Спортивная форма – это одежда, обязательная для спортсменов, но любимая всеми. История спортивного стиля. От бунта до модного пьедестала История возникновения спортивного стиля

Спортивный костюм

"...А. Спортивные костюмы, то есть трикотажные изделия из двух предметов, без подкладки, но иногда с ворсованной внутренней поверхностью (начесом), по своему общему виду и характеру материала предназначенные для ношения исключительно или в основном во время спортивных занятий.

Спортивные костюмы состоят из двух предметов, а именно:

Первый предмет одежды предназначен для верхней части тела и доходит до талии или несколько ниже. Эта одежда с длинными рукавами с эластичными манжетами или манжетами ластичного переплетения, застежками-молниями или другими стягивающими элементами на манжетах. Аналогичные стягивающие детали, включая тесемки, обычно расположены в нижней части этой одежды. Если спереди имеется разрез, начинающийся от горловины и проходящий по всей длине изделия или только его части, то обычно вшивается застежка-молния; изделия могут быть снабжены капюшоном, воротником и карманами или эти детали могут отсутствовать;

Второй предмет одежды - , могут быть облегающими или свободными, с карманами или без таковых, с эластичным поясом, с затягивающей тесемкой или другим приспособлением для стягивания одежды на талии, без разреза на талии и поэтому без пуговиц или другой застежки. Однако такие брюки могут иметь манжеты ластичного переплетения или эластичные, застежки-молнии или другие приспособления для стягивания нижних частей штанин, которые обычно находятся на уровне щиколоток. Кроме того, брюки могут иметь или не иметь штрипки..."

Источник:

"Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)" (Том 3. Разделы IX - XIII. Группы 44 - 70)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Спортивный костюм" в других словарях:

    спортивный костюм - сущ., кол во синонимов: 2 трико (10) трикошка (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    спортивный костюм - sporto kostiumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Speciali puošni apranga, susidedanti iš kelnių ir švarko arba sijono ir švarko, kartais dar liemenės. Dėvima oficialių asmenų ir sportininkų per prestižines varžybas (Europos,… … Sporto terminų žodynas

    спортивный - прил., употр. сравн. часто Морфология: спортивен, спортивна, спортивно, спортивны; спортивнее; нар. по спортивному, спортивно 1. Спортивным называют то, что относится к организации занятий спортом. Спортивное мероприятие, соревнование, состязание … Толковый словарь Дмитриева

    СПОРТИВНЫЙ - СПОРТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна. 1. см. спорт. 2. С качествами, внешностью спортсмена, такой, как у спортсменов. Спортивная фигура. С. юноша. Костюм спортивного покроя. | сущ. спортивность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

    спортивный - ая, ое; вен, вна, вно. 1. к Спорт. С. разряд. С ая литература. С ые игры. С ое мастерство. С ая площадка. С. костюм. С. инвентарь. 2. Имеющий качества, внешность спортсмена. С. юноша. // Такой, как у человека, занимающегося спортом. Юноша… … Энциклопедический словарь

    спортивный - ая, ое; вен, вна, вно. 1) к спорт Спорти/вный разряд. С ая литература. С ые игры. С ое мастерство. С ая площадка. Спорти/вный костюм … Словарь многих выражений

    костюм - а; м. [франц. costume] 1. Одежда, платье. Рабочий к. Домашний к. Купальный к. Спортивный к. Национальный к. Выставка костюма. 2. Верхнее платье, состоящее из пиджака, брюк, иногда жилета (у мужчин) или жакета и юбки или брюк (у женщин). Брючный к … Энциклопедический словарь

    костюм - а; м. (франц. costume) см. тж. костюмчик, костюмный 1) Одежда, платье. Рабочий костю/м. Домашний костю/м. Купальный костю/м … Словарь многих выражений

    Виват, Россия! - Открытый Международный Турнир по спортивным танцам «Виват, Россия!» Танцевальный турнир Место проведения Сочи Россия Площадка концертный зал «Фестивальный» Страны участники Россия, Армения, Болгария, Беларусь, Хорватия, Чехия, Эстония,… … Википедия

    Эми Вонг - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Спортивная форма – это одежда для занятий спортом. Она специально разрабатывается с учетом эргономики, возможности воздействия неблагоприятных погодных условий и необходимости выполнять защитные функции.


Существует экипировка для профессиональных спортсменов и одежда спортивного стиля. Её с удовольствием носят все. Сегодня уже никого не удивит любимой команды на юном болельщике и на человеке преклонного возраста. При создании профессиональной одежды обязательно учитываются потребности конкретного вида спорта, используются новейшие материалы. А в производстве вещей, изготавливаемых для массового потребителя, не всегда применяются те же технологии.


Значение словосочетания «спортивная форма»

Формой называют официальную одежду единого образца (школьная, полицейская, военная и т.д.). А спортивная форма представляет собой своеобразную униформу для спортсменов, причем, специфичную для каждой разновидности спорта.

История появления спортивной формы

Особой временной вехой в развитии спорта стала первая половина 19-го века. Это время характеризуется массовым увлечением им в Англии. Такой ажиотаж, безусловно, вызвал потребность в соответствующей экипировке. Английская любовь к спорту «заразила» и Европу. Здесь в конце 19-го и начале 20-го века стали популярными игры в гольф, теннис и американский футбол, занятие верховой ездой и велоспортом.

Все это требовало специальной спортивной формы, которая должна была быть комфортной и функциональной. Ее элементами часто являлась одежда этноса мест возникновения определенного вида спорта. Так в экипировке лыжников появился анорак, у дзюдоистов – кимоно, у альпинистов – брюки из кожи и тирольская шляпа.

В прошлом веке появилось множество вещей, перешедших из экипировки спортсменов в гардероб рядовых граждан:

  • 30-е гг . Появился прообраз современной спортивной формы, распространяется спортивный стиль. Например, параллельно с лыжным костюмом создается одежда «апре-ски», надеваемая для отдыха – комфортные блузы, брюки, вязаные кофты и пр.
  • 60-е гг . Это время популярности капюшонов, разнообразных маечек, футболок и поло.
  • 70-е гг . Увлечение аэробикой «породило» лосины, коротенькие шортики и топики.
  • 80-е гг . Пользуются спросом обтягивающие вещи (лайкровые шорты, рейтузы, боди). Для повседневной носки надевают спортивные штаны, куртки-ветровки и фирменные кроссовки.
  • 90-е гг . Значительный успех у рядовых граждан и знаменитостей имеют толстовки и большие теплые куртки, рубашка спортивного кроя «регби».

Примерно с середины 20-го века стала применяться печать командных номеров и фамилий на экипировке спортсменов, использовалось .

Виды одежды, составляющие спортивную форму

Атлеты Древней Греции совершенно не заморачивались относительно выбора одежды, т.к. выступали обнаженными. А вот современная спортивная форма – это неотъемлемая составляющая спорта. Говорят, что она может даже влиять на результаты соревнований.


Необходимость в единой форме возникла с появлением и развитием командных видов спорта. Ее введение, а также номеров и фамилий значительно облегчили возможность отличать игроков.


Наборы вещей для каждого вида спорта разные. К некоторым из них предъявляются особые требования. Для занимающихся:

  • Хоккеем, лыжами и прочими зимними видами спорта – это вязаные шапочки, свитера, джемперы и другая теплая одежда.
  • Футболом, баскетболом и волейболом – майки-безрукавки, шорты, бейсболки, гетры, футболки.
  • Единоборствами – кимоно, пояса, футболки.
  • Фитнесом, пилатесом, йогой и аэробикой – леггинсы, лосины, майки и топы.
  • Конным спортом – короткие пиджачки, галифе и рейтузы.
  • Теннисом – рубашки-поло, шорты, плиссированные юбочки и т.д.

Спортивную форму следует отличать от одежды спортивного стиля. Она используется только для занятий.

Отличие предметов гардероба спортивного стиля от спортивной формы

В одежде спортивного стилевого направления используются некоторые элементы кроя и отделки. Они свойственны предметам спортивной формы. Но есть и существенные отличия. Одежда стилевого подвида:

  • Спорт-шик – отличается допустимостью туфлей на каблуках, клатчей и декора в виде стразов, заклепок и пайеток.
  • Спорт-casual – использованием джинсов и наличием аксессуаров в виде шарфиков, ремней, шляп и пр.
  • Сафари – применением исключительно натуральных тканей и природной цветовой палитры.



Но есть также и общее, что объединяет повседневную одежду и вещи для профессионального спорта – это широко востребованная сегодня и на предметах гардероба описанного стиля.

С чем и куда надевать спортивную форму

Конечно же, спортивная форма надевается только для занятий спортом (тренировки и выступления). Она дополняется соответствующей обувью – разного вида кроссовками, футбольными бутсами, кедами, чешками и пр.

Кое-что интересное о спортивной форме

  • В январе этого года компания KontrolFreek представила спецодежду для киберспорта. Комплект составили: толстовка с капюшоном и шорты, имеющие определенные особенности. Поскольку у киберспортсменов потеть могут только руки, в одежду были специально встроены кусочки ткани для их вытирания. И капюшон сделали достаточно объемным, чтобы в него легко влезали наушники.

Спортивная одежда уже давно вошла в жизнь современного человека. Причём она стала практически универсальной. Её одевают и для занятий спортом, и для прогулок, походов, а также просто для создания модного образа.

Некоторые элементы спортивной одежды уже даже смешивают с классикой и надевают в театры, на приёмы, модные показы и т.д.

Найти магазин спортивной одежды сегодня не составляет труда, они есть практически во всех городах, а также на просторах Интернета.

А когда же спортивная одежда вошла в жизнь людей?

Родиной спортивной одежды считается Англия. Первым типом спортивной одежды историки считают одежду сельской английской аристократии, предназначенную для верховой езды.

Также истоки современной спортивной одежды можно найти в охотничьих костюмах, созданных в XVII веке во время первых коллективных охот. Такая одежда позволяла охотникам двигаться легко и с удобством.

В XVIII веке уже появилась стандартная форма для охоты, главным свойством которой являлась практичность. Основой такого костюма являлся сюртук прилегающего силуэта.

Тогда же стала расти и популярность английских клубов, члены которых проводили досуг на охоте и за игрой в крикет. Крикет и стал первым видом спорта с настоящей формой.

Сначала спортивная форма была атрибутом клубной элиты. «Простые смертные» играли в крикет в повседневной одежде.

В XIX веке крикетные команды стали создавать на фабриках, заводах и школах. Таким образом клубная форма из элитной превратилась в спортивную.

Тогда же стали появляться и другие виды спорта-регби, футбол, гандбол, хоккей, гольф, лёгкая атлетика и т.д. Рост популярности спорта привёл и к массовой потребности в спортивной одежде.

Всё это породило новые технологии и дизайнерские находки. Постепенно производство спортивной одежды становится гигантской частью международного бизнеса.

оде́жа ). Праславянское *odedja < *obdedja образовано с помощью приставки оb- и суффикса -j-a от корня *ded-, который представляет собой неполное повторение корня dě- (de-d-) глагола *děti > рус. деть .

Основные понятия

История одежды

Homo sapiens начал одеваться от 83 000 до 170 000 лет назад .

История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества . Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стилизующей функции.

Первобытное общество

С древнейших времен человек стремился прикрыть своё обнажённое тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда . Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным, поскольку известны племена, которые обходились и обходятся без одежды (например, аборигены Австралии и др.). Вероятнее всего, одежда была не только и не столько прикрытием, сколько символом защиты от угрозы извне, как действительной, так и (может быть, даже ещё в большей степени) мнимой. Даже амулет был в своё время «одеждой», так как он являлся преградой между голым, ранимым человеческим телом и окружающим миром.

Данные археологических раскопок свидетельствуют, что одежда появилась уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Главным материалом для первобытной одежды повсеместно были шкуры животных. Необходимые для их обработки инструменты (скребки, ножи, проколки и т. п.) обнаруживают на стоянках первобытных людей, относящихся к эпохе мустье (100-40 тыс. лет назад). Самыми первыми видами одежды были, по-видимому, набедренные повязки и плащи . Затем, привязав к поясу две длинные шкуры, защитившие ноги от колючек, человек получил чулки ; потом появились нарукавники, предохранявшие от повреждений руки. И наконец, все эти отдельные части одежды начали соединять в одно целое, скрепляя их ниткой из жил или растительных волокон.

Судя по археологическим данным, сшитая одежда появилась уже в эпоху верхнего палеолита . Так, в 1964 г. экспедиция О. Н. Бадера на стоянке Сунгирь (близ Владимира) обнаружила погребение пожилого мужчины, умершего 23 тыс. лет назад. Археологам удалось воссоздать его одежду, которая состояла из короткого плаща, кожаной или замшевой рубахи с длинными рукавами, без разреза спереди, надевавшейся через голову (такие рубахи - малицы , или анораки - и сейчас носят народы Арктики), и длинных кожаных брючин , сшитых вместе с кожаной обувью типа мокасин . Вся одежда была богато отделана бусами из бивня мамонта, общее количество которых превышало 3000. Неповторимые скульптурные изображения женщин, одетых в меховые «комбинезоны » с капюшонами, были найдены на сибирских палеолитических стоянках Буреть и Мальта .

В эпоху неолита человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период он располагал уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей. В зависимости от применяемых материалов и климатических условий одежду по-разному крепили на теле: надевали через голову или драпировали вокруг тела. Примерно в это же время появилась распашная одежда (с разрезом спереди).

Получить представление о гардеробе человека того времени помог учёным мумифицированный труп Этци - охотника бронзового века, найденный в 1991 году в Эцтальских Альпах (на границе между Австрией и Италией). Верхней одеждой ему служил плащ , сплетённый из травяных волокон (такие плащи местные пастухи носили ещё в XX в. н. э.). Под плащом находилась одежда, сшитая из козьих шкурок - безрукавка длиной до колен, сшитая сухожилиями, длинные гетры и набедренная повязка . Безрукавка была в нескольких местах заштопана нитками из волокон жёсткой травы. Одежду Эци дополняли меховая шапка , завязанная ремешками под подбородком, и высокие башмаки из меха и замши, утеплённые внутри слоем сена (своего рода доисторические снегоступы). Значение этой находки трудно переоценить - впервые в истории археологии в руки исследователей попал столь полный комплект одежды обычного человека эпохи неолита , причём одежды повседневной, отражающей потребности, вкусы и привычки людей конца каменного века .

Древний Восток

«Древний Восток» - собирательное географическое, социально-экономическое и культурно-историческое понятие, объединяющее древнейшие в истории человечества государства - Древний Египет, Шумер, Вавилон, Ассирию, Древнюю Иудею, Древний Китай, Древнюю Индию и др. Различие природно-климатических и социокультурных условий определяло значительную разницу в эстетических идеалах, вкусах и предпочтениях народов, населявших регион, поэтому говорить об одежде на Древнем Востоке в целом довольно сложно.

Ассирийская одежда на иллюстрациях 1882 года

Женская одежда сравнительно мало отличалась от мужской. Женская туника была, как правило, длиннее мужской, в верхней своей части шилась в обтяжку, иногда имела разрезы сбоку. Была известна также юбка , сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, каждое из которых имело 0,5 метра в ширину, причём верхнее полотнище сворачивалось в жгут и заменяло пояс . В Вавилоне и Ассирии женщины носили длинные прямые платья с длинными узкими рукавами.

Античность

Виды одежды

По опиранию на части тела человека

  • Плечевая одежда - одежда, опирающаяся на верхнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а снизу - линией, проходящей через выступающие точки лопаток и груди: пальто , полупальто , плащ , накидка (пелерина), куртка , блуза, пиджак , жакет , жакетка, джемпер , жилет , свитер , комбинезон , полукомбинезон , ползунки , платье , халат , блузка , кофточка , верхняя сорочка, нижняя сорочка , ночная сорочка , фартук , комбинация , распашонка , рубашечка, фуфайка , майка , купальник .
  • Поясная одежда - одежда, опирающаяся на нижнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линией талии, а снизу - линией бедер: брюки , шорты , рейтузы , юбка , нижняя юбка , трусы , плавки , кальсоны , панталоны .

По функциональным признакам

  • Нательное бельё - изделие для создания необходимых гигиенических условий тела: майка, трусы, панталоны и т. д.
  • Корсетное изделие - швейное или трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело для формирования и поддержания отдельных частей тела, а также для держания чулок: бюстгальтер , грация , полуграция, корсет , полукорсет, пояс для чулок .
  • Верхняя одежда - одежда, надеваемая на корсетные изделия, нательное бельё и (или) изделия костюмно-платьевой группы: куртка, пальто, плащ и т. д.
  • Головной убор - швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову: шапка-ушанка , кепи , кепка , шляпа , шапка , берет , шлем , жокейка , пилотка , капор , чепчик , фуражка , бескозырка , тюбетейка .
  • Чулочно-носочное изделие - трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть туловища и (или) ноги, каждую в отдельности, включая ступни: подследники , носки , получулки , чулки , гетры , колготки
  • Перчаточное изделие - швейное или трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть руки и предплечья: варежки , рукавицы , перчатки , рукавички
  • Платочно-шарфовое изделие - швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову и (или) шею: платок , косынка , шарф
  • Обувь - изделие для предохранения ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции

По половозрастным признакам

  • Мужская
  • Женская
  • Детская
    • для новорождённых - для детей до 9 месяцев
    • для детей ясельной группы - для детей от 9 месяцев до 3 лет
    • для детей дошкольной группы - для детей от 3 до 7 лет
    • для детей младшей школьной группы - для мальчиков от 7 до 12,5 лет и девочек от 7 до 11,5 лет
    • для детей старшей школьной группы - для мальчиков от 12,5 до 15,5 лет и девочек от 11,5 до 14,5 лет
    • для детей подростковой группы - для мальчиков от 15,5 до 18 лет и девочек от 14,5 до 18 лет

По климатическим характеристикам

  • Летняя
  • Зимняя
  • Демисезонная - одежда для весенне-осеннего периода
  • Всесезонная - одежда для ношения в любое время года

По эксплуатационным признакам

  • Бытовая
    • Домашняя - бытовая одежда для работы и отдыха в домашних условиях
    • Повседневная - бытовая одежда для повседневного ношения
    • Торжественная - бытовая одежда для ношения в торжественных условиях
    • Спортивная - бытовая одежда для занятий спортом
    • Национальная - бытовая одежда, отражающая специфику национальной культуры и быта народа. Может быть повседневной, торжественной или обрядовой.
  • Производственная (не путать с бытовой рабочей одеждой ) - одежда для ношения в производственных условиях различных отраслей хозяйства
    • Специальная (спецодежда) - производственная одежда для защиты работающего от воздействия опасных и вредных производственных факторов
    • Санитарная - производственная одежда для защиты предметов труда от работающего и работающего от общих производственных загрязнений
    • Форменная - одежда военнослужащих, работников специальных ведомств и учащихся, для которых установлена форма

По комплектности

  • Отдельные полнофункциональные изделия одежды - изделия одежды, могущие использоваться самостоятельно, отдельно от других изделий одежды.
  • Комплекты одежды - изделия одежды, выполненные в едином стиле и предназначенные для совместной носки: костюм (в том числе: мужской костюм , женский костюм), брючный комплект , купальный костюм , пляжный комплект , пижама .

По технологии изготовления

  • Швейная - одежда, изготовленная в условиях швейного производства из всех видов материалов, предназначенных для одежды и бельевых изделий
  • Трикотажная - одежда, изготовленная в условиях трикотажного производства из трикотажного полотна или цельновязаное
  • Валяная

По типу производства

  • Одежда массового производства - одежда на типовые фигуры, изготовленная сериями в условиях поточного производства
  • Одежда по индивидуальному заказу - одежда, изготовленная по измерениям фигуры человека и предлагаемой модели.

По основному материалу

  • Тканевая
  • Кожаная
  • Меховая
  • Перо-пуховая
  • Резиново-полимерная

Размеры одежды

Уход за одеждой

Производство одежды

В ателье чаще всего разделение труда происходит между рабочим персоналом таким образом: закройщик снимает мерки с клиента, обсуждает фасон будущего изделия, отрисовывает эскиз, подбирает материалы (ткань, фурнитура), изготавливает лекала и проводит предварительные и окончательные примерки; портной осуществляет раскрой и пошив изделия.

В ателье и частными мастерами при проектировании конструкции одежды используется метод макетирования, методики конструирования - чаще всего, «Единый метод конструирования ЦОТШЛ» и методика «Мюллер и сын».

Метод макетирования (он же муляжный метод или метод наколки) - получение объёмной формы конструкции путём накалывания (или наклеивания) на манекен или фигуру человека кусков бумаги, макетной ткани или материала, из которого будет изготовлена одежда. После завершения процесса макетирования объёмную форму с человека или манекена снимают, укладывают на плоскую поверхность и разрезают - получая уже конструкцию на плоскости. Правильно выполненное макетирование учитывает все особенности фигуры, одежду по лекалам, спроектированным таким методом, можно шить без промежуточных примерок.

Эксплуатационные требования к одежде

Эксплуатационные требования заключаются в удобном условия носки и надёжности изделия в эксплуатации. Удобство в носке создаётся за счёт правильности выбора припусков, размеров и положения деталей материала.

Надёжность то есть безопасная служба в заданных условиях в течение срока до машинно-морального или физического износа, обеспечивается за счёт правильного выбора материалов в соответствии с значением изделия, использованием различных прокладок, кромок, технических обработок.

Эстетические требования включают в себя художественное оформление, подбор материала по цвету, рисунку, отделке, соблюдение пропорций частей одежды.

Производственные требования, направлены на обеспечение приготовление одежды с рациональным использованием материалов и трудоёмкости обработки. Это способствует снижению себестоимости изделия и повышению эффективности производства. Экономически модель по расходу материалов обеспечивается при разработке конструкции модели, снижение потерь при обработке изделия в швейном цехе, минимальной трудоёмкости обработки достигается за счёт технологии, прогрессивных новых материалов, высокопроизводительного оборудования.

В техническом описании одежды модели изделия даётся общая характеристика изделия конструкций изделий в следующем порядке:

  • вид и назначение модели
  • вид основного материала, цветовой гаммы
  • силуэт
  • покрой
  • вид застёжки
  • характеристика основных деталей (перед, спинка, рукав, воротник)
  • отделка
  • рекомендации размера и роста полнотной группы

Общие сведения о конструкции одежды

Конструкция одежды опирается формой и количеством деталей, строением и расположением её швов и узлов. Характер конструкции одежды можно различать по нескольким признакам: внешние формы, конструктивное построение оси частей, вид соединения швов, вид материала.

Силуэт - плоскостное изображение, очертания, передаваемое классическим силуэтом является прямой, прилегающим в отдельные периоды становления модными и другими силуэтами. К основным признакам покроя плечевой одежды относится покрой рукава, членение основных деталей продольных линий (рельефы), поперечных (соединений лифа с юбкой) швами. Основным покроем рукава является втачной, реглан, цельновыкроенный. В свою очередь втачной рукав имеет две разновидности: обычный и рубашечный покрой.

Ниточные соединения деталей одежды

При изготовлении одежды используют несколько способов соединения деталей и обработка их краев: ниточный, клеевой, сварной, комбинированный.

При ниточном способе детали скрепляются ручным стежком или машинной строчкой.

В клеевых швах, материал скрепляют клеем в виде плёнки, порошка, нити.

В сварных швах используют термопластические свойства синтетических и пленочных материалов.

Стежок - один элемент структуры, полученный при ниточном способе между двумя последующими проколами материала и иглой. При без ниточном соединении - между контактами инструмента с соединением деталей.

Строчка - последовательный ряд стежков.

Шов - последовательный ряд стежков на материале в один или несколько слоев.

Стежки и строчки бывают: машинные, ручные, сквозные, потайные.

Новшества в производстве одежды

Основные направления внедрения ИТ-технологий в швейной промышленности - автоматизированное проектирование моделей одежды и автоматизированный раскрой.

Последнее время активно используются САПР (система автоматизированного проектирования , CAD) - программа, создающая базовые и модельные конструкции, их лекала. Позволяет создавать градацию по размерам, составляет схему эффективной схемы раскладки лекал на материале, создаёт 3D-модель, помогает специалистам-технологам составить технологическую документацию.

Следующие автоматизированные устройства упрощают составление лекал и раскрой:

  • Фотодигитайзер - устройство, позволяющее преобразовывать бумажные лекала в электронный вид.
  • Бодисканер - устройство для сканирования фигуры человека для дальнейшего составления 3D-модели. В сочетании с САПР позволит составить лекала по индивидуальным меркам.
  • Автоматизированный раскройный комплекс - устройство, осуществляющее автоматический раскрой материала (ткани, кожи) при помощи лазера или роликового ножа по заданной программе.

В производстве трикотажной одежды используются программируемые вязальные машины, облегчающие задачу конструктора-модельера и позволяющие создавать более сложные рисунки-переплетения.

Постоянно совершенствуется и смежная область - ткацкое производство, осваивая новые натуральные волокна (бамбук, крапива), совершенствующая состав тканей (смешение натуральных и синтетических волокон позволяет добиться интересной фактуры ткани, повысить прочность, истираемость, эластичность ткани), разрабатывает новые составы для обработки ткани (несминаемость, стойкость к загрязнениям и влаге).

Экономика одежды

Согласно исследованию , проведённому в 1997 году, одежда, проданная в магазинах за 10 евро, фактически будет иметь, самое большее, себестоимость производства всего в 3 евро. А стоимость одежды будет распределена следующим образом:

Процентные границы зависят от количества посреднических звеньев между производством и конечным потребителем. Поэтому некоторые бренды полностью контролируют цепочку создания стоимости от производства (с собственными фабриками) до распределения (со своими магазинами или через интернет).

Большинство текстильных изделий производится в странах третьего мира, и особенно в Азии. Некоторые из используемых для производства одежды материалов относятся к числу наиболее загрязняющих веществ. Например, хлопковое сельское хозяйство использует 28 % мировых пестицидов , на около 2,5 % всех обрабатываемых земель. Кроме того, условия труда и заработная плата основных работников в этой отрасли часто являются самыми низкими.