Что читать детям которые идут в школу. Нужно ли уметь читать ребенку в первом классе. Чем увлечь ребенка во время чтения

Чтение ребёнок должен освоить ещё до того, как пойдёт в первый класс. Ведь читающий ученик имеет гораздо меньше трудностей с обучением в целом. Информацию о том, как научить вашего ребёнка читать бегло, вы найдёте в данной статье.

Обучение чтению — главная задача в 1 классе

Техника чтения

В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.


Что такое техника чтения у детей

Причины медленной скорости чтения

  • Слабая оперативная память, когда ребёнок через 3-4 слова забывает прочитанное и поэтому не может уловить суть предложения.
  • Слабая концентрация внимания и отсутствие усидчивости.
  • Мало практики. Здесь всё просто: читаем больше – читаем лучше.
  • Низкий объем оперативного поля зрения. Расширить его можно при помощи таблиц Шульте (читайте ниже).
  • Отсутствие заинтересованности к чтению.

Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги — и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?


Совместное чтение — лучший способ привить любовь
  • Ограниченный словарный запас. Заниматься с ребёнком нужно не тогда, когда уже начались проблемы, а значительно раньше – с самого раннего возраста. Общайтесь с малышом на всевозможные темы, терпеливо отвечайте на все его вопросы, рассказывайте увлечённо, постепенно добавляя в лексикон малыша всё новые слова.
  • Наличие регрессии, когда маленькие глазки постоянно норовят вернуться к уже прочитанному слову.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция. Правильное произношение всех звуков должно быть выработано до того, как вы начнёте усиленно работать над скорочтением.
  • Дислексия – серьёзное, но вполне поправимое нарушение. У ребёнка теряются способности к овладению навыками чтения, но при этом общая способность к обучению сохраняется. В данном случае правильнее всего обратиться к квалифицированным специалистам – дефектологу и логопеду.

Причины дислексии — нарушения чтения

Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.


Надо ли научить ребенка читать до школы

Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:

  1. Совет №1. Занятия должны быть регулярными. Вы не получите достойного результата, если будете уделять время для чтения с ребёнком лишь от случая к случаю. Не прекращайте заниматься и в каникулы, даже когда закончится учебный год.
  2. Совет №2. Важно иметь правильный настрой. Как научить ребёнка любить читать, если родители сами относятся к данному занятию пренебрежительно? Воспринимайте чтение как нечто очень увлекательное, тогда ребёнок охотно будет заниматься.
  3. Совет №3. Постарайтесь подбирать литературу с красочными картинками и крупными буквами.
  4. Совет №4. Занятия можно проводить не только дома. Берите с собой книгу в поликлинику, в гости. В летний период выходите читать в парк – получите двойную пользу.
  5. Совет №5. Обязательно учитывайте характер ребёнка. Гораздо сложнее заинтересовать книгой непоседу. Он будет чаще отвлекаться, но ругать ребёнка за это не следует. Делайте более большие перерывы между занятиями, а также проявляйте фантазию. Научить ребёнка читать можно и в игровой форме.
  6. Совет №6. Прежде чем начать занятие, продумайте его тщательным образом, изучите материал. Предлагайте ребёнку только те книги, содержание которых вы достаточно изучили.
  7. Совет №7. Обращайте внимание не только на скорость чтения, но и на то, понимает ли ребёнок смысл текста. Попросите его объяснить прочитанный материал, подсказывайте, подталкивайте к нужной мысли.
  8. Совет №8. Чтобы научить читать вашего ребёнка увлечённо, с интересом, подходите к процессу обучения творчески: разыгрывайте сценки по произведениям, рисуйте любимых персонажей, придумывайте разные варианты финала.

О пользе семейного чтения

Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.

Занятия

Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.


Чтение игрушкам — увлекательная игра

Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.

Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.


Нельзя наказывать за не успехи в чтении

Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.

Закладка. Эта полезная вещица предназначена не только для того, чтобы отмечать страницу, на которой вы остановились читать. Логопеды также советуют использовать её и для борьбы с так называемой регрессией (когда ребёнок «оглядывается» на уже прочитанное). Как только слово будет прочитано, просто закрывайте его закладкой. Со временем такая привычка у ребёнка исчезнет, скорость чтения увеличится.

Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.


Таблицы Шульте для скорочтения

Таблица Шульте

Выше уже было сказано, что такая таблица помогает расширить объём поля оперативного зрения, научиться хорошо читать. Выглядит она как квадрат, который расчерчен на 25-30 ячеек равного размера. В данные ячейки произвольно вписываются цифры (или буквы). Задача ребёнка – найти все цифры по порядку как можно быстрее.

Вы прочитали статью о том, как научить ребёнка быстро читать. Но помните: какой бы вариант занятий вы ни выбрали, самое главное, что должны понимать родители – привить у детей любовь к книгам можно только собственным примером. Читайте сами, обсуждайте интересные книги за семейным ужином, посещайте всей семьёй библиотеку, и ваш ребёнок не просто научится бегло читать, но и будет делать это с удовольствием.

После окончания подготовки в школу нам перед первым классом выдали "багаж" с которым мы должны войти в новую жизнь.
Возможно, кому-то будет интересно. Иногда нужно "сверяться" :)
Стихи

  • Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар», «Иван Топорышкин», «Удивительная кошка» и др.
  • С.Чёрный «Приставалка» и др.
  • И.Токмакова «Ива, Осинка и Дуб», «Разговор Старой Ивы с Дождем» и др.
  • Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» и др.
  • Р.Сеф «Совершенно непонятно» и др.
  • В.Берестов «Читалочка», «Дракон» и др.
  • Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Все наоборот»
  • М.Бородицкая «Убежало молоко» и др.
  • Б.Заходер «Кавот и камут» и др.
  • C. Маршак «Календарь», «Стихи для детей»
  • А.Барто «Вовка - добрая душа», «Веревочка» и др.
  • С.Михалков «Дядя Степа», «Про Фому», «Стихи для детей»
  • Д.Родари «Чем пахнут ремесла» и др.
  • Ю.Тувим «Про пана Трулялимского» и др.
Рассказы.
  • Л. Толстой «Косточка», «Девочка и грибы», «Два товарища», «Мышка вышла гулять…», «Старый дед и внучек» (басня), «На что нужны мыши» и др.
  • К.Ушинский «Четыре желания», «Утренние лучи», «Играющие собаки»
  • А.И.Куприн «Сапсан»
  • М.Горький «Воробьишко»
  • М.Пришвин «Гаечки», «Как поссорились кошка с собакой», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ребята и утята»
  • К. Паустовский «Квакша», «Кот-ворюга»
  • В.Бианки «Синичкин календарь»
  • Е.Чарушин «Страшный рассказ», «Про Томку»
  • Г.Снегирев «Любопытные» (из книги «Про пингвинов»)
  • Н.Сладков «Осень на пороге», «Ласточка, ласточка»
  • В.Осеева «Почему?»
  • Е.Пермяк «Смородинка», «Как Маша стала большой»
  • Э. Шим «Жук на ниточке», «Брат и младшая сестра»
  • А.Митяев «Мешок овсянки» Р.Погодин «Жаба» (из книги «Откуда идут тучи»)
  • Н.Носов «Мишкина каша», «Дружок», «Шурик у дедушки»
Литературные сказки.
  • А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…»
  • П.Ершов «Конек-горбунок»
  • С. Аксаков «Аленький цветочек»
  • В.Одоевский «Мороз Иванович»
  • К.Ушинский «Никита Кожемяка»
  • А. Ремизов «Зайка»
  • В.Гаршин «Лягушка-путешественница»
  • Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-Длинные Уши-Косые глаза-Короткий хвост» (сб. «Аленушкины сказки»), «Серая шейка»
  • Н.Телешов «Крупеничка»
  • П.Бажов «Серебряное копытце»
  • В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
  • В.Сутеев «Яблоко», «Палочка выручалочка», «Кто сказал «мяу»?»
  • В.Бианки «Хвосты», «Как Муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки»
  • К.Паустовский «Дремучий медведь»
  • Н.Сладков «Медведь и солнце»
  • К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Путаница», «Федорино горе», «Тараканище», «Краденое солнце», «Чудо-дерево» и др.
  • С.Маршак «Двенадцать месяцев»
  • Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Огниво», «Принцесса на горошине»
  • Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка», «Жареная кукуруза»
  • Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Как было написано первое письмо»
  • Д.Родари «Мышка, которая ела кошек»
  • Д.Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски», «Про поросенка, который учился летать»
Русское народное творчество.
  • Русские народные потешки, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки.
  • Русские народные сказки.
  • «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И.Карнауховой)
  • «Лисичка-сестричка и серый волк»(обр. Капицы)
  • «Кот-воркот», «Котофей Котофеевич» (обр. И.Карнауховой)
  • «Сивка-бурка» (обр. М.Булатова)
  • «Хаврошечка» (обр. А.Толстого)
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А.Толстого)
  • «Царевна-лягушка» (обр. М.Булатова)
  • «Василиса Прекрасная» (обр. А.Афанасьева)
  • «Волшебное кольцо» (в обр. А.Платонова)
  • «Снегурочка» и др. сказки в обр. В.Даля
  • Сказки народов мира.

Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами, а впоследствии - вялыми попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изложении.

Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ним бороться вообще? - вот тот вопрос, который в той или иной связи часто задают родители. Попробуем разобраться.

В чем причина того, что сегодня дети в среднем читают меньше, чем их сверстники 15-20 лет назад? Можно предположить, что ответственны за это несколько причин, в том числе - изменение характеристик информационного потока, общее ускорение темпов жизни, смена общественных ценностей и изменившееся отношение к книге вообще. Начнем с последнего - наблюдая разноцветные развалы полуголых девиц и космических монстров (а именно так впервые видят книги наши дети), никакому нормальному человеку не придет в голову произнести какую-нибудь вполне банальную для предыдущих поколений фразу, типа «Всем лучшим в себе я обязан книге» или «Любите книгу - источник знаний» или даже «Книга - это святое». До высоких библиотечных залов и пыльных фолиантов доходят далеко не все, а книжные развалы во множестве видел любой ребенок абсолютно любого возраста.
Далее. Все большее количество информации, особенно информации актуальной для юношества и масскультуры в целом, идет сегодня через аудио- видеопродукцию, телевизор, а также через компьютер и компьютерные сети. Это объективная реальность, и с этим ничего не поделаешь.
Общее ускорение темпов жизни и, пожалуй, даже каких-то сторон мышления заключается в том, что ребенок с детства привыкает к определенному удельному количеству информации и событий на единицу экранного или книжного времени. Это количество, судя по современным мультфильмам и видеоклипам, очень велико. Большинство взрослых просто не способно следить за этими бесконечными «шлепами», погонями, содроганиями и падениями, которым с неунывающим постоянством подвергаются современные мультяшечные герои. Дети делают это легко. Привыкнув к такой «плотности информации», наши дети, естественно, с трудом читают, к примеру, английские или русские романы девятнадцатого века, где скорость существования событий и образов принципиально отличается от последнего клипа группы «Ногу свело» или современной продукции диснеевской киностудии. Для того чтобы они все же это делали, нужны специальные приемы, о которых мы будем говорить ниже.

И наконец, сегодня ребенок или подросток, проводящий большую часть своей жизни за чтением художественной или научно-популярной литературы, часто воспринимается другими детьми как почти комический персонаж. Даже если это и не так, то у сверстников, во всяком случае, возникают (зачастую обоснованные) сомнения в адаптивности такого ребенка, то есть молодёжное общественное мнение постепенно отходит от «высоколобых» в сторону компанейских «своих парней и девчонок». Тем самым мы снова, уже в следующем поколении «догоняем Америку».

Подведем итог. Дети мало читают, и это вроде бы нормально. Но предположим, что мы имеем достаточно культурную, читающую семью, которая праведно и слегка снобистски дрожит от современного засилья масскультуры и которая хотела бы любыми средствами добиться того, чтобы их дети читали книги. Что делать таким родителям? В первую очередь, определиться. Что вы хотели бы видеть в руках своих детей? Современное криминально-любовно-фэнтезийное чтиво? Здесь не стоит даже особенно напрягаться. С самого раннего детства покупайте ребенку комиксы про черепашек-ниндзя и похождения куклы Барби. Позже купите пару литературных изложений любимых сериалов ребенка, сами чи¬тайте и обсуждайте в семье последний детектив Александры Марининой или последний фэнтезийный роман Ника Перумова. Рано или поздно ребенок тоже присоединится к вам. Если все же не присоединился, не расстраивайтесь, не так уж много он потерял. К тому же еще не вечер. Все будет хорошо.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок «нес с базара Белинского и Гоголя», зачитывался Пушкиным, Мольером и Достоевским? Вот здесь придется потрудиться. Для начала придется забыть о комиксах и журналах с наклейками. Читайте вслух маленькому ребенку детскую «классику», приучая его и к странноватым на взрослый слух народным сказкам (попробуйте африканские - сами получите огромное впечатление), и к вяловатым описаниям Бианки, и к суховатой политизированности Родари, и к явной социалистический риторике Носова. Не забудьте о дидактике Льва Толстого и Константина Ушинского.

Начиная с пяти-шести лет плотно переходите к историческим повестям для детей («Приключения первобытного мальчика», «Листы каменной книги»), рассказам о животных и сентиментальным повестям (Лидия Чарская, «Маленький лорд Фаунтлерой» «Без семьи" и т. д.). Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не бросайте читать ему вслух, потому что он, конечно, свободно читает букварь или хрестоматию для второго класса, но большие, интересные книжки ему самому еще не осилить. Можно читать по очереди, можно устраивать семейные чтения. Но где-то начиная с восьми лет вы проявляете хитрость. Хитрость заключается в том, что чтение обрывается на самом интерес ном и драматичном месте, у вас появляется неотложное дело, а книжка остается лежать на углу стола. Вряд ли эксперимент пройдете первой или даже пятой книжкой. Но когда-нибудь наступит такой момент, что ребенок устанет «ждать милостей от природы» и возьмет их сам. Дальше ваша задача - осторожно и настойчиво подсовывать ребенку книги. Упаси вас Бог идти по пути прямых рекомендаций. Книжки должны нена-вязчиво появляться в вашем доме. Они могут приноситься из библиотеки и просто «выползать» из шкафов. Для начала это должен быть именно тот жанр, к которому принадлежала «первая» книга ребенка. Историческая повесть о первобытных людях? Пожалуйста! Вот тебе еще одна. «Волшебник Изумрудного города»? Вот тебе продолжение! И так далее. Постепенно расширяйте палитру жанров. Если ваш ребенок с детства привык на слух воспринимать неадаптированный, высокохудожественный текст, то его возможности уже в третьем-четвертом классах весьма широки. Автору известны дети, которые в девятилетнем возрасте с удовольствием читали зануднейшего «Властелина колец», Жюля Верна и «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». И помните: ребенку, который «научился читать» в вышеописанном смысле, никакие мультики и компьютерные игры не помеха. Он уже умеет воспринимать систему образов с печатного листа настоящей книги, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир. Ино¬гда, подрастая, такие дети перестают читать нравящиеся родителям книги и переходят к современной литературе. В этом нет ничего страшного. Вы сделали все, что могли, и к Пушкину, Шекспиру и Достоевскому ваши дети еще вернутся на следующих этапах возрастного развития.

Молодые мамы часто размышляют над тем, что мешает детям полюбить читать. Частый ответ - гаджеты тому вина. Посмотрите на этот вопрос с другой стороны. Что же помогает детям полюбить читать?

Вот 3 действия, которые подготовят ребенка к периоду самостоятельного чтения. Подумайте об этого прежде, чем ребенок впервые возьмет в руки книги, чтобы самостоятельно почитать.

Перед тем как подойти к первому самостоятельному чтению, у ребенка уже возникло отношение к книгам. Большинство мам читают детям с раннего детства. Малыш получает первое представление о книгах, когда мама читает ему, и они вместе рассматривают картинки. Гораздо лучше читать ребенку понемногу и фокусироваться на сюжете, нежели ставить аудиокнигу или читать ребенку фоном, когда он занят другим делом. Фоновое чтение обесценивает книгу. Это всего лишь шум. Сколько времени уделять чтению? До тех пор, пока ребенок заинтересован. Полезно будет обратить внимание на то, что привлекло ребенка в книге и в этом удовлетворять его интерес. Внутренняя готовность к восприятию книг закладывается позитивным опытом в раннем детстве.

2. Обучите ребенка звукам и буквам

После того как у ребенка зародился интерес к книге, наступает очередь подготовиться к самостоятельному чтению технически. Для этого ребенок изучает звуки и буквы. С их помощью дети пробуют читать. На этот счет есть много методик. Каждая мама выбирает подходящую для своего ребенка. После изучения инструмента, с помощью которого ребенок пробует читать, тут нужны книжки. С ними ребенок укрепится в навыке чтения и приобретет новый ресурс для получения знаний. С увлекательной книгой также можно интересно провести время. Какие же должны быть первые книжки, чтобы ребенок зачитал?

3. Подберите подходящие книги

Книги для первого самостоятельного чтения - особенные. Они сильно отличаются от тех, которые взрослые читают детям. У книг для самостоятельного чтения четкая задача - помочь детям научиться читать и при этом получить удовольствие от чтения. При выборе книг для любимого ребенка важно учитывать следующее:

Текст

  • Крупный шрифт.
    Дает легкость в прочтении текста.
  • Легко читаемая гарнитура.
    Форма букв округлая, а не угловатая.
  • Расстояние между буквами больше, чем в обычных текстах.
    Помогает видеть каждую букву отдельно. Маленькое расстояние визуально сливает буквы и их трудно читать.
  • Расстояние между строк больше, чем в обычных тексте.
    Оно зрительно разделяет строки, из-за чего легче читать.
  • Контрастный фон.
    Помогает четко видеть буквы.

Самая большая ценность в тексте – это сюжет. Он просто обязан быть увлекательным. Иначе чтение будет скучным и нудным занятием, от которого захочется скорее избавиться. Что, к сожалению, часто дети и делают. К 4-5 годам ребенок ощущает себя уже большим и умным. Чтение сказок «Колобок» и «Репка» не увлекает. Дети, конечно, читают то, что предлагают взрослые. Это скорее вынужденное чтение, нежели чтение по интересу. И это следует признать.

Тогда что же интересно детям дошкольного возраста? У каждого ребенка свои увлечения, но есть тема, интересная большинству детей данного возраста. Это они сами! Дети 4-6 лет любят общаться. Взаимодействуя друг с другом, они учатся социализации. Таким образом, они познают самих себя и себя в обществе. Когда дети читают о таких же детях, как они сами, и о тех ситуациях, которые происходят с ними в жизни, то это резонирует с их чувствами и состояниями. Этим интересом книга дотрагивается до сердца ребенка. Чтение с занятным сюжетом становится легким, потому что ребенок фокусируется на интересном вместо скрупулезного распознавания букв. Незаметно для себя прочитывает книжку, делится впечатлениями с близкими людьми. Не задумывается, легко ли было читать или трудно. Это как раз и есть чтение на интересе.

Замечательно, а как же ребенок прочтет текст без концентрации на буквах, если только научился читать, спросите вы. И будете правы. Ребенок читает захватывающую книгу на одном дыхании, когда текст не только интересный, но и по силам для него. То есть самые первые книги легко читать, когда в них по 1-2 коротких слова на страницу. С таких книг ребенок легко начинает читать. Следующие книги уже будут с одним простым предложением на страницу. Затем 2 предложения на страницу. И так последующее усложнение с каждым шагом. Именно постепенное усложнение развивает навык плавно и результативно.

Кроме того, чтобы книги были по силам, их должно быть много. Прочтение множества книг с одной и той же сложностью текста укрепляет навык чтения. Один ребенок захочет прочесть 10 таких книг и затем выбрать книги посложнее. Другой будет рад прочитать 20-30 и только после этого возьмет более сложный текст. Дети переходят к усложнению тогда, когда чувствуют уверенность и готовность двигаться дальше.

Иллюстрации

  • Простые, реалистичные и понятные.
    Передают одну конкретную мысль, чтобы сохранить ясность сюжетной линии.
  • Цвета умеренно яркие.
    Влияют на эмоциональное восприятие.
  • Рисунок отображает текст.
    Помогает понять содержание.

Общие характеристики

  • Размер книги.
    Критерий размера детской книжки – удобство. Ребенок сам держит книгу, без помощи взрослого, и перелистывает.
  • Количество страниц.
    Соответствует сложности текста.
  • Грамотность.
    Пропуск букв, опечатки, ошибки не допустимы. Ребенок впитывает данность как правильность. Не способен увидеть ошибку.
  • Ясность в сюжете.
    В книге есть начало, середина и конец истории.
  • Текст в книге обращен только к детям. Уже с первых страниц ребенок ожидает увидеть историю для него. Текст для взрослых мешает.

Успешность первого самостоятельного чтения с такими книгами велика. С ними ребенок приобретет самостоятельность, уверенность в себе, улучшит навыки чтения и откроет для себя нового друга - Книгу. Попутно научится делиться впечатлениями о прочитанном, ясно и понятно выражать мысли, критически оценивать свои умения.

Все это ребенок получит при условии – если мы, взрослые, будем поддерживать его. Как это сделать? Вот как мы можем помочь:

– Создать подходящую среду для чтения. Комфортное место и удобные книжные полки, откуда ребёнок может сам легко брать книги. Достаточное количество книг по интересам и по силам прочесть самому.

– Создать благоприятную атмосферу для чтения, выделить для этого конкретное время дня.

– Дать ребенку рассматривать иллюстрации и читать слово или предложение столько времени, сколько он хочет. Не торопить.

– Отвечать на заданные им вопросы по книге.

– Выслушивать впечатления о прочитанном, если даже иногда непонятно и долго. Помогать наводящими вопросами выразить мысль.

– В непосредственной среде мотивировать ребенка на чтение. Показывать, что текст несет информацию. Как пример – писать записки для ребенка, предлагать прочесть простые инструкции.

– Позитивно относиться даже к малейшим успехам в чтении и не фокусироваться на неудачах.

– Показать ценность чтения книги, и не поощрять чтение «конфетами».

Когда родители учитывают эти моменты, важные для подготовки и для первого самостоятельного чтения, то ребенок читает взахлеб, упивается чтением, глотает книги… При этом учеба дается легко, потому что успешность обучаться напрямую зависит от навыка чтения. Читающий ребенок уверен в себе и готов к саморазвитию. Это так радует родителей и дает лишний раз испытать чувство радости и гордости за ребенка.

Должен ли ребенок уметь читать в первом классе? Этот вопрос очень интересует родителей, у которых ребенок поступает в школу. Отметим, что хоть немного умеющий ребенок, предоставляет намного меньше хлопот учителю во время урока. В данной статье вы можете найти ответ на волнующий вас вопрос и понять, каких принципов вам необходимо придерживаться во время подготовки к первому классу. Ребенка необходимо подготавливать к школе еще за долго до поступления в нее.

Уровень чтения первого класса

Семилетний возраст ребенка, является самым оптимальным для поступления в первый класс. В начальных классах уроки чтения предоставляются для повышения уровня техники чтения. Школьник обязан уметь читать с выражением и без ошибок, идеальный барьер – 30 слов в минуту. Обязательно необходимо обратить внимание на то, как ребенок устанавливает ударения в читаемых словах. Также следует заставлять ребенка вдумываться в читаемое, чтобы после прочтения он мог с легкостью пересказать текст.

Причины медленного чтения

Уметь читать в первом классе ребенок должен более или менее нормально, чтобы учитель мог уделить внимание всем детям одинаково. Ведь если ваш ребенок не имеет никаких навык в чтении, он может требовать больше внимания от учителя, тем самым забирая время у учителя и остальных учеников. Также вы должны быть готовыми к тому, что учитель будет задавать вашему малышу больше домашних упражнений, чтобы повысить технику чтения:

  • слабый уровень оперативной памяти, то есть ребенок может забывать прочитанный текст через каждые три, четыре слова. Следовательно, ребенок не улавливает всей сути рассказа;
  • отсутствие концентрации внимания, а также слабая усидчивость;
  • отсутствие дополнительного чтения. Чем больше ребенок уделяет времени чтению, тем лучше он будет читать;
  • слабый объем оперативного поля зрения;
  • нет заинтересованности к чтению.

Множество родителей интересуются способами обучения детей чтению, а также к развитию любви к книгам, но, к сожалению, они не могут найти однозначный ответ. Чтобы найти более подходящий подход к своему ребенку, вам нужно присмотреться к нему по внимательнее, а также учесть все его увлечения. Ведь обучить чему-либо ребенка можно посредством игры или его любимого увлечения. Вы обязательно найдете подход к своему чачу и заинтересуете в чтении.

Следует отметить, что уметь читать в первом классе ребенок может благодаря постоянному пополнению словарного запаса. Чтобы у ребенка не возникли проблемы с чтением в школе, нужно обратить внимание на занятия с ребенком за два или три года до поступления в школу. С самого раннего возраста нужно как можно больше разговаривать, чтобы у ребенка увеличивался словарный запас. Общение должно происходить на самые различные темы. Следует отвечать ребенку на все поставленные им вопросы, а делать это следует сдержанно и более информативно. Именно посредством общения, ребенок получает множество интересной и полезной для него информации, которая может ему пригодиться в умении чтения в первом классе.

Есть такое понятие, как регрессия. Это тот случай, когда глаза ребенка постоянно возвращаются уже к прочитанному слову, а именно к тому, которое ему понравилось больше всего. В данном аспекте необходимо дать упор на развитие внимательности.

Также в обязательном порядке необходимо обратить должное внимание на развитость дикции, ведь если с ней возникли проблемы, их нужно срочно истреблять, иначе ребенок будет постоянно иметь проблемы не только с чтением, но и в разговоре. Чтобы снизить уровень плохой дикции, необходимо усиленно работать над выражением и скоростью чтения.


Если проверки техники чтения в школе выяснилось, что ребенок читает довольно медленно, то вам следует запастись терпением. Прежде всего нужно ознакомиться с несколькими советами, которые помогут вам и вашему малышу решить проблему с чтением:

  1. Регулярное чтение в свободное время. Вы можете не заметить никаких сдвигов и улучшений в технике чтения, если будете уделять мало времени на занятия. Не следует прерывать обучение даже во время каникул и по окончанию учебного года.
  2. Нужно иметь правильное настроение и поставить перед собой цель. Вам нужно воспринять сие занятие как нечто увлекательное, в таком случае ребенок поймет, что это очень интересно и будет заниматься намного охотнее.
  3. Следует подобрать для ребенка литературные произведения, которые изложены с красочными картинками.
  4. Заниматься чтением можно не только в стенах дома, но и при прогулках в парке или в поликлинике.
  5. Следует обязательно учесть характер ребенка. Если ваш ребенок в обычной жизни непоседа, то его довольно тяжело уговорить и завлечь спокойным занятием – чтением. Он будет очень часто отвлекаться, однако ругать за это совершенно не стоит, так как в последующем он может делать вам назло и отказываться от занятий.
  6. Попробуйте сделать занятие в игровой форме. А также предварительно самостоятельно изучите материал, который планируете предложить малышу.
  7. Обратите внимание не только на быстроту чтения, но и на то, понятен ли ребенку сам смысл материала.

Чем увлечь ребенка во время чтения?

Чтобы ребенок умел читать в первом классе, необходимо заранее начать подготовку. Чтобы завлечь малыша интересным чтением, нужно придумать для него интересные варианты. Например, можно предложить будущему первокласснику прочитать книгу своей любимой игрушке. Во время чтения можно поставить возле малыша его любимую игрушку или куклу, чтобы тот в свою очередь «развлек» ее интересной книгой. Пусть ребенок представит себя учителем, так ему будет гораздо интереснее и увлекательнее.

Следует обратить внимание на то, что маленькому ребенку нужно уметь читать в первом классе, а для этого нужно давать небольшие и красочные тексты, где предложения короткие и максимально понятные. Так ребенок сможет быстро усвоить всю информацию.

Чтобы ребенок умел читать в первом классе четко, нужно учить скороговорки. Обычно, данное занятие приносит малышу смех и радость, ведь это так забавно, когда ни у родителей, ни у самого малыша не получается правильно прочесть. Но требуйте от будущего школьника четкого произношения.

Ребенок должен хоть немного уметь читать в первом классе. Данный факт значительно улучшит его успеваемость, то есть малышу будет намного проще воспринимать всю информацию. Уделяйте своему чаду больше свободного времени, тем самым вы сможете подготовить малыша к школьной программе на должном уровне. Желаем вам и вашему первокласснику высоких достижений в учебе!