Структура деятельности деятельность не является. Понятие деятельности и ее структура

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Структура деятельности. Деятельность имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев или уровней: психофизиологических функций; операций; действий; деятельностей особенных, или особых видов деятельности.

В деятельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. Следует отметить, что выполнение движения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Выполнение предметного действия включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.

В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность, т. е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Возникновение видов деятельности у человека представляет длительный процесс.

В течение первого года на основе развития исследовательского поведения ребенок узнает и знакомится с миром. Затем начинается практическое поведение. Далее развивается коммуникативное поведение – средство, благодаря которому ребенок может удовлетворить свои потребности и желания. Виды деятельности:

1) игра. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения заключается в том, что его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью;

2) учение. Научение, или освоение опыта, – это главный фактор развития ребенка. Особым видом деятельности можно назвать учение, т. е. деятельность, которая направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но оно возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;

3) труд – представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека – это видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.

Основные характеристики деятельности. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах. Субъектность деятельности выражается в таких аспектах, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Деятельность и её структура. Виды деятельности

Щербицкая Е.Г.

Психика людей познается и проявляется в их деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера. психика деятельность личность труд

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Так же нужно отметить, что деятельность человека носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Человек больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это - благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Перечислим еще некоторые особенности деятельности человека:

1. Деятельность носит продуктивный, творческий, созидательный характер.

2. Деятельность связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она "задана" в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности.

Теперь стоит упомянуть и о структуре деятельности. Итак, структура деятельности - это целостное единство компонентов и их всесторонних связей, реализующих деятельность.

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Так же выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.

Поэтому, чтобы представить виды деятельности в более простом для понимания виде, обычно рассматривают 4 основных, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это - общение, игра, учение и труд.

Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Подведя итог, скажем, что деятельность человека -- это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

Список использованной литературы

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск, 1990.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. I. - М., 1989.

4. В.Г. Крысько. Психология. Курс лекций

5. Введение в психологию: Учебник для студентов университетов / под общ. ред. В.П. Зинченко

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психическая деятельность и общественный труд как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. Целеустремленность, активность и дисциплинированность как основа формирования личности.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2012

    Понятие деятельности в психологии как специфического вида активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, ее структура. Основные формы и виды деятельности. Сущность умственного, а также общественного труда.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Деятельность как специфический вид активности человека. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения. Анализ проблемы общения с позиций различных научных подходов. Классификация совокупности деятельностей, характерных для человека.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2010

    Движения, действия, деятельность. Принцип единства сознания и деятельности. Двигательные способности у людей. Импульсивные и волевые действия. Игра, учение и труд как основные виды деятельности. Анализ психологической структуры деятельности личности.

    реферат , добавлен 21.10.2011

    Теоретические аспекты деятельности - формы активности человека, направленной на преобразование им окружающего мира; и общения - процесса обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Характеристика видов и основных функций общения.

    презентация , добавлен 09.06.2010

    Понятие деятельности человека, ее отличие от поведения животных, сознательный характер, структура (состав). Действие как отдельный акт деятельности. Виды деятельности человека: труд, учение, творчество, активность, игра. Особенности феномена недеяния.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2009

    Понятие термина и основная структура психики человека. Главные психические процессы человека и их сущность. Психические состояния, возникаемые при различных стрессовых ситуациях и их воздействие на деятельность людей. Психические свойства человека.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2008

    Деятельность человека: понятие, содержание, цели и мотивы. Действия и движения: структура, виды и способы. Виды трудовой деятельности человека и их характеристики. Роль игры в физическом воспитании ребенка. Основное различие между учением и трудом.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Рассмотрение зарубежных и отечественных подходов к теории игры. Главные черты игр: свободная развивающая деятельность, творческое поле, эмоциональная приподнятость, наличие правил. Роль и психологическое значение игры в развитии личности человека.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Общее понятие, структура и виды деятельности. Иерархия потребностей Маслоу. Принципы мотивации человека. Иерархическая структура личности по Платонову. Теория сексуального развития Фрейда. Социализация личности, ролевые и внутриличностные конфликты.

Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Структура деятельности.

Состоит из нескольких уровней:

Психофизиологические функции;

Операции;

Действия;

Деятельности особенные, или особые виды деятельности.

В деятельности выделяют движения и действия. Действие - каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Выполнение движения контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Выполнение предметного действия не ограничивается осуществлением определенной системы движений. Оно включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.

В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность, т.е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Возникновение видов деятельности у человека представляет длительный процесс.

В течение первого года на основе развития исследовательского поведения ребенок узнает и знакомится с миром. Затем начинается практическое поведение. Далее развивается коммуникативное поведение - средство, благодаря которому ребенок может удовлетворить свои потребности и желания.

Виды деятельности:

1) игра. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения - его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью. У ребенка игра - форма реализации активности, т.е. она доставляет ему удовольствие;

2) учение. Научение, или освоение опыта - главный фактор развития ребенка. Деятельность направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но учение возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;

3) труд - деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов - материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека - видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.

Основные характеристики деятельности - предметность и субъектность.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.

Субъектность деятельности выражается в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

Вопросы

Тема 2. Деятельность. Сознание.

1. Понятие деятельности и ее структура.

2. Характеристика основных видов деятельности.

3. Основные этапы развития психики в филогенезе.

4. Сознание как высшая форма развития психики.

5. Сознание и бессознательное.

6. Сознание и самосознание.

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя .

Деятельность – категория социальная . Животным доступна лишь жизнедеятельность , проявляющаяся как биологическое приспособление организма к условиям окружающей среды. Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложное. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер – человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда . В-третьих, деятельность человека носит общественный характер , она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива . В процессе деятельности человек вступает в сложные отношения с другими людьми.

Итак, отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер , целенаправленность , плановость , длительность .

1. Общественный характер человеческой деятельности . Какие бы виды деятельности мы ни рассматривали, все они по своему содержанию и способам выполнения – продукт общественно-исторического развития человека. Занимаясь данным видом деятельности, человек выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда. Это имеет прямое отношение и к различным видам спортивной деятельности.

2. Целенаправленность деятельности . Деятельность человека в отличие от инстинктов животных является сознательной. В своей деятельности люди всегда руководствуются сознательно поставленными целями, которые достигаются ими с помощью сознательно организуемых средств или способов действия. Любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных единством цели, к которой стремится человек в данной деятельности, и направленных на достижение результатов, соответствующих этой цели.

3. Плановость деятельности . Деятельность – это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.


4. Систематичность деятельности . Когда мы говорим о деятельности того или другого человека, то всегда имеем в виду ее длительный, повседневный, систематический характер. Именно этой особенностью отличается трудовая деятельность. Отдельные движения и даже действия еще не составляют деятельности.

В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности . Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности. Здесь же происходит и формирование сознания. Деятельность – это процесс взаимодействия человека с миром, процесс не пассивный, а активный и сознательно регулируемый.

Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна . Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и организация совместных духовных усилий и активности различных социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), исследовательская деятельность, спортивная деятельность и др.

Человеческая деятельность многогранна . В ходе ее человек осуществляет определенные движения (физиологическая функция живого организма) и действия (система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения), тратит массу энергии, выполняет большой объем операций (способ выполнения действия), разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты. Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна . Он может преследовать в ней как общественно значимые цели, так и социально неодобряемые.

Теория деятельности начала разрабатываться в советской психологии в 20-х – начале 30-х гг. XX века. К этому времени уже закатилось солнце психологии сознания и находились в расцвете новые зарубежные теории – бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других. Советские психологи в отличие от западных коллег взяли на вооружение философию диалектического материализма, согласно которому, не сознание определяет бытие, деятельность,а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание .

Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности в его книге «Деятельность. Сознание. Личность» .

Рассмотрим структуру деятельности.

Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, деятельность форма активности . Активность побуждается потребностью , то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом, то есть фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С этого момента «встречи» активность становится направленной, опредмечивается – как потребность в чем-то конкретном – и становится мотивом , который может осознаваться или нет. Именно теперь, считает А.Н. Леонтьев, возможно, говорить о деятельности. Деятельность соотноситься с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность; деятельность – это совокупность действий, которые вызываются мотивом.

Действие – главная структурная единица деятельности. Действие осуществляется на основе определенных способов , эти способы называются операциями и представляют боле низкий уровень в структуре деятельности. Действие определяется как процесс, направленный на достижение цели ; цель представляет осознаваемый образ желаемого результата . Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности.

Таким образом, деятельность это не просто сумма отдельных действий или движений. В любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану.

Самый низкий уровень деятельности – психофизиологические функции , «обеспечивающие» психические процессы (сенсорные, мнемические и моторные функции, врожденные механизмы).

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. Тогда эти действия становятся актом поведения – поступком , если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком , если противоречат им.

Мы кратко рассмотрели структуру деятельности по А.Н. Леонтьеву и его представления о роли деятельности в филогенетическом развитии психики. Теория деятельности описывает и закономерности индивидуального психического развития. Так, А.Н. Леонтьевым было предложено понятие «ведущая деятельность ». Под ведущей деятельностью понимается та, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию развития (например, переход от игровой деятельности к учебной при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту). Основным механизмом при этом выступает, по А.Н. Леонтьеву, «сдвиг мотива на цель» – превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Так, например, усвоение знания в младшем школьном возрасте первоначально может выступать как одна из целей в деятельности, побуждаемой мотивом «получить одобрение учителя», а затем становится самостоятельным мотивом, побуждающим учебную деятельность.

Исследования советских психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, складывая их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отчлененное от самих предметов и внешнего действия. Объектом оперирования становятся слова или числа. Постепенно ребенок накапливает умственные действия, которые в совокупности составляют умственную деятельность.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией .