Программа духовно нравственного воспитания младших школьников. Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников Программа по духовно нравственному воспитанию младших школьников

Главная > Программа

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

младших школьников

Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова), и Программы развития МОУ СОШ с. Бычиха Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Программа – это документ максимально практический. Его предназначение – помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира. Повышение качества жизни населения, повышение социальной устойчивости и справедливости в обществе не могут быть достигнуты лишь экономическими методами. Одним из важнейших ресурсов в данном вопросе является возрождение национального самосознания и сохранение национальной идентичности, духовных и нравственных ценностей, без которых невозможна стабильность социальной жизни общества. Ведь не секрет, что для сегодняшнего российского общества характерно наличие таких негативных явлений как отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа. В современном обществе возрастает роль так называемого «человеческого капитала», в связи с чем, необходимо пересмотреть взгляд на образование лишь как на инструмент достижения экономического процветания государства. Важнейшим ресурсом обеспечения«капитала» всегда являлось воспитание, образование и просвещение,которые позволяют в условиях информационной и технократической эпохи сохранять национальные исторические, культурные и духовно-нравственные традиции. Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Развитие личности как гражданина России можно проследить по трем основным ступеням: 1) Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. 2) Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, края. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». 3) Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций своего народа. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно – нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания . Школьное образование закладывает фундамент развития человеческой личности. Именно в школе закладываются основы патриотизма, верности долгу, позитивные моральные ценности, наряду с гуманистическим мировоззрением и навыками социальной толерантности. Это позволяет обществу, состоящему из граждански зрелых личностей, в дальнейшем добиваться больших успехов. Просвещение в дошкольном и младшем школьном возрасте немыслимо без освоения исторической, духовно-нравственной и региональной специфики российской культуры. Для успешного становления человека, его личности, необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет. Малая родина – это, прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории. Просвещение неразрывно связано с чувством патриотизма, гордости за свою Родину, что, в свою очередь, невозможно без знания истории государства российского и его символов. Именно через специфику народной культуры следует выстраивать систему воспитания и образования. Важнейшим фактором воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста является взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Сегодня школа часто сталкивается с тем, что желание привлечь родителей к совместному образовательному и воспитательному процессу не находит ответа со стороны родителей. Несомненно, что изменение сложившейся ситуации должно стать одним из элементов общественного просвещения. Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы воспитательной работы школы, как инновационного образовательного учебного заведения, реализующего наряду с общеобразовательными программами Министерства образования России, программы дополнительного образования эколого-эстетического направления, комплексно влияющих на изменение философских оснований школы, принципиально меняющих характер педагогических отношений, содержание и формы организации жизни и работы учителя и ученика. Данная программа, ориентируясь на программу развития образовательного учреждения «Российская школа – школа гуманизма, гармонии и красоты», направлена на достижение главной цели – воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатыми духовными интересами и запросами, способного понимать и принимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями соотечественников, способного к творческому труду в любом виде деятельности в новых рыночных условиях общественного и индивидуального производства. И реализация Программы развития школы и опытно-экспериментальная работа в статусе краевой экспериментальной площадки по теме: «Интеграция дополнительного и общего образования в условиях общеобразовательной школы» сориентированы на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Полученный опыт показал, что данное направление выбрано верно, и работу по внедрению этих программ необходимо проводить дальше. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного развития . Реализация таких направлений образовательно-воспитательного процесса в школе как «Я - эколог», « Я - гражданин», «Здравы будем!» дает прекрасную возможность в урочной деятельности - приобрести опыт учебного взаимодействия (знания о ценностях, оценка и выбор поступков); во внеклассной – приобрести опыт творческого поведения (участие в культурных событиях, культурные практики); во внешкольной - приобрести опыт гражданского поведения (социальные практики, решение общественно - значимых задач). Таким образом,основной целью настоящей программы является - воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Целевые ориентации:

    возрождение традиций русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей; создание системы, основанной на глубоком освоении богатейшего культурного наследия России, повышение уровня знаний школьников о России и одновременно приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации; пробуждение русского национального самосознания, русского национального духовного характера, глубинными чертами которого являются:
- идея единения и согласия, гармония народного бытия («лад», «мир»); - идея великой Русской земли; - ощущение исторического долга и преемственности поколений, служение государству, народу; - идея семьи, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов;
    развитие эколого-гуманистического мировоззрения.
На достижение вышеобозначенной цели направлено решение следующих задач :
    воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется принципами : - гуманизма и демократии; - приоритетом общечеловеческих ценностей; - светскости образования, его общедоступности и открытости; - учетом интересов самого ребенка и его семьи. Воспитание молодого поколения – это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих, так называемых базовых ценностях , хранимых в социально – исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемых от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. К ним относятся: патриотизм – любовь к России, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Все они лежат в основе целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско – юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Для работы в этом направлении очень важно осознавать, что базовые ценности постепенно входят в духовный мир человека на протяжении всей его жизни. Но уже в начальной школе, ребенок имеет определенный жизненный опыт и свое представление о мире (сказочном), где все люди делятся на плохих и хороших, и что на любые вопросы есть «правильные» ответы. Став школьником, он начинает понимать, что жизнь гораздо сложнее и противоречивее, что в ней постоянно встречаются ситуации, требующие самостоятельного принятия решения на основе порой непростого нравственного выбора между разным пониманием добра и зла. Каждый человек делает этот выбор сам и не существует готовых единственно правильных решений, и замечательно, если совесть, как развивающееся нравственное сознание, способна будет оказывать влияние на выбор того или иного решения. Обозначить эти проблемы в начальной школе можно, а вот научиться самостоятельно решать их большинство младших школьников не в состоянии. Это задача следующих ступеней развития личности. Для развития и воспитания младших школьников в образовательной системе «ШКОЛА 2100», для организации целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся на основе базовых ценностей, нами определены следующие шаги:
    сформировать представление о базовых национальных ценностях; помочь привести в систему свои взгляды на мир, свое отношение к нему; сориентировать ребенка на необходимость выбора; помочь маленькому человеку самостоятельно делать выбор, опираясь на совесть, как развивающееся нравственное сознание; помочь ребенку принять конкретное правило, идею (ценность), собственный опыт, как важное основание при выборе поступка.
Поскольку человека реально воспитывает сама жизнь, среда общения, а не отдельные школьные мероприятия, то многие воспитательные шаги спланировать невозможно. Осмысление ценности может предшествовать практике, а может произойти и значительно позже. Так, например, далеко не каждый школьник может сформулировать, что такое справедливость, но регулярно использует суть этого понятия в отношениях с другими, заявляя: «это несправедливо» или «так будет справедливо». Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнёрские отношения , основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это непростой личностный выбор педагога, но только он, на наш взгляд, может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности. В то же время вполне поддаётся планированию та часть «добрых дел», которые принято называть системой воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т.п.), которые нельзя планировать ради «галочки» в отчёте или только ради информирования ребят о каких-то ценностях. Все эти мероприятия можно использовать для таких важных педагогических действий как:
    моделирование ситуаций, требующих нравственного выбора, когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам и т.п. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации. Например, рассаживая ребят для групповой работы, мы можем определить двух лидеров в одну команду, провоцируя определённый конфликт, чтобы в ходе работы помочь ребятам найти выход из таких ситуаций, соблюдая правила вежливости. Или же, отправляясь на экскурсию в музей, можно деликатно предложить любителю граффити сравнить свои произведения с творениями мастеров. Однако сделать это не для того, чтобы унизить или высмеять школьника, а так, чтобы он сам постарался найти общее и различное – увидел бы конфликт между низким и высоким представлением о творчестве. Либо, анализируя какой-либо кинофильм (видеофильм), тактично обратить внимание на речь героя, использующего грубую лексику, предоставить ученику возможность самому найти нравственное решение подобной речевой ситуации (проблемы). осуществление совместно с детьми рефлексии ситуации, то есть обсуждение и осмысливание действий после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам формулировать вывод – как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда вместо чтения нотации о правильном поведении мы получим от ребят самостоятельно сформулированную нравственную норму. А то правило, которое придумал и принял сам, исполнять значительно проще и приятнее.
Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности. 1) Урочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия. 2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д. 3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.). Если не попытаться согласовать жизнь ученика в стенах школы с тем, что происходит за её пределами, то большинство воспитательных усилий педагогов будут потрачены впустую. Конечно, никакому образовательному учреждению не под силу изменить всё современное общество. Однако школа может стать культурным центром определённой микросреды. Для этого в рамках той же «внешкольной деятельности» необходимо сделать как минимум два усилия. Во-первых, выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями). В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Здесь важно соблюсти золотую середину: не отгораживаться от родителей «режимом посещения школы», разумно и избирательно относиться к возможным предложениям с их стороны. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела : сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках вполне можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию. Во-вторых, организовать взаимодействие школы с культурными и общественными организациями. В каждом регионе, районе, населённом пункте могут найтись такие центры, которые способны помочь духовно-нравственному воспитанию школьников, связать школу с реальной жизнью. Педагог, учитывая интересы учащихся своего класса, может наладить связь с центрами, домами творчества, клубами, воскресными школами и т.д. для проведения совместных добрых дел, которые впоследствии могут являться основой каких-либо проектов, создаваемых учеником вместе с родителями. Например, проекты «Первые поселенцы села – мои предки», «Моя родословная», «Реликвии нашей семьи» и др. Основными партнерами школы являются:
    Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры; Дальневосточный Государственный гуманитарный Университет – факультет изобразительных искусств и дизайна; Большехехцирский Государственный природный заповедник; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»; Администрация сельского поселения села Бычиха; Хабаровский Союз Обществ Дружбы; Хабаровская ЕПАРХИЯ; Детские дома г.Хабаровска; Творческий центр «Ладъ»; Журнал «Словесница искусств»; Федерация туристского многоборья, Федерация гребного слалома, Краевой детский центр туризма и экскурсий, центр «Грань», спелеоклуб «Тигрис».
Формы взаимодействия с социальными партнерами , обеспечивающие нравственное развитие, воспитание и качество подготовки учащихся школы.
Основные партнеры Формы взаимодействия
1. Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры Знакомство с русским искусством и культурой (выставки, фестивали, конкурсы, концерты), организация и проведение культурно – образовательных программ, реализация детских благотворительных программ и праздников, информационно – просветительская деятельность, проведение мастер – классов.
2. Дальневосточный Государственный гуманитарный Университет – факультет изобразительных искусств и дизайна Совместные культурно – образовательные программы, совместное участие в выставках и фестивалях, деятельность Международной детской художественной школы «Синяя птица», организация и проведение профессиональных практик студентов, участие в грантовых программах «Возвращение Жар – птицы», «Здравствуйте, гости дорогие!».
3. Большехехцирский государственный природный заповедник Экологическое образование, знакомство с уникальной дальневосточной природой (беседы, лекции, экскурсии), профилактика пагубного влияния деятельности человека, защита природоохранных территорий (зеленый десант, совместные акции, плакаты, листовки), участие в экологических праздниках, фестивалях, выставках, конкурсах, совместных проектах и программах «Живи, родник», «День Земли», «Праздник птиц».
4. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Реализация развивающих воспитательно – образовательных программ дополнительного образования, участие в совместных проектных программах «Здравствуйте, гости дорогие!», «Ладушки», грантовых проектах, информационно – просветительская деятельность.
5. Администрация сельского поселения с. Бычиха Деловое партнерство, организация и проведение сельских праздников, фестивалей, концертов, совместное участие в социальных проектах (в т.ч. грантовых), создание эскизных проектов украшения и оформления села, благоустройство села.
6. Хабаровский Союз Обществ Дружбы Организация и проведение приемов, мастер – классов в рамках совместных программ «Здравствуйте, гости дорогие!», «Добро пожаловать!», информационно – просветительская деятельность.
7. Хабаровская ЕПАРХИЯ Создание и реализация программы духовно – нравственного воспитания детей и молодежи «Моя Святая Русь», участие в выставках, фестивалях, информационно – просветительская работа, творческие связи с воскресной школой Храма святителя Иннокентия Иркутского, Духовной семинарией.
8. Детские дома г.Хабаровска Организация и проведение культурно – образовательных программ, концертов, выставок, информационно – просветительская деятельность, проведение мастер – классов.
9. Творческий центр «Ладъ» Реализация культурно – образовательных программ, организация и проведение выставок, фестивалей, мастер – классов, информационно – просветительская деятельность.
10. Журнал «Словесница искусств» Освещение информационно – просветительской деятельности, совместные статьи по проблемам культурного образования, совместное участие в различных проектах.
11. Федерация туристского многоборья, Федерация гребного слалома, Краевой детский центр туризма и экскурсий, центр «Грань», спелеоклуб «Тигрис» Участие в чемпионатах, соревнованиях, спартакиадах, слетах, спортивных сборах, походах, реализация совместных программ и грантовых проектов «Здравы будем!».
  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы с. Куратово, 2011 г

    Программа
  2. Программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников 2010 -2011год

    Программа

    Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный

  3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания (1)

    Программа

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Перспектива»

  4. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Примерная программа
  5. 6. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Примерная программа

    Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция

В современной психолого-педагогической литературе описаны несколько подходов к моделированию и реализации нравственного процесса воспитания:

  • 1). И.С. Марьенко (1987), Е.В. Бондаревская (1998), В.А. Караковский - предлагают нравственное воспитание реализовать через приобщение к искусству, живописи, музыке, театру, а также через творческую деятельность. В научной литературе этот подход называют культурологическим. Правда, есть и другие мнения по использованию указанного подхода. Так, О.С. Газман (1995, 1997) подчеркивает, что при этом подходе реализуется лишь учебно - познавательный аспект, но «затушевывается» воспитательное воздействие.
  • 2). Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Центральное звено базовой культуры - культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности). Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции. Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность. Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). «Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно - технического прогресса, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям человечества.
  • 3). Нравственное воспитание должно реализовываться через развитие образно-эмоциональной сферы.
  • 4). Нравственное воспитание должно реализовываться через оценку развития знаний, умений и навыков (Л.И. Маленкова), что является одновременно и критерием гармоничности и нравственного развития, а также объектом внешнего управления процессом становления личности.
  • 5). Н.А. Соловьева (2000 г.) предлагает следующие пути и критерии определения уровней нравственной воспитанности: наличие целостного мировоззрения, внутренней свободы, адекватной самооценки, стремление к самореализации, успешность в ведущей деятельности.
  • 6). Н.Е. Щуркова считает, что «воспитание присутствует там, и только там, где присутствует отношение». Отношения к жизни и ценностям человеческой жизни придают факту существования человека определенный смысл, окрашивают личностным смыслом содержание его жизни и отдельные эпизодические моменты жизни; жизнь, наполненная смыслом, расценивается человеком как счастливая жизнь. Формирование способности быть счастливым подразумевает одновременное наделение воспитанников умениями саморегуляции, самоконтроля, самооценки и самовоспитания. «Лучший способ развить букет достойных качеств - содействовать развитию способности человека быть счастливым».

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом - педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека .

Автор данной концепции исключает «формирующую», «воздействующую» позицию воспитателя. За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий - учитель - воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.

Такое понимание сущности воспитания позволяет автору концепции соответственно формулировать цель и принципы воспитательного процесса.

По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Другим целевым блоком в данной концепции является моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Наконец, творческая составляющая. Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто чего не создала природа (homo creatus - человек творческий или homo faber - человек созидающий).

Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У той жизни, как уже отмечалось, есть три основания - истина, добро и красота.

Другими словами, жизнь, достойная Человека, - эта жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Она предоставляет человеку возможность обрести свою родовую человеческую сущность: реализовать себя как homo sapiens, осуществить в себе способность быть homo creatus, проявить себя как homo moralis.

Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни» .

Только философическое воспитание может содействовать становления субъекта поступка («поступания», по М.М. Бахтину), субъекта жизни, т.е. личности, способной к самостоятельному выбору жизненной позиции и отдающей себе отчет в том, какую жизнь она предпочитает.

Субъект - это хозяин и распорядитель собственной жизни. Философическое воспитание предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого. Но оно возможно там и тогда, когда всей жизнедеятельности школьников удалось обеспечить философическую направленность.

Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.

Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе - предъявление социально - культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и.глубоком значении».

Третье направление - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют их духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, ценностному отношению к ней, постоянно ставя воспитанников в ситуацию нравственного выбора. В повседневной жизни в со - бытии со школьниками педагог использует все способы и поводы для акцентирования внимания детей на форме ценностного отношения к жизни, увлекая и обучая детей одновременно.

Четвертое - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это организация всей жизни школьников, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека. Это путь от сознания к сердцу, а от сердца снова к сознанию.

Пятое направление - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия .

Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т. д. Педагог научает детей размышлять над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, действиями.

Этическое воспитание - при осуществлении которого педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность т.е. выстраивается взаимодействие «человек - человек». В процессе этического воспитания ребенка приучают к мысли, что у него есть всего два запрета: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.

Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н. Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности Программу воспитания школьника, включающую следующие задачи - доминанты:

формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;

формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

формирование образа жизни, достойной Человека;

формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути .

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение, т. к. считает, что способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, что выливается в жизненный опыт.

первый шаг - формирование отношения к Природе как общему дому человечества (1 класс);

вторая ступень - осмысление и принятие общечеловеческих ценностей и норм культурной жизни.

Учащиеся 2 - 4 классов, считает Н.Е. Щуркова, в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.

Программу «Азбука нравственности» разработала группа учёных: Э.Козлов (заведующий лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук, доцент), В.И. Петров, И.С. Хомяков .

Руководитель данной работы говорит, что эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности, которую К.Д. Ушинский считал золотой оправой общего среднего образования. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся и, конечно же, разработки его иного содержания в самой школе.

Одним из таких подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течение всего периода обучения в школе (с I по XI класс).

В научно-исследовательской лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения в школе Российской академии образования разработана система обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с I по XI (XII) класс как новый системообразующий компонент общего среднего образования. Для каждой ступени средней общеобразовательной школы (начальной, основной и полной) впервые полностью подготовлены и доработаны учебные программы специальных занятий по основам морали в соответствии с возрастом: «Азбука нравственности» (I--IV классы), «Нравственная грамматика» (V-1X классы), «Основы морали» (IX, X--XI (XII) классы). Завершена разработка учебно-методических комплектов (трех уровней) с I по XI (XII) класс для проведения этих занятий: методические разработки по темам для учителей, рабочие тетради и книги для чтения для учащихся. Все эти программы и пособия прошли 5-7-летнюю экспериментальную проверку и апробацию в ряде школ и средних учебных заведений Москвы и областей Российской Федерации в рамках самостоятельных учебных курсов регионального и школьного компонентов, а также частично в рамках интегрированных курсов «Окружающий мир», граждановедения и обществознания,- неотъемлемой частью которых является мораль, а также в процессе проведения классных часов, внеклассной работы и дополнительного образования.

Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие у ребенка нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.

Для каждой ступени начального этапа обучения разработана программа, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей. Данный предмет предполагает также обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения. Безусловно, учащиеся I класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности учителя, его профессиональной компетентности.

Школьники первого года обучения отличаются своими психологическими особенностями: эмоциональностью, преобладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.

Урок в I классе должен быть эмоциональным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать наглядность. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное -- отметить тех, кто домашнюю работу принес или выполнил. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в работе и обсуждениях. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель подобных уроков -- сформировать у детей отношение к своему поведению, представления об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.

Программу «Этическая грамматика» разработала Шемшурина А., кандидат педагогических наук.

Для каждого класса А.И. Шемшурина предлагает программу и поурочные методические разработки. Занятия проводятся один раза в неделю по 35 мин. каждые. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с возрастом учащихся.

Если учитель, систематически проводит уроки этической грамматики, то он добьётся у детей того, что постепенно у них формируется привычка морального самоконтроля, в коллективе утверждается доброжелательная атмосфера, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций, нравственного выхода из случившихся конфликтов. Работа с детьми в этом направлении изменяет и самого учителя: побуждает его оптимистически взглянуть на ребенка, доброжелательно и уважительно относиться к каждому ученику.

Способствует этому и осуществляемая повседневно методика этического заряда, являющаяся неотъемлемой частью работы учителя. В чем ее сущность? Учитель начинает учебный день, высказывая детям уверенность, что они будут доброжелательны друг к друг, внимательны и уступчивы, постараются никого не обижать, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций. Высказав такое напутствие, учитель и сам настраивается на понимание и расположенность к детям.

В таком же ключе заканчивается день. Перед тем, как дети отправятся по домам, учитель проводит этическую пятиминутку.

Анализируя возникшие конфликты, педагог учит ребят находить пути выхода из них, а также их предотвращения в дальнейшем. Учащиеся с помощью педагога пытаются разобраться, как можно было избежать нежелательной ситуации и что сделать, чтобы конфликтующие стороны примирились и никто не ушел домой обиженным. Опыт показывает, что дети успешно находят способы решения споров и испытывают большое удовлетворение от этого.

Чтобы связать уроки этической грамматики, методические приемы «этический заряд» и «моральная пятиминутка» с внеурочной деятель-ностью, создается «школа вежливости». Ее занятия проводятся в форме театрализованного представления-диалога один раз в месяц. Готовят представление классные коллективы по очереди, а учащиеся-зрители, анализируя ситуации, участвуют в разрешении нравственных конфликтов. Они вспоминают пословицы, поговорки, тренируются в различных формах этического поведения. На каждом таком представлении специальными знакамл-медальками отмечаются классы и отдельные ученики, ярче других проявившие свою воспитанность.

Учителям, желающим включить в свою деятельность уроки этической грамматики, предлагается включить программу занятий в I -- III классах.

Первый раздел этической грамматики (всего их четыре - по одному на каждую четверть учебного гола) посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача - воспитать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям. Вспомним слова К.Д. Ушинского о том, что добрая привычка - это нравственный капитал, который растет беспрестанно, процентами с него человек пользуется всю жизнь.

Второй раздел курса посвящен этикету. Дети знакомятся с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, узнают о том, в каких формах должны проявлять внимание младшие к старшим, мальчики к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Третий раздел курса включает в себя ознакомление детей с нормами этики в отношениях с окружающими - в семье, с соседями и т. д. У школьников укрепляется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение, чувство собственного достоинства.

Четвертый раздел посвящен этике отношений и школьном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации. проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки.

Уроки проходят и увлекательной форме, они эмоциональны, методически разнообразны. Дети играют, поют, ставят маленькие театральные сценки, состязаются о танин пословиц. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Если говорить о результатах проведенного анализа в более общем плане, то в целом они совпали с выводами ученых-дидактов, касающимися принципиальных недочетов в содержании образования, в том числе его гуманистического аспекта. (Лернер, 1993, C. 3-8). Это следующие выводы.

  • 1. Все содержание образования в начальной школе не имеет достаточно системно разработанного теоретического обоснования. Оно строится, главным образом, на традициях и эмпирическом опыте.
  • 2. Второй недочет состоит в неполноте материала, в недостатке представленного в нем т.н. внепредметного содержания, обеспечивающего соответствующие средства усвоения учебного предмета. (К таким знаниям относятся логические, методологические, философские, историко-научные, оценочные знания и знания из других учебных дисциплин).
  • 3. Содержание образования почти не ориентировано на развитие творческих потенций и формирование у учащихся ценностного отношения.
  • 4. Базовое содержание не проработано с точки зрения гуманистической ориентации всего образования, авторы программ и учебников каждый по - своему понимают и пытаются решить эту проблему.
  • 5. Имеет место серьезная перегрузка программ усложненным, объемным материалом, ориентированным на высшие учебные заведения, при явной недогруженности его историческими, общекультурными сведениями.
  • 6. Наблюдается диспропорция между формально-рациональным и ценностно-эмоциональным началом при общей перегруженности программ.
  • 7. Поставленные в "Пояснительных записках" к программам общегуманитарные задачи не обеспечиваются содержательно, не прослеживается их связь общегуманитарными требованиями, содержащимися в "Требованиях к уровню подготовки".

Вместе с тем, в содержании программ и учебников представлен целый комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных потребностей учащихся- подростков. Это следующие ценности:

  • - стремление к истине;
  • - социальное благополучие общества;
  • - социальная справедливость;
  • - гуманистические и нравственные ценности;
  • - ценность знания;
  • - уважение к талантам и умельцам;
  • - достоинство личности;
  • - ценность личности;
  • - здоровье личности и людей, ее окружающих;
  • - сохранность природы;
  • - социальная активность личности;
  • - нравственное здоровье личности, коллектива и общества;
  • - ценность других народов, их особенностей и культуры;
  • - патриотизм;
  • - национальная история и культура;
  • - ценность творчества;
  • - ценность традиций и ряд других.

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости,
а живой личностью, которая помогает ребёнку познать не только мир,
но и самого себя. В наших воспитанниках дремлют задатки разных талантов.
Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит
в воспитателе ту “живую воду”, без которой задатки засыхают
и хиреют…

В. Сухомлинский

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовному по своей сути.

Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

  • строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;
  • воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись;
  • воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? И многие другие.

Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Многие считают, что духовно-нравственное воспитание – это сугубо религиозное воспитание. Такое мнение ошибочно. Достаточно ознакомиться с планированием занятий и убедиться в отсутствии религиозной тематики.

Современное состояние религий, их разветвление на многочисленные направления и секты, все перипетии их развития и становления ребёнок может изучить (если появится интерес), став взрослее. Гораздо важнее дать ребёнку почувствовать основы мировых религий. Этот начальный курс по духовно-нравственному воспитанию должен показать всё самое светлое, чистое и доброе , что есть в каждой священной книге. Главное, не пропагандировать, не вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения.

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей. “Дети – всегда единственное будущее рода человеческого, ” - писал В.Сароян.

Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному развитию личности ребёнка, таких как, человековедение, эстетика, мировая художественная культура, а также поиск педагогами новых, нетрадиционных подходов к обучению.

Разработанная мною программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться преподавателями любых общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят через большинство предметов школьного курса и если нет возможности изыскать время на внеурочные занятия, то это позволяет “вплести” их в сами уроки (см. Приложение 1).

Перспективная программа воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в младших классах “Птица счастья” составлена на основе книг А.Лопатиной и М.Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания, которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей, заставляет их вслушиваться в каждое слово. Они собраны с учётом разных возрастных особенностей.

Программа поможет учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся (см. Приложение 2). Пользуясь программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Классные руководители и организаторы воспитательной работы помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

Работу в данном направлении можно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной.

Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий. Эта тема обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему.

Метод “снежного кома”

2002-2003 уч.г. "Мир твоей души"

2003-2004 уч.г. “Природа глазами души”.

2004-2005 уч.г. “Азбука мудрости”.

2005-2006 уч.г. “Счастье семьи”.

Само же название программы “Птица счастья” означает, что каждый имеет возможность поймать эту чудесную “птицу”, но, даже поймав, надо суметь её удержать.

Надо верить, что нас ждёт другое, лучшее будущее. Никогда не поздно начать делать к нему шаги. И первые шаги лучше всего посвятить детям, отдавая им всё самое светлое и хорошее, что у нас есть.

Цель программы: формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.

Основные разделы программы:

2 класс. Природа глазами души. (Приложение 4).

Пояснительная записка.

Младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- патриотическое воспитание;

- формирование духовности младших школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;

- эстетическое развитие детей;

- развитие детского общественного движения;

- совместная работа школы и семьи.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Переживания, связанные с нрав­ственными проявлениями личности: ее отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Оно является частью нравственного воспитания.

Программа нравственного воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений.

Эффективным средством нрав­ственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Ее направленность выступает тем каналом, по которому младший школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление.

Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит младшего школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнера, выражать свое понимание. Воспитание младших школьников в детском общественном объединении на принципах нравственности - это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.

Цель, задачи и ожидаемые конечные результаты программы.

Цель программы - формирование нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.

Задачи программы:

формировать у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;

формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну;

формировать потребности и мотивы нравственного поведения;

обогатить эмоциональный мир детей;

вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм.

Ожидаемые конечные результаты программы:

- формирование навыков и привычек нравственного поведения;

- обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств;

- накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников путем организации их практической деятельности;

- формирование у детей ответ­ственности за свое здоровье;

- вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;

- снижение агрессивности в поведении школьников.

Основное содержание программы нрав­ственного воспитания.

Блок 1. Диагностический.

Цель: проведение диагностических исследований поведения педагогов, учащихся и их родителей.

Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.

Блок 2 . «Воспитание духовности».

Цель: обогащение эмоционального мира школьников нравственными переживаниями, формирование милосердия и толерантности; вооружение учащихся знаниями о морали и нравственных нормах; формирование культуры общения, привычки заботиться о своем внешнем виде и навыков организации повседневного быта.

Формы: беседы, классные часы, « Традиции нашей школы», конкурсы, показ коллекции «Школьная мода».

Блок 3 . «Здоровье».

Цель: формирование знаний о здоровом образе жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему, профилактика вредных привычек.

Формы: внеклассные формы занятий (кружки, секции), физкультурно-­оздоровительные мероприятия (соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», Дни здоровья, спортивные олимпиады, игра «Зарница»), турниры, соревнования, походы,экскурсии.

Блок 4. «Гражданин и семьянин».

Цель: овладение младшими школьниками знаниями в области права, формирование и развитие личности гражданина как защитника Отечества, а также ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу;

Формы: этические беседы, «уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой, коллективные творческие дела, конкурсы, участие в районных, областных и всероссийских конкурсах рисунков и сочинений на темы «Я - россиянин», «Мир, в котором я живу» и др., конкурсы чтецов.

Блок 5. «Экология».

Цель: формирование экологического сознания и экологической культуры.

Формы: экологические праздники, пресс-конференции, игры, выпуск листовок, газет, «Лесные репортажи», проекты летней оздоровительной кампании («Спасем окружающую среду», «Зеленая планета»), конкурс «Ботанический поезд».

Блок 6 «Школа и семья»

Цель: повышение компетентности родителей в нравственном воспитании школьников, организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоко­нравственных качеств и культуры поведения учащихся; объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию школьников.

Формы: психолого-педагогическое просвещение родителей, индивидуальные консультации, родительские собрания, тренинги, дни открытых дверей, участие родителей в общешкольных мероприятиях и классных делах, совместные праздники, соревнования, конкурсы, походы, фестивали.

Блок 7 «Красота спасет мир»

Цель: формирование у учащихся культуры поведения и эстетического вкуса.

Формы: этические беседы, тренинги, рыцарские турниры, посещение кружков эстетической направленности, музеев, театров; встречи с интересными людьми - художниками, поэтами, писателями; выставки детских художественных работ, семейные выставки достижений.

Блок 8 «Трудовое и экономическое воспитание»

Цель: воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности, развитие потребности в творческом труде.

Формы: организация самообслуживания, трудовые десанты, экономические игры, уборка школьного двора.

Карта

изучения личности учащегося

Фамилия, имя

Отношение
к учебе

Отношение

к труду

Отношение
к обществ.

деят-ти

Отношение
к искусству

Отношение

к физ-ре

Отношение
к товарищам

Уровень
воспитан.

Примечание: «+» – наличие качества Уровень воспитанности: до 50 % – низкий;

«–» – отсутствие качества 50–70 % – средний;

Свыше 70 % – высокий

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: выявить отношение к нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, справедливость, принципиальность, честность).

Х о д в ы п о л н е н и я

Учащимся в довольно быстром темпе (чтобы они были вынуждены сразу дать наиболее привычный для них ответ) предлагается закончить предложения, содержащие рассуждения на темы морали, или рассказ.

В а р и а н т А. Предложения.

1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…

2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…

3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…

4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…

5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я…

6. Если бы я был на месте учителя, то…

В а р и а н т Б. Рассказы.

1. В школьной столовой дежурный ученик нечаянно уронил тряпку в котел с молоком и никому не сказал об этом. Один из одноклассников видел случившееся, но также скрыл это. Молоко прокисло, и вся школа осталась без завтрака. При разборе происшествия я…

2. На традиционном вечере встречи с бывшими выпускниками школы должен был играть вокально-инструментальный ансамбль старшеклассников, который подготовил специальную программу. Но ведущий солист ансамбля, без которого срывалось все выступление, должен был в этот же вечер принять участие в отборочных соревнованиях по боксу, открывавших ему возможность войти в состав сборной юношеской команды города. Пришлось...

Обработка полученных данных

Качественный анализ, аналогичный предшествующим методикам.

Изучение личности учащегося

в учебно-воспитательном процессе

Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности коллектива. В этом важном деле классному руководителю можно предложить набор разных методик.

Современный педагог – это прикладной психолог. Он стремится воспитание и обучение строить на основе объективных сведений о школьнике. Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода.

Педагог-воспитатель может использовать предложенные ниже диагностические методы или самостоятельно придумать анкету-опросник.

При этом следует помнить следующее:

Как правильно составить анкету?

Содержание:

1. Определить основную задачу-проблему.

2. Расчленить ее на составляющие; предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы.

Тип вопросов.

Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной.

Структура анкеты.

Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу.

Внешнее оформление.

Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Мое учение

Ребята! Подчеркните в тексте или дополните.

1. Учиться в школе мне:

а) интересно;

б) не интересно;

в) не знаю.

2. Мои любимые предметы …………………………………………….

3. Выполняя самостоятельную работу, я

а) сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро;

б) сначала стараюсь понять задание, тщательно его обдумываю, но потом действую без колебаний, быстро;

в) очень долго думаю, не решаюсь к нему приступить, чувствую себя неуверенно;

г) всегда волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому что ………….

д) чувствую себя всегда спокойно, потому что ………………………

4. Чаще всего я:

а) не понимаю цель работы;

б) не понимаю задание;

в) не знаю, как его выполнить;

г) не умею контролировать ход своей работы;

д) не знаю, как проверить результаты;

е) не умею правильно распределить время.

5. Я очень дорожу помощью учителя, товарищей (да, нет).

6. Если бы я был учителем, то таким ученикам, как я, помог бы в следующем: …………………………………………………………………..

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ

(на основе тестирования и самоанализа учащегося)

Как составить характеристику выпускника?

Для составления характеристики, в первую очередь, необходимо определить методом исследования уровень отношения к учению.

Предлагается характеристика высокого, среднего и низкого уровней отношения к учению.

Высокий уровень отношения к учению:

    учится в полную меру своих сил, способностей, старательный, требовательный к себе, слова не расходятся с делом, доводит начатую работу до логического завершения;

    личные успехи в учении рассматривает в единстве с общественными интересами, как дело коллектива группы, учебного заведения в целом. Настойчив в достижении цели;

    значимы не только познавательные, но и нравственные мотивы долга и ответственности в учении;

    целеустремленный. Обладает самостоятельностью в принятии решений, в действиях.

Близкий к высокому уровень

    характерно преобладание проявлений ответственного отношения к учению, но суждения о долге и ответственности не всегда подкрепляются требовательностью к качеству и результатам своего труда;

    иногда активен по престижным мотивам. Из-за этого в коллективной учебной деятельности создается напряженная обстановка;

    ответственность перед родителями выше, чем перед коллективом.

Средний уровень ответственного отношения к учению:

    характерно незначительное преобладание положительных проявлений ответственного отношения к учению;

    имеет множество отклонений от нормы: ситуативный характер ответственности, инертность, имеет рассеянное внимание, отвлечения, связанные с внеучебными занятиями, леность;

    активность проявляется в условиях коллективной работы.

Низкий уровень ответственного отношения к учению:

    характерно преобладание отрицательных проявлений к учению по всем предметам;

    не рассматривает учебу как обязанность перед обществом, а считает сугубо личным делом;

    пассивен на уроках, не имеет деловых контактов в учебе со своими однокурсниками;

    не выполняет «Единые педагогические требования» на уроках, с готовностью поддерживает нарушителей порядка и дисциплины. Ведет себя вызывающе, грубит и т. д. Не умеет (или не хочет) работать индивидуально, коллективно.

В характеристике необходимо отметить личностные качества учащегося, например:

Инициатива – ищет дополнительные занятия, очень искренний, находчив, смекалист при выполнении заданий. Выполняет необходимый объем работ без указаний. Безынициативный, ждет напоминаний, указаний.

Отношение к другим – позитивное дружелюбное отношение к товарищам по учебе, преподавателям, работникам учебного заведения. Иногда с ним трудно работать, общаться. Сварливый, некоммуникабельный. Не терпит вмешательства в свои дела, не прислушивается к мнению других.

Лидерство – сильный, внушает уверенность и доверие. Умело отдает эффективные приказы, ведущий, ведомый. Пользуется уважением в учебной группе и у преподавателей. Надежный в делах. Независимый, искренний. Целесообразность действий. Любит власть, стремится к власти, болезненно воспринимает, когда указывают, что делать и как делать. Если не удается стать лидером, может стать бунтарем, агрессивным. Нерешительный, малодушный.

Ответственность – добросовестно и в срок выполняет поручения. Соглашается с поручениями, хотя и не без протеста. Неохотно соглашается с поручениями. Уклоняется от любых поручений.

Организаторские способности – очень способный в убеждении людей и выстраивании фактов в логическом порядке. Способный организатор, средние организаторские способности, плохой организатор.

Решительность – быстрый и точный, основательный и осторожный, осмотрительный. Быстрый, но часто делает ошибки, сомневающийся и боязливый.

Упорство – целеустремленный, его нелегко обескуражить трудностями. Предпринимает постоянные усилия. Добивается цели любыми средствами. Средний уровень упорства и решимости. Низкий уровень упорства и решимости.

Оптимист-пессимист – оптимистом человек может быть от рождения или стать им. Оптимизм может перейти в необузданное легкомыслие. Здоровый юмор, самоирония. Реалист. Пессимист – не видит выхода из окружающих его проблем. Подвержен депрессии и нужна помощь для выхода из нее.

Нерешительный – взвешивает все «за» и «против» в любой жизненной ситуации. Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхает с огромным облегчением. Часто принимает половинчатые решения. На собраниях предпочитает молчать, чаще из-за трусости. На человека нерешительного трудно положиться, он может в любой момент подвести.

Каждый человек – это индивидуальность, с присущими только ему особенностями нервной системы. Рассмотрим характеристики темперамента.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие его действие, поведение.

Шкала определения поведения ребенка

1. Проявление уважения к взрослым.

2. Проявление способности заводить и сохранять друзей.

3. Способен контролировать чувства.

4. Способен принимать чужие идеи.

5. Способен учиться.

6. Быстро адаптируется в новой ситуации.

7. Говорит правду.

8. Уверенно себя чувствует в новой ситуации.

9. Хорошо ведет себя для его возраста.

10. Проявляет честность.

11. Слушается взрослых.

12. Хорошо справляется со стрессом.

13. Завершает начатое.

14. Внимателен к другим.

15. Проявляет зрелость суждений.

16. Удерживает внимание.

17. Реагирует соответствующим настроением.

18. Следует основным правилам.

19. Выражает несогласие спокойно.

20. Хорошо ладит с сестрами (братьями).

21. Справляется с неприятностями.

22. В основном счастлив.

23. Обладает хорошим аппетитом.

24. Хорошо спит.

25. Чувствует себя частью семьи.

26. Защищает себя.

27. Здоров.

28. Выдерживает критику.

29. Нуждается в поощрении.

30. Проявляет лидерство.

31. Может делить внимание взрослых с другими.

32. Обладает чувством справедливости.

33. Рассеян.

34. Сознает свою вину.

35. Взаимодействует со взрослыми.

36. Способен думать, прежде чем делать.