Предупреждение ддтт в доу. Об организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях. Знать и соблюдать правила поведения во дворе

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они ещё не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам – детям. Педагоги МБДОУ «Детский сад комбинированного вида посёлка Ленинское» разработали систему профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения дошкольниками, педагогами и родителями правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система мероприятий в ДОУ

«Детский сад комбинированного вида посёлка Ленинское»

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они ещё не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.

Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам – детям. Педагоги МДОУ «Детский сад комбинированного вида посёлка Ленинское» разработали систему профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения дошкольниками, педагогами и родителями правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры.

Данная работа ведётся в соответствии с планом (приложение 1), который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

Разработана инструкция для воспитателей по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (приложение 2)

Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности: в игре, во время прогулок и т.д. Работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге проводится с дошкольниками всех возрастных групп при активном участии родителей и специалистов ДОУ. Для каждой возрастной группы составлен примерный перечень занятий (приложение 3), в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование. Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах.

В работе с родителями коллектив ДОУ руководствуется следующими принципами:

Целенаправленности;

Системности;

Отзывчивости;

Доброжелательности;

Дифференцированного подхода, с учётом специфики каждой семьи (возраст, образование и т.д.)

Основные формы и методы работы с родителями по профилактике ДДТТ: (приложение 4)

Анкетирование родителей

Почта для родителей

Беседы с родителями

Родительские собрания

Неформальные встречи

Выпуск семейных фотогазет

Совместные праздники, развлечения, викторины, соревнования

Совместные целевые прогулки

Индивидуальное и тематическое консультирование

Оформление ширм, папок-передвижек.

В методическом кабинете детского сада собран обширный дидактический материал. Это книги и картины по теме, схемы, иллюстрирующие ситуации на дороге, сигнальные карточки, транспортные игрушки, дорожные знаки. На территории дошкольного учреждения нанесена разметка пешеходного перехода. В каждой группе организованы уголки безопасности, посвящённые, в том числе правилам безопасности на дороге. (приложение 5)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида посёлка Ленинское» по профилактике дорожно-транспортного травматизма

на 2009-2010 уч.год

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.

Правила, изложенные в данной инструкции, предлагаются к обязательному исполнению.

Отправляясь на экскурсию или на прогулку, воспитатель должен точно знать число детей, которых он берёт с собой (обязательно сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким-либо причинам дети в детском саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определённого сотрудника.

Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по мостовой вдоль тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.

Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых: один идёт впереди, другой - сзади.

Переходить через улицу надо на перекрёстках или в местах, где имеются знаки перехода.

Переходить улицу нужно не спеша, спокойным, ровным шагом.

Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось), потому что это ближайший путь на противоположную сторону.

При переходе улицы на перекрёстке надо обращать внимание не только на зелёный сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара, необходимо пропустить машины.

В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.

Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.

Большое значение имеет обучение детей правилам уличного движения. Это нужно делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями детского возраста.

Каждый воспитатель должен сам хорошо знать правила дорожного движения.

Перевозка детей

Перевозить детей разрешается только в автобусах

При посадке в автобус детям показывают через какую дверь надо входить. В салоне их рассаживают на сидениях.

Воспитатель ещё раз должен убедиться в том, что все двери и стёкла в окнах закрыты

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Примерный перечень занятий в группах по профилактике ДТТ

средняя

1. Рассматривание пассажирского и грузового транспарта

2.Сравнение автобуса и троллейбуса.

3.Беседа с рассматриванием иллюстраций «На чём ездят люди»

4.Беседа «Что я видел, когда шёл в детский сад»

5.Беседа «Какие бывают машины»

6.Заучивание стихотворения Р.Фархади «Светофор»

7.Чтение рассказа И.Серебрякова «Улица, где все спешат»

1. Аппликация «Грузовая машина», «Автобус»

2. .Рисование «Грузовая машина», «Машина на дороге»

1. «мост для транспорта»

2. «Трамвайчик»

3. «Автобус» (из бумаги»

Старшая группа

2.Беседа с решением проблемных ситуаций.

3. «Школа пешеходных наук»(итоговое комплексное занятие)

1.Рассматривание картины «Улица города»

2.Беседа с решением проблемных ситуаций

3. «Школа пешеходных наук»(итоговое комплексное занятие)

1. Рисование «Улица города», «Регулируемый перекрёсток», «Дорожные знаки», «Автобус с флажками едет по улице»

2. Аппликация « На нашей улице», «Какие бывают грузовые автомобили», «Троллейбус»

1. « Мосты для разного вида транспорта»

2. «Светофор» (из бумаги)

3. «Улица города» (из строительного материала)

Подготовительная группа

1.Рассказ воспитателя «Служебный транспорт»

2.Беседа по картине «Машина на мосту»

3.Беседа «На чём люди ездили и ездят»

4.Беседа «Улица города»

5.Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль»

6.Пересказ0 рассказа «Санки»

7. «Правила дорожного движения» (итоговое комплексное занятие"

1. Рисование «Служебные машины», «Автобус и троллейбус», «Мы едем в автобусе по городу», «Нарисуй любой вид транспорта»

2.Аппликация «Транспорт», «Вырежи и наклей любой вид транспорта», «Автобус и троллейбус»

3.Коллективная работа «Улица, на которой стоит детский сад» (рисование и аппликация)

1. «Наша улица»

2. «Грузовые машины»

3. «Станции метро»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 6-7 летних детей.

«Взрослые и дети на улицах»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Это поможет нам познакомиться с опытом семейного воспитания и индивидуально подойти к каждому ребёнку.

Много ли знаков дорожного движения знает ваш ребёнок?

Много

Некоторые из них

Не знает вообще

Хорошо ли он знает дорогу домой и в детский сад?

Хорошо

Не очень хорошо

Плохо

Вы идёте с ребёнком по улице. При этом:

Всегда соблюдаете правила

Иногда нарушаете правила

Ходите так, как вам кажется удобным

Умеет ли ребёнок правильно переходить улицу?

Ребёнок знает и соблюдает правила перехода улицы

Ребёнок не всегда правильно переходит улицу

Не умеет

Знает ли ребёнок сигналы светофора?

Знает

Иногда путает

Не знает

Обращаете ли вы внимание ребёнка на неправильное поведение других людей на улице?

Делаю это постоянно

Делаю это иногда

Не обращаю

Часто ли Вы уделяете время на ознакомление ребёнка с правилами безопасного поведения?

ДА, я часто объясняю ребёнку правила безопасного поведения

Иногда уделяю внимание этому вопросу

Очень редко

Считаете ли Вы успешной работу детского сада по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения?

Да, считаю

Знания и умения, приобретённые в детском саду, недостаточны.

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

При выходе из дома:

· если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

· если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли за препятствием опасности.

При движении по тротуару:

· придерживайтесь правой стороны тротуара;

· не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

· маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку;

· приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия;

· разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;

· не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару.

· при движении группы ребят учите их идти в паре, выполняя все указания взрослых, сопровождающих детей.

Готовясь перейти дорогу:

· остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

· привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

· подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

· учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

· не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

· обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;

· неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части:

· переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках - по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

· идите только на зеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта;

· выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни;

· не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

· не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;

· не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;

· не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

· не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;

· при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть, при переходе, подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.

При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая и такси):

· выходите впереди ребенка; маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

· подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

· не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

· научите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть.

При ожидании общественного транспорта:

· стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине.

При движении автомобиля:

· приучайте детей младшего школьного возраста сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен;

· не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель;

· ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка;

· не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра;

· ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.

При поездке в общественном транспорте:

· приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара;

объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит.

ЧТО МОГУТ САМИ ДЕТИ.

Прививая детям навыки поведения на улице, необходимо учитывать уровень физического и духовного развития ребёнка.

НАЧИНАЯ с 3-4 лет

Ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно.

НАЧИНАЯ с 6 лет

Ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые;

Большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;

Они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание.

ЛИШЬ НАЧИНАЯ с 7 лет

Дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой.

НАЧИНАЯ с 8 лет

Дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик;

Они уже наполовину опытные пешеходы;

Они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;

Они могут определить, откуда доносится шум;

Они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится;

Они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;

Но они по прежнему не могут распознавать чреватые опасностью ситуации.

СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА НЕОБХОДИМО И В АВТОМОБИЛЕ.

Здесь перед вами открывается обширное поле деятельности, так как примерно каждый третий ребёнок, ставший жертвой дорожно-транспортного происшествия, находился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила:

· Пристёгиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужом автомобиле, и при езде на короткие расстояния. Если это правило автоматически выполняется взрослыми, то оно легко войдёт у ребёнка в постоянную привычку.

· Если это возможно, дети должны занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.

· Как водитель или пассажир вы тоже постоянно являете пример для подражания. Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток проклятий. Вместо этого объясните конкретно, в чём их ошибка. Используйте различные ситуации для объяснения правил дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.

· Во время длительных поездок почаще останавливайтесь. Детям необходимо двигаться. Поэтому они будут стараться освободиться от ремней или измотают вам все нервы.

· Прибегайте к альтернативным способам передвижения: автобус, железная дорога, велосипед или ходьба пешком.

Советы родителям.

У вас на руках ребёнок. Будьте осторожны: он закрывает Вам обзор улицы.

Вы везёте ребёнка на санках. Будьте осторожны: санки могут опрокинуться, а ребёнок - попасть на проезжую часть;

Вы везёте ребёнка в машине. Ребёнка следует посадить сзади на специальное сидение, предназначенное для перевозки детей.

Вы стоите с ребёнком на остановке в ожидании автобуса . Не приближайтесь к автобусу до полной его остановки: ребёнок может оступиться и попасть под колёса.

Вы входите с ребёнком в автобус. Первым в салон входит ребёнок, затем взрослый, так как оставлять детей без присмотра нельзя даже на секунду.

Вы выходите из автобуса . Первым выходит взрослый, затем ребёнок, так как он может оступиться и упасть со ступенек либо выбежать на дорогу.

Вы переходите с ребёнком проезжую часть, где нет светофора. Переходите улицу по специальной дорожке для пешеходов. Крепко держите ребёнка за руку.

Вы обходите с ребёнком стоящую машину. Лучше отойти от неё подальше, так как машина закрывает обзор и ребёнок думает, что опасность ему не угрожает.

Приложение 5.


Работа в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Цель: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

    Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

    Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

    Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

    Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

    Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

    Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

    Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы :

    Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

    Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

    Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

    Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

    Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

    Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

    Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Этапы реализации:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Ресурсное обеспечение:

    Уголок дорожного движения, площадка с дорожной разметкой в музыкальном зале,

    Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно – печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.

    Методический инструментарий.

Результаты работы:

    Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

    Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

    Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

    Повышение активности родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Организация работы с дошкольниками

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др.), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

Формы работы с дошкольниками: Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), просмотр видео-диафильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.

Перспективное планирование работы

с дошкольниками по ознакомлению

с правилами дорожного движения

Месяц

Форма работы

Возрастная группа детей

Сентябрь

Тема «Улица»

Что такое улица

Дорога до детского сада

Младшая-

средняя

группа

- основные части улицы

Улица, на которой расположен д/сад

Старшая

Группа

Улицы нашего города

Подготовительная группа

Целевая прогулка

«Знакомство с улицей»

Младшая-

подготовительная группа

Изготовление макетов «Наша улица»,

«Улицы нашего города»

Младшая-

подготовительная группа

Октябрь

Тема «Транспорт»

Для чего нужны машины

Кто управляет автомобилем

Рассматривание грузового автомобиля

- «берегись машины»

2 младшая-

средняя группа

Какие бывают машины

Кто такой пассажир

Средняя группа

Виды транспорта

Правила для пассажиров

Безопасное поведение на улице и в транспорте

Старшая - подготовительная

группа

Целевая прогулка

«наблюдение за транспортом»

2 Младшая-

подготовительная группа

Подбор атрибутов к с/р игре «Шоферы»

2 Младшая-

подготовительная

группа

Ноябрь

Тема «светофор»

Что такое светофор

Три сигнала светофора

Для чего нужен светофор

2 Младшая-

средняя группа

Школа светофорных наук

Старшая-

подготовительная группа

Целевая прогулка

«наблюдение за светофором»

2 Младшая-

подготовительная группа

Конкурс - чтецов

«Три сигнала - светофора»

Старшая-

подготовительная группа

Развитие «Бабушка - загадушка о правилах дорожного движения»

Средняя группа

Декабрь

Тема «Пешеход»

Кто такой пешеход

Правила пешехода

2 младшая-

средняя группа

Школа пешеходных наук

Правила движения по улице и ее перехода

Пешеход и его поведение на улице

Старшая-

подготовительная

группа

Целевая прогулка

«Пешеходы на улице»

Средняя-

подготовительная группа

Игра «Лучший пешеход»

Январь

Тема «Осторожно, скользкая дорога»

Правила поведения на скользком тротуаре, дороге

Правила катания на санках, лыжах «Помни нельзя выезжать на проезжую часть!»

Средняя- подготовительная группа

Целевая прогулка

«К остановке пассажирского транспорта»

Подготовительная группа

Февраль

Тема «Пешеходный переход и дорожные знаки»

Что такое пешеходный переход

Как нужно переходить дорогу

Младшая-

средняя группа

Школа дорожных наук

Какие дорожные знаки нужно знать

Старшая-

подготовительная группа

Целевая прогулка

«Пешеходный переход»

Младшая-

подготовительная группа

Изготовления знаков дорожного движения

Младшая-

подготовительная группа

Игровая программа «В стране дорожных знаков»

Старшая группа

Март

Тема «Перекресток, сигналы регулировщика»

Что такое перекресток

Сигналы регулировщика

Подготовительная группа

Целевая прогулка

«Перекресток»

Подготовительная группа

На участке организация игры «Улица»

Старшая- подготовительная группа

Тематическая выставка

«Дети и их родители о правилах дорожного движения»

Старшая-подготовительная группа

Апрель

Тема «Внимание - велосипед, самокат, ролики»

Правила безопасного движения на велосипеде, самокате, роликах

Младшая- подготовительная группа

Театрализовано - музыкальное представления «Азбука правил дорожного движения»

Подготовительная группа

Игра «Что, где, когда»

Старшая группа

Открытые занятия для родителей

Старшая-

подготовительная группа

Май

Тема «Знатоки правил дорожного движения»

Обобщение пройденного материала

Младшая-

подготовительная группа

Викторина «Пешеход на улице»

Старшая группа

Обыгрывание проблемных ситуаций в игре « А что если»

Подготовительная группа

Проверка знаний правил дорожных движений

Младшая-

подготовительная группа

Организация работы с педагогами

Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации заведующий МБДОУ организует следующие формы работы с сотрудниками:

Инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; тематические семинары, семинары-практикумы, консультации, конференции; обучение на проблемных тематических курсах; изучение методического инструментария; организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов; показ открытых занятий; тематический контроль.

Планирование работы с воспитателем

Инструктаж

Семинар

Предупреждение детского дорожного травматизма.

Общие положения правил дорожного движения.

Сентябрь

Сентябрь

Заведующий,

Заведующий,

Сотрудники ГАИ

Семинар- практикум

Консультация

Обучение педагогов по оказанию первой медицинской помощи.

Оснащения уголка по ПДД.

Октябрь

Октябрь

Медсестра

Заведующий

Консультация

Методические указания по обучению детей дошкольного возраста ПДД.

Ноябрь

Заведующий

Деловая игра

Проверка знаний ПДД воспитателя МБДОУ

Декабрь

Заведующий

Смотр- конкурс

Уголки по ПДД

Январь

Заведующий,

Мастер- класс

Открытые просмотры

Занятия с дошкольниками по обучению правилами дорожного. движения.

Февраль

Заведующий

Тематический контроль

Организация работы по профилактики детского дорожно- транспортного травматизма

Март

Заведующий

Выставка

Пособия, дидактические игры, методические пособие по ПДД

Апрель

Заведующий

Конференция

Итоги работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Май

Заведующий

Организация работы с родителями

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями: Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами -травматологами; просмотр открытых занятий, инсценировок по теме; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков; участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания; анкетирование, диспуты; тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры), оформление стендов в родительском уголке

(«Взрослые, вам подражают!», «О значении обучения детей ПДД» и др).

Планирование работы с родителями

Общее собрание

Групповые собрания

Оформление стендов

Анкетирование

Участие в конкурсах

Тематические выставки

Просмотр открытых занятий, утренников

Помощь в оснащении уголка по ПДД

Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения. Встреча с сотрудниками ГАИ, врачом-травматологом

«Безопасность детей на дорогах города»

«Взрослые, вам подражают!»,

«Внимание - наступила зима!»,

« Каждый взрослый и ребенок должен знать это с пеленок»

Отношение родителей к соблюдению правил дорожного движения

Конкурс рисунков и поделок

«Светофор – мой друг!»

Игра « Лучший пешеход»

Открытые занятия, игровая программа « В стране дорожных знаков»

« Дети и их родители о правилах дорожного движения»

Открытые занятия, музыкально-театрализованное представление

« Азбука дорожного движения»

Изготовление макетов улиц, дорожных знаков, моделей светофора, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и прочее

Сентябрь

В течение года

В течение года

Декабрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

В течение года

Заведующий

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Заведующий,

воспитатель

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего

общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»,

основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной

безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Значительный пласт работы - это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий

травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.

Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

Причины дорожно-транспортных происшествий

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим

транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия

(наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.

Организация работы с педагогами по предупреждению ДДТТ

Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно -

транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу - формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах.

Принципы:

1. Принцип целенаправленности - содержание и формы

работы должны определяться целью и задачами.

2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую

реализацию всех задач.

3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в

работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.

4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании

деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения

перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для ДОУ - это, прежде всего:

Нормативно-правовое обеспечение

Научно-методическое сопровождение

Создание предметно-развивающей педагогической среды

Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий. В детском саду должна быть разработана система, в которой четко видна иерархия управления, подчинения и взаимодействия.

Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом.

А в целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении необходимо дополнительно осуществить:

Установить межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД села;

Разработать совместный план работы с отделом ГИБДД;

Систематически рассматривать вопросы обеспечения безопасности всех

участников воспитательно-образовательного процесса на совещаниях

педагогических работников и административных совещаниях при заведующем;

На базе каждого дошкольного учреждения проводить методические мероприятия

по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ

безопасности и правил дорожного движения.

Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в пространстве.

Система деятельности нашей дошкольной организации по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательной организации.

2 слайд В нашем детском саду разработана и эффективно реализуется программа «Наш друг Светофор», созданная на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой. И так как, к сожалению, программы обучения дошкольников, согласованной с Госавтоинспекцией и адаптированной к современным условиям дорожного движения нет, дополнительно мы используем программу Р.Б. Стёркиной «Основы безопасного поведения».

Раздел «Основы безопасности детей дошкольного возраста» был подкорректирован и дополнен нашей творческой группой. Основная идея программы - формирование и развитие у детей умения и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

В программе соблюдается принцип последовательности, интеграции видов деятельности и форм работы с общественностью, тематического планирования по ПДД.

Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения нами разработано примерное содержание показателей и методика их выявления. Так же мы определили показатели и уровни оценки знаний детей по каждому показателю.

В нашем детском саду работа по Формирование навыков поведения на дорогах ведется по 3 направлениям: работа с детьми, родителями и педагогами.

3 слайд Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Выработана четкая система по обучению дошкольников правилам дорожного движения для каждой возрастной группы.

В нашем детском саду, в работе с детьми, успешно зарекомендовали себя традиционные формы: беседы; обсуждение проблемных ситуаций; наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; заучивание стихов; разбор пословиц, поговорок, загадок; чтение художественных произведений, познавательных рассказов; просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов; дидактические игры; подготовка и организация выставок детского творчества; работа с перфокартами, схемами, моделями.

4 слайд Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именной ей отдается преимущество и в процессе ознакомления детей в ПДД. С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.

Подвижные игры. Наряду с двигательной нагрузкой дают возможность закрепить правила дорожного движения. Важно отобрать игры в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации игр учитывать нагрузку на разные группы мышц, а так же учитывать интересы мальчиков и девочек.

Разнообразие Дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать навыки, тренировать в выполнении правил. Использование дидактических игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе НОД, на прогулке, вечером.

Сюжетно — ролевые игры . Содержание игр по ОПДД перекликается с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно интегрировать сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица». Педагогу важно вовремя направить игровые замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.

Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды - это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления

5 слайд Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдения за движением пешеходов, транспорта затем уточняются, дополняются во время разнообразных находят отражение в поделках, рисунках, аппликациях и других продуктивных видах деятельности детей. дополняются во время разнообразных: например, дети выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают и рисуют картину «Улица города», строят улицы для кукол. Воспитатели ДОУ стремятся, чтобы дети сами называли уже знакомые слова и выражения, соотносили их с данной дорожной ситуацией.

6 слайд Для проведения занятий, бесед по обучению детей безопасному поведению на дорогев методическом кабинете имеется учебно - методический материал: плакаты «Изучаем правила дорожного движения», видеофильм «Безопасность пешеходов», библиотечка художественной детской литературы по обучению детей правилам дорожного движения, иллюстрации, методическая литература, конспекты занятий, бесед, прогулок, игры, сценарии досугов и вечеров развлечений, анкеты для родителей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения. В каждой возрастной группе имеются перспективные планы по изучению ПДД. В процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети на дороге» и др.), просмотр познавательных видеофильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятия «левая-правая сторона», «снизу-сверху», «широкая-узкая полоса», т. е. ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги, улицы, квартала.

В процессе трудовой деятельности дети изготавливают атрибуты для игр (макеты транспорта, дорожных знаков, жезлы, флажки, шапочки, пилотки, разнообразную игровую атрибутику).

В процессе конструктивной деятельности у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала.

В процессе физической культуры развивают координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.

В процессе музыкальной деятельности создаются условия для активного участия детей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

7 слайд В нашем детском саду частые гости Тольяттинские театральные коллективы, которые предоставляют вниманию детей представления на данную тематику. А так же действует своя агитбригада, пропагандирующая безопасное поведение на дорогах. Выступая перед родителями, сверстниками, педагогами дети призывают быть внимательными на проезжей части.

9 слайд На территории СПДС имеется соответствующая разметка с перекрестком, «зеброй», «островком безопасности», пешеходной дорожкой, где дети практикуются в своих умениях.

Целевые прогулки включены в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам села в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы, велосипедисты и транспорт. знакомим детей с правилами передвижения по сельским дорогам, где нет тротуаров. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.

10 -11 слайд

12 слайд Работе с родителями в детском саду уделяется огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.

В работе по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма используются различные формы взаимодействия с родителями:

Памятки для родителей о необходимости соблюдения ПДД;

Папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

Консультационный материал «Дошкольник и дорога».

Традицией стало проведение встреч-бесед, развлечений с родителями и инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».

Наши родители являются непосредственными участниками педпроцесса по обучению дошкольников ПДД. Они оформляют семейные портфолио, презентации, пропагандируя опыт семейного воспитания по профилактике ДДТ. В каждой группе собраны семейные электронные портфолио на данную тематику, фотоколлажи мастер - классов, родительских собраний. Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер - класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме.

В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей.

Став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

13 слайд

Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятся педагогические советы, деловые игры, семинары, консультации, открытые просмотры по обучению детей правилам дорожного движения. Проведение теоретических недель, круглые столы, сбор информации - позволяет анализировать работу с детьми, родителями, выявлять передовой опыт работы воспитателей с целью распространения его в детском саду.

Для педагогов результатом работы стало:

1.Удовлетворенность от результатов своей деятельности.

2.Новые проекты, перспективы.

3. Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.

14 слайд

К концу дошкольного возраста у ребенка возникает способность действовать произвольно как в плане поведения, так и в плане решения интеллектуальных задач. Эти способности являются необходимыми для школьной деятельности.

Система деятельности нашего детского сада «Колосок» по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.

Использованные в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Мы убедились, такая система работы дает положительные результаты - за годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Республики Адыгея возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей, поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Резкое возрастание автомобилизации города Майкопа в последние годы порождает множество проблем, среди которых детский дорожно-транспортный травматизм.

Цель нашей работы:

Формирование у воспитанников ДОУ сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.

Расширение знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

Создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- повышать общий уровень культуры участников дорожного движения;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов;
- развивать творческие и мыслительные способности детей.

Ожидаемый результат:

- повышение правовой культуры участников дорожного движения;

- предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

Неспособность адекватно оценивать обстановку;

Быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

Преобладание потребности в движении над осторожностью;

Стремление подражать взрослым;

Недостаток знаний об источниках опасности;

Отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

Переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

Неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Для организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в своей работе мы учитываем, что эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей.

Правила дорожного движения для пешеходов

    Участники дорожного движения должны знать некоторые дорожные знаки.

    Пешеходам разрешается ходить только по правой стороне тротуара, а там, где нет тротуара – по краю проезжей части, на загородных дорогах – по левому краю (левой обочине).

    Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны шагом в тех местах, где имеются линии или указатели переходов, а где их нет – на перекрестках улиц по линии тротуаров.

    При наличии пешеходных тоннелей или мостиков пешеходы должны пользоваться только ими.

    Автомобильную дорогу населенного пункта следует переходить только на участках, где она хорошо просматривается.

    Прежде чем переходить улицу (дорогу), пешеходы должны убедиться в полной безопасности.

    Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту.

    Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих обзор проезжей части. Трамвай надо всегда обходить спереди.

    Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается на посадочных площадках, а там, где их нет, – на тротуаре (обочине дороги).

    Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы (дороги) можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте инспектора ДПС ГИБДД, стоящего к пешеходам боком.

К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще и вне зависимости от сезона. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.

Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самим юным пешеходам – детям.

Свою работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма мы строим в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

Работа с педагогами

При организации в ДОУ работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в задачи старшего воспитателя входит обеспечение методической поддержки педагогов. Старшему воспитателю необходимо обратить внимание педагогов на следующие моменты:

    при ознакомлении детей с правилами дорожного движения следует устанавливать связь между всеми разделами программы;

    проводить работу систематически, постепенно усложняя программные требования от группы к группе, учитывая способности детей;

    воспитывать в детях самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях.

Педагогам необходимо знать:

    правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте;

    требования к передвижению с группой детей;

    группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов;

    переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров (при этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут);

    езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под присмотром взрослых.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно, поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла бы наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы составляется примерный перечень занятий (приложение 2), в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование (Описание проведения некоторых из них приложение 3).

Целевые прогулки

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.

Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения воспитатель должен учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери, учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

Примерная тематика целевых прогулок:

Младшая группа:

    знакомство с улицей;

    наблюдение за транспортом;

    пешеходный переход.

Средняя группа:

    знакомство с улицей;

    наша улица;

    сравнение легкового и грузового автомобилей;

    наблюдение за светофором.

Старшая группа:

  • правила поведения на улице;

    наблюдение за транспортом;

    прогулка пешехода;

  • перекресток;

    наблюдение за работой светофора;

    прогулка к автобусной остановке.

Подготовительная группа:

    улицы и перекрестки;

    правила дорожного движения;

    наблюдение за работой светофора;

    наблюдение за движением машин и работой водителя;

    наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

    значение дорожных знаков;

    знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;

    пешеходный переход (подземный и наземный);

    островок безопасности.

Программа целевых прогулок в средней группе становится более широкой. Проводятся они также один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”.

В старшей группе целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.

На целевых прогулках в подготовительной группе (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т.д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Просвещение родителей по вопросам обучения детей
правилам дорожного движения

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором следует ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе.

Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.

Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.

Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях и устройстве дорог. Имеется в виду, что дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке движения транспорта и в знаках дорожного движения, усвоить понятия “вправо”, “влево” (“справа”, “слева”, “направо”, “налево”), “посередине”, “между”, “мимо”, “вверх”, “вниз”, “спиной”, “боком”, а также другие слова, обозначающие направление движения и местонахождение предмета. Дети должны понимать и такие слова, как “стой”, “быстро”, “опасно”, “осторожно”, “посмотри”, “внимание”, “по очереди”, “вместе” и т. д. Кроме того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быстро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением и т. д.

Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.

На информационных стендах для родителей детей разного возраста следует повесить рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой. В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.

Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!

Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.

Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.

В этом возрасте ваш малыш должен знать:

    на дорогу выходить нельзя;

    дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку, вырываться нельзя;

    переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;

    пешеходы – люди, которые идут по улице;

    когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажирами;

    машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);

    когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, или поручень;

    чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора: Красный свет – движенья нет. А зеленый говорит: “Проходите, путь открыт!”

Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.

Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.

На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.

Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).

Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила:

    Ходить по тротуару следует с правой стороны.

    Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.

    Переходить дорогу полагается только шагом.

    Необходимо подчиняться сигналу светофора.

    В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть.

    Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.

    Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.

    Играть можно только во дворе.

Список литературы

1. «Дорожная азбука» набор плакатов с изображением дорожных знаков и описанием к ним, «Дорога на зеленый свет» набор плакатов, содержащих иллюстрации дорожно-транспортных ситуаций с участием пешеходов, «Азбука юного пешехода» набор плакатов по правилам безопасного поведения на дорогах для детей младшего школьного возраста, издательство «Кедр», М-2008.

4. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы/ Н.И. Клочанов.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.

5. Низкодубова СВ., Каюмова Е.А., Легостин С.А., Мастеница Э.И. Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Под ред. С.В. Низкодубовой. - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2013.