Занятие по окружающему миру
Тема: « Осенние хлопоты человека»
Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением овощей различных групп, листы бумаги. Цветные карандаши, краски, цветная бумага.
Методы и приемы:
Беседа, рассказ, наглядный, практический.
Ход занятия:
- Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима?
Что было бы?
(Птицы не успеют улететь на юг, животные не успеют приготовиться к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и зимой не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов, огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)
Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только то где наступает зима.
Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, тоже много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.
А как же готовятся люди к зиме? (ответы детей)
Правильно, прежде всего, это сбор урожая.
(Дети рассматривают иллюстрации с изображением уборки зерновых)
В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью им предстоит заложить это зерно в хранилище. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна.
Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами, манной и пшеном, гречкой и перловой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.(показ куп).
Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука – будут макароны, и лапша, рожки и спагетти.
Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенье, и пироги.
Какие овощи собирают на полях?
(Помидоры, огурцы, картофель, баклажаны, свеклу и морковь, капусту, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, редьку и др.)
Рассматривание картинок и рассказы детей о том, какие овощи собирали в деревне и на даче.
Как в вашей семье хранят овощи зимой?
(Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту солят в бочках и т. д.)
Однажды я зашла в деревне к бабушке, вижу: у нее много в доме разных пучков трав висят – сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат.
Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей)
Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся.
Рассказ воспитателя о лекарственных травах (чабрец, зверобой, душица, липа, плоды рябины, боярышника , крапива)
Хорошо в морозный день посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом.
А в вашей семье заготавливают лекарственные растения?
Осенью у человека еще очень много разных дел.
В огороде люди убирают сухую ботву, убирают листья, золой удобряют почву, вносят удобрения, перекапывают землю, обрезают ветви.
Сегодня на прогулке мы займемся посадкой растений, украсим наш участок новыми деревьями.
А что нужно сделать, чтобы подготовить дом и квартиру к зиме?
Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?
(Купить теплое пальто, связать шапку, варежки и др.)
Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме.
Спасибо тебе, земля - матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая.
II ч. Прикладная деятельность
А сейчас я предлагаю сделать заготовки на зиму, законсервировать, кто что хочет – ягоды, овощи, фрукты. Воспитатель дает шаблон банки и дети по желанию (рисуют овощи, наклеивают фрукты, варенье и т. д.)
НОД в старшей группе
«Осенние хлопоты человека»
Тема: «Осенние хлопоты человека».
Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.
Задачи:
1. Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.
2. Закрепить знания об овощах и фруктах.
3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.
- Развивать познавательную и творческую активность детей.
Форма: познавательное занятие.
Оборудование:
Картины о труде людей осенью.
Иллюстрации овощей, фруктов.
Наглядный материал к игре «Заготовочки»
Трафареты с варежками для игры «Помоги Маше», цветные карандаши.
Возраст детей : 5-6 лет.
Ход занятия:
- Организационный момент, введение в тему:
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? Я напомню вам загадкой:
Несет нам урожаи,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья раздевает,
Но не касаясь елочек и сосен
Так кто же это? - ...
(Осень)
Дети: Осень! (хором)
Педагог: Верно! Мы говорили о золотой осени, о её приметах и об осенних хлопотах животных и птиц. Расскажите, как хлопочут осенью птицы и звери? (ответы детей)
А сегодня мы узнаем, как же мы с вами - люди готовимся к зиме.
- Основная часть.
Педагог: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?
Дети: Животные не успеют подготовится к зиме и погибнут, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.
Педагог: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как же люди готовятся к зиме?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)
В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.
Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.
Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, и хлеб, и булки, и пряники, и пироги, и печенья. Вот сколько вкусного и съедобного!
А что еще съедобного вы знаете? Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»
Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»
Цель игры : закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.
Педагог бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.
После игры дети рассаживаются по местам.
Педагог : Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)
Какие овощи собирают на полях?
Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.
Педагог: Как же хранят овощи зимой? Картофель складывают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы.
Педагог: А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?
Дети: Капусту солят или квасят, огурцы и помидоры закатывают в банки.
Педагог: Молодцы! А что же делают с фруктами?
Дети: Варят компоты, варенья, сушат.
Педагог: Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.
Игра «Заготовочки»
Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.
Например,: - Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.
Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.
Педагог: Как хорошо мы потрудились! Вот какие заготовочки сделали на зиму!
Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)
Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!
Иван, Иван, -
Вырывай бурьян,
(дети наклоняются и обеими руками «вырывают сорняки»,
отбрасывают их в сторону от себя)
чтоб росла редиска,
чтоб росла морковка,
зеленел лучок
(имитируют посев семян)
Не ленись, дружок!
(имитируют работу с граблями, лопатой, тяпкой)
Чтобы была репка
сладкая и крепкая,
Чтоб капусты кочанок
Рос большой, как чугунок!
(делают широкий круг, растягивая руки)
Педагог: Много работы у человека осенью на земле. А дома что надо делать?
Дети: Окна оклеить, утеплить двери, в деревне - дров наколоть, уголь привезти.
Педагог: Молодцы!
- Ребята, звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?
Дети: Вещи теплые: шубы, шапки, шарфы, варежки, обувь теплую.
Педагог: Правильно! Вы подготовили свои вещи теплые?
Дети: Да!
Педагог: Вот и девочка Маша тоже готовилась, готовилась, да и потеряла варежку. Ох, и Маша-растеряша! Давайте поможем Маше? У вас на столе лежат листочки, на них нарисованы варежки. Нужно раскрасить вторую варежку точно так же, как раскрашена первая. Будьте внимательны!
Игра «Помоги Маше»
Цель игры: развитие восприятия цвета, формы. Помогает анализировать расположение предметов в пространстве.
Педагог: Вот какие молодцы! Машенька спасибо вам говорит.
- Итог занятия. Рефлексия.
Педагог: В народе говорят: « Как осенью поработаешь, так зимой покушаешь»
- Как вы понимаете эту народную поговорку?
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо подготовились к зиме.
Что нового, интересного узнали на занятии?
Что запомнилось вам больше всего?
Педагог: Вот она, какая щедрая осень!
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идет уборка-
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зерна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчелы мед.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладет.
Уродился урожай-
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
Педагог: И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь! И не забудьте сказать спасибо!
Дети: Спасибо!
Педагог угощает детей яблоками.
Согласно программе «От рождения до школы», продолжается работа по знакомству детей с сезонными изменениями. Старшим дошкольникам говорят о том, почему день становится короче, солнце греет меньше. Через художественную литературу дети узнают о том, почему происходит листопад, как в старину называли и как . Описание проблемных ситуаций, экологических игр, упражнений по теме и стихи об осени вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Осень в лесу».
Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития запланированы беседы о доброте, игры и этюды на развитие умения принимать на себя разные образы. Дети отгадывают загадки о дорожных знаках и , узнают о заповедных местах края. Воспитатель знакомит детей с осенними приметами и рассказывает о работе лесничего.
Познавательное развитие
Продолжается познавательное развитие детей. Для этого педагог вносит игровое пособие «Палочки Кьюзенера», математические раскраски по теме «Осень». Дети выясняют, что существует три царства растений и закрепляют знания о животных леса через домашние заготовки.
Речевое развитие
Игры на развитие фонематического слуха, упражнения типа «Кто чем питается», «Я знаю», способствуют речевому развитию так же, как и составление рассказов «Осень в лесу». Взрослый предлагает детям составить творческий рассказ на тему «Что снится дереву», читает экологические сказки и стихи об осени.
Художественно-эстетическое развитие
Приобщая детей к искусству взрослый учит дошкольников внимательно рассматривать репродукции картин. Для этого он предлагает детям упражнения «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто самый внимательный» и т.д. Художественно-эстетическому развитию способствуют музыкальная игра «Ритмическое лото» и рисование «Животные в лесу». Для развития моторики взрослый планирует лепку «Кисть рябины» и рисование по мокрому песку.
Физическое развитие
Развивая ловкость и выносливость воспитатель организует подвижные игры «Краски», «В школе мяча», «Дорожка препятствий». Физическому развитию способствуют беседы «От куда берётся кариес», «Для чего нужны прививки».
Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Беседа «Что такое доброта». Цель: формировать дружелюбное отношение к окружающим. | Просмотр презентации «Ласковый сентябрь». Цель: показать красоту первого осеннего месяца, объяснить, что такое примета. | Составление творческих рассказов «Что снится дереву». Цель: развивать творческое воображение и речь. | Упражнение «Смотри внимательно» (репродукция картины А.Чернышова «Лесная сказка»). Цель: учить внимательно рассматривать картину. | Физминутка «Выросли деревья в поле». Цель: познакомить с игрой, выучить слова. |
Про- гулка | С.р. игра по желанию детей. Цель: учить придерживаться игрового сюжета, доводить игру до конца. | Наблюдения за деревьями. Цель: рассмотреть изменения, происходящие в природе ранней осенью. | Знакомство детей с игрой «Светофор». Цель: развивать фонематический слух. | Сбор листьев для изготовления панно. Цель: поддержать интерес к творческой деятельности. | П.и. «Встречные перебежки». Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Народная игра «Краски». Цель: познакомить с правилами игры. |
ОД | |||||
2 п.д. | Игра — этюд «Что случилось?». Цель: развивать воображения в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики. | Внесение логических таблиц по теме «Осень». Цель: познакомить детей со способом решения логических задач. | Чтение сказки «Девочка-осень». Цель: обсудить произведение. | Конструктивно-модельная деятельность из полосок бумаги. Цель: развивать воображение, фантазию. | Изготовление книги «Режим дня» (рисунки детей). Цель: побудить детей пополнить уголок здоровья. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Отгадывание загадок о правилах дорожного движения. Цель: развивать мышление, умение отгадывать загадки. | Чтение стихов о двойке. Цель: познакомить детей с цифрой 2. | Домашние заготовки «Рассказ о хвойных деревьях». Цель: расширять знания детей о деревьях. | Музыкально-дидактическая игра «Кто самый внимательный?» Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением. | Самостоятельные игры в физкультурном уголке. Цель: способствовать развитию физических качеств. |
Про- гулка | Этюд «Семья ежей». Цель: учить проникать в мир художественных образов, развивать фантазию. | Наблюдение за небом. Цель: обогащать словарь детей, развивать наблюдательность. | Игра «Кто чем питается?». Цель: закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. | Самостоятельные игры с разными видами театра. Цель: развивать выразительность речи, фантазию. | П.и. «Караси и щука». Цель: упражнять в приседании по сигналу. Народная игра «Краски». Цель: разучить слова. П.и. «Брось мешочек». Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой или левой рукой прицеливаясь. |
ОД |
Дата публикации: 22.10.2016
Краткое описание:
предварительный просмотр материала
Тема недели: «Краски осени. Дары осени»
Задачи: Показать детям многообразие красок золотой осени. Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Расширять знания о деревьях и кустарниках. Раскрыть понятие «листопад». продолжать приобщать детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи;
Приобщать детей к восприятию поэтических произведений о природе. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать желание отгадывать загадки. Развивать речь детей путем обогащения новых слов по теме занятия; формировать интерес к рисованию; воспитывать культуру поведения; развитие сенсорных навыков, познавательного интереса, речи.
Итоговое мероприятие: Выставка поделок «Дары осени»
Самостоятельная деятельность
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная
Утренняя гимнастика по плану физкультурного работника.
Познавательное развитие. ННОД Тема: «Краски осени» презентация
задачи: уточнить и расширить знания детей о природных явлениях, происходящих осенью
Дидактическая игра «Учим цифры»
Задачи: формировать умение различать цифры, соотносить цифру и количество объектов.
Ф. И. ребенка:
Формирование КГН учиться культуре общения
Следить за чистотой тела и одежды
Закреплять умение соблюдать установленные социумом правила и нормы
Дидактические игры: «Животные осенью», «Шиворот навыворот».
Игры лото, домино
Центр литературы: -подборка и выставка книг о природе Сибири, русские народные сказки, Стихи о и рассказы о природе.
1.Познавательное развитие. ФЭМП. ННОД Тема: «Листья, похожие на следы лап животных»
Захарова О.А. «Кронтик учится рисовать фигуры» книга для работы взрослых с детьми. С.6-7
Цель: Форма (словесное описание формы), различение формы листа клена и липы. Различение лиственных деревьев по форме листьев. 2.Физическое развитие на улице. По плану физкультурного работника.
Цель : физическое развитие детей
3.Танцевальная студия
Развивающая среда: картинки с изображением осеннего леса, дидактические игры «Животные осенью», презентация «Краски осени», учебное пособие и рабочая тетрадь «Кронтик учится рисовать фигуры».
прогулка
Наблюдения на прогулке : наблюдаем за облаками.
Обогащение активного словаря.
Самообслуживание. Элементарный бытовой труд. Поручение: собрать игрушки на участке в корзину.
Делай как я»
Подвижная игра Осенние листья
Ф. И. ребенка:
Формирование КГН
Воспитывать уважение к старшим
Формировать навык соблюдения правил игр в коллективе
Элементарный бытовой труд
Собирать игрушки на участке
Игры с песком
Наборы для игры с песком
Предметы для экспериментирования
Подвижная игра « Догонялки», « Съедобное-несъедобное»
Гимнастика пробуждения. (комплекс №1).
Игра «Волшебный мешочек»
Дидактическая игра: «Закончи предложение» Необходимо назвать деревья, листья которых показывает воспитатель.
Задачи: формирование познавательных способностей (мышления, внимания)
Дидактическая игра: «Что нам осень принесла»
Задачи: закрепить знания о дарах осени.
Готовимся к празднику - повторяем стихи про осень
Элементарный бытовой труд. Поручение - убрать игрушки перед прогулкой
Следить за аккуратностью прически после сна
Различать плохое и хорошее
Игра. (Центр сюжетно - ролевых игр) «Праздничный обед»
Тематические игры: Город, Зоопарк
Центр художественного творчества -трафареты, силуэты, книжки раскраски, бросовый, природный материал, мозаика
Прогулка
Наблюдение за листьями деревьев
Подвижная игра с речевым сопровождением « Воробьи»
Задачи: развивать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать речь и движение.
Доскажи словечко. Загадки про осень.
Задачи : активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире, воспитание чувства причастности к семье
Самообслуживание.
Элементарный бытовой труд. Ситуативный разговор об аккуратном складывании одежды в кабинку.
Игры с песком
Наборы для игры с песком
Взаимодействие с родителями: Проинформировать родителей о предстоящем рабочем дне. Родителям рекомендуется: закрепить знания о форме листьев деревьев, которые растут в Томске. Повторять стихи к празднику осени.
Календарно-тематическое планирование образовательного процесса старшая группа «Колокольчик»
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утренняя гимнастика по плану физкультурного работника.
Задачи: формирование физических качеств, развитие взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми
Чтение книг: Г. Скребицкий «Четыре художника (Осень)»
Музыкальная деятельность. По плану музыкального работника.
Цель : эстетическое, музыкальное развитие детей.
Танцевальная студия
Художественно эстетическое развитие. Тема: «Хлебное поле» рисование
Задачи: развивать интерес детей к художественному творчеству, умение работать с пластилином; закрепить знания о российском флаге.
Ф. И. ребенка:
Формирование КГН различать хорошее и плохое поведение; закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы; учиться культуре общения;
Элементарный бытовой труд. Поручение - убрать игрушки перед прогулкой
Лото, пазлы, домино, шнуровка
рассматривание книг с яркими иллюстрациями.
дидактические игры.
Самостоятельная художественная деятельность «Осенний лес»
1.Художественно эстетическое развитие. Тема: НОД - ««Хлебные колосья» лепка
Программное содержание: развивать интерес детей к художественному творчеству, умение работать с пластилином; закрепить знания о растениях, которые выращивают люди; развивать умение работать в коллективе.
2 . Музыкальная деятельность. По плану музыкального работника.
Цель : эстетическое, музыкальное развитие детей
Развивающая среда: цветной картон, пластилин, стеки, картинки «Хлебное поле», «Колосья пшеницы»
прогулка
Наблюдения на прогулке : приметы ранней осени, изменения погоды.
Задачи: Формировать представления об объектах окружающего мира. Обогащение активного словаря.
Самообслуживание. Элементарный бытовой труд. Поручение: собрать на участке игрушки.
Подвижные игры с речевым сопровождением « Листопад».
Подвижная игра с речевым сопровождением « «Лошадки»
Задачи: развивать игровую деятельность и двигательную активность, развивать умение координировать речь и движение.
Ф. И. ребенка:
Формирование КГН
закрепить навык переодевания;
вытирать руки влажными салфетками после игры с песком;
Игры с песком
Наборы для игры с песком
Подвижные игры
Наборы для экспериментирования
Гимнастика пробуждения (комплекс №2).
Беседа: «труд людей осенью»;
Игры: «Наша родина», «Помогаю бабушке в огороде»
Задачи: формирование познавательных способностей (мышления, внимания)
Дидактическая игра: «Что лишнее», «Скажи наоборот»
Задачи: формирование познавательных способностей (мышления, внимания), развитие речи
Здоровейка
Ф. И. ребенка:
Элементарный бытовой труд. Поручение - убрать игрушки перед прогулкой
Помогать убирать со стола после ужина
Игра. (Центр сюжетно - ролевых игр) «Парикмахерская»
Дидактические игры лото, домино, пазлы
Прогулка
Наблюдение за небом.
Подвижная игра с речевым сопровождением « Лиса и куры », «Зайцы и волк»
Задачи: развивать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать речь и движение.
Повторяем стихотворения. Подготовка к празднику «Осень в гости к нам пришла»
Задачи : активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире, воспитание чувства причастности к семье, развитие памяти
Ф. И. ребенка:
Самообслуживание.
Самостоятельно одеваемся на прогулку
Элементарный бытовой труд. Ситуативный разговор об осенней одежде и обуви.
Игры с песком
Наборы для игры с песком
Взаимодействие с родителями: Проинформировать родителей о предстоящем рабочем дне. Индивидуальные беседы.
Календарно-тематическое планирование образовательного процесса старшая группа «Колокольчик»
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утренняя гимнастика: По плану физкультурного работника двигательная
Задачи: формирование физических качеств, развитие взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми
Беседа «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники».
Задачи : развитие воображения; формирование умения слушать и отвечать на вопросы.
Физическое развитие на улице. По плану физкультурного работника. Цель : физическое развитие детей
Повторение стихотворений .
Стихотворения, посвященные осенней тематике.
Задачи: развитие памяти, речи. Обогащение словарного запаса
Ф. И. ребенка:
Формирование КГН
осваивать понятие активной социальной жизненной позиции;
уважения к старшим;
Элементарный бытовой труд. Поручение - убрать игрушки перед прогулкой
Дежурство на кухне
Игры в книжном уголке -рассматривание книг с яркими иллюстрациями. Пазлы, лото, домино
(из групповой деятельности)
1.Речевое развитие. НОД - «Друзья Кронтика учатся читать» Занятие 3 «Звук О»
И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт «Друзья Кронтика учатся читать» (книга для работы взрослых с детьми) с.8-9
Цель: Развивать речь детей путем изучения звуков. Знакомить детей с правильным обозначением звука - буквой О
2.Социально-коммуникативное развитие. ННОД - «Кронтик в музее»
Цель: воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость;
обучать основам безопасности собственной жизнедеятельности и формировать предпосылки экологического сознания (безопасности окружающего мира); Упражнять детей в самостоятельной организации игры, воспитывать умения устанавливать ролевые взаимоотношения.
Физическое развитие на улице. По плану физкультурного работника.
Цель : физическое развитие детей
Развивающая среда: Наглядные материалы по теме занятий, учебные пособия и рабочие тетради Кронтик
прогулка
Рассматривание окружающей природы что происходит в природе ранней осенью. Деревья.
Задачи: Формировать первичные представления об объектах окружающего мира. Обогащение активного словаря.
Наблюдаем за высотой солнца над горизонтом.
Задачи: обратить внимание детей на то, что с наступлением осени, солнце не поднимается высоко и раньше «прячется»
Подвижные игры с речевым сопровождением «Кот и мыши»
Задачи: формировать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать речь и движение.
Ф. И. ребенка:
Формирование КГН (закрепить навык переодевания;
формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки)
Элементарный бытовой труд - собрать игрушки после прогулки.
правила-напоминания «После игр на улице нужно обязательно мыть руки».
Игры с песком
Наборы для игры с песком
Подвижная игра « Догонялки», «Классики»
«Светофор»
Гимнастика пробуждения. (комплекс №3).
Дорожка здоровья.
Исследовательская деятельность: «Почему листья опадают»
Познание: рассматривание альбома «Растительный мир России»,
Подготовка к празднику «Осень в гости к нам пришла»
ИЗО-студия
Элементарный бытовой труд. Помогать накрывать на стол, собирать игрушки, складывать все на свое место
Дежурство
Игра. (Центр сюжетно - ролевых игр «Больница», «Автобус»
Шаблоны детских игрушек, раскраски на тему: «Городской транспорт».
Прогулка
Наблюдение за небом.
Подвижная игра с речевым сопровождением « Море волнуется»
Задачи: развивать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать речь и движение.
Игры: Исправь ошибку, Один-много
Задачи : активизация словаря, развитие мышления
Ф. И. ребенка:
Самообслуживание.
Самостоятельно застегиваем обувь
Элементарный бытовой труд. Ситуативный разговор о складывании одежды в кабинку.
Игры с песком
Наборы для игры с песком
Взаимодействие с родителями: Родительское собрание. Индивидуальные беседы. Текущие объявления. Подготовка к празднику «Осень в гости к нам пришла».
Календарно-тематическое планирование образовательного процесса старшая группа «Колокольчик»
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утренняя гимнастика по плану физкультурного работника
Задачи: формирование физических качеств, развитие взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми
Чтение «Поэтический салон».
Задача. Приобщать детей к восприятию поэтических произведений о природе. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Танцевальная студия
Художественно - эстетическое развитие.
Рисование: Тема «Осенняя гирлянда»
Задачи: - закрепление умения рисовать и раскрашивать фигуры; развивать умение работать с карандашами и фломастерами. Формировать навыки чистоты и аккуратности. Развитие воображения.
Ф. И. ребенка:
Формирование КГН
различать хорошее и плохое поведение;
закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы;
учиться культуре общения;
Элементарный бытовой труд. Поручение - убрать игрушки перед прогулкой
Организация дежурства
Спортивный инвентарь: обручи, мячики
дидактические игры: «Какой больше», «Весёлый счёт», «Чудесный мешочек», «Выложи дерево из геометрических фигур»,
1. Познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром . ). Занятие 3 «БРР! - сказала Маша»
О.Н. Федотова «Маша и Миша изучают окружающий мир» (книга для работы взрослых с детьми) с.6-7
Цель: формировать понятия об источниках получения информации об окружающем мире (органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа). Знакомить с правилами гигиены.
2.Художественно - эстетическое развитие. Рисование «Осенний лес».
Цель: Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья. Учить изображать по-разному деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками.
Развивающая среда: дидактические игры; краски гуашь, бумага для рисования, кисти, стаканы для воды.
прогулка
Наблюдения на прогулке: Наблюдение «Золотая осень». Задачи: Показать детям многообразие красок золотой осени. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Самообслуживание. Самостоятельно убираем игрушки с участка по завершению прогулки
Стихи и загадки про осень
Речевая игра «Подбери слова»
Задачи: развивать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать речь и движение.
Ф. И. ребенка:
Формирование КГН тщательно мыть руки с мылом после прогулки
Элементарный бытовой труд - собрать игрушки перед прогулкой
После прогулки аккуратно складывать вещи в свои кабинки
Игры с песком
Наборы для игры с песком
Подвижная игра « Догонялки»
Игра «Съедобное-несъедобное»
Гимнастика пробуждения. (комплекс №4).
Закаливание. Дорожка здоровья.
Составление рассказов на тему «Осень наступила».
Задачи: Учить детей рассказывать из личного опыта, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.
Русские народные сказки
Цель: продолжить работу по формированию знаний о России, показать насколько разнообразен русский язык, устаревшие слова в сказках; развивать воображение
Здоровейка
Собирать игрушки после игры, убирать игрушки на свои места
Дежурство по группе
Игра. (Центр сюжетно - ролевых игр «Зоопарк»
Шаблоны детских игрушек, бумажные куклы, раскраски на тему: Природа Сибири.
Прогулка
Наблюдение за небом.
Дидактическая игра «С какого дерева веточка?»
Задачи: Закреплять знания детей о деревьях, об осенних изменениях в природе. Развивать память, внимание.
Познавательная игра: Что не так? Подбери обобщающее слово. Что лишнее?
Задачи: активизация словаря, формирование представлений об окружающем мире,
Самообслуживание.
Элементарный бытовой труд. Ситуативный разговор о теплых осенних вещах
Игры с песком
Наборы для игры с песком
Взаимодействие с родителями: Проинформировать родителей о предстоящем рабочем дне. Индивидуальные беседы. Пригласить к участию в выставке «осенние дары».
Календарно-тематическое планирование образовательного процесса старшая группа «Колокольчик»
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Самостоятельная деятельность
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утренняя гимнастика. По плану физкультурного работника
Задачи: формирование физических качеств, развитие взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворения
И. Белоусова «Осень»
Задачи : Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень». Развивать музыкальную отзывчивость на произведения о природе.
Строительно-конструктивная деятельность «Терем для царевны Осень».
Учить детей строить из крупного и мелкого строителя, работать в определенной последовательности, учить украшать постройку, используя детали разного цвета, обыгрывать постройку.
Задачи: активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире, воспитание чувства причастности к обществу взрослых, развитие речи.
Формирование КГН: пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом), следить за культурой поведения за столом.
руки мыть мылом, тщательно смывать, насухо вытирать своим полотенцем
Элементарный бытовой труд. Помогать накрывать на стол. Поручение - убрать игрушки перед прогулкой
Организация дежурства по кухне.
Дидактические игры: Лото, Домино, пазлы
Заготовки для рисования: шаблоны, трафареты, карандаши
Конструктор лего
Игры из дерева «Город», «Зоопарк»
1.Юный эколог. Тема: Путешествие в осень НОД: Игра-путешествие «Дары осени» участие в выставке «Природа и фантазия»
Цель: осваивать умения задавать вопросы, вступать в диалог, различать способы и средства познания окружающего мира, оценивать результаты своей работы.
2.Физическое развитие. По плану физкультурного работника.
Цель: сохранение и укрепление физических качеств (укрепление мышечного тонуса), формировать умение координировать речь и движение
2. Музыкальная деятельность. По плану музыкального работника
Цель: развивать творческие способности; формировать позитивное отношение к музыке, к коллективным занятиям.
Развивающая среда: конструктор, мультимедийная презентация «Дары осени», карточки для игры, энциклопедии.
прогулка
Рассматривание окружающей природы.
Целевая прогулка в сквер (парк) «Путешествие в Осеннее царство».
Задачи: Закрепить знания детей о последовательности осенних изменений в природе. Показать детям многообразие красок золотой осени.
Эстафета «Передай другому»
Задачи: развивать игровую деятельность, формировать представления об окружающем мире, развивать умение координировать движение.
Ф. И. ребенка:
Повторение стихотворений к осеннему празднику
Формирование КГН закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы;
учиться культуре общения;
следить за чистотой тела, одежды;
закрепить навык переодевания;
тщательно мыть руки с мылом после прогулки
Вытирать нос носовым платком
Элементарный бытовой труд
Собирать игрушки на участке
Игры с песком
Наборы для игры с песком
Подвижная игра « Догонялки»
Игра «Светофор»
Гимнастика пробуждения (комплекс №5).
Закаливание. Дорожка здоровья
Пальчиковая игра « Осенний букет ».
Задачи. Развивать мелкую моторику детей, динамическую координацию рук.
ФЭМП - игры: ««Чудесный мешочек», «У кого больше», «Посчитай до 10», «Подбери по размеру».
Игра «Закончи предложение», «Исправь ошибку», «Какое слово самое длинное»
Задачи : активизация словаря, формирование представлений об окружающем мире.
Словесная игра « Да или нет».
Задача. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ф. И. ребенка:
Элементарный бытовой труд. Помощь при накрывании стола к ужину
Поливать цветы, рыхлить землю, опрыскивать растения.
Игра. (Центр сюжетно - ролевых игр «Школа»
«Собери картинку», - лото «Спокойной ночи малыши», «Буквы и цифры»
игра «С какого дерева листок?»
Прогулка
Наблюдение за небом.
Подвижная игра «Огуречики».
Задачи. Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. Учить соблюдать правила игры. Развивать умение детей действовать по сигналу. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Формировать навыки безопасного поведения детей в игре.
Игровое упражнение « Переправа через реку».
Задача. Развивать собранность, сосредоточенность детей при ходьбе по бревну боком приставным шагом, руки за головой.
Самообслуживание.
Самостоятельно одеваемся и обуваемся на прогулку.
Элементарный бытовой труд. Ситуативный разговор о теплых и летних вещах. Правила поведения на улице, аккуратно складывать свои вещи в кабинку.
Игры с песком
Наборы для игры с песком
Взаимодействие с родителями: Проинформировать родителей о предстоящем рабочем дне, Индивидуальные беседы. Подготовка детей к выступлениям на празднике осени.
Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском
Развитие речи. Тема: Рассказывание по картине «Осенний лес». Задачи. Учить составлять рассказ по картине, использовать элементы поэтического описания природы. Учить детей дать полный ответ и самостоятельно составлять рассказ по картине. Развивать наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать любовь к природному окружению.
Материал. Картина «Осенний лес», корзина с листьями
Ход. 1. Ребята, отгадайте мою загадку, о каком времени года она.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Кто догадался, о каком времени года мы сегодня будем говорить? Дети: Об осени. Правильно, это загадка про осень. Сейчас у нас наступила осень. Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об этом времени года. (Когда дети отвечают на вопросы, воспитатель вставит картины подходящие к ответу.) Ребята, сколько всего осенних месяцев? (Три) Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь) Как можно осень назвать в сентябре? (Ранняя, золотая, разноцветная) А почему она золотая? (Потому что листья пожелтели) Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая, холодная) Почему дождливая? (Потому что часто идут дожди, моросит) . Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя) . Почему поздняя? (Потому что ноябрь – последний месяц осени, холодно, снег с дождем) . Ребята, какое явление природы мы называем листопадом? (Когда падают много листьев) . В какую погоду листочков падают больше? (Когда дует сильный ветер)
2. Молодцы, ребята, вот как много знаете вы про осень. А давайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Да или нет». Я задам вам вопросы про осень, а вы должны на них отвечать только одним словом «да» или «нет». (Игра проводится в кругу с мячом) . Осенью растут грибы? (Да) . Тучки солнце закрывают? (Да) . Холодный ветер дует? (Да) . Туманы осенью плывут? (Да) . Ну а птицы гнёзда вьют? (Нет) . А букашки прилетают? (Нет) . Звери норки закрывают? (Да) . Урожай все собирают? (Да) . Птицы улетают? (Да) . Часто-часто идут дожди? (Да) . Одеваем ли мы сапоги? (Да) . Солнце светит очень жарко? (Нет) . Можно детям загорать? (Нет) . Ну а что же можно делать? Куртки, шапки надевать? (Да)
3. Ребята, осень-художница нарисовала картину про осень и отправила по интернету нам. Я назвала эту картину «Осенний лес». (Рассказ по картине)
Вопросы по картине: Какое время года нарисовала осень-художница на картине? Что вы видите на картине? Какие листья на деревьях? Вдали что видите? Ребята, что такое листопад? Я назвала эту картину «Осенний лес», а как бы вы назвали эту картину? Понравилась ли вам эта картина?
Физкультминутка. Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся)
Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (движение руками вправо-влево)
Рассказ «Осень». На смену лету пришла…(золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели …(разноцветный наряд). (Красные, желтые)… листья горят на солнышке,а затем (падают,укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет прятаться… (по домам). Птицы собираются в стаи …(и улетают в теплые края). Звери делают …(запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права. Чтение письмо Осени, который составлен с помощью воспитателя. Вместе с детьми составление рассказа по картине. Ребята, мы сегодня много нового узнали об осени. Давайте вы сами попробуйте составить рассказ по этой картине. (Дети сами составляют рассказ по картине по 2-3 предложения)
Итог. О каком времени года мы сегодня составили рассказ? Что нового узнали сегодня? Что бы вы хотели узнать об осени? Кому расскажете дома о золотой осени?