За что можно поощрять ребенка. Когда и как поощрять ребенка за успехи? Материальное поощрение детей. Дайте ребенку задание

В те моменты, когда дети сопротивляются нашей воле, мы
можем использовать поощрение, вместо того чтобы пытаться установить
контроль, угрожая наказаниями и тумаками. Награда очень часто побуждает
ребенка к .

КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА

Представьте
себе, что вас попросили выполнить сверхурочную работу. Естественно, у
вас это вызовет сопротивление. Затем вам говорят, что каждый час
переработки будет оплачиваться в двойном размере. Вы сразу же станете
намного более склонны к сотрудничеству. Как обещание большего служит
мотивом для вас, оно так же мотивирует к должному поведению и вашего
ребенка – возможно, даже сильнее. Это естественно. Давайте рассмотрим
примеры.

Если ребенок не хочет чистить зубы, скажите: «Если ты
прямо сейчас почистишь зубы, у нас будет время, чтобы прочесть три
сказки вместо одной».

До сих пор помню, как я начал сознательно использовать
поощрение, чтобы мотивировать должное поведение у своих детей. Одна из
моих дочерей у отказывалась чистить зубы перед сном. Никак не
удавалось убедить ее. Затем, посетив лекцию по искусству воспитания, где
родителям советовали использовать поощрение, я произнес приведенную
выше простую фразу, и она сработала. Я просто изумился. Стоило сказать
дочери, что у нас появится больше времени на чтение, и она тут же без
малейшего недовольства отправилась чистить зубы. Это небольшое изменение
в подходе немедленно дало результаты, и мой подход к воспитанию
кардинально изменился.

Небольшие награды очень облегчают задачу родителей. Во
многих случаях с обещанием поощрения сопротивление ребенка
улетучивается, словно дым. Если ребенок время от времени получает
награду, к нему возвращается естественное желание доставить родителям
радость и он автоматически в большинстве случаев охотнее идет на .

Давайте ребенку небольшие поощрения, и вам станет намного проще исполнять свои родительские обязанности.

Однако многие родители опасаются, что ребенок начнет
злоупотреблять таким отношением и станет требовать поощрения за любую
мелочь. К счастью, это не так. Если использовать этот прием в комплексе с
другими методами позитивного воспитания, поощрение даже усиливает
желание ребенка сотрудничать просто так. После того как вам удастся
побудить ребенка к тому или иному поведению при помощи награды, он
вскоре начнет делать это и без нее.

Пока ребенок слушается, потребности в поощрении нет. Оно
нужно лишь для того, чтобы восстановить контроль над ребенком.
Поощрение требуется тогда, когда ребенок выходит из-под контроля и
утрачивает естественное желание доставлять родителям радость. Как только
тот или иной вид поведения войдет в норму, ребенок будет придерживаться
его и без награды. После того как я прочел дочери три сказки перед сном
в награду за послушание, она не стала требовать поощрения за
сотрудничество в других случаях.

До тех пор пока я на опыте не узнал действенность
поощрения, я испытывал предубеждение против этого метода, поскольку мне
казалось, будто это сродни взяточничеству. Увидев, как хорошо работает
этот прием, я задумался над его преимуществами и пересмотрел свое
отношение. Прежде, если кто-то из дочерей сопротивлялся моим указаниям, у
меня автоматически возникало желание прибегнуть к угрозе. Именно так
воспитывал меня отец, и в трудные моменты я тоже прибегал к этому же
методу. Как только я нашел более приемлемый подход, наказания и угрозы
остались в прошлом.

Тут передо мной встала новая задача: найти подходящий
способ поощрять детей. Награда должна быть каким-то образом связана с
поведением, которое мы хотим изменить. В идеале поощрение должно быть
естественным результатом сотрудничества. Если девочка чистит зубы перед
сном, вместо того чтобы отлынивать от этого дела и скандалить,
естественно, остается больше времени на чтение сказок. Если же ребенок
не хочет надевать пальто, то такой естественный результат
сотрудничества, как возможность раньше попасть в школу, вряд ли будет
воспринят как награда. Однако в некоторых случаях возможно и это.
Например, может быть такой случай: «Если ты быстро наденешь пальто, у
меня будет время посмотреть на твои рисунки в школе».

Есть одна награда, которая срабатывает всегда, и вам не
нужно особенно задумываться: пообещайте ребенку свое время. Скажите:
«Если ты будешь сотрудничать со мной сейчас, то у меня останется время,
чтобы сделать для тебя то-то и то-то позже».

Для того чтобы побудить ребенка к сотрудничеству, проще всего пообещать, что в награду вы уделите ему дополнительное время.

Каждый раз, когда ребенок слушается, у вас
действительно остается больше времени, чтобы заняться тем, что ему
нравится. Достаточно напомнить ребенку эту простую истину, и вы сможете
легко побудить его следовать вашим указаниям. Вы добьетесь наилучших
результатов, если сформулируете свое обещание в форме, наиболее
приемлемой для вашего ребенка.

КАК ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ ТЕМПЕРАМЕНТОМ

Давайте
рассмотрим на примерах, как по-разному сформулировать одно и то же
обещание для детей с разным темпераментом. Рассказывая о предстоящей
награде сенситивному ребенку, обратите особое внимание на чувства.

позже. Мы сможем собрать в саду цветы для мамы. Будет очень весело.
Мама любит цветы. Мы соберем целый букет».

Обещая поощрение активному ребенку, особо остановитесь
на самом действии: «Если ты послушаешься меня сейчас, у меня будет
больше времени позже. Мы можем пойти поиграть в сад и собрать букет для
мамы. Можно даже притащить стремянку и набрать цветов с дерева».

Говоря с реактивным ребенком, обратите внимание на
чувственные ощущения. Пусть ваше обещание прозвучит почти как сказка.
Например: «Если ты послушаешься меня сейчас, у меня будет больше времени
позже. Мы сможем пойти в сад и собрать для мамы красивый букет. Мы
составим его из красных, белых и желтых цветов. Уверен, мы встретим в
саду бабочек. Когда мама увидит букет, лицо ее озарится улыбкой».

Обещая поощрение восприимчивому ребенку, не забывайте
говорить о времени: «Если ты послушаешься меня сейчас, у меня будет
больше времени позже. После школы, когда мы будем возвращаться домой,
можно будет собрать в саду букет для мамы. Сейчас мне нужна твоя помощь,
и тогда позже у нас будет время сделать букет для мамы».

Конечно, формулировка, соответствующая темпераменту
конкретного ребенка, действует лучше, – но можно высказать свое обещание
и просто. Суть в том, чтобы объяснить ребенку: если ты побережешь мое
время сейчас, я уделю его тебе же позже. Ты поможешь мне сейчас, а позже
я сделаю кое-что для тебя.

ПРИМЕРЫ ПООЩРЕНИЙ

Ниже я привожу
несколько примеров поощрений, которые можно пообещать ребенку.
Подумайте, как сформулировать их, чтобы они лучше подействовали на
вашего малыша. Примите во внимание его темперамент. Подумайте, какие
награды в каких ситуациях лучше всего побудили бы вашего ребенка к
сотрудничеству.

· Если ты, не мешкая, соберешь игрушки, у меня останется время, чтобы сыграть с тобой в карты.

· Если ты поможешь мне прибрать у тебя в комнате, у меня останется время поиграть с тобой.

· Если мы сейчас вместе наведем тут порядок, то сможем потом вместе порисовать.

· Если ты подготовишь школьную одежду на завтра, у нас утром останется время для десерта.

· Если ты быстро оденешься, мы сможем после школы зайти в кафе.

· Чем быстрее ты соберешься, тем быстрее мы вернемся домой.

· Если ты перестанешь болтать, мы сможем вместе выгулять собаку.

· Если ты немедленно заберешься в машину, я найду время, чтобы вечером поиграть с тобой в мяч.

· Если ты послушаешься, то позже я сделаю для тебя то-то и то-то.

· Если ты сейчас же возьмешься за домашнее задание, мы сможем вечером устроить чаепитие.

· Если ты доешь овощи, то я куплю торт к ужину.

· Если ты сейчас же сядешь обедать, после обеда мы сможем попеть вместе.

· Если ты сейчас пойдешь домой, то позже сможешь поиграть в любимую игру.

Если ребенок сопротивляется, то вместо того, чтобы
отнимать у него что-то, – дайте. Дайте ему что-то, и в нем снова
пробудится внутреннее стремление к сотрудничеству. Вместо того чтобы
использовать в качестве сдерживающего фактора боль, поощрите его
возможностью получить больше.

ВСЕГДА ДЕРЖИТЕ ЧТО-ТО В РУКАВЕ

Поощрение
будет действенным в том случае, если вы найдете то, что особенно хорошо
мотивирует вашего ребенка к сотрудничеству. Обнаружив, чем можно
привлечь своего малыша, всегда держите это наготове – в рукаве. Для
кого-то самым сильным мотивирующим фактором служит обещание: «Если ты
послушаешься меня сейчас, у меня останется больше времени, чтобы
почитать тебе сказку». Другому ребенку нужно другое: «Если ты меня
послушаешься, мы сегодня вместе испечем кексы». Еще кому-то нужны
разнообразные поощрения. Главный секрет состоит в том, чтобы заметить,
что особенно любит ваш ребенок, и использовать это в качестве поощрения
для него.

Главный секрет состоит в том, чтобы заметить, что особенно любит ваш ребенок, и использовать это в качестве поощрения для него.

Если малыш любит сказки, то обычно читайте ему
немного меньше, чем могли бы. Конечно, не следует прекращать чтение
вообще, но следите за тем, чтобы не пресытить ребенка сказками. В этом
случае чтение может стать хорошим поощрением. Рассмотрим еще один
пример. Ребенок говорит: «Давай на этой неделе сходим в парк».
«Прекрасная мысль, – отвечаете вы. – Обязательно сходим, если будет
время». В другой раз, когда малыш противится вашей воле, скажите: «Если
ты меня сейчас послушаешься, то у меня останется больше времени и я
смогу сводить тебя в парк». Вы уже и так запланировали эту совместную
прогулку, однако теперь можете использовать ее в качестве поощрения.

Во многих случаях те же вещи, которые вы отнимаете у
ребенка в наказание за непослушание, можно использовать в качестве
награды. Если вы угрожаете ребенку тем, что не возьмете его на прогулку,
можно пообещать ту же прогулку, чтобы мотивировать ребенка к
сотрудничеству. Вместо того чтобы угрожать: «Если ты сейчас же не
уберешь эти игры в шкаф, я вообще не позволю тебе играть с ними
впредь», – можно сказать: «Если ты сейчас уберешь игры в шкаф, то я
позже сыграю с тобой в одну из них». Самая лучшая награда для ребенка –
обещание посвятить ему какое-то количество своего времени.

Те же вещи, которые вы отнимаете у ребенка в наказание за что-то, можно использовать в качестве поощрения.

Награды должны быть разумны, связаны с ситуацией и
соразмерны жертве, которую вы требуете от ребенка. Пример разумного
поощрения: «Если ты сделаешь для меня то-то и то-то, позже у меня будет
время сделать что-то для тебя». Это разумно: сделай что-то для меня, и я
сделаю что-то для тебя. Пример поощрения, связанного с ситуацией: «Пора
идти домой обедать. Я понимаю, что тебе хочется поиграть, но уже время
уходить. Если ты сейчас пойдешь со мной, мы сможем скоро вернуться».
Поощрение непосредственно связано с деятельностью, отказаться от которой
вы предлагаете ребенку. Соразмерная награда определяется в зависимости
от степени сопротивления ребенка. Чем больше вы от него просите, тем
больше предлагайте.

У предусмотрительных родителей всегда есть в запасе
несколько поощрений, и они вытаскивают их всякий раз, когда ребенок
сопротивляется. Ниже я привожу примеры поощрений. Подумайте, какие из
них могли бы использовать вы.

СПИСОК ПООЩРЕНИЙ

· У нас останется больше времени, чтобы заняться чем-то позже.

· Потом ты сможешь покататься на велосипеде.

· Мы сможем собрать букет для обеденного стола.

· Мы сможем вместе выгулять собаку.

· Мы поедим горячего шоколада.

· Мы устроим чаепитие.

· Мы поиграем в мяч.

· Мы побросаем летающую тарелку.

· Мы испечем печенье.

· Мы прочтем три сказки перед сном.

· Мы отправимся на пикник.

· У нас будет десерт.

· У нас будет время сходить на речку поплавать.

· Мы сможем спеть вместе.

· Твой товарищ сможет посидеть у нас в гостях подольше.

· Мы сможем прокатиться на машине.

· Мы вместе пойдем за покупками.

· Мы полазим по деревьям.

· Мы сможем сходить на качели.

· Мы сможем сходить в парк.

· Мы сможем полепить из пластилина.

· Мы порисуем вместе.

· Мы пойдем на прогулку.

· Мы успеем сыграть в карты.

· Мы сможем посидеть обнявшись.

· Мы сможем посмотреть такую-то программу по телевизору.

Иногда для того, чтобы побудить ребенка к
сотрудничеству, необходимо просто заранее предупредить его о предстоящих
действиях. Восприимчивым детям требуется особенно много времени, чтобы
перейти от одного вида деятельности к другому. Мудрые родители стараются
предупреждать таких детей обо всем заранее. Вместо «Пора надевать
куртку» скажите: «Через пять минут нам нужно выходить из дому. Я хочу,
чтобы к тому времени ты был уже одет. Если оденешься вовремя, нам не
придется спешить, и поездка в школу будет намного приятнее».

Мудрые родители стараются заранее предупредить детей о предстоящей смене деятельности.

Если перед сном вы прилегли рядом с ребенком и он
никак не хочет вас отпускать, скажите: «Ладно, через пять минут мне
нужно уходить. Если ты будешь слушаться и лежать тихонечко, то я побуду с
тобой все эти пять минут. Если же ты будешь болтать, мне придется уйти
сейчас же». Хотя обещание уйти похоже на угрозу, пусть это вас не
смущает, поскольку вы посулили ребенку награду: побыть с ним лишние пять
минут, если он будет лежать тихо.

Прежде чем попросить детей навести порядок в комнате и
идти обедать, предупредите их, что через пять минут им нужно будет
начать уборку, а затем сесть за стол. Пусть у детей будет некоторое
время свыкнуться с мыслью, что скоро им придется прекратить игру,
навести порядок, а затем идти в столовую. Можно сказать так: «Поиграйте
еще пять минут, затем наведете здесь порядок и идите обедать». Когда вы
напомните об этом через пять минут, дети будут более склонны к
сотрудничеству.

Поощрение – поистине волшебное средство: когда все
остальные методы не работают, обещание награды немедленно приводит к
желаемым результатам. Если вы не поймете смысла поощрений и не научитесь
ими пользоваться, остальные методы позитивного воспитания не принесут
пользы. Когда родители не умеют договориться с ребенком, пообещав ему
награду, у них остается один выбор: угрожать наказанием.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ СИТУАЦИИ

Если ребенок
вновь и вновь сопротивляется вашей воле в определенных ситуациях,
полезно пообещать ему какую-то награду заранее. Однажды мне пришлось
совершить длительный авиационный перелет вместе с моей дочерью Лорен, и
оказалось, что девочка никак не хочет слушаться меня в дороге. После
этого мы с женой стали готовиться к подобным поездкам заранее. Девочка
очень любила одно лакомство, и мы стали обещать ей это лакомство за то,
что она все путешествие будет нас слушаться. За то, что дочка слушалась
нас по пути в аэропорт, при посадке и взлете, она получала четверть
любимой шоколадной плитки. После того как мы без эксцессов пролетали
полпути, Лорен получала вторую четверть. После приземления мы давали
девочке третий кусок и по прибытии на место – четвертый.

Такая система прекрасно работала при каждом перелете.
Перед путешествием мы показывали малышке целую плитку. Пока мы
объясняли, как будем распределять шоколадку, в глазах девочки светилась
радость. И, хотя во время путешествия Лорен была занята своими играми,
она ни разу не забывала получить очередную порцию лакомства. Шоколадка
всегда маячила у нее на заднем плане сознания, напоминая девочке о
необходимости сотрудничать с родителями во время полета. Кроме того, мы
наперед заботились о том, чтобы малышке было чем заняться во время
поездки. Нелепо ожидать, что ребенок будет просто сидеть и наслаждаться
бездеятельностью все пять часов перелета.

Кроме того, что поощрение должно быть разумным и
каким-то образом связанным с ситуацией, необходимо, чтобы оно было
соразмерно жертве, которую вы требуете от ребенка. Если вы просите
ребенка сделать то, что он заведомо не любит, следует назначить ему
достаточно большую награду. Например, если вы собираетесь пригласить в
дом гостей, которые почему-то не по душе малышу, можно договориться с
ним следующим образом: «Я знаю, что эти люди тебе не нравятся, но они –
мои друзья. Если ты будешь вести себя с ними вежливо и дружелюбно, я
сделаю кое-что для тебя. В следующие выходные мы отправимся в зоопарк». В
этом случае вы обещаете ребенку довольно большую награду, поскольку
просите о чем-то, выходящем за рамки повседневной рутины, и понимаете,
насколько сложно ему будет выполнить вашу просьбу.

Дети охотнее идут на сотрудничество, если мы понимаем,
что им нелегко выполнить ту или иную нашу просьбу, и предлагаем за
сотрудничество довольно большую награду. Всякий раз когда вам предстоит
ситуация, регулярно вызывающая сопротивление ребенка, лучше всего
заранее приготовить для него значительное поощрение.

ПООЩРЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Поощрение
должно соответствовать возрасту ребенка. Подросткам уже не так важно,
чтобы вы уделяли им время, но у них появляются другие потребности. Им
нужны деньги и помощь. Как только подросток начинает зарабатывать и
тратить деньги, можно использовать их в качестве поощрения. Не следует
предлагать ребенку деньги слишком часто, но если соблюдать меру, такое
поощрение оказывается очень эффективным.

Если подросток не желает тратить время на то или иное
занятие, вы можете просто предложить ему вдвое больше карманных денег,
чем он получает обычно, или сумму, которую ему платят за день работы.
Если лишних денег в семье нет, то родители могут предложить подростку
свозить его куда-то на машине или помочь с выполнением какой-то из его
домашних обязанностей.

Некоторые родители поощряют детей за хорошие отметки
в школе, и такой подход оказывается весьма продуктивным. Конечно, не
всем детям требуется такая мотивация. Можно поощрять успеваемость
ребенка деньгами или же – предоставляя подростку больше свободы.
Естественно, ребенку можно давать свободу лишь после того, как он
завоюет соответствующее доверие, однако высокая успеваемость может быть
способом завоевать это доверие. Ведь, принося хорошие оценки, подросток
тем самым показывает, что он достаточно ответствен, а значит, ему можно
доверять и позволять гулять подольше.

ЕСЛИ РЕБЕНОК СКАНДАЛИТ НА ПУБЛИКЕ

Если
ребенок устраивает скандал в общественном месте, приходится признать,
что у вас нет достаточно времени, чтобы удовлетворить его потребности и
склонить к сотрудничеству. В такой момент вам очень пригодилась бы
любимая конфета малыша. Возможно, у вас нет возможности с сочувствием
выслушать ребенка, но вы можете поощрить его. Можно выйти из этой
неприятной ситуации, быстро предложив ребенку награду за сотрудничество.
Если у вас нет ничего подходящего ни в рукаве, ни в сумочке, лучше не
сражаться с ребенком, а выяснить, что он хочет и, при возможности,
предоставить ему это. Конечно, это – задабривание ребенка, но, если
подобное происходит редко, ничего страшного. Однако такая ситуация
служит сигналом, что вам следует быть пожестче с малышом дома и не
задабривать его слишком часто.

Если ребенок отказывается слушаться на людях, значит, вам нужно быть пожестче с ним дома и не задабривать его слишком часто.

В следующий раз заранее подготовьте ребенка к
подобной ситуации, объяснив ему, что вы понимаете, насколько трудно
слушаться родителей в супермаркете, стоя в очереди. Скажите, что вы тоже
не любите длинных очередей. Затем заключите с ребенком договор: «Если
ты будешь слушаться маму в магазине, мы раньше вернемся домой и у нас
будет время, чтобы поесть твои любимые хлопья». В магазине купите пачку
этих хлопьев, чтобы напомнить ребенку о договоре. Совершая покупки,
напоминайте, что ребенок ведет себя хорошо и что скоро он будет есть
свое любимое блюдо.

ПООЩРЕНИЕ ПОДОБНО ДЕСЕРТУ

Предлагая
ребенку награду, вы тем самым помогаете ему обратиться к той части его
существа, которая хочет помогать родителям. Ребенка побуждает к
сотрудничеству не сама награда. Она лишь пробуждает естественный
механизм самомотивации. Награды и привилегии подобны десерту. Если вы
будете есть только десерты, организм не получит всех питательных
веществ, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности. Одна из
причин, почему мы едим десерт в конце трапезы, состоит в том, что
сладкое может притупить чувство голода и у нас потом не будет желания
есть пищу, жизненно необходимую организму. Подобным же образом, если мы
станем полагаться только на награды, то у ребенка пропадет аппетит к
сотрудничеству.

Если мы станем полагаться только на награды, у ребенка пропадет аппетит к сотрудничеству.

Если взрослый человек работает только ради
поощрения, значит, чего-то в его жизни не хватает. Он работает только
ради того, чтобы получить желаемое, и забывает о своем подспудном
стремлении принести пользу людям. У него нет желания выполнить работу
по-настоящему хорошо, и человек делает только то, что необходимо для
заработка. Это нездоровый подход.

С другой стороны, служить людям, не заботясь о награде
или заработке, когда собственная семья нуждается, – тоже нездоровая
позиция. Успешные взрослые люди думают и о себе, и о других. Они
стараются что-то изменить в мире и при этом заботятся также об
удовлетворении собственных нужд. Соответствующим образом поощряя детей,
мы готовим их быть успешными в зрелости.

Соответствующим образом поощряя детей, мы учим их заботиться как о себе, так и о других людях.

Детям следует понять, что в жизни мы должны как
давать, так и брать. Если ты даешь, ты получаешь. Чтобы больше получить,
нужно больше отдать. Всякий раз когда вы просите ребенка дать вам
немного больше, чтобы потом он получил немного больше взамен, вы
преподаете ему очень важный жизненный урок. Ребенок учится заключать
сделки и вести переговоры. Он узнает, что, давая больше, он заслуживает
большего. И еще – он учится отказываться от сиюминутных желаний ради
чего-то более значительного в будущем.

СТОИТ ЛИ УЧИТЬСЯ НА ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ПОСТУПКА?

Многие
родители считают само собой разумеющимся, что, если ребенок не
сотрудничает, значит, он плох. Они полагают, что хорошие дети непременно
послушны. Позитивное воспитание признает, что ребенок отказывается от
сотрудничества не потому, что он плох, а просто потому, что не получает
необходимого. Если малыш сопротивляется, родители должны либо дать то, в
чем он нуждается, либо как-то поощрить ребенка, чтобы мотивировать его к
определенному поведению в данный момент.

Многие родители полагают, что хорошие дети непременно послушны.

Некоторые специалисты рекомендуют не преодолевать
сопротивление детей, а позволять им делать что вздумается, чтобы они
учились на естественных последствиях своих поступков. Например, если
ребенок отказывается надевать пальто, пускай пойдет погуляет на морозе
без пальто и простудится. Это станет для него уроком. Это неверный
подход. Единственное, чему научится ребенок, – это тому, что он не может полагаться на помощь родителей.

Когда я писал эту страницу, вошла моя жена и привела
пример. Лорен (тринадцать лет) забыла дома в принтере распечатанный для
сдачи реферат. Она очень старалась вовремя закончить работу и гордилась
ею. Бонни нашла реферат и сейчас собирается отвезти его дочери в школу,
чтобы Лорен не снизили балл за то, что работа не сдана вовремя.

Некоторые родители сказали бы, что девочка должна
получить урок о последствиях рассеянности. Не сдав работу вовремя, она
огорчится, и эта неудача послужит ей хорошим уроком на будущее. Это
всего лишь пережитки старого, основанного на страхе мышления. Почему бы
девочке не извлечь урок из своей удачи? Почему бы ей в очередной
раз не убедиться, что родители заботятся о ней и готовы при возможности
прийти на помощь. Если ваш спутник жизни что-то забудет, вы непременно
захотите прийти ему на помощь. Вы сделаете все, что в ваших силах. Детям
точно так же, как и нам, нужна поддержка близких – а возможно, даже
больше. Узнать из собственного опыта, что родные всегда придут тебе на
помощь, гораздо важнее, чем ощутить боль огорчения от того, что тебе
снижают оценку за работу, над которой ты с таким усердием трудилась.

Приверженцы школы естественных последствий сказали бы,
что это была для Лорен хорошая возможность понять, к чему приводит
рассеянность, чтобы в будущем она была повнимательнее. Да, в будущем она
действительно стала бы бояться забыть что-то важное, но страх –
не лучший побудительный фактор. Чтобы помнить, не нужно бояться.
Позитивное воспитание не нуждается в страхе, чтобы научить детей не быть
рассеянными. Успех точно так же научит ребенка быть внимательнее.

Позитивное воспитание не нуждается в страхе, чтобы научить детей не быть рассеянными.

Когда человек боится совершать ошибки, он только
совершает их еще больше. Многие люди заметили, что страх притягивает
именно те ситуации, которых мы боимся. Например, когда я надеваю новый
галстук, нередко получается так, что я ставлю на нем пятно в первый же
выход. С другой стороны, когда я надеваю новый галстук, мне говорят
больше комплиментов.

Если я думаю главным образом о том, как хороша моя
обновка, многие лк5ди замечают ее и делают комплименты. Если же я
беспокоюсь, как бы не запачкать галстук пищей, это происходит неизбежно.
Страх совершить ошибку не только привносит в нашу жизнь ненужную
тревогу, но и приводит к тому, что мы совершаем больше ошибок.

Ожидание положительных последствий – гораздо лучший
побуждающий фактор. А страх не обязательно учит ребенка осознавать
последствия того или иного поведения. Оставьте естественные последствия
природе – не нужно разыгрывать из себя Господа Бога. Вместо этого
родители должны делать все возможное, чтобы помочь детям. Если вы не
можете в чем-то помочь ребенку, не помогайте; но если можете -помогите
непременно.

Оставьте естественные последствия природе, не нужно играть в Бога.

Труднее всего ответить вот на какой вопрос: не
слишком ли многим я жертвую ради детей? Если родители подвергают себя
лишениям, значит, они дают своим детям слишком много, и те в результате
становятся чрезмерно требовательными.

Если вы даете детям слишком много, это легко исправить.
Дети сами дадут вам понять, что вы даете им сверх меры. Они станут
излишне требовательными, и их запросы начнут вас возмущать.

Значит, настало время давать поменьше. Это нормальная коррекция взаимоотношений, и ничего страшного тут нет.

ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ БОЯТСЯ ПООЩРЯТЬ ДЕТЕЙ

Иногда
родители боятся, что, если они станут поощрять ребенка, у того исчезнет
естественное стремление к сотрудничеству. Они живо представляют себе
привыкшего к поощрениям ребенка, который спрашивает по любому поводу: «А
что я буду с этого иметь?» Затем воображение этих родителей рисует, как
их ребенок начинает требовать за сотрудничество все больше и больше.
Такой кошмарный исход маловероятен, однако он возможен в том случае,
если родители не удовлетворяют всех остальных потребностей ребенка.

Всякий раз когда вы просите ребенка о сотрудничестве,
где-то в глубине его сознания действительно возникает совершенно
здоровый вопрос: «А что я буду с этого иметь?» – и, если его потребности
удовлетворяются должным образом, он не требует большего. Дети
сотрудничают потому, что в них от рождения заложено стремление слушаться
родителей – ради того, чтобы те их любили. Если ребенок осознает свои
потребности и верит, что получит необходимую поддержку, он идет на
сотрудничество с большой охотой.

Если ребенок получает то, что ему нужно, он не требует слишком много поощрений.

Пока ребенок получает то, что ему необходимо, он
осознает свои нужды и не теряется в собственных желаниях. Осознание
потребности в поддержке родителей побуждает ребенка к послушанию и
деликатности. Он не просит все новых наград. Он не сосредоточивается на
вопросе «а что я за это получу?» и не требует большего. Как правило,
дети настаивают на исполнении своих прихотей тогда, когда не понимают,
что им нужно на самом деле.

Мы часто ругаем детей. При этом забываем, что они заслуживают и поощрения. Ведь это не просто хороший педагогический прием, а и стимул для хорошего поведения. Как найти ту золотую серединку, которая бы помогла ребенку правильно воспринять это поощрение, а родителю грамотно похвалить его? В этом помогут разобраться советы психолога.

Родителям, говорят психологи, следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Они уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность.

Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег. Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  • Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  • Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  • Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  • Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  • Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»

Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.

Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

  • Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  • Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  • Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат. Как правильно поощрять детей?

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям. Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий - это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом.

Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками….

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков.

Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.

Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.

Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.

Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать….

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Некоторые родители деньгами поощряют детей за хорошие отметки в школе. Такой подход является довольно продуктивным. Можно поощрять успеваемость подростка не только деньгами, но и разрешить ему, например, погулять подольше или сходить в кино. Свободу ребенку дают обычно после того, как он завоюет соответствующее доверие родителей. Высокая успеваемость может быть как раз одним из способов завоевания доверия. Ведь если подросток хорошо учится, тем самым он демонстрирует, что он достаточно ответственен, а значит, ему можно доверять.

Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.

Прививать ребенку навыки правильного поведения необходимо не только методом наказаний, но и поощрений, если мы хотим добиться желаемого результата в воспитании. Недостаточно просто сказать ребенку «Нельзя», чтобы закрепить правильную модель поведения. Необходимо любое «Нельзя» дополнять: «Смотри, а вот это можно». Также ребенку, как и любому человеку, нужны поощрения и ласка за хорошее поведение, правильные поступки и успехи в чем-либо. Но при этом не забывайте, что в поощрении ребенок особенно остро нуждается, когда совершает ошибку. У малыша не должен формироваться стереотип: «Меня любят, только когда я хороший. А когда плохой — нет».

Виды поощрения ребенка

Похвала. Самый классический метод поощрений. При этом она бывает как продуктивной, так и нет. В первом случае хвалятся реальные успехи и достоинства ребенка. Во втором — несуществующие. Очевидно, что следует прибегать к первому варианту и избегать второго. Однако, чрезмерная даже продуктивная похвала может способствовать формированию нарциссизма у ребенка или патологической зависимости от чужого мнения. Поэтому лучше хвалить не самого ребенка, а те действия, которые он совершает, не забывая напоминать, что он сам может испытывать чувство гордости за себя, чтобы не возникла потребность получать постоянное одобрение своих действий со стороны. Пример: «Ты помыл посуду! Ты такой молодец! Ты можешь собой гордиться так же, как я горжусь тобой».

Ласка. Она является самым явным проявлением любви к ребенку. Но ни в коем случае не поощряйте таким способом ребенка только «по делу». Ласка должна быть без всякого повода, безусловной.

Общие дела. Дети очень любят, когда родители проводят с ними много времени, гуляют, играют, что-то вместе придумывают и т. д. Это развивает чувство близости и доверия. Этот вид поощрений, как и ласка, должен быть безусловным и радостным для обоих сторон. В качестве наказания ребенка можно лишить совместной деятельности только, если он совершил осознанный проступок, понимая, что так делать нельзя.

Материальное вознаграждение . Другими словами — подарки. Очень эффективный способ стимулирования ребенка к успехам и хорошему поведению. Однако, опять же подарки не должны быть «привязаны» к конкретному достижению. Они просто должны быть, мотивируя ребенка потому, что он чувствует, что нужен и любим.

Добавление «взрослых» прав. Приучайте постепенно ребенка к тому, что вы ему доверяете и даете все больше и больше прав. Например, разрешение на час позднее отправляться ко сну. Это считается самым действенным методом, который также должен существовать безусловно, без привязки к определенным успехам.

Система похвалы и наказания практикуется в воспитании всех детей, но вот проблема в том, что родители не всегда правильно знают, как применять ее. Поэтому в поведении детей чаще можно заметить больше негатива, чем позитива. И не все понимают, что поощрение детей дает более качественные результаты, чем их наказание.

Все родители привыкли, что поощрение и наказание детей должно зависеть от того, как ребенок ведет себя . При любых проступках следует наказание, а за какие-либо достижения будет похвала. Но вот родители чаще всего не замечают или не обращают внимания на малейшие детские достижения, воспринимая их как должное. Свое родительское внимание они концентрируют только на плохих поступках, за которые следует наказать. И потом родители жалуются, что их ребенок ведет себя плохо, и его не за что поощрять.

А ведь на самом деле поощрение детей может быть намного эффективнее, чем их наказание . Поощрять ребенка следует правильно. Действительно, не любое поощрение в семье может считаться правильным с точки зрения процесса воспитания. Так, родители часто пользуются откупом - они дают ребенку сладости или деньги за выполненную работу или хорошие оценки. Чем вам не поощрение? А ведь такой подход к поощрению детей неверен. Родители сами создают ситуацию, в которой ребенок учится не видеть свои достижения, а получать за них что-то ценное. Такие меркантильные отношения приводят к тому, что ребенок может возненавидеть физический или умственный труд, ведь за него ему в прямом смысле слова платят.

Не все родители понимают, что плохое поведение их детей напрямую связано с тем, на чем именно концентрируют внимание взрослые . Если родители обращают больше внимания на плохое поведение, то дети будут продолжать вести себя таким же образом. Если же акцентировать внимание на хорошем поведении, то поощрение детей принесет отличные результаты. Главное - правильно подбирать слова для похвалы и поощрения.

Подумайте, какие способы поощрения детей вы используете? Некоторые могут ответить, что это какая-либо награда за хорошее поведение (сладости или деньги). Для других поощрение детей - это освобождение от некоторых обязанностей, например, помыть сегодня посуду или убрать у себя в комнате. Но такое поощрение детей в корне неверно. Взрослые, сами того не понимая, изначально неправильно относятся к детям. Детей следует не баловать постоянно, а награждать за их достижения .

Для начала пересмотрите ваши высказывания в сторону ребенка , когда вы видите, что он чего-то не сделал. Все высказывания с негативным контекстом приведут к тому, что ребенок будет продолжать свои действия, которые приносят плохие результаты. Например, «ты снова не убрал свои игрушки» будете говорить вы, когда в следующий раз увидите беспорядок в комнате. Но когда ребенок наконец-то сам уберет свои игрушки, вы этого не заметите и подумаете, что его действия следует воспринимать, как само собой разумеющееся. А ведь простой фразы «молодец, как у тебя чисто в комнате!» было бы достаточно, чтобы подтолкнуть ребенка к выполнению нужных вам действий в следующий раз.

Поощрение детей также можно разработать в определенной системе . Напишите список дел, которые должен выполнять ваш ребенок каждый день. Вечером ставьте напротив каждого пункта звездочки. За выполненную работу всегда должна быть похвала. А вот к тому, что осталось невыполненным, следует относиться безразлично. За выполнение всех обязанностей должно быть поощрение ребенка. Это может быть поход в цирк или зоопарк. Пускай ваш ребенок увидит, как он добивается определенных успехов.

Поощрение детей также можно делать и в другой форме. Если ваш ребенок отказывается делать что-то, не кричите на него. Замените негативное выражение позитивным, но с уговором «если» . Например, не говорите, «ты опять не хочешь чистить зубы». Замените это выражение на такое: «если ты сейчас быстро почистишь зубы, у нас останется еще время, чтобы прочитать тебе две сказки вместо одной». Как видите, вы не наказываете ребенка, а просто корректируете его поведение так, как вам это нужно.

Следует учесть, что поощрение детей также может зависеть от их личностных качеств. Так, есть дети, которые не могут добиваться целей самостоятельно . Им всегда нужно, чтобы ими кто-то руководил. Любые собственные достижения следует поощрять, чтобы ребенок смог поверить в свои силы.

Существует еще один тип детей, которые стараются выполнить всю работу очень тщательно . Они переоценивают свои возможности и берутся за любое задание с такой щепетильностью, что чаще всего бросают все дела на полпути, так и не выполнив их, ведь они не могут отличить главное от второстепенного. В этом случае поощрение детей должно происходить не за окончательный результат, а на протяжении всего процесса выполнения работы, чтобы дать им почувствовать уверенность в своих силах.

Детей, которым все удается без особых проблем, следует поощрять очень осторожно . Дело в том, что в этом случае поощрение детей может нанести больше вреда, чем пользы. Подобный ребенок может стать слишком самоуверенным. К тому же, он может обесценивать достижения других детей, таким образом ставя себя выше других. Хвалить такого ребенка следует не за все заслуги, а только за те, которые дались ему действительно с трудом или же за помощь, которую он оказал другим детям. Только в этом случае поощрение ребенка будет эффективным.