Знакомство детей с календарем начинают в. Методика ознакомления с календарем. б) дыхательная гимнастика

Календарь - это система счисления продолжительных промежутков времени . Длительные промежутки подразде­ляются на сутки, недели, месяцы, годы и века.

Ознакомление детей с календарем в детском саду об­легчит им ориентировку в окружающей действительности , так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, психологически готовятся к ним.

Для того чтобы сложная система взаимосвязанных единиц времени была четко осознана детьми, её надо представить в виде модели календаря . Знакомя детей с моделью календаря, необходимо так строить работу, что­бы дети активно действовали с материалами этой модели и, переживая длительность всех представленных проме­жутков времени, осознанно овладевали эталонами вре­мени.

Модель календаря поможет детям наглядно предста­вить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н, Блехер писала, что отрыв­ной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени, Ф. Н. Блехер рекомендова­ла использовать в работе с детьми календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

Значение календаря:

Дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени;

Ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.

При создании модели календаря как наглядного по­собия можно использовать рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря размером 9х6 см надо закрепить так, чтобы их можно было легко снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок должен иметь цифру (чис­ло), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, надо каждый ли­сток календаря отметить полоской соответствующего цве­та, чтобы каждый день недели имел свой цвет. Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели по цвету, полоски на листке календаря дети смогут определить («прочитать») название каждого дня недели. Обратная сторона листка должна оставаться чистой. Календарь на маленькой планке повесить на стене.



Для съемных листков календаря надо изготовить ко­робку с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда каждый день дети бу­дут складывать последовательно снятые листки - дни не­дели, по 7 листков в каждое отделение нижнего ряда.

1-7 8-14 15-21 22-28 29-31

7 листков - 7 дней недели в каждом отделении должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца необходимо подсчитать количество недель, а вос­питатель считает и количество дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, сложить стопкой, можно на­писать название прошедшего месяца и положить в пер­вое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так, посте­пенно будут заполняться 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнятся и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах ко­робки будут показывать порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней недели и недель. По окончании года, уже в подготовительной группе, подсчитывается ко­личество месяцев в году, определяется порядок их следо­вания.

С помощью модели календаря наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами должны сни­мать листки с календаря и складывать из дней неделю, из недель месяц, затем определять место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывают год. В любой момент дети могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря оп­ределить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячей­кам определить, сколько еще осталось до его окончания.

Производя все эти действия, дети постепенно постига­ют и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.

Работу с календарем начинают с Нового года в старшей группе. Проводится вступительная беседа.

Ежедневно надо обращать внимание детей на текущий день. Если коробка с разложенными листками календаря стоит в удобном месте под календарем, дети будут дейст­вовать с его листками: самостоятельно рассматривать порядок дней недели, стремиться определить по календа­рю, сколько осталось дней до интересующего их события, узнать, сколько прошло месяцев с начала года и т. д.

В конце каждого месяца надо со всеми детьми прово­дить небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивается с предыдущим месяцем. Определяется количество прошед­ших месяцев с начала года и уточняется их название, на­зывается начавшийся месяц и его порядковый номер.

В подготовительной группе дети продолжают работать с тем же календарем. В первые дни нового года надо провести последнее обобщающее занятие по календарю. На нем уточняются представления детей о календарном годе. (Сколько месяцев в году? Какие?) Наглядным ма­териалом для занятия будет служить коробка с разло­женными в ней по месяцам листками календаря за про­шедший год: какой праздник отмечался недавно? Какой год кончился? Какой год начался? Когда начался новый гол? (В каком месяце? Какого числа?) Сколько месяцев было в прошлом году? Какой первый месяц года? Назовите и покажите в коробке все месяцы. Какие месяцы зимние (осенние, летние, весенние)? Сколько дней быва­ет в месяце? Сколько дней в неделе?

Открывая календарь на новый год, педагог произносит строки стихотворения С. Я. Маршака: «Открываем кален­дарь - начинается январь». Внесение нового календаря на новый год должно помочь детям осознать текучесть, повторяемость календарного года и его необратимость (прошедший гол не возвращается, а начинается подобный, но новый).

Систематическая работа с календарем в старшей и подготовительной группе требует ежедневного внимания к пользованию им и способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести вре­мени, его периодичности.

Приемы работы:

Беседы (1 - вступительная, 2 – знакомство с неделей, 3 – знакомство с месяцем, 4 - итоговая по обобщению понятия "год", каждый месяц проводится еще по одной беседе. Чтобы показать, что прошел месяц и сложить листки календаря в соответствующую ячейку).

Соотнесение дней недели с конкретным видом деятельности (занятия и др.)

Связывание названий дней недели с порядковым номером или содержанием

Моделирование недели, месяца, года

Дид. игры и игровые упражнения: "Неделя, стройся!", "Разложи по порядку" (от любого дня), "Назови день недели", "Узнай по описанию", "Найди соседей", "Какой день пропущен", "Что было, что будет"

Напоминание: какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

Соотнесение месяцев с временами года, с №п/п месяца

Использование иллюстративного, литературного материала

46. Развитие чувства времени у дошкольников.

Непосредственное восприятие временной длительности выражается в нашей способности чувствовать ее, непосредственно оценивать и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени ».

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека так или иначе требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека.

В разных видах деятельности «чувство времени» выступает как чувство темпа, то, как чувство ритма, то, как чувство скорости. В формировании этого чувства определенную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов.

Чувство времени развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека, в результате специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.

2.2. Ознакомление дошкольников с календарем

Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени.

В какой степени дети овладевают этими мерами времени, понимают ли их реальное содержание, знают ли количественную характеристику каждой меры, последовательность и взаимосвязь системы мер? Одним из методов обследования можно использовать индивидуальную беседу, в ходе которой ребенку задаются вопросы: «Какое сегодня число? Как узнать, какое сегодня число?» В целях выяснения знаний детей о днях недели задаются такие вопросы: «Какие ты знаешь дни недели? Какой сегодня день недели?»

Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник, дети знают лучше, чем вторник, среда и четверг. Следовательно, названия дней недели усваиваются ребенком в связи с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием в разные дни недели.

Другие дни недели часто путают, заменяют название одного дня недели другим, или вместо дня недели называют месяц, время года и даже какой-либо праздник, или говорят «сегодня», «завтра».

Владея некоторыми конкретными представлениями, дети затрудняются в соотнесении их с нужным понятием. Знания их о разных временных отрезках неточны и никак не систематизированы. Даже в старших группах, как правило, дети не могут назвать все дни недели.

Дети лучше знают предыдущий, прошедший день, чем настоящий, не говоря уже о будущем.

Порядок следования отдельных дней недели усваивается детьми сравнительно легче тогда, когда они знают названия всех дней недели в их последовательности.

Неравномерность в усвоении детьми названий месяцев, как и дней недели, объясняется, очевидно, разным содержанием деятельности, эмоциональных переживаний, в связи с чем одни месяцы запоминаются больше других. Так, сентябрь связан с переходом в новую возрастную группу, с началом учебного года в школах, о котором дети много слышат, март - с «маминым праздником» и т. п. Январь, связанный с посещением новогодних елок, чаще и называется детьми как «новый год».

Как видим, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.

Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.
В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В б-7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.
Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой). Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:

1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;

2) овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;

3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.

В «Программе воспитания в детском саду» в разделе «Развитие элементарных математических представлений» для старшей группы рекомендуется «научить детей последовательно называть дни недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра». В подготовительной к школе группе рекомендуется «закреплять знание последовательности дней недели и времен года. Знакомить с названием текущего месяца».

Мы считаем, что знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.


И положительного отношения к объектам природы, что подтвердила выдвинутая гипотеза. Целью работы является: Изучение проблемы использования графического моделирования как средство формирования естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели настоящей квалификационной работы необходимо решить следующие задачи: Изучить и проанализировать психолого- ...

О чувстве времени как эстетическом феномене, его ценностном смысле в жизнедеятельности ребенка, и приобретается опыт руководствоваться им в своей жизни. 2.4 Динамика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Нарушения слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией коррелируют с общемоторными и общеритмическими нарушениями (59) . Глава 3. Логопедическая работа по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией 3.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента Экспериментальное исследование проводилось в сентябре 2008г. на базе...

Обещая ребенку купить ему игрушку завтра, пойти в зоопарк в субботу или поехать на море в следующем году, мы часто озадачиваем малыша. Ведь кроха плохо осознает понятие времени, разницу между днями недели, а месяц и год - для него это почти одно и то же.

Основательно знакомить ребенка с календарем и объяснять разницу между временами года можно уже с 3-4 лет.

Чтобы выработать понимание у ребенка времен года, нужно не просто объяснить малышу, что существует 4 сезона и 12 месяцев, но и наглядно объяснить ему те перемены, которые происходят с погодой и природой весной, летом, осенью и зимой. Сейчас в продаже можно встертить много учебных книжек с наглядными материалами, которые помогут познокомиться вашему малышу со временами года. Для закрепления знаний рекомендуется также прочесть с ребенком произведения «Двенадцать месяцев» С. Маршака и «Синичкин календарь» В. Бианки.

Как выбрать календарь для ребенка

Календари бывают разные - отрывные, где каждый лист это один день, перекидные и настольные календари - по одному дню или месяцу на каждой странице, календари-плакаты, где целый год на одном листе.

Начиная заниматься с малышом, удобнее пользовать календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Тогда он наглядно сможет увидеть и весь год, отдельно месяцы и дни. Увидит соотношение между частями года - что больше месяц или неделя, месяц или год.

Покупая малышу календарь, обратите внимание на то, чтобы цифры и надписи были крупного размера и располагались на однотонной поверхности, а не на фоне картинки или фотографии .

Важно, чтобы дни недели обозначались не сокращениями, а целыми словами.

Повесьте купленный или изготовленный вами календарь-плакат в комнате ребенка. Коротко расскажите, что это за приспособление, покажите, какие еще в доме есть календари. Объясните, что хоть на вид они все разные, но предназначены для одного и того же.

Как проводить занятия с календарем для ребенка

1. Рассмотрите ваш календарь, как на нем изображаются дни, недели и месяцы - дней очень много (можете назвать число дней в году), они объединяются в недели, а недели - в месяцы. Конечно, с первого же раза ребенок не запомнит всю информацию, но на это у него будет целый год, и не один.

2. Каждое утро называйте ребенку, какой сегодня день недели, число и месяца. Удобно дополнительно писать это все буквами и цифрами от магнитной азбуки прямо на холодильнике.

3. Обратите внимание малыша, что день, который наступил, кроме своего названия (понедельник, вторник, среда…) имеет еще и название «сегодня». А день, который закончился, называется «вчера» и т.д День, который наступит, пока называется «завтра». Когда ребенок усвоит эти знания, расскажете ему, что такое позавчера и послезавтра. Потренируетесь определять по календарю, какой день недели был вчера, позавчера или наступит завтра, послезавтра.

4. В конце дня обведите или зачеркните цифру либо закрасьте клетку прошедшего дня. Так делайте всю неделю (для лучшей наглядности начинать лучше с понедельника). Когда она закончится, обратите внимание малыша, что прошло семь дней, которые составляли одну строчку (или столбик). Значит, неделя закончилась, а завтра начнется не только новый день, но еще и новая неделя.

5. Если вы пользуетесь календарем с клеточками, можете делать маленькие илюстрации, обозначающие прошедшие за день события - тарелку с пирожками после визита к бабушке, скрипку после посещения концерта, зверушку после посещения зоопарка и т.д.

Планируйте предстоящие события таким же способом. Использовать календарь особенно удобно, если ребенок регулярно посещает кружки или секции.

6. Когда пройдет четыре недели с момента, как вы начали вычеркивать или выделять дни, сообщите малышу, что месяц скоро заканчивается. Обратите внимание ребенка, что месяц состоит из четырх недель с небольшим «хвостиком» (это видно на календаре). «Хвостик» - это два или три дня, но есть месяцы в году без « лишних » дней.

Весь год на одном листе

Сделайте своими руками плакат-календарь, который поможет ребенку увидеть весь год целиком, сравнить месяцы по количеству дней, запомнить расположение праздников и памятных дат.

  • Подготовьте лист ватмана, расположите его по горизонтали. В центральной верхней части листа напишите порядковый номер текущего года.
  • Разграфите лист на 13 строк и 32 столбца. Крайний левый столбец должен сделайте длиннее остальных, в нем, начиная со второй строки, напишите по порядку названия месяцев заглавными буквами.
  • В верхней строке, начиная со второй клетки, напишите цифры от 1 до 31.

Отметьте на календаре дни рождения и торжественные события родных и близких (можно наклеить рядом маленькие фотографии), нарисуйте пиктограммы, символизирующие общенациональные или семейные праздники.

Подготовила Марьяна Чорновил

Надежда Афанасьевна Никитина

Цели : Знакомство детей с разными видами календаря ;

формировать стремления планировать свою жизнь по календарю ;

представления о цикличности временных эталонов (частей) суток, времен

года, дней недели, последовательности месяцев в году, понятии «круглый

закрепление умения составлять модели (суток, недели, года,

ориентироваться на модели.

Задача : Формировать элементарные временные представления.

Демонстрационный материал : Демонстрационный материал : разные виды календарей (отрывной, перекладной, карманный) ; модель частей суток в виде круга разделенного на 4 сектора (синего, белого, фиолетового и черного) ; модель дней недели в круге; модель года с выраженными временами года, месяцами; картинки (зубная щетка, спящий ребенок, дети играют, неба со звездами и луной) .

Раздаточный материал : картинки с изображением времени года, детский карманный календарь , наборы как точек разного цвета (белый, зеленый, красный, желтый) ; модели дней недели в виде цветика – семицветика.

Ход деятельности

Воспитатель : Сегодня мы вспомним знания о разных временных промежутках, познакомимся с правилами отсчета времени.

Игровое упражнение с моделью «Сутки»

Воспитатель : Посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, модель какого промежутка времени она изображает?

Дети : Это модель суток.

Воспитатель : Из каких частей состоят сутки расскажут ребята

(дети читают стихи)

1. «Утро»

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.

2. «Добрый день»

Целый день, целый день

В игры нам играть не лень

Днем мы любим заниматься

Прыгать, бегать, кувыркаться.

3. «Вечер»

За окном уже темнеет

Бабушка тихонько дремлет,

Посмотри скорей в окно

Огоньков полным полно.

4. «Ночь»

Спят медведи и слоны

И лиса и ежик

Все вокруг стать должны

Папы, дети тоже

Воспитатель : О каких частях суток рассказали дети?

Дети : Рассказали об утре, дне, вечере и ночи.

Воспитатель : Из скольких частей состоят сутки?

Дети : Сутки состоят из 4 частей.

Воспитатель : Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели синим цветом? белым? фиолетовым? черным?

Дети : День, вечер, утро, ночь.

Воспитатель : А сейчас мы поиграем.

Игра с картинками

Воспитатель :Назовите, в какое время суток дети используют этот предмет (Зубная щетка)

Дети : Утром, когда дети чистят зубы и вечером, когда ложатся спать

Воспитатель : А когда дети играют?

Дети : Днем.

Воспитатель : А когда спят?

Дети : Ночью.

Воспитатель : Ребята, помогите мне закончить предложение.

Игра «Закончи предложение»

Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)

Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

Делаем зарядку утром, а обедаем (днем)

Солнышко светит днем, а луна (ночью)

Воспитатель : Изменяется ли последовательность частей суток.

Дети : Нет, не изменяется.

Воспитатель : А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени года.

Дети : Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни короче.

Работа над закреплением понятия «Неделя»

Воспитатель : Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи суток?

Дети : Неделя.

Воспитатель : Давайте поиграем с вами в игру «Лови, бросай, дни недели называй» (с мячом)

(Дети ловят мяч, называют дни недели по порядку)

Воспитатель : Сколько дней в неделе?

Дети : В неделе 7 дней.

Воспитатель : Назовите дни недели по порядку.

Воспитатель : Как называется первый день недели? Третий? Шестой?

Воспитатель : В какие дни мы не ходим в детский сад?

Дети : В субботу и воскресенье.

Воспитатель : Какой день между четвергом и субботой?

Дети : Между четвергом и субботой находится пятница.

Воспитатель : С какого дня начинается неделя?

Дети : С понедельника.

Воспитатель : Молодцы, ребята. А сейчас давайте пройдем за столы и попробуем изобразить модель недели в виде цветика – семи цветика.

(Дети садятся за столы и выкладывают из лепестков разного цвета цветик – семи цветик)

Воспитатель : Ребята, давайте теперь рассмотрим полученные модели, все ли верно расположили лепестки. Давайте сверимся с образцом модели.

Воспитатель : Определите, лепестком какого цвета обозначен четверг, если понедельник обозначен красным цветом?

(Дети отвечают)

Воспитатель : Вам понятно почему мы изобразили модель недели по кругу, потому что на ней будет лучше видно, что после воскресенья снова наступит понедельник, и дни недели чередуются.

Сравнение модулей «Сутки» и «Времена года»

Воспитатель : Ребята, мы уже знакомились с этой моделью времени. Давайте вспомним, это модель чего?

Дети : Модель года.

Воспитатель : Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?

Дети : Они похожи тем, что модель года и модель суток состоит из четырех частей, а отличаются цветом секторов.

Воспитатель : Что на модели года мы отмечаем белым, зеленым, красным и желтым?

Дети : Времена года. Белый цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, красный цвет – обозначает лето красное. Желтый цвет – цвет осени, золотых листьев.

Воспитатель : А сейчас мы поиграем в игру «Когда это бывает»

(Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают карточку, соответствующую данному времени года)

Загадки :

1. Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна

Зовут меня (весна)

2. Очень душно, очень жарко,

Солнце светит ярко – ярко,

Побежим купаться,

С рыбками плескаться.

(Дети показывают карточку символизирующую лето)

3. Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят

(Дети показывают карточку желтого цвета)

4. Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет,

Когда это бывает.

(Дети показывают карточку белого цвета)

Воспитатель : Какое время года между зимой и летом?

Дети : Весна.

Воспитатель : Какое время года предшествует осени?

Дети : Лето красное.

Воспитатель : В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?

Дети : Новый год мы отмечаем зимой.

Воспитатель : В какое время года птицы улетают в теплые края, опадают листья?

Дети : Осенью.

Воспитатель : Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?

Дети : Лету красному.

Воспитатель : Назовите зимние месяцы.

Дети : Декабрь, январь, февраль.

Физкультминутка «В понедельник я купался»

В понедельник я купался (изображение пловца)

А во вторник – рисовал (рисуют)

В среду долго умывался (умываются)

А в четверг футбол играл (имитируют ногами игру с мячом)

В пятницу я бегал, прыгал (выполняются действия по тексту)

Очень долго танцевал

А субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал (приседают)

Знакомство с разновидностью календарей

Воспитатель : Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?

Дети : С помощью календаря .

Воспитатель : Посмотрите, какие разные календари бывают . Для чего нужны календари ? Чем они похожи?

Дети : Календари показывают число , месяц, день недели; рабочие и выходные дни, обозначенным разным цветом : рабочие дни – черным, а выходные дни - красным.

Воспитатель : Чем отличаются календари ?

Дети : Размером, цветом оформлением.

Воспитатель : Вот этот календарь называется отрывной , а в нем каждый листик – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?

Воспитатель : Еще бывают настенные календари , они бывают разные : помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?

Дети : Потому что столько месяцев в году.

Воспитатель : На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе 7 дорожек.

Дети : потому что семь дней недели.

Воспитатель : На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающегося окошка, мы отмечаем сегодняшний день.

(Воспитатель показывает перекидной календарь )

Воспитатель : А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как и в отрывном, только их не отрывают, перелистывают.

(Воспитатель демонстрирует перекидной календарь )

Воспитатель : Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе.

Воспитатель : И, наконец, совсем маленький календарик , который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным.

Воспитатель : Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

Загадка :

Под новый год пришел он в дом

Большим румяным толстяком.

Но каждый день терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

Дети : Это календарь .

Воспитатель : Вы правильно догадались, это отрывной календарь . А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь ?

Дети : Потому что, мы отрываем каждый прожитый день.

Воспитатель : Сегодня я вас познакомлю с необычным календарем .

(Воспитатель показывает детям модель календаря )

Воспитатель : Какой формы этот необычный календарь ?

Дети : Он круглый.

Воспитатель : Правильно, наш календарь круглый , как круглый год. Скажите, какими цветами раскрашен наш календарь ?

Дети : Белым, зеленым, красным и желтым.

Воспитатель : Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?

Дети : Мы обозначали времена года.

Воспитатель : На нашем необычном календаре мы видим , что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень и опять времена повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.

Воспитатель : Как только заканчивается один год, начинается следующий. Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается один год и начинается следующий?

Дети : Зимой.

Воспитатель : Как называется этот праздник и когда он наступает?

Дети : Новый год

Воспитатель : А что обозначает эта модель?

Дети : Она обозначает модель года.

Воспитатель : Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете, почему?

Дети : Потому что в каждом времени года три месяца.

Воспитатель : Назовите самые холодные месяца.

Дети : Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : А теперь назовите самые жаркие месяца.

Дети : Июнь, июль, август.

Воспитатель : Верно, ребята, молодцы! Сколько всего в году месяцев?

Дети : 12 месяцев.

Воспитатель : Назовите их по порядку.

(Дети называют месяца года)

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Воспитатель : Я думаю, что март, апрель и сентябрь – это весенние месяцы. Правильно, ли это?

Дети : Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.

Воспитатель : Я думаю, что сначала идет октябрь, затем сентябрь, а за ним ноябрь? Так ли это?

Дети : Нет, сначала сентябрь, потом октябрь и последним ноябрь.

Воспитатель : Сегодня мы познакомились с необычным календарем . На нем нет цифр и букв, но с помощью условных изображений, мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году.

Воспитатель : как вы думаете, для чего календарь нужен человеку ?

Дети : Чтобы знать число, месяц, день недели, год, какой праздник приближается, сколько дней осталось до дня рождения и т. д.

Воспитатель : Что вы узнали нового, необычного о календарях ? Какие вы календари запомнили ?

Дети : Карманные, отрывные, настенные, перекидные, помесячные с перекидными 12 листами.

Воспитатель : Сегодня мы с вами повторим, какие бывают модели, вспомним дни недели, месяца и времена года. Познакомились с разными видами календарей , узнали об их назначении.

Воспитатель : А сейчас я хочу подарить вам на память о нашем занятии карманные календари .

Воспитатель : Наше занятие закончено .








1.9 Методика ознакомления детей 6-7 лет с календарем

Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени. Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» - по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись: понедельник - день Луны, вторник - Марса, среда -- Меркурия, четверг - Юпитера, пятница - Венеры, суббота - Сатурна, воскресенье - Солнца.

Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая - от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая - от полукруга до полного круга: третья - от круга вновь к форме полукруга; четвертая - от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось седмицей или неделей у славян.

Каждый день недели по-разному называется на разных языках. В языках европейских народов сохранились названия дней недели в основном по названию планет. На Руси еженедельный свободный праздничный день назывался «неделей» - днем, когда «не делают», - отсюда произошло название «понедельник - день, следующий после «недели»; среда - средний день; вторник, четверг, пятница названы были порядковыми номерами этих дней недели. Суббота получила название от тех времен, когда этот день был у некоторых народов выходным (назывался «сабат», т. е. отдых). В настоящее время слово «неделя» означает весь семидневный период.

Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, от новолуния до новолуния, в древние времена определялся в 30 дней. Так возникла единица измерения времени - лунный месяц. Первоначально месяцы не имели названий, обозначались порядковыми номерами (год состоял из 10 месяцев). Затем первый месяц года (год начинался с марта) стали называть «мартиус», в честь бога войны Марса, второй месяц - «априлис», что означало раскрытие почек на деревьях. Третий месяц был посвящен богине Майе, четвертый - богине Юноне. Так появились названия месяцев: март, апрель, май, июнь.

В VII в. до н. э. была проведена реформа римского календаря, в году стало 12 месяцев, первый из них был январь - в честь двуликого бога Януса, который мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее. Число дней в месяцах колебалось от 28 до 31.

Если смена дня и ночи обусловливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца. Год - это время полного оборота Земли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам. Началом года условно считают 0 часов 0 минут 0 секунд 1 января. За четыре года составляются лишние сутки, их относят на 29 февраля в так называемые високосные годы.

В какой степени дети овладевают этими мерами времени, понимают ли их реальное содержание, знают ли количественную характеристику каждой меры, последовательность и взаимосвязь системы мер? Мы провели обследование уровня знаний детей об этих мерах времени. Одним из методов обследования была индивидуальная беседа, в ходе которой ребенку задавали вопросы: «Какое сегодня число? Как узнать, какое сегодня число?» Отвечая на первый вопрос, примерно 20% детей правильно называли дату, другие называли случайное число или день недели, иногда отказывались отвечать. На второй вопрос 55% детей отвечали: «По календарю», т. е. знали этот прибор измерения времени. Они ссылались на взрослых, которые пользуются календарем: «У мамы в сумке есть листочек, он называется календарь, она посмотрит и узнает, какое число».

В целях выяснения знаний детей о днях недели задавали такие вопросы: «Какие ты знаешь дни недели? Какой сегодня день недели?» Ответы детей показали, что названия дней недели усваиваются неравномерно.

Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник, дети знают лучше, чем вторник, среда и четверг. Следовательно, названия дней недели усваиваются ребенком в связи с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием в разные дни недели. Так, около 80% детей знали дни недели - понедельник и пятницу. Другие дни недели часто путали, заменяли название одного дня недели другим, или вместо дня недели называли месяц, время года и даже какой-либо праздник, или говорили «сегодня», «завтра». Иногда называли день недели порядковыми числительными, а то и просто по характеру погоды (пасмурный день, солнечный день). Некоторые дети отказывались отвечать, так как не знали такого обобщающего понятия, как «неделя» («Я только дни знаю, а неделю не знаю»). Все это свидетельствует о том, что сама постановка вопроса о дне недели для детей часто неясна. Владея некоторыми конкретными представлениями, дети затруднялись в соотнесении их с нужным понятием. Знания их о разных временных отрезках неточны и никак не систематизированы. Даже в старших группах, как правило, дети не могли назвать все дни недели, и только 30-40% детей подготовительных групп назвали все дни недели в их последовательности.

Мы выясняли также, знают ли дети последовательную связь дней недели. По характеру ответов на вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?» -выяснилось, что дети лучше знали предыдущий, прошедший день, чем настоящий, не говоря уже о будущем.

Нас интересовало, как ребенок обосновывает названную им последовательность («Почему ты так думаешь?»). Обоснования эти были различны: здесь имели место и запоминание, и связь с содержанием деятельности в различные дни («Вчера была среда, я была на музыке»), и ссылка на календарь («По календарю смотрю»). Интерес представляли и те объяснения, в которых устанавливалась последовательность чередования дней недели с опорой на порядковые числительные («Сегодня четверг - четвертый день, а завтра будет пятый, значит, пятница»). По-видимому, общий корень этих слов способствовал их осознанию и запоминанию.

Для выявления понимания последовательности чередования дней недели и взаимосвязи между ними в прямом и обратном порядке детям задавали вопросы типа: «Какой день бывает до понедельника и после понедельника?» (Так о всех днях недели.) Ответы показали, что порядок следования отдельных дней недели усваивается детьми сравнительно легче тогда, когда они знают названия всех дней недели в их последовательности. Примерно половина детей называли, какой день будет до и после названного, они восстанавливали в памяти цепочку слов-названий дней недели и безошибочно определяли предыдущий и последующий дни. Остальные дети испытывали различные трудности в установлении взаимосвязи в прямом и обратном порядке следования дней недели. Часто они про себя называли всю цепочку названий и, дойдя до указанного дня, называли громко следующий день. При этом им было значительно труднее назвать предыдущий день.

Нас интересовал также вопрос, знают ли дети, сколько всего дней в неделе. Только 50% детей подготовительных групп знали, что в неделе 7 дней, остальные (в том числе все дети старших групп) называли случайное количество дней. Некоторые дети утверждали, что в неделе всего 6 дней, так как воскресенье - выходной день и он не считается.

Для выяснения того, в какой мере дети знают названия месяцев, их последовательность, были заданы следующие вопросы: «Какой сейчас месяц? Какой месяц был до него? Какой месяц будет после него? Сколько всего месяцев в году?»

Дети старших групп не знали, какой сейчас месяц. В подготовительных группах около 20% детей правильно называли текущий месяц. Прошедший месяц называло большее количество детей: 10% в старших группах и 30% в подготовительных. Это можно объяснить тем, что название прошедшего месяца дети слышали неоднократно. Будущий месяц не мог назвать практически никто.

Отвечая на вопросы, дети включали в ответы и названия времен года, и порядковые номера, и названия праздников. Так, например, на вопрос: «Какой сейчас месяц?» (октябрь) - следовали такие ответы: двадцатый, октябрьский, осенний, второй месяц, новый год и т. п. На вопрос о количестве месяцев в году подавляющая часть детей совсем не отвечала, только некоторые давали правильные ответы. 35% детей называли случайные числа (7, 4, 3, 2, 1, 10, 40), при этом чаще всего называлось число 3.

Когда детям было предложено назвать все месяцы по порядку, только половина из них пыталась дать ответ. Правильно назвали все месяцы в последовательности 5% детей старших групп и 20% детей подготовительных групп. Остальные называли только некоторые месяцы, не соблюдая никакой последовательности. При этом наряду с названиями месяцев перечисляли и названия времен года: «Январь, февраль, ноябрь, март, лето, апрель, осень». Чаще встречаются среди названных детьми сентябрь (причем некоторые считают, что сентябрь - первый месяц в году), октябрь, ноябрь, апрель, март. Реже всего дети называли декабрь и январь. Неравномерность в усвоении детьми названий месяцев, как и дней недели, объясняется, очевидно, разным содержанием деятельности, эмоциональных переживаний, в связи с чем одни месяцы запоминаются больше других. Так, сентябрь связан с переходом в новую возрастную группу, с началом учебного года в школах, о котором дети много слышат, март - с «маминым праздником» и т. п. Январь, связанный с посещением новогодних елок, чаще и называется детьми как «новый год».

Как видим, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.

Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.

В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6 - 7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.

Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.

Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой). Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:

1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;

2) овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;

3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.

В «Программе воспитания в детском саду» в разделе «Развитие элементарных математических представлений» для старшей группы рекомендуется «научить детей последовательно называть дни недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра». В подготовительной к школе группе рекомендуется «закреплять знание последовательности дней недели и времен года. Знакомить с названием текущего месяца».

Мы считаем, что знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.

Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть четко осознана детьми, мы представляли ее в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.

Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

При создании модели календаря как наглядного пособия мы использовали эти рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря размером 9x6,5 см закрепили так, чтобы их легко было снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержал цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умели читать, мы каждый листок календаря отметили полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет (рис. 9). Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели, по цвету полоски на листке календаря они могли определить («прочитать») каждый день недели. Обратная сторона листка оставалась чистой. Календарь на прозрачной маленькой планке вешался на стене.

Для съемных листков календаря была изготовлена коробка с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек, рис. 10). В ячейки нижнего ряда дети складывали последовательно листки -дни недели, по 7 листков в каждое отделение. 7 листков - 7 дней недели в каждом отделении создавали у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывалось количество недель и дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, скрепляли стопкой. На ней записывали название прошедшего месяца и укладывали стопку в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так постепенно заполнялись 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнялись и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывали порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней недели и недель. По окончании года подсчитывалось количество месяцев в году, определялся порядок их следования.

Предложенное пособие служило моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражалась взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимали листки календаря и складывали из суток неделю, из недель - месяц, затем определяли место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывался год. Дети в любой момент могли подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам - сколько еще осталось до его окончания.

Производя все эти действия, дети постепенно постигали и осознавали сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени. Мы провели четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщили необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем, и этого было вполне достаточно для обучения навыку пользоваться календарем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний происходило в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря. Первое занятие по ознакомлению детей с календарем было проведено 2 января, на котором мы показали разные виды календаря, рассказали о назначении его.

Приведем пример занятия:

Дети, какой праздник мы все отмечали недавно?

Новый год. Кончился старый год и начался следующий.

Какого числа наступил новый год?

Первое января - первый день нового года. Первое - это число, а январь - это название месяца.

Далее беседа велась по таким вопросам: «Кто знает, какой был день недели первого января? Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? У кого дома есть календари? (Показываются календари разного вида и поясняется их назначение.) Зачем дома нужен календарь?»

Я вам сделала вот такой календарь. По этому календарю вы каждый день будете узнавать, какое сегодня число, какой день недели. По календарю можно посмотреть и узнать, сколько дней осталось до субботы или до праздника. По календарю вы увидите, когда закончится январь и наступит следующий месяц, узнаете, как он будет называться.

Посмотрите, как много листков на календаре. Каждый листок - это день. Вот как много дней должно пройти, чтобы наступил опять новый год. Что вы видите на листке календаря? Цифра показывает, какое число. Это какое число? Под цифрой написано, какой это день недели.

Какие вы знаете дни недели? Какой сегодня день недели? Читать вы еще не умеете, поэтому на нашем календаре есть цветные полоски. Для каждого дня недели определенного цвета полоска. Понедельник - первый день недели - мы узнаем по синей полоске. Этот день уже прошел - 1 января, понедельник. Мы снимем этот листок. Сегодня 2 января, вторник, на листке желтая полоска. По желтой полоске вы будете узнавать вторник. Этот день еще не прошел, и этот листок еще нельзя снимать. Кончатся сутки, и мы завтра, когда придем в детский сад, снимем листок календаря и узнаем, какой день будет следующий и какое будет число.

Сейчас повесим наш календарь на стенку и каждый день перед занятием будем снимать листок календаря и узнавать, какое наступило число, какой день недели.

Через неделю после первого было проведено второе занятие, на котором уточнили с детьми представление о днях недели, учили их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. Дни недели наполнялись конкретным содержанием занятий или других видов деятельности, которые проводились по определенным дням. На этом занятии дети как бы увидели всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его местом в неделе помогала запомнить последовательность дней недели и их названия. Приводим пример проведения занятия по знакомству с днями недели:

Дети, сосчитайте, сколько листков календаря мы положили на доске. Семь листков, семь дней составляют неделю. Посмотрите, какие это дни недели. (Листки по порядку расположены на доске.) Первый листок, первый день недели - это понедельник, мы его узнаем по синей полоске. Как называется второй день недели? Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по желтой полоске. Теперь найдите третий день недели. После вторника какой день недели? Какого цвета полоска на листке среды? Как называется четвертый день недели? Какая по цвету, полоска обозначает четверг? (Так же о пятнице.) Эти пять дней рабочие. Назовите их. Найдите на нашей неделе среду. Почему третий день называется среда? Потому что это середина недели. Есть еще два выходных дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? И т. д.

На третьем занятии, которое проводилось в первых числах февраля, было уточнено представление о неделе, о названии дней недели. Дети соотносили те или иные занятия, события своей жизни с определенными днями недели. Они свободно называли дни недели, причем в любой последовательности.

Большую помощь в этом оказывал наглядный материал, который использовался различно. Дни недели (в виде листков календаря) дети раскладывали уже не только по порядку. Им предлагалось, например, найти смежные дни к карточке «среда», и они находили и ставили листки вторника и четверга. Дети устно называли предшествующий день (например, перед понедельником бывает воскресенье) или следующий день (за вторником бывает среда). Или предлагалось назвать пятый день недели, и дети проверяли свой ответ, пользуясь карточками. Пользуясь разложенными в коробке по неделям листками календаря и считая стопки, дети определяли, сколько недель было в первом месяце года-январе (четыре недели и 3 дня). Воспитатель сосчитал все дни месяца и сообщил, что в январе 31 день. Все листки января были сложены в одну стопку и положены в первую слева ячейку верхнего ряда коробки. Так дети уяснили, что январь - первый месяц в году.

Затем воспитатель сообщил, что следующий, второй месяц называется февраль, что и в этом месяце дети будут каждый день снимать листки с календаря и складывать их в коробку. При этом дети вместе с ним выяснили, с какого дня недели начнется февраль месяц. Некоторые дети считали, что первое февраля должно быть понедельником. Тогда воспитатель спросил, каким днем кончилась последняя неделя января. Проверили еще раз по карточкам, это был понедельник. Значит, первая неделя февраля началась со вторника.

Умение определять дату по календарю и особенно называть дни недели формировалось у детей постепенно. Так, после проведения двух занятий по календарю и месячного пользования им лишь 43% детей старшей группы смогли правильно назвать текущий день. Поэтому мы проводили с детьми разные дидактические игры с карточками (основанные на соответствии цветов) с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели. Варианты игровых заданий были различные. Предлагалось, например, поставить дни недели парами с рядом стоящим днем (игра «Найди пару»). Или к названному дню найти дни, смежные (рядом стоящие) с ним (игра «Найди соседей»). Или предлагалось выложить карточки по порядку дней в неделе, начиная с любого из дней (игра «Чья неделька быстрее соберется»). Использовали также словесную дидактическую игру «Дни недели» из сборника Ф. Н. Блехер «Дидактические игры» (М., 1948). Такие игры проводились и в помещении, и на прогулках и служили действенным средством для закрепления знаний детей о днях недели.

Внимание детей ежедневно фиксировалось на текущей дате. Вначале они забывали назвать или месяц, или число, или день; в таких случаях бежали к календарю, чтобы посмотреть дату, иногда вспоминали сведения о вчерашнем дне и определяли настоящую дату. Порой виновато говорили: «Я сегодня забыл посмотреть на календарь». Можно было часто видеть, как дети на календаре и в коробке самостоятельно рассматривают порядок дней недели или стремятся по календарю определить, сколько осталось дней до интересующего их события, и т. п.

В конце каждого месяца с детьми проводилась небольшая беседа о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивалось с предыдущим месяцем. Определялось количество прошедших месяцев с начала года и уточнялись название и порядковый номер нового месяца.

В подготовительной группе, где дети продолжали работать с тем же календарем, в первые дни нового года было проведено последнее обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточнялись представления о календарном годе (сколько в году месяцев, какие). Наглядным материалом для занятия служила коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год. Вопросы были те же, что и на первом занятии, но теперь дети отвечали на них самостоятельно. «Какой праздник на днях мы все отмечали? Какой год кончился? Какой год наступил? Когда начался новый год? (В каком месяце? Какого числа?) Сколько месяцев было в прошлом году? Какой первый месяц года?» И т. д.

В результате пользования календарем в течение года дети приобрели систематизированные знания. Они вспомнили, что недавно был новогодний праздник, что один год кончился и наступил следующий, назвали какой. Все знали, что новый год всегда начинается с января. 13 детей из 23 сказали, что новый год начинается с 1 января (тогда как в прошлом году все они считали, что новый год начинается с 31 декабря), 6 детей дали еще более точный ответ - что новый год начинается после 12 часов ночи 31 декабря. Только 4 ребенка продолжали утверждать, что новый год наступает 31 декабря (очевидно, по опыту встречи Нового года). Все дети знали, что в году 12 месяцев, что первым месяцем в году является январь, а последним декабрь. Знали они и последовательность месяцев, могли определить, которым по порядку является тот или иной месяц. Многие ориентировались и в четырех временах года, соотнося с ними определенные месяцы. При этом четче были знания о летнем и зимнем сезонах, месяцы осеннего и весеннего сезонов могли назвать лишь 50% детей. Дети знали и о количестве дней в неделе, о количестве дней по месяцам. Открывая календарь на новый год, воспитатель произнес строки стихотворения С. Я. Маршака: «Открываем календарь - начинается январь». Систематическая работа с детьми в старшей и подготовительной к школе группе по усвоению календаря в течение полутора лет требовала ежедневного внимания к использованию календаря и способствовала формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).

Работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками, систематизирующими недели и месяцы, намного облегчила задачу обучения. Потребовалось всего четыре занятия и несколько обобщающих дидактических игр для того, чтобы у детей сформировались четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.


Глава 2. Особенности организации работы на уроках математики в подготовительной к школе группе




Представлений детей дошкольного возраста, а это подтверждает нашу гипотезу. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью исследования было изучение проблемы использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для ее достижения мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели и проанализировали игровой метод в...



И качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. 3. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Познание свойств детьми 4-5 лет...

Необходима опора на значимый для ребенка вопрос, когда дошкольник оказывается перед выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её. В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение проводится на протяжении трех кварталов учебного года. В четвертом квартале рекомендуется закреплять полученные...



Воззрений. Именно педагоги высокого класса способны внести в действие резервы главного воспитательного возраста - дошкольного. 1.4. Педагогические условия интеллектуального развития старшего дошкольника в процессе формирования первичных математических представлений Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, ...