Материалы и оборудование для занятий по изобразительной деятельности в детском саду муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. Изобразительная деятельность в детском саду

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

« Материалы и оборудование для

занятий по изобразительной деятельности в детском саду».

г. Усолье - Сибирское

Материалы и оборудование для

занятий по изобразительной деятельности в детском саду

Консультация для воспитателей

Занятия по изобразительной деятельности требуют педагогически продуманного материального оснащения; специального оборудования, инструментов и изобразительных материалов. К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий – доски, мольберты, подставки и т. д. Инструменты - карандаши, кисточки, ножницы и пр., необходимые в процессе изображения, изобразительные материалы для создания изображения. Качество работ детей во многом зависит от качества материала. Разные виды изобразительной деятельности оснащаются по-разному.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ:

Необходимы доски (настенная и напольная), доска с тремя рейками для демонстрации детских рисунков; подставка для натуры. В целях охраны зрения детей в старших группах следует иметь индивидуальные доски с наклонной плоскостью, которые обеспечивают перпендикулярное, а не скользящее под углом направление зрительного луча.

КАРАНДАШИ:

Для рисования детям нужен набор цветных карандашей.

В младших группах из 5 карандашей (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный).

В средней группе из 6 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый).

В старших группах добавляется оранжевый, фиолетовый, тёмно-красный, розовый, голубой, светло-зелёный.

В младших группах карандаши должны быть круглыми. Детям старших групп рекомендуются мягкие графитные карандаши: «МТ»- для предварительных набросков; «2МТ»- для самостоятельного рисунка.

Готовят к работе карандаш так – стачивают деревянную оправу на 25-30мм и обнажают графит на 8-10мм. Деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, чем у простых, т. к. стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся и ломаются.

КИСТИ:

Для рисования красками нужны круглые, волосяные кисти с мелким и эластичным ворсом – колонковые, беличьи, хорьковые. Кисточки различают по номерам. С № 1-8 тонкие, с № 8-16 толстые. Детям младших групп рекомендуется давать кисти с № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета.

Детям средней группы и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисти.

При проведении занятий по изо следует обращать особое внимание на то, умеют ли ваши дети правильно держать кисть; во время занятия и по окончании его, кладут ли дети кисти на подставки, которые лучше сделать из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки. (см. ж. »Д/в» № 2-95г. «Подставки для кисточек»).

Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, т. к. волос кисти при этом загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисти будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. При приготовлении краски к занятию не размешивайте её кистью. Это удобнее сделать палочкой. Во время рисования акварелью краску набирают мелкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером . По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.

КРАСКИ:

Для рисования применяют два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего непрозрачные краски – гуашь. Гуашь нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так, чтобы она держалась на кисточке и не капала с неё. Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной группы. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая – в плитках, полумягкая – в фарфоровых формочках, мягкая – в тюбиках. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую в формочках. На занятиях воспитатель учит детей навыкам правильного пользования акварельными красками: перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага, и был виден цвет. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети должны сначала нарисовать простым карандашом.

БУМАГА:

Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага, лучше полуватман. Заменить её можно плотной писчей бумагой. Не годится глянцевая бумага, на поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвётся от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно. Исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа.

Детям средней группы и старших групп для изображения отдельных предметов рекомендуется бумага в половину писчего листа, но можно использовать и целый лист. Для сюжетного рисования следует давать бумагу большего формата. Заготавливая бумагу для рисования, воспитатель должен учитывать строение и размер изображаемого предмета. Дети старших групп могут самостоятельно подготовить бумагу нужного цвета. Для тонирования бумаги используют гуашевые и акварельные краски и толстые мягкие кисточки. Очень удобно для этого применять плоские малярные кисти – флейцы. Краску накладывают вначале горизонтальными мазками, поверх которых наносят вертикальные.

Для занятий по ИЗО и самостоятельно – художественной деятельности детей рекомендуется использовать:

Прессованный уголь, сангину, пастель, соусный карандаш, цветные восковые мелки, фломастеры.

УГОЛЬ – это крупный стерженёк длиной 10-12см диаметром 5-8мм. Это мелкий, ломкий, крошащийся и пачкающийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь оставляет на бумаге матово-чёрный след. Углём лучше работать на ворсистой бумаге, задерживающую угольную пыль, например, на обойной, обёрточной, рисовальной бумаге. Закрепить рисунок, выполненный углём, можно слегка подслащённой водой, нанесённой на бумагу лёгкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона.

САНГИНА – прессованная в виде палочек (без деревянной оправы) природная глина, содержащая безводную окись железа коричневого цвета. Хорошо её использовать для изображения кустов, деревьев, животных, человека на уже приготовленном фоне.

ЦВЕТНЫЕ ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ - имеет вид цветных стержней. Преимущество их состоит в том, что они могут дать линию почти карандашной толщины. Поэтому рисунок восковыми мелками выполняется без применения простого карандаша.

ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ – используются для рисования на доске в свободное от занятий время. Для стирания мела с доски нужно иметь две тряпочки – сухую и слегка увлажнённую. Сухой устраняют ошибки, а влажной в конце стирают рисунок с доски.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ

используется пластилин. Пластилин – это искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и др. добавок. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется перед лепкой долго мять его в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки ближе к источнику тепла. У детей старших групп должны быть индивидуальные готовые коробки пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам. Для демонстрации натуры или образца может использоваться специальная подставка.

В старших группах рекомендуется использовать стеки и каркасы . Каркасы – это обыкновенные палочки разной длины и ширины. Использование каркасов помогает детям более совершенно изображать ноги животных, делать их фигурки устойчивыми и динамичными. Вместо досок и клеёнок лучше использовать пластик. Пластиковые доски легче моются и во время лепки позволяют поворачивать работу, как удобно ребёнку.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ АППЛИКАЦИЕЙ нужны:

· подносы и плоские коробочки для готовых форм, бумаги, обрезков бумаги,

· клеёнка или пластмассовая дощечка 2015 для намазывания форм клеем,

· тряпочка,

· баночки для клейстера с низкими краями,

· подставки для кисти,

· кисточки щетинные,

· ножницы с тупыми концами (длина рычагов 18см).

Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов, а для фона более плотную бумагу. Части предметов вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой, т. к. она имеет яркий цвет, приятна на ощупь. В старших группах целесообразно иметь для каждого ребёнка конверт с набором бумаги разных цветов и оттенков.

В продаже имеется различного вида бумага, которую можно использовать для изготовления поделок. Это шагреневая, бронзовая , серебряная бумага и картон. Но есть и другие источники пополнения запасов бумаги. Съели шоколадку, конфетку, распечатали туалетное мыло, обёртки сохраните. После ремонта квартиры соберите все оставшиеся кусочки обоев. Из ненужных цветных иллюстраций, плакатов делайте вырезки, цветные обложки от старых тетрадей, бумагу, в которую завёртывают покупки, также собирайте, всё пригодится.

И, наконец, бумагу нужного цвета можно приготовить самим. Из многих способов окраски бумаги можно рекомендовать следующие: тушью, чернилами, акварелью, гуашью, масляной краской.

Знание особенностей бумаги облегчит работу с ней, позволит избежать много ошибок и огорчений. В продольном и поперечном направлении бумага обладает различными механическими и физическими свойствами. Отрезанная бумага по поперечному направлению волокон, при наклеивании, даёт морщинки, а по продольному ложится гладко, хорошо наклеивается. Нельзя забывать, что при промазывании клейстером она разбухает и растягивается. Поперёк волокон бумага растягивается гораздо больше, чем вдоль. Если сразу приклеить только что промазанную клеем бумагу, то в результате продолжающего разбухания и удлинения на бумаге появляются морщинки и складки. Поэтому промазанной бумаге нужно полежать полторы две минуты. Только после этого её можно приклеивать.

Все материалы для изодеятельности должны быть рассортированы и сложены в порядке, каждый на определённом месте. Ножницы хранятся в коробке, краска сливается в банки. Банки необходимо плотно закрывать, чтобы краска не высохла. Гуашевые краски нужно залить водой. Цветную бумагу лучше разложить по индивидуальным конвертам (в ст. гр). Аккуратно разложенные материалы занимают мало места, лучше сохраняются, ими удобнее пользоваться.

На первой же встрече детей с ножницами надо познакомить их с некоторыми правилами:

· давать ножницы друг другу только кольцами вперёд,

· ставить ножницы в стакан только кольцами вверх

· не использовать ножницы как указку

· не размахивать ножницами

· соблюдать осторожность при пользовании ими.

Занимаясь с детьми, не забывайте об одном очень важном моменте

О КУЛЬТУРЕ ТРУДА.

Красивые, со вкусом оформленные вещи помогают воспитанию бережливости, аккуратности. Даже самые простые поделки, выполненные изящно, добротно и положительно воздействуют на чувства детей, создают определённое настроение, вызывают эстетические эмоции, влекут к завершению начатого дела, к бережливости, к аккуратности. Особо бережно дети относятся к тому, что они сделали своими руками.

В групповой комнате детского сада необходимо выделить место для «Уголка творчества». Для этого отводится хорошо освещённая часть групповой комнаты, по возможности удаленной от игрового уголка. На открытых полочках, на столах должны находиться принадлежности для рисования, лепки и аппликации.

В младших группах в свободное пользование детям даются только цветные карандаши. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы. Посоветуйте и родителям организовать дома для ребёнка подобный уголок.

Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду»

Матвеева Евгения Александровна, воспитатель МДОУ – детский сад №16 «Малышок», г. Серпухов, М.О.

Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких игр, которые я использую в своей работе.

1. Игра «Цветные корзинки»

Первая игра используется с самыми маленькими детьми и называется "Цветные корзинки".
Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

2. Игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.

Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

3. Игра «Кони расписные»

При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру.
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

4. Игра «Волшебный пейзаж»

Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).


5

Игра «Собери пейзаж»

На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.


6.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

7. Игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.


Каждую из этих игр можно нарисовать самим или изготовить при помощи компьютера и цветного принтера.

Большинство взрослых, успевших стать счастливыми родителями, осознают всю важность развития любимого ребенка как разносторонней личности. Даже крохотный комочек, принесенный из роддома, уже пытается познавать окружающие его формы, цвета, очертания предметов. Многие из нас не подозревают, но маленькие пальчики крохотного чада очень хорошо чувствуют разницу между прикосновением к нежной маминой коже и более грубой ткани пеленки.

И это только начало познания мира. В этом в основном оказывают помощь родители, бабушки и дедушки, няни - самое близкое и родное окружение.

Однако затем наступает такая пора, когда ребенка необходимо социализировать. Лучший способ сделать это - определить малыша в детский сад. В группе он будет учиться вместе с другими детьми и дальше познавать этот удивительный мир, которые окружает его. И помогать теперь в этом важном деле ему будут не только родители, но и воспитатели.

Всестороннее развитие ребенка в детском саду с помощью занятий ИЗО

Поскольку понятия о явлениях, предметах и образах становятся более детализированными к моменту поступления в детское дошкольное учреждение, то необходимо определенное выражение и закрепление этого навыка. А развитие сенсомоторного опыта необходимо осуществлять посредством определенных занятий в группе с воспитателями.

Прекрасным способом является привлечение детей к занятиям ИЗО. Детская изобразительная деятельность в детском саду поможет ребенку научиться лучше выражать свое «я» в рукотворных творческих заданиях. Личность будет развиваться всесторонне, ведь задача перед воспитателем - не столько сделать из малыша второго Малевича или Церетели, сколько помочь ему лучше понять мир, приобрести полезные навыки и умения, позволить проявиться во всей широте фантазии, а также научиться сосредотачиваться на конкретном деле.

Какие виды изобразительной деятельности включаются в программу ДОУ

Логично и рационально, что воспитатель детского сада не выдумывает из собственной головы то, чем будет заниматься его группа на занятиях по изобразительному искусству. Принято выделять четыре блока, согласно которым строятся занятия по изобразительной деятельности в детском саду. К ним можно отнести:

  1. Рисование.
  2. Лепку.
  3. Аппликацию.
  4. Конструирование.

Каждый из вышеперечисленных четырех блоков имеет свои специализированные возможности для отражения в поделках и рисунках впечатлений детей об окружающем их мире, предметах, явлениях, формах, цветах и даже фактурах. Потому общие цели, стоящие перед всеми категориями ИЗО, в свою очередь, конкретизируются в зависимости от специфики каждой из категорий занятий, своеобразия материала и методов работы с ним.

Характерно то, что каждый из видов, который включает в себя детская изобразительная деятельность в детском саду,применим в различных возрастных группах, и потому имеет свои индивидуальные особенности и подходы.

Особенности программ по изобразительной деятельности в младших группах детского сада

В силу возраста, а значит, психических и физических возможностей самых маленьких посетителей детсада, стоит начинать занятия по ИЗО с самых элементарных заданий. Причем около 60-80% объема конкретного задания будет выполняться самим воспитателем (либо же воспитателями заранее делаются специальные заготовки).

Малыш в два-три годика еще не обладает развитой моторикой пальцев, поэтому даже раскрасить рисунок, не выходя за его контуры, порой очень сложно. Создавать же самостоятельные образы в таком возрасте дети способны с очень большим трудом.

Потому при планировании и составлении заданий, которые предполагает изобразительная деятельность в детском саду, для младшей группыследует применять самые простые техники, такие как:

  • Рисование ладошками и пальчиками, простыми и цветными карандашами, раскрашивание уже готовых шаблонов-раскрасок.
  • Отрывная техника для создания различных аппликаций (но даже самые маленькие ножницы малышам в руки ни в коем случае давать нельзя).
  • Лепка элементарных фигур (катание «колбасок», «змеек», шаров и т. п.).
  • При конструировании использование не более трех элементов.

Крайне важно, чтобы все используемые на занятиях материалы были безопасными, ведь малыши часто все тянут в рот, роняют и пробуют на ощупь.

Что становится доступным для занятий по ИЗО в средней возрастной группе детсада

В три-четыре годика ребенок уже намного лучше контролирует и справляется с действиями своих рук, имеет большую физическую силу в сравнении с детьми младшей группы. Также с возрастом значительно расширяется словарный запас и мышление становится более образным. Многие навыки и умения уже закрепляются у ребенка как в сознании, так и на физическом уровне.

Изобразительная деятельность в детском саду для средней группы имеет свои особенности:

  • С детьми необходимо больше беседовать о предмете занятий, привлекать их к обсуждению результатов.
  • Можно усложнять техники рисования, добавлять краски (с крупными кистями).
  • При лепке допустимо использование не только пластилина, но и глины. Уже доступны техники выполнения овощей и фигурок животных.
  • Конструирование может проходить в более сложной форме (даже до двух десятков деталей и элементов, если это коллективное занятие).

Творческие способности у детей этой возрастной группы лучше всего будут развиваться, если занятия будут проводиться также в игровой форме. Детская изобразительная деятельность в детском саду для средней группыдолжна проходить в атмосфере заинтересованности и вовлеченности в процесс всех детей. В силу того, что не все ребята еще могут сосредоточенно выполнять поставленные задачи, воспитателю следует учесть данный момент. При потере интереса можно чередовать процесс рисования, к примеру, с рассказами самих детей о том, что они рисуют, какие используют цвета.

Старшая группа детского сада: что следует включить в программу занятий изобразительной деятельностью

Именно для дошколят старшей группы наиболее важен системный подход к занятиям со стороны воспитателя. Необходимо вырабатывать у детей большую усидчивость и сосредоточенность, аккуратность и прилежность выполнения поставленных перед ребенком задач.

Нужно помнить, что в 4-5-летнем возрасте у детей значительно расширяется сенсомоторный опыт. Поэтому следует делать упор на занятиях по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада на активном развитии и совершенствовании графических и изобразительных умений и навыков.

Стоит включить в программу следующие элементы:

  • Использование нестандартных техник рисования (ватными палочками, поролоновыми спонжиками). Обязательно включается рисунок гуашью, акварелью, сангиной, пастелью. Используются сюжетно-ролевые игры и персонажи, воображаемые герои.
  • Аппликация имеет сложный состав. Ребенок самостоятельно под присмотром воспитателя вырезает ножницами, клеит. Приветствуется техника не только бумажной аппликации, но и создание картины с помощью природных материалов (гербарий, гречка, рис, горох и проч.).
  • Детская изобразительная деятельность в детском саду старшей группы дошкольников усложняется и при лепке. Теперь дети могут создавать даже игрушки из глины (Дымковская), делать сложные пластилиновые скульптуры.
  • Конструирование может предполагать многоэлементное строение. Не стоит бояться ставить перед детьми сложные задачи, с разнообразием форм и материалов.

На всех из вышеперечисленных видов занятий следует развивать самостоятельность дошколят, но в помощи воспитатель отказывать не должен.

Один шаг до школы: изобразительная деятельность в подготовительной группе детского сада

Именно для данной возрастной категории изобразительная деятельность в детском саду в подготовительной группе напоминает стандартный урок в школе. Хотя игровая форма также применима, но воспитателю следует делать упор на обязательности выполнения поставленной задачи перед ребенком.

Формообразующие движения должны быть на высоком уровне. Практически все техники рисования как карандашами, мелками, так и красками, уже входят в копилку умений дошколят. Чем лучше развито умение владеть движениями собственных рук, чем аккуратнее это получается, тем лучше в последующем будет почерк у ребенка.

Что касается каждой из категорий ИЗО:

  • В подготовительной группе дети уже должны владеть представлениями об орнаментах, художественной росписи, различать свойства тех или иных материалов (красок, пастели). Самостоятельное создание образа - начиная от контура, закрашивание фона, правильное расположение предметов на листе (дальше - меньше, ближе - крупнее). Понимание того, что объемный предмет переносится на плоскость.
  • Лепка как изобразительная деятельность в детском саду в раннем возрасте должна соответствовать требованиям безопасности. Но теперь дошкольник уже понимает, как работать со стекой, как создавать картины с помощью пластилина и бумаги. Можно делать фигуры из теста с обжигом в духовке (с помощью взрослых).
  • Аппликация приобретает сложный характер. Теперь на листе бумаги должна создаваться аккуратная картина, края вырезаны ровно, следы лишнего клея отсутствуют.
  • При конструировании могут даже использоваться специальные модели (самолетики, кораблики из составных частей).

Важна систематичность проведения таких занятий. Поскольку задания могут быть уже в более сложной и крупной форме, то допустимо деление создания одного рисунка/поделки на несколько уроков.

Продолжительность занятий по изобразительной деятельности в детском саду для разного возраста

Для того чтобы планирование изобразительной деятельности в детском саду было грамотным, необходимо понимать, что у детей разного возраста психологические и физиологические возможности различаются. Поэтому слишком частое и продолжительное рисование, к примеру, для трехлетнего ребенка может стать не увлекательным занятием, а настоящим испытанием. В подготовительной же группе нерационально проводить очень короткие уроки, ведь ребенок должен быть готов высиживать «академический час» в школе.

  • Для малышей в младшей группе - 15 минут.
  • Изобразительная деятельность в детском саду в старшей группе - 20-25 минут.
  • Старшая группа может сосредоточиться до 25-30 минут.
  • Дети в подготовительной группе занимаются от получаса до 35 минут максимум.

Как должна строиться программа занятий

Воспитателям следует тщательно подбирать тематику и содержание, когда планируется проводить занятия по ИЗО с детьми-дошкольниками. Лучше всего, если будет проанализирована методическая литература для ДОУ и выбран тот вариант, который подходит для каждой из групп детей по возрасту. Программа изобразительной деятельности в детском саду утверждается на год, а проводимые воспитателями занятия должны полностью ей соответствовать.

Строится такое планирование занятий и тематики на определенных принципах:

  • Важна систематичность и последовательность (от простого к сложному, от близкого к далекому).
  • Принцип развивающего культурного и творческого характера.
  • Заинтересованность и вовлеченность детей в процесс изобразительной деятельности.
  • Важно не забывать о принципе взаимосвязанности с прочими дисциплинами.

Минимум раз в неделю должно проводиться занятие по рисованию, а дополнительно - еще занятия по выбору воспитателя: лепка/аппликация. Конструирование можно проводить раз в две недели (изобразительная деятельность в детском саду в младшей группе по конструированиювозможна даже раз в месяц).

Также важно учитывать сезонность занятий. Логично, когда в зимний период дети знакомятся на занятиях по изобразительной деятельности с заснеженными пейзажами, вырезают снежинки, конструируют елочные украшения (гирлянды, фонарики) для новогодней елки. Осенью актуальна тема урожая: какие поспели овощи, как меняет лес свои цвета (из зеленого в багряный) и т. п.

Тематические книги в помощь воспитателям

Разрабатывать собственную программу решится не каждый воспитатель. Как правило, подбираются специальные материалы по дошкольной педагогике, в которых рассматривается изобразительная деятельность в детском саду. Книги, связанные с методикой проведения занятий по ИЗО, написаны различными авторами с предложениями индивидуальных методик и развивающих программ.

Нужно учитывать, что для каждой группы следует разработать отдельный годовой план занятий. Разные авторы и педагоги создают специальную литературу с разбивкой по возрастам дошколят в детском саду. Есть множество конспектов по ИЗО, к примеру, «Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему «Зимний лес» (автор занятия: Давыдова С. А.).

Либо же можно взять за основу книгу «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада». Ее автор - Тамара Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду стала центральной темой многих ее работ. В таких книгах найдется даже примерное распределение программного материала на год и примерные иллюстрации.

Способы организации занятий по изобразительному искусству воспитателем в детском саду

Поскольку не все дети в группе имеют идентичные умственные и физические способности, обладают различным набором навыков и умений, то иногда воспитателю приходится прибегать к специфическим способам организации того или иного занятия.

В большинстве случаев занимается сразу вся группа (коллективно). Но можно и разбить выполнение задания по подгруппам. Формируются они с учетом нервной деятельности детей, развитию их творческих способностей, а также темпа проводимого занятия. Одной группе можно давать задания более простого характера (нарисовать гриб), а вторая подгруппа будет пытаться изобразить то дерево, под которым он растет. Очевидно, что для последних задание более трудоемкое и требует больше сил и умений для выполнения.

Любая методика изобразительной деятельности в детском саду должна быть направлена на то, чтобы все дети в группе развивались в необходимом направлении. Но всегда нужно учитывать и индивидуальные особенности конкретного ребенка. Случается так, что вся группа работает на занятии примерно на одинаковом уровне, а один ребенок отстает в определенном аспекте. Тогда грамотному педагогу-воспитателю следует провести индивидуальное занятие по этой теме, либо же уделить больше внимания отстающему.

Лидерам же можно давать задания по ИЗО с небольшим усложнением, чтобы развитие не тормозилось из-за остальных детей. Но лучше это также делать на индивидуальных дополнительных занятиях.

Организация и проведение занятий

по изобразительной деятельности в ДОУ .

Краткое описание

В статье представлены материалы по организации и проведению занятий по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста, которые помогут начинающим педагогам правильно организовать свою работу с детьми.

Изобразительная деятельность – это самый доступный и распространённый вид детского творчества. Так как всякую выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в собственном рисунке. Именно процесс художественно-творческой деятельности пробуждает в нём живую фантазию и живое воображение. Занятия рисованием развивают у дошкольников художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки и эстетический вкус.

Изобразительная деятельность в детском саду имеет три составные части:

    Предметное рисование.

    Рисование на тему.

    Декоративное рисование.

Предметное рисование в свою очередь делится на:

    Рисование по памяти (развивает зрительную память, наблюдательность и образное мышление; оно требует от ребёнка быстрого запоминания разнообразных предметов)

    Рисование по предварительному наблюдению (сначала детям показывают предмет, они изучают его, запоминают, а уже потом рисуют)

    Рисование с натуры (основная задача – научить ребёнка видеть предмет, понимать его строение, воспринимать форму, цвет и воспроизводить всё это в рисунках)

Рисование на тему можно условно разделить на:

    Рисование по собственному замыслу (организация таких занятий требует от воспитателя большой подготовительной работы, он должен помочь детям передать в рисунке задуманное)

    Рисование на заданную тему (задания для рисунков должны быть интересными, простыми и понятными детям)

    Иллюстрирование литературных произведений (подобно рисованию на заданную тему)

Декоративное рисование включает в себя знакомство с народно-прикладным искусством и роспись разных предметов.

Использование на занятиях по рисованию разнообразных художественных материалов и техники расширяет знания детей об особенностях этих материалов, обогащает навыки и умения малышей.

Изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые и школьные мелки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные карандаши.

Организация занятий по изобразительной деятельности в 1- ой младшей группе

При проведении занятий по изобразительной деятельности перед воспитателями 1-ой младшей группы стоят такие задачи:

    Привить детям интерес к рисованию.

    Учить детей, быть внимательными на занятиях.

    Знакомить с материалами и принадлежностями для рисования.

    Учить правильно держать карандаш (не брать его в рот, рисовать только на бумаге), регулировать силу нажима.

    Учить пользоваться кистью (набирать краску, промывать кисть в воде).

    Учить различать и запоминать основные цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный).

    Учить устанавливать взаимосвязь между изображением предмета и самим процессом рисования.

    Учить рисовать предметы и явления по показу воспитателя и без него.

    Развивать умение узнавать нарисованные предметы, рассказывать о том, что ребёнок нарисовал сам.

В младших группах занятия по изобразительной деятельности целесообразно проводить по подгруппам.

В первую подгруппу отбирают детей с неустойчивым вниманием и малышей, которые во время проведения занятия могут сосредоточиться всего на 3-4 минуты. Занятие с такой подгруппой можно проводить в упрощённом варианте, давать детям менее сложные задания, повторять показ по необходимости несколько раз.

Во вторую подгруппу отбирают детей с более устойчивым вниманием и более высоким уровнем подготовки к изобразительной деятельности. На занятиях с этой подгруппой можно давать детям больше самостоятельности, задания могут быть сложнее, свои действия дети могут сопровождать речью.

Занятия со всей группой можно начинать проводить только в конце года, когда дети научатся слушать воспитателя и выполнять его указания.

ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ

Учитывая, что мелкие мышцы кисти ребёнка быстро устают, обучение рисованию целесообразно начинать с рисования кисточкой. Дети обучаются держать кисточку легче и быстрее, чем карандаш. Когда малыши научатся сравнительно умело держать кисточку, им можно разрешить работать карандашами.

Учебный материал для первой младшей группы по содержанию можно разделить на три этапа:

Первый этап : ознакомление с художественными материалами.

Второй этап :– действия детей по показу воспитателя, завершение начатого им рисунка.

Третий этап: – создание образов под руководство воспитателя и самостоятельно.

В первом полугодии лучше проходить первый и второй этапы, во втором – последний. Обучение детей всегда должно иметь наглядно-действенный характер.

Демонстрацию воспитателем последовательности рисования нужно сопровождать объяснениями соответствующих действий. Требовать, чтобы дети в этом возрасте умели анализировать форму и передавать в рисунке сходство предмета, ещё рано. Основное внимание малышей во время рисования уделяется характеру движений. Дети узнают, что рисовать следует карандашом или красками на бумаге. В результате возникают простые изображения, которые они воспринимают и называют.

В первом полугодии воспитатель знакомит детей, прежде всего с материалами: бумагой, краской, принадлежностями (карандашом и кистью).

Обучает техническим приёмам: правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заострённого конца), пользоваться красками и кистью, водить кистью без нажима, набирать краску на весь ворс, смывать краску с кисти, лишнюю воду отжимать о краешек посуды, легко водить карандашом по бумаге, сопровождать зрением движение руки.

Ребёнку нужно объяснить правила работы: сидеть за столом в надлежащей позе, рисовать на бумаге, не стучать карандашом, не мять бумагу.

Воспитатель учит узнавать и называть изображения на рисунках, сделанных взрослыми, устанавливать связь между изображением и процессом рисования.

Существуют различные приёмы обучения детей рисованию отдельных предметов:

    Поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого предмета.

    Объяснение в целом.

    Частичная и полная демонстрация изображения.

    Словесные указания.

    Заинтересовывание и индивидуальная работа.

    Дорисовывание предмета (воспитатель начинает, а дети дорисовывают, например к воздушным шарикам дорисовывают ниточки)

Ориентировочные задания:

В первом полугодии : капли воды, трава, дождик кап-кап, следы, листья, дорожки, ручейки, ниточки с шариками (дорисовывание ниточек), мячи, снег падает, корм для птичек, конфеты для кукол, колобок, волны, столбики, палочки, ленточки, окно, клеточки, забор, платок, шарики, снежки, солнышко и т.д.

Во втором полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать их, закруглять кистью и карандашом. От малышей требуют точнее изображать предметы, которые состоят из линий и круглой формы (по показу и без него). Воспитатель в работе с детьми использует целостное объяснение, поэтапное объяснение и индивидуальную помощь (педагог берёт руку ребёнка в свою и работает вместе с ним).

Если занятие организовано правильно, дети охотно работают. Однако, когда ребёнок не хочет рисовать, принуждать его не следует, а воспитанникам, которые

В соответствии с программой, на третьем году жизни ребёнка нужно учить различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий), размеры (большой, маленький).

Организация занятий по изобразительной деятельности во 2- ой младшей группе

Перед воспитателями второй младшей группы стоят такие основные задачи:

    Учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки.

    Учить пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, аккуратно набирать краску на кисточку, промывать кисточку и убирать лишнюю воду о край посуды)

    Учить рисовать красками двух-трёх цветов.

    Учить различать, называть и использовать в работе основные цвета.

    Учить различать и называть форму предметов, их размеры.

    Учить композиционно правильно, размещать рисунок на листе бумаги.

    Учить рисовать прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать их, проводить кривые линии, волнистые линии.

    Учить рисовать предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы.

    Прививать интерес к рисованию.

    Воспитывать внимание, наблюдательность, желание самостоятельно выбирать цвет предмета, эстетическое восприятие предметов.

Занятия по изобразительной деятельности во 2-ой младшей группе проводится один раз в неделю. Продолжительность - 12-15 минут. Работают дети карандашами и красками.

В соответствии с программой воспитатель использует такие темы:

столбики, дождики, ленты (длинные и короткие), дорожки, забор, ёлочка, мячи (большие и маленькие), бублики, шары, ёлочки, ёлочные шарики на ниточках, снежная баба, дом, разноцветные флажки, разноцветные воздушные шары, деревья с листьями, солнышко, колобок, одуванчики, осенняя, зимняя, весенняя и летняя природа.

В I -ом квартале с детьми 2-ой младшей группы необходимо повторить пройденный материал. С целью закрепления умений и навыков некоторые знания можно дать повторно, но выполнять их в другой технике и на другую тему. Детей продолжают учить проводить прямые линии – сверху вниз, слева направо, пересекать линии, замыкать их в округлые формы. Детям этого возраста легче рисовать вертикальные линии (например, рисовать дождик). Чтобы дошкольники лучше овладевали навыками рисования, задания необходимо постепенно усложнять, связывать их с детскими впечатлениями и наблюдениями.

Во II -ом квартале следует тренировать руку ребёнка в рисовании округлых форм. Для этих занятий следует подбирать небольшие модели, например, конфеты, горошек, листочки и т.д.

В III -ем квартале на основании знаний и умений, приобретённых детьми в первом полугодии, воспитатель учит детей рисованию предметов прямоугольной формы.

В IV -ом квартале задания усложняются. Дети закрепляют умения пользоваться красками и карандашами, рисуют более сложные предметы, самостоятельно составляют композиции на листе бумаги.

Основные приёмы , используемые на занятиях по изобразительной деятельности:

    Наглядные

    Словесные

Наглядные:

Перед рисованием нужно показать детям модель (флажок, мяч и т.д.), дать поиграть с ней. Демонстрирование предмета воспитатель должен сопровождать словами, движениями.

Объясняя то или иное задание, воспитатель анализирует предмет (знакомит с его формой и характерными признаками), показывает последовательность выполнения рисунка, рассказывает о композиции. Усилить впечатление от модели можно использованием картин, стихов, загадок.

Последовательный показ способов изображения является эффективным средством обучения во 2-ой младшей группе. Но к показу не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы, самостоятельности дошкольников. Детям необходимо больше доверять и предоставлять возможность самостоятельно закреплять приобретённые умения и навыки.

Словесные :

Словесными приёмами обучения (объяснение, указание, поощрение), активизирующими внимание детей, педагог должен пользоваться на протяжении всего занятия. Так, сначала он объясняет детям, какое задание стоит перед ними, показывает последовательность изображения предмета, каждое движение сопровождает словом, проверяет, не забыли ли они, как надо правильно пользоваться карандашами и кисточкой.

Игровые:

Для того чтобы заинтересовать детей, занятия должны проводиться в игровой форме. На занятиях должны присутствовать сюрпризные, игровые, театрализованные моменты. Можно в игровой форме рассматривать готовые рисунки детей, составлять по ним сказки, рассказы.

Чтобы дети лучше воспринимали форму предмета, следует обращаться ещё и к аппликации, конструированию и лепке. Например, круглые формы дети сначала воссоздают способом аппликации, лепят из пластилина или глины, а потом уже рисуют. Перед тем, как рисовать такие сложные предметы, например, флаг, дом и т.п., дети складывают их из готовых частей и приклеивают, потом на занятии по рисованию, они их рисуют. Такая связь с другими видами изобразительной деятельности поможет ребёнку осознать форму предмета и правильно воссоздать её в рисунке.

В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки. Дети 3-4 лет ещё не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Интерес к работам товарищей возникает у малышей немного позже, а на этом этапе их больше интересует собственный рисунок и положительное отношение взрослого к результату их труда. После окончания занятий малышей учат убирать материалы, которыми они пользовались.

Организация занятий по изобразительной деятельности в средней группе

Перед воспитателями средней группы стоят такие основные задачи:

    Укреплять у детей интерес к занятию рисованием.

    Учить передавать в рисунке простые по форме предметы, выделять их основные части.

    Научить различать, называть и применять основные цвета и их оттенки.

    Научить размещать рисунок на листе бумаги.

    Научить работать карандашом и кистью.

    Учить рисовать предметы, используя знания их геометрической формы.

    Учить объединять в рисунке изображения двух-трёх предметов.

    Учить передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине.

    Учить самостоятельно складывать и убирать материалы.

Воспитатель учитывает возрастные особенности детей и применяет на занятиях основные приёмы обучения:

    Наглядные

    Словесные

К каждому занятию нужно придумать, в какой последовательности анализировать предмет, какие вопросы задавать детям. Большое значение имеет движение рук воспитателя. Дети рассматривают предмет (игрушку, муляжи, картины) В средней группе, как и в младшей, воспитатель показывает последовательность изображения полностью. Частично показывая изображение, воспитатель ссылается на знания, ранее приобретённые детьми.

Словесные приёмы на занятиях по рисованию в средней группе применяются по-разному. Сначала воспитатель рассказывает детям, что и как они будут рисовать, анализируют предмет сам и вопросами помогает детям проанализировать предмет.

В средней группе применяют игровые приёмы. Дети, например, с удовольствием рисуют бусы, чтобы украсить новогоднюю ёлку или морковку для зайчика.

Понять форму предмета и отобразить его помогает знание геометрических форм: круг (солнышко), овал (яйцо), треугольник (косынка) и т.д.

В I -ом квартале в средней группе следует проводить занятия по усовершенствованию умения детей рисовать предметы круглой, прямоугольной и треугольных форм. В дальнейшем детей нужно учить не просто изображать известные предметы, а увязывать их с временами года. Например осенью они рисуют грибы, ягоды, овощи, фрукты.

Во II -ом квартале и в III -ем квартале задачи направлены на то, чтобы закрепить умение дошкольников определять форму предметов. Темы для рисунков следует брать из окружающей жизни: изображение цветов, деревьев, домов и т.п. Дети легко усваивают рисование игрушек. Рисуя игрушки необходимо называть части и форму (голова – круг, туловище – овал и т.д.) Сложные формы воспитатель должен расчленить на известные геометрические формы и показать последовательность их изображения.

Организация занятий по изобразительной деятельности в старшей группе

Перед воспитателями старшей группы ставятся повышенные задачи:

    Учить характеризовать предмет, выделяя его существенные признаки.

    Учить передавать относительные размеры предметов, их общую форму и форму частей.

    Учить рисовать по замыслу и по памяти.

    Учить называть и подбирать цвета, называть основные оттенки.

    Учить создавать оттенки цветов, добавляя к цветной гуаши белой и воды.

    Учить передавать в рисунке пропорциональное соотношение двух-трёх предметов.

    Учить выполнять набросок простым карандашом.

    Развивать наблюдательность, воображение, сосредоточенность, снимание, сообразительность, инициативность и самостоятельность.

В старшей группе продолжается совершенствование технических навыков работы карандашами и красками, углубляются знания детей о форме предметов, их размерах, цвете, строении.

В этой группе дети могут рисовать по памяти деревья, кусты, рыбок в аквариуме, дома, автомобили. Чтобы дети могли лучше выполнить рисунки по памяти на темы окружающей действительности. Их нужно к этому готовить. Воспитатель заранее определяет содержание беседы, вопросы и необходимый материал для занятия. Закрепить впечатления можно используя на занятиях игрушки, муляжи, модели, репродукции картин.

На занятиях воспитатель использует наглядные и речевые приёмы обучения. Если дети рисуют предмет впервые, его форму, цвет следует проанализировать и показать последовательность изображения. Полный показ применяют только при подаче нового материала.

Рисование по замыслу полезно, так как у детей развивается самостоятельность, инициатива.

Для иллюстрирования следует выбрать известные детям литературные произведения. Накануне проводится беседа о выполнении рисунка – иллюстрации. Дети должны представить то, что они будут рисовать и применить свои навыки в рисунке.

В рисунках на определённые темы дети часто изображают человека. А для этого им нужно дать общее представление о составных частях человека (голова, туловище, руки, ноги) и их функциях.

В старшей группе детей нужно учить располагать изображение на бумаге. Дети должны хорошо ориентироваться на листе бумаги, но от шестилеток нельзя требовать изображения перспективы. Воспитатель на репродукциях картин объясняет детям, что близкие деревья изображаются большими, а дальние – маленькими.

В I -ом квартале дети учатся изображать осенние пейзажи, натюрморты.

Во II -ом квартале материал усложняется. Дети должны воспроизводить в рисунках зимние наблюдения: зимние пейзажи, заснеженные дома, деревья, игры и развлечения. Дети рисуют птиц и животных, используя простые геометрические формы. В III -ем квартале воспитатель учит детей работать на палитре, смешивать краски, получая нужные оттенки. Наиболее сложное задание – рисование фигуры человека. В IV -ом квартале воспитатель закрепляет знания и навыки, приобретённые детьми в течении года, учит их передавать впечатления от летних наблюдений.

Организация занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе

Перед воспитателями подготовительной к школе группе стоят такие задачи:

    Прививать интерес и желание к занятию рисованием.

    Учить детей рисовать по памяти, по воображению, на заданную тему, с натуры.

    Учить правильно размещать изображение на листе бумаги, знакомить с элементами наблюдаемой перспективы.

    Учить детей передавать цвет и его оттенки, на свой вкус сочетать разные цвета в работе.

    Учить получать необходимые цвета смешиванием красок разных цветов.

    Совершенствовать способность выполнять набросок рисунка простым карандашом, закрашивать рисунок, не выходя за его контуры.

    Учить рисовать птиц и животных статично и в движении.

    Учить детей рисовать на литературные темы.

Темы для рисования должны быть простыми и понятными. Дети рисуют пейзажи по временам года, различные виды транспорта, фигуры человека, сюжеты из сказок. Особое внимание на занятиях следует уделять умению размещать изображение предметов на бумаге. Надо учить правильно определять размеры изображаемого предмета относительно листа

Обучая дошкольников рисовать с натуры (например, натюрморты), воспитатель учит их воспринимать формы предмета, сравнивать их между собой, устанавливать сходства и различия, правильно передавать пропорции и цвет.

Рисованию на темы из окружающей действительности, по содержанию народных сказок и художественных произведений предшествует большая работа и серьёзная подготовка детей: наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, чтение литературных произведений.

Для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативы детей надо предлагать им рисование по замыслу.

Проводя занятие, педагог должен поддерживать творческие поиски детей, поощрять самостоятельность, эмоциональность, смелость замысла и исполнения.

В I -ом квартале дети учатся рисовать деревья (лиственные и хвойные), называть разные породы деревьев, их характерные признаки. Дети уже знают, что деревья не одинаковы по высоте, под ними могут расти цветы, трава, грибы, прятаться животные. В подготовительной группе с 1 квартала вводится рисование с натуры. Последовательность такого занятия: постановка модели для рисования; анализ натуры; объяснение (в случае необходимости частичный или полный показ) размещения рисунка на листе бумаги, последовательность выполнения рисунка; Закрепление детьми последовательности; рисование предмета с натуры.

II -ой квартал приходится на зимнее время. В своих рисунках дети широко отображают зимние впечатления, труд взрослых, пейзажи.

В III -ем и IV -ом квартале в своих рисунках дети закрепляют навыки, полученные в течении года. Чем богаче жизненный опыт детей, запас впечатлений, тем интереснее будут рисунки. Детей нужно приучать замечать интересное вокруг себя.

Желаю всем молодым начинающим педагогам творческих успехов.

В соответствии с ФГОС одной из задач в области эстетического воспитания детей является «создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает… реализацию самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной и др.)», развитие творческих способностей детей .

Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Одним из условий развития творческих способностей детей является использование разнообразных техник изобразительной деятельности.

В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение .

Изобразительная деятельность в детском саду включает в себя традиционные техники (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и смешанные техники (включают в себя нетрадиционное, самобытное и новаторское рисование, аппликацию).

Рисование - это искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом .

Лепка — это деятельность, позволяющая придать форму пластическому материалу (пластилину, глине и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.

Аппликация - это создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.); изображение, узор, созданный таким способом .

Конструирование - это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Тематика рисования может быть разноообразной:

Рисование предметов - изображая предметы и явления, ребенок использует умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использование разных материалов; Сюжетное рисование представляет собой объединение в рисунке нескольких предметов, расположенных на листе в соответствии с сюжетом; Декоративное рисование предполагает украшение предмета узором, орнаментом, силуэта игрушки элементами росписи (дымковской, филимоновской, хохломской и т.д.).

Для рисования могут быть использованы разнообразные инструменты: цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, восковые и цветные мелки, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной, пластилином, тестом.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природными и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.

Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску).

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе .

Смешанные (нетрадиционные) техники помогают развитию многогранности занятий живописью, графикой (акварель, гуашь, пластилин, акриловые краски, сухая и масляная пастель, тушь, уголь). Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета - все это процессы, в которых много приятных ощущений, познание нового и закрепление уже полученных знаний и умений.

Научить создавать свой неповторимый образ смешанными техниками можно с помощью наблюдения красоты природы, окружая ребенка произведениями живописи, народного и декоративно-прикладного искусства .

К смешанным (нетрадиционным) техникам относятся:

Рисование акварелью по-сырому (предварительно лист бумаги нужно намочить губкой или широкой кистью и дать чуть подсохнуть (чтобы не было луж), и постараться закончить рисунок, пока бумага не высохла); Рисование пальчиками, ладошкой (необходима гуашь, немного разведенная в мисочке, можно еще использовать жесткую кисточку для нанесения краски на ладошку); Печать листьев (гуашь и свежие листочки). Таким способом можно выполнять разнообразные композиционные решения. Тиснение (фольги) (другое название Эмбоссинг) - техника художественной обработки бархата, картона, фольги и др. материалов для получения на их поверхности рельефных изображений путем механического выдавливания. Фротаж (франц. Frotter - «тереть, протирать»). Техника фротажа заключается в том, что под лист бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью. Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы. Набрызг (используемые материалы: щетка, гуашь, расческа, возможен силуэтный трафарет). Щетку наклоняют над листом бумаги, а картонкой или расческой проводят по ворсу. Так можно изображать салют, звездное небо, а если на листе бумаги разместить вырезанный силуэт и разбрызгать краску, то убрав его, останется след, который можно дополнить, подрисовать недостающие линии кисточкой. Рисование акварелью + масляная пастель, восковые мелки, свеча - техника акварели Аля-прима (что буквально означает в один прием). Сначала рисунок наносится свечой, пастелью или восковыми мелками, а потом аккуратно широкой мягкой кистью или ватным тампоном. Рисование мягкими материалами (углем, сангиной, мелом, сухой пастелью). Мягкие материалы удобно растирать ватными палочками. Мозайка - техника пуантилизма (франц. Pointillisme, буквально «точечность»). В данной технике для рисования используются ватные палочки, резинка на конце карандаша. Ватные палочки опускают в краску (гуашь, акварель) и перпендикулярно плоскости листа ставят точки. Кляксография (монотопия, монотопия с дорисовыванием). С помощью предметной монотопии можно изобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотопия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (отображение в воде). Отпечаток получается только один. Кляксография трубочкой (раздувание туши, акварели). На сухой, (можно тонированный) фон внизу наносится капля краски. Нужно подуть из трубочки на каплю, как будто толкая ее вперед. Чтобы получились мелкие ответвления, нужно покачать трубочкой во время выдувания из стороны в сторону. Можно дорисовать некоторые элементы кистью или оформить аппликацией из природного материала. Акварельными карандашами, мелками рисунок выполняется как просто цветными карандашами с последующей размывкой водой. Печать трафаретов, штампов. Трафареты заготавливаются из пенопласта, поролона, овощей, можно использовать ластик. Используется акриловая краска или гуашь. Пластилиновая живопись (пластилинография может быть использована в сочетании с паетками, бисером, нитками). Аппликация + дорисовка (ткань + цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки). Ребенок приклеивает кусочек ткани на бумагу и дорисовывает композицию. Аппликация обрывная. При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подходит для передачи объемной, мягкой фактуры предмета. Мозаичная аппликация изготавливается из различных материалов. Нарезанные нитки, природные материалы, чай, кофе, сухие листья, салфетки, крупы (горох, рис, манка) укладываются по рисунку и приклеиваются клеем ПВА. Возможно последующее окрашивание круп. Из гофрированной бумаги - цветы. Граттаж (франц. grater - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или остным инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники - воскография. Белая, тонированная бумага натирается свечой, покрывается смесью туши (гуашь) + ПВА, после высыхания можно приступать к процарапыванию палочкой. Оттиски различными материалами используются, если нужно передать фактуру предмета. Понадобится любой материал с текстурированной поверхностью: поролоновый тампон, смятая бумага, полиэтилен, пенопласт, ластик, веревка для белья и т.д. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами, что доставляет ему огромное удовольствие. С помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью - передать пушистость, мягкость, кучерявость, колкость и т.д. Коллаж (франц. Collage - приклеивание) - технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов. Тестопластика - лепка из соленого теста. Дополнительно могут быть использованы бисер, пайетки.

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей .

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краска, глина, мел и др.)» и их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.

В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием построек и изготовлением поделок детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

Постепенно дети приобретают способность анализировать предмет. Познание предметов и их свойств, полученное действенным путем, закрепляется в сознании, обобщаются их качества в понимании детей как присущие многим предметам.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

В процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования развивается речь детей. Усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Педагог также активно привлекает детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.

Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: наблюдательность, настойчивость, активность, самостоятельность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи, умение выслушивать и выполнять задание, потребность и умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности;

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, при использовании простейших орудий: карандаша, кисти, стеки (при лепке), ножниц. Развитие руки ребенка очень важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

Изобразительная деятельность помогает закрепить у детей представления о труде людей, их быте. В сюжетных рисунках дети отражают свои впечатления о новостройках, изображают различные трудовые процессы.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания, так как по своему характеру она является художественной деятельностью.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик — стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т. д.

Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать их красоту, использовать образное сравнение.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Выделение свойств предметов (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствует развитию у детей этих компонентов эстетического чувства .

Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которые возможны лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свое отношение к нему. Задача педагога — научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копированию их.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями .

Эстетическое восприятие содействует развитию соответствующих представлений, в которых отражаются эстетические качества предметов и явлений. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого создается образ, который ребенок выражает с помощью изобразительных средств.

Характерная черта изобразительного художественного творчества — создание выразительных изображений. Однако дети не могут создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота и выразительность изображения зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в своей работе форму предмета. Отчетливо изображенная форма делает образ узнаваемым и вызывает у самого исполнителя удовольствие, положительные эмоции.

Изображение детьми предметов и явлений действительности — это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям. Иными словами, дети отмечают, чем красив предмет, что в нем интересного, чем хорош, полезен, чем вызывает к себе симпатию, радует или огорчает и т. д. Все эти стороны порой тесно переплетены между собой, но может выступать и какая-либо одна из них — чисто познавательная, эстетическая, нравственная.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.

Используемая литература

Акт министерств и ведомств "Федеральный Государственный Образовательный Стандарт" от 14 ноября 2013 г. № 30384 // Российская газета. 25 ноября 2013 г. г. № 6241. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч 1. М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. 88 с. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. Ребенок в детском саду. // Дошкольное воспитание. 2005. №1. Доронова Т.Н. Занятия по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 2001. №3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2006. 255с. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М.: Академия педагогических наук СССР, 1961. 333 с. Крупнейший сборник онлайн-словарей URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/brok/r/risovanie.html (дата обращения: 03.01.2016.).