Занятия для ребенка логопед 3 4 лет. Логопедические упражнения. Игры с речевым подражанием

Виктория Ламм

Логопедические занятия с детьми 3-4 лет скорректируют произношение и позволят научиться ребенку правильно говорить быстрее.

Иногда по ряду причин неврологического, физического или психического характера нарушения речи выливаются в определенную форму.

Это может быть вызвано бедностью словарного запаса, неверного произношения слов, путаницы в окончаниях или перестановке слогов слова , могут быть проявления и в темпе речи.

Начинаются логопедические занятия с детьми 3-4 лет , когда в норме сформирован определенный словарный запас, и ребенок активно общается или вынужден стремиться к изъяснению своих потребностей и желаний словесно, а не жестикуляцией.

Благодаря тому, что дети сами учат друг друга объясняться понятнее в игровой и естественной форме, и меняется словарный запас, а соответственно, и речь ребенка в 3-4 года.

Мои логопедические занятия для детей 3-4 лет включает

Обязательную артикуляционную гимнастику для снятия тонуса и спазма мышц,

Динамические и статические упражнения для языка, углов губ, мышц нижней челюсти, щек,

Пальчиковую гимнастику и мелкую моторику,

Иногда рефлексотерапевтический массаж.

В ходе корректирующих занятий дети учатся пространственным представлениям, развивают моторику и память, зрительные образы, внимание, мышление и наблюдательность.

Развиваются сенсорные функции, практикуется конструктивное мышление, постепенно нормализуется мышечный тонус.

Все занятия я провожу в игровой форме. Обычно они проходят в виде простых игр и мероприятий. Малыши чаще всего не понимают, что с ними ведется какая-то целенаправленная работа. Со мной они играют, веселятся и развлекаются.

Одним из часто встречаемых дефектов является неправильное воспроизведение шипящих и свистящих звуков. На исправление ситуации могут прийти такие упражнения :

1. Дудочка. Ребенок смыкает зубки, а губки вытягивает дудочкой, насколько возможно. Нужно при этом поработать язычком : вверх вниз.

2. Чашка. Попросите ребенка открыть ротик широко, высунуть язычок и попробовать изобразить чашечку, согнув края и кончик.

3. Красим небо ! Крохотуля улыбается, потом открывает ротик. При этом языком, как кистью, поводит по нёбушку.

4. Цоканье лошади. Очень популярная забава. Карапуз цокает кончиком язычка, словно лошадка.

5. Кушаем варенье. Улыбнувшись, приоткрыть ротик. При неподвижной нижней челюсти, облизать верхнюю губёнку.

6. Чистим зубы! Только делаем это не щёткой, а язычком.

Исхожу из принципа : если исправлять дефекты, то делать это сразу и навсегда. Поэтому так же необходимы занятия дома с родителями . Важная и решающая роль в коррекционной работе с детьми отводится семье . С родителями ведется насыщенная работа, необходимая для эффективного решения поставленных задач.

Только если ребенок устал, нельзя настаивать! Он не должен чувствовать давления со стороны взрослого . Ещё хорошо рисовать по контурам. Они выполняют это без особого удовольствия, но штука полезная.

В то же время не следует слишком усердствовать и принципиально заставлять ребенка постоянно употреблять лишь правильно выстроенные слова и фразы. Это приведет к лишнему напряжению, может отбить у малыша желание заниматься.

С малышом упражнения следует выполнять ненавязчиво, не заостряя внимание на имеющихся проблемах. Если в результате малыш будет в расстроенном или подавленном состоянии, успехов такое обучение не принесет. Вы ничего не добьетесь, кроме замкнутости и агрессивной реакции.

В промежутках между занятиями позвольте ему говорить по-прежнему с ошибками, которые могут исчезнуть самопроизвольно. В один прекрасный момент родители с удивлением и радостью видят, что малыш сам пытается контролировать правильность речи.

Для развития мелкой моторики полезно массировать ребенку каждый пальчик, сгибать и разгибать их, играть в настольные игры. Почаще давайте малышу перебирать крупу или возиться в песке. Дома вместо него годится любой сыпучий материал.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Как можно больше внимания уделяйте чтению, разучивайте с малышом несложные песенки и стишки.

Занятия по логопедии с детьми 3-4 лет я провожу в развлекательной форме. Так что можно использовать интересные картинки, по которым малыш должен составить короткий рассказ. Разминка язычка их очень забавляет.

Несколько советов родителям детей с ОНР.

1. Использование помощи природы, времён года. Украсьте вашу квартиру в соответствии с этим временем. Лучше всего зимой, наряжать ёлку любят все детки. Подберите небьющиеся игрушки, попросите помочь Вам с мишурой, рассматривайте картинки, собирайте пазлы. Не менее интересна осень! Соберите вместе с малышом листья, расскажите о деревьях, украсьте ваше жильё. Можно сделать гербарии. Увлекательно и настроение поднимется!

2. Собирать картинку воедино. Необязательно приобретать пазлы, возьмите любую крупную картинку и разрежьте. А ребенок пусть соберёт. Если он знаком с цифрами, пронумеруйте детали, так малютке будет проще.

3. Совместное творчество. Лепите из мягкого пластилина или солёного теста. Просите кроху слепить глазки зверюшке, прилепить их. Пусть разминает пальчики. Отличным материалом для развития мелкой моторики будет кинетическией песок.

4. Провоцируем разговор! Почитав интересную сказку, обсудите сюжет вместе, задавайте больше вопросов. Если у Вашего ребенка проблема с каким-то отдельным словом, не навязывайте и не поправляйте принудительно. Провоцируйте произношение проблемного слова. И сами говорите чаще, но правильно. Ребенок начнёт повторять. Вообще, то что касается произношения, со стороны близких сказанное должно быть правильным. Не искажайте сюсюкая. Дитя воспроизводит интонацию!

5. Рисуем. Просите разукрашивать, обводить, рисовать простейшие предметы. Это может быть травка, солнышко, дерево. К 4 годам ребенок с этим справится.



Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Своеобразие игр-занятий с детьми 2–3 лет» Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие.

Методика проведения занятий по развитию речи (из личного опыта) Методика проведения занятий по речевому развитию. 1. На занятиях по речевому развитию решается комплекс задач: по связной речи, звуковой.

Игротека логопедических дидактических игр для детей 4–7 лет 1 «Снегурочка и Снеговик» Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах. Оборудование: картинка с изображением Снегурочки.

Е. А. Янушко

Развитие общего и речевого подражания в играх.

Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача - вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Данная статья описывает систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания. Эти игры проводились автором статьи в ходе логопедической работы с детьми с задержкой развития речи и общим недоразвитием речи, и показали очень хорошие результаты. Кроме этого, описанные ниже игры с успехом применялись в работе с детьми раннего возраста, имеющими другие нарушения: ЗПР (задержка психического развития), отставание в умственном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Так как занятия с неговорящими детьми раннего возраста обладают рядом особенностей (см. ниже), можно утверждать, что организация игр для развития подражания в данном случае является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.

Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д. Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. С учетом перечисленных параметров, логопедические занятия с детьми 2-3 лет имеют ряд специфических особенностей.

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность, а логопед может наглядно видеть, как действует ребенок, как он повторяет слова, усвоил он материал, или нет.

Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр .
Внимание ребенка 2-3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста - длительность занятия не должна превышать 15-20мин., необходима смена видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут, играть можно на ковре, на улице, а не только за столом и т.д.

Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком .
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем - нежелания говорить, боязнь речи.

Необходимо многократное повторение словесного материала.
Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Помните, что часто малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Игры для развития общего подражания.

Подражание - один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.

Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. Мы предлагаем следующую последовательность развития общего подражания:

  • Начинать следует с отдельных простых движений . Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т.п.
  • Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» дети машут крылышками и бегают, клюют зернышки. В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности.
  • Следующий этап развития общего подражания - выполнение действий с предметами и игрушками. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.

1. Делаем зарядку!

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие движений; развитие понимания речи.

Ход игры: Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии. Педагог становится напротив детей. Он предлагает детям поиграть в игру. Педагог выполняет определенные действия, комментируя их следующими словами:
Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!

  • Руки вверх!
  • Руки в стороны!
  • Теперь походим - топ-топ-топ!
  • Руки вперед!
  • Похлопаем в ладошки!
  • Руки на пояс!
  • Присели!
  • Стоим!
  • Попрыгаем - прыг-скок!

Чтобы поддержать интерес к игре, в дальнейшем, когда дети запомнят предлагаемые движения, можно выбирать ведущего из числа детей.
Если игра проводится индивидуально с ребенком, можно предложить ему поменяться ролями:
А теперь давай меняться - ты показывай, а я буду повторять.
Игру можно усложнять и расширять, добавляя новые движения.

2. Птички.

Цель:

Ход игры: Предложите детям поиграть в птичек. Комментируйте свои действия словами:
Делайте как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх и вниз!
Бегая по комнате, делаем взмахи руками как крыльями. Если кто-то из малышей не выполняет движение, поднимите его руки, помогите выполнить движение.
Затем присаживаемся на корточки и стучим рукой по полу: Теперь птички присели на землю отдохнуть, и стали клевать зернышки - вот так! Предложите детям разный темп выполнения движения - птички могут лететь быстро или медленно.
Снова полетели! Медленно машем крыльями… А теперь быстро полетели!
Игру можно варьировать, придумывать новые движения для птичек.

3. Мишка косолапый.

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям игру в мишку.
Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
Мишка косолапый по лесу идет.
(ходьба вперевалку)
Шишки собирает, песенку поет.
(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
(легонько ударяем ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою - топ!
(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)

4. Ладошки.

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи; развитие кистей рук.

Ход игры: Эта игра проводится сидя за столом. Чтобы стало возможно осуществление серии движений, сначала следует научить выполнять отдельно следующие движения: одновременно положить ладошки на стол ладонями вниз, ладонями вверх, поставить ладошки на ребро, зажать ладошки в кулачок. Когда дети освоят эти движения и без труда смогут воспроизводить их, становится возможным проведение игры «Ладошки».
Давайте поиграем с нашими ладошками. Я буду произносить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Ладошки вверх!
(кладем ладони на стол внешней стороной вниз)
Ладошки вниз!
(переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(зажимаем ладони в кулаки)
Вначале следует выполнять серию движений более медленно, так как детям сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда дети хорошо освоят движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.

5. Водичка.

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог становится напротив.
Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Водичка, водичка!
(перебираем пальчиками сверху вниз)
Умой мое личико!
(имитируем движения - «умываемся»)
Чтобы глазки блестели,
(указательными пальцами показываем на глаза)
Чтобы щечки краснели,
(дотрагиваемся до щек)
Чтоб смеялся роток,
(улыбаемся)
Чтоб кусался зубок!
с помощью пальцев рук изображаем укус)
Вот так мы умылись. Стали чистые и румяные!

6. Солнышко и дождик.

Цель: развитие подражания движениям и действиям взрослого, учить внимательно слушать речевую инструкцию.

Ход игры: Договоритесь с малышами, где у вас будет домик. Это может быть лежащий на полу ковер - общий для всех дом. В другой раз у каждого ребенка может быть свой домик - обруч, лежащий на полу, сложенная в форме круга скакалка, или стульчик. Когда играете на улице, домики можно нарисовать мелом на асфальте
Это наш домик (или наши домики) - будем в домике жить. Сейчас погода на улице хорошая - светит солнышко. Идем гулять!
Выходите из домика наружу и гуляете по комнате. Можно попрыгать, потанцевать - дети повторяют движения за педагогом.
Вдруг набежала туча, закрыла солнышко - сейчас начнется дождик! Бежим скорее домой, спрячемся от дождика!
Затем предложите малышам «выглянуть в окошко».
Посмотрите, какая погода на улице. Дождик идет? Тогда останемся дома. Солнышко светит? Идем гулять!
Игра продолжается. Следите за тем, чтобы для игры было достаточно места, чтобы дети не толкались, когда спешат в домики.

7. Деревце.

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям поиграть в деревца. Комментируйте свои действия словами:
Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Слушайте и повторяйте за мной!
Дует ветер нам в лицо,
(машем кистями рук, обмахивая лицо)
Закачалось деревцо!
(всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону)
Ветерок всё тише, тише,
(качаемся медленнее, затем останавливаемся)
Деревце всё выше, выше!
(поднимаем руки, тянемся вверх)

8. Вот такие мы!

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям новую игру.

Ну-ка, давайте покажем что мы умеем делать! Повторяйте за мной!

Мы ногами топ, топ, топ!
(топаем)
Мы руками хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем)
Головою круть, круть, круть!
(вертим головой из стороны в сторону)
Мы себя ударим в грудь!
(расправляем плечи, несильно ударяем себя в грудь)
Погладили животики!
(круговыми движениями гладим живот)
Улыбнулись ротики!
(указательными пальчиками растягиваем уголки рта)

Вот какие мы молодцы!

Игры для развития речевого подражания.

В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

  • Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
  • Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных - му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек - бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам - би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.
  • Повторение слов. Вначале это простые короткие слова - дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
  • Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Варианты речевого подражания в ниже перечисленных играх мы предлагаем именно в этой последовательности: звуки - аморфные слова - слова - фразы. На наш взгляд, такая форма предложения материала является наиболее удобной, т.к. позволяет педагогу гибко подбирать подходящий вариант, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста.

Помните, что на начальном этапе логопедической работы с неговорящими детьми допустимы любые ответы ребенка, в зависимости от его возраста и речевых возможностей. Не следует требовать от ребенка 2-3 лет точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

1. Поиграем на дудочке.

Цель: повторение аморфного слова ДУ-ДУ.

Ход игры: Предложите детям «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений и озвучьте ее.

Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяйте за мной!

«Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.

2. Поиграем на балалайке.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение аморфного слова ЛЯ-ЛЯ.

Ход игры: Предложите детям «поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую балалайку и поиграйте на ней или покажите картинку с ее изображением. Затем изобразите игру на балалайке с помощью движений и озвучьте ее.
А теперь давайте поиграем на балалайке: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Изображаем игру на балалайке.

3. Позвеним колокольчиком.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение аморфных слов ДОН-ДОН , ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.

Ход игры: Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью движений и речи.
Давайте позвеним колокольчиком: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!
Имитируем движением поднятой руки из стороны в сторону игру на колокольчике.
Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН!
Звенеть колокольчиком можно по-разному. Давайте позвеним так: ДОН-ДОН-ДОН! А теперь по-другому: ДИН-ДОН! А теперь вот так: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! Повторяйте за мной!

4. Бьём в барабан.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение аморфных слов ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.

Ход игры: Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее.
А как мы бьем в барабан? ТА-ТА-ТА!
При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.
Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:
Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: ТА-ТА-ТА! А теперь по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! А теперь вот так: БАМ-БАМ-БАМ! Повторяйте за мной!
Когда дети хорошо запомнят игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевые конструкции по словесной инструкции без показа:
Бьем в барабан! Поиграем на дудочке! Позвеним колокольчиком! Поиграем на балалайке!

5. Самолётики.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука У .

Ход игры: Предложите детям поиграть в самолетики.
Послушайте стихотворение про самолётик:
По земле разбежался,
В небо поднялся! Летит самолёт Прямо вперёд!
Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате.
Следите, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.

6. Пароходики.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука Ы.

Ход игры: Предложите детям поиграть в пароходики.
Послушайте стихотворение про пароходик:
Пароходик домой
Спешит по прямой!
На волнах качается,
Брызги разлетаются!
Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: Ы-Ы-Ы!
Выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения, как будто плывем по волнам.

7. Машинки.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение (приблизительное) звука Ж; аморфного слова БИ-БИ.

Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки.
Послушайте стихотворение про машинку:
Би-би-би - гудит машина:
Не поеду без бензина!
Давайте поиграем в машинки! Поехали машинки: Ж-Ж-Ж!
Сигналит машинка: БИ-БИ! Освободите дорогу!
Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной - крутим руль.

8. Паровозики.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение аморфных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.

Ход игры: Предложите детям поиграть в паровозики.
Послушайте стихотворение про паровозик:
Весёлый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колёсами стучит!
Давайте поиграем в паровозики! Поехал паровозик: ЧУ-ЧУ-ЧУ! Сигналит поезд: ТУ-ТУ!
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда.

9. Гости.

Цель: развитие подражания речи взрослого - повторение аморфного слова ТУК-ТУК и подражаний крикам животных: КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

Ход игры: Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в игру «Гости». Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др.
Можно варьировать количество и перечень персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика - ИА, козлика - БЕ, голубя - ГУЛИ-ГУЛИ, ворону - КАР, мышку - ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.
Вот какой у нас домик получился замечательный - большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ! Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ-АВ!
ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости…
Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого используйте вопросы, как показано в образце.
Игра продолжается со следующим персонажем. В описании игры предложены одновременно возможные персонажи, однако их количество и, соответственно, продолжительность игры следует гибко варьировать. При признаках утомления у малышей, сверните игру. Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей».

10. На! Дай!

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д. в самых разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными предметами.

Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами:
НА, зайка, МЯЧИК! На!
Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом - протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе. А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!» Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.
Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо у взрослых и сверстников, учатся делиться.

11. Куколка.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука А; аморфного слова ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСЕНКУ и др.

Ход игры: Раздайте детям кукол и предложите игру.
Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куколку спать: покачаем и споем ей песенку: А-А-А!
Прижав куколку к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.
Проснулась куколка. Смотри, как куколка танцует!
Кукла «танцует и кланяется».
А теперь куколка поет песенку: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песенку.
При необходимости помогите детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: Кто это? Что делает куколка? Как куколка поёт песенку? и т.д.

12. Большие ноги идут по дороге.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение аморфных слов ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т.д. ; развитие движений.

Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки».
Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» - будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки побежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Можно двигаться в одном направлении, затем в обратном направлении (соответственно первой и второй частям стихотворения), а можно двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.

Развитие глагольного словаря.

Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например: спит - БАЮ-БАЙ; встаёт - АП-АП; кушает - АМ-АМ; моет - БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет - ТОП-ТОП; упал - БУХ; качается - КАЧ-КАЧ; купается - КУП-КУП; смеётся - ХА-ХА-ХА и др.

Литература

  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - М.: Просвещение, 1990.
  • Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М.: Бук-мастер, 1993.
  • Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. - С.-Петербург: Союз, 1998.
  • Громова О.Е. Алло! Ляля? Речь. Первые глаголы - М.: Карапуз, 2003.
  • Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь. Первые глаголы - М.: Карапуз, 2003.

Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.

Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.

Социальные

  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).

Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.

Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.

Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома?

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.

Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй - для дошкольного возраста. Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж , пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.

Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти . Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.

Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

Жук

Я веселый Майский жук.

Сады вокруг,

Над лужайками

А зовут меня

Жу-жу... (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.

С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.

Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
  • не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
  • темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.

Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.

«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.

«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.

В следующем видео предлагается несколько артикуляционных упражнений, которые также поспособствуют быстро и правильно научиться произносить звуки.

Игры на развитие слуха

Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.

К 3-4 годам ребенок уже умеет различать в речи окружающих гласные звуки, затем согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие. Чтобы развитие слуха происходило в соответствии с нормой, нужно с малышом выполнять упражнения на развитие этой способности. Они включают в себя задания на различение громкости звука, источника звука, узнавание предмета, который издает звук - такие игры предлагаются детям младшего возраста.

Ребята, которым исполнилось 3 года, чаще предлагают задания на нахождение и различение звуков в словах. Это могут быть следующие игры: «Где звук?» - необходимо определить местонахождение звука в слове (в начале, в конце, посередине); «Кто больше придумает слов со звуком...» - игра на придумывание слов с заданным звуком; «Топни, если услышишь звук...» - развивать умение услышать заданный звук в слове и др.

Заучивание стихов, чтение, рассказывание

Многие родители знают, что заучивание стихов детьми полезно. Давайте разберемся, чем?

  • Расширяется кругозор, увеличивается активный словарь ребенка. Ребенок начинает использовать в речи не просто заученные слова, он использует уже знакомые ему грамматические конструкции. Таким образом его речь становится более правильной и богатой.
  • Развивается память. Доказано, что ребенок лучше запоминает рифмующиеся конструкции. Чем больше малыш запоминает небольших четверостиший, тем легче ему будет заучивать более сложные произведения в старшем возрасте.
  • Повышается общий уровень культуры человека. Ведь в стихах писатели отражают нормы поведения, которые запоминаются малышом вместе с рифмованными строчками.

О пользе чтения можно говорить бесконечно. Давайте сформулируем основные плюсы этого увлекательного занятия: художественные произведения учат добру, объясняют, чем оно лучше зла, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас, учат преодолевать трудности, развивают фантазию, воображение. Кроме указанной пользы, семейное чтение сближает маму и малыша, дает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием слушают взрослого, и еще интересней им становится, когда прочитанное подкрепляется яркими и четкими иллюстрациями.

Для того чтобы это увлекательное занятие пошло на пользу малышу, давайте вспомним несколько правил, которые должны соблюдать родители.

  • Выбор книги зависит от времени суток, настроения малыша и его самочувствия.
  • Не читать на ночь страшные сказки.
  • Прежде чем начать читать ребенку, познакомьтесь с произведением. Оцените, понравится ли оно малышу, и каков конец истории.
  • Читайте выразительно, а не механически. Вникайте в каждое слово.
  • Читайте регулярно, а не от раза к разу.

Следуя этим простым правилам, вы превратите общее с ребенком времяпрепровождение в настоящее удовольствие для вас обоих.

Помните, занятия, которые вы решитесь проводить с ребенком, вовсе не должны выглядеть как занятия. Все должно проводиться в игровой форме, в те моменты, когда ребенок хорошо себя чувствует и находится в приподнятом настроении. Иначе это может иметь противоположный эффект, ребенок замкнется или станет агрессивным.

Главное - систематичность занятий, и скоро вы заметите успехи, которые непременно порадуют вас и ребенка и дадут стимул к дальнейшим достижениям. Меню

  • Задачи:

    1. Коррекционно-образовательные:

    • формировать внимание к неречевым звукам, умение узнавать, различать и произносить неречевые звуки;
    • согласовывать движения со звучащим словом;
    • учить понимать и употреблять предлоги: с, в, из, на, под;
    • расширять активный словарь за счет введения новых слов по теме «Дом».

    2. Коррекционно-воспитывающие:

    • воспитывать навыки общения, внимательности во время игр и физкультминуток, а также создавать у детей радостное настроение.

    3. Коррекционно-развивающие:

    Развивать: связную речь; конструктивный праксис; мелкую моторику рук.

    Предварительная работа:
    разучивание игр; рассматривание домов; беседы о домах.

    Материалы и оборудование: дом игрушечный; игрушка «Божья коровка»; ширма; костюмы героев: шапочки, маски; музыкальные инструменты для героев: погремушка, барабан, колокольчик, дудочка; геометрические фигуры.

    Ход занятия

    Педагог
    Сегодня, ребята тема нашего занятия «Дом». Посмотрите, какой красивый дом, рассмотрите его внимательно. (дети рассматривают дом) Расскажите пожалуйста, из чего состоит дом, вспоминайте (дети вспоминают и вместе с педагогом, хором говорят вслух): крыша, стены, труба, дверь, окна. А что внутри дома: потолок, стены, пол.

    Игровое упражнение «Что мы слышим дома?»

    Педагог предлагает вспомнить и воспроизвести голосом неречевые звуки, которые мы слышим дома
    Педагог
    - как стучат гости, когда к нам приходят? (Тук-тук-тук.)
    - Как звонит телефон? (Дз- дз- дз.)
    - Как тикают часы на стене? (Тик-так.)
    - Как звенит комарик, когда летает по дому? (З - з- з.)
    - Как скребется мышь, в подполе? (Цап - цап- цап)
    - Как кипит вода на газовой плите? (С – с - с)
    А еще ребята какие звуки можно услышать дома? (дети рассказывают, о том,что можно еще услышать дома, например воздушный шар, когда спускает воздух шумит вот так: ш- ш-ш, летом когда муха залетает в дом, она жужжит вот так: ж-ж-ж)

    Педагог
    Ребята, а какого сказочного героя вы бы хотели увидеть у себя дома?
    (Ответы детей. Дети рассуждают и называют своих любимых сказочных героев, которых бы они хотели увидеть. Кто-то захотел увидеть Машу и Медведя, кто-то Лунтика и божью коровку Милу. Детям предлагается поиграть и изобразить любимых героев, переодевшись в них)

    Игра «Встречайте гостей»

    Сказать детям, что сейчас придут гости: Маша, медведь, Лунтик и Мила. Дети за ширмой переодеваются (одевают маски и шапочки). Педагог предупреждает детей, что Лунтик придет с барабаном, Маша с колокольчиком, Мила с дудочкой, а медведь с погремушкой и дети должны быть очень внимательны и послушать, какой музыкальный инструмент зазвучит, тот гость и пришел. Если дети отгадывают, гость появляется из-за ширмы. Когда все гости в сборе, дети становятся в круг и все вместе танцуют под музыку из мультфильмов «Маша и медведь», «Лунтик».
    Педагог
    Ребята, мы с вами молодцы, а вы любите строить дома? Давайте построим вместе большой красивый дом.

    Физкультминутка «Мы – строители»

    Мы сейчас возьмемся дружно
    И большой построим дом (шагаем на месте, взявшись за руки)
    Будем доски мы строгать (имитируем строгание доски)
    И гвоздями прибивать (имитируем прибивание гвоздями)
    Вверх мы крышу поднимаем (руки поднимаем вверх, тянемся на носочках)
    Петушка наверх сажаем (руками машем, как крыльями)
    Дом побелим, приберем и гостей мы позовем! (имитируем покраску, машем руками к себе: «зовем гостей»)

    Игровое упражнение «Пригласи любимого героя в гости»

    Педагог
    Ребята, а давайте гостям покажем наш красивый дом. Пчелка Мила (игрушка) прилетела в наш домик, и хочет его внимательно рассмотреть. Педагог показывает, как пчелка постояла рядом с домом, вошла в домик, вышла из дома, взлетела на крышу, села под окошком. Педагог просит ребенка (желающего) проделать то же, затем предлагает прокомментировать действия. Далее педагог и дети повторяют все действия вместе, педагог громко выделяет предлоги.

    Коллективная деятельность «Построим дом»

    Дети подходят к столу. На столе у детей лежат разные геометрические фигуры: крыша (треугольник), стены (большой квадрат), окна (маленькие квадраты) и т.д., дети должны из данных фигур сложить общий дом.

    Итог занятия

    Педагог
    Ребята, какой красивый, большой дом у нас получился. Давайте еще раз повторим, что есть у дома. (Дети повторяют детали дома) Вопросы детям: что мы с вами сегодня делали? Какие гости к нам приходили? Вам понравилось наше занятие?

    Список использованной литературы

    1. 1. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней и старшей группах/ Н.В.Рыжова. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 416 с.

    Дети учатся изъясняться со взрослыми и говорить на первом году жизни, но не всегда четкое и грамотное произношение достигается и к пяти годам. Часто детские сады, где ребенок среди равных учится говорить интенсивнее и резко увеличивает словарный запас, знания и понимания, становятся невольными участниками вовлечения в процесс активного говорения малыша. Однако нет сомнений в том, что темпы развития технологий и знания детей о бытовой технике, компьютерных приспособлений часто дают фору взрослым, а вот речевые навыки оставляют далеко позади. И к возрасту четырех-пяти лет ребенок порой не способен не только правильно выговорить звуки, но и сформулировать мысль.

    Единое мнение педиатров, детских психологов и логопедов-дефектологов совпадает: ребенку стоит ограничивать доступ к компьютерным играм и по возможности максимально заменять на игры на свежем воздухе, дидактические материалы и развивающие игры: лото, домино, мозаики, рисование, лепку, аппликации и т.д. Внимание ребенку стоит уделять постоянно, по возможности поощрять эмоциями восторга, радости, похвалой каждое новое достижение в правильном произношении и постоянно тренировать мышцы нёба, языка, губ и глотки.

    Причины нарушений речи

    Если ребенок в год говорит менее двадцати простых слов, нужно обратить внимание на то, как в семье происходит общение старших с младшими, какой общий психологический фон в семье, взаимоотношения членов семьи и способы воспитания детей.

    Если по мнению психолога умственное состояние ребенка хорошее, слух и интеллект в норме, логопедические 3-4 лет скорректируют произношение и позволят научиться ребенку правильно говорить быстрее.

    Иногда по ряду причин неврологического, физического или психического характера нарушения речи выливаются в определенную форму.

    Это может быть вызвано бедностью словарного запаса, неверного произношения слов, путаницы в окончаниях или перестановке слогов слова, могут быть проявления и в темпе речи.

    Виды нарушений в речевом развитии ребенка

    Логопеды делят нарушения речи на фонетико-фонематическое недоразвитие речи (когда проглатываются гласные, не выговариваются или мягкие и т.д.), общее недоразвитие речи и отдельные виды проблем речевого характера:

    • Алалия.
    • Дисграфия.
    • Дислексия.
    • Дизартрия.
    • Дислалия.
    • Заикание.
    • Афазия.
    • Ринолалия и некоторые другие виды, подвиды нарушений.

    Как определить нарушение речи

    Как правило, в раннем детском возрасте малыши не одинаково развиваются, поэтому классифицировать какое-либо нарушение при внешних общих признаках здоровья достаточно трудно. При внимательном отношении к маленькому члену семьи проявления нарушений могут заметить родители и старшие дети.

    Начинаются логопедические когда в норме сформирован определенный словарный запас, и ребенок активно общается или вынужден стремиться к изъяснению своих потребностей и желаний словесно, а не жестикуляцией. Психологи отмечают этот возраст еще и потому, что личностный рост одновременно с новыми формами мышления и самоидентификации ребенка заставляет интересоваться новым, стремиться к общению, особенно к общению со сверстниками. Благодаря тому, что дети сами учат друг друга объясняться понятнее в игровой и естественной форме, и меняется словарный запас, а соответственно, и речь ребенка в 3-4 года.

    Тест логопеда для родителей - сигнал к действиям

    Тестовые задания, которые дают логопеды, позволяют определить уровень нарушений или выявить отсутствие нарушений у ребенка. Часто некоторое время, посвященное занятиям, увлекает малыша, он с интересом включается в выполнение заданий и через непродолжительное время начинает говорить намного лучше и правильней. Если нарушения речи все же выявлены, родителям следует знать, что зачастую они поддаются коррекции легко, при условии, что занятия и упражнения с ребенком проводятся не только в группе с дефектологом, логопедом, но и дома.

    Что включает в себя логопедическое занятие

    В ходе психолого-логопедических занятия для детей 3-4 лет обучение ребенка одновременно ведется не только в речевом смысле, ведь связанные процессы активности мозга, функций речи, моторики в комплексе должны проводиться в разных направлениях:

    • нужно развивать общую, мелкую моторику (здесь помогут лепка, рисование, раскатывания, хлопки, сжатия и разжимания кулачков, похлопывания пальчиками, шнуровки, застегивание-расстегивание пуговиц);
    • не менее важно развивать и артикуляционную моторику (регулярная гимнастика для мышц языка, губ, гортани и нёба);
    • исправление звукопроизношения, правильная постановка звуков логопедом;
    • исправление ошибок в дикции и обучение в ритме, гладкости речи и дикции.

    Чем полезны логопедические упражнения

    Описание логопедического занятия для детей 3-4 лет включает обязательную артикуляционную гимнастику для снятия тонуса и спазма мышц, динамические и статические упражнения для языка, углов губ, мышц нижней челюсти, щек, и мелкую моторику, иногда рефлексотерапевтический массаж. В ходе корректирующих занятий дети учатся пространственным представлениям, развивают моторику и память, зрительные образы, внимание, мышление и наблюдательность. Развиваются сенсорные функции, практикуется постепенно нормализуется мышечный тонус.

    Психологический аспект работы с ребенком

    Особенности логопедических занятии с детьми 3-4 лет могут касаться психологической составляющей, часто дети с нарушениями речи из-за противопоставлений себя тем, кто говорит хорошо, комплексуют или замыкаются в себе. Задача педагога - расположить ребенка, заинтересовать и заставить его преодолеть барьеры, созданные им самим в отношении собственной особенности. Обратная сторона может заключаться в противопоставлении себя конфликтным образом, недисциплинированности, капризам, отказу от совместной работы. В таком случае рекомендуются индивидуальные занятия логопеда для детей 3-4 лет - особенного ребенка наедине проще убедить и заинтересовать, когда взрослый становится малышу другом и помощником, способным увидеть старания за капризами.

    Общеразвивающие занятия

    Физкультура хоть и не входит в комплекс упражнений с логопедом, все же важна, гимнастика развивает правильный дыхательный такт, что, в свою очередь, способствует лучшему насыщению мозга кислородом и хорошей циркуляции тока крови. Логопедические занятия с детьми 3-4 лет часто сопровождаются с подручными средствами в виде пазлов, мозаики, оригами, конструктора, рисования и игр, направленных на развитие мнемонической памяти. Кроме того, память тренируется загадками в стихотворной форме, скороговорками и стишками на веселую тематику. Конечно, и обучение проводится в игровой форме, в противном случае малыш может наотрез отказаться выполнять упражнения и гимнастику. Задача логопеда и родителей - участвовать в становлении правильной речи ребенка как можно полнее, ведь чем раньше замечены нарушения, тем больше шансов искоренить их и помочь малышу красиво и правильно общаться, а значит, становиться грамотным и приятным собеседником.

    Логопедический массаж

    Логопедические занятия с детьми 3-4 лет включают гимнастику жевательно-артикуляторных, мимико-артикуляторных мышц, гимнастику губ и щек, языка, приротовой области, в случае надобности (классический, точечный), включающий вибрирующие поглаживания, разминания, растягивания.