Кем пугают детей в разных странах. Можно ли пугать детей и кем конкретно? Чем пугают детей

Пугать Каждый из нас, наверное, вспомнит похожие эпизоды из своего детства. И, если говорить честно, эти запугивания работают. Часто они помогают добиться того поведения, которое в данный момент нужно родителю. Другое дело, что работают они недолго и опасны для психологического здоровья малыша.

Запугивая чем-то или кем-то родитель дает понять ребенку, что он - родитель - не главный, не сильный и вообще, заступиться за своего ребенка перед неким бабайкой не сможет. У ребенка в этот момент в голове творится ужас - до определенного времени папа с мамой для него самые сильные люди на свете и могут все. А тут появляется какой-то бабайка и мама спокойно отдаст ему малыша?

Ребенку очень страшно. Кроме разрушенного авторитета родителей , что само по себе болезненно, у него формируется повышенное чувство страха. Да, все дети разные, один не очень испугается, а другой всю жизнь вспоминать будет. В педагогике описаны случаи, когда у детей от страха парализовывало ноги. Зато какой воспитательный эффект!!

Но рано или поздно ребенок поймет, что мама с папой его обманывали . И это еще одно неприятное открытие. Причем неприятно не столько понимание того, что полицейскому он вряд ли нужен, а у злой тети своих детей хватает, как сам факт лжи со стороны родителей. Кроме обиды и разочарования у ребенка закрепляется понимание того, что обманывать можно всех. И своих родителей тоже .

Родители должны понимать, что пугая ребенка за плохое поведение, они расписываются в своем бессилии. Вместо того, чтобы искать способы решения ситуации, чтения соответствующей литературы, попыток разобраться что происходит, они предпочитают решать проблему одним махом, не задумываясь о последствиях для ребенка.

Происходит подмена понятий - в поликлинике нельзя шуметь не потому, что у кого-то голова болит и шум мешает, а потому что доктор отругает. Кашу нужно есть не для того, чтобы быть сильным и здоровым, а потому, что коза забодает, а папу с работы нужно ждать не с радостью, а со страхом, что мама ему все расскажет и ребенок будет наказан.

Но самым страшным для малыша являются угрозы отдать его кому-то за плохое поведение. Для ребенка это означает только две вещи - он плохой и его не любят. А такие установки не способствуют здоровому психологическому развитию малыша.

Возможно, какой-то родитель, читая эти строки, отмахнется: неужели все так серьезно? И простое запугивание каким-то бабайкой может так навредить ребенку? Нет, конечно, оно может навредить гораздо хуже. Вплоть до невроза, энуреза и заикания, гипертрофированного чувства вины, недоверия и враждебности к миру, повышенной тревожности . И это все только из-за того, что именно сейчас, в данный момент малыш не хочет ложиться спать или есть кашу.

Очень трудно отказаться от запугивания как педагогического приема. Да и ребенок должен понимать, что есть что-то в мире, чего нужно бояться. Что же делать?

Олеся Гаранина

педагог-психолог

Самое главное - нельзя пугать перспективой отдать ребенка за действия, связанные с его личностными особенностями. Ну не хочет он есть кашу, не хочет спать, а хочет бегать и прыгать! Учитесь выходить из ситуации по-другому. Не любит одну кашу, варите другую, давайте возможность выбора, заведите 15-ти минутки непослушания и стояния на голове, предложите альтернативу, будьте последовательны, доводите требования до конца, способов много - пробуйте, пытайтесь, ищите.

Чем же пугать можно, а в разумных пределах даже нужно?

Первое: пугать ребенка стоит только теми вещами, которые реально могут навредить - ток в розетке, горячий утюг, машины на дороге и т.п.

Второе: пугать теми людьми, которые действительно могут быть опасны, например, захотеть увести малыша от мамы. Чтобы этого не случилось, беседуйте с ребенком, предостерегайте его, но делайте это не в состоянии вашей истерики, а когда вы оба в спокойном состоянии. Рассказывайте малышу, что делать, если какая-то тетя или дядя или даже незнакомый ребенок захочет угостить его конфеткой и позовет к себе в гости, показать интересный мультик или веселего щенка.

Третье: пугайте перспективой стать похожим на какого-нибудь известного отрицательного героя из мультика или сказки, если ребенок, к примеру, не хочет чистить зубы .

Четвертое: пугайте, не переходя на личность ребенка - машина можете сбить, если не соблюдать правила движения, а не потому, что у тебя глаза на затылке. Собака может укусить, если дразнить ее палкой, но не потому что ты обзывался на маму, в толпе можно потеряться, потому что много народу, а не потому что ты вечно спишь на ходу. Чувствуете разницу?

Пятое: пугайте адекватно. Если ребенок отнимает чужие игрушки, вряд ли за это доктор сделает ему укол от жадности. А вот ребята играть на площадке могут и перестать.

Вам предстоит большой путь и потребуется приложить много усилий, чтобы научиться правильно «пугать» детей. Но цель в данном случае - счастье ребенка - оправдывает эти усилия!

1. Негативный сказочный персонаж

Редкий родитель не запугивал своего малыша Бабайкой, Букой, бабой Ягой или кем-то подобным. Помимо сказочных персонажей родители нередко используют и реальных людей - милиционеров, чужих дядь или теть. Такие запугивания, к сожалению, работают, и родители поэтому ими частенько пользуются. Они помогают добиться такого поведения от ребенка, которое нужно родителю именно в данный момент.

Работают запугивания недолго и несут опасность для . Запугивая кем-то или чем-то родитель дает понять малышу, что он - родитель - не сильный, не главный и вообще не сможет заступиться за своего ребенка перед каким-то Бабайкой. В такой момент в голове у ребенка творится ужас, ведь до определенной поры мама и папа для него самые главные и сильные люди в мире и могут все. А тут возникает некий Бабайка и родители спокойно отдадут ему малыша? Кроме разрушенного авторитета родителей, что весьма болезненно само по себе, у ребенка формируется повышенное .

Однако со временем ребенок поймет, что родители его обманывали. И это очередное неприятное открытие. Кроме разочарования и обиды у малыша закрепляется понимание того, что обманывать можно всех без исключения. И своих родителей также.

Вопросы читателей

18 октября 2013 моему сыну 7 лет и он очень переживает за своё здоровье т.е.моет руки через секунду боится трогать предметы голыми руками как мне быть

Задать вопрос

2. «Мы тебя отдадим!»

Нередко можно услышать, как родитель возмущенно говорит своему чаду: «Если ты не станешь себя хорошо вести, мы отдадим тебя!» И эти угрозы отдать (или отдать кому-то) за плохое поведение являются большим страхом для малыша. Для ребенка это означает лишь две вещи - он плохой и его не любят. А такие установки, естественно, не способствуют здоровому психологическому развитию ребенка. Прежде чем говорить подобное ребенку, вспомните о том, что дети верят каждому слову своих мамы и папы.

3. Запугивание «ремнем»

Также нередко родители угрожают «выпороть ремнем» ребенка за плохое поведение и непослушание. Делать этого категорически нельзя, ведь насилие порождает насилие. Поэтому нужно полностью отказаться от запугивания (в частности, физической расправой) как педагогического приема.

4. Неадекватные запугивания

Многие родители ленятся каждый раз объяснять ребенку почему того или иного делать нельзя. Они выбирают, так сказать, «универсальный, действенный» ответ. Например, «не делай этого, иначе придет доктор и сделает тебе укол». Такие родители пугают одним и тем же, вне зависимости от ситуации. К примеру, если ребенок забрал игрушку у другого малыша, он может услышать от родителя: «Отдай игрушку, иначе придет врач и сделает укол от жадности». Вместо подобных нелогичных запугиваний, лучше постарайтесь спокойно объяснить своему малышу, что если он не вернет игрушку, другие детки на него обидятся и не станут с ним играть. Такой ответ будет логичным, в отличие от «универсального», и не испугает малыша.

5. Запугивание врачами и уколами

Отдельно стоит выделить «доктором» и «уколами». Родители должны помнить, что их ребенку в течение жизни приходиться не однократно посещать медицинские учреждения в различных целях, к примеру, для того, чтобы сделать прививку или получить справку для бассейна, садика или школы.

К тому же многие взрослые, боящиеся «уколов» и людей в белых халатах еще с детства, могут до последнего не обращаться за медицинской помощью из-за своего необоснованного страха. Причем у таких людей нередко возникают различные серьезные осложнения вследствие самолечения и несвоевременного обращения к врачу. Поэтому, чтобы в будущем такого не произошло, ни в коем случае не запугивайте своего малыша «уколами и злым доктором».

1. Баба-Яга 28

2. Милиционер 21

3. Бармалей 10

Вопрос 2: Кто живет в пустыне?

1. Верблюд 43

2. Ящерица 19

4. Страус 8

6. Черепаха 2

Вопрос 3: Чем люди занимаются на пляже?

1. Загорают 51

2. Купаются 12

3. Отдыхают 7

5. Глазеют 4

6. Играют в карты 3

Вопрос 4: Что кладут в суп?

2. Картошку 15

6. Приправы 2

Вопрос 5: Кто задает слишком много вопросов?

2. Учитель 10

3. Жена/Муж 9

4. Следователь 6

5. Журналист 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

В игре принимают участие три команды по 6 человек в каждой. Участвующие команды имеют свое название. Игра проводится в 4 гейма. До начала игры разыгрывается, какая команд начнет первой. В конце каждого гейма счетная комиссия объявляет итоговый результат каждой команды

Каждая команда поочередно бросает игровой кубик (кубик сделан из большой картонной коробки, обклеенной со всех сторон цветным скотчем). На четырех сторонах нанесены единицы, на одной - ноль, еще на одной - подкова. Если на верхней грани кубика выпадает единицы, то за правильный ответ на вопрос, заданный ведущим, команда получает 1 балл, если подкова - это означает, что команде повезло, у нее "счастливый случай" и за правильный ответ на этот вопрос она может получить 3 балла, если выпадет ноль - переход хода. В процессе первого гейма каждая команда кидает кубик 7 раз.

Вопросы первого гейма могут быть следующими:

1. У какого слона нет хобота? (у шахматного)

3. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало? (пять)

4. Кто в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)

5. Какими нотами можно измерять расстояние? (ми - ля - ми)

6. Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)

7. В какой сказке девочка отправляется зимой за цветами? ("Двенадцать месяцев")

8. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)

9. Какие две ноты растут в огороде? (фа - соль)

11. Что в огне не горит, а в воде не тонет? (лед)

12. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

13. Какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят)

14. Детский юмористический киножурнал. (Ералаш)

15. Какой страшный зверь падок до малины? (медведь)

16. Какой жук носит имя того месяца, в котором он родился? (майский)

17. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (пингвины)

18. Продукт, который получают из свеклы и тростника. (Сахар)

19. Подземная железная дорога. (Метро)

20. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

21. Какое топливо добывают в болоте? (торф)

2-й гейм "Заморочки из бочки"

Ведущий выносит на подносе 6 разноцветных пронумерованных бочонков. Тянуть бочонки начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Ведущий задает команде вопрос, номер которого указан на бочонке. При правильном ответе на вопрос команда получает 2 балла.

Вопросы второго гейма:

С помощью какого предмета главный герой сказки нашел свое счастье - мудрую жену, которая была заколдована? (стрела)

Она пришла к нам из сказки Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка)

В какой сказке действуют следующие живые персонажи: Луковица, Помидор, Вишня, Лимон, Тыква, Апельсин? ("Приключения Чипполино")

Игрушка - главный герой книги, которому дали смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка)

С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок.(игла)

При царе Иване 1 были выпущены монеты, на которых изображен всадник с копьем в руке. Как назывались эти монеты? (копейка)

3-й гейм "Темная лошадка"

Перед началом гейма проводится игра со зрителями. Им предстоит угадать, какая телезвезда посетит сегодняшнюю игру. Зритель, угадавший телезвезду, получает приз. Например, пусть звездой будет А.Б. Пугачева (ее играет соответственно одетая девочка). Выход "А.Б. Пугачевой" начинается с ее песни ("Мал-помалу"). Далее она объясняет правила 3-го гейма. Она загадала одно известное произведение. И, чтобы его отгадать, она будет давать подсказки к нему. Таких подсказок будет 5. Если какая-нибудь команда узнает произведение после первой подсказки, то она получит 5 баллов, после второй - 4 балла, и так по убыванию. Начинает отвечать команда, капитан которой быстрее поднимет руку.

Подсказки:

1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

2. У нее появилось много друзей, для которых устраивались приемы.

3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас ее.

4. Дело кончилось свадьбой.

5. Самым ценным достоянием героини был самовар.("Муха-Цокотуха")

4-й гейм "Гонка за лидером"

Каждой команде подряд задают 20 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса команда не дает никакого ответа, ведущий зачитывает правильный ответ и задает следующий вопрос. Ведущий начинает задавать вопросы той из команд, у которой меньше баллов.

Вопросы для первой команды:

1. Корова в детстве? - теленок

2. Дом автомобиля? - гараж

3. "Семь раз отмерь, один…" - отрежь

4. Костюм космонавта? - скафандр

5. Северная столица России? - Санкт-Петербург

6. Какой город летает? - Орел

7. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?- грязный

8. Автомашина, считающая чужие деньги? - такси

9. Герой кукольных народных представлений? - Петрушка

10. Отец деревянного мальчика? - папа Карло

11. Участок земли под овощами? - огород

12. Вода в газообразном состоянии? - пар

13. Одновременный ход королем и ладьей в шахматах? - рокировка

14. Седьмая буква в слове "Электрификация"? - буква "и"

15. Площадка для бокса? - ринг

16. Что делает еж зимой? - спит

17. Есть ли на свете Оранжевое море? - нет

18. День веселья, радости, торжества? - праздник

19. По-итальянски "тартуфель" а по-русски…? - картофель

20. Волшебная скатерть, на которой сама собой появляется еда? - Самобранка.

Вопросы для второй команды:

1. Колобок, обросший иглами? - еж.

2. Дом собаки? - конура

4. Личный транспорт Бабы-Яги? - ступа/помело

5. Кто говорил волшебные слова: "Сим, Сим, откройся!"?- Али-Баба

6. Ребенок козы? - козленок

7. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? - нет

8. Что идет, не двигаясь с места? - время

9. Ремни или веревки для управления лошадью в упряжке? - вожжи

10. Какой ключик получил Буратино у черепахи Тортиллы? - золотой

11. Равносторонний прямоугольник? - квадрат

13. Какая из нот не нужна для компота? - соль

14. Кто говорит на всех языках? - эхо

15. Место представления в цирке? - арена

16. Какой овощ напоминает летающую тарелку? - патиссон

17. Кто может лежать на доске с гвоздями? - йог

18. Появляется на железе от сырости? - ржавчина

19. Эмблема государства? - герб

Вопросы для третьей команды:

1. Мальчик с деревянным носом? - Буратино

2. Городское заведение для зверей? -зоопарк

3. В кого превратился гадкий утенок? - в лебедя

4. Спрятанные сокровища? - клад

5. Фрукт, которым отравили принцессу? - яблоко

6. Мороженое в шоколаде? - эскимо

7. Дышит ли цыпленок в яйце? - да

8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? - сон

9. Какого размера носил сапоги дядя Степа? - 45-го

10. Место на площади для торговли? - базар

11. Перерыв между актами в спектакле? - Антракт

12. Ночью указывает путь кораблям? - маяк

13. Сборник географических карт и таблиц? - атлас

14. Очень запутанная дорога? - лабиринт

15. Говорящая птица? - попугай

16. Название, какого овоща произошло от латинского слова "капут"? - капуста

17. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? - одинаковые

18. Сколько дней в високосном году? - 366 дней

19. Знак почтовой оплаты? - марка

20. Лошадиный символ удачи? - подкова.

В конце 4-го гейма подсчитывается общий итог игры. Все команды в соответствии с набранными баллами получают призы. Победители получают медали в форме подковы.

"Сто к одному"

В игре участвуют две команды по 5 человек. Команда имеет свое название и свой "клич" (девиз). Командам дается домашнее задание: представить каждого участника каким-либо оригинальным способом. В начале игры появляется ведущий. Он приветствует всех зрителей и приглашает команды на сцену. Команды представляются друг другу, после чего начинается сама игра. Игра проходит в 5 туров и ничем не отличается от телеверсии, кроме того, что перед "Игрой наоборот" проводится игра со зрителями.

Тур 1. "Простая одинарная игра"

Каждое очко, заработанное командой, умножается на единицу.

Вопрос: Что прячут от детей?

1. Спички 58

2. Лекарства 12

3. Конфеты 6

4. Острые предметы 6

Тур 2. "Двойная игра"

Каждое очко, заработанное командой, умножается на два.

Вопрос: Где люди знакомятся?

1. В гостях 27

2. На улице 21

3. В транспорте 14

4. На работе 13

5. На дискотеке 8

6. В ресторане 6

Тур 3. "Тройная игра"

Каждое очко, заработанное командой, умножается на три.

Вопрос: Чего нельзя делать на лекции, а очень хочется?

1. Болтать 41

2. Играть 11

3. Спать 10

4. Смеяться 9

5. Списывать 5

6. Есть/Жевать 5

Игра со зрителями

Зрителям задается вопрос. Выигрывает тот, кто сможет угадать самый непопулярный ответ на данный вопрос.

Вопрос: Кто плавает во льдах?

1. Ледокол 25

3. Тюлень 16

4. Айсберг 14

5. Пингвин 7

6. Белый медведь 5

Тур 4. "Игра наоборот"

Командам также предлагается определить самый непопулярный ответ на вопрос, тот ответ, который находится на самой нижней строке табло. После того, как ведущий задал вопрос, командам на обдумывание дается 30 секунд. Далее команды говорят свои версии (начинает команда, у которой меньше баллов). Ведущий открывает все табло и после этого команды узнают свои результаты. Счетная комиссия подсчитывает общий итог и определяет команду (набравшую наибольшее количество баллов), которая будет играть в "Большую игру". Все игроки, как проигравшей, так и победившей команды, награждаются памятными призами.

Вопрос: Самое важное изобретение человечества?

1. Колесо 15

2. Велосипед 30

3. Свет, электричество 60

4. Телевизор 120

5. Телефон 180

6. Огонь 240

Тур 5. "Большая игра"

Команда победителей выделяет двух участников, которые и будут играть. Чтобы победить в Большой игре, им в сумме нужно набрать 200 очков. Один участник (который будет отвечать на вопросы вторым), уходит за кулисы. Первому участнику задают 5 вопросов. Он отвечает на все, после чего определяется, сколько баллов он набрал. Далее приглашается второй участник, и ему задают те же вопросы. Если его ответ совпадает с ответом первого игрока, звучит звуковой сигнал, после чего он должен изменить свою версию и сказать другой ответ. Далее подсчитывается общая сумма Большой игры, и команда получает супер-приз или нет.

Не пойдёшь чистить зубы - появится Мойдодыр и устроит тебе головомойку. Не будешь доедать - Баба-яга съест тебя самого. Ляжешь на краю - придёт серенький волчок и укусит за бочок. Взрослые часто прибегают к помощи сказочных персонажей, чтобы добиться от ребёнка послушания.
Но действительно ли запугивание - эффективный метод воспитания? И не приведёт ли оно к проблемам в дальнейшей жизни ребёнка? The Village обсудил этот непростой вопрос с педагогом и психологом.

Анна Федосова

Монтессори-педагог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Когда родитель пугает ребёнка с целью добиться послушания, ребёнку транслируется сообщение: «Я, твоя главная защита и опора в мире, могу тебя оставить». Условие, которое назначается дальше, не меняет того факта, что существуют обстоятельства, при которых родитель может оставить ребёнка или кто-то злой разлучит ребёнка с родителем. Чем младше ребёнок, тем больше масштаб эмоциональной катастрофы. Для младенца мама - почти весь мир, для дошкольника - важная часть мира, но даже для младших школьников и подростков родители важны, и отношения с ними остаются в какой-то степени прообразом всех иных отношений. Если родитель может оставить меня, значит, всё в этом мире, что мне дорого, может меня предать и покинуть.

Разумеется, единичный случай вряд ли вызовет глубочайшую травму на всю жизнь, хотя многое зависит от эмоционального напряжения в ситуации и впечатлительности ребёнка. Но, к сожалению, чаще всего ребёнку грозят не однажды. В России запугивание - довольно распространённый педагогический приём. Нельзя сказать, что это не вносит свой вклад в то, как много в нашей стране мрачных взрослых, которые не ждут от жизни щедрости и таят в себе опасение, что всякое счастье обернётся разочарованием. Даже примета на этот счёт имеется: много смеяться - к слезам.

В большинстве случаев, когда родитель реагирует угрозой на нежелательное поведение вместо объяснения, что именно плохо и как это исправить, взрослый даёт расплывчато-негативную оценку ситуации (не веди себя плохо), а то и личности в целом (не будь капризным, жадным), или требует того, что невозможно выполнить только по одному своему желанию (уснуть, успокоиться).

Обычно ребёнок не имеет намерения вести себя плохо: он ведёт себя так, как смог придумать. У него есть потребность, которую он хочет удовлетворить, но не знает как, или есть чувства, может быть, не доставляющие радости ему самому. Пока родитель не показал, как вести себя правильно, а ребёнок этого не понял и не запомнил, неясное «перестань вести себя плохо, а не то...» больше похоже на «перестань действовать, перестань быть собой». Вместо того чтобы помочь ребёнку разобраться, как он может себя вести, мы учим ребёнка отвергать либо себя, либо некоторые свои чувства. Это серьёзный удар по самооценке, вере ребёнка в собственную значимость и успешность, по конгруэнтности.

Большинство родителей не сознаёт, сколь малому ребёнок способен научиться, пока он боится. Развивающийся мозг ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачивается на том, что уже умеет, а не на усвоении нового. Он бросает все усилия на выживание в ущерб обучению, даже если ситуация не опасна, а только оценена как угрожающая. Страх хорошо учит только одному - держаться подальше от всего, что связано со страшным. Более сложные выводы страх делать мешает.

Если для запугивания используется не персонаж (Баба-яга, Мойдодыр), а реальный собирательный образ (случайный встречный, полицейский, доктор), то ребёнок начинает бояться таких людей. То есть взрослые сами учат детей не доверять новым знакомым, избегать полицейских и врачей. Одно дело - учить детей, чтобы они держались родителей в толпе и никогда не позволяли себя увести постороннему, и совсем другое - учить их видеть в каждом встречном угрозу. Потом потребуется не один тренинг социальной компетентности, чтобы повзрослевший ребёнок стал коммуникабельным и инициативным в общении с новыми людьми. И, конечно, не нужно учить ребёнка бояться тех, кто по долгу службы должен бы нам помогать.

В целом ребёнок, который поверил родительским угрозам, испытывает постоянный стресс, вызываемый страхом, который как минимум тормозит его развитие, а как максимум может провоцировать такое нервозное поведение, как энурез, заикание, тики, обгрызание ногтей.

К тому же рано или поздно к ребёнку приходит понимание, что угроза взрослым исполнена не будет: мама не оставит его, сколько бы ни грозилась; бабушка не отдаёт чужому дяде, хотя столько раз обещала; вопреки папиным рассказам, никакой Бабай, сколько ребёнок ни капризничал, его не забрал. Ребёнок начинает подозревать, что родители говорят неправду. К сожалению, это не отменяет перечисленных негативных эффектов, а только прибавляет ещё один. Взрослый не просто теряет привычную возможность воздействовать на ребёнка страшилкой для принуждения - он сам открывает ребёнку свою беспомощность в установлении дисциплины, когда тщетно взывает к помощи устрашающего внешнего фактора.

Ребёнок нуждается в защите и руководстве не только фактически, но и психологически. Ему важно ощущать, что он, многого не понимающий в мире вокруг, находится под охраной заботы любящих и авторитетных взрослых. Практически за каждым несносным поведением ребёнка стоит невысказанная надежда уяснить границы допустимого. Детям нужны не только ограничения и жёсткое руководство: прекрасна игра, а не правила, но игра без правил перестаёт существовать. Ограничения дают свободу действий, отсутствие ограничений даёт хаос.

Важно понимать, что запугивание не имеет ничего общего с информированием или возможностью столкнуться с последствиями. Когда мы сообщаем ребёнку об опасности и объясняем, как конкретно нужно действовать, чтобы этой опасности избежать, мы помогаем ребёнку стать более осведомлённым, знающим, успешным.

Если опасность велика и мы не можем позволить ребёнку с ней столкнуться, мы устанавливаем правила поведения и добиваемся, чтобы ребёнок следовал правилу. Если же опасность невелика, то можно предупредить ребёнка, убедиться, что он понял, и предоставить ему свободу действий. При этом важно быть готовым принять любой исход, не злорадствовать и помочь справиться с последствиями. Действуя таким образом, вы помогаете ребёнку научиться принимать на себя ответственность, справляться с проблемами, следовать правилам и ограничениям, принятым в вашей семье, саду или школе, которые он посещает.

Наталья Смирнова

психолог центр практической психологии «Магикато»

Пугать - бесперспективное занятие. Страх порождает неуверенность перед окружающим миром, даёт повышение тревожности. У ребёнка становится меньше шансов стать успешным по жизни. Почему же родители пугают детей? Мы, родители, это делаем в тех случаях, когда не можем что-то разъяснить ребёнку, договориться с ним, заставить сделать так, как мы считаем правильным.

Психика ребёнка до пяти лет устроена так, что он принимает все сказанное родителями за чистую монету. В зависимости от темперамента и впечатлительности каждый ребёнок реагирует на страшилки по разному: сангвиники пропускают информацию про Бабу-ягу мимо ушей, а меланхолик в ужасе потом просыпается от кошмаров на эту тему. Также детская психика устроена таким образом, что вымышленный персонаж воспринимается как реальный. И всякие Мымры и Бабайки обрастают дополнительными подробностями. И если этот персонаж из фантазий ребёнка предстанет перед родителями в виде живой картинки, то, поверьте, родитель тоже придёт в ужас. Тому свидетельством могут быть детские рисунки про страхи, которые дети рисуют на консультациях у психологов.

Коллекция пугающих образов может быть различна. Например, если вы пугаете ребёнка дядей-полицейским, который едет за плохими ребятами, то будьте готовы к тому, что формируете искажённый образ профессии. Ведь какие они, эти плохие ребята, ребёнок домысливает сам. И если он потерялся, то чувствует себя плохим, а значит, не обратится к полицейскому за помощью, а убежит от него. Ещё распространённый способ напугать - доктор с уколом. Это вековая пугалка, она испытана ещё на наших родителях и звучит особенно убедительно. В результате дети безумно боятся врачей.

Я хотела бы порекомендовать родителям не жалеть времени на разъяснения ребёнку того, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Спокойно и без страшилок. Тогда вы получите уверенного, спокойно спящего ребёнка, которому в будущем не придётся тратиться на психологов.

Иллюстрация: Настя Григорьева

Очень часто дети испытывают огромное количество различных страхов, в большинстве безосновательных. Некоторые имеют временный характер и появляются только в определенные возрастные периоды. Такие страхи как тревога, беспокойство или боязнь высоты – это нормальные эмоциональные и инстинктивные страхи, в большинстве своем они врожденные. Существуют так же и приобретенные. К ним относятся страхи, появляющиеся в процессе запугивания родителями. Именно о них и пойдет речь в этой статье.

Кем же пугают детей их родители?

В каждой стране существует своя культура, менталитет, особенности воспитания ребенка и соответственно свои методы запугивания ребенка, если он отказывается слушаться. Так рассмотрим на примере некоторых стран, кем пугают родители своих детей:

  1. В Англии придумано множество различных монстров для этих целей, но самый популярный и известный нам из кинематографа – это Бугимен. Уже несколько сотен лет англичане пугают своих детей рассказами о страшном монстре, который прячется где-нибудь в комнате и если ребенок не слушается, то Бугимен выходит из укромного места и пугает его.
  2. Во Франции грозой ночных детских кошмаров, является Костоправ, из вполне себе реальной профессии. Его обычно изображают как злобного старика с мешком, в который он прячет непослушных детишек. По рассказам Костоправ бродит по городам и забирает с собой детей, которые заигрались и не хотят ложиться спать. А его любимое место обитания - это под крыльцом дома, где он сидит до наступления темноты.
  3. В Германии популярностью пользуется Крампус. Это косматое, рогатое звероподобное чудище, по легенде сопровождающее Святого Николая в канун рождества и наказывающее по дороге детей, которые хулиганили весь предыдущий год. Есть версии, что Крампус засовывает непослушных детишек к себе в мешок, уносит в пещеру, где и съедает на ужин или уносит к себе в замок, а в последствие скидывает в море. Это уж, какому родителю как больше нравится.
  4. В России так же существует множество страшилок для запугивания непослушных деток. Это могут быть персонажи народных сказок (Баба Яга, Кощей, Соловей Разбойник и др.), бабайка, волк, некоторые пугают даже дядей милиционером. Среди них самой большой популярностью пользуется бабайка. Его чаще всего упоминают родители, когда хотят уложить детей спать, без особого на то желания со стороны детей. Так как же выглядит бабайка? Обычно он никак не описывается, что бы дети могли себе придумать наиболее страшный образ. Хотя некоторые рисуют его в виде старика с клыками или волосатого монстра. По рассказам родителей прячется он под кроватью и если ребенок встает с постели, то он непременно попадает в лапы бабайки.

Можно ли пугать ребенка?

Давайте разберемся, можно ли пугать ребенка бабаем и можно ли вообще пугать ребенка. Психологи утверждают, что это один из худших методов воспитания ребенка, граничащий с применением физической силы. Если ребенка постоянно пугают милиционерами с палками, врачами со шприцами, бабайками, то он постепенно теряет доверие к миру, становится более замкнутым. Это все может перерасти в новые проблемы, такие как: боязнь темноты, страх остаться одному, замкнутость. При запугивании малыш вместо родительской поддержки ощущает беспокойство и тревогу, что его могут отдать какому-нибудь дяде или его съест огромное чудище.

Не у всех родителей есть достаточно свободного времени, чтобы доходчиво объяснять ребенку, почему нельзя поступать, так или иначе. Гораздо проще припугнуть его чудищем или того хуже, применить физическую силу, но эти методы ни к чему хорошему не приведут. Самое главное, чтобы ребенок чувствовал любовь и поддержку родителей, а не жил в постоянном страхе от появления бабайки.