НОД в старшей группе «Осенние хлопоты человека. Тематическая неделя осень золотая старшая группа Планирование на каждый день старшая группа осень

Занятие по окружающему миру

Тема: « Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением овощей различных групп, листы бумаги. Цветные карандаши, краски, цветная бумага.

Методы и приемы:

Беседа, рассказ, наглядный, практический.

Ход занятия:

- Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима?

Что было бы?

(Птицы не успеют улететь на юг, животные не успеют приготовиться к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и зимой не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов, огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только то где наступает зима.

Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, тоже много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (ответы детей)

Правильно, прежде всего, это сбор урожая.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью им предстоит заложить это зерно в хранилище. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна.


Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами, манной и пшеном, гречкой и перловой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.(показ куп).

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука – будут макароны, и лапша, рожки и спагетти.

Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенье, и пироги.

Какие овощи собирают на полях?

(Помидоры, огурцы, картофель, баклажаны, свеклу и морковь, капусту, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, редьку и др.)

Рассматривание картинок и рассказы детей о том, какие овощи собирали в деревне и на даче.

Как в вашей семье хранят овощи зимой?

(Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту солят в бочках и т. д.)

Однажды я зашла в деревне к бабушке, вижу: у нее много в доме разных пучков трав висят – сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат.

Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей)

Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся.

Рассказ воспитателя о лекарственных травах (чабрец, зверобой, душица, липа, плоды рябины, боярышника , крапива)

Хорошо в морозный день посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом.

А в вашей семье заготавливают лекарственные растения?

Осенью у человека еще очень много разных дел.

В огороде люди убирают сухую ботву, убирают листья, золой удобряют почву, вносят удобрения, перекапывают землю, обрезают ветви.

Сегодня на прогулке мы займемся посадкой растений, украсим наш участок новыми деревьями.

А что нужно сделать, чтобы подготовить дом и квартиру к зиме?

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

(Купить теплое пальто, связать шапку, варежки и др.)

Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме.

Спасибо тебе, земля - матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая.

II ч. Прикладная деятельность

А сейчас я предлагаю сделать заготовки на зиму, законсервировать, кто что хочет – ягоды, овощи, фрукты. Воспитатель дает шаблон банки и дети по желанию (рисуют овощи, наклеивают фрукты, варенье и т. д.)

НОД в старшей группе

«Осенние хлопоты человека»

Тема: «Осенние хлопоты человека».

Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.

Задачи:

1. Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.

2. Закрепить знания об овощах и фруктах.

3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

  1. Развивать познавательную и творческую активность детей.

Форма: познавательное занятие.

Оборудование:

Картины о труде людей осенью.

Иллюстрации овощей, фруктов.

Наглядный материал к игре «Заготовочки»

Трафареты с варежками для игры «Помоги Маше», цветные карандаши.

Возраст детей : 5-6 лет.

Ход занятия:

  1. Организационный момент, введение в тему:

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? Я напомню вам загадкой:

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касаясь елочек и сосен

Так кто же это? - ...

(Осень)

Дети: Осень! (хором)

Педагог: Верно! Мы говорили о золотой осени, о её приметах и об осенних хлопотах животных и птиц. Расскажите, как хлопочут осенью птицы и звери? (ответы детей)

А сегодня мы узнаем, как же мы с вами - люди готовимся к зиме.

  1. Основная часть.

Педагог: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?

Дети: Животные не успеют подготовится к зиме и погибнут, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.

Педагог: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как же люди готовятся к зиме?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.

Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.

Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, и хлеб, и булки, и пряники, и пироги, и печенья. Вот сколько вкусного и съедобного!

А что еще съедобного вы знаете? Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

Цель игры : закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.

Педагог бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.

После игры дети рассаживаются по местам.

Педагог : Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)

Какие овощи собирают на полях?

Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.

Педагог: Как же хранят овощи зимой? Картофель складывают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы.

Педагог: А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?

Дети: Капусту солят или квасят, огурцы и помидоры закатывают в банки.

Педагог: Молодцы! А что же делают с фруктами?

Дети: Варят компоты, варенья, сушат.

Педагог: Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.

Игра «Заготовочки»

Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.

Например,: - Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.

Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.

Педагог: Как хорошо мы потрудились! Вот какие заготовочки сделали на зиму!

Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)

Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!

Динамическая пауза

Иван, Иван, -

Вырывай бурьян,

(дети наклоняются и обеими руками «вырывают сорняки»,

отбрасывают их в сторону от себя)

чтоб росла редиска,

чтоб росла морковка,

зеленел лучок

(имитируют посев семян)

Не ленись, дружок!

(имитируют работу с граблями, лопатой, тяпкой)

Чтобы была репка

сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок

Рос большой, как чугунок!

(делают широкий круг, растягивая руки)

Педагог: Много работы у человека осенью на земле. А дома что надо делать?

Дети: Окна оклеить, утеплить двери, в деревне - дров наколоть, уголь привезти.

Педагог: Молодцы!

- Ребята, звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

Дети: Вещи теплые: шубы, шапки, шарфы, варежки, обувь теплую.

Педагог: Правильно! Вы подготовили свои вещи теплые?

Дети: Да!

Педагог: Вот и девочка Маша тоже готовилась, готовилась, да и потеряла варежку. Ох, и Маша-растеряша! Давайте поможем Маше? У вас на столе лежат листочки, на них нарисованы варежки. Нужно раскрасить вторую варежку точно так же, как раскрашена первая. Будьте внимательны!

Игра «Помоги Маше»

Цель игры: развитие восприятия цвета, формы. Помогает анализировать расположение предметов в пространстве.

Педагог: Вот какие молодцы! Машенька спасибо вам говорит.

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: В народе говорят: « Как осенью поработаешь, так зимой покушаешь»

- Как вы понимаете эту народную поговорку?

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо подготовились к зиме.

Что нового, интересного узнали на занятии?

Что запомнилось вам больше всего?

Педагог: Вот она, какая щедрая осень!

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идет уборка-

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай-

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

Педагог: И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь! И не забудьте сказать спасибо!

Дети: Спасибо!

Педагог угощает детей яблоками.

Согласно программе «От рождения до школы», продолжается работа по знакомству детей с сезонными изменениями. Старшим дошкольникам говорят о том, почему день становится короче, солнце греет меньше. Через художественную литературу дети узнают о том, почему происходит листопад, как в старину называли и как . Описание проблемных ситуаций, экологических игр, упражнений по теме и стихи об осени вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Осень в лесу».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы беседы о доброте, игры и этюды на развитие умения принимать на себя разные образы. Дети отгадывают загадки о дорожных знаках и , узнают о заповедных местах края. Воспитатель знакомит детей с осенними приметами и рассказывает о работе лесничего.

Познавательное развитие

Продолжается познавательное развитие детей. Для этого педагог вносит игровое пособие «Палочки Кьюзенера», математические раскраски по теме «Осень». Дети выясняют, что существует три царства растений и закрепляют знания о животных леса через домашние заготовки.

Речевое развитие

Игры на развитие фонематического слуха, упражнения типа «Кто чем питается», «Я знаю», способствуют речевому развитию так же, как и составление рассказов «Осень в лесу». Взрослый предлагает детям составить творческий рассказ на тему «Что снится дереву», читает экологические сказки и стихи об осени.

Художественно-эстетическое развитие

Приобщая детей к искусству взрослый учит дошкольников внимательно рассматривать репродукции картин. Для этого он предлагает детям упражнения «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто самый внимательный» и т.д. Художественно-эстетическому развитию способствуют музыкальная игра «Ритмическое лото» и рисование «Животные в лесу». Для развития моторики взрослый планирует лепку «Кисть рябины» и рисование по мокрому песку.

Физическое развитие

Развивая ловкость и выносливость воспитатель организует подвижные игры «Краски», «В школе мяча», «Дорожка препятствий». Физическому развитию способствуют беседы «От куда берётся кариес», «Для чего нужны прививки».

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Что такое доброта». Цель: формировать дружелюбное отношение к окружающим. Просмотр презентации «Ласковый сентябрь». Цель: показать красоту первого осеннего месяца, объяснить, что такое примета. Составление творческих рассказов «Что снится дереву». Цель: развивать творческое воображение и речь. Упражнение «Смотри внимательно» (репродукция картины А.Чернышова «Лесная сказка»). Цель: учить внимательно рассматривать картину. Физминутка «Выросли деревья в поле». Цель: познакомить с игрой, выучить слова.
Про-
гулка
С.р. игра по желанию детей. Цель: учить придерживаться игрового сюжета, доводить игру до конца. Наблюдения за деревьями. Цель: рассмотреть изменения, происходящие в природе ранней осенью. Знакомство детей с игрой «Светофор». Цель: развивать фонематический слух. Сбор листьев для изготовления панно. Цель: поддержать интерес к творческой деятельности. П.и. «Встречные перебежки». Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Народная игра «Краски». Цель: познакомить с правилами игры.
ОД
2 п.д. Игра — этюд «Что случилось?». Цель: развивать воображения в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики. Внесение логических таблиц по теме «Осень». Цель: познакомить детей со способом решения логических задач. Чтение сказки «Девочка-осень». Цель: обсудить произведение. Конструктивно-модельная деятельность из полосок бумаги. Цель: развивать воображение, фантазию. Изготовление книги «Режим дня» (рисунки детей). Цель: побудить детей пополнить уголок здоровья.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Отгадывание загадок о правилах дорожного движения. Цель: развивать мышление, умение отгадывать загадки. Чтение стихов о двойке. Цель: познакомить детей с цифрой 2. Домашние заготовки «Рассказ о хвойных деревьях». Цель: расширять знания детей о деревьях. Музыкально-дидактическая игра «Кто самый внимательный?» Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением. Самостоятельные игры в физкультурном уголке. Цель: способствовать развитию физических качеств.
Про-
гулка
Этюд «Семья ежей». Цель: учить проникать в мир художественных образов, развивать фантазию. Наблюдение за небом. Цель: обогащать словарь детей, развивать наблюдательность. Игра «Кто чем питается?». Цель: закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. Самостоятельные игры с разными видами театра. Цель: развивать выразительность речи, фантазию. П.и. «Караси и щука». Цель: упражнять в приседании по сигналу. Народная игра «Краски». Цель: разучить слова. П.и. «Брось мешочек». Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой или левой рукой прицеливаясь.
ОД

Дата публикации: 22.10.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Тема недели: «Краски осени. Дары осени»

Задачи: Показать детям многообразие красок золотой осени. Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Расширять знания о деревьях и кустарниках. Раскрыть понятие «листопад». продолжать приобщать детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи;

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений о природе. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать желание отгадывать загадки. Развивать речь детей путем обогащения новых слов по теме занятия; формировать интерес к рисованию; воспитывать культуру поведения; развитие сенсорных навыков, познавательного интереса, речи.

Итоговое мероприятие: Выставка поделок «Дары осени»

Самостоятельная деятельность

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Утренняя гимнастика по плану физкультурного работника.

Познавательное развитие. ННОД Тема: «Краски осени» презентация

задачи: уточнить и расширить знания детей о природных явлениях, происходящих осенью

Дидактическая игра «Учим цифры»

Задачи: формировать умение различать цифры, соотносить цифру и количество объектов.

Ф. И. ребенка:

Формирование КГН учиться культуре общения

Следить за чистотой тела и одежды

Закреплять умение соблюдать установленные социумом правила и нормы

Дидактические игры: «Животные осенью», «Шиворот навыворот».

Игры лото, домино

Центр литературы: -подборка и выставка книг о природе Сибири, русские народные сказки, Стихи о и рассказы о природе.

1.Познавательное развитие. ФЭМП. ННОД Тема: «Листья, похожие на следы лап животных»

Захарова О.А. «Кронтик учится рисовать фигуры» книга для работы взрослых с детьми. С.6-7

Цель: Форма (словесное описание формы), различение формы листа клена и липы. Различение лиственных деревьев по форме листьев. 2.Физическое развитие на улице. По плану физкультурного работника.

Цель : физическое развитие детей

3.Танцевальная студия

Развивающая среда: картинки с изображением осеннего леса, дидактические игры «Животные осенью», презентация «Краски осени», учебное пособие и рабочая тетрадь «Кронтик учится рисовать фигуры».

прогулка

Наблюдения на прогулке : наблюдаем за облаками.

Обогащение активного словаря.

Самообслуживание. Элементарный бытовой труд. Поручение: собрать игрушки на участке в корзину.

Делай как я»

Подвижная игра Осенние листья

Ф. И. ребенка:

Формирование КГН

Воспитывать уважение к старшим

Формировать навык соблюдения правил игр в коллективе

Элементарный бытовой труд

Собирать игрушки на участке

Игры с песком

Наборы для игры с песком

Предметы для экспериментирования

Подвижная игра « Догонялки», « Съедобное-несъедобное»

Гимнастика пробуждения. (комплекс №1).

Игра «Волшебный мешочек»

Дидактическая игра: «Закончи предложение» Необходимо назвать деревья, листья которых показывает воспитатель.

Задачи: формирование познавательных способностей (мышления, внимания)

Дидактическая игра: «Что нам осень принесла»

Задачи: закрепить знания о дарах осени.

Готовимся к празднику - повторяем стихи про осень

Элементарный бытовой труд. Поручение - убрать игрушки перед прогулкой

Следить за аккуратностью прически после сна

Различать плохое и хорошее

Игра. (Центр сюжетно - ролевых игр) «Праздничный обед»

Тематические игры: Город, Зоопарк

Центр художественного творчества -трафареты, силуэты, книжки раскраски, бросовый, природный материал, мозаика

Прогулка

Наблюдение за листьями деревьев

Подвижная игра с речевым сопровождением « Воробьи»

Задачи: развивать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать речь и движение.

Доскажи словечко. Загадки про осень.

Задачи : активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире, воспитание чувства причастности к семье

Самообслуживание.

Элементарный бытовой труд. Ситуативный разговор об аккуратном складывании одежды в кабинку.

Игры с песком

Наборы для игры с песком

Взаимодействие с родителями: Проинформировать родителей о предстоящем рабочем дне. Родителям рекомендуется: закрепить знания о форме листьев деревьев, которые растут в Томске. Повторять стихи к празднику осени.

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса старшая группа «Колокольчик»

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утренняя гимнастика по плану физкультурного работника.

Задачи: формирование физических качеств, развитие взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми

Чтение книг: Г. Скребицкий «Четыре художника (Осень)»

Музыкальная деятельность. По плану музыкального работника.

Цель : эстетическое, музыкальное развитие детей.

Танцевальная студия

Художественно эстетическое развитие. Тема: «Хлебное поле» рисование

Задачи: развивать интерес детей к художественному творчеству, умение работать с пластилином; закрепить знания о российском флаге.

Ф. И. ребенка:

Формирование КГН различать хорошее и плохое поведение; закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы; учиться культуре общения;

Элементарный бытовой труд. Поручение - убрать игрушки перед прогулкой

Лото, пазлы, домино, шнуровка

рассматривание книг с яркими иллюстрациями.

дидактические игры.

Самостоятельная художественная деятельность «Осенний лес»

1.Художественно эстетическое развитие. Тема: НОД - ««Хлебные колосья» лепка

Программное содержание: развивать интерес детей к художественному творчеству, умение работать с пластилином; закрепить знания о растениях, которые выращивают люди; развивать умение работать в коллективе.

2 . Музыкальная деятельность. По плану музыкального работника.

Цель : эстетическое, музыкальное развитие детей

Развивающая среда: цветной картон, пластилин, стеки, картинки «Хлебное поле», «Колосья пшеницы»

прогулка

Наблюдения на прогулке : приметы ранней осени, изменения погоды.

Задачи: Формировать представления об объектах окружающего мира. Обогащение активного словаря.

Самообслуживание. Элементарный бытовой труд. Поручение: собрать на участке игрушки.

Подвижные игры с речевым сопровождением « Листопад».

Подвижная игра с речевым сопровождением « «Лошадки»

Задачи: развивать игровую деятельность и двигательную активность, развивать умение координировать речь и движение.

Ф. И. ребенка:

Формирование КГН

закрепить навык переодевания;

вытирать руки влажными салфетками после игры с песком;

Игры с песком

Наборы для игры с песком

Подвижные игры

Наборы для экспериментирования

Гимнастика пробуждения (комплекс №2).

Беседа: «труд людей осенью»;

Игры: «Наша родина», «Помогаю бабушке в огороде»

Задачи: формирование познавательных способностей (мышления, внимания)

Дидактическая игра: «Что лишнее», «Скажи наоборот»

Задачи: формирование познавательных способностей (мышления, внимания), развитие речи

Здоровейка

Ф. И. ребенка:

Элементарный бытовой труд. Поручение - убрать игрушки перед прогулкой

Помогать убирать со стола после ужина

Игра. (Центр сюжетно - ролевых игр) «Парикмахерская»

Дидактические игры лото, домино, пазлы

Прогулка

Наблюдение за небом.

Подвижная игра с речевым сопровождением « Лиса и куры », «Зайцы и волк»

Задачи: развивать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать речь и движение.

Повторяем стихотворения. Подготовка к празднику «Осень в гости к нам пришла»

Задачи : активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире, воспитание чувства причастности к семье, развитие памяти

Ф. И. ребенка:

Самообслуживание.

Самостоятельно одеваемся на прогулку

Элементарный бытовой труд. Ситуативный разговор об осенней одежде и обуви.

Игры с песком

Наборы для игры с песком

Взаимодействие с родителями: Проинформировать родителей о предстоящем рабочем дне. Индивидуальные беседы.

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса старшая группа «Колокольчик»

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утренняя гимнастика: По плану физкультурного работника двигательная

Задачи: формирование физических качеств, развитие взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми

Беседа «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники».

Задачи : развитие воображения; формирование умения слушать и отвечать на вопросы.

Физическое развитие на улице. По плану физкультурного работника. Цель : физическое развитие детей

Повторение стихотворений .

Стихотворения, посвященные осенней тематике.

Задачи: развитие памяти, речи. Обогащение словарного запаса

Ф. И. ребенка:

Формирование КГН

осваивать понятие активной социальной жизненной позиции;

уважения к старшим;

Элементарный бытовой труд. Поручение - убрать игрушки перед прогулкой

Дежурство на кухне

Игры в книжном уголке -рассматривание книг с яркими иллюстрациями. Пазлы, лото, домино

(из групповой деятельности)

1.Речевое развитие. НОД - «Друзья Кронтика учатся читать» Занятие 3 «Звук О»

И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт «Друзья Кронтика учатся читать» (книга для работы взрослых с детьми) с.8-9

Цель: Развивать речь детей путем изучения звуков. Знакомить детей с правильным обозначением звука - буквой О

2.Социально-коммуникативное развитие. ННОД - «Кронтик в музее»

Цель: воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость;

обучать основам безопасности собственной жизнедеятельности и формировать предпосылки экологического сознания (безопасности окружающего мира); Упражнять детей в самостоятельной организации игры, воспитывать умения устанавливать ролевые взаимоотношения.

Физическое развитие на улице. По плану физкультурного работника.

Цель : физическое развитие детей

Развивающая среда: Наглядные материалы по теме занятий, учебные пособия и рабочие тетради Кронтик

прогулка

Рассматривание окружающей природы что происходит в природе ранней осенью. Деревья.

Задачи: Формировать первичные представления об объектах окружающего мира. Обогащение активного словаря.

Наблюдаем за высотой солнца над горизонтом.

Задачи: обратить внимание детей на то, что с наступлением осени, солнце не поднимается высоко и раньше «прячется»

Подвижные игры с речевым сопровождением «Кот и мыши»

Задачи: формировать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать речь и движение.

Ф. И. ребенка:

Формирование КГН (закрепить навык переодевания;

формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки)

Элементарный бытовой труд - собрать игрушки после прогулки.

правила-напоминания «После игр на улице нужно обязательно мыть руки».

Игры с песком

Наборы для игры с песком

Подвижная игра « Догонялки», «Классики»

«Светофор»

Гимнастика пробуждения. (комплекс №3).

Дорожка здоровья.

Исследовательская деятельность: «Почему листья опадают»

Познание: рассматривание альбома «Растительный мир России»,

Подготовка к празднику «Осень в гости к нам пришла»

ИЗО-студия

Элементарный бытовой труд. Помогать накрывать на стол, собирать игрушки, складывать все на свое место

Дежурство

Игра. (Центр сюжетно - ролевых игр «Больница», «Автобус»

Шаблоны детских игрушек, раскраски на тему: «Городской транспорт».

Прогулка

Наблюдение за небом.

Подвижная игра с речевым сопровождением « Море волнуется»

Задачи: развивать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать речь и движение.

Игры: Исправь ошибку, Один-много

Задачи : активизация словаря, развитие мышления

Ф. И. ребенка:

Самообслуживание.

Самостоятельно застегиваем обувь

Элементарный бытовой труд. Ситуативный разговор о складывании одежды в кабинку.

Игры с песком

Наборы для игры с песком

Взаимодействие с родителями: Родительское собрание. Индивидуальные беседы. Текущие объявления. Подготовка к празднику «Осень в гости к нам пришла».

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса старшая группа «Колокольчик»

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утренняя гимнастика по плану физкультурного работника

Задачи: формирование физических качеств, развитие взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми

Чтение «Поэтический салон».

Задача. Приобщать детей к восприятию поэтических произведений о природе. Воспитывать чуткость к художественному слову.

Танцевальная студия

Художественно - эстетическое развитие.

Рисование: Тема «Осенняя гирлянда»

Задачи: - закрепление умения рисовать и раскрашивать фигуры; развивать умение работать с карандашами и фломастерами. Формировать навыки чистоты и аккуратности. Развитие воображения.

Ф. И. ребенка:

Формирование КГН

различать хорошее и плохое поведение;

закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы;

учиться культуре общения;

Элементарный бытовой труд. Поручение - убрать игрушки перед прогулкой

Организация дежурства

Спортивный инвентарь: обручи, мячики

дидактические игры: «Какой больше», «Весёлый счёт», «Чудесный мешочек», «Выложи дерево из геометрических фигур»,

1. Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром . ). Занятие 3 «БРР! - сказала Маша»

О.Н. Федотова «Маша и Миша изучают окружающий мир» (книга для работы взрослых с детьми) с.6-7

Цель: формировать понятия об источниках получения информации об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа). Знакомить с правилами гигиены.

2.Художественно - эстетическое развитие. Рисование «Осенний лес».

Цель: Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья. Учить изображать по-разному деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками.

Развивающая среда: дидактические игры; краски гуашь, бумага для рисования, кисти, стаканы для воды.

прогулка

Наблюдения на прогулке: Наблюдение «Золотая осень». Задачи: Показать детям многообразие красок золотой осени. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Самообслуживание. Самостоятельно убираем игрушки с участка по завершению прогулки

Стихи и загадки про осень

Речевая игра «Подбери слова»

Задачи: развивать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать речь и движение.

Ф. И. ребенка:

Формирование КГН тщательно мыть руки с мылом после прогулки

Элементарный бытовой труд - собрать игрушки перед прогулкой

После прогулки аккуратно складывать вещи в свои кабинки

Игры с песком

Наборы для игры с песком

Подвижная игра « Догонялки»

Игра «Съедобное-несъедобное»

Гимнастика пробуждения. (комплекс №4).

Закаливание. Дорожка здоровья.

Составление рассказов на тему «Осень наступила».

Задачи: Учить детей рассказывать из личного опыта, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Русские народные сказки

Цель: продолжить работу по формированию знаний о России, показать насколько разнообразен русский язык, устаревшие слова в сказках; развивать воображение

Здоровейка

Собирать игрушки после игры, убирать игрушки на свои места

Дежурство по группе

Игра. (Центр сюжетно - ролевых игр «Зоопарк»

Шаблоны детских игрушек, бумажные куклы, раскраски на тему: Природа Сибири.

Прогулка

Наблюдение за небом.

Дидактическая игра «С какого дерева веточка?»

Задачи: Закреплять знания детей о деревьях, об осенних изменениях в природе. Развивать память, внимание.

Познавательная игра: Что не так? Подбери обобщающее слово. Что лишнее?

Задачи: активизация словаря, формирование представлений об окружающем мире,

Самообслуживание.

Элементарный бытовой труд. Ситуативный разговор о теплых осенних вещах

Игры с песком

Наборы для игры с песком

Взаимодействие с родителями: Проинформировать родителей о предстоящем рабочем дне. Индивидуальные беседы. Пригласить к участию в выставке «осенние дары».

Календарно-тематическое планирование образовательного процесса старшая группа «Колокольчик»

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная деятельность

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утренняя гимнастика. По плану физкультурного работника

Задачи: формирование физических качеств, развитие взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми

Чтение художественной литературы.

Заучивание стихотворения

И. Белоусова «Осень»

Задачи : Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень». Развивать музыкальную отзывчивость на произведения о природе.

Строительно-конструктивная деятельность «Терем для царевны Осень».

Учить детей строить из крупного и мелкого строителя, работать в определенной последовательности, учить украшать постройку, используя детали разного цвета, обыгрывать постройку.

Задачи: активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире, воспитание чувства причастности к обществу взрослых, развитие речи.

Формирование КГН: пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом), следить за культурой поведения за столом.

руки мыть мылом, тщательно смывать, насухо вытирать своим полотенцем

Элементарный бытовой труд. Помогать накрывать на стол. Поручение - убрать игрушки перед прогулкой

Организация дежурства по кухне.

Дидактические игры: Лото, Домино, пазлы

Заготовки для рисования: шаблоны, трафареты, карандаши

Конструктор лего

Игры из дерева «Город», «Зоопарк»

1.Юный эколог. Тема: Путешествие в осень НОД: Игра-путешествие «Дары осени» участие в выставке «Природа и фантазия»

Цель: осваивать умения задавать вопросы, вступать в диалог, различать способы и средства познания окружающего мира, оценивать результаты своей работы.

2.Физическое развитие. По плану физкультурного работника.

Цель: сохранение и укрепление физических качеств (укрепление мышечного тонуса), формировать умение координировать речь и движение

2. Музыкальная деятельность. По плану музыкального работника

Цель: развивать творческие способности; формировать позитивное отношение к музыке, к коллективным занятиям.

Развивающая среда: конструктор, мультимедийная презентация «Дары осени», карточки для игры, энциклопедии.

прогулка

Рассматривание окружающей природы.

Целевая прогулка в сквер (парк) «Путешествие в Осеннее царство».

Задачи: Закрепить знания детей о последовательности осенних изменений в природе. Показать детям многообразие красок золотой осени.

Эстафета «Передай другому»

Задачи: развивать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать движение.

Ф. И. ребенка:

Повторение стихотворений к осеннему празднику

Формирование КГН закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы;

учиться культуре общения;

следить за чистотой тела, одежды;

закрепить навык переодевания;

тщательно мыть руки с мылом после прогулки

Вытирать нос носовым платком

Элементарный бытовой труд

Собирать игрушки на участке

Игры с песком

Наборы для игры с песком

Подвижная игра « Догонялки»

Игра «Светофор»

Гимнастика пробуждения (комплекс №5).

Закаливание. Дорожка здоровья

Пальчиковая игра « Осенний букет ».

Задачи. Развивать мелкую моторику детей, динамическую координацию рук.

ФЭМП - игры: ««Чудесный мешочек», «У кого больше», «Посчитай до 10», «Подбери по размеру».

Игра «Закончи предложение», «Исправь ошибку», «Какое слово самое длинное»

Задачи : активизация словаря, формирование представлений об окружающем мире.

Словесная игра « Да или нет».

Задача. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Ф. И. ребенка:

Элементарный бытовой труд. Помощь при накрывании стола к ужину

Поливать цветы, рыхлить землю, опрыскивать растения.

Игра. (Центр сюжетно - ролевых игр «Школа»

«Собери картинку», - лото «Спокойной ночи малыши», «Буквы и цифры»

игра «С какого дерева листок?»

Прогулка

Наблюдение за небом.

Подвижная игра «Огуречики».

Задачи. Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. Учить соблюдать правила игры. Развивать умение детей действовать по сигналу. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Формировать навыки безопасного поведения детей в игре.

Игровое упражнение « Переправа через реку».

Задача. Развивать собранность, сосредоточенность детей при ходьбе по бревну боком приставным шагом, руки за головой.

Самообслуживание.

Самостоятельно одеваемся и обуваемся на прогулку.

Элементарный бытовой труд. Ситуативный разговор о теплых и летних вещах. Правила поведения на улице, аккуратно складывать свои вещи в кабинку.

Игры с песком

Наборы для игры с песком

Взаимодействие с родителями: Проинформировать родителей о предстоящем рабочем дне, Индивидуальные беседы. Подготовка детей к выступлениям на празднике осени.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Развитие речи. Тема: Рассказывание по картине «Осенний лес». Задачи. Учить составлять рассказ по картине, использовать элементы поэтического описания природы. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине. Развивать наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать любовь к природному окружению.

Материал. Картина «Осенний лес», корзина с листьями

Ход. 1. Ребята, отгадайте мою загадку, о каком времени года она.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Кто догадался, о каком времени года мы сегодня будем говорить? Дети: Об осени. Правильно, это загадка про осень. Сейчас у нас наступила осень. Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этом времени года. (Когда дети отвечают на вопросы, воспитатель вставит картины подходящие к ответу.) Ребята, сколько всего осенних месяцев? (Три) Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) Как можно осень назвать в сентябре? (Ранняя, золотая, разноцветная) А почему она золотая? (Потому что листья пожелтели) Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая, холодная) Почему дождливая? (Потому что часто идут дожди, моросит) . Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя) . Почему поздняя? (Потому что ноябрь – последний месяц осени, холодно, снег с дождем) . Ребята, какое явление природы мы называем листопадом? (Когда падают много листьев) . В какую погоду листочков падают больше? (Когда дует сильный ветер)

2. Молодцы, ребята, вот как много знаете вы про осень. А давайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Да или нет». Я задам вам вопросы про осень, а вы должны на них отвечать только одним словом «да» или «нет». (Игра проводится в кругу с мячом) . Осенью растут грибы? (Да) . Тучки солнце закрывают? (Да) . Холодный ветер дует? (Да) . Туманы осенью плывут? (Да) . Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет) . А букашки прилетают? (Нет) . Звери норки закрывают? (Да) . Урожай все собирают? (Да) . Птицы улетают? (Да) . Часто-часто идут дожди? (Да) . Одеваем ли мы сапоги? (Да) . Солнце светит очень жарко? (Нет) . Можно детям загорать? (Нет) . Ну а что же можно делать? Куртки, шапки надевать? (Да)

3. Ребята, осень-художница нарисовала картину про осень и отправила по интернету нам. Я назвала эту картину «Осенний лес». (Рассказ по картине)

Вопросы по картине: Какое время года нарисовала осень-художница на картине? Что вы видите на картине? Какие листья на деревьях? Вдали что видите? Ребята, что такое листопад? Я назвала эту картину «Осенний лес», а как бы вы назвали эту картину? Понравилась ли вам эта картина?

Физкультминутка. Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся)

Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)

И под ногами шуршат, шелестят, (движение руками вправо-влево)

Рассказ «Осень». На смену лету пришла…(золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели …(разноцветный наряд). (Красные, желтые)… листья горят на солнышке,а затем (падают,укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет прятаться… (по домам). Птицы собираются в стаи …(и улетают в теплые края). Звери делают …(запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права. Чтение письмо Осени, который составлен с помощью воспитателя. Вместе с детьми составление рассказа по картине. Ребята, мы сегодня много нового узнали об осени. Давайте вы сами попробуйте составить рассказ по этой картине. (Дети сами составляют рассказ по картине по 2-3 предложения)

Итог. О каком времени года мы сегодня составили рассказ? Что нового узнали сегодня? Что бы вы хотели узнать об осени? Кому расскажете дома о золотой осени?