Виды и способы выполнения аппликации. Урок технологии, «Аппликация с плетением». план-конспект урока по технологии на тему Аппликация с использованием различных материалов

Цели урока:


3. П

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: Методист: Буторина В.В.

Класс: 2 Студент: Гулакова Ирина

Кабинет: Александровна 36 группа

Учитель:

Дата: 12.11.15

Время:

Тема: «Аппликация с плетением».

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1. Воспитывать интерес к предмету;

2. Развитие памяти, внимания, творческих способностей;
3. П ознакомить детей с новым изделием из бумаги;

4. Развить навыки мыслительного анализа последовательности изготовления изделия и практического выполнения задания.

5. Формирование умений и навыков по выполнению аппликации с плетением.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

Научить выполнять аппликации с плетением ;

Дать представление о конструкции изделия и форме;

Учить правилам безопасного пользования инструментами;

Учить работать по: схеме, инструкционной карте;

Закреплять полученную информацию.

Развивающие:

Психологические

Развивать: моторику мелких мышц и глазомер;

  1. Общеучебные умения

Учить: наблюдать и сравнивать;

Развивать самостоятельность: под контролем учителя;

Технологические

Развивать : актуализировать, те технологические умения, которые необходимы для изучения новой темы урока

Воспитательные:

Воспитывать: уверенность в себе, уважение к своему и чужому труду, аккуратность, внимательность, любознательность; культуру труда: организация рабочего места, поддержание чистоты во время работы, качество выполнения технологических операций и др.

Проблема урока :

Проблема урока – учащиеся на уроке должны изучить новый вид работы из бумаги: «аппликация с плетением».

Оборудование для учителя: презентация: технологическая карта, термин, иллюстрации; образцы изделий.

Оборудование для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш, картон.

Словарная работа : Аппликация - способ получения изображения ; техника декоративно-прикладного искусства.

Аппликация -

Этап урока

Хроно-метраж

Деятельность

учеников

УУД

Оргмомент

1 мин.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнем,

И урок труда начнем.

Проверка готовности рабочих мест:

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Слушают учителя

Целеполагание (Р)

Смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Сообщение темы и задач (проблемы) урока

2 мин.

Ребята, название поделки, которую мы с вами будем делать, отгадайте вот в этой загадке:
Не хожу и не летаю,
А попробуй догони,
Я бываю золотая
Ну-ка в сказку загляни.
(Ответ – Рыбка).

Какие сказки про рыбку вы знаете?
(Ответ – "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин,
"По щучьему велению" русская народная сказка.)
Сейчас мы будем складывать рыбки по технике «Аппликация с плетением».

Отвечают на вопросы учителя

Подготовительная работа

3 мин.

Посмотрите на аппликацию, которую вы будете сейчас делать.

Скажите, из каких материалов она сделана? (из цветной бумаги и картона)

При помощи чего все детали соединены между собой? (при помощи клея ПВА)

Как изготовлена рыбка? (плетением из полос)

Да, всё вы правильно сказали, используя технику плетения, я изготовила рыбку.

Отвечают на вопросы учителя по аппликации

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Словарная работа

2 мин.

Давайте, вспомним что такое аппликация? Какие виды аппликаций вы знаете?

Аппликация - вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево.

Проводят словарную работу

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Объяснение нового материала:

анализ образца;

7 мин.

Ребята, посмотрите внимательно на аппликацию, как вы думаете для чего мы можем сделать рыбку?

Как вы думаете, это сложная или простая работа? (сложная)

Из каких деталей состоит наша рыбка? (форма рыбы (шаблон) и полосок)

Какая форма нашего изделия? (плоская)

Из чего выполнена рыбка? Почему? Может быть использован другой материал для изготовления изделия? Почему? Какой?

Из каких инструментов выполнена работа?

Каким способом соединены детали изделия? Как по-другому можно соединить детали изделия?

С помощью чего оформлено изделие?Как по-другому можно оформить это изделие?

Рассматривают аппликацию.

Отвечают на вопросы

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Учет различных мнений (К)

  • открытие новых технологических сведений;

1 мин.

Какой технический способ тебе еще не известен?

Давайте, подберем материалы для нашей поделки. Назовите их.

Вам понадобиться пол листа а4 синего картона, шаблон рыбки, цветная бумага для полосок и оформления.

1.Вы возьмете синий картон.

2. Из цветной бумаги вырежете рыбку по шаблоны.

3. Вы вырезаете по линейке или на глаз одинаковые полоски из цветной бумаги.

4. Делаете надрез у рыбки.

5. Приклеиваете полоски к рыбке.

6. Приклеиваете рыбку с полосками к картону.

7. Оформляете поделку.

Слушают план работы

Структурирование знаний (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

  • планирование предстоящей деятельности;

3 мин.

Давайте, составим план работы.

  1. Разметать детали по линейке;
  2. Вырежи детали.
  3. Выполни надрезы;
  4. Выполни плетение;
  5. Собери, выполни отделку.

Составляют план работы

Выполнение действий по алгоритму (Р)

  • повторение плана работы.

1 мин.

Ребята, кто может повторить план работы?

1.Так же я хочу дать вам советы: при плетении полоски должны плотно прилегать друг к другу.

2. Концы полосок приклеивай к изнаночной стороне изделия.

Повторяют план работы

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Физминутка

2 мин.

«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза. расслабится, помассировать веки,
слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны - выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.)

Самостоятельная работа

20 мин.

Самостоятельно подготовьте материалы из которых мы будем делать рыбку.

  • Инструкция по технике безопасности:

Во время работы быть внимательным и аккуратным.

Быть осторожным с колющими и режущими инструментами. Передавать инструмент товарищу только ручкой вперёд. Располагая инструменты на столе, следить, чтобы инструмент не упал.

Инструмент применять только по назначению и в соответствии с правилами.

Посуду с клеем надёжно устанавливать на рабочем месте.

Приступать к работе только после соответствующего инструктажа и разрешения учителя.

Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не свалить бумагу, клей, вырезанные, но не наклеенные детали для аппликации.

Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам

  • План работы:
    1. Показ настоящих рыбок (иллюстрации).
    2. Показ вариантов рыбок из бумаги.
    3. Пояснения к инструкционной карте.
    У учащихся смотрят на слайде инструкционную карту.
  • Мы будем работать по уже выбранному плану :
  1. Разметка деталей изделия.
  2. Заготовка деталей изделия.
  3. Сборка изделия.
  4. Оформление изделие.
  5. Анализ результатов собственной деятельности.
  6. Уборка рабочих мест.

Готовятся выполнять работу

Повторяют технику безопасности

Повторяют план работы

Структурирование знаний (П)

Учет различных мнений (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Построение логической цепи (П)

Выполнение действий по алгоритму (Р)

Выполнение пробного учебного действия (Р)

Моделирование (П)

Итог урока

3 мин.

Сегодня мы с вами изготовили очень красивую аппликацию. Вам понравилось? (Да).

Ребята, давайте посмотрим все работы, сначала первый ряд поднимут свои работы и все посмотрят на них, потом второй ряд, и наконец третий ряд, поднимите свои работы.

Я увидела много красивых и аккуратных работ.

Какой вид аппликации выполняли?

Какую работу делали?

Ребята, давайте проведем рефлексию, у вас на столах лежат две карточки: красная и зеленая, если вы узнали что-то новое на уроке поднимите зеленую карточку, если же вы нечего не узнали нового поднимите красную карточку.

Подводят итоги

Смотрят работы своих одноклассников

Отвечают на вопросы

Проводят рефлексию

Анализ, синтез, сравнение (П)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Оценка (Р)


Содержание

Введение…………………………………………………………….….…………3

1.Виды аппликаций из бумаги и картона………………………….……………5

2.Методика обучения младших школьников технологии……….….………..10

Выводы………………………………………………..……………….….……..16

Список использованных источников………………….………………..……..17

Введение

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Актуальность. Развитие детского художественного творчества приобретает все большее значение. Детское творчество реализуются в разных видах художественной деятельности, и дело учителя создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. Меняются времена и уклад жизни, появляются новаторские методы воспитания, но аппликация остаётся одним из основных видов детского творчества. И маленькие дети, ещё не умеющие толком разговаривать, и дети постарше любят мастерить из бумаги – самого доступного, лёгкого в использовании и универсального для создания разнообразных поделок материала.

Уроки аппликации – наилучшая из возможностей для развития у ребёнка не только умения фантазировать и искусно воплощать фантазии в виде поделки из бумаги своими руками, но и таких навыков, как усидчивость, опрятность, сосредоточенность. К тому же создание аппликации из цветной бумаги способствует развитию мелкой моторики – способности координировать ребёнком движения пальцев рук, считается, что степень развитости мелкой моторики напрямую связана с общим развитием ребёнка, уровнем его обучаемости. Неудивительно, что ребёнок, умеющий мастерить поделки из бумаги, гораздо быстрее учится правильно говорить, читать, писать. Поэтому детское творчество так важно.

Совершенствование уроков изобразительного искусства с применением художественного творчества остается одной из наиболее актуальных проблем. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве. А ппликационные работы с бумагой являются одним из способов формирования творческих способностей обучающихся начальной школы на уроках ИЗО.

    Виды аппликаций из бумаги и картона

Аппликация - создание панно или орнаментального украшения из различных цветных материалов: бумаги, картона, материи, соломки и т. п. Кусочки материи или бумаги накладываются на украшаемую поверхность, которая является фоном для элементов узора или панно.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков, текстов.

Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы: разница размеров фигур первого и второго плана, их расположение относительно края листа, яркость и насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.

Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи:

создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т.д. Данная классификация даёт представление о богатстве изобразительно - выразительных средств аппликации и позволяет представить ее возможности.

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, "слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).

Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметричную аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т.д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности.

Асимметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.

Другой вариант использования геометрических форм - конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое "плоскостное моделирование" из фигур одинаковой или различной формы несмотря на упрощение и стилизацию дает не только возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Возможно и использование геометрических фигур в соседстве с негеометрическими, когда нужно передать особенности формы таких предметов, как мяч, шар, дом и т.п.

Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.

Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой.

Рваная аппликация изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку выполнены из гофрированной или тисненой бумаги.

Аппликация целыми силуэтами представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов.

Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов. Эти два последних вида аппликации наиболее часто встречаются в практике обучения младших школьников.

Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

Однослойная аппликация предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.

Многослойная аппликация выполняется путем наклеивания на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

Итак, прежде чем приступить к выполнению аппликации, необходимо решить, какие она будет иметь характеристики, т.е. какой она будет по содержанию, по количеству цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу изготовления деталей, по степени прилегания их к основе, по количеству деталей и способу их крепления. Кроме того, нужно иметь представление об особенностях в аппликации композиции (взаимосвязь между размерами и расположением основных фигур на выбранном формате), колорита (сочетание цветов, их гармония и соответствие содержанию аппликации), приемов передачи объема и перспективы.

Еще одним немаловажным моментом является выбор материала для работы, поскольку бумага имеет множество разновидностей по свойствам и внешнему виду. Правильный выбор бумаги позволяет добиться выразительности образа, его точности, соответствия содержанию и стилю работы. Разнообразие видов и свойств бумаги служит дополнительным источником разнообразия аппликационных изделий.

И наконец, для работы с бумагой требуется целый набор инструментов и приспособлений. От того, насколько подготовлено рабочее место, зачастую зависит не только качество аппликации, но и вообще возможность её выполнения.

2.Методика обучения младших школьников технологии

В системе по эстетическому воспитанию детей школьного возраста начальных классов большое место на уроках технологии должно быть отведено аппликации. Аппликация – это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение, познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Происходит постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Различают следующие виды аппликации:

1. По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная.

2. По количеству используемых цветов: силуэтная (монохромная), цветная (полихромная).

3. По форме: геометрическая, не геометрическая.

4. По способу изготовления деталей: резанная, рваная.

5. По количеству деталей: целая силуэтная, раздробленная на части, мозаика.

6. По способу крепления деталей: однослойная и многослойная.

Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение – невозможно.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Для проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная его подготовка. Проектируя занятие, необходимо четко и ясно определить цель и результаты предстоящей деятельности, четко сформулировать задачи, которые будут поставлены перед детьми.

1. Подобрать методы обучения.

2. Подобрать материал для работы детей (подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера, проверка и заточка простых карандашей и т.д.) и материал для показа и объяснения педагога (приготовление образца, материала для показа приемов вырезывания и т.д.).

3. Во время проведения занятия вовремя организовать коррекцию ошибочных действий учащихся.

4. Непосредственно перед занятием подготовить доску, проветрить помещение.

Занятия проводятся как фронтально, так и индивидуально, что обусловлено темой, различным уровнем подготовки учащихся и их индивидуальными особенностями. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения.

Структура занятия по аппликации.

1. Вводная часть.

Слова, с которыми обращается педагог к детям, должны быть эмоциональными и заинтересовать детей предстоящей работой, создать живой образ того, что дети будут вырезывать. Теоретический материал обычно даётся в начале занятия, когда дети наиболее работоспособны. Новую тему или задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение наглядным материалом. Рассматривание иллюстраций, картин и другого наглядного материала ведёт к развитию наблюдательности, творческому воображению.

Конкретные указания о способах выполнения работы, установление последовательности особенно важны. В этом дети, побуждаемые педагогом, также должны принимать активное участие – отвечать на вопросы, припоминать усвоенные ранее умения.

Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественные слова. Именно в водной части происходит мотивация детей.

2. Основная часть (практическая).

Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части. Педагогу необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. В практической части можно использовать приёмы, направленные на прямое обучение, например объяснительный рисунок педагога на доске мелом или на отдельном листе ярким карандашом или фломастером. Цель его – показать детям процесс создания изображения, последовательность выполнения аппликации. Именно в практической части урока происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирования логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого, нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе. Педагог выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков учеников. Вначале, знакомя детей с основами аппликации, педагог направляет их деятельность на правильное выполнение приёмов вырезания и наклеивания деталей, следит за качеством исполнения. При выполнении первоначальных заданий уместны различные упражнения, требующие от учащихся приобретения определённых навыков. Педагог должен добиться от детей точности и аккуратности выполнения этой подготовительной работы. Дети должны понять, что от неё в значительной мере зависит качество выполнения последующих работ.

Часть занятий, особенно на более поздних этапах, должна преследовать цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению первого опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.

3. Заключительная часть.

Происходит сравнение работ, похвала. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Развитию сенсорного восприятия способствует такие операции по обработке бумаги как сгибание, разрезание, разрывание и обрывание, наклеивание. Аппликация содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Для того чтобы создать аппликацию ребенку необходимо произвести разметку.

Различают следующие виды разметки на бумаге: на глаз, по трафарету, по шаблону, на просвет, через копировальную бумагу, сгибанием.

Значение занятий аппликацией для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Школьники в начальных классах на уроках технологии овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

В процессе аппликации создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Главная задача в эстетическом развитии посредством аппликации - это пробуждение у детей эмоционального отношения к природе. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми младшего школьного возраста учитель должен хорошо знать особенности этого возраста. У детей наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать, возможно, опять же лишь в деятельности.

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

Содержание и богатство чувств, выраженных посредством аппликации, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

Дети школьного возраста в начальных классах, как правило, не могут верно, оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления. Способность замечать, выделять красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния школы и семьи, то оно может задержаться.

Выводы.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными нарушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

У школьников появляется желание и потребность трудиться, т.к. эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от этого процесса и результатов.

И в заключение необходимо отметить, что аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство в частности техника аппликации в начальной школе позволяет решать те воспитательные задачи, которые сегодня являются одними из наиболее важных.

Список использованных источников

1. Выгонов, В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции,

подарки, модели [ Текст ] / В.В. Выгонов.- М.: «Первое сентября», 2002.

2. Выгонов, В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели,

игрушки [Текст] / В.В. Выгонов.- М.: «Первое сентября», 2000.

3. Лихачев, Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.:«Педагогика»,2002.

4. Перевертень, Г.И. Самоделки из разных материалов. [Текст] / Г.И. Перевертень. – М.: «Просвещение»,1985.

5. « »

Приложение

Цель урока: научить учащихся, выполнять аппликацию.

Задачи урока:

I. Ознакомить с техническими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации.

II. Развивать:

  • представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением;
  • логическое мышление;
  • умения и навыки выполнения аппликации.

III. Совершенствовать у детей способность эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства.

Оборудование и инструменты:

  • утюг,
  • гладильная доска,
  • ножницы,
  • швейная машина,
  • ручные иголки,
  • лоскутки ткани 15*15 см. одноцветные для фона,
  • ткани различных рисунков и расцветок для аппликации или с сюжетными рисунками,
  • нитки катушечные и мулине,
  • копировальная бумага.
Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 мин I. Организационная часть.
10 -15 мин II. Актуализация опорных знаний.

Ребята тема нашего урока “Аппликация”.

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.

В начальной школе вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов? (Слайд 1)

Давайте построим логическую схему и посмотрим, что представляет собой аппликация

(у учащихся на партах лежат аншлаги со словами)

ппликация, по виду материала, по способу прикрепления, природный материал, растительного происхождения, ветки, листья деревьев, цветы, семена, животного происхождения, покровные ткани, мех, кожа, механические ткани, косточки рыбьи, неприродный материал, бумага, белая, цветная, бархатная, приклеивание, термическим путём, полиэтилен, клеем, ПВА, “Момент”, пришивание, ручными стежками, прямые, петельные, машинными стежками, прямые, зигзагообразные.) (Слайд 2)

-из бумаги;

Природного материала.

10-13 мин III. Формирование новых умений и навыков.

Накладное шитьё существует с давних времён. Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками. (Слайд 3)

Какие ручные стежки вы знаете?

При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу. Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.

В технике накладного шитья орнамент может быть самый разнообразный: геометрический, тематический. Ткань изделия, ткань аппликации и нитки, используемые для вышивки, предварительно проверяют на прочность окраски. Для аппликации удобно пользоваться несыпучими тканями. Особенно хороши ткани типа сукна, драпа, тонкой искусственной и натуральной кожи. При выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – ситца, сатина, фланели, байки - проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.

На приготовленную, таким образом, ткань переводят рисунок для аппликации, учитывая при этом направление нитей ткани изделия и накладки: долевые нити накладки должны располагаться по долевым нитям изделия, а поперечные нити – по поперечным.

Почему это необходимо учитывать?

Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, если цвет ткани или структура её не позволяет использовать копировальную бумагу, то по рисунку делают выкройки из плотной бумаги или картона, накладывают на нужную ткань и обводят цветным карандашом, или тонким кусочком сухого мыла. А также можно применить готовый сюжетный рисунок вырезав его отступив 2-3 мм. по всему краю рисунка.

Вырезанные детали узора или рисунка примётывают к основной ткани-фону нитками мулине, шелковыми или полиэстер.

Можно ли прикреплять аппликацию хлопчатобумажными нитками?

Как вы думаете, кроме ручных строчек, какие ещё можно применить при выполнении аппликации? (Слайд 4)

Ответ: прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные.

Ответ: после стирки изделия, место прикрепления аппликации может стянуть, если она неверно расположена.

Ответ: Нет. Так как со временем х/б нитки выцветают.

Ответ: машинная зигзагообразная строчка.

45 мин IV. Применение полученных навыков

Практическая самостоятельная работа. Предложить работу на выбор прикрепление аппликации ручными стежками и машинной зигзагообразной строчкой.

Перед тем как приступить к выполнению аппликации, необходимо правильно организовать рабочее место, обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при выполнении аппликации: длина стежка, цвет ниток и ткани-фона.

Вспомнить правила безопасного труда при использовании ножниц, иголок. И соблюдать эти правила во время работы.

Раздать инструкционную карту выполнения аппликации. (Слайд 5)

(Для создания творческой обстановки включить лёгкую музыку)

Текущий инструктаж. Указать на ошибки, которые могут допустить ученики во время выполнения работы, и помочь исправить их.

Выполнение практической работы по инструкционным картам.

Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвиями, кольцами вперёд.

Нельзя шить ржавой и тупой иглой.

Нельзя вкалывать иголки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке.

Не прикусывать нитки зубами – т.к. можно испортить эмаль зубов и поранить губы.

10 мин V. Подведение итогов урока

1. Вопросы для повторения:

Что такое аппликация?

Ответы:

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”. Аппликация из ткани – накладное шитьё.

- Как подготовить ткань для аппликации? -Проверить на прочность окраски, и при выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.
- Какими стежками прикрепляют аппликацию? - Ручными: петельные, тамбурные, косые, крестообразные.

Машинной зигзагообразной строчкой

- Как перевести рисунок на ткань? - Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, или пользуются лекалом
2.Анализ выполненной работы и оценка

оценить, каждую работу учитывая аккуратность и правильность выполнения ручных и машинных стежков пришитой аппликации.

Оформить выставку выполненных работ
Итоги: Аппликация, или накладное шитьё очень интересный, простой и нетрудоёмкий вид творческой работы
Мы видим, спектр применения аппликации неограничен, и об этом знает каждый дизайнер одежды.

C приходом в лёгкую промышленность лазеров все кардинальным образом изменилось. На приведенных ниже фотографиях виден весь процесс изготовления аппликации поэтапно. (Слайд 6)

Прежде всего, на компьютере составляется программа для лазера, а в сам лазер заправляется материал. Затем лазер вырезает запрограммированную форму аппликации. Вышивальный автомат прострачивает контур будущей аппликации, куда и накладывается вырезанный лазером материал. Вышивальный автомат заканчивает аппликацию. (Слайд 7)

2 мин Уборка рабочего места каждой девочкой.

Инструкционная карта выполнения аппликации

1. Выбрать аппликацию для работы (из предложенных учителем образцов сюжетных рисунков).

2. Выбрать ткань-фон для панно. Эта ткань должна быть больше, чем сама аппликация.

3. Выбранную аппликацию вырезают, отступая от края на 2-3 мм от контура рисунка.

4. Подклеить утюгом, с изнанки аппликации, дублерин или флизилин для предохранения нитей от осыпания.

5. Наметить место расположения аппликации на основной ткани-фона (учитывая направление долевых и поперечных нитей на основной ткани и аппликации).

6. Подобрать нитки мулине или катушечные (полиэстер, лавсановые, шёлковые) по цвету кромки аппликации.

7. Приметать аппликацию по краю к основной ткани-фону мелкими стежками швом “вперёд иголку”.

8. Пришить аппликацию по краю к основной ткани косыми, петельными, тамбурными стежками или машинной зигзагообразной строчкой.

Оформление панно

9. По краям панно выдернуть нитки – получить бахрому шириной 1 см. или приметать и пристрочить тесьму машинной строчкой.

10. Выполнить петли из тесьмы. Прикрепить их ручными стежками с изнаночной стороны к верхним углам панно.

9. Приклеить основную ткань по краю на картон такого же формата.

10. Выполнить рамку из цветной бумаги.

11. Наметить с изнаночной стороны картинки место под петельку и приклеить её.

Аппликация или накладное шитьё очень интересный, простой и нетрудоёмкий вид творческой работы. Девочки 7 класса используя аппликацию из ткани, изготовили подарок своим мамам.

В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

Рассмотрим некоторые виды аппликаций.

Объёмная аппликация из лоскута

Использование текстильного лоскута в декоративно - прикладных работах, оформлении одежды и предметов быта открывает широкий простор для введения детей в мир творчества, развития у них интереса к труду, художественной фантазии и вкуса.

Создание крупных орнаментальных изделий из текстильного лоскута (одеяло, покрывало) требует длительной кропотливой работы. Часто не только дети, но и взрослые не выносят монотонного повторения однотипных операций. Тем более, что учащимся в силу их возрастных особенностей хочется быстрее увидеть результат своего труда. Этому требованию в большой мере отвечает накладное шитье (аппликация) как один из технологически несложных видов лоскутного шитья.

Под аппликацией мы понимаем создание изображения нашиванием деталей на фон (основу). Простую аппликацию можно делать из готовых форм - изображений животных, цветов, листьев и т.п., выполненных в материале. Более сложная - так называемая свободная (или пейзажная) аппликация, создается по своему эскизу или шаблону. Сложность такой аппликации заключается в создании композиции и выборе цветового решения.

Пейзажную аппликацию можно использовать не только при изготовлении панно и ковриков, но и для декоративного оформления одежды, сумок и др.

Наиболее часто в пейзажной аппликации используются следующие элементы (условные изображения): горы, силуэт леса, изображение солнца и облаков, контуры деревьев и кустарников, строений; фигуры людей и животных.

Реализация конкретного замысла (сюжета) требует внимательного подбора лоскутов ткани: по фактуре, цвету, рисунку, толщине. При этом необходимо учитывать свойства тканей: физико-механические и технологические.

Пейзажная аппликация, как правило, является многоплановой. Для большего ощущения "глубины" картины необходимо уметь правильно использовать не только зрительные иллюзии цвета ("отступающие" и "выступающие" цвета), но и зрительные ощущения, связанные с особенностями поверхности тканей (блеск, лоск, отражение, шероховатость, пушистость, мягкость, грубость и т.д.). Для большей декоративности можно использовать материалы с различными свойствами (растяжимые, драпируемые, сохраняющие жесткие складки), а также внешний эффект вспомогательных материалов (атласной ленты, кружева, тесьмы, сутажа и т.п.). Кроме этого возможно использование машинной и ручной вышивки. Машинная вышивка может выполняться параллельно с технологической обработкой элементов. Ручная вышивка (шов "вперед иголку", стебельчатый шов, петельный шов, тамбурный шов, петля вприкреп, шов навивкой, прямая и косая гладь) может быть дополнением и выполняться по окончании основных технологических работ. Возможно использование и цветной глади, но с учетом рисунка используемых тканей.

Для придания картине дополнительной рельефности можно использовать синтепон: набивать им отдельные элементы или дублировать детали переднего и среднего планов.

Прежде чем приступить к выполнению аппликации, у подобранных по цвету и рисунку лоскутов надо проверить прочность окраски. Затем разгладить их и смазать края с изнаночной стороны раствором клейстера, чтобы при вырезании они не осыпались (можно просто накрахмалить лоскуты полностью). Подсохшие лоскуты прогладить утюгом через сухой проутюжильник.

После этого делают рисунок, переводя его на основную ткань и на лист бумаги - выкройку. Нанесенный на ткань контур будет обозначать место расположения фрагментов, а выкройка разрежется на детали. При раскрое необходимо учитывать направление долевой нити: основная ткань и ткань отдельных деталей из лоскутов должны совпадать по основе и утку. Если детали будущей аппликации имеют простую форму, то их вырезают строго по контуру. Если форма сложная или деталь будет выполняться из сыпучего материала, то ее можно вообще не вырезать. В этом случае деталь приметывают и закрепляют строчкой по контуру рисунка, затем обрезают излишки ткани и только после этого срезы обрабатывают вручную или на машине.

Чтобы срезы аппликации не осыпались, прежде чем ее вырезать, нужно укрепить ткань тонкой клеевой прокладкой или накрахмалить ее края. Припусков на аппликации оставлять не нужно, но чтобы изображение не пострадало от перекрывания его контура зигзагообразной строчкой, необходимо учитывать ее ширину и соответственно планировать фрагменты изображения.

Вырезанные детали в соответствии с замыслом надо наложить на основную ткань, закрепить булавками и приметать тонкой ниткой прямыми стежками. И приметывать и обрабатывать края детали следует в направлении от середины к краю, чтобы не было морщин и перекосов.

Таким образом, порядок работы таков: закрепление детали на основе (фоне) булавками; приметывание ее; обработка края среза детали зигзагообразной строчкой.

При выполнении многоплановой пейзажной аппликации появляется некоторая особенность. Операции выполняются постепенно для каждого элемента композиции: начиная с деталей заднего плана (небо, линия горизонта и т.п.) и заканчивая деталями переднего плана. Необходимо учитывать, что каждый последующий элемент перекрывает предыдущий таким образом, что его нижний срез остается необработанным.

Нитки для настрачивания деталей подбирают в тон основных элементов или фона. Но это может осложнить работу (частая смена верхней катушки ниток). Поэтому можно поступить так: для ночных и вечерних пейзажей использовать темные нитки, для весенне-летних - зеленоватые, для осенних - желтоватые и цвета охры, для зимних пейзажей - белые или голубоватые. Чтобы подчеркнуть элементы композиции, сделать их более декоративными, лучше использовать черные нитки - хлопчатобумажные или шелковые. Нитки нужно использовать исходя из поставленных задач. Придать блеск контуру можно с помощью шелковых ниток, а сделать детали картины более естественными и приглушенными помогут хлопчатобумажные. При подборе ниток следует учитывать химический состав волокон тканей. Соответственно толщине тканей подбирается номер катушечных ниток и машинной иглы.

Настрачивают деталь на ткань основы зигзагообразной строчкой.

Рассмотрим основные способы обработки края деталей.

  • 1. Машинный способ:
    • а) с использованием клеевых прокладок для деталей из тонких тканей средней толщины с плотным переплетением;
  • 2. Ручной способ. Край детали прикрепляется:
    • а) декоративной строчкой косыми стежками;
    • б) вышивкой в технике "гладь";
    • в) крестообразными стежками;
    • г) тамбурным швом;
    • д) стебельчатым швом;
    • е) петельным швом.

Если ткани прозрачные (кружевные) и нельзя использовать плотные клеевые материалы, а подкрахмаливание края детали не дает должного эффекта, то можно поступить следующим образом:

  • 1. При использовании элемента из кружевного полотна вырезать его с припуском (1-2 ряда сеточки). Если этого не сделать, то нитки, которыми прошиты контуры узора, могут осыпаться.
  • 2. Прикрепить элемент из кружева вручную прямыми стежками по контуру рисунка на расстоянии 6 мм от края.
  • 3. В случае использования готового фрагмента;
  • б) без клеевых прокладок - для деталей из прозрачных тонких тканей с редким переплетением. кружева настрочить края аппликации прямой машинной строчкой, отступив внутрь на 6 мм.

Если фрагмент был вырезан с нарушением целостности контура узора кружева, то его настрачивают сначала узкой зигзагообразной строчкой на расстоянии 2-3 мм от края, а затем устанавливают на машине атласную гладьевую строчку и тщательно обрабатывают срез детали.

Детали аппликации могут быть приклеены. Для этого укладывают основу лицевой стороной вверх на гладильную доску, покрытую одеялом. Накладывают на нее кружочки нужного размера, вырезанные из клеевой паутинки, затем деталь аппликации и накрывают все толстой бумажной салфеткой или проутюжильником, хорошо впитывающим влагу. Приклеивают, проглаживая утюгом.

Несколько дополнительных советов по выполнению аппликации.

Если аппликация выполняется из тонкой эластичной ткани, то следует укрепить места, где нашивается деталь, флизелином или калькой. Это облегчит обметывание уголков и овальных краев аппликации.

Отстрачивая уголки, следует постепенно сужать атласную гладьевую строчку. Дойдя до уголка, повернуть основу с аппликацией под иглой и продолжить обработку, расширяя строчку. Строчка сужается до половины своей ширины.

Внутренние уголки отстрачивают так же, как внешние, сужая ширину строчки до половины, а затем расширяя ее.

Сборка деталей и закрепление аппликации из волокнистых материалов

Сборка деталей и закрепление аппликаций из волокнистых материалов осуществляются различными способами в зависимости от жесткой или мягкой основы: приклеиванием деталей, предварительным сшиванием деталей и их приклеиванием, пришиванием деталей к мягкой основе.

Для приклеивания веревок, шнуров, тесьмы к жесткой основе рекомендуем использовать клей ПВА или "Момент".

Вначале клеем смазывают основу или фон небольшими участками, затем веревку или шнур плотно прижимают к смазанной клеем поверхности.

Иногда детали изображения заготавливают отдельно, а потом уже закрепляют к фону. Для этого шнур или веревку укладывают на заготовленном эскизе или шаблоне. Все спирали укладывают, начиная с середины. Ряды уложенного шнура или веревки скалывают портновскими булавками параллельно плоскости эскиза или шаблона. Ряды сшивают швом "через край" или прокалывают иглой насквозь все ряды параллельно плоскости эскиза. Если узор идет по спирали, то булавки вкалывают в нескольких направлениях.

Булавки после соединения деталей аппликации удаляют, а готовые детали приклеивают по эскизу к жесткой основе. Та сторона, с которой осуществлялось сшивание материала, является изнаночной.

По желанию сшитые и соединенные детали могут служить как самостоятельные изделия - настенные украшения, подставки для горячей посуды и т.п.

Технология выполнения аппликации из природного материала школьниками предусматривает такие этапы работы:

подготовка материала, его выбор;

выбор рисунка для аппликации;

положение материала, создание эскиза;

выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;

техника выполнения поделки различными способами.

Аппликационные работы из природных материалов могут быть сделаны из:

  • 1) Соломы - это необычно привлекательно: они отливают золотом, перламутром и они прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Учащиеся легко справляются с предметной аппликацией из соломы.
  • 2) Засушенных листьев, цветов - это очень оригинальные композиции из стручков акации, из соломки, крупы, веточек цветов. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
  • 3) Аппликации могут быть сделаны из семян, косточек, разных орехов, тополиного пуха, скорлупы, ракушек, камушек и т.д.

Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив его. Например, во время изготовления аппликации из засушенных листьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.

Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательно то, что при данной работе не бывает конца совершенствованию работ, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании аппликационной работы.

Кроме этого, выполнение аппликационных работ из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и еще это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей прекрасного.

А приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше. Для начала следует вспомнить слова поэта Н.А. Некрасова о том, что "нет безобразья в природе". Поэтому каждого из нас волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьев и порхающий тополиный пух, необычная форма, окраска цветов. Перед тем, как сделать любой природный материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание на его своеобразность. Ведь у каждого растения свой внешний вид - формы листьев, цвета, фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается.

Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для "погружения" детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, - воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков. В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.

Тематика работ очень разнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, "Дерево в снегу", Павлин и т.д.

Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.

Аппликационные работы данного вида учащиеся выполняют начиная с первого класса.

Аппликация - это картина или украшение, созданное из кусочков ткани или бумаги, а также других материалов, приклеенных друг к другу или сшитых между собой.

Этот вид декоративного искусства известен давно. Возможно, возник он ввиду необходимости соединения кусочков кожи или ткани между собой. Со временем стали использовать кусочки замши и войлока другого качества и оттенка для украшения одежды и придания изделиям более праздничного и красивого вида. Из кожи и войлока собирались разнообразные сюжеты, центром которых становились животные, растения, птицы, даже религиозные персонажи.

Разнообразные виды аппликации получили распространение не только среди знати и зажиточного населения, но и среди простых людей. Вырезная аппликация на протяжении многих лет занимала почетное место среди других видов творчества. Вырезанка - простейший образчик аппликации, с которым каждый знакомится еще в детстве. Самые простые вырезанки - это снежинки, которые, как это ни удивительно, являются подвидом аппликации силуэтного типа.

Древний вид искусства - аппликация - до нашего времени дошел практически неизменным. Сейчас техника сборки целого изображения практически не изменилась - части по-прежнему пришивают или приклеивают к основе.

Виды аппликации

Существует несколько направлений этого искусства. Подразделяют на виды аппликации по материалам, сюжетам, используемым элементам. Итак, приступим к рассмотрению.

Наиболее распространенные виды аппликации:

  • предметная - для работы из необходимого материала вырезаются части предмета и приклеиваются на выбранную поверхность;
  • сюжетная - для формирования сюжета вырезают несколько деталей, которые формируют между собой цельный сюжет;
  • декоративная - изготавливается как и предыдущие, служит для украшения рамок, фото, альбомов или открыток.

Также один из видов аппликации - силуэтная. Темные силуэты вырезались из плотной бумаги темного оттенка. Такие изображения стали настоящими произведениями искусства: получив большую популярность среди знати, они выполнялись из бумаги высокого качества и большой стоимости. Высокохудожественные произведения, темами которых были батальные, бытовые сюжеты, а также целые сценки, до сих пор оцениваются специалистами как работы высочайшей тонкости и вкуса.

Самостоятельно сделать такую силуэтную аппликацию просто. Для этого требуется лист высокой плотности, на котором нарисован или распечатан рисунок с большим количеством элементов. При помощи маленьких ножниц или канцелярского ножа части бумаги вырезаются так, чтобы оставшийся материал формировал силуэт за счет соединения бумаги и прорезей.

Аппликация из страз

Популярные виды аппликации постоянно видоизменяются. Большое распространение получила разновидность творчества, в которой картина формируется за счет использования страз в качестве основного материала.

Стразы бывают многогранными, так называемой алмазной обработки, а также обычными, круглыми. Последние не такие блестящие, их поверхность практически не отражает свет. Алмазная огранка придает им яркость, свет они отражают в несколько раз лучше.

Чтобы сделать картину-аппликацию, можно приобрести готовый набор. Продаются такие в магазинах для рукоделия. Также можно самостоятельно выбрать стразы необходимого оттенка и придумать композицию. Наборы удобны - они содержат схему с цветовым рисунком, согласно которому наклеиваются камешки. Кроме того, поверхность основы покрыта специальным составом, благодаря которому аппликация не рассыпается.

Аппликации из страз могут быть не только в виде картин. Ими можно украсить одежду - платье, корсет костюма, отвороты рубашек и лацканы пиджака.

Для того чтобы декорировать детское платье при помощи аппликации из страз, необходимо выбрать камушки контрастного оттенка. Кроме того, понадобится специальный клей, если стразы не на клеевой основе, и пинцет, которым удобно выкладывать узор.

Украшать можно как в произвольном порядке, так и следуя схеме. В любом случае результат будет впечатляющим - одежда станет эксклюзивной и приобретет праздничный и нарядный вид.

Аппликации из листьев

Простейшая аппликация - из листьев. С ней дети знакомятся в возрасте трех-четырех лет. Для работы понадобятся высушенные листья цветов, деревьев, кустарников. Кроме того, необходима бумага (белая или цветная, в зависимости от задумки), клей ПВА или стразы на клеевой основе.

Для сюжета можно использовать шаблон. Распечатав его на бумаге или нарисовав от руки, на него приклеивают листья при помощи клея. Не обязательно следовать рисунку четко, можно использовать его только как основу. Чем больше проявляется во время работы фантазия, тем интереснее будет работа.

Можно предложить ребенку сделать собственный сюжет - нарисовать животное, человечка, персонаж любимого мультфильма, и при помощи листьев его дополнить - выполнить домик, одежду героя, аксессуары. Такое творение покажет весь творческий потенциал ребенка и поможет ему раскрыться. Аппликация из листьев прививает любовь к природе, одновременно развивая фантазию.

Аппликации из ниток

Еще один интересный вид - аппликация из ниток. Для работы необходима пряжа для вязания или вышивания (мулине), ножницы, клей, плотный картон нескольких цветов.

Для того чтобы сделать милого львенка, необходимо на цветной бумаге нарисовать его силуэт. Фигурка вырезается и при помощи клея прикрепляется к листу А4, выступающему основой. Мордочку можно нарисовать на белой бумаге, вырезать и аккуратно раскрасить цветными карандашами.

Для гривы следует нарезать пучок ниток. Каждая ниточка должна быть длиной около трех сантиметров. Потребуется примерно пятнадцать прядок. Можно сделать и больше, все зависит только от фантазии. Готовые нити при помощи ПВА клеятся на круглую основу диаметром 2,5 см (т. е. основа должна быть меньше гривы, чтобы нитки смотрелись свободно и естественно). Затем поверх них фиксируется мордочка львенка.

Для кисточки на хвосте нужен пучок ниток небольшой длины. Их можно аккуратно смотать посередине более длинной ниточкой, чтобы короткие пряди не выбивались и не растрепались. Можно для кисточки хвоста сделать бомбон или классическую нитяную кисточку. Главное, чтобы их размеры гармонично смотрелись со всей фигуркой.

Использование этого вида материала имеет свои преимущества. Часто дома лежат обрезки нитей или остатки пряжи, которые можно использовать в работе. Задействуя тонкий материал, ребенок развивает мелкую моторику и фантазию.

Снегири из ниток

Аппликация из ниток - не только детский вид рукоделия. Она предоставляет широчайший простор для творчества. Опытные мастерицы нетрадиционные виды аппликации превращают в настоящие шедевры. Работа с нитками очень кропотливая, требует большой точности и усидчивости. Начиная осваивать это направление, стоит потренироваться выполнять небольшие сюжеты, освоить создание отдельных элементов, экспериментируя с формой объектов и качеством нити. Затем только стоит приступать к выполнению большого сюжета.

Чтобы сделать снегирей, потребуются:

  • нити зеленого цвета, меланжевые, для травы;
  • нити белого цвета для фона;
  • голубые меланжевые нити - небо и облака;
  • коричневые, черные, красные, серые - для ягодок и тел птиц;
  • клей;
  • плотный картон;
  • карандаш.

Сначала на картоне, который будет основой, выполняется набросок сюжета. Снегири прилетают зимой, чаще всего мы видим их на фоне снега, сидящими на ветвях деревьев - обычных садовых или еловых. Именно это и необходимо нарисовать.

Для себя важно определиться, какой блок каким цветом будет выполнен. Таким образом, не возникнет путаницы в расположении нитей.

В первую очередь выполняют фоновые элементы. Основу аккуратно прокрашивают клеем ПВА, а затем приклеивают нити. Первая прядь может быть проложена в произвольном порядке, но все последующие обязательно будут повторять контур. Начинать удобнее снизу, сначала обойдя все сложные места, а затем выполняя большое поле. После того как будут готовы небо и ветки, приступают к выполнению тел птичек. Работать необходимо аккуратно, клювик и лапки требуют особой точности прокладывания нитей. Последними выполняются ягодки. Чтобы они были похожи на настоящую рябину, ниточки красного цвета закручиваются по спирали. Так ягода получается более рельефной и объемной.

При желании основой может быть ткань. В этом случае нитки выкладываются на основу или приклеиваются, как описано выше. Затем вручную или на швейной машине делается несколько простежек, которые закрепляют нити дополнительно. Такой аппликаций можно красиво украсить подушку или покрывала, также ее используют как элемент декорирования одежды.

Такая картина из нитей украсит любой интерьер и будет привлекать восторженные взгляды гостей.

Развлекаем малышей

Аппликации для детей представляют собой важный этап формирования мышления. Работая с простыми материалами, ребенок учится думать творчески, видеть сложное в простом, фантазировать и мыслить образами.

Первая детская аппликация из пластилина способствует развитию сенсорной моторики. Разминая под пальчиками податливый кусочек, ребенок подает сигналы мозгу, отвечающие за речевой аппарат. Работая с мамой, ребенок учится проводить аналогии между рисунком и полученным результатом. Кроме того, укрепляется связь между чадом и родителем.

С детьми трех-четырех лет также осваивается аппликация из бумаги. Важно пробудить интерес, ведь просто так ребенок вряд ли сообразит, что из простого листа цветной бумаги может получиться зебра или котенок.

Аппликации для детей не должны быть слишком сложными. Начинать стоит с простых элементов, которые не требуют дополнительных усилий. Например, можно изобразить домик - для этого сначала вырезаются элементы. Квадрат вырезается для стен, треугольник - для крыши. Затем ребенок под руководством взрослого может в указанной последовательности клеить заготовки. Для детей процесс, в результате которого из непонятных частей получается узнаваемый образ, - настоящее чудо.

Творчество на ткани

Аппликация на ткани - интересный способ украшения одежды. Таким образом можно декорировать как взрослые вещи, так и детские. Многие кутюрье, от классиков до современных, заслуженно уделяют этому виду декорирования большое внимание.

Для украшения подобной лисичкой одежды или сумки необходимо несколько кусочков ткани - 10 на 10 см оранжевого цвета, 5 на 5 см - белого. Также необходимы черные нитки и игла для вышивания.

Сначала на бумаге вычерчивается заготовка - голова лисы, тело и хвост. Затем рисуют два треугольника - для мордочки и для грудки. Полученные рисунки переносят на ткань и вырезают.

Заготовки пришиваются к основе с лицевой стороны. Можно сделать это на швейной машине или пришить руками.

Для создания сюжета около лисички пришивают цветы, бабочек. Можно вырезать их из ткани, использовать фигурные пуговицы.

Края тканей можно обработать или оставить свободными - любой вариант имеет право на существование. Лисичка не обязательно должна быть рыжей - даже фиолетовый зверек будет смотреться интересно.

Аппликация на ткани - универсальный способ декорирования вещей, простой и доступный. Так как для работы необходимы обрезки материи, это дает большой простор для фантазии.

Использование шаблонов

Шаблоны для аппликаций из ткани или из других материалов доступны в больших количествах. Это могут быть персонажи мультфильмов, цветы, элементы растений или животных, целые композиции. Хороши и удобны шаблоны для аппликаций из ткани тем, что содержат все необходимые для формирования целостного образа детали и элементы.

Например, на фото выше изображена лошадь. Все детали животного нарисованы в соответствующих пропорциях, что позволяет распечатать заготовку на бумаге любого размера - от маленького листа для записей до формата А3 или больше.

Нестандартное творчество

Чтобы развить фантазию, некоторые виды аппликации можно усовершенствовать. Привычные технологии, соединенные с нестандартными материалами или подходами, могут дать интересный результат.

К примеру, стандартная аппликация, цветы в которой являются основным мотивом, заиграет другими красками, если использовать необычный материал.

Для работы необходимы:

  • тридцать штук ватных палочек;
  • бумага зеленого цвета;
  • три кусочка желтого пластилина;
  • голубая или белая бумага для фона.

Сначала ножницами необходимо аккуратно обрезать головки ватных палочек. Делать это необходимо осторожно, чтобы не пораниться.

Затем на зеленой бумаге необходимо нарисовать контур листиков одуванчика и стебельков. Вырезанные листья приклеиваются к основе.

Из желтого пластилина необходимо скатать три примерно равных шарика, которые затем большим пальцем руки расплющиваются. Ватные палочки аккуратно вдавливают по краям пластилина пластиковыми основаниями внутрь. Затем полученные заготовки аккуратно поддеваются и при помощи этого же кусочка пластилина крепятся к стеблям цветков. Получившаяся аппликация, цветы в которой выполнены таким необычным образом, смотрится весьма интересно. Используя эту методику, можно выполнить ежа, приклеив на ПВА вместо иголок семена подсолнечника или гречневую крупу. Любой природный материал, а также любые обрезки тканей, остатки от рукоделия и прочее может найти применение.

Аппликации из бумаги

Еще одна получившее большое распространение технология - аппликация из бумаги. Выбранный сюжет или изображение складывается при этом из кусочков разного размера и формы. Материалом часто выступает классическая цветная бумага. Однако можно использовать не только ее - гофрированный картон, упаковочная бумага, цветная бумага с рисунком, газеты, части старых открыток - отличные варианты.

Чтобы получилась аппликация из бумаги, первым делом подготавливают шаблон. Это может быть нарисованное от руки или распечатанное на принтере изображение. Тема выбирается любая - животные, растения, корабли, транспорт. Затем необходимо решить, как будет клеиться бумага. Есть два способа. Первый - фигурка собирается из больших элементов. Для этого рисунок делится на большие участки - голова, тело, лапы, хвост. Все части вырезаются и наклеиваются на бумагу.

Второй способ - использование маленьких частей. При этом бумага может быть как однотонной, так и разноцветной. Главное - чтобы за ней четко прослеживалась форма. Маленькие кусочки бумаги при помощи ПВА приклеиваются друг к другу встык или с перекрытием. Важно соблюдать контуры рисунка, тогда форма будет четко видна.

Декоративная аппликация, виды которой очень многочисленны, может найти применение в любой сфере рукоделия. Аппликациями из ткани можно украшать одежду, сшивать яркие покрывала и пледы, украшать панно и коврики. Используя дополнительные материалы - бусины, стразы, соцветия сушеных цветов и разнообразные фактурные вещи (пуговицы или кусочки картона), создают настоящие шедевры. Картины из листьев могут быть не только детской поделкой. Наклеенные слоями один на другой, листья клена в сочетании с гроздьями калины делают любую классическую аппликацию произведением искусства.