У ребенка нет желания учиться советы психолога. Как сформировать у ребенка желание учиться? Как развивать учебную мотивацию

Родительское собрание во 2 классе.

Беседа на тему: «Если у ребенка нет желания учиться».

"Точнее, он вообще ничего не хочет", - часто жалуются они. "Современные дети как-то особенно не хотят учиться", - уверяют меня учителя, убеждают родители. Мне не удивительно, ведь во многих семьях теперь есть возможность "помогать" ребенку учиться.

Большинство родителей, обращающихся ко мне с этой проблемой, очень вовлечены в процесс учебы ребенка. Они практически учатся за него. Отслеживают все его домашние задания, проверяют или укладывают портфель. Проверяют домашнее задание, иногда даже делают его вместе, напряженно глядя через детское плечо.

С одной стороны, многим родителям кажется, что насколько успешно учится ребенок в школе, настолько счастливым и обеспеченным потом будет его будущее. В этом есть доля правды, но не вся. Ведь важно не только то, какие оценки у него будут по предметам, но и какие навыки, умения и чувства у него останутся после того, как он закончит школу.

Если ребенок, учась в школе, в основном пребывает в напряжении, стрессе, страхе, если там он часто ощущает себя неуспешным, раскритикованным, неуверенным, плохим, если у него останется ощущение, что учеба - это то, что он ненавидит, это постоянное принуждение, и то, что он будет делать исключительно "из-под палки", - то, завершив обучение в школе, ему будет трудно любить учиться. Он постарается побыстрее закончить этот процесс в своей жизни, и не возвращаться к нему никогда. Так что, понукая его, вы можете достигнуть нежелательных целей. Очень многие дети больше никогда не открывают крышку пианино после окончания музыкальной школы, ненавидят читать, потому что их заставляли, не способны написать даже письмо, не то что статью или отчет, потому что кто-то критиковал их и заставлял переписывать сочинения.

Учеба в наших современных школах - непростое, но посильное занятие, с которым ваши дети способны справиться самостоятельно. Конечно, если только у вас нет непомерных родительских амбиций, и вы не отдали ребенка туда, где учебные требования выше его возможностей. Если только вы не ждете того, что ребенок прыгнет выше своей головы, реализуя ваши когда-то несбывшиеся мечты или мечты ваших родителей. А также если амбиции учителя не превышают детских способностей, и учитель не возложил на родителя почетную обязанность привести оценки вашего конкретного ребенка к его завышенным ожиданиям, дабы "не портить картину успеваемости в классе". Итак, если вы готовы к тому, чтобы он сначала научился учиться, а потом легко, самостоятельно и настолько успешно, насколько он может, постиг школьную программу.

У многих, особенно у сверхконтролирующих родителей, есть твердое убеждение, что все дети от природы ленивы, безответственны, только и думают, как бы развлечься, набедокурить, отмазаться от работы, найти приключений на свою голову. Их убежденность небезосновательна, но применима только к тем детям, которые на минутку, на полчаса, на день вырвались из-под удушающего родительского контроля. Вот этим, конечно, хочется "оторваться" и сделать все то, что им категорически запрещали. Большинство же детей на самом деле готовы заниматься делом, вполне разумно сочетая его с отдыхом, хотят быть успешными, способны сосредоточенно работать и учиться, когда понимают, что это их дело, что оно под их управлением и контролем. Когда все победы - их, и ошибки и поражения - тоже их. Дети легче и быстрее откликаются на ту деятельность, которую они сами могут организовать, на результат которой могут повлиять, в которой сами могут распределять свое время и свои усилия.

Сейчас, имеющие возможность не работать мамы или бабушки, принимают решение и дальше не заниматься своей жизнью, а "помогать" ребенку учиться, чем создают, конечно, много проблем: и себе и ему. "Помогают" большинство из них исходя из такого рода соображений: "Он такой слабенький (отстающий, невнимательный, несобранный); его надо контролировать, а то вообще ничего делать не будет". Либо из таких: "Мне вот в детстве никто не помогал, и мне было трудно. Вот для своего ребенка я сделаю все, что в моих силах". Намерения, конечно, благие, но далеко не всегда обусловленные реальными потребностями вашего ребенка.

Большинство детей невнимательны, расторможены, не собраны потому, что за свое дошкольное время так и не научились управлять собой. Скорее всего, потому, что многое делалось и решалось за них, потому, что им не ставили границ, либо ограждали от всего, и у него не было возможности сделать дело самому сначала и до конца. В любом случае, начало было положено до того, как он пошел в школу. Школа, скорее всего, проявила проблемы, и по большей части - проблемы даже не ребенка, а семейной системы, в которой он рос.

И как на возникшие проблемы прореагировала система? Она усилила свои прежние воздействия. Если его гиперопекали, стали опекать еще больше, если контролировали, то усилили контроль. "Он же не справляется, это очевидно!" И как будто не хотят замечать, что от всех этих мер проблема в корне не решается, наоборот, усиливается, закрепляется. Тогда сила воздействия повышается еще больше... его начинают наказывать, не добившись уговорами, начинают делать что-то за него. И он перестает учиться, или, во всяком случае, хотеть учиться (а это и так не просто в рамках нашей системы образования).

Родители все больше берут контроль в свои руки, соответственно, его все меньше остается у ребенка. Они все больше проявляют к нему свою родительскую волю, все меньше ее остается у него самого. Все больше обучение и его оценки становятся их делом, и тем меньше - его. К тому же у него вырабатывается стойкое и сильное сопротивление к их давлению (как и у любого человека, иначе чье-то внешнее давление разрушило бы личность, сломало ее). Сопротивление может быть пассивным и выглядеть как лень, саботаж, бесконечные походы в туалет, попить, поиграть, помечтать, забывание домашних заданий, откладывание уроков на потом. Или более активные формы: капризы, возмущения, скандалы, прогулы, конфликты, открытые протесты (как правило, в подростковом возрасте).

Родители в таком случае возмущенно тычут в ребенка пальцем, называя его лентяем, раздолбаем, хулиганом и т.д., в зависимости от широты словарного запаса и наивных представлений об особой действенности какого-либо эпитета. Им не хочется признавать, что не он один отвечает за проблему, в которой оказался. Они уверены, что они-то все делают правильно, это он - просто лентяй и далее по списку.

Постепенно у ребенка остается все меньше сил и желания пытаться справиться с тем, с чем ему невозможно справиться. Потому что при внешнем неусыпном контроле у него формируется достаточно сложный механизм. У него пропадает собственный мотив делать что-то, а вместе с мотивом - и энергия, которая всем нам нужна для того, чтобы делать что-то (особенно то, что делать не особенно хочется), к тому же у него растет сопротивление к этому внешнему давлению. Потому что любая психика стремится сохраниться и не быть растоптанной и уничтоженной чьими-то намерениями, даже если эти намерения "самые благие".

Чем больше давите, тем сильнее сопротивление (если вы, конечно, уже не "сломали" вашего ребенка и не подчинили полностью вашей воле). Если ваш ребенок сопротивляется вам, вы должны радоваться, а не возмущаться. Это значит, что у него есть силы и здоровье, чтобы не дать вам уничтожить свою личность. И ваша задача - попытаться понять, что происходит, чему он так яростно сопротивляется и постараться убрать первопричину. Потому что на сопротивление уходит так много энергии, что ваш ребенок становится слабым вдвойне: у него очень мало осталось своей энергии на то, чтобы что-то сделать, потому что вы забрали у него мотив, и он вынужден тратить еще больше сил на то, чтобы не дать вам так сильно и так сразу его раздавить.

Представьте, что вам надо на работу и кто-то из ваших домашних постоянно проверяет вас, взяли ли вы с собой нужные вам документы, написали ли вы отчет. И делал бы это постоянно, из раза в раз. Вас бы это быстро утомило, но со временем вы привыкнете и как-нибудь, когда ваши домашние забудут напомнить вам про отчет, вы, конечно, забудете его дома. И с возмущением: "Ты почему мне не напомнила!" - быстро переложите, например, на жену ответственность за вашу ошибку. А она вам на это: "Я что, обязана думать про твой отчет?" И правда, не обязана. Вот и не надо было раньше лезть не в свое дело. Кто виноват? Оба. Каждый занимался не своим. Она в свое время взяла ответственность, он отдал.

А что вы будете чувствовать, если каждый день ваши близкие после того, как вы только что пришли с работы, будут вам говорить: "Садись за свой отчет, делай свои документы. Вот прямо при мне, садись и делай. Что значит, хочу передохнуть, телевизор посмотреть? А кто твой отчет за тебя будет делать? Я ж для тебя стараюсь, чтобы тебе завтра на работе не влетело!" Если бы это делала ваша жена, вы бы уже давно расстались с ней. Если ваша мама, возненавидели бы ее, при всем уважении, и стали искать варианты, как разъехаться. Это естественно - начать ненавидеть того, кто нас принуждает. И вы бы хотели, чтобы ваши дети чувствовали то же самое по отношению к вам?

А если б они (кто-то из ваших домашних) при этом еще стояли у вас за спиной, крича на вас каждый раз, когда вы в своем отчете допускаете ошибку? Вы бы стали собраннее, внимательнее и энтузиазм бы ваш вырос? А если б заставили все переписывать, "потому что не достаточно аккуратно написано", после того, как вы вымучили первые две страницы? Ну давайте, примерьте это на себя! И как? Жмет? Много злости, возмущения, протеста и никакого желания работать?

Вам легче, вы же взрослый, вы еще можете возмутиться, всех послать по своим делам и сказать, что ваш отчет - это ваше дело, и нагоняй на работе, если что, тоже ваше дело. Можете накричать даже, стукнуть кулаком, показать, кто в доме хозяин. А ваши дети? Они не могут. Они вынуждены подавлять в себе раздражение на вас, потому что любят, боятся огорчить или, может, просто боятся ослушаться. И страх и энергия на подавление злости тоже отнимает у них силы. Не удивительно, что им не хочется учиться.

"Что вы предлагаете?! - обычно возмущенно восклицают родители на мои попытки разъяснить их непосредственное и живейшее участие в создавшейся проблеме. - Перестать его контролировать? Он тогда вообще перестанет делать уроки! И мы вообще скатимся на двойки!" Мне не хочется, конечно, им говорить, что вы-то свою родительскую двойку уже получили. Это было бы грубо... зато правда. Конечно, если сейчас, когда он уже 8-9-10 лет живет под неусыпным родительским контролем, дать ему полную свободу, это, однозначно, подставило бы его под неудачу. Особенно если дать на это ему два дня. За два дня он точно успеет только продемонстрировать весь репертуар своих невозможностей управлять собой и собственной учебой. При этом по прошествии этих двух дней его родитель с трудно скрываемым злорадством (!) ответит нам: "Я же говорил! Он не может!"

Конечно, не может. А кто бы смог? Ему предстоит этому научиться. И если другие дети учились этому в своей дошкольной жизни, причем не рискуя никаким снижением успеваемости, то именно ему сейчас предстоит это сделать с риском того, что оценки какое-то время будут очень даже не те, каких бы вам хотелось. Но нужно выбрать: либо оценки (которые в случае подобных проблем и так, как правило, невысоки), либо время для формирования у ребенка навыков самоуправления и самоконтроля. Время, в течение которого, учеба стала бы его, а не вашим делом. Время, в течение которого, он сначала будет ожидать от вас привычного "пинка", потом, не получив его, будет вас провоцировать на него или радостно забросит все, потом поймет, что учиться как-то надо и двоечником в классе все-таки быть неприятно. Потом будет постепенно учиться уговаривать себя самого, что и начнет у него выходить сначала с переменным успехом, а потом, с получением первых, честно заработанных хороших оценок, все лучше и лучше.

Если он очень привык делать все с вами и не готов добровольно от этого отказаться (что является еще более тяжелым случаем, показывающим, что ваш ребенок или совсем уж не верит в себя или очень боится ошибаться, или достаточно инфантилен, психологически незрел), то пробуйте начинать хотя бы с тех уроков, которые всегда давались ему легко. А остальные, более сложные, пусть делает сам, но может обращаться к вам за помощью, если ему что-то непонятно. Очень важно, чтобы по возможности он сам мог планировать свое время, когда что делать. Чтобы если не успевает что-то сделать, то шел бы в школу со своими не выученными уроками и получал там свои законные "двойки", расстраивался, исправлял.

Вы быстрее достигнете успеха, если будете отмечать каждый шаг все более возрастающего контроля ребенка над собой, его каждый маленький успех. Если на неудачи будете реагировать не нотацией и упреком "я же говорил, что схлопочешь "двойку"!", а попыткой вместе разобраться, почему это произошло.

Важно понимать, что вам трудно будет отдать контроль ребенку, если при этом вы не найдете, чем можно заняться вам в это время, если в вашей жизни не найдутся ваши собственные смыслы, потребности и занятия. У многих мам и бабушек сверхзабота и сверхконтроль - всего лишь компенсаторная возможность уйти от своих страхов ненужности, нереализованности, невовлеченности в профессию или призвание. Многим из них значительно легче командовать в чужой жизни, чем управлять собственной. И некоторые из них радостно хватаются за эту соломинку. Только их ребенок здесь при чем?


Как пробудить у детей интерес к учебе, избавиться от вредных привычек и про развитие речи у детей – на ваши вопросы отвечает психолог-дефектолог детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II Юлия Борисовна Жихарева

Обучение и интерес к учебе

1. Ребёнку 8 лет. Нет желания учиться. Как это преодолеть?

Как правило, у ребёнка нет желания учиться, если ему трудно и тяжело. Прежде всего, надо постараться решить сложности обучения по тем или иным предметам. Если стойкие сложности с русским языком, нужно обратится к логопеду для тестирования на дисграфию. С другой стороны, надо постараться превратить выполнение уроков в приятное и более лёгкое занятие, для повышения интереса к учебным делам полезно подумать и придумать забавный и приятный антураж учёбы (интересные, красивые ручки-ластики, шикарные кроссовки/туфли в школу и т.п.). Последите за своими реакциями в отношении к урокам – не: "Ну, что там тебе задали?", а "Что интересное там нас ждёт?"

2. Как привить ребенку (13 лет) любовь к чтению. Абсолютно не интересуют книги. Только компьютер. Как заинтересовать?

Эффективно заинтересовывать своим примером. Если ребёнок видит, с каким удовольствием и интересом Вы читаете, ему тоже может захотеться. Можно подумать и о другом: в 13 лет не поздновато ли приучать к чтению? У него начинается возраст самоопределения, когда идёт активное сопротивление к любому приучению. "Новое поколение выбирает..."

3. Нужно ли заставлять ребенка ходить на секции и кружки, если он сначала "загорится", походит немного и больше не хочет?

Это зависит от возраста ребёнка. До 10-12 лет такое поведение "перебора" вариантов, думаю, допустимо. Но стоит на 1 учебный год ориентировать ребёнка на 1 постоянную секцию/студию.

4. Ребёнок неусидчив, излишне эмоционален, инфантилен, учёба страдает. Есть ли смысл в домашнем обучении или коррекции?

Если Вы имеете в виде перевод ребёнка на надомное обучение, то для такого перевода нужна очень серьёзная причина - полная невозможность получать и усваивать знания в классе. Когда такая невозможность неполная, то говорят о частичном переводе на надомное обучение, чтобы не ограждать ребёнка полностью от детского общества (ребёнок часть уроков посещает в школе в некоторые дни, часть уроков проходит дома). Коррекция каких-либо психических трудностей нужна в любом случае.

5. Дочери 9 лет. Память хорошая, но усидчивости нет - из-за этого проблемы в школе. Что делать?

Если усидчивость недостаточна дома при выполнении уроков, то помогут некоторые правила:

Начинать делать уроки после периода отдыха от школы,

Начинать выполнять с лёгкого, потом сложное, потом снова полегче,

Делать кратковременные перерывы через 15-20 мин.,

Помогать выполнять сложные уроки,

Поддерживать положительную эмоциональную атмосферу во время уроков: обязательно хвалить (не за результат даже, а за старание, внимательность и усидчивость).

Если проблемы с усидчивостью в школе, то здесь Вы можете только попытаться поговорить с учителем, чтобы выработался индивидуальный подход и помощь Вашей дочке.

6. Ребенку 6,5 лет, ходит в 1-ый класс, но не хочет учиться. Может, он не созрел еще для школы?

Действительно, готовность к школе включает в себя и мотивационную готовность, т.е. желание учиться, знание, для чего это надо. Ребёнок должен "своё отыграть", потому что в играх развивается много полезного: внимание и усидчивость, умение взаимодействовать с другими, все психические свойства. Я не поддерживаю стремление родителей отдать ребёнка в 1 класс в 6 лет. Это рано, и, правда, "не созрел". Но в детсад возвращаться не будем, поэтому развиваемся дальше: превратите уроки в интересное занятие и игру, заинтересуйте ребёнка, продолжайте играть с ним в свободное время в игры (особенно хороши игры по правилам: лото, домино, шашки, даже "казаки-разбойники"!).

7. Что нужно сделать, чтобы ребёнок захотел учиться? Нам 10 лет - 4 класс, не хотел идти в школу с 1 класса, а теперь и подавно не хочет. Я объясняю каждое утро, что это важно для каждого человека. Сын говорит, что ему там неинтересно, скучно и вообще ему это не надо. Что надо, сам не знает. Ходит в музыкальную школу уже 2 год сейчас хочет бросить, я уговариваю каждый день, что это нужно, тебе потом пригодится. Вообще никогда не доводит дело до конца, бросает, когда появляются трудности.

У Вашего сына не сформирована учебная мотивация. Ваши уговоры её не формируют. Могу предположить, что Вы - человек очень активный, и тогда эта активность может гасить собственную активность ребёнка.

В конце учебного года трудно, но в следующем году постарайтесь найти для сына ИНТЕРЕСНУЮ ДЛЯ НЕГО секцию или студию, потому что любое интересное занятие будет стимулировать интерес к другому, к школе.

Поговорите о профессиях, в которых не нужно образование, посмотрите на людей, как они работают и выглядят. Познакомьте со своей работой. Относитесь к новым заданиям и урокам, как к чему-то новому и интересному. Постарайтесь превратить выполнение уроков и посещение школы в более интересное и приятное занятие: купите эффектные аксессуары, подсластите конфетами, хвалите и радуйтесь любым достижениям и особенно старанию (не страшно, если Вы чуть-чуть преувеличите). Усидчивость и произвольность поведения развивайте в играх по правилам (шашки, лото и т.п.).

Развитие речи

1. Моей дочке 3 годика, она очень плохо разговаривает. Стоит ли начинать водить уже ее к логопеду?

Да! Надо, прежде всего, придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий.

2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит: "я сделал, я погулял", короче путает женский и мужской род.

У Вашей дочери не сформировалось согласование слов в роде и падеже. Возможно, это один из симптомов другой целостной картины. Проконсультируйтесь с логопедом. Наверняка потребуются логопедические занятия. Дома Вы каждый раз, как слышите неправильное согласование слов, тут же давайте правильный вариант. Дети часто автоматически повторяют правильно, если нет - стоит намекнуть, что очень хочется услышать.

3. Моей дочери пять лет. Она выговаривает звук "р" только вначале слова. Это нормально? Если нет, что делать?

Думаю, что дочка начала овладевать произношением звук Р (в 5 лет это нормально) - это легче делать в начале слов. Помогите ей продвигаться дальше и начните по слогам проговаривать слова, где звук Р в конце слова, в середине. Помочь Вам могут специальные логопедические тетради на звук Р, занимайтесь с дочкой по ним.

4. Девочке 7 месяцев, не хочет произносить слоги. Как ей помочь?

Понаблюдайте за собой и за своим поведением: если девочка подолгу остаётся одна в кроватке или манеже, если Вы неразговорчивы и мало говорите, то такое вполне может быть и без патологии речи, при возможностях нормального развития. Тогда: носите за собой постоянно ребёнка, чтобы он находился в Вашем обществе и постоянно с ним "разговаривайте", проговаривая вслух всё, что вы делаете, называя все предметы, которые попадают в поле зрения ребёнка. Пойте песенки, рассказывайте и делайте "потешки", типа "Ладушки" и "Коза", добиваясь от ребёнка ответной эмоциональной реакции (она должна смотреть и улыбаться в ответ, сама доделывать какие-то движения). Если ответной реакции нет, идите на консультацию к детскому невропатологу.

5. Моей дочери в июне будет – 5 лет. Не выговаривает р, ш, иногда з. Уже пора заниматься логопедом?

Обычно, занятия по коррекции звукопроизношения начинаются с 5 лет, и к 7 годам работа должна закончиться. Строго говоря, у Вас ещё есть время. Считаю, начинать заниматься с начала учебного года вполне можно.

6. Сыну 11 лет. Как научить его грамотно писать?

Если ошибки очень несуразные "от невнимания", то обязательно тестирование логопеда. Это может быть дисграфия и должна проводиться длительная и грамотная коррекция. Если это незнание правил, поможет учитель русского языка.

7. Моему сыну 2 года, он произносит только «мама», «папа» и еще несколько слов. Нормально ли это?

Около 2 лет я, как логопед, ожидаю услышать появление начал фразовой речи (хотя бы простейшие: "Мама, пипи. Дай пить", и наличие хотя бы нескольких слов 2-сложной слоговой структуры (2 разных слога: слова по типу тётя, аба- яблоко, упа- упал). Если этого нет, то по качеству общения при обследовании логопеда, можно поставить диагноз задержка речевого развития или задержка темпов речевого развития.

Вредные привычки

1. Я уже год, как заметила, что сын (7лет) занимается онанизмом. Я его и ругала и пугала. А теперь и в садике заметила воспитатель, сказала мне, так стыдно было! А что делать-то? К кому обращаться? Подскажите, пожалуйста!

Вы правильно первоначально обратились к психологу. Онанизм относится к патологически привычным действиям. Ругать и пугать, действительно, бесполезно. Можно только попробовать проработать этот вопрос - к нему должен быть комплексный подход: лечение психиатра и помощь психолога.

С точки зрения психологии прекратить это явление репрессивными методами нельзя, можно стараться заменить этот негативный стереотип на другой, положительный:

Т.к. ребёнок уже знает, что делать это плохо, надо с ним договориться, что Вы поможете ему избавиться от этой привычки, а он Вам в этом поможет.

Усилить контроль и постараться не дать времени и возможности это делать,

Научить сына класть руки и занимать руки так, как "надо": сложить в "замочек" при просмотре телевизора, положить под щёчку, под подушку или на одеяло при засыпании, занять руки игрушками, безопасной едой (полезно погрызть фруктыовощи).

Напоминать сыну не о том, чего не надо делать, а о том, что надо: складывать, держать и т.д.

Повысить эмоциональный контакт с сыном, почаще высказывать ему похвалу и одобрение.

2. Что делать если ребенок рвет у себя волосы? В чем причины?

Важен возраст ребёнка, насколько он может или не может контролировать себя, какие при этом эмоции наблюдаются. Причинами может быть: проявление навязчивых действий, самонаказание при психологическом или эмоциональном неблагополучии. Понять это поможет психолог или психиатр. Если это навязчивые действия, то требуется лечение психиатра и консультирование психолога на тему "избавление от патологически привычных действий ребёнка". Если это самонаказание, то должен поработать психолог и не с одним ребёнком, а и с родителями по улучшению психологической обстановки в семье.

3. Моему сыну 4,5 года спит только со мной или с папой. Как отучить?

Так поступают возбудимые или чувствительные дети. В этом возрасте ребёнок может спать один, но тогда придётся какое-то время сидеть при его засыпании, чтобы Ваше присутствие помогло ему успокоиться и расслабиться. При этом у него должно быть приятное и комфортное для него место для сна. Желательно, чтобы сын помогал Вам в его обустройстве, чтобы он САМ сделал себе "взрослое" место для сна, которое бы ему нравилось.

Если категорически не получается сейчас приучить ребенка спать одному, значит, он пока психологически не готов к этому, не набрал той уверенности в себе и в окружающих, которая требуется ребёнку для самостоятельного сна. Тогда попробуйте подождать и через 2-3 месяца снова попробовать приучить его к самостоятельному сну.

4. Как отучить ребёнка грызть ногти (16 лет), начала недавно.

Если привычка появилась недавно, то, наверняка, сейчас наблюдается пока ещё острый момент, и причина возникновения этой навязчивости ещё сильна. Поэтому рекомендую обратиться к психиатру. Подумать, что спровоцировало возникновение навязчивости, и постараться устранить причины. С девочкой надо договориться о том, что вы ВМЕСТЕ будете работать и искоренять плохую привычку, обязательно нужно её желание и согласие. Потом обсудите с дочкой, как предотвратить или заменить откусывание ногтей: погрызть что-нибудь вкусное и полезное (фрукты, овощи, семечки и т.п.), при необходимости напоминайте ей о том, что НАДО делать, не говоря и не упрекая в том, что НЕ НАДО.

Обычно, годам к 6-7, дети уже готовы к обучению. Им интересен процесс познания всего нового. Но, как ни странно, после того, как Ваш малыш пошёл в школу, он, после непродолжительного времени вдруг Вам заявляет, что учится он не хочет и в школу не пойдёт. И ещё совсем недавно счастливый родитель, задаётся вопросом, что же случилось, ведь ребёнку было всё интересно, он стремился получать новые знания, впитывая их как губка.

Кто-то назовёт это нежелание- простой ленью, кто-то скажет, что просто ребёнок подрос и перестал слушаться. Конечно, немногие родители задумаются о причинах произошедших перемен, начав обвинять школу, самого ребенка, но ни как не себя.

Откуда берётся понятие лени? Почему ребёнок становится ленивым? Для того, что бы понять, откуда взялась лень в ребёнке, нужно обратиться к тому, как проходило его развитие.

Дело в том, что при подготовке ребёнка к школе не все родители уделяют должное внимание развитию мотивации ребёнка к учёбе. В последнее время эта проблема выходит на первый план, так как лишь немногие ученики ходят в школу получить знания, другие же просто прогуливают учёбу, или же приходят для получения пятёрок. Для многих школьников, учёба не только не интересна, не нужна, но ещё и мешает общению со сверстниками.

Причины, по которым ребёнок не хочет учиться:

    Первая и главная причина- отношение к обучению родителей. С раннего детства, ребёнок подражает своим родителям во всех вопросах. Важно, как родители относятся к процессу обучения, приобретению новых знаний. Ребёнка нужно не только формально готовить к школе, но и развивать мотивацию. Мотивация бывает внешней и внутренней. Берётся ребёнок за учёбу чаще всего потому, что заставили, не руководствуясь мотивацией вовсе. Родители должны вовремя сфокусировать внимание ребёнка на понравившемся деле, когда он окажется среди таких же увлеченных, он будет уже ориентироваться на их мнение.

    Чем больше родители заставляют малыша , тем больше он сопротивляется обучению

    Недостаток новых ощущений

    Большая опека

    Родители не поощряют , не поддерживают ребёнка

    Многое в отношении ребёнка к школе, зависит напрямую и от учителей , от их умения панировать уроки и преподносить материал.

    Ему не интересно. Попробуйте заинтересовать его тем, что ему действительно интересно. Если ребёнок будет ясно видеть свою цель, к примеру, стать кем-то, тот знания, он будет стремиться, скорее всего, добывать самостоятельно, тогда и контроль с Вашей стороны не потребуется. Лень появляется именно от того, что ребенку подготовка к школе, к примеру, не была интересной.

    Усталость. Может, стоит немного снизить нагрузку ребёнка, особенно в начальной школе, часть секций, стоит перестать посещать, когда же ребёнок адаптируется к нагрузке, вновь начать их посещение. Побольше гуляйте с ним, продумайте его питание. Усталость эмоциональная может приводить к тому, что Ваш ребёнок ночью уснуть не может, а потом весь день ходит сонный, какое уж тут обучение. В такие периоды предоставьте ребенку возможность- больше отдыхать.

    Причиной может быть пережитый малышом стресс . При возникновении стресса, стоит обратиться к профессиональному психологу для его разрешения.

    Сравнение достижений ребёнка с достижениями других, более успешных детей. Публичное унижение и оскорбление неквалифицированного педагога также могут стать причиной нежелания учиться.

    Нежелание учиться как протест , высказанный взрослым. Это один из распространенных способов манипуляции взрослыми. Если Вы воспитывали ребенка таким образом: сделал- получи конфетку, то школа- то время когда ребёнок начинает обучать Вас по такому же принципу, только вместо шоколадки, вещи по- дороже.

Советы, как заинтересовать ребёнка:

    Начинать нужно в далёком детстве, главное родителям научить дошкольника: желанию узнавать новое, быть любознательным, научиться жить в творческом поиске. Только тогда ребёнок будет стремиться к знаниям, хотеть учиться. Ребёнок должен получать радость от процесса познания и от результата.

    Если ребенку не интересно обучаться, попробуйте его заинтересовать непринуждённой обстановкой какого-либо кружка, в котором ему станет интересно, может, тогда он выберет предмет сам, который его увлечёт.

    Разговаривайте с учителем Вашего ребёнка, может он расскажет о том, что входит в круг интересов.

    Может проблема нежелания кроется в том, что существует конфликт между преподавателем и ребенком. Тогда стоит перевести его в другую школу.

    Попробуйте сменить скандалы и наказания ребёнка на поощрения и одобрения его.

В любом случае, не стоит пускать на самотёк решение этой проблемы, так как со временем, нежелание учиться будет только усиливаться, и ребёнок может бросить школу.

Здраствуйте, однажды уже писала здесь свою, историю, и в моей жизни, произошли некоторые перемены, и честно сказать даже не знаю к лучшему это или наоборот начало конца. В этом году поступила в колледж на заочное отделение. И тут снова стал вопрос а надо ли оно мне? Внутри какая-то пустота нет желания учиться, жить, существовать, общаться, и т.д., боюсь что не справлюсь сажусь за занятия и голова идет кругом, некоторые предметы, например такие как математика, логика, мне очень тяжело даются, вернее сказать я их вообще не понимаю, и поэтому нет желания вообще их изучать. Чувствую себя полной бездарностью,завидую людям у которых есть хоть какой-то талант, они точно знают, чего они смогут в этой жизни. В свои 23 года я не работаю, живу у бабушки. Стыдно? очень, но нечего поделать с этим не могу.На данный момент не замужем, парня нет и уже не представлю что он когда-нибудь появится. Каждый вечер слезы, когда засыпаю, прошу Бога чтоб он забрал мою душу, и все равно каждое утро когда просыпаюсь вижу яркое солнце а на душе очень тяжело.
Поддержите сайт:

Девушка, возраст: 23 / 17.10.2010

Отклики:

У меня тоже так было. знаешь, что я сделала? пошла работать официанткой. нет, не смейся дочитай до конца. во-первых, там не требуется ни хорошей внешности, ни супер-пупер интеллектуальных познаний, даже желание не нужно! оно у тебя в процессе появится! человек счастлив, когда осознает свою полезность, нужность, поверь, когда работаешь в команде, друг другу помогаешь, это просто окрыляет. не веришь? ну посмотри, пожалуйста, посмотри фильм "большая жратва" и ты все поймешь. это очень помогает! мы работали как единый слаженый механизм, опять же куча друзей появится, деньги. я думаю, они тебе не помешают?
просто встань, возьми газету, найди объявление и пойди попробуй. это ж не сложно? не понравится уйдешь. и не думай, что это не престижная грязная работа! так тока дураки думают. директор ресторана, в котором я работала, сам проработал 9 (9!) лет официантом. попробуй!

Анна, возраст: 22 / 17.10.2010

Девушка дорогая,ну зачем Бога просить забрать душу, когда можно просить дать тебе сил, любовь, терпение и тот же пусть скромный,но талант?Или тебе нравится страдать? Очень многие люди ищут свою половину годами, а уж талантов вообще мало, есть скорее склонности.Если ты обнаружила, что ты гуманитарий только сейчас-тоже не беда.Можно ведь попробовать поступить на другую специальность.И ничего страшного.Или доучись там, а заочно потом в университет или еще куда поступишь.Я первое образование получала для галочки (так получилось), а потом выбирала уже высшее по принципу-что у меня будет хорошо получаться.Ну хотя бы более ли меннее.Вот пока не настало время следующего набора- подумай.МОжет ты тут еще прекрасно справишься и подружишься с кем-то. Не стеснйся попросить кого-то о помощи, если чего-то не понимаешь.И человеку будет приятно и тебе проще и друзья найдутся.Если переживаешь из-за работы- найди подработку для студентов или просто побольше помогай бабуле, чтоб не чувствовать себя обременением.
Солнышку учись радоваться.Пусть сначала через силу.Просто улыбнись ему утром и поздоровайся.Но накануне обязательно попроси хоть раз Бога дать тебе эту радость.Молитвенное общение-это очень хорошо.Просто делай это по другому.А если хочешь реальных перемен в скором времени- спроси в ближайшем или любимом храме батюшку что тебе делать и какие молитвы почитать в данных затруднениях) Успехов)

Любовь, возраст: 31 / 17.10.2010

В 23 года так отчаиваться... не странно ли? многие вообще жить начинают после 40, когда наконец-то избавляются либо от деспотичного мужа, либо от болезни (к примеру). а то и отсидев, сами понимаете... а у вас есть возможность УЧИТЬСЯ. учиться - всегда пригодится - гласит народная мудрость. запас карман не тянет. жизнь вам предстоит долгая - как знать. в какой момент вам пригодиться умение шить, вязать, выпекать хлебы или давать частные уроки по математике или классу игры на гитаре? чему вы должны научиться в вашем колледже? а может быть, это то, что даст вам возможность купить красивую дачу? или поехать путешествовать? ничего не дается просто так в нашей жизни. если вы пришли к храму (а школа, коледж, университет - это тоже храм. знаний)- надо в него обязательно войти, осмотреться, запомнить хорошенько все, что там говорят. то, что вы не работаете ни о чем не говорит. сегодня не работаете, завтра будете работать. если захотите. начните с чего-нибудь простого. например сидеть с малышами. сейчас часто мамочкам нужна помощь на час-полтора. денег много не будет, но вы почувствуете как возрастет ваше самоуважение. вы приобретете необходимые для жизни навыки. можно смотреть за больными, помогать делать ремонт, принимать звонки на телефоне...главное, вы задумались - это первый шаг. так делайте второй! и БОГ ВАМ В ПОМОЩЬ.

Ольга Петровна, возраст: 47 / 17.10.2010

Здравствуйте, девушка!
Лучше просите Бога, чтобы Он дал вам желание жить, интерес к жизни, показал вам те таланты, которые Он в вас вложил. Поверьте, бездарностей не бывает, просто ваши таланты еще не проявились. Но всему свое время. Просите Бога о хорошем, ведь Он очень вас любит и хочет, чтобы вы жили и радовались жизни. У вас все будет хорошо и семья у вас будет и детки. А ваш возраст говорит о том, что вы сможете своим деткам подарить больше тепла, любви, мудрости, ведь осознание всего этого приходит с годами, и в 18-19 лет вы этого не ценили так, как оцените это сейчас.
У вас все будет хорошо, ваша прекрасная жизнь только начинается.
Вы-уникальная и талантливая. Удачи вам и всех благословений!

Алеана, возраст: 40 / 17.10.2010

Здравствуй, Девушка. Ты молодец, что всё конкретно описала. Давай разбираться по пунктам.
Для начала хочу поздравить тебя с поступлением в учебное заведение. Это очень хорошо и важно для жизни.
Ты ещё пока не вошла во вкус жизнедеятельности в колледже. Бояться не надо. Не всем даются предметы, но справляются же. И ты справишься. Помню, как я сдавала предмет "Физиология и анотомия нервной деятельности". Предмет, надо сказать не из лёгких и не из самых приятных. Прреподаватель была, как все считали, зверь. А я кое-как прочитала лекции, то есть была совершенно не подготовлена. Полчаса я мучила преподавателя, и полчаса вымучивала ответы, 70% из которых были неверны. И, на удивление моё, получила 5. А знаешь за что? За то, что боец, как сказала преподаватель. Ну, а потом уже в спокойной обстановке сама взялась и выучила предмет, понимала, что это необходимо знать. Это я к тому, что многое зависит от уверенности в себе. А ещё от понимания того, что любой предмет, если ты захочешь, тебе поддастся. Нужно лишь уметь ставить перед собой цели, пока такие легкодостижимые. Этому как раз можно потренироваться именно на постижении логики и математики. Такой опыт у меня тоже был, ещё в первом вузе. Ну никак мне не давалась логика, поскольку я полнейший гуманитарий. Но я в один прекрасный момент подумала: "Да неужели я глупее одногруппников, возьму и выучу, пойму эту логику, найду, откуда что берётся, ещё и других переплюну." И мне это удалось.
Для этого ещё важно понять, что не талантливых людей не бывает. У каждого есть какие-то таланты, и у тебя они есть. Просто ты их пока не раскрыла, не разглядела в себе. Тебе всего 23 года, и ты ещё почувствуешь, к чему у тебя душа лежит и что у тебя получается лучше, чем у других.
На счёт того, что ты не работаешь. Это сейчас проблема многих людей, и ты не становишься от отсутствия работы хуже. Пока получай образование и работай над собой. Тебе нужно выработать уверенность в себе и выработать умение ставить реальные, полезные цели и достигать их. Вот это сейчас твоя главная работа, главное вложение сил, с которого впоследствии ты будешь иметь хорошие дивиденты. Но можно также встать пока на биржу труда, вреда от этого никакого.
А с родителями жить - совсем не стыдно, если нет возможности сейчас иметь своё жильё. Да и бабушке ты нужна. Моя подруга жила с бабушкой, потом уехала в другой город, и ты не представляешь себе, как бабушке тяжело и морально, и физически без неё. Я прихожу, помогаю ей.
А парень появиться, этого уж тебе не избежать. Только плакать не надо. И, главное, не из-за чего. Пока, напиши.

Нелли, возраст: 29 / 17.10.2010

Привет)ну не отчаивайся это самое главное,учиться бессомнения нужно так как сейчас хоть какое то образование нужно для устройства на работу,и вообще в первую очередь,для себя,
Сначала определи почему ты не можешь работать?в чем эта причина ты тут не обьяснила...мне 23 и поверь у меня тоже туго с работой..
знаешь ты ведь можешь пока не работаешь помогать все целом бабушке,по дому,да и жаль конечно незнаю где ты живешь,так было бы легче ориентироваться начет того куда бы ты могла устроиться..
Поверь ты нужна в этом мире кому то очень нужна,в 23 жизнь расцветает только)ведь укаждого в жизни были разочерования итд,Пройди эту стадию и все будет у тебя хорошо!

Саша) , возраст: 23 / 18.10.2010

Солнышко, все образуется. Иногда нам кажется сложным и запутанным то, чему мы придаем излишне важное значение. Вот просто сбрось этот груз с себя. Не смотри на математику как на что-то сложное и доступное лишь избранным. Это всего лишь наука, всего лишь цифры. Конечно, везде нужно прилагать свой труд, в любом деле. Иногда это не легко и надо переступать через себя (точнее через свою лень и неверие). Просто преврати это в игру. Не надо искусственно завышать важность математики. Понимаешь, что получается... Ты же столько энергии расходуешь на мысли о том, как все сложно и что ничего не получится, вместо того, чтобы углубиться в учебный процесс. Иногда достаточно и 15-ти минут, чтобы понять вещи, которые казались супер сложными. У тебя получится. Помни, что дорогу осилит идущий.

Я просто прохожий, возраст: 27 / 18.10.2010


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
18.04.2019
У меня нет планов или хорошего ума. Если бы не родители, я бы не прожила и недели! Меня пугает мое будущее, сейчас я на грани.
18.04.2019
У отца случился инсульт, маме очень тяжело, но я не хочу страдать просто из-за того, что ей плохо. Я хочу умереть.
18.04.2019
Теперь осталась одна тягучая боль, которую хочется выбить. Нужна ли детям такая мать с пустотой внутри?
Читать другие просьбы

Что делать, если ребенок не хочет учиться, читать или просто ходить в школу? Советы психолога для родителей детей разного возраста, как сделать учебу желанной.

Большинство малышей с удовольствием отправляются в первый класс, ведь желание познания нового и общения с другими детьми так естественно для семилетки. Но дальше случается так, что ребенок не хочет учиться, отказывается идти в школу. Почему так происходит и как помочь ребенку полюбить учебу рассказала психолог и арт-терапевт Анна Трухан.

С 1 сентября связано много самых различных ожиданий. Кто-то из детей уверен, что стоит на пороге чудных открытий, другой — в ожидании хороших оценок и похвалы. Школьники, которые жаждой знаний не отличаются, любят этот день за первые, после трехмесячной разлуки, встречи с друзьями.

Самое удивительное, что практически все первоклассники с удовольствием переступают порог школы. Что одним позволяет укреплять желание учиться, и почему у других оно полностью отсутствует? Какова причина формирования стойкого иммунитета на прием знаний? Получив ответы на эти вопросы, мы решим значительную часть проблем. Итак, что же может послужить причиной того, что у ребенка нет желания учиться.

2 причины, устранить которые можно еще до поступления в школу

  1. Ребенок физически не готов к обучению. Большое количество детей, в силу своих физиологических особенностей развития достигают готовности переступить порог школы и полноценно заниматься, без вреда здоровью, лишь к 7 годам.
  2. Ребенок плохо подготовлен к школе. В таком случае, с первых школьных дней ваш первоклассник не будет поспевать за скоростью подачи материала учителем. Ведь педагог ориентируется на более подготовленных учеников. Не успевая воспринимать информацию, малыш быстро потеряет интерес ко всему процессу обучения. Однако в школу будет идти с охотой. Ведь там он может общаться и играть с новыми друзьями.

thinkstockphotos/fotobank.ua

Исправляем:

  1. Если у вас возникли сомнения, отдавать ли своего малыша в школу с 6-ти лет, обратитесь за консультацией к психологу. Квалифицированный специалист даст рекомендации, на основании которых ваш ребенок станет шестилетним первоклассником или же для него будет лучше сделать это через год. А предстоящий год обязательно посвятить развивающим и коррекционным занятиям. В этом случае вам необходимо поступить в интересах ребенка, учитывая его возможности, а не собственные амбиции.
  2. Любой ребенок, даже самый умный, нуждается в объяснениях, и помощи в развитии познавательных процессов. Отчасти этим занимаются дошкольные учреждения и большое количество психолого-педагогических центров. Однако, вы всегда можете способствовать лучшему развитию своего крохи. С первых дней знакомства со своим малышом говорите с ним. Рассказывайте о том, что происходит вокруг. Развивайте его мыслительные процессы, задавая вопросы: что ты больше любишь? Почему? Ты злишься? Что тебя разозлило? и т.д. Давайте ответы вопросы, которые задает вам ребенок.

Почему ребенок не хочет учиться

  • Чрезмерная опека со стороны родителей. Вы со всех сил стараетесь «помочь» ребенку учиться, потому что он слабенький (маленький, усталенький и т. д.), выполняете домашнее задание вместе с ним и за него.
  • Избыточный родительский контроль вызывает у ребенка сопротивление. Чем сильнее вы стараетесь контролировать ребенка, тем охотнее он перестает слушаться и заниматься теми делами, выполнение которых вы ставите ему в обязанности.
  • Усталость школьника. Детям, для того чтобы эффективно поработать над выполнением домашнего задания необходимо отдохнуть, после прихода из школы, в течении 1,5-2-х часов. В этот период упоминание об учебе должно отсутствовать.
  • Самоконтроль у ребенка развит слабо. Он и думать забывает о каком- то там задании. После работы поздно возвращаясь домой, вы застаете его с невыученным домашними уроками. Возникает конфликт, повторяющийся ежедневно.
  • Интерес и способности ребенка находятся в разных плоскостях с тем, что преподается в школе. Интеллектуальные способности и таланты ребенка направляют его романтическую натуру на написание картин, пение или создание музыки. А учиться он в школе, с математическим уклоном. Ведь вам виднее, что ему в жизни пригодится.
  • Ребенок слишком подвижен, энергию некуда девать. Результат – плохое поведение, сорванные уроки.
  • Частые семейные ссоры и конфликты могут вызывать нарушение эмоционального состояния школьника. Ему становится сложно думать об учебе.

Быть в хорошем настроении и учиться с интересом детям поможет:

Начиная путь в школьную жизнь, ребенок нуждается в строгом режиме, который поможет ему лучше справляться с новыми требованиями. Приучайте ребенка выполнять все в назначенный срок. Если вы грамотно подойдете к распорядку дня, ребенок очень скоро научится себя контролировать.

Для начала, позвольте ребенку самостоятельно справляться с заданиями. Поставьте себя на его место. Представьте, что к вам раз в неделю приходит подруга на чаепитие. Вы готовите пирог или печенье. Она приходит со своими угощениями и говорит о том, что ваша стряпня отвратительна: «Я так и знала, что у тебя ничего не получится, поэтому принесла свой фирменный пирог!» Вот так продолжается в течение года. Скажите, у вас останется желание печь пироги к приходу этой подруги? Потому и ребенок не хочет делать уроки. Не лишайте школьника желания делать свою работу самостоятельно.

Следуйте за интересом ребенка. Выявите его склонности и таланты. Поощряйте его занятия любимым делом, определите ребенка в кружки, секции. Если справляться со школьной программой вашему ребенку тяжело. Подумайте о коррекционных занятиях, развивайте интеллект школьника.

Если вам сложно определить, почему отсутствует интерес к образованию у вашего малыша, обратитесь за помощью к специалисту. Детский психолог проведет диагностику и составит план коррекционных занятий. Направляя, без назиданий сопровождайте своего школьника.