Приучение детей к домашнему труду. Мнения родителей с форумов

Почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?

  • Посильный труд необходим, так как он способствует всестороннему развитию ребёнка. Труд требует от ребёнка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма.
  • Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребёнок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и какие материалы использовать.
  • Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребёнок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца; настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любой деятельности.
  • Сам затрачивая усилия в труде, ребёнок начинает с уважением относиться к труду других людей.
  • Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребёнок приучается заботиться о родителях, о братьях и сестрах.

Родители должны поддерживать стремление ребёнка посильно помогать в домашнем труде. Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребёнка, стремление сделать порученное дело хорошо.

Недопустимо наказать трудом: «за то, что на мусорил, теперь сам всё будешь убирать». Необходимо воспитывать у ребёнка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Если у ребёнка не возникает желания трудиться, можно применить метод просьбы. Её нужно произнести так, чтобы ребёнку казалось, что он исполняет просьбу по собственному желанию.

Если с самого детства вы будете приучать ребёнка к труду, будете учить его видеть необходимость работы самому, побуждать личную инициативу ребёнка- нет сомненья, что ваше дитя вырастет самостоятельным, выносливым, ответственным, трудолюбивым человеком, способным в будущем позаботиться о своих родителях.

Говоря о главном, что составляло сущность труда, следует подчеркнуть, что он никогда не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, причем трудолюбие было характерным выражением духовности. Очень верно сказано русским педагогом В.А. Сухомлинским, что «отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий».

Трудолюбие, добросовестность, старательность, которые мы отмечаем в наших предках, не просто рождались в процессе выполнения трудовых функций (хотя и это немаловажно), а являлись итогом их богатой духовно-нравственной жизни.
О. Платонов

Консультация для родителей

« Как приобщить ребёнка к труду».

Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.
Самые частые ошибки родителей:

  • Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь», – постоянно слышит малыш. Ирония и пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше.
  • Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.
  • Приучение к труду силой. Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.
  • Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всКего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.

Что делать?

1. Не запрещайте ребенку помогать вам.

Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность.

2. Превратите домашнюю работу в игру.

Если вы не хотите напрочь отбить желание ребенка вам помогать – не заставляйте его. А просто превратите домашнюю работу в игру. Вариантов много. Можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку про мытье посуды или вытирание пыли. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.

3. Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.

Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности. Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т.д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность, и не будет отказываться от работы.

4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.

Многие взрослые привыкли, что их понимают с полуслова. Не ждите этого от детей. Если вы тяжело вздыхаете и говорите, что вам тяжело одной все делать по дому, не ждите, что ребенок сам догадается вам помочь. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз. Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?» Чтобы ребенок понимал обязательность домашней работы, но имел право выбора.

5. Самое главное – не забываем хвалить ребенка!

Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения: вымоешь посуду – куплю мороженое, польешь цветы – пойдем на аттракционы.

Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.

Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание. Постарайтесь малышу давать задания, которые у него лучше получаются.

6. И последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.

Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду. Я сомневаюсь, что ребенок захочет делать домашние дела, увидев, как они не нравятся Вам. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.

Успехов Вам в воспитании ваших детей!

Подготовила: Зименко Тамара Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Как Вы думаете, для чего придуманы ботиночки и туфельки с липучками вместо шнурков? Правильно! Для того чтобы сделать жизнь малыша более легкой. Также можно сказать и о молниях вместо пуговичек, комбинезонах вместо выправляющихся из брючек рубашек. В наше время, дети в первом классе так и не умеют завязывать шнурки на кроссовках, а пуговицы на рубашках всегда застегнуты через одну.

Вот и следует задуматься, правильно ли поступают взрослые, когда воспитывают кроху, абсолютно не приучая его ни к каким обязанностям? Сможет ли он в дальнейшем стать самостоятельным и ответственным человеком, если с самого детства он ждет помощи от родителей, бабушек и дедушек?

Ребенок с малых лет должен не только знать, но и понимать, что раскиданные слоники и машинки не собираются в коробку сами собой, а вымазанная в грязь одежда не становится чистой по взмаху волшебной палочки. Родители обязательно должны говорить, что время, потраченное на уборку детской комнаты, они могли бы провести вместе с ребенком. Чем раньше Вы начнете приучать малыша к труду, тем легче будет у него формироваться мотивационная сфера. И тем серьёзнее он будет относиться потом, к примеру, к выполнению домашних заданий в школе.

Изначально, мамам и папам нужно самим четко придерживаться принятых в семье трудовых правил. Если у каждого члена семьи есть какие-то обязанности, у ребенка они тоже должны быть. Обязанности и домашние дела должны соответствовать особенностям развития ребенка в конкретном возрасте. К примеру, если четырехлетнего малыша обязать самостоятельно кормить домашнего питомца, то он может перекормить или недокормить зверька, что уже будет плохо для здоровья последнего. Лучше если обязанности в первое время будут исполняться в присутствии родителей. Не забывайте отмечать любые успехи ребенка в домашних делах. Даже если у него пока что-то не очень получается, хвалить можно хотя-бы за то, что он не забыл сделать то, что его просили.

Приучая кроху к выполнению домашних дел, определите тот возможный список, исполнение которого Вы можете доверить ребенку. Разрешив ребенку помыть обувь или посуду, будьте готовы к тому, что обувь останется грязной и мокрой, а посуда – непомытой. Если в данном случае зафиксировать неудачу ребенка фразами типа: «Лучше, уж, я сама вымою. Какой толк от тебя?», то помимо появления неуверенности в себе, ребенок навсегда расстанется с фантазией стать маминым помощником. Конечно, мама все сделает лучше, качественнее, быстрее и чище. Тогда зачем самому ребенку прилагать усилия и стараться? И тогда через несколько лет Вы получите подростка, не умеющего заправить свою кровать и не желающего вымыть за собой чашку.

Почему ребенка надо приучать к труду с ранних лет?

Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.

Труд требует от ребенка физического и напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. Разнообразные движения в процессе труда развивают различные группы мышц.

Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая, ребенок непосредственно знакомится со свойствами предметов, материалов.

Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребенок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца, настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности.

Сам, затрачивая усилия в труде, ребенок начинает с уважением относиться к труду других людей.

Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях и сестрах, стремится быть полезным окружающим.

Что может и должен делать четырехлетний ребенок?

Ребенок должен сам раздеваться и одеваться (застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки), аккуратно складывать и вешать одежду, застилать постель (с помощью взрослого), аккуратно мыть лицо, шею, уши, чистить зубы.

Порядок в игровом уголке должен поддерживать сам ребенок. Вместе с взрослым он моет игрушки, стирает кукольное белье. По мере овладения навыками ребенок делает это самостоятельно.

Ребенок участвует в накрывании на стол и уборке со стола. Со временем это может стать его обязанностью.

Порученная ребенку работа должна быть посильной. Чтобы выполнить ее, ребенку придется приложить усилия, но он не должен переутомиться. Лучше прервать работу, когда у ребенка есть желание продолжать ее, а после отдыха предложить закончить ее.

Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребенка, стремление сделать порученное хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что еще ему не совсем удалось.

Недопустимо наказывать трудом: «За то, что насорил, теперь сам все будешь убирать». Ребенка необходимо приучить к тому, что, если он что-то разлил или, играя, занимаясь, насорил, он сам должен все убрать.

Труд для ребенка должен быть радостью. Труд может быть наградой: «Ты научилась быть аккуратной, – говорит мама дочке, – теперь я позволю тебе вытирать чашки и блюдца».

Труд приносит радость, если ребенок добивается положительного результата, и, наоборот, частые неудачи могут вызвать неприязнь к труду. Надо показать ребенку правильные приемы работы, терпеливо учить, подбадривать, отмечать успехи.

Необходимо формировать у ребенка нравственные мотивы труда: выполнить поручение, чтобы оказать помощь кому-то, проявить заботу, доставить радость.

В отличие от нас, взрослых, подрастающее поколение все меньше хочет и умеет трудиться. «ДО» нашел способы, как исправить ситуацию. Современные дети все чаще оказываются совершенно не приспособленными к труду. Притом что под словом «труд» мы понимаем вовсе не генеральную уборку квартиры в самостоятельном исполнении ребенка и не прополку всего огорода на даче. Перегружать свое чадо никто не готов. Речь об элементарной домашней помощи. Но и с ней возникают проблемы. И вот здесь главное — не конфликтовать! А делать шаги навстречу.

Шаг первый: Разрешаем


По мнению психологов, основная ошибка многих родителей заключается именно в том, что спохватываются они гораздо позже, чем стоит. Приучать ребенка к труду можно и нужно уже тогда, когда он начинает говорить. «В раннем возрасте малышу хочется все узнать и попробовать, но родители обычно его ограждают, мол, отойди, не трогай, не бери. Им проще сделать все самим — так быстрее и надежнее. Но запретами они уже отбивают у ребенка желание помогать. Естественно, малыш не сможет хорошо вымыть пол или приготовить ужин, но, если родители разрешат ему самому поставить на стол тарелки, убрать игрушки, почистить яйцо и прочее, ребенок будет рад и горд, ведь он делает, как мама и папа», — объясняет семейный психолог, психотерапевт медцентра «Вип- Клиник», член ассоциации детских психологов Наталья Селиверстова. И настоятельно советует: даже если чадо перепачкает все вокруг, его надо не ругать, а похвалить. Главное — не высмеивать помощь! «Я тоже уверена, что лучший способ научить помогать — разрешить что-то сделать! И пусть после этого придется убирать весь дом. Моя четырехлетка вовсю мне помогает, лепит котлеты, подметает пол, делает мне чай — не буду говорить про вкус: там нередко оказывается и соль… Конечно, постоянно не хватает времени и хочется самой все побыстрей сделать. Но я понимаю, что, если буду запрещать, интерес быстро пропадет», — делится мама Гюльнара Ананьева. «Что касается труда и детей, то теория о запретном плоде тут совершенно не работает. После многочисленных «нельзя», «не трогай», «не бери» у малыша пропадает всякое желание участвовать в домашних делах. А у многих детей отказ взрослых от их помощи вызывает сильную обиду. И, чтобы не испытать ее снова, ребенок перестает пытаться и хотеть делать что-либо, даже когда уже просят. По‑ этому пусть лучше они разобьют сто чашек, но в итоге привыкнут мыть посуду, чем начнут обходить грязные тарелки за версту», — считает воспитатель детского сада Ирина Строкова.

Шаг второй: Играем


«У нас на даче огромный сад: цветы, кусты ягод. За всем этим нужен тщательный уход. Не скажу, что сама бы не справилась. Но сам факт, что, пока мы работам в саду, 10-летняя дочка валяется на шезлонге и никак не участвует в семейных делах, мне не нравился. Но боялась, что, если начну заставлять, привью ей ненависть к саду на всю жизнь. Поэтому мы с сестрой устроили «соревнования». Посадили каждая свою клумбу новых цветов, предложили присоединиться и Катерине. Растения были необычными, дочке стало любопытно, что получится. А потом уже проснулся и интерес — у кого получится лучше: она с заметным рвением поливала и пропалывала свои цветы. Мы, конечно, дали ей выиграть. Постепенно она привыкла и к другим дачным делам», — рассказывает Татьяна Давыдова. Психолог согласна: игра — отличный способ воспитать трудолюбие. «Приучать к делам, которые ребенку не интересны, следует в игровой форме, например: «Давай я соберу всех зайцев, а ты кукол, посмотрим, у кого получится быстрее». «Можно покупать детям игрушечные пылесосы, стиральные машинки, утюги и другие предметы домашнего быта или мастерить их самим. А делая что-то по дому вместе, например, развешивая белье, заодно придумывать веселые истории про кастрюльки и чашки, молотки и гвозди», — советует детский психолог Наталья Селиверстова.

Шаг третий: Доверяем

Правда, любопытство, которое малыш испытывал к швабре и венику в три года, в более сознательном возрасте может легко испариться. Одно дело — что-то неизвестное, а другое — уже знакомое и понятное. Вот почему нужно как можно раньше определить круг пусть элементарных, но личных обязанностей ребенка. И обязательно подчеркивать важность доверенных ему дел. «Классический пример приучения ребенка к труду — поручить ему ухаживать за комнатными цветами или животными в доме. Нужно рассказать и объяснить, как для всего живого необходимы чистый воздух, уход, кормление и забота. Обязательно добавьте, что он уже достаточно взрослый и может быть хорошим помощником, поэтому ему дают серьезное поручение — ухаживать за растениями. Первые несколько раз необходимо сделать все вместе, чтобы малыш запомнил, как правильно, и поначалу помогать ребенку и напоминать об обязанности, тогда со временем она войдет в привычку. А еще полезно при ребенке рассказывать другим членам семьи, что у сына (или дочки) тоже есть свое важное дело, и хвалить, что он с ним справляется. Главное — не забывать это делать, — добавляет Наталья Селивестрова. — Ощущение, что им доверяют, а не заставляют, очень вдохновляет всех детей!» «Когда Игорю исполнилось 9 лет, я все чаще стала просить его помочь по дому — все-таки подрос уже. А он все чаще отказывался и капризничал. Наш папа в то время часто ездил по командировкам и после очередного возвращения вызвал сына на серьезный — мужской — разговор. Поделился, что вынужден сейчас много работать, поэтому поручает ему, взрослому и ответственному парню, заботу о маме. Ребенок просто раздулся от гордости! И с таким удовольствием начал даже без моих просьб пылесосить и мыть посуду, что стало ясно: он теперь себя чувствует не маленьким мальчиком, а взрослым помощником!» — вспоминает Светлана Карпова.

Шаг четвертый: Формулируем

От того, как взрослые просят или предлагают что-то сделать по дому, действительно зависит многое. Например, никогда не стоит ждать, что ребенок сам догадается о том, что нужно помочь. Ведь мы сами помогаем пожилым (или уступаем место беременной женщине в транспорте) не от острой внутренней потребности, а потому что однажды нам самим объяснили, как это важно. Иной раз родители только намекают на необходимость помощи, но отпрыск их просто не понимает, потому что еще не научился читать между строк. Детям это вообще не свойственно! И вот взрослые, не дождавшись нужной реакции на намеки, начинают ругаться… Итог — обида и полное непонимание. «Гораздо правильнее использовать прямые коммуникации — твердо и прямо говорить, что ребенку нужно сделать, конечно, не приказным, а дружелюбным спокойным голосом, в виде просьбы», — объясняет психолог Наталья Селиверстова. «Очень важно не повышать голос, когда ребенок учится что-то делать и впервые ошибается. От крика малыш пугается, и в его мозгу прочно закрепляется ассоциация: это дело — плохое, неприятное. Объясняя, как застилать постель, поливать цветы, накрывать на стол, родителям следует все время употреблять слова «вместе», «помогу», «подскажу». Тогда первые шаги в труде у ребенка будут связаны исключительно с приятны- ми воспоминаниями и освоенные дела не будут вызывать отторжения», — полагает сотрудник детского сада Ирина Строкова. А в случае капризов опытный воспитатель советует использовать компромиссные формулировки. Например, если ребенок вдруг заявляет, что он не будет убираться, вместо того чтобы жестко заявить: «А я сказала — будешь!» — как бы, не замечая отказа, уточнить: «Ты протрешь пыль или помоешь пол?» Тогда у ребенка будет формироваться установка, что просто отказаться от совместной работы по дому нельзя, но зато есть выбор, предоставляемый ему взрослыми. Это не позволит появиться ощущению, будто его насильно заставляют, буквально наказывая работой за неясную провинность.

Шаг пятый: Хвалим

Еще один важный момент — правильно выстроенная система поощрений. Не мороженое в обмен на вычищенные ботинки и не новые кроссовки за неделю дежурства на кухне. Ребенок должен понимать, что домашний труд не оплачивается материально, но он нужен, дабы быть полезным своим близким. «По моему опыту, крайне важно, чтобы дети чувствовали гордость за свои дела. Когда же они делают что-то за материальную награду, все равно выполняют поручение через силу, лишь мечтая о подарке. А когда получают за сделанное дело искреннюю благодарность и восхищение, тогда испытывают удовольствие от самого процесса и стремятся помогать снова и снова. С другой стороны, любить все сферы домашних дел невозможно. Ведь и мы, взрослые, предпочитаем каждый свое: кому-то нравится гладить, а кому-то — убираться. Поэтому я всегда стараюсь подмечать, что у детей хорошо получается, и за это хвалить особенно. Малыши испытывают гордость за свой труд! Правда, есть нюанс. Делать исключительно то, что нравится, тоже невозможно. Поэтому, если вижу, что ребенок для какого-то дела прилагает неимоверные усилия, но оно ему при этом не нравится, тогда обязательно подбадриваю в процессе, хвалю. И он снова полон достоинства: «Я ответственный, значит, взрослый, на меня можно положиться!» — делится вожатая с 7-летним стажем Марина Архипова. «Главное — уметь правильно хвалить, не отделываясь простым «молодец», брошенным на ходу. Лучше всего сказать что-то в духе: «Какой ты у меня хороший помощник, самый лучший, я без тебя ни за что бы не справилась! Спасибо тебе большое!» Можно даже расспросить, трудно ли было или как ему удается не забывать свои обязанности. И еще крайне важно приучать ребенка и самому говорить людям в ответ на «спасибо» слово «пожалуйста» или «на здоровье», а не отвечать «не за что». Все это подчеркивает важность труда и его ценность», — замечает психолог Наталья Селиверстова.

Шаг шестой: Показываем

Конечно, приучая ребенка к труду, родителям не обойтись без наглядных примеров — собственных, друзей, знакомых, телевизионных героев. Чтобы ребенок захотел что-то сделать, он должен увидеть, как это интересно. Вот, к примеру, оригинальное предложение от Яники, пользователя нашего форума: «Нашла неожиданный способ вызвать у дочки желание помогать мне на кухне: показала ей кулинарное телешоу Junior Master Chef Australia (шоу легко найти в Интернете по названию) — это мастер-классы для детей от знаменитых шеф-поваров. Там все настолько ярко и динамично! Участники ловко мешают соусы, пекут торты, шинкуют салаты, даже делают сложные блюда! Дочь в восторге. Теперь сама рвется готовить». Или другой пример, от находчивого папы Ильи: «Предложил восьмилетнему сыну покрасить вместе сарай на даче. В ответ он скривился. Тогда пересказал ему, как дети умоляли Тома Сойера разрешить им красить забор, как это весело и увлекательно. Подумал, посмотрел на меня и тоже взял кисточку в руки». «Важно обращать внимание ребенка на работающих людей: ищите примеры на улице, в мультфильмах, книгах. Но самое важное — личный пример родителей. Чтобы привить детям желание трудиться, надо прежде всего самим быть для них образцом. Дети смотрят на родственников, видят, как они относятся друг к другу, общаются, работают, и копируют точно такую же модель поведения», — подводит итог психолог. Кстати, вполне возможно, что юный лентяй просто очень рассеянный, и нужно лишь обратить его внимание на то, что такое труд и как он важен для вашей семьи!

Здесь ребенку предлагают отдохнуть, но не лентяйничать:

«Ювентакэмп» Крым, Евпатория Авторская программа — настоящая детская Республика самоуправления. Каждый ювенталец голосует на выборах, работает в частной или государственной фирме и получает зарплату — «ювенталиями», которые можно потратить на сладости или развлечения. www.uventacamp.ru

А ваши дети участвуют в ведении домашнего хозяйства?

«И сын, и дочь участвуют. Вова, 6 лет, регулярно заправляет свою, и иногда мою, кровать. При необходимости выносит мусор и ходит в магазин со списком. Еще помогает мне чистить к салатам яйца, вареную картошку, морковь. Поначалу, конечно, делал все с большим энтузиазмом, сейчас уже без него, но делает, ибо жизнь (и мать) сурова: кто не работает, тот не ест. Дочке два года, ее могу попросить: «Собери все бумажки с пола и выброси». А еще она созывает всех трапезничать, да так громко, что я удивляюсь, как соседи не приходят». Елена, Омск

«Сын, 1,5 года, подметает и выключает газ, когда чайник свистит!» Дмитрий, Москва

«Феде 6 лет, с трех — моет посуду. Еще помогает нести сумку из магазина — при этом чувствует себя настоящим мужчиной и всегда уступает мне место в метро. Еще моет полы, готовит салаты. Но самое главное: мы живем вдвоем, и сын считает, что таким образом заботится об мне и проявляет любовь». Елена, Москва

«Обычно дети в возрасте 1−2 лет хотят помогать родителям, здесь главное — не упустить момент и ни в коем случае не критиковать. Наша Аля уже умеет вытирать пыль, любит пылесосить». Екатерина, Москва

«Моему сыну 3 года, всюду рвется помогать. Делает печенье, подметает, разгружает стиральную машинку, убирает за собой игрушки». Ирина, Лондон