ узнать - спросить. Из младших детей вы можете выудить это буквально. Скажите им нарисовать две картинки: одна - это изображение самих себя в страшной ситуации с мыслью о «пузыре беспокойства», которая рассказывает, что они думают о себе. Затем попросите их сделать второй рисунок в той же ситуации, но с «умным пузырем», который имеет спокойные, более реалистичные мысли.

Ребенок, который боится отказа учителя, может сказать: «Педагог отправит меня к директору, если забуду свою домашнюю работу». Но «умный пузырь» может сказать: «Мой друг, Алекс, тоже забыл домашнюю работу и учитель только попросил его написать себе памятку». -Этот метод помогает детям установить связь между тем, какое у них самочувствие, когда рассказывают себе эти две очень разные истории, - говорит Чанский. Дети, которые боятся стихийных бедствий, также могут перейти в другое мышление, обучая своих родителей тому, что они узнали в школе о штормах, торнадо или землетрясениях. Это помогает укрепить другой способ взглянуть на ситуацию. Чанси объясняет, что эти методы хорошо работают для детей, которые более ориентированы на познание. Для малышей, которые физически напряжены, много беспокоятся по ночам, и у них проблемы со сном, релаксационные методы могут быть только частью необходимого воздействия

Лори Лайт, сертифицированный воспитатель по медицине, разработала собственные приёмы, которые включали глубокое дыхание, аффирмации и мышечную релаксацию. Она смогла в значительной степени помочь своим собственным детям, один из которых был гиперактивным и хронически болен, другой испытывал стрессовые ночные кошмары. Преимущество состоит в том, что вам не нужно ходить в класс, иметь диплом или много денег, все что необходимо сделать, это включить CD или прочитать книгу.

Общие руководствующие принципы для любого возраста

Когда ваш ребенок боится - не смотря сколько ему лет, не забывайте с уважением относиться к его опасениям. Чански предлагает следующие принципы:

  • Будьте спокойны и уверены. Как вы говорите со своим ребенком о страхах так же важно, как и то, что вы говорите.
  • Помогая малышу противостоять боязням, узнайте, когда он чувствует себя комфортно. Однако не давайте ему полный «выход». Абсолютное избегание - это не ответ на беспокойство.
  • Практически справляться с волнением можно различными способами: при помощи рисунков, домашних животных или ролевых игр.
  • Должно быть вознаграждение - большое или маленькое.

Определенное количество страха - признак здоровья, и оно понятно. Это удерживает нас и наших детей от вреда. Родители учат их опасаться выбегать на оживленную улицу, принимать конфеты от незнакомых людей, глотать неизвестные вещества из медицинского шкафа и т. д.

Мы, по сути, учим малышей осторожности, а это совсем другой вопрос. Совершенно иное, когда ребёнок реагирует на воображаемую, а не на реальную опасность, страх иногда бывает настолько велик, что может превратиться в расстройство.

Помощь ребенку для преодоления тревоги и фобий

Вероятно, можно с уверенностью сказать, что у каждого ребенка есть страхи в той или иной степени. Некоторые из них - обычные опасения детства, а другие - нет. Роль родителя заключается в том, чтобы успокоить испуганного малыша. Способность делать это хорошо может привести к уверенности и безопасности ребенка в его нынешней и дальнейшей жизни.
В обзоре несколько лет назад были выявлены наиболее распространенные человеческие страхи, некоторые из них связаны с опасениями детей. Вот они:

  • тьма;
  • одиночество;
  • злые люди;
  • отказ;
  • ошибки;
  • собаки;
  • публичные выступления;
  • стоматологи;
  • больницы (кровь);
  • пауки;
  • экзамены;
  • полиция.

    Многие из этих страхов, если их не распознать и правильно лечить в детстве, могут превратиться в более серьезные фобии во взрослой жизни.

Боязнь темноты

Обычно страх перед тьмой возникает, когда родители настаивают на том, чтобы ребенок оставался в полностью затемненной комнате перед сном, или когда малыш просыпался посреди ночи. Некоторые так ужасаются темнотой, что их сердцебиение действительно увеличивается. Родители должны признать, что комната выглядит совершенно иначе когда свет погас, и необходимо предпринять шаги чтобы успокоить ребенка.

Используйте ночник, но экспериментируйте с его размещением, чтобы быть уверенным, что он не создает всевозможные пугающие тени. После того, как свет погас оставайтесь в комнате на несколько минут и расскажите, как выглядят разные вещи: занавес, развевающий на ветру. Оставьте дверь в детскую комнату слегка открытой и скажите ему, что вы будете недалеко. Если ребенок пробуждается посреди ночи, не следует приглашать в свою постель, или вы рискуете создать устойчивую привычку. Вместо этого успокойте малыша в его комнате и скажите, что вы гордитесь им. Оставайтесь последовательными в своем подходе к его поведению.

Страх перед животными

В то время как боязнь перед зверьми затрагивает почти всех малышей, он уменьшается по мере того, как ребенок становится старше. В течение этих лет можно сделать ряд подходов, чтобы уменьшить опасения ребенка. Не передавайте свой страх. Исследуете, а затем научите малыша правильному поведению с животными (например, всегда подходите к собаке спереди, где она может видеть и обнюхать вашу руку).
Определите страх ребенка для него. Например, «Собаки бывают страшными, но эта живет прямо по соседству, и она хочет дружить с тобой».

Подумайте о том, чтобы завести домашнего питомца и выберите то, которое меньше ребенка. Тогда пусть он поможет с кормлением и заботой о животном. Ни при каких обстоятельствах ребенку не разрешается дразнить или жестоко обращаться с питомцем. Это может спровоцировать нападение или укус, и тогда потребуется значительное время, прежде чем страхи ребёнка могут быть полностью преодолены. Не заставляйте малыша кормить животное. Пусть он сделает это в свое свободное время.

Страх школы и особенно детского сада

Школьная фобия, как ее иногда называют, может иметь ряд причин, как реальных, так и воображаемых, и ответственность родителя заключается в том, чтобы выяснить, что вызывает проблему.
Это боязнь школы или страх покинуть дом? Если это опасение перед учебным заведением, в чём конкретно причина? Боязнь ехать на школьном автобусе? Трепет, что его будут дразнить? Каждая из этих возможностей должна быть рассмотрена индивидуально, при необходимости с помощью учителя. Найти хорошего друга, приятеля, который разделит поездку на автобусе или будет товарищем по игре в перерыве.
Если он боится покинуть дом, убедитесь, что ребенок понимает, что вы все еще будете там, когда он вернется из школы. Обсудите каждый школьный день с ребенком, вспоминайте приятные эпизоды.

Страх перед стоматологом

Понятно, что это часто нерешенный опасение детства, так как многие взрослые боятся идти к дантисту. Это провоцируется, потому что ребенок чувствует, что он абсолютно не контролирует ситуацию. Это факт жизни - людям нужно регулярно ходить к дантисту, чтобы их страх был преодолен.

Выбирайте стоматолога и врача тщательно. Если возможно, найдите именно детского дантиста.
Начните с раннего младенчества посещать кабинета одонтолога, чтобы ребенок привык к процедуре простого осмотра. Научите малыша хорошей гигиене полости рта, чтобы поездки к дантисту были минимальными. Постарайтесь не передавать свои опасения к стоматологу, вашему младенцу.

Страх смерти

Дети обычно интересуются смертью. Это нормально, если малыш не начинает внезапно беспокоиться о том, что тот, кого он любит, скоро умрет. Средний ребенок вообще не боится смерти, пока не увидит покойник. Именно тогда он почувствует первые признаки собственной смертности. Будьте готовы обсудить смерть с ребенком, если он этого пожелает, но следует указать малышу на то, что прямо сейчас не нужно беспокоиться об этом. Будьте честны, когда кто-то рядом из вашей семьей умирает либо от болезни, либо от несчастного случая. Недостаток знаний у ребенка может стать причиной страха. Убедитесь, что он не считает, что несет ответственность за смерть. Иногда в гневе люди могут подумать: «Я его ненавижу. Хочу, чтобы он был мертв». Если какой-то ужасный случай привел человека, которому направлена ненависть, умирает, ребенок может чувствовать свою вину. Убедитесь, что он знает, что это не так.

Эксперты считают, что ребенку должно быть более пяти лет, прежде чем сможет присутствовать на похоронах, и только если он захочет. Родители должны представить эту церемонию как прощание с умершим. Возможно, самое лучшее, что могут сделать отец или мать, когда сталкиваются с опасениями ребенка - признать свои боязни младенчества, в частности если родитель испытывал подобные страхи в детстве. Указать, что понимают, насколько разрушительные такие опасения, и что готовы успокоить и утешить каждый раз, когда ребенок в этом будет нуждаться.

Как показывает несчетное число исследований, львиная часть фобий у людей были заложены в детстве, включая его самый ранний период. Что же такое страх? Это своего рода реакция на реальную или придуманную опасность.

Не следует забывать о наличии у ребенка своего мирка, где персонажи из сказок – из реальности, а обычные предметы могут оживать. Следовательно, малыш способен увидеть угрозу, где ее реально не существует. Не столь важна причина и проявление фобии, главное – относиться к проблеме серьезно и как можно быстрее ее решить.

Как можно разделить детские страхи

Все страхи можно условно разделить на реальные, невротические и свободные. Реальный страх абсолютно нормален, в нем проявляется естественный инстинкт самосохранения.Страх невротический представляет собой форму страха без цели. Причины – нарушение психический функций, например, невроз. Ну а свободный тип знаменуется реакцией «боязного ожидания», которое может произойти в любой момент и не связано с чем-то конкретным.


Причины появления страха у детей

1. Боязнь может возникнуть из-за какого события, случая. Например, укус животного, отсутствие взрослых. Фобия повторения таких случаев можно скорректировать. Безусловно, появление страха у детей зависит и от конкретного характера ребенка: ребята с повышенным чувством тревоги, неуверенностью, мнительностью всегда страдают в первых рядах.

2. Не последнюю роль в появлении страхов играет окружающая обстановка. Прежде всего, это – конфликты в самой семье ребенка. Довольно часто дети чувствуют себя в ответе за частые ссоры родителей. Также страх может породить и сложности коммуникации с другими детьми-сверстниками. Если малышу нелегко в коллективе, его обижают, то он скорее всего будет бояться , и потом в школу. Старшие дети часто запугивают младших, что также способствует распространению фобии или обстановки, в котором он оказался.

3. Довольно частая причина страхов у детей 3-7 лет – бесконечные напоминания о потенциальных опасностях. Родственники и воспитатели могут чересчур эмоционально рассказывать малышу о последствиях его действий. Фразы типа «Не трогай – обязательно обожжешься!» или «Не ходи туда – обязательно свалишься!» с яркой второй частью способствуют запоминанию и ощущению постоянной тревоги. Подобная реакция может быть закреплена и применима на такие же ситуации. Обязательно следует скорректировать такую фобию, иначе страх может остаться на всю жизнь.

4. Дети дошкольного возраста очень нередко сами выдумывают себе какой-то объект страха. Например, очень многие в детстве боялись темных комнат, где разные предметы трансформировались в странных чудовищ. Но здесь важна собственная реакция малыша: кто-то забывает, а кто-то может развить в себе нервные болезни.

5. Детские фобии у детей возможны с развитием невроза. Это расстройство психики требует немедленного вмешательства со стороны специалиста. Такое явление может выявиться через боязнь, нетипичной для малыша. Не исключены также и неожиданные приступы фобии по различным поводам, включая и описываемый возрастной период.

В любом случае благодаря новейшим методикам все поддается коррекции. Необходимо обратиться к специалистам, которые непременно вам помогут. для его дальнейшего становления, как личности.

Причины возникновения детских страхов. Виды страхов. Преодоление детских страхов. Советы педагогам: что делать, если ребенок боится. Советы родителям. Норма страхов для дошкольников. Конспект занятия по коррекции страхов у детей 4–5 лет.

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.

Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами.

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Причины возникновения детских страхов

Существует несколько причин возникновения страха.

Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай , который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!".

Самые распространенные – это внушенные страхи . Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия . Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов . Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками . Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза , которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Нормы страхов для детей разных возрастов приведены ниже.

Виды страхов

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Преодоление детских страхов

Изучая литературу, затрагивающую проблему страхов у детей дошкольного возраста, педагог-психолог и воспитатели ГОУ "Детский сад № 1289" пришли к выводу, что работа по коррекции должна вестись комплексно, с использованием разнообразных средств и методов психологического воздействия (игротерапия, сказкотерапия, проективные методы, методы релаксации и саморегуляции).

Коррекционная работа педагога-психолога в нашем ДОУ ведется в нескольких направле­ниях:

  • консультирование;
  • лекции-семинары (для родителей, педагогов);
  • стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов.

1­-й этап – принятие заявок педагогом-психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.

2­-й этап – проведение педагогом-психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.

3­-й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4­-й этап – проведение с ребенком кор­рекционных занятий. Коррекционная группа формируется из детей среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в течение трех недель, продолжительность каждого 20–30 мин. Цикл – 15 занятий.

В качестве примера в приложении 2 представлен конспект занятия по коррекции страхов у детей 4–5 лет.

5­-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

Данная коррекционная работа, на наш взгляд, является наиболее эффективной при оказании помощи детям в преодолении страхов. Что мы отчетливо наблюдаем в своей работе.

Советы педагогам: что делать, если ребенок боится

Советы родителям

  1. Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
  2. Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".
  3. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.
  4. Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
  5. Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
  6. Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
  7. Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Норма страхов для дошкольников

Страх

Возраст, лет

мальчики

девочки

Остаться дома в одиночестве

Нападения

Заболеть, заразиться

Смерти родителей

Чужих людей

Потеряться

Мамы и папы

Наказания

Бабы-­яги, Кощея Бессмертного, Бармалея и т. д.

Страшных снов

Животных

Транспорта

Стихийных бедствий

Маленьких тесных помещений

Больших помещений, улиц

Резких, громких звуков

Конспект занятия по коррекции страхов у детей 4–5 лет

Задачи:

  • помочь детям справиться с собственными страхами;
  • обучить методам релаксации и саморегуляции;
  • переориентировать ребенка, помочь перевести страшные образы в разряд беззащитных и несчастных, которых стоит пожалеть и защитить;
  • с помощью проективных методов научить детей отслеживать собственные чувства, а также эмоции и переживания других людей;
  • повысить уверенность ребенка в себе и своих силах.

Ход занятия:

Знакомство. Игра "Ласковое имя"

Цель: помочь детям запомнить друг друга и установить контакт.

Педагог-психолог:

Вспомните, как вас ласково называют дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик надо бросать в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.

(Дети выполняют упражнение.)

Упражнение "Иголка и нитка"

Цель: активизировать детей, создать у них рабочее настроение.

(Дети становятся друг за другом, положив руки на пояс впереди стоящего.

Первый ребенок – "иголочка". Он бегает, меняя направление.

Остальные – "нитка" – бегут за ним, стараясь не отставать.)

Игра "Чужие рисунки"

Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.

(Каждый ребенок рисует свой страх.

Педагог-психолог вывешивает рисунки на доске.

Дети рассматривают их и по очереди рассказывают,

что они нарисовали и чего боятся.)

Игра "Боюська"

Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.

(Дети быстро передают друг другу мяч. Получивший его должен назвать тот
или иной страх ("боюську") и передать мяч следующему.)

Прощание

Педагог-психолог и дети прощаются, вспоминая, что интересного было на занятии.

А.Ф. Двойнова ,
педагог­психолог ГОУ "Детский сад № 1289" г. Москвы