Когда возник детский сад? История возникновения детского сада

Когда возникли первые детские сады?

Фридрих Фрёбель (1782-1852г.) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, разработал идею детского сада и основы методики работы в нём. Создал систему дошкольного воспитания.

В России детский сад как новый тип воспитательного учреждения появляется в 60-е годы 19 века. Он возник как отголосок фребелевского движения на Западе. Однако «идея» детского сада была воспринята российскими педагогами неоднозначно: одни видели в ней «отупляющее влияние немецкой системы», другие считали детский сад единственно верным способом воспитания нового человека.

Детские сады «приживались» чрезвычайно медленно: возникали по инициативе частных лиц, были платными и предназначались для детей городских имущих сословий. Единичные детские сады, существовавшие в 60-80-х годах 19 века (к началу 1867 г. в Петербурге и Москве их было всего четыре), работающие исключительно «по Фребелю», были «весьма далеки от творца». Одни педагоги слепо копировали положения его системы, другие стремились творчески преобразовать их.

При первом подходе в российских детских садах занятия проводились по строгому расписанию, в чём видели порядок и особый воспитательный эффект. Организованные фронтальные занятия получили название «фребелевских»: лепка, рисование по сетке, занятия по вырезанию и наклеиванию бумаги разного цвета и сорта, занятия по прокалыванию и вышиванию, по плетению из соломы и тесьмы и др.

На первый взгляд, работа с разнообразным материалом полезна и интересна детям, приучает к дисциплине, формирует навыки пользования карандашом, ножницами, но такое понимание фребелевской системы было поверхностным. Ведь сам автор вкладывал в занятия по ручному труду идею связи детских работ с жизнью. Механистичность, монотонность и однообразие занятий усиливались ещё и слепым копированием фребелевских образцов для детских работ, которые превратились в шаблоны и ограничивали детей в самостоятельности и творчестве. Слепое копирование другой формы работы фребелевского детского сада – подвижных игр подражательного характера с пением – привело к тому, что русские дети пели немецкие народные песни.

Сторонники другого (критического) подхода к системе Фребеля предлагали использовать лишь отдельные занятия и игры. Позднее, в начале 20 века, многие занятия по ручному труду в детских садах существовали уже в разных вариантах. Самым значительным шагом в переработке системы Фребеля было стремление преобразовать её в соответствии с идеей народности воспитания, которую впервые обосновал К.Д.Ушинский. Так, А.С.Симонович, вводит занятия, цель которых – приобщить детей к родной культуре: беседы, прогулки, наблюдения, «ведущие к знакомству с Родиной».

Основными направлениями работы детского сада, который, используя фребелевскую систему, стремился остаться русским, были: приближение фребелевского материала к реальной жизни; развитие чувств детей на основе изучения родной природы и окружающей жизни; подбор содержания для работы с детьми с учётом принципа сезонности.

Изменения были связаны и с требованиями системы современного образования. Цель детского сада Фребеля – создать условия для развития физических и духовных сил детей. Он не ставил задачи подготовки ребёнка к школе. Но в России такой подход нашёл применение в школе Е.О.Гугеля, в детских приютах В.Ф.Одоевского.

Первые опыты создания дошкольных учреждений в России

Первым воспитательным учреждением в истории отечественного дошкольного образования можно считать школу для малолетних детей Егора Осиповича Гугеля (1804-1842). В школе Е.О.Гугеля не только обеспечивался присмотр за детьми, лишёнными родительской заботы, но и ставились задачи нравственного и умственного развития. Школа была открыта в 1832 году при Гатчинском воспитательном доме, в котором Е.О.Гугель работал инспектором классов. В Гатчинском воспитательном доме Гугель провёл ряд реформ, обратив особое внимание на первоначальное воспитание и обучение детей. По существующим тогда правилам детей-сирот до семи лет отдавали на патронирование в семьи горожан Гатчины. По достижении школьного возраста они возвращались в воспитательный дом и поступали в начальный класс. Уровень подготовки к школе «патронажных» детей был чрезвычайно низок. Поэтому для таких детей (от 4 до 7 лет) Гугель совместно с другом (учителем П.С.Гурьевым) на собственные средства открывает школу. Педагоги начали работать с десятью мальчиками, которые приходили в школу утром и занимались в течение всего дня.

Пятилетний опыт работы был настолько успешным, что в 1837 году Е.О.Гугеля официально назначают смотрителем школы. Число учеников увеличивается до 120 человек. Жили они в пансионах, которые открывались на квартирах горожан Гатчины; их содержание контролировалось самим Гугелем. Каждый пансион был предназначен для 5-6 мальчиков или девочек разного возраста. Женщина, содержащая пансион, должна была организовать жизнь воспитанников по образцу семьи: учить помогать друг другу, заботиться о младших, проявлять чуткость во взаимоотношениях.

В школе было два отделения – младшее (для детей от 4до 6 лет) и старшее (от 6 до 8 лет). В младшем отделении большую часть времени дети играли на свежем воздухе, а занятия были непродолжительными: рассказы, беседы, несложные работы. За детьми наблюдала надзирательница, восполняя вниманием, лаской и заботой отсутствие материнского ухода. Она следила за чистотой и опрятностью детей, приучала их к аккуратности в одежде, еде.

В старшем отделении занятия были организованы как уроки – по заучиванию молитв, чтению, письму, счёту, наблюдению природы, «умственные упражнения». С детьми занимался учитель, которому помогали старшие воспитанники Гатчинского воспитательного дома. По существу, это был первый опыт организации преемственности в работе дошкольного учреждения и элементарной школы.

Примечательные для того времени методы: умственные упражнения и беседы. Под умственными упражнениями Гугель понимал элементарное введение детей в логику, развитие детского восприятия и наблюдательности, умение видеть сходства и различия, расширение кругозора, что в свою очередь ведёт к нравственному формированию детей. Взаимосвязь умственного и нравственного развития ребёнка, в представлении Гугеля, свидетельствует о том, что он был сторонником идеи воспитания человека в целостности. Беседы. Этот метод преподавания сам Гугель называл «разговоры с детьми». С помощью вопросов педагог заставлял ребёнка размышлять об увиденном, высказывать свои суждения, приходить к умозаключениям.

Е.О.Гугель умер, когда ему не было и сорока лет. Однако в педагогике имя Гугеля напоминает о первом опыте организации дошкольного учреждения, в котором идеи И.Г.Песталоцци творчески применялись к условиям воспитания и элементарного обучения русских детей.

Следующим шагом в развитии общественного дошкольного воспитания в России было создание детского приюта – учреждения, принципиально нового по своему назначению: для маленьких детей, временно остающихся без присмотра. Организатором детских приютов был В.Ф.Одоевский – писатель, музыкальный критик, крупный общественный деятель. Воспитательные заведения открывались на основе составленного при участии Одоевского «Положения о детских приютах» (1839 г.), к которому он разработал приложение: «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами» (действовал в течение 50 лет). Приюты должны были заменить бедным детям семью на то время, пока родители заняты. Одно из требований к приюту – создание атмосферы теплоты и заботливости. Но практика изобиловала примерами формального отношения к детям, ущемлением детской активности. Но были и приюты, ориентированные Одоевским на опыт школы Гугеля. Приют работал в течение всего дня (с 7 утра и до 8-9 часов вечера). Посещали его дети от трёх до девяти лет. Распорядок, напоминал жизнь современного дошкольного учреждения: утренний приход детей, ручные работы, с 10 часов занятия, в 12 часов обед, далее до 14 часов дня – свободные игры, после – занятия рукоделием, чтение и рассказывание сказок, разучивание песен и гимнов, уроки письма и счёта.

Содержание жизни детей было подчинено одной цели – внушению им «чувства доброй нравственности». Воспитание нравственности начиналось с веры. В приюте Одоевского практиковались: уроки послушания, контроль поведения, труд, приучение быть всегда занятым, задачи по развитию умственных способностей и усвоению элементарных знаний, комплексные занятия, метод взаимного обучения, метод бесед.

Детские приюты Одоевского – это узко сословные воспитательные заведения, учреждённые для беднейших слоёв населения. Исходя из этого, и были разработаны требования к их деятельности (религиозная, дисциплинированная, трудолюбивая личность простолюдина, обучение не было главной задачей).

Как видим, практика работы первых воспитательных учреждений для дошкольников складывалась, с одной стороны, под влиянием гуманных идей нравственного и умственного развития ребёнка, с другой – в жёстких рамках общественной реальности.

Литература:

  1. Флегонтова Н.П. «Практика работы первых детских садов в России». Ребёнок в детском саду № 3, 2004. М.: ООО Издательский дом – «Воспитание дошкольника», с. 31-34.
  2. Флегонтова Н.П. « Первые опыты создания дошкольных учреждений в России». Ребёнок в детском саду № 3, 2005. М.: ООО Издательский дом – «Воспитание дошкольника», с. 34-36.

Никогда не задавались вопросом, почему детский сад называется садом, а не школой для самых маленьких? Именно школой, ведь детский сад является дошкольным образовательным учреждением, ключевое слово – образовательным. В этой небольшой статье мы раскроем вам историю революционного для сферы образования начала XIX века, и имена двух великих людей, благодаря которым дети перестали быть рабами и начали учиться.

Предыстория появления детских садов

И ранее существовали места, куда состоятельные родители за отдельную плату могли привести детей на день, в бедных же семьях дела обстояли гораздо хуже, и детям приходилось работать с пятилетнего возраста. И только в начале XIX века ситуация начала меняться.

Первым подобным революционером, обратившим внимание на дошкольное образование, стал английский философ и педагог Роберт Оуэн. Он основал первую школу для малышей в 1802 году в далекой Шотландии, где детский труд в то время являлся нормой. Ему удалось осуществить невозможное – запретить детский труд до 10 лет и сократить рабочий день (не только детский, но и взрослый) с 14-16 часов до 10 часов 45 минут.

Кроме того ему на практике удалось доказать и показать, что образованный выспавшийся работник более полезен для любого предприятия. Он сам организовал образовательные часы для работников своей фабрики, куда входили уроки не только общего развития или по овладению какого-либо мастерства, но и лекции по воспитанию детей. Этот эксперимент в Нью-Ланарке (город в Шотландии, где располагалась чудо-фабрика Оуэна) прокатился отголоском по всей Европе. Результаты были парадоксальными – люди работают меньше, да и самих работников заметно меньше, так как дети до 10 лет составляли большой процент рабочей силы, а производительность предприятия колоссально выросла, достигнув небывалого до тех пор коммерческого успеха.

Первый детский сад и его название

Такие результаты не могли не обратить на себя внимания ученых умов в Европе. Сторонников новой идеи было много, но противников еще больше. И только в 1840 году в Бланкенбурге, не смотря на многочисленные препятствия, известный немецкий педагог Фридрих Фрёбель сумел открыть первое дошкольное учреждение с уклоном на обучение и воспитание детей.

Он назвал его Kindergarten , что в буквальном переводе означает «детский сад ». В ту пору Европа утопала во множестве садов и палисадников, как шикарных при богатых дворах, так и поскромнее. Через название «детский сад» Фрёбель стремился донести до людей идею, что развитие детей нельзя пускать на самотек – за детьми нужно заботиться, ухаживать и вкладывать в них, как в растения. Ведь если не ухаживать за кустом роз или за яблоневым деревом, то ни цветов, ни плодов не получишь. А человек – не растение, его не достаточно просто кормить и поить, цветы и плоды появятся только в том случае, если давать пищу уму, и чем раньше – тем лучше.

Первая коллективная обучающая работа с маленькими детьми возникла в Европе. Попытка создать учреждение для работы с детьми была предпринята Р. Оуэном в 1802 году в Шотландии. Но само определение «детский сад» введено в обиход Фридрихом Фрёбелем, известным немецким педагогом, который воплотил свою блестящую идею, находясь на 60-м году жизни.

Фридрих Фребель

Знакомство Фрёбеля с директором образовательной школы А.Г. Грунером, последователем Иогана Пестолацции - основателя системы развивающего обучения ребенка, зародило во Фридрихе необычайную любовь к педагогике.

Всю жизнь Фрёбель посвятил изучению этой интересной науки и совершенствованию своих знаний в ней. Идеалистические идеи педагога, сформировавшиеся под влиянием немецкой философии, предполагали концепцию саморазвития человека, то есть его божественного начала. Согласно принципам Фрёбеля, ребенок от природы наделен многими талантами, которые при умелом и грамотном подходе можно и нужно развивать. Так, малыш в обязательном порядке должен получить дошкольную подготовку, чтобы выявить свои исключительные индивидуальные природные данные и начать их совершенствовать.

Дети, по мнению Фрёбеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью. Отсюда название такого учреждения для образовательной работы с детьми - «Kindergarten» - переводится как «детский сад ».

Именно Фридрихом Фрёбелем созданы основные принципы функционирования детского сада и выработана методика подготовки детей, основанная на теории игры. Творческая интерпретация идеи Иогана Пестолацци успешно реализовалась на практике первым основателем детского сада.

Посещать такой детский сад могли даже дети бедных семей. Детей кормили 3 раза в день и занимали различными развивающими занятиями. Но платы, установленной за пребывание в саду, оказалось недостаточно для содержания подобного учреждения, Фридрих платил всем воспитателям из своего кармана. Спустя два года детский сад закрылся. Но слухи о подобном опыте распространились по миру, и в различных частях стали появляться новые учреждения, специализирующиеся на дошкольном образовании.

Первые детские сады открылись в России спустя 30 лет первого опыта Фридриха Фребеля. Появились они в г. Семиградском и в г. Петербурге. На тот момент такие учреждения были платными и достаточно дорогостоящими, их могли позволить себе только люди, обладающие значительными финансовыми возможностями. В детские учреждения принимались дети от 3 до 8 лет, с ними занимались опытные педагоги, которые путем игровых методик развивали способности детей и готовили к поступлению в школу.

Во времена бурного развития детских садов, вышел журнал «Детский сад», издателем которого стала А.С. Симанович – основательница четвертого детского сада в Петербурге. В журнале подробно излагались новейшие принципы работы с детьми перед школой.

Первый совершенно бесплатный детский сад открылся в 1866 году при благотворительной организации, где детей обучали рисованию, макраме, популярным техникам ручной работы, молитвам и многим другим направлениям. Здесь же было организовано швейное производство детской одежды, кухня и школа. Подобное учреждение просуществовало непродолжительное время в связи с недостаточным финансированием и вскоре закрылось, как это произошло и с детским садом Фрёбеля.

Но прорыв в области дошкольного образования начал давать свои плоды: спустя тридцать лет в России стало появляться множество детских садов для различных слоев населения. Каждый родитель мог получить место для своего ребенка согласно своим финансовым возможностям. С тех пор большое внимание стало уделяться образованию педагогов, занимающихся развитием малышей. Воспитатели посещали множество курсов на дошкольную тематику и совершенствовали свои навыки работы с детьми.

У каждого образовательного учреждения есть своя история. Мы хотим рассказать вам о нашем детском саде.

В районе новостройки Выхино, по адресу город Москва Самаркандский бульвар дом 32 корпус 2, в феврале 1969 года открылись новые типовые детские ясли № 458 для самых маленьких граждан столицы.

Дошкольное учреждение обеспечивало уход и присмотр за детьми раннего возраста от 2 месяцев до 3 лет.

Приоритетным направлением деятельности яслей являлась работа по развитию и воспитанию детей раннего возраста. Для работы воспитателей и ребят были предоставлены все условия. В яслях были круглосуточные группы для малышей.

Работники детского сада, как и сейчас, старались создать для маленьких воспитанников комфортные условия, иногда даже заменяя им мам.

На территории детского сада были оборудованы прогулочные участки индивидуальные для каждой возрастной группы. Участки имели теневые навесы – веранды с деревянными полами и шиферными крышами. Постепенно шло озеленение участков деревьями и кустарниками.

За годы существования детских яслей №458 (с 1969 – 1992 г.г.) заведующими были:

1. Мануркина Валерия Михайловна

2. Чинарова Зинаида Фроловна

3. Кузнецова Эмилия Васильевна

Воспоминания бывших сотрудников детских яслей № 458 очень светлые и тёплые. Все подчёркивали то, что коллектив детского сада был очень дружным, работал слаженно и профессионально. Коллектив детского сада принимал активное участие во всех мероприятиях, проводимых в дошкольных учреждениях.

17 февраля 1992 года, в связи с отсутствием необходимого количества мест для детей дошкольного возраста, произошла реорганизация детских яслей № 458 в ясли – сад № 2118: 3 группы – для детей раннего возраста, 4 группы - для детей дошкольного возраста.

С января 1993 года по февраль 2012 год дошкольным учреждением руководила Аринская Ольга Николаевна.

Как и прежде отличительной особенностью детского сада была организация образовательной работы с детьми раннего возраста. Педагоги использовали потенциал разных видов детской деятельности для поддержания положительного самоощущения, уверенности, успешности. Занятия, праздники, развлечения всегда проходили в увлекательной, доступной, игровой форме.

В 2010 году назрела необходимость в открытии новых детских садов, так как разрастался район Выхино, велось активное строительство жилья, инфраструктуры, увеличивалось количество детей дошкольного возраста. Правительство города Москвы приняло решение полностью перестроить здание дошкольного учреждения на новое соответствующего новым требованиям и стандартам.

Появление нового 11-ти группового детского сада №2118 с бассейном стало долгожданным событием и для взрослых, и для детей. Строители работали быстро и слаженно, и вот в марте 2011 года детский сад открыл свои двери для малышей.

Было построено новое современное трехэтажное здание с бассейном, уютными группами и просторными площадками для прогулок на свежем воздухе. В детском саду функционирует одиннадцать групп: 3 ясельных группы, 8 дошкольных. Каждая группа оснащена: отдельным групповым и спальным помещением для детей, умывальной, туалетной и раздевальной комнатами. В ДОУ оборудованы:

  • медицинский блок: изолятор, процедурный кабинет;
  • пищеблок;
  • методический кабинет;
  • музыкальный зал;
  • физкультурных зал;
  • бассейн;
  • прачечная.

За годы своего существования детский сад выпустил сотни выпускников. Многие из них уже приобрели профессию, стали самостоятельными людьми и имеют своих детей дошкольного возраста, некоторые – учатся в ВУЗах, колледжах, лицеях, другие еще учатся в школе. Но все они вспоминают свой родной детский сад, своих воспитателей и нянечек.

Прошло немало лет с момента открытия детского сада, но здесь продолжают трудиться сотрудники, стоявшие у истоков: Шмелёва Яна Игоревна – бессменный шеф-повар, Елисеева Ольга Владимировна – повар, Быстрова Валентина Егоровна – прачка. Менялись заведующие, каждый руководитель вкладывал частичку своей души и сердца в работу.

Течет время, совершенствуются формы воспитания и развития детей. Преображаются помещения: развивающая среда групп и их оснащение постоянно обновляются и модернизируются в соответствии с современными требованиями построения развивающей среды. Сегодня в детском саду трудится молодой энергичный сплоченный коллектив.

В детском саду № 2118 работают квалифицированные педагоги, преданные своему делу, любящие свою работу. Главной задачей коллектива является охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников.

За время работы в нашем дошкольном учреждении появились традиции:

  • Проведение праздника, посвященного «Дню Великой Победы» и возложение венков к памятнику «Защитникам города Москвы»
  • Проведение субботников в нетрадиционной форме

Так для приобщения детей к истокам русской народной культуры в детском саду создан уголок «Русская изба», где воспитатели в доступной форме знакомят детей с русским бытом: с тем как люди жили на Руси, какие они строили дома, как их обставляли, какую одежду носили и т.д.

В детском саду проводятся этнические праздники и развлечения: «Масленица» и «Коляда».

В сентябре 2013 года наш детский сад влился в комплекс ГБОУ Школа № 1420 под руководством Николаевой А.И. На этом история нашего детского сада не заканчивается, а только получает новый вектор развития. Мы снова встречаем детей и наши педагоги помогают им достичь личных результатов в развитии, обрести уверенность в себе, что определяет всю их дальнейшую жизнь. Мы понимаем, как важно, чтобы рядом оказались настоящие воспитатели.

На данном этапе наше структурное подразделение корпус № 10 открыл на своей базе 1 класс начальной школы с углубленным изучением иностранного языка. Родителям предоставляется услуга по уходу и присмотру за детьми. Дополнительно ведется кружковая работа. Функционируют кружки «Лего-конструирование», «Мультипликация», «Дельфиненок».

Для детей раннего возраста с сентября 2014 года открыта группа кратковременного пребывания.

Наш дошкольный корпус № 10 предоставляет широкий спектр дополнительных образовательных услуг: ритмопластика «Веселые горошины», изостудия «Акварелька», ФЭМП «Пифагорик», развитие лингвистических способностей «Весёлая грамматика», центр игровой поддержки ребёнка «Малыш и мама», организацией плавания в бассейне «Дельфиненок».

Коллектив структурного подразделения корпус 10 стабильный, давно сложившийся. Все работники – члены профсоюза.
В феврале 2015 года нашему детскому саду исполнится 46 лет. Добрые традиции всеобъемлющей заботы о детях передаются из поколения в поколение. А что касается родителей, то они в «Книге отзывов» детского сада пишут: «Спасибо за щедрость души, доброту, отзывчивость и внимание к нашим детям». Эта благодарность людям, которые каждый день дают возможность 311 московским семьям спокойно идти на работу, не опасаясь за жизнь и здоровье детей.
Жизнь идет вперед, но все, что делается в нашем образовательном комплексе ГБОУ Школа №1420 , делается для детей. Весь коллектив детского сада смело смотрит в будущее. Впереди еще много творческих планов, больших и малых побед, и для этого у нашего дошкольного отделения есть силы, возможности и уверенность в завтрашнем дне.


Есть словосочетания, настолько привычные слуху, что мы, порой, и не задумываемся, почему говорим именно так, а не иначе. Взять хотя бы словосочетание «детский сад». Почему он детский, понятно. А вот что делает здесь слово «сад» и как оно связано с детьми, не очень ясно. Остряки сразу же припомнят известное выражение «дети – цветы жизни». Особо циничные добавят, что цветы – это замечательно, все-таки лучше, когда они растут в чужом палисаднике. Тогда все укладывается в логический ряд: цветы должны расти в саду и обязательно на красивой клумбе. Вот и пестуем мы наших детишек с помощью воспитателей и нянечек в детском саду.

Так есть сегодня и, скорее всего, так будет еще долго. А как было? Не было детских садов и яслей. Вообще не было. У состоятельных граждан были няни и гувернеры, а у бедных - одна надежда на родню. Идея «совместного», то есть коллективного воспитания детей впервые была высказана и воплощена в жизнь в 1802 году. Должен же быть у идеи создания детского сада автор. Разумеется, он есть. И не какой-нибудь педагог-энтузиаст или предприимчивая домохозяйка, а шотландский миллионер и фабрикант Роберт Оуэн. Он увлекался социологией и педагогикой, мечтал о реформах в образовании и сделал немало в этой области.

Вы верите в «правильных», то есть сознательных капиталистов? В тех, кто создает для своих рабочих нормальные условия труда, организует ИХ досуг, строит школы для ИХ детей, спортзалы и бассейны для укрепления ИХ здоровья? Не верите? Я тоже не верю. Время показало, что мечты о таком хозяине несбыточны. Разумеется, были попытки отдельных - не побоюсь этого слова! - благородных людей сделать жизнь рабочих легче. Одни старались поднять заработную плату, другие проводили собрания и объясняли «политику предприятия», ходили по цехам, пожимали руки рабочим, играя в «своего» парня. И только единицы занимались улучшением рабочих мест и бытовых условий.

Как раз к ним и относится Роберт Оуэн. Удивительный человек! Только представьте: он считал обычных рабочих людьми! Очень революционно, не правда ли?! Он искренне заботился о простых людях, особенно о подрастающем поколении. Роберт Оуэн - автор стройной и прогрессивной для того времени образовательной системы. Выглядела она так: ясли, детсад, начальная школа, вечерняя школа. Главное, он воплотил свою систему в жизнь, создав условия для создания всех четырех ступеней развития ребенка.

Нас интересует только две первые ступени – ясли и детский сад. Они были созданы для малышей от года до шести. Понятно, что такие разновозрастные дети не могли находиться вместе и их следовало разделить. Малышей определяли в ясли. Деток постарше - в детский сад. С первого дня начиналось воспитание и образование. Чему учили? Главным образом коллективизму и жизни в добре и мире. Объяснять правила бесконфликтного общества – вот главная задача. Что хорошо? Жить в мире. Что плохо? Враждовать, жадничать, драться. Нельзя причинять боль другим людям, потому что это плохо. Если товарищ в беде, а ты можешь ему хоть чем-то помочь, то не медли и сделай это. Золотые правила!

Большое внимание уделялось физическому воспитанию и прогулкам на свежем воздухе. Будущий рабочий должен быть здоровым и выносливым, а посему зарядкой начиналось каждое утро. Далее дети гуляли и во время прогулки учились понимать природу, любить ее и оберегать. Потом были занятия пением, ритмикой и народными танцами, потом беседы о прекрасном. Да, да! Эстетическому воспитанию придавалось особое значение. Рисование как способ выражения личности – так звучал один из девизов этой системы. Огромное количество картин, рисунков, схем украшало стены кабинетов и коридоров этой удивительной школы. Так что наглядные пособия современных школ тоже родом оттуда.

Знаете, кого Оуэн приглашал работать воспитателями? Обычных людей, даже не имеющих педагогического образования! Он понимал, что образование не дает главного – любви к детям. Муштры, криков и насилия над личностью Оуэн не терпел, наверное, поэтому так тщательно подбирал персонал для своих яслей и садов. К тому же в каждой группе (в каждом саду, яслях) работали мужчина и женщина. Воспитание должно быть гармоничным, перекосы не допускаются. Главное в воспитателе – любовь к детям и доброжелательное к ним отношение.

Роберт Оуэн заботился не только о самых маленьких: дети постарше могли посещать начальную школу, а подростки – вечернюю. Но! Школы, ясли и детсад не были общественными. Они принимали только детей рабочих его фабрик. Зато бизнес процветал. Благодарные рабочие не жалели сил и приносили своему хозяину тройную прибыль. Говорят, что посмотреть на образцовые фабрики, на необыкновенно трудолюбивых рабочих, на их детей, которые не бегают по грязным улицам, а посещают детский сад и даже школу, приезжали издалека. Да и грязных улиц тоже не было. Рабочие жили в небольших, но чистеньких домиках и ни в чем не нуждались. Просто рай на Земле! Правда, слегка попахивает утопизмом или коммунизмом, тут с первого взгляда не разберешь.

Общественные детские сады, открытые для всех желающих, - это уже разработка немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля. Собственно, и название «детский сад» тоже придумал он, как раз вспомнив о цветах жизни и необходимости особого ухода. Если уж нужен хороший урожай, то садовнику придется потрудиться. С 1837 года до 1839 года проработал первый такой детский сад в городе Бланкенбурге. Идеалист и романтик, Фрёбель. Как и Оуэн, мечтал об идеальном обществе, в котором не будет места насилию и войнам. Что для этого нужно? Воспитать высоконравственных людей. Если взрослых переделать нельзя, то дети – это воск, из которого можно слепить все, что угодно. Фрёбель выделил все положительные качества и составил рекомендации по их воспитанию. Только представьте: список добродетелей и к нему приложение с указанием необходимых методических приемов для их воспитания! Разумеется, не были забыты развивающие и подвижные игры.

Идеи Фрёбеля стали модными, последователей его методики было много. По всему миру открывались курсы, на которых подробно изучались приемы воспитания. России тоже не отстала в этом вопросе. Но нужно отметить одну цифру: на территории Российской империи в 1913 году работало всего 147 детских дошкольных учреждений. А число детей, посещавших их, по некоторым данным составляло не более четырех тысяч. Зато теперь красота! В каждом районе свой детский сад, в котором игровые и прогулочные площадки, музыкальный и спортивный залы, комнаты для занятий, спальни. А в современной основе воспитания дошкольника до сих пор просматриваются идеи основателей – Оуэн Фрёбеля.