Беременность и авиаперелеты. Перелеты во время беременности: на ранних и поздних сроках

А можно нам в Сочи на недельку слетать? - спрашивает моя пациентка, беременная двойней.

Сочи, Крым, Турция, Таиланд, Черногория - меняются города и страны. Желание погрузить беременный животик в ласковые волны теплого моря, поесть сладких фруктов, поваляться под жарким солнышком остается неизменным. Можно ли во время беременности слетать в отпуск?

Отпуск - это святое. И в большинстве случаев отправиться на отдых будущей маме не только можно, но и нужно. Но вот хорошая ли идея отправляться туда самолетом? Или лучше выбрать наземный вид транспорта?

Безусловно, во время беременности следует по возможности воздержаться от авиаnерелетов, особенно в 1-м и 3-м триместре. Наиболее рискованным считается период с 9-го по 50-й день от зачатия (особенно 3-я и 4-я недели), когда формируются все основные органы и системы. В таком раннем сроке лучше не рисковать и выбирать поезд, автомобиль, а еще лучше - ближнюю дачу или загородный санаторий.

Но страна наша огромна, а любимые туристические направления россиян не позволяют игнорировать авиасообщение. Кроме того, важно, что авиавариант перемещения - самый быстрый. Поэтому беременные летали, летают и будут летать не только в нашей стране, но и во всем мире.

Готовимся к полету заранее

Планируя авиаперелет, обязательно уточните у авиакомпании, до какого срока они берут на борт беременных и нужна ли справка от акушера-гинеколога, разрешающая передвижение воздушным транспортом. В различных авиакомпаниях, на внутренних и международных рейсах правила могут существенно отличаться.

Рамки металлодетекторов и кабинки бодисканеров в аэропортах не наносят вреда плоду, но женщина всегда может попросить провести ручной досмотр.

При бронировании билетов лучше выбирать место возле прохода за перегородкой в середине авиалайнера. Конечно, салон бизнес-класса предпочтительнее, но это не все могут себе позволить. Важно иметь возможность менять положение тела, вытягивать ноги, чаще вставать и немного прогуливаться.

Скрасить перелет может специальная подушечка для спины и шеи, мягкий плед. Одежду стоит выбирать свободную, не сдавливающую и не стесняющую движений, лучше из натуральных тканей.

Перед полетом стоит исключить продукты, повышающие газообразование в кишечнике. При пониженном давлении в салоне самолета пузырьки газа в кишечнике расширяются и могут доставлять существенное беспокойство 1 .

При малейших отклонениях в самочувствии беременной следует обратиться к бортпроводнику.

Насколько это опасно?

  1. Нет никаких доказательных данных, что авиаперелет увеличивает риск преждевременных родов, тем не менее такое происходит довольно часто. Именно поэтому не стоит летать с 36 недель беременности, а лучше избегать самолетов с 28-й недели. На борту самолета нет условий для реанимации новорожденных, об этом следует помнить.
  2. Беременные особо чувствительны к перепадам давления и гораздо хуже переносят турбулентность. Сильная турбулентность практически непредсказуема и может быть опасна падением и травмами. Беременным путешественницам стоит постоянно использовать ремни безопасности, застегивая ремень низко под животом.
  3. «Синдром эконом-класса» - ограниченная подвижность на протяжении 6 часов - действительно существенно повышает риск тромбоза. Чем короче и комфортнее перелет, тем он безопаснее. Впрочем, усиленный питьевой режим, компрессионный трикотаж, свободная одежда, регулярные упражнения и ходьба по салону позволяют минимизировать риск.
  4. Распространенное мнение об опасности воздействия радиации на больших высотах было предметом многочисленных исследований, которые не подтвердили этот факт. Сами ученые считают, что облучение в самолете находится в пределах нормы - равно такой же суточной дозе излучения на земле.

Международная комиссия по радиологической защите рекомендует считать максимальной безопасной дозой облучения 1 миллизиверт (мЗв) (100 бэр) за год для обычных граждан и не более 1 мЗв на протяжении 40 недель беременности 2 . Во время самого длинного межконтинентального рейса пассажир получит дозу облучения, не превышающую 15­ % от этого уровня. Если во время беременности не летать через океан каждую неделю, то превысить максимальную безопасную дозу облучения довольно сложно.

    5. Снижение насыщения кислородом артериальной крови. Однако умеренная гипоксия обычно легко переносится большинством беременных женщин и ребенком.

Когда авиаперелет нежелателен

Длительные авиаперелеты нежелательны даже для здоровых беременных с замечательным течением беременности. Несмотря на то что серьезные проблемы случаются чрезвычайно редко, акушеры-гинекологи запрещают полеты при следующих состояниях:

  • угрожающие преждевременные роды;
  • тромбозы и тромбофлебиты в анамнезе;
  • анемия;
  • аномалия расположения плаценты;
  • преэклампсия;
  • выраженный токсикоз 1-й половины беременности;
  • многоплодная беременность;
  • беременность после ЭКО;
  • неправильное положение плода после 30 недель беременности;
  • другие заболевания или осложнения, когда врач считает поездку недопустимой.


Вне зависимости от того, требует ли авиаперевозчик справку о сроке беременности и противопоказаниях к полету, следует обсудить этот вопрос с акушером-гинекологом перед бронированием билетов и непосредственно перед поездкой.

Первая помощь на высоте

Пилоты и бортпроводники проходят обучение по оказанию первой помощи пассажирам. Если на борту самолета есть врач, командир экипажа обязательно обратится к нему за помощью. Если во время полета у беременной женщины началось кровотечение, помочь будет непросто.

Бортпроводники могут уложить пассажирку на пол, приподняв ей ноги. В таком положении ткани головного мозга будут меньше страдать от гипоксии. На живот кладут пластиковые пакеты с кубиками льда или бутылки с замороженной жидкостью. Чрезвычайной мерой может стать тугая тампонада влагалища стерильными марлевыми салфетками. Командир корабля предпримет все усилия, чтобы совершить аварийную посадку там, где женщине смогут оказать квалифицированную помощь.

Хорошая новость в том, что в большинстве случаев авиаперелет для беременной совершенно безопасен. Это подтверждено крупными когортными исследованиями, которые не показали какого-либо увеличения неблагоприятных исходов беременности для авиапассажиров 3,4 . Полетели, девочки!

Оксана Богдашевская

Фото istockphoto.com

1. Bia FJ. Medical considerations for the pregnant traveler. Infect Dis Clin North Am 1992;6:371–88.
2. Barish RJ. In-flight radiation exposure during pregnancy. Obstet Gynecol 2004;103:1326–30.
3. Chibber R, Al-Sibai MH, Qahtani N. Adverse outcome of pregnancy following air travel: a myth or a concern? Aust N Z J Obstet Gynaecol 2006;46:24–8.
4. Freeman M, Ghidini A, Spong CY, Tchabo N, Bannon PZ, Pezzullo JC. Does air travel affect pregnancy outcome? Arch Gynecol Obstet 2004;269:274–7.

Нынешние реалии предполагают интенсивный график и частые перелеты. Причем современные женщины не отказываются от воздушных путешествий и во время беременности. Сегодня даже доктора не смогли уверенно заявить, насколько безопасны полеты для младенца и здоровья матери. Однако часто обстоятельства вынуждают использовать именно такой транспорт. Уточним подробности этого вопроса и разберемся с отдельными нюансами.

По заявлению специалистов медицины, когда будущая мать здорова, а для младенца нет прямой угрозы, перелеты во время беременности не представляют опасности. Однако найдутся и противники подобной теории, которые утверждают про ухудшение привычных для женщины условий, что становится причиной выкидышей или необратимых изменений. Важны и . Здесь прислушаться к такому мнению уместно девушкам, которые готовятся стать матерью в ближайшие три месяца или недавно узнали о появлении малыша. Ведь именно на этих сроках возрастает угроза вреда для будущего ребенка.

Учитывайте, что первый и третий триместры беременности — не самое благоприятное для перелетов время

Перелеты при беременности на первом триместре чреваты осложнениями при формировании костных тканей и органов ребенка, нередко провоцируя выкидыш. Что касается женщин, которые вынашивают младенца последние три месяца, тут вероятна отслойка детского места и преждевременное появление малыша на свет. Само собой, подобные стрессы скажутся и на здоровье потомства, и на состоянии мамы. Поэтому приемлемым решением становятся воздушные путешествия на 4-6 месяце. К этому времени организм будущей роженицы адаптирован к новым условиям, а ребенок находится в относительной безопасности .

Перечень угроз

Предостережения врачей не беспочвенны. В самолетах и здоровые молодые люди ощущают снижение давления. Учитывая, что организм беременных претерпевает серьезные изменения, подобный фактор становится причиной появления кислородного голодания и гипоксии плода. Кроме того, реальностью здесь становятся отхождение вод, отслоение плаценты и начало родов. Однако вряд ли здоровой маме угрожают такие последствия. Остеречься уместно лишь девушкам, которым врачи диагностировали вероятность подобного исхода.

Здоровье матери и ребенка нуждается в постоянном контроле, особенно в стрессовых условиях при полете на борту лайнера

Разреженность воздуха, как следствие описанного выше фактора, тоже способна нанести немало вреда. При тяжелых случаях анемии нехватка кислорода провоцирует ухудшение самочувствия матери и замирание плода. Ведь при недостаточном насыщении крови О₂ через пуповину прекращается передача жизненно важных для малыша элементов. В группу риска тут попадают и дамы с ишемической болезнью, нарушением сердечного ритма, атеросклерозом или повышенным давлением.

Если у вас диагностировали проблемы с сосудами, уместно отказаться от перелета. Ведь перепады давления нередко провоцируют образование тромбов и закупорку кровеносной системы. Само собой, подобные ситуации опасны летальным исходом.

Кроме того, беременность и перелеты на самолете не сопоставимы для женщин, которые страдают лишним весом или отеками. Здесь важно сравнить внешние признаки отечности с показаниями анализов – ведь такие явления проявляются и внутри организма. Тревожным симптомом становится появление сахара в моче. Следствием халатного отношения здесь бывают гестоз, преэклампсия и внутриутробная гипоксия малыша. Мы кратко рассмотрели опасности, которые несет авиаперелет во время беременности. 2 триместр – относительно безопасный период, но с оглядкой на реальное состояние организма. Конкретный перечень противопоказаний выглядит так:

  • высокая активность матки;
  • заболевания легочной системы;
  • сердечно-сосудистые проблемы, в том числе варикоз;
  • отклонения в структуре и положении плаценты;
  • токсикозы;
  • проблемы неврологического характера;
  • горизонтальное, косое либо ягодичное положение плода;
  • экстракорпоральное оплодотворение и многоплодие;
  • анемия или гипертоническая болезнь.

Перед полетом целесообразно пройти полноценное медицинское обследование

Помните, что во время вынашивания младенца обостряются скрыто протекающие хронические заболевания, поэтому своевременный осмотр специалистами способствует выявлению проблемы . Не поленитесь пройти обследование перед запланированным путешествием, чтобы исключить вероятный риск для здоровья и развития ребенка. Кроме того, целесообразно учитывать, что воздушные путешествия без острой необходимости вряд ли пойдут на пользу и здоровой матери – тут нет гарантий, что полет станет безопасным. Так что, когда есть возможность отказаться лететь, используйте этот вариант.

Отношение перевозчиков

Помимо медицинских противопоказаний, к женщинам «в положении» предъявляют требования и авиакомпании. Определенные авиалинии позволяют путешествовать роженицам лишь до 20 недели, хотя отдельные компании продлевают этот срок до 32 и даже 37 недель. Не поленитесь заранее уточнить правила перелета беременных женщин у перевозчика, с которым вы намерены лететь. В некоторых случаях авиакомпания требует предоставить пакет бумаг о состоянии здоровья и подписать документ о взятии ответственности на себя. Рассмотрим условия, которые предъявляют к роженицам популярные российские авиалинии.

«Уральские АЛ»

Перевозчик декларирует, что будущая мать самостоятельно оценивает состояние и принимает решение о целесообразности поездки. Причем авиалинии снимают с себя ответственность за последствия такого выбора. Кроме того, роженица предоставляет письменное заключение лечащего доктора об отсутствии угрозы здоровью плода. Обратите внимание, что такая справка действует лишь сутки.

Правда, при внештатных ситуациях, когда консультация и письменные выводы врача получить невозможно, авиакомпания предусмотрела заключение специального соглашения – гарантийного обязательства. Отдельно отметим, что беременная при посадке обязана предъявить и обменную карту. Здесь не предусмотрено исключений, поскольку этот документ – непременное условие допуска женщины к посадке на рейс.

«Аэрофлот»

Конкретных запретов и ограничений на перелет здесь нет. Однако авиалинии рекомендуют посетить врача перед поездкой и предоставить справку об удовлетворительном состоянии. Этот совет относится к женщинам после 28 недели беременности при выявлении отклонений или роженицам, которым до предполагаемой даты родов остался месяц. Причем если вы ожидаете близнецов, уместно получить справку в женской консультации за 8 недель до планируемого появления детей.

Группа «Аэрофлот» работает по весьма демократичным правилам и не ограничивает перелеты беременных

Отметим, что аналогичные требования предъявляют и к пассажирам с грудными детьми первых семи дней жизни. Что касается ограничений во время путешествия, тут перевозчик запрещает у люков аварийной эвакуации. Женщинам в положении компания рекомендует занимать первый ряд экономичного салона, либо приобретать билет в классы обслуживания «Комфорт» или «Бизнес».

«S7 Group»

Правила этой авиакомпании предполагают предъявление справки из медицинского учреждения, которая подтверждает отсутствие противопоказаний для путешествия. Срок действия этой бумаги составляет одну календарную неделю. Кроме того, в справке желательно указать и дату перелета, чтобы сотрудники авиалиний убедились в безопасности подобного мероприятия.

Авиалинии «S7» допускают отсутствие справки при полете у беременной женщины, но здесь обязательным пунктом становится подписание договора о взятии ответственности за здоровье клиента и плода на пассажира

Учитывайте, что в такой ситуации девушки проходят . Здесь предъявляют заключение врача и подписывают договор, где содержится пункт о снятии ответственности с авиаперевозчика. Компания советует роженицам запастись необходимыми медикаментами и заранее , чтобы располагать достаточным количеством времени на оформление бумаг.

«UTair»

Этот авиаперевозчик не ограничивает перевозку беременных дам, но при этом компания предлагает прислушаться к некоторым рекомендациям. Женщине желательно пройти медицинское обследование на протяжении семи дней до предполагаемого вылета и получить справку об отсутствии угрозы здоровью. Здесь пассажир полностью отвечает за свои действия, снимая этот вопрос с авиакомпании. Соответственно, тут придется подписать отдельную бумагу, подтверждающую отсутствие претензий к авиалиниям в ситуациях, когда самочувствие клиентки ухудшилось.

Авиакомпания «UTeir» предупреждает беременных женщин, что на борту самолета оказать квалифицированную медицинскую помощь в случае внештатной ситуации некому

Перевозчик отмечает, что на борту лайнера в случаях форс-мажора невозможно. По этой причине роженицы самостоятельно принимают решение о степени опасности полетов и отвечают за негативные последствия. Те же правила относятся и к перелетам грудничков на протяжении первых семи дней жизни.

Как минимизировать ущерб

Чтобы путешествие стало максимально безопасным для ребенка и матери, уместно прислушаться к рекомендациям служащих авиалиний и докторов. Старайтесь бронировать кресло у прохода — такие действия помогут регулярно менять положение тела и без проблем посещать уборную. Кроме того, роженицам целесообразно приобретать места в носовой части лайнера – тут негативные явления при полете выражены не столь ярко, как в других отсеках самолета.

Удобная одежда и обувь, собранная аптечка и запас воды помогут перенести дорогу на самолете с минимальными неудобствами

Наденьте удобные вещи из натуральных тканей и запаситесь сменной обувью. Кроме того, уместно приобрести компрессионные чулки и пользоваться ими в дороге. Что касается ручной клади, здесь целесообразно запастись необходимыми медикаментами. Само собой, этот перечень придется согласовать с врачом и авиаперевозчиком.

Не ограничивайте потребление минералки без газа. Рекомендуемая норма – 0,5 литра за час. Кроме того, здесь уместно постоянно увлажнять кожу лица мицеллярной водой, чтобы избежать сухости и жжения.

Запаситесь привычной едой – регулярные перекусы снижают стресс. Правда, здесь придется разузнать о , чтобы не возникло проблем в здании аэровокзала при прохождении контроля. Наконец, не стоит лететь, если вы панически – лишние переживания не добавят здоровья ни вам, ни малышу.

О влиянии полета в самолете на беременность можно услышать немало устрашающих рассказов. Но что в них правда? Когда запрещены перелеты будущим матерям? Какие правила помогут им легче перенести авиапутешествие?

Беременность и самолет: где на самом деле скрываются опасности

Разберемся с десятью самыми частыми доводами противников авиаперелетов во время беременности:

1. Тяжелые сумки.

Если планируете взять с собой много вещей, стоит позаботиться о чемодане на колесиках с удобной ручкой, чтобы можно было катить его, не наклоняя при этом корпус. Еще лучше, если вас смогут проводить до самолета и встретить в аэропорту, избавив от необходимости поднимать тяжести. Такая предосторожность не помешает в любом сроке беременности.

2. Невозможность во время полета получить срочную квалифицированную медицинскую помощь.

Это основная причина, по которой большинство авиакомпаний неохотно берут на борт беременных пассажирок. Многие перевозчики также требуют предоставить взятое накануне заключение от врача-гинеколога или даже от медицинского представителя авиакомпании об отсутствии противопоказаний к перелету. В некоторых случаях будущую мать не пустят на борт самолета без расписки о снятии ответственности с перевозчика или даже без сопровождающего доктора! Подробнее требования каждой авиакомпании смотрите в таблице.

Опасения объяснимы: хотя стюардессы и обучены технике родовспоможения, оказать полноценную реанимационную помощь ребенку или его матери в случае возникновения экстренной ситуации они не смогут. Понятно, что невозможно на борту пассажирского лайнера развернуть операционную для проведения кесарева сечения или отделение переливания крови. Так что во время беременности надо очень взвешенно обдумывать возможность полета, особенно если планируется родоразрешение путем кесарева сечения.

Если будущая мама постоянно принимает какие-либо медикаменты, необходимо взять их с собой в салон самолета. Дополнить аптечку можно средством от изжоги, активированным углем на случай вздутия кишечника, мятными леденцами против тошноты, спреем для носа с морской или минеральной водой.

3. Проверка на металлоискателе во время регистрации перед полетом.

Современные аппараты для контроля пассажиров генерируют не рентгеновское излучение, а слабое магнитное поле. Поэтому никакой опасности для плода в любом сроке беременности они не представляют.

4. Вибрация и тряска во время полета.

В первом триместре беременности это может спровоцировать тошноту и рвоту, особенно у склонных к укачиванию будущих матерей. По этой причине запрещается летать при угрозе преждевременных родов, при кровянистых выделениях или преэклампсии.

Попадание в турбулентные воздушные потоки неизбежно. Потому надо выбирать современные модели воздушных лайнеров и не садиться в хвост самолета, где тряска ощущается сильнее.

5. Перепады атмосферного давления.

Чем выше взмывает в небо самолет, тем ниже атмосферное давление и парциальное напряжение кислорода во вдыхаемом воздухе. Беременные женщины и так чувствительны к недостатку кислорода, а во время авиаперелета такое состояние приходится выдерживать несколько часов. Этим объясняется возможное ухудшение самочувствия: ощущение нехватки воздуха, нарастающая слабость, головная боль и головокружение. Ребенок при этом не страдает. Его эритроциты содержат особый фетальный гемоглобин, связывающий кислород значительно сильнее, чем «взрослый» гемоглобин матери. Большую опасность для будущей матери и малыша представляет лишь анемия, приводящая к серьезному кислородному голоданию. Поэтому анемия 3 степени, является абсолютным, а второй степени — относительным противопоказанием к полетам.

Выраженные перепады атмосферного давления могут вызвать спазм сосудов плаценты и даже ее отслойку. Это опасно как для ребенка (развивается тяжелая гипоксия), так и для матери (возникает кровотечение).

6. Солнечная радиация.

На большой высоте из-за разреженности атмосферы лайнер слабо защищен от ионизирующих солнечных частиц. Но их сила настолько мизерна, что редкие перелеты никак не отражаются на здоровье ребенка. Врачи рекомендуют воздержаться от частых и длительных путешествий на самолете только в первом триместре беременности. Например, стюардессам предлагают временную наземную работу.

7. Длительная неподвижность.

Это очень серьезная проблема, способная вызвать даже жизнеугрожающие осложнения у беременных. Большая матка в положении сидя сильно сдавливает вены, нарушая отток крови от ног. Поэтому во время полета часто появляются выраженные отеки на ногах, и усиливается варикозное расширение вен . А застой крови, особенно на фоне избыточной массы тела, легко провоцирует тромбоз глубоких вен и повышает риск смертельно опасной тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА).

Как этого избежать? Во-первых, при склонности к гиперкоагуляции крови (то есть при склонности к тромбообразованию) по назначению врача в день перелета и назавтра делают инъекцию низкомолекулярного гепарина, снижающего свертываемость крови. Во-вторых, во время полета надо выпивать жидкости не меньше, чем в другие дни, не стесняясь частых позывов помочиться. В-третьих, надо использовать любую возможность, чтобы подвигаться, походить по салону или подержать ноги выше уровня туловища, чтобы уменьшить застой в них крови.

8. Обезвоживание.

Во время перелета в салон самолета подается сухой воздух. Кроме того, люди меньше обычного пьют жидкости, а из напитков предпочитают мочегонные чай, кофе, насыщенные сахаром шипучки. Поэтому важно пить чистую и минеральную воду, не боясь частых походов в туалет. Тем более что это лишний повод подвигаться.

9. Усиление отека носа.

Виной всему не гормоны беременности, а сухой воздух в салоне самолета. Врачи рекомендуют регулярно сбрызгивать носовые ходы минеральной водой из личной аптечки.

10. Чрезмерные волнения и усталость из-за смены часовых поясов

Длительное изматывающее путешествие может стать пусковым фактором для развития угрозы прерывания беременности.

Когда беременным летать на самолете противопоказано

Здравый смысл должен заставить отказаться от полета на самолете, если у беременной:

  • угроза прерывания беременности или преждевременных родов;
  • чатичная отслойка плаценты;
  • анемия железодефицитная 3 степени или серповидно-клеточная;
  • накануне были окрашенные кровью выделения из половых путей;
  • полное или частичное предлежание плаценты с периодически возникающими мажущими кровянистыми выделениями;
  • гестоз;
  • острый отит или гайморит, заболевания легких и сердца, сопровождающиеся чувством нехватки воздуха.

Все другие противопоказания являются относительными. Это значит, что в особых случаях врач может разрешить полет, но риск осложнений для матери и ее ребенка очень велик. К таким противопоказаниям относят обострение любых хронических или острые заболевания беременной, выраженная тошнота и рвота, зачатие в результате применения родовспомогательных технологий, многоплодная беременность, рубец на матке, анемия 2 степени.

Самолет во время беременности: как избежать проблем

  1. Покупая билет, попросить место рядом с аварийным выходом – там просторнее.
  2. Подниматься на борт самолета в числе последних, чтобы избежать столпотворения и нежелательных контактов с вирусами.
  3. На ноги надеть компрессионные чулки или плотно забинтовать их эластичным широким бинтом для уменьшения застоя крови в венах.
  4. Сидеть не строго прямо, а слегка откинувшись на сиденье – так меньше сдавливаются сосуды ног и расслаблена спина.
  5. Если до полета мучает тошнота – лучше в пути не читать, а спать.
  6. Кушать небольшими порциями, но часто. При изжоге, повышенном давлении и проблемах с желудком можно заранее заказать индивидуальное питание.
  7. Иметь с собой в сумочке горький шоколад для предупреждения приступов тошноты, возникающих из-за углеводного голода.
  8. Не волноваться понапрасну: малыш все чувствует. Держите рядом всю свою медицинскую документацию и блокнот с контактными телефонами близких родственников или друзей.
  9. Оформить страховку, которая покроет расходы на медицинскую помощь в случае преждевременных родов или возникновения других акушерских ситуаций.
  10. Пристегивайтесь по требованию проводницы, но следите, чтобы ремень располагался под животиком.

Таблица: особенности условий приема беременных пассажирок на борт самолета различных авиакомпаний

Авиакомпания

В каком сроке беременности полет запрещен

Нужна ли справка-разрешение на полет от врача-акушера

Нужна ли расписка о снятии ответственности с авиакомпании

Аэрофлот

После 36 недель (двойня – после 34 недель)

Да – с указанием срока беременности и предполагаемой даты родов — не ранее, чем за неделю до авиарейса.

Разрешен

Да – должна быть запись об отсутствии противопоказаний к перелету на дату авиарейса

Трансаэро

После 36 недель

Да, с обязательным предоставлением обменной карты

Ю Тэйр (Utair)

Разрешен

Да, не ранее, чем за неделю до авиаперелета

Да, для представителя компании и копия – для женщины

Northwest Airlines

После 36 недель

После 36 недель

Разрешен

Только после 36 недель

British European

После 36 недель

Да, не позднее недели до перелета

После 36 недель

Разрешен

Разрешен

После 34 недель должен сопровождать врач

American Airlines

Разрешен

После 36 недель (для внутренних рейсов – после 39 недель) – справка от врача (давность не более 2 дней). За 10 дней до родов – разрешение от мед.службы авиакомпании

Разрешен

До 34 недель – не требуется. После 34 недель врач должен заполнить формуляр MEDIF (за неделю до полета)

Разрешен

До 36 недель – не требуется. После 36 недель – справка из мед.центра авиакомпании

После 36 недель.

Для коротких рейсов по скандинавским странам – после 38 недель

Да, после 28 недель беременности (прислать авиакомпании справку за сутки до полета)

Запрещены перелеты при многоплодной беременности и после 36 недель

В современном мире, где путешествия — это норма жизни, авиаперевозка является одним из наиболее востребованных видов транспортировки. В ожидании своего малыша, вы можете безбоязненно путешествовать по воздуху, без проблем со стороны своего самочувствия, на протяжении I-го и II-го триместров вплоть до 7-8 месяца беременности. При этом самый благоприятный период для воздушных и не только путешествий - это 14-27 недели беременности. Это правило действует для женщин, чья беременность протекает абсолютно нормально, и нет никаких запретов на полеты, наложенных врачом.

Перелет в первые недели беременности

В некоторых случаях врачи рекомендуют отказаться от перелетов в первом триместре беременности, т.к. в это время в организме женщины происходит гормональная перестройка. Во время полета повышается вероятность плохого самочувствия и утомляемость, нередко возникает тошнота, головная боль. По мнению многих гинекологов, авиаперелеты в течение первого триместра могут стать одним из факторов, способных вызвать самопроизвольное прерывание беременности. Многочасовой перелет может ухудшить состояние, а перепады давления при взлете и приземлении — негативно повлиять на плод, и специалисты считают, что лучше от них воздержаться. Тем не менее, убедительных исследований об опасности авиаперелетов в этот период не существует.

Максимально безопасный срок для беременных женщин, допустимый при перелете.

Считалось, что при нормальном течении беременности, без осложнений, путешествия на самолете безопасны до 33-34 недель (при многоплодной беременности — до 32 недель), если это не противоречит правилам выбранной авиакомпании.

Недавние исследования показали, что перелеты безопасны на любом сроке неосложненной беременности, при условии, что соблюдены общие меры предосторожности и выполняются рекомендации: женщина избегает неподвижности и тесной одежды, пьет достаточно жидкости.

Начиная с III-го триместра беременности целый ряд авиакомпаний предусматривает ограничения для будущих мам. Лучше знать о них заранее, и своевременно скорректировать свои текущие и перспективные планы.

Для того, чтобы не ставить себя в крайне рискованное положение, лучше отказаться от авиаперелетов на последнем месяце беременности. Даже если беременность протекает без проблем, и женщина чувствует себя хорошо, летать на 9-м месяце крайне не рекомендуется, из-за угрозы родить раньше намеченного времени и - прямо в самолете.

Именно поэтому многие авиакомпании не пропустят женщину на борт авиалайнера, если до предполагаемой даты родов остается менее 7-30 дней (в зависимости от конкретной авиакомпании). Поэтому, собираясь в полет, позаботься заранее о справке из медучреждения, где будет указана ожидаемая дата будущих родов. В этой связи не забудь и о дате возвращения из путешествия.

На что следует обратить внимание, планируя авиаперелет - или современные мифы и реальность при перелетах для беременной женщины:

1. Тяжелые сумки.

Если планируете взять с собой много вещей, стоит позаботиться о чемодане на колесиках с удобной ручкой, чтобы можно было катить его, не наклоняя при этом корпус. Еще лучше, если вас смогут проводить до самолета и встретить в аэропорту, избавив от необходимости поднимать тяжести. Такая предосторожность не помешает в любом сроке беременности.

2. Невозможность во время полета получить срочную квалифицированную медицинскую помощь.

Это основная причина, по которой большинство авиакомпаний неохотно берут на борт беременных пассажирок.

В настоящее время нет научных доказательств того, что авиаперелет во время беременности повышает риск преждевременных родов. Вызванный полетом стресс может рассматриваться как фактор риска, поскольку стресс связан с повышенным выбросом кортикотропин-рилизинг-гормона.

Следует помнить, что преждевременные роды случаются довольно часто, и пациентки должны быть осведомлены об отсутствии возможностей для реанимации новорожденных на борту самолета. Именно вследствие этого некоторые авиакомпании разработали специальные правила, запрещающие полеты беременным с высоким риском преждевременных родов (например, при многоплодной беременности), а также при доношенной беременности.

Согласно внутренним правилам многих авиакомпаний, женщину на сроке после 30 недель при регистрации на рейс могут попросить предъявить обменную карту и справку от врача об удовлетворительном самочувствии с указанием срока беременности. Ей могут также предложить подписать гарантийное обязательство, в котором оговаривается, что авиакомпания не несет ответственности за возможные неблагоприятные последствия.

Опасения объяснимы: хотя стюардессы и обучены технике родовспоможения, оказать полноценную реанимационную помощь ребенку или его матери в случае возникновения экстренной ситуации они не смогут. Понятно, что невозможно на борту пассажирского лайнера развернуть операционную для проведения кесарева сечения или отделение переливания крови. Так что во время беременности надо очень взвешенно обдумывать возможность полета, особенно если планируется родоразрешение путем кесарева сечения.

Известны случаи благополучных родов во время полета. Если роды начинаются, когда полет подходит к концу, экипаж связывается с диспетчером города прибытия, и сразу от трапа женщину доставляют в роддом.

Если будущая мама постоянно принимает какие-либо медикаменты, необходимо взять их с собой в салон самолета. Дополнить аптечку можно средством от изжоги, активированным углем на случай вздутия кишечника, мятными леденцами против тошноты, спреем для носа с морской или минеральной водой.

3. Проверка на металлоискателе во время регистрации перед полетом.

Используемые службами безопасности в аэропортах металлоискатели, не являются источником ионизирующего излучения (в основе их работы - слабое магнитное поле), Поэтому никакой опасности для плода в любом сроке беременности они не представляют. Рентгеновское излучение применяется только при проверке багажа.

4. Вибрация и тряска во время полета.

В первом триместре беременности это может спровоцировать тошноту и рвоту, особенно у склонных к укачиванию будущих матерей. По этой причине запрещается летать при угрозе преждевременных родов, при кровянистых выделениях или преэклампсии.

Попадание в турбулентные воздушные потоки неизбежно. Потому надо выбирать современные модели воздушных лайнеров и не садиться в хвост самолета, где тряска ощущается сильнее.

5. Перепады атмосферного давления.

Чем выше взмывает в небо самолет, тем ниже атмосферное давление и парциальное напряжение кислорода во вдыхаемом воздухе. Беременные женщины и так чувствительны к недостатку кислорода, а во время авиаперелета такое состояние приходится выдерживать несколько часов. Этим объясняется возможное ухудшение самочувствия: ощущение нехватки воздуха, нарастающая слабость, головная боль и головокружение.

Специалисты, изучающие влияние относительной гипоксии на организм здоровых беременных в реальных условиях, во время полета не выявили каких-либо серьезных отличий со стороны газового состава крови или компенсаторных реакций. При мониторинге состояния плода во время перелета также не обнаружено признаков респираторного дистресса плода, т.е. тахи- и брадикардии и патологических видов вариабельности сердечного ритма при кардиотокографии. Считается, что небольшое снижение PaO2 в крови матери во время авиаперелета, как правило, не приводит к развитию выраженной гипоксии плода, т.к. сродство к кислороду у фетального гемоглобина намного больше, чем у гемоглобина взрослых. Таким образом, относительная гипоксия легко переносится как матерью, так и плодом.

Мнение о повышенном риске возникновения врожденных аномалий развития плода вследствие гипоксии во время авиаперелета на высоте <2500 метров в настоящее время считается необоснованным.

Но при некоторых патологических состояниях, например при анемии тяжелой степени (Hb <80 г/л), снижение PaO2 в крови может достигать критических значений. Поэтому авиаперелеты противопоказаны беременным с анемией тяжелой степени, но могут допускаться при возможности дополнительной оксигенации.

6. Солнечная радиация.

На высоте полета современных пассажирских авиалайнеров интенсивность космического излучения в несколько сотен раз выше, чем на уровне моря.

Безусловно, речь идет о так называемых «малых» дозах радиации, которые не оказывают какого-либо влияния на здоровье обычных пассажиров. Однако стоит подчеркнуть, что биологические эффекты «малых» ионизирующего излучения на организм человека, тем более в период внутриутробного развития, пока недостаточно изучены. В связи с этим врачи рекомендуют воздержаться от частых и длительных путешествий на самолете только в первом триместре беременности. Например, стюардессам предлагают временную наземную работу.

В настоящее время считается, что нечастые длительные авиаперелеты (т.е в качестве пассажира) независимо от срока беременности не оказывают неблагоприятного влияния на внутриутробное развитие будущего ребенка, поскольку полученная при этом эквивалентная доза в несколько раз меньше предельно допустимого уровня, принятого для населения (т.е. < 1 миллизиверта).

Так, например, за время трансатлантического перелета эквивалентная доза составляет 50 микрозивертов, что в 2.5 раза меньше, чем при рентгенографии органов грудной клетки с экранированием области малого таза.

7. Длительная неподвижность и тромбозы глубоких вен и тромбоэмболия легочной артерии.

Причинами повышенного риска венозных тромбозов во время беременности являются венозный застой в нижних конечностях. Не существует доказательных данных, позволяющих провести количественную оценку риска, связанных с авиаперелетом тромбозов, однако его увеличение при беременности очевидно. Поэтому профилактические рекомендации для пассажиров с повышенным риском тромботических осложнений во время длительных перелетов вполне приемлемы для беременных.

Длительным считается авиаперелет, продолжающийся более 3 часов. Всем пациенткам (беременность любого срока и 6 недель послеродового периода) во время перелета необходимо проводить профилактику венозного застоя в нижних конечностях, включающая изометрическое напряжение мышц голени и передвижение по салону самолета по 5-10 минут в час, когда это возможно. При склонности к гиперкоагуляции крови (то есть при склонности к тромбообразованию) по назначению врача в день перелета и назавтра делают инъекцию низкомолекулярного гепарина, снижающего свертываемость крови.

Сидеть в кресле необходимо не строго прямо, а слегка откинувшись на сиденье - так меньше сдавливаются сосуды ног и расслаблена спина.

Всем беременным при длительном перелете целесообразно использовать компрессионные гольфы.

8. Обезвоживание.

Во время перелета в салон самолета подается сухой воздух. Кроме того, люди меньше обычного пьют жидкости, а из напитков предпочитают мочегонные чай, кофе, насыщенные сахаром шипучки. Поэтому важно пить чистую и минеральную воду, не боясь частых походов в туалет. Тем более что это лишний повод подвигаться.

9. Усиление отека носа.

Виной всему не гормоны беременности, а сухой воздух в салоне самолета. Врачи рекомендуют регулярно сбрызгивать носовые ходы минеральной водой из личной аптечки.

10. Чрезмерные волнения и усталость из-за смены часовых поясов

Иногда самочувствие женщины может ухудшаться из-за нервозности: напряжение может вызвать повышенный тонус матки, головные боли. Лучше внимательно отнестись к выбору рейса: расписание регулярных авиарейсов более предсказуемо, чем чартерных; их реже отменяют или переносят. При регистрации на рейс можно попросить место в первом ряду или рядом с аварийными выходами, где более просторно. В конце салона сильнее ощущается турбулентность, и это тоже не следует упускать из вида. Большого скопления людей лучше избегать, заходить в самолет рекомендуется ближе к концу объявленной посадки. Если до полета мучает тошнота - лучше в пути не читать, а спать. Кушать небольшими порциями, но часто. При изжоге, повышенном давлении и проблемах с желудком можно заранее заказать индивидуальное питание. Необходимо иметь с собой в сумочке горький шоколад для предупреждения приступов тошноты, возникающих из-за углеводного голода.

Не волнуйтесь понапрасну: малыш все чувствует. Держите рядом всю свою медицинскую документацию и блокнот с контактными телефонами близких родственников или друзей. Пристегивайтесь по требованию стюардессы, но следите, чтобы ремень располагался под животиком.

Когда беременным летать на самолете противопоказано

Здравый смысл должен заставить отказаться от полета на самолете, если у беременной:

  • угроза прерывания беременности или преждевременных родов;
  • частичная отслойка плаценты;
  • анемия железодефицитная 3 степени или серповидно-клеточная;
  • накануне были окрашенные кровью выделения из половых путей;
  • полное или частичное предлежание плаценты с периодически возникающими мажущими кровянистыми выделениями;
  • гестоз;
  • острый отит или гайморит, заболевания легких и сердца, сопровождающиеся чувством нехватки воздуха.

Все другие противопоказания являются относительными. Это значит, что в особых случаях врач может разрешить полет, но риск осложнений для матери и ее ребенка очень велик. К таким противопоказаниям относят обострение любых хронических или острые заболевания беременной, выраженная тошнота и рвота, зачатие в результате применения родовспомогательных технологий, многоплодная беременность (после 24 недель), неправильное положение плода во второй половине III триместра, рубец на матке, проведение инвазивных процедур, анемия 2 степени.

Правила перелета для беременных у авиакомпаний

Естественно, авиаперевозчики любыми способами пытаются избежать проблем, связанных с проблемами со здоровьем у беременных во время перелета и преждевременных родов, т.к. возможности оказать необходимую помощь на борту самолета у них нет.

Правила перевозки беременных пассажирок у каждой авиакомпании свои, более подробно с ними можно ознакомиться в таблице. Если вы покупаете готовый тур, в обязанности турагентства входит предоставить информацию о требованиях той авиакомпании, которой вы летите. А вот если вы планируете отдых самостоятельно, этот вопрос лучше выяснить заранее. На сайтах всех авиакомпаний в разделах о правилах перевозки пассажиров имеется информация, касающаяся беременных женщин. Не поленитесь внимательно познакомиться с ней до покупки авиабилетов, а при необходимости позвонить в офис авиаперевозчика.

Политика большинства авиакомпаний зависит от срока беременности .

  • В срокедо 27-28 недель полеты на этом сроке разрешены, но сотрудники авиакомпании вправе потребовать справку от врача, в которой указан предполагаемый срок родов; это связано с тем, что визуально сложно определить срок беременности, и если живот у вас большой, а справка отсутствует, это является основанием для того, чтобы не пустить на борт самолета.
  • В сроке от 28 до 36 недель - справка точно понадобится, и в ней должно быть четко указано, что «препятствий для перелетов не имеется». Также может потребоваться подписать бумагу о том, что вы осознаете риск и берете ответственность на себя - так авиаперевозчики подстраховываются.
  • На некоторые рейсы, связанные с продолжительными многочасовыми перелетами, вас могут не пустить, даже если у вас 28 недель беременности.
  • После 36 недель практически все авиакомпании отказываются перевозить беременных пассажирок.

Справка должна быть максимально свежей, выданной не более чем за 7 дней до предполагаемой даты вылета. Учтите также и дату обратного вылета, и убедитесь в том, что она укладывается в разрешенный авиакомпанией срок. Если вы ожидаете двойню или тройню, то ограничения по перелету более жесткие. Зачастую помимо справки от своего врача вы должны получить справку от врача авиакомпании.

Таблица: особенности условий приема беременных пассажирок на борт самолета различных авиакомпаний

Авиакомпания

В каком сроке беременности полет запрещен

Нужна ли справка-разрешение на полет от врача-акушера

Нужна ли расписка о снятии ответственности с авиакомпании

Аэрофлот

После 36 недель (двойня - после 34 недель)

Да - с указанием срока беременности и предполагаемой даты родов — не ранее, чем за неделю до авиарейса.

Разрешен

Да - должна быть запись об отсутствии противопоказаний к перелету на дату авиарейса

Трансаэро

После 36 недель

Да, с обязательным предоставлением обменной карты

Ю Тэйр (Utair)

Разрешен

Да, не ранее, чем за неделю до авиаперелета

Да, для представителя компании и копия - для женщины

Air Canada

Northwest Airlines

После 36 недель

Air New Zealand

После 36 недель

Air France

Swissair

United Airlines

Разрешен

Только после 36 недель

British Airways

British European

После 36 недель

Да, не позднее недели до перелета

Easyjet

После 36 недель

Разрешен

Разрешен

После 34 недель должен сопровождать врач

American Airlines

Разрешен

После 36 недель (для внутренних рейсов - после 39 недель) - справка от врача (давность не более 2 дней). За 10 дней до родов - разрешение от мед.службы авиакомпании

Czech Airlines

Разрешен

До 34 недель - не требуется. После 34 недель врач должен заполнить формуляр MEDIF (за неделю до полета)

Lufthansa

Разрешен

До 36 недель - не требуется. После 36 недель - справка из мед.центра авиакомпании

Finnair

После 36 недель.

Для коротких рейсов по скандинавским странам - после 38 недель

Да, после 28 недель беременности (прислать авиакомпании справку за сутки до полета)

Air New Zealand

Запрещены перелеты при многоплодной беременности и после 36 недель

В целом, вероятность возникновения состояний, угрожающих жизни матери и плода, во время авиаперелета невелика. Но, поскольку на борту самолета отсутствует возможность оказания специализированной медицинской помощи, даже управляемая с точки зрения современной медицины экстренная ситуация может иметь драматический исход. Поэтому при консультировании беременной перед перелетом необходимо учитывать возможность тех или иных осложнений с позиций индивидуального риска.

Счастливого вам перелета и отпуска!

г.Томск--2014


Вконтакте


Путешествие на далекие расстояния сейчас трудно представить без авиатранспорта. Самолет становится обычным средством передвижения все большего количества людей. Беременные женщины не являются исключением. Кроме того, некоторые женщины совершают частые перелеты в силу своей профессиональной принадлежности (например, стюардессы). Поэтому вопрос о безопасности авиаперелетов при беременности является актуальным. К сожалению, эта проблема не очень подробно представлена в литературе, а имеющаяся информация чаще основана на здравом смысле, чем на данных доказательной медицины. Некоторые вопросы остаются неясными.
К наиболее важным проблемам относятся преждевременные роды, тромбоэмболические осложнения, воздействие радиации, снижение насыщения кислородом артериальной крови, а также трудно прогнозируемые акушерские осложнения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не рекомендует пользоваться воздушным транспортом беременным женщинам в следующих случаях:

* беременность более 36 недель (более 32 недель при многоплодной беременности);

* осложненная беременность (патология беременности, угроза выкидыша и др.);

* в течение семи дней после родов.

Известно, что лучшее время для путешествий, в том числе и перелетов во время беременности - это второй триместр, когда все основные органы малыша уже сформировались, он надежно защищен от внешних негативных воздействий, наименее восприимчив к изменениям окружающих условий. Именно с 14 по 28 неделю токсикоз уже не мучает, а живот еще не мешает, снижается риск выкидыша и не встает угроза преждевременных родов. Разумеется, в этом должен быть уверен ваш гинеколог. Он знает, как протекает беременность, существует ли опасность осложнений, и способен дать рекомендации конкретные, а не вообще. Если же существует угроза прерывания беременности, лучше все же отложить ваше путешествие до того момента, когда малыш появится на свет, немного подрастет.Таким образом, если авиаперелет не является жизненно необходимым для беременной женщины, то лучше не рисковать своим здоровьем и здоровьем своего еще не родившегося малыша, а отложить полет до лучших времен.

Подготовку к поездке нужно начать с похода к врачу, чтобы еще раз убедиться, что беременность протекает нормально и планируемый перелет не несет риска для здоровья, а также, чтобы взять справку о состоянии здоровья, в которой будет указан срок беременности и приблизительная дата родов. Многие авиакомпании не допускают на борт самолета беременных со сроком более семи месяцев (тогда-то и понадобится справка от врача). Их можно понять: роды в воздухе не самое удачное решение. Информацию о перевозке беременных нужно уточнять дополнительно в авиакомпании, потому что она вправе устанавливать свои правила. Итак, рассмотрим следующий риск.

Преждевременные роды

В настоящее время не существует научных доказательств того, что авиаперелет во время беременности повышает риск преждевременных родов, рождения маловесного ребенка. Вызванный полетом стресс может рассматриваться как фактор риска, поскольку стресс связан с повышенным выбросом кортикотропин-рилизинг-гормона. При необходимости консультирования беременных с высоким риском для прогнозирования преждевременных родов можно использовать трансвагинальное ультразвуковое исследование шейки матки. Длина шейки матки более 15 мм указывает на низкую вероятность преждевременных родов. Следует помнить, что преждевременные роды случаются довольно часто, и пациентки должны быть осведомлены об отсутствии возможностей для реанимации новорожденных на борту самолета. Именно вследствие этого некоторыми авиакомпаниями разработаны специальные правила, запрещающие полеты беременным с высоким риском преждевременных родов (например, при многоплодной беременности, преждевременными родами в анамнезе), а также при доношенной беременности. Так авиакомпания «Аэрофлот» оговаривает следующие условия. Беременным женщинам, роды которых предполагаются в течение ближайших четырех недель, необходимо представить письменное согласие врача на полет. Медицинское освидетельствование должно быть оформлено не ранее чем за 7 дней до начала полета.
Узнайте больше о той авиакомпании, которой вы собираетесь лететь.

Прежде чем покупать билет на самолет – поинтересуйтесь, какие правила существуют в выбранной вами авиакомпании. Например, Аэрофлот не рекомендует совершать перелеты за 4 недели до предполагаемого срока родов и требует подтверждение врача. Если нет справки, в которой указана дата родов, то проблему решает врач аэропорта. Аэрофлот не разрешает перелет за 7 дней до срока родов и в течение 7 дней после родов. Экипажи авиалайнеров проходят специальную подготовку в медицинских учебных центрах. Что интересно, Аэрофлот стоит на первом месте по количеству рожденных в самолетах детей, и это обстоятельство породило смешливую поговорку в народе: «Рожайте самолетами Аэрофлота!». Скай Экспресс беременным, чей срок заканчивается в течение ближайших 12 недель, необходимо представить письменное согласие врача на полет. Нужно будет подписать обязательства в том, что авиакомпания не несет ответственности за возможные отрицательные последствия для матери или плода. Такую же бумажку попросят подписать и в Трансаэро. Здесь перелет беременных женщин допускается при условии, что он выполняется не позднее четырех недель до срока предполагаемых родов и не существует опасности преждевременных родов. Информация о состоянии беременной женщины, подтвержденная медицинским заключением и обменной картой, обязательно должна быть предоставлена авиакомпании. Utair согласна перевозить беременных, чей срок не превышает 30 недель, и они тоже попросят расписку об отсутствии претензий за последствия. Расписка заполняется при оформлении билета в агентстве или на регистрации в аэропорту (если расписка не была оформлена в агентстве). В общем все подробности можно узнать у авиаперевозчика напрямую!

Вот условия перелетов беременных некоторых других авиакомпаний.

При регистрации на рейс можно попросить место у прохода, чтобы во время полета иметь возможность беспрепятственно выходить в туалет, ходить по салону самолета. Ремень безопасности лучше застегнуть пониже, чтобы он не перетягивал живот, в полете нужно пить много воды, регулярно разминать ноги, чтобы активизировать кровообращение. Отсюда ознакомимся со следующими проблемами, которые могут возникнуть в полёте.

Тромбозы глубоких вен и ТЭЛА
Риск тромбоза глубоких вен во время длительного авиаперелета увеличивается в 2-3 раза. Симптомный тромбоз глубоких вен встречается с частотой 1:4000-10000, бессимптомный -приблизительно в 10 раз чаще. Кроме того, эти цифры возрастают при очень длительных перелетах, например, из Европы в Австралию. Английские авторы сообщают приблизительно об одном случае смерти пассажиров от ТЭЛА в месяц только по данным аэропорта Heathrow (Лондон). Риск тромбозов увеличивается преимущественно вследствие длительной иммобилизации пассажиров, а также пониженной концентрацией кислорода и низкой влажностью воздуха в салоне самолета, употреблением алкоголя и большого количества кофе, что приводит к развитию венозного застоя в нижних конечностях и дегидратации. В современной литературе феномен развития венозных тромбозов у авиапассажиров часто называют «синдром экономического класса». Однако венозный тромбоз, связанный с продолжительной иммобилизацией, может развиться у пассажиров бизнесс-класса и первого класса, а также во время длительной поездки на автомобиле, автобусе или поезде. Поэтому некоторые авторы считают более точным термин «связанный с перелетом глубокий венозный тромбоз».
Тромбоэмболические осложнения при беременности встречаются с частотой 1:1000 и являются одной из основных причин материнской смертности в развитых странах. Причинами повышенного риска венозных тромбозов во время беременности являются повышение уровня прокоагулянтов и венозный застой в нижних конечностях. Наибольший риск связан с наличием венозных тромбозов в анамнезе и тромбофилии. Не существует доказательных данных, позволяющих провести количественную оценку риска связанных с авиаперелетом тромбозов, однако его увеличение при беременности очевидно. Поэтому профилактические рекомендации для пассажиров с повышенным риском тромботических осложнений во время длительных перелетов вполне приемлемы для беременных.
Консультативным Комитетом Королевской Коллегии Акушеров-гинекологов Великобритании (Royal College of Obstetricians and Gynaecologists) разработаны дифференцированные рекомендации для беременных в зависимости от наличия дополнительных факторов риска и длительности авиаперелета. Длительным считается авиаперелет, продолжающийся более 3 часов. Всем пациенткам (беременность любого срока и 6 недель послеродового периода) во время перелета необходимо проводить профилактику венозного застоя в нижних конечностях, включающая изометрическое напряжение мышц голени и передвижение по салону самолета по 5-10 минут в час, когда это возможно. Для предотвращения дегидратации рекомендуется употреблять достаточное количество жидкости (вода, сок), ограничить прием кофе, других кофеин-содержащих напитков и алкоголя. Всем беременным при длительном перелете целесообразно использовать компрессионные гольфы.
Медикаментозная профилактика проводится только при длительных перелетах у беременных, имеющих дополнительные факторы риска тромбоэмболических осложнений, к которым относятся: вес более 100 кг или индекс массы тела >30, многоплодная беременность, отягощенный семейный анамнез, тромбофилия и другие состояния, сопровождающиеся повышенным риском тромбоза глубоких вен. Методом выбора считается введение препаратов низкомолекулярного гепарина в день перелета и на следующий день в следующих дозах: 5000 ЕД дальтепарина или 40 мг эноксипарина. Альтернативным способом профилактики является назначение аспирина в низких дозах в течение 3 дней до перелета и в день перелета (75 мг 1 раз в сутки). По мнению экспертов RCOG аспирин является менее эффективным средством профилактики венозных тромбозов, чем низкомолекулярные гепарины, но более приемлемым, т.к. принимается per os. Следует также помнить, что отсутствие неблагоприятного воздействия на плод низких доз аспирина в первом триместре пока окончательно не доказано, тогда как низкомолекулярные гепарины не проходят через плаценту.
NB! проконсультируйтесь с вашим врачом, прежде чем принимать что либо из вышеприведённого списка.

Профилактика тромбозов. Беременны вы или нет, но вот несколько советов, которые положительно скажутся на реологии- вязкости крови и кровотоку в целом.

  • Наденьте в поездку удобную, свободную одежду.
  • Обязательно наденьте в дорогу компрессионные чулки. Помните и о правилах их надевания. Непременно утром, сразу после пробуждения. не вставая с постели.
  • Не сидите в позе нога на ногу - вопреки суевериям, из-за такой позы не рождаются косолапые дети, причина в другом. Просто при таком положении тела нарушается кровообращение в ногах будущей мамы, что может привести к варикозному расширению вен.
  • Пейте много воды, чтобы избежать обезвоживания (примерно 500 мл в течение одного часа).
  • Самое простое, что вы должны делать в салоне самолёта, чтобы «заставить» свою кровь перемещаться по сосудам активнее- это самой быть активной. Не стесняйтесь вставать каждый час, для того чтобы немного размяться. Но и сидя в кресле не стоит расслабляться, покрутите ногой в голеностопном суставе, пошевелите пальцами. Эти простые упражнения вы можете сделать не заботясь о том, кто рядом с вами, а если вам повезло, и место рядом свободно, то смело закидывайте ноги повыше. Вычитала где-то, что одна девушка будучи в интересном положении, удалялась периодически в туалет, и сидела там. Задрав ноги на раковину.

Общие противопоказания к поездкам на всех сроках беременности:
чрезмерная рвота;
кровотечения;
пороки и различные заболевания женских половых органов; поздний токсикоз (гестоз);
анемия II и III степени;
обострение хронических заболеваний, туберкулез, обострение герпетической и цитомегаловирусной инфекции, алкоголизм и наркомания.

По мнению экспертов Королевской Коллегии Акушеров-гинекологов Великобритании абсолютными противопоказаниями для перелета следует считать предлежание плаценты, преэклампсию, анемию тяжелой степени. К относительным противопоказаниям относятся преждевременные роды и преждевременная отслойку нормально расположенной плаценты; анемия средней степени тяжести, низкая плацентация (с 20 недель гестации), наличие кровянистых выделений из половых путей при любом сроке беременности, проведение инвазивных процедур, многоплодная беременность (после 24 недель), неправильное положение плода во второй половине III триместра.

Все эти противопоказания чаще всего сопровождаются плохим самочувствием самой женщины, поэтому и желание путешествовать в таком состоянии чаще всего не возникает.

Отсюда вытекает следующее осложнение, возникающее в перелёте.

Гипоксия

Хорошо известно, что на большой высоте имеет место снижение напряжения кислорода (Pa O2) в воздухе салона самолета, что приводит к уменьшению Pa O2 крови и вызывает развитие соответствующих компенсаторных реакций, которые у здорового человека не выходят за рамки физиологических. Параметры на PaO2 на типичной для коммерческих рейсов высоте (до 2500 метров) представлены в таблице. Критические значения PaO2 отмечаются на высоте >3000 метров.

Huch R. изучал влияние относительной гипоксии на организм здоровых беременных в реальных условиях, во время полета, и не выявил каких-либо серьезных отличий со стороны газового состава крови или компенсаторных реакций. При мониторинге состояния плода во время перелета также не обнаружено признаков респираторного дистресса плода, т.е. тахи- и брадикардии и патологических видов вариабельности сердечного ритма при кардиотокографии. Считается, что снижение небольшое снижение PaO2 в крови матери во время авиаперелета, как правило, не приводит к развитию выраженной гипоксии плода, т.к. сродство к кислороду у фетального гемоглобина намного больше, чем у гемоглобина взрослых. Таким образом, относительная гипоксия легко переносится как матерью, так и плодом. Мнение о повышенном риске возникновения врожденных аномалий развития плода вследствие гипоксии во время авиаперелета на высоте <2500 метров в настоящее время считается необоснованым.
Но при некоторых патологических состояниях, например при анемии тяжелой степени (Hb <80 г/л), снижение PaO2 в крови может достигать критических значений. Поэтому авиаперелеты противопоказаны беременным с анемией тяжелой степени, но могут допускаться при возможности дополнительной оксигенации.

Воздействие космической радиации. Миф или реальность? Стоит ли опасаться беременной женщине?
Космические лучи представляют собой поток стабильных частиц высоких энергий и квантов электромагнитного излучения, приходящих на Землю из мирового пространства, а также рожденное этими частицами при взаимодействиях с атомными ядрами в атмосфере вторичное излучение, в состав которого входят все известные элементарные частицы. Подавляющая часть космических лучей происходит из Галактики, меньшая часть связана с активностью Солнца. Солнечные вспышки могут усиливать интенсивность космического излучения в 10-20 раз. Естественным щитом, препятствующим проникновению космической радиации на Землю, является атмосфера. Но с увеличением высоты защитный эффект атмосферы прогрессивно снижается. На высоте полета современных пассажирских авиалайнеров интенсивность космического излучения в несколько сотен раз выше, чем на уровне моря.
Безусловно, речь идет о так называемых «малых» дозах радиации, которые не оказывают какого-либо влияния на здоровье обычных пассажиров. Однако пилоты и другие члены экипажа в течение года могут получить дозу радиации, которая в среднем адекватна радиационному воздействию на объектах с повышенной радиационной опасностью. Этот факт был официально признан Федеральным управлением Авиации США в начале 1990-х годов. Разработан специальный документ, где четко установлена предельно допустимая доза радиации для членов экипажа, которая считается безопасной – не более 50 миллизивертов в год (для населения США эта цифра составляет 1 мЗв в год). В то же время максимально допустимая эквивалентная доза в течение 9 месяцев беременности для женщин-членов экипажа не должна превышать 5 мЗв. Вследствие высокой проникающей способности космического излучения дозы радиации, полученные беременной женщиной и плодом, считаются одинаковыми.
Как известно, последствия воздействия больших доз ионизирующего излечения на развитие эмбриона и плода зависит от срока гестации, в который произошла экспозиция. В первые 9 дней после зачатия наиболее вероятным эффектом является гибель плодного яйца до момента его полноценной имплантации. Наиболее опасным является период с 9-го по 50-й день от зачатия (особенно 3-я и 4-я недели), когда формируются все основные органы и системы. Воздействие радиации в конце I триместра может привести к задержке умственного развития ребенка. И, наконец, экспозиция при любом сроке гестации связана с повышенным риском развития злокачественных опухолей в детском возрасте. Однако стоит подчеркнуть, что биологические эффекты «малых» ионизирующего излучения на организм человека, тем более в период внутриутробного развития, пока недостаточно изучены. Согласно имеющимся теоретическим разработкам и эпидемиологическим данным, увеличение риска пороков развития плода и развитие рака в детском возрасте вследствие воздействия космического излучения во время профессиональных авиаперелетов в период беременности является крайне незначительным.
Тем не менее, женщинам, чья профессия связана с полетами, во время беременности не рекомендуется участвовать в длительных перелетах на большой высоте и в определенных широтах, близких к геомагнитным поясам Земли, где риск воздействия космического излучения наиболее высок. Многие авиакомпании предлагают стюардессам временную работу «на земле», как только факт беременности установлен. Реально в развитых странах, эти женщины сейчас редко участвуют в полетах.
Следует отметить, что современные данные о частоте невынашивания среди женщин, работающих стюардессами во время беременности довольно противоречивы. В проспективном исследовании Okoshi H. с соавт., включающем 480 стюардесс, которые прекратили полеты в среднем в 6.5 недель беременности, частота самопроизвольных абортов (до 22 недель) составила 14.6%, т.е. не отличалась от общей популяции. Крупное когортное ретроспективное исследование Aspholm R. (n=1751) показало небольшое увеличение риска невынашивания среди стюардесс, которые совершали перелеты в ранние сроки беременности, по сравнению с их неработающими в этот период коллегами (относительный риск 1.3, 0.9-1.8, 95% доверительный интервал). Причем отмечено увеличение относительного риска невынашивания за период с 1973 до 1994 года (0.4 и 1.6 соответственно). Тогда как по результатам исследования James E. Cone с соавт. (n=718) число самопроизвольных абортов (до 28 недель) у работавших в I триместре стюардесс оказалось почти в 2 раза больше, чем у неработавших (15% и 8% соответственно). Кроме того, риск невынашивания у первобеременных возрастал с увеличением количества летных часов. Среди профессиональных факторов невынашивания у стюардесс авторы обращают внимание, прежде всего, на десинхроноз, изменение гравитационного давления, воздействие озона, компонентов топлива, табачного дыма, шум и вибрацию, стресс, а также вирусную инфекции и космическую радиацию. Однако, следует признать, что количественного анализа возможной взаимосвязи полученной дозы радиации и риска невынашивания пока не проводилось.
В настоящее время считается, что нечастые длительные авиаперелеты (т.е в качестве пассажира) независимо от срока беременности не оказывают неблагоприятного влияния на внутриутробное развитие будущего ребенка, поскольку полученная при этом эквивалентная доза в несколько раз меньше предельно допустимого уровня, принятого для населения (т.е. < 1 миллизиверта). Так, например, за время трансатлантического перелета эквивалентная доза составляет 50 микрозивертов, что в 2.5 раза меньше, чем при рентгенографии органов грудной клетки с экранированием области малого таза.
Следует также сказать, что используемые службами безопасности в аэропортах металоискатели, не являются источником ионизирующего излучения (в основе их работы – слабое магнитное поле), и, как принято считать, не могут оказывать какого-либо повреждающего воздействия при беременности. Рентгеновское излучение применяется только при проверке багажа.

Стоит ли опасаться перепадов давления?

Следует помнить также, что при подъёме на бОльшую высоту, пусть даже на ту, на которой происходят полёты всех коммерческих рейсов, вашему сердцу придётся испытать увлеченную нагрузку, в связи с изменением атмосферного давления. И ему придётся работать в более усиленном режиме, чтобы успешно перекачивать кровь, с целью обеспечения кислородом организма. У изначально здорового человека, эти компенсаторные возможности закономерны, чего нельзя сказать о заведомо проблемном сердце. То есть если у вас есть какая-либо патология сердечно-сосудистой системы, лучше избежать перелёта во время беременности.

Ну и подведём важные итоги прочитанного. Как приготовиться к перелёту, как себя во время него вести.

Оденьтесь правильно . В самолёте лучше всего в свободной хлопчатобумажной одежде. Вместо комбинезона лучше одеть широкие брюки или юбку с рубашкой. В узком туалете и так тяжело поворачивать с увеличивающимися габаритами, а тут еще лямки комбинезона будут подметать пол или упадут прямо в унитаз.

Перед полетом необходимо легко перекусить , потому что голод способствует появлению синдромов укачивания. Возьмите с собой в кармашек гематоген или горькую шоколадку, также помогут любые кислые леденцы. Перед выходом из дома можно выпить чашку слабого имбирного (продается в отделах здорового питания, фитоаптеках) или мятного чая. Во время полета не смотрите в иллюминаторы, если вас уже укачивает – не читайте. Расслабьтесь, откиньте спинку кресла назад и смотрите прямо перед собой. Возьмите с собой плеер с аудиокнигами, они помогут отвлечься и не кидать панические взгляды по сторонам (чем больше вертите головой, тем хуже укачивает). Средства от укачивания, разрешенные при беременности: Авиа-море и Вертигохель (гомеопатия), но прежде, чем принимать их, посоветуйтесь со своим врачом. Возьмите с собой в салон эфирное масло лимона, эвкалипта или мяты.

В самолете наиболее удобные места находятся в бизнес-классе (широкие кресла, увеличенное расстояние между рядами), в первом ряду эконом-класса (увеличенное расстояние между креслом и межсалонной перегородкой), за ними по комфортности для беременной следуют места у прохода в первых рядах эконом-класса (там проще выходить в коридор). На большинстве авиалиний, в том числе Аэрофлота, введен запрет на курение, поэтому воздух в самолетах стал чище. Но поскольку ток воздуха в них идет от носа к хвосту, последние ряды в самолете по-прежнему нежелательны для беременных. Просить место в рядом с аварийным выходом не стоит. По технике безопасности делать этого не рекомендуется. Потому что при необходимости вам придётся открывать этот люк для спасения пассажиров. Вряд ли вы сможете это сделать будучи беременной. Но вот что стоит сделать, так это попросить место у прохода. чтобы вы могли часто выходить на «прогулки».

Как правило, во время любого длительного путешествия приходится долго сидеть, ноги затекают, нарушается кровообращение в органах малого таза. Найдите возможность лишний раз встать и пройтись, для вас это исключительно важно. Снимите обувь сразу же, как устроитесь в кресле. В полете вам пригодятся специальные подушечки для шеи, а под поясницу подложите мягкий валик или плед. Тогда сидеть в одном положении будет не так тяжело. Перед полетом желательно надеть специальные противоварикозные чулки. Не сидите в позе нога на ногу. Каждый час выходите в проход и ходите. Не забывайте про зарядку для ваших уставших ног.

Обязательно пить много жидкости , примерно 500 мл в течение одного часа.

Ремни безопасности не застегивать на животе, а только ниже живота. Время взлета и посадки не столь велико, можно и потерпеть, а как показывает практика при катастрофах, безопасность женщины и будущего ребенка при этом повышается.В салоне может быть душно или холодно.

Ваши слизистые оболочки, которые в период беременности и так-то испытывают тройную нагрузку, могут забунтовать, это грозит обострением «беременного» насморка . Возьмите с собой в ручную кладь Аква-марис, а еще бутылочку 0,33 с термальной или минеральной водой (без газа), чтобы освежать лицо.

Если вы стали внезапно испытывать сильные схватки , не стесняйтесь сообщить об этом экипажу. Они должны заранее сориентироваться в оказании помощи вам, и возможно в крайнем случае борт сможет совершить аварийную посадку в ближайшем аэропорту, для того чтобы вы получили более квалифицированную помощь.

И ещё- если вы задумываетесь о страховке , то не стоит забывать, что в большинстве страховых компаний беременность страховым случаем не является. И многие из них категорически отказываются страховать беременных женщин. Беременность признается страховыми компаниями слишком серьезным риском, не покрываемым никакими повышающими коэффициентами. Это общемировая практика: на существенных сроках не страхуют нигде. Как сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, в Европе практикуется страхование отправляющихся в путешествие при сроке беременности до 8 недель. В случае возникновения неприятностей со здоровьем женщины в этот период речь не идет об ответственности врачей за жизнь второго человека – ребенка, то есть медицинская помощь в данном случае оказывается одному – застрахованному лицу.

По материалам u-mama.ru, mayoclinic.com, pregnancy-info.net, avia-shop.ru