Что такое пожилой возраст определение. Старость нас застанет на работе

Всем известно, что пожилой – это тот, кто уже не молод, кто начинает стареть. Тогда в организме человека происходят необратимые изменения. Однако седеющие волосы, морщины и одышка далеко не всегда говорят о наступлении старости. Но как определить тот самый возраст, когда человека можно причислить к категории пожилых людей?

Разное время – разные мнения?

Когда-то считалось, что пожилой возраст – это когда человеку перевалило за 20. Мы помним много ярких исторических примеров, когда молодые люди вступали в брак, едва достигнув возраста 12-13 лет. По меркам средневековья женщина в 20 лет считалась старухой. Однако сегодня не средневековье. Многое изменилось.

Позже эта цифра несколько раз изменялась и молодыми стали считаться двадцатилетние люди. Именно этот возраст символизирует начало самостоятельной жизни, а значит расцвет, молодость.

Современные взгляды на возраст

В современном обществе снова все как-то изменяется. И сегодня большая часть молодых людей, не задумываясь, причислит к пожилым тех, кто едва перешагнул тридцатилетний рубеж. Доказательством тому является тот факт, что и работодатели довольно настороженно относятся к соискателям старше 35. А что уж говорить о тех, кто перешагнул за 40?

Но ведь, казалось бы, к этому возрасту человек приобретает некую уверенность в себе, жизненный опыт, в том числе и профессиональный. В таком возрасте он имеет твердую жизненную позицию, четкие цели. Это возраст, когда человек способен реально оценивать свои силы и отвечать за собственные поступки. И вдруг, как приговор звучит: «Пожилой». С какого возраста можно считать индивида пожилым, мы и попробуем разобраться.

Возрастные рубежи

Представители Российской академии медицинских наук говорят о том, что в последнее время произошли заметные изменения в определении биологического возраста человека. Для изучения таких и многих других изменений, происходящих с человеком, существует Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ. Так, классификация возраста человека по ВОЗ, говорит следующее:

Все, кому посчастливилось перешагнуть эту планку, считаются долгожителями. К сожалению, до 90, а уж тем более до 100 доживают немногие. Причиной тому служат различные заболевания, которым подвержен человек, экологическая обстановка, а также условия жизни.

Так что же получается? Что пожилой возраст по классификации ВОЗ значительно помолодел?

Что показывают социологические исследования

По данным социологических опросов, ежегодно проводимых в разных странах, сами люди не собираются стареть. И готовы причислить себя к пожилым только когда достигнут возраста 60-65 лет. Видимо отсюда берут свое начало законопроекты об увеличении пенсионного возраста.

Пожилым людям, однако, нужно больше времени уделять своему здоровью. К тому же снижение внимания и скорости восприятия информации не всегда позволяет людям после 60 лет быстро адаптироваться к изменению ситуации. Особую актуальность это принимает в условиях научно-технического прогресса. Людям, достигшим определенного возраста иногда бывает сложно осваивать инновационные технологии. Но мало кто задумывается над тем, что для многих людей это является сильнейшей психологической травмой. Они вдруг начинают чувствовать свою никчемность, ненужность. Это усугубляет и без того обостренную ситуацию переоценки возраста.

Мои года – мое богатство

Классификация возраста по ВОЗ не является абсолютным критерием для причисления человека к определенной возрастной категории. Ведь не только количество лет характеризует состояние человека. Здесь уместно вспомнить известную пословицу, которая говорит о том, что человеку столько лет, на сколько он сам себя ощущает. Наверное, это выражение в большей мере характеризует возраст человека, нежели возрастная классификация ВОЗ. Связано это не только с психоэмоциональным состоянием человека и со степенью изношенности организма.

К сожалению, болезни, одолевающие и изматывающие людей, не спрашивают возраста. Им подвержены в равной степени и старики, и дети. Зависит это от многих факторов, в том числе от состояния организма, иммунитета, условий жизни. И, конечно, от того, как сам человек относится к своему здоровью. Когда-то не до конца вылеченные заболевания, отсутствие нормального отдыха, неправильное питание – все это и многое другое довольно сильно изнашивает организм.

Пожилой возраст – это для многих ворчание, плохая память, целый букет хронических заболеваний. Однако все вышеперечисленные недостатки могут характеризовать и относительно молодого человека. Сегодня это далеко не критерий для того, чтобы причислить человека к определенной возрастной категории.

Кризис среднего возраста. Какой у него сегодня порог?

Всем хорошо известно такое понятие, как кризис среднего возраста. А кто может ответить на вопрос о том, в каком возрасте он чаще наступает? Прежде чем определить этот возраст, давайте разберемся с самим понятием.

Под кризисом здесь понимается такой момент, когда человек начинает переосмысливать ценности, убеждения, оценивает прожитую жизнь и свои поступки. Наверное, такой период в жизни и наступает именно тогда, когда за плечами человека прожитые годы, опыт, ошибки и разочарования. Поэтому этот жизненный период часто сопровождается эмоциональной неустойчивостью, даже глубокой и продолжительной депрессией.

Наступление подобного кризиса неизбежно, длиться он может от нескольких месяцев до нескольких лет. И зависит его продолжительность не только от индивидуальных особенностей человека и от его прожитой жизни, а и от профессии, обстановки в семье и прочих факторов. Многие выходят победителями из этой жизненной коллизии. И тогда средний возраст не уступает место старению. Но случается и так, что из этой схватки выходят постаревшие и потерявшие интерес к жизни люди, которые не достигли еще и 50 лет.

Что говорит Всемирная организация здравоохранения

Как мы уже рассмотрели выше, пожилой возраст по классификации ВОЗ попадает в диапазон от 60 до 75 лет. По результатам социологических исследований, представители этой возрастной категории молоды душой и совсем не собираются записывать себя в старики. К слову, по данным таких же исследований, проводимых десяток лет назад, к пожилым относили всех достигших 50 и более лет. Нынешняя классификация возраста по ВОЗ показывает, что это люди среднего возраста. И совершенно не исключено, что эта категория будет только молодеть.

Мало кто в молодости задумывается над тем, какой возраст считается пожилым. И только с годами, пересекая один рубеж за другим, люди понимают, что в любом возрасте «жизнь только начинается». Только накопив огромный жизненный опыт, люди начинают задумываться над тем, как продлить молодость. Иногда это превращается в настоящую схватку с возрастом.

Признаки старения

Пожилой возраст по ВОЗ характеризуется тем, что у людей происходит снижение жизненной активности. Что это означает? Пожилые люди становятся малоподвижны, приобретают массу хронических заболеваний, у них снижается внимательность, ухудшается память.

Однако пожилой возраст по классификации ВОЗ, это не просто возрастные рамки. Исследователи давно пришли к заключению, что процесс старения происходит как бы по двум направлениям: физиологическому и психологическому.

Физиологическое старение

Что касается физиологического старения, то оно наиболее понятно и заметно для окружающих. Поскольку с организмом человека происходят определенные необратимые изменения, которые заметны ему самому, а также окружающим. В организме меняется все. Кожа становится сухой и дряблой, это приводит к тому, что появляются морщины. Кости становятся ломкими и из-за этого вероятность переломов возрастает. Волосы обесцвечиваются, ломаются и часто выпадают. Конечно, для людей, старающихся сохранить свою молодость, многие из этих проблем разрешимы. Существуют различные косметические препараты и процедуры, которые при правильном и регулярном использовании способны замаскировать видимые изменения. Но эти изменения все равно рано или поздно станут заметны.

Психологическое старение

Психологическое старение может оказаться не таким заметным для окружающих, однако так бывает далеко не всегда. У пожилых людей часто сильно меняется характер. Они становятся невнимательны, раздражительны, быстро устают. И происходит это часто именно потому, что они наблюдают проявление старения физиологического. Они не в силах повлиять на необратимые процессы в организме и из-за этого часто переживают глубокую душевную драму.

Так какой же возраст считается пожилым?

В силу того, что организм каждого человека имеет свои особенности, происходят подобные изменения у всех по-разному. И наступает физиологическое и психологическое старение не всегда одновременно. Сильные духом люди, оптимисты способны принимать свой возраст и поддерживают активный образ жизни, тем самым замедляя физиологическое старение. Поэтому ответить на вопрос о том, какой возраст считается пожилым, иногда бывает достаточно сложно. Ведь не всегда количество прожитых лет является показателем состояния внутреннего мира человека.

Часто люди, которые следят за своим здоровьем, чувствуют первые изменения в своем организме и стараются к ним приспособиться, снизить негативное их проявление. Если регулярно заниматься своим здоровьем, то отодвинуть приближение старости возможно. Поэтому те люди, которые попадают в категорию «пожилой возраст» по классификации ВОЗ, далеко не всегда могут чувствовать себя таковыми. Или напротив, те, кто преодолевает 65-летний рубеж, считают себя древними стариками.

Поэтому нелишним будет еще раз вспомнить о том, что гласит народная мудрость: «Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает».

Согласно классификации Европейского регионального бюро, пожилым возрастом для мужчин принято считать период с 60 до 74 лет, для женщин – от 55 до 74 лет. С 75-летием наступает преклонный возраст (старость). Период после 90 лет называют долгожительством (старчеством).

Процесс старения человека представляет собой не только физиологическое, но и психологическое, а также социальное явление. Не удивительно, что психология пожилых людей обычно имеет свои характерные особенности, ведь в этот период вся жизнь претерпевает серьезные изменения.

Пожилой возраст характеризуется упадком жизненной активности. Как правило, человек сам себя идентифицирует как пожилой. Не существует чётких возрастных рамок наступления пожилого возраста. Они определяются самим человеком. Но вообще, к примеру, 70 лет вполне можно утверждать о наступлении пожилого возраста. Плодотворная и радостная старость связана с принятием своего жизненного пути. Если человек не принимает такой неизбежный ход событий, то его ожидает кризис пожилого возраста.

Две стороны процесса старения

Процесс старения происходит по двум взаимозависимым направлениям: психологическом и физиологическом.

Изменение психики человека, его характера и поведения. Человек становиться более раздражительным, невнимательным, усталым, происходит возникновение резко противоположных эмоциональных настроений. Так же отмечается ухудшение памяти и бессонница. Старые люди приходят в отчаяние от вида постаревшего тела. В глубокой старости всё чаще возникают мыли о скорой смерти. На этапе старения человек как бы подводит итоги своей жизненной деятельности. Абсолютно все пожилые люди чувствуют то, что их жизнь пролетела мгновенно. И что если б им дали вторую возможность, они бы сделали много на так, исправляя ошибки жизни. С возрастом человек всё более уходит в себя, становясь закрытым от всех, даже самых близких.

Изменения на физиологическом уровне более заметны для окружающих, чем психические. При этом изменяется структура кожи, волос, ногтей. В коже уменьшается количество новых клеток, увеличивается содержание отмерших клеток. Ухудшается эластичность кожи, она темнеет, образуются складки – морщины. Волосы также испытывают на себе этот процесс, они становятся тусклыми, ломкими, седыми. У мужчин возникает облысение, у женщин волосы начинают расти реже. Это происходит из-за недостаточного поступления в организм минералов и витаминов.

У стареющих людей изменяется фигура, человек начинает полнеть, либо, наоборот, худеть. Но чаще всего ожирение является признаком ускорения процесса старения. Ухудшается работа всех органов и систем организма, ослабление иммунитета. Из-за этого пожилые люди чаще подвержены различного рода заболеваниям.

Однако разные люди по-разному оценивают процесс своего старения. Некоторые люди начинают задумываться о том, что стареют уже в 30 лет, а некоторые и в 50 стараются выглядеть молодо и не обращать внимание на несколько появившихся морщин.

Среди учёных есть расхожие мнения о причинах процесса старения. Большинство, однако, склоняются к теории ДНК. Суть её в том, что со временем ДНК человека испытывает повреждения, эти повреждения и сказываются на процесс старения. ДНК со временем приходит в упадок и не может носить правильной информации о человека, и человек начинает стареть.

Проблемы пожилого возраста

После 55-60 лет происходит существенное снижение физических сил человека, ухудшается его здоровье, уменьшается жизненная энергия. При этом деструктивные процессы охватывают едва ли не все функции организма:

  • ухудшается работа органов чувств;
  • замедляется скорость реакции;
  • снижается умственная активность и способность к запоминанию.
  • Все это неизменно влечет ухудшение психоэмоционального состояния человека.

Люди преклонного возраста составляют отдельную социальную группу, которая имеет свои особенности и потребности. Соответственно, мышление, поведение и привычки этих людей существенно отличаются от стандартов, исповедуемых в более молодом возрасте. Несмотря на общие возрастные особенности, принято выделять несколько видов старости:

  • психологическая: потеря интереса к внешнему миру, неспособность к адаптации, нежелание получать больше новых знаний;
  • социальная: уход на пенсию и сужение круга общения (нередко сопровождается ощущением собственной бесполезности и никчемности);
  • физическая: старение тела, общее ослабление организма и появление болезней.

Преклонный возраст неизменно влечет за собой изменения в социальной сфере. Положение пожилого человека в обществе меняется, и в силу этих изменений ему приходится ежедневно сталкиваться с многочисленными сложностями. Примерно в это время люди, как правило, выходят на пенсию. Как результат, этот период часто сопровождается проблемами психологического характера, ведь ухудшение здоровья и материального положения переживаются довольно сильно. Подобные изменения в равной степени сложно переносят и мужчины, и женщины преклонного возраста. Им приходится приспосабливаться и привыкать к новым условиям жизни, и это притом, что способность к адаптации в их годы значительно снижается.

Многие люди воспринимают прекращение трудовой деятельности и выход на пенсию как катастрофу. Нередко человек пожилого возраста ассоциирует потерю работы с собственной никчемностью и бесполезностью, поэтому для него это становится серьезной психологической проблемой. Как правило, появление большого количества свободного времени и необходимость чем-то себя занимать только ухудшают ситуацию. В таких случаях огромное значение имеет поддержка семьи. Именно родные и близкие должны продемонстрировать пожилому человеку, что он все еще приносит огромную пользу, воспитывая внуков или выполняя ту или иную работу по дому.

Особенности поведения лиц пожилого возраста

Данные последних геронтологических исследований свидетельствуют о том, что после 65 лет у людей, как правило, меняется отношение к жизни. У них появляется спокойствие, осторожность, рассудительность и мудрость. Нередко повышаются уровень самооценки и ощущение ценности жизни.

Еще одной характерной особенностью старения является изменение приоритетов. Люди намного меньше внимания начинают уделять своему внешнему виду, зато больше – внутреннему состоянию и здоровью.

Нередко пожилой и старческий возраст становятся причиной негативных изменений в характере человека. Чаще всего это происходит потому, что значительно ослабевает способность контролировать реакции на внешние раздражители. Именно поэтому большинство не самых привлекательных черт характера, которые раньше человеку удавалось скрывать, с возрастом выходят на поверхность.

Еще одной особенностью психологии пожилых людей является частое проявление эгоцентризма и нетерпимости ко всем, кто не проявляет к ним должного внимания.

Пожилой возраст имеет и другие особенности, включая гипертрофированное восприятие реальности и своеобразное ощущение времени. Первое явление объясняется скудностью событий в жизни пенсионера, поэтому даже незначительное происшествие может заполнить все его мысли. Он может размышлять о нем достаточно долго и при этом не всегда приходить к правильным выводам. Этим и объясняется постоянное появление тревоги, страхов, надуманности проблем, которые не имеют под собой абсолютно никаких оснований.

Что касается своеобразного течения времени, то эта особенность проявляется в постоянном присутствии прошлого в настоящей жизни. Именно возраст пожилых людей подталкивает их к постоянным попыткам остановить время и вернуть в него те моральные и духовные ценности, которые были присущи периоду их молодости и здоровья. Этим и объясняется любовь многих стариков к воспоминаниям. При этом специалисты уверяют, что эмоциональные переживания, которые связаны с молодыми годами пожилых людей, крайне полезны для них, поскольку придают бодрость и изгоняют апатию.

Освоение новых социальных ролей

Пожилой возраст характеризуется изменением жизни во всех её сферах:

  • люди перестают работать - уходят на пенсию;
  • они перестают быть начальниками;
  • они перестают быть детьми - хоронят своих родителей;
  • они перестают быть родителями - их дети встают на ноги и заводят собственные семьи;
  • они теряют свои физические кондиции - это тоже трудно принять в себе;
  • они меняют свою сексуальную жизнь;
  • они перестают путешествовать - нет сил и желания;
  • они смиряются с неизбежностью и близостью смерти.

Очень неприятная вещь в пожилом возрасте – это потеря памяти, то есть её ослабление. Чтобы этого не произошло, учёные рекомендуют умеренные физические нагрузки. Так пробежка на 2 км. может сохранить память в старости.

Некоторое время после выхода на пенсию человек сохраняет старые рабочие контакты, которые со временем неизбежно ослабевают. Постепенно на первый план выходит общение с семьей и родственниками, появляются друзья среди пенсионеров. Психологические особенности пожилого возраста нередко подразумевают переосмысление прежних привязанностей и ценностей. Развивается повышенная психологическая защита, которая с одной стороны помогает поддержать внутреннее душевное равновесие, а с другой – приносит эффект отрицания, который выражается в нежелании менять уклад жизни или получать новую информацию. Со временем все это может привести к самоизоляции человека.

В этом случае особенно важен возраст пожилой женщины, поскольку представительницы прекрасной половины человечества ментально сложнее переносят процессы старения. Как правило, динамика психического старения определяется четырьмя группами реакций:

  1. Реакция на уменьшающиеся телесные (физические) ощущения и субъективность их переработки (снижаются возможности организма, замедляются реакции, появляется запоздалость реакции на раздражение и проч.).
  2. Реакция на изменение некоторых психических функций и субъективность их переживания. Как правило, наиболее распространенные проблемы пожилого возраста, включая ухудшение кратковременной памяти, трудности восприятия явления во всем его многообразии, быстрое истощение внимания, нарушение адаптационных возможностей и быстроты психических реакций нередко приводят к снижению интересов, заниженной самооценке и сужению круга общения.
  3. Реакция на изменение социального положения и связей.
  4. Реакция, связанная с мыслями о неминуемой смерти. К факту конечности жизни люди всегда относятся неоднозначно. На это восприятие особенности пожилого возраста влияют не так сильно. Гораздо большее влияние оказывают религиозные представления человека, культурная среда и тип темперамента.

В процессе возрастных изменений социальных реакций психологи выделяют ряд этапов:

непосредственное либо опосредованное сохранение связей с основным видом деятельности (это может быть как выполнение эпизодической работы, так и чтение специальной литературы, либо написание научных работ на профессиональные темы);

сужение круга интересов: в общении преобладают бытовые темы - от семейных событий (характерно преимущественно для женщин пожилого возраста) до обсуждения телевизионных программ (для мужчин);

выход на первый план заботы о собственном здоровье (большее значение приобретают разговоры о лекарствах и методиках лечения);

обретение нового смысла жизни, который заключается в сохранении самой жизни (круг общения сводится к проживающим вместе членам семьи, врачам или социальным работникам);

поддержание жизнедеятельности (общение практически полностью отсутствует).

В некоторых случаях психологические особенности пожилого и старческого возраста могут приобретать психопатологических характер и протекать в шесть этапов:

все более значимой становится не реальная жизнь, а повторяющиеся воспоминания прошлого;

прогрессирует снижение памяти;

действительность постоянно отдаляется и становится все более нереальной;

появляется растерянность и беспомощность, следом приходит апатия к окружающему, после которой - дезориентировка в происходящем;

спутанность сознания и старческая аменция (бесчувственность сознания), которая сопровождается нарушением контроля работы сфинктеров;

полная беспомощность.

Стоит отметить, что психологические особенности лиц пожилого возраста сугубо индивидуальны. Как правило, они определяются наследственностью и наступлением старости в роду, наличием соматических заболеваний, стресса или длительного неудовлетворения жизненно значимых потребностей.

Физическое состояние и болезни пожилого возраста

С возрастом в теле человека происходят физиологические изменения, которые, прежде всего, выражаются в ухудшении биологических функций и снижении способности приспосабливаться к метаболическим стрессам. Нередко они сопровождаются изменением психологических и поведенческих реакций. Биологические аспекты старения дополняются неизменным ухудшением общего состояния здоровья. Как правило, после 60 лет человеческий организм отличается большей уязвимостью к заболеваниям, многие из которых возникают по причине снижения эффективности иммунной системы.

Так называемые болезни пожилого возраста являются комбинацией признаков старения и заболеваний, с которыми иммунитет больше не справляется. К примеру, молодые люди довольно быстро оправляются от пневмонии, тогда как для пожилого человека она вполне может стать смертельной.

Отдельно стоит отметить снижение эффективности работы внутренних органов, включая сердце, легкие, почки и мозг. Частично подобное явление объясняется потерей клеток и снижением возможностей их восстановления. Кроме того, клетки пожилых людей не всегда могут выполнять свои функции достаточно эффективно.

Наиболее распространенные заболевания в пожилом возрасте - сердечная недостаточность, стенокардия, артериальная гипертония, хронический бронхит, отек легких, почечная недостаточность, хронический пиелонефрит, сахарный диабет и другие.

заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества.

Хронологическое определение границы, отделяющей старость от зрелости, не всегда оправданно из-за огромных различий индивидуальных в появлении признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Кроме прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физических сил старость характерна собственно психологическими изменениями - например, интеллектуальным и эмоциональным "уходом" во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.

Постепенное ослабление по мере старения процессов восприятия и затруднение двигательной активности сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других функций психических. Известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и прочих профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.

Поэтому неправомерно связывать с периодом старости лишь регрессивные явления - ее можно рассматривать и как период развития. С этой позиции старость - в случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий-достижение мудрости и чувства удовлетворенности., полноты жизни, исполненного долга, высший уровень интеграции личностной. Но если главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не реализовались, она сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием.

Психология ставит проблему создания условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению старости (-> геронтопсихология).

СТАРОСТЬ

Заключительный период жизни индивидуума, характеризующийся выраженным снижением его адаптационных возможностей и наличием соответствующих морфологических изменений в органах и системах.

Старость

заключительный период человеческой жизни, условная граница которого с периодом зрелости связана с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Подобно другим возрастным периодам жизни, С. представляет собой сложный феномен, детерминируемый не только биологическими, но и культурноисторическими факторами. Известна значительная вариативность сроков наступления и длительности периода С, а также места и роли пожилых и престарелых людей в обществах с разным типом культуры и уровнем социально-экономического развития. Согласно принятой геронтологами периодизации, в современном индустриально развитом обществе выделяются пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и возраст долгожителей (90 лет и выше). Однако определение достижения С. по хронологическому возрасту не всегда оправданно из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения, выражающихся в постепенном снижении функциональных возможностей человека. Помимо прогрессирующего ослабления физических сил и здоровья, старческий возраст характеризуется и собственно психологическими изменениями: отмечается тенденция к интеллектуальному и эмоциональному «уходу» из сферы общественной жизни в переживания внутреннего мира, осмысление и оценка прожитой жизни, сокращение или потеря психологического будущего. При этом в большей или меньшей степени может утрачиваться гибкость во взаимоотношениях с окружающими и нарастать ригидность взглядов, а некоторому обеднению эмоциональной сферы может сопутствовать усиление депрессивных тенденций, обидчивости и ранимости в общении. Заметное увеличение времени реакции (т.е. временного интервала между предъявлением какого-либо сигнала и началом ответа на него испытуемого) считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Однако данные о постепенном ослаблении по мере старения процессов восприятия и возможностей двигательной сферы сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других высших психических функций. Постепенное снижение умственной работоспособности и опережающее ослабление оперативной памяти по сравнению с ясностью воспоминаний далекого прошлого (явления «дальней реминисценции» и автобиографической памяти) практически бесспорны. В то же время ухудшение результатов в интеллектуальных тестах может объясняться не столько снижением собственно мыслительных возможностей, сколько особенностями мотивации пожилых и старых людей, в частности, утратой ими интереса к обычно используемым заданиям формально-логического типа и переориентацией на иное смысловое содержание, практически не затрагиваемое классическими тестами. Многие пожилые люди не только достаточно долго сохраняют высокий интеллектуальный потенциал, работоспособность и профессиональную компетентность, но и достигают вершин подлинной мудрости. Появление мудрости - особого феномена интеллектуального развития, открывающего перед человеком «сферу знаний о фундаментальных жизненных законах и реалиях» (П. Балтес, Э. Эриксон), - служит важным аргументом против сведения содержания С. к процессам инволюции, т.е. психологического угасания и регресса. Накопленные современной наукой данные позволяют рассматривать С. как качественно своеобразный отрезок онтогенеза, на протяжении которого развитие человека продолжается, хотя и в особой форме, существенно отличающейся от процессов развития в детстве. Вопреки распространенным представлениям показано, что значительная часть людей пенсионного возраста сохраняет профессиональные качества, достаточно высокую работоспособность и стремление к активной деятельности. О значительном потенциале поздних периодов человеческой жизни говорят также известные факты высокой творческой продуктивности отдельных ученых, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Неправомерно,таким образом, связывать с периодом С. только регрессивные явления. С. может рассматриваться и как период личностного развития. В современной науке наиболее разработанная психологическая концепция С. как особого самоценного периода человеческой жизни принадлежит Э. Эриксону. Согласно его теории психосоциального развития личности, С. знаменует достижение мудрости и чувства удовлетворения, полноты жизни и исполненного долга, высший уровень личностной интеграции в случае позитивного осуществления предшествующих возрастных стадий. Если, напротив, главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не были реализованы, то С. сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием и страхом смерти. В качестве актуальных для современного общества проблем психологии С. активно изучаются личностные свойства стареющего человека и влияние на него таких факторов как характер семейных отношений, сохранение привязанностей, возможности посильной занятости и др. Установлено, что сужение сферы общения, круга интересов, падение социальной и физической активности не только сами являются результатом старения, но и, в свою очередь, значительно ускоряют этот процесс. Современная наука ставит проблему создания средств и условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению С. Способность выполнять посильную работу и достаточная занятость, дающие пожилому человеку возможность чувствовать себя полезным для окружающих, составляют основные условия психологического благополучия в поздние периоды жизни. Установлено также, что происходящее в силу объективных причин сужение социальных контактов у лиц пожилого возраста не означает утраты ими потребности в тесных эмоциональных связях, а бытующие в житейском сознании представления об «эмоциональном уходе» как общей особенности всех престарелых людей безосновательны. Г. В. Бурменская

Старость

период жизни после 75 лет. Использование термина с негативными коннотациями имеет культурально-обусловленные причины и распространено, в основном, в «развитых» странах, где ценятся молодость, успех, сексуальная привлекательность, предприимчивость и конкурентноспособность.

Старость

Заключительный период жизни, следующий за зрелостью, с морфофункциональными изменениями органов и систем, обусловленными преобладанием катаболизма. Согласно принятой в РФ классификации, к старым относят людей в возрастном диапазоне 75–90 лет (старше 90 лет – долгожители).

Найдено схем по теме — 8

Найдено научных статей по теме — 10

Старение и старость как глобальная проблема современности

Шергенг Н.А., Нафикова А.И.

В статье рассматриваются проблемы современного общества, вызванные изменениями социального развития. Указываются причины возникновения глобальных проблем современности. Обосновывается необходимость выделения проблемы «старости» в отдельную глобальную проблему. Отмечается взаимосвязь и взаимо-зависисмость развития современной медицины и увеличения количества пожилых людей в общей численности населения современного мира. Дается определение понятий «старость» и «старение» как биологического, социального и психологического явлений. Рассматриваются данные ООН о динамике населения мира, ВОЗ о динамике продолжительности жизни в России. Исследуется доклад ЮНФПА «Старение в XXI веке: триумф и вызов», как источник информации о проблеме старости, как одной из доминирующих тенденций XXI века, имеющей важные последствия для всех сторон жизни общества

Скачать PDF

Образ старости: особенности ментальных репрезентаций молодых поколений

Старчикова Маргарита Валерьевнаа

Анализизуются особенности формирования образа старости в представлениях молодого поколения по материалам восприятия русских пословиц о старости с использованием психосемантического подхода. В качестве шкал для построения семантического пространства использовались категории, описывающие особенности образа старости на основе ментальных представлений, выраженных в пословицах русского языка, сосредоточенных на представлении старости и старого человека. Образ старости в сознании молодого поколения дифференцируется в зависимости от восприятия категориальных характеристик образа, представленных следующими смысловыми блоками: «Старшее поколение», «Молодое поколение» «Я в настоящем», «Когда я буду старым», включая когнитивный, поведенческий, эмоциональный и мотивационный компоненты и концептуальные блоки: мудрости, глупости, опыта.

Скачать PDF

Эмпирические модели восприятия старости в условиях новой геронтологической реальности: сравнительный

Омельченко Дарья Алексеевна, Авдеева Галина Сергеевна, Гончарова Наталья Петровна, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Статья посвящена анализу восприятия старости и аттитюдам к пожилым людям. Представлены результаты психосемантического исследования в четырех российских регионах, раскрываются латентные семантические механизмы, опосредующие восприятие социальных ролей, описываются семантические пространства, репрезентирующие категориальные структуры сознания социальных групп.

Скачать PDF

Социально-ценностные аспекты восприятия старости

Максимова Светлана Геннадьевна

Теоретическую и методологическую основу статьи составляет концепция комплексной оценки жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. При этом жизненные силы понимаются как наличная способность субъекта жизнеосуществления к воспроизводству и совершенствованию своей жизни. Такая методологическая база позволила использовать междисциплинарный подход, сочетающий элементы социологического и психологического анализа. Для изучения состояния здоровья, образа жизни, социально-психологической адаптации, развития "стресс-возраст-синдрома", значимых социальных ситуаций, формирования одиночества, типов фрустрационных реакций, самоотношения, состояний дезадаптации, особенностей межличностных отношений лиц старших возрастов была разработана и реализована программа исследования, на основе которой проводилось обследование лиц пожилого и старческого возраста. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые осуществлен комплексный подход к изучению социально ценностных аспектов восприятия представителей социальных групп пожилого и старческого возраста на основе социологического и психологического исследования.

Скачать PDF

Психосемантический анализ социальных представлений общества о старости

Целью статьи является представление категориальной структуры обыденного, житейского сознания представителей различных поколений, описание эталонов межличностного восприятия, автои гетеростереотипов, присущих лицам пожилого, старческого возраста и молодого возраста, описание их отношений к тем или иным социальным ролям и социальным типам, особенностей межличностного взаимодействия. Подтверждается, что понимание возможных способов социального регулирования процесса старения в его индивидуальном и групповом проявлениях, все более полное удовлетворение социальных и естественных потребностей старых людей возможны только с помощью содержательного анализа тех проблем социологии и психологии старения, которые имеют первостепенное значение для системного видения закономерностей завершающего этапа человеческой жизни.

Скачать PDF

Взаимосвязь отношения к собственному возрасту и стратегий совладания со старостью у пожилых людей

Курышева Ольга Васильевна, Тарасова Светлана Викторовна

В статье доказывается значимость отношения к собственному возрасту в процессе адаптации к старости у пожилых людей. Представлен теоретический обзор существующих типологий отношения к старости, рассматриваются сущность и факторы успешного старения. Приводятся результаты авторского эмпирического исследования, которые доказывают, что удовлетворенность и принятие собственного возраста скачкообразно снижаются после 65 лет. Переживания по поводу возрастных изменений преимущественно связаны со здоровьем, внешностью и общим отношением к жизни. Наиболее популярной стратегией совладания со старостью является «Поиск социальной поддержки».

Скачать PDF

Правильная духовная направленность личности – основа благополучной старости

Климентьева Нина Николаевна

В статье обсуждается мысль о том, что правильная духовная направленность личности – основа благополучной старости, и о том, что решение многих социальных проблем определяется духовной направленностью общества и каждой отдельной личности. Проблема благополучной старости связана и с духовным состоянием самого пожилого человека, с его отношением и к жизни, и к смерти, и к людям, и к самому себе.This paper discusses the idea that the right spiritual orientation of a person is the basis of happy old age, and that the re-solution of many social problems is determined by the spiritual oriented society and every individual. The problem of successful old age is associated with the spiritual condition of the elderly man, with his attitude, and eat for life, and death, and to the people and to himself.

Биологический возраст старости определен Европейским региональным бюро в рамках от 75 до 90 лет. Период после достижения 90 лет определен как долгожительство (старчество).

Как правило, в молодости человек не способен себе представить, что значит «состариться». Некоторым людям старость кажется состоянием «полусуществования». При этом больше всего они опасаются утратить физическую подвижность, жизненную энергию, память и интеллект, гибкость, сексуальность и независимость. Старческий возраст сегодня вовсе не обязательно должен сопровождаться подобными явлениями. Достижения современной медицины позволяют справляться со многими проблемами физиологического характера. Современные пожилые люди могут сохранять независимость, силы и интерес к окружающей их действительности.

При этом стоит понимать, что каждый человек является индивидуумом на протяжении всей жизни, и поздняя взрослость не является исключением. Пожилые люди довольно сильно отличаются друг от друга, поэтому воспринимать их как однородную группу нельзя. Правильнее будет разделить их на несколько подгрупп: от активных граждан, которые даже продолжают работать или только вышли на пенсию до немощных девяностолетних старцев. У каждой подгруппы свои возможности и проблемы. При этом общими для многих являются:

  • слабеющее здоровье;
  • снижение дохода;
  • сужение круга общения.

Однако не всегда имеющие подобные проблемы пожилые люди сами становятся проблемой для окружающих.

Психологическая характеристика старческого человека

Старость является заключительным периодом жизни. В системе жизненного цикла она играет особую роль и неизбежно сопровождается изменениями физического и психологического состояния человека. Определить хронологический рубеж начала старости достаточно сложно, ведь диапазон индивидуальных отличий в появлении симптомов старения просто огромен.

Если рассматривать биологический феномен старения, то он заключается в возрастании уязвимости организма и увеличении вероятности смерти. Социальные критерии перехода к старости, как правило, связывают с потерей значимых ролей в обществе, с выходом на пенсию, снижением статуса и сужением внешнего мира. Психологические критерии этого процесса до сих пор четко не сформулированы. Чтобы определить качественные отличия психики пожилых людей, необходимо отследить особенности психической эволюции, происходящей на фоне ухудшения психофизиологии в условиях инволюционной трансформации нервной системы.

В обществе всегда распространялись представления о старости как о «закатном», тяжелом и инертном времени жизни. Социальные ожидания и массовые стереотипы нашли отражения в многочисленных пословицах и поговорках русского народа, включая всем известные: «пора на мыло», «песок сыпется», «был конь, да изъездился». Действительно, никто не станет отрицать, что в подавляющем большинстве случаев старость сопровождается потерями в финансовой, индивидуальной и социальной сфере. Нередко она приводит к состоянию зависимости, которое часто воспринимается человеком как тягостное и унизительное. Однако не стоит забывать о позитивных моментах поздней взрослости, в частности, об обобщении знаний, опыта и личностного потенциала, которые помогают решить задачу адаптации к возрастным изменениям и новым требованиям жизни. Более того, только в старости можно оценить целостность такого явления, как жизнь, глубоко понять ее смысл и сущность.

Особенности престарелого возраста

Существующая сегодня в обществе неопределенность социальных ожиданий в отношении старого человека в семье, а также негативный характер «культурного эталона» старости не позволяют рассматривать жизнь среднестатистического пожилого человека в качестве полноценной ситуации развития.

С выходом на пенсию все люди неизбежно сталкиваются с важным, трудным и абсолютно самостоятельным выбором в решении вопроса «Как быть старым?». При этом на первый план всегда выходит отношение человека к собственному старению, ведь превратить социальную ситуацию жизни в ситуацию развития – его индивидуально личностная задача.

Необходимым моментом психического развития в поздней зрелости можно считать подготовку к выходу на заслуженный отдых. При этом она рассматривается как выработка готовности к смене общественной и социальной позиции и является столь же важной, как профессиональное самоопределение или профориентация в юности.

Не стоит рассматривать решение общечеловеческой проблемы «переживания старости» узко, как выбор стратегии старения, ведь это не одномоментное действие, а растянутый на годы процесс, который связан с преодолением не одного личностного кризиса.

На пороге поздней зрелости человек должен решить для себя вопрос: сохранять ли ему старые социальные связи или создавать новые? Также стоит определиться: переходить ли к жизни в кругу семейных интересов или сугубо индивидуальной? Именно этот выбор будет определяющим для той или иной стратегии адаптации: сохранения себя как индивида или как личности.

Соответственно, ведущая деятельность в поздней взрослости может быть направлена человеком как на сохранение собственной личности (поддержание или развитие социальных связей), так и на индивидуализацию, обособление и «выживание» как индивида на фоне медленного угасания психофизиологических функций. И тот, и другой вариант старения подчиняется законам адаптации, однако они обеспечивают абсолютное разное качество жизни, а иногда даже предопределяют ее продолжительность.

Стратегия адаптации, которую называют «замкнутым контуром» заключается в снижении интереса и притязаний к окружающему миру. Она проявляется в снижении эмоционального контроля и эгоцентризме, в желании спрятаться от окружающих, в чувстве неполноценности и раздражительности, которые сменяются со временем равнодушием к обществу. Подобную модель называют «пассивным старением», так как она сопровождается практически полной потерей социального интереса.

Альтернативная адаптация подразумевает не только поддержание, но и развитие многообразных связей с общественностью. Нередко ведущей деятельностью в этом случае становится структуризация и передача своего жизненного опыта. Вариантами продолжения социально значимой деятельности являются продление профессиональной деятельности, преподавание и наставничество, написание мемуаров, воспитание внуков или общественные работы. Процесс сохранения себя как личности предполагает возможность посильного труда и ощущение «вовлеченности в жизнь». Такой человек, как правило, имеет разносторонние интересы и старается быть полезным близким людям.

Память и интеллект в старости (в возрасте после 75-ти)

Особенности старческого возраста, как правило, заключаются в снижении психической активности, которая выражается в замедлении психомоторных реакций, сужении объема восприятия и затруднении сосредоточения внимания. У пожилых людей замедляются процессы обработки перцептивной информации, возрастает время реакции и снижается скорость познавательных процессов. При этом сами психические функции, несмотря на изменения их подвижности и силы, остаются практически сохранными и качественно неизменными.

Избирательность может проявляться лишь в сокращении видов деятельности, при этом отбираются только самые важные, и на них обычно сосредотачиваются все ресурсы. Что касается некоторых утраченных качеств, к примеру, физической силы, то они могут компенсироваться новыми стратегиями выполнения действий.

Довольно часто престарелый возраст связывают с нарушением памяти и считают склероз основным возрастным симптомом психического старения. Никто не обращает внимания, если молодой мужчина, уходя с работы, забывает свою шляпу, но если подобная невнимательность будет замечена за стариком, все сразу начинают снисходительно пожимать плечами и пенять на возраст.

Однако общий вывод многих исследований относительно влияния возрастных изменений на память сводится к тому, что она действительно ухудшается, но процесс этот не однонаправленный и не однородный. Разные виды памяти (кратковременная, сенсорная и долговременная) страдают по-разному:

  • резко ослабляется оперативная память;
  • «основной» объем долговременной памяти сохраняется;
  • страдает в основном механическое запоминание, при этом лучше всего работает логика.

Еще одной особенностью памяти у пожилых людей является ее избирательность и ярко выраженная профессиональная направленность. Иными словами, человек лучше запоминает то, что значимо и важно для его прошлой или нынешней профессиональной деятельности.

Характеризуя когнитивные изменения в старости, принято выделять «кристаллизованный» и «подвижный» интеллект. Первый определяется количеством приобретенных на протяжении всей жизни знаний, а также способностью решать проблемы, опираясь на имеющийся массив информации. Характерной особенностью второго является умение решать новые задачи, для которых не существует привычных решений. Многочисленные исследования показали, что значительное снижение интеллектуальных показателей имеет место лишь после 75 лет. При этом более устойчивым к процессам старения является кристаллизованный интеллект. По сравнению с подвижным он снижается не так резко и не так рано. На протяжении всей жизни показатель интеллекта человека остается практически неизменным по сравнению с прочими членами этой же возрастной группы. Это означает, что люди, которые демонстрировали средний IQ в ранней взрослости, вероятнее всего, будут иметь такой же уровень и в старости.

Хотя большую часть умственных навыков старение не затрагивает, характерные психофизиологические изменения все же происходят. Среди них:

  • замедление реакции при более быстрой и большей утомляемости;
  • сужение поля внимания;
  • ухудшение способности к восприятию;
  • сокращение длительности сосредоточения внимания;
  • повышенная чувствительность к различным посторонним помехам;
  • трудности переключения и распределения внимания;
  • некоторые уменьшения возможностей памяти;
  • снижение способностей к сосредоточению и концентрации внимания;
  • ослабление «автоматической» организации запоминаемого;
  • трудность воспроизведения.
  • Все это следует учитывать при оказании практической или консультативной помощи пожилому человеку.

Многими люди в старости применяется принцип «компенсации дефекта», который в народе называют мудростью. В основе этого когнитивного свойства лежит кристаллизованный, культурно обусловленный интеллект, тесно связанный с личностью и опытом человека. Любые упоминания мудрости, как правило, подразумевают способность человека выносить взвешенные суждения по практически неясным жизненным вопросам.

Мотивационно-потребностная сфера в старческом возрасте

Результаты последних исследований показывают, что возраст старения никоим образом не влияет на перечень потребностей человека. Во многом список остается тем же, что и предыдущие годы жизни. Меняться может лишь структура перечня и иерархия потребностей. К примеру, в потребностной сфере на первые позиции выдвигаются необходимость безопасности, избегания страданий, независимости и автономии. Потребности в самореализации, в чувстве общности, любви и творчестве отодвигаются на более отдаленные планы.

В период старости возрастные задачи развития могут суммироваться следующим образом:

  • адаптация к телесным и психофизическим возрастным изменениям;
  • сохранение здоровья;
  • адекватное восприятие старости и противостояние негативным стереотипам;
  • ролевая переориентация, которая заключается в отказе от старых ролевых позиций и поиске новых;
  • разумное распределение времени с целью более рационального целенаправленного использования оставшихся лет жизни;
  • противостояние аффективному обеднению (обособление детей, потеря близких);
  • поиск новых поведенческих форм;
  • стремление к осмыслению прожитой жизни и внутренней целостности.

Здоровье в период глубокой старости

В возрасте после 75 лет высока вероятность возникновения как психических, так и соматических заболеваний. В этот период костно-мышечная масса человека теряет свои качественные характеристики, нередко человек в старости полностью лишается возможности ходить или двигаться вообще. Атрофические процессы происходят по всему организму. От них страдают сосуды, головной мозг, внутренние органы, которые постепенно теряют свою функциональность. В этот период повышен риск развития инсульта, причем его исход прямо зависит от возраста пациента.

С возрастом наблюдается снижение объема и веса мозга. На фоне этого явления могут развиваться психические заболевания: атрофически-дегенеративные и сосудистые. «Старческими» заболеваниями считаются болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, старческое слабоумие и т.д.