Реджио подход в воспитании ребенка. Философская методика редджио эмилиа. Как появился реджио-подход

Педагогика Реджио Эмилия Презентацию подготовила: студентка 4 курса, группы д\о Ефимова Евгения


Реджио Эмилия – это не теория воспитания ребенка, не методика и не модель. Это скорее опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как «третьего воспитателя». Большое внимание уделяется тому, что видит и чувствует ребенок в раннем детстве. Дети здесь не только соавторы обучающего процесса, но и инициаторы большинства проектов. Воспитатель «эволюционирует» вместе с ними. Важная черта дизайна учреждений Реджио - центральная площадка «pizza», где общается воспитатель с детьми.


Термином «реджио-педагогика» принято называть концепцию и практические методы работы коммунальных детских садов в северо-итальянском городе Реджио-Эмилия. Всемирно реджио-педагогика считается самым амбициозным направлением элементарной педагогики, а в 1991 году группа экспертов определила этот педагогический подход как наилучший метод работы для детских дошкольных учреждений. В том же году, по мнению американского еженедельника «Newsweek», детские садики Реджио были признаны лучшими в мире. С целью международного обмена опытом между педагогами и исследователями, в 1994 году был создан Фонд «Дети Реджио». С тех пор реформаторские начинания Реджио получили всемирное распространение. В том числе и в Германии.



Главным идейным вдохновителем и основателем реджио-педагогики был Лорис Малагуцци, на протяжении многих лет руководивший в Реджио- Эмилия городскими детскими садами. «Провокатор в вопросах детства», - таковым считал себя Лорис Малагуцци на протяжении всей своей жизни.


Малагуцци стремился связать воедино ребенка, его семью и его окружение – то, что в детских садах было обычно разобщено. Центральное положение реджио-педагогики – право ребенка на воспитание и образование, независимо от его физических данных, социального и общественного положения. Важнейшие принципы: Воспитание демократии; Воспитание социальной справедливости; Воспитание солидарности



Появление такой педагогики в городе Реджио-Эмилия не случайно. Традиционно управляемый «левыми» регион Эмилья Романья славится в Италии не только своим высоким уровнем жизни, но и своей хорошо налаженной работой органов государственного управления, а жители региона всегда выступали за высокую степень гражданственности и участие населения в решении общественных проблем. Детское воспитание считается там делом не частным, а общественным.


В течение последних десятилетий детские сады и ясли Реджио- Эмилия стали для педагогов своеобразными святынями, местом чуда, восторга и вдохновения, подобно флорентийским Уффициям для любителей искусств. Работа над проектом играет в реджио-педагогике центральную роль. Зачастую проекты рождаются в играх и разговорах, и базируется на подлинных интересах детей. Темы проектов исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город. Один проект может длиться сколь угодно долго – от нескольких часов до целого года. Важен сам процесс, а не конечный продукт. Важный элемент реджио-педагогики при работе над проектом – документация происходящего процесса посредством больших настенных плакатов («говорящие стены») или посредством ведения журнала. Для развития и воспитания, самовосприятия, общения и экспериментальных возможностей необходимы так же и архитектурные предпосылки. Поэтому «третьим воспитателем» по реджио-педагогике считаются помещения детского сада. Они дают детям чувство защищенности и в то же время призывают к активности. Так же особенно характерны зеркала различных форм, костюмерные, театр теней, почтовые ящики, проекторы и лайтбоксы. Это провоцирует детей познать и признать свое телесное «Я», попробовать себя в других ролях, вступать в общение, исследовать окружающий мир вещей и явлений, их подлинную структуру.


Если в большинстве детских садов игрушки «детские», но в основном бессмысленные, то в реджио-детсадиках есть просто все необходимое для полного самовыражения ребенка, прежде всего – материалы и инструменты: проволока, глина, дерево, гипс, краски и бумага различных видов, а также винтики, шурупы, шлифовальная бумага, пилы, кисти, ножницы. Реджио-педагогика – это оптимистическая педагогика. Ребенок, с его энергией, его любопытством, его фантазией – творец самого себя, конструктор своей личности, - так полагает реджио-педагогика.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Педагогика Реджо эмилия («reggio emilia») Реджо («reggio emilia») – не теория воспитания ребенка, не методика, не модель. Это скорее опыт отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран.

3 слайд

Описание слайда:

Реджо-педагогика - это оптимистическая педагогика. Ребенок, с его энергией, его любопытством, его фантазией - творец самого себя, конструктор своей личности - так полагает реджо-педагогика. Ребенок-силен, богат, могуч и сведущ,- так говорят реджо-воспитатели. И разве может быть самовоспитание чем-то иным, как не искусством сохранения и поощрения этой силы и богатства? Философию и методику для детских садов этого нового типа разработала группа педагогов под руководством Лориса Малагуцци в городе Реджо Эмилия (Reggio Emilia). Педагогика была основана на принципах уважения личности ребенка, воспитания личной ответственности и создания развивающей среды, приспособленной для реализации того вектора развития, который задается самим ребенком.

4 слайд

Описание слайда:

В Реджо Эмилия дошкольным воспитанием охвачено 94% детей. Система Реджо Эмилия, система Лориса Малагуцци, родилась из практической работы, а не из какого-то специального педагогического исследования. В начале нового педагогического пути лежало стремление воспитать «нового» человека. Не обошлось без коммунистических идей: равные возможности для всех детей, не сугубо религиозное воспитание. Первая попытка нового метода относится к 1963 г. Это был детский сад под названием «Робинзон»: в нем пытались повторить с детьми содержание жизни героя книги Дефо, на пустом месте воздвигнуть целое функционирующее хозяйство. Поскольку отношение общественности было настороженным, приходилось документально фиксировать каждое педагогическое решение, чтобы всегда можно было доказать, что ничего плохого с детьми не делают.

5 слайд

Описание слайда:

«Ребенок состоит из сотни, – писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений. – У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты. – вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь».

6 слайд

Описание слайда:

Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их. Дети с недостатками развития могут воспитываться вместе с нормально развитыми детьми. Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее. Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего – важнейший принцип Реджо Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение; то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых.

7 слайд

Описание слайда:

Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере,Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др. Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

8 слайд

Описание слайда:

Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т.п.) и предметов для. их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т.п.), разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Мебель предпочтительна старинная (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно залезть на полати, уединиться в уголке-домике с книжкой, зарыться в подушки или уйти в кукольную избушку. Есть место переодеться для ролевой игры: там собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Творчество, фантазия – вот что максимально развивается в таком дошкольном учреждении.

9 слайд

Описание слайда:

Дошкольные учреждения построены так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого дошкольного учреждения находится, по итальянской традиции, «пьяцца» – место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Почти все стены прозрачные или с большим количеством окон. Много прозрачных стен и стекол, так что все видят, что где случилось; поначалу с непривычки немного сложно ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Везде, в том числе и на полу, зеркала, и это принципиально: важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия.

10 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие родителей и воспитателей – важная составная часть педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хартии прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями.

11 слайд

Описание слайда:

Из каких же ключевых приемов строится педагогика Реджо Эмилия? 1. Работа с детьми начинается с тщательного наблюдения за ними. В детских садах педагоги внимательно наблюдают за свободной детской игрой, разговаривают с детьми о том, что их интересует, записывают все действия, высказывания, вопросы ребенка. Затем этот материал подвергается тщательному анализу, в результате которого делаются выводы об основных вопросах, которые интересуют на данный момент малыша. Пожалуй, мама лучше любого педагога знает о том, что волнует ее малыша и без труда составит для себя самой список важных для ребенка проблем, а затем сформулирует на базе их задачи и необходимые для решения этих задач навыки.

12 слайд

Описание слайда:

2. После того, как выявлены интересы ребенка, можно помочь ему развиваться в актуальном для него самого направлении. Ключом такого развития в педагогике Реджо Эмилия является проектная деятельность. Удачно выбранная тема проекта станет катализатором развития ребенка, поможет ему проявить себя во всех сферах, начиная от творчества и заканчивая развитием элементарных математических представлений. Очень важно принимать во внимание специфику проектной деятельности с дошкольниками. Она состоит в следующем: Основой проекта должен стать самый сильный, самый устойчивый интерес ребенка. У каждого малыша он свой: некоторых занимают автомобили, другие не представляют жизни без желтых пушистых цыплят. Все моменты и этапы проекта тщательно документируются. Длительность одного проекта ничем не ограничена, отличительная особенность подхода Реджо Эмилия – долгосрочные проекты. В среднем проект обычного дошкольника длится недели три, однако если ребенок очень увлечен своей темой, то можно заниматься им целый год. Взрослые работают над проектом вместе с детьми, но не вместо их, они выполняют роль одного из исполнителей, но далеко не всегда должны осуществлять руководство деятельностью детей, а только тогда, когда требуется. В проекте дошкольника важен не результат, а процесс.

13 слайд

Описание слайда:

3. Особое место в этой системе отведено созданию развивающей среды (она считается «третьим учителем» ребенка). Среда должна быть организована таким образом, чтобы в ней можно было творить, экспериментировать, получать самый разнообразный сенсорный опыт. Это значит, что у ребенка должен быть рабочий стол для проектов, место для подвижной игры, сцена для выступлений. Развивающая среда педагогики Реджо Эмилия не предполагает готовых игрушек, зато в ней есть всевозможные инструменты, удобные для ребенка (молотки, лобзики, напильники), всевозможные материалы (даже камни, кирпичи и цемент), приспособления для творчества. Много времени отведено на создание игрового материала из старых вещей. Большое внимание уделяется красоте среды, окружающей ребенка. Считается, что красивые вещи и порядок в этих вещах способствуют не только эстетическому, но и общему развитию ребенка.

14 слайд

Описание слайда:

Жизнь дошкольного учреждения подчиняется определенным принципам, затрагивающим область прав ребенка и взрослого. Исходный пункт: ребенок – продукт и наследственности, и окружающей среды. Он не развивается непрерывно по прямой, автоматически повторяя все вслед за другими. На направление развития влияют не только ближайшее окружение, но и весь мир. Меняться никогда не поздно. Каждый ребенок должен сам быть творцом своей жизни. Общение ребенка с окружающим начинается с его рождением. Любопытство ребенка ненасытно, он никогда не задает глупых или напрасных вопросов, и взрослому следует относиться к ним серьезно и уважительно. Надо всячески способствовать созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка, активно слушать и наблюдать то, что происходит в жизни детей, стараться извлекать из этого мысли и вопросы, служащие дальнейшему развитию. Ребенок – не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь.

15 слайд

Описание слайда:

Детский сад – это место, где могут осуществляться права детей. Он не должен отчитываться перед родителями за то, что сделано для детей, но очень важно, чтобы родители имели как можно более полную информацию обо всем, в чем участвует их ребенок и как он ведет себя в детском саду. Недостаточно осуществить деятельность, чтобы сказать, что ребенок чему-то научен. Важны его рассуждения о самой деятельности, осознание того, что происходит с ним. Творческое и индивидуальное изучение действительности должно быть и у взрослого, и у ребенка. Дети учатся не только у нас, но и через множество других влияний. В Реджо Эмилия считают, что учить ребенка можно только тому, чему он сам хочет научиться. Есть тысячи гипотез о действительности, тысячи способов провести проект; обсуждение проекта проходит как бы на песке, а сам проект как бы вырубается в скале; но пока мы выбираем один (из тысячи) вариант, мы гибки в выборе каждого последующего шага.

16 слайд

Описание слайда:

Пожалуй, главным достоинством этой методики раннего развития является то, что взрослые и дети выступают в ней в качестве равноправных исследователей и коллег по общему делу. Это очень важный опыт, который необходим для воспитания солидарности и умения работать в команде.

Все три - серьёзные альтернативы традиционному обучению и источники вдохновения для передовых образовательных реформ. Рост интереса к этим методикам вызывает у специалистов и общества вопросы, какие между ними сходства и различия. Многие замечали, что взгляды на ребёнка и его развитие похожи во всех трёх подходах.

Эта статья содержит краткое описание и сравнение Вальдорфа, Монтессори и Реджио Эмилия, её цель - познакомить с ними читателей и обозначить ключевые позиции, в которых педагогики схожи и различаются. Естественно, в реальности практическое воплощение образовательной модели в каждом конкретном случае будет индивидуально. Поскольку материал предназначен для широкой публики, в нём говорится об основных задачах и принципах каждого из подходов.

История

Все три методики откровенно идеалистичны и призывают отказаться от насилия ради достижения мира и преобразования повседневной жизни. Они базируются на чётких концепциях улучшения общества через помощь детям в реализации своего потенциала как разумных, творческих и цельных личностей. Образовательные учреждения, работающие по этим методикам, прилагают все усилия, чтобы ведущие принципы оставались живыми и не превратились в заезженные лозунги.

Вальдорфский подход придумал Рудольф Штайнер, австрийским философ и учёный-одиночка.

Его интересовала как духовная, так и научная сфера: он хотел объединить эти два способа познания мира и основал «Антропософию» («знание о настоящей природе человека»). В 1919 году, в разгар послевоенной разрухи, Эмиль Молт, владелец сигаретной фабрики в Штутгарте (Германия), пригласил Штайнера, чтобы он организовал школу для детей работников этой фабрики. Они хотели воспитать людей, способных создать справедливое и миролюбивое общество. Новое учебное заведение отвергало принятые в то время обычаи:

  • в нём мальчики и девочки учились в одном классе;
  • принимались все дети, независимо от происхождения и знаний, не было никаких вступительных экзаменов;
  • школа была общеобразовательной (начиналась с дошкольного и кончалась полным средним образованием);
  • было независимым от внешних организаций (самоуправляющаяся административно-хозяйственная единица).

Сегодня Вальдорфские школы функционируют по общему строгому образцу, и каждая административно независима от других организаций. Насчитывается уже более 1000 школ в 60 странах мира.

Мария Монтессори была выдающейся личностью и первой в Италии женщиной, получившей диплом врача. Создав новую методику для обучения умственно отсталых детей, она в 1907 году построила и возглавила в бедном районе Рима свою Casa dei Bambini (Дом ребёнка) для детей от 4 до 7 лет.

Учение Монтессори распространилось по всему миру, особенно после того, как фашистский режим в Италии осудил этот метод и Мария была вынуждена покинуть страну. В США интерес к её системе возник в 1910-е годы, но к 20-м она уже вышла из моды и о ней надолго забыли.

Однако движение продолжало процветать в Европе и Индии. В 50-е годы деятельность Нэнси Рэмбуш привела к возрождению интереса к методу Монтессори. В США существует 5000, если не больше, школ, называющих себя «Монтессори». Из них около 20% аффилированы с одной из двух главных аккредитующих организаций - Международной Ассоциацией Монтессори (АМИ) и Американским Монтессори Обществом (AMS). АМИ занимается изучением и распространением оригинальных идей Монтессори о принципах обучения и человеческом развитии. AMS поддерживает обучение по методике Монтессори в контексте современной американской культуры.

Реджо-Эмилия - город на севере Италии, где после окончания Второй мировой войны педагоги, родители и дети объединились и стали работать вместе над восстановлением общества. В итоге создали образцовую систему государственных детских садов и яслей.

Под руководством Лориса Малагуцци, директора-основателя, система переродилась из детского сада, управляющегося родителями, в общегородскую систему, занимающую теперь ведущую роль в Италии и стремительно набирающую популярность в Азии, Австралии, Северной Америке и других частях света.

Программы в Реджио семейно-ориентированы и рассчитаны для детей до 6 лет; большой приоритет в воспитании отдаётся детям с отклонениями и из неполных семей. В отличие от Вальдорфа и Монтессори, Реджио Эмилия не является полноценной методикой с определёнными приёмами, сертификацией учителей и аккредитацией учебных заведений. Взамен преподаватели в Реджио Эмилия говорят о получаемом им опыте, который является стимулом для размышлений об истинной природе ребёнка.

Теории о развитии детей и программа обучения

Все три подхода исходят из того, что дети - активные творцы собственного развития, находящиеся под влиянием внутренних природных движущих сил, вызывающих в них непоколебимую жажду роста и познания.

Рудольф Штайнер верил в единство духа, души и тела и в то, что правильное воспитание восстанавливает баланс между мышлением, чувствами и волей. В его теории развития дети проходят через так называемую «восходящую спираль знания» - три семилетних цикла, отличающихся тем, какие знания требуются маленькому человеку для успешного развития. До 7 лет дети обучаются посредством подражания и примера.

Воображаемые игры считаются наиболее важной «работой» для малышей и той деятельностью, благодаря которой они развиваются физически, умственно и эмоционально. Основное внимание уделяется:

  • исследованию собственного тела;
  • строительно-конструктивным и творческим играм;
  • развитию устной речи;
  • рассказыванию сказок и пению.

К примеру, в течение утра малыш может петь песни, рисовать акварелью или восковыми мелками, готовить пищу, смотреть пьесу в кукольном театре, гулять на природе, работать в саду, строить башню из деревянных брусков или домик из подручных материалов и ткани. Эти занятия увлекают детей и помогают развить умение сосредотачиваться и достигать поставленной цели. Значительная часть утра отводится непрерываемой воображаемой игре.

Признание важности ритма и баланса между активными и спокойными играми ведёт к тому, что учителя придерживаются цикличного расписания с повторяющимися ежегодно, еженедельно и ежедневно занятиями, в том числе различными праздниками и сезонной пищей.

Дети 7–14 лет занимаются всегда в одной и той же классной комнате и с одним и тем же учителем, они становятся тесно сплочённым коллективом и исследуют мир, пользуясь своей фантазией или «чувственным разумом».

Учебная программа последовательна и структурирована, но для преподавания не используются учебники. В методике Штайнера поощряется целостный и мультисенсорный подход к обучению и творчеству с большим упором на слушание и запоминание. К примеру, учитель может познакомить детей с арифметическими операциями, рассказав историю, в которой персонажами будут цифры, или представить Норманнское завоевание как захватывающую историю. Дети слушают учителей, а затем используют усвоенный материал, наполняя и красиво иллюстрируя свои рабочие тетради. В сущности, они создают собственные учебники, в которых полученные ими знания сохраняются в удобном формате. Дети изучают:

  • литературу;
  • народные сказки и мифологию;
  • ритмическое движение под музыку (эвритмию);
  • полезные ремёсла;
  • естественные науки;
  • иностранные языки;
  • искусство и музыку.

На свежем воздухе они строят дома и убежища из досок, брёвен и других материалов. В старшей школе у подростков пробуждается рациональная, абстрактная сторона мышления, для них становится важна этика, социальная ответственность и овладение сложными и точными науками при помощи профильных учителей.

Подход Марии Монтессори отражает теоретическое родство с идеями об образовании европейских философов Руссо, Песталоцци, Сегена и Итара. Она верила в присущий детям с рождения ум, в котором присутствуют рациональная, эмпирическая и духовная части. Она видела развитие как череду шестилетних периодов, повторяющихся как синусоидальные волны, в каждом из которых ребёнок чувствителен к определённым вещам. Как конструктивист, она брала за основу деятельных детей, жаждущих знаний и готовых изучать, стремящихся к совершенству в жизни, игре и работе. В системе дети обычно сгруппированы в разновозрастные классы, чтобы поддерживать связь между младшими и старшими и способствовать более близким отношениям между ними.

От рождения до 3 лет длится период «несознательного впитывающего разума», тогда как от 3 до 6 - «сознательного впитывающего разума». В оба периода малышу необходимы чувственные стимулы, координация движений, порядок, свобода выбора деятельности и возможность заниматься без перерывов в спокойной и красивой подготовленной среде, помогающей делать правильный выбор. В ясельных (от рождения до 3 лет) и дошкольных (от 3 до 6) классах обычно находится несколько учителей. Чтобы ввести новую тему, педагог показывает подходящие предметы и игры, если видит, что ученик готов к их изучению. Мария Монтессори лично разработала наиболее известные материалы, с которыми и сейчас занимаются дети в Монтессори-школах.

Многие материалы создаются непосредственно в школах учителями, исходя из потребностей воспитанников. В методе практикуется индивидуальный подход к обучению, в котором, однако заметно деление на тематические области и последовательность в изучении предмета. Индивидуальный подход и специальные методики Монтессори «от письма к чтению» приводят к тому, что некоторые дети младше 6 лет уже умеют читать и писать. Дошкольники, находящиеся в садах полный день, обычно занимаются по Монтессори в утренние часы, а типичные для детсадов игры и развлечения (в том числе воображаемые игры) проходят во второй половине дня.

С 6 до 12 лет у детей появляется желание более полно изучать окружающий мир, они учатся рационально подходить к решению задач, взаимодействовать с группой, у них совершенствуется воображение и общее знание культуры. С 12 до 18 лет подростки работают над тем, чтобы стать полноценными членами общества, в этот период они считаются гуманистическими исследователями, людьми, решающими проблемы реального мира и мыслящими искателями справедливости.

Взгляды Лориса Малагуцци отражают социальный конструктивизм Дьюи, Пиаже, Выготского, Брунера. Сосредоточившись только на младенческом и дошкольном возрасте, Малагуцци счёл теорию о стадиях развития Пиаже слишком ограничивающей. Он нарисовал выразительный образ ребёнка, социального с рождения, умного и любознательного. Его теория о том, что «образованность зарождается из отношений» приводит к тому, что основное внимание в воспитании уделяется взаимодействию малыша с людьми: с другими детьми, семьёй, учителями, обществом.

Дети развиваются, учась символически выражать свои мысли и чувства с помощью «ста языков» (эмоциональных, коммуникационных и когнитивных):

  • слов;
  • движения;
  • рисования;
  • строительства;
  • скульптуры;
  • игры в тени, коллажей;
  • театральных постановок;
  • музыки и т. п.

Языков, которые они непрерывно изучают и комбинируют. Педагоги учитывают интересы малыша и не учат его специально читать и писать, однако дети научаются этому самостоятельно, просто следуя за своими мыслями и творчески перерабатывая их, а также общаясь с другими детьми. Программа обучения всегда следует какой-то цели, но она непредметна и бессистемна.

Изучение чего-либо происходит по взаимной договорённости между ребёнком и взрослым тогда, когда малыш этого хочет, и может повторяться много раз, затрагивая разные аспекты изученного. Близкие, многолетние отношения между маленьким человеком и учителем, а также с одноклассниками поощряются с помощью цикличной организации. Классные комнаты оформлены красиво, вызывают чувство комфорта и лёгкости, оснащены разнообразными предметами; в классах дети занимаются долговременными проектами на произвольные темы, помогающими научиться совместной работе.

Подход Реджио Эмилия был разработан для муниципальных детских учреждений и не предназначен для обучения детей старше 6 лет. Однако передовые педагоги в США пользуются находками Реджио Эмилия для организации учебного процесса в младших классах (особенно это касается работы над проектами и документирования).

Роль учителя

Преподаватели трёх подходов похожи в том, что они стремятся заботиться о детях и быть для них партнёрами и образцами для подражания. Тщательно подготовленная красивая среда становится одним из педагогических инструментов и сообщает детям важную информацию о сути школьной программы. Во всех трёх подходах высоко ценится сотрудничество с родителями.

Однако разница во взглядах на природу детей и сущность образования приводит к тому, что служебные обязанности учителей понимаются по-разному в каждом из подходов.

В Вальдорфской школе учитель похож на церемониймейстера , так как он проводит и придумывает многие коллективные занятия, в которых объяснение нового материала сочетается с творчеством и воспитанием духовности. Также учитель - строгий нравственный лидер, стремящийся создать в классе дружелюбную гармоничную атмосферу, насыщенную призывами заботиться о коллективе, обществе, окружающем мире. Классная комната должна быть такой, чтобы в ней дети могли легко проявить своё мышление, чувства и волю, независимо от их характеров и склонностей. Простые цвета и натуральные текстуры вкупе с тщательно подобранными материалами (многофункциональные игрушки и куклы ручной работы с минимальным количеством деталей, чтобы стимулировать воображение) - непременные составляющие лаконичных, по-домашнему уютных, живописных Вальдорфских классов.

Учителя стараются и усилить природную детскую любознательность, жажду знаний, веру в доброту и любовь к прекрасному. В дошкольных классах педагоги сдержанны, а в начальной и средней школе дают ученикам больше наставлений и поучений. В Вальдорфских садах учителя не проводят явных уроков, а преподносят знания как бы случайно, но всегда внимательно следят за тем, что происходит в классе.

В школах Монтессори гид - невидимый режиссёр , под наблюдением которого дети самостоятельно (в одиночку или небольшими группами) занимаются тем, что им интересно. Внимательно и систематично наблюдая за учениками, педагог старается создавать и поддерживать спокойную и продуктивную атмосферу, в которой дети могут легко обучаться новому, чередуя длительные периоды глубокой сосредоточенности с краткими периодами покоя.

Задача учителя - помочь ученикам и воодушевить их, дать им возможность обрести уверенность в себе и внутреннюю дисциплину, чтобы необходимость внешнего контроля была всё меньше и меньше по мере того, как ребёнок становится старше. Если он увлечённо занимается чем-то плодотворным, его нельзя отвлекать, это нарушает его поток, интерес и внутреннюю работу мысли.

С первых лет жизни малыша учителя прилагают усилия, чтобы он вступил в контакт с действительностью, для этого стараются задействовать все органы его чувств и привлекают его к практической деятельности; а в дальнейшем используют природную любознательность и восприимчивость, чтобы обучить всему необходимому.

Педагог более активно работает с младшими детьми в группе, показывает им, как пользоваться разными предметами и, тщательно оценив потребности, предлагает подходящие занятия. В подготовленной упорядоченной среде малышам легко следовать своей природной склонности увлечённо работать самостоятельно или в группе. Книги, игрушки и материалы тщательно отбираются, предпочтение отдаётся высококачественным и натуральным материалам.

В красиво оформленных книгах представлена информация о реальном мире, книги с фантазийными элементами не приветствуются для детей младше 5–6 лет. Дети движутся вперёд с удобной для них скоростью и ритмом, в зависимости от индивидуальных способностей. Школьный коллектив, включая родителей, работает над тем, чтобы ученики открыли в себе единство тела, разума, чувств и духа, являющееся базисом целостного мирного воспитания - принятие и гармоничное взаимодействие со всеми людьми и окружающим миром.

Учителя в Реджио можно назвать соавтором ребёнка, он поддерживает искусный баланс между активным участием в игре или работе малыша и наблюдением за ним. Внимательное наблюдение за детьми, документирование происходящего и дальнейшее обсуждение с другими взрослыми помогает педагогам лучше понять потребности воспитанников.

В классе работает два учителя, также поощряется сотрудничество между всем школьным коллективом. Дополнительные педагоги, специализирующиеся на изобразительных искусствах, работают вместе с учителями и детьми, помогая им научится выражать себя с помощью разнообразных средств и символических систем.

Педагоги создают среду, богатую возможностями и вызовами, в которой можно найти много интересного и решать разнообразные задачи, часто небольшими группами с бурными обсуждениями. Также в обязанности учителя входит документирование всего происходящего, что помогает детям увидеть свои прошлые слова и действия и оценить свой прогресс, другими словами, процесс обучения находит выражение в реальном мире.

Учителя подсказывают, как использовать те или иные предметы или материалы, когда это необходимо; помогают найти нужные средства и поддерживают детей, иногда изнутри группы, иногда просто внимательно наблюдая за ними со стороны. Правильное оформление помещений очень важно, обстановка должна поддерживать взаимообмен и отношения детей с окружающим миром и другими людьми; это достигается с помощью прозрачных материалов и зеркал, большого количества открытых пространств, обилия света, мягких и плавных форм и общей гармоничности. В классе царит атмосфера шутливости и веселья. Школа и общество в целом приветствуют участие детей в своей культурной жизни.

Оценка, контроль и исследования

Во всех трёх подходах для оценки знаний не применяются традиционные методы (тестирование, экзамены) и баллы. Взамен родители получают подробные описания того, как прошёл день ребёнка и что он изучил, а также принимают участие в отчётных мероприятиях или выступлениях. Родителям периодически показывают или присылают домой портфолио или другие результаты индивидуальной или групповой работы детей.

И других итальянских городах учителя создают diarios , или памятные книги, чтобы отмечать прогресс детей от рождения до 3 лет. Исследование процесса (формативная оценка) - ключевой фактор в усовершенствовании программы и контроле качества для этих подходов. Наглядным примером является стратегия документирования в Реджио Эмилия - коллективной практики, помогающей учителям увидеть и услышать детей, с которыми они работают, и при необходимости изменить программу обучения, равно как и посредством совместного обучения и размышлений способствовать профессиональному росту педагога. Документирование также жизненно необходимо для систематического наблюдения и изучения того, как в детском коллективе зарождаются идеи, теории и понимание.

Исследование долговременных результатов обучения не присуще ни одному из этих подходов. В Вальдорфе для доказательства эффективности обучения используются отзывы родителей и выпускников, также существуют исследования творческих способностей. Работники в Реджио Эмилия для сбора информации об эффективности своей программы применяли опросы родителей и интервью с ними. Тем не менее педагоги в Реджио считают педагогическую документацию скорее поводом для размышления, а не оценкой качества образовательной методики.

Из всех трёх подходов Монтессори наиболее открыт к проведению эмпирических исследований о том, каких результатов достигают ученики. Множество исследований доказывает её эффективность и позволяет увидеть, что дети быстрее обучаются чтению, математике, в целом более грамотны и мотивированы к учёбе. Американское Монтессори Общество создало Teachers Research Network для сбора наблюдений учителей о педагогической практике. Деятельность TRN также включает в себя обучение учителей совместной работе с руководителями научных исследований, интерпретации результатов, постановке вопросов, использованию качественных и количественных методов оценки и проведение совместных сравнительных исследований между различными школами.

Современные методы исследования: интервью, наблюдения, фокус-группы, анкетирование - в дополнение к новаторским методам и достоверной оценке знаний ребёнка могут применяться для изучения Вальдорфских, Монтессори и Реджио-школ, учеников и их семей. Это поможет найти новые и уточнить имеющиеся данные об эффективности вышеописанных подходов, проанализировать их характерные и уникальные достоинства и недостатки и объяснить, почему так часто родители одобряют, а дети гармонично развиваются в Вальдорфских, Монтессори и Реджио-школах.

К сожалению, в России педагогика реджио не так известна, как на западе. Она зародилась в послевоенные годы в северной Италии, в живописном местечке Реджио-Эмилия и сегодня распространена в странах Европы, а также в США и Израиле. Реджио – не просто какая-то новая педагогическая система, не теория воспитания детей или модная методика, это, скорее целое мировоззрение и определенное отношение родителей к ребенку.


Волшебная роль окружающей среды

Основатель реджио-подхода педагог Лорис Малагуцци был настоящим педагогом-новатором. Он бесконечно верил в силу творческих возможностей ребенка и говорил, что ребенку даны три учителя. Это, прежде всего, его родители, учитель, способный стать малышу со-творцом, а также – окружающий мир.

Согласно реджио педагогике мы не всегда должны вести ребенка в какие-то отношения с собой или другими детьми, то есть не всегда должны определять его коммуникации. Он самостоятелен в выборе своих отношений. Ребенок имеет право сегодня быть грустным, или замкнутым, хотеть общения, или уединения. Он может побыть один, почитать, или помечтать. И для этого в той среде, которую мы создаем для ребенка (в доме, в детском саду, или школе), у него обязательно должно быть место, где он может остаться один, если того захочет.

Вокруг ребенка стоит организовать среду, где он мог бы проявить себя в творчестве. С самого раннего детства в его окружении должно быть много разнообразных по свойствам предметов, с которыми малышу не запрещают манипулировать по его усмотрению. Ведь познавать мир нужно, пробуя!

Еще один важный момент реджио-подхода – организовывать постоянные совместные с ребенком наблюдения за окружающей средой – живой и неживой природой. Самые красочные и современные развивающие игрушки никогда не смогут заменить природу и окружающий малыша мир. Чем больше по времени ребенок занимается наблюдением, чем больше причинно-следственных связей строится в его мозгу, тем больше он имеет оснований для анализа. А это очень мощный стимул для развития его интеллектуальных способностей.

Значение проектов

Л. Малагуцци писал, что ребенок «силен, богат, могуч и сведущ». Он переполнен энергией, обладает великолепной фантазией, любопытен и поэтому может быть конструктором и творцом собственной личности. Каждый малыш наделен не только потребностью, но и правом общения с другими детьми, а также, взрослыми, которые уважают его и готовы заботиться о нем.

Малыш исследует и постигает окружающую среду самостоятельно и во взаимодействии с другими детьми. Поэтому в реджио педагогике важным компонентом является проект. Работа в проекте играет подчас главную роль. Такие проекты могут рождаться в разговорах и играх детей, могут инициироваться взрослым, но они обязательно базируются на подлинных детских интересах.

Поэтому родителю или педагогу, который хочет увлечь детей каким-то проектом, так важно вначале понаблюдать и понять – в чем проявляются истинные интересы и увлечения малыша, к чему он неравнодушен. Для этого взрослый должен побыть рядом с ребенком или группой детей, не вступая с ними в диалог. Ему нужно просто посидеть рядом, посмотреть и послушать – о чем говорят дети. Важно фиксировать ситуацию, не внося в нее собственную интерпретацию, как камера – беспристрастно. Именно такой подход дает взрослому возможность сделать верный анализ и осознать объективно интересы ребенка.

Проектный подход позволяет родителю (или педагогу) избавиться от традиционной роли «руководителя». Взрослый лишь дает ребенку инструменты, с помощью которых тот может решать возникающие проблемы – самостоятельно, или в группе.


Как привнести реджио педагогику в домашнее обучение

  1. Нужно относиться к ребенку, как самодостаточному, сильному, умному человеку, который имеет полное право на признание и уважение. Роль взрослого – создать для него богатую среду для развития, помочь в трудный момент и поддерживать в доме позитивную психологическую атмосферу. Позиция взрослого – соавтор и со-творец, а не руководитель и наставник. Не портьте ребенка шаблонами и стандартами.
  2. Дайте ребенку возможность больше контактировать с другими детьми и взрослыми. Но также уважайте его право на уединение и «настроение».
  3. Создайте вокруг ребенка богатую окружающую среду, насыщенную красивыми, натуральными материалами – настоящее поле для познания и творчества. Пусть материалы, которые использует малыш ежедневно, будут качественными и имеют открытое назначение. То есть важно, чтобы ребенок сам решал – для чего и как он их станет использовать. Многообразная среда – способ каждого заявить о себе, проявить свой тип интеллекта и познания этого мира.
  4. Задавайте ребенку больше открытых вопросов, ответы на которые не требуют выбора между «да» и «нет».

Какие из этих принципов близки вашей семье? Что откликается и хотелось бы попробовать?

Дошкольное образование в Реджо-Эмилии достойно отдельной главы в учебнике по педагогике. Реджо-Эмилия – небольшой городок в Италии. Именно здесь совместными усилиями родителей и муниципалитета возникла целая педагогическая система, которая в 1991 году была признана международными экспертами лучшей для работы в детских образовательных учреждениях. Сегодня дошкольное образование, зародившееся в Реджо-Эмилии, можно встретить во многих продвинутых странах мира: Израиле, США, Великобритании.

Рождение на свет методики Реджо-Эмилия

Название методики происходит от названия итальянского города Реджо-Эмилия, и своим появлением она обязана послевоенному периоду: в начале шестидесятых годов вопрос о воспитании нового поколения, пережившего потерю родных и ужасов войны, стал наиболее актуальным.

Итальянцы, однажды «переболев» фашизмом, начинают задумываться: как можно избежать тоталитаризма? Как можно вырастить свободных личностей, не боящихся размышлять, исследовать, творить? Выход один, по мнению продвинутых деятелей образования: сделать детей правоправными членами общества.

Во главе нового подхода стал директор образовательных программ в городе Лорис Малагуцци. В своих идеях он опирался на великих мыслителей дошкольной педагогики, в числе которых и Мария Монтессори.

Сам себя Лорис Малагуции называл «провокатором в вопросах детства». При этом, он говорил: «провокаторы лишают граждан покоя, баламутят и указывают на недостатки. Так и дети — не дают нам покоя своми проблемами, но прежде всего своими способностями и своей поэзией».

В воспитании ребенка к обычным участникам процесса: родитель/воспитатель и само дитя, — добавляется окружение. Окружающая среда является по сути «третьим воспитателем».

Основополагающей является мысль о праве всех детей, вне зависимости от физических данных и социального происхождения на воспитание и образование.

Философия Реджо-Эмилия

Философия Реджо-Эмилия строится на следующих постулатах:

  • Ребенок — это человек, а каждый человек заслуживает уважения.
  • Дети могут контролировать свое обучение и развитие.
  • Дети учатся, прикасаясь к предметам, двигаясь в пространстве, прислушиваясь, присматриваясь к окружающей среде.
  • Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где можно исследовать его.
  • У детей должно быть много путей и средств заявить о себе (драматизации, музыка, пение, фотография, танцы, конструирование, беседа и т.д.)

Детский сад Реджо-Эмилии на практике

Одним из приоритетных направлений в реджо-воспитании является проектная деятельность. Детей не пичкают готовыми знаниями, авторами и инициаторов проектов являются в большинстве своем сами дети. Именно их мнение и интересы учитываются при разработке программы обучения.

Все проекты, которые получаются в результате деятельности ребенка или его взаимодействии со взрослыми (родителями и педагогами), документируются: записываются на файлы, фотографируются. Впоследствии работы обсуждаются. Документация и отчеты о проектах позволяют как детям, так и взрослым, поразмышлять уже потом над тем, что они сделали, почему было важно заняться этой темой, а не другой. Проект может длиться сколько угодно: важен не конечный продукт, а процесс работы над ним. Реджо-Эмилия — это место для совместных опытов и открытый.

Реджо-Эмилия не похожи ни на что, их дизайн уникален. Архитектура здания положена во главу общения всех участников воспитательного процесса: родителей, детей и воспитателей. Главные принципы – это комфорт и открытость. Атмосфера здесь далека от дошкольно-учрежденческой. Она, скорее, напоминает дом с его специфическими запахами и милыми находками в интерьере – коллажами на стенах, фотографиями и рисунками, сделанными самими детьми.

Ключевое место — открытое пространство piazza, где дети могут сидеть на полу и обсуждать с воспитателями новый проект. «Открытой» является и кухня. Шеф-повар готовит еду на глазах у всех: родители могут зайти, поинтересоваться рецептом блюда. Дети же частенько забегают на кухню и принимают непосредственное участие в приготовлении обеда.

В коридоре установлены диванчики, на которых родители могут обсудить с воспитателями волнующие их вопросы.

В каждом саду Реджо-Эмилии часть пространства отведена под «ателье» — место, где дети могут проявить свои творческие данные. Для этого в свободном доступе находятся различные кисточки, краски, мелки – все, что необходимо для создания поделок.

Имеется в саду и «тихая комната» — здесь дети не обязательно спят. Они могут просто лежать с книжкой и расслабляться.

Характерны для реджо-cадов зеркала различных форм, почтовые ящики, лайтбоксы, костюмерные. Все эти атрибуты призваны помочь детям познать свое «я», примерить на себя другие роли, прочувствовать суть вещей и явлений. Игрушки, собранные в группе – это, скорее, материалы и инструменты для самореализации ребенка: кисти, ножницы, шурупы, винтики, бумага.

Учителя в садах являются не старшими наставниками, а соавторами, сотворцами. Взрослые не дают готовых ответов детям. Все, что они могут сделать – это простимулировать их интерес. В процессе общения с детьми они также учатся, открывают для себя что-то новое, развиваются. Способствуют этому и постоянное повышение квалификации педагогами: посещение семинаров, курсов по искусству и керамике, музыке и т.д.

Родители принимают активное участие в воспитании детей. Им подробно рассказывают программу, они в курсе всех проектов и придерживаются методики воспитания и дома.