Определение психики человека. Определение психики

Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики:

Важно различать символ от знака, знака и аллегории, поскольку их можно легко смутить. Знак не представляет что-то, а просто указывает его, например, ярлык на бутылке, который указывает, что находится в его содержимом. Но знак также подразумевает реакцию в человеке, но в отличие от символа, он полностью осознан. Примером сигнала являются те, которые используются в трафике. А аллегория - это сознательное выражение идеи через изображение, изображение, человека или другой «объект», но обычно уже знакомо.

Уробор представлен змеем, кусающим свой хвост, в виде круга, как на изображении ниже. Таким образом, она считается одновременно «мужчиной и женщиной, рождающей и зачавающей, пожирающей и порождающей, активной и пассивной, сверху и снизу». Этот первый этап жизни, когда ребенок еще не развил гендерную идентичность, ни стремление к жизни или смерти, и поэтому еще не отличился от фигуры матери и считает их обоюдным.

¦ «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» («Психологический словарь»);

¦ «существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность» («Словарь практического психолога»);

Эта фаза считается уробологической. Когда вы думаете о уробории, легко запомнить круг, по схожесть в геометрическом формате. Символ круга, включительно, имеет аналогичный смысл, поскольку он представляет совершенство, то, что начинается и заканчивается само по себе, единицей, бесконечным и абсолютным. Его можно считать волшебным символом и использовать во многих магических практиках и ритуалах посвящения. Используемый в ритуалах инициации, символ круга может быть даже больше по сравнению с уробором, так как это является самым символом этого посвящения.

¦ «свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)» (Р. С. Немов);

¦ «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира» (П. Я. Гальперин).

3. Психика, поведение, деятельность

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Круг является универсальным символом со многими значениями. Он представляет представления о целостности, целостности, совершенстве, о Я, о бесконечности, вечности, о циклическом движении, о Боге. Он символизирует душу и Я, будучи связанными с символикой мандалы и вечности, поскольку это Альфа и Омега, начало и конец человеческой жизни, это уроборос и символ цели, которой нужно достичь, союз, союз противоположностей в психике. Волшебные круги обычно функционируют как теменос, территория, принадлежащая Богу, ограниченное пространство, место вокруг, зарезервированное для архетипической и нумистической цели, которая используется для концентрации того, что внутри, и для исключения того, что находится снаружи.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Это символ изображения внутренней психической реальности человека. Для Учителя Экхарта Бог есть «бесконечная духовная сфера, центр и окружность которой повсюду». Как обсуждалось выше, бессознательное способно приносить символы через мечты, искусство, видения и другие переживания по разным причинам, но всегда ищет саморегуляцию психики. Это означает, что в соответствии с моментом жизни и сознательным отношением, которое испытывает индивид, бессознательное может ощущать необходимость показать другой угол, указать новый путь или отношение или даже компенсировать ситуацию, когда субъект находится в состоянии односторонними.

Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

Он может также предупредить человека перед опасной ситуацией, поскольку бессознательное имеет вневременный характер. Когда бессознательное приносит символ уророуса на поверхность, важно проанализировать ситуацию и человека, о котором идет речь, но в соответствии с вышеупомянутым смыслом необходимо, в частности, отразить независимость индивида по отношению к материнской фигуре, или даже в его отношении момента, то есть, хотя он обычно развивал свою личность, он может пройти через такое трудное время, чтобы отбросить свою личность до такой степени, что он мог найти спокойствие и защиту, счет.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Дети могут принести этот символ в свои рисунки, и это может представлять внешние или внутренние трудности для продолжения их развития. Внутреннее, когда может быть сопротивление оставить ту роль чрезвычайного комфорта и абсолютной любви, которую дает ребенку, или представлять отказ, ревность или какое-то другое чувство перед лицом новых жизненных ситуаций. Во внешних ситуациях это может появиться, среди прочих примеров, из-за суперзащитных родителей, которые действительно препятствуют прохождению ребенка к более развитым формам развития личности.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Важно отметить, что описанные выше ситуации являются лишь примерами, а не определениями, потому что невозможно закрыть смысл и внешний вид символа в нескольких ситуациях. И главным образом потому, что каждый случай должен оцениваться уникальным и уникальным образом, как уже объяснялось ранее. Анализ появления символа может помочь субъекту осознать тенденции и отношения и стать более способными к реализации изменений и преобразований, необходимых для более широкого развития психики. Придание этой практике привычки, будь то анализ с психологом или просто самоанализом и саморефлексией, помогает человеку всегда быть критическим к их мыслям, чувствам и отношениям, тем самым приобретая большее самопознание и развитие, тем самым наступая на путь индивидуализация.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Комментарии закрыты. Понятие я во Фрейде можно понять только из его теории психического функционирования. Но прежде чем объяснять эту операцию, мы должны понять три постулата, которые ее определяют. Во-первых, есть определенные количества энергии, которые не очень хорошо указаны, которые питают психические процессы; во-вторых, психический аппарат делится на дифференцированные системы и подсистемы на их функцию и способы функционирования; в-третьих, это функционирование является динамичным, потому что есть силы, которые распространяются и находятся в постоянном конфликте.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)-5) в табл. 3.2).

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

Эти три принципа будут лучше поняты в ходе нашей экспозиции. Согласно Хейманну, Фрейд сравнивал функционирование ума, самого сложного органа, с функционированием самого простого организма, амебы. Жизнь поддерживается путем поступления в организм посторонних веществ, но полезных, а также для устранения собственной, но вредной материи. Прием и разгрузка - самые фундаментальные процессы любого живого организма. Ум, который также является частью живого организма, не является исключением из этого правила: он выполняет адаптацию и прогресс, используя на протяжении всего своего существования фундаментальные процессы проекции и интроекции.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Предмет;

Средства.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Опыт введения чего-то в Я и изгнание чего-то из Я - это психические события первого величия. С точки зрения теории Фрейда психические процессы регулируются принципом удовольствия. Целью нейронного аппарата является высвобождение напряжений, накапливаемых внутренними и внешними раздражителями. Фрейд связывает удовольствие и неудовольствие от количества волнений в этом аппарате. Это соответствует удовольствию уменьшить количество волнений и недовольство увеличением этой суммы. То, что решает цель жизни, - это просто программа принципа удовольствия.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.


Таблица 3.2

Этот принцип доминирует над функционированием психического аппарата с самого начала. Силы, которые циркулируют в нейронном аппарате Фрейд, называли приводом. Привод относится к состоянию напряжения, которое стремится через предмет подавления этого состояния. Сырье психических процессов, стремление, является предельным понятием между психическим и соматическим, является психическим представителем возбуждений тела и которые поднялись до ума. Сексуальность, голод и агрессия - это приводы. Этот процесс, который вызывает удовлетворение организма, является соматическим процессом, находящимся в организме или части тела, и возбуждение которого представлено в психической жизни приводом.


Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.


Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)

Например, сексуальное возбуждение, которое является физическим напряжением, имеет психического представителя, психическое возбуждение, представленное сексуальным влечением. Волнение - это степень давления или работы, наложенных на ум в результате его связи с телом. Все напряжения в нейронном аппарате, вызванные внутренними или внешними раздражителями, должны быть разряжены двигательной силой. Секс, еда, нападение, танцы, пить, курение - это способы снять стресс у аппарата нейрона.

Эта форма функционирования ментального аппарата имеет огромную роль в создании Я, как того, что возникает, чтобы различать внутренний мир от внешнего мира. Однако для Фрейда Я - это не только уверенное, твердое осознание, которое позволяет нам различать наше внутреннее состояние, наши чувства и мысли от реальности, которая окружает нас, внешний мир.


Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

¦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

Фрейд всегда выступал против идеи логического, фиксированного и стабильного я. Самость не является чем-то унитарным, твердым, безопасным и автономным, в отличие от всего остального. Для Фрейда это как если бы человек существовал в двух измерениях: одна сознательная сторона и другое бессознательное. Психоанализ не видит в сознании сущности психического, а только качества психического, которое может быть добавлено к другим или вообще отсутствует. Быть сознательным - это, прежде всего, чисто описательный термин, основанный на самом непосредственном и безопасном восприятии.

¦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Напротив, сознание - это чрезвычайно преходящее состояние. Новорожденный не может отличить его от внешнего мира, нет ощущения реальности как источника ощущения. У новорожденного грудь матери удаляется. Таким образом, ребенок плачет, пока у него не появится его снова. Грудь - это первый объект, который отделяет меня от внешнего мира. На его месте психическому аппарату приходилось решать представлять реальные условия внешнего мира и искать в них реальную модификацию. Таким образом, был введен новый принцип психической деятельности: он больше не представлял, что понравилось, но что было реально, хотя это было бы неприятно.

Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

Психика - внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это , и эмоции , и - все органы и функции, когда они происходят внутри нас.

Само атомизирует себя, стремится изолировать от себя все, что может стать источником неудовольствия. Таким образом, есть чистый я, который ищет удовольствия и избегает боли, но кто страдает от конфликта с угрожающим миром. Именно через человеческий конфликт с реальностью Я отличался от внешнего мира. Человек усвоил принцип реальности, который будет структурировать все его высшие способности.

Именно через этот принцип возникают сознательные процессы, такие как суждение, внимание и память. Через вышеизложенное изложение мы приходим к двум принципам, которые регулируют умственное функционирование: принцип удовольствия, ответственный за бессознательные процессы и принцип реальности, ответственный за сознательные процессы.

Когда человек для тех же самых целей (для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением) начинает пользоваться чем-то аналогичным внешним - внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется. Смотри Организация собственной жизни внешними средствами

В психике можно выделить управляющую и исполнительную часть. Управляющая часть психики - это то, что называют личностью в естественонаучном подходе. К исполнительной части психики относят мышление, речь и психомоторные процессы.

Сохранная и развитая психика

Сохранная и развитая психика - то, что обеспечивает адекватное поведение человека, возможность понимать окружающих и быть ими понятым. Нарушение психики выводит человека за пределы нормы. С другой стороны, высокое развитие психических процессов - памяти, мышления, речи, внимания - позволяет человеку быть более успешным и творческим. Смотри Психическое здоровье

Психика, сознание, воля

Если воспользоваться метафорой прожектора, то прожектор психики направлен вовне и освещает внешний мир. Прожектор сознания направлен внутрь и освещает внутренний мир. А воля – это инструмент, который согласовывает психику и сознание. Предположим, сознание говорит: мы должны идти вперед и вверх, а психика нам сообщает – эта вершина далеко, и путь к ней каменистый и через колючки. Между психикой и сознанием возникает конфликт, сознание настаивает, психика сопротивляется... Тогда приходит воля, разбирается и принимает решение. Какое? См.→

Психика и тело

Развитие психики

Психика присуще не всем живым организмом, а формируется только на определённой ступени биологической эволюции. На какой конкретно - специатисты спорят. То, что психика есть у животных и птиц - все согласны. Есть ли она у червей - сомневаются. О наличии психики у простейших и амеб говорят очень редко.

Взгляды на психику других интересных исследователей

По взглядам Ф.Е.Василюка, в типологии жизненных миров психика - это орган, инструмент ориентировки человека в трудном внешнем мире . От психики следует отличать - орган, инструмент ориентировки в