Проект по правовому воспитанию старшеклассников. Проект «Правовое просвещение учащихся. Формирование общественного мнения

г. Тамбов.

«Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши

не выражают так ясно нас самих и наши отношения к миру,

как наши чувствования: в них слышен характер

не отдельной мысли, не отдельного решения,

К. Д. Ушинский

Актуальность проблемы

Правовое воспитание детей и защита их прав - это самая актуальная проблема XXI века во всём мире и объясняется она рядом причин:

-социально -экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях;

Институт семьи и брака в России становится всё менее популярным;

Снижается воспитательный потенциал семьи .

В течение последних лет тенденция увеличения числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Растёт число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты » - сироты при живых родителях. Сейчас активно обсуждаются проблемы домашнего насилия. Существуют страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребёнка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных семьях.

Очень часто в последнее время средства массовой информации извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются.

В следствие продолжающихся кризисных явлений в общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности , связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти местного самоуправления , военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях.

В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

«Любовь в родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, её истории, прошлому и настоящему», - писал академик Д. С. Лихачёв. Сегодняшние дети - это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их ?

Цель и задачи проекта

Цель проекта - сформировать азы социально -нравственного сознания и правовой культуры дошкольника .

Задачи проекта :

1. обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности ;

2. ознакомить детей с учетом возрастных особенностей с основными документами по защите прав человека ;

3. формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод , ответственности;

4. воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека , формировать основы толерантности;

5. воспитывать любовь к семье , родному дому, детскому саду, городу;

6. развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины.

Участники проекта :

старшая и подготовительная группы детей детского, родители, педагоги

Планирование реализации проекта

Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями

Цикл занятий:

«Мой дом - моя семья»,

«Улицы родного города»,

«Моя Родина - Россия».

Беседы на социально - нравственные темы .

Расширение проблемных ситуаций по безопасности ребёнка.

Игры, театрализация. Работа с моделями, схемами (генеалогическое дерево).

Художественно-продуктивная деятельность (изготовление символов, эмблем, плакатов, рисунков).

Детский кружок «Изучаем свои права ».

Оформление альбомов:

«Наши права »,

«Моя семья»,

«Мой город»,

«Моя Родина».

Чтение художественной литературы. Досуги, развлечения, праздники. Диагностика знаний детей. Целевые прогулки, экскурсии:

«Праздничная улица, «Предновогодний город», «У афиши детского кинотеатра»,

«Новый сквер»,

«Отправим письмо заболевшему товарищу». Анкетирование «хорошие ли вы родители?»,

«Знаете ли вы своего ребёнка?».

Изучение социального статуса семьи .

Консультации «Педагогические и психологические основы общения родителей с детьми».

Мини-проект детей - родителей- педагогов «С чего начинается Родина?»

Выставка плакатов-проектов

«Каким я бы хотел видеть наш город».

«Земля - планета, на которой мы живём».

Родительское собрание «Я и мой ребёнок».

Устный журнал «Растим патриотов».

Досуг «Турнир знатоков по патриотическому и правовому воспитанию ребёнка ».

Анкета «Эмоциональное благополучие ребёнка в группе».

Оформление стенда, папки, передвижки для родителей, альбом для детей.

Выставки детских работ под названием «Папа, мама, я - счастливая семья», «Я люблю свой город».

Совместные экскурсии, походы, встречи с почётными людьми города. Посещение выставок. Создание библиотеки в группе. Создание видеотеки. Изучение документов о правах ребёнка

«Семейный кодекс Российской Федерации», «Конвенция ООН о правах ребёнка », Закон «Об образовании».

Семейная диагностика.

Изучение семейной атмосферы. Составление социального паспорта . Эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Какой я родитель.

Консультации.

«Факторы риска нарушения прав детей ».

Использование дидактических и коммуникативных игр в формировании патриотической и нравственной культуры детей».

Педагогический совет.

«работа педагога с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми».

Работа творческой группы.

Практикум «Межличностные отношения в группе детского сада».

Тренировочные занятия с воспитателями «Общение взрослого и ребёнка».

Деловая игра «Знаем ли мы права детей

Диагностика профессиональных качеств педагогов.

«Стиль общения с детьми».

«Какой Вы воспитатель

Семинар-практикум

«Охрана прав и достоинства ребёнка».

Этапы реализации проекта

Проект носит долгосрочный характер - 1 год.

1. Информационно-подготовительный.

Изучение опыта коллег дошкольного образовательного учреждения и педагогического сообщества города Тамбова.

Заключение договоров с социокультурными организациями ;

Проведение диагностического этапа исследования;

Изучение отношения родителей к социально нравственному , правовому воспитанию детей ;

Деловая игра с педагогами и родителями «Знаем ли мы права детей

2. Поисково-внедренческий.

Семинар-практикум с педагогами «Охрана прав и достоинств ребёнка»;

Театрализация, досуги, игры;

Составление генеалогического дерева своей семьи;

Продуктивная деятельность детей;

Изучение прав в кружке «твои права »;

Конкурс рисунков «Дружная семья» ко Дню семьи;

Мини-проект «Великие имена»;

Акция «Добрые дела»;

Оформление альбома «Моя семья», «Мой город».

3. Рефлективно-обобщающий.

Презентация опыта по социально- правовому воспитанию детей в дошкольного образовательного учреждения;

Оформление стенда для родителей «Дети имеют права »;

Выступление на общем родительском собрании «Защита прав и достоинств ребёнка»;

Выступление на форуме «С чего начинается Родина?»

Выступление детей подготовительной группы в областной детской библиотеке им. А. С. Пушкина на тему «Мой город»;

День открытых дверей ко Дню семьи.

Управление обеспечения проекта

Использование методической литературы.

Материальная база: приобретение пособий, слайдов, видеофильмов, изготовление атрибутики государственных символов России, города, области. Оформление альбомов «Достопримечательности г. Тамбова», «Моя семья», «Наши права », «Хорошо у нас в саду», «Где мы любим отдыхать». Создание газеты «Моя спортивная семья», изготовление плаката «Генеалогическое дерево моей семьи».

Оценка эффективности проекта

Выполнение мини-проектов с детьми и родителями.

Анкетирование.

Мониторинг.

Положительная оценка коллег и родителей.

Предполагаемые результаты проекта

Положительные изменения в коллективе сверстников и родителей.

Приобретение социокультурного опыта и азов социальной компетентности в различных жизненных ситуациях с детьми и родителями.

Перспективы реализации проекта

Развитие у дошкольников основ правового и патриотического воспитания , чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .

Расширение представлений детей о героях войны, труда, о великих соотечественниках.

Формирование ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово, толерантности терпимости к чувствам близких, родным, окружающим людям.

Результативность

1. Сформированы первоначальные азы правового сознания .

2. Развиты чувства любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду.

3. Расширено представление детей о малой и большой Родине.

4. Развиты чувства ответственности и гордости за достижения Родины.

5. Сформированы чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и их традициям.

ПРОЕКТ «ТВОЙ ВЫБОР»

Ничипоренко

Елена Станиславовна,

заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ №153

Т . 89137770933,

эл. почта: kat 68@ mail . ru

НОВОСИБИРСК, 2016

Раздел 1. Актуальность, цель и эффективность проекта

«Ничто так плохо мы не знаем,
как то, что каждый должен знать, - закон»

Оноре де Бальзак.

Становление и развитие правового государства невозможно при низкой правовой культуре граждан, низком правосознании и отсутствия стремления отстаивать свои права у основной части населения.

Одной из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание граждан, в первую очередь молодежи, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи. Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое решение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у молодежи; создать условия для развития гражданской и правовой активности.

В последние годы в правовой сфере особенно остро выделяются две проблемы:

    Правовая неграмотность

    Правовой нигилизм.

Не исключение и наша школа. Уроки истории, права, обществознания еще как-то решают эту проблему, но знания, приобретенные в процессе обучения, часто становятся мертвым грузом. Подобная практика не формирует ни интереса к проблеме, ни собственного мнения и потребности к действию. Законы не соблюдаются не только в результате незнания, но и нежелания, отсутствия опыта жизни в правовом пространстве.

При анализе ситуации в данном направлении по школе №153, возник закономерный вопрос:

    Каким образом сформировать систему правового просвещения и воспитания в школе, чтобы эта деятельность была понятной и интересной детям, была практической и ориентированной на результат?

Мы пришли к выводу, что для формирования у школьников гражданской ответственности, способности к успешной социализации и правовому действию необходимо выстроить систему правового просвещения и воспитания через деятельностный подход к формированию правосознания несовершеннолетних.

Так в учреждении родилась идея долгосрочного проекта «Твой выбор» по правовому воспитанию и образованию школьников.

Цель проекта : обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий, необходимых для развития гражданско-правового образования школьников, формирования современного правового мышления; повышение правовой компетенции обучающихся МБОУ СОШ №153, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в решении сложных жизненных ситуаций.

Задачи проекта

    Развитие образовательной деятельности учащихся, направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений на основе развития интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях.

    Формирование осознанного правового поведения молодежи.

    Содействие интеграции правовых знаний с другими дисциплинами, с личным опытом учащихся, развитие всех форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе.

    Популяризация идей Всемирной Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и других правовых документов через проведение социально значимых акций, образовательных и творческих мероприятий

    Мотивация участников проекта на изучение документов о правах человека, законов, на практическую деятельность в рамках проблемы через организацию значимой для школьников деятельности

    Повышение профессионального уровня педагогических кадров, работающих по реализации проекта. Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.

    Интеграция участников деятельности по реализации проекта в гражданско-правовое сообщество. Укрепление связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями, общественными организациями.

    Выстраивание совместной образовательной и творческой деятельности участников проекта

    Распространение передового опыта по вопросам правового просвещения и воспитания

Механизм реализации проекта

Поставленные цели для реализации проекта решаются посредством проведения массовых мероприятий с учетом возрастных групп и с привлечением социальных партнеров школы.
Основные направления проведения мероприятий - этико-правовое, нравственно-патриотическое.
Методы работы предусматривают проведение бесед, обзоров, часов информации, правовых уроков, обсуждение книг и статей правовой тематики, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, юристами, специалистами, проведение конкурсов рисунков, оформление стендов, правовых уголков, создание и выпуск малых форм библиографии (памятки, буклеты, брошюры, закладки и т.д)

Условия реализации проекта

    Создание в школе модели гражданско-правового образования

    Создание условий внедрения модели

    Изучение и внедрение форм гражданско-правового образования

    Разработка и проведение отдельных событий и акций

    Создание целевой системы социального и образовательного партнерства

    Создание информационно – образовательной среды гражданско-правового образования


Ожидаемые результаты реализации проекта

    Создание эффективной модели гражданско-правового образования.

    Создание адекватного ресурсного обеспечения функционирования и развития модели.

    Позитивные изменения в характеристиках личности участников проекта (учащихся, педагогов).

    Повышение квалификации педагогических кадров в области права.

Критерии эффективности проекта (мониторинг его реализации)

    Соответствие созданной модели характеристикам гражданско-правового образования .

    Наличие образовательной деятельности, направленной на формирование теоретических и практических правовых знаний и умений (анализ учебного плана школы).

    Сформированность у обучающихся интереса к проблемам права, потребности в правовых знаниях, осознанного правового поведения (проведение анкетирования «Ценностные ориентации молодежи»).

    Удовлетворенность участием в проекте учащихся, педагогов, родителей.

    Повышение профессионального уровня педагогических кадров, освоение методики гражданско-правового воспитания и обучения учащихся (анализ участия педагогов школы в профессиональных конкурсах, связанных с проблемой гражданско-правового образования)

    Развитие форм организации гражданско-правового образования в учебно-воспитательном процессе (создание методического портфеля по теме)

    Укрепление связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями, общественными организациями для улучшения работы по гражданско-правовому образованию (ТОС «Заря», ОМС Дзержинского района, Совет ветеранов Дзержинского района и др.)

    Создание банка педагогической информации по гражданско-правовому образованию учащихся.

    Успешное участие учащихся школы в конкурсах, олимпиадах, связанных с темой гражданско-правового образования (статистические данные участия прикладываются в приложении)

Циклограмма мониторинговых процедур

Раздел 2.

МБОУ СОШ №153

    уважения к праву,

Сферы реализации проекта

Раздел 2. Структура гражданско-правового образования

МБОУ СОШ №153

Гражданско-правовое образование – это находящаяся в рамках учебно-воспитательного процесса и организованная на идеи права система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у школьников

    уважения к праву,

    собственных представлений и установок, основанных на современных демократических и правовых ценностях общества,

    компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

Исходя из этого, гражданское образование понимается нами не как реализация отдельных учебных дисциплин либо некий комплекс мероприятий, а как системный, направленный на достижение общей цели процесс деятельности образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением.

Сферы реализации проекта : урочная и внеурочная деятельность, социальная практика.

Характеристика структ у рных элементов модели гражданско-правового образования.

Учебная деятельность:

    Курсы по выбору для учащихся 8-9-х классов: «Учимся защищать свои права!», «Экономика человека». В рамках изучения данных курсов учащиеся приобретают базовые навыки, обеспечивающие успешное действие подростка в реальных правоотношениях и ситуациях, получают основы правовых знаний, в том числе о правовой системе России и международном праве

    Проведение интегрированных уроков права, истории, обществознания

Внеурочная деятельность

    Организация и сопровождение исследовательской деятельности учащихся школы по гражданско-правовому образованию в школьном научном обществе учащихся,

    Включение в планы воспитательной работы классных руководителей гражданско-правового воспитания как одного из направлений деятельности: проведение классных часов, акций, КТД

    Встречи с представителями юридических профессий, экскурсии

    Проведение со старшеклассниками деловых игр, круглых столов по актуальным общественным проблемам, в том числе с приглашением представителей правоохранительных органов

    Реализация в школе программ гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности («Я – гражданин России», «Возрождение»).

Включение в реализацию проекта:

    Совета учреждения

    Органов ученического самоуправления (ДУОС «Новая Эра»)

    Членов ОМС Дзержинского района – учащихся школы

Раздел 3. Механизм реализации проекта

3.1. Этапы реализации проекта:

I этап. 2055-20016 учебный год. Проектирование и апробация программы.

Разработка и введение курсов по выбору «Учимся защищать свои права!» для учащихся 8-х классов, «Экономика человека» для 9-х классов.

Создание модели гражданско-правового образования учащихся,

Внесение корректив в планы воспитательной работы с выделением в них гражданско-правового направления.

Совершенствование модели ученического самоуправления в школе и моделей самоуправления в классах.

Разработка мониторинговых процедур.

II этап. 2016-2018 годы. Продуктивная реализация проекта.

Реализация социальных проектов гражданско-правового направления, организация исследовательской деятельности учащихся.

Расширение сферы социального партнерства, увеличение количества учащихся, участвующих в проектной и исследовательской деятельности, олимпиадах, конкурсах.

Повышение квалификации педагогов, освоение методов и приемов интерактивного обучения.

III этап. 2018-2019 учебный год. Анализ реализации проекта . Коррекция модели

Анализ результатов реализации проекта.

Закрепление результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Активная демонстрация педагогического опыта

3.2. Для реализации проекта гражданско-правового образования в школе используются следующие механизмы:

- изучение Государственного заказа, нормативно-правовых документов о гражданско-правовом образовании, его месте в «Концепции модернизации Российского образования до 2020 года»

Диагностика родительского и ученического заказа, выявление высокого интереса к общественным дисциплинам

Классные руководители

Внесение корректив в программу воспитания учащихся, с целью выделения гражданско-правового образования учащихся как одного из направлений воспитательной работы. Внесение корректив в планирование работы классных руководителей

Родители учащихся

- Формирование родительского заказа на изучение общественных дисциплин

Участие в разработке и реализации социальных проектов

Сопровождение детей в образовании

Повышение собственной гражданско-правовой компетентности

Литература

    Воспитать человека. Составители: В.А. Березина, Л.И. Виноградова. Москва: «Вентана-Граф», 2003г.

    Правовая неотложка. Методическое пособие/ И.Р.Филатова, Е. М. Чигвинцева. – Ижевск, 2007. (Практикум. Выпуск 7)

    Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России // Семейное и жилищное право. 2012. N 3.

    Евтушенко, И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности /И.И. Евтушенко //Социально- гуманитарные знания. – 2011.

    Изучаем свои права. 1-4 классы: внеклас. мероприятия в картинках, театрализациях, инсценировках / авт.-сост. Е. А. Гальцова. - Волгоград: Учитель, 2007.

    Сто уроков по правам ребенка: учеб.-метод. пособие / Л. И. Смагина, А. С. Карнейчик, А. А. Петрикевич, И. А. Царик. - Минск: Университетское, 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по правовому воспитанию

МБОУ СОШ №153 на 2015-2016 учебный год

Цель: Добиться снижения уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения мероприятий воспитательно-нравственного содержания. Расширить кругозор учащихся по вопросам правовой культуры.

Задачи:

    Создание условий для проявления учащимися нравственных и правовых знаний, умений, развивать потребность в совершении нравственно оправданных поступков.

    Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам.

    Воспитание у учащихся нравственных качеств личности посредством развития индивидуальных интересов и способностей.

    Организация эффективного взаимодействия всех воспитательно-образовательных структур (школы, семьи, психологического центра, ОПДН) в работе с подростками, НАХОДЯЩИМИСЯ В СЛОЖНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

    Обеспечение социальной защиты детей и подростков.

2. Изучение

Закона №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»,

Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 02.06.1999г.,

Конвенции ООН «О правах ребенка»,

Семейного Кодекса РФ: ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми),

Уголовного кодекса РФ: ст.110,117 (истязание, доведение до самоубийства), ст.228-233 (преступления против здоровья населения и общественной нравственности, о наркотиках)

В течение года

Организация взаимодействия администрации школы с

    классными руководителями, методобъединениями, малым и большим педсоветами,

    инспекторами по делам несовершеннолетних,

    комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Дзержинского района,

    наркологическим диспансером,

    психологическими службами города и района

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Работа с учащимися

Первый уровень:

    индивидуальные профилактические и разъяснительные беседы,

    классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: «Правила поведения», «Добро и зло», «Милосердие», «Что такое справедливость и сочувствие», «Что такое уважение и взаимопонимание» и т.д.

    классные часы правовой направленности: «Ребенок и закон», «Поступок и ответственность», «Права ребенка» и т.д.

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Учителя начальных классов

Второй уровень:

профилактические беседы,

    классные часы о воспитании личности в

коллективе на темы: «Законы жизни школьного коллектива», «Что такое порядочность», «Правила доверия», «Конфликты в коллективе и способы их разрешения» и т.д.

    классные часы правовой направленности: «Я – гражданин России», «Преступление и наказание», «Действие и бездействие», «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка» и т.д.

В течение года

По необходимости

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Классные руководители

Третий уровень:

    индивидуальные разъяснительные и

профилактические беседы,

    классные часы о нравственном воспитании

личности на темы: «Что такое порядочность», «Что значит быть принципиальным», «Что такое цель жизни», «Любовь и дружба. Свобода половых отношений», «Взрослая жизнь – взрослая ответственность» и т.д.

    классные часы правовой направленности: «Я –

гражданин России», «Закон и подросток», «Закон о наркотиках», «Мои права – мои обязанности» и т.д.

В течение года

По необходимости

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Учащиеся, состоящие на различных видах учета

    оформление картотеки,

    подбор документов на учащихся для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,

    групповая работа психолога с учащимися (психологические тренинги),

    посещение уроков с целью контроля за дисциплиной и успеваемостью проблемных подростков,

    большие и малые педсоветы в особо трудных случаях,

    посещение учащихся на дому,

    беседы с родителями.

В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Опекаемые дети:

    оформление картотеки,

    вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков, секций, студий, факультативов и т.д.),

    индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании,

    посещение на дому с целью составления актов обследования условий,

    встречи и беседы с опекунами,

    индивидуальная работа психолога с учащимися и опекунами.

В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

1 раз в четверть

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Работа с родителями

Родительские собрания:

    в классах совместно с ОПДН УВД Дзержинского района по вопросу «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми»,

    проведение анкеты-опроса среди родителей,

    «Система работы школы по предупреждению правонарушений»,

    «Занятость детей в кружках, факультативах»,

    «Готовность родителей к кризисам своих детей» (5-8классы).

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Март

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Неблагополучные семьи и семьи, дети которых стоят на учете в КДН:

    своевременное выявление неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,

    оформление картотеки по неблагополучным семьям,

    проведение малых и больших педсоветов,

    встречи и беседы с инспектором по делам несовершеннолетних,

    подбор литературы для родителей,

    проведение рейдов в семьи,

    подбор документов на семьи для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,

    индивидуальные психологические беседы, консультации, тренинги.

В течение года

Сентябрь-октябрь

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Мониторинги, обследования

    «Занятость детей и подростков в свободное от уроков время»,

    «Подросток и вредные привычки»,

    «Уровень тревожности»,

    «Уровень агрессии»,

    «Подросток и его профессиональные интересы» и т.д.

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Март

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Педагог-психолог Д.Ю.Бузоверова

Классные руководители

Наглядная агитация

    Выставки тематической литературы:

    «Права человека и права ребенка»,

    «Предупреждение вредных привычек у подростков».

    Оформление тематических стендов:

    «Подросток вышел на улицу»,

    «Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,

    «Толерантность в правовом государстве».

    Конкурсы плакатов:

    «Я выбираю жизнь!»

    «Вредным привычкам – НЕТ!» и т.д.

Октябрь

Май

Сентябрь

Декабрь

Апрель

Февраль

Май

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

Социальный педагог В.М.Федорова

Учитель ИЗО А.С.Соснина

Школьный библиотекарь Л.И.Скворцова

Классные часы по программе «Мой выбор»

5-6 кл. «Законы жизни школьного коллектива»

7-8 кл. «Преступление и наказание»

9-11кл. «Права и обязанности в нашей жизни»

В течение года

Классные руководители

Общее руководство и контроль работы педколлектива по правовым вопросам

    Помощь и проведение тематических классных часов по основным темам программы «Мой выбор»

    Беседы с классными руководителями 1 – 11 классов. Темы:

    Причины отклонений в поведении «трудных» учащихся,

    Воспитание личности в коллективе,

    Неблагополучные условия семейного воспитания,

    Взаимодействие семьи и школы,

    Работа с семьями повышенной конфликтности,

    Детская агрессия и т.д.

В течение года

В течение года

Зам.директора по ВР Е.С.Ничипоренко

ПРИЛОЖЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ

    План мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков.

    План работы по профилактике вредных привычек.

    План работы по предупреждению наркомании и токсикомании.

    Меры по предупреждению пропусков и прогулов уроков.

Меры по предупреждению общественно опасных деяний школьников.

Республика Саха (Якутия)

МР «Жиганский национальный эвенкийский район»

МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа»

«Правовое просвещение учащихся»

Утвержден

с. Жиганск

Актуальность проблемы

Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

На уровне семьи и личности можно констатировать все возрастающую заинтересованность в формировании правовой компетенций всей семьи и каждого ее члена в отдельности, т. е. способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали. Однако в связи с тем, что в стране происходит непрерывный процесс нормотворчества, обновления законодательства, накопления правоприменительной практики, разрыв между современным демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения становится все заметнее. Отсутствие опыта выстраивания модели собственного поведения в условиях постоянного обновляющейся нормативно-правовой базы усложняет формирование правого сознания подростков и детей младшего школьного возраста. Родители не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромном массе создающихся и исчезающих законов и подзаконных актов - не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее практическим применением. Поэтому то, что в странах с длительной правовой традицией закладывается в семье, в наших условиях должно иметь поддержку извне, стать предметом целенаправленной работы существующих и заинтересованных в этом государственных и общественных институтов.

Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству ОВД, КДН и общественные организации.

Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума, юридических и юридических организаций.

В ходе определения актуальности и значимости программы по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения, которая рассчитана на учащихся всех ступеней школьного обучения – младшей (начальная школа – 1-4 классы), средней (основная школа – 5-9 классы) и старшей (средняя школа – 10-11 классы), их родителей.

Нормативно-правовая основа:

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся и родителей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Гарант», «Консультант», а также к правовой литературе, содержащей в библиотечных фондах, и Интернет – ресурсам.

Цель: правовое просвещение учащихся, и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

1. Формирование гражданско-правовой культуры школьников

2. Правовое просвещение детей «группы риска» и их родителей.

Работа с учащимися начальная школа

Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;

Понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т. д.);

Приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений с взрослыми, старшими;

Знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения): этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;

Получения первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу).

Предлагаемые модули

Предлагаемые темы

Правила вокруг нас

Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка – документ, который тебя защищает.

Мой класс и мои друзья

Права учащихся в нашей школе и в нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе.

Азбука пешехода

Участники дорожного движения. Виды пешеходных пешеходов. Сигналы и виды светофора. Виды транспорта. Дорожные знаки. Мы пассажиры. Безопасные места для детей. Встреча с работником ГИБДД .

Конкурсы:

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Наша школа

Право на образование. Знакомство с внутренним распорядком школы. Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с администрацией образовательного учреждения.

Дом, в котором я живу

Право детей на жизнь в семье. Права и обязанностей членов семьи. Права ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «Если ты оказался в трудной ситуации.. . .» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям , оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои соседи.

Мой друг Светофорик

Движение пешехода и их обязанности. Правила пешехода дороги. Дорожные знаки. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. Встреча с работником ГИБДД.

Конкурсы:

1. Конкурс рисунков «Мой класс»

2. Конкурс рисунков «Я на улице»

3. Конкурс проектов «Наша школа»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Защита прав ребенка

Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятка «Кто может меня защитить?». Встреча с членом КНД и ЗП, инспектором ПДН

Российская Федерация. Власть в нашей стране

Государство. Гражданство. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. Памятка для учащихся: «Куда обратится, если мои права нарушены. . .»

Берегись автомобиля

У каждой машины своя работа. Когда ты становишься водителем. Безопасность пешеходов и пассажиров. Тормозной путь транспортных средств. Встреча с работником ГИБДД

Конкурсы:

1. Конкурс проектов «Моя Россия» (Места, которые мне дороги. . .)

2. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

3. Конкурс рисунков «Я на улице» (по правилам дорожного движения)

Конкурс сочинений «С чего начинается Родина. . .»

Основная школа

Формирование отношение к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

Знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как «закон», «права человека», «права ребенка», «норма права », «правонарушение» и др.);

Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

Формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами ;

Умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права экспертам за помощью в их разрешении;

Накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере – правил для учащихся);

Получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Школьное самоуправление

Право ребенка на участие в управлении образовательным учреждениям. Кто управляет нашей школой? Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Устав школы о школьном самоуправлении. Положении о школьном Ученическом Совете. Проект «Самоуправление в нашей школе: каким оно должно быть?». Встреча с представителями школьного органа самоуправления и заместителем директора по воспитательной работе .

Что такое закон и для чего он нужен

Отличие законов от правил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка. Создание законов (на примере закона выдуманного государства)

Уговор дороже денег

Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписанные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения (на примере своего класс)

1.Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

2.Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

3.Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Право и свобода

Что такое свода? Свободы ребенка, закрепленные в Конвенции о защите прав ребенка. Свобода мысли, совести и религии. Свобода ассоциаций и мирных собраний. Право ребенка на сводное выражение своих взглядов и мнений. Причины ограничений прав и свобод по закону.

Право и здоровье

Конвенция о правах ребенка о праве на пользованием наиболее совершенными услугами здравоохранения. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон? Встреча с приверженцами здорового образа жизни (врачи, наркологи)

Нарушение закона

Государство на страже закона (правоохранительные органы). Кто может нарушить закон? Нарушения прав ребенка. Правонарушения подростков и их возможные последствия. Встреча с представителями правоохранительных органов. Памятка «как не стать соучастником преступления?»

2. Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

3. Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Имею права и могу им воспользоваться

Конвенция о правах ребенка. Правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность подростка. Встреча с представителями юридического сообщества (КДН и ЗП). Составление памяток: «Имею право и могу им воспользоваться.. . » и «Несу ответственность по закону.. . ».

Мое право на образование

Конвенция о правах ребенка о праве на качественное образование. Понятие качества. Право на выбор образовательного учреждения. Возможности получения дополнительного образования . Встреча с администрацией школы, работниками учреждений дополнительного и профессионального образования .

Обязанности и ответственность

Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Встречи с представителями правоохранительных органов.

Торжественное вручение паспортов школьникам, достигшим 14 лет

1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права», «Я имею право»

2. Конкурс сочинений «Мое будущее. . .»

3. Конкурс плакатов «Мое право на образование»

4. Конкурс сочинений «Права человека и будущее России»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Мои первые документы

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

Как не стать жертвой преступления

Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Встреча с работниками правоохранительными органов. Составление общих правил безопасности.

Моя семья

Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья?

Организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.

1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

2. Конкурс сочинений «Мое будущее. . .», «Права человека и будущее России»

3. плакатов «Мое право на образование»

4. Конкурс рефератов «Что значит законопослушный гражданин»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Защита прав собственности

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Что нужно знать, чтобы стать предпринимателем

Собственность. Виды собственности. Наследство. Предпринимательство. Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью ? Виды коммерческих организаций . Договоры, основные правила их заключения и ответственность по договорам. Риски предпринимательской деятельности.

Выборы в демократическом государстве.

Права и свободы граждан, без реализации которых невозможно проведение свободных выборов. Кого мы выбираем? Право выбирать и быть избранным.

Профессиональное образование

Право на получение профессионального образования. Государственные и негосударственные образовательные учреждения. Бесплатное профессиональное образование. Платные образовательные услуги. Памятка «Выбирая профессиональное образование. . .»

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

1.«Мое дело»

2 «Моя предвыборная программа»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Мое жилье

Кто в доме хозяин? Приобретение жилья в собственность. Права и обязанности собственников жилья. Налоги, которые платит собственник жилья. Что такое ТСЖ, зачем и как создают?

Служба в армии: право и обязанность

Конституция РФ и федеральные законы о срочной службе (службе по призыву). Альтернативная служба. Служба по контракту. Защита прав призывника. Встреча с работниками военных комиссариатов , действующими офицерами.

Думать о пенсии никогда не рано

Что такое пенсия? Виды пенсионного обеспечения в России. Пенсионные фонды: разновидности, способы формирования и основные функции. Преимущества и риски размещения средств в негосударственных управляющих кампаниях.

Организация курсов «права человека», «Человек и общество», «конституции – основной закон нашей жизни», «политика и право»

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

Проведение научно-практической конференции с учащимися «Я и закон»

Встреча с прокурором Жиганского района, следователем следственного комитета

1. Конкурс сочинений «права человека и будущее России»

2. Конкурс рефератов «что значит законопослушный гражданин»

Работа с учащимися «группы риска» и их родителями

Задачи:

1. Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной;

2. Способствующих восприятию ЗОЖ и адекватного поведения

3. Выявления интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения

4. Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил

5. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям

6. Оказание помощи семье в решение проблем воспитания, развитие социально - психологического просвещения родителей, усиление их в воспитании детей.

Основные направления работы

1. Профилактика правонарушений и наркомании

2. Профессиональная ориентация и самоопределение

3. Культурно-творческая деятельность

4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока, дополнительного образования

5. Просветительская работа

6. Работа с родителями.

1. Профилактика правонарушений и наркомании

· составление социальных паспортов классов и школы;

· работа школьного Совета по профилактике правонарушений;

· сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекций по делам несовершеннолетних;

· организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов;

· работа педагога - психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений;

правовое просвещение учащихся;

2. Профессиональная ориентация и самоопределение:

проф. диагностика (анкетирование);

проф. Просвещение (беседы, встречи, экскурсии);

проф. Консультирование (работа с педагогом – психологом, педагогами)

3. Культурно- творческая деятельность:

участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;

музейно - экскурсионная работа;

каникулярный отдых

4. Блок дополнительного образования:

привлечение учащихся «группы риска» в занятиях дополнительного образования

5. Просветительская деятельность:

формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;

социально- педагогическая диагностика различных категорий детей;

проведении веществ с привлечением специалистов.

6. Работа с родителями:

сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей, детях- инвалидах;

консультирование с целью оказания помощи в решении социальных, юридических, социально - психологических вопросов;

родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».

Тематический план родительского лектория:

Предлагаемые темы

Основы семейного законодательства

Семейный кодекс РФ. Обязанности супругов. Обязанности родителей. Права родителей.

Типы семейного воспитания

Гиперсоциальное. Эгоцентричное. Тревожно - мнительное и без любви.

Ошибки воспитания

Ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания: гиперсоциальное воспитание: эгоцентричное или все для ребенка; воспитание без любви; тревожно - мнительное воспитание. Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей.

Положение ребенка в семье и отношения с родителями

Проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст. Пути решения проблемы.

Типы конфликтов и способы их преодоления

Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Конфликт опеки.

Работа с родителями

Задачи:

Формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

Выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

Знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

Обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

Приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав и др.)

Умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

Формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

Тематический план

Предлагаемые темы

Правовые нормы

Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав школы.

Права и обязанностей детей и родителей

Конституция РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.

Преступление и наказание

Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.

На родительских собраниях родителям необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются сотрудники ОВД, КНД, и ЗП, органы опеки и попечительства.

Считаем важным разъяснить ребёнку, что он – часть не только семьи, но и общества; что у него есть определённые права и обязанности. Способствовать тому, чтоб ребёнок понял и прочувствовал: члены семьи связаны между собой родственными и духовными узами. Привить уважение к своим предкам, ближе познакомить дошкольника с миром взрослых. Всё это возможно реализовать в интересной работе – проекте “Откуда мы родом”.

Участники: воспитанники старшей – подготовительной группы, педагоги, родители.

Цели урока: познакомить ребёнка с собственными правами,привить интерес к истории рода на примере его семьи.

1. Научные 1.1. Помочь ребёнку изучить его родословную.
1.2. Моделирование связи поколений.
1.3. Дать представление о правах.
2. Мировоззренческие 2.1. Помочь ребёнку разобраться в своих правах.
2.2. Увидеть необыкновенное в обычном.
2.3. Показать связь мира взрослых с миром ребёнка (кто, как и о ком заботится).
2.4. Пофантазировать о будущей семье и жизни.
3. Духовно - нравственные 3.1. Обогатить кругозор детей о семье , как части общества.
3.2. Дать понятие об обязанностях.
3.3. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
3.4. Учить получать радость от узнавания нового.
3.5. Учить сотрудничать; уважать свой и чужой труд.
3.6. Развивать эмоциональную сферу.
3.7. Показать связь поколений.
3.8. Привить уважение к своим предкам.
4. Практические 4.1. Развивать воображение.
4.2. Познакомить с национальными особенностями быта.
4.3. Разработать собственные модели семьи.
4.4. Составить семейное древо.
4.5. Создать альбом родословных.
4.6. Провести праздник семьи.

Этапы работы

1. Подготовительный:

  • определение объектов изучения;
  • подбор литературы, иллюстраций, фотографий, документов (свидетельство о рождении, паспорт);
  • изготовление раздаточного материала для моделирования;
  • “заготовка” семейного древа (рисунок на ватмане).

2. Исследовательский:

изучение истории семьи;
  • ознакомление с особенностями национального характера, костюмами, предметами быта;
  • ознакомление с правами ребёнка .
  • 3. Продуктивный:

    4. Заключительный:

    • обобщение результатов работы;
    • создание альбома родословных или оформление экспозиции родословных.

    5. Защита проекта:

    • проводится в ….г.,
    • в виде собеседования с детьми.

    Способы организации работы:

    • принцип добровольности участия родителей и детей;
    • работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время;
    • воспитанники работают под руководством педагога.

    Работа по проекту оценивается:

    • конкурсной комиссией (зав. ДОУ, зам. зав. по ВМР, педагогом- психологом);
    • педагогами ДОУ.

    Практический выход:

    • изготовление “Семейного древа”;
    • выставка альбомов родословных или экспозиция родословных ;
    • проведение “Праздника семьи”;
    • праздник национального подворья ;
    • ярмарка семейного творчества.

    Тематический план к проекту “Откуда мы родом”

    (Составитель – Бережнова Ольга Ивановна, педагог высшей квалификационной категории, воспитатель подготовительной группы)

    1 Где мы отдыхали летом Рассматривание семейных фотографий о летнем отдыхе, рассказы о семейных поездках к морю, экскурсиях и т.д. Беседа о праве ребёнка на отдых.

    сентябрь

    2 “7 – Я” Разгадывание ребуса “7 – Я”. Рисование на тему “Моя семья”. Беседа об обязанностях членов семьи, о традициях в семье. Сюжетно – ролевая игра “Семья”. Чтение стихотворения Я.Акимова “Моя родня”. Беседа о праве ребёнка знать своих родителей. Оформление панно “Моя семья”.
    3 Я и моё имя Беседа “По-разному зовутся дети” (о праве ребёнка на имя).
    Игра “Полное и неполное имя”.
    Этюд “Назови ласково”.
    Изготовление именных карточек – визиток.
    4 Новый год у ворот Беседа о встрече Нового года в семье, о семейных традициях. Изготовление открыток с новогодними пожеланиями (рисунки и аппликации). Проведение конкурса “Лучшая новогодняя открытка” (совместная с родителями работа). Обсуждение рассказа В.Драгунского “Сестра моя Ксения”.
    5 Наша Родина - Россия Беседа о праве ребёнка на гражданство. Экскурсия по выставке рисунков “Моя Родина”. Беседы о государственной символике. Беседа о берёзке – символе России. Слушание песен о Родине. Народные игры, народные промыслы, народные приметы. Праздник национального подворья.
    6 Защитники земли русской Рассматривание картины В.Васнецова “Богатыри”,

    беседа о защитниках Родины. Разучивание пословиц о храбрости, героизме. Изготовление подарков папам, дедушкам. Спортивное развлечение “Вместе с папой”.

    7 Хорошо рядом с мамой Беседа “Мама – самое прекрасное слово на земле” Составление рассказов детьми о своих мамах. Чтение стихов и песен о маме. Викторина “Что ты знаешь о своих родителях”. Оформление семейных уголков “Семейное древо”. Изготовление подарков для мам, бабушек. Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды.
    8 “Мы живём, пока память жива…” Встреча с фронтовиком, военнослужащим. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ. Проведение фотовыставки “Наши деды воевали…” (Фотографии из семейных альбомов. Беседа о праве детей жить в мире без войны. Экскурсия к Вечному огню. Изготовление праздничных открыток, высаживание цветов на аллею детского сада.
    9 “Мой дом – моя крепость” Беседа о праве ребёнка на жильё. Рисование дома для своей семьи. Лепка и рисование домашней утвари для игры в “Семью”.
    10 Мой город и район, в котором я живу Беседа “Город, где живут и работают наши мамы и папы”. Рисование на тему “Мой город”. Сюжетно – ролевая игра “Почта” (знание детьми домашнего адреса и адреса д/сада). Встреча с интересными людьми: бабушками и дедушками – ветеранами труда.

    Пешая экскурсия по району, семейная экскурсия по городу. Семейный праздник “Моя родословная”.

    Одной из форм работы по правовому воспитанию детей в ДОУ является метод проектов, позволяющий сочетать интересы всех субъектов ДОУ: детей, родителей, педагогов, специалистов ДОУ, социальное окружение, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для проявления творчества детей, деятельность организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, а родители имеют возможность активно участвовать в правовом воспитании детей.

    Долгосрочный проект по правовому воспитанию детей «Я ребёнок и имею право…», включающий в себя несколько сопроектов: с детьми младшего возраста «Моя семья», средний возраст «Что значат наши имена», старшая группа «Дружные ребята» и подготовительная группа «Каждый имеет право!».

    Основная идея работы по проекту – признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим людям. Данный проект представляет собой систему организационно-педагогических мероприятий и действий, обеспечивающих интеграцию методов и форм организации правового воспитания, отвечающий ФГОС ДО и построен на принципах развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

    Предполагаемые результаты:

    После реализации проекта дети будут знать свои права (право на жизнь, имя, семью, свободно выражать свои взгляды, право на получение информации и образование, на пользование услугами системы здравоохранения) и обязанности (помогать взрослым, уважать старших и т.п.), применят полученныезнания в практической деятельности - творческих и развивающих играх, будут стараться использовать э ти знания в общении с другими детьми, продемонстрируют способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы о правах детей, будут готовы правильно оценивать себя и других.

    Практико- ориентированный проект «Каждый имеет право!»

    (долгосрочный, открытый), подготовительная группа, дети 6-7 лет.

    Тема проекта

    Правовое воспитание старших дошкольников

    Направление

    Социально- личностное

    Название организации

    Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 «Красная шапочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей, г. Лесной Свердловской области.

    Воспитатели: Комарова Наталья Викторовна

    Черезова Марина Васильевна

    Нормативно –правовая база проекта

    Конвенция о правах ребёнка

    Устав МБДОУ

    Нормативно – правовая база дошкольного образовательного учреждения. Сборник документов.