Как научиться учиться самостоятельно? Как рационально использовать свое время? Как заставить себя учиться, если все лень. Выполняя упражнение по русскому языку. Играет ли роль возраст

Мы часто сетуем на то, что мало знаем, чего-то не умеем, обделены талантами. А ведь на самом деле каждый из нас способен стать талантливым. Да, именно так: стать талантливым, а не родиться им. Каждый из нас обладает множествами талантов и способностей, только мы о них часто даже не догадываемся. Чтобы эти таланты увидеть, понять, нам нужно научиться лишь одной вещи: как научиться учиться.

Я считаю это главным навыком, который открывает нам двери в мир фантастических результатов и необычайных открытий. Подумайте сами: когда Вы утверждает, что, допустим, не умеете красиво играть на музыкальном инструменте, то правду ли Вы говорите? Ведь Вы даже не пробовали на нем играть. А вдруг окажется, что Вы феерично исполняете самые сложные произведения так, что можно заслушаться, просто Вы не научились владеть инструментом.

Как можно утверждать, что Вы боитесь высоты, если ни разу на высоте не бывали? Как можно утверждать, что Вы плохой водитель, если Вы не садились за руль?

Для того, чтобы понять свои таланты, нужно освоить базовые навыки в конкретном деле, практиковаться в нем, и лишь потом, с вершины своего опыта делать выводы, нравится ли Вам это или нет, есть ли талант и способности к этому делу и таковых не имеется.

Выносить вердикт заочно — точно так же, как ставить диагноз человеку, даже не спросив его на что он жалуется . Невозможно понять суть дела, не погрузившись в него хоть частично. Я уже описала ошибки, которые допускаются в современных обучающих программах, и теперь пришло время рассказать как же надо научиться учиться.

Причём погрузиться, то есть научиться какому-то делу на хорошем уровне может каждый. Будь то рисование, вождение автомобиля, скорочтение, активное слушание, расчёт интегральных уравнений или любой другой навык или информация. Я хочу рассказать о ключевых принципах, которые позволяют научиться учиться.

Как научиться учиться. Принципы грамотного освоения информации и навыков.

1. Как научиться учиться: Новые навыки и знания получать естественным путем

Естественным путем — это таким, каким эти знания и навыки получают исследователи, ученые, первопроходцы. Этот путь совмещает в себе одновременное одномоментное осваивание теории и практики. Во время практических заданий изучать актуальную для данной задачи теорию.

Например, Вы изучаете адвокатское дело. Бессмысленно сперва заучивать все законы и правила, а потом после долгих и мучительных месяцев или лет зубрежки пытаться применить полученные знания на практике. Тем более, что это не получается практически ни у кого. Как нужно поступать?

  • Взять отдельный небольшой тематический блок, скажем, гражданский брак и раздел имущества
  • Найти краткую описательную теорию о том, что относится к этому блоку (буквально 1-2 страницы общего описания), но не изучать какие законы существуют и как такие дела решаются
  • Найти реальные описания дел, которые существовали в практике
  • По исходным данным дела сделать попытку найти пути решения в первом приблизительном самостоятельном варианте
  • Далее вернуться к теории, законам, актам и правилам и изучить те блоки, которые относятся к данной задаче (только данному делу)
  • Попытаться решить задачу, опираясь на эти элементы теории
  • Взять из этой темы еще несколько практических задач разного плана и аналогично изучить

В конце проработки этой темы еще раз просмотреть всю теорию, уже от начала и до конца. Но теперь она будет понятна, будет осваиваться в разы легче. На этом этапе важно заполнить пробелы или найти то, что оказалось невостребованным на практике. И часто оказывается, что после подобной проработки теорию не нужно учить, она осваивается автоматом в ходе решения практических задач.

Затем можно тренироваться на других типах задач (например, земельные вопросы, административные нарушения и т.п.). И постепенно вместе с практическими задачами изучать новые разделы теории.

2. Как научиться учиться: Брать естественные примеры

Проблема неестественности примеров, на которых происходит обучение, встречается повсеместно. Важно помнить, что пытаясь упростить себе обучение, мы берем самые простые изолированные практические задачи. Но именно в этом кроется корень наших проблем. Мозг чаще всего запоминает алгоритмы и небольшие паттерны (образцы) действий, которые встретились ему в изучаемой области в первый раз .

Это значит, что Ваши первые условные примеры будут основой для работы Вашего мозга. Именно поэтому потом переучиваться для решения реальных задач становится сложным. Например, тренироваться использовать один единственный инструмент в программе Фотошоп, осваивать все случаи его применения. При реальном редактировании фотографий нужен будет комплекс инструментов и методов.

Что же необходимо сделать? Брать в работу всегда реальные примеры и объекты. Можно брать более лёгкие примеры и идти к сложным, но они должны быть реальные и практические, которые с высокой вероятностью Вам могут встретиться.

Если Вы занимаетесь юриспруденцией, то берите примеры реальных дел; если осваиваете фотошоп, то берите уроки настоящей фотокоррекции; если учитесь рисовать, то сразу рисуйте небольшие картины, а не отдельные элементы (перспективу, светотени и прочее); если изучаете математику, то сразу практикуйтесь на примерах, подобных тем, что будут в экзаменационных задачах; если учитесь скорой печати, то используйте все пальцы и буквы сразу; если верстаете страницы, то верстайте простые страницы, а не тренируйтесь на элементах.

Тренировка отдельных частей, которые сами по себе нигде не используются нужна, но не в момент обучения (а мы именно о нем и говорим), а нужна уже опытным людям , которые поняли суть и научились делать основную часть навыка, и теперь хотят развить свои способности ещё глубже. Именно тогда и имеет смысл погружаться в части, но никак не раньше.

3. Как научиться учиться: Найдите методику или хорошего учителя, который покажет Вам логику обучения.

Если же нет ни того ни другого, создайте сами себе условия, когда Вы понимаете эту логику.

Как я уже говорила, внутренняя логика или модель принятия решений в любом навыке — это и есть самое ценное, что собирает наши отдельные знания и умения в цельный навык , дающий нам результаты. Без этой внутренней логики мы не можем сделать ничего, даже если получили отличное образование.

Чтобы успешно учиться, в идеале, Вам нужно найти опытного человека: учителя, руководителя, который покажет Вам эту внутреннюю логику. Осознанно или интуитивно Вы должны пройти этот путь в изучаемом навыке.

Что это за внутренняя логика? Разберёмся на примере решения уравнений по математике. Вы можете знать всю теорию, разобрать различные типы решений, алгоритмы, но Вы видите на бумаге этот конкретный пример и совершенно не знаете, что с ним делать. Что делает хороший учитель или хорошая методика? Показывает суть решений, рассуждений и выбора методов.

Пример .

Посмотрим на внешний вид заданного уравнения.

Что в нем есть особенного, что подскажет нам, как его решать? В этом уравнении есть неизвестное в квадрате, значит есть два варианта: решить его как квадратное уравнение, либо воспользоваться какими-то сокращённым формулами, чтобы это уравнение решить. Посмотрим, какие сокращенные формулы подходят. Если не подойдут, будем решать как квадратное уравнение.

Если Вы проиграете разные варианты подобных уравнений, Вы на практике усвоите как практические навыки решения, так и теоретические принципы решения уравнений.

Обычно готовые решения в учебниках не сопровождаются подобными рассуждениями, даётся сразу метод: воспользуемся такой-то формулой. А почему именно ей, не сказано. И эта недосказанность позже выльется в ступор: а как же решать именно это?

С математикой, скажете Вы, все более или менее понятно. Но аналогичные принципы действуют и в других областях, где нужно обучаться . Возьмём другой пример: обучение, как начать и вести бизнес. Что обычно бывает на курсах и тренингах по этой теме? Инструменты бизнеса, процессы бизнеса, шаги, что нужно сделать, как вести бухгалтерию, как руководить сотрудниками. Все это отдельные части единой внутренней логики, которую мало кто даёт.

Все отдельные элементы бывает крайне трудно соединить вместе и пройти весь процесс построения бизнеса, нужна цельная картина. А начинается она с определения, для чего нужен бизнес (чаще всего для денег), какие идейные принципы Вы в него вкладываете (кому-то хочется бизнес только для помощи людям, кому-то экологичный, другому самый прибыльный, только уникальный и т.д.), далее следует последовательность действий, как выбрать нишу, как проанализировать рынок, оценить риски и многие другие действия, с чего лучше начинать и в каких объёмах.

Важно понять, что за чем делать, в особенности там, где нужно выбирать, а выбирать приходится часто. Эту логику можно узнать только у опытного бизнесмена , который сам её понимает и применяет при построении своего бизнеса.

Самый быстрый способ научиться хорошо учиться — это найти настоящего учителя

Неопытные люди часто начинают бизнес там, где много конкурентов, или, взяв слишком большие объёмы (и прогорают, не справившись с ними), выбирают не актуальную и не нужную нишу. Это происходит именно потому, что они не чувствуют той логики, какой нужно следовать.

Как я уже сказала, если рядом нет наставника, который может показать внутреннюю логику, можно использовать методики и пособия, построенные на таком принципе. Но часто бывает, что нет ничего подходящего. Как поступать в этом случае?

Как научиться учиться, если нет хорошего учителя?

В ряде областей можно самим создать условия, приближенные к идеальному варианту. Такое можно сделать не всегда, но все же можно.

Важно постараться найти примеры, ответы на которые расписаны и объяснены. Где автор невольно прописал пошаговый алгоритм, что и как он делал. Например, в сети много уроков по тому, как рисовать и делать коллажи в фотошоп. Уроки построены по принципу «возьмём инструмент кисть, выберем цвет #456783, проведем из левого верхнего угла прямую, зайдем в настройки «уровни», выставим значение 54″ и т.д.

В таком уроке всегда объясняется реальный практический пример, отрабатываются не отдельные, а интегральные навыки и частично соблюдена логика работы, что делается и в какой последовательности. Да, в таких уроках нет объяснения, почему выбран тот или иной метод. Но при регулярных тренировках на реальных уроках Вы нарабатываете этот опыт сами, просто повторяя шаг за шагом то, что сделали другие.

Если есть примеры решений (конкретные уроки фотошоп, примеры решения уравнений, химических задач, кейсы построения бизнеса, примеры сверстанных страниц, кейсы отличных рекламных кампаний, кейсы психологических ситуаций и их решений), то Вам следует их повторить, пройти и самостоятельно прочувствовать эту внутреннюю логику. Иногда это кажется бесполезным: просто пройти шаг за шагом то, что уже сделано. Но именно так Вы можете понять эту внутреннюю логику. Чем сложнее и комплекснее навык, тем тяжелее будет понять, но это возможно.

4. Как научиться учиться: совершайте ошибки только там, где это можно

К ошибкам мнения существуют разные. Одни считают, что их можно и нужно совершать, другие считают, что надо стараться делать все безошибочно. Если мы говорим о том, как научиться учиться, то должны оговорить и то, как совершать ошибки.

Я расскажу свою позицию, основанную не только на моём мнении, но и на знаниях, полученных от серьёзных исследователей. Итак, существует диаметрально противоположные отношения с ошибками для двух типов действий: навыковые действия и действия, связанные с рассуждениями и принятием решений .

Навыковые действия — это все то, что нужно нам для облегчения жизни, все то, что мы пытаемся освоить и делать на автомате (быстро читать, быстро печатать, водить автомобиль, танцевать, петь, рисовать, составлять планы, работать в программах, класть кирпичи, копать грядки, активно и эмпатично слушать, красиво выступать на публике). Суть таких навыков — научиться что-то делать, физически, ментально, эмоционально.

Второй тип действий — это действия размышлений и принятия решений. Здесь мы не делаем, а анализируем и решаем, что нам нужно сделать (какой бизнес начать, какого сотрудника нанять, куда поехать летом, судить ли свой огород, покупать ли автомобиль, отдохнуть или ещё поработать, какой инструмент выбрать для работы, какой метод нужен для решения задачи).

У первой категории действий совершение ошибок на стадии обучения может быть губительно для формирования навыка. Именно при обучении навыкам наш мозг записывает паттерны себе в нейронные сети. Если мы зафиксируем неверные паттерны, нам очень трудно будет их изменить .

Певцы говорят, что при смене школы или учителя вокала бывает очень трудно перестроиться, потому что они научились петь одним образом, а другая вокальная школа предполагает иное пение.

Тяжело переучивать неверно поставленную руку при письме, рисовании. Тяжело переучиться с неэкологичных способов скорочтения на верные способы, трудно перестроиться на грамотные способы запоминания, если Вы раньше просто зубрили. Прочно закрепившиеся образцы навыков сложно поддаются переделке. Поэтому проще научиться учиться, а потом осваивать другие области.

Если говорить о принятии решений, то здесь все наоборот. Ошибаться можно и даже полезно. Ошибки в этих действиях нарабатывают опыт принятия верного решения, ослабляет страх перед ошибками и, собственно, позволяют научиться учиться. Помогают понять неверную логику своих решений, найти области развития. Мы учимся на ошибках именно в таких действиях и таких случаях.

Помните об этом, когда изучаете новое. Благодаря методам без проб и ошибок Вы ускорите процесс обучения навыкам и ощутите иную модель, как научиться учиться навыковым действиям. Выбирайте те методы обучения навыкам, которые задают верные образцы для вашего мозга. Об этом мы еще поговорим в следующих статьях. А в принятии решений можете смело допускать ошибки, это пойдет только на пользу.

5. Как научиться учиться: повышайте общий уровень интеллектуальных навыков.

Если у вас быстрое, системное мышление, если Вы знаете грамотные способы запоминания материала, если владеете навыками обработки информации, если умеете ставить цели и распределять своё время, то Вам значительно проще быстро научиться чему-либо. Общий уровень владения интеллектуальными навыками может ускорить любое наше обучение, в том числе помочь научиться хорошо учиться.

Причём, если Вы хорошо разбираетесь в одной области, то научиться новым навыкам или освоить знания в близкой, смежной области Вам будет намного легче. Программист, который владеет одним языком программирования легче осваивает другой язык программирования, чем человек, совершенно не опытный в этих сферах.

Сложнее всего начать осваивать навыки, получать знания. Чем дальше Вы движетесь, тем легче становится сама дорога.

Какие это интеллектуальные навыки?

  • Мотивация
  • Тайм-менеджмент
  • Качественное внимание
  • Умение работать с информацией
  • Умение правильно работать с памятью
  • Скоростное мышление
  • Умение отдыхать

Изучайте себя, свои особенности. Исследуйте, какой у вас тип восприятия информации, к какому типу относитесь вы: . Используйте эти знания, чтобы легче воспринимать получаемую информацию, а значит и легче учиться.

Продвижение хотя бы частично в каждом из навыков даёт замечательные результаты в общих способностях. Поэтому развивайтесь и Вы увидите потрясающие результаты в своей жизни.

Конечно, если вникать в тему, как научиться учиться, то можно выделить и другие составляющие, но об этом мы поговорим позже, в других статьях. Я надеюсь. эта информация будет полезна и Вы научитесь учиться быстро и качественно.

Как научится учиться. Ирина Пермякова

Напишите в комментариях, что Вы можете применить из вышесказанного, чтобы научиться учиться?

Далеко не все дети с удовольствием ходят в школу, делают домашние задания и приносят хорошие отметки. Но мы, взрослые знаем, как важно дисциплинировать себя, работать на будущее. Как же помочь своему ребенку, как научить его учиться?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если ребёнок с детства и до 12 лет не включён в систему реальной ответственности, в реальный производительный труд и частичное самообеспечение, он непременно, как это имеет место в жизни, вырастет инфантильным, неприспособленным, безвольным человеком. Среди молодёжи часто встречается немало растерянных, слабых духом людей: они-то и тянутся к наркотикам, алкоголю, лёгкой и праздной жизни.

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильно организованный режим дня, оборудование места для занятий, определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю. К внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять, поиграть, послушать музыку и т. д. Конечно, это перечисление не исчерпывает все моменты, так или иначе влияющие на процесс обучения. Я остановлюсь на тех, которые обычно игнорируются взрослыми или являются источником грубых психологических ошибок. Следовательно, чтобы школьник легко и успешно учился, надо научить его учиться – то есть научить организовывать не только свою внутреннюю умственную деятельность (в процессе которой и происходит усвоение новых знаний), но и своё поведение (чтобы внутренняя умственная работа проходила как можно более успешно).

Далеко не все дети с удовольствием ходят в школу, делают домашние задания и приносят хорошие отметки. Но мы, взрослые знаем, как важно дисциплинировать себя, работать на будущее. Как же помочь своему ребенку, как научить его учиться?

Учим ребенка младшего школьного возраста учиться

Итак, представляем вашему вниманию несколько простых советов, которые помогут научить вашего ребенка хорошо учиться.

  • Не заставляйте ребенка шестилетнего возраста выполнять домашние задания, которые учитель обычно не задает.
  • Не тренируйте его чрезмерно выписывать буквы, цифры, крючки; заботьтесь о полноценном отдыхе и питании.
  • Чтобы малыш научился лучше писать буквы, развивайте мелкую моторику: занимайтесь лепкой, рисованием, раскрашиванием мелких картинок, аппликацией, вышивкой и т.д. Занятие должно быть интересным ребенку.
  • Ребенку 6-7 лет подходит игровая форма занятий.
  • Обязательно читайте ему перед сном детские сказки и литературу, соответствующую возрасту.
  • Во время занятий с семилетним ребенком сначала подключайтесь к выполнению домашних заданий. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Ему должно быть интересно.
  • Не торопите его, не упрекайте за ошибки, не сравнивайте его с другими детьми.
  • Дайте ребенку возможность получать удовольствие от интеллектуальных занятий. Главное - не убить интерес к познанию.
  • Не перегружайте ребенка.
  • С 8-9-летними детьми выполняйте то же, но предоставляйте им больше самостоятельности.
  • Не ругайте за ошибки, относитесь уважительно. Ошибки неизбежны, научитесь сами и научите детей воспринимать ошибки как естественный процесс, ведь на ошибках учатся.
  • Старайтесь, чтобы 10-летний ребенок выполнял домашние задания самостоятельно, после этого спокойно проверьте выполненное.
  • Не заставляйте переписывать, если ребенок допустил ошибку.
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу неудач.
  • Продолжайте быть рядом с ребенком, поддерживайте его.
  • Если он не потерял интерес к познанию, считайте это главным успехом - и его, и вашим.
  • Ребенок, не будучи круглым отличником, все равно будет успешным. Он будет иметь главный инструмент познания - интерес.
  • В занятиях нужна мера. Не заставляйте ребенка выполнять упражнения, если он вертится, устал, расстроен. Сделайте перерыв, займитесь чем-то другим.
  • Избегайте негативной оценки, чаще хвалите ребенка. Найдите то, что у него получается, и за это обязательно хвалите. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • Старайтесь не воспринимать занятия с ребенком, как тяжелую обременительную работу.
  • Не забывайте радоваться жизни вместе с малышом. Получайте удовольствие от общения с ним.
  • И никогда не соревнуйтесь с ребенком. Вы, конечно, мудрее, опытнее, больше знаете. Поэтому и передавайте свою мудрость и опыт ему, но помните, что ваш малыш - это отдельная личность, уникальная и неповторимая. И если вы ее не унизите, будете уважать, ценить, любить и помогать ей, то она найдет свое место в обществе, будет уверенной в себе, а следовательно добьется успеха.

Не делайте школьную оценку идолом, которому надо поклоняться.

  • Помните, заострять внимание надо не на негативных моментах, а на достигнутых положительных результатах.
  • Не сравнивайте вашего ребенка с другими. Успехи одноклассников могут быть временными, и ваш ребенок вполне может обогнать нынешнего отличника. Вот как рост: сегодня ваш ребенок ниже всех в классе, а потом вытянется и станет высоким.
  • Так что не теряйте уверенности в своих силах и силах своего ребенка. И развивайте в нем интерес к познанию.
  • Соблюдение этих несложных правил помогут привить вашим детям хорошее отношению к учебе, будет способствовать желанию ребенка учиться.

Чем ближе первый звонок, тем больше родители начинают волноваться, сможет ли их ребенок стать успешным учеником. Особенно эта проблема волнует родителей первоклассников.

Как заставить ребенка учиться, если, еще не начав школьное обучение, многие дети в школу идти уже не хотят? Как мотивировать ребенка учиться, если многие ученики олицетворяют начало нового учебного года с каким-то непосильным грузом или началом тяжелого периода в своей жизни?

Начнем сначала

Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.

Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:

  • он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
  • дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
  • репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.
В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:

  • умение проявлять волевые усилия;
  • умение применять произвольное внимание;
  • умение логически рассуждать и мыслить;
  • умение анализировать свою работу.

В первый класс вместе с мамой

На первых этапах школьного обучения многие родители не знают, как помочь ребенку хорошо учиться. К сожалению, многочисленные реформы образования привели к усложнению школьной программы. Если раньше первоклассники до конца второй четверти учились выписывать в тетради палочки и крючки, то теперь они в это время должны научиться бегло читать и довольно сносно писать.

Помимо этого, существуют и дополнительные дисциплины, задания по которым нередко требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Нельзя сбрасывать со счета неизбежный период школьной адаптации, во время которого от школьного психолога можно получить советы быть к первоклассникам особенно внимательными, сделать так, чтобы привыкание к новой жизни прошло безболезненно.

Надо выбрать золотую середину – всеми силами помочь ребенку освоиться в новой для него среде, и не опекать чрезмерно. Если сразу отбить охоту к получению знаний, после восстановить ее получиться не у всех.

Не ругайте малыша за каждый промах, чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но прилежно контролируйте их выполнение. Пусть ребенок с вашей помощью втянется в новый ритм жизни, постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом коллективе.

Не ограничивайтесь страницами учебника, находите дополнительную информацию про то, что дети изучают на уроках по ознакомлению с окружающим, постарайтесь заинтересовать их теми знаниями, которые расширяют кругозор.

Находите и читайте дополнительно произведения писателей и поэтов, с которыми дети знакомятся на уроках чтения и литературы. Надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от получения новых знаний, тогда проблема, как привить ребенку желание учится, просто не возникнет.

Как приучить делать домашнее задание

Лучше делать прививку ответственности, воспитывать привычку делать уроки еще в первом классе, когда у детей 6,5 – 7 лет начинается переход от непроизвольной памяти к произвольному вниманию.

Именно теперь недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе нужно еще и прилежание. И именно теперь возникают истоки проблем, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Нужно учесть, что подход к детям 6 – 7 лет и 8 – 10 лет кардинально отличаются друг от друга.

Педагоги младших классов могут дать полезные советы о том, как не лишить первоклассников интереса к учебе на старте школьной жизни. Приемы, помогающие детям 7 – 10 лет делать уроки:
  • Выделите в режиме определенное время для выполнения домашнего задания, никогда не отступайте от него.
  • Дайте ребенку после школьных занятий не только пообедать, но и отдохнуть.
  • Когда наступит время садиться за уроки, спросите, что сегодня задавали в школе.
  • Если часты ошибки, поиграйте «в школу», пусть дети вас «поучат» писать, вылепите цифры и буквы из пластилина, выложите их из мозаики, из деталей конструктора.
  • Детей 8 – 10 лет научите пользоваться справочниками, словарями. Выполняя такие задания, они научатся делать уроки вдумчиво, самостоятельно находить нужную информацию.
Если во 2 – 3 классе ваши старания не увенчались успехом, и уроки дети делать по-прежнему не хотят, значит, нужно искать причину нежелания учиться.

Возможно, в классе сложились негативные взаимоотношения со сверстниками, или у вашего ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае не лишним будет лишение детей каких-то удовольствий, особенно ими ценимых.

А вы сами любите учиться?

Зачастую родители просят психолога дать им действенные советы на тему, как говорить с детьми, чтобы они учились. Между тем, во многих случаях причина хронического нежелания учиться заключается в том, что дети подражают в этом отношении членам своей семьи.

Никогда не будет «с неба звезд хватать» ребенок, если его родители не любят читать, если в доме нет никаких книг, кроме школьных учебников.

Как заставить ребенка учиться, если изо дня в день он видит, что членов его семьи не интересует ничего кроме телевизора и компьютерных игр? Если таким образом невозможно убедить младшего школьника, то уж подростку и подавно подобное лицемерие не станет примером.

Никто не заставляет родителей школьника делать уроки и проходить заново школьную программу. Просто в семье должен быть культ получения знаний, когда члены семьи с удовольствием делятся друг с другом полученными сведениями .


Нужно понять самим и объяснить подростку, что в наше динамичное время нельзя останавливаться, надо постоянно развиваться и не стоять на месте.

Желательно читать качественную литературу, избегая легкого «чтива», обсуждать прочитанное друг с другом. Благоговейное отношение к книге обязательно передастся и детям, они воспримут ее, как источник удовольствия и получения новых знаний.

Невозможно заинтересовать младшего школьника или подростка учебой, если в его семье нередки пренебрежительные разговоры о школе и учителях.

Как привить ребенку желание учиться, если самые значимые для него люди школу не любят, а учителя не уважают? Эту дилемму невозможно решить школьнику любого возраста, поэтому нужно взять за правило: даже если у вас особое отношение к процессу обучения в данной школе, не озвучивайте свое мнение при детях.

Кому тяжелее всего дается хорошая учеба

Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.

Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:

  • У подростка врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь психоневролога, консультация опытного психолога.
  • Помимо занятий в школе ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и нагрузка эта непосильна для него.
  • Учитель не в состоянии поддержать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), он не может интересно объяснить тему, заинтересовать детей.
  • Преподаватель в школе может не воспринимать подростка 12 – 16 лет, как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь уже обоим требуются советы квалифицированного психолога).
  • В семье у детей имеются проблемы во взаимоотношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, отсутствуют доверительные отношения.

Думаем о будущем

Если предстоящая взрослая жизнь для младшего школьника – это пока еще аморфное понятие, то подростку 16 – 17 лет уже приходится стоять на ее пороге. Как говорить с детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей для подростка разбиваются о реалии взрослой жизни.

Зачем хорошо учиться в школе, прилежно делать уроки, если в маленьком городке, даже получив образование, невозможно найти мало-мальски приличную работу, а родители еле сводят концы с концами?

Надо постараться рассказать своим детям о том, что при желании человек может добиться того, чего он захочет, убедить старшего школьника в том, что вы ему поможете на пути получения профессионального обучения. Можно заручиться поддержкой авторитетного взрослого, который приведет пример тех людей, кто смог добиться всего самостоятельно.

К тому же, в эпоху интернета можно работать даже удаленно, но для этого надо иметь определенный багаж знаний, получить специальное образование, быть интеллектуально развитым человеком. Если убедить подростка в том, что теперь важно быть образованным, что в любом деле ценятся профессионалы, возможно, в старших классах он наверстает упущенное время.

Приемы научной организации умственного труда

Для того чтобы учиться с удовольствием, надо освоить простейшие приемы организации умственной работы. Как научить ребенка учиться, если его охватывает отчаяние при виде того объема знаний, который предстоит усвоить?

Научите младшего школьника или подростка, как лучше всего перерабатывать информацию, как выделять главное, определять тезисы и главные мысли .

Очень много информации получают те, кто освоил приемы быстрого чтения . Пройти такие курсы можно даже дистанционно, и тогда чтение, организованное особым образом, поможет больше усваивать за тот же промежуток времени.

Попробуйте использовать аудиоучебники – может быть это поможет подростку с развитой слуховой памятью лучше запоминать учебный материал.

Развитию памяти и внимания младших школьников способствуют различные задания на сообразительность, головоломки, загадки, забавные задачи , постановка доступных и эффектных опытов.

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрастевредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на . Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Как научить детей учиться
Обучение в школе ­ одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни
детей, как в социально­психологическом, так и физиологическом плане.
Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит
перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует
максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить
его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые
родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все
проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не
отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы,
учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их
использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть
полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь,
которую не может оказать учитель.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя,
согласование их действий. Еще К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе
обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача ­ научить правильно
учиться. Поэтому вопрос "Как помочь ребенку хорошо учиться" я считаю очень
актуальным на сегодняшний день.
К сожалению, родители не всегда могут, с силу различных причин, уделять детям
должное внимание. Кто­то занят целыми днями на работе, а кто­то твердо убежден в том,
что будет лучше, если дети будут с детства справляться со всем самостоятельно. Мол,
тогда и во взрослой жизни им легче будет добиться успеха.
Но приложить минимальные усилия для того, чтобы помочь школьнику лучше
справляться со всеми проблемами обучения, может любой родитель. Нужно только
постараться изыскать немного времени, сил и желания в плотном графике своей жизни.
Провожая ребенка в первый класс, все родители верят и надеются на то, что учиться
он будет прекрасно. Ведь хорошая учеба – это залог успешности в будущем. Но многие
умывают руки, хотя именно родители играют огромную роль в хорошей учебе детей.
Есть несколько несложных правил, соблюдая которые, можно добиться значительного
успеха.

А поговорить?
Разговаривайте с детьми, не ленитесь их выслушать и обязательно найдите ответы
на их вопросы. Если не на все вопросы у вас есть готовые ответы - не теряйтесь!
Вы же не можете знать всего на свете! Ответы типа «Я не знаю, давай посмотрим
в Интернете (энциклопедии)» нисколько не дискредитирует вас, а ребенку поможет
научиться пользоваться справочниками, словарями, а это ему только поможет
в учебе.
Библиотека.
 Создайте все условия для того, чтобы у сына или дочери был свой читальный
уголок. Всячески поощряйте его тягу к чтению. Если такой тяги нет, создавайте
искусственно. Подходите к процессу творчески - читайте стихи, пойте песни.
И не переставайте читать детям вслух - даже после того, как они научаться бегло
читать.
Как дела?


Задавайте этот вопрос со всей ответственностью и доброжелательно, стимулируя
ребенка на подробный ответ. Вы просто обязаны знать о жизни вашего ребенка как
можно больше! Владея информацией о том, что творится в школе, о расписании
занятий, домашней работе, вам будет легче направить энергию школьника в нужное
русло.
Делу время - потехе час.
 Создайте школьнику уютное, чистое, а главное, хорошо освещенное рабочее место.
Совместными усилиями распределите распорядок дня. Убедитесь, что рабочее
место вашего ребенка хорошо освещено. Распределите правильно время: время для
уроков, для отдыха, активных игр, прогулок.
За плохие оценки ругать детей признано непедагогичным. Особенно, если это
единичный, или редкий случай. Внушите ему, что эта неудача - временна, вполне
исправима. А главное условие успеха - выученные условия и порядок в голове.

 И еще - воспитывайте в детях уверенность в себе, веру в свои силы. Такие люди
будут иметь несомненный успех в будущем, потому что умеют понимать, что
происходит в окружающем их мире, умеют принимать верные решения. Что,
согласитесь, немаловажно.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех
направлениях:
1. организация режима дня;
2. контроль за выполнением домашних заданий;
3. приучение детей к самостоятельности.
1 . Организация режима дня.
Организация режима дня позволяет ребенку:
легче справиться с учебной нагрузкой;
защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
2. Направление помощи ­ контроль за выполнением домашних заданий.
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться
вопросами:
­ какие отметки?
­ выполнил ли уроки?
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав
детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой
времени, занятостью.
В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно,
пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности
ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не
интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться
мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что
Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. Контроль должен быть
приводит ребенка к нежеланию учиться.
постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их
размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и
помощью. Контроль ­ это организация помощи для ликвидации каких­то пробелов,
трудностей. Для младших школьников характерно, что они сначала что­то делают, а потом
думают.
Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, выполняя упражнение по русскому языку:
1. повторить правила;
2. прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
3. прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
4. выполнить задание письменно;
5. проверить работу.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению
домашних заданий:
1. какая бы погода ни была;
2. какие бы ни шли телепередачи;
3. чей бы день рождения ни отмечался.
Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам
нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением
относились к учебе ­ как важному и серьезному делу. Очень важно, чтобы ребенок садился
за уроки в один и тот же час.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не
должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не
отвлекаясь на посторонние дела.
У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не
отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно. Очень
важен темп работы. Работают хорошо те, кто работают быстро. Поэтому ребенка нужно
ограничивать во времени (ставить часы).
При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то
же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.
3. Направление помощи ­ приучение к самостоятельности.
При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их
сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не
нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом
дети очень хитры и находят способы "заставить" работать за себя. Учите детей выделять
учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями
должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание.
Родители – люди, играющие важную роль в развитии познавательной деятельности
любого школьника. Никто не поможет при трудностях в школе, как мама и папа. Вот
несколько рекомендаций о том, как помочь ребенку стать более успешным в учебной
деятельности.
Больше разговаривайте со своим чадом.
Наша речь – основа всего. Умение правильно сформулировать свои мысли, выражать
свою точку зрения и отстаивать её, привлекать к себе внимание логикой изложения
материала – всё это важные умения, которые, если их развивать с малых лет, пригодятся в
любой сфере жизнедеятельности.
Читайте вместе с ребенком и художественную литературу, стихотворения, пойте песни,
даже если он старше семи лет. Только литература способна показать истинную красоту и
богатство русского языка. Только родители могут научить ребенка видеть эту красоту.
Обсуждайте с ним прочитанное.
Чаще покупайте газеты и журналы. Интерес к событиям, происходящим в мире, –
немаловажный фактор успешного обучения, и необходимо приучать ребенка следить за
новостями.

Чаще узнавайте о школьных делах
Чем больше вы будете знать о происходящем в школе, о том, что учащиеся проходят по
тому или иному предмету, как ваш ребенок справляется с программой, тем больше у вас
будет возможностей повысить уровень его знаний. Узнавайте домашние задания,
проверяйте правильность и своевременность их выполнения ребенком.
Но не будьте надзирателем и тираном!
Будьте с ребенком в доверительных, теплых отношениях. Помогайте с решением
трудной задачи или подготовкой реферата. Если вы будете его поддерживать, а не
попрекать плохими оценками, он будет стремиться повысить уровень своих знаний.
Правильно распределите рабочее пространство школьника
Обратите внимание, хорошо ли освещен стол, хватает ли на нем места для выполнения
домашнего задания, часто ли проветривается комната, не громко ли включен телевизор в
гостиной… Правильно распределите время для уроков, для отдыха, активных игр,
прогулок.
Если видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, не загружайте делами. Уставшая
голова не способна запоминать информацию, и как бы вы не ругались, как бы не следили за
выполнением домашнего задания, уставший ребенок все равно на следующий день принесет
«двойку» или «тройку». Помните, что любому человеку нужно отдыхать, а ребенку тем
более!
Правильное питание – залог успешного обучения
Современные исследования показали, что мозг – это один из тех органов, который от
неправильного питания страдает в первую очередь. Поэтому, если ваш ребенок стал
раздражительным, быстро утомляется, плохо запоминает учебный материал, стал получать
более низкие отметки в школе, посмотрите на то, чем он питается.
Самой главной группой витаминов для мозга является группа витаминов B. Витамины
этой группы отвечают за работу памяти, внимание и способность к обучению. Для
улучшения памяти необходимо, чтобы в рационе ребенка присутствовали такие продукты,
как: орехи, молоко, рыба, курица, мясо, печень, гречка, свежие овощи и фрукты. Если
что­то из продуктов ребенку кажется невкусным, насильно есть не заставляйте.
Попробуйте подойти к этому вопросу творчески: красиво оформите блюдо, поищите новые
рецепты, где этот продукт можно подать в выгодном и вкусном свете. Развивайтесь сами, и
ваш ребенок будет развиваться вместе с вами!
И помните: любящие, заботливые и мудрые родители – залог того, что ребенок будет
не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей
Личностью!
Поэтому не жалейте времени, не отталкивайте ребенка, если он подошел к вам с
вопросом или хочет поговорить по душам. Следите за его здоровьем и поощряйте его
успехи. Будьте с ребенком в дружеских отношениях. У вас все получится, стоит только
захотеть!
Удачи и терпения!!!