Религия древних скандинавов. Скандинавская мифология – кратко

Эта страна, которую Один, Вилли и Ве сделали для себя, после чего Один населил ее своими сыновьями (Асами), редкими жителями других миров (Нйорд, Фрейр и Фрейя из Ванов, Локи - из Великанов), а также душами воинов, которые умерли с мечем в руках. Последние проживают в Валгалле и ждут последней битвы. Асы - это боги, посылающие на Землю защиту для людей от великанов, также они следят за жизнью человечества.Одно из главных отличий религии викингов от других - существование отрицательных качеств у богов. Они уже не считаются непогрешимыми, как, например, бог у христиан, не являются абсолютно хорошими, как у китайцев, и несут (хотя и в будущем) ответственность за свои злодеяния, в отличие от греческих олимпийцев.


Высоко-высоко над облаками, так высоко, что ни один даже самый зоркий человек не может ее увидеть, лежит прекрасная страна богов Асгард. Тонкий, но прочный мост Бифрест - люди называют его радугой - соединяет Асгард с землей, но плохо придется тому, кто осмелится по нему подняться. Красная полоса, которая тянется вдоль, - это вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для бог в, оно сожжет любого смертного, который осмелится к нему прикоснуться.

Мы уже говорили о том, что жена Тора, богиня плодородия Сиф, уступает по красоте лишь одной Фрейе и славится на весь мир своими замечательными волосами. Теперь мы расскажем о том, как она их получила.

Когда-то в старину у Сиф были длинные белокурые волосы, которыми она очень гордилась, но однажды Локи из зависти к Тору прокрался к ней ночью и остриг спящую богиня наголо. Коварный бог еще не успел далеко уйти, как Сиф уже проснулась и, заметив пропаже своих волос, с громким плачем стала призывать Тора. Примчавшись на зов и увидев остриженную голову своей жены, бог грома долго не мог прийти в себя от удивления, но потом понял, в чем дело, и тогда его удивление сменилось яростью. Тору нетрудно было догадаться, кто сыграл с Сиф такую злую шутку, и он тут же бросился разыскивать Локи.

Гудрун не последовала на костер за Сигурдом, как это сделала Брунхильд. Первые дни она горько плакала о муже, но потом постепенно успокоилась и даже помирилась со своими братьями, простив им его смерть. А спустя еще два месяца в замок Гьюкингов прибыли послы от Атли: грозный повелитель гуннов сватал вдову победителя Фафнира.

Я удивляюсь тебе, брат! - сказала Гудрун, когда Гуннар передал ей эту весть. - Достойно ли дочери Гьюки и вдовы потомка Одина выходить замуж за гунна? Или ты желаешь избавиться от меня, как избавился от моего мужа? Почему ты сразу не отказал посланцам Атли?


Однажды, это было еще до того, как великаны начали войну с Асами, бог огня Локи, странствуя по свету, забрел в Йотунхейм и прожил там три года у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему трех детей: девочку Хель, змею Йормундгад и волчонка Фенриса. Вернувшись обратно в Асгард, бог огня никому не рассказал о своем пребывании в стране великанов, но всеведущий Один скоро узнал о детях Локи и отправился к источнику Урд, чтобы спросить вещих норн об их дальнейшей судьбе.

Со дня свадьбы Сигурда и Гудрун прошло не более года, когда старый Гьюки тяжело заболел и через несколько дней тихо скончался на руках сыновей и дочери. Еще раньше него умерла Кримхильд. Перед смертью она приказала позвать к себе своего любимца Гутторна и о чем-то долго с ним говорила, после чего тот стал еще более скрытным, чем прежде.

Как старший сын, Гуннар унаследовал все имущество короля и был провозглашен королем, но его дружба с Сигурдом от этого не ослабла и он по-прежнему не отпускал его от себя.


Обитатели этого мира по хронологии вторые после Огненных и Снежных Великанов. После того, как глыбы льда Нифльхейма столкнулись с искрами жизни Муспельхейма, возник Великан Имир. Тогда еще не было твердой земли, и где находился Имир - несколько не проясненный вопрос, судя по всему, он, как и его дети и неожившие глыбы льда, находился в пустоте. Важно другое - Имир дал начало роду великанов и построил мир по своему желанию. Питались Имир и его потомки молоком коровы Аудумблы, которая облизывала ледяные глыбы. После того, как Один, Вилли и Ве - первые из Асов - убили Имира, весь его мир утонул в крови. Спаслась только пара великанов, потомки которых населили затем свою страну.

Высшие боги в германо-скандинавской мифологии назывались асами и жили в Асгарде - стране, находящейся на небе. Старшим богом считался Один. Кроме Одина было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии - Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идунн (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сив (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.Асы постоянно враждовали с Ётунам(великанами). Одно время асы враждовали с ванами (богами плодородия).

Один
О́дин (или Вотан, Óðinn, Odin, Wodan) - верховный бог в германо-скандинавской


мифологии, отец асов. Бог войны и победы, супруг Фригг. Древние римляне отождествляли его с Меркурием/Гермесом. Мудрец и шаман, знаток рун и преданий, но, в то же время, бог военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий. Один не нуждался в пище: он никогда не ест, а живёт лишь тем, что пьёт мёд или брагу.


По легенде, являлся людям чаще всего в образе одноглазого старика (свой правый глаз Один отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости) в синем плаще и войлочной шапке, в сопровождении двух воронов или двух волков, вооруженый копьем. Считалось, что под видом бедного странника он бродит по всему свету, и плохо будет тому, кто, забыв законы гостеприимства, оттолкнет его от своего порога. Жители Скандинавии верили, что он часто объезжает на своем коне землю или, невидимый для людей, принимает участие в их сражениях, помогая достойнейшим одержать победу.

Спутники Одина - во́роны Хугинн и Мунинн (Huginn, Muninn;


«думающий» и «помнящий») и волки Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»), его ездовое животное - восьминогий конь Слейпнир (Sleipnir, «скользящий»). В правой руке Одина копье Гунгнир, оно никогда не пролетает мимо цели и поражает насмерть всякого, в кого попадает. Его корабль - Скидбладнир (Skíðblaðnir, «сложенный из тонких дощечек»), который можно было сложить в кошель при надобности, и который был самым быстрым кораблем.

В сказаниях Один выступает под множеством имён и прозвищ. Это связано с традициями скальдической поэзии, где приняты поэтические синонимы - хейти и непрямые упоминания о предмете - кеннинги. Вот некоторые из имен Одина - Alföðr (Альфёдр - «всеотец»), Ygg (Игг - «страшный»), Hár (Хар - «высокий»), Veratýr (Вератюр - «повелитель людей»), Bölverkr (Бёльверк - «злодей»). Перечень имен приводится в одной из глав Старшей Эдды - «Речи Гримнира»


Тор
Тор (Þórr, Thor, Thunar, Donar) - в германо-скандинавской мифологии один из асов, бог грома и молнии, "триждырожденный" старший сын Одина и богини земли Ёрд, сын Одина и Фьёргюн, а также Одина и Фригг. Тор в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия. Он был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли Ёрд или Фьёргюн.

Название боевого молота бога, Мьёлльнир, могло некогда означать слово "молния". Нельзя не заметить, что Тор, злейший враг великанов, имел с ними много общего. Рыжебородый богатырь был весьма энергичен и обладал невероятным аппетитом - за один присест съедал быка. Тор любил меряться силой со всеми.


Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр ("скрежещущий зубами") и Тангриснир ("скрипящий зубами"). В волшебное снаряжение Тора входили: молот (боевой топор-молния), железные рукавицы, без которых нельзя было удержать рукоять раскаленного докрасна орудия, и пояс, удваивающий силу. Молот Мьёлльнир, выкованный для бога братьями-карликами (цвергами), символ созидательных и разрушительных сил, источник плодородия и удачи, имел массивный боёк, короткую ручку и всегда попадал в цель.

С раскаленным молотом и поясом силы Тор был непобедим. Правда, он был не в силах предотвратить Рагнарёк, день всеобщей гибели, но смог избавить мир от змея Ёрмунганда. Тора постоянно сопровождал самый хитрый из Асов Локи, который обычно держался за пояс громовника. Вместе они испытали множество приключений, причем Тор не мог отрицать, что в некоторых случаях изворотливость и ловкость Локи заставляли великанов быть настороже.

Боевой молот Тора, Мьёлльнир, служил богам защитой от великанов и обладал многими волшебными свойствами: влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки. Все мифы с участием Тора свидетельствуют о неограниченных разрушительных возможностях его молота; подобно индийскому богу грома и молнии Индре, или же славянскому Перуну, Тор был сокрушителем зла, а в скандинавской мифологии мировое зло олицетворяли великаны-ётуны.

Древние скандинавские религиозные верования первоначально были сходны с теми, что существовали у южногерманских народов (см. статьи Боги древних германцев и Германская мифология). Но так как север был обращен в христианство лишь многими столетиями позднее, мифы Скандинавии оказались богаче развиты и систематизированы. Во главе сонма богов-асов скандинавской мифологии стоит Один (Водан), культ которого проник к скандинавам с юга лишь в довольно позднее время. Древнегерманский бог неба Тюр (Цио), почитался у скандинавов лишь как бог войны. До некоторой степени утратил свое значение и бог грозы Тор (Донар), занимавший некогда (по крайней мере, в Норвегии) первенствующее место. И тот и другой в поздней системе скандинавской мифологии стали сыновьями Одина.

Боги Тор и Локи на колеснице Тора, запряжённой двумя козлами

Из остальных южногерманских богов мы встречаем на севере: Бальдра , который тоже является здесь сыном Одина и, наделенный этическими атрибутами, стал богом чистоты и невинности; Фригг (южногерманскую Фрию), считавшуюся на севере супругой Одина; Фуллу (известную на юге из Мерзебургских заклинаний), здесь служительницу Фригг; Форсети, бога справедливости (культ которого существовал также на Гельголанде); Глодину (dea Hudana римских надписей) и наконец мужского бога Ньёрда (на юге женское божество Нерта), олицетворение судоходного моря, подателя богатства и плодородия, вместе ссыном его Фрейром (Фро), к которому скандинавы присоединили еще сестру его Фрейю . Ньёрд, Фрейр и Фрейя не принадлежат, впрочем, в скандинавских мифах к главному роду богов (асам), но называются ванами. Культ ванов, по всей вероятности, исходил от южноскандинавских племен и лишь позднее распространился на север. Воспоминание о препятствиях, которые встречало на своем пути введение этих младших богов, живет в мифе о войне асов с ванами . Не упоминаются в южногерманских источниках и отчасти, надо думать, впервые возникли в мифологии Скандинавии: Хеймдалль , страж небесного моста; молчаливый, могучий Видар; слепой бог войны Од, бог поэзии Браги; Хёнир, принимавший вместе с Одином участие в создании первых людей; сыновья Тора Моди и Maгни и пасынок его Улль; Идун – супруга Браги, богиня бессмертия; Наина – супруга Бальдра; Сив, супруга Тора и другие.


Богиня Фригг, прядущая облака

Вера в демонов и духов (культ умерших предков) широко распространена мифах в Скандинавии. К демонам принадлежат великаны (ётуны, турсы) и карлики (цверги), к духам – альвы (эльфы), фильгин (духи-покровители людей, особенно охотно являющиеся в образе животных), эйнхерии (души павших в бою воинов), валькирии (лебединые девы) и другие. Впрочем, граница между богами и демонами не проведена резко. Даже главный скандинавский бог, Один, ведет свое происхождение от великанов. Демонический характер имеет также Локи , бог огня и уничтожения, вместе с тремя своими страшными детьми : волком Фенриром, змеем Ёрмунгандом и богиней смерти Хель. В царство Хель попадали, по первоначальным скандинавским верованиям, все люди (а также и те боги, которые считались смертными, как Бальдр). Но мифология эпохи викингов создала представления о рае воинов, Вальгалле , врата которого открываются для павших в битве героев (эйнхериев), тогда как умершие от старости или болезни должны нисходить в жилище Хель. Близки к демонам также морской бог Эгир и его супруга, Рана; мудрый водяной дух Мимир; повелитель огненного мира Сурт и др.


Дети Локи - Фенрир, Ёрмунганд и Хель

Скандинавская мифология обладает развитой космогонией и эсхатологией (учением о конце света). Миф о сотворении мира излагается в ней так. На заре времен не было ни неба, ни земли, но лишь пустынное, незаполненное пространство, род хаоса (Гинунгагап). На северной оконечности его образовался Нифльхейм, царство тумана и холода, а на южной – Mуспелльсхейм, мир огня и света. В Нифльхейме был родник Хвергельмир («Кипящий котёл»), из которого изливались двенадцать потоков. Чем более удалялись они от своего истока, тем более замерзали их воды: так образовались иней и лед, заполнившие северную половину Гинунгагапа. Но под влиянием теплого воздуха юга лед начал таять, и от взаимодействия жары и холода возникло человекоподобное существо, мифический домировой великан Имир, от которого произошло поколение хримтурсов (великанов инея). Вместе с тем изо льда появилась на свет корова, Аудхумла, молоком её питался Имир. Корова эта лизала солёные ледяные глыбы. К вечеру первого дня показались человеческие волосы, на другой день голова человека, а на третий день и целый человек, по имени Бури – прародитель скандинавских богов.


Мировой ясень Иггдрасиль и девять миров скандинавской мифологии (Асгард, Мидгард, Альвхейм и другие)

Сын Бури, великан Бор, прижил с дочерью великана Бельторна Бестлой трех сыновей: Одина, Вили и Ве. Это были боги-асы, получившие власть над небом и землею. Скандинавские мифы описывают, как эти три брата убили великана Имира и создали из него вселенную: из крови – воды, из костей – горы, из зубов – камни, из черепа – небо, из волос – деревья, из мозга – облака. Залетевшие из Муспелльсхейма искры они поместили в качестве светил (солнца, луны и звезд) на тверди небесной. Земля была кругла и опоясана глубоким морем, на побережье которого (Ётунхейм) поселились великаны. В защиту от них скандинавскими богами была выстроена из бровей Имира твердыня Мидгард («Срединный замок»).

На морском берегу Один со своими братьями нашел два дерева, из которых они создали двух первых людей, Аска (ясень) и Эмблу (ива) ; жилищем им был назначен Мидгард. Скандинавские мифы повествуют и о том, как боги-братья привели в устройство вселенную и поместили на небо возничих солнца и луны . Они разъезжают на колесницах, преследуемые огромными волками, которые грозят поглотить их (солнечные и лунные затмения). На небе были поселены и божественные существа День и Ночь, чтобы ежедневно объезжать землю на быстрых конях. Для себя боги выстроили на небе дворец

Германцы. Древние греки и древние римляне плохо знали большую часть территорий к северу и северо-востоку от Средиземного моря. А они заселялись кельтами, позднее германцами и славянами, а также другими народами.

Германцами называли в древние времена жителей многих областей Западной Европы. Они были воинственным и свободолюбивым народом; все дела решали на народных собраниях, храбрость уважали, трусость карали смертью, купались чуть не весь год в реках, носили одежду из шкур. Они разводили скот и питались в основном мясом и молоком, землю обрабатывали всем родом или большой семьей, но хлеба она давала немного.

Самые суровые и стойкие племена жили в Северной Европе, переправившись туда с берегов Северного и Балтийского морей. Эта далекая земля называлась Скандинавия. Она делилась на три большие страны — Данию, Швецию, Норвегию и несколько маленьких стран-островов. Ветры, снега, горы, валуны, леса, море встречали скандинава в момент рождения и окружали до последнего дня. Суровая природа заставляла много охотиться и уходить на лодках далеко в море — ловить рыбу. Постепенно скандинавы стали самыми искусными мореходами и корабелами (строителями лодок-кораблей). Они пускались в смелые и опасные плавания по морям, а потом — и по Атлантическому океану, добираясь на юге до Сицилии и Италии, а на западе — до Северной Америки. Этих отважных людей называли викингами или норманнами («северными людьми»). На Руси их звали варягами.

Скандинавский военный
вождь-ярл. X в.

«Страна льда» и ее мифы. Германцы, как и другие народы древности, создавали свои мифы, но большая их часть была с принятием христианства утрачена. Лишь в одной небольшой скандинавской стране германские мифы в какой-то мере уцелели и были записаны в ХIII веке. Страна эта называется Исландией («Страной льда») и представляет собой остров, затерянный в северной части Атлантического океана. В первые века нашей эры только христиане-отшельники добирались туда и предавали себя в одиночестве богу. Но в конце IХ века в Исландии появились постоянные жители. Они прибыли сюда на кораблях вместе с домашними животными, семьями, утварью и старинными преданиями своей родины - Норвегии, откуда можно было доплыть при попутном ветре за 5-6 дней.

Исландцы эпохи заселения и ХI-ХII веков. Среди прибывших были и знатные люди, недовольные королями на своей старой родине и простые крестьяне. Они расселялись отдельными хуторами в прибрежной полосе, где росла густая трава для скота, где можно было строить лодки и корабли, ходить в походы и ловить рыбу в море-океане. Самые усердные пытались посеять немного зерна, чтобы вырастить хлеб на лепешки. Богатыми становились те, у кого было больше скота и богатств, захваченных в морских походах. После удачных походов воины и их вожди подолгу пировали, пили пиво, ели жареное мясо и обсуждали новые планы.

Свои дела исландцы, как другие германцы в древности, решали на общем собрании (тинге, альтинге), с уважением относились к родовитым, знатным и богатым лицам и семьям, избирая из них вождей и хранителей законов.

Исландия - страна богатой культуры. Как считали древние, солнце именно около острова Исландия делает свой поворот и потому летний день здесь самый длинный, а зимний - самый короткий. И длинными становятся вечера. Сидя в праздники около огня исландцы слушали своих скальдов-сказителей, рассказывавших о богах, героях, знатных вождях и великих событиях своей прежней родины - Норвегии. Исландцы оставались язычниками до конца Х века, и потому многое сохранилось в народной памяти. Не меньше и в сочинениях исландских ученых людей. Эта маленькая страна оказалась богата на талантливых астрономов, географов, историков, поэтов. Уже в Х веке в ней ввели самый точный календарь, а затем стали бережно записывать латинскими буквами, но на древнеисландском языке мифы, древние песни, саги.


Шлемы и боевые топоры викингов

Снорри Стурлусон. Один из самых знаменитых скальдов жил в конце ХII - первой половине ХIII века. Он происходил из знатного рода, который враждовал с другими знатными родами из-за власти и богатства. Звали этого скальда Снорри Стурлусон (1179-1241). Отец отдал его хорошим учителям, Снорри читал античных и христианских авторов, с детства заучивал наизусть тысячи и тысячи строк старинных стихотворных сказаний.

Снорри любил радости жизни: пирушки, состязания, охоту. Его уважали, выбирали на разные почетные должности, давали высокие звания. И короли, и простолюдины слушали его, затаив дыхание. За свои вдохновенные песни он получил от короля Норвегии, родины своих предков, меч, кольчугу и щит. Снорри, по обычаям времени, участвовал в распрях и битвах за богатство, власть, земли. Он имел много друзей и немало врагов. От руки недругов он и погиб во время поездки в Норвегию: вооруженный отряд окружил его дом, ворвался внутрь; Снорри был смертельно ранен, а потом зарублен.

«Младшая Эдда»- главное сочинение Снорри Стурлусона. Снорри Стурлусон написал несколько важных сочинений. Но самая знаменитая его книга - «Младшая Эдда» - была создана в 1222-1225 гг. В ней собраны и пересказаны великолепным простым языком германские и скандинавские сказания: одни в форме видения, другие в ходе рассуждений о поэзии, третьи — отдельными стихами (песнями). Загадочен мир мифов, загадочно и название творения Снорри. До сих пор нет точного ответа, что оно значит.

Скандинавы считают, что «Младшую Эдду» можно читать всю жизнь и открывать для себя новое в каждом возрасте. «Младшая Эдда» состоит из четырех частей, лучшая называется «Видение Гюльви». Оно и содержит в себе прозаический пересказ многих германо-скандинавских мифов, где, как мы увидим, действуют боги и богини, великаны и карлики, птицы и животные. В мифах много юмора, восхищения смелостью и геройством, возмущения трусостью, обманами и предательством. Мифы позволяют понять, каким скандинавы видели мир, или, точнее сказать, разные - небесные, земные и подземные - миры, как объясняли свойства животных и растений и камней, что почитали за добро, и что - за зло. Представления о взаимоотношениях богов дают возможность понять и взаимоотношения людей, жизнь общества той далекой эпохи.


Деталь надгробного камня викингов

Боги древних германцев. Под влиянием северного быта боги древним германцам представлялись иными, чем грекам или римлянам: более суровыми, мрачными, таинственными, как сама природа. Скандинавские боги, судя по мифам, постоянно боролись с силами мрака и нередко гибли в этой борьбе. Почти все они связаны с войной, опять же потому, что и жизнь германцев была неразрывна с переселениями, поисками лучшей земли, борьбой, что заставляло сохранять и прославлять воинственный дух.

Правда, как и у греков, даже самые главные боги - Один (Водан, Вотан) и Тор (Донар) там вовсе не только «положительные герои», а великаны - не только их непримиримые враги, они постоянно взаимодействуют.

В судьбах мира особенно важную роль, по мифам скандинавов, играли два бога — Бальдр и Локи. Бальдр (Бальдер) — самый кроткий и красивый бог, хранитель мира, покоя, жизни; Локи — бог огня, силы, то разрушительной, то созидательной. Он быстр, находчив, но при этом коварен, лжив, безрассуден. Именно он становится виновником гибели мира, который, по представлениям германцев, то погибает, то возрождается вновь.

В данном разделе представлены германские мифы разного типа: космологические (о возникновении и гибели мира), этиологические (объясняющие те или иные свойства природы, птиц, животных, обычаи и традиции), сюжетно-повествовательные (о тех или иных событиях в жизни богов), исторические и другие.

В начале нашей эры величайшим государством на планете была Римская империя. Римляне были хозяевами на всех землях вокруг Средиземного моря. Построенные легионерами прямые, как стрелы, дороги пересекали с юга на север всю Галлию - будущую Францию - и упирались в плавно текущий Рейн. Пересечь Рейн и вторгнуться выше на север, где жили германские племена - саксы, даны, шведы, норвежцы, - римляне не решились.
По этим дорогам однажды путешествовал знаменитый историк Корнелий Тацит. Он достиг Рейна и долго вглядывался в сумрачные леса на другой стороне этой реки. Он записал рассказы о племенах, живших на правом берегу реки и дальше на север, вокруг холодного Балтийского моря, на скалистых берегах фьордов Норвегии. Германские воины, по его словам, были свирепы от природы. Они беспрекословно повиновались своим вождям и, не дрогнув, шли на верную смерть. Вооружены они были короткими мечами, копьями и острыми топорами с длинными ручками. Защищались круглыми щитами с изображениями страшных богов и зверей. Боги их были так же свирепы и воинственны, как сами воины. Народы, жившие по берегам холодных рек и морей, были сильны флотом. Суда их - дракары с квадратными парусами и с высокими носами, на которых скалились дикие вепри и драконы, - были быстроходны и непотопляемы. Враждующие дружины сцеплялись бортами своих дракаров, и палубы превращались в кровавое поле боя.
Племена сражались между собой, но купцов из дальних стран не трогали. Те привозили на север товары из Багдада и даже из Индии, а вернувшись, тоже рассказывали о жизни северян. Оказывается, у них были свои города, окруженные защитными валами, а в них жили не только воины и властители - конунги, но и замечательные мастера. У северян была своя письменность - руны. Конунги не были всевластны. Все самые важные дела решали общие собрания - тинги, и конунги подчинялись суду народа. Варвары, прослывшие беспощадными грабителями, были честны у себя дома и изгоняли воров и убийц. Они жили в больших длинных домах целыми родами, молились и приносили жертвы идолам богов. А ладьи-дракары уходили в море не только ради грабежа. Морестранники устремлялись в казавшийся безбрежным океан и открывали там новые земли: сначала Исландию, потом Гренландию, Северную Америку... Плавали их ладьи и на восток. Спускаясь по Днепру, они добирались до Греции, а по Волге - в Каспийское море. На востоке их называли варягами, а на западе - норманнами, викингами.
Викинги любили свои корабли и называли их «конь моря», «морская птица», «пожиратель ветра». Они не страшились океана и называли его «равнина бурь», «дорога лебедей». И даже клялись они не именем богов, а "бортом ладьи и краем щита".