Следует исходить из общего понимания феномена культуры как: а) способа созидательной деятельности (не только «чем», но и «как» она осуществляется); б) уровня совершенства, степени развития этой деятельности (где главный критерий - творчество); в) результата этой деятельности (артефакты, мемы, смыслы, символы, коды); г) степень гуманистичности содержания деятельности и ее результатов (человеколюбие, толерантность, уважение достоинства другого
Коммуникативная культура общения включает знание о приемах (способах), нормах и правилах данного вида общения. При этом, конечно, подлинно культурное коммуникативное общение - то, которое опирается на нормы этики, морали, нравственности которое осуществляется в рамках общепринятых правил этикета. Нетрудно заметить здесь и то обстоятельство, что коммуникативная культура находится в прямой зависимости от направленности личности , т.е. от ее ценностных ориентаций , потребностей, устремлений, что составляет своеобразное духовное поле коммуникаций. Это поле формирует, в свою очередь, феномен «позитивного» или «непозитивного» сознания как стержня успешного или неуспешного коммуникативного общения.
Коммуникативное общение подлинно культурно, когда оно как деятельность осуществляется свободно и демократично , когда оно наполнено креативностью (творчеством), т.е. изобретательно, не загнано в прокрустово ложе штампов, идеологем, политических догм, корпоративных шор, социально-групповых интересов.
Коммуникативность общения людей связана с их вербальной культурой, которая органично отливается в культурные формы вербальных коммуникаций. В связи с этим обратим внимание на необходимость расширения личностного запаса слов, понятий, категорий. Современная «Эллочка-людоедка» просто не сможет участвовать в современном коммуникативном диалоге.
Следует, наверное, сказать о том, что мат - есть свидетельство и бедности языка, и «опущения» информационного ряда, и «моветон» (дурной тон) в общении. Это и проникновение в информационное поле этики насилия, морали неуважения к человеческому достоинству.
Коммуникационная культурность связана с широтой и разнообразием используемых средств - носителей информационного смысла, с мастерством владения ими и их использованием. Это касается не только человеческой речи, но и невербальных, и технических (СМИ) средств коммуникативных связей.
Коммуникативная культура - это гуманизм коммуникаций. В данном аспекте речь идет и о «тональности» передачи сообщений, и самого содержания информации, которое должно учитывать «живое в человеке», его психическую жизнь; учитывать обстоятельства человеческого бытия, осуществляться с чувством такта. Вовсе не случайно метафорическое суждение о том, что словом можно вдохновить, вылечить, ранить и убить.
Коммуникативная культура - это обеспечение в общении «семантически значимой информации» 1 . О чем здесь речь? При общении, в особенности через системы невербального взаимодействия, используются определенные знаковые системы, которые можно рассматривать как коды . Проблема состоит в том, что система кодификации и декодификации должна быть известна всем участникам коммуникативного процесса. Семантически значимая информация - это та, что дается на входе, а фиксируется на выходе системы, т.е. которая только и «срабатывает». Она-то как раз и влияет на изменения в поведении, т.е. имеет смысл. В противном случае прибавки к вербальной коммуникации не будет.
Наконец, культура коммуникативности - это установка коммуникатора и реципиента на положительное друг в друге, это доброжелательность, но самое главное - это общение, которое в основе содержит «позитивное мышление», ведущее к благоприятному общению. Позитивное мышление охватывает положительное оценивание человеком мира, явлений, событий, людей и, конечно, самого себя.
В наиболее общем плане коммуникативная культура есть степень творчества в средствах, технике и технологии осуществления коммуникаций, уровень совершенства и гуманности его содержания, упорядоченность коммуникативных отношений.
Вместе с тем коммуникативный процесс может протекать и спонтанно (хаотично). Ведь это - системный акт. И здесь могут быть случайности, парадоксы, несоразмерности, попятные явления и т.п.
Однако, последнее - тоже сфера культурного процесса, если вести речь об общении как о динамическом действии. В данном случае следует выделять «устойчивые» и «неустойчивые» формы коммуникативности - относительно параметров культуры как результата, как момента коммуникации.
Разумеется, в контексте исследуемого аспекта культура личности связывается и с общим, и со специфическим. Так, например, «образованность» связана в большой мере именно со сферой «коммуникаций», однако важна культура личности и в целом. Ну, а говоря о нравственности личности, нельзя не различать специфики ее технологического проявления в коммуникациях, с которыми связаны этикетные нормы.
Еще одна сторона коммуникативности - субъекты общения. Их культурные параметры тоже являются составной частью коммуникативной межличностной культуры. В этом смысле мы должны выделить такие личностные показатели, как: а) гуманистическая направленность; б) включенность в созидательную деятельность; в) образованность; г) инкультурированность; д) воспитанность; е) духовность; ж) наличие нравственно регулирующей рефлексии
С детства мы усваиваем определенные нормы и правила поведения. Воспитанного человека отличает то, что правила культурного поведения стали нормой его жизни. Известные истины нужно говорить как можно чаще, именно поэтому мы еще раз обращаемся к ним, чтобы, читая их, вы оценили себя, насколько им следуете.
Правило 1 . Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уважения себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала -эффективные средства самореализации.
Правило 2 . Хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбайтесь чаще себе и окружающим. добрая шутка сближает людей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность успехе самого трудного дела.
Правило 3. Старайтесь сохранять спокойствие во всех ситуациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.
Правило 4 . Справедливо оценивайте людей, а если критикуете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство критикуемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз- Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.
Правило 5. В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение окружающих, что может оказаться гораздо ценнее.
Правило 6 . Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению. Критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, ясность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней культуре, духовном богатстве.
Правило 7. Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сначала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей.
Правило 8 . Будьте благодарны. Человек, умеющий благодарить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету илинет.
Правило 9 . Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.
Некорректное действие собеседника |
Нейтрализующая защита собеседника |
«Раздувание» проблемы, вывод ее за принятые в дискуссии границы. |
Напомнить о рамках дискуссии, о ее цели. Попросить еще раз уточнить антитезис и вернуть разговор в прежнее русло, в установленные границы обсуждения. |
Выхватывание мелочи (факта), не затрагивающей основного тезиса. |
Спросить оратора о цели дискуссии, цели его выступления. Спросить, какую мысль |
Попытка со стороны оппонента перехватить инициативу в выборе направления разговора: Выдвижение вопроса не по существу проблемы; Выдвижение контрвопроса, игнорирование высказанного мнения, аргументации |
Предусмотреть возражения соперников, изучить их мотивы, позиции и т.д.: Указать собеседнику на его уход от спорного вопроса; Спросить его, какую мысль он доказывал; Попросить высказать отношение к аргументации, изложенному мнению. |
Высказывание намеков, компрометирующих собеседника, ставящих тем самым под сомнение его мысль, предложения: Перенесение критики на выступающего, на личность; Приписывание выступающему явно нелепых высказываний |
Не исключать комплиментов в адрес соперника, выигрывать доброжелательностью, демонстрировать свою объективность: Не пытаться оправдываться, не проявлять резких эмоций, не поддаваться не провокацию. |
Намеренный увод к ложным выводам, подтасовка фактов для того, чтобы впоследствии уличить оппонента в безграмотности и дилетанстве. |
Прекратить обмен мнениями, похвалить собеседника за глубину анализа и попросить его сделать обобщающий вывод. |
Скрывание резко отрицательного отношения к позиции или автору идеи под маской доброжелательности. |
Остроумно сорвать маску оратора, напомнить факт подобной «доброжелательности» и раскрыть его замысел всем присутствующим. |
Демонстрация некомпетентности соперника в проблеме, ведение демагогических рассуждений. |
Не проявлять излишнюю деликатность, спросить, о чем конкретно шла речь, ради чего. |
Игра на ошибках оппонентов, недоработках, несовершенствах их, игнорирование фактов «за» и «против», тенденциозное преподнесение материала. |
Попросить высказать соображения, как выйти из затруднения. |
Постоянное изменение позиции, кружение вокруг до около, попытка найти что-то третье свое. |
Не настаивать на признании, согласии и поддержке вашей идеи. Ваш соперник – марионетка. Сверните разговор, который все равно ни к чему не приведет. |
Грубое одергивание собеседника |
Не давать волю своим чувствам. Это попытка соперника вывести вас из равновесия на этом сыграть. По возможности использовать сатиру, иронию, сарказм. |
Образовательная политика сейчас во многом сконцентрирована на развитии коммуникативной компетентности. Способность эффективно общаться часто называют одной из целей образования, наряду с другими ключевыми навыками, такими как критическое и способность эффективного решения проблем.
Что такое коммуникативная культура?Одно из определений коммуникативной культуры – способность человека запомнить эффективные коммуникационные методы и использовать эти знания, адаптируя их к различным контекстам.
Вот список навыков, составляющих коммуникативную культуру общения:
- Выражать свои идеи ясно.
- Вести общение корректно, в соответствии с этическими нормами.
- Понимать момент, когда коммуникация удобна.
- Четко осознавать цель своих коммуникаций.
- Выбирать наиболее подходящий и эффективный способ для коммуникации.
- Демонстрировать доверие к собеседнику.
- Определять и нейтрализовать моменты непонимания.
- Способность предотвращать или грамотно разрешать конфликты.
- Открытие к восприятию чужой точки зрения.
- Слушать внимательно.
Коммуникативная культура личности
Социальные психологи выделяют также список навыков, которые составляют коммуникативную культуру в целом.
Важно отметить, что человек с развитой коммуникативной культурой – ни в коем случае не «ботаник» с накрахмаленным воротничком. Это цельная , способная дипломатично и находчиво справиться с любой речевой или переговорной ситуацией. Кстати, если вы интересуетесь коммуникациями в дипломатии, мы советуем прочесть труд китайских стратегов «36 стратагем».
Страница 1
Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения.
Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, А.Б. Добровича, А.В. Запорожца, И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, Е.С. Кузьминой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, В.Д. Ширшова и др. Ученые-психологи и педагоги признают общение одним из главных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и учением. Исследователи С.Н. Батракова, Н.А. Березовин, Н.В. Бордовская, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, А.А. Реан, В.А. Сластенин рассматривают общение как процесс взаимодействия в системе «учитель-ученик», где основное внимание уделяется проблеме.
По мнению вышеперечисленных ученых, в основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, предупредительность.
Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией.
Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, когда появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.
Тактичность - также одно из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта - это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т.д.
Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.
Предупредительность - это стремление первым оказать любезность избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
Мы согласны с мнением Г.М. Андреевой и А.А. Бодалева, что человек с высоким уровнем коммуникативной культуры обладает:
· эмпатией - умением видеть мир глазами других, понимать его также, как они;
· доброжелательностью - уважением, симпатией, умением понимать людей, не одобряя их поступки, готовностью поддерживать других;
· аутентичностью - способностью быть самим собой в контактах с другими людьми;
· конкретностью - умением говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовностью отвечать однозначно на вопросы;
Информация по педагогике:
Современные педагогические средства как основа развития учебной мотивации
студентов
Логика нашего исследования предполагает рассмотрение вопроса "какие современные средства обучения рациональней всего использовать для развития учебной мотивации студентов УСПО?". В данном параграфе мы к ним и обратимся. Нельзя говорить о современных педагогических средств обучения, не зат...
Психолого-педагогический аспект проблемы конфликтов в настоящее время
Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конф...
Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников
Настоящее исследование было проведено в детской поликлинике г. Волжска. Всего в исследовании приняли участие 12 дошкольников (6 девочек и 6 мальчиков в возрасте 6-7 лет). Пятеро из этих дети наблюдаются у педиатра по поводу хронических заболеваний ЛОР - органов, двое имеют хроническое заболевание м...
Коммуникативная культура - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.
Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости - грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. ■ Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.
Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.
Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта - это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.
Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.
Точность, также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.
Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:
Эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;
Доброжелательность - уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;
Аутентичность - способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
Конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы;
Инициативность - способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;
Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую;
Открытость - готовность открывать другим свой внутренний мир и твердая убежденность в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношении с окружающими, искренность;
принятие чувства - умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;
самопознание - исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.
Человек начинает лучше понимать других, если познает следующие аспекты собственной личности:
♦ собственные потребности и ценностные ориентации, технику личной работы;
♦ свои перцептивные умения, т. е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп;
♦ готовность воспринимать новое во внешней среде;
♦ свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур;
♦ свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды;
♦ свои способы персонализации внешней среды, т. е. основания и причины, по которым что-то во внешней среде рассматривается как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина.
Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений:
· психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение;
· поддерживать общение, стимулировать активность партнера; психологически точно определять «точку» завершения общения;
· максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
· прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;
· психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника;
· овладевать и удерживать инициативу в общении;
· провоцировать «желательную реакцию» партнера по общению;
· формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению; преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излишнее напряжение;
· психологически и физически «соответствовать» собеседнику;
· адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;
· мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи.
Не менее важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т. е. культура речи. В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей. Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии се на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.
К числу основных показателей культуры речи в деловом общении можно отнести:
словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы); словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает) произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект); грамматика (деловая речь требует соблюдения общих пра-вил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);
стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).
Особенности развития каждой личности, уникальность се внутреннего мира и деловой среды позволяет говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.
Значительный вклад в осмысление сущности коммуникативной культуры учителя внесли педагогические исследования, в которых коммуникативная культура рассматривалась как основа профессиональной деятельности педагога, отмечалась ее тесная связь с социальной и общей культурой (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, И.И. Рыданова, В.А. Сластенин, В.В. Соколова и другие).
Профессия учителя, в том числе и учителя-логопеда, относится по классификации Е.А. Климова к типу профессий – «человек-человек», для которых специфическими являются личностные качества, обеспечивающие эффективное взаимодействие между людьми, понимание людей, установление контактов, организацию совместной деятельности .
Важной особенностью профессии учителя является ее принадлежность к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых коммуникативная культура является обязательным условием профессионализма. Как основа профессиональной деятельности педагога понятие «коммуникативная культура» включает устную коммуникативную культуру (умения речевого высказывания и слушания во время общения с учащимися), письменную коммуникативную культуру (умения грамотного и целенаправленного чтения и оформления письменных сообщений), невербальную коммуникативную культуру (тактичное невербальное общение) .
В.В. Соколова, рассматривая коммуникативную культуру как область педагогической антропологии, выделяет объектное значение термина как «знание о социальных нормах, традициях осуществления коммуникативной деятельности для достижения комфортного, эффективного и национально специфического использования средств общения, адекватных конкретным коммуникативным ситуациям» и субъектное значение «в виде совокупности свойств, коммуникативных умений языковой личности, реализующихся в коммуникативной деятельности». Коммуникативная культура предстает в данной трактовке как совокупность «обобщенных коммуникативных умений» в виде эмоциональной (нравственной) культуры, культуры мышления (интеллектуальной культуры) и культуры речи .
В структуру коммуникативной культуры учителя включаются:
1. Общительность (коммуникабельность, эмпатия, социальное родство).
2. Нравственная воспитанность.
3.Техники педагогического общения, владение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей (С.А. Смирнов и др.).
Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности являетсяпедагогическая коммуникабельность (профессионально-педагогическая общительность, по В.А. Кан-Калику), благоприятными условиями для формирования которой являются общительность и экстравертированность как способность к продуктивному взаимодействию с детьми. К ведущим признакампедагогической коммуникабельностиотносят следующие: 1) потребность в общении с детьми; 2) его положительная эмоциональная тональность; 3) доминирующее переживание чувства удовлетворения общением; 4) взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся); 5) понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; 6) конструктивное разрешение межличностных противоречий; 7) гуманизм общения; 8) эстетика общения.
Привлекательность учителя как коммуниканта А.А. Леонтьев связывает с «яркостью его личности», профессиональной эрудицией, творческим своеобразием, высокой общей и нравственно-эстетической культурой, педагогическим мастерством и др.
Общительности помогают развитыеперцептивные способности, среди них: профессиональная зоркость, наблюдательность, умение быстро и верно фиксировать внутреннее состояние учащихся по внешним проявлениям, отличать подлинную внимательность от симуляции внимания, понимать мотивы поступков. В основе педагогической интуиции лежит не только анализ, предвидение с опорой на логические построения, но и на эмпатию – способность педагога условно отождествлять себя с учеником, разделять его радости и огорчения, т.е. «прежде всего, понимать движение детского сердца» (В.А. Сухомлинский).
В процессе направленного формирования общительности как профессионально-личностного качества происходит осуществление профессионального самопознания (определение собственных коммуникативных качеств, положительных и слабых сторон в общении, анализ трудностей общения, своих представлений об идеальном общении, о том, как оценивают ваши возможности в общении другие); работа на основе специализированного тренинга по развитию основных характеристик общительности; разнообразная общественная работа с людьми, в которой приобретается опыт коммуникативной деятельности (лекции, беседы и т.п.); создание ситуаций, формирующих опыт преодоления негативных наслоений в общении и способствующих развитию общительности .
Если рассматривать коммуникативную компетентность в широком смысле как способность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений, можно выделить следующие составляющие понятия: высокий уровень знания языка, его выразительных возможностей, средств убеждения; владение культурой общения; опыт речевой деятельности в конкретной сфере общения.
Коммуникативные умения, по мнению А.А. Леонтьева, – понятие более широкое, чем понятие «речевые умения»: коммуникативные умения обеспечивают эффективность общения на всех уровнях. Принято разграничивать два аспекта характеристики коммуникативных умений: а) то, что называется в социальной психологии «самоподачей», т. е. умение использовать личностные способности для достижения коммуникативной цели; б) владение «технологией» общения и контакта как вербальной, так и невербальной .
А.В. Мудрик выделяет параметры личности, влияющие на общительность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия и спонтанность восприятия, определенные социальные установки (например, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату), коммуникативные умения (ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации). Практически все педагогические способности так или иначе связаны с коммуникативной деятельностью педагога, замыкаются на коммуникативных способностях: дидактические, организаторские, перцептивные, экспрессивные, академические, личностные, педагогическое воображение, высокая степень распределения внимания и др.
А.В. Мудрик предлагает следующую градацию коммуникативных умений в контексте межличностного взаимодействия:
1. Умение ориентироваться в партнерах:
б) давать окружающим правильную оценку;
в) находить правильный стиль и тон общения.
2. Умение ориентироваться в ситуациях общения:
а) знать правила общения;
б) устанавливать контакты;
в) входить в уже имеющуюся ситуацию.
3. Умение сотрудничать в различных видах деятельности:
а) коллективно ставить цели, планировать пути их достижения;
б) совместно выполнять;
в) анализировать и оценивать достигнутое .
Наконец, характер коммуникативного взаимодействия детерминирован используемыми учителемтехнологиями. По мнению А.А. Леонтьева, «технология общения – это, прежде всего, средство не деятельности учителя, а средство реализации личности учителя в его профессиональной деятельности» . Обычно применяют в комплексе психологические и педагогические средства. Успех общения обусловлен профессиональным владением лингвистическими, паралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия (заражением, внушением, идентификацией и др.), многообразием воспитательных средств, методов и форм работы (игра, беседа, дискуссия и др.).
Успешная реализация коммуникативного взаимодействия предполагает не только освоение арсенала психолого-педагогических средств, но иреализациюиндивидуальных экспрессивных возможностей : речевых, мимических, жестикуляционных, пантомимических – и целенаправленную систематическую работу над их совершенствованием.
Речевые способности помогают педагогу эффективно решать текущие коммуникативные задачи. Умение говорить является одним из основных профессиональных умений учителя. Как отмечают педагоги и психологи, развитию этого профессионального умения способствует наличие таких задатков и способностей, как: отличная вербальная память, хорошо развитые автоматизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, логичное построение и изложение высказывания, общительность как черта характера (умение слушать, сопереживать, сочувствовать и др.), умение ориентировать речь на собеседника, высокий уровень антиципации. Наличие подобного типа способностей – основа для выработки коммуникативно-речевых умений профессионального характера, особенностью которых является то, что с их помощью реализуются образовательно-воспитательные задачи. Учитель должен целенаправленно развивать в себе умение «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организовывать общение.
Мимические и пантомимические средства решения коммуникативных задач чаще всего сопровождают речевые средства, иногда выступают и относительно самостоятельно. Важна обратная связь – содержательная, дающая информацию об усвоении объясняемого материала, и эмоциональная, улавливаемая педагогом через поведение учащихся, их глаза, выражение лиц.
В выраженииневербального поведения учителя можно выделить следующие основныепоказатели: интонация, дикция, темп речи, сила и тембр голоса, мимика, контакт глаз, доминирующие физиогномические маски, жестикуляция, позы, дистантность общения, адекватность использованной экспрессии ситуации общения, артистизм (эстетика манер, внешнего самооформления) и др. Культура невербальной экспрессии отражает уровень профессионального мастерства и своеобразие манер учителя. Мастера отличает развитая способность использовать многообразие средств личной экспрессии в профессиональных целях.
Положив в основу ведущие компоненты учебно-воспитательного общения как педагогической категории, И.И. Рыданова выделяет следующиеблоки профессиональных коммуникативных умений учителя:социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, технологический.
К социально-психологическому блоку относятся умения: располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности каждого ребенка и группы, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства (вербальные, невербальные, проксемические), механизмы коммуникативного воздействия (заражения, внушения, убеждения, идентификации и т.д.).
В структуру нравственно-этического блока входят умения: строить общение на гуманной, демократической основе: руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета; утверждать личностное достоинство каждого ребенка; организовывать творческое сотрудничество с классом и с каждым школьником; инициировать благоприятный нравственный климат общения. Существенным являетсясоблюдение учителем принципов и правил профессиональной этики и этикета. Нормой его поведенческих реакций являются человечность, уважительность, вежливость, корректность, тактичность, обязательность, порядочность и др.
В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления; быть артистичным, эстетически выразительным; приобщать учащихся к высокой культуре общения; активизировать их эмоциональный тонус, переживание радости общения, чувства прекрасного. Высокая культура поведения учителя, артистизм манер, чувство юмора, творческая импровизация составляютэстетический аспект педагогического такта, доставляя учащимся и нравственное, и эстетическое удовлетворение.
В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия; выбирать оптимальный стиль руководства общением; соблюдать педагогический такт; органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность .
Таким образом, коммуникативное взаимодействие учителя и учащихся направлено на: 1) согласование и координирование предметной деятельности учителя и учащихся, стимулирование их мотивации, интеллектуального, эмоционального и волевого развития; 2) создание отношений взаимопонимания, сопереживания; 3) формирование культуры общения учащихся.
Показателями культуры коммуникативного взаимодействия выступают: адекватность реакций учащихся на педагогические действия и поступки учителя, синхронность совместной деятельности; эмоционально-познавательная активность, атмосфера творческого поиска и сотрудничества; соблюдение нравственно-этических и этикетных норм в деловом и межличностном общении учителя и учащихся.
С точки зрения успешности решения коммуникативных задач можно выделить следующие уровни профессиональной компетентности учителя:
1) уровень теоретической грамотности, позволяющий избегать грубых ошибок;
2) уровень ремесленничества, характеризующийся стереотипностью педагогических действий;
3) уровень искусства, которому свойственно осознанное принятие оптимальных творческих решений.
В.И. Зверева в пособии «Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей» выделяет следующие критерии для оценки уровня коммуникативной культуры учителей: 1. Коммуникативные и организаторские способности; 2. Способность к сотрудничеству с учащимися; 3. Готовность к сотрудничеству с коллегами; 4. Готовность к сотрудничеству с родителями; 5. Педагогический такт; 6. Педагогическая культура речи (целенаправленность, связность изложения, развернутость, доступность, логическая четкость и завершенность высказываний, ясность и отчетливость формы изложения, выразительность и образность речи); 7. Создание комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания.
В соответствии с этими критериями выделяют три уровня владения учителями коммуникативной культурой: 1) репродуктивный (вторая категория); 2) мастерский (первая категория); 3) исследовательский (высшая категория). В частности, согласно первому критерию, учитель с репродуктивным уровнем коммуникативной культуры стремится к контактам с людьми, отстаивает свое мнение, планирует работу, однако потенциал его склонностей недостаточно устойчив. Мастерский уровень характеризуется постоянным стремлением к расширению круга знакомых, проявлением инициативы в общении, оказанием помощи близким и друзьям, участием в организации общественных мероприятий, настойчивостью в привлекательной деятельности. Учитель с исследовательским уровнем коммуникативной культуры, испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней, быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, самостоятелен, принципиален.
Согласно второму критерию учитель с первым (репродуктивным) уровнем коммуникативной культуры владеет известными в педагогике приемами убеждающего воздействия, но использует их без анализа ситуации. Учитель с мастерским уровнем коммуникативной культуры обсуждает и анализирует ситуации совместно с учащимися и оставляет за ними право принимать решение самим. Он умеет сформировать гражданскую позицию ученика, его реальное социальное поведение и поступки, мировоззрение и отношение к учению, а также готовность, открытость для воспитательных воздействий. Учитель исследовательского уровня ведет постоянный поиск новых приемов убеждающего воздействия, предвидит возможности их использования в общении, воспитывает отношение понимания к чужим взглядам. Он умеет обоснованно применять сочетание методов обучения и воспитания, позволяющих добиться максимальных результатов при минимальной затрате времени и оптимальном приложении умственных, волевых, эмоциональных усилий учителя и учащихся .
Развитие коммуникативной компетентности учителя следует рассматривать как процесс самосовершенствования, а в диагностике компетентности, помимо экспертных оценок, важное значение имеет самодиагностика, учитывая справедливое замечание А.К. Марковой: «Учителю важно иметь собственную адекватную профессиональную самооценку, тогда любая оценка учителя извне (даже не вполне справедливая) не сможет поколебать его профессиональную устойчивость, не разрушит его деятельность, не снизит его самоуважение в целом» .
Материал для самопроверки
Контрольные и тренировочные задания
1. Объясните смысл изречения:
Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями
Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом.
А. Сент-Экзюпери
Я. Корчак
2. Раскройте понятие коммуникативная культура личности .
3. Охарактеризуйте содержание составляющих коммуникативно-испол-
нительского мастерства личности.
4. Сравните понятия «коммуникативная культура личности», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный потенциал».
5. Дайте сравнительную характеристику коммуникативной компетентности с точки зрения психологических и лингвистических позиций.
6. Представьте в виде таблицы характеристику основных коммуникативных способностей и умений учителя.
7. Подберите синонимы к словам: уравновешенность, сочувствие, безучастный, упрямство.
8. Подберите антонимы к словам: замкнутость, грубость, тревожность, тактичность.
9. Определите свои положительные и отрицательные коммуникативные качества при выполнении упражнения:
«Мой черно-белый коммуникативный портрет»
Что мне в себе не нравится … Что мне в себе нравится…
Разговорные умения
Могу начать и поддержать разговор с людьми, которых я знаю.
Я могу начать и поддержать разговор, встретив новых людей.
Я могу выбрать правильную манеру разговора.
Я могу услышать мнения других людей.
Я могу воспринимать и отбирать необходимую информацию.
Я могу уверенно говорить в неформальных ситуациях или общаясь с друзьями.
Я могу говорить уверенно в официальных ситуациях или общаясь с друзьями.
Я могу объяснить мое собственное мнение.
Я могу говорить и сделать сообщение в группе как формально, так и неформально, выступать в обществе с речью, докладом.
Вопросы, инструктирование
Я могу спросить о чем-то, если мне это непонятно.
Я могу дать инструкции, которые могут быть понятны.
Я могу выполнять данные инструкции.
Групповая работа
Я могу сотрудничать с другими на групповых занятиях.
Я могу установить эффективное сотрудничество в разнообразных типах групповых занятий.
Я могу эффективно действовать в различных ситуациях в качестве ученика, служащего, лидера группы.
Я могу вести себя в восприимчивой манере по отношению к другим членам группы.
Я могу научить других делать или понимать что-то.
Я могу понимать, как разные роли влияют на поведение людей.
Я могу узнавать стереотипы и понимать их эффекты.
Я могу оценивать свои собственные особенности, черты других членов общества.
Я очень чувствителен к проявлениям культурной и расовой дискриминации, к несправедливости.
Я чувствителен к проявлениям дискриминации и несправедливости в вопросах пола, классовых вопросах, в вопросах нетрудоспособности.
11. Попробуйте составить кроссворд с ключевым словом «взаимодействие.
12. Определите возможные проявления коммуникативного (речевого и невербального) поведения учителя с целью создания у учащихся ситуации успеха как субъективного переживания удовлетворения от процесса и результата общения.
13. Какие, на ваш взгляд, школьные предметы дают больше возможностей для формирования коммуникативной культуры учащихся?
14. На основе критериев, выделенных В.И. Зверевой , составьте таблицу уровней владения учителями коммуникативной культурой.
Задания в тестовой форме
1. Определите положительные коммуникативно-значимые качества личности:
а) открытость (общительность)
б) обидчивость
в) эгоистичность
д) способность к сопереживанию
2. Укажите правильный ответ.
Отметьте качества, которые препятствуют конструктивному общению:
а) тактичность
б) безучастность
в) терпимость
г) доброжелательность, дружественность в поведении
д) застенчивость, неуверенность в себе
3. Укажите правильный ответ.
Коммуникативную культуру учителя в рамках культурологического подхода изучали:
а) В.А. Сластенин
б) И.А. Зимняя
в) Е.В. Руденский
г) В.А. Кан-Калик
д) О.М. Казарцева
4. Укажите правильный ответ.
Определите наиболее важные для педагога качества коммуникативной культуры личности:
б) культура речевого действия
в) культура жестов и пластики движений
г) культура восприятия коммуникативных действий партнера по общению
д) все перечисленное.
5. Укажите правильный ответ.
К умениям эмоционально-психологической саморегуляции относятся:
а) умение верно оценивать социально-психологический настрой партнеров по общению
б) умение перестроить общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров
в) умение эмоционально-мимического сопровождения высказывания
г) умение устанавливать необходимый контакт с собеседником
д) культура речевых высказываний
6. Укажите правильный ответ.
Коммуникативный потенциал личности составляют:
а) коммуникативные свойства
б) коммуникативные способности
в) коммуникативная компетентность
г) все перечисленное
7. Укажите правильный ответ.
Наиболее емким понятием из представленных является:
а) коммуникативная компетентность
б) коммуникативные умения
в) коммуникативно-исполнительское мастерство
г) коммуникативная культура
д) коммуникативная компетенция
8. Укажите правильный ответ.
Предметная компетенция складывается на основе:
а) знания единиц языка и правил их соединения
б) знания лингвистики как науки
в) активного владения общей лексикой
г) обусловленности коммуникативными целями
д) всего перечисленного
9. Укажите правильный ответ.
Понятие «коммуникативная культура педагога» включает:
а) устную коммуникативную культуру
б) письменную коммуникативную культуру
в) невербальную коммуникативную культуру
г) все перечисленное
10. Укажите правильный ответ.
Специфическим личностным качеством в структуре коммуникативной компетентности учителя является:
а) общительность
б) педагогическая коммуникабельность
в) экстравертированность
г) коммуникабельность
д) все перечисленное
11. Расположите следующие задатки и способности, необходимые для развития речевых умений учителя, в порядке их востребования в момент речи:
а) мгновенный отбор нужных языковых средств
б) общительность как черта характера
в) логичное построение и изложение высказывания
г) умение ориентировать речь на собеседника
д) умение слушать, сопереживать, сочувствовать
12. Укажите правильный ответ.
К умениям ориентироваться в партнерах по общению относятся следующие:
а) коллективно ставить цели, планировать пути их достижения
б) знать правила общения
г) анализировать и оценивать достигнутое
д) входить в уже имеющуюся ситуацию
13. Укажите правильный ответ.
Визуально можно наблюдать следующие показатели невербального поведения учителя:
а) интонация
б) жестикуляция
д) тон речи
14. Укажите правильный ответ.
Стереотипному уровню овладения экспрессивной культурой учителя соответствует:
а) самовыражение осознанное, но не отличающееся самобытностью и мастерством
б) спонтанное самовыражение
в) неосознанное самовыражение
г) осознанное, нестандартное самовыражение
д) импровизационное, артистичное самовыражение
15. Укажите правильный ответ.
В структуру технологического блока входят умения учителя:
а) строить общение на гуманной, демократической основе
б) использовать учебно-воспитательные средства, методы, различные формы взаимодействия
в) использовать механизмы коммуникативного воздействия: заражение, внушение, убеждение
г) быть артистичным, эстетически выразительным
д) руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета
16. Укажите правильный ответ.
Стиль общения учителя отличают следующие признаки:
а) доброжелательность, позиция заинтересованности в успехе ученика
б) наличие эмпатии
в) рефлексия
г) внимание к мыслительному процессу учеников
д) все перечисленное.
17. Укажите правильный ответ.
Какие показатели способствуют выработке неправильного стиля общения учителя с учениками?
а) доверие
б) стремление к доброжелательному взаимопониманию
г) радостное отношение к учению
18. Расположите следующие критерии по степени их значимости для оценки уровня коммуникативной культуры учителя-логопеда:
а) способность к сотрудничеству с детьми
б) педагогическая культура речи
в) коммуникативные и организаторские способности
г) готовность к сотрудничеству с коллегами
д) готовность к сотрудничеству с родителями
19. Укажите правильный ответ.
Для репродуктивного уровня владения учителем коммуникативными способностями характерны:
а) недостаточно устойчивый потенциал коммуникативных склоннстей
б) проявление инициативы в общении
в) постоянное стремление к расширению круга знакомых
г) оказание помощи близким и друзьям
д) ощущение потребности в коммуникативной и организаторской деятельности
20. Укажите правильный ответ.
Какие из перечисленных умений необходимы педагогу в кризисные моменты, когда внезапно обостряются взаимоотношения со школьниками?
а) понимание психологического состояния ученика по внешним признакам
б) умение управлять своим поведением
в) умение «подать себя» в общении с учащимися
г) умения речевого и неречевого контакта с учащимися
д) гностические умения
Тестирование
1. Определите состояние своей мотивационной сферы с помощью теста-опросника МУН А. Реана .
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то имейте в виду, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относительно и к ответу «нет»: он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая подолгу ответ. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является наиболее точным.
Текст опросника:
1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.
2. В деятельности я обычно активен.
3. Склонен к проявлению инициативы.
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины, чтобы от них отказаться.
5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограничения времени результативность моей деятельности ухудшается.
10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую, то, скорее, продуманно.
13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно еслиотсутствует внешний контроль.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, нежели стремиться к невозможному.
15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается.
16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели, даже в случае неудачи на пути к ее достижению.
20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.
Ключ к опроснику
ДА: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.
НЕТ: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.
Обработка результатов
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемый получает 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
1–7 баллов – диагностируется мотивация боязни неудачи.
14–20 баллов – диагностируется мотивация успеха.
8–13 баллов – мотивационный полюс ярко не выражен.
8-9 баллов – есть определенное тяготение к мотивации боязни неудачи.
12-13 баллов – тяготение к мотивации успеха.
2. Определите уровень коммуникативного самоконтроля в общении с помощью теста М. Снайдера .
1. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь.
Обработка результатов
По одному баллу начисляется за ответ Н на 1, 5, 7 вопросы и за ответ В – на все остальные. Подсчитайте сумму баллов.
Оценка
0–3 балла - низкий коммуникативный контроль;
4–6 баллов - средний коммуникативный контроль;
7–10 баллов - высокий коммуникативный контроль.
3. Определите свои возможности с помощью теста «Коммуникативная готовность к диалогу с ребенком » .
Инструкция. Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из предложенных вариантов ответа (а, б, в).
Вопросы:
1. Кто из учащихся, на ваш взгляд, нуждается в доверительной беседе?
а) неуспевающий; б) недисциплинированный; в) каждый.
2. Каковы ваши действия, если ребенок явно уклоняется от беседы?
а) требую, чтобы он остался после уроков;
б) предлагаю выбрать подходящий день;
в) терпеливо жду удобного случая.
3. Какие воспитательные цели для вас являются приоритетными в беседе с ребенком?
а) уточнение мотивации поведения;
б) помощь в обретении чувства личной ответственности за поступки;
в) побуждение к осознанию своих ошибок.
4. Как вы предпочитаете обращаться к учащемуся?
а) на «Вы»; б) на «ты»; в) по имени, а не по фамилии.
5. С чего начинаете беседу?
а) с постановки конкретных вопросов;
б) с создания доверительной атмосферы;
в) с сообщения цели разговора.
6. На чем акцентируете свое внимание?
б) на подтексте речевых высказываний;
в) на манерах, внешности ребенка.
7. Как часто ставите прямые вопросы?
а) часто; б) редко; в) никогда.
8. Какая ситуация у вас складывается чаще?
а) больше говорите вы;
б) больше говорит ребенок;
в) Вы и ребенок говорите пропорционально.
9. Какие педагогические действия считаете предпочтительными в беседе с ребенком?
а) внимательно слушаю, чтобы понять внутренний смысл его слов;
б) на равных обмениваюсь мыслями и чувствами;
в) побуждаю выслушивать меня, чтобы оказать необходимое воздействие;
10. Что вас воодушевляет в собеседнике?
а) самокритичность; б) доверие; в) желание понравиться.
11. Каковы ваши реакции на детский обман?
а) открыто выражаю возмущение;
б) терпеливо выслушиваю без комментариев, чтобы лучше понять причины;
в) объясняю, почему обманывать стыдно.
12. Какие проявления ребенка внушают вам большую тревогу?
а) скрытность; б) агрессивность; в) лживость.
13. Что вы считаете педагогически целесообразным?
а) добиться от ребенка согласия с вами;
б) побуждать к открытой критике вашей позиции;
в) поощрять стремление отстаивать свою точку зрения.
14. Какое настроение вы стремитесь инициировать у ребенка к концу беседы?
а) раскаяние в ошибках и действиях;
б) уверенность в способности самому решать свои проблемы;
в) неудовлетворенность собой.
15. Какие чувства вы переживаете чаще по окончанию беседы"?
а) огорчение, так как не добиваюсь раскаяния ребенка в неблаговидных поступках;
б) удовлетворение, потому что становлюсь ближе ему;
в) уверенность, что найден правильный путь в его воспитании.
16. Какую беседу считаете педагогически результативной?
а) если она помогла лучше понять ребенка;
б) если она помогла ему понять себя;
в) если она помогла ребенку лучше понять вас.
17. Что вам дает диалог с ребенком в личностном плане?
а) свежий взгляд на мир;
б) импульс к самосовершенствованию;
в) более адекватное представление о резервах детской личности.
Обработка результатов
Оценка: вариант а – 3 балла; вариант б – 5 баллов; вариант в – 3 балла.
0 – 27 баллов – крайне низкий уровень развитиякоммуникативной готовности к диалогу с ребенком;
28 – 45 баллов – критический уровень;
46 – 65 баллов – достаточный уровень;
66 – 85 баллов – высокий уровень.
4. Определите уровень своей социально-перцептивной культуры .