В 4 месяца не. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке

Современные мама и папа внимательно следят за развитием своего малыша, поэтому каждому из них нужно знать, что должен уметь . Конечно, нельзя утверждать, что все дети развиваются одинаково. Но в целом большинство из них осваивают определённые навыки к этому возрасту.

Конечно, некоторые из них могут несколько опаздывать в развитии. Но это никак не повод паниковать. Наоборот, родители должны помочь своему малышу развиваться правильно.

В 4 месяца ребёнок начинает стремительно развиваться. И мальчик, и девочка учатся новому и приобретают много полезных навыков.

Физиологическое развитие

Развитие ребёнка в 4 месяца не должно слишком беспокоить его родителей. Достаточно следить за его весом и ростом. Мальчики в этом возрасте прибавляют около 2,5 сантиметров в росте и достигают 61,5–66 сантиметров. Девочки вырастают на 2 сантиметра, их рост составляет 59–64 сантиметра.

В весе дети должны набрать примерно одинаковое количество граммов – около 700. Особо педантичным родителям пригодится таблица, в которую они будут записывать вес и рост своего крохи в каждый период его жизни.

В этом возрасте малыш становится всё более активным и подвижным. Количество его навыков стремительно растёт. Спинка у крохи ещё недостаточно крепкая для сидения, но это не мешает ему постоянно пытаться принять вертикальное положение. Для этого ребёнок всё время подтягивается на ручках. Малышу нравится чувствовать движение. Он постоянно двигает ножками и ручками и очень любит, когда его поднимают вверх.

К 4 месяцам у ребёнка сокращается длительность сна. Днём он теперь спит не более трёх раз. Промежуток бодрствования продлевается до двух часов, иногда – дольше. Карапуз уже не засыпает сразу же после кормления, он готов играть и познавать мир.

В 4 месяца что только не интересует вашего малыша! Он быстро растёт, поэтому весь окружающий мир очень интересует его. Карапуз пытается дотянуться до любимой игрушки или до ближайшего яркого предмета. Родители должны быть очень внимательны к его движениям, следить, чтобы не приключилось беды.

Зрительные функции

  • Кроха уже начинает различать формы предметов и цвета; ему нравятся определённые игрушки, которые он с удовольствием рассматривает.
  • В это время развивается зрительная память. Малыш может внимательно рассматривать какой-то один предмет, а потом переводить взгляд на другой.
  • Перед началом 5 месяца он уже понимает разницу между объёмными и плоскими фигурами.

Изменения в области слуха

  • Слух завершает своё формирование: услышав резкий звук, малыш оборачивается в его сторону.

Ребёнок слушает речь взрослых, прислушивается к интонациям.

  • Малыш начинает отличать спокойные мелодии от быстрых ритмов.
  • При резком звуке кроха пугается и широко открывает глаза.

Развитие речи

  • Родители могут радоваться первым звукам, ведь именно в четыре месяца кроха начинает агукать.
  • Простые звуки ребёнок складывает в более сложные, но это ещё не значит, что он начинает разговаривать.
  • Довольный 4-месячный ребёнок может заливисто смеяться.

Кроме того, появляется ещё одна немаловажная особенность, которая очень обрадует уставших родителей: малыш начинает хорошо спать ночью. Он может не просыпаться всю ночь.

Ключевые навыки четырёхмесячного ребёнка

Что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца? Нужно отметить тот факт, что дети в этом возрасте начинают активнее взаимодействовать с окружающим миром. Это возможно из-за улучшения работы опорно-двигательного аппарата, развития нервной системы. Итак, что умеет ребёнок в 4 года (или что он должен уметь):

  • Когда исполняется ребёнку 4 месяца, его хватательный рефлекс немного слабеет и хватание происходит осознанно. До этого малыш сжимал свой кулачок рефлекторно, для этого нужно было лишь поднести какой-либо предмет к его ладошке. Но в возрасте четырёх месяцев ребёнок должен делать это сознательно, то есть только тогда, когда ему это на самом деле нужно. Этот навык – огромный прогресс в развитии малыша, так как именно в это время кроха начинает управлять собой, своим телом, вырабатывает координацию движений. Сознательное хватание предмета – это совсем новый процесс для ребёнка. Когда его интересует игрушка, то он самостоятельно берёт её. А для этого необходимо запустить в действие множество новых нервных импульсов.
  • Ребёнку становятся интересны разнообразные предметы. Теперь малыш может проделывать различные манипуляции, рассматривать игрушку, тянуть её в рот. Кроме того, дети должны пытаться постучать этим предметом, выдать из него некий звук. Родителям не стоит постоянно запрещать малышу отправлять все предметы в рот. Такое поведение – естественный этап в его развитии, таким образом он познает этот мир.
  • Четвёртый месяц жизни ребёнка подразумевает овладение новыми навыками. Теперь малыш может поворачиваться не только на живот, но и обратно на спинку. В этом возрасте родители опасаются падений, а поэтому часто перемещают малыша с кровати на пол. Но это совсем не мешает ребёнку изучать мир вокруг. Наоборот, теперь перед ним открывается новый огромный мир, где можно найти большое количество интересных предметов. И важно, чтобы никакой из них не мог нанести вреда маленькому исследователю.

  • Во время лежания на спине малыш может пробовать приподнимать плечи и головку. Некоторым родителям это может показаться попыткой сесть. Но это не так. Это умение вырабатывается по-другому. В большинстве случаев малышу проще научиться садиться с бока.
  • Ещё совсем недавно считали, что приобретённые навыки у ребёнка в 4 месяца уже позволяют ему сидеть. Но современные педиатры и ортопеды не рекомендуют сажать ребёнка насильно. Стоит ждать до тех пор, пока кроха сделает это самостоятельно. Категорически не рекомендуется насильно сажать ребёнка и обкладывать подушками.
  • Новое умение получает малыш в положении лёжа. Речь идёт об умении ползать. 4–5 месяц в развитии детей не может обойтись без этого навыка. Четырёхмесячный малыш может отталкиваться ножками, приподнимать попку. Некоторые дети уже вовсю ползают по-пластунски. Очень интересно, что многие дети с большим удовольствием ползут назад, а не вперёд. Чтобы заинтересовать ребёнка и мотивировать его ползать, можно показать ему интересную игрушку, и тем самым мотивировать его к ней добраться. Такую забаву можно осуществить, поставив игрушки на небольшом расстоянии (так, чтобы малыш имел возможность к ним дотянуться). Если же предметы поставлены слишком далеко, то малыш просто не сможет их заполучить, расстроиться и потеряет к ним интерес.
  • Зрение у малыша также существенно улучшается. Сейчас он может чётко видеть предметы, которые расположены на расстоянии до 3,5 метров. Это позволяет ему рассматривать комнату, наблюдать за действиями взрослых. Кроме того, изменения происходят и со слухом. Дети различают разные типы звуков, могут слушать музыку. В это время они с наслаждением вслушиваются в мамин голос.
  • В это время развивается речь малыша. Наблюдая за артикуляцией взрослых, ребёнок пробует своими губами повторить. Это позволяет ему выговаривать некоторые слоги. Родители могут даже принять эти слоги за полноценные слова. Особенно много таких «слов» можно услышать от ребёнка, когда ему весело. Родители, зная значение эмоциональной беседы с ребёнком, должны всячески поддерживать стремление своего малыша к общению, поощрять его.
  • Социальное общение также очень важно в этом возрасте. Самыми близкими людьми для крохи остаются его родители. Но в этот период своей жизни дети уже должны хорошо различать «своих» и «чужих». И это разграничение совсем не зависит от того, близкие это родственники или же просто друзья их родителей. «Чужими» могут стать даже бабушка с дедушкой, если они редко проведывают внука.

В присутствии незнакомых людей малыш может не только вести себя беспокойно, но и плакать, напрягаться всем телом. Самыми близкими малыш считает только тех людей, которых видит каждый день. Это связано с тем, что ребёнок ещё не может надолго запоминать лица и события, его долговременная память пока ещё развита очень слабо.

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие малыша не менее важно. Какие изменения происходят с малышом в психологическом плане? Давайте разбираться.

  1. Малыш чувствует себя намного более оживлённым, чем до сих пор. Услышав мамин голос, он радостно улыбается, агукает, двигает ножками и ручками. Ребёнок может улыбаться не только родителям или другим знакомым людям, но и красивой игрушке, животному.
  2. В это время дети начинают запоминать и реагировать на своё имя.
  3. У крохи развивается мышление. Теперь он понимает не только то, что происходит в настоящий момент, но и может предугадать последствия некоторых действий.
  4. К четвёртому месяцу кроха уже должен испытывать разные чувства, например, радость, страх или обиду.
  5. Дети в этом возрасте любят рассматривать себя, щупать и даже засовывать в рот ножки. Некоторые просто обожают смотреть на себя в зеркало.
  6. Ребёнок остро нуждается в мамином присутствии. Он может чувствовать её настроение. Ему необходим постоянный тактильный и эмоциональный контакт.

Вот основные навыки и умения грудничка в 4 месяца. Впереди – пятый месяц жизни. А это значит, что грядут новые достижения, умения, свершения и поводы для радости!

Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.

Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.

Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.

Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?

Развитие четырехмесячного ребенка

Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.

Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.

В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.

Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.

Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.

Стрижка ногтей и волос

В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.

Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.

Влажные обтирания

Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.

Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.

Кормление ребенка

Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.

На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).

Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.

С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.

С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.

Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.

Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.

Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.

Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.

Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.

Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.

Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.

Профилактическая прививка

Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.

Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.

Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.

Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.

Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.

Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!

Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.

Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.

Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
  • 4 месяц для вашего малыша "тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
    В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.
  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает "комплекс оживления".
  • Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
    Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
    В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
    В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: "ба”, "ма”, "ам”, "та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
    Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.
  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
  • Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
    Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
    В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего "незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.
  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
  • Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
    Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений…
  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.

Четырехмесячный малыш радует родителей появлением новых навыков и открытий. Он подрос и окреп, стал больше бодрствовать в светлое время суток. В распорядке дня появляются некоторые изменения, по сравнению с . Он по-прежнему чередуется периодами сна, кормления, дневным времяпровождением и гигиеной. Основные изменения затронут лишь продолжительность данных промежутков времени.

Примерный режим дня на 4 месяце жизни

В четырехмесячном возрасте маленький человечек ясно различает лица и голоса взрослых. Среди окружающих он с легкостью узнает свою маму. Время сна сократилось с 16 до 14 часов, а бодрствования – увеличилось на 1-2 часа. Ребенок растет, набирает вес и рост в особом ритме, запрограммированном природой.

Распорядок дня у младенца претерпевает изменения, и в четыре месяца он выглядит примерно так:

Время Режимные процессы
7 ч Пробуждение, первое кормление, гигиенические процедуры (умывание, смена подгузника)
7 ч 30 мин. – 8 ч 30 мин Игры в кроватке, бодрствование
8 ч 30 мин. – 9 ч 30 мин Утренний сон
9 ч 30 мин – 10 ч 30 мин Второе кормление, игры и общение с мамой
10 ч 30 мин – 12 ч Сон (желательно на свежем воздухе)
12 ч – 14 ч Третье кормление, гимнастика, легкий массаж и принятие воздушных ванн
14 ч – 16 ч Сон во время дневной прогулки в коляске
16 ч – 18 ч Четвертое кормление, бодрствование, прослушивание детских песен, времяпровождение со взрослыми
18 ч – 19 ч Сон
19 ч – 20 ч Период бодрствования, спокойного общения и игр
20 ч – 21 ч Купание в ванночке, пятое кормление, подготовка ко сну
21 ч – 7 ч Ночной сон

Кроха уже отличает светлое и темное время суток, а для кормления просыпается по ночам все реже, предпочитая высыпаться до утра. Днём он способен играть и проводить время без сна около 3 часов подряд. Грудничку уже неинтересно лежать без дела, он любит слушать разговоры взрослых и оживляется, когда обращаются к нему. В дневные часы бодрствования малыш изучает через прикосновения мир, рассматривает окружающие предметы и вслушивается в новые звуки.

Крохе 4 месяца: (опыт мамы):

Сон младенца в 4 месяца

Необходимость в продолжительном сне у детей в данном возрасте остается по-прежнему на высоком уровне. После приема пищи грудничок охотно засыпает и может вздремнуть ненадолго в вечернее время. Режим сна сам собой установится не позднее полугода, пока же мама не всегда может предугадать, в какой конкретно час уснет её дитя. Помните, что кроха пока еще слишком мал, и не в каждой ситуации целесообразно следовать графику по времени. Достаточно соблюдать необходимую общую длительность суточного сна.

Нормы дневного сна

Отвечая на вопрос, сколько должен спать ребенок четырех месяцев, стоит отметить, что во сне кроха должен проводить не менее 14-15 часов в сутки. При этом на дневной сон уходит не менее 5 часов, остальные 10 часов – на ночной сон. Продолжительность дневного бодрствования с каждой неделей увеличивается, меняется с этим и режим сна. У некоторых детей четыре периода дневного отдыха сменяются тремя.

На заметку! Если вы видите, что дитя хочет спать, то не ждите нужного часа «по графику» и укладывайте его. Для нервной системы малыша полезнее убаюкать его при первых признаках усталости, чем пытаться сделать это по прошествии времени, не давая ребенку удовлетворить потребность в отдыхе.

Питание ребенка в 4 месяца

Режим кормления, установленный у 4-х месячного грудничка, предполагает плавный переход на питание пяти раз в день. В этом заключается основное отличие распорядка дня от предыдущих недель. На сегодняшний день у мам есть возможность выбора питания для своего младенца – путем грудного, смешанного или искусственного вскармливания.

Питание на грудном вскармливании

Самой подходящей едой для детей этого возраста является грудное молоко. Малютку необходимо кормить каждые 3-4 часа. В ночное время интервал между прикладываниями к груди становится больше – около 7 часов. Режим дня на грудном вскармливании чаще всего налаживается не ранее 5-6 месяцев, т.к. младенец все еще предпочитает питаться не по часам, а по требованию. Между тем, количество приемов пищи на ГВ сокращается в сравнении с предыдущими месяцами.

На заметку! Вопреки множествам мнений, 4 месячный ребенок на грудном вскармливании не нуждается во введении прикорма. До полугода питательности молока матери для здорового развития и роста грудничка вполне достаточно.

Питание на искусственном вскармливании

На искусственном вскармливании питание осуществляется исключительно адаптированной смесью, либо смесью и материнским молоком, количество которого не превышает 200 мл в день. В этом возрасте ребенку подходит стартовая (начальная) смесь с маркировкой «1». Необходимое количество смеси зависит от веса и состояния здоровья маленького чада. На основании этих данных врач рассчитывает примерные объемы и частоту приемов пищи в сутки.

Примерная схема питания 4-х месячного младенца на искусственном вскармливании выглядит так:

Важно! Если маме кажется, что её ребенку недостаточно грудного молока, не стоит сразу же пытаться накормить адаптированной смесью. Для начала следует обратиться за консультацией к педиатру или к консультанту по ГВ. Специалист подскажет, как усилить лактацию и распознать, наедается ли ваш карапуз досыта.

Первый прикорм на ИВ

Детям, питающимся смесью, первый прикорм вводят в 4 с половиной месяца, чтобы восполнить организм всеми недостающими веществами. Знакомить со «взрослой» пищей педиатры рекомендуют с осторожностью, понемногу вводя в рацион однокомпонентные пюре из овощей, затем каши без молока и глютена, а после уже и фруктовые соки для детского питания.

Допустимые продукты для введения в прикорм детям старше 4-х месяцев:

Реакция младенца на прикорм имеет первостепенное значение: продукт должен быть ему по вкусу. Начав с ½ ч.л. новой пищи, её количество увеличивается ежедневно на 1 ч.л. Спустя десять дней объем вводимого компоненты должен составить 120-150 мл. Так, четыре кормления в день остаются исключительно молочными, а пятое заменяется нововведенным продуктом.

Прикорм малыша с 4 месяцев – на что обратить внимание:

Режим дня на искусственном вскармливании имеет свои особенности:

  • Как правило, молочная смесь переваривается детским желудком дольше, чем материнское молоко. Следовательно, сытыми груднички остаются дольше, и распорядок по часам с такими малышами наладить проще.
  • У младенцев на ИВ с правильно подобранной смесью к 4-4,5 месяцам проходят колики, благодаря чему дети спят ночью в разы спокойнее своих сверстников.
  • Потребление молочной смеси может отличаться от приема к приему. Младенец съел 160 мл утром, а в обед не осилил и 120 мл? Это нормально и может быть связано не с отсутствием аппетита, а с временем суток или даже настроением крохи.

Смешанное вскармливание

Режим питания на смешанном вскармливании подразумевает, что младенец получает грудное молоко (минимум 1/5 от суточного объема) и адаптированную смесь. Если четырехмесячный кроха находится на смешанном питании, его нужно кормить по требованию. Педиатры в этом случае советуют давать разведенную смесь из ложечки, а не из бутылки – привыкание к ней может плохо сказаться на ГВ. Пить из бутылки легче, и вскоре многие дети наотрез отказываются брать грудь.

Прогулки с ребенком

Карапуз начинает проявлять активный интерес к окружающему миру. Во время прогулки старайтесь рассказывать ему обо всем, что встречается на пути: играющих в мяч детях, животных, растениях и транспорте. Выходить на свежий воздух с дочкой или сыночком необходимо как минимум дважды на 1,5-2 часа в день.

Режим ребенка зимой и поздней осенью может меняться в зависимости от погодных условий – в сильный мороз, ветер и проливной дождь лучше остаться дома. Также и режим ребенка летом может корректироваться в слишком жаркие дни, которые безопаснее для здоровья младенца провести в проветриваемом помещении.

Плюсы и минусы прогулки при разных температурных режимах можно увидеть в таблице ниже.

Температура воздуха на улице Особенности прогулки
-8°C и ниже У младенцев еще довольно слабая носоглотка. Гуляние при низкой температуре воздуха может привести к заболеваниям дыхательных путей. Если выход на улицу необходим, то позаботьтесь о согреве вдыхаемого ребенком воздуха. Заверните кроху в меховой конверт с капюшоном, создав воздушную подушку возле личика. Находиться на улице с малышом при такой температуре можно не более 20 минут.
От 0°C до -8°C Непродолжительные 30-минутные прогулки помогут малышу крепко уснуть. Позаботьтесь о том, чтобы обезопасить грудничка от ветра – используйте для коляски теплое одеяло или утепленный мехом зимний конверт. Перед выходом нанесите на щечки и носик маленького специальный защитный крем от мороза.
От +1°C до +8°C При такой температуре воздуха самое время устраивать малышу длительные полуторачасовые прогулки. Дети замечательно засыпают в условиях свежего прохладного воздуха, мамы также могут отдохнуть и без спешки пройтись в парке с коляской.
От +8°C до +15°C Температура воздуха комфортна и располагает к гулянию. Следует обращать внимание на то, чтобы маленький не потел от лишних слоев одежды. Не кутайте карапуза, лучше в случае нестабильной погоды накрыть его в коляске запасным пледом для утепления.
От +15°C до +20°C В солнечную погоду может показаться, что на улице жарко, но в тени и при наличии ветра все же еще далеко не лето. Учитывайте перед выходом во двор с ребенком все факторы – светит ли солнце или пасмурно, дует ли ветер. Не одевайте крошку слишком легко, в +16 еще довольно легко замерзнуть, особенно находясь без движения в коляске.
От +20°C до +25°C Наполненные солнцем и теплом дни хороши для долгих гуляний с грудничком. Но прямые солнечные лучи могут представлять опасность для беззащитной детской кожи. Выбирайте тонкую дышащую одежду, а незащищенные участки тела смазывайте солнцезащитным молочком 0+.
От 25°C и выше Безопасный период для выхода на улицу – до 11 утра и после 15 часов дня. В такую жару грудничку потребуется дополнительная жидкость, поэтому обязательно берите с собой питьевую воду. Гуляя с коляской, создайте в ней тень, опустив капюшон и открыв «окошко» с сеткой для проветривания. Если гуляние проходит у мамы на руках, то обязателен головной убор и тонкая, но закрывающая тело от солнечных лучей одежда.

Физическое развитие малыша

Укреплением и развитием мышц у маленького ребенка важно заниматься регулярно и уделять этому время не только по утрам. Гимнастика с младенцем – важный шаг на пути к подготовке и освоению навыков переворачивания и ползания. Педиатры считают оптимальной 5-7 минутную нагрузку, выполняемую с помощью мамы утром, днем и вечером.

  • В 4 месяца дети стремятся самостоятельно переворачиваться в положение «на животик». Укрепляя мышцы спины, можно ускорить процесс обучения. Полезно поиграть с малышом в «мячик». Перекатывая грудничка на животик и обратно, сопровождайте занятие сказкой, что он стал мячиком и теперь хочет далеко-далеко укатиться. Такое упражнение делает гибкими мышцы брюшного пресса у детей.
  • Упражнение для укрепления позвоночника и рук подготовит кроху к навыку сидения. Чадо ухватывается за указательные пальцы взрослого; затем родитель осторожно и невысоко тянет грудничка на себя. Досчитав до десяти, опускаем его обратно в лежачее положение.
  • Для стимулирования к ползанию взрослый может подставлять руку под пяточки грудничка при выкладывании на животик. Карапуз будет использовать ладонь как опору, – стараясь оттолкнуться ножками, он сделает попытку продвинуться вперед. Чтобы старания вашего чада не были напрасными, сделайте поверхность удобной для ползания – это может быть накрытый пледом или одеялом пол.

Гимнастика и возможные упражнения с малышом (видео):

Игры и развитие в 4 месяца

Четырехмесячные дети в течение дня бодрствуют не менее восьми часов. Подборка для своего младенца интересных развивающих занятий может стать хорошим подспорьем для молодой мамы на каждый день.

«Экскурсия»

Малютке нравится проводить время у мамы на руках и рассматривать все вокруг. Устраивайте младшему члену семьи прогулки по дому. «Путешествуя» у родителей на руках, он пополняет свой пассивный словарь названиями различных предметов. Вся услышанная от взрослых информация помалу откладывается у младенца в памяти, в чем совсем скоро можно будет убедиться – ваше чадо будет поворачивать голову в сторону того предмета, который был упомянут в разговоре.

«Шуршим – звеним»

Мелкая моторика и тактильные ощущения способствуют развитию интеллекта. Кроху полезно знакомить с предметами/игрушками, имеющими разную текстурную поверхность. Дети с удовольствием шуршат бумагой, мнут плюшевого медвежонка и изучают погремушку с отверстиями. Важно делать акцент именно на материале, а не на цвете – перенасыщенные оттенками игрушки рассеивают внимание.

«Музыкальная минутка»

Ритмичная музыка – то, что приводит четырехмесячных детей в восторг. Простое хлопанье в ладоши в такт мелодии помогает сформировать «с пеленок» чувство ритма. Просто возьмите на ручки чадо и потанцуйте с ним под задорную музыку – такое занятие улучшает настроение, развивает память и координацию.

«Сорока – белобока»

Маленьких очень забавляют пальчиковые сюжетные игры, такие как «Ладушки», «Прятки», «Идёт коза рогатая» и различные игровые действия с их ножками и ручками. В сочетании со смешными рожицами, поглаживаниями пальчиков, активизируются мозговые центры – они отвечают за подготовку артикуляционного аппарата, и, в будущем, речи.

Четырехмесячный малыш становится более внимательным, активным и жизнерадостным. Он меняется физически и эмоционально, радуя родителей новыми навыками и достижениями. Чему научился младенец к 4 месяцам и как можно помочь развитию карапуза этого возраста?


Одной из самых больших радостей в этом возрасте является переворачивание

Физиологические изменения

  • У 4-месячного малыша значительно укрепляются мышцы спины и улучшается их координация, в результате чего ребенок учится переворачиваться. Тем не менее, сидеть кроха еще не может, поэтому усаживать его с поддержкой в виде подушек не рекомендуется.
  • Многие рефлексы, характерные для новорожденного, уже исчезли или начали угасать, например, рефлексы ползания и Моро. Гипертонус рук уже полностью пропал, а в ногах еще сохраняется.
  • Слезные железы ребенка начинают свою работу, поэтому при плаче у малютки уже появляются слезы.
  • Зрение малыша начинает воспринимать все больше цветов. Крохе по нраву чистые тона желтого, красного, синего и зеленого. Если у ребенка после родов присутствовало косоглазие из-за слабости глазных мышц, к 4 месяцам оно должно пройти, поскольку мышцы глаз укрепляются.
  • Слух ребенка также активно развивается. Услышав звуки, кроха поворачивается в их сторону. Малыш уже умеет отличать голоса близких от голосов незнакомцев. Слыша музыку, карапуз начинает покачивать головой в такт. Крохе больше нравятся ритмичные мелодии с низкими тонами, чем высокие тона.
  • Работа пищеварительной системы младенца уже наладилась и стала более стабильной, колики у большинства деток уже прошли.
  • У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.
  • Волосы и ногти малыша 4 месяцев растут очень быстро.

В эмоциональном плане кроха этого возраста становится более развитым и сильно нуждается в общении со взрослыми. Среди всех людей малыш особенно выделяет маму и реагирует на ее настроение. Если мамочка грустит, младенец будет это чувствовать, а на мамину улыбку непременно ответит собственной очаровательной улыбкой.


Улыбка ребенка очаровывает родителей

Физическое развитие

Так как двигательная активность 4-месячного малыша еще невысокая, прибавка в массе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и грудной клетки в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудная клетка становится больше обхвата головы).

Хотя все детки развиваются по-разному, средние показатели для большинства младенцев этого возраста и границы норм помогают выявить, нормально ли растет младенец и не следует ли обратить внимание педиатра на превышение или уменьшение какого-то из параметров физического развития. Нормы для 4-месячных малышей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

  • Лежа на животе, кроха уверенно удерживает свою голову и рассматривает все вокруг. Мало того, младенец уже может приподнимать вместе с головой всю верхнюю часть тела и опираться на ладошки.
  • К четырем месяцам младенец освоил перевороты на животик с положения на спине. Некоторые малыши даже научились переворачиваться обратно и пытаются ползать на животе, помогая себе ножками.
  • Лежа на спине, кроха научился приподнимать голову вместе с плечевым поясом. Это первые попытки младенца садиться.
  • Малютка уже неплохо управляет своими руками. Во время кормлений ручки ребенка часто обнимают грудь мамы или обхватывают бутылочку. Пребывая в кроватке, кроха уже уверенно ухватывает руками предметы, которые висят над ней (игрушки мобиля).
  • Во время игр ребенок улыбается и часто смеется. Ребенок в возрасте 4 месяцев очень эмоционален, он может как радоваться, так и огорчаться или обижаться.
  • Гуление четырехмесячного младенца довольно длительное. Вы услышите от малютки звуки «а», «о», «б», «п» и «м». Некоторые малыши даже научились их связывать в слоги.


Представленные показатели нормы являются лишь ориентиром

Отметим, что каждый младенец развивается в своем темпе и одни навыки у карапуза могут появиться раньше, а другие – чуть позже, чем у сверстников. Тем не менее, есть умения, отсутствие которых в 4-месячном возрасте должно насторожить родителей. Обратитесь к педиатру, если малыш:

  • Не хватает предметы и не удерживает их в ручке некоторое время.
  • Не приподнимается с опорой на руки, когда лежит на животе.
  • Не научился переворачиваться на живот.
  • При вертикальном положении (когда родитель поддерживает под мышки) не опирается ногами о поверхность.
  • Когда подтягивают за обе ручки, головка ребенка отклоняется назад.
  • Не проявляет каких-либо эмоций и не реагирует на общение с людьми.

О том, стоит ли беспокоиться, если есть отклонения от норм, смотрите в видео доктора Комаровского.

О том, что, согласно нормам, должен уметь ребенок в 4 месяца, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Подвешивайте над ребенком яркие игрушки так, чтобы кроха мог ухватить их ручками. Отлично, если такие игрушки будут иметь разную фактуру или издавать звуки.
  • Вкладывайте в ручки ребенка погремушки разного размера и разной формы. Предложите крохе потрогать не только погремушки, но и мягкую игрушку, небольшую куклу, музыкальную игрушку с кнопочками, резиновую пищалку и другие предметы.
  • Играйте с младенцем в «прятки». Спрячьте свое лицо за носовым платком, затем откройте лицо и скажите «ку-ку». Также можете закрывать своими руками свои глаза, а потом закрывать своими руками глазки малыша. Крохе непременно понравятся все варианты игры.
  • Поиграйте с младенцем в «сороку-ворону». Так как на ладошке есть центры, стимулирующие работу кишечника, такая игра будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения.
  • Пускайте мыльные пузыри и пусть кроха наблюдает за их медленным полетом.
  • Наденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета, чтобы карапуз захотел его ухватить. Также можете привязать к ножке младенца колокольчик. Обязательно похвалите кроху, когда ребенок достанет носок или колокольчик.
  • Для лучшего физического развития и тренировки координации возьмите младенца за ручки, поднимайте их вверх, а затем опускайте вдоль тела вниз. После этого скрещивайте руки на груди и разводите их в стороны.
  • Во время гимнастики, массажа и любых других дел вместе с ребенком напейте песенки и проговаривайте детские стишки, а укладывая малютку спать, напевайте колыбельную или рассказывайте сказку.
  • Стройте с крохой «диалоги», чтобы малютка учился подражать вашей речи. Проговаривайте разные слова так, чтобы младенец видел вашу мимику. Также важно повторять за малюткой звуки, которые произносит ребенок.


Детям в 4 месяца в первую очередь необходима забота и любовь мамы

Попробуйте провести с ребенком занятие «Червячок», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Уход

Утро четырехмесячного ребенка, как и ранее, начинается с гигиенических процедур. Умывайте младенцу лицо и вытирайте глазки, очистку ушей и носика проводите при необходимости. Подстригать ногти в этом возрасте приходится достаточно часто, поскольку они быстро растут, а младенец постоянно засовывает ручки в рот.

Гулять с 4-месячным карапузом следует дважды в день, ориентируясь на погодные условия. В летний период длительность прогулок может составлять до 6 часов. Зимой советуют выходить на прогулку на 1-2 часа. Воздержаться от нее следует лишь при сильном морозе, ливне или порывистом ветре.

Гимнастику и легкий массаж рекомендуют делать ребенку дважды в день. Сначала уложите кроху на спинку, возьмите за ручки и сделайте ними круговые движения. Затем поверните младенца на один бок и на другой, после чего возьмите ножки карапуза и подвигайте ими. Далее кроху нужно повернуть на живот, и в этой позе сгибать и распрямлять его ножки.


Гимнастика и массаж помогут развитию вашего ребенка

В процессе массажа стоит использовать потешки.






Техника массажа в 4 месяца подробно показана Николаем Никоновым – ведущим врачом и массажистом России в следующем видео.

Для улучшения засыпания следует создать определенный ритуал, который будет настраивать младенца на ночной сон. В этот ритуал может входить купание, поглаживание тела ребенка, кормление, колыбельная или сказка. Повторяйте такой ритуал ежедневно, не пропуская его элементы.

Помните о правилах безопасности и не оставляйте кроху одного, ведь многие малыши в 4 месяца уже научились переворачиваться, а те, которым это еще не удалось, могут порадовать новым навыком в любой момент.

О том, что в первую очередь необходимо малышу в 4 месяца, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Режим дня

Ребенок уже может бодрствовать больше 2 часов подряд и во время этих периодов ведет себя очень активно.

Четырехмесячный ребенок спит в сутки до 15 часов. Ночной сон в этом возрасте длится около 10 часов. Дневных снов у многих детей 4 месяцев становится три, а их общая длительность составляет около 5 часов. Оптимальным временем укладывания на ночной сон называют 19-21 час. Если вы начнете укладывание позже, то возможны трудности из-за переутомления младенца.

Малыш на грудном вскармливании продолжает получать исключительно грудное молоко. При этом кроха начал прикладываться к груди реже. Обычно это происходит в процессе засыпания, во время сна, а также сразу после пробуждения. В результате у ребенка имеется уже достаточно точный режим кормлений.


В 4 месяца достаточно легко можно наладить режим кормлений

У ребенка на искусственном вскармливании режим питания более строгий. Он предусматривает определенный объем смеси и 6 кормлений в сутки с промежутками примерно 3,5 часа. Количество смеси, в которой нуждается кроха-искусственник в сутки, определяют, разделив вес малыша на 7. Это общее количество распределяют поровну на 6 кормлений.

В среднем младенцы 4 месяцев съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки. За одно кормление малыш получает в среднем 150-170 мл смеси. Также в этом возрасте детям, получающим смесь, начинают вводить прикорм . Первым блюдом прикорма выбирают овощи или кашу. Новый продукт дают во второе кормление, увеличивая его количество до 100 г.

Не забывайте разнообразить день крохи различными потешками. Одна из них представлена Татьяной Лазаревой в следующем видео.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Вашему малышу уже 4 месяца. Он подрос и вы, если присмотритесь внимательней, увидите интересные изменения, которые происходят с цветом его глаз и цветом волос. Волосики, с которыми родился малыш (тоненькие, нежные, кудрявые), постепенно выпадают, и на их месте вырастают новые. Заметим, что этот процесс может длиться месяц, а то и два.

На 4 месяце жизни цвет глаз ребенка тоже меняется. Если ребенок родился со светлыми (например, с голубыми) глазами, а у мамы и папы глаза карие, то в течении первого полугодия, цвет глаз малыша может поменяться. Не пугайтесь - это природный процесс. У большинства новорожденных глазки светлые, но к 4-5 месяцам, они темнеет. Только если цвет глаз до шести месяцев не изменится, можно с уверенностью сказать, что этот цвет - навсегда.

У малышей, родители которых темноволосые и кареглазые, цвет глаз преимущественно светло-коричневый. Но когда ребенок достигает 4-месячного возраста, цвет его глаз становиться таким же темным как у его мамы или папы. Поэтому четвертый месяц жизни малыша можно назвать как месяц становления нового качества волос и нового цвета глаз.

«Родничок» на головке еще открыт, он не имеет костной ткани, но с каждым месяцем его размеры уменьшаются. Не забывайте, что «родничок» нужно держать в чистоте.

С каждым месяцем, малыш продолжает набирать в весе. Родители, у которых есть возможность проконтролировать прирост массы тела ребенка, должны знать, что эта цифра составляет от 140 до 170 г в неделю. Итак, за 4-й месяц жизни ваш карапуз наберет в весе от 600 до 750 г. Рост ребенка увеличиться приблизительно на 2-2,5 см. Благодаря постепенному развитию и усовершенствованию мышц, тело грудного ребенка приобретает крепкий и сформированный вид. Не стоит забывать, что все выше перечисленные показатели, это всего лишь ориентированная норма, с помощью которой, родители сами могут контролировать физическое развитие своего малыша. Для каждого малыша природа запрограммировала его индивидуальные темпы увеличения массы тела и роста.

В конце четвертого месяца ваш малыш уже уверенно держит головку, когда лежит на животике. Даже в положении на спине, он с легкостью поднимает головку, для того чтобы как можно лучше изучить свои маленькие ножки. Вы заметите, что малыш с удовольствием крутит головкой во все стороны - он рассматривает все вокруг и с интересом наблюдает за вами, за вашими действиями.

В возрасте трех месяцев, ребеночек еще не может переворачиваться со спинки на животик. На 4-м месяце жизни ему это уже под силу. Обратите внимание, что малыш, лежа на животике, уже может удерживать свое тельце, при этом он опирается на предплечья обеих рук. Сейчас малыш более уверенно может попробовать удерживать головку и свою грудную клетку с помощью одной руки, для того чтобы освободить другую ручку и дотянуться, а возможно и схватить что-то интересное.

На четвертом месяце жизни продолжает усовершенствоваться координация движений ручек у вашего малютки. Он не просто поднимает ручки, но и следит за ними координированным, целесообразным взглядом. Пальчики на ручках не сжатые - ручка распрямленная. Малыш берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой со стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Это упражнение доставляем малышу наибольшую радость. А самыми «сладкими» на вкус остаются погремушки, собственные пальчики и кулачки.

Самым любимым упражнением малыша в этот период становиться «велосипед» - попеременное поднимание ножек. Время от времени малыш разгибает ножки в коленках, но в основном, когда он спокойно лежит его ножки находятся в согнутом состоянии. Ежедневно занимаясь гимнастикой с ребенком, вы увидите, что двигательная активность ног очень улучшилась по сравнению с предыдущим месяцем, при чем во всех суставах.

Поставьте малыша на стопочки - вы видите, он сгибает и разгибает ножки. Такие упражнения хорошо делать для укрепления ножек. Они доставляют ребенку особенное удовольствие, если сопровождаются вашим пением.

Во время купания малыш, проявляет желание поплавать на животике. Он настойчиво делает движение ручками, стонет, сопит, и даже, кричит из-за того, что у него не получается это сделать. В этих движениях проявляется желание малыша учиться ползать. Помогите вашему малышу в его начинании.

Некоторые родители считают, что в 4-месячном возрасте, ребенок уже должен сидеть или же хотят ускорить этот процесс, для этого высаживают малыша в подушки. Конечно, малышу это нравиться, он может сам удерживать головку вертикально. Но мы настоятельно советуем не делать этого. Во-первых: мышцы малыша еще не достаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Во-вторых: ни в коем случаи нельзя долго оставлять ребенка одного в положении сидя, потому что его спинка пребывать в вертикальном состоянии не может и поэтому она выгибается, тем самым способствует деформации позвоночника и утомляет ребенка. Не торопи те события. Используйте данное упражнение, когда занимаетесь гимнастикой с малышом: возьмите его за ручки и подтяните в положение, сидя, за тем спокойно, тихонько опустите. Это упражнение укрепит позвоночник ребенка.

Иногда, во время занятий гимнастикой можно услышать потрескивание в локтевых и коленных суставах. Не беспокойтесь - это происходит по причине не зрелости суставного аппарата, в состав которого входят мышцы, кости, сухожилия, хрящи. Через несколько месяцев занятий массажем и гимнастикой, мышцы ручек, ножек и туловища карапуза окрепнут, и такие явления уже не будут беспокоить вас и вашего малыша.

В четырех месячном возрасте ребенок стремиться к общению с вами. Старайтесь, как можно больше с ним разговаривать и озвучивать все, что вы делаете.

Сейчас малыш обращает внимание на все звуки, окружающие его - тихие, громкие, прислушивается к шуму. Большинству деткам нравиться слушать музыку: тихую, спокойную или ритмичную. Это их успокаивает и развеселяет. Но наибольшее удовольствие малышу доставляют звуки, так сказать собственного производства. Он снова и снова повторяет их «удачную» комбинацию, как будто, пытается запомнить собственное вокальное произведение.

Кстати, в будущем, многие слоги будут легче выговариваться малышом, но уже в составе настоящих слов. Его своеобразное «мурлыкание», постепенно измениться на «хихиканье», а за тем и на отдельные звуки, такие как «а», «у», «е», «ы», «га».

Если, играя с малышом, вы пощекочите его за животик, то малыш начнет громко смеяться - это ответная реакция щекотания и сигнал социального развития вашего ребенка. Если вдруг настроение малыша изменилось - он стал нервным, сонным, апатичным, попробуйте найти тому причину. Если вы ограничили его среду восприятия - сей час же исправьте эту ошибку. Прогулки на улице заключаются не только в сладком сне на свежем воздухе, но и в знакомстве с окружающей средой. Ведь как много всего интересного вокруг! Покажите ребенку цветочек, веточку елки, листочки дерева, овощи, фрукты, собачку, которая пробегает рядом, голубя, что собирает крошки хлеба, снег и т.д. Малыш получит от прогулки большое удовольствие, узнает много нового. Не забывайте о вашей самой важной миссии - вы впервые в жизни этого создания знакомите его с миром. А вознаграждением за ваши старания будет искренняя улыбка вашего малыша.

Кстати, именно улыбка является самым главным проявлением счастья и удовлетворения. Она становиться проявлением любви ко всем, кто заботится о малыше. Много разговаривайте с малышом и обязательно хвалите его за все достижения, помогите ему успешно преодолеть ступеньки развития.

Малышу нравиться наблюдать за движущимися предметами. Движения глазных яблок стали координированными. Если взять яркую игрушку (желтого, голубого, оранжевого, красного цвета) и показывать ее ребенку на расстоянии 25-30 см, то можно увидеть, что он не только поймает ее взглядом, но и будит следить за ней взглядом по всей траектории перемещения игрушки: вправо, влево, вверх, вниз. Обратите внимание - глазки уже не должны косить.

В конце четвертого месяца ваш ребенок сможет наслаждаться цветным миром, а не черно-белым.

Для ребенка на четвертом месяце жизни большое значение имеет становление языка, развитие движений и расширение диапазона эмоциональных реакций. Для этого необходимо правильно организовать то время, когда ребенок не спит.

Если малыш не спит не оставляйте его в кроватке - старайтесь, что бы он проводил это время на пеленальном столике (на плотной поверхности). Вы можете сделать малышу поглаживание, затем массаж, можно заняться гимнастикой. Занятия взбодрят и развеселят вашего малыша. И уж точно порадуют вашего маленького карапуза такие упражнения - выкладывайте ребенка на животик и ставьте перед ним яркую игрушку на расстоянии вытянутой руки, понаблюдайте за малышом - ребенок не только сосредоточит свое внимание на игрушке, он захочет дотянуться к ней и потрогать. С игрушками можно экспериментировать и предлагать малышу каждый раз другую по форме (кубик, мячик), по цвету, по материалу (тканевая, пластиковая и т.д.). Таким образом, занимаясь с ребенком каждый день этими не сложными упражнениями, вы будете стимулировать и развивать желание у вашего малыша к ползанию.

Ребенок, как и в предыдущий месяц, стремится к общению с вами. Малышу необходимо, чтобы с ним ласково и долго разговаривали, пели песенку. Есть детки, которых успокаивает негромкая спокойная музыка. Это могут быть как произведения классики, так и детские песенки. Рассказывайте вашему малышу детские стишки, коротенькие сказки и просто старайтесь разговаривать с ним как можно больше, не зависимости чем вы занимаетесь - купаете ребенка, кормите, одеваете - озвучивайте все ваши действия.

Когда вашему малышу исполниться 4 месяца, вам необходимо посетить вашего участкового педиатра. Он измеряет рост ребенка, его вес, определит физико-психическое развитие. Так как вы уже хорошо знакомы с вашим детским врачом, можете задать ему все интересующие вас вопросы относительно режима дня, введения в рацион ребёнка новых продуктов питания (соки, фруктовые пюре и т.д.), новых игрушек для ребенка, которые наилучшим образом развивали его психоэмоциональную сферу.

Педиатр со своей стороны должен проконтролировать проводится ли профилактика анемии и рахита, соблюдаются ли сроки вакцинакции.

С каждым днем малыш растет и развивается и требует от вас заботы, любви, внимания и терпения. Не забывайте, что ваш ребенок индивидуален, и к нему нужно искать подход, определенные методы воспитания, присматриваться к нему и прислушиваться. Даже если вы опытная мама, и у вас это не первый ребенок - не останавливайтесь на вашем предыдущем опыте воспитания старших деток - постоянно узнавайте что-то новое о вашем малыше, наблюдайте за ним, при возникновении вопросов обращайтесь к вашему педиатру или к семейному врачу, ведь от этого зависит здоровье и будущие вашей семьи.

Первые зубки у грудных деток появляются, как правило, в 5 или в 6 месяцев. Но есть определенный процент малышей, для которых процесс прорезания молочных зубчиков начинается в конце 4-го месяца. Вы заметите, как изменится поведение вашего малыша в этот период. Приведем только некоторые признаки, на которые нужно обратить внимание: ребенок нервный, беспокойный, практически все тянет в ротик и покусывает деснами, может подниматься температура до 38-39 °С. Также процесс прорезания зубок, часто сопровождается расстройствами пищеварительной системы, насморком и заболеванием горла. Мы привели общие признаки, каковы они будут у вашего ребенка зависит от реакции организма, типа телосложения и зрелости периферийной и центральной нервной системы.

В том месте, где должен появиться зубчик десна будут красные и немного припухшие. В основном первыми появляются нижние центральные резцы. Сейчас малыш все тянет в ротик, чтобы немножко почесать воспалившееся десна. Поэтому рекомендуем приобрести для него грызунчик – резиновая игрушка в виде колечка или другой формы с жидкостью внутри. Ее нужно положить в холодильник на некоторое время, чтобы жидкость охладилась, а потом предложить малышу. Дело в том, что холод действует успокаивающе на десна, он устраняет ощущение боли и чесания десен. На сегодняшний день в аптеке вам могут предложить большой выбор гелей, в состав которых входит анестезин, который выполняет функцию обезболивания, а также успокаивает десна в местах их раздражения.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 700-750 гр. в среднем за месяц;
  • рост ребенка увеличивается на 2-2,5 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может удерживать маленькие предметы между указательным и большим пальцами;
  • удивлено смотрит на предмет, который упал и на место, с которого он упал;
  • все предметы, которые попадаются в руки, малыш, отправляет на «тестирование» в ротик;
  • плещется в ванной и получает удовольствие во время купания;
  • кроха интересуется запахами и различает их;
  • самостоятельно переворачивается с спинки на животик и наоборот;
  • организм ребенка подготовился к употреблению более плотной еды (прикорм);
  • пробует выполнить «плавательные» движения и перемещаться в кроватке;
  • в положении на спине и животе, поворачивает головку в разные стороны;
  • ребёнок длительное время удерживает головку;
  • на разных расстояниях фокусирует взгляд.

Интеллектуальные навыки:

  • у ребенка увеличивается длительность активного период после дневного сна (около одного часа).
  • у присутствии людей, малыш больше улыбается и «разговаривает» (гукает).
  • у ребенка наблюдается кратковременная память от 6 до 8 секунд.
  • ребенку нравиться имитировать знакомый тон и издавать разные звуки.

Социальные навыки:

  • интересуется своим отображением в зеркале и улыбается ему;
  • ребенок смеётся, когда с ним разговаривают и требовательно кричит, если игра останавливается;
  • малыш смеётся, если его пощекотать за ножку или под ручками;
  • издает звуки, чтобы привлечь чьё-то внимание;
  • с удовольствием слушает музыку;
  • ребенок любит играться во время игры.

Режим дня

На четвертом месяце режим дня малыша нужно организовать в правильной последовательности: спит - кушает - гуляет - спит и т. д. Между сном и кормлением необходимо соблюдать определенные периоды - это способствует хорошему аппетиту у ребенка.

Днем ребенок спит два или три раза: один раз утреннее время после завтрака и два раза после обеда.

Ночью сон малыша становиться беспрерывным, более длительным - около 10-11 часов, и глубоким.

Вы сами должны определить время, когда нужно класть спать ребенка, так как у каждого малыша есть свои индивидуальные биоритмы.

Как же узнать хочет ребенок спать или нет? Если малыш устал от игры, он капризный, зевает, трет глазки или наоборот стал очень активным, крутит ритмично головкой и сосет свой большой палец - это признаки усталости, которые подскажут маме, о том, что малышу пора в кроватку. Как только вы заметите такое поведение ребенка сразу же кладите его спать и не предлагайте ему новые игры, этим вы только расстроите малыша. В данном случае все зависит от вашего таланта и умения разгадывать «код засыпания» вашего малыша.

Ночной сон становиться более спокойным и имеет продолжительность около 9-11 часов. Днем малыш спит 3- 4 раза от 1,5 до 2 часов, при этом дневной сон должен быть на свежем воздухе. Каждый вечер, непосредственно перед сном купайте ребенка - водные процедуры способствуют хорошему сну. Можно проводить воздушные ванны по 10-15 минут перед купанием.

Температура воздуха в комнате малыша не должна превышать 21-22 °С. Более высокая температура плохо влияет на рост и развитие ребенка.

Помещение необходимо проветривать, лучше всего сквозным проветриванием, при этом обмен воздухом осуществляется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Сквозное проветривание проводят 5 раз в день во время отсутствия ребенка. После проветривания температура воздуха в комнате должна снизиться на 2-3 °С. В летнее время необходимо постоянно держать открытой форточку, при этом закрывать ее только на ночь.

Прогулки с ребенком проводите при температуре воздуха не ниже – 10 °С два раза в день зимой - 1,5-2 часа. В холодное время года, чтобы избежать обморожения, на лицо малыша наносите ланолиновое масло или детский крем. В летнее время длительность прогулок увеличивается до 2-2,5 часа 2 -3 раза в день. Приучайте ребенка спать на свежем воздухе - для него это очень полезно.

Малыша нужно приучать не только к низким температурам, но и к высоким. Выносите малыша на улицу при температуре +31 °С, сначала на одну минуту, постепенно увеличивайте прогулку до 30-60 минут, потом при температуре +32 °С, +33 °С, +35 °С. Ребенок должен находиться не на солнце, а в тени под листьями деревьев. Малыш привыкнет, и будет хорошо переносить высокую температуру. Ребенок должен быть легко одет (тоненькая маечка и ситцевые ползунки.)

При закаливании ребенка, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • ребенок должен быть полностью здоровым;
  • при закаливании нужно учитывать индивидуальные особенности малыша, его положительные эмоциональные реакции;
  • постепенно наращивать интенсивность закаливающих процедур;
  • занятия должны проводиться систематически;
  • закалять ребенка можно начинать в любое время года;
  • после перерыва закаливающие занятия с малышом нужно восстанавливать сначала.
Очень важный способ закаливания – воздушные ванны, которые на четвертом месяце жизни ребенка совмещаются с влажными обтираниями. Воздушные ванны начинайте проводить по 5-10 минут два раза в день при температуре воздуха 21-22 °С. Малыша оставляйте раздетым, периодически меняйте положение тела. Потом перейдите к обтираниям (сначала к сухим, потом к влажным).

Сухие обтирания проводят мягкой варежкой с махровой ткани до появления на коже легкого покраснения, при этом нужно учитывать нежность кожи малыше.

Приблизительно через неделю можно перейти к влажным обтираниям. Для этого смочите в влажной воде махровую варежку, слегка отожмите и оботрите сначала ручки ребеночка от кончиков пальцев до плеч, потом ножки, грудную клетку, живот и спинку. После этих процедур все части тела нужно осторожно растереть с помощью полотенца до высыхания и легкого покраснения. Влажные обтирания начните с температуры воды 36°С. Потом раз в три дня температуру воды понижайте на 1°С. Длительность данной процедуры 1-1,5 минут.

Влажные растирания следует совмещать с массажем и гимнастикой, которые нужно проводить один раз в день. Длительность данной процедуры 8-9 минут. Каждое упражнение нужно повторять 5-6 раз. Обязательно придерживайтесь регулярности и последовательности.

  • движения руками с обниманием тела;
  • поворот со спины на живот за правую руку;
  • массаж спины;
  • отклонения головы назад в положении на весу;
  • массаж живота;
  • поворот со спины на живот за левую руку.

Питание ребёнка

В этом возрасте для ребеночка самой вкусной, рациональной и питательной едой остается мамино молочко. Ведь для вас обоих это не просто процесс кормления, а возможность очень близкого общения, взаимопонимания, нежности и любви. Если вы заметили, что молока у вас стало немного меньше - не расстраивайтесь, приложите все усилия, чтобы увеличить лактацию - это нужно вашему малышу. Беря во внимание рекомендации современной медицины можно пить травяной чай, который вы приобретете практически в любой аптеке. Не забывайте также о том, что кормящая мама должна отдыхать, хорошо питаться, пить много теплой жидкости (чай со сгущенкой, компот, травяной чай и т.д.).

Малыша нужно кормить 6 раз в сутки через 3,5 часа с ночным интервалом после кормления около 6,5 часов. В зависимости от вида вскармливания ( , искусственное вскармливание) на четвертом месяце можно вводить первый - фруктовый сок или фруктовое пюре. При этом количество кормлений сократиться до 5 раз в сутки через четыре часа, а ночной интервал, наоборот увеличиться до 8 часов. Сразу, после того как ребенок проснется, будет первое кормление.

Детям, которые находятся на искусственном вскармливании, вводят , начиная с 4 месяца.

Время кормления для детей, в рацион которых не ввели прикорм: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.

Время кормления для детей, в рацион которых ввели прикорм: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00.

Примерная схема вскармливания ребенка на 4 месяце жизни ребенка предоставлена в таблице.

Объем еды на одно кормление, мл

Грудное молоко или смесь

Грудное молоко или смесь

Сок фруктовый

Грудное молоко или смесь

Фруктовое пюре (тёртое яблоко)

Грудное молоко или смесь

Сок фруктовый

Грудное молоко или смесь

Грудное молоко или смесь

После каждого кормления у вас есть 1,5-2 часа, которые нужно провести с пользой для ребенка - игры, массаж, гимнастика, воздушные ванны. Перед ночным сном период бодрствования можно сократить до одного часа.