Логопедические занятия по методике монтессори тема овощи. Развитие речи по методике марии монтессори. создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения

учитель-логопед ГКОУ СО СКО ШИ № 78

Использование метода М. Монтессори в коррекционно-логопедической работе со слабовидящими детьми

Нарушение речи у детей с дефектом зрения является распространенным явлением и носит стойкий характер. Около 70% детей, поступающих в первый класс школы для слабовидящих детей, имеют те или иные нарушения речи.

Общая особенность таких детей – нарушение словесного опосредования. Неточные представления об окружающем предметном мире ведут к накоплению в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности .

Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

Труднейшую медико-психолого-педагогическую проблему представляет сложное нарушение, образуемое сочетанием сниженного интеллекта при нарушениях зрения.

Дети с несформированностью языковых и речевых средств демонстрируют невысокие общеучебные способности: сосредоточенность, навыки коммуникации. Таким детям свойственны невротические проявления: плаксивость, агрессия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Деятельность таких детей хаотична, беспорядочна, неосмысленна.

Для большинства слабовидящих детей тонкие дифференцированные движения пальцев рук представляют большую трудность.


Коррекция системного недоразвития языковых и речевых средств у детей с нарушениями зрения требует особого подхода.

При организации диагностики и коррекции речевых нарушений применяются разнообразные педагогические технологии и их элементы. Для коррекционного учреждения, где обучаются дети с аномальным зрением, особенно привлекательны природосообразные технологии, в частности, технологии саморазвития М. Монтессори.

Методы Монтессори-педагогики оптимально подходят для ребенка с любым уровнем речевого, умственного развития, поскольку реализует индивидуальность в обучении.

Метод Монтессори признан здоровьесберегающим, т. к. кроме нормализации поведения обеспечивается охрана зрения и осанки.

Удовлетворяется двигательная активность ребенка, благодаря которой улучшается кровоснабжение головного мозга, повышается концентрация внимания и мотивация к обучению. Работа, которая заинтересовала ребенка, увеличивает его энергию. В процессе работы проявляется способность ребенка к поляризации внимания, т. е. к сосредоточенности. Длительная сосредоточенность на предмете не может быть ничем иным – только медитацией, приводящей к внутренней зрелости. М. Монтессори считает сосредоточенность необходимым условием и признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке – началом нормализации поведения.

Содержание логопедических занятий почти не отличается от общепринятого. Исключение составляют отдельные методические приемы и принцип планирования занятий , предложенный в образовательной программе для Монтессори-групп.

На занятиях используются монтессори-материалы, относящиеся к сенсомоторной сфере (мелкие предметы и игрушки, крупы, фасоль, бусины, вода).

Речевой центр находится в связи с центром не только верхних, но также и нижних конечностей, следовательно, упражнения руки или ноги, главным образом руки, благотворно сказываются на развитии детской речи и на исправлении её дефектов. Руки, привыкшие ощупывать предметы, приобретают точность движений, совершенствуется координация «глаз-рука». Создаются условия для развития ловкости рук, острого зрения и аналитического мышления.

Работа с этими материалами позволяет решить несколько важных коррекционных задач:

· Снять напряжение.

· Способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-моторных координаций.

· Способствовать развитию концентрации внимания.

Вот несколько упражнений Монтессори-метода, которые используются на уроках и логопедических занятиях:

· Работа с мелкими предметами в миске с пшеном (фасолью).

· Рамка со шнуровкой.

· Сортировка бусин по цвету, форме, размеру.

· Перекладывание бусин пинцетом.

· Выкладывание узора из бусин.

· Игры с прищепками.

· Переливание из кувшина в кувшин.

· Переливание из миски в миску шприцем.

· Переливание из миски в миску резиновой спринцовкой.

· Переливание из миски в миску пипеткой.

· Переливание воды через воронку.

· Выжимание губки.

· Пересыпание из миски в миску ложкой.

· Просеивание через сито.

· Сортирование круп и предметов.


· Плетение косы.

· Вышивание на картоне.

· Складывание мозаики.

· Подбери крышечку.

· Цветные дорожки из бисера.

· Игры с подушечками.

Используются упражнения, помогающие ребенку развить фонема тический слух и анализировать звукобуквенный состав слов:

· Игра в первый звук.

· Игра «Начало, середина, конец».

· Шумовые коробочки.

Для работы с детьми используются материалы для развития речи, ориентированные на расширение словарного запаса (коллекция реалистически изображенных в уменьшенном размере объемных предметов и наборы карточек с изображением этих предметов), материалы по обучению письму и чтению (рамки и вкладыши; обводки и штриховки; шершавые буквы).

Для развития навыков письма используются буквы из наждачной бумаги. Ребенок может зрительно и тактильно воспринимать букву. Происходит координация зрительных, тактильных и мускульных ощущений. Используется такой прием как письмо букв на манке.

Практика работы в Монтессори-среде доказала свою эффективность. В специально подготовленной среде ребенок удовлетворяет потребность в накоплении и обобщении чувственного опыта.

После применения методов Монтессори у детей отмечается динамика в двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функциях.

В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления. Дети овладевают навыками связной речи: описательным и последовательным рассказом. Речь детей становится наполненной конкретным содержанием, описательные рассказы приобретают конкретно-образный характер.

Нормализуется поведение и повышается эффективность коррекционной логопедической работы, т. к. дети начинают демонстрировать поведение, свойственное детям без речевых нарушений.

Материал подготовила
Филиппова Анастасия Юрьевна.
Учитель-логопед МДОУ №30 г.Раменское, монтессори-педагог


Используя методику М.Монтессори в коррекции ОНР логопед может не только осуществлять коррекцию лексико-грамматического строя речи, но и бороться со вторичными проявлениями ОНР: негативизм, СДВГ. Кроме того данный метод основывается на развитии чувственного опыта, который является базисным для детей с нарушениями речи.


Как известно, в работе логопеда с детьми, имеющими ОНР III уровня на первый план выходит коррекция лексико-грамматического строя речи.

Данная работа проводилась нами в сочетании традиционной методики и инновационной, с использованием элементов педагогики М. Монтессори, которая включала:

Ходьбу по линии;

Приветствие;

-«круг»;

-«трехступенчатый урок»;

-«минутка тишины»;

Работа с Монтессори-материалом;


На первом этапе помимо основных задач по развитию лексико-грамматического строя речи необходимо было решить также ряд дополнительных коррекционных задач в общей структуре методики М.Монтессори:

Научить детей навыкам расслабления, снятия мышечного напряжения;

Обучить правилам работы в группе и способам концентрации внимания;

Установить доверительные отношения внутри коллектива дошкольников;

Развитие мотивационной составляющей занятий, познавательного интереса;

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие лексического запаса. Формирование направленности внимания к изменению грамматических форм.

Лексическая тема «Фрукты».

Ходьба на линии: дети выполняют различные упражнения на координацию движений, задания на выполнение инструкций различной по сложности, а также упражнения на развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Дети носят в руках различные предметы, чашки, ложки с шариками. Используются различные варианты ходьбы: спиной вперед, боком, с кружениями, под музыку, под звучание музыкальных инструментов.

Приветствие: дошкольники садятся по кругу и передают зажженную свечу со словами приветствия. Огонь помогает сконцентрировать внимание, настроиться на мирный лад, способствует межличностному контакту. Дети могут здороваться громко и четко, ласковыми словами или шепотом.

Данные приемы способствуют улучшению атмосферы в группе, создают положительный настрой на занятия, удовлетворяют потребность детей в движении, формируют доверие к педагогу.

Круг: во время его проведения дети рассматривают и ощупывают настоящие фрукты: яблоко, банан, киви, апельсин, лимон. Логопед составляет рассказ-описание каждого фрукта, характеризуя его форму, цвет, вкус- в словарь детей вводятся относительные прилагательные. Формируется обобщающее понятие «фрукты». Затем фрукты разрезают, пробуют на вкус, выдавливают из них сок. В процессе данных действий происходит пополнение глагольного словаря и происходит разграничение семантики различных действий (резать, выжимать, перекладывать, наливать, размешивать) , кроме того, логопед, комментируя свои действия, обучает детей префиксальному образованию глаголов (наливать, переливать, разливать, подливать, доливать ), затем дети самостоятельно комментируют свои действия.

Пробуя сок на вкус, дети учатся составлять относительные прилагательные от существительных: сок из апельсина- апельсиновый, сок из лимона-лимонный, пюре из яблока-яблочное.

Развитие лексики неразрывно связано с развитием грамматики. Осуществляя манипуляции с различными фруктами, происходит усвоение родительного падежа множественного числа существительных: У Маши есть яблоко, а у Коли нет (чего?)-яблока, у Вани много (чего?)- яблок.

В качестве дидактических игр использовались следующие: «Угадай по описанию», «Угадай на вкус», «Волшебный мошек», «Четвертый лишний».

«Минута тишины»: в конце занятия дети ложились на ковер и слушали мельчайшие шорохи и шумы или лежали с закрытыми глазами и слушали спокойную музыку. Данные релаксационные упражнения обладают терапевтическим эффектом, т.к. способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения, нормализуют работу нервной системы.

Таким образом, через тактильные, зрительные и вкусовые ощущения у детей происходит формирование номинативного, глагольного словаря, словаря прилагательных, установление семантического значения слова, развиваются навыки словоизменения и словообразования. Детям с общим недоразвитием речи III уровня достаточно сложно долго концентрировать внимание, а совершая различные манипуляции с натуральными продуктами и предметами, они способны гораздо дольше проявлять познавательный интерес и являются активными участниками коррекционного процесса.

В качестве дальнейших упражнений детям предлагалось соотнести натуральные фрукты с картинками. Аналогичным образом проводилась работа по лексической теме «Овощи». Затем проводился урок-классификация для разграничения понятий «Овощи» и «Фрукты». Дети классифицировали картинки и предметы на две категории, объясняя свои действия. В дальнейшем, используя настоящие предметы быта, проходила активизации словаря и закреплялись семантических категории по темам: продукты питания, одежда, обувь, головные уборы, профессии, мебель.

В Монтессори-группе, для закрепления семантического значения слова предусмотрены различные действия в «зоне практической жизни»: мытье посуды (активизация словаря

Светлана Владимирова
Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома

Ежегодно в наш детский дом поступают дети , которые либо никогда не знали семью, либо по разным причинам произошло разлучение с семьей. Проводя логопедическое обследование детей , я обратила внимание на то, что чаще всего дети поступают с нарушением всех компонентов речи : смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Анализ исследования показывает, что у этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и её предпосылки. У них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, страдает предметная деятельность. Кроме того, в следствие ранней социальной депривации у детей нет потребности в общении и слаборазвиты доречевые средства общения, несформировано слуховое внимание и восприятие, фонематический слух, артикуляционный аппарат, очень сильно страдает мелкая моторика.

В планировании своей работы я опираюсь на методики обучения таких авторов как Т. Б. Филичева, З. Е. Агранович, Н. В. Нищева, Т. А. Ткачева и др.

Учитывая все трудности в своей работе , я поняла, что данную проблему мне поможет решить внедрение в практику элементов методики М . Монтессори . Большую помощь мне в этом оказало специальное обучение в Ассоциации Монтессори - педагогике в городе Москва.

Я считаю, что любой человек с самого рождения наделён собственным внутренним потенциалом, уникальностью. И мы, взрослые, должны своевременно раскрыть способности, создать условия для максимального развития ребенка.

Мария Монтессори основывалась на идее детского впитывающего сознания, она считала, что с самого рождения ребенок, как губка – впитывает всё, что его окружает. Ведь это так и есть. Как показывает опыт работы логопеда в детском доме , сенсоматорика (слух, осязание, обоняние, зрение) служит тем толчком, когда включается компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи.

Основной целью логопедической работы с использованием элементов методики М . Монтессори я поставила :

Создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования дидактических Монтессори – материалов .

Задачи, которые я решаю в своей работе :

Создать базу для формирования сенсорных представлений и эталонов, как предпосылку умственного развития.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Стимулировать развитие различных анализаторов – визуального, слухового, осязательного, кинестетического.

Решать образовательные задачи с помощью Монтессори – материалов .

Сформировать учебные навыки : познавательный интерес, способность к длительному сосредоточению, работоспособность , произвольность.

Развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на организованную деятельность.

Реализовывать на практике принципы здоровье – и энергосберегающих систем обучения.

Для решения всех этих задач на своих логопедических занятиях я использую методики следующих авторов : М. Монтессори , Е. Хилтунен, Е. Б. Танникова, Н. В. Пятибратова.

Свою работу я начала с детьми 3-4 лет. В средней группе выбор в пользу преобладания именно сенсомоторных материалов основан на принципах сенситивных периодов развития. Помогли мне в этом материалы, представленные в книге автора Пятибратовой Н. В.

Организация занятия традиционная :

Начинается с круга, содержание которого соответствует планированию работы . Круг - это, прежде всего, возможность побыть вместе. Дети рассказывают, о чем ты думают, что чувствуют, задают вопросы, высказывают свое мнение. Также на круге повторяем правила работы с Монтессори – материалом в стихотворной форме.

Ходьба на линии : Сюда я включаю упражнения на координацию движения, задания на развития внимания, памяти и фонематического слуха. Хорошо использовать логоритмические движения .

На приветствии можно решить разные коррекционные задачи : увеличение словарного запаса необходимыми словами (добрыми словами, употребление уменьшительно-ласкательных форм имен) . На приветствии закрепляем внятность произношений имен, работаем над силой и темпом голоса (тихо – громко, шепотом, быстро – медленно) . Также я включаю сюда пальчиковую гимнастику, су-джок.

На минутках тишины уместно использовать элементы аутотренинга с релаксацией под тихую музыку (пение птиц, звуки животных, води и т. д., различные расслабляющие движения.

Во время свободной работы ребенок сам выбирает Монтессори – материал , место, где устроиться. Моя задача – показать, как работать с материалом . Материалы меняются по необходимости, так как дети много и охотно работают с ними . Для отслеживания динамики обучения по Монтессори – материалам я веду учет работы их использования . Специфика логопедической работы заключается в том , что необходимо отменить или видоизменить некоторые основополагающие принципы классического Монтессори – метода , где педагог и ребенок минимально пользуется речью. Так как моей основной целью является решение речевых задач в процессе презентации идет речевое сопровождение деятельности планирования работы .

В результате использования элементов методики Монтессори я отметила , что у детей формируются такие качества :

уверенность в себе

позитивная самооценка

высокая познавательная мотивация

умение делать выбор исходя из реальных потребностей

способность концентрироваться на работе

трудолюбие и самостоятельность

умение общаться

Список использованной литературы :

Афанасьева Т. И «Учить по Монтессори » (из опыта работы , Москва, 1996 г.

Монтессори М . «Дети – другие» , Москва 2005 г.

Пятибратова Н. В. «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори », Москва, 2010 г.

Танникова Е. Б. «Монтессори группы в ДОУ » , Москва, 2007 г.

Хилтунен Е. «Уроки на корточках» , Москва, 2006 г.

Система Монтессори до сих пор остаётся востребованной и популярной среди воспитателей и мам. Один из факторов подобного успеха – одновременное совершенствование практически всех сторон детской личности.

Так, например, развитие речи у ребятишек идёт вкупе со становлением других важнейших умений – точной моторики, сенсорики и навыков самообслуживания.

Рассмотрим подробнее особенности данной методики и её вклад в речевое развитие.

Первоначально система Монтессори предназначалась для обучения малышей, имеющих серьёзные интеллектуальные проблемы. Так как большинство этих деток имело проблемы с речью, автор придумала и внедрила комплекс упражнений, развивающих языковые навыки благодаря совершенствованию тонкой моторики пальчиков.

Поскольку ребенок с задержанным развитием не всегда понимал объяснения педагогов, Монтессори включила в образовательный процесс специальные материалы (пособия и игрушки), при помощи которых воспитанники изучали окружающую действительность на основании «самообслуживания». Малыш самостоятельно изучал предметы и учился ими пользоваться.

Через определённый промежуток времени выяснилось, что прежде казавшиеся необучаемыми дети научились чтению, письму и счёту гораздо раньше развитых ровесников из соседних учебных учреждений. В чём секрет подобной успешности?

Основные положения Монтессори-педагогики – максимальная свобода и минимальное вмешательство в учебный процесс. Кроме того, не следует забывать и о других принципах методики:

  • самостоятельность ребёнка в выборе игрового материала, длительности занятия;
  • учёт индивидуальных особенностей каждого малыша;
  • учитель не обучает, а направляет самостоятельную активность ребёнка;
  • разработка особой «обстановки развития», в которой ребёнок может и хочет проявить собственную индивидуальность.

Следует сказать несколько слов о разработке развивающей среды и её влиянии на реализацию других методических принципов. Основой среды являются самые обыденные предметы. Благодаря этой «обычности» и простоте, ребёнок стремится к самостоятельному познанию мира через опыты и действия.

Организация обучающих зон

Чтобы реализовать все образовательные и воспитательные задачи, пространство, в котором расположены дети, определённым образом организуют. То есть делят на зоны, располагая в них дидактические материалы.

Читайте также: Нарушения письменной речи и чтения. Причины и признаки

  1. Зона реальной жизни. В этом пространстве ребёнок учится простым навыкам самообслуживания. К примеру, готовит еду, убирается, застёгивает пуговицы, сервирует стол. Причём все действия малыш выполняет серьёзно, словно взрослый.
  2. Сенсорная зона. В этой среде ребёнок познаёт свойства предметов с помощью слухового и зрительного анализаторов, обоняния и осязания. Малыши трогают, собирают, взвешивают самые разные материалы, развивая в процессе игры точную моторику, внимание и речь.
  3. Математическая зона. Ребёнок через игры с пособиями учится выполнять элементарные действия – складывать, вычитать, делить. Кроме того, происходит формирование пространственного мышления и логики.
  4. Космическая зона. В этом пространстве ребёнок знакомится с окружающим миром во всём его многообразии – с фауной и флорой, государствами и культурой, простейшими физическими процессами.
  5. Языковая зона. Подобранные книжки и учебные материалы способствуют скорейшему развитию речевых навыков, формированию детского словаря, обучению грамоте.

Помимо непосредственно речевой зоны, остальные учебные пространства также помогают формированию языковых умений. Тренировка точной моторики через упражнения с бусинами, шнуровками, сенсорные игры ускоряют совершенствование речи.

Развитие речевых навыков

Итак, роль Марии Монтессори в развитии речи детей сложно переоценить. Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых умений. Выбор пособий и упражнений во многом зависит от возраста воспитанника.

От года до трёх лет

С самыми маленькими учениками педагоги проводят многочисленные пальчиковые игры и гимнастику, которые обычно сопровождаются простыми стишками. Это помогает активизировать языковое развитие, расширить словарь и совершенствовать процесс запоминания информации.

Самые популярные материалы в этот период:

  • фигурки-вкладыши;
  • пособия для ощупывания;
  • книжки с максимально реалистичными изображениями;
  • звуковые коробочки.

Последнее пособие представляет особый интерес. Перед обучением грамоте Монтессори предлагала выполнять упражнения для различения звуков. С этой целью нужно подготовить небольшие предметы и игрушки, которые раскладываются в коробку с отделениями (больше всего подходит кейс для инструментов). На каждом ящичке клеится буковка, обозначающая определённый звук, который имеется в игрушках. Например, в ячейках с буквой «Ш» находятся следующие предметы: мышка, кошка, кашалот, шуруп.

От трёх до семи лет

Овладеть чтением для ребёнка гораздо сложнее, нежели научиться писать. Вот почему Монтессори предлагала сначала обучить детей графомоторным навыкам, причём делать это нужно уже с трёх лет. Однако важное отличие данной методики в том, что автор отказалась от первоначального выведения печатных букв и ввела понятие так называемого «спонтанного письма».

По мнению Монтессори, для ребёнка выведение округлых линий гораздо естественнее, чем рисование «рубленных» печатных букв. При спонтанном письме дети 4-5 лет, ещё незнакомые с алфавитом, уже самопроизвольно изображают прописные буквы и даже слова.

Согласно методике Монтессори, стандартная зона развития речи должна включать следующие материалы и упражнения для овладения письмом и чтением:

  • игры с буквами с шершавой поверхностью;
  • подвижный алфавит;
  • книжки;
  • пособия для раскрашивания;
  • обводка слов и изображений;
  • переписывание коротких слов;
  • карточки со словами.

Программа «Игротека Монтессори» предназначена для работы с детьми от 1,5 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. И направлена на раннее развитие детей. Программа включает в себя как упражнения по методу Марии Монтессори и ее последователей, так и другие нетрадиционные упражнения на развитие воображения и творческого мышления, развитие мелкой моторики и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования:

«Игротека Монтессори»

Психолог МАДОУ ДС № 146

Отева Надежда Ивановна

г. Тюмень, 2011г.

  1. Пояснительная записка

Программа «Игротека Монтессори» предназначена для работы с детьми от 1,5 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. И направлена на раннее развитие детей. Программа включает в себя как упражнения по методу Марии Монтессори и ее последователей, так и другие нетрадиционные упражнения на развитие воображения и творческого мышления, развитие мелкой моторики и речи.

Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка до 3-4 лет. Получение информации для ребенка является необходимостью. Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.

Почему в основу программы положены идеи М. Монтессори? Развивающих методик много, но методика Марии Монтессори не только признана – в некоторых странах (Италии, Японии, Германии), она является ведущей. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.

В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Когда наступает благоприятный (сензитивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша. Можно также предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовиться к нему. Так, период от рождения до 6 лет – период активного развития речи, от рождения до 5 лет – период активного чувственного (сенсорного) развития, от рождения до 3,5 лет – движение как способ познания мира, от 2 до 4 лет – период формирования представления о порядке и аккуратности, от 2,5 до 6 лет – период усвоения норм поведения в обществе.

Упражнения по методу Марии Монтессори позволяют создать условия для развития тех или иных способностей.

Основной девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».

Основные принципы:

- создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;

- не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит;

- помочь ребенку освоиться в окружающем мире, подготовить для этого условия;

- поддерживать детский интерес;

- в группе занимаются дети разных возрастов (Дмитриева В.Г., 2009; Хилтунен Е.А., 2010).

На наш взгляд, наиболее эффективным является использование упражнений Монтессори и ее последователей в сочетании с другими нетрадиционными формами (сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, элементы театрализованной деятельности, арт-терапии).

  1. Цель программы:

Изучение окружающего мира доступным для ребенка способом – опираясь на чувственный опыт и развитие мелкой моторики.

Задачи:

  1. Образовательно-развивающие:
  1. Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности;
  2. Сенсорное развитие ребенка;
  3. Развитие математических способностей;
  4. Расширение кругозора ребенка;
  5. Развитие речи ребенка путем развития мелкой моторики.
  1. Оздоровительные:
  1. Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;
  2. Организация максимально подходящих условий для развития ребенка.
  1. Воспитательные:
  1. Формирование у ребенка интереса к работе с различным материалом;
  2. Усвоение социальных норм поведения;
  3. Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь договариваться.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, практический

Средства реализации:

Во время занятий используются элементы театрализованной деятельности (знакомство с игрушкой), упражнения-игры с Монтессори-материалом, сказкотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, подвижные игры, дается домашнее задание на повторение упражнений с подручным материалом.

Способы организации:

Занятия проводятся малыми группами (не более 5 человек). Занятия рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю, всего 16 занятий. Длительность встречи 20-30 минут. Встреча строится по определенной схеме (см. методические рекомендации).

Материалы и оборудование

Номер занятия

материалы

Игрушка жираф, музыка, чистые листы, мелки, рисунок зайки, карандаш, платок, коробка с крышкой, кружка, сумка, горох или рис, чайная ложка, две круглые плошки

Игрушка ежик, поднос, 2 баночки с водой, губка, шприц (без иглы) или пипетка, бокалы с водой, палочка с шариком на конце, пластилин, картон

Игрушка собака, дидактическая игра «Теремок», пальчиковые краски, стаканчик с водой, чистые листы бумаги

Игрушка кошка, 2 миски с водой, сито с ручкой, 3 теннисных шарика, губка, краски, листы бумаги, кисточки, стаканчик с водой

Игрушка зайчик, 2 сосуда, крупа или песок, чашка, игрушки, поднос с манкой, зубная щетка, краски, листы, стаканчик с водой

Игрушка мышка, коробка с ножницами, листы бумаги с нарисованными вертикальными полосками, точилка, 2 карандаша, стакан для стружки, доски для лепки, соленое тесто

Игрушка тигренок, мешочки с бусами, шнурками, палочками, тихая музыка, корзинка со шнурками, металлофон, листы бумаги, цветная изолента

Игрушка мишка, блоки цилиндров, матрешка, пирамидка, вата, клей, листы бумаги

Игрушка лягушка, кусочки различных материалов, комочки бумаги, махровая ткань, штампы, краски, бумага, стаканчик с водой

Игрушка цыпленок, платок, газета, целлофан, 2 камня, 2 щетки, махровая салфетка, металлофон, кисти, краски, листы, стаканчик с водой

Игрушка крот, корзинка, геометрические тела, мешочек, подносы с песком

Игрушка енот, геометрические тела, 5 пар небольших игрушек, коробка с двумя отделами, фигурки животных и карточки с их изображениями, гуашь, кисти, стаканчик с водой, листы бумаги

Игрушка слон, 2 миски с водой, губка, корзина, прищепки, набор для квилинга (бумагокручение)

Игрушка бык, мозаика, поднос с крупой, ткань, фломастеры для ткани

Игрушка поросенок, 10 карточек с кармашками и изображениями количества предметов, карточки с цифрами, монеты и купюры по 10 руб., копилка, фантики от конфет,

Игрушка осел, фольга, карандаши

  1. Учебный план

Разделы программы

Количество занятий

Знакомство, упражнения для координации движений и подготовки к жизни в группе

Упражнения с водой

Упражнения, помогающие ребенку самостоятельно одеваться и раздеваться

Упражнения с крупой

Группа упражнений по уходу за окружающей средой

Упражнения в тишине

Упражнения для развития (утончения) зрения

Упражнения для развития (утончения) тактильного чувства

Упражнения на развитие (утончение) слуха

Упражнения на развитие стереогностического чувства (упражнения с геометрическими телами)

Упражнения на пополнение словарного запаса

Сенсорные упражнения, помогающие развитию языка

Рисование и письмо

Упражнение по математике

Завершающее упражнение

Итого

  1. Учебно-тематический план

1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

приветствие

«Знакомство с жирафом»

«Знакомство с ёжиком»

«Знакомство с собачкой»

«Знакомство с кошкой»

«Шумная комната» Как переносят различные предметы.

Как пересыпают из одного сосуда в другой

Как переливают воду из одного сосуда в другой. «Звенящая» вода

Работа с застежками, «Теремок»

Подвижные игры

Имитация движений животных под стихотворение и под музыку

Веселая физкультура «Вышли звери на зарядку»

«Жил-был гном»

Зарядка под сказку

Рисунок мелками «Мое настроение» и «Следы животных». «Спрячь зайку от лисы» (штриховка)

Рисование пластилином

Рисование пальчиковыми красками

Волшебные кляксы

5 занятие

6 занятие

7 занятие

8 занятие

приветствие

«Знакомство с зайчиком»

«Знакомство с мышкой»

«Знакомство с тигренком»

«Знакомство с мишкой»

Упражнение по методу Монтессори

Пересыпание крупы. Поиск игрушки в крупе. Рисование на манке

Как режут ножницами. Как затачивают карандаш.

Узоры.Картина из шнурков. Музыкальные фантазии

Блоки цилиндров. Русская матрешка. Русская пирамидка

Подвижные игры

«Аист»

«Кузнечики»

«Бабочка»

«Лягушка»

Изобразительная деятельность (нетрадиционные формы)

Рисование зубной щеткой

Лепка из соленого теста

Аппликация из цветной изоленты

Аппликация из ваты

9 занятие

10 занятие

11 занятие

12 занятие

приветствие

«Знакомство с лягушкой»

«Знакомство с цыпленком»

«Знакомство с кротом»

«Знакомство с енотом»

Упражнение по методу Монтессори

Лоскутки.

Тактильная дорожка.

«Что шуршит?»

Как можно сочинять музыку

Геометрические тела. Мешочек с геометрическими телами. Игра «Найди предмет».

Волшебный мешочек. «Предмет-картинка».

Подвижные игры

«Ветер»

«Зайка»

«Мышки»

«Гномы»

Изобразительная деятельность (нетрадиционные формы)

Рисунки отпечатками рук, пальчиков, штампов

Пятнистая черепаха

Рисование песком

Рисование гуашью

13 занятие

14 занятие

15 занятие

16 занятие

приветствие

«Знакомство со слоником»

«Знакомство с бычком»

«Знакомство с поросенком»

«Знакомство с осликом»

Упражнение по методу Монтессори

Выжимание губки. Прищепки в корзинке.

Складывание мозаики. Рисование на крупе

Кармашки Размен купюр. Игры с монетами.

Стаканчики с фасолью

Интегрирующие упражнения. Свободная игра

Подвижные игры

«Паровоз»

«Шел король по лесу»

«Кто живет у нас в квартире»

Интегрирующие упражнения (наиболее понравившиеся детям)

Изобразительная деятельность (нетрадиционные формы)

Техника бумагокручения (квилинг)

Рисование на ткани

Закладки и аппликации из фантиков от конфет

Рисование на фольге

  1. Содержание программы

«Знакомство с …»

Цели и задачи:

Сформировать у ребенка интерес к занятиям.

Методы обучения:

Показ действий с помощью кукольного театра.

Подвижные игры

Цели и задачи:

Развитие общих движений, умение действовать в движении одновременно с другими детьми, проявлять активность, сочетать движение с сигналом (действие по команде).

Методы обучения:

Проговаривание стишков в сочетании с показом действий (См. Приложение 1).

Монтессори-игры

Шумная комната

Цель: адаптация к занятиям, эмоциональная и физическая разрядка.

Материалы: игровая комната с разнообразными игрушками (кабинет психолога).

Ход игры: ребенку разрешается активно двигаться и шуметь столько, сколько им хочется, но при этом соблюдать «свод правил пребывания в шумной комнате», который позволял бы детям не мешать друг другу. Например: нельзя дотрагиваться друг до друга, когда бегаешь или размахиваешь руками.

Как переносят различные предметы (коллективное занятие в кругу)

Цели

Прямая: дети учатся красиво и аккуратно носить предметы обыденной жизни, тихо ставить и класть их на стол или на полку.

Косвенная: владение своим телом; координация и точность движений; концентрация внимания; самостоятельность; навык социального поведения.

Материалы: под платком спрятаны заранее подготовленные предметы: коробочка с крышкой, цветок в горшке, кружка, сумка, поднос с баночками и т.д.

Ход игры:

Наставница говорит детям: «Я покажу вам, как носят разные предметы, а потом вы попробуете делать это самостоятельно». Она подходит к столику и поднимает «Волшебный платок». Дети видят, что под платком спрятаны знакомые и незнакомые им предметы. Наставница берет один из них и неспешно обходит детей, показывая каждому, как ее носят, а потом неслышно ставят на стол. Затем дети повторяют ее действия.

Как пересыпают зерно из одного предмета в другой

Цели

Прямая: ребенок учится перекладывать или пересыпать зерно с помощью ложки из одной миски в другую

Косвенная: координация мелких движений кисти руки; концентрация внимания; развитие независимости; последовательность движений; подготовка к письму.

Материалы: две круглые плошки на небольшом подносе. В левую насыпано зерно: гречка. Горох или рис. Между плошками на подносе лежит чайная ложка.

Ход игры: Наставница садится справа от ребенка и говорит: «Я покажу тебе, как пересыпают зерно с помощью ложки». Она берет с подноса чайную ложку, наполняет ее зерном и, приподнимая и перенося слева направо, опрокидывает зерно в правую плошку. При этом нужно, чтобы поднос оставался чистым. Затем ее действия повторяют дети.

Как переливают воду из одного сосуда в другой.

Цели

Прямая: умение самостоятельно аккуратно переливать воду из сосуда в сосуд.

Косвенная: развитие самостоятельности, концентрации внимания, внутренней сосредоточенности, координации и последовательности движений; выработка глазомера; тренировка пальцев и запястья рук, косвенно готовящая ребенка к письму.

Материалы: на небольшом подносе стоят друг против друга две баночки. Между ними – маленькая губка для впитывания пролитых капель. Правая баночка до половины налита водой. Шприцы (без иглы) или пипетки.

Ход игры: Наставница показывает ребенку, как переливают воду из одной баночки в другую: «Сначала покажу я, а потом попробуешь ты». Она медленно переливает воду из правой баночки в левую, затем губкой вытирает случайно попавшие на поднос капельки. Ребенок повторяет ее действия. Затем предлагается попробовать перелить воду с помощью пипетки или шприца.

«Звенящая» вода (дополнительно)

Материалы: поднос, на котором стоят различные бокалы, до середины наполненные водой; палочка с шариком на конце.

Ход игры: Ребенку показывают, как, ударяя палочкой по стаканчикам, можно услышать звон, который меняется в зависимости от количества воды.

«Теремок»

Цели

Прямая: самостоятельно научиться застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, петли, «молнии», завязывать шнуры и банты.

Косвенная: новый шаг в независимости от взрослого, тренировка пальцев рук, координация движений, концентрация внимания, освоение последовательности действий, подготовка к письму.

Материалы: дидактическая игра «Теремок»

Ход игры: Наставница представляет «Теремок» и показывает, как нужно работать с застежками (с каждой по очереди) . Затем ребенок так же повторяет ее действия с каждой из застежек.

Перекладывание шариков (игры с водой)

Цели: развитие самостоятельности, концентрации внимания, тренировка пальцев и запястья рук, косвенно готовящая ребенка к письму.

Материалы: на подносе стоят две маленькие миски (одна из них с водой), лежит ситечко с ручкой. В воде плавают 3-4 пластмассовых теннисных шарика. Маленькая губка.

Ход игры: Ребенку показывают, как из одной миски в другую перекладывают шарики с помощью сита. Капли воды вытирают губкой. Затем действия наставницы повторяет ребенок.

Пересыпание крупы.

Цели

Прямая: научиться пересыпать крупу или песок из одного сосуда в другой

Косвенная: концентрация внимания, координация движений, развитие мелкой моторики, подготовка к письму.

Материалы: два сосуда, крупа или песок

Ход игры: Наставница предлагает показать ребенку, как пересыпают зерно, а потом попробовать сделать эту работу самостоятельно.

Поиск игрушки в крупе.

Цель: развитие мелкой моторики.

Материалы: чашка с песком (крупой), спрятанные в песке игрушки.

Ход игры: Ребенку предлагают найти спрятанную в крупе (песке) игрушку.

Рисование на манке

Цель: развитие мелкой моторики, концентрации внимания, воображения.

Материалы: поднос с манкой.

Ход игры: Детям предлагают порисовать вместе на манке, сначала рисует наставница, потом сам ребенок.

Как режут ножницами

Цели

Прямая: ребенок учится работать ножницами.

Косвенная: развитие самостоятельности, умения координировать движения, концентрироваться, работать аккуратно, тренировка пальцев и запястья, подготовка к ручному творчеству, подготовка к письму.

Материалы: небольшая коробка, в которой лежат ножницы с тупыми концами и полоски бумаги с нанесенными на них вертикальными линиями, по которым их надо разрезать или другие листки бумаги с более сложным рисунком; фигурные ножницы (желательно).

Ход игры: Наставница показывает ребенку, как берут в руки ножницы и как резать бумагу. Затем ребенок пробует резать бумагу с помощью ножниц. Отрезки бумаги складываются в отдельную коробку. Из них можно потом сделать красивую аппликацию.

Как затачивают карандаш

Цели

Прямая: научиться пользоваться точилкой для карандашей.

Косвенная: контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.

Материалы: на небольшом подносе – точилка для карандашей, 2 простых карандаша, небольшая пластмассовая мисочка или стаканчик для стружки.

Ход игры: Наставница говорит ребенку: «Посмотри, твой карандаш совсем затупился! Его нужно заточить. Я покажу тебе, как это делают» и показывает. Затем ребенок пробует повторить ее действие.

Узоры

Цель: развитие концентрации внимания, воображения, мелкой моторики.

Материалы: мешочки с разноцветными бусами, палочками, шнурками, камешками, ракушками, тихая музыка.

Ход игры: детям раздаются мешочки с разноцветными бусами, палочками, шнурками, камешками, ракушками. Они садятся на ковре по кругу, и каждый выкладывает около себя какой-нибудь узор в виде маленького кружочка из этих бусин и палочек. Звучит тихая музыка.

Картина из шнурков

Цели: развитие воображения, мелкой моторики.

Материалы: корзинка со шнурками разных цветов, тихая музыка.

Ход игры: наставница выкладывает из своего шнурка в центре стола маленькую фигуру. По ее просьбе дети один за другим дополняют картину и выкладывают свои шнурки на ковре. Звучит тихая музыка, и дети несколько секунд любуются своей работой.

Музыкальные фантазии

Цель: развитие воображения, развитие слуха.

Материалы: в центре круга под красивым платком лежит металлофон и ударная полоска.

Ход игры: Наставница ударяет палочкой по клавишам. Рождается короткая мелодия. Дети слушают. Наставница предлагает молоточек одному из детей и предлагает сочинить свою музыку.

Блоки цилиндров

Цели

Прямая: ребенок вынимает цилиндры из отверстий блока и вставляет их обратно.

Косвенная: уточнение зрения (ребенок визуально различает размеры цилиндров и вкладывает их в соответствующие отверстия блока); нахождение пар: цилиндр и его отверстие в блоке; представление «большой -маленький», «толстый - тонкий», «низкий - высокий»; развитие моторики; подготовка к математике.

Материалы: 4 деревянных блока, изготовленных чаще всего из бука и покрытых бесцветным экологически чистым лаком.

Ход игры: Наставница показывает ребенку, как вынимают цилиндры из отверстий блока тремя пальцами и как вкладывают их обратно. Сначала все цилиндры слева направо по одному вынимают из блока, отмечают взглядом разницу их размеров (можно провести вдоль них указательным пальцем слева направо, отметив ряд от толстого к тонкому). Затем, так же слева направо, вставляют цилиндры по одному в отверстия блока. И на этом презентация заканчивается. Обычно ребенок выражает продолжать работу самостоятельно.

Русская матрешка

Цели

Прямая: раскрыть матрешку, выстроить ряд куколок от большой к маленькой, а затем их вложить обратно друг в дружку.

Косвенная: концентрация внимания, координация движений, утончение зрительного чувства, умение сравнивать предметы по величине, строить сериационный ряд, формирование представления: «большой-маленький», «глубокий - мелкий», «высокий-низкий», «больше, чем…», «ниже, чем…» и т. д.

Материалы: матрешка.

Ход игры: наставница показывает ребенку, как открывается матрешка, и последовательно достает все 10 кукол. Затем ребенку показывают, как можно выстроить из них ряд от большой матрешки к маленькой. Затем матрешки начиная с девятой, разбираются, вкладываются одна в другую и закрываются.

Русская пирамидка

Цели

Прямая: разобрать и потом собрать пирамидку.

Косвенная: утончение зрения, концентрация внимания, координация движений, умение сравнивать предметы по величине, выстраивать сериационный ряд, развитие мелкой моторики.

Материалы: пирамидка из 10 колец разного диаметра.

Ход игры: наставница показывает ребенку, как собирать и разбирать пирамидку, затем ребенок повторяет ее действия.

Лоскутки

Цели: утончение тактильных ощущений.

Материалы: кусочки различных материй (бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п.).

Ход игры: ребенку предлагают потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, таких как «грубый», «тонкий», «мягкий». Затем ребенку завязывают глаза и дают ткани одну за другой, он должен узнать, что это за ткань.

Тактильная дорожка

Цель: утончение тактильных ощущений, концентрация внимания, координация движений.

Материалы: рассыпанные по полу комочки бумаги, махровая ткань, кусок меха, деревянная дощечка.

Ход игры: детям предлагают пройти босиком по шершавой дорожке, стараясь не сходить с линии.

«Что шуршит?»

Цель: утончение слуховых ощущений, развитие концентрации внимания.

Материалы: на столе платком покрыты несколько предметов: газетная бумага целлофановый мешок, два камня, махровая салфетка, две небольшие щетки.

Ход игры: наставница поднимает платок, и дети рассматривают предметы под ним. При этом наставница потирает эти предметы друг о друга, и все слышат, как например, шуршит бумага или махровая салфетка. Затем наставница снова покрывает предметы салфеткой и под ней заставляет предметы шуршать. Дети отгадывают, что шуршит у наставницы в руках. Ее место может занять кто-то из детей, и занятие продолжится в том же духе.

Как можно сочинять музыку

Цели: утончение слуховых ощущений, развитие воображения.

Материалы: металлофон или любой другой ударный инструмент, накрытый платком.

Ход игры: Наставница поднимает платок, берет в руки молоточек и ударяет по нескольким клавишам металлофона. Получается простая мелодия. Затем она передает молоточек кому-то из детей и предлагает «сочинить» свою музыку. Малыш повторяет движения наставницы, но мелодия у него получается другая: иногда более живая, иногда – более грустная.

Геометрические тела

Цели

Прямая: познакомиться с геометрическими телами, их свойствами. Выучить их названия.

Материалы: в корзинке лежит несколько окрашенных в синий цвет геометрических тел (шар, конус, куб, четырехугольная призма, треугольная призма, трехгранная пирамида, четырехгранная пирамида, цилиндр).

Ход игры: Наставница вместе с ребенком приносит и ставит перед собой корзинку с геометрическими телами, а затем предлагает взять любое из них и попробовать, катится оно или не катится. Ребенок пробует и, если тело катится, ставит его на стол слева. Если не катится, ставит справа. А если его все же можно покатить, например, положив на бок, то оно устанавливается в центре ковра. Ребенок, таким образом, сортирует все геометрические тела по свойствам. Потом нужно познакомить ребенка с названиями всех геометрических тел.

Мешочек с геометрическими телами

Цели

Косвенная: развитие восприятия, подготовка к изучению математики, концентрация внимания, координация движений, развитие мускульного чувства.

Материалы: мешочек с геометрическими телами.

Ход игры: Наставница просит ребенка засунуть руку в мешочек, отыскать на ощупь и вынуть одну из них. Если упражнение выполнено правильно, геометрическая фигура снова опускается в мешочек, а если нет – ее ставят на стол.

«Найди предмет»

Цели

Прямая: познакомиться с геометрическими телами, выучить их названия.

Косвенная: развитие восприятия, подготовка к изучению математики, концентрация внимания, координация движений, развитие мускульного чувства.

Материалы: геометрические тела.

Ход игры: ребенку предлагают пройти по комнате и принести на коврик предметы, похожие на те, что лежат на ковре.

«Волшебный мешочек»

Цели

Прямая: выстроить пары игрушек и назвать их.

Косвенная: развитие интуитивного «чтения» и языкового мышления через сравнение предметов с помощью зрения и тактильных ощущений, активное пополнение словарного запаса, подготовка к осмысленному чтению.

Материалы: полотняный мешочек, в котором лежат пять пар мелких деревянных игрушек.

Ход игры: ребенок достает из мешка игрушку, его спрашивают «что это?», а он называет. Если предмет назван правильно, работа продолжается. Если нет, то наставница говорит правильное название. Затем игрушку достает наставница, она специально нащупывает такой же предмет и выставляет его напротив первого. Ребенок последующие игрушки так же ставит парами.

«Предмет-картинка»

Цели

Прямая: расставить фигурки животных на соответствующие карточки.

Косвенная: развитие интуитивного «чтения» и мышления через сравнение объемных предметов и картинок, их изображающих.

Материалы: коробка, разделенная на две части. В одной из них лежат фигурки животных. А в других – карточки с их изображением.

Ход игры: взрослый помогает ребенку расставить фигурки животных, называя их, затем берет одну картинку и кладет ее рядом с соответствующей фигуркой. Ребенок продолжает работу сам, продолжая называть животных.

Выжимание губки

Цели

Прямая: развитие сенсомоторики, тренировка мускулатуры кисти рук.

Косвенная: развитие языка.

Материалы: две миски, одна заполнена водой, губка.

Ход игры: ребенок мочит губку в одной миске и выжимает в другую.

Прищепки в корзинке

Цели

Прямая: развитие сенсомоторики, тренировка кончиков пальцев рук.

Косвенная: развитие языка.

Материалы: корзинка, к краям которой пристегнуты деревянные бельевые прищепки. Ребенок должен отстегивать каждую прищепку тремя пальцами и класть ее в корзинку.

Складывание мозаики

Цели

Прямая: научиться складывать мозаику.

Косвенная: тренировка и утончение мелкой моторики и зрения, чувства цвета и его оттенков.

Материалы: фигурки, вырезанные из картона (мозаика).

Ход игры: наставница показывает ребенку, как складывать мозаику, дальше он работает сам.

Рисование на крупе

Цели: развитие мелкой моторики, воображения, концентрации внимания.

Материалы: поднос с крупой.

Ход игры: ребенку предлагают нарисовать пальцем буквы или геометрические фигуры на крупе.

Кармашки

Цели: подготовка к математике, знакомство с цифрами.

Материалы: 10 квадратных карточек из картона, к которым приделаны небольшие кармашки. В левом верхнем углу карточек приклеены картинки с изображением того или иного количества одинаковых предметов. Отдельно в коробочке лежат карточки с цифрами.

Ход игры: ребенок раскладывает карточки с камешками на коврике или на рабочем столе, затем берет в руки по одной карточке с цифрами и вкладывает их в соответствующие кармашки. То есть проводит обратное действие: к определенному количеству цифр подбирает нужную цифру.

Размен 10-рублевых купюр

Материалы: коробка с двумя отделениями, новые монеты или их аналоги достоинством в 1 коп, 5 коп.. 1 руб., 2 руб., 5 руб. Во втором отделении монеты достоинством 10 коп. и несколько бумажных купюр 10 руб.

Ход игры: дети выкладывают на столе 10-копеечные монеты и 10-рублевые купюры и осуществляют их размен.

Игры с монетами

Цели: подготовка к математике, знакомство с цифрами, развитие мелкой моторики.

Материалы: копилка и монеты.

Ход игры: ребенок пытается положить монеты в копилку.

Стаканчики с фасолью

Цели: подготовка к математике, знакомство с цифрами, развитие мелкой моторики.

Материалы: 10 стаканчиков и плошка с крупной фасолью (10 штук), на каждом стаканчике написана цифра от 1 до 10.

Ход игры: ребенок складывает в каждый стаканчик такое число фасолинок, какая цифра на нем написана.

Интегрирующие упражнения: любые упражнения из программы на выбор.

Свободная игра в игровой комнате.

Художественная деятельность

Цели и задачи:

Создать положительную эмоциональную атмосферу в группе;

Сформировать у ребенка интерес к занятиям;

Развитие познавательных процессов;

Развитие мелкой моторики.

Методы обучения:

Наглядность и показ действий.

Занятие 1 «Спрячь зайку от лисы»

Цель занятия: Учить правильно держать карандаш или фломастер; самостоятельно рисовать (зарисовывать); формирование интереса к рисованию.

Материал для занятия: карандаши (можно восковые мелки) или фломастеры. Лист бумаги.

Ход занятия: Лучше проводить занятие за детским столиком, но можно порисовать и сидя на ковре.

Предложите ребенку листок с изображением зайца. Зайцы могут быть такими:

Для первого занятия картинка должна быть не очень крупной (что бы ручка у ребенка не устала, и ему самому не надоело закрашивать).

Дайте ребенку один карандаш или фломастер, цвет которого будет совпадать с цветом контура рисунка (для того, чтобы после закрашивания зайца не было видно – он же спрятался). Покажите ребенку, как нужно правильно держать карандаш. (не разрешайте ребенку держать карандаш в кулаке, переучивать сложнее чем научить)

Посмотри, кто это к нам пришел в гости? Правильно это зайка. За зайкой гонится лиса, она хочет его поймать. Давай поможем зайке спрятаться.

Покажите ребенку, как нужно спрятать (зарисовать) зайца, проводя линии вверх – вниз:

Если у ребенка самостоятельно не получается, возьмите его руку с карандашом в свою и нарисуйте вместе несколько линий.

Когда весь зайчик будет закрашен, обыграйте:

Ну вот, теперь лисичка не сможет догнать зайчика. Какой(ая) ты молодец, помог зайке!

Такое упражнение можно повторять неоднократно. Можно использовать опять зайку, а можно и других персонажей. Необязательно кого-то спасать, можно просто поиграть в прятки.

Занятие 2 «Рисование пластилином»

Цели: развитие мелкой моторики, воображения и творческого мышления.

Материалы: картон, пластилин.

Ход занятия: Рассказать детям о том, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать на картоне. Показать, как можно нарисовать солнышко. Облачко, цветочек.

Занятие 3 «Рисование пальчиковыми красками»

Цель: учить детей рисовать красками при помощи пальцев, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать бытовые навыки.

Материалы: пальчиковые краски голубого или синего цвета, один лист бумаги большого формата для коллективного рисования, листы А4, рисунок – зайчик. Вода в баночках, тряпочки салфетки, игрушка – лиса.

Техника: рисование пальцами.

Ход занятия: покажите детям изображение зайчика. «Вот белый пушистый зайчик гуляет по зимней полянке. Посмотрите, все вокруг белое – это снег. Вдруг пришла лиса. Она хочет поймать зайку! Что же нам делать, как помочь ему? Давайте его спрячем!». После этих слов накройте изображение зайца большим чистым листом бумаги и предложите детям нарисовать много следов на снегу, чтобы запутать лису. Покажите, как рисовать следы при помощи пальцев. «Ой, как много следов получилось! Запутали мы лису: походила она по полянке, походила и ушла». Дети рисуют самостоятельно.

Занятие 4 «Волшебные кляксы»

Цели: развитие мелкой моторики, творческого мышления и воображения; умение держать кисточку, различать цвета.

Материалы: краски (акварель или гуашь), кисточки, стаканчики с водой, листы бумаги А4.

Ход занятия: научите детей ставить кляксы, дуть на них и смотреть, на что это похоже (изображение дорисовывается). Либо лист бумаги сгибается пополам, на одной половине ставятся кляксы, затем лист сгибается, рассматривается отпечаток.

Занятие 5 «Рисование зубной щеткой»

Цели: развитие умения работать с различным материалом, развитие воображения, творческого мышления, мелкой моторики.

Материалы: старые зубные щетки, краски, стаканчики с водой, листы бумаги, вырезанные из бумаги или из картона заготовки (елочки, ягодки, яблоки, тучки и т.д.)

Ход занятия: каждому раздается лист бумаги и зубная щетка. На листы бумаги кладутся заготовки-фигурки. Мокрую щетку макают в краску и проводят по ней пальцем над листом бумаги, создавая брызги. Затем фигурки-заготовки убираются. Получается красивая картина. Сначала показывает взрослый, потом делается вместе с ребенком, затем ребенок самостоятельно выполняет задание.

Занятие 6 «Лепка из соленого теста»

Цели: научить детей скатывать шарики из теста на плоской поверхности; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику.

Материалы: тесто, разделенное на небольшие куски; доска.

Прием лепки: скатывание.

Ход занятия: сделайте из куска теста булочку (она должна иметь форму шара) и положите ее на пластмассовую тарелку. «Посмотрите, какая у меня получилась булочка». Затем раздайте детям кусочки теста и предложите им самим скатать на доске булочки. Результат можно обыграть – угостить булочками кукол.

Занятие 7 «Аппликация из цветной изоленты»

Цели:

Материалы: листы цветного картона А4 или А5, цветная изолента, безопасные ножницы (с закрытыми лезвиями)

Ход занятия: предложить детям сделать аппликацию с помощью изоленты. Например, дорогу для машин. Показать, как пользоваться скотчем-изолентой. Безопасными ножницами.

Занятие 8 «Аппликация из ваты»

Цели: развитие мелкой моторики, воображения, творческого мышления.

Материалы: клей, заготовки с силуэтами (снеговик, кот, мышь и т.д.), вата, гуашь или фломастеры.

Ход занятия: Любой выбранный силуэт (кошка, лебедь, зайчик, у нас это был просто снеговик) намазываем клеем. А малыш пусть отрывает кусочки ваты и прикладывает к силуэту. Глаза, носы, уши и пейзаж можно оформить гуашью, семенами, аппликацией из картона.

Занятие 9 «Отпечатки»

«Ладошки»

Цели: учит детей рисовать ладошками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию, развивать бытовые навыки.

Материалы: пальчиковые краски, бумага большого формата и формата А4, вода в миске для споласкивания рук, блюдца, тряпочки, салфетки.

Техника: рисование ладошками.

Ход занятия: постелите клеенку, налейте воды в миску, расскажите детям, что сегодня они будут рисовать ладошки. «Покажите, какие красивые у вас ладошки. Ну-ка. Похлопайте! Молодцы! Сегодня мы с вами нарисуем ладошки. Знаете, как мы будем их рисовать? Сейчас я вам покажу! Посмотрите, я нарисую свои ладони». Приложите свои ладони к краске на блюдцах, потом прижмите к большому листу и покажите отпечатки. Затем вымойте руки и вытрите салфеткой. «Смотрите, какие получились ладошки. Вам нравится? Получилось быстро и красиво. А теперь нарисуем ваши ладошки по очереди. После рисования сразу вымойте руки. Кто первый?»

«Кубики»

Цели: научить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материалы: краски – акварель или гуашь; большой лист, листы А4, кубики (с гладкой поверхностью, не обработанной лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; тряпочки, салфетки; разноцветные кубики из строительного набора.

Техника: рисование с помощью штампа.

Ход занятия: подготовьте краски и разлейте их в крышки, перед началом работы покажите малышам разноцветные кубики, скажите, что сегодня они будут рисовать красками кубиками. «Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Правильно, это кубики. Давайте не просто нарисуем. А отпечатаем их. Посмотрите. Как это можно сделать быстро и просто». Покажите, как следует взять в руки кубик-штамп, окунуть его одной стороной в краску, приложить к бумаге и придавить. Затем осторожно поднять – на бумаге останется яркий оттиск. При смене краски следует с помощью губки смыть с кубика предыдущую краску и вытереть его насухо тряпочкой.

«Мячи»

Цели: научить детей рисовать красками с помощью штампа, используя разрезанные овощи; ориентироваться на листе бумаги, уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материалы: гуашь или акварель, большой лист бумаги, листы А4, разрезанные поперек морковки. Полиэтиленовые крышки, вода в банках, тряпочки, салфетки.

Техника: рисование с помощью штампа.

Ход занятия: скажите детям, что они будут рисовать разноцветные мячи. «Давайте разноцветные мячи не просто нарисуем, а опечатаем. Сейчас я покажу, как это сделать просто и быстро». На глазах у малышей разрежьте пополам вымытую морковку средней длины и толщины, затем окуните срезанной стороной в краску, приложите к бумаге, поднимите. Затем раздайте детям листы и предложите рисовать самостоятельно.

Занятие 10 «Пятнистая черепаха»

Цели: развитие воображения, творческого мышления, мелкой моторики.

Материалы: цветная бумага, губка, два белых листа, клеящий карандаш, пузырчатая упаковка или упаковочная пленка, яркие краски или чернила, безопасные ножницы.

Ход занятия: губкой смочить один лист бумаги, яркой краской на листе сделать много расплывчатых пятен, пузырчатую упаковку положить на раскрашенный лист, аккуратно разгладить упаковку рукой, затем снять ее. Подождать, пока высохнет. Нарисовать панцирь черепахи в виде большого овала, аккуратно вырезать. Из цветной бумаги вырезать голову черепахи, лапы и хвост, наклеить их на обратную сторону панциря. Вместо пузырчатой упаковки можно использовать упаковочную пленку, но тогда получится не пятнистая черепаха.

Занятие 11 «Рисование песком»

Цели: развитие тактильной чувствительности и моторики пальцев , пространственное восприятие, мышление и внимание , воображение и фантазию , гармоничному развитию личности ребенка ; развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность.

Материалы: песок, столик-планшет для рисования песком с подсветкой.

Ход занятия: с помощью живописи на песке можно не только рисовать статичные картинки, можно и нужно делать целую песочную анимацию , «кадр за кадром» воссоздавая сказки, поучительные истории .

Занятие 12 «Рисование гуашью»

Цель: учить детей рисовать гуашью, с использованием губки; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материалы: разведенная гуашь зеленого цвета, плотная бумага с контурным рисунком, губки, вода, тряпочки, салфетки, клеенка, игрушка-лиса.

Ход занятия: перед началом занятия подготовьте бумагу и нарисуйте на каждом листе зайчика, так же подготовьте краску – разбавьте зеленую гуашь. Покажите детям зайчика, нарисованного на листе бумаги. «Смотрите, кто к нам прискакал. Это зайчик. Он весело прыгает по полянке: прыг-скок! Вдруг появилась лиса! Она хочет поймать зайчика. Давайте поможем ему спрятаться в зеленой траве». Покажите малышам, как набирать на губку зеленую краску и наносить ее широкими мазками на бумагу поверх изображения. Когда изображение зайчика полностью скроется под слоем краски, обыграйте результат. «Спрятался зайка в траве. Не видно его Лиса походила, походила вокруг полянки, не увидела зайчика и ушла».

Раздайте детям листы бумаги с рисунками, краски и губки и предложите спрятать своих зайчиков. Можно закрашивать изображение с помощью пальцев.

Занятие 13 «Квилинг»

Цели: развитие мелкой моторики, воображения, творческого мышления.

Материалы: зубочистки, карандаши, линейки, ножницы, белые и цветные листы бумаги, клей.

Ход занятия: научить детей вырезать из бумаги полоски, скручивать их с помощью зубочистки или карандаша, формировать кольца или лепестки, приклеивать на основу.

Занятие 14 «Рисование на ткани»

Цели: развитие мелкой моторики, творчество.

Материалы: кусок плотной ткани (джинс, лен, вафельное полотенце), жесткая кисть (щеточка), пальчиковые краски.

Ход занятия: Для разнообразия предложите малышу порисовать пальчиковыми красками на плотной ткани, руками или жесткой кистью.

Для этой цели мы использовали кусочек старого вафельного полотенца и льняную салфетку.

При желании картину можно "отстирать", поскольку такие краски обычно легко отстирываются.

В продаже есть также специальные краски и мелки для рисунков на ткани.

Занятие 15 «Закладки из фантиков»

Цели: развитие мелкой моторики, воображения, творческого мышления.

Материалы: фантики от конфет.

Ход занятия: научить ребенка складывать фантик от конфеты таким образом, чтобы получилась часть закладки, соединять между собой части закладок.

Занятие 16 «Рисование на фольге»

Цели: развитие мелкой моторики, воображения, творческого мышления.

Материалы: фольга, зубочистки или ручки без пасты.

Ход занятия: предложить ребенку выполнить несложный рисунок (цветы, солнышки, дождик, тучки) на фольге.

  1. Критерии оценки.

Эффективность программы оценивается с помощью экспертной оценки до и после реализации всей программы. В качестве экспертов выступают родители. Кроме того, родителям в начале и в конце программы предлагается заполнить анкету развития ребенка (См. Приложение 2 )

  1. Методические рекомендации

Программа построена по учебному плану, что позволяет более эффективно и комплексно проводить занятия. Содержание программы предусматривает включать в занятия приветствие, упражнения по методу Монтессори, подвижные игры и художественное творчество.

Занятие строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей.

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение Монтессори
  3. Подвижные игры
  4. Изобразительная деятельность (нетрадиционные формы).

Предоставляется право корректировать занятия.

Список литературы

  1. Дмитриева В.Г. Академия раннего развития Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 96 с.
  2. Косинова ЕМ. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. -192 с.: ил.
  3. Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС 1997. – 96 с.: ил. – (Основы художественного ремесла)
  4. Пономаренко А. Рисуем пальчиками, ножками, ладошками. adalin.mospsy.ru
  5. Хилтунен Е. А. Практическая Монтессории-педагогика: книга для педагогов и родителей. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 399 с.
  6. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, - 3.
  7. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, - 3.
  8. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, - 3.

Приложение 1

Веселая физкультура:

Вышли звери на зарядку,
Рассчитались по порядку.
Рядом с ними – ребятишки,
И девчонки, и мальчишки.
Упражнения начинаются,
Лапки кверху поднимаются.
Ну а мы поднимем ручки
Высоко, до самой тучки!
Вот идет мохнатый мишка,
Громко топает топтыжка.
Косолапому поможем,
Мы пройдем, как мишка, тоже.
Топ да топ, топ да топ
И в ладоши хлоп да хлоп!
Скачет зайка на лужайке
Мы попрыгаем, как зайка.
Ножки вместе, скок-поскок!
Веселей скачи, дружок!
Пчелки крылышками машут,
Над цветами дружно пляшут.
Ручки в стороны расставим,
Словно крылышки расправим.
Замахали, полетели
И как пчелки загудели:
Ж-ж-ж!
Вот копытца замелькали –
Это кони поскакали.
Пробежимся, как лошадки,
На носках, потом – на пятках.
Вот и кончилась зарядка!
До свидания, ребятки!
Если очень захотите,
Завтра снова приходите.

Жил-был маленький гном (присели, встали),
С большим колпаком (вытянули руки вверх),
Он был путешественник-гном (руки на пояс, маршируем),
На лягушке он скакал:
Прыг-скок, ква-ква! (прыгаем)
И на стрекозе летал:
Ух, высоко! (машем ручками),
По ручью плыл в чайной чашке:
Буль-буль-буль! (плывем),
Ездил он на черепашке:
Топ-топ-топ! (руки на поясе, топаем на месте)
И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке:
Баю-бай! (качаемся из стороны в сторону).
Утро придет (руки вверх, в стороны, вниз),
Гном опять в поход пойдет! (спокойно ходим по комнате)

Можно проводить зарядку и так. Рассказываем малышу сказку собственного сочинения и одновременно делаем упражнения.

«Жил был маленький котенок. Вот он проснулся, потянулся (стоя на четвереньках, прогибаем спинку, а затем выгибаем).

Мама спросила котенка: «Ты больше не хочешь спать?» «Нет-нет» (разминаем шейку, делая движение » «нет-нет»).

«А может, ты пойдешь гулять?» «Да-да». (делаем соответствующие движения головой). Отправился котенок гулять. Сначала он шел медленно, потом пошел чуть быстрее, а потом решил пробежаться. Прибежал котенок на луг, а там бабочки летают (бегаем и машем ручками), кузнечики скачут (прыгаем), ящерицы ползают (ползем или ходим на четвереньках). Потом котенок отправился в лес. А там ягоды да грибы растут (наклоны вперед), деревья стоят высокие-высокие (лежим на спине и поднимаем вверх ножки). Встретил котенок косолапого мишку и решил попробовать ходить как он (ходим на внешней и внутренней стороне стопы), а потом увидел, как бегает рыжая лисичка, и тоже захотел так научиться (ходим и бегаем на носочках). А на дереве пушистая белочка зарядку делает – приседает. И котенку захотелось так же сделать (приседаем). Хорошо погулял котенок, устал. Прибежал домой и улегся отдыхать (ложимся на пол, расслабляемся, отдыхаем).»

Аист
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова - правою ногою,
Снова - левою ногою.
После - правою ногою,
После - левою ногою.
И тогда придешь домой.

***
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!

***
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)

***
Лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком - другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!

***
Ветер
Ветер дует нам в лицо (имитировать дуновение ветра),
Закачалось деревцо (качаем туловище).
Ветер тише, тише, тише (приседать).
Деревцо все выше, выше (встать, руки вверх).

***
Ветер травушку качает
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
И танцуйте на лужайке.

***
Зайка серенький
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

***
Шел король по лесу
Шел король по лесу
Нашел себе принцессу.
Давай с тобой попрыгаем.
И ножками подрыгаем.
И ручками похлопаем.
И ножками потопаем.

***
Вышли мышки
Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час. (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири».)
Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон (бег на месте).

***
Тима шел
Тима шел, шел, шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два – грибок, (Наклоны вперед.)
Вот и полон кузовок.

***
Утром гномы в лес пошли (шаг на месте)
По дороге гриб нашли (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

***
Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

***
Загудел паровоз
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу.

***
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

Приложение 2

Дневник «Развитие ребенка»

Уважаемые родители! Чтобы проследить развитие вашего малыша, заполняйте дневник и радуйтесь успехам ребенка.

Параметры наблюдения

Итог

1 . Социально-эмоциональное развитие:

а) легко идет на контакт

б) взаимодействует с детьми

в) взаимодействует со взрослыми

г) эмоционально возбудим

д) эмоционально заторможен

е) агрессивность

ж) застенчивость

2 . Речь:

а) понимание речи

б) связная речь (слова, фразы)

3. Игровые навыки

а) воспроизводит в игре ранее разученные действия

б) переносит действия на другие предметы

в) сюжетно-отобразительная игра

(воспроизводит 2 -3 действия)

г) сюжетно-ролевая игра

4. Самостоятельность

а) сам одевается и раздевается

б) просит, чтобы ему помогли

5. Настроение

а) радуется, смеется, не плачет

б) часто смеется и часто плачет

в) плаксивый, часто недоволен

  1. Активность

7. Сенсорное развитие

а) различает предметы по величине

б) различает предметы по форме

в) различает цвета

8. Общие движения

а) бегает

б) прыгает

в) лазает

г) перешагивает

д) метает

9. Мелкая моторика

а) катает шарик между ладошками

б) собирает пирамидку

в) перекладывает мелкие предметы

г) нанизывает кольца

д) конструирует из кубиков

е) зашнуровывает

  1. Изобразительная деятельность

а) умение рисовать пальцем нанося отпечаток на бумагу

б) умение держать кисть

в) рисование длинных и коротких линии

г) умение рисовать примакивая кисточку

д) умение заполнять узором готовый силуэт

е) умение отщипывать кусочки пластилина от целого

ж) умение скатывать пластилин «колбаской»

з) скатывание пластилина в шарик

и) навыки наклеивания

Спасибо за сотрудничество!