Конспект занятия «О себе самом и о мире вокруг нас. Конспект занятия тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе

Оксана Ярош
Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Доктора Айболита»

Тема : «В гостях у Доктора Айболита »

Цель : формирование эмоционального комфорта в период предаппаратной подготовки детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Основные задачи :

- образовательные : закреплять у ребенка представления о роли тренировки для зрения, познакомить с программой «Мышка» ;

- обучающие : учить дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов;

- воспитательные : формировать стремление к здоровому образу жизни, представления о своих собственных зрительных возможностях, подводить детей к выполнению назначений врача офтальмолога;

- коррекционно-развивающие : развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию, развивать мелкую моторику рук.

Место проведения : кабинет учителя-дефектолога МБДОУ №125

Оборудование и материалы : игрушка Доктора Айболита , дидактическая игра «Таблица Орлова» , Волшебный мешочек, муляжи овощей и фруктов, пазлы "Фрукты - овощи", рельефно - тактильные альбомы овощей и фруктов / ТОСБС; сост. Н. П. Мызенкова, альбом - раскраска, специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий», ноутбук с программой зрительной гимнастики с использованием компьютерной программы "Мышка" в программе Microsoft Power Point, тактильно-дидактическое пособие «Волшебный песочек» .

Дефектолог : «Здравствуй! Сегодня у нас в гостях доктор Айболит (выставляется игрушка) . Он пришел к нам не с пустыми руками. Посмотри, у него в руках конверт с заданиями. Доктор Айболит предлагает нам его открыть и выполнить задания».

Дефектолог : Давай откроем и выполним первое задание. Посмотри, что в конверте?

Ребенок : - В конверте контурные фигурки животного

Дефектолог : - Какого?

Ребенок : Кошки

Дефектолог : Правильно

Перед нами кошечки, рассмотри их внимательно

Ребенок : они отличаются друг от друга

Дефектолог : рассмотри их, чем они отличаются друг от друга

Ребенок : «У одной кошечки нет хвоста, а у другой ушей» .

Дефектолог : Правильно. А давай сделаем одну кошечку, у которой будут и хвост и ушки». Как это можно сделать?

Ребенок. Наложить

Дефектолог правильно

Ребенок : выполняет задание

Дефектолог отмечает, что данное упражнение пригодиться ребенку при лечении на аппаратах

Дефектолог : «А теперь, Доктор Айболит предлагает рассмотреть игрушку близко и на расстоянии (лечебная тренировка цилиарной мышцы) . Сначала в очках, а затем без очков. Правым глазом, затем – левым. Что ты замечаешь!

Ребенок : «В очках видеть лучше. И игрушка «прыгает» .

Дефектолог : Правильно. «В очках предмет виден четче, ярче, с деталями. Без очков предмет на расстоянии или не виден, либо воспринимается нечетко, контур его может быть размыт, многие детали выпадают, труднее определить пространственное расположение частей. Какой мы можем сделать вывод?

Ребенок «В очках удобнее рассматривать игрушки, можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя». И беречь зрение.

Дефектолог : «Помни, пожалуйста, если зрение нарушено, то необходимо носить очки, они помогают нам лучше видеть и сохранить зрение».

Дефектолог : «А теперь отгадай загадку» .

Чтобы глазик был здоров, чтоб забыть про докторов

Нужно правильно питаться, есть чернику, апельсины

И забудешь про ангины, принимая… (витамины)

Дефектолог : «Доктор Айболит хочет тебе рассказать о том, что наш глаз «дышит и питается» и ему необходимы витамины и предлагает сыграть в игру «Полезные витамины для глаз» (ребенок выкладывает пазлы с изображением фруктов и овощей) . Дефектолог сопровождает действия ребенка сопроводительной беседой закрепляющего характера (Какого цвета апельсины, какой формы огурец, чем полезна морковь? и т. д.)

Дефектолог : «А теперь Доктор Айболит предлагает тебе потренировать глаза» - проводится зрительная гимнастика с использованием компьютерной программы "Мышка" способствующая развитию навыков работы на компьютере в программе Microsoft Power Point и закреплении прослеживающей функции глаза и координации глаз-рука.

Дефектолог : «Доктор Айболит предлагает подумать , кто еще может помочь нашим глазам получать информацию о разных предметах? Отгадай еще одну загадку :

Пять братьев, пять братьев,

Годами равные, ростом разные.»

Ребенок : «Это рука» .

Дефектолог : Верно, нарисуй волшебный рисунок на песке. Сначала палочкой на мокром песке (на индивидуальном контейнере , а затем предлагает выполнить рисунок на дидактическом пособии «Волшебный песочек» (в процессе рисования на песке дефектолог ведет сопроводительную беседу с выяснением качества объекта, эмоциональное ощущение от объекта и работы, - Какого цвета песок? Какого качества? Сыпучий? Влажный?.)

Дефектолог : Доктор Айболит предлагает нам поиграть с тобой в игру «Найди нужный предмет» (вариант «Волшебный мешочек с крупой» ). Ребенок наощупь находит, достает и называет муляжи овощей и фруктов по заданию дефектолога с речевым сопровождением выполненных действий, с выяснением эмоционального отношения к происходящему

Эмоционально-позитивная оценка действий ребенка : «Молодец! ты хорошо выполнил работу»

Дефектолог : «А теперь мы предлагаем Доктору Айболиту понаблюдать за нашей игрой «Перенеси мышкой нужные предметы» (Специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий»)

Ребенку предлагается сгруппировать предметы по общим признакам. Показ педагога работы в специализированной компьютерной программе «Развиваем зрительные способности» , Ремезовой Л. А., Буковцевой Н. И. ,2008

Дефектолог : «- а теперь попробуй ты…»

Ребенок выполняет задания по группировке предметов в программном продукте.

Дефектолог : «Как ты думаешь, что способствует закреплению нашего зрения?»

Ребенок : «Лечение на аппаратах» .

Дефектолог : «Правильно, сегодня ты замечательно поработал, предлагаю пройти в кабинет с офтальмологическими аппаратами и выполнить упражнения, которые назначил тебе врач. А Доктор Айболит прощается с тобой и дарит тебе подарок, за твою отличную работу, эту раскраску, которую ты можешь раскрасить в группе в свободное время».

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж]» Конспект индивидуального занятия: «Автоматизация звука [Ж]» Цель: - Автоматизировать звук Ж в самостоятельную речь ребенка Задачи: Коррекционно.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

Вид занятия (этап коррекционной работы): Этап автоматизации звука в словах. Тема: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] Используемые технологии: здоровьесберегающие; проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Лексическая тема: «Зимующие птицы». Логопедическая тема: Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

Цели: - продолжать учить детей ориентироваться на микроплоскости; - закреплять умения определять словесно местоположение предмета на микроплоскости.

Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией. Цель занятия: развитие зрительного восприятия. Задачи: - закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие.

Библиотека изображений:

Комплексные конспекты

Конспект совместного игрового
занятия тифлопедагога с логопедом,
для детей с нарушением зрения по теме:
«Транспорт» в подготовительной группе.

Петухова Е.В., тифлопедагог;
Мельникова Н.В., логопед
ГБДОУ №42 г. Санкт Петербург

Цель: Выявить знания детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский) ; Совершенствовать развитие ведущих сохранных анализаторов в их совокупной деятельности.

Речевые задачи:

  1. Активизировать словарный запас по теме.
  2. Совершенствовать навык чтения слов.
  3. Развивать и активизировать слуховое внимание, фонематический слух.
  4. Грамматика: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме.
  1. Работа над просодическими компонентами речи: Совершенствовать навык владения голосом, интонационной выразительностью, громкостью.
  1. Отрабатывать умение логически и граматически правильно строить ответы и обосновывать их.

Коррекционные задачи:

  1. Закреплять умение детей сравнивать предметы.
  2. Совершенствовать навык конструктивного Праксина.
  3. Развивать цветоразличение, умение выделять оттенки одного цвета, закреплять умение детей раскладывать предметы по цветовой насыщенности.
  4. Развивать логическое мышление и память.
  5. Закреплять умение детей ориентироваться в микрои макропространстве, по рядам и столбикам, развивать умение детей пользоваться картой-путем.
  6. Развивать зрительномоторную координацию; глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз.

Оборудование и наглядность:

  • Указки
  • Ковролин
  • Фланелеграф
  • Полотно для ориентировки по рядам и столбикам
  • Мягкий строитель
  • Тазик с водой
  • Игрушка-кораблик

Демонстрационный материал:

  • Силуэты транспорта (большие и маленькие)
  • Картапуть
  • Поезд с разноцветными вагонами (на вагоне слово)

Изобразительный материал:

  • Детский сад
  • Автобус
  • Вокзал
  • Город
  • Два трамвая
  • Корабль
  • Два изображения необитаемого острова

Раздаточный материал:

  • Силуэты вертолета фиолетового цвета (различных оттенков)
  • Разноцветные билеты с трехзначными номерами
  • Разрезные части вертолета
  • Предметные картинки с транспортом
  • Трубочки

Музыкальное сопровождение

Вводная беседа:

Логопед: Здравствуйте, ребята, Сейчас я вас проверю, отгадайте загадку на смекалку:

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит (самолет)

Без разгона вверх взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Наш российский (вертолет)

Про что эти загадки?

А к чему относится самолет и вертолет?

Какой еще транспорт вы знаете?

Скажите, как делится транспорт по месту передвижения?

Что относится к наземному транспорту, водному?

А как транспорт делится по назначению?

У нас сегодня необычное занятие - мы будем путешествовать на разных видах транспорта, но сначала вы должны выбрать и правильно назвать транспорт, на котором мы сможем передвигаться, Перед вами лежат силуэты игрушечного и настоящего транспорта. Вам нужно разделить транспорт на две колонки: игрушечный и настоящий, например: грузовик и грузовичок. (Дети расставляют силуэты транспорта на фланелеграфе) .

Молодцы, с заданием справились, теперь можно отправляться в путешествие.

Тифлопедагог: За хорошее поведение и ваше стремление к знаниям вам прислали путевку. Давайте рассмотрим ее, и скажем, на каком транспорте, и в какой последовательности мы с вами поедем в путешествие. (Дети перечисляют по картепути последовательность путешествия на разном транспорте)

Мы отправляемся в путешествие от нашего садика. Обозначим на нашей схеме (прикрепляем силуэт садика на ковролин)

Напомните, на чем сначала отправляемся в путешествие? Слышите, а ведь это наш автобус приехал, заходите в салон, занимайте места.

Логопед: Закройте глаза и представьте, что мы с вами в автобусе: едем через город к вокзалу, а чтобы было веселее, можете спеть песню (озвучивание отхода поезда) . Вот, мы с вами прибыли на вокзал. Вспомните, на чем мы поедем дальше? Только поезд из вагонов вы должны собрать сами, так чтобы получилась цепочка слов (каждому дается вагон, на котором написано слово) . Дети читают слова, составляют поезд на ковролине, соединяя слова в цепочку. В зависимости от цвета вагона, каждый ребенок получает билет такого же цвета.

Тифлопедагог: Посмотрите, в какой последовательности по цвету стоят вагоны. Посмотрите на свои билеты, займите места в такой же последовательности. Мы поедем через леса, поля, деревни в другой город, чтобы сесть на пароход. (под музыку «голубой вагон» поезд едет змейкой)

Вот мы и в городе, свои билеты сохраните, они могут оказаться счастливыми. Вспомните на чем мы поедем в городе? (трамвай)

Перед вами два трамвая, на каком из них поедем? Чем они отличаются? Теперь мы можем поехать на трамвае в порт. Смотрите, сейчас мы проезжаем (демонстрируются картины с видами города)

Куда мы приехали? (порт) . На чем теперь мы будем путешествовать? (на корабле) . Из мягкого конструктора дети строят корабль с трапом.

Логопед: Проходите по трапу на палубу и рассаживайтесь. Внимание! Мы тоже отправляемся в дальнее плавание по морю (гудок лайнера)

Чтобы не скучать в пути, давайте придумаем загадки про транспорт (шум моря) .

(Детям раздаются предметные картинки с транспортом, дети называют части транспорта, составляют загадки про транспорт) .

Ой, что это? Кажется, начинается буря. Посмотрите, вот как выглядит наш корабль в открытом море (дети берут трубочки, дуют в таз с водой, где плавает игрушечный кораблик, устраивая бурю, кораблик тонет) . Ребята, наш корабль потонул, мы должны доплыть до берега (дети, лежа на животе, имитируют плавание на воде)

Наконец-то мы доплыли до берега острова, на котором растут пальмы, мы устали и нам нужно отдохнуть, ложитесь на спину, закройте глаз и прислушайтесь к шуму моря. Может быть вы услышите что-нибудь необычное. (шум моря и китихи) .

Тифлопедагог: Как же нам вернуться назад домой? От корабля остались одни обломки.

Давайте построим вертолет (конструктивный праксис) . Все готово, полетим (вертолет) . Мы попали в туман. Без карты нам не выбраться. Перед вами пустая карта, вы должны проложить путь. Слушайте внимательно (дети по инструкции тифлопедагога расставляют силуэты вертолетов по рядам и столбикам, дети подтверждают словами свои действия)

Проследите глазами путь. Туман рассеялся, а вот и наш детский сад, мы вернулись домой.

Подведение итогов.

На чем мы сегодня путешествовали? На каком транспорте перечислите. Теперь вы можете получить подарки по своим билетам. Но сначала внимательно рассмотрите их. Номер билета должен совпадать с номером подарка. (Дети соотносят цвет билета и трехзначный номер билета и подарка) .

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности вторичных отклонений в развитии.

Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15-20 минут – в младшей и средней группах, 25 минут – в старшей и 30 минут – в подготовительной группе.

С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях, (например, дети с тяжелыми зрительными нарушениями сопровождающейся слепотой или глубоким слабовидением; с сопутствующими заболеваниями), тифлопедагог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет тифлопедагогом зоны ближайшего развития ребенка. Целесообразно составлять индивидуальную программу обучения на недлительные сроки, например, на одну – две недели. Связано это с тем, что дети данной категории не сразу вступают в контакт с тифлопедагогом, очень долго и трудно включаются в процесс коррекционного обучения. Постепенно, по мере развития коммуникативных возможностей детей, овладения ими компенсаторными способами познания окружающего, они привлекаются к участию сначала в подгрупповых занятиях тифлопедагога, а затем и в общеобразовательных занятиях воспитателей.

С детьми, не имеющих тяжелых зрительных нарушений и сопутствующих заболеваний, но испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях), тифлопедагог проводит индивидуальные коррекционные занятия один – два раза в неделю (дополнительно к подгрупповым).

Длительность каждого индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 минут (в старшей и подготовительной группах).

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога – подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах (например, на синоптофоре). Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей. Следует отметить, что по заданиям тифлопедагога воспитатели групп также проводят с детьми (индивидуально и с подгруппами) специальные игры и упражнения, направленные на подготовку к участию в лечебно-восстановительном процессе и на закрепление результатов лечения зрения.

Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные занятия (например, на лепке, аппликации, конструировании и т. д.) В этом случае он садится рядом с ребенком, испытывающим трудности, и, используя метод совместного выполнения действий, оказывает ему индивидуальную коррекционную помощь. Во время прогулки тифлопедагог проводит индивидуальную работу, например, по обучению ориентировке на участке. В повседневной жизни детей в детском саду он индивидуально работает с детьми, нуждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т. д., как правило, это дети с глубокими зрительными нарушениями или имеющие сопутствующие заболевания. Занимаясь индивидуально с трудными детьми, тифлопедагог показывает воспитателям приемы коррекционного воздействия.

Основная цель , которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми – подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности (в игре, в элементарном труде, в лечении зрения на аппаратах).

Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:

    формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

    формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

    обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Важнейшая задача , которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватными и самостоятельными в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей)/Под ред. Л. И. Плаксиной. М., 1997/ тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

    развитие зрительного восприятия;

    развитие осязания и мелкой моторики;

    ориентировка в пространстве;

    социально-бытовая ориентировка.

Выделение названных видов специальных коррекционных занятий обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагог проводит также комплексные коррекционные занятия. Они носят уточняющий, обобщающий характер. Их содержание предполагает использование детьми определенных навыков по всем видам коррекционных занятий. Другой вид комплексных занятий, в которых одновременно могут принять участие, например, тифлопедагог, воспитатель, логопед.

Тифлопедагог строит свои занятия по следующей схеме.

Схема проведения специальных

Мария Борило
Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией.

Цель занятия: развитие зрительного восприятия.

Задачи :

Закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие животные»;

Учить воспринимать изображение разной модальности;

Развитие ориентировки в пространстве, умения понимать и употреблять предлоги ЗА, ПОД, В;

Развитие центрального зрения, отвечающего за восприятие цвета;

Тренировка аккомодационного аппарата;

Развитие сохранных анализаторов;

Развитие мелкой моторики рук, согласование речи с движением;

Воспитание положительной установки на участие в занятии;

Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Оборудование :

Презентация на ИАД (интерактивной доске); магнитофон; магнитная доска; картинки осенних деревьев; разноцветные листья для букета; листики для листопада, корзинка; «Чудесный мешочек» (мышка – рюкзачок); карточки для инд. работы (дикие животные и подарки для них) ; простые карандаши; цветные подкладки (в зависимости от зрительного диагноза); натуральные фрукты; упаковки с соком (тетрапаки 200мл); искусственная ель; указка.

1. Орг. момент. Ребята, отгадайте загадку!

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это всё когда бывает?

Дети: Это бывает осенью!

Погода осенью очень переменчива. Помогите мне закончить предложение!

Если светит солнце, то она называется (солнечная )

Если на небе тучи, то она называется … (пасмурная )

Если идёт дождь, то она называется … (дождливая )

Если дует ветер, то она называется … (ветреная )

Слышится звук сильного ветра. На ИАД – картинка осеннего леса.

2. Упр. «Большой - маленький»

Педагог задаёт вопросы детям, добиваясь ответа предложением

Где мы с вами оказались? Мы оказались в осеннем лесу .

Что вы там видите? Я вижу деревья, кусты и т. д

Какие деревья растут в нашем лесу? В лесу растут берёзы.

В лесу растут дубы.

На ИАД – поочерёдно появляются картинки больших и маленьких деревьев

Появление картинок с эффектом «шахматы». Цель: стимуляция подкорковых отделов ГМ.

Педагог даёт образец предложения, дети составляют предложения самостоятельно.

В нашем лесу растут большие дубы и маленькие дубочки.

В нашем лесу растут большие берёзы и маленькие берёзки.

В нашем лесу растут большие сосны и маленькие сосенки.

3. Дыхательная гимнастика.

Что происходит с деревьями осенью?

Осенью на деревьях желтеют и опадают листья. На деревьях созревают плоды.

На ИАД – картинка листопада.

Ребята, а когда падает с дерева сразу много листьев, как называется это явление природы? Это называется листопад.

Давайте устроим листопад сами! Подуйте на эти листики!

Детям предлагаются маленькие листики из тонкой бумаги.

Вспоминаются правила правильного выдоха. Дети сдувают с ладони листики.

4. Согласование речи с движением.

Давайте поиграем с листиками!

Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, руки вверх

Листья нам под ноги тихо ложатся Плавно приседают

И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо – влево

Будто опять закружиться хотят! Поднимаются, кружатся

Что делали наши листики? - Листики кружились, шуршали, ложились, шелестели.

5. Пальчиковая гимнастика.

Посмотрите, сколько под ногами разноцветных опавших листьев!

Раз, два, три, четыре, пять, Дети загибают пальцы в кулак .

Будем листья собирать! Сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы, листья рябины, Загибают пальцы в кулак

Листики тополя, листья осины, начиная с большого

Листики дуба мы соберём,

В садик осенний букет отнесём! Шагают на месте.

6. Упр. «С какой ветки детки?»

На полу лежат разноцветные листья деревьев.

Давайте соберём из них букет! 1 ребёнок собирает жёлтые листики. 2 ребёнок собирает оранжевые листики. 3 ребёнок собирает коричневые листики.

Дети собирают листья по цвету в соответствии с инструкцией.

Ребята, посмотрите на свои букет! Какие по форме ваши листики? Листики по форме разные.

Почему они разные? Потому, что упали с разных деревьев.

На магнитной доске картинки с деревьями.

Давайте найдём и назовём деревья, с которых они упали. Как называются листики?

Дети определяют с каких деревьев их листья и называют их.

Мои листики упали с клёна. Они называются кленовые.

Мои листики упали с дуба. Они называются дубовые.

Мои листики упали с каштана. Они называются каштановые.

Давайте положим их в корзину и потом сделаем из них гирлянду. Дети отдают свои букеты педагогу.

7. Зрительная гимнастика. На ИАД.

Подул ветер и наши листики опять полетели! Посмотрите, куда они полетели!

Кленовый лист полетел вниз и направо. Дубовый лист полетел вниз и налево.

Берёзовый лист полетел вниз и направо. Каштановый лист полетел вниз и налево.

8. Упр. «Найди животное».

Ребята, а кто может жить в нашем лесу? В лесу живут дикие животные и птицы .

Где же они? Они, наверное, спрятались от нас .

Давайте их поищем!

На ИАД – ч/б картинка со спрятавшимися животными (видна часть тела).

Я нашел зайца. Он сидит под кустом.

Я нашёл белку. Она спряталась в дупле.

Я нашёл лису. Она спряталась за деревом.

Я нашла волка. Он спрятался за ёлкой.

Я нашёл ежа. Он спрятался под грибочком.

Я нашёл мышку. Она спряталась в норке.

9. Работа в индивидуальных карточках. Упр. «Проведи линию»

Звери спрятались, потому, что испугались нас. Но мы не будем их обижать!

Давайте угостим лесных жителей! Садитесь за столы и раздайте подарочки!

На столах карандаши, листы бумаги с изображением животного и «гостинца», между ними дорожка. Дети проводят карандашом дорожку от животного к подарку.

Скажите, чем вы их угостили? На ИАД – по очереди появляются изображения животных.

Дети смотрят на доску – на свою карточку и соответственно картинке отвечают.

Я угостил зайца капустой. Я угостил белку орешками.

Я угостил лису рыбкой. Я угостил волка колбасой.

Я угостила ежа грибочком. Я угостила мышку сыром.

10. Д/игра «Чудесный мешочек». Мышка – рюкзак с фруктами.

Лесные жители очень вам благодарны и решили тоже вас угостить!

Давайте отгадаем, что принесла вам мышка? Расскажите про свой подарок.

Дети на ощупь определяют, что принесла мышка, называют, достают.

Мне подарили яблоко. Оно красное, круглое, твёрдое.

Мне подарили грушу. Она жёлтая, мягкая, ароматная.

Мне подарили апельсин. Он оранжевый, круглый, сочный.

11. Упр. «Делаем сок»

Как можно назвать одним словом яблоко, грушу и апельсин? Это фрукты.

Что можно из них приготовить? Из фруктов можно приготовить сок, компот, варенье .

Какой сок можно сделать из яблока? Из яблока можно сделать яблочный сок.

Какой сок можно сделать из груши? Из груши можно сделать грушевый сок .

Какой сок можно сделать из апельсина? Из апельсина можно сделать апельсиновый сок .

Раз, два, три, свой сок получи! - детям отдаются маленькие пакеты сока.

12. Итог занятия.

Ребята, пора возвращаться в детский сад! Слышится звук ветра.

Ой, опять этот ветер! Мы возвращаемся в детский сад! Вам понравилось путешествие в осенний лес?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя - дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Конспект коррекционного-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (первый класс) Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ, 1 класс (второе полугодие).

Конспект занятия учителя-дефектолога по развитию руки и зрительного контроля у дошкольников с проблемами в развитии Тема: Рисование дуг Цель: закрепить у детей умение рисовать округлые непрерывные линии; развивать ритмичность двигательной функции кисти.

Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией Коррекционно-развивающее и лечебно-оздоровительное направление в работе тифлопедагога с детьми со зрительной патологией (консультация для.

В коррекционной работе в первом месяце летне-оздоровительного сезона я провела ряд мероприятий согласно перспективному комплексно-тематическому.

Индивид программа для ребенка с синдромом Дауна).docx

инд план работы на 1 квартал (5).docx

консульт для родителей детей с наруш.зрения d (2).docx

консультация для родителей детей с ОВЗ.docx

консультация для родителей с детьми с наруш.зрения.docx

Перспект план по зрит. восприятию старш, подг..docx

перспект план по ориентировке в пространстве мл-сред гр..docx

Перспект план по ориентировке в пространстве ст,подгот.docx

Перспект.план по развитию звуко-буквенного анализа старш-подгот.docx

Перспективный план по зрит.восприятию млад, средняя (5).docx

Перспективный план по развитию фонем слуха.средн.гр..docx

Перспективный план по социально-бытовой ориентировке млад,средняя..docx

Персрект.план по социально-бытовой ориентировке.старш, подгот..docx

Основной задачей специализированных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий. Лечебно - восстановительные и коррекционно - развивающие мероприятия, осуществляемые в нашем учреждении, помогают детскому организму преодолевать неблагоприятные условия развития. Известно, что зрительная патология оказывает отрицательное влияние на развитие функциональных механизмов у детей дошкольного возраста, которое компенсируется в ходе работы тифлопедагога (учителя-дефектолога) в системе коррекционно-развивающего обучения. Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие развития и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение фронтальным и индивидуальным занятиям, упражнениям, играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей.

Специальные коррекционные занятия для

детей с нарушениями зрения:

1.Развитие зрительного восприятия.

На занятиях по развитию зрительного восприятия:

У детей формируется представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;

Расширяется умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;

Формируется умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;

Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.

Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму,цвет, и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

2. Развитие зрительно-двигательной координации.




3.Развитие ориентировки в пространстве.

Занятиях по ориентировки в пространстве направлены на:

Формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;

Обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;

Развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.


4. Развитие осязания и мелкой моторики

Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на

Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;

Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений пальцев рук;

Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);

Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);





5.Социально - бытовая ориентировка.

Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:

Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;

Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;

Формирование представлений о самом ребенке и окружающих людях.

В разделе социально - бытовая ориентировка упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности, позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьное обучение.

«Общение с ребёнком вместо компьютера и страшных мультиков».

(консультация для родителей)

«Ничего не может быть

Страшнее, как потерять зрение:

Это невыразимая обида, она

Отнимает у человека девять

Десятых мира»

М. Горький.

Больше разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте, что вы в данный момент делаете. Следите за тем, чтобы каждое ваше слово было связано с каким-то предметом, действием или явлением окружающей действительности, которые вы можете наглядно продемонстрировать.

Вас не должно удивлять, что приходится повторять обращенные к ребенку слова, просьбы. Это связано с неустойчивостью внимания, свойственной детям с нарушением зрения. Учите своего ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на его вопросы.

Воспитывайте у своего ребенка привычку выполнять различные действия в определенной последовательности. Приобретенные навыки практической деятельности автоматизируются.

Все, что вы делаете вместе, проговаривайте. Задавайте такие вопросы: «Что ты сейчас делаешь?», « Как называется этот предмет?», « Для чего он нужен?».

Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания. (Т. е. на ощупь)

Обследование всех предметов проводите с ребенком от основных частей к деталям.

Обращайте внимание на разные признаки и качества предметов (цвет, форма, величина, особенности строения, материал)

Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. Совместное с ребенком обследование этих предметов сопровождайте объяснениями: « этот мяч большой, а этот маленький »

Учите ребенка ориентироваться на собственном теле. Он должен знать название частей своего тела и их расположение.

Научите ребенка ориентироваться в микропространстве (на поверхности стола) предложите ребенку положить руки на стол ладошками вниз. Объясните: « то, что расположено около левой руки - слева от тебя, а то, что расположено около правой руки - справа от тебя». Дотрагивайтесь поочередно до правой и левой рук ребенка. Делая указательные жесты направо и налево.

Обратите внимание ребенка на звуки, шумы окружающего мира. Учите различать и определять с какой стороны расположен звучащий предмет. Попросите ребенка показать рукой в сторону звучащего предмета.

Родители должны знать, что низкое зрение делает ребенка нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима ваша поддержка действий ребенка поощрительными словами, положительная оценка того, что он делает. Это поможет ребенку успешно выполнить то, что он делает.

Необходимо подчеркнуть, что чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретет ребенок с патологией зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям в дальнейшей жизни.