Методика глена домана описание. Мнение специалистов о занятиях по методике глена домана в домашних условиях. Развитие и коррекция зрения, слуха, сенсорного восприятия по Доману

Дети, воспитанные по системе Глена Домана, выполняют невероятные гимнастические упражнения в самом раннем возрасте, умеют читать с двух, трех, четырех лет, отменно общаются на нескольких иностранных языках, превосходно осваивают математику, играют на музыкальных инструментах – иными словами, показывают способности, присущие только гениям. В чем же секрет?

Из истории

Все началось, когда в конце сороковых годов молодой военный врач Глен Доман начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Им были разработаны методики, дающие поразительные результаты. «Приговоренные» дети быстро развивались и даже обгоняли своих здоровых сверстников. В основу всех разработок легло открытие: через здоровые участки мозга можно воздействовать на поврежденные.

Добившись удивительных результатов, Доман опробовал систему, разработанную для больных, в работе со здоровыми детьми. Он возглавил Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии. Его методику используют родители в разных уголках планеты, с 1964 года его книги издаются на разных языках.

Функции мозга

Глен Доман выделил шесть функций головного мозга, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. Три из них: моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо – полностью зависят от остальных трех, сензитивных: зрения, слуха, ощущений. Только человек способен к прямохождению, может общаться на символическом, абстрактном, искусственно придуманном языке, записывать этот придуманный язык, читать написанное, понимать устную речь и узнавать предмет через прикосновение.

«Именно осуществление шести этих функций и служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Более того, превосходство в выполнении этих функций почти неизбежно приведет и к превосходству в жизни». Каждая из перечисленных функций от рождения и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. Это основа, на которой построена вся методика обучения Домана.

Важно отметить, что, по утверждению Домана, основной из этих шести является двигательная функция (ходьба, бег, прыжки). Каждый родитель, желающий видеть ребенка физически совершенным, должен помогать ему как можно больше двигаться.

Ползком к рекордам

Подвижность и деятельность рук дает возможность ребенку быстрее повышать свой умственный потенциал. А начинать развитие малыша нужно с самого рождения. Что предлагает Доман? Прежде всего перевернуть новорожденного на живот. Младенцев обычно кладут на спинку, в этом положении они беспомощны и не могут нормально двигаться. Но ни один детеныш животного не находится в положении лапками или копытами вверх. Это главная и первая ошибка, ограничивающая подвижность новорожденного. Положив кроху на животик, мы следуем природе: мягкое подбрюшье защищено полом, а спина – естественным каркасом скелета, малыш свободно двигает руками и ногами, пытается удержать голову.

Вторая ошибка – кутать малышей в теплые одежды, которые мешают им двигаться. Во время беременности малыш находился при температуре 36,6 °С, и ему не подходит прохладная взрослая атмосфера 20 °С. Нужно планировать детскую как комнату для детей, а не для воспитателей-родителей – следовательно, сделать ее теплее.

Познание, по мнению Домана, – это тот же инстинкт самосохранения; познание – это тот фактор, который необходим для выживания.

Доман предлагает специальные треки для ползания, которые можно использовать с первого дня рождения. Они напоминают длинные ящики, стенки которых касаются предплечий и бедер лежащего на животе малыша. Отталкиваясь ножками, следуя врожденному рефлексу, кроха сможет проползать достаточно большие расстояния. Ползание ничком и на четвереньках играет важную роль в развитии зрения, речи и интеллекта. Поэтому эта методика рекомендует даже старшим детям принять участие в обучении малыша – ползать вместе с ним!

Глен Доман готов поместить ребенка для двигательной активности на теплый, ровный, безопасный пол хоть на 24 часа в сутки. Тут, конечно, появляется множество противников такого подхода. Никакой физический интеллект никогда не заменит живого эмоционального контакта, скажут они и будут по-своему правы. Однако они не учитывают, что на полу вместе с ребенком должны быть и его родители!

Кроме ползания, нужно развивать у малыша хватательный рефлекс, просто поднося 10 раз в день по 1 минуте свои пальцы к его ручкам. А программа развития вестибулярных навыков ускорит рост отделов мозга, ответственных за равновесие. Доман предлагает 15 видов такой стимуляции.

Итак, перемещение на животе перерастет в 2,5 месяца в осознанное ползание, в 3–4 месяца в ползание на четвереньках, затем в ходьбу, бег, спринтерский бег и бег на длинные дистанции. Тренируясь по программе Домана, малыш уже в шесть лет будет пробегать 20 метров вниз, с холма, потом 100 метров и т. д. вплоть до 5 километров без остановки.

Изучая методику Глена Домана , берите то, что подходит именно вам и вашему малышу, не ограничивайтесь только рамками этой программы, даже если она абсолютна ваша. Слушайте с ребенком песенки, читайте стихи, играйте в ролевые игры и игрушки, занимайтесь творчеством. Прислушивайтесь к своему ребенку и занимайтесь тем, что вам обоим доставляет удовольствие. Каждый раз подкрепляйте процесс обучения ребенка какой-нибудь лаской, например поцелуем или поглаживанием.

Чтение с рождения

Обучение чтению Доман считает самой главной и наиважнейшей задачей. С помощью чтения ребенок может получать «в наследство знания другого человека, жившего в другой стране и лет за 100 до него». Научившись читать, малыш становится свободным, он уже не ограничен тем, что знают и дают ему родители. Обучение чтению, математике и разным другим наукам строится в системе Глена Домана по одному принципу. Нужно быстро показывать ребенку в течение дня карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т. п. и четко произносить названия изображаемого. Причем чем раньше начато такое обучение, тем лучше. «Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего», – утверждает Глен. А на вопрос: «С какого же возраста следует начинать обучение?» – отвечает: «С самого рождения!»

Методика обучения чтению начинается со слов, разделенных на тематические группы, первая из которых «Части тела». Многие педагоги отмечают, что, должно быть, эта система хороша для тех языков, где отсутствуют окончания, но русский язык ребенок усвоит неверно, будет при чтении игнорировать окончания или проглатывать их. С другой стороны, на втором этапе (после усвоения порядка 50 слов) малыш получает возможность видеть словосочетания (где он обнаруживает изменения окончаний), позже простые предложения, распространенные предложения.

Доман не начинает обучение детей с букв. «Читать буквы очень сложно, поскольку никто и никогда не ел, не ловил, не носил и не открывал «А». Зато каждый ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу. Буквы, составляющие слово «мяч», являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово «мяч», чем букву «М». Это противоречит традиционному подходу, когда детей прежде знакомят с буквами, звуками, слогами и складами, а только потом со словами и предложениями. Доман же утверждает, что мозгу, словно компьютеру, нужно дать набор сведений и фактов, а законы, которым они подчиняются, он откроет сам.

Дети любят познавать, любят учиться, и чем младше они, тем больше их тяга к знаниям. При-глушить эту потребность мы можем, проверяя и тестируя детей для выяснения того, что они еще не знают. Доман выступает против проверок: ребенок должен показывать, что он знает, быть победителем, а не побежденным, которому указывают на его ошибки и проблемы. Чаще хвалите своего маленького гения, создавайте ситуации успеха, говорите, что он делает все правильно!

Энциклопедия малыша

Спустя несколько недель или месяцев после начала обучения чтению Доман добавляет энциклопедические знания. Программа построена идентично. Серии карточек включают знания из различных областей науки. Здесь даже не важно, что ребенок запомнит большое количество информации, ведь, покупая энциклопедию, мы тоже не прочитываем ее от корки до корки. Учась, малыш позволит расти своему мозгу, а также сможет анализировать объекты и, как настоящий ученый, делать выводы и находить закономерности. Сами «уроки» не занимают много времени, хотя и требуют организованности. Время тут исчисляется минутами: одну карточку следует показывать 1 секунду, и так по 10 штук 3 серии. Следовательно, скажем, даже при 20 подходах это займет у вас всего-навсего 10 минут в день. Однако изготовление карточек – достаточно кропотливая работа. Ведь чтобы завершить, например, усвоение энциклопедических знаний и приступить к интеллектуальной программе, у вас должно быть уже около 1000 карточек. Глен Доман же говорит о том, что не обязательно выполнять все полностью и, если родители дадут хоть какую-то часть материала, это будет гораздо лучше, чем ничего.

Множество точек

Математику ребенок начинает познавать с количества предметов, а не со знаков (цифр), как это принято в традиционной педагогике. Действительно, сначала нужно познакомить малыша с понятием количества, и только когда он будет иметь четкое представление, что такое 5 машин или 10 гусей, его можно знакомить с цифрами. Доман не показывает детям гусей и груши и даже не считает с ними яблоки и кошек, он демонстрирует карточки с точками. Он утверждает, что по его методике дети легко смогут на глаз определять с ходу количество точек, будь их хоть 50, не пересчитывая, и это поможет им выполнять арифметические действия с большими числами в уме.

И в математике, как видите, можно достичь результатов, которые мы называет гениальными. А все потому, что все дети гениальны, по мнению Домана, с рождения, и каждый кроха обладает умственным потенциалом ничуть не меньшим, чем у Леонардо да Винчи.

«Мы пытались понять происхождение гения, – пишет Доман, – и вдруг поняли, что это «происхождение» заключено во временном отрезке от рождения и до шести лет. Появление гения зависит от предоставленной ребенку возможности развиваться!

И полезным обществу человеком. С самого рождения люди отправляют своих детей в специализированные сады, на кружки. Популярностью пользуются занятия с репетитором. Однако не все могут позволить себе такое обучение, ведь за все в нашей жизни приходится платить. Всестороннее развитие можно обеспечить своему малышу и в домашних условиях. Существует множество методик развития, для использования которых не обязательно иметь педагогическое образование. Одна из таковых - методика Домана.

Методики раннего развития

Всех их можно условно разделить на три вида. Каждая имеет определенное направление:

  1. Физическое развитие (особенно актуально для малышей до года).
  2. Творческое развитие.
  3. Всестороннее развитие (память, мышление, логика).

Лучше, конечно, использовать всё в комплексе. Нельзя делать акцент только на творчестве или на физическом воспитании.

Большой популярностью пользуются у родителей и педагогов следующие методики:

  • Методика Марии Монтессори . М. Монтессори - известный итальянский педагог, врач и философ 19-го века. Её построена по принципу «сделай сам». Роль взрослого - направить малыша в нужное русло. Ребёнок всё впитывает как губка. Поэтому родители и воспитатели должны окружающий мир сделать максимально доступным и понятным. Игры главным образом сосредоточены на развитии образного мышления.
  • Методика семьи Никитиных . Основной акцент сделан на и развитии творческих способностей. Ребёнку предоставляется свобода действий. Он сам решает, сколько и как ему заниматься. Задача родителей - не мешать, а создать необходимые условия для развития.
  • Методика Н. Зайцева. Представляет собой обучение чтению с помощью кубиков. По мнению педагога, единица речи - это слог. Каждому слогу отведена грань на кубике. Ребёнок сам учится создавать слова. Кубики различны по своему цвету, форме, размерам. Таким образом, дети быстрее осваивают звонкие и мягкие звуки.
  • Вальдорфская методика . Это развитие ребёнка согласно его возрасту. Упор в большей степени сделан на активацию творческих способностей. Приветствуются занятия музыкой и упражнения на мелкую моторику.
  • Методика Воскобовича. Основной инструмент педагога - игра. Только когда малыш наиграется, он будет готов к восприятию «школьной» науки.
  • Методика Китаева и Трунова . Это для годовалых деток. Благодаря физическим упражнениям ребёнок начинает раньше сидеть и ходить. Также активно развивается его мозг.
  • Методика Глена Домана. Основная цель - раннее развитие в возрасте от рождения до семи лет, когда мозг ребёнка активно растёт и развивается.

Кто такой Доман?

Глен Доман - известный американский нейрохирург, который исследовал человеческий мозг. Он также занимался лечением детей с умственными расстройствами. Основная задача, стоявшая перед специалистом, - активизировать мозг больных малышей. В отличие от своих предшественников, которые безрезультатно старались научить ребят читать, Доман достиг огромных успехов. Очень скоро дети, отстающие в развитии, начинали превосходить своих сверстников по многим показателям.

А всё благодаря специально разработанной методике врача. По его программе уроки длились по пять-десять секунд, а их количество доходило до нескольких десятков в день.

Суть обучения - демонстрация карточек со словами, написанными крупным шрифтом красного цвета. Каждое слово громко произносилось вслух. Мозг детей настолько активизировался, что они начали осваивать беглое чтение.

Вскоре методику применили и в других школьных дисциплинах. Ребёнок, занимающийся по программе Домана, мог стать эрудитом. Обучать по системе врача стали и здоровых детей.

Особенности процесса

Методика Глена Домана пользуется огромной популярностью во всём мире. Не один нобелевский лауреат воспитывался по её принципу. Суть методики состоит в использовании специальных карточек, на которых изображены слова или картинки со словами. Демонстрируя ребёнку материал, обязательно нужно проговаривать его содержимое. Если нарисован арбуз, то говорить нужно именно «арбуз», не заменяя слово синонимами и красноречивыми описаниями.

Одно занятие должно длиться 10-15 секунд. За это время необходимо показать 10-15 картинок. На одну картинку - одна секунда. Карточки можно подбирать как по тематике (овощи, фрукты, транспорт, профессии), так и вразнобой.

Обязательное требование к материалу - рисунки должны быть чёткими, крупными и не расплывчатыми, слова пишутся разборчиво.

Благодаря такой системе активизируется мозг ребёнка, формируется его мышление, память. Методика развития Домана с успехом применяется не только в дошкольных учреждениях и школах, но и в вузах, техникумах.

Дидактический материал

Карточки для обучения по методу Домана можно приобрести в специализированных магазинах или изготовить их самостоятельно.

Делают материал из белого картона. На полосках размером 10 х 40 (50) см пишут слова печатными буквами красного цвета. Высота букв - около 7 см, а толщина шрифта - 1,5 см. Постепенно шрифт можно уменьшить, а цвет заменить на чёрный. Со временем вместо слов на полосках пишут целые словосочетания, таким образом, максимально приближая ребёнка к чтению.

Методика раннего развития Глена Домана успешно применяется и на занятиях по математике. Для этого на картон наносят разное количество красных точек (не цифр!). Цифра - понятие абстрактное, а ребёнок должен чувствовать реальное количество. Точки на картоне можно заменить реальными предметами - мячиками, бабочками, вишенками. Главное правило - изображения должны быть крупными и иметь красный цвет (он хорошо привлекает внимание). Также можно изготавливать отдельно карточки с математическими знаками.

Результат обучения появится только после систематических занятий. Так, воспитать эрудированного и талантливого ребёнка помогут простые карточки. Методика Домана - это отличный способ обучения в игровой форме. Главное - не забывать о поощрении!

Когда лучше начинать занятия?

Г. Доман утверждает, что человеческий мозг наиболее готов к познанию во время своего активного роста. Это происходит в возрасте от рождения и до семи лет. Поэтому занятия по методике Домана лучше всего начинать с самого рождения, когда малыш уже реагирует на предметы. Родители отмечают, что дети такое обучение воспринимают как увлекательную игру.

Приступать к занятиям необходимо с карточек, на которых изображены разные предметы - игрушки, фрукты, овощи, транспорт и так далее. Методика способствует формированию фотографической памяти, развитию мышления, логики, речи.

Мозг маленького человека с самого рождения нацелен на познание всего нового. Ребёнок сам интересуется названиями животных, предметов быта и всего того, что его окружает. Поэтому идеальное время для обучения - младенчество. Не понадобится даже мотивация.

Каждый новорожденный - словно чистый лист бумаги. То, каким он станет, во многом зависит от его родителей. Наибольший багаж знаний дети получают в возрасте до трёх лет - не упустите возможность!

Методика раннего развития Домана: как заниматься?

Обучаться можно и даже нужно несколько раз в день по пять-десять секунд. Ребёнок должен воспринимать занятия как игру. Начинать следует с тематических карточек. Для каждой карточки отводится одна секунда. За это время взрослый успевает проговорить слово, изображённое на картинке. Для одного занятия не нужно выбирать слишком много карточек. Обучение нужно закончить, прежде чем у малыша пропадёт интерес. Таким образом, у него всегда будет желание заниматься.

Методика Домана используется для обучения чтению и математике. Такие занятия можно проводить с годовалым малышом. Конечно, ребёнок не сможет читать к двум, но уже в три-четыре года после систематических занятий это вполне реально.

При использовании методики на занятиях по математике у детей гораздо быстрее развивается Со временем они абсолютно безошибочно будут называть количество предметов «на глаз», даже не считая их!

Отрицательные стороны

Как и любая другая, имеет свои недостатки. Прежде всего, это пассивное обучение, отсутствие творчества и созидания. Огромное количество неоспоримых фактов, которые ребёнок запоминает с помощью карточек, может храниться в его голове как хлам, если малыш не научится их использовать. Более того, постоянные нагрузки на мозг могут привести к психическим расстройствам.

Поэтому использовать для обучения только одну методику не рекомендуется. Лучше совмещать несколько программ раннего развития. И не стоит забывать, что ребёнок - это не компьютер. Обязательно следует оставлять время для прочих игр и баловства.

Методика Домана: отзывы психологов

Несомненно, способ, разработанный нейрохирургом Доманом, работает. По мнению многих педагогов, благодаря этой программе можно воспитать гения. Однако необходимо руководствоваться и другими методами обучения, обязательно оставляя время на творчество и самостоятельное познание мира.

Большинство психологов утверждают, что методика Домана, хоть и даёт свои результаты, имеет много недостатков, главный из которых - пассивность. Развивается только зрительная и слуховая система, дети охватывают лишь тот материал, который изображён на картинках. Ребёнка нагружают фактами, которые он не всегда может применить.

Врач-невролог Е. Меланченко - противница любых методик раннего развития. Она объясняет это тем, что переполненный информацией детский мозг часто даёт сбои, и в результате малыши сталкиваются с такими проблемами, как головные боли, неврозы, энурез и т. п. Психологическое напряжение, которое испытывают дети раньше времени, приводит к спазму сосудов и ряду других заболеваний.

Мозг ребёнка созревает постепенно, поэтому и нагрузка должна быть подобрана по возрасту.

Заключение

Методика Домана - потрясающий инструмент для воспитания гениальных детей, если она применяется с умом. Подбирая программу для раннего развития своего ребёнка, следует учитывать его индивидуальные особенности, возраст, состояние здоровья. Никогда не принуждайте малыша. Проводите занятия в форме игры и не забывайте о системе поощрений!

Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов.

Цицерон

Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начала всех наук нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

Квинтилиан (42–118 гг. н. э.) О воспитании оратора


У вас родился ребенок! Конечно же, как и все родители, вы мечтаете о том, чтобы он вырос умным и любознательным, способным и всесторонне развитым, чтобы у него не было проблем в обучении и усваивании знаний, ведь от этого зависит его успешность в будущем. И вы намерены приложить все усилия, чтобы предоставить ему все для этого необходимое.

Сегодня родители могут серьезно подойти к развитию ребенка. Возможности, которые открывают для них книги, пособия, игры и игрушки, безграничны. Практически все мамы и папы знакомы с термином «раннее развитие», но не все имеют точное представление о его значении. Надеемся, что наша книга поможет вам в этом разобраться.

Что такое раннее развитие

Термин «раннее развитие» означает интенсивное развитие способностей малыша, начиная с его рождения. Современные психологи и педагоги считают, что 7 лет – это очень поздно для того, чтобы начинать обучение ребенка, ведь его мозг готов к восприятию новой информации с первых секунд после рождения. Поэтому родителям настоятельно рекомендуют начинать заниматься с ребенком с первых же дней его жизни.

В соответствии с модными тенденциями по явилось очень много развивающих детских центров, кружков и целых школ, которые готовы принять ребенка и уже с 6 месяцев обучать его азам чтения, математики, рисования и прочим полезным вещам. Вот тут-то родители разделились на 2 лагеря: одни утверждают, что новомодные тенденции лишают ребенка детства, что он должен как следует наиграться игрушками, а уж потом приступать к занятиям – ведь именно так воспитывали их самих и их родителей, и все выросли успешными и полноценно развитыми людьми.

Сторонники второй точки зрения с энтузиазмом восприняли новый взгляд и активно принялись за развитие и обучение младенцев, порой в запале лишая их того самого «детства». Кто же прав? Мы предлагаем вам самим найти «золотую середину», разобравшись в сути предлагаемых методик развития и самостоятельно ответив на вопросы, для чего они предназначены и как работают. В этом случае вы сами сможете развивать вашего малыша, не превращая процесс в скучные уроки и повинность, а, напротив, получая удовольствие от общения друг с другом.

Каждый ребенок индивидуален и развивается индивидуальными темпами. Нельзя сравнивать его с другими детьми.

Цель любой методики раннего развития не «впихнуть» в ребенка как можно больше знаний и фактов, а научить его получать эти знания – развивая его умственные и физические способности.

Обучение должно приносить обоюдное удовольствие и малышу, и маме, только в этом случае оно будет успешным.

Глава 1 Раннее развитие по методике Домана

Кто такой Глен Доман

Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана.

Среди мнений о его методе развития можно услышать как восторженные отзывы, так и суровую критику со стороны педагогов и родителей.

Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, известная многим Сесиль Лупан.

Так кто же он, Глен Доман – величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания? Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана?

Возможно, многим покажется странным, что такая известная методика «по воспитанию гениев» первоначально была реабилитационной. В конце сороковых годов XX века американский военный врач-нейрохирург Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга.

C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки. Весь урок занимал 5–10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Метод сработал.

Выводы, к которым пришли Доман и его коллеги, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман сделал уникальное открытие: мозг развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий, отдел мозга. Ну а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Творческие возможности детей, обучающихся по системе Института ускоренного развития ребенка, настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения.

Что дает методика Домана родителям и детям

В дальнейшем систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

Человеческий потенциал огромен; в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить.

Стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.

Мозг развивается лишь в том случае, если он работает.

Чем больше с самого рождения малыша поощряют двигаться, тем быстрее идет формирование мозга.

Главным принципом методики Домана является гармоничное развитие ребенка. Это означает, что развитие интеллекта происходит в неразрывной связи с физическим развитием. Доман стремится «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей». Но, чтобы он мог выбрать, ему необходимо эти возможности предоставить. Это и призваны сделать занятия: необходимо развивать слух, способность к языкам, пластику и силу мышц – все, что может стать потом любимым делом, источником вдохновения.

Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите.

Это самый верный способ сделать малыша счастливым и успешным. Он научится без серьезных потерь выдерживать большие нагрузки, будет готов к ритму современной жизни, осознавать, что учеба – это источник интересных открытий и новых возможностей.

Прежде чем начать занятия

Работа с ребенком по методике Домана напоминает создание сложной компьютерной программы. Поэтому каждая частица знаний, которую получит малыш, называется «битом информации».

Мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение.

Учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до 7–7,5 лет, но активнее всего он растет в первые три года.

Все младенцы обладают невероятными способностями к языкам.

Чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

Почти с рождения ребенку можно показывать большие карточки с «битами информации». Для обучения чтению используйте карточки со словами. Для обучения математике – карточки, на которых цифра заменена соответствующим количеством точек. Для получения энциклопедических знаний – карточки с картинками. Такая карточка может изображать животное, насекомое или произведение искусства. Название предмета записывается на обороте, именно его ребенок и должен прочесть. Чем подробнее (по Доману – информативнее) объяснение, тем лучше. Например, надпись «большая галапагосская черепаха» предпочтительнее, чем «черепаха».

Бесспорно, методика Глена Домана полезна и при правильной организации занятий эффективна, хотя, как и у любой методики, у этой системы есть свои минусы. Однако не стоит сразу же отказываться от методики, предложенной Доманом. Помните про правило «золотой середины»? Вот именно его-то и надо соблюдать, умело сочетая элементы этой системы с другими методиками раннего развития, со здравым смыслом, особенностями именно вашего ребенка, а также вашим образом жизни.

Глен Доман утверждает: «Если вы в течение десяти секунд покажете ребенку не просто 10 случайных карточек, а 10 карточек, относящихся к определенной категории, то тем самым предоставите ему возможность составить 3628800 комбинаций из полученных знаний. Теперь он не просто запомнит на всю жизнь десять бит информации, а овладеет целой системой знаний».

Система Домана хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации с легкостью, приятным для него способом, без насилия, угроз и тому подобных «воспитательных» изысков. Для развития творческих и исследовательских способностей родители всегда могут найти другие способы.

Перед началом занятий обязательно обратите внимание на несколько важных моментов.

Занятия по данной методике потребуют от родителей определенных сил и затрат – ведь в течение длительного времени им придется изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений, различных предметов.

В системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Не получается диалога и совместного творчества с ребенком.

Не надо отказываться от традиционных «бабушкиных» методов. Давайте малышу слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Это поможет развить у малыша речь, вовремя сформировать функции интерпретации текста. Не стоит забывать и о таких старинных «развивалках», как традиционные потешки, пестушки, пальчиковые игры.

Ученые считают, что нельзя забывать об эмоциональном и познавательном развитии ребенка, так как нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) составляющую. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, то есть исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире.

Если использовать при обучении только картинки с подписями, как рекомендует Доман, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию.

Доман сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но ребенок – не компьютер, и ему нужно большее, чем некий объем информации.

Итак, если вы решили начать обучение ребенка по методике Глена Домана, прислушайтесь к советам специалистов и опытных родителей.

Ориентируйтесь на реакцию малыша. Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, задерживая каждую не более чем на 1–2 секунды. Мозг маленького ребенка работает иначе, чем у взрослого, и малыш как будто бы «фотографирует» картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Для детей первого – начала второго года жизни это действительно справедливо. Но полутора-двухгодовалый малыш сам обязательно даст вам понять, что эта методика его уже не устраивает. Скорее всего, он начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика – всего лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша.

Никогда не делайте то, что вам не по душе и что, как вам кажется, не нравится ребенку.

Не относитесь серьезно к утверждению Домана о том, что единственная потребность ребенка – познавать, а бесполезная игра – это всего лишь родительский способ «отделаться» от малыша. Психологами давно доказано, что игра для ребенка – это моделирование мира и возможность самовыражения.

Занимайтесь с ребенком по времени столько, сколько у вас получается. Не переживайте, что в ваш распорядок дня не удается вписать трехразовый показ нескольких блоков карточек, большинство физических упражнений и т. п. Стоит напомнить, что изначально методика разрабатывалась для детей, страдающих различными заболеваниями, и родители готовы были «жить для ребенка». Цель их жизни заключалась в том, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку?

Занимаясь по методике Домана, используйте только то, что вам под силу. В любом случае это будет лучше, чем ничего.

Не просите ребенка давать вам ответы, играть с вами, читать вам тогда, когда у него нет настроения, только из-за того, что пришло время очередной «порции» знаний.

Главное – старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком на любые темы. Это залог вашего успеха.

Предоставьте ребенку как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь только карточками. Пусть в распоряжении малыша будут карты, книги, микроскоп, музыкальные инструменты и многое другое, что вы можете позволить. Среда, в которой живет ребенок, должна быть развивающей.

Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена на основе принципа «Ребенок и его окружение», и границы ее необходимо расширять в зависимости от возраста ребенка. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т. д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства использования вставьте карточки в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками – файлами, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это желание замечено вами впервые.

Совершенствуйтесь сами, никогда не останавливайтесь на достигнутом, ищите ответы на детские вопросы вместе с малышом, рассуждайте.

Не нагружайте ребенка бесполезной информацией. Чтобы малопонятные абстрактные факты не «повисали в воздухе», такие занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Например, читая русские народные сказки, подготовьте серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т. д.). Если малыш без конца требует перечитывать «Айболита», самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом «Звери жарких стран», в котором встретятся изображения животных, вылеченных Айболитом.

Старайтесь давать ребенку не отдельные факты, а системно организованную информацию; подавайте ее с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну и ту же тему не только на карточках, но и в играх, плакатах, книгах, других пособиях.

Маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни был.

Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

Самыми лучшими учителями являются родители.

Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только это знание истинно и основано на фактах.

Не устраивайте «проверки знаний»: тестирование выявляет только то, что не усвоено.

Учение – это игра, которая заканчивается до того, как ребенок устанет.

ЗАМЕТКИ ОПЫТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Марина Ф .: «Мы с дочкой стали заниматься по Доману с 3-х месяцев. Начали с развития физических способностей. Благодаря этим упражнениям в 3 месяца ходили с поддержкой и ползали, садиться ребенок стал в 4 месяца, сам ходить – в 6,5 месяцев. Причем противники такого развития говорят только о том, что такие занятия якобы вредны для позвоночника ребенка. Скажу сразу, что все упражнения Домана для этого периода развития основаны на движении без нагрузки на позвоночник. Благодаря этим упражнениям и укрепляются мышцы и связки позвоночника. А вопрос: „Зачем ребенку в 3 месяца ползать или в 6 месяцев ходить?“ – я не понимаю. Может, логичнее будет предположить, что вредно пеленать ребенка и не давать ему двигаться? А если ребенок может ходить или ползать, он получает возможность открывать новые горизонты для познания окружающего мира. По крайней мере, мой ребенок был в восторге.


Дальше с 7 месяцев мы стали учиться читать. Для ребенка это была увлекательная игра. Опять же не понимаю тех, кто спрашивает: „А где же детство? Где необходимые детские игры?“ Наше обучение не занимало больше получаса в день, вот вам ответ – целый день на другие игры. Результатом занятий стало то, что ребенок в 1 год 8 месяцев читал детские книжки сам. Причем, чтобы не было проблем с длинными и неизвестными словами, мы, помимо целых слов, выучили еще и все известные слоги. С 10 месяцев учились считать. Сейчас дочке 2 года и 3 месяца, мы считаем до 100, делаем все простые математические действия, начинаем изучать таблицу умножения.


Приведу главный довод, почему я „за“ Домана. Большинство не подготовленных к школе детей к концу первого класса не успевают усвоить простой счет и математические действия, а тут уже второй класс – таблица умножения. Материал усложняется. Дети пытаются понять таблицу умножения, не зная толком счета. И начинается снежный ком: ребенок не усвоил одно, – ему уже другое усваивать надо. И так до выпускного класса. А отшлифованные до идеала начальные знания помогают, а не тормозят усваивание школьной программы. В жизни ребенку легче будет понимать другие простые и сложные вещи».

Глава 2 Как правильно учить ребенка

Не нужно быть профессионалом

Большинство родителей, познакомившись с методикой Глена Домана в теории, боятся перейти к практической части и начать занятия со своим ребенком. Объяснений этому несколько.

Многих пугает утверждение, что все инструкции необходимо выполнять как можно более точно – только в этом случае можно добиться желаемого результата.

Другие родители, ознакомившись с методикой Домана, решают, что заниматься по ней с ребенком слишком сложно: приготовления к урокам отнимают слишком много сил и времени, сами уроки требуют систематичности и высокого темпа, а это довольно трудно обеспечить, имея маленького ребенка и много других обязанностей, которые тоже необходимо выполнять.

В возрасте 5 лет ребенок легко усваивает огромное количество информации. И чем он моложе, тем лучше это делает. Если же ему нет и 2 лет, процесс обучения пойдет самым легким и эффективным образом.

Ребенок младше 5 лет способен воспринимать информацию удивительно быстро.

Все дети являются лингвистическими гениями.

Дети младше 5 лет буквально переполнены жизненной энергией.

Кроме этого, многие родители, не имеющие педагогического образования, боятся ошибиться, сделать что-нибудь не так, тем самым навредив ребенку. Они предпочитают отдать малыша в развивающие центры, где дети будут в надежных руках специалистов.

Конечно, такие рассуждения не лишены здравого смысла, но все же не стоит торопиться отказаться от методики Домана. Обратите внимание на следующие факты.

Ребенку с первых дней рождения необходимо внимание мамы. Занятия дают малышу не только знания, но и так необходимое ему и вам общение друг с другом. К тому же кто как не мама лучше знает потребности и возможности своего малыша?

Доброго дня, все тем, кто интересуется методиками раннего развития, которых существует огромное количество. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. И каждый родитель сам решает как, когда и чему учить своего ребенка.

Многие из нас уже слышали о методике раннего развития Глена Домана. В данной статье вы узнаете как возникла данная методика, в каких областях происходит развитие по системе Домана, как нужно заниматься по данной методике, а также какие есть преимущества и недостатки у методики Домана.

Глен Доман (1920—2013)– американский врач-физиотерапевт, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с самого рождения.

Глен Доман является основателем Института Развития Человеческого Потенциала (1955 год). Доман вместе со своей семьей занимался лечением детей, у которых наблюдались различные нарушения мозговой деятельности. Были созданы и разработаны различные уникальные методики, с помощью которых появилась возможность восстановить пораженные клетки. Занимаясь лечением и реабилитацией детей с поражениями центральной нервной системы, Глен Доман пришел к выводу, что наиболее активно мозг человека развивается до 6-7 лет. Наиболее активным периодом развития мозга Глен Доман считает период до 3-х лет.

Во время занятий с больными детками присутствовали также их здоровые братья и сестры, которые с удовольствием повторяли все упражнения и быстро добивались хороших результатов. Тогда Глен Доман решил разработать методику для здоровых деток.

Так возникла методика раннего развития детей Глена Домана, направленная на развитие и стимуляцию мозговой активности у здоровых детей.

Глен Доман показал нам, насколько огромен человеческий потенциал. Доман считал, что нужно “дать детям неограниченные возможности в жизни”. Дети, с которыми занимались по данной методике, в возрасте 2-4 лет свободно читали, осваивали математику, знали много различных фактов, имели хорошую физическую подготовку.

Глен Доман разработал свою методику для 3-4 летних деток, исходя из того, что в это время наиболее активно развивается мозг человека. Глен Доман доказал, что мозг активно развивается тогда, когда он работает и чем интенсивнее будет нагрузка в первые годы жизни ребенка, тем лучше разовьется интеллект ребенка.

В каких областях развивается ребенок по методике раннего развития Глена Домана?

  • Чтение. Карточки - на белом фоне изображены красные слова, которые также показываются ребенку по несколько раз в день, постепенно их усложняя. Вы показываете карточку и читаете что на ней написано, то есть ребенок учится читать сразу слова целиком. Ребенок запоминает слова механически.
  • Математика . Считается, что ребенок представляет количество, а не цифры и знаки. Следовательно, нужно учить ребенка с помощью показа карточек с определенным количеством чего-либо.

Важно начинать занятия тогда, когда ребенок уже понимает фразу “на столе лежит три апельсина, а рядом с ними два граната”.

Для показа были выбраны белые карточки с красными точками на них. Для обучения математике нужно показывать данные карточки ребенку регулярно и поочередно, уделяя на одну карточку 1-2 секунды, причем занятие должно длиться около 10-15 секунд, таких занятий должно быть несколько в день. Показывая карточку, нужно говорить, сколько точек на ней изображено.

  • Энциклопедические факты. На карточках показываем различную информацию в виде картинок. Факты — это основа любого знания, умения или профессии. Факты должны быть ясными, четкими, интересными и последовательными. Также Глен Доман считал, что факты необходимо обязательно систематизировать. Факты систематизируются по разделам (биология), категориям (растения, животные), битам – единицам информации (фото зебры, коровы).
  • Физическое развитие. Глен Доман считает, что необходимо уделять много внимания физическому развитию ребенка в первый год его жизни. Для этого он разработал систему физического развития детей.

Можно сделать ребенку собственную подборку карточек на определенную тематику либо сделать презентацию на компьютере. Примером послужит презентация «дикие животные».

Как нужно заниматься по методике раннего развития Глена Домана?

  • с ребенком нужно заниматься с раннего возраста;
  • показывать карточки и говорить их название. На каждую карточку отводится 1-2 секунды;
  • занятия должны быть короткими, чтобы они не надоели ребенку;
  • пополняйте карточки новыми ежедневно, одну и ту же карточку не нужно показывать более 3 раз в день;
  • настроение у малыша должно быть хорошее;
  • радуйтесь успехам ребенка;
  • проводите занятия систематически и регулярно;
  • учите только, если это нравится и Вам и вашему ребенку;
  • не проверяйте знания малыша.

Как и у любой методики, у методики Домана есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества и недостатки методики Домана

Хочется добавить, что совсем необязательно скрупулезно следовать одной единственной методике, можно взять самое лучшее из каждой методики и воплотить в жизнь. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими личными качествами, умениями и желаниями.

Если Вы всерьёз решили развивать ребенка по данной методике, могу Вам предложить приобрести карточки Домана на DVD . Данный набор включает в себя 5 дисков DVD и содержит первые слова, повседневные слова, животные и словосочетания (рассчитан на деток от 0 до 3-х лет).

Давайте делать жизнь наших деток интересной и разнообразной!

Вы использовали данную методику для своего ребенка? Каких результатов вы достигли? Нравится ли вашему малышу смотреть карточки?

P.S. Подпишитесь на обновления и узнайте много интересного о жизни блога первыми!

Методика Глена Домана

Глен Доман (1920 г.р.) - американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: "В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни".

Семья Глена Домана: жена Кэти, сын Дуглас (является вице-президентом Института Развития Человеческого Потенциала), дочь Джанет (возглавляет этот институт).

Историческая справка. В 1940 году Глен Доман окончил Пенсильванский университет в Филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. В 1941 году его работа была прервана Второй мировой войной. Свою службу в армии Доман начал с рядового пехотинца, а закончил командиром пехотной роты. По окончании войны Доман вернулся к медицинской практике. Вместе с коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжелыми поражениями нервной системы. В 1955 году Глен Доман основал Институт Развития Человеческого Потенциала, базирующийся на его методике.


Методика лечение детей с повреждениями мозга

(по книге Г.Домана «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга …»)

В течение более чем 20 лет, работая по 24 часа в сутки и по 7 дней в неделю, в ходе бесконечных исследований, экспериментов, тестирований, наблюдений, умозаключений, Доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к

общению). Они исходили из того положения, что нужно лечить поврежденный мозг – первопричину, а не тело – следствие повреждений мозга.

В ходе кропотливой работы Доман разработал уникальную методику , которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу. Начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. Много времени дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых.

Помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Гленом Доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.

Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение . Это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В 1960 году в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» появилась статья Домана о методике лечения детей с повреждениями мозга и описанием результатов их реабилитации. О работе Института Развития Человеческого Потенциала стало известно широкому кругу людей. Исследования Домана произвели в науке «мягкую революцию» . С тех пор Глен Доман и группа его единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу над созданием и совершенствованием новых программ, методик, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть даже рыцарское звание, данное ему Бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.

Методика Домана для здоровых детей

Впоследствии Глен Доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. А началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов. Тогда Доман, воодушевленный случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. Результат превзошел все ожидания!

Дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами и, вместе с тем, были прекрасно развиты физически : они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.

Основные тезисы методики Глена Домана

- Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

- Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

- Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

- Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

- Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана

1. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2. Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5. Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. Чаще вводите новый материал.

8. Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. Не проверяйте знания своего ребенка.

10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11. Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия.

Все дети могут стать физически совершенными

(по книге Г.Домана «Как сделать ребенка физически совершенным»)

В методике Глена Домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями . Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать).

Поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребенку придется заново учиться ползать, плавать, ходить. Сохранив рефлексы ребенка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, а значит раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».

Итак, отталкиваясь от идей методики Домана, можно сделать вывод, что нужно создать условия для физического стимулирования малыша!


Для этого новорожденного помещают в специальное приспособление - трек для ползания, который находится под небольшим наклоном. Малыш, лежа между бортиками трека на животе, касается их бедрами и предплечьями. Благодаря этому срабатывает тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает довольно значительные расстояния по треку. Рекомендованное время нахождения ребенка в треке (на полу, на мате) - 3-4 часа в день. При этом на ребенке должно быть надето минимальное количество одежды.
Гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и проч.) является также идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам.

Также методика Глена Домана акцентирует внимание на развитии чувства баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребенка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т.д.). Важно обучать ребенка плавать, помогать ему ходить, бегать…

Доман в своей методике утверждает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга - это первый этап. Последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.

От одного этапа к другому мы переходим, освоив и выполнив массу определенных движений. Эти семь стадий обычный ребенок, с которым специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если действовать в соответствии с методикой Глена Домана. ;

Чему можно научить своего ребенка за 30 секунд

(по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»)

Доман считает, что «Человеческий мозг - это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией».
Итак, рассмотрим на примере: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

1. Отстань;

2. Это "гав-гав";

3. Это "собака";

4. Это "лабрадор";

5. Показать ему десять картинок с собаками;

6. Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: "Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых "собаками": немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка").

Методика Домана утверждает, что если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п. Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка.

Как научить вашего ребенка читать

(по книге Г.Домана “Как научить вашего ребенка читать”).

Глаз ребенка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. Но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и механически запоминает написанное. Глен Доман в своей методике утверждает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.

Как работать с карточками Домана

Обучать ребенка чтению по методике Домана можно начинать с шестимесячного возраста .

Для этого используют специальные карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала обучающие по методике Домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ карточек Домана нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Примерная ежедневная программа обучения чтению с помощью карточек Домана

Ежедневное содержание - 5 наборов слов (25 карточек). Одно занятие - 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

Частота - каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

Продолжительность одного занятия - 5 секунд.

Введённые слова - 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

Удалённые слова - 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

Количество демонстраций каждого слова - 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.

Обратите внимание: в методике Домана даются четкие рекомендации, что дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.

"Букварь с пелёнок"

Последовательность обучения чтению по методике Глена Домана выстроена от простого к сложному

    • Первый этап - отдельные слова.
    • Второй этап - словосочетания.
    • Третий этап - простые предложения.
    • Четвертый этап - распространенные предложения.
    • Пятый этап - книги.

Как научить вашего ребенка считать

(по книге Г.Домана "Как обучить вашего ребенка математике")

"Математика с пелёнок"

Доман в своей методике утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «два» - ребенок представит количество: две точки, а мы, взрослые, – значок (цифру «2»). Т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.

Для обучения ребенка счету по методике Глена Домана нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.

Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.

Последовательность обучения счету по методике Домана на фактическом материале выстраивается следующим образом:

  • Первый этап - освоение понятия "количество".
  • Второй этап – уравнения.
  • Третий этап - решение задач.
  • Четвертый этап - освоение понятия "цифра", запоминание цифр.
  • Пятый этап - цифровые уравнения.

Как дать ребенку энциклопедические знания

(по книге «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания”)

«По большому счету, - считает Глен Доман, - цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». Объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты.

Чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям методики Г. Домана :

1. Отчетливо видны все детали.

2. Изображен только один предмет.

3. У него должно иметься специальное название.

4. Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.

5. Карточка должна быть большой – наилучший размер 28x28 см.

6. Карточка должна быть чистой.

На одно занятие по карточкам с картинками по методике Глена Домана отводится около 30 секунд.

Доман в своей методике разделил все существующие знания на десять разделов

1. Биология – в него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т.д.

2. Искусство – в него входят категории, например, картины Ван-Гога, и, соответственно, набор карточек-репродукций: "Школьник", "Подсолнухи", "Мадам Рулин со своим ребенком", "Почтальон Рулин", "Печальный старик", "Терраса кафе ночью", "Автопортрет", "Цыганские телеги", "Церковь в Оверне", "Поля с персиковыми деревьями в цвету" и т.д.

3. История – в него входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр I, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Eкатерина II, Брежнев, Керенский и т.д.

4. География – в него входят категории, например, города России, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т.д.

5. Музыка – в него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т.д.

6. Язык – в него входят категории, например, английский или итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т.д.

7. Математика – в него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т.д.

8. Анатомия человека – в него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек–рисунков: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т.д.

9. Общие знания – в него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвертка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т.д.

10. Литература – в него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: Толстой, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Некрасов, Булгаков, Солженицын, Чехов, Гончаров, Бунин и т.д.


В рамках методики Глена Домана, занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

Когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. Исходя из методики Домана, категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории.

Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией

Раздел: Биология.

Набор карточек: Обычная ворона.

1-й уровень: Вороны вьют свои гнезда на деревьях или в кустарниках.

2-й уровень: Вороньи гнезда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.

3-й уровень : Вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.

4-й уровень: Вороны (помимо прочего) едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлевку, резину, изоляционный материал.

5-й уровень: Самка вороны имеет один выводок птенцов в год.

7-й уровень: Вороны относятся к семейству вороньих.

8-й уровень: В семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки.

9-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих выбирают себе пару на всю жизнь.

10-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями.

11-й уровень: Только в Новой Зеландии и на большинстве островов Тихого океана нет представителей семейства вороньих.

12-й уровень: Семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединенных в 26 родов.

Закончить обзор системы хотелось бы словами самого Глена Домана: «Наши методики - плод многолетней работы, и они хорошо себя зарекомендовали. Но никогда не стоит забывать о том, что чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. Его мозг - это самое невероятное чудо. Да и вы сами тоже чудо».

Причины улучшения состояния больных детей

Далеко не все здоровые дети, занимающиеся в домашних условиях с помощью карточек Глена Домана, достигают значительных результатов. И наоборот, очень многие дети при Институте Домана смогли выйти на новые уровни своего физического и интеллектуального развития. Происходило это отчасти по таким причинам:

1. Матери больных детей верили в успех. Они прикладывали максимум усилий, изготавливая тысячи карточек, поскольку у них не было другого варианта, и они жертвовали всем, чтобы их дети научились хотя бы немного приподнимать голову, хотя бы ползать, хотя бы немного видеть, хотя бы немного слышать…

2. Методика Глена Домана – становилась образом жизни семьи, где рос больной ребенок. Но как только занятия прекращались – развитие ребенка зачастую тоже останавливалось.

3. Строгое следование методике Домана - проведение занятий систематично и в точной последовательности - приводило к тому, что дети привыкали именно к такой подаче материала (через стимулирование правого полушария мозга, минуя левое) и уже с трудом воспринимали информацию вне занятий.

4. Дети с повреждениями мозга за неимением других возможностей могли заниматься только тем, что им предлагалось, и умели делать только то, чему их научили.

Спорные вопросы методики Домана

Когда читаешь книги Глена Домана, заражаешься его идеями, потому что выглядит все очень просто, логично и заманчиво. Однако есть спорные моменты этой методики, по поводу которых ведутся горячие дебаты:

В своей методике Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти. Но живые дети – не электронные машины. Заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребенок пока не может отфильтровать и «переварить» - скапливается в его голове, как ненужный хлам.

Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка. И есть некая вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т.д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т.д.). Если вам повезет и ребенок окажется стойким к таким перегрузкам - тогда, возможно, всё закончится действительно превосходными успехами.

Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям детей. Так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление, ребенок видит собаку и соотносит ее с названием «собака». Изучая же в рамках методики Домана по карточкам написанные слова и другие непонятные ребенку объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. Ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей еще нет.

При обучении по методике Глена Домана ребенок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. Тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут не возникает вопросов. Нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. Таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями по методике Глена Домана, взрослые не оставляют ребенку времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. И как же насчет того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать? Ведь, как известно, мозг ребенка развивается постепенно и в соответствии с гармонией, заложенной самой природой, а когда мы стимулируем только один-два отдела головного мозга, они развиваются за счет других отделов.

На занятиях по методике Домана в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: вкуса, запаха, тактильных ощущений.

Занятия с карточками Домана (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. И большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой методике.

Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Обученный по методике Глена Домана, ребенок только воспроизводит ранее заученный текст. На практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново.

Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как этот принято в методике Домана. Это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно выстраивать зрительный ряд на основе текста. Иначе, ребенок, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по методике Глена Домана подача материала происходит только одним способом – через карточки.

К счастью, у детей прекрасно развит инстинкт самосохранения

До 6 месяцев , с одной стороны, дети еще мало двигаются, и их можно было бы привлечь к показу карточек, но с другой стороны, они еще плохо концентрируют внимание на увиденных объектах, да и знания об окружающем мире еще весьма скудны.

После 6 месяцев , из-за того что малыши начинают активно ползать и ходить, тоже довольно трудно удержать их внимание на карточках и занятиях по методике Домана.

После года дети ни минутки не сидят на месте – порой мамам приходится бегать за ними с карточками Домана, чтобы те хоть краем глаза взглянули на демонстрируемый методический материал.

В 1,5 – 2,5 года малыши во всю проявляют свою самостоятельность и независимость – они могут начать отбирать у вас карточки, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы, противореча тем самым всей методике Глена Домана.

В 2,5 – 4 года детям уже далеко не всё равно, что изучать. Они будут смотреть только то, что действительно их заинтересует.

После четырех лет у ребенка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. Именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике Домана.