Особенности развития в семь месяцев: что должен уметь делать ребёнок и как его дальше развивать. Режим дня и рацион питания семимесячного крохи

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

Позади осталось первое полугодие жизни вашего малыша.Надеюсь, что с помощью наших подборок развивающих занятий вы регулярно и разнообразно занимаетесь со своим сокровищем и с радостью отмечаете для себя его первые успехи.

Сегодняшняя подборка игр посвящена тому, .

С каждым месяцем игры становятся все интереснее, но я в очередной раз призываю вас не забывать и о тех занятиях, которые вы начали проводить в предыдущие месяцы.

Вы наверняка заметили, что ребенок во многом является настоящим консерватором. Он может отказываться кушать из новой тарелки, расстраиваться оттого, что вы вдруг решили укладывать его спать под новую колыбельную песенку или повесили игрушку на коляску не с той стороны, с которой он привык ее видеть. Поэтому регулярное повторение знакомых игр и занятий и полюбившихся малышу песенок и потешек – залог его хорошего настроения и благосклонного отношения к новым занятиям, которые вы предложите ему в этом месяце.

Такие разные детки

Для начала хочется сказать несколько слов о различии темпов развития семимесячных малышей. Некоторые детки в 7 месяцев уже уверенно сидят и даже пытаются вставать, держась за опору. Другие – даже не предпринимают попыток сидеть. Не стоит волноваться, ведь во многом это определяется не скоростью развития и даже не уровнем физической «подготовки» малыша, а, скорее, его темпераментом. Подвижные, активные, любознательные малыши раньше своих более спокойных и самодостаточных сверстников начинают переворачиваться со спины на живот и обратно, ползать, садиться, вставать и ходить.

Так что если ваш семимесячный малыш еще не сидит, несмотря на ваши регулярные занятия гимнастикой и массажем, – просто наберитесь терпения и продолжайте занятия. Уверена, к 8 месяцам ребенок обязательно сядет самостоятельно. Если вы очень беспокоитесь, проконсультируйтесь по этому вопросу с неврологом.

Особенно не стоит торопить процесс самостоятельного вставания малыша. Гораздо полезнее для пока еще слишком слабых для обеспечения прямохождения позвоночника и мышц спины будет стимулировать ползание – как можно больше и как можно дольше. Даже для годовасика, который уже сделал свои первые шаги, ползание на четвереньках является чрезвычайно полезным упражнением, направленным на укрепление практически всех групп мышц.

После этого небольшого отступления давайте вернемся к теме, как развивать ребенка в 7 месяцев . Хочу напомнить, что в ваш начинающий ползать малыш стал пытаться преодолевать на своем пути преграды в виде ваших ног и небольших диванных подушек. В этом месяце это упражнение можно усложнить и разнообразить.

Наперегонки

Опускайтесь на пол вместе с вашим семимесячным малышом и устройте гонки ползком. Ползите в направлении игрушки, установленной в другом конце комнаты, ползите навстречу друг другу, стимулируйте ребенка ползти за вами или ползите за ним, чтобы ласково пощекотать его пяточки. Вариантов масса, а цель, в общем-то, одна – как следует повеселиться и сделать полезное во всех отношениях ползание еще и интересным для ребенка.

Ползком на горку

Начатое в прошлом месяце упражнение «Полоса препятствий» на седьмом месяце можно дополнить ползанием по наклонной поверхности вверх. Для этой цели идеально подойдет какая-нибудь широкая полка, обернутая одеялом или гладильная доска. Установите ее на небольшое возвышение (например, диванный валик) так, чтобы угол наклона составил около 30 градусов.

На вершину вашей импровизированной горы положите кубик или другую игрушку, которая сможет заинтересовать ребенка. Будьте рядом, чтобы подстраховать вашего маленького скалолаза. Ползти вниз по наклонной плоскости для семимесячного малыша пока еще сложно, поэтому будьте готовы подхватить его на вершине, чтобы он смог продолжить свой путь по полосе препятствий.

Другие активные игры для крохи вы можете подобрать в статье « «.

Ползем и… массируем ручки

Сейчас, когда ваш малыш все больше времени проводит перемещаясь по полу, полезным предметом в вашем доме станет массажная дорожка. Ее можно купить в специализированных ортопедических магазинах или сшить самостоятельно. Подробнее о том, как сшить массажную дорожку, можно прочитать . Вкратце – это текстильная дорожка, на которую нашиты разнообразные по фактуре материалы – мешочки с крупами, деревянные палочки и колечки, упругие, мягкие и шершавые губки, пуговицы разного размера, пластиковые решетки, шнуры и т.д.

Когда кроха научится ходить, эта дорожка пригодится для профилактики плоскостопия, а пока он будет ползать по ней, хватать и перебирать различные элементы дорожки и развивать тактильное восприятие и мелкую моторику.

Где фрукт?

Ваш кроха уже попробовал первый прикорм? Самое время поиграть в эту забавную игру. Удобнее всего будет сделать это прямо после еды, пока кроха сидит в своем детском стульчике. Возьмите кусочек банана, персика или другого мягкого фрукта, который безопасен для малыша (можно также использовать кусочек отварного кабачка, цветной капусты или брокколи) и на глазах ребенка накройте его пластиковым стаканчиком. Затем поставьте еще 2 пластиковых стаканчика вверх дном на столик и подвигайте их.

Предложите малышу найти фрукт или овощ. Выражайте удивление, когда под стаканчиком не оказывается добычи и порадуйтесь вместе с крохой, когда его поиски наконец-то увенчаются успехом. По этому же принципу можно играть, спрятав под стаканчиком небольшую игрушку. Эта игра стимулирует , внимание и логику.

Найди музыку!

Спрячьте в комнате в поле зрения малыша музыкальную игрушку или телефон с включенной приятной мелодией. Убедитесь, что ребенок слышит музыку. Спросите его: «Где музыка?». Вместе ползайте по комнате в поисках источника звука. Игра стимулирует ползание, способствует развитию слухового сосредоточения, зрительно-слуховой координации и крохи.

Недавно стали мамой малыша?

Побарабаним?

В возрасте 7 месяцев дети любят стучать разными предметами друг об друга. Вам пора готовить обед? Отлично. Расстелите на полу одеяло и усадите ребенка. Дайте ему 5-6 различных мисок или кастрюль и большую деревянную ложку, которая сыграет роль барабанной палочки. Пусть кроха гремит в свое удовольствие.

Игра способствует развитию чувства ритма, дифференциации слухового восприятия, логики (я стучу – слышу звук), формированию представлений о свойствах различных материалов (ребенок слышит разный звук металлических, деревянных, пластмассовых «барабанов»).

Бибабо

Не знаю, используете ли вы в ваших играх перчаточную куклу («бибабо»)? Если нет, самое время такой обзавестись — купить, связать или сшить. Вариантов использования кукол «бибабо» в занятиях с ребенком – великое множество. Кукла может помочь накормить малыша, успокоить его, сделать ему легкий массаж-поглаживание перед сном, рассказать сказку, поиграть и даже стать героем кукольного театра.

Кубик с секретом

А вот еще одна полезная и простая в изготовлении игрушка, которая способствует развитию согласованности движений рук. Вам понадобится кубик или небольшая коробочка с длиной ребра примерно 8-10 см. На одну из граней наклейте или нарисуйте яркую картинку, например уточку.

Дайте ребенку возможность рассмотреть изображение, а затем поверните кубик другой стороной (без картинки). Удивитесь: «Где же уточка?». Покажите малышу, как искать картинку, поворачивая кубик в руках. Если это действие еще слишком сложно для малыша, предложите ему искать картинку, положив кубик перед собой и переворачивая его сбоку на бок. Поэкспериментируйте, наклеив картинку на коробочку цилиндрической формы (например, на бутылочку от йогурта).

Шкатулка

Если у вас дома найдется легкая шкатулка или другая емкость с откидывающейся крышкой, можно поиграть так. Заранее положите какой-нибудь интересный предмет (ложка, ключи, мелкая игрушка) в шкатулку и погремите им перед малышом. Спросите его: «Что это гремит внутри?». Дайте крохе немного времени, чтобы самому найти способ открыть шкатулку.

В шкатулку также можно складывать и выкладывать из нее различные предметы. Для семимесячного крохи это все еще остается интереснейшим занятием. А если вы позаботитесь о том, чтобы дать ему разные на ощупь и сложные для захвата предметы для складывания, то это занятие станет еще и развивающим.

Вот несколько идей:

  • помпоны из ниток;
  • ватные шарики;
  • пластиковые крышки от бутылок;
  • пробки от шампанского;
  • монеты (вымытые с мылом и прокипяченные);
  • изюм;
  • семечки;
  • консервированная кукуруза или горошек;
  • шурупы и гайки;
  • бусины;
  • нарезанные ;
  • фигурные макароны (сырые или вареные).

Не забывайте о технике безопасности и находитесь рядом с крохой во время игр с мелкими предметами!

Много мы собрали для вас в отдельной статье.

Развитие речи

В завершение нашего разговора о том, как развивать ребенка в 7 месяцев, хочу сказать о том, что несмотря на то, что малыш еще не скоро скажет свое осмысленное первое слово, уже сейчас его голосовой аппарат и мозг находятся в процессе активной подготовки к освоению речи. Поэтому очень важно , много разговаривать с ребенком, давать ему возможность видеть (и даже ощупывать) ваш рот в процессе произнесения слов, говорить с ребенком четкими, короткими фразами, называть все, что попадает в его поле зрения и привлекает его внимание.

Уже в этом возрасте вы можете начинать использовать в речи различные звукоподражания, которые впоследствии и станут первыми словами вашего крохи. Например, когда вы играете с игрушечными уточкой, собачкой, киской или рассматриваете их изображения в книжках, не забывайте многократно повторять, как говорят эти животные: «Уточка крякает: «Кря-кря». Собачка лает: «Гав-гав» и т.д.».

Используйте звукоподражания не только для животных, но и для других предметов, окружающих ребенка. Например, телефон звонит «дзинь-дзинь», часы тикают «тик-так», дудочка дудит «ду-ду», мишка идет «топ-топ», кубик упал «бух» и т.д. Чем больше и чаще ребенок будет слышать такие звукоподражания, тем скорее он порадует вас первыми словами.

А сейчас предлагаю вам посмотреть это двухминутное видео о развитии ребенка в 7 месяцев.

Вот таким получился ответ на вопрос, как развивать ребенка в 7 месяцев . Уверена, вам уже не терпится поиграть с вашим крохой в новые игры, ведь в следующий раз вас ждет очередная порция развивающих занятий — уже для . Увидимся!

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Что должен уметь ребенок в семь месяцев – вопрос, который несомненно волнует и вас, моя дорогая читательница. В это время, когда развитие малыша ускоряется, быстрые физические изменения, появление большого количества новых движений стимулируют возникновение социальных и эмоциональных навыков.

Двигательная активность малыша

Существует довольно большой список того, что должен делать ребенок, когда ему исполняется семь месяцев. К этому времени детки уже умеют:

  • ползать по-пластунски;
  • делают попытки ползти на четвереньках;
  • первые несколько дней, осваивая навык ползания, ваш малыш может ползать задом наперед, и это абсолютно нормально. Скоро он разберется с управлением своими ручками и ножками и будет двигаться как надо;
  • некоторые детишки пропускают этап ползанья и сразу же пытаются ходить. Такое явление также не считается патологией.

Новые шаги в физическом развитии ребенка в семь месяцев могут стать для вас настоящим испытанием. В это время некоторые дети начинают вставать у опоры. При этом многие еще не умеют сидеть и садиться, поэтому, чтобы сменить положение, просто падают на спину.

Кроха умеет сидеть без опоры в течение нескольких минут и пытается садиться. Положение «сидя» малыш принимает, сначала встав на четвереньки и потом присев на одно бедро. Можно немного потренировать ребенка и сделать с ним следующее упражнение:

  1. Ребенок лежит на спине, протяните ему свои пальцы, чтобы он схватился за них;
  2. Поднимите малыша в положение «сидя» и опустите обратно;
  3. Повторите три раза. Если кроха хватается слабо, придерживайте его за запястья, плотно обхватывая ручки.

Это упражнение нужно для развития навыка сидения и укрепляет все группы мышц.

Развитие недоношенного ребенка в семь месяцев в физическом плане почти не отличается от развития рожденных в срок детей. Родителям «поторопившихся» малышей необходимо уделять больше внимания мелкой моторике, играть с детьми игрушками разной формы, размера и фактуры.

Семь месяцев ребенку – время, когда он активно демонстрирует все, что должен уметь; видео поможет вам сохранить в памяти все интересные моменты его взросления.

Умственное развитие и новые игры

Вот что умеет ребенок к моменту, когда ему исполняется семь месяцев:

  • брать игрушку правой и левой ручкой, перекладывать из руки в руку;
  • держать предмет обеими руками, бросать, брать и отдавать его по просьбе взрослого;
  • находить спрятанную под салфеткой или покрывалом игрушку;
  • стучать двумя погремушками друг об друга;
  • ломать или разбирать различные предметы;
  • нажимать кнопки, стучать по клавишам музыкальной игрушки;
  • хлопать в ладоши;
  • перелистывать книгу с толстыми страницами;
  • показывать пальчиком на вещь, до которой он хочет дотянуться;
  • прятаться на плече у мамы.

Продолжается развитие мелкой моторики. Малыш может брать в кулачок мягкие шарики и складывать их в круглое отверстие. Можете взять любой сортер и дать ребенку тканевые помпоны и кусочки любого мягкого материала, либо небольшие мягкие игрушки. Он с удовольствием будет проталкивать их в отверстия сортера.

Седьмой месяц развития крохи – время, когда он проявляет интерес к столовой посуде, и может подражать вам и пробовать ковырять еду ложкой.

Но не стоит забирать у малыша ложку: пройдет еще немного времени, и развитие ребенка приведет к тому, что он научится кушать аккуратно, пусть это случится и не в семь месяцев жизни, а чуть позже. В курсе «Азбука прикорма: безопасное введение прикорма», вы узнаете как научить ребенка кушать аккуратно, привить ему правильное поведение за столом и научить кушать с аппетитом.

Самостоятельные действия необходимы для развития коры головного мозга.

Если карапуз начал сидеть, то он уже может купаться в ванне сидя. Для страховки малыша можно приобрести специальное сидение. Деткам нравятся яркие плавучие игрушки; резиновые фигурки, в которые можно набрать воду и брызгаться.

В этом возрасте малыши обожают слушать музыку. Хорошо, если у вас есть музыкальная игрушка, проигрывающая разные мелодии. Только выбирайте устройство с регулятором громкости и приятной тональностью, так как кроха будет включать музыку бесконечно.

Для психомоторного развития ребенка в семь месяцев будет полезно выучить с ним несколько легких танцевальных движений:

  1. хлопки в ладоши (если еще не умеет);
  2. «фонарики»;
  3. покачивания головой;
  4. повороты корпуса вправо-влево (когда детка сидит);

Просто несколько раз продемонстрируйте эти движения малышу, и он с радостью будет повторять их за вами. Семь месяцев ребенку – самое время учить его танцевать, это то, что должны уметь и девочка, и мальчик.

Деток очень интересует их отражение в зеркале. Они улыбаются ему, иногда даже строят рожицы.

Желательно, чтобы зеркало было расположено так, чтобы малыш не мог самостоятельно добраться до него. Малыш уже способен стукнуть по стеклу тяжелым предметом.

Общение с другими людьми

  • В семь месяцев малыш очень привязан к одному из членов семьи (как правило, это мама). Кроха постоянно ищет ее и расстраивается, если она уходит.

Для психического развития ребенка в семь месяцев необходимо, чтобы этот период прошел рядом с важным для него человеком. В этом возрасте у деток закладывается базовое доверие к людям, а мама является гарантом безопасности окружающего мира.

  • В возрасте семи месяцев малыш учится здороваться и прощаться: махать ручкой при встрече и расставании. Учите карапуза вежливости: всегда приветствуйте встретившихся вам людей и прощайтесь с ними, говорите «спасибо» и «пожалуйста».

Если у малыша с самого детства перед глазами будет пример вежливого обращения, вам потом не потребуется дополнительно учить его правилам поведения в обществе.

  • В этот период маленький человечек постоянно подражает взрослым. Малыш копирует их мимику, жесты, интонацию. Вы можете извлечь пользу из этой возрастной особенности развития ребенка: показывайте на своем примере, как нужно кушать ложкой, пить из чашки, махать «привет» и «пока» – все это малыш в 7 месяцев уже способен освоить.
  • Детки хорошо относятся к знакомым людям и настораживаются при человеке, которого видят первый раз в жизни. Чтобы помочь карапузу преодолеть этот страх, покажите ему свое расположение к новому человеку. Увидев ваше хорошее отношение, кроха «растает» быстрее.
  • В семь месяцев малышу важно не просто находиться рядом с близкими людьми, но и получать их одобрение. Когда хвалите деток, обязательно проговаривайте, чем именно они заслужили поощрение. Для развития целеустремленности малышу необходимо знать, какие его действия приводят к похвале.
  • В семь месяцев развитие коры головного мозга приводит к тому, что малыш понимает, о чем говорят с ним взрослые. Пусть пока на уровне интонации и отдельных слов, но это умение совершенствуется с каждым днем. Ваш кроха уже прекрасно понимает, что значит «нельзя», и может весьма бурно протестовать, когда слышит это слово.

Семь месяцев ребенку – время, когда дети разного пола имеют примерно одинаковое развитие, что должен уметь мальчик, то умеет и девочка.

Смотрите также мой небольшой видеоурок о развитии ребенка в 7 месяцев:

Речевое развитие вашего малыша

Карапуз продолжает произносить все новые и новые слоги. На седьмом месяце жизни кроха начинает «выдавать» их сочетания: например, «ма-па». Крошка приходит в восторг оттого, что может произносить разные звуки. В семь месяцев ваш малыш уже умеет пронзительно визжать.

Детки произносят слоги то громче, то тише, с различной интонацией.

Когда разговариваете с малышом, ярко показывайте свои эмоции голосом и выражением лица. Так кроха быстрее научится выражать радость или огорчение.

В семь месяцев детки очень разные. Кто-то уже встает на ножки и пытается ходить, кто-то только начинает ползать по-пластунски. Отмечайте основные вехи развития вашего крохи, наблюдайте за ним, делайте больше фотографий. Ведь это время не повторится никогда!

Ребенку 7 месяцев, и вас уже не удивляет, что он хорошо сидит, ползает и даже пытается вставать. Еще бы — ведь вы так долго этого ждали! Что может действительно поразить — в один прекрасный день среди его лепетания «ба-бба-ба», «ма-ма-ма» вы отчетливо услышите первое осознанное слово. У всех это происходит по-разному, и вы с ожиданием вслушиваетесь в его лепет и всматриваетесь в умные и требовательные глазки. А пока малыш проявляет интерес ко всему на свете, когда вы выкладываете его на ковер, исследует окружающее пространство, с удовольствием вместе с вами плещет ладошками «ладушки», стучит разными предметами, хватая их в руки и грызет. Да-да, грызет первыми остренькими резцами, которых у него уже несколько.

Исследуя буквально все, ваше чадо добирается до пульта телевизора, до именно вашего телефона, с одинаковой закономерностью отбрасывая все похожие предметы. Вы уже закрыли все розетки, убрали колющие и бьющиеся предметы, посуду и мелкие вещицы? Поторопитесь это сделать. А еще обезопасьте углы мебели, двери, ящички. Выделите малышу его коробку, в которую вместе с ним собирайте игрушки, лоскутки, и разные неопасные предметы. Малыш будет часами перекладывать свое богатство с места на место, разбрасывать и складывать, рассматривать, бросать и с интересом наблюдать за падением.

Развитие ребенка в 7 месяцев (что должен уметь)

Ваш малыш прибавил за месяц примерно 500 грамм, вырос на 2 см. Появление зубов у разных деток индивидуально, но подавляющее большинство к 7 месяцам может похвастаться 4 резцами — двумя нижними и двумя верхними. Малыш активно интересуется столовыми предметами, и это самое время учить его кушать ложкой и пить из чашки.

Что умеет ребенок в 7 месяцев?

— понимать смыл слов и обращений к нему;
— цепляться за маму из-за очень сильной эмоциональной привязанности;
— испытывать страх перед расставанием;
— собирать предметы, вкладывать в большие маленькие;
— ползать;
— переворачиваться во все стороны, со спины на живот и обратно;
— пить из чашки;
— играть в ролевые игры – «Сорока-белобока», «Ладушки».

Малыш знает уже достаточно много предметов и действий, способен возвращаться к прерванному занятию, концентрировать внимание на определенных процедурах. Онс успехом решает встающие перед ним задачи, одновременно играет несколькими игрушками.

Уход за ребенком в 7 месяцев

В 7 месяцев помимо основных процедур по умыванию, чистке носика и ушек, притиранию глазок и купанию появляются новые. Малыш уже умеет уверенно сидеть — можно начинать его знакомство с горшком, старайтесь уделять этому не более 10 минут. Рацион питания меняется, и стул становится другим, наиболее благоприятное время для этого — после сна. Не настаивайте, так как полное приучение к горшку может затянуться до 18 месяцев, и это считается нормальным. Также необходимы массаж, прогулки на свежем воздухе, развивающие игры.

Питание ребенка в 7 месяцев

Питание семимесячного малыша кардинально отличается от грудничкового. Несмотря на то, что многие дети еще получают грудное молоко, в рационе уже присутствует большое количество продуктов «взрослой пищи», и их число с каждым днем растет — каша, овощное пюре, мясо, фруктовые и овощные соки, растительное и сливочное масло. В сутки малыш съедает около 1000 граммов пищи, если разделить это на количество кормлений (5), то за раз малыш получит 200 граммов. Точно можно рассчитать объем, принимая во внимание массу тела.

Однако, специалисты советуют давать малышу питание по требованию, если он хорошо набирает вес и чувствует себя здоровым. Можно кормить его и чаще, соответственно уменьшив нормы. Если малыш получает еще грудное молоко, первое, третье и последнее кормление должно быть грудью, а прикорм дается в промежутках. В 14-00, обеденное время в качестве прикорма добавляется творожок. Также следует поступать и при смешанном кормлении, пополняя недостающую норму молока молочной смесью, например, «Агу».

На искусственном вскармливании схема кормления с 6 утра до 22 часов вечера может выглядеть таким образом:

1 кормление — смесь, 200 грамм,
2 кормление – молочная каша, овощное или фруктовое пюре 50 грамм, часть яичного делка (полложечки).
3 кормление – мясное и овощное пюре (50+150 грамм).
4 кормление — кисломолочная смесь, творог
5 кормление – молочная смесь.

Печенье и сухарики можно давать малышу, если нет пищевой аллергии. Вообще, если присутствуют сильно выраженные аллергические реакции, то с введением интенсивного прикорма нужно подождать еще пару месяцев. Продукты для кормления приобретайте на детских кухнях, во избежание попадания в организм малыша стабилизаторов, кишечной палочки, слишком большого количества жиров. Не стесняйтесь консультироваться с врачом по любым поводам. Приучая малыша к мясу, начните с двух ложек бульона, затем потихоньку добавляйте мясное пюре из курицы или говядины. Пюре можно смешивать с овощным, протирая через сито. Затем пробуйте вводить в рацион печень, также отварив ее и протерев через сито. Также можно пробовать горошек, капусту, свеклу.

Режим дня ребенка в 7 месяцев

Несмотря на демократичные советы по воспитанию детей, никто из самых прогрессивных педиатров не умаляет значение режима дня. Более того – это очень важно, особенно для легковозбудимых детей. Режим дня должен соблюдаться с особенностями и потребностями развивающегося организма и особенно тех членов семьи, что уделяют уходу больше всего времени. Малыш привыкает спать в одно и то же время, к последовательности мероприятий, купанию, кормлениям, массажику и прогулкам, и это очень хорошо. Первое кормление проводится достаточно рано — в 6 утра, но еще раньше, когда ребенок просыпается, нужно провести гигиенические процедуры — умыть его, промыть глазки, подмыть после ночного сна.

После кормления можно сделать гимнастику и массаж, пообщаться с детенышем. После второго кормления и сна — прогулка на свежем воздухе. Затем снова кормление, период бодрствования и сон, можно совмещать с прогулкой. Вечером можно еще раз сделать гимнастику, пообщаться с малышом, затем купальные процедуры, последнее кормление и ночной сон. Уделите немного внимания подготовке ко сну, замедлите движения, речь, поставьте спокойную музыку. Системный подход значительно облегчит уход за малышом и жизнь всем домашним.

Занятия с ребенком в 7 месяцев

Физкультура в 7 месяцев

1. Придержите ножки ребенка и помогите подняться ему с положения лежа на спине. Попеременно тяните его за каждую руку.
2. Сгибайте и разгибайте ножки к животу.
3. Помогайте ползти, слегка подталкивая его.
4. Помогайте ему также подниматься на ноги.
5. Раскачивайте малыша влево — вправо, когда он стоит на ногах.
6. Поставьте его спиной к себе и наклоняйте вниз — пусть он старается подниматься сам.
7. Поднимайте за руки вверх. Тренируйте вместе с ним его руки.

Современных детей просто заваливают игрушками многочисленные родственники, знакомые, сами родители. Конечно, это очень важно, но лучше все же выбирать игрушки не все подряд, а те, которые развивают речь, действия. Помимо физических упражнений взрослые помогают развиваться ребенку интеллектуально. Проводите с ним упражнения по плану – говорим, показываем, общаемся, при этом не сюсюкайте, а разговаривайте как взрослые люди. Предметы старайтесь называть коротко — например, киса, зайка. Описывайте вещи, выражайте эмоции, общайтесь на разные темы.

Это тот период, когда малыш уже может понимать слова «можно» и «нельзя». Желательно, чтобы запретов было в три раза меньше, только то, что касается безопасности маленького человечка. Развивающие игрушки помогут развивать логику, моторику: нажимайте вместе на кнопочки пианино, собирайте пирамидки или тарелочки, кольца, играйте в жестовые игры, например, под музыку «А бабочка крылышками бяк-бяк…» хлопайте вместе с ним «крылышками».

Игры и игрушки для детей в 7 месяцев

Не стоит сбрасывать со счетов и известные погремушки, но им отводится уже другая роль — например, учим малыша складывать предметы в специальную корзинку или ящичек. Хотя семимесячных детей по-прежнему привлекают сюжетные погремушки с фигурками или лицами. Игрушки, которыми малыш с удовольствием играет – это пирамидки, различные музыкальные инструменты, колечки и мячики. Сложные действия вызывают настойчивость и, порою, упрямство в достижении цели. Очень любят малыши такие игры, как «Все котятки мыли лапки», ладушки, горки.

Игра «Попался!»

Играем на полу на расстеленном одеяле. Малыш, лежа на животике, и вы- рядом с ним на четвереньках. Когда приблизитесь к ребенку, говорите: «Я тебя поймаю!». Смешная и веселая игра нравится деткам, особенно если слегка пощекочите кроху. Карапуз будет стараться убежать от вас, по крайней мере прекрасное настроение обеспечено. В такие подвижные игры не стоит играть вечером перед сном, чтобы не появилось излишнее возбуждение. Игрушки, которые можно катать (шары и мячи) можно использовать и для занятий. В возрасте «ползунка» полезны небольшие фигуры на колесиках — машинки, каталки., а также крупные надувные игрушки, на которых можно посидеть или влезть внутрь – лодка, надувной манеж, домик.

Также полезно смастерить такие игрушки самостоятельно:
— коробка с отверстиями различных форм, куда вставляются разные фигурки;
— гирлянды из мелких игрушек или погремушек, прикрепленных на ленту;
деревянные брусочки разной формы и лоскутки ткани;
— коробки с сюрпризом.

Медицинское наблюдение в 7 месяцев

В 7 месяцев время второй плановой прививки против гемофильной инфекции. Перед прививкой постарайтесь не перегружать организм малыша введением новых ингредиентов пищи, если кормите сами — следите за своим рационом. Проинформируйте врача, когда малыш принимал какие-либо медицинские препараты. Запаситесь антиаллергическими средствами на крайний случай. Кроме этого, детей осматривает педиатр, оценивая их развитие. Проводится повторный курс массажа. Малыши на грудном вскармливании имеют больший иммунитет к простудным заболеваниям. Продолжайте физическую зарядку, массаж, закаливание, больше гуляйте на улице.

Безопасность

Для крохи, активно исследующего окружающее пространство, нужно создать безопасную зону. Используйте заглушки для розеток, силиконовые насадки, фиксаторы для дверок шкафов, наклейки на стекла. Стимулируйте ползание малыша, чтобы он поменьше сидел, пока его позвоночник недостаточно окреп.

Купание ребенка

Для купания малышей можно использовать специальные коврики, которые помогут не скользить в воде и не падать. Вам можно будет не волноваться, но все равно не оставляйте ребенка одного, даже если воды совсем мало. Играйте с ним в игры — похлопайте по воде, пускайте кораблики, переливайте воду из одной емкости в другую, пускайте пузыри и взбивайте пенку.

Ребенку 7 месяцев : что умеет малыш, чем его занять, развивающие игры и упражнения, особенности развития.

В каждом разделе статьи Вы найдете:
1) Описание перечня умений ребенка 7 месяцев к концу этого месяца развития. Чему он научится за месяц?
2) Особенности развития ребенка – что нужно знать каждой маме.
3) Перечень развивающих упражнений и игр для ребенка 7 месяцев по данному направлению развития.
В конце статьи Вы найдете стишки для проведения игр-показов с ребенком в семь месяцев.

Ребенку 7 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Первое направление.Физическое развитие ребенка в 7 месяцев.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

Ползает быстро во всех направлениях. Заползает по ступенькам на невысокую детскую горку.
Учится самостоятельно садиться.
Может поменять положение тела из положения сидя – например, после сидения лечь на животик.
Учится вставать у опоры, держась за перила кроватки или опираясь на сиденье кресла, стула, дивана. Если у ребенка получается встать у опоры, то может стоять у нее 1-1,5 минуты. Затем садится – опускается на колено, сгибает другую ногу и, опираясь, становится на четвереньки или садится.
Учится, держась за опору, делать приставной шаг вбок (один – два шага).

Какие физические упражнения полезны малышу?

В возрасте 7 месяцев для развития мышц брюшного пресса и формирования умения садиться очень полезно присаживание.
Когда ребенок учится садиться, он поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, после этого опираясь на руку садится.

Присаживание.

Упражнение 1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.
Упражнение 2. Присаживание с поддержкой за одну руку. Ребенок лежит на спине. Зафиксируйте одной рукой его колени, а другой придерживайте за ручку, отведенную в сторону. Подтягивайте осторожно ребенка за руку и приговаривайте: «Садись, Сашенька!». Повторите 2 раза. Один раз за правую ручку, второй — за левую ручку.
Хорошо, если Вы заинтересуете малыша игрушкой в этом упражнении.
Сначала ребенок будет сидеть недолго, но затем освоит это новое для него движение.
Насильно усаживать ребенка нельзя, здесь нужно «идти за ним» и действовать с учетом его возможностей на данный момент времени.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, какие упражнения ему нужны и полезны, какая поза сидения правильная и неправильная — в статье

Игра для развития ползания для ребенка 7 месяцев.

В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Второе направление. Социально-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка в 7 месяцев?

К концу месяца, т.е. к восьми месяцам у ребенка сложится эмоциональная привязанность к определенному взрослому. Обычно это мама или другой взрослый человек, который заботится о малыше. Эта привязанность очень необходима ребенку, поэтому очень нежелательно ее нарушать, отдавать ребенка в ясли или передавая няне. Привязанность означает, что у малыша может появиться наиболее любимый взрослый, и это нормально!

Привязанность к маме будет сформирована только в том случае, если мама выступает для ребенка интересным партнером по игре, если она поддерживает его инициативу.

Очень важно, чтобы взрослые, хваля малыша, подчеркивали, за что хвалят, за какие конкретные действия: «Вот как хорошо Анечка ротик открывает!», «Умница! Все шарики в коробочку положил!». Общей положительной оценки или ласки уже недостаточно, малыш тянется к деловому общению со взрослым. Для него важно, чтобы мама выразила удовольствие его конкретными действиями, поддержала его действия в окружающем мире, а не просто приласкала. Хотя ласка, конечно же, не отменяется! Но ее, просто уже становится мало для малыша! Ему надо идти дальше в своем развитии – к деловому сотрудничеству с мамой в интересной для него игре!

Всегда хвалите малыша, рассказывайте ему, что он «умница», «любимый», «молодец», «хороший». Этими словами и своим эмоциональным отношением и поддержкой Вы создадите атмосферу радостного делового сотрудничества, которая нужна ребенку в 7 месяцев и более старшим деткам.

Что умеет малыш в 7 месяцев к концу этого месяца:

Отзывается на настроение взрослых, реагирует на него. Веселится, если они веселы.
Интересуется другими детьми – наблюдает, смеется или лепечет.
Активно играет в игры-потешки: «Ладушки», «Ворону», «Прятки», «Ку-ку» и другие.
Проявляет чувствительность к похвале взрослого. Добивается внимания взрослых улыбкой или хныканьем.
Обнаруживает привязанность к близким взрослым, может выделять среди всех взрослых наиболее любимого.

Третье направление. Познавательно-речевое развитие ребенка в 7 месяцев.

1. Сенсорное развитие.

В возрасте 7 месяцев для ребенка очень важно деловое общение с мамой. Ему уже не хватает просто ласки и внимания, ему нужна мама, которая будет партнером по исследованию окружающего мира, которая покажет новые способы действия с предметами, которая будет знакомить с окружающим миром.

Что умеет ребенок:

Узнает предметы с разного расстояния и показанные под разным углом зрения.
Стремится обследовать предметы всеми способами.
Действует с множеством предметов, а не с одним – двумя как это было раньше. Может перекладывать предметы из руки в руку. В играх с предметами задействованы обе руки.
Познает «прямые и обратные действия». Например, складывает и раскладывает, надевает кольца на стержень и снимает их. В этих активных действиях складывается представление ребенка о себе как об активном, действующем человеке!
Действует с игрушками в зависимости от их свойств: шарики катает, кубики кладет друг на друга или стучит ими друг о друга, из ведерка выкладывает игрушки и кладет их обратно, открывает крышки коробочек, придвигает, сжимает, толкает, трясет, стучит, переворачивает и так далее.
По-разному берет предметы: большие предметы берет всей ладонью, а маленькие – щепотью.
Может заниматься с интересной игрушкой 3-6 минут, а вместе со взрослым до 8-10 минут.

2. Развитие речи.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

В семь месяцев ребенок может активно выполнять движения в разных потешках – сорока-ворона, ладушки, прятки, коза. Он может выполнять нужные разученные движения по слову. То есть, только услышит ребенок знакомые слова потешки в исполнении мамы, так сразу и начинает делать действие.
Малыш умеет выполнять действия по просьбе взрослого: дай, пей и т.д.

Малыш активно лепечет, повторяя разные слоги. Слоги повторяет громко, четко. Лепет очень активный, когда ребенок чем-то заинтересован.

Играет в переклички с мамой, повторяя за ней слоги. А мама повторяет за малышом его слоги. Так развивается и тренируется речевой аппарат.

На вопрос «Где…?» показывает пальчиком на нужный предмет. В более раннем возрасте в ответ на этот вопрос малыш показывал на предмет, поставленный в постоянное место. А теперь может показать пальчиком и на предмет, который был переставлен на другое место.

Ребенок может найти предмет среди других двух-трех знакомых предметов – в ответ на вопрос «Где…?» он смотрит в нужную сторону. Вопрос «Где…?» нужно задавать несколько раз, давая паузу 5 секунд.

Услышав свое имя, ребенок поворачивается к Вам, ползет к Вам.

Как провести развивающее речевое занятие-перекличку с ребенком 7 месяцев?

Чтобы переклички действительно развивали речь малыша, нужно знать, какие слоги и звуки уже говорит Ваш ребенок. Именно с этой «речевой базы» малыша и начинаются речевые занятия – переклички.

Во время перекличек ребенок должен видеть лицо мамы, слушать ее, следить за артикуляцией. А для этого нужно продумать место проведения переклички так, чтобы малышу было удобно смотреть на Вас, чтобы в его глаза не бил резкий свет.

Какой должна быть структура занятия-переклички с ребенком 7 месяцев

Ниже я даю структуру переклички, разработанную Л. Н. Павловой, кандидатом психологических наук, авторов многих книг и пособий по развитию детей раннего возраста. Такие мини-занятия желательно проводить ежедневно, чтобы у ребенка успешно формировались подготовительные речевые навыки.
Вводная часть. Наклонитесь над малышом, чтобы он сосредоточился на Вашем лице. Погладьте его, назовите по имени, протягивая гласные имени малыша: «ААааааанечка!» и произнося имя с разной интонацией: «Аааанечка? ААааанечка!». Затем сделайте паузу -15-20 секунд.

Часть 1. «Перекличка». Вы произносите звуки и слоги, которые уже говорит Ваш малыш. Затем делаете паузу 15-20 секунд. Если малыш откликнулся – повторил за Вами, повторите звуки еще раз за ним.
Часть 2. «Озвученная игрушка». Покажите звучащую игрушку, позвучите ей. Дайте возможность малышу сосредоточиться на звуке. Затем сделайте паузу 15-20 секунд.
Часть 3. Повторный показ игрушки. Покажите игровые действия с игрушкой, звукоподражания. Назовите игрушку.
Часть 4. Повторение первой части.
Часть 5. В заключение спойте песенку или расскажите стишок о показанной игрушке.

Полезно ли слушать сказки для маленьких с ребенком 7 месяцев?

С ребенком 7 месяцев уже можно слушать аудиозаписи сказок, но особенным образом. Если Вы просто поставите для малыша аудиозапись и уйдете из комнаты, то никакого развивающего результата не получите. Просто звучащая рядом речь не влияет на развитие речи самого ребенка.

А вот если Вы сядете рядом с малышом, будете увлеченно слушать сказку, то он начнет за Вами наблюдать. И Ваша увлеченность передастся и ему. Малыш начнет слушать то, что так сосредоточенно слушает мама.

Слушать можно 5 минут. И чем большее количество раз Вы прослушаете одну и ту же запись, тем больше радости будет переживать ребенок от узнавания знакомых ему звуков.

Во время прослушивания Вы можете шевелить губами, подговаривать-повторять слова. Это дополнительно привлечет внимание малыша.
А еще больший развивающий эффект будет, если Вы сказки будете рассказывать сами, с удовольствием, с разными выразительными интонациями! Именно рассказывать, а не читать по книжке. Не важно, что ребенок еще не говорит. Он учится вслушиваться в звуки речи!

Развивающие игры и упражнения с ребенком семи месяцев: подготовительный этап речевого развития

Игра 1. Показ игрушек и действий с ними.

Как провести игру-показ игрушки с ребенком в 7 месяцев?

Первая часть игры — занятия. Сначала привлеките ребенка к игрушке (подвигайте игрушку, назовите ее: «Вот зайчик. Зайчик прыгает: скок-скок-скок!». Если игрушка издает звуки, продемонстрируйте их малышу. Если малыш ползет к игрушке или хочет сесть, чтобы поиграть с ней, помогите ему.

Вторая часть игры-занятия. Пусть малыш сам подействует игрушкой, обследует ее со всех сторон. Как только интерес к игрушке падает, а действия с ней становятся однообразными, переходите к третьей части игрового занятия с игрушкой.

Третья часть игры – занятия. В третьей части сами покажите малышу разные сюжеты с игрушкой. Игрушка может спрятаться. Можно спеть песенку или рассказать стишок или потешку, сопровождая ее действиями с игрушкой. Можно и «потанцевать» с игрушкой.

Полезные советы по проведению развивающей игры — показа игрушки ребенку 7 месяцев:

Совет №1. В показе многократно четко повторяйте название игрушки, ее признаки, действия: «Вот петушок. Петушок красивый. Петушок поет: «Кукареку!». Или так: «Вот петушок ходит (показ действия). Нашел зернышки! Петушок клюет зернышки (показ действия)» А можно и по-другому: «Петушок поет (показ действия). Спрятался петушок. Где петушок? Нашла Анечка петушка и стала с ним плясать: ля-ля-ля, ля-ля-ля».

Совет № 2. В одной такой игре показывается и называется 1-2 действия. В следующей игре – следующие 1-2 новых действия.

Очень нужный совет № 3:). Для тех, кто не бросил читать эту длинную статью, а хочет узнать все нюансы и подробности! Для Вас я приготовила главный секрет, который обеспечит интерес малыша к занятиям и их результативность! Это ключ к успеху, и сейчас Вы узнаете, как увлечь малыша, и как гарантировать себе 100% успех!

Дело в том, что в возрасте 7 месяцев ребенок еще не может сознательно и произвольно сосредотачиваться на игрушке. Поэтому используются так называемые «ориентировочные реакции» То есть создается ситуация, когда малыш непроизвольно будет смотреть на игрушку.

Как создать такую ситуацию:

Эффект внезапного появления игрушки (из-под яркого платка, из яркого мешочка, из яркой коробки). Игрушку достают, называют, показывают 1-2 действия –и – внимание – это главное! – после этого снова убирают в коробку, под платочек или в яркий мешочек! Это очень важно! Игрушку надо спрятать! А затем вновь неожиданно достать и показать новое действие. И снова неожиданно ее убрать – убежала, спряталась игрушка.
Эффект контрастных действий и неожиданной смены действия. Например, сначала зайчик едет на лошадке, а потом вдруг – бух! Упал! Учтите, что яркие переживания приведут к тому, что в этот момент малыш не будет повторять нужных слогов за Вами, он будет весь в эмоциях. Так и должно быть! Лепетать – повторять слоги – малыш будет в перерывах между показами (когда Вы прячете игрушку и поете песенку).

Игра 2. Действия с игрушками по подражанию.

Например: выложить мячики, покатать их и положить в коробку. Или открыть сумочку, достать киску, закрыть сумочку.

Вы показываете действие, а малыш его повторяет или делает по-своему. Например, Вы складываете кубики в тележку, а он вынимает их обратно. Или Вы раскладываете шарики в две группы по цвету (желтые отдельно, синие отдельно), а малыш их опять смешивает. Именно в 7 месяцев ребенок осваивает противоположные действия (надеть-снять, поставить-сбросить), поэтому с радостью включится в подобную игру.

В игры с игрушками с ребенком 7 месяцев можно и нужно включать материалы с разной фактурой. Даже те же лоскутные мячики могут быть и бархатными, и ситцевыми, и фланелевыми, или на одном мячике сочетаются дольки из разных материалов. Это развивает тактильную чувствительность малыша.

Интересные игры с мячиком для игр и детей и стихи к ним разработаны Ф. Фребелем. С ними Вы можете познакомиться в статье

Как обучить ребенка новым действиям?

Обычно такое обучение происходит интуитивно само собою, ведь мама подстраивается под малыша. Но если говорить «по науке»:). то обучение малыша новому действию (дай…, покажи до свидания и т.п. проходит три этапа:

Первый этап. Новое действие называется взрослым и выполняется взрослым вместе с ребенком. Взрослый делает рукой ребенка нужное движение. Это называется «метод пассивных движений».
Второй этап. Вы действуете на глазах ребенка, побуждая малыша выполнить движение («метод показа со словом»).
Третий этап. Малыш делает действие по Вашему слову без показа («ладушки», «до свидания», «дай» и т.д.)

Игра 3. Игры с картинками.

В семь месяцев ребенок уже может найти знакомый ему предмет на картинке, то есть узнать в плоскостном изображении хорошо знакомый объемный предмет.

Игра 4. Игры для развития мелкой моторики.

Игры с игрушками для развития мелкой моторики и познавательного развития ребенка. Это игры с шарами, кубиками, конусами, кольцами, которые закреплены в гирлянду на ленту. Игры с развивающими книжками и развивающими ковриками. Игры с материалами с разной фактурой для развития тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики Вы найдете в статье
Как сделать развивающую книжку для развития мелкой моторики, Вы узнаете из статьи

Игра 5. Учимся захватывать предметы двумя руками.

Дайте ребенку, держащему в руке одну игрушку, еще одну игрушку и помогите взять ее второй рукой.
В следующий раз помогите малышу научиться перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Можно поиграть в барабан сразу двумя руками. Дайте малышу две палочки или погремушки, которыми можно постукивать по столу. Ребенок будет с удовольствием стучать двумя руками.

Говорите в это время слова ритмичного стишка или потешки. Например:

Тили- бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.

Тук-тук, молотком,
Мы построим куклам дом.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи (не быстро)

Лошадка.

Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок! (Т, Волгина).

Петушок.

— Кто проснулся рано? – Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?» (С. Прокофьева)

Погремушка.

Динь-динь, динь-динь-дооооон!
Всюду слышен перезвоооон!
Погремушечка, играй!
Нашу детку забавляй!

Барабан.

Любит барабанить,
Долго барабанить,
Долго барабааааанить,
Баааа-рааааа-баааан!

Кошка.

Киска к детям подошла,
Молочка просиииила.
Молочка просииииила,
МЯУ! Говорила.
Мяяяу, мяяяу, мяяяу (Н. Френкель).

Как у котика-кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глаааазки смеееелые!
Зууубки бееелые!

Зайчик.

Маленькие заааааиньки
Захотели бааааааиньки,
Захотели бааааа-иньки,
Потому что мааааааленьки!

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вооот – таааак, воооот-таааак,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Вооот-тааак, воооот-тааак,
Нужно лапочки погреть.

Бубен.

Поиграй нам, Аня, в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Маме бубен передай!

Собака.
Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Шла собака через мост,
Четыре лапки, пятый – хвост.
Если мост обваааааалится,
То собааааака сваааалится! (имитируем падение в ямку с колен)

Коза.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молока не пьет:
Забодаю, забодаю!

Голуби

Тииише, гуууули, не шумииите.
Мою деееетку не будиииите.
Не мешайте, гууууленьки,
Улетайте, гууууленьки!

Птичка.

Маааааленькая птииичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маааааленькой птичке
Зёрнышек я дам, дам, дам!
Села птичка на окошка,
Посиди еще немножко,
Подожди, не улетай,
Улетела, ай!

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев: