Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Анализ подходов и программ по духовно-нравственному воспитанию младших школьников Рабочая программа по духовно нравственное воспитание младших школьников

В современной психолого-педагогической литературе описаны несколько подходов к моделированию и реализации нравственного процесса воспитания:

  • 1). И.С. Марьенко (1987), Е.В. Бондаревская (1998), В.А. Караковский - предлагают нравственное воспитание реализовать через приобщение к искусству, живописи, музыке, театру, а также через творческую деятельность. В научной литературе этот подход называют культурологическим. Правда, есть и другие мнения по использованию указанного подхода. Так, О.С. Газман (1995, 1997) подчеркивает, что при этом подходе реализуется лишь учебно - познавательный аспект, но «затушевывается» воспитательное воздействие.
  • 2). Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Центральное звено базовой культуры - культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности). Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции. Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность. Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). «Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно - технического прогресса, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям человечества.
  • 3). Нравственное воспитание должно реализовываться через развитие образно-эмоциональной сферы.
  • 4). Нравственное воспитание должно реализовываться через оценку развития знаний, умений и навыков (Л.И. Маленкова), что является одновременно и критерием гармоничности и нравственного развития, а также объектом внешнего управления процессом становления личности.
  • 5). Н.А. Соловьева (2000 г.) предлагает следующие пути и критерии определения уровней нравственной воспитанности: наличие целостного мировоззрения, внутренней свободы, адекватной самооценки, стремление к самореализации, успешность в ведущей деятельности.
  • 6). Н.Е. Щуркова считает, что «воспитание присутствует там, и только там, где присутствует отношение». Отношения к жизни и ценностям человеческой жизни придают факту существования человека определенный смысл, окрашивают личностным смыслом содержание его жизни и отдельные эпизодические моменты жизни; жизнь, наполненная смыслом, расценивается человеком как счастливая жизнь. Формирование способности быть счастливым подразумевает одновременное наделение воспитанников умениями саморегуляции, самоконтроля, самооценки и самовоспитания. «Лучший способ развить букет достойных качеств - содействовать развитию способности человека быть счастливым».

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом - педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека .

Автор данной концепции исключает «формирующую», «воздействующую» позицию воспитателя. За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий - учитель - воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.

Такое понимание сущности воспитания позволяет автору концепции соответственно формулировать цель и принципы воспитательного процесса.

По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Другим целевым блоком в данной концепции является моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Наконец, творческая составляющая. Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто чего не создала природа (homo creatus - человек творческий или homo faber - человек созидающий).

Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У той жизни, как уже отмечалось, есть три основания - истина, добро и красота.

Другими словами, жизнь, достойная Человека, - эта жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Она предоставляет человеку возможность обрести свою родовую человеческую сущность: реализовать себя как homo sapiens, осуществить в себе способность быть homo creatus, проявить себя как homo moralis.

Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни» .

Только философическое воспитание может содействовать становления субъекта поступка («поступания», по М.М. Бахтину), субъекта жизни, т.е. личности, способной к самостоятельному выбору жизненной позиции и отдающей себе отчет в том, какую жизнь она предпочитает.

Субъект - это хозяин и распорядитель собственной жизни. Философическое воспитание предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого. Но оно возможно там и тогда, когда всей жизнедеятельности школьников удалось обеспечить философическую направленность.

Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.

Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе - предъявление социально - культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и.глубоком значении».

Третье направление - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют их духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, ценностному отношению к ней, постоянно ставя воспитанников в ситуацию нравственного выбора. В повседневной жизни в со - бытии со школьниками педагог использует все способы и поводы для акцентирования внимания детей на форме ценностного отношения к жизни, увлекая и обучая детей одновременно.

Четвертое - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это организация всей жизни школьников, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека. Это путь от сознания к сердцу, а от сердца снова к сознанию.

Пятое направление - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия .

Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т. д. Педагог научает детей размышлять над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, действиями.

Этическое воспитание - при осуществлении которого педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность т.е. выстраивается взаимодействие «человек - человек». В процессе этического воспитания ребенка приучают к мысли, что у него есть всего два запрета: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.

Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н. Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности Программу воспитания школьника, включающую следующие задачи - доминанты:

формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;

формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;

формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

формирование образа жизни, достойной Человека;

формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути .

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение, т. к. считает, что способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, что выливается в жизненный опыт.

первый шаг - формирование отношения к Природе как общему дому человечества (1 класс);

вторая ступень - осмысление и принятие общечеловеческих ценностей и норм культурной жизни.

Учащиеся 2 - 4 классов, считает Н.Е. Щуркова, в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.

Программу «Азбука нравственности» разработала группа учёных: Э.Козлов (заведующий лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук, доцент), В.И. Петров, И.С. Хомяков .

Руководитель данной работы говорит, что эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности, которую К.Д. Ушинский считал золотой оправой общего среднего образования. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся и, конечно же, разработки его иного содержания в самой школе.

Одним из таких подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течение всего периода обучения в школе (с I по XI класс).

В научно-исследовательской лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения в школе Российской академии образования разработана система обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с I по XI (XII) класс как новый системообразующий компонент общего среднего образования. Для каждой ступени средней общеобразовательной школы (начальной, основной и полной) впервые полностью подготовлены и доработаны учебные программы специальных занятий по основам морали в соответствии с возрастом: «Азбука нравственности» (I--IV классы), «Нравственная грамматика» (V-1X классы), «Основы морали» (IX, X--XI (XII) классы). Завершена разработка учебно-методических комплектов (трех уровней) с I по XI (XII) класс для проведения этих занятий: методические разработки по темам для учителей, рабочие тетради и книги для чтения для учащихся. Все эти программы и пособия прошли 5-7-летнюю экспериментальную проверку и апробацию в ряде школ и средних учебных заведений Москвы и областей Российской Федерации в рамках самостоятельных учебных курсов регионального и школьного компонентов, а также частично в рамках интегрированных курсов «Окружающий мир», граждановедения и обществознания,- неотъемлемой частью которых является мораль, а также в процессе проведения классных часов, внеклассной работы и дополнительного образования.

Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие у ребенка нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.

Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.

Для каждой ступени начального этапа обучения разработана программа, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей. Данный предмет предполагает также обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения. Безусловно, учащиеся I класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности учителя, его профессиональной компетентности.

Школьники первого года обучения отличаются своими психологическими особенностями: эмоциональностью, преобладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.

Урок в I классе должен быть эмоциональным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать наглядность. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное -- отметить тех, кто домашнюю работу принес или выполнил. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в работе и обсуждениях. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель подобных уроков -- сформировать у детей отношение к своему поведению, представления об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.

Программу «Этическая грамматика» разработала Шемшурина А., кандидат педагогических наук.

Для каждого класса А.И. Шемшурина предлагает программу и поурочные методические разработки. Занятия проводятся один раза в неделю по 35 мин. каждые. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с возрастом учащихся.

Если учитель, систематически проводит уроки этической грамматики, то он добьётся у детей того, что постепенно у них формируется привычка морального самоконтроля, в коллективе утверждается доброжелательная атмосфера, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций, нравственного выхода из случившихся конфликтов. Работа с детьми в этом направлении изменяет и самого учителя: побуждает его оптимистически взглянуть на ребенка, доброжелательно и уважительно относиться к каждому ученику.

Способствует этому и осуществляемая повседневно методика этического заряда, являющаяся неотъемлемой частью работы учителя. В чем ее сущность? Учитель начинает учебный день, высказывая детям уверенность, что они будут доброжелательны друг к друг, внимательны и уступчивы, постараются никого не обижать, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций. Высказав такое напутствие, учитель и сам настраивается на понимание и расположенность к детям.

В таком же ключе заканчивается день. Перед тем, как дети отправятся по домам, учитель проводит этическую пятиминутку.

Анализируя возникшие конфликты, педагог учит ребят находить пути выхода из них, а также их предотвращения в дальнейшем. Учащиеся с помощью педагога пытаются разобраться, как можно было избежать нежелательной ситуации и что сделать, чтобы конфликтующие стороны примирились и никто не ушел домой обиженным. Опыт показывает, что дети успешно находят способы решения споров и испытывают большое удовлетворение от этого.

Чтобы связать уроки этической грамматики, методические приемы «этический заряд» и «моральная пятиминутка» с внеурочной деятель-ностью, создается «школа вежливости». Ее занятия проводятся в форме театрализованного представления-диалога один раз в месяц. Готовят представление классные коллективы по очереди, а учащиеся-зрители, анализируя ситуации, участвуют в разрешении нравственных конфликтов. Они вспоминают пословицы, поговорки, тренируются в различных формах этического поведения. На каждом таком представлении специальными знакамл-медальками отмечаются классы и отдельные ученики, ярче других проявившие свою воспитанность.

Учителям, желающим включить в свою деятельность уроки этической грамматики, предлагается включить программу занятий в I -- III классах.

Первый раздел этической грамматики (всего их четыре - по одному на каждую четверть учебного гола) посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача - воспитать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям. Вспомним слова К.Д. Ушинского о том, что добрая привычка - это нравственный капитал, который растет беспрестанно, процентами с него человек пользуется всю жизнь.

Второй раздел курса посвящен этикету. Дети знакомятся с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, узнают о том, в каких формах должны проявлять внимание младшие к старшим, мальчики к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Третий раздел курса включает в себя ознакомление детей с нормами этики в отношениях с окружающими - в семье, с соседями и т. д. У школьников укрепляется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение, чувство собственного достоинства.

Четвертый раздел посвящен этике отношений и школьном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации. проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки.

Уроки проходят и увлекательной форме, они эмоциональны, методически разнообразны. Дети играют, поют, ставят маленькие театральные сценки, состязаются о танин пословиц. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Если говорить о результатах проведенного анализа в более общем плане, то в целом они совпали с выводами ученых-дидактов, касающимися принципиальных недочетов в содержании образования, в том числе его гуманистического аспекта. (Лернер, 1993, C. 3-8). Это следующие выводы.

  • 1. Все содержание образования в начальной школе не имеет достаточно системно разработанного теоретического обоснования. Оно строится, главным образом, на традициях и эмпирическом опыте.
  • 2. Второй недочет состоит в неполноте материала, в недостатке представленного в нем т.н. внепредметного содержания, обеспечивающего соответствующие средства усвоения учебного предмета. (К таким знаниям относятся логические, методологические, философские, историко-научные, оценочные знания и знания из других учебных дисциплин).
  • 3. Содержание образования почти не ориентировано на развитие творческих потенций и формирование у учащихся ценностного отношения.
  • 4. Базовое содержание не проработано с точки зрения гуманистической ориентации всего образования, авторы программ и учебников каждый по - своему понимают и пытаются решить эту проблему.
  • 5. Имеет место серьезная перегрузка программ усложненным, объемным материалом, ориентированным на высшие учебные заведения, при явной недогруженности его историческими, общекультурными сведениями.
  • 6. Наблюдается диспропорция между формально-рациональным и ценностно-эмоциональным началом при общей перегруженности программ.
  • 7. Поставленные в "Пояснительных записках" к программам общегуманитарные задачи не обеспечиваются содержательно, не прослеживается их связь общегуманитарными требованиями, содержащимися в "Требованиях к уровню подготовки".

Вместе с тем, в содержании программ и учебников представлен целый комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных потребностей учащихся- подростков. Это следующие ценности:

  • - стремление к истине;
  • - социальное благополучие общества;
  • - социальная справедливость;
  • - гуманистические и нравственные ценности;
  • - ценность знания;
  • - уважение к талантам и умельцам;
  • - достоинство личности;
  • - ценность личности;
  • - здоровье личности и людей, ее окружающих;
  • - сохранность природы;
  • - социальная активность личности;
  • - нравственное здоровье личности, коллектива и общества;
  • - ценность других народов, их особенностей и культуры;
  • - патриотизм;
  • - национальная история и культура;
  • - ценность творчества;
  • - ценность традиций и ряд других.
Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

имени Ивана Ивановича Наймушина

ПРОГРАММА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МБОУ «СОШ № 20» имени И.И. Наймушина
Разработала: Артеменко Т.Д.

Заместитель директора по ВР

2011 г.
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ «СОШ №20» имени И.И. Наймушина разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития российских школьников, Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и опытом реализации программы развития школы в период с 2010 по 2014 год.


Программа духовно-нравственного развития и воспитания позволяет с одной стороны ещё больше расширить спектр образования, так как направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни – ДОУ, театров, музеев, библиотек и т.д. С другой стороны, Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена только на обучающихся I ступени обучения (1-4 классы), т. е. разработана для узкой группы обучающихся образовательного пространства.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:


  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое направление содержит цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания . По каждому направлению приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены пути реализации данного направления.

Данная программа является документом, определяющим воспитательную деятельность начальной школы.


2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Таким образом, цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника :


  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • соблюдающий нормы и правила общения;

  • проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;

  • умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • честный и справедливый;

  • творящий и оберегающий красоту мира;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития и воспитания - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены по направлениям, которые образно отражают цели развития духовного мира школьников общего начального образования.

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:



  • представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;




  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России , об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны ;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, своей области, города.

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

  • любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;



2) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:


  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования,

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
3) Воспитание нравственных чувств и этического сознания :

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе , основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:


  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях ;

  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:


  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:


  • представления о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

3. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

честь;

достоинство;

свобода (личная и национальная);

доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);

дружба;

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


4. Основные направления, ценностные основы и содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания предполагает создание соответствующего механизма, основными элементами которого являются принципы воспитания :

1. Принцип соразмерности ориентированного и ценностно-ориентированного подхода в воспитании;

2. Принцип совместной жизнедеятельности детей и взрослых (педагогика сотрудничества, сотворчества, соучастия, сопереживания, события);

3. Принцип следования нравственному примеру.

4. Принцип соразмерности индивидуальной и коллективной направленности воспитания;

5. Принцип соразмерности внешнего управления и самодеятельности в воспитании.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.

Аксиологический подход.

Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни младшего школьника.

Системно-деятельностный подход .

Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования.

Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Развивающий подход.

Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Содержание:


  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о государственных символах Иркутской области, города Братска, школы;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • элементарные представления о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами для обучающихся;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, и её народах;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края, города;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего края, своей страны;

  • уважение к образовательному учреждению, своему городу, области, народу России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Виды деятельности:

Содержание

Формы воспитательной деятельности

Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, государственными символами Иркутской области, города Братска.

Плакаты, картины, беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.

Беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин.

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.

Беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, познавательно-развлекательные мероприятия, экскурсии, путешествия, туристско-краеведческие экспедиции, изучение вариативных учебных дисциплин.

Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.

Беседы, проведение классных часов, просмотр учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам.

Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина.

В процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями.

Проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими, проектная деятельность.



Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

Беседы, народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников.

Встречи и беседы с выпускниками лицея, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.



Развитие школьного самоуправления, в начальной школе «соуправления».

Участие в детских организациях , организация органов классного самоуправления, общешкольной структуры; совместное планирование работы, фестивали, школы актива, встречи с интересными людьми, круглые столы, игры, КТД.

«Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников “По дорогам притчи” (из опыта работы)»

XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
25 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва

«Весь мир есть одна долгая притча, составленная из бесчисленного количества притч… Помещённый в этот мир человек словно погружен в море премудрости Божией, выраженной в притчах… Веками люди смотрели на обычные события, похожие на те, что описаны в притчах о сеятеле и семени, о пшенице и плевелах, о талантах и о блудном сыне, о злых виноградарях, но никому и в голову не приходило, что под листвою этих событий скрывается ядро, столь питательное для духа человеческого, пока Господь Сам не рассказал сии притчи, не растолковал их значение и не показал их ядро».

В сети Интернет в обсуждениях и публикациях учителей начальной школы мне многократно приходилось читать о применении притчи на отдельном уроке или воспитательном мероприятии. Педагоги единодушно отмечали нравственный воспитывающий потенциал притчи, их влияние на учащихся.

В связи с этим возникла необходимость создания пособия, где такая работа осуществлялась бы целенаправленно и систематически. Для восполнения пробела в данном направлении духовно-нравственной работы и была разработана программа «По дорогам притчи». Данная программа является пропедевтическим курсом, помогающим подготовить мотивационно учащихся и их родителей к осознанному выбору модуля «Основы православной культуры» в 4 классе. Название программы «По дорогам притчи» символично.

В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» ‑ при, «мия» ‑ путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни .

Образное название программы помогает детям лучше осмыслить, что наш жизненный путь – это дорога, на которой нас ждут и радости и испытания. Притчи, как указатели в пути, помогают нам выбрать верное направление, правильную дорогу в жизни.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, духовно-нравственное направление воспитательной работы должно реализовываться на уроках и во внеурочной деятельности. Большими возможностями для этого располагает кружковая работа. Вот почему изучение притч нами осуществлялось в рамках кружковой деятельности.

Авторская программа была разработана в соответствии со всеми нормативными требованиями. Имеет рецензии доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка и методики его преподавания Волгоградского социально-педагогического университета Супрун Василия Ивановича и Епархиального архиерея Иоанна, епископа Калачевского и Паласовского. Для учащихся разработаны рабочие тетради и электронное сопровождение к каждому занятию.

Почему в основе работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников были выбраны притчи?

Притчи – это особый жанр. В коротких поучительных рассказах народная мудрость сочетается с духовностью и нравственностью, что помогает человеку найти ответы на разные жизненные вопросы, задуматься о вечных ценностях.

Достоинство притчи – маленький объём. Это позволяет организовать работу с притчами в начальной школе уже со 2 класса.

Другим достоинством притчи является чётко выраженный сюжет. Это особенно важно для учеников начальной школы. Они должны точно запомнить последовательность событий, понять логику повествования. Это позволяет им осознать прочитанное, не только на уровне эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

При работе с притчами можно использовать разные методы, позволяющие осмыслению прочитанного.

Один из них – метод ассоциаций , применяемые чаще всего к названию притчи. На листочках дети пишут ассоциации к слову. Это могут быть ассоциации с предметом, образом, цветом, эмоциями, действиями. Далее обсуждают свои результаты в паре или группе. Выступают с представленными результатами. Итоги выступления выносятся на доску. При чтении притчи первоначальные ассоциации уточняются, дополняются, или исключаются, как неточные, искажающие смысл слова.

Например, к слову НЕТЕРПЕНИЕ (притча «Плод нетерпения) учащиеся подобрали следующие ассоциации: человек, характер, делать своё, упрям, не хочет ждать, не слушает, не любит. Это помогло детям понять, какой плод у нетерпения. Приятно было увидеть в выводах занятия строки в рабочих тетрадях учащихся: «Мне надо поработать над терпеливостью и послушанием».

Активизации познавательной деятельности, усилению интереса способствовало применение метода прогнозирования содержания притчи по её названию, в ходе чтения и по её возможному окончанию или продолжению. Лучшему осмыслению прочитанного отрывка (предложения) притчи, вниманию к слову помогает приём «Стоп кадр!» с последующей беседой.

Учащиеся выполняли иллюстрации к притчам, выделяли ключевые слова — понятия, подбирали пословицы, поговорки , составляли информационные карты по основным темам. Любимы детьми были и инсценировки притч, которые мы проводили как на занятии, так и во время праздников, выступая перед родителями.

Первый раздел «Всё в твоих руках» является мотивационным. Здесь мы обсуждаем: «Что такое притча?», «Зачем нам идти дорогами притчи?». Формируем установку: «Жизнь – дорога. Ценности жизни – багаж, приобретаемый нами в пути». Появляется главный предмет – рюкзачок ценностей , который в конце каждого занятия мы образно или письменно наполняли теми мудрыми советами, о которых узнали при работе с указанными на слайде притчами. Притча «Кто, чем богат, тот тем и делится» позволила подвести к «Золотому правилу» (ассоциация: золото — драгоценность, золотое правило – драгоценное правило), взятому из Евангелия от Матфея: «Во всём, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Второй раздел программы «Почитай отца твоего и мать». Почитание родителей – одна из главных традиционных ценностей нашего государства. Одна из первых заповедей, данных Человечеству с древнейших времён, звучит: «Почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо и долголетен будешь ты на земле!». В заповеди не оговариваются нравственные качества отца и матери, родителей нужно чтить независимо от того, какие они. Любой человек, не может считаться порядочным, если он не уважает своих родителей. И все притчи, изучаемые в этом разделе, помогают детям лучше осознать эту мысль, рассмотреть разные случаи почитание и непослушания родителей и то, к чему это приводит.

Самый большой раздел программы — «Каким мы видим мир?». Подбор музыкальных произведений на первом занятии, диагностика учащихся, анализ притчи, давшей название разделу, способствовали тому, что в рюкзачок ценностей мы положили следующие выводы: Мир вокруг нас может быть разным. Он зависит от нас. Хочешь, чтобы в мире было больше добра, изменись сам .

Очень трогательные притчи «Святое озеро», «Притча о зорком сердце», «Незабудка» затрагивают тему сострадания и милосердия к природе. И наш «рюкзачок» пополнялся новым багажом: «Не делай никому больно!», «Помоги тому, кто в этом нуждается!»

Главное внимание при работе с притчами уделяется значению СЛОВА в человеческой жизни. «Словом можно спасти…» — известные строки. А как? Так, на примере притчи «Сила слова» ребята понимают, что сказанные в определённый момент слова могут отнять веру в собственные силы, значит надо думать, что ты говоришь. А вот добрый совет родителей поможет тебе в жизни, убережёт от опасности («Опасное место»). Болтовня – это праздное, пустое слово. Не увлекайся этим – совет притчи «Кого больше ценят?»

Итоговая тема программы «Две дороги». Две дороги есть в жизни человека: узкая и широкая. По какой дороге пойти? Сначала дети (до чтения притчи) единодушно ответили: «По широкой. По ней идти легче, хорошо, ничего не мешает». И только коллективное обсуждение этой проблемной ситуации, и чтение притчи помогают понять, что ничего не делать – легко, а вот научиться чему-нибудь – непросто, а порой и трудно. Обидеть другого человека можно легко, а вот сдержаться и не ответить злом на зло – трудно. Работать над собой, над своим характером, удержаться от соблазнов – очень- очень трудно. Но тот, кто преодолеет трудности, достоин награды.

В конце занятия методом незаконченного предложения мы подводили итог. Подумай и напиши: «Я хочу выбрать себе дорогу …., потому что…». Все дети к концу занятия поменяли своё мнение и написали, про узкую дорогу, потому что «это дорога добра, а не зла», « в ней счастье», «там есть трудность, но и награда за труд».

Школьники указали качества, которые помогут им в пути: терпение, милосердие, доброта. А помешать и сбить с пути могут: лень, гордость, непослушание, ложь, обида. Подводя итог, мы вспомнили все ценности нашего духовного пути.

По итогам проведённого анкетирования, 96% детей отметили, что занятия кружка помогали им в выборе поступка, 62% учащихся занятия помогли понять, что надо быть милосерднее и доброжелательнее друг к другу, не отвечать злом и обидой, если тебя обидели. При проведении рефлексии в конце каждого занятия, учащиеся отмечали, что им было интересно, и притчи помогали им пережить разные чувства: радость, страх, жалость, любовь, сострадание и т.д. То есть содержания занятий затрагивали эмоционально-волевую сферу детей, находили отклик в их душах и сердцах. Содержание занятий обсуждалось и с родителями обучающихся на родительских собраниях. Диагностика степени удовлетворённости родителей реализацией данной программы показала их 100% одобрение и поддержку.

Но главное, что реализация данной программы духовно-нравственного воспитания помогала младшим школьникам осознавать ценность человеческой жизни, важность почитания родителей, пробуждала в них желание поступать согласно своей совести и направляла на путь нравственного самосовершенствования.

Литература

  1. Святитель Николай Сербский (Велимирович). Евангелие о Господе Сеятеле. – Беседы. М.: Лодья, 2001.
  2. Лукашенкова Ж. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя) – Смоленск, 2013. – 336 с.
  3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296.

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием
в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного,
как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости,
а живой личностью, которая помогает ребёнку познать не только мир,
но и самого себя. В наших воспитанниках дремлют задатки разных талантов.
Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит
в воспитателе ту “живую воду”, без которой задатки засыхают
и хиреют…

В. Сухомлинский

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовному по своей сути.

Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

  • строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;
  • воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись;
  • воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? И многие другие.

Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Многие считают, что духовно-нравственное воспитание – это сугубо религиозное воспитание. Такое мнение ошибочно. Достаточно ознакомиться с планированием занятий и убедиться в отсутствии религиозной тематики.

Современное состояние религий, их разветвление на многочисленные направления и секты, все перипетии их развития и становления ребёнок может изучить (если появится интерес), став взрослее. Гораздо важнее дать ребёнку почувствовать основы мировых религий. Этот начальный курс по духовно-нравственному воспитанию должен показать всё самое светлое, чистое и доброе , что есть в каждой священной книге. Главное, не пропагандировать, не вкладывать в детей определённые ответы, а оставлять за ними свободу мнения.

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей. “Дети – всегда единственное будущее рода человеческого, ” - писал В.Сароян.

Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. В этом убеждает нас появление предметов, посвящённых духовно-нравственному развитию личности ребёнка, таких как, человековедение, эстетика, мировая художественная культура, а также поиск педагогами новых, нетрадиционных подходов к обучению.

Разработанная мною программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться преподавателями любых общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят через большинство предметов школьного курса и если нет возможности изыскать время на внеурочные занятия, то это позволяет “вплести” их в сами уроки (см. Приложение 1).

Перспективная программа воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в младших классах “Птица счастья” составлена на основе книг А.Лопатиной и М.Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания, которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей, заставляет их вслушиваться в каждое слово. Они собраны с учётом разных возрастных особенностей.

Программа поможет учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности учащихся (см. Приложение 2). Пользуясь программой, можно найти немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми без исключения учащимися. Классные руководители и организаторы воспитательной работы помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

Работу в данном направлении можно продолжить в среднем и старшем звене, так как программа является перспективной.

Каждый год посвящается какой-либо теме, прорабатывая её содержание, пробуя новые подходы и формы воспитательных мероприятий. Эта тема обязательно используется при планировании работы в следующие годы. Таким образом, идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему.

Метод “снежного кома”

2002-2003 уч.г. "Мир твоей души"

2003-2004 уч.г. “Природа глазами души”.

2004-2005 уч.г. “Азбука мудрости”.

2005-2006 уч.г. “Счастье семьи”.

Само же название программы “Птица счастья” означает, что каждый имеет возможность поймать эту чудесную “птицу”, но, даже поймав, надо суметь её удержать.

Надо верить, что нас ждёт другое, лучшее будущее. Никогда не поздно начать делать к нему шаги. И первые шаги лучше всего посвятить детям, отдавая им всё самое светлое и хорошее, что у нас есть.

Цель программы: формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • развивать познавательную активность учащихся.

Основные разделы программы:

2 класс. Природа глазами души. (Приложение 4).

I. Обоснование необходимости создания программы воспитания нравственного поведения учащихся 1 (2) класса

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит, вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.
Что нужно понимать под нравственным воспитанием ребёнка ? Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». В словаре Ожегова нравственность – это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».
Наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей. К.Д.Ушинский говорил: «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания». Младшему школьнику необходимо получить информацию о нормах поведения в современном обществе, иметь представление о последствиях их нарушения или неправильного поведения. Вот почему воспитание общечеловеческих ценностей у детей – одно из значимых направлений в современной педагогике.

Наблюдения, проводимые в прошлом учебном году, за поведением детей своего класса, их манерой общения друг с другом, с родителями, учителями подвели меня к неутешительному выводу: уровень нравственной воспитанности моих учеников низкий. Дети не знают, соответственно, не соблюдают, элементарных норм поведения в обществе, недостаточно грамотны, не владеют культурой общения со сверстниками и старшими, часто конфликтуют, не понимают и не принимают требований учителей и родителей. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать. Поэтому приоритетным направлением в этом учебном году стало воспитание нравственного поведения учащихся 1 (2) класса.

II. Концептуальные идеи программы

Главная цель: создать условия для воспитания и развития личностных качеств учащихся, предполагающих соблюдение правил этикета, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Задачи воспитательной работы в 1 (2) классе на 2009-2010 уч.год:

  1. Организовать работу по дальнейшему сплочению учащихся класса и формированию детского школьного коллектива (вовлечение всех детей в классные дела, участие в общешкольных мероприятиях, проведение бесед, выездных экскурсий) .
  2. Оказать помощь вновь прибывшим учащимся (адаптироваться в классном коллективе).
  3. Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах (проведение классных часов и инструктажей, соблюдение правил и норм поведения в школе и вне её, соблюдение норм этикета, правила общения со сверстниками и взрослыми).
  4. Проводить профилактическую работу среди учащихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, встречи с инспекторами ГИБДД, социальными педагогами, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).
  5. Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).
  6. Формировать у учащихся коммуникативную культуру.
  7. Проводить работу по налаживанию тесного сотрудничества с родителями учеников класса, привлекая их к проведению совместных праздников, выездных экскурсий, оказанию посильной помощи классному кабинету, школе, проведение родительских собраний.

Данная программа не предусматривает изменения в организации процесса обучения и воспитания. Воспитание нравственного поведения учащихся будет осуществляться через все направления работы: эстетическое и физическое, семейно-бытовое и экологическое, гражданско-патриотическое и интеллектуальное.

Воспитание нравственности связано с реализацией ряда принципов организации воспитательной работы в классе:

  1. Принцип доступности.
  2. Принцип активности.
  3. Принцип системности.
  4. Принцип сознательности.
  5. Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнёрства учащихся, учителей-предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, психолога, родителей.

III. Сроки программы

Сроки программы: 2009-2010 учебный год.

IV. Участники программы

Участники программы: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный психолог.

V. Прогнозируемый результат

  1. Учащиеся имеют представления об особенностях собственных психических процессов и учатся управлять ими.
  2. Учащиеся знают и умеют соблюдать нормы и правила поведения в школе, в семье, в общественных местах; владеют культурой общения.
  3. Осознание учащимися ценности воспитанности человека и её необходимости в современном обществе.
  4. Заинтересованность и активное участие родителей в воспитании нравственного поведения своих детей.

VI. Связи, устанавливаемые для реализации программы

Внутренние: педагоги, работающие в классе, школьный психолог.
Внешние: детская библиотека, музей, дворовый клуб «Вдохновение», дом детского творчества «Наследие», КСК «Геолог».

VII. Критерии результативности

  1. Соблюдение правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
  2. Владение культурой общения со сверстниками, с взрослыми.
  3. Уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.

VIII. Показатели результативности

  1. Отсутствие нарушений правил поведения в школе (на уроках, на переменах, в столовой), в общественных местах, в семье.
  2. Высокий уровень коммуникативной культуры учащихся – умение работать в паре, минигруппе, коллективе, умение правильно общаться с взрослыми.
  3. Высокий уровень удовлетворённости родителей нравственным поведением учащихся.

IX. Диагностические средства

  1. Эффективность реализации программы нравственного воспитания учащихся 1 (2) класса отслеживается по результатам диагностических анкет:
  2. Методика А.М.Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
  3. Методика Н.П.Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся»
  4. Методика неоконченного предложения (о классе).
  5. Анкетирование «Воспитанный ли я человек?»

X. Управление программой

Управление осуществляет классный руководитель. В основу программы положена коллективная деятельность учащихся, классного руководителя, родителей, педагогов-предметников, работающих в классе, школьного психолога. Координация усилий всех участников процесса воспитания обеспечивает системный подход.

XI. Деятельность по реализации программы нравственного воспитания учащихся 1(2) класса

  1. Классные часы на формирование представлений об этике.
  2. Психологические тренинги (на развитие коммуникативной культуры).
  3. Экскурсии: в музей, в цирк, в библиотеку, в природу.
  4. Работа с родителями (родительские собрания, классные семейные праздники).

XII . Ресурсы

Имеющиеся:

  • нормативно-правовая база: устав школы (выдержки), Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка , Закон РФ «Об образовании» Положение о родительском комитете ;
  • кадры (классный руководитель, школьный психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, родители);
  • информационная литература;
  • объекты образования и культуры: дом детского творчества «Наследие», дворовый клуб «Вдохновение», детская библиотека, спортивные центры, музеи, кинотеатры ;
  • ТСО, ИКТ;
  • финансовые (спонсоры – родители учащихся).

Прогнозируемые: создание научно-методических материалов.

XIII. Циклограмма работы класса

Еженедельно Воспитательные беседы по правилам поведения в школе, в общественных местах, в транспорте.
Индивидуальная работа с учащимися, родителями.
Занятия в кружках, спортивных секциях.
Ежемесячно Классный час по этике.
Психологические тренинги.
Один раз в четверть Классные семейные праздники.
Родительские собрания.
Инструктажи по правилам поведения в школе, по ПДД, по правилам поведения в общественных местах.
Один раз в полугодие Занятия в доме детского творчества «Наследие».
Занятия в дворовом клубе «Вдохновение».
Диагностирование.
Один раз в год Экскурсии в музей, кинотеатр, библиотеку и др.

Тематика классных часов по этике (на год):

Я среди людей.
Кто я и как я выгляжу?
Я – личность.
Я и мои роли.
Добро и зло в сказках.
Отношение к старшим.
Отношение к учителю.
Товарищи и друзья.
Вежливость и этикет.

Тематика родительских собраний (на год):

Сентябрь – «Организация учебного процесса в 1 (2) классе. Требования к учащимся».
Октябрь (ноябрь) – «Воспитание норм поведения в семье».
Январь – «Детская агрессия».
Март – «Как вырастить ребёнка нравственным?»
Май – «Подводим итоги учебного года».

Литература :

  1. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания: 1-4 классы». – М.: «ВАКО», 2007 г.
  2. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя: 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2007.
  3. Касаткина Н.А. «Форма взаимодействия учителя с родителями в начальной школе», Волгоград – Учитель, 2005 г.
  4. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие /Под ред. М.И.Рожкова. – М.:ВЛАДОС, 2006.
  5. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №8, 2007 г., 2008 г.
  6. Научно-практический журнал «Классный руководитель». № 2, 4. 2007 г.
  7. Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности». Методические рекомендации. Творческий центр «Сфера», Москва, 2001 г.