Методическая разработка (младшая группа) на тему: Родительское собрание "Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм". Нужно ли воспитывать ребенка ремнем

Нужно ли воспитывать взрослых людей?

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра педагогики, психологии и психолингвистики

Нужно ли воспитывать взрослых людей?

Подготовил:

Студентка 2 курса

Лечебного факультета гр. Л-202

Даровская Вера

Проверил:

Старший преподаватель

Моисеева Ольга Николаевна

Самара 2007

1.Введение…………………………………………………………………..3

2.Развитие педагогики…………………………………………………….4

3.Современные взгляды на решение проблемы……………………….8

* ТРИЗ-педагогика………………………………………………………………….9

* Воспитание студентов…………………………………………………………...13

4.Заключение………………………………………………………………17

5. Список литературы…………………………………………………….18

Введение.

В Толковом словаре С.И. Ожегова написано: \"Педагогика - это наука о

воспитании и обучении\". Нельзя не заметить, что возраст в данном

определении не указывается. Т.о., эта наука нацелена не только на обучение

и развитие детей, но и взрослых, у которых уже сформировались характер,

собственная система взглядов, менталитет. Многие говорят: «Взрослого не

переделаешь. Корни этого заблуждения понятны: воспитывать сформировавшихся

личностей сложнее, чем детей, поэтому проще сказать - \"воспитание взрослых

невозможно\" и отвернуться от проблемы. Можно и нужно образовывать человека

всю его жизнь. Я выбрала эту тему, потому что хочу опровергнуть это

сложившееся мнение. Конечно, чтобы воспитать полноценную личность, и

следовательно, состоявшегося члена общества нужно начинать с детства,

воспитывая его нравственность, прививать определенный тип мировоззрения, в

том числе экологическое.

В своей работе я ставлю следующие цели:

* Рассмотреть основные вехи становления педагогики, которые направлены

на изучение человека, становления его как личности и воздействие на

него с помощью различных методик, которые применительны и к взрослым

* Выяснить, какие методики предлагает педагогика наших дней, в чем

проблематика ее в решении многих вопросов воспитания личности,

направленность ее на различные сферы жизни человека, в частности:

* Решение вопроса, стоить ли воспитывать студентов;

* Становление полноценной семьи, которая может воспитать своего

ребенка в соответствии с требованиями современного государства,

которому нужны честные и воспитанные люди;

* Воспитать личность, способную реализовать национальную идею страны;

* Воспитание в человеке личность с экологическим мировоззрением,

который будет осознавать ограниченность ресурсов и таким образом

улучшит плачевное катастрофическое состояние нашего родного дома, а

также еще многое другое.

Развитие педагогики.

Прошлое нашей философии, педагогики, культуры в целом богато плодотворными

идеями, которые не были вполне реализованы в свое время, но могут дать

мощный импульс для развития современной мысли…

В русской педагогической психологии всегда был велик интерес к проблемам

формирования духовного облика человека, воспитания высоконравственной

личности. Им уделяли большое внимание не только педагоги и психологи, но и

крупные ученые других специальностей, что обусловило непреходящее значение

многих разработанных ими научных принципов воспитания. Освоение

исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, составляет

необходимое и важное звено в разработке проблем формирования личности на

современном этапе, ибо, как указывал В. И. Ленин, предыдущий опыт

составляет ту «подножку, с которой мы должны ступить дальше» .

В качестве критерия условного подразделения на отдельные этапы ее развития

взято понимание основных задач, стоящих перед ней на том или ином

историческом отрезке времени, трактовка ее предмета, основное направление

и характер исследований, масштаб научной деятельности (отражающиеся в

количестве и характере литературы).

Возникновение научной педагогической психологии следует отнести к

середине XIX в.Чем было обусловлено ее возникновение?

Этому способствовал ряд факторов - как научных, так и общеисторических,

свойственных как мировой науке, так и специфических для России.

Все большее место в философии и в естествознании стала занимать идея

развития. В сочетании с бурным ростом естественных наук, в особенности с

созданием эволюционной теории и успехами в изучении мозга и органов

чувств, она положила конец господству метафизической психологии, открыла

возможность подлинно научного познания человека. Это послужило толчком к

широкому распространению мысли об огромных возможностях воспитания как

средства общественных преобразований. Эта не новая идея в связи с успехами

в развитии наук о человеке получала качественно новый акцент. Возможность

научного познания человека вселяла надежду найти способы сознательного

целенаправленного управления формированием личности и тем самым влиять на

общественное развитие. Поэтому интерес к построению научных основ

воспитания получил большой не только научный, но и общественный резонанс.

Для российской педагогики середины ХIХ века характерно усиление

гуманистических тенденций. Идеи гуманизма, заложенные в работах

Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, получили развитие в педагогических

воззрениях и концепциях отечественных педагогов. Одним из центральных

понятий гуманистического подхода в педагогике является понятие \"личность\":

говорится о личности педагога, ребенка, о воспитании личности, создании

условий для ее формирования и т. д. Признается, что личность человека

представляет наибольшую ценность и ее развитие - основная цель

педагогической деятельности, а одна из основных задач педагогики -

создание условий для самореализации личности.

Идеологической и философско-методологической основой гуманистического

подхода в современной отечественной педагогике является мировоззренческая

система, сформировавшаяся в эпоху Возрождения и существующая в современной

культуре в измененном виде до сих пор. Основные установки гуманизма как

социокультурной традиции состоят в признании человека высшей ценностью,

всегда - целью и никогда - средством; в утверждении, что человек - \"мера

всех вещей\", то есть, что потребности и интересы человека являются

основным критерием для создания и функционирования социальных институтов;

в признании за каждым человеком прав на свободу, развитие, реализацию всех

его возможностей как основы равенства всех людей.

Но для гуманизма характерен антропоцентризм, то есть рассмотрение человека

как вершины эволюции, как самого совершенного, самого разумного и

могущественного существа. Человек, в силу своей изначальной активности,

энергии и разума, в состоянии преобразовать и покорить окружающий мир,

использовать его в своих целях. По сути дела, человек в системе

гуманистических воззрений приобретает атрибуты божества: всемогущество,

безграничную мудрость, всесилие, всеблагость.

Изменилось господствующее представление о взаимоотношении человека и

общества, по-новому стал ставиться вопрос о целях и задачах воспитания.

Начиная с петровских времен, его основной задачей была подготовка к

определенной служебной деятельности. Теперь же первоочередной задачей

воспитания становилось формирование высоких нравственных качеств человека.

Особое значение в распространении этой идеи имела статья Н.И. Пирогова

воспитания с глубокими философскими вопросами о сущности человеческого

бытия и выдвигавшая на первый план задачу воспитания в человеке прежде

всего Человека, т. е. человека как высоконравственной личности. В качестве

мерила нравственной зрелости Н.И. Пирогов поставил стремление человека

осознать цель и смысл своей жизни, выработать твердые убеждения и на

основе познания своих сил и возможностей найти то поприще, на котором он

может принести наибольшую пользу обществу. Анализируя педагогические труды

Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинский отмечал, что принцип воспитания в человеке

прежде всего человека - это не только философский принцип, но и

«требование здравой педагогики, основанной на психологии» .

Интерес к человеку и его воспитанию, критический анализ существующей

системы воспитания и обучения привели к убеждению в необходимости

разработки научной теории воспитания. Постановка вопроса о необходимости

разработки теории воспитания вносила качественно новый элемент в решение

педагогических проблем. Из нее логически следовал вопрос об основных

источниках построения теории воспитания. Важнейшую роль в разработке этого

вопроса сыграл К. Д. Ушинский. Назвав человека предметом воспитания, он

показал, что для разработки теории воспитания необходимо знание комплекса

наук о человеке. Основными источниками теории воспитания он считал

психологию, физиологию и логику, особо подчеркнув значение психологии.

Воспитание Ушинский рассматривал как \"создание истории\". Предметом

воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех

отношениях. Педагогика, организуя процесс целенаправленного

(\"преднамеренного\") воспитания, использует достижения наук о человеке,

которые Ушинский называл \"антропологическими\", - философии, политэкономии,

истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др.

В развитии человека решающую роль ученый отводил исторической

преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает

новым поколениям идти по дороге в будущее, «... действуя заодно с другими

общественными силами...»; оно, «... совершенствуясь, может далеко

раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и

нравственных». Цель воспитания - формирование активной и

творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и

физическому, как высшей форме человеческой деятельности.

Основоположниками нового подхода (кроме К. Д. Ушинского видными деятелями

его были Н.X. Вессель и П.Д. Юркевич) к задачам воспитания и обучения

многое было сделано не только для разработки теоретических проблем, но

предпринимались попытки показать пути применения общих положений к решению

конкретных проблем. Помимо капитального труда «Человек как предмет

воспитания», К.Д. Ушинский создал учебные книги «Детский мир» и «Родное

слово» и руководства по преподаванию по ним. Н.X. Весселем была написана

«Опытная психология в применении к воспитанию и обучению» и двухтомное

«Руководство к преподаванию общеобразовательных предметов», П.Д. Юркевичем

были изданы «Чтения о воспитании» и «Курс общей педагогики».

Значение периода 60-х гг. в русской педагогической психологии определяется

тем, что на основе гуманистических и демократических традиций, сложившихся

в эти годы, выросла плеяда ученых широкого диапазона, ставивших во главу

угла своей деятельности научный, общественный и гражданский долг. Эти

ученые стремились к всестороннему исследованию человека, имея в виду в

качестве конечной цели формирование высоконравственной личности. При этом

они проводили большую организационную работу в области науки (организация

научных учреждений, печатных органов и т. п.) и в области просвещения

(общеобразовательные курсы, курсы повышения квалификации и т. п.).

Конец XIX - начало XX в. во многих странах характеризовались усилением

интереса к проблемам возрастной и педагогической психологии. Не случайно

во всем мире широкую популярность получила книга шведской писательницы Э.

Кей «Век ребенка», суть которой выражалась мыслью о том, что «через

потомство, которое мы себе создаем, мы можем до известной степени как

свободные существа предопределить грядущие судьбы человечества» .

Русская педагогическая психология развивалась в тесном контакте с

движением мировой научной мысли. Проблемой занимались также известные

иностранные психологи, среди которых можно выделить имя Юнга. Он считал,

что лишь обретя индивидуальность можно стать полноценной личностью.

Восхождение к индивидуальности состоит в преобразованном применении

возможностей прошлого в настоящем, в современной культуре. Юнг

рассматривал процесс совершенствования как движение по пути индивидуации.

Процесс индивидуализации поддерживает определенные черты в каждом индивиде

в соответствии с типом личности, наиболее адекватным для данной культуры.

Поэтому люди поразительно похожи друг на друга, если мы их недостаточно

понимаем. Можно предполагать, что внутри этого типа личности постепенно

зреет определенная индивидуальность, отличающаяся от того, как ее

воспринимает окружение. Естественно, он искал ту скрытую, подлинную

индивидуальность, которая должна быть реализована в жизни или в

последовательности жизней. То, что реализуется сегодня, по его мнению, уже

существовало в прошлом в виде архетипа данной личности.

Самосовершенствование должно учитывать то обстоятельство, что прошлое

влияет на настоящее. Эти скрытые черты он искал в мифах, порожденных

анимистическим восприятием мира. Путем самопогружения и медитации он

пытался вызвать образы бессознательного, чтобы получить какое-то

обоснованное представление о конечной цели индивидуации.

Некоторые идеи прошлого в педагогике используются и по сей день.

Современные взгляды на решение проблемы.

Радикальное изменение всей общественно-политической жизни страны и, как

следствие этого, разрушение государственной идеологии, с которой прежняя,

советская, педагогика была теснейшим образом связана привело к так

называемому педагогическому вакууму. Резкий разрыв с ранее официально

принятой философской теорией образовал пустоту в фундаменте педагогической

науки, что, с одной стороны, благотворно повлияло на ее развитие, так как

появилась степень свободы, прежде не возможная, но, с другой стороны,

привело к определенной растерянности и разброду, которые всегда

сопровождают на первых порах ситуацию свободы. Положение современной

отечественной педагогики явно показало насущную необходимость философских

и методологических обоснований педагогической теории и практики. Не

удивительно, что в условиях большей свободы идеи подлинного гуманизма

вновь стали чрезвычайно популярны в нашей стране. Это можно наблюдать и в

педагогике. Усиление гуманистических тенденций является своеобразной

реакцией на прежний антигуманизм, отсутствие свободы и возможности

свободного творчества в области педагогики.

Само по себе нарастание гуманистических тенденций в области педагогики

можно только приветствовать. Эти тенденции, несомненно, способствуют

развитию педагогической теории и практики. Создание педагогической

парадигмы в рамках гуманистической традиции даст определенный импульс для

возникновения новых идей, сделает психологическую и педагогическую

практику более гуманной и эффективной. Но вместе с тем необходимо

понимать, что гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика - это

лишь один из этапов в развитии мирового педагогического процесса.

Ограниченность современного гуманизма связана с его антропоцентрической

основой. Именно представления о человеке как центре мира, о его

изначальном превосходстве и совершенстве легли в основу оправдания всех

деяний человечества. Общечеловеческий эгоизм, неразумная активность,

непонимание того, что человек - только часть реальности и зависим от

окружающего мира, своеобразная гордыня, в религии считаемая грехом,

привели человеческое общество к концу второго тысячелетия к плачевному

состоянию. Ряд мыслителей ХХ века констатировали крах гуманистических

надежд, а следовательно, и идей самого гуманизма в наше время.

В основание новой педагогической парадигмы должны быть положены иные

антропологические представления. Необходимо на основе уже существующих

философских, психологических, естественно-научных представлений о

человеке, которые отражают современный уровень развития культуры, создать

педагогическую парадигму, которая позволит сформулировать принципы, цели,

ценности современной педагогики, адекватные потребностям современного

человека и общества в целом. Именно на современном этапе формируется

ТРИЗ-педагогика, которая нацелена на улучшение всей жизни за счет

правильного воспитания подрастающего поколения.

ТРИЗ-педагогика.

Эта наука возникает именно тогда, когда:

Уровень нравственности людей руководящей элиты в настоящее время уже

ниже нормы выживания государства и имеет тенденцию понижаться. (Вспомните

войны, современное вопиющее неравенство уровня благосостояния людей,

коррупция, беспредел, обман людей банками и через средства массовой

информации, заложничество, массовая преступность, забитость народа…);

Институт семьи имеет тенденцию разрушаться, а ведь все основные качества

человека закладываются в самом раннем детстве, то есть в семье;

Количество информации нарастает по закону показательной функции, а

физиологические возможности человека воспринимать такое количество

информации, исчерпаны;

Мир стремительно усложняется и содержание учебных программ отстает от

требований жизни к образованию;

ТРИЗ-педагогика (Теории Решения Изобретательских Задач), миссия которой

реализация национальной идеи в нашей стране, строится на основе:

1) системы человеческих ценностей;

2) заповедей нравственности и идей гуманизма;

3) объективных Законов Развития Социальных Систем;

4) предыдущего опыта педагогики, психологии, социального управления,

истории развития человечества;

У этой науки много задач, но я хочу рассказать лишь о некоторых мерах

ТРИЗ-педагогики, направленных именно на взрослых людей и при этом

показать, что педагогика нацелена на все возрастные категории. Итак,

1Воспитать таких людей, которые будут в состоянии реализовать национальную

идею России.

То есть будут возрождать Россию, как великую, процветающую, независимую

державу во всех проявлениях - духовной, интеллектуальной, социальной,

экономической, научной, политической, военной, а так же будут

способствовать росту благосостояния людей, их нравственному и культурному

развитию.

Какими качествами необходимо обладать для этого?

Быть глубоко нравственной личностью, иметь правильное представление об

истинных и мнимых ценностях бытия, быть интеллектуально развитым,

культурным человеком, иметь активную позицию в жизни, быть непримиримым

борцом со злом, иметь свою благородную Достойную цель, быть смелым,

волевым, трудолюбивым человеком, четко представлять себе, что надо делать,

чтобы преобразить Россию, чтобы создать процветающее, справедливое,

правовое общество и уметь это сделать.

2. Воспитать важнейшее качество личности - это нравственность.

Среди классических направлений развития личности: физического,

умственного, эстетического, трудового и нравственного, - нравственное

воспитание является важнейшим, С большим основанием можно считать, что

\"нравственность спасет МИР\"! Слова Достоевского: \"Красота спасет Мир\"

можно понимать в том смысле, что спасет Мир духовно красивый человек,

красота его души. А духовно красивый человек - это, прежде всего, человек

нравственный.

Нужно отметить, что нормами (критерием) нравственности предлагается

библейские заповеди, \"золотое правило\", неприкосновенные права человека,

записанные во \"Всеобщей Декларации прав человека\", принятой Генеральной

как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе\"). Это такие

моральные нормы, нарушение которых повлечет за собой, по большому счету,

ущерб для его же собственных интересов. Каждый человек должен строить храм

в душе своей или, хотя бы, идти по дороге к храму.

Прекрасным дополнением к библейским заповедям являются мудрые заповеди

Дмитрия Лихачева. Нужно отметить, что человечество научилось писать

законы, но не научилось их исполнять. Без нравственности не действуют

государственные, юридические, экономические законы, появляется агрессия и

национальная вражда. Для добровольного неукоснительного выполнения норм

нравственности у человека должно быть воспитано очень много духовных

Проблема воспитания человека для педагогики сложная, потому, что сложна

природа человека. Сначала надо абсолютно четко и однозначно установить в

педагогике приоритет воспитания нравственной чистоты и неукоснительного

соблюдения человеческих ценностей над развитием всех других качеств

личности и над обучением!

Правонарушения происходят сознательно, в основном, от безнаказанности (нет

«внешних тормозов») и от невоспитанности (нет «внутренних тормозов»).

Поэтому надо создавать и «внешние» и «внутренние» тормоза. «Внешние

тормоза» - это справедливые юридические законы и система мер, насильно

обеспечивающая их неукоснительное выполнение всеми членами общества, а

«внутренние тормоза» - это совесть. Первое создает государство в лице

правоохранительных органов и юридических законов а второе - создает

воспитание, и тут велика роль педагогики, и, в частности, раннего

воспитания нравственности, на которое и обращает внимание ТРИЗ-педагогика.

А вот создавать справедливые законы должны только люди со сформированными

«внутренними тормозами».

3. Особое значение придавать воспитанию честной элиты

Известно, что эффективность деятельности любой системы сильно зависит от

подсистемы управления. Известно, что историю делают личности и что

государства ошибаются так же, как ошибаются личности. Отсюда следует, что

в жизни общества велика роль государственных чиновников и интеллектуальной

элиты. Вырваться из кризиса Россия сможет, если в управление страной, в

законодательство, в бизнес, в технику, в педагогику придут творческие

люди, профессионалы с горячим сердцем и чистыми руками, для которых

интересы и благосостояние народа будут выше личных и корпоративных

интересов.

Настоящий государственный деятель и политик не имеет права думать о себе.

Это должны быть особые люди - лучшие люди страны, элита, и их надо

специально \"выращивать\". Чем больше власти у человека над другими людьми и

чем выше его должность, тем больше у него возможность влиять на судьбы

страны и тем меньше у него права на ошибку, ибо его ошибки могут очень

дорого стоить народу, поэтому, тем в большей степени он должен быть

творческой личностью, честен, умен, профессионален, культурен и образован.

С другой стороны, чем выше у человека должность, тем больше соблазнов и

тем безнаказанней он может \"воровать в особо крупных размерах\", поэтому он

должен быть нравственно устойчивым человеком, должен успешно пройти

проверку властью, деньгами и славой (как говорят, \"медными трубами\").

Когда растет безнравственность элиты - цивилизации гибнут.

Чтобы добиться успеха в решении проблемы нужно:

Первое - готовить \"думающую часть чиновничества\", новую, умную, честную,

творческую, отважную, профессиональную, интеллектуальную элиту страны из

одаренных детей, которая должна уметь предвидеть решающие повороты

национальной судьбы страны и действовать. В этом долг одаренных людей

перед страной.

Второе - надо готовить лидеров, честных, умных и знающих одаренных

лидеров. Методики имеются.

Третье - Разумеется, хорошо воспитывать и учить надо всех людей во всех

учебных заведениях. Согласитесь, ведь в каких-то школах и ВУЗах сейчас

учатся будущие президенты, премьеры, генеральные прокуроры и будущие

значимые люди России. Школа должна в первую очередь готовить не юных

бизнесменов или других узких специалистов, а людей воспитанных, честных,

гордых, умных, широко образованных.

При этом надо учить методикам ТРИЗ и современных государственных

чиновников и их детей.

4.Взрослых надо не только учить, но и воспитывать.

Воспитание взрослых возможно и не менее важно, чем воспитание детей. Мы

знаем немало примеров того, как, получив власть и возможность безнаказанно

нарушать законы, \"честные\" люди их нарушают совершенно осмысленно,

используя свое служебное положение для самообогащения в фантастических

масштабах. Более того, \"честные\" люди совершенно осмысленно принимают

законы, далекие от справедливости. Но ведь когда-то эти взрослые люди были

детьми и их воспитывали! Это недоработка педагогики. Конечно, \"нуверс\"

(необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей) и

\"асинхронат\" (разрыв во времени между созреванием возможностей и началом

их развития) к взрослому уже не применимы, так как количество лет перешло

в качество, поэтому для перевоспитания взрослых нужны другие подходы. И

это тоже проблема педагогики.

5. Воспитать в людях активную позицию и непримиримость к нарушению норм

нравственности.

Верно говорят, что каждый народ заслуживает своего правительства.

Свободолюбивый гордый народ не позволит правительству угнетать себя и

плохо собой управлять.

Активная позиция в жизни, борьба за лидерство - это хорошо или плохо?

Обычно считается достоинством скромность и терпимость. Но скромность,

тактичность и терпимость не исключают непримиримого отношения к хамству, к

наглости, к обманам, к несправедливости, к насилию. Можно быть терпимым к

другому мнению, но нельзя быть терпимым к нарушениям законов

нравственности ни в большом, ни в малом.

Для борьбы за справедливость требуются и силы, и воля, и убежденность. И

хорошо, если именно такой человек будет лидером и будет иметь бойцовские

качества. И еще у такого человека должно быть одно качество - он должен

видеть недостатки и уметь их исправлять.

6.Научить людей быть счастливыми

Человек чувствует себя счастливым, если большинство его способностей и

потребностей реализовано. Если учесть, что государство отказалось от

многих взятых на себя обязательств перед своим народом (обеспечение

работой, достойной жизнью, равными возможностями, справедливыми законами и

равенством перед ними и т.д.), то у педагогики появилась необходимость

готовить людей, способных счастливо жить и в этих новых реальных условиях.

Поэтому ТРИЗ-педагогику можно назвать и \"Педагогикой счастья\" и

\"Педагогикой реальной жизни\".

Наверно, не надо доказывать, что хорошо развитые качества творческой

личности, если на 100 % и не сделают человека счастливым, то дадут ему

полную \"уверенность в завтрашнем дне\", возможность управлять своим

будущим, своевременно выявлять проблемы и их преодолевать. Так, для детей,

знание методик решения задач, дает уверенность в своих силах, дает

понимание практической ценности школьных наук, а со временем, сам процесс

решения творческих задач (творчество) - начинает доставлять радость.

Счастливое детство - залог нравственности и душевного здоровья! Самые

здоровые дети рождаются у счастливых родителей..

Нет сомнения, что Россия обладает всеми необходимыми материальными и

духовными ресурсами, чтобы ее люди жили счастливо, по крайней мере

достойно.

7. Экологическое воспитание

Мир спасет новое мировоззрение - четкое понимание того, что ресурсы Земли

ограничены, что потребности человека не имеют границ, что человечество

может погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество. Поэтому

особая роль должна быть обращена на экологическое воспитание людей - это

воспитание и глобального мышления, и совести, и ответственности перед

природой и перед будущими поколениями за ее сохранение, это воспитание

потребности вести себя в соответствии с законами природы, это, в

частности, воспитание совершенно не популярного ныне качества -

самоограничения. Не будет самоограничения и законодательное принудительное

ограничение не будет работать и любые гениальные изобретения инженеров по

технологическому обустройству бесприродного мира (решение проблемы

недостатка питания, энергии, чистой воды, жизненного пространства…) не

спасут ситуацию. Это очень трудная проблема - воспитать чувство меры. Но

надо добиться такого уровня воспитания, чтобы у человека и в мыслях не

было и даже не хотелось бы, потреблять больше меры. Не только христианину,

а любому воспитанному человеку необходимо стать умеренным в потреблении.

На фоне творящихся безобразий это соображение пока выглядит как

донкихотский лозунг. Но время научит.

Если разумно решать экологические проблемы, понимая сложнейший механизм

жизни, то катастрофа не наступит, но для ее решения уже сейчас надо

готовить людей способных принять такое мировоззрение. Для этого

экологическое воспитание надо начинать как можно раньше, оно должно

надо начинать с борьбы с загрязнением мозгов.

Понятно, почему экологов не любят предприниматели - они требуют затрат.

Вот тут-то и требуется воспитание нового мировоззрения.

8.Ликвидировать педагогическую безграмотность родителей и подготовить

молодых людей к семейной жизни.

Это серьезнейшая проблема. Я уже отмечала огромную роль семьи в

формировании духовных и душевных качества человека и педагогическую

безграмотность семьи. Вклад семьи в воспитание, примерно 95 - 70% в

дошкольном возрасте, 70 - 50 % в начальной школе и 50 - 40% в средней и

старшей школе.

Старшеклассники и студенты на лекциях с неподдельным интересом слушают

психологов о проблемах семейной жизни, о взаимоотношениях в семье, о том,

как предупреждать конфликты. Но самое главное - научить навыкам воспитания

своих будущих детей. Очень правильно делают те школы, которые вводят курс

\"Подготовка к семейной жизни\"..Это должен быть специальный большой курс,

равноправный с другими предметами, включающий, способы семейного

воспитания детей, правила здорового образа жизни, семейную экономику...

Семья воспитывает, в основном, на основе традиций, а традиции воспитания,

и хорошие и плохие, передаются по наследству. Если в школе нет такого

предмета, то планированию семьи можно обучаться и в специальных центрах.

Перед современной педагогикой стоит другая не менее важная проблема -

воспитание студентов.

Воспитание студентов.

Во все времена поистине нет более обсуждаемой и спорной проблемы, чем

проблема воспитания студентов, которые являются уже сформировавшимися

личностями. \"Надо ли воспитывать взрослых людей?\" - этот вопрос можно

услышать на официальных совещаниях. Ответ на этот вопрос зависит от того,

как понимать воспитание. \"Если его понимать как воздействие на личность с

целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ

может быть только отрицательным. Если как создание условий для

саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть

однозначно положительным\". Вуз служит не столько для передачи

специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого

культурного слоя, важнейшим элементом которого является сам специалист.

Его как представителя определенной культуры характеризует не только

специфический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение,

жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и

т.п. Поэтому специалист не только передает студенту знания и

профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре, и чтобы

эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое

человеческое общение.

Главная задача преподавателя - раскрыть перед студентом широкое поле

выборов, которое часто не открывается юношей из-за ограниченного

жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства

культуры. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу

лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества. Как утверждают

многие ученые и педагоги, основатели крупных научных школ, наибольший

учебный и воспитательный эффект достигается в таких ситуациях, когда

преподаватель и студент вместе решают задачу. При этом вместо широко

распространенной схемы субъект-преподаватель - объект-студент, должна

иметь место субъектно-субъектная схема их сотрудничества.

Информационно-контролирующие функции преподавателя должны все больше

уступать место координационным.

Другая важнейшая задача воспитания - помощь студенту в выработке

индивидуального стиля деятельности и общения. Часто преподаватели

руководствуются индифферентными представлениями о студентах как об

устройствах по переработке информации, которые слушают лекции, читают

учебники, выполняют задания и, когда требуется, демонстрируют эти знания

на зачетах и экзаменах. Такой подход в конечном счете приводит к

отчуждению студента от учения, превращает учение из цели в средство

работы. В результате знания теряют смысл для студента и оказываются

внешними по отношению к его реальной жизни. Таким же отчужденным от

образовательного процесса оказывается и преподаватель, лишенный

возможности самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства

и методы своей деятельности. Он теряет человеческий ориентир своей

профессиональной позиции - личность студента. Само обучение и

педагогическое общение в условиях личностно-ориентированного подхода

должно реализовываться по схеме преподаватель-студент, в которой

преподаватель это человек, вызывающий подлинный интерес к предмету

общения, к себе как к партнеру, информативная содержательная личность,

интересный собеседник.

Кроме того, выраженный и часто подчеркнутый рационализм в обращении

преподавателей со студентами негативно сказывается на развитии их

эмоциональной сферы в целом. В этом случае без некоторой, пусть порой

искусственно добавляемой, эмоциональной теплоты эффективность работы

преподавателя со студентами может сильно снизиться даже при очень высоком

возникнуть эмоциональные перегрузки, еще более усиливающие трудности

нахождения верного эмоционального тона в общении со студентами.

Учеба в ВУЗе требует больших затрат времени и энергии, что обусловливает

некоторую задержку социального становления студентов по сравнению с

другими группами молодежи. Этот факт часто порождает у преподавателей

ошибочное представление о студентах как о социально незрелых личностях,

нуждающихся в постоянной опеке, снисходительном отношении. Сам того не

осознавая, специалист в этом случае как бы ставит планку, ограничивает

уровень, до которого студент, по его представлению, может развить свои

личностные качества, такие как ответственность, инициативность,

самостоятельность. А человеку свойственно легко адаптироваться к

заниженным требованиям: в этих условиях способности не только не

развиваются, но и часто деградируют. Отношение же педагога к студенту как

к социально зрелой личности, напротив, как бы отодвигает планку,

раскрывает новые горизонты, тем самым не ограничивая возможности развития

личности, а усиливая их своей верой, внутренней поддержкой.

Как правило, именно в юношеском возрасте достигают максимума в своем

развитии не только физические, но и психологические свойства и высшие

психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции

и чувства. Этот факт позволил Б.Г. Ананьеву сделать вывод о том, что

данный период жизни максимально благоприятен для обучения и

профессиональной подготовки. Если преподаватель не развивает именно эти

способности, у студента может закрепиться навык полуавтоматического

запоминания изучаемого материала, что ведет к росту показной эрудиции, но

тормозит развитие интеллекта. Исследования показывают, что у большинства

студентов уровень развития таких интеллектуальных операций, как сравнение,

классификация, определение, весьма невысок.

Особо следует отметить, что преподавателю зачастую приходится прилагать

большие усилия, чтобы преодолеть школярское отношение к учебе: ориентацию

только на результат интеллектуальной деятельности и равнодушие к самому

процессу движения мысли.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения

и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную

самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем

легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания

устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий,

решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной

ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут

разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Сталкиваясь с

трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или

применения старых в новой ситуации. Легкий материал, не требующий

умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в

учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней.

Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению

интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в

противном случае интерес быстро падает.

Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не

чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только

столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем,

что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из

приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса - отстранение,

т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном.

Однако, познание нового должно опираться на уже имеющиеся у студента

знания. Т.о. важнейшая способность, которую должен приобрести студент в

ВУЗе, - это способность учиться, которая радикальным образом скажется на

его профессиональном становлении, ибо определяет его возможности в

послевузовском непрерывном образовании.

Образование как процесс не прекращается до конца сознательной деятельности

человека. Оно непрерывно изменяется по целям, содержанию и формам.

Научиться учиться важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в

наше время быстро устаревают. Еще важнее способность самостоятельного

добывания знаний, основанная на творческом мышлении. Если в процессе

обучения на первом плане у студента стоит учебная мотивация, то после

окончания вуза на первое место выходит профессиональная мотивация труда.

Проработав некоторое время на конкретном посту, специалист более четко

осознает, какие знания, умения, навыки ему необходимо

восполнить.

Заключение.

Итак, рассмотрев основные вопросы и проблемы возрастной и общей

педагогики, нужно отметить, что проблема воспитания взрослых людей стоит

наиболее остро в нынешний период, когда страна при таком огромном запасе

ресурсов и материальных и интеллектуальных, не может ими в полной мере

воспользоваться из-за применения неправильных методик воспитания.

Необходимость историко-философского анализа взаимосвязи педагогики и

философской антропологии вызвана не только познавательным интересом, но и

проблемами, стоящими перед современной отечественной педагогикой. Поиски

современной педагогической парадигмы ведут к прояснению

философско-антропологических оснований педагогики. Традиционный гуманизм,

на основе которого делаются попытки создания современной концепции

образования, в значительной мере изжил себя, в полной мере проявились

отрицательные последствия антропоцентризма, составляющего самую суть

гуманистического мировоззрения. Поэтому необходимо вести поиск других,

более адекватных современной ситуации мировоззренческих оснований. Анализ

антропологических представлений, лежащих в основе педагогических теорий,

созданных в прошлом, может помочь в этом сложном поиске фундамента

современной педагогики.

Ленин. В.И. Полн. собр. соч. Т. 40, С.339

университета. - 2003. - № 27, С. 12

Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Избр. пед. соч. М., 1985. С. 29-51.

Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова // Собр. соч. М.;

Л., 1948. Т. 3. С. 30

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. // Собр. соч. Л.; Л., 1950.

Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. - М., 1974;

Советская педагогика. 1974. № 2 (номер посвящен К. Д. Ушинскому), C. 43

Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Спб., 1915. С. 746

Э. Кей «Век ребенка»/ пер. с нем., 1995, С.133.

Орлов Ю.М.. Самопознание и самовоспитание. Восхождение к

Петрунина Т. А. Антропологические основания педагогики как

методологическая проблема // Известия Уральского государственного

университета. - 2003. - № 27, С. 15

Тамберг Ю. Г. Концепция ТРИЗ-педагогики, информация с сайта www.yandex.ru

Смирнов С.Д., Педагогика и психология высшего образования: от деятельности

к личности /М., Академия. 2001, С. 304.

13Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное

пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С. 520-544

Список литературы.

1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное

пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. - М., 1974;

Советская педагогика. 1974. № 2 (номер посвящен К. Д. Ушинскому)

3. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Спб., 1915.

4. Кей Э. «Век ребенка»/ пер. с нем., 1905

5. Ленин. В.И. Полн. собр. соч. Т. 40.

6.Орлов Ю.М.. Самопознание и самовоспитание. Восхождение к

индивидуальности// виртуальная библиотека сайта www. PolBu.ru

7. Петрунина Т. А. Антропологические основания педагогики как

методологическая проблема // Известия Уральского государственного

университета. - 2003. - № 27.

8. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Избр. пед. соч. М., 1985.

9. Смирнов С.Д., Педагогика и психология высшего образования: от

деятельности к личности /М., Академия. 2001

10. Тамберг Ю. Г. Концепция ТРИЗ-педагогики, информация с сайта

11. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова // Собр. соч.

М.; Л., 1948. Т. 3.

12. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. // Собр. соч. Л.; Л.,

Это в любом случае невозможно. Какими бы то ни были наши намерения и наши представления о равенстве полов, мы обращаемся с мальчиком и с девочкой по-разному (произносим разные слова, используем разные жесты). Мы интуитивно чувствуем: их психика различается. Но так получается не у всех родителей и не всегда просто потому, что в воспитании очень сильны наши проекции (бессознательные страхи и тревоги) и собственные нарцистические переживания.

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

одержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу «так, как воспитывали меня».

Очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже запрещать, а чаще разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он чувствует, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мама - заботится, а папа - формирует мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Воспитатель Анашкина Екатерина Олеговна,

по материалам сайта nsportal.ru/detskii-sad

Я поделюсь с вами своими наблюдениями и расскажу о некоторых родительских стереотипах и заблуждениях, которые, на мой взгляд, затрудняют процесс воспитания.

Ваши дети — это не ваши дети. Они сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе. Они появляются через вас, но не из вас, И, хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, Потому что у них есть собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, Ведь их души живут в доме Завтра, который вам не посетить, даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя. Потому что жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.

Халиль Джебран. «Пророк»

На первый взгляд, довольно странный вопрос: «Нужно ли учиться воспитывать детей?» . Некоторые родители однозначно ответят: «Нужно» , некоторые призадумаются: «А, зачем?» , Вернее: «А, что я сейчас плохо воспитываю?» . Я надеюсь, моя статья внесет чуть больше ясности в этот вопрос, при этом я буду основываться не на цитировании «гуру» от воспитания, а на собственном практическом опыте взаимодействия с родителями и детьми. Я поделюсь с вами своими наблюдениями и расскажу о некоторых родительских стереотипах и заблуждениях, которые, на мой взгляд, затрудняют процесс воспитания.

1. Заблуждение первое – «Я и так все знаю»

Я не спорю, есть очень осознанные родители, которые с полной ответственностью подходят к процессу воспитания. Как правило, такие родители могут четко и однозначно ответить на следующие вопросы: Как изменится жизнь через 10-15 лет? Что будет цениться в обществе будущего? Какие качества необходимо развивать в ребенке? Какими способами развивать качества, чтобы оставить лучшее и минимизировать ненужное, при этом точно знать что нужно, а что не нужно? Как помочь ребенку стать счастливым и востребованным в жизни… вопросы можно продолжать, но мой опыт показывает, что если мы чему-то хотим научить ребенка, то нужно обязательно продолжать учиться самому. Другими словами, если родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, он должен сам чувствовать себя счастливым. Если же родитель действует по принципу – дам ребенку то, чего мне не хватало для полного счастья и все будет хорошо, то это не очень правильная стратегия.

Например: многие в детстве хотели велосипед, или ролики, или игрушку. Мы завидовали тем, у кого она была и готовы были «из кожи лезть», чтобы у нас тоже была. Так вот, состояние «из кожи лезть», это и есть благодатная почва для воспитания и формирования качеств, именно на очень сильном желании, или как сейчас принято говорить мотивации строится воспитательное воздействие. Мотивация это движок к развитию новых качеств. А, как поступаем мы? Хочешь – НА!. Потом мы удивляемся, почему наш ребенок имеет такой потребительский подход к жизни, почему он думает, что кто-то что-то должен, почему он сам ничего не хочет делать. Все просто — мы сформировали у ребенка стереотип – если хочешь, то родители дадут. В лучшем случае, взамен, мы просим послушания – делай так, как мы говорим. Но, при этом не все осознают, что это подготовка ребенка не к будущей собственной и самостоятельной жизни, а к проживанию «нашего прошлого» и исправления наших ошибок.

2. Заблуждение второе: «Я знаю, чего ты хочешь»

- Сема, иди домой!

- Мама, я замерз?

- Нет, ты хочешь кушать!

Очень опасное заблуждение, которое ведет к тому, что наши дети перестают «Хотеть», хотеть чего бы то ни было – «ну, как же, родители сами знают, что мне нужно». Это заблуждение ведет к блокированию личной инициативы. Потом мы удивляемся – моего ребенка ничего не интересует, он ничего не хочет, целый бы день сидел в компьютере или смотрел телевизор. А, кто-нибудь из родителей задавался вопросом: «Чем привлекает компьютер»? В компьютерной игре ребенок чувствует себя значимым и самостоятельным, там он, преодолевая препятствия, достигает результата и получает вознаграждение (новый статус). Там он значим, и знает, что от него требуется и там он успешен. Задумайтесь об этом. Если ребенок не получает того, что ему действительно нужно, он быстро находит замену. Как сделать так, чтобы ребенок относился к компьютеру как к инструменту реализации в жизни, а не как к подмене самой жизни?

3. Заблуждение третье: «Я знаю, когда ты МОЛОДЕЦ»

Это заблуждение про планку, планку ожидаемых результатов, которую родители ставят перед ребенком. Родители хотят, что бы «ИХ» ребенок был совершенен. К сожалению, они не всегда могут понять, что иногда сами усилия по достижению результата являются значимыми, и нуждаются в дополнительном подкреплении. Да, хочется совершенства – мой ребенок должен быть идеален! Но, всему свое время. В конце концов, кроме требований, родитель должен задавать себе вопрос, а что я сделал для этого? Ответ в стиле – «я же купил ей ролики» – плохой ответ. Не «ролики» делают ребенка счастливым, а движение к результату, возможности ощутить удовлетворение от пройденного пути — от желания к умению, получить признание. И очень важно, что и где был родитель, и что делал, когда ребенок к этому шел.

4. Заблуждение четвертое: «Ребенок должен меня уважать, потому, что я …»

Я скажу коротко — ребенок никому, ничего не должен. Мой совет родителям, если изменить слово «должен» на «может», тогда у родителя появится возможность пересмотреть свое поведение и свои способы взаимодействия с ребенком, и родители получают шанс построить нормальные взаимоотношения, а не намерение ломать маленькую и неокрепшую личность «под себя».

Давайте рассмотрим простой пример: Убеждение — ребенок должен уважать меня! Ведет к действиям заставляющим добиться результата, со всеми вытекающими последствиями. Распоряжение. Отказ. Наказание. Давление. Дожимание. Слом. – Это, тот результат, которого вы хотели?

Теперь, попробуйте на вкус утверждение – мой ребенок может уважать меня. Это убеждение полностью меняет стратегию действий, здесь «шарик на моей стороне» и я должен сделать так, чтобы ребенок захотел и смогменя уважать, а это совсем другое поведение и совершенно другая стратегия, согласитесь? Да иногда на этом пути приходится встречаться со своими собственными стереотипами и ограничениями, но это тоже когда-то нужно, а иногда даже очень полезно.

5. Заблуждение пятое: « Я делаю все, что могу, а если буду делать больше, то, что скажет мама»

Друзья, я не случайно вывел это утверждение в качестве родительских заблуждений. Мы очень часто оглядываемся на мнения авторитетных людей, но то, что было актуально вчера, сегодня не работает. Например, в наше время был культ авторитетов, и мы четко выполняли наставления родителей – «Слушай учительницу!» — безапелляционно, просто слушай. Но, это всего лишь люди. Так давайте дадим возможность детям самим определять – кто для них авторитет, а кто нет. Давайте научим их оценивать полезные советы от стереотипных заблуждений.

- Дорогая, ты зачем, когда отбиваешь мясо под отбивную, кусочек всегда отрезаешь?

- Отстань, так вкусно!

- И, все же?

- Так делала моя мама!

Вопрос к теще. А вот, почему, когда вы готовите отбивную…?

Потому, что так вкусно!

Не вижу связки…

Отстань, так делает моя мама!

(Слава Богу, бабушка в здравии..) Бабуля а вы зачем… мясо когда…, отрезаете

Так, это раньше, а сейчас у меня сковородка большая…!

Заблуждений от значимых взрослых может быть много, так же как и полезных советов, но как научиться отделять зерна от плевел? Кап понять, что в тему, а что мимо? Для этого нужны четкие ориентиры, и родители должны их знать, вернее могут . Иначе воспитание превращается в эксперимент с собственными детьми. Но, кто из родителей может позволить себе сыграть такую лотерею с жизнью?

Вернемся к нашему эпилогу, перечитайте его еще раз. Если вы согласны с каждым утверждением и знаете, что, как родителям вам необходимо делать, и как достигать полного взаимопонимания с детьми, тогда вам, возможно, просто нужно продолжать свой путь, но если у вас появились вопросы, не стесняйтесь спрашивать – слишком высока ставка.

Разрабатывая обучающий курс для родителей, мы реально представляли, что не каждый взрослый готов столкнуться с собственными недоработками — «а, что скажет мама?». Но на мой взгляд, допускать ошибки это очень естественно для человека действия, а вот не делать работу над ошибками и не стремиться к совершенству –это непозволительная роскошь, ведь именно этому мы хотим научить своих детей.

Дмитрий Телечкун, психолог,
бизнес-тренер, коуч, ведущий проекта
«Клуб родительского мастерства».

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Чем дольше ребенок сидит перед телевизором, тем хуже его успехи

Советы родителям

Просмотрено

Советы родителям: Как я могу заставить своего ребенка пить больше воды?

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Дружба между родителями и ребенком

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка

Все о воспитании, Детская психология

Просмотрено

6 признаков в поведении ребенка, которые нельзя игнорировать

Вы когда-нибудь задумывались над вопросом: для чего родители занимаются воспитанием и развитием детей?
Каждый найдет для себя ответ:


  • чтобы ребенок рос разносторонне-развитый;
  • чтобы вместе было не скучно;
  • потому что ребенок требует, если не исполнять – расстраивается и плачет;
  • чтобы сблизиться с ребенком и отношения стали более доверительными;
  • чтобы было много радости и пользы детям;
  • потому что с ребенком нужно чем-то заниматься;
  • чтобы передать свой опыт, показать эту жизнь и окружающий мир;
  • потому что просто я мама;
  • если не я, то кто?
Некоторые мамы живут по принципу «не ждать от ребенка никакого результата». Просто живут вместе с детьми и общаются, когда есть время на это. У ребенка должно быть беззаботное детство, так они считают.

Эти родители не ставят перед собой никакой цели воспитания. Давайте подумаем: нужно ли воспитывать ребенка или он сам возьмет свое?

Мальчик из поезда

Платцкарт. В нашем «купе» едет семья с двумя детьми: грустной девочкой лет двенадцати и мальчиком лет трех-четырех. Мама с бабушкой увлечены разговором с соседями, мальчик скачет рядом сестрой, та лишь следит за ним с отстраненным взглядом. Мальчику скучно, он громко требует развлечь его, теребя при этом мать за рукав. Мама достает из сумочки не больших солдатиков и танк. Мальчик начинает шумно играть. Минут через десять игра надоедает, он начинает кидать игрушки в перегородку «купе» где сидят люди и кричать. Родители не обращают на это внимания, видимо, такое поведение привычно для их ребенка. Вскоре и это ему надоедает, бросив игрушки на пол, он бегает по проходу и кричит.

Из разговора с мамой и бабушкой становится ясно, что у мальчика проблемы с общением в садике. Он ходит туда уже целый год, но так и не может ни с кем подружиться. Дети не хотят с ним играть. Ссадина на руке у мальчика из-за недавней драки в детском саду. Его просто-напросто отлупили. Родители не смогли назвать причину драки. Даже не стали ее выяснять.

Мальчик перестал бегать и сел рядом с сестрой. Взял игрушки и запустил одним солдатиком в сестру. Девочка нервно дернулась и закрыла глаза, не проронив ни слова. Солдатик слегка коснулся ее. Брат с восторгом завопил и взял в руки другого солдатика. Девочка, молча, с недоумением смотрела на брата, родители не обратили на это внимания. Это мелочь, ребенок просто играет.

Соседка, не выдержав наблюдения за такой игрой, предложила мальчику вместе сделать бумажный самолетик. Мальчик заинтересовался, но в свои четыре года он не знал, как это делается. Соседка сделала ребенку самолет и отдала со словами: «Играй, только не мешай никому!» Мальчик молча выхватил самолетик из ее рук и с криком побежал по проходу. При этом он, не целясь, запускал самолет.

Попав в молодую женщину, он, молча, подошел к ней, бесцеремонно залез к ней на сиденье и забрал самолетик.

Его мама с бабушкой, скорее всего, этого не заметили.

Мальчик снова запускает самолет и попадает в туже женщину. С криком восторга бежит к ней, чтобы забрать игрушку. Женщина берет в руки самолет и сдержанно говорит: «Не нужно кидать в людей! Сядь и играй. Не надо никому мешать!» Мальчик молча выхватил самолет и снова запустил в женщину.

Ты что, не понимаешь? Не кидай в людей! Посмотри вокруг: ты один себя так ведешь, мешаешь. Ты кидаешься - я не отдам тебе самолет.

Мальчик криво улыбнулся. Подбежал к сестре, которая молча наблюдала за этой сценой.

Эта тетя отняла у меня самолет! - кричал он, показывая рукой на женщину.

Сестра вздохнула и тихо сказала:

Хорошо, я сделаю тебе новый, только ты здесь играй.

Новый самолет полетел в том же направлении. Женщина подождала, когда мальчик подбежит к ней.

Ты не послушал моих слов. Может быть, хоть так ты запомнишь и сделаешь выводы! - она порвала бумажную игрушку.

Началась жуткая истерика с громкими всхлипами и неразборчиво произнесенными словами. Мальчик подбежал к бабушке, уткнулся ей в колени и начал слезно жаловаться.

Бабушка повернулась в сторону женщины и зло сказала:

Порвала у ребенка самолет, какая добрая тетя! Дай Бог ей здоровья! Не расстраивайся, внучек!

Само вырастет

Очевидно, что в свои четыре года у мальчика есть большие проблемы с воспитанием. Он не умеет сам себя занять, не умеет общаться со сверстниками, не уважает старших, плохо относится к сестре и окружающим.

Если говорить о тех, кто занимается его воспитанием, то это воспитание по принципу «само вырастет». Любую культурную породу возделывают, тратят на это много времени и сил: поливают, тяпают, укрывают от холода, удобряют и проч. Сами растут только сорняки.

Кто воспитывает - родители или жизнь?

Всемирно известный педагог, А.С.Макаренко многие годы поднимал вопрос о цели воспитания. Отвечая на вопрос, кто воспитывает ребенка – родители или жизнь, он привел замечательный пример:

«Дети - «цветы жизни». Это замечательно! Что же означают эти слова? Сентиментальные люди считают, что цветами нужно любоваться, ахать, носиться, нюхать и вдыхать. Нужно, наверно, и самим «цветам» внушить, что они составляют неприкосновенный роскошный букет в дорогой хрустальной вазе на вашем столе. Сколько не восторгайся такими цветами, сколько не ахай, их дни сочтены и они никогда не принесут плодов. В лучшем случае их можно будет просто засушить и продолжить любование. И тогда радость от этого станет сомнительной: сколько не восторгайся, перед вами будет простое сено.

Представляю наших детей вовсе не такими цветами. Это не букет, это прекрасный яблоневый сад. Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду. Вскапывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки… Не только аромат, не только «гаммы красок», - плоды, вот что должно вас интересовать в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте немножко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно. Между прочим, у хорошего садовника гусеница никогда не появится.

Да, давайте будем садовниками. Это блестящее сравнение позволит нам выяснить кто воспитывает ребенка - родители или жизнь?

Кто выращивает садовое дерево?

Из земли и воздуха оно берет атомы своего тела, солнце дает ему драгоценную силу горения, ветры и бури воспитывают в нем стойкость в борьбе, соседние братья-деревья спасают его от гибельного одиночества. И в дереве и вокруг всегда протекают сложнейшие химические процессы.

Что может изменить садовник в этой кропотливой работе жизни? Не должен ли он бессильно и покорно ожидать, пока созреют плоды, чтобы кощунственной и наглой рукой похитителя сорвать их и сожрать?

Так именно и делают дикари где-нибудь в трущебах Огненной Земли. И так делают многие родители.

Но так не делает настоящий садовник.

Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает ее, он только вносит в нее математически могучий корректив; его прикосновение, в сущности, не что иное, как еле заметная перестановка сил. Там подпорка, там разрыхленная земля, там терпеливый зоркий отбор.

Наше воспитание такой же корректив. Разумно и точно провести ребенка по богатым жизненным дорогам, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь может каждый человек, если он действительно захочет это сделать.

Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте родители и педагоги.

Если вы родители ребенка,- это значит на много лет вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю.»

Вам решать, какова цель воспитания вашего ребенка и какие методы воспитания выбирать для его дальнейшей счастливой жизни. Задумайтесь о будущем ваших детей уже сейчас: когда они маленькие и «ничего не понимают» уделите им время, учите, объясняйте. Во многом ваша спокойная жизнь в зрелом возрасте зависит от вложенных в первые годы жизни ребенка сил. Что посеешь - то и пожнешь. Удачи!

Метод кнута и пряника известен давно . Основная масса родителей предпочитает пряник. Родителей никогда не наказывающих своего ребенка физическим методом немного.

Психологи и более опытные родители категорически отрицают физическое воздействие на ребенка . Ведь маленький человечек не способен дать отпор, он беззащитен. Метод физического воспитания очень опасен тем, что ребенок чувствует себя униженным, впоследствии может развиться чувство неполноценности.

Позиция силы с детства становится приоритетной. Малыш будет думать, что сила решает все, когда тот вырастет, может стать преступником. Видя с детства только силу, он не способен ощущать любовь. Представьте, сколько горя другим людям сможет принести воспитанный в жестокости человек.

После наказания дети ощущают себя униженными , становятся равнодушными и пренебрежительными к себе. Унижение тоже не метод воспитания. У таких людей впоследствии будет заниженная самооценка, значит, будучи взрослым, он не сможет самореализоваться и достичь высот. Такие люди тоже могут стать преступниками, после перенесенного унижения они будут самоутверждаться за счет слабых. В порыве гнева взрослые могут покалечить ребенка или убить. Никогда не забывайте что вы намного сильнее его.

У детей, которых наказывали физически , наблюдаются некоторые отклонения в моральном и психологическом состоянии. Такой ребенок замыкается в себе, становится злобным и лживым. Будучи подростком, эти черты в характере могут проявиться еще сильнее, это будет выражаться в его плохих поступках и отвратительном поведении.

Воспитание ремнем не выход из положения , непослушание этим не исправишь. Можно разными способами показать, что вы недовольны его поведением. Например, запретить ребенку смотреть телевизор, ограничить в играх, не давать сладкого, не пустить в гости к другу. Старайтесь больше поощрять ребенка за хорошее поведение. От полученной двойки, драки с подростками ребенок будет очень переживать. Не нужно наказывать его за это, ведь ему еще тяжелее. Лучше поддержите, успокойте свое дитя.

Наказание может усугубить его душевные терзания . Родители должны помнить, что в детстве все шалят и не стоит наказывать за это. Ведь дети делают это не обдуманно, не по злому умыслу, здесь нет желания досадить родителям. Каждый проступок требует обдуманного и адекватного наказания, которое может быть мягким или суровым. Нужно помнить, что наказание не самое главное в воспитании, родители должны понимать своего ребенка и помогать ему во всем. Пусть он вырастит достойным человеком.