Как и когда можно начинать закаливание детей? Как правильно закалять ребенка солнцем и водой дома

Среди детей наблюдается такая тенденция, что чем больше мамы и бабушки с любовью стараются оградить ребенка от воздействия внешних факторов, кутая, не разрешая купаться в реке, ходить босыми ногами по траве, песку или дома по полу, тем чаще ребенок болеет. В этом случае следует отказаться от избранных принципов и начать закаливать ребенка.

Закаливание представляет собой комплекс процедур, основанный на воздействии таких факторов, как вода, воздух, солнце, часто заключающийся в перепаде воздействующих температур или атмосферного давления. В результате организм ребенка становится более устойчивым к воздействию природных раздражителей и способен лучше противостоять инфекциям.

Закаливание естественным образом развивает иммунитет, причем этот метод гораздо эффективнее стимулирования иммунитета из вне, с помощью таблеток.

Если сравнивать количество случаев ОРВИ у незакаленного ребенка и того, который в течение года подвергался закаливающим процедурам, то закаливание примерно в 3 раза снижает риск простудных заболеваний.

Начинать закаливать организм ребенка можно без предварительной подготовки и с любого возраста, чем раньше, тем лучше. У маленького ребенка гораздо активнее развит механизм адаптации, поэтому раннее закаливание дает более выраженный результат.

Принципы закаливания

Закаливание ребенка (с чего начать будет подробно рассказано ниже) должно базироваться на следующих принципах:

  1. Индивидуальный подход. Методики закаливания выбирают с учетом состояния здоровья ребенка и образа жизни семьи. Важно, чтобы процедуры нравились самому ребенку.
  2. Периодичность и постепенность. Закаливающие процедуры должны проводиться систематически, начиная с малого: незначительного изменения температуры, небольшой продолжительности. Этот процесс нельзя форсировать.
  3. Комплексность. Только закаливающие процедуры не позволят поднять иммунитет ребенка на максимальный уровень. Необходимо соблюдать также принципы здорового питания и образа жизни.

Закаливание ребенка в домашних условиях: с чего начать

Затем уже переходят к обтираниям, душу, частичному обливанию, контрастному душу, полному обливанию. Начинают с незначительного понижения температуры воды — +35-36 градусов, постепенно, градус за градусом, понижая ее.

Показания к закаливанию

При следующих показаниях закаливание не просто желательно, оно необходимо:


Правила закаливания

Закаливание ребенка (с чего начать следует, так это с посещения педиатра и иммунолога, чтобы выявить необходимость планируемых мероприятий и узнать, нет ли противопоказаний по здоровью) проводят с учетом следующих правил:

Мнение доктора Комаровского

По мнению доктора Комаровского, ребенок нуждается в закаливающих процедурах с самого рождения. Но что не навредить ребенку, нужно перед началом процедур обязательно проконсультироваться с педиатром. Перед тем как будут разрешены закаливающие процедуры, могут быть назначены анализы и обследование.

Евгений Комаровский советует проводить закаливание каждый день, без пропусков, если здоровье ребенка позволяет это делать. Также он отмечает, что для детей подходят такие процедуры, как контрастный душ, обливание прохладной водой, солнечные и воздушные ванны, но процедуры, связанные с воздействием ледяной воды, например моржевание, для детей не подходят.

Противопоказания

К основным противопоказаниям к закаливающим процедурам относят:


Если заболевание временное, после выздоровления рекомендуется возобновить закаливание с самых щадящих процедур.

Новорожденным

Согласно рекомендациям доктора Комаровского, закаливание в младенческом возрасте должно включать воздушные и водные процедуры. Причем воздействие должно быть умеренным. Использовать экстремальные температуры для закаливания доктор не рекомендует.

Умывание . Начать рекомендуется именно с него, причем в первый же день после выписки из роддома. Температура воды должна быть равна 28 градусам. Закаливание таким образом проводят ежедневно, но температуру воды понижают очень постепенно, процесс понижения температуры на 2-3 градуса должно растянуться на 2-3 месяца.

Обливание . Начинают практиковать в частичного обливания – с ног ребенка. Затем переходят на все тело. Начальная температура – 32-35 градусов. Оптимально проводить закаливающие процедуры после ежедневного купания. Начав с ног, переходят к обливаниям всего тела. В конце концов, обливают постепенно все части тела снизу вверх: ноги, руки, живот, затылок.

Купание . Длительность самих купаний следует также увеличивать: вода будет охлаждаться естественным образом и оказывать закаливающий эффект. Контрастные ванны для младенцев необязательны.

Обтирание . Выполняют с помощью фланелевой рукавицы. Как и обливание, начинают сначала с ног и ими же и ограничиваются. Затем расширяют область обтирания в такой последовательности: руки, спина, грудь и живот. Рекомендовано начинать с 2 месяцев.

Прогулки . Комаровский считает прогулки обязательной составляющей ежедневного распорядка ребенка. Он говорит о том, что не нужно избегать прогулок при неблагоприятных погодных условиях: снеге, дожде. Все что нужно в этом случае – одеть ребенка по погоде.

Длительность прогулок должна также увеличиваться. В летнее время минимальная продолжительность прогулок – 20-30 минут, зимой – 5-7 минут. Но с каждым днем можно увеличивать время минут на 5-10. В зимнее время при особенно низких температурах с детьми 1-3 месяцев гулять не стоит, с детьми более старшего возраста прогулки возможны, но одевать ребенка нужно на один слой больше, чем взрослого.

Воздушные ванны. Комаровский не рекомендует кутать ребенка. В частности он советует оставлять ребенка на несколько минут обнаженным при каждой смене памперсов или пеленок, при переодевании на прогулку. Такая методика позволит поддержать естественный механизм адаптации.

Солнечные ванны. Рекомендованы грудным детям, в частности и потому, что являются профилактикой рахита. Но необходимо соблюдать осторожность – ограничивать попадание прямых солнечных лучей на кожу ребенка, чтобы не возникло ожогов.

Детям от 3 лет и старше

Если закаливание не начато в младенчестве, это вовсе не значит, что время упущено. Процедуры с ребенком можно начать и позже, в 3 года и позднее. Общие принципы будут теми же.

С 2-3 года можно ввести методику контрастного душа , разрешить ребенку ходить летом на свежем воздухе и зимой в помещении в одном нижнем белье. Положительно скажутся на иммунитете занятия в бассейне. С 4-5 лет уже можно практиковать обливания на улице сначала прохладной, затем холодной водой. Но в этом нужно держаться меры.

Водные процедуры

Обтирание с 2 месяцев нужно проводить мягким полотенцем, так как кожа у ребенка нежная. Процедуру проводят после утреннего подъема в течение 1-2 мин. Оно может быть сухим и влажным. Начальная температура воды при влажном обтирании – 35 градусов. Постепенно ее понижают.

Душ рекомендован с 1,5 лет. Его следует принимать после утренней гимнастики. Начальная температура +36. Затем в течение нескольких дней понижают ее на один градус, уменьшая ее таким образом до 26 градусов. Процесс перехода к минимальной температуре должен занять не дни, а месяцы.

Обливание вводят в последнюю очередь, уже тогда, когда организм ребенка полностью адаптировался к обтираниям и душу, независимо от того, в каком возрасте были начаты процедуры. Обливания тренируют сосуды, развивают механизм терморегуляции.

Но, как и в других методиках, нельзя форсировать события: начинают с частичного обливания и с самых высоких температур (+35 градусов). Слишком ранний переход к обливаниям холодной водой спровоцирует простуду. В частности за два месяца рекомендуется снизить температуру с +35 до +30 градусов.

Порядок обливания: сначала нижнюю часть тела до колен, затем руки до плеч, позже – все тело. Расширяют область обливания постепенно. Возможно контрастное обливание: сначала теплой, затем прохладной водой.

Температура воды для обливания – зависимость от времени года и возраста

Длительность обливания постепенно увеличивают с 15 секунд до 30. Контрастные ванны для ног проводят с помощью двух емкостей (ведер или тазиков). В одной из них температура воды должна быть равна 40 градусам, в другой – 32 градусам. 1 минуту ноги держат в горячей воде, затем 20 с – в холодной.

Чередуют 5 раз, заканчивая погружением ног в холодную воду. Постепенно температуру воды понижают и в том и в другом тазике. Полезно во время процедуры делать зарядку для стоп.

Место пребывания (баня-предбанник) нужно чередовать, именно благодаря этому и будет осуществляться закаливание. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок дышал в бане и сауне носом.

Плавание

Плавание оказывает сразу несколько положительных воздействий на организм ребенка: во-первых, это температурное воздействие, которое обеспечивает закаливающий эффект, во-вторых, массажное – волны воды массируют тело, в-третьих, обеспечивается физическое развитие, так как при плавании развиваются все группы мышц.

Положительно сказывается плавание и на эмоциональном состоянии ребенка, так как многим этот процесс нравится.

Купание в открытом водоеме разрешено с одного года, обязательно под контролем взрослым. Плавать в ванной малыш может уже с 6-8 недель. Причем существуют методики обучения не только плаванию в столь раннем возрасте, но и нырянию с головой. Если ныряние не планируется, то удержаться на воде ребенку поможет специальный круг, фиксирующийся на шее.

В грудном возрасте можно практиковать и плавание в бассейне. Перед этим рекомендуется адаптировать ребенка к температуре воды в бассейне. Она находится на уровне 32-34 градуса, поэтому нужно постепенно понизить температуру воды при купании в ванне до этих показателей.

Воздушные ванны

В первую очередь молодым родителям нужно усвоить правило: одевать ребенка нужно по погоде, нельзя кутать даже новорожденных. Но в то же время учитывают и температуру при проведении воздушных ванн – ребенок не должен мерзнуть.

В летнее время процедуру можно проводить 2-3 раза в день по 2-15 минут. Ребенка раздевают и оставляют полежать на свежем воздухе или в помещении, если на улице холодно. Процедуру закаливания желательно проводить либо в утреннее время, либо после дневного сна.

Солнечные ванны

Солнечные лучи способствуют выработке витамина D в организме, поэтому солнечные ванны не просто желательный, а необходимый вид закаливания. Грудным детям рекомендуется находиться на солнце не более 2 минут, детям старше года – не более 20. При этом находиться на солнце необходимо в благоприятного время: с рассвета и до 10 часов утра, и после 16 часов и до заката.


Солнечные ванны при закаливании ребенка также важны как и обливания и обтирания

В это время солнечные лучи не оказывают вредного воздействия. Но даже в это время необходимо защищать голову малыша от прямых солнечных лучей с помощью кепки или панамки.

Если до 3-х лет солнечные ванны рекомендуется проводить при температуре от +26 градусов, то дети более старшего возраста могут принимать солнечные ванны и при температуре от +22 градусов. Продолжительность солнечных ванн увеличивают постепенно.

Физкультура и гимнастика

Гимнастика помогает организму малыша развиваться в правильном направлении, стабилизирует все функции организма. Но заставлять ребенка заниматься гимнастикой насильно не следует. В грудничковом возрасте гимнастику может проводить мама, предварительно получив консультацию у специалиста.

Когда же малыш сможет выполнять упражнения самостоятельно, нужно превратить процесс в игру, чтобы ребенок не заподозрил, насколько необходима эта процедура. Обязательно следует показывать пример ребенку. Для детей постарше рекомендуется оборудовать в детской спортивный уголок, где он сможет заниматься самостоятельно.

Физические упражнения нужно проводить с утра или днем до еды, либо через два часа после приема пищи.

Закаливание горла ребенка

Сочетать общие закаливающие процедуры можно с закаливанием горла, что особенно актуально, если ребенок часто болеет ангиной.


Ходьба босиком

Практикуют с момента, когда ребенок научится ходить. Сначала он может ходить по полу в носках, а затем и босыми ногами, в летнее время ребенку разрешают побегать по траве, песку.
Эта практика способствует не только укреплению иммунитета, но и правильному формированию свода стопы.

Закаливание после болезни

Если ребенок только недавно переболел, следует отказаться от водных закаливающих процедур. Начинают закаливание с непродолжительных воздушных ванн, не забывают про периодическое проветривание помещения и о том, что не нужно надевать на малыша слишком много одежды.

Перегрев грозит повышенным потоотделением, в результате чего ребенка может просквозить. Особенно полезно после простуды проводить полоскания горла с помощью солевого или содового раствора.

Если проводятся процедуры закаливания, это еще не значит, что ребенок не будет болеть вообще. Частота заболеваний снизится, но сама возможность не исключена. Столкнуться с болезнью он может в любом случае, другое дело, что заболевание будет протекать в более легкой форме и выздоровление наступит быстрее.

И чем раньше начать закаливание, тем скорее будет решена проблема низкой сопротивляемости организма к инфекции.

Видео о закаливании ребенка

Закаливание ребенка:

Нужно ли закаливать ребенка:

Закаливание – повышение сопротивляемости организма к воздействию внешних факторов окружающей среды (холоду и жаре, изменениям влажности, ветру).
К сожалению, большинство родителей решают прибегнуть к закаливанию детей, после того, как понимают, что их любимое чадо начало часто болеть, и болезни все чаще затягиваются надолго. И возникает вопрос: как правильно закалять ребенка.

Ребенок рождается с уникальной способностью к адаптации к условиям окружающей среды. Он уже закаленный, и родителям нужно лишь укрепить его навыки. Но большинство из нас сразу же начинают оберегать младенца: открытые форточки закрыть, чтобы не замерз; укутать теплее; на улицу только когда тепло и так далее.

А если правильно организовать режим дня и окружающие условия, то и к закаливанию прибегать не придется.

Методы правильного закаливания ребенка

  1. Воздушные ванны . Лучше сочетать их проведение с массажем (у детей раннего возраста), гимнастикой, активными играми. Старшие дети могут принимать воздушные ванны в трусах, майках и легкой обуви. В последующем можно снять и майку.Для закаливания рекомендуется также ходьба босиком. Что так же благотворно влияет на формирование и укрепление свода стопы. Очень полезно ходить босиком по песку, траве, гравию.
  2. Солнечные ванны . Начинают закаливание с пребывания в тени деревьев, затем ребенку оголяют ноги и руки (местные солнечные ванны). В последующем чередуют игры в светотени с пребыванием под прямыми солнечными лучами в течение 5 минут. После того как появился загар, ребенка можно раздеть до трусов. Время пребывания под лучами увеличивают до 10 минут (общее время пребывания на солнце составляет 50 минут). При пребывании детей под лучами солнца, прямыми или рассеянными, на голове обязательно должен быть головной убор. Для предупреждения перегревания ребенка необходимо предлагать кипяченую воду во время прогулки. Проводить солнечные ванны лучше от 10 до 11 часов утра, когда активность солнце не выражена.Симптомы перегревания – потливость, покраснение лица. При их появлении ребенка нужно немедленно увести в тень, напоить водой, умыть.
  3. Водные процедуры (умывание, общая ванна, обтирание, обливание). Являются самым эффективным методом закаливания.Обтирание проводят с 2-х месяцев. Начинают с сухих обтираний (махровой варежкой растирают кожу да красноты) – 7 дней, после чего переходят к влажным обтираниям (температура воды 35 о С с последующим снижением ее на 1 о каждые 5 дней).Обливание проводят сначала при температуре воды 36 о С, затем постепенно снижают ее до 28 о С. При проведении процедуры большая часть поверхности тела окатывается водой одномоментно. Средний расход воды около 2-х литров.При обливании ног используют воду контрастных температур: теплая – холодная – теплая. Температуру горячей воды постепенно доводят до 40 о С, а холодной — до 18 о С.

Наиболее сильным методом закаливания среди водных процедур является купание в открытых водоемах, так как при этом происходит воздействие на организм и воды, и воздуха, и солнца. Перед купанием ребенка нужно разогреть подвижной игрой. Купание начинают при температуре воды не ниже 23 о С в течение 5-10 минут. В воде ребенок должен двигаться, старшие дети могут плавать. После купания ребенка необходимо вытереть досуха. Пребывание на солнце после этого недопустимо.

Симптомы переохлаждения – «гусиная» кожа, дрожание, учащение пульса. Если они появились, значит, температура воды слишком низкая или время пребывания в воде слишком длительное.

Закаливание детей не проводится во время острых заболеваний. Воздушные ванны и водные процедуры показаны всем детям, особенно ослабленным или выздоравливающим. Следует только учитывать состояние ребенка при выборе интенсивности закаливающих процедур. Под влиянием закаливания улучшается не только общее состояние ребенка, но и его аппетит, настроение, сон.

Принципы закаливания.

  • Сила воздействия увеличивается постепенно. Особенно необходимо выполнять это правило у детей раннего возраста. Скорость увеличения силы воздействия зависит от физического и эмоционального состояния ребенка. Так, например, нельзя резко снижать температуру воды.
  • Закаливающие процедуры необходимо применять последовательно. После привыкания ребенка к воздушным ваннам, менее сильно влияющим на организм, переходят к водным процедурам и солнечным ваннам. Последовательность водных процедур следующая: обтирание – обливание – купание в открытых водоемах.
  • Закаливающие процедуры необходимо проводить систематически. Это помогает закрепить действие закаливания. Лучше всего если эти процедуры будут составляющими режима дня. При легких заболеваниях без значимого ухудшения общего состояния применяют процедуры слабого действия. В холодное время года общее обливание можно заменить обливанием ног, общие воздушные ванны – частичным обнажением тела.
  • Сочетание закаливания с другими оздоравливающими мероприятиями. С этой целью можно использовать подвижные игры.
  • Реакция ребенка на закаливание должна быть положительной. Настроение ребенка при проведении закаливающих мероприятий должны быть хорошим. Немаловажна реакция ребенка и его настроение при проведении первой процедуры. Если ребенок спокоен, то впоследствии закаливание будет у него ассоциироваться с хорошим настроением. Если ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру или отказаться от нее на некоторое время.

Закаливание детей раннего возраста — как начать

Начать закалять ребенка необходимо с рождения. Для этого необходимо выполнять следующие мероприятия:

  • Проветривание помещения и температурный режим в комнате .
  • Ежедневный сон на свежем воздухе . Если ребенок родился в теплое время года, то выходить с ним гулять можно сразу после выписки из роддома. В холодное время года новорожденного можно выносить на улицу с двух недель при температуре воздуха выше -5 о С, и при температуре выше -10 о С — с трех месяцев. Начинать прогулку можно с 15-20 минут, постепенно увеличивая ее длительность до 1.5-2 часов с частотой 2-3 раза в день. Таким образом спать ребенок на свежем воздухе может при температуре от -15 о С до +30 о С.
  • Рациональная одежда . Не старайтесь надеть на ребенка много одежды. Дети, особенно новорожденные, чувствительны к окружающей температуре. И, излишне укутав ребенка, вы можете спровоцировать подъем температуры его тела и расценить это как болезнь. Проверить комфортно ли малышу можно по состоянию его шеи: если она мокрая, то ребенку жарко; если там тепло и сухо, значит все хорошо. Холодные ручки и ножки не всегда говорят о том, что ребенок замерз. У новорожденных и детей раннего возраста еще несовершенная нервная регуляция, и ножки и ручки могут быть прохладными именно поэтому, а не от того, что холодно.
  • Ежедневный массаж и физические упражнения . С рождения малыша нужно обязательно выкладывать на живот, изменять его положение во время сна в кроватке, не туго пеленать (во время бодрствования лучше вообще не пеленать).

Массаж начинают с месячного возраста, постепенно увеличивая объем массирующих движений. Проводить массаж лучше через 40 минут после еды. Ребенок при этом должен быть спокоен. Начинают массаж с ног, затем – руки, живот, грудь, спина, задняя поверхность ног. С 6-ти месяцев массаж заменяется гимнастикой.

Возраст Температура в помещении Воздушные ванны Водные процедуры (температура воды) Солнечные ванны
1-3 мес. 22 о С 5-6 минут вовремя пеленания и массажа Умывание — 28 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут)
3-6 мес. 20-22 о С 6-8 минут вовремя пеленания и массажа Умывание – 25-26 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34-35 о С 5-6 минут под рассеянными лучами солнца летом 2-3 раза в день
6-12 мес. 20-22 о С 10-12 минут во время бодрствования, гимнастики Умывание – 20-24 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34-35 о С До 10 минут под рассеянными лучами солнца летом 2-3 раза в день
1-3 года 19-20 о С При смене белья, гимнастике, умывании Умывание – 20 о С с постепенным снижением до 16-18 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34 о С дважды в неделю перед ночным сном 5-6 минут с постепенным увеличением времени до 10 минут под солнечными лучами летом 2-3 раза в день
Купать ребенка нужно сразу после выписки из роддома. До 6 месяцев купать ребенка необходимо каждый день, после 6 месяцев – через день. С года можно сократить частоту купания до 2 раз в неделю.

Таким образом, решение вопроса как закалять ребенка в каждом случае индивидуальное и зависит от возраста, физического и эмоционального состояния ребенка, времени года и энтузиазма родителей. В любом случае важно помнить, что в процессе закаливания ребенка нет места экстриму: все закаливающие процедуры нужно вводить постепенно и проводить постоянно.

О том, что закаливание полезно, нам всем известно с детства. Но многие родители отказываются закалять своего ребенка, считая, что для этого нужно обязательно обливать малыша ледяной водой, купать в проруби или ходить с ним по снегу босиком. Так ли это? Что такое закаливание на самом деле?

Закаливание – это комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды, и в первую очередь к холоду, так как именно переохлаждение чаще всего становится причиной простудных заболеваний. Для проведения закаливающих процедур используются основные природные факторы — солнце, воздух и вода. В основе методов закаливания лежит постепенная тренировка приспособительных возможностей организма ребенка путем систематического дозированного воздействия на него этими факторами или их сочетанием. В результате происходит постепенная перестройка процессов терморегуляции (улучшается координация процессов выработки и отдачи тепла), позволяющая организму малыша быстрее адаптироваться к изменениям внешних условий без вреда для здоровья.

Чтобы понять, как действует закаливание, необходимо знать, какие процессы происходят в организме человека под воздействием холода. В ответной реакции организма на охлаждение можно выделить 3 стадии:

— на 1-й стадии происходит сильное сужение сосудов кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей, кожа бледнеет, разница температуры кожи и окружающего воздуха уменьшается, таким образом, снижается отдача тепла;

— на 2-й стадии происходит адаптация организма к холоду — сосуды расширяются, кожа становится теплой, при этом улучшается кровоснабжение и питание тканей, активизируется обмен веществ, мобилизуются защитные силы организма;

— на 3-й стадии при длительном воздействии холода, организм исчерпывает свои защитные возможности – кожа вновь бледнеет, приобретая синюшный оттенок, наступает переохлаждение и ребенок может заболеть (закаливание в этой стадии будет иметь обратный эффект).

У незакаленного или ослабленного ребенка при охлаждении стадия адаптации к холоду может не проявляться совсем, тогда сразу наступает 3-я стадия – переохлаждение, резкое сужение сосудов приводит к плохому кровоснабжению слизистых верхних дыхательных путей, снижается местный иммунитет, и организм становится уязвимым для вирусов и бактерий. В результате тренировки способности сосудов изменять свой просвет, у закаленного ребенка после кратковременного спазма происходит резкое расширение сосудов, благодаря притоку крови активизируются защитные силы, и организм малыша в целом становится более устойчивым к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе и различного вида инфекциям.

Закаливание может быть эффективным только при соблюдении следующих принципов:

индивидуальный подход. Выбирая комплекс закаливающих процедур для своего малыша, необходимо учитывать его индивидуальные особенности и возможности, а также его желание заниматься тем или иным видом закаливания.

— систематичность. Закаливающие процедуры нужно проводить ежедневно в любое время года без перерывов. Они должны стать естественной составляющей образа жизни ребенка и выполняться наряду с другими мероприятиями привычного распорядка дня (умывание, прогулки, купание, сон). Тренирующий эффект закаливания достигается за несколько месяцев, а при прекращении процедур исчезает значительно быстрее, в течение 2-3 недель, а у детей 1-го года жизни уже через 5-7 дней, поэтому начиная закаливать своего ребенка, закаливающие мероприятия желательно проводить на протяжении всей его дальнейшей жизни.

постепенность. Интенсивность воздействия закаливающего фактора необходимо увеличивать постепенно, не допуская резких скачков, переходя от мягко действующих процедур к более интенсивным (например, обтирание – обливание – душ – купание). При переходе от слабых закаливающих процедур к более сильным необходимо ориентироваться на состояние ребенка и его реакцию на данное воздействие. Также постепенно следует увеличивать продолжительность процедур и площадь воздействия «раздражителя» на тело малыша.

безопасность. Нельзя допускать переохлаждения или перегрева ребенка от чрезмерно длительного воздействия низких или высоких температур. Начинать закаливающие процедуры можно, только если тело, ручки и ножки малыша теплые, в обратном случае положительного эффекта от закаливания получить не удастся, а ребенок может заболеть от переохлаждения. Кожа малыша во время закаливающих процедур должна быть розовой (не бледной и не синюшной), а сам ребенок — активным и жизнерадостным.

положительный настрой ребенка. Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребенок относится к этим процедурам. Закаливающие процедуры должны приносить малышу радость и удовольствие, поэтому детям рекомендуется проводить закаливание в форме игры.

— комплексность. Закаливание может быть эффективным только в комплексе с другими составляющими здорового образа жизни: соблюдением режима дня, полноценным и сбалансированным питанием, адекватными физическими нагрузками. Значительно повышает эффективность закаливания сочетание процедур с массажем и гимнастикой.

В результате правильно проводимого закаливания повышается иммунитет и устойчивость детского организма к резко меняющимся условиям внешней среды, малыш легко и безболезненно переходит из одного сезона в другой, легче адаптируется к новым условиям проживания, и страдает хроническими заболеваниями, у ребенка улучшается сон и аппетит, повышается выносливость к физическим и умственным нагрузкам.

Правильный подход

Рождаясь, ребенок попадает в новую среду обитания. Природа наделила младенца множеством различных приспособительных и защитных механизмов, для того чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. Так, например, у ребенка есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение. Кутая ребенка, создавая ему тепличные условия, мы «лишаем работы» эти механизмы. Став ненужными, они могут постепенно атрофироваться, и тогда даже легкий ветерок будет представлять для ребенка угрозу - оказавшийся беззащитным малыш легко может заболеть.

Выносливость организма и его сопротивляемость по отношению к меняющимся условиям внешней среды повышаются под влиянием ЗАКАЛИВАНИЯ - воздухом, водой, рассеянным солнечным светом: у ребенка повышается иммунитет к различным заболеваниям, совершенствуются механизмы терморегуляции; закаливание способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка, на адаптацию его организма к новым условиям жизни. Закаливание - ведущий метод повышения сопротивляемости детского организма.

Однако для получения положительного эффекта от закаливания необходимо соблюдать ряд ОБЩИХ ПРАВИЛ:

Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года без перерывов

Перерывы в закаливании ведут к ослаблению адаптационных механизмов, формирующихся под влиянием закаливающих процедур. Даже у взрослых через 3-4 недели после прекращения закаливающих процедур резко ослабляется выработанная устойчивость к воздействию холода. У детей на 1-м году жизни исчезновение эффекта адаптации происходит в еще более короткие сроки - через 5-7 дней. По мере изменения условий, связанных с временем года, процедуры надо варьировать, не отменяя их полностью. Например, летний душ зимой можно заменить обливанием ног.

Обеспечить систематическое проведение закаливающих процедур в течение круглого года можно лишь в том случае, если они прочно войдут в распорядок дня ребенка и будут сочетаться с обычными мероприятиями, проводимыми в различное время суток (умывание, прогулка, сон, игра, гигиеническая ванна и т. д.).

Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия

Закаливание основано на свойстве организма постепенно приспосабливаться к необычным условиям. Устойчивость к воздействию пониженных температур должна воспитываться последовательно, но непрерывно. Переход от более слабых по воздействию закаливающих процедур к более сильным (за счет понижения температуры воздуха, воды и увеличения продолжительности процедуры) необходимо осуществлять постепенно. Особенно это важно для детей раннего возраста и ослабленных детей (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом, эксудативным диатезом или другими аллергическими заболеваниями).

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка

При любых закаливающих мероприятиях необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка и индивидуальные особенности его организма. С возрастом нагрузки нужно постепенно увеличивать. Чем слабее ребенок, тем осторожнее надо подходить к проведению закаливающих процедур, но закаливать его надо обязательно! Если ребенок все же заболеет, посоветуйтесь с врачом, можно ли продолжать хотя бы некоторые процедуры с уменьшенной силой воздействия; если этого сделать нельзя, придется по выздоровлении начать все сначала.

Проведение закаливающих процедур на фоне положительной настроенности ребенка

Любое закаливающее мероприятие следует проводить, предварительно создав ребенку хорошее настроение. Нельзя допускать плача, появления чувства беспокойства или страха перед закаливающими процедурами. Если ко времени выполнения процедуры ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру на другое время или совсем отменить: положительного эффекта от этой процедуры получить уже не удастся.

Соблюдение температурного режима кожных покровов

Во время закаливания обязательно проверяйте состояние кожи ребенка: проводить процедуру можно лишь в том случае, если нос и конечности у него теплые. Если ребенок охлажден и у него уже имеется сужение сосудов, выработать положительную реакцию на закаливание не удастся, можно получить лишь обратный эффект. Вредно и перегревание: оно повышает влажность кожи, что изменяет ее теплопроводность, в результате чего даже умеренное воздействие прохладной воды или воздуха могут привести к значительному переохлаждению организма ребенка.

Закаливание воздухом

I способ - проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого. Лучший способ проветривания - сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижение температуры на 1-2О С. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раза в день по 10-15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, - +20- 22 С. Исследования показали, что при более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаются.

II способ - прогулка, включающая и сон на воздухе. Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. Летом за городом целесообразно питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух. В любое время года полезно гулять, не забывайте только, что одеваться нужно по погоде. Не кутайте ребенка! Детей с 2-3-недельного возраста в холодное время года при температуре воздуха не ниже -5О С надо выносить на улицу. Продолжительность первой процедуры - 10 минут, в дальнейшем время прогулки следует довести до 1,5-2 часов и гулять два раза в день. В теплое время года прогулки с ребенком должны быть ежедневными, 2-3 раза в день, между кормлениями по 2-2,5 часа.

В первые 1,5 года жизни ребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности по пробуждении свидетельствуют, что ребенок одет правильно, то есть находится в состоянии теплового комфорта. При охлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно. Синюшность лица, холодный нос, холодные конечности являются показателями резкого охлаждения. Потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко.

III способ - воздушные ванны. Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка - он становится спокойнее, лучше ест и спит.

Для детей 1-го года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым. Раздевать и одевать ребенка надо не торопясь. Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до +18-20О С. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать, причем уже с месячного возраста воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.

В течение второго полугодия - 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличивая продолжительность ванны на 2 минуты.

Во время и после воздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошее настроение. Следите за тем, чтобы дети в это время не плакали и имели возможность двигаться. Не пропустите признаки переохлаждения: при появлении «гусиной кожи» надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность. Всегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагоприятного влияния воздушной ванны.

В летний период воздушные ванны можно сочетать с солнечными.

Закаливание солнечными лучами

Необходимо помнить, что солнечные лучи - сильнодействующее средство. Детям раннего возраста пребывание под прямыми солнечными лучами, также как и принятие солнечных ванн, не показано. Начинать закаливание следует, при рассеянном солнечном свете. Ребенку лучше находится в так называемой «кружевной тени». Вначале он должен быть одет в рубашку из легкой светлой ткани при температуре воздуха +22-24О С. В середине бодрствования ребенка надо раздеть и оставить его обнаженным на несколько минут, постепенно увеличивая время закаливания до 10 минут. На голову малышу нужно надеть панамку. Полезно, чтобы он в это время свободно перемещался в манеже, на площадке, играя с игрушками.

При хорошем общем состоянии, если ребенок хорошо переносит нахождение в кружевной тени деревьев, можно подставить его и под прямые солнечные лучи, вначале на полминуты, а затем постепенно довести время пребывания на солнце до 5 минут. Производить эту процедуру необходимо утром (до 10-11 часов) или вечером (после 17). Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. При покраснении лица, появлении раздражительности, возбудимости надо увести его из кружевной тени деревьев или из-под прямых лучей солнца в тень и напоить остуженной кипяченой водой. Если ребенок ослаблен заболеваниями, закаливание солнечными лучами должно проводиться очень осторожно, под контролем постоянно находящегося рядом взрослого, необходимо также периодически консультироваться с лечащим врачом или врачом ЛФК, которые разрешают и дозируют процедуру.

Закаливание водой

Одним из наиболее действенных природных средств закаливания является вода. Не слишком знакомых с методиками закаливания людей часто поражает тот факт, что привычные нам с детства умывание и душ могут служить не только гигиеническим, но и оздоровительным целям, однако это именно так. При грамотной организации водных процедур, правильно подобранном температурном режиме, постепенном увеличении времени воздействия прохладной воды привычное выполнение незамысловатых действий утреннего и вечернего туалета может возыметь неожиданно сильный оздоровительный эффект.

Закаливающие процедуры исключительно полезны для детей первого года жизни, но - с двумя оговорками. Во-первых, ни о каком закаливании не может быть речи до конца адаптационного послеродового периода (т.е. до 1 месяца), когда организм ребенка, испытавший значительный стресс при переходе от внутриутробного существования к жизни во внешнем мире, приспосабливается к новым для него условиям. Во-вторых, прежде чем начинать проводить со своим ребенком закаливающие процедуры, необходимо обязательно посоветоваться с врачом.

Для детей первого года жизни водные закаливающие процедуры могут быть местными (умывание, обтирание) и общими (гигиенические ванны, обтирание и обливание, а иногда и душ). При этом для закаливания можно использовать как ежедневные гигиенические процедуры - мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, обычное купание, так и различные игры с водой. Эффект водного закаливания основан на постепенном понижении температуры воды и увеличении времени процедуры.

Начинать закаливание можно с обычного умывания ребенка. Начальная температура воды при этом должна быть близкой к температуре кожи открытых частей тела ребенка - примерно +28-26°С.

Дальнейшим этапом закаливания водой должно стать обтирание. Начинать можно с воды температурой +34°С и в течение 10-15 дней постепенно (на 0,5-1°в день) снижать температуру до +26-23°С.

Производят обтирание так: смоченной в воде варежкой из махровой ткани или сложенным в несколько раз махровым полотенцем быстрыми движениями обтирают ребенка: первую неделю - только верхнюю половину тела (см. фото 1), а спустя неделю - все тело (см. фото 2). Направления движения при обтирании должны быть следующими: руки ребенка надо обтирать от пальцев к плечам, грудь круговыми движениями по часовой стрелке, спину - от середины позвоночника к бокам, ноги - от стоп вверх к тазу, живот по часовой стрелке, ягодицы - не раздвигая их. Каждое движение повторяют 2-4 раза.

Наряду с обтиранием обычной прохладной водой, полезно обтирание раствором морской соли (1 чайная ложка на 1 стакан воды).

Хорошо зарекомендовал себя метод закаливания, предложенный шведскими врачами: махровое полотенце смачивают «морской водой» (1 столовая ложка морской соли на 1 л воды, температура воды +22° С) и ребенка (начиная с 6 месяцев) после сна опускают на 2-3 секунды на полотенце; ребенок «прыгает», «подтанцовывает» (см. фото 3). Не вытирая стопы, переходят к другим элементам туалета. Через 2 недели, если ребенок чувствует себя хорошо, можно увеличить нагрузку: ребенка на 2-3 секунды опускают на влажное полотенце, которое предварительно кладут в полиэтиленовый пакет и помещают в холодильник.

После влажного обтирания необходимо растереть кожу ребенка до порозовения и одеть его.

Внимание: те участки кожи, которые подвергаются обтиранию и последующему растиранию, должны быть абсолютно здоровыми - если на коже есть опрелости, какие-либо высыпания и т.п., данную процедуру следует отложить.

После 2-4 недель систематических обтираний можно перейти к обливанию водой (температурный режим лучше обсудить с врачом). Начинать обливание необходимо с ног, затем к ним присоединяют ягодицы, далее грудь и живот и заканчивают обливанием левого и правого плеча (см. фото 4). Эту процедуру можно начинать с 9-12 месяцев (а у более закаленных детей и еще раньше).

Из местных обливаний рекомендуются в первую очередь обливания ног (см. фото 5). Такие процедуры оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм, и связано это, в частности, с тем, что охлаждение стоп - один из возможных способов стимуляции деятельности надпочечников, играющих важную роль в адаптации организма к неблагоприятным условиям и в функционировании иммунной системы человека. Закаливающий эффект этой процедуры может быть обусловлен либо постепенным (на 1° в день) снижением температуры, либо применением контрастного обливания. В последнем случае ноги сначала обливают теплой водой (+36° С), затем холодной (+24-20°С), а в конце снова теплой (+36°С). Такой способ рекомендуется для часто болеющих или страдающих аллергическими реакциями детей, поскольку у них имеется склонность к спазму капилляров (мелких сосудов).

Очень полезны ножные ванны («топтание» в воде). Начинать их можно с температуры +35°С. Эту процедуру проводят так: наливают в ванну воду несколько выше уровня щиколоток. Ребенок должен пройти по воде (с вашей помощью или без) 5-6 раз. Затем наливают воду на 2-3°С холоднее (см. фото 6). После ванны вытирают ноги ребенка и укладывают его спать (стопы можно не вытирать).

Внимание: не следует проводить обливание ног холодной водой или «топтание» в воде, если у ребенка холодные ноги! Температура кожи стоп должна быть выше температуры воды на несколько градусов.

Возможен и такой вариант закаливания: общее обливание прохладной (+28-22°С) водой после гигиенической ванны.

Сильнодействующим средством закаливания является душ (см. фото 7), к нему, как правило, прибегают, когда ребенку уже исполнится полтора года, однако врач ЛФК может назначить его и раньше по каким-либо показаниям (часто душ прописывают вялым детям, особенно с плохим аппетитом).

И в заключение статьи хотим напомнить - закаливание водой не отменяет других видов закаливания (воздухом, солнцем) - проветривание, прогулка, сон на воздухе, о которых мы подробно рассказали в предыдущем номере, должны проводиться независимо от водных закаливающих процедур.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.