Методика монтессори для раннего развития ребенка - философия педагогики и разделение учебного пространства. Методика раннего развития Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы Монтессори раннее развитие читать онлайн

Уникальную систему раннего развития детей выбирают многие родители как в России, так и многих других странах мира. Эта программа развивающих занятий универсальна, поэтому подходит и для коррекционных классов. Методика Монтессори поощряет свободное воспитание ребенка и позволяет проводить раннее обучение даже самых маленьких крох возрастом до года.

Что такое методика Монтессори

Это система воспитания ребенка, которую разработала в начале двадцатого века Мария Монтессори – итальянский педагог. Она создала особую развивающую среду и основной своей задачей видела адаптацию малышей к обществу и развитие у них навыков самообслуживания. Педагогика Монтессори не ставила цель повысить уровень интеллекта, но результаты обучения были неожиданными – в течение нескольких месяцев дети с отклонениями в развитии догнали и в некоторых случаях даже перегнали своих здоровых ровесников.

После обобщения теоретических работ других ученых и самостоятельно проведенных экспериментов педагог создала авторскую методику развития детей, которая была названа ее именем. Вскоре после этого программа Монтессори была внедрена в образование деток с нормальным уровнем психического развития и показала впечатляющие результаты. Главное отличие методики от других подобных систем – это стремление к саморазвитию крохи.

Развитие ребенка по системе Монтессори

Главный девиз итальянского педагога – «помоги ребенку сделать самостоятельно». Предоставив малышу полную свободу выбора занятий и организовав индивидуальный подход к каждому, Монтессори умело направляла деток на самостоятельное развитие, не стремясь переделать их, а признавая их право оставаться самими собой. Это помогало ребятам легче раскрывать творческий потенциал и достигнуть более высоких результатов в развитии мышления, чем у их сверстников, которых обучали иначе.

Занятия по методике Монтессори не допускали сравнения детей или соревновательных настроений. В ее педагогике не было общепринятых критериев оценивания или поощрения ребят, как запрещены были и принуждения, наказания. По наблюдению педагога, каждый ребенок хочет быстрее стать взрослым, а достичь этого у него выйдет только, получая свой жизненный опыт, поэтому воспитатель должен дать ему право быть независимым, выступая преимущественно наблюдателем, а помогать лишь при необходимости. Предоставление крохе свободы приводит к воспитанию самостоятельности.

Детям разрешено самостоятельно выбирать скорость и ритм занятий, который будет для них максимально эффективным. Они сами определяют, сколько времени отвести на игру, какой материал использовать в обучении. При желании ученик меняет окружающую обстановку. И самое главное – кроха самостоятельно выбирает направление, в котором хочет развиваться.

Основная философия педагогики

Школа Монтессори ставит перед собой цель в направлении к самостоятельной деятельности. Задачей педагога является использование всех доступных средств для развития независимости, чувственного восприятия ребят, особое внимание уделяя осязанию. Воспитатель должен с уважением относиться к выбору малыша и создать для него среду, в которой будет комфортно развиваться. Педагог в процессе обучения соблюдает нейтралитет и выступает наблюдателем, помогая ребенку лишь, если тот сам обратиться к нему с просьбой об этом. Монтессори в процессе своей работы прошла к таким выводам:

  • ребенок является уникальной личностью уже с момента появления на свет;
  • родители и учителя должны лишь помогать малышу раскрывать потенциал, не выступая при этом идеалом в способностях и характере;
  • взрослые должны лишь подсказывать малышу в его самостоятельной деятельности, терпеливо дожидаясь проявления инициативы от самого ученика.

Основные принципы

Ключевую роль методики играет идея самовоспитания. Родителям и учителям следует определить, что деткам интересно и создать подходящие развивающие условия, объяснив, как можно получать знания. Авторская методика Марии Монтессори предполагает действие по принципу ответа на запрос ребенка: «Помоги мне сделать это самому». Постулаты данного педагогического подхода:

  • малыш принимает решения самостоятельно, без помощи взрослых;
  • развивающая среда предоставляет ребенку возможность обучаться;
  • воспитатель вмешивается в процесс обучения лишь по просьбе ребенка.

Автор методики говорила, что нет необходимости обучать чему-то детей специально, следует лишь увидеть в них личностей. Ребята самостоятельно реализуют свои способности и возможности, для этого их помещают в подготовленную среду. Чтобы развитие проходило в оптимальном режиме, Монтессори сформировала ключевые принципы обучения:

  1. Индивидуальность. Главнейшее правило построение методики обучения – индивидуальный подход. От педагога требуется помочь подопечному максимально реализовать уже заложенный в нем от рождения потенциал.
  2. Самокоррекция. Дети сами должны заметить свои ошибки и попробовать исправить это самостоятельно.
  3. Личное пространство. Данный принцип подразумевает осознание собственного положения в группе и понимание того, что каждый предмет имеет свое место. Подход помогает ненавязчиво привить крохе знания о порядке.
  4. Социальное взаимодействие. Методика предлагает создавать группы с детками разных возрастов, при этом младшие будут получать помощь от старших. Такие социальные навыки прививают ребятам стремление заботиться о близких.
  5. Жизненный опыт. Развитие происходит с помощью настоящих бытовых предметов. При взаимодействии с ними малыши учатся завязывать шнурки, сервировать стол, пр. Так ребята получают полезный жизненный опыт с ранних лет.

Достоинства и недостатки системы

Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:

  • детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых;
  • ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала;
  • подбирается индивидуальный комфортный темп развития;
  • малыши учатся уважать личное пространство других;
  • нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам;
  • умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики;
  • разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток;
  • такой подход помогает вырастить самостоятельную личность;
  • ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно;
  • малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе;
  • развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина.

Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:

  • недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации;
  • для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни;
  • поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом;
  • детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций;
  • ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы;
  • система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности.

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Главный элемент авторской педагогики – развивающая среда: все оборудование и мебель должны строго соответствовать росту, возрасту, пропорциям ребенка. Ребята должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки предметов в комнате, при этом делать это максимально тихо, чтобы не мешать другим. Такие действия, по мнению Монтессори, прекрасно развивают моторику.

Ученикам предоставляется свобода выбора место, где они будут заниматься. Помещение должно иметь много свободного пространства, доступ свежего воздуха, быть хорошо освещенным. Приветствуется панорамное остекление для максимального обеспечения зоны дневным светом. При этом интерьер должен быть элегантным и красивым, со спокойной цветовой палитрой, не отвлекающей внимание детей. Обязательное использование хрупких предметов в обстановке, чтобы малыши учились ими пользоваться и понимать их ценность.

Обязательно предусматривается возможность использовать учениками воду, с этой целью раковины устанавливаются на доступной малышам высоте. Учебные пособия находятся на уровне глаз учеников, чтобы они могли использовать их без помощи взрослых. При этом всех материалов, предоставленных детям, должно быть по одному – это учит ребят поведению в обществе, учитывать потребности других людей. Основное правило эксплуатации материалов – пользуется тот, кто первый взял. Ребята должны уметь договариваться, обмениваться друг с другом.

Развивающая среда делится на несколько зон, для каждой из которых предусмотрены определенные материалы для занятий. Ими выступают игрушки и предметы из натуральных материалов. Авторская система выделяет такие основные зоны:

  • практическую;
  • сенсорную;
  • языковую;
  • математическую;
  • космическую.

Зона реальной жизни

Данную область обучения еще называют практической. Основная функция материалов здесь – обучить ребят бытовым делам, сформировать гигиенические привычки. Занятия в зоне реальной жизни помогают малышам научиться:

  • ухаживать за собой (менять одежду, готовить, пр.);
  • коммуницировать с другими учениками, педагогом;
  • ухаживать за вещами (поливать цветы, убирать помещение, кормить животных);
  • передвигаться разными способами (ходить по линии, бесшумно, пр.).

Обычные игрушки в практической зоне не приветствуются, а все учебные материалы должны быть настоящими. Детям предлагаются:

  • сосуды для переливания воды;
  • комнатные цветы в горшках;
  • бизиборды или «умные доски»;
  • ножницы;
  • срезанные цветы;
  • лейки;
  • скатерти;
  • совок с веником;
  • полоски, которые наклеивают на пол (по ним ребята ходят, перенося разные предметы).

Зона сенсорного развития

В данной части используются материалы для развития сенсорного восприятия, с помощью которых малыш также тренирует мелкую моторику. Использование этих вещей готовит ребят к знакомству с разными предметами, преподающимися в школе. В зоне сенсорного развития используются:

  • звонки, шумовые цилиндры;
  • наборы блоков с цилиндрами-вкладышами, коричневая лестница, розовая башня, пр.;
  • цветные таблички;
  • таблички разного веса (учат различать массу предметов);
  • коробочки с запахами;
  • теплые кувшины;
  • шершавые таблички, клавишная доска, разные типы тканей, доска для ощупывания;
  • сортеры, сенсорные мешочки, биологический комод, конструктор;
  • вкусовые баночки.

Зона математики

Эта часть помещения связана с сенсорной: кроха сравнивает, упорядочивает, измеряет предметы. Такие материалы, как штанги, розовая башня, цилиндры отлично готовят к усваиванию математических знаний. В данной зоне предполагается взаимодействие с конкретным материалом, что облегчает усвоение математики. С этой целью используют:

  • конструктивные треугольники, геометрический комод;
  • цепочки из бусин (помогают изучать линейные числа);
  • цифры, числовые штанги из шершавой бумаги, веретена (нужны для самых маленьких, которые еще не знакомы с числами от 0 до 10);
  • башня из разноцветных бусин (знакомят ребенка я числами от 11 до 99);
  • числовой и золотой материал из бусин (при их комбинировании ребят учат десятичной системе);
  • таблицы математических действий, марки.

Языковая зона

Материалы, которые используются в части сенсорного развития способствуют речи малыша, поэтому эти 2 зоны тоже тесно связаны между собой. Педагоги, которые работают в детских садиках и развивающих центрах по методике Монтессори, ежедневно предлагают ребятам игры и упражнения на развитие речи, следят за правильным произношением и использованием слов. При этом используются различные ролевые и творческие игры, где малыши учатся сочинять рассказы, описывать действия и предметы, пр. Для отработки навыков чтения и речи применяют:

  • книги;
  • рамки для штриховки;
  • буквы из шершавой бумаги;
  • коробочки с фигурками для интуитивного чтения;
  • подвижный алфавит;
  • подписи к предметам;
  • карточки с изображением разных предметов;
  • металлические фигурки-вкладыши.

Космическая зона

Это часть класса, где ребята получают знания об окружающей среде. Педагогу здесь нужно учитывать, что построение занятия происходит абстрактно. Часто деткам предлагают наглядный пример с каким-то явлением, благодаря чему он самостоятельно приходит к определенным выводам. В космической зоне работают с:

  • литературой, содержащей информацию на ту или иную тему;
  • календарями, линией времени;
  • макетом солнечной системы, континентов, ландшафтов;
  • классификацией животных и растений;
  • материалами для проведения опытов, экспериментов.

Метод Монтессори в домашних условиях

Чтобы воплотить в жизнь методику, родителям стоит создать для малыша подходящую атмосферу – заняться зонирование пространства. Место для индивидуальных занятий обустраивается дидактическим материалом, помогая взрослым поддерживать порядок, а ребенку хорошо ориентироваться в «игрушках». Пять основных зон свободно располагаются даже в небольшой комнате, главное требование – чтобы все предметы были упорядочены и доступны для ученика. Чтобы добиться успеха при обучении ребенка по методике Монтессори, к зонам предъявляются такие требования:

  1. Практическая. Дети получают в ней элементарные бытовые умения. Инвентарем могут служить щетки, совки, пуговицы, шнурки, наборы для чистки обуви, пр.
  2. Зона восприятия. Элементы должны отличаться формой, цветом, размером, весом (крышки, бутылки, коробочки, баночки, пр.). Мелкие предметы помогают развить мелкую моторику, отработать движения, развить память, внимание.
  3. Математический уголок. Предметы должны совершенствовать навыки абстрактного мышления, тренировать усидчивость и терпеливость. Материалами выступают наборы геометрических фигур, счетные палочки, пр.
  4. Языковая зона. Малышу предлагают все, что необходимо для письма и чтения – кубики, объемные буквы, азбуку, прописи.
  5. Космическая часть. Знакомит с окружающим миром (загадками природы, погодными явлениями, пр.). Материалом выступают карты, фигурки или изображения животных, камешки, ракушки, книжки, пр.

Компоненты, необходимые для организации обучения в домашних условиях

Процесс обучения построен на взаимодействии ученика с материалом, которым могут выступать любые предметы – специально купленные или сделанные игрушки, бытовые вещи (баночки, кусочки ткани, щеточки, пр.), книжки, объемные цифры и буквы, геометрические фигуры, краски, пластилин. Важным элементом в методике Монтессори является музыкальные приветствия, которые помогают к каждой фразе подобрать несложные действия, легко повторяемые малышом. Это предоставляет возможность дополнить занятия физической активностью, развивать память.

Систему Монтессори по желанию можно использовать при воспитании деток в домашних условиях. Все необходимые обучающие и игровые материалы родители покупают или делают собственноручно. Детские песенки легко найти и скачать из интернета. От родителей требуется лишь обустройство помещения для занятий и пассивная помощь ребенку во время уроков. При этом, большим плюсом методики является ее универсальность, то есть даже разновозрастные детки могут одновременно заниматься в игровых зонах, выполняя разные упражнения.

Методика Монтессори для детей от 1 года

На данном этапе тренируется моторика пальцев и продолжается развитие сенсорного восприятия. Кроме того, деткам дают элементарные знания о порядке. Система Монтессори для самых маленьких предполагает использование безопасных материалов и игр, выполненных из натурального сырья (дерево, каучук, ткани). Кроха возрастом 1 год и старше уже умеет концентрировать внимание, активно повторяет действия за взрослыми, учиться связывать действия с последствиями.

Специальные упражнения

Методика Монтессори гармонично вписывается в любую систему семейных отношений. Малыша не нужно заставлять выполнять какие-либо действия, вместо этого проследите, к чему он больше тянется, чем любит заниматься, и направьте энергию в нужное русло. С этой целью можно использовать творческие, логические, дидактические игры. К примеру:

  1. Секретная коробочка. Сложите в большой сундучок баночки, флакончики, маленькие коробочки. В каждый из предметов положите еще что-то более мелкое. Раскручивая и раскрывая предметы, детки тренируют мелкую моторику.
  2. Рыбалка. Любимую игрушку крохи помещают в глубокую/широкую миску, засыпают крупой, макаронами. Дополнительно в сыпучем содержимом зарывают каштаны, небольшие колбочки и другие предметы. Ученик должен отыскать спрятанное.
  3. Художник. Распечатайте шаблон рисунка, дайте его крохе вместе с кусочками цветной бумаги. Смажьте фигурку клеем и предложите разукрасить ее с помощью цветных кусочков.

Игротека для ребенка от 2 до 3 лет

По ходу взросления деток роль родителей все больше должна переходить в наблюдательную позицию. В возрасте 2-3 лет ребята уже понимают, что для получения определенного результата, нужно учиться, причем процесс обучения становится им интересен. Походящими играми будут:

  1. Пазлы. Разрежьте старые открытки на 4-6 частей, покажите крохе, как их можно сложить в одну картинку и предложите повторить.
  2. Конструктор. Используются лоскутки ткани, камушки, бусинки, веревочки, пр. Задача родителей – предоставить чаду материалы и наблюдать. Карапуз сам найдет способ их комбинировать.
  3. Сортировщик. Игра призвана приучить кроху к тому, что у каждого предмета в доме есть свое место. Кроме того, малыш будет привыкать группировать вещи по цвету, способу применения, размеру. Обеспечьте его разными предметами, корочками и ящичками, установив правила и несколько раз показав место каждой вещи.

Спорные моменты в методике Монтессори

Основным преимуществом методики является самостоятельное развитие ребенка, при комфортной ему скорости, без строгого вмешательства взрослых. Тем не менее, есть несколько спорных аспектов, которые ставят под сомнение эффективность системы Монтессори, к примеру:

  1. Обучение больше направлено на умственное развитие, при этом физическому уделяется минимум внимания.
  2. Большинство пособий развивают аналитическое, логическое мышление, мелкую моторику, интеллект. Эмоциональная и творческие сферы практически не затрагиваются.
  3. Замкнутым, стеснительным деткам методика Монтессори, по мнению психологов, не подходит. Она предполагает самостоятельность и свободу, а тихие детки вряд ли попросят помощи, если вдруг не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после обучения по данной системе ребята с трудом адаптируются под школьные условия.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Детей становится все более популярным и актуальным среди родителей. Достойное место среди многочисленных детских систем развития занимают методики раннего развития Марии Монтессори .
Итальянская ученая (доктор медицинских наук) практически всю жизнь посвятила детям в наблюдении за ними, и разработке создания условий (методов, способов) для успешного их развития.

Основной смысл методик Монтессори заключается в том, что можно ускорить заметно , если создать для него соответствующую атмосферу. Как правило, занятия приобретают игровую форму проведения, где ребенок самостоятельно выполняет все упражнения и даже сам пытается заметить и исправить свои ошибки. Роль педагога в этом процессе заключается только в пробуждении детского интереса и предоставлении полной свободы действий. Педагог наблюдает и по необходимости помогает. Монтессори делает акцент на коллективные упражнения, которые и помогают адаптироваться в быту и приобрести навыки общения.

Кроме этого автор обратила пристальное внимание на наиболее активные периоды развития в жизни детей (сенситивные фазы). Согласно проведенным исследованиям Монтессори , в эти периоды ребенок максимально восприимчив, что способствует протеканию учебного процесса самостоятельно, при этом он основывается на взаимообмене с окружающей действительностью. Например, пик в первой фазе (0-4 года) приходится на 2-2,5 года. Именно в это время малыш «впитывает» все особенности окружающей обстановки. Вследствие чего, внешний порядок вещей четко проецируется на внутренний уклад. Из-за этого ребенок может и временами капризничать: просто, что-то нечто изменилось во внешнем привычном мире и это расстраивает его, т.е. возникло несоответствие внутреннего и внешнего. Поэтому многие дети могут и капризничать, например, собираясь на прогулку. Монтессори рекомендует следить, как и за психологической атмосферой в доме, так и за обычным банальным порядком: привычка у ребенка видеть убранные аккуратные комнаты может впоследствии вызывать у него поддерживать и наводить порядок.

Система обучения Монтессори

Монтессори в свои методики раннего ввела специальный термин - Монтессори-материалы. Значение, которого объединяет понимания развивающих игр и учебных пособий. Предметы для обучения производятся только из 100%-натуральных материалов, а соответственно и имеют немалую стоимость.

Вся система обучения автора предполагает разделение Монтессори-класса на несколько различных зон. В одной зоне ребенок пытается приобрести навыки самостоятельности: учится одеваться, владеть инструментами, необходимыми для различных видов деятельности (к примеру, ножницы - для вырезания, кисточка - для рисования). В другой же зоне дети познают окружающий мир: учатся находить отличия между предметами по цвету, форме, внешней оболочке. В зоне активной деятельности для детей предусмотрен комплекс упражнений для развития двигательных навыков и координации. Изучение основ математики, географии происходит в зоне развития интеллекта.
Следует напомнить, что методика развития детей Монтессори построена на свободном выборе детей, т.е. они выбирают интересные материалы и во время занятий разрешается играть. Ключевой момент - это привлекательность материала, и интерес к нему может пересилить желание продолжить играть в уже начатую игру. Тогда ребенок просто отложит в сторону игрушки и погрузится в процесс познания, например составление мозаики.
Кроме того во все методики раннего развития детей Монтессори рекомендует вводить такое понятие как «круг». Это представляет собой что – то похожее на разговор по душам на определенную тему. И хотя это длится совсем непродолжительное время (четверть часа), но педагог успевает с детьми обсудить происходящие в их жизни события. Предметом разговора могут быть самые различные темы. В канун праздника – это разучивание стишков и песен. В обычные дни - природные явления и так далее. Но это все должно происходить в привычном для ребенка ритме жизни, т.е. система Монтессори дает детям возможность естественно развиваться, в гармонии с жизненными процессами. Приведем ниже популярные серии развивающих игр Монтессори .

«Цветные цилиндры»

Это развивающая игра Монтессори , связана с сопоставлением. Один из вариантов этой игры - это деревянные цилиндры, окрашенные в различные цвета (по 5 цилиндров каждого цвета). Кроме того, одноцветные цилиндры отличаются друг от друга по высоте. Цель игры состоит в том, чтобы научить ребенка выстраивать ряды и сопоставлять величины, т.е. демонстрировать серии одинаковых по определенному признаку цилиндров. Таким образом, ребенок в ходе этой методики развития детей может научиться, не только распознавать «маленький» и «большой» цилиндры. Но и, «самый большой», «поменьше», «средний», «маленький», «самый маленький». Дети смогут различать предметы отличающие друг от друга немного по величине. К тому же это можно также и использовать как счетный материал. А для развития логического мышления следует добавит ряд упражнений:
- выстроить «заборчик» определенного одного цвета;
- построить «заборчики» различной степени сложности;
- выстроить «заборчик» одной высоты из цилиндров, но их может быть только пять;
- для восприятия закономерности можно разделить цилиндры на две группы: 5 цилиндров одного цвета тому, кто играет с ребенком и 5 –ребенку, но другого цвета. И построить постепенно двухцветный «заборчик». Например: «Я ставлю я желтый, ты синий, я - желтый, ты - ? » Затем можно, и усложнить задачу и использовать 3, 4, 5 цвета.

«Рамки-вкладыши»

Обычно дети в возрасте 1-1,5 года очень любят подбирать предметы по размеру и по форме. А игры из этой серии позволят им заниматься не только любимым занятием, но и узнать много интересного и нового, и к тому же тренировать и мелкую моторику рук.
В серию игр «Рамки-вкладыши» входят: «Фрукты», «Бабочки», «Листья деревьев», «Грибы», «Рыбы», «Птицы», «Домашние животные», «Животные Африки», «Геометрические фигуры», «Цифры», «Алфавит» и т.д. Все эти рамки имеют определенные свои степени сложности,но варианты игры в них схожи.

Они обучают:
- ориентации на плоскости (от ребенка требуется вставить конкретный вид животного в подходящую для него рамку);
- основам логике и классификации (опята, боровик, поганка, - грибы);
- при помощи рамок ребенок учится заштриховывать, обводить, раскрашивать по контуру рисунка и стараться не выходить за него, при этом следуя от более простого к сложному;
- ребенок пытается распознавать по видам предметы. Например, видя на картинке в книжке боровик, он не просто скажет «грибочек», а «гриб-боровик».
- обучают различать предметы и по силуэтам и по понятиям, связанным с формой.
Методика развития детей Монтессори не содержит утомительных уроков и скучных упражнений. Все обучение – это своеобразная игра. Интересная, и с яркими занимательными игрушками. Таким образом, малыш – и письму, и чтению, и даже бытовым навыкам учится играя.
А многие игры системы Монтессори вовсе и не требуют особенных игрушек, к тому же они делают игрушками для ребенка обычные вещи в доме. Ведь детям намного интереснее играть с теми предметами, которыми пользуются взрослые.

"Игра "Аквариум"

Для этого используются: пластмассовые предметы (мозаика, пуговицы, фишки, шарики), банка с водой, дуршлаг (ложка с дырочками), мел, ложка с длинной ручкой, поварешка. Пуговицы, шарики бросают в банку, пытаясь брать их только тремя пальцами то левой, то правой руки. И после того как аквариум заполнится, ребенку можно приступать к ловле «рыбок». Ему предоставляется возможность использовать в качестве сачка все предметы и при этом пытаться вытаскивать при помощи только одной руки.

"Переливание воды"

Игрушки: банки различных объемов, поднос, лейка, тряпка, мерный стакан. Подкрашенную воду постепенно перелить из лейки в мерный стакан. Далее вода выливается в разные сосуды и снова возвращается в мерный стакан, т.е. через повторения определенного хода действия ребенок узнает, как распределяется по-разному в различных сосудах одинаковое количество воды. При этом обсуждаются вопросы: "Где воды больше?" "Где равные количества воды?". Монтессори рекомендует в качестве контрольного задания ребенка: предложить переливать молоко или сок.

Игра "Ходьба по линии"

Наклеить или нарисовать линию, похожею на форму эллипса (диаметр более 4 метров в длину). Предметы для ношения: колокольчик, цветы, мерный стаканчик с подкрашенной водой, свечка. Всем известно, что детям очень нравится передвигаться, балансируя на бревне или бордюре. Это вызывает у него большой интерес. Так и в этой игре ребенок ходит по линии, нося различные предметы. Важно при движении по линии, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой, а также, чтобы не пролить воду, уронить книгу или цветок.

Игры с бисером

Данный тип игр занимает важное место в системе игр Монтессори , направленных на раннее развитие детей . Ведь ребенка существенно влияет на освоения ребенком речью и развитию мышления. Бисер и бусины ребенку предлагают в перемешанном виде в одной коробочке. И ребенок должен их разложить в другие емкости по каким-либо выбранным принципам (форме, цвету). Рекомендуется брать двумя пальцами по одной бусине. И важно для того, чтобы малыш не потерял интерес к игре, бисера или бусин не должно быть слишком много. Кроме того особый интерес у детей вызывают занятия нанизывания бисеринки на нить, в результате чего получаются бусы.

Игра "Больше и меньше"

Для этого необходимы разного размера банки из под крупы, бутылочки, пузырьки. Отвинтите крышки из-под нескольких бутылочек и покажите ребенку принцип завинчивания крышек, т. е как подбирается и завинчивается к определенной банке крышка. Затем малыш пусть все проделает сам.

«Была лужа – и нет ее»

Это упражнение имеют определенную воспитательную силу: ребенок пролив что-нибудь будет стараться убрать за собой. Сначала стоит научить малыша переносить воду губкой из одной тарелки в другую. Необходимо на поднос поставить две тарелки: слева-с водой, справа - пустую. Затем покажите, как правильно пользоваться губкой: набрать воду в одной тарелке и отжать в другую, при этом стараться, чтобы вода не попадала на поднос. Если вода все-таки попадает на поднос, то покажите ребенку как ее вытереть при помощи губки.

Монтессори - это уникальный метод развития и воспитания детей . Он основывается на разумном соотношении между выбором четкой структуры, специально предназначенного для маленького ребенка и свободой. К тому же дает основательную базу для формирования личности - всестороннее развитой, счастливой, ответственной и образованной.

Современные дошкольные учреждения в числе преимуществ, выгодно отличающих их от многочисленных конкурентов, перечисляют методику Монтессори. Кому-то это словосочетание знакомо, но большинству - совершенно ни о чем не говорит. Система была придумана еще в начале ХХ столетия итальянским врачом Марией Монтессори. Она особенно уже тем, что пережила своего автора и нашла множество последователей. Методика Монтессори оказалась неподвластной политическим режимам и времени. В чем же ее особенность?

Система обучения Монтессори основана на принципе свободы, который проявляется в игровой форме обучения и самостоятельных упражнениях ребенка. В основе методики лежит индивидуальный подход к каждому малышу. Взрослый человек – всего лишь его помощник.

Занятия по Монтессори проводятся в соответствии с индивидуально разработанным планом для каждого ученика в специально созданной обстановке. Для обучения используют разнообразные пособия, которые позволяют ребенку контролировать себя и анализировать свои ошибки. При этом воспитатель только направляет малыша.

Методика Монтессори для детей может применяться как в группах и детских садах, так и в домашнем обучении. Она позволяет ребенку проявить свои личные способности и потенциал. Обучение по Монтессори развивает творческие способности, логику, внимание, память и моторику. Очень много внимания в занятиях уделяется коллективным играм, в ходе которых у малыша развиваются навыки общения и самостоятельность. Характерной особенностью системы является то, что занятия проводятся в разновозрастных группах. При этом младшие детки нисколько не мешают старшим, а, наоборот, помогают им.

Автор системы считала, что каждый ребенок по своей природе умный и любознательный, но не всякий попадает в среду, которая помогает раскрыться его способностям. Поэтому задачей взрослого является помощь малышу в развитии, в самостоятельном познании мира, создание для этого подходящих условий. Методика Марии Монтессори предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Самая главная задача взрослого – побудить ребенка к развитию и обучению.

Влияние методики на детей

Основное влияние методики на детей заключается в развитии самостоятельной, уверенной в своих возможностях личности. Дети Монтессори не воспринимают обучение как тяжелую обязанность, поскольку занятия проводятся без принуждения, критики или грубого вмешательства взрослого. Главный акцент в системе сосредоточен на том, какие потребности испытывает ребенок этой возрастной категории, на его способностях и уникальности каждого.

Обучение по методике Монтессори предполагает, что ребенок испытывает радость от процесса. Связано это с возможностью изучать то, что ему в данный момент интересно. Организация учебного процесса таким образом помогает ребенку расти уверенным в себе и усваивать увиденное с максимальной эффективностью.

Методика развития Монтессори позволяет ребенку быть самостоятельным, рано получать практические навыки. Даже малыш, обучающийся по этой системе, может одеться без помощи взрослого, накрыть на стол и т. д. Самостоятельность подкрепляется тем, что дети решают, что они хотят узнать сейчас и с кем они будут работать в данный момент. Главным лозунгом методики Монтессори является девиз «Помоги мне сделать это самому».

Основы обучения

  • первый этап детства (от рождения до 6 лет);
  • второй этап детства (от 6 до 12 лет);
  • юность (от 12 до 18 лет).

Важнейшим этапом развития ребенка как личности является раннее детство. В этот период получает основное развитие душа ребенка. Если взрослый человек уже воспринимает окружающий мир, частично фильтруя его, то малыш впитывает впечатления, и они становятся частичкой его души. Возраст до 6 лет, согласно методике, является второй эмбриональной фазой развития.

Далее наступает этап лабильности, когда ребенок проходит фазу чувствительности. Он становится особенно восприимчив к некоторым процессам окружающего мира, например, к социальным аспектам, движению или речи. Занимаясь интересным делом, в этом возрасте ребенок уже способен к глубокой концентрации. То есть он постигает явление или процесс, вследствие чего формируется его интеллект и происходит развитие личности.

Важным этапом развития детей является усовершенствование чувств, для чего им необходимо все пощупать, потрогать или попробовать на вкус. На основании этого автор убеждена, что интеллект малыша развивается не благодаря абстракции, а с помощью органов чувств. Поэтому основу методики раннего развития Марии Монтессори составляет единство ощущения и познания.

В соответствии с этим методика Монтессори предполагает специальные учебные пособия и развивающие игры. Например, взяв в руки один шарик в блоке из сотни, малыш способен получить представление о единице и сотне задолго до того, как сможет абстрактно представить себе эти числа.

Занятие по методике Монтессори возможно только в условиях специально созданной среды, которая позволяет малышу постепенно становиться независимым от взрослых. Автор методики уверена в том, что атмосфера вокруг ребенка должна соответствовать его росту и пропорциям. Малыш должен иметь возможность выбрать место для занятия, передвинув самостоятельно стол и стул. Даже простую перестановку стульев Монтессори считает тренировкой моторики.

Обстановка, в которой формируется личность ребенка, должна быть по возможности эстетичной. Малышу с раннего детства следует научиться обращаться с хрупкими предметами, например, фарфором и стеклом. Такие вещи необходимо держать в доступности для ребенка.

Монтессори была убеждена, что важным биологическим принципом жизни человека является стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого. В процессе физического развития необходимо помочь достичь малышу духовной автономности. Взрослому отводится роль союзника, который создаст условия для этого, поможет развиваться стремлениям ребенка к познанию. В этом процессе учителем является сам ребенок.

При обучении необходимо учитывать, что нет двух одинаковых детей, каждый индивидуален. Поэтому планы обучения должны ориентироваться на конкретного ребенка.

Плюсы и минусы методики

Несмотря на множество преимуществ, система не получила повсеместного развития в мире. Связано это с тем, что методика Монтессори имеет как плюсы, так и минусы, которые кому-то подходят, а кому-то нет.

К плюсам можно отнести следующее :

  1. Автор методики – женщина. Женщина-врач, всей душой болеющая за своих воспитанников.
  2. Большой уклон сделан на то, что малыши впитывают ощущения и впечатления подобно губке. При этом важно не только видеть, слышать, но и пробовать, щупать. Именно на развитие мелкой моторики (бусинки, горошки, шнурки) направлена идея системы Монтессори. Доказано, что при развитии мелкой моторики крохи стимулируются и совершенствуются его психологическое развитие и речь. Конечно, такие занятия предполагают контроль безопасности ребенка взрослым, чтобы малыш не засунул мелкие предметы в ухо или нос.
  3. Занятия дают возможность маленькому человеку учиться самостоятельности, самообразовываться.
  4. Обучение детей по методике Монтессори позволяет приобрести уверенность в себе, поскольку полностью исключает порицание, наказание, критику или принуждение.
  5. Занятия имеют быстрые заметные результаты. Дети младшего дошкольного возраста часто умеют считать, писать и читать.
  6. Индивидуальное отношение к потребностям и возможностям ребенка.
  7. Отсутствие соревновательности в группах.
  8. Возможность выбора вида занятия по интересам.

Минусы:

  1. Система изначально рассчитана не на каждого ребенка, она создавалась для развития и адаптации умственно отсталых детей. Очень подвижному малышу будет непросто заниматься по системе Монтессори.
  2. Несмотря на то что методику адаптировали к потребностям нормального малыша, в дальнейшем у ребенка могут возникать сложности с принятием школьных порядков.
  3. К минусам системы некоторые относят разный возраст детей в группе. Это спорный момент. В семьях дети тоже бывают разного возраста, но это не мешает им развиваться, не мешая друг другу.
  4. В первоначальную систему Монтессори не включаются сказки, поскольку автор считала их неполезными, как и любое другое абстрактное обучение. Сейчас методика немного меняется, в некоторых группах сказки уже используются.
  5. Многие педагоги называют метод Монтессори искусственным, поскольку дети живут в своем микромире и зачастую оторваны от социальной реальности.

Методика в домашних условиях: организация зон и основные правила

Методика Монтессори в домашних условиях редко применяется. Связано это со сложностью создания всех необходимых зон дома. Целесообразнее выбрать несколько упражнений, которые позволят развить способности ребенка. При этом нужно использовать предметы, находящиеся под рукой.

Например, чтобы малыш усвоил понятие объема, можно показать ему два стакана – полный и пустой. Когда ребенок будет переливать жидкость из одной емкости в другую, у него формируется представление о наполнении стакана, об объеме и понятиях «больше» и «меньше».

Игры по Монтессори позволяют без труда развить мелкую моторику ребенка. Полезным станет раскладывание пуговиц по цветам или размерам. Чувство прекрасного в малыше разовьет уход за купленным для него комнатным цветком. При этом лучше выбирать цветущие растения. Как приятно будет ребенку, когда цветок, за которым он ухаживал, расцветет.

Раннее развитие детей по системе Монтессори в домашних условиях предполагает создание определенной среды, способствующей самопознанию. Необходимо устроить в комнате несколько специальных зон. В одной зоне нужно расположить игрушки.

Как таковых игрушек в прямом смысле этого слова система Монтессори не подразумевает. Это означает, что их основная функция – не развлечение, а развитие практических навыков. В начале обучения это достаточно простые предметы – пластмассовый утюжок, набор посуды. Играя с ними, ребенок получает навыки самообслуживания.

Позже понадобятся игрушки по методике Монтессори и специальные приспособления, с помощью которых малыш освоит основы счета, ознакомится с количеством, разовьют моторику и внимательность.

В другой зоне следует расположить материалы, позволяющие ребенку развить логическое мышление и фантазию.

Отдельно можно создать зону реальной жизни, в которой малыш будет учиться самостоятельно мыть, пересыпать, одеваться, рисовать и т. д.

Правила развития по Монтессори:

  • Нельзя трогать малыша, если он сам не обращается к взрослому.
  • Нельзя плохо отзываться о ребенке.
  • Необходимо сосредоточиться на развитии положительных качеств в ребенке.
  • Подготовка среды требует педантичности. Необходимо показывать ребенку, как правильно работать с материалом.
  • Ни одно обращение ребенка к взрослому не должно оставаться без внимания.
  • К ребенку, допустившему ошибку, следует относиться с уважением, у него есть возможность исправить ее. Но следует пресекать попытки неправильного применения материала или действия, которые опасны для здоровья и жизни малыша.
  • Нельзя принуждать отдыхающего ребенка к действию. Следует уважать его наблюдения за работой других или размышления о том, как он собирается сделать это.
  • Следует помогать тем, кто хочет работать, но не может выбрать занятие.
  • В основе воспитания лежит милосердие, любовь, забота, тишина и сдержанность.
  • Взрослый, общаясь с малышом, должен предлагать ему то лучшее, что есть в нем и у него.

С какого возраста ребенок может начинать занятия?

Возраст детей, с которыми можно заниматься по системе Монтессори, определен в соответствии с возрастными группами, которые выделила автор. Он может варьировать в разных школах и группах, но, как правило, возможны занятия с 8 месяцев.

Главное условие – ребенок должен уверенно сидеть, а еще лучше - ползать. Примерно к 3 годам детки могут заниматься без мам. Таким образом, система Монтессори подходит в любом возрасте.

Распространенные ошибки и заблуждения

На сегодняшний день, решаясь на обучение ребенка по методике Монтессори, можно порекомендовать родителям самостоятельно прочитать книгу Мари-Элен Пляс «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Известным современным пособием к родителям можно назвать книгу этого же автора «Учим буквы по методике Монтессори».

К сожалению, сегодня легко столкнуться с непрофессионализмом так называемых последователей Монтессори, которые на самом деле не знакомы с ее системой. Обучение детей такими педагогами может быть основано на плагиате других авторов.

Например, некоторые современные преподаватели, как скептически относящиеся к методике, так и, наоборот, увлеченные ею, указывают на то, что Монтессори на самом деле отрицала возможность обучения малыша до 3 лет. Создание групп для деток самого раннего возраста считают распространенным заблуждением, поскольку такие занятия не позволяют развиваться самостоятельности. Ведь присутствие мамы на занятиях исключает это понятие.

О системе Монтессори ходят многочисленные мифы :

  • Методика создана только для умственно отсталых детей. Это заблуждение. Она была впоследствии адаптирована для абсолютно нормального ребенка.
  • Цель методики – раннее образование. Это не так. Действительно, детки, занимающиеся по этой системе, рано читают и пишут. Но, только благодаря развитию способностей ребенка, самостоятельности, уверенности в себе.
  • Методика может заменить программное образование. Это не так. Воспитанники системы Монтессори легко и успешно обучаются, рано начинают писать, читать и выполнять в уме сложные арифметические действия. Но эта система на сегодняшний день не заменяет общеобразовательные программы.
  • Система создана искусственно, поэтому ребенок не сможет применить навыки вне ее. Это не так, малыш в ходе обучения приобретает главный навык – способность мыслить и действовать самостоятельно, который будет востребован в любых условиях.
  • Речь детей, занимающихся по системе Монтессори, ограниченна, поскольку воспитатель на занятиях мало говорит. Это миф. Занятия подразумевают развитие речи, педагог достаточное время говорит с малышом.

Независимо от того, являются ли родители поклонниками методики Монтессори или нет, в воспитании ребенка немаловажным будет правило: если взрослые уважают и поощряют действия малыша, он обязательно вырастет самостоятельным и инициативным.

Полезное видео о методике Монтессори

Виктория Геннадьевна Дмитриева

Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет

Рамки-вкладыши – это различные фигуры (от геометрических форм до контуров животных) и рамки. У вкладышей есть маленькая ручка для удерживания и перемещения фигурки. Малыш подбирает к каждой рамке соответствующую фигурку. И фигурку, и рамку можно обводить карандашом и получать различные рисунки.

Крутящиеся диски

Этот дидактический материал представляет собой два диска разного диаметра с зазубренными краями и ручками для их вращения. Ребенок берет ручку и вращает оба диска.

Диски для вращения

Пособие готовит руку к письму, развивает координацию.

Шнуровки

Шнуровки Монтессори сделаны из дерева, твердого картона или пластика. Игрушки могут быть различной формы, шнурки – разной длины.

Шнуровки

Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая отвечает детской потребности в подражании взрослым – пуговица с иглой. Выполнена она обычно из дерева.

Играя со шнуровками, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, усидчивость, готовит руку к письму.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Геометрические тела

Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, конуса и треугольной призмы. Материал способствует зрительному и тактильному различению геометрических форм.

Красно-синие штанги

Набор из 10 штанг того же размера, что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания, вычитания, умножения и деления.

Коробка с веретенами

Две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и освоению понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.

Золотые бусины

Эти материалы дают представление о счете, количестве и об основных математических функциях.

ДРУГИЕ ЗОНЫ РАЗВИТИЯ

Географические карты

Это пособие представляет собой деревянные карты с маленькой ручкой для переноса и манипулирования. Карты привлекательны, знакомят с названиями и расположением государств и континентов, основами географии.

Природные карты

Различные наборы карт для изучения строения листьев, цветов, деревьев. Расширяют словарный запас и знания о природе.

Звучащие колокольчики

С помощью деревянного молоточка колокольчики издают различные звуки. Это пособие используется в качестве сенсорных упражнений для сопоставления звуков. Также может использоваться при обучении основам нотной грамоты и составлении простых мелодий.

В большинстве классов на ковре или на полу нарисована линия в виде круга, которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений.

Конечно же, это далеко не все материалы, использующиеся в Монтессори-группах.

Необходимо запомнить одно: работать по методике Марии Монтессори, отказавшись от дидактических материалов, недопустимо. Эти материалы стимулируют развитие ребенка.

Благоприятные (сенситивные) периоды развития

В развитии каждого ребенка бывают периоды спада и подъема. В период подъема малыш активнее всего воспринимает информацию и быстрее, чем в другое время, обучается каким-либо способам, видам деятельности. Такой период Мария Монтессори назвала сенситивным. Так, например, музыкальные способности особенно активно развиваются от 2 до 6 лет, а развитие органов чувств наиболее ярко проявляется в возрасте от 2,5 до 6 лет. Человеку никогда больше не удастся так легко овладеть знанием, научиться чему-нибудь, как в соответствующий сенситивный период.

В сенситивные периоды ребенок максимально развивает заложенные в нем способности, чтобы получить новую информацию и освоить новые навыки.

К сожалению, благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими для развития своих способностей. Повлиять на этот процесс невозможно. Но в ваших силах, зная о существовании таких периодов, создать максимальные условия для развития своего малыша. Можно также предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем будет особенно нуждаться в этот момент.

Познакомьтесь с кратким описанием некоторых сенситивных периодов. Абсолютно точных сроков наступления этих периодов не существует: каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому возраст указан приблизительно. Зато вы сможете узнать, развитию каких навыков следует уделять особое внимание.

«ПОГОВОРИМ?»

От рождения до 6 лет – период активного развития речи.

К 4,5 месяцам младенец уже способен ощущать речь как нечто особенное. Малыши смотрят в рот говорящему, поворачивают голову в сторону, откуда слышится звук. Стоит отметить, что если ребенок не реагирует на речь – это тревожный сигнал для родителей. Возможно, у малыша есть проблемы со слухом. В таком случае надо как можно быстрее обратиться к врачу.

В этом же возрасте дети учатся подражать звукам. Они постоянно выплевывают что-то, надувают пузыри из слюней – так начинается тренировка мышц речевого аппарата.

К году ребенок сознательно выговаривает первое слово, впервые в своей жизни словесно выражает мысль. Малыш хочет говорить, но пока не может. С этого момента происходит быстрое нарастание словаря ребенка.

К полутора годам ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он начинает осваивать грамматические нормы языка. Но из-за нехватки слов у малыша нам, взрослым, кажется, что ребенок говорит на своем, «детском» языке (ать – дать, ди – иди). В этот период очень важно как можно больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему и читать. Что читать? Простые понятные малышу сказки, стишки, рассматривать картинки и придумывать по ним небольшие рассказы (это, конечно, пока придется делать вам самим). Но не менее важно не «сюсюкать», не повторять его слов, даже если они умиляют вас до слез.

Нередко родителям интересно знать: а что думает малыш? Такая возможность у вас появится, когда малышу исполнится 2–2,5 года. В этом возрасте дети часто разговаривают сами с собой. Вам предоставляется прекрасная возможность услышать логические цепочки ребенка, последовательность его мыслей, о чем он думает в настоящий момент. Этот этап довольно короткий, и монологи постепенно становятся внутренними.

В 3–4 года ребенок начинает говорить целенаправленно и осознанно. С помощью речи он решает свои проблемы, выражает эмоции и желания. В этом возрасте дети интересуются буквами – символами звуков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы и т. д.

К 4,5–5 годам ребенок готов не только без принуждения, но и самостоятельно учиться читать.

ЦВЕТА И ЗАПАХИ

От рождения до 5 лет – период активного чувственного (сенсорного) развития.

В этот период ребенок становится особенно восприимчив к цвету, форме, размерам предметов, звукам.

Сначала информацию о мире он получает через тактильные ощущения, запахи (прикосновения мамы, запах ее кожи). Затем основными источниками информации становятся зрение и слух. Ребенок запоминает внешний вид предметов, узнает знакомые ему изображения. Все развивающие игрушки, рекомендованные для этого возраста, учитывают эту особенность.

«Я ДВИГАЮСЬ – ЗНАЧИТ, Я СУЩЕСТВУЮ!»

От рождения до 3,5 лет движение – способ познания мира.

«Поздравляю, у вас все хорошо, скоро вы станете мамой!» – сообщает врач, и будущая мама полностью погружается в заботы о своем чаде. Сначала в мечтах, а затем и наяву.

Новорожденный малыш еще лежит в колыбели, а молодых родителей уже беспокоит не только здоровье, питание, режим крохи, но и его развитие. Не отстает ли он от сверстников, что делать, чтобы ребенок развивался по возрасту или, еще лучше, опережал в развитии других детей? Как лучше поступить: обучать малыша, заниматься с ним самостоятельно или отдать в группу развития, садик, а может, лучше оставить дома с няней или отложить учебу до более позднего времени, не лишать его детства?

Сегодня в любом журнале, газете, детском заведении можно встретить объявления: «Обучаем чтению с двух лет», «Развиваем с 6 месяцев», «Раскрываем творческий потенциал» и т. п. Открываются новые группы развития, подготовки к школе, детские сады, предлагающие оригинальные авторские методики, обещающие, что заниматься с детьми будут только высокопрофессиональные специалисты.

Чуткому, внимательному и небезразличному к развитию своего ребенка родителю сегодня приходится нелегко. Голова кругом идет от обилия предлагаемых образовательных методов и методик, от названий различных школ, программ, развивающих игр и дидактических материалов.

Предложений много, терминология во многом незнакомая, а ребенок растет, и время летит. Все сейчас только и говорят, что о раннем развитии, что «после трех уже поздно!!!»…

Действительно, вроде бы надо поспешить, определить своего драгоценного малыша в хорошую школу или развивающий центр. Но куда именно? Как выбрать?

Что такое «раннее развитие»

Термин «раннее развитие» прочно вошел в нашу жизнь. Вряд ли найдется человек, который хотя бы вскользь не слышал о нем. Возможно, и вы уже столкнулись с именами М. Монтессори, Г. Домана, Никитиных, Н. Зайцева и т. д. Раннее развитие превозносят до небес и ругают, рекламируют и «делают на нем деньги», спорят и экспериментируют.

Как разобраться во всем этом море информации, по какой методике (или методикам) заниматься со своим ребенком, что делать, если нет ожидаемых результатов, а надо ли вообще заниматься? Вопросов, которые чаще всего возникают у родителей, очень много.


Прежде всего давайте определимся с понятием «раннее развитие», почему о нем сейчас так много говорят, пишут и даже создают целые институты. Вряд ли это можно назвать данью моде.

Когда говорят о «раннем развитии», имеют в виду интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 3–4 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, а к шести-семи годам – на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.

Многие педагоги-новаторы считают, что детей начинают учить слишком поздно – как раз в тот период, когда мозг уже перестает расти (около 7 лет).

Но неужели действительно необходимо начинать учить малышей в столь нежном возрасте?

Дело в том, что после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развиваются зрение, слух обоняние, вкус, осязание – ребенку ведь необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребенка является необходимостью. Его мозг все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые. Как ему это удается? Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.


Итак, раннее развитие – это:

Неограниченная физическая активность ребенка, которой способствуют специальные упражнения и оборудованные места в доме, что позволяет малышу лучше и раньше овладеть своим телом, быть ловчее, сильнее, чувствовать себя увереннее, физическое развитие напрямую связано и с интеллектуальным;

Специально созданная жизненная среда, наполненная интересными и необычными объектами, которые малыш может изучать и разглядывать;

Разнообразные игрушки, часто из простейших подручных материалов, дающие много самых разных ощущений тактильных, зрительных, звуковых;

Постоянные прогулки и экскурсии, беседы, обсуждения, чтение книг, рисование, музыка и многое другое;

Активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни; это творческий процесс, требующий постоянного «присутствия» в детской жизни;

Возможность получать радость от познания и совместного творчества, желание и стремление сделать жизнь малыша интересной, полной и красочной.

Для чего же необходимо раннее развитие?

Наверно, вам тоже приходилось слышать высказывания некоторых гордых мам: «Я со своим ничем не занималась, и ничего – растет не хуже других!» А если бы занималась? Сколько нераскрытых возможностей осталось в ее малыше! Конечно, такие способности, как мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Педагоги-классики отличаются от педагогов-новаторов в сроках начала обучения, и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно сложно выносить ту нагрузку, которую предлагают в школе. Он с трудом учится читать, считать, осваивать письмо. В дальнейшем это ведет к трудностям и в других школьных предметах.

К тому же современный мир выдвигает довольно жесткие требования к нынешнему поколению. От вас зависит, насколько гармонично войдет в этот мир ваш человечек, легко ли ему будет адаптироваться к тем или иным условиям.

Представьте себя на месте крошечного, еще не родившегося ребенка. Ему тепло и уютно в мамином животе. Он видит свет, слышит звуки, чувствует. Уже в это время он не пассивен: ученые доказали, что он непрерывно воспринимает и запоминает информацию. После рождения включаются все его системы: начинают развиваться зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. И, самое главное, включаются мощные механизмы адаптации, ребенок приспосабливается к условиям его настоящей и будущей жизни. Основа всего этого – сравнение и информация. Как отличить желтый свет от красного, если глаз постоянно находится в темноте? Как научиться различать голоса родителей, если вокруг постоянно тишина? Что такое ветер и как на него реагировать терморегулирующим центрам, если вокруг постоянная температура и влажность? Многие из этих процессов проходят на подсознательном уровне, но это не уменьшает значение информации. В ранний период развития мозга (от рождения до трех лет), малыш подобен информационной губке: ему необходимо знать все об этом мире.

Как уже говорилось, информация для ребенка – это не желание и возможность, а необходимость. Рамки Монтессори, кубики Зайцева, карточки Домана, разнообразные игры, игрушки и пособия – все это информация об окружающем мире. Даже особый комплекс упражнений – динамическая гимнастика – это информация о гравитации, пространстве и способностях тела.


Итак, делаем выводы.

Вывод 1. Занимаясь с ребенком ранним развитием, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребности в знаниях об окружающем мире.

Каждый ребенок – это самостоятельная личность, он сам вправе решать, кем ему быть и чем заниматься. Решать за него – преступление против личности. Именно здесь корни проблем с психикой и адаптацией ребенка в обществе. Родители могут только помочь ему, предлагая игрушки, игры, пособия, информацию.

Каждый родитель скажет, что видеть ребенка как творческую личность, видеть его успехи в выбранной им самим сфере – предел мечтаний, цель всего воспитательного процесса. База для этого – умение добывать информацию, способность принимать решения и творческий потенциал. Именно на это может и должно быть направлено средство достижения поставленной цели – раннее развитие.

Вывод 2. Раннее развитие – это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха во многих областях деятельности.

Мифы, которые могут помешать

Отношение общества

Родителей, тратящих много времени и сил на обучение ребенка, обвиняют в стремлении заставить своего малыша работать на славу. При этом обвинителями совершенно не учитывается, стремится ли сам малыш к овладению теми знаниями и умениями, которыми с ним делятся его родители.

Обычно упускается из виду то, что если малыш устал или информация или навык слишком сложны для детского понимания, то ребенок просто не будет этим заниматься. А если взрослый сумеет заставить кроху заниматься вопреки его нежеланию, то и результаты будут невысоки, и сразу будет заметно отвращение малыша к занятиям.


«Пойдет в школу (садик) – там научат»

Конечно же, там научат. Во всяком случае, в школу для этого и ходят. Но, как говорилось выше, чем позже начинать, тем труднее будет овладевать знаниями. Представьте себе совершенно неподготовленного ребенка, начавшего в семь лет полный нагрузок процесс учебы, в котором все расписано по плану. Этот процесс требует от маленького человека умение концентрировать внимание, развитую моторику, память и многое другое. А во многих современных школах к общим навыкам прибавляется и умение читать и считать, логически мыслить и рассуждать и т. п.

В то же время надеяться только на детские дошкольные учреждения было бы непростительной ошибкой. Каким бы хорошим ни был садик – это всего лишь садик, и на одну-двух воспитательниц приходится 15–20 детей. Малыша многому научат, но «закреплять пройденный материал» все-таки предстоит в домашнем кругу. К тому же в садике не всегда будут учитываться интересы вашего чада, его желание или нежелание что-либо делать, его настроение. А ведь все эти моменты очень важны для эффективных занятий.


«Ничем не занимались – растет не хуже других»

Как правило, так рассуждают либо ленивые, либо ограниченные родители, а само понятие «не хуже других» очень относительно. Конечно, есть дети, с которыми никогда и ничем не занимались дома, не водили в музеи и театры, отмахивались от вопросов и развлекали только телевизором. И при всем таком «неразвитии» у этих детей не пропал активный интерес к познанию, получению информации, желание творить. К сожалению, таких, в полном смысле слова, «самородков» очень мало. И жаль вдвойне, столько нераскрытых возможностей осталось в них!


«Я не специалист – у меня не получится»

Да, специалистов, знающих методики раннего развития, успешно применяющих их на практике со многими детьми, немного. Но от вас и не требуется заниматься с целой группой чужих детей. Вы – родители, у вас есть свой ребенок, и значит, вы просто обязаны хотя бы немного разбираться в психологии и педагогике, быть знакомыми с понятием развития, владеть «ключиками» к вашему малышу.

Читайте, размышляйте, пробуйте – информации сейчас более чем достаточно. Просматривайте специальные журналы, если есть выход в Интернет – пообщайтесь на конференциях и почитайте тематические странички. Вы больше других знаете своего ребенка, вам проще его понять и почувствовать, и для своего чада – вы самый лучший специалист. Овладевайте информацией, прислушивайтесь к своей интуиции – и у вас все получится!


«У меня на это нет времени»

Да, в современной жизни и мамы, и папы чаще всего работают, а дома еще занимаются хозяйством, ссорятся и мирятся, переживают, устают… Список можно продолжать. Конечно, общение с ребенком, особенно развивающее малыша общение, – это работа высокого уровня, требующая и времени, и сил. И все-таки стоит отметить: если у вас есть ребенок, у вас должно быть на него время. Пусть 10–15 минут каждый день, по вечерам, но это время – только для ребенка. И совсем необязательно для развития малыша устраивать специальные занятия. Задачки для ума можно найти в любой момент – когда готовите ужин, моете ребенка, переодеваете его и т. п. То, что для вас обыденная, неинтересная работа, для малыша – прекрасная возможность познать мир. Главное – ваше желание чем-либо заниматься с крохой, немного фантазии и знаний.

Моете посуду – дайте своему помощнику тазик и пару мисок и ложек. Это поможет ему узнавать законы физики жидких тел. Посчитайте овощи, рассмотрите, сколько четвертинок в разрезанной картофелине, оцените, что больше, тяжелее, длиннее, позвольте малышу вытереть губкой лужицу на столе. Эти нехитрые упражнения принесут вашему крохе много пользы.

Некоторые занятия действительно требуют специально выделенного времени, вашего присутствия. Но ведь их не обязательно проводить каждый день, да еще по несколько часов подряд. Иногда бывает достаточно нескольких минут.

Многие родители, у которых вопрос времени стоит по-настоящему остро и не является прикрытием обычного нежелания чем-либо заниматься с ребенком, часто нервничают, что они не уделяют своим малышам достаточно внимания. Если вы из числа таких родителей, возможно, вас утешат интересные данные последних исследований. Американские исследователи из Университета Техаса и их британские коллеги из Бристольского университета утверждают, что ребенку важно не количество времени, проведенного с ним, а качество общения. После ряда исследований оказалось, что работающие женщины тратили в день меньше времени на ребенка, но наверстывали упущенное в выходные дни, по вечерам. Они проводили время с ребенком более интенсивно и полезно.


«У ребенка должно быть детство»

Самый распространенный аргумент противников раннего развития детей. К сожалению, используют его именно те советчики, которые не понимают (или не знают), что подразумевается под словами «раннее развитие». Видимо, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные, не всегда соответствующие возрасту ребенка игры, много игрушек (для девочек – куклы, для мальчиков – машинки, а что еще?), никаких умственных нагрузок и два основных принципа: «рано тебе еще это знать» и «пусть лучше побольше гуляет!» Как вы думаете, какое отрочество и юность повлечет за собой такое детство?

Но почти в каждом утверждении есть и доля истины. И в этом случае относится она к той категории родителей, для которых понятие «раннее развитие» приравнивается к понятию «растим гения!» Именно эти родители готовы буквально после выписки из роддома носить малыша на всевозможные развивающие занятия, делать самую сложную гимнастику, а позже записать ребенка во все группы и школы подряд и требовать, требовать, требовать… Психологи называют такой подход к воспитанию реализацией собственных амбиций и желаний за счет ребенка. И результат в таком случае, как правило, оставляет желать лучшего. Отсюда появляется и нежелание ребенка учиться, и неврозы, и полное безразличие. Действительно, «пусть уж лучше побольше гуляет или играет…».

Чтобы не стать заложником родительского честолюбия и тщеславия, всегда следует помнить, что раннее развитие – это развитие малыша не по отношению к соседской девочке Маше или двоюродному брату, когда он был в том же нежном возрасте, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим с ним занятиям он развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Для успеха раннего обучения малыша нужно его любить, уважать и хорошо знать, то есть внимательно присматриваться к его способностям и интересам.

Не важно, когда именно ребенок научился читать, важно, чтобы он научился добывать знания. Такой взгляд позволяет выйти из тесных рамок разнообразных методик и разработать свою, подходящую именно для вашего ребенка методику предоставления информации, а также вовремя ее корректировать.

Помните: ничто из предложенного вами ребенку не пропадет даром. Ищите, пробуйте и дерзайте вместе!

Как заниматься с ребенком

Заниматься с ребенком не только нетрудно, но и интересно, особенно, если вы будете придерживаться основных правил.

Не ставьте перед собой цели воспитать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим – испортить характер ребенка.

Никогда не заставляйте малыша заниматься, если ему нездоровится или у него плохое настроение.

Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде – дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия.

Не нагружайте малыша знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше займитесь изучением и освоением того, что нужно сейчас.

Не углубляйтесь в изучение какого-то одного предмета, например чтения, математики или физического развития, в ущерб остальным. Важнее всего разносторонне гармоничное развитие.

Все игры и занятия вводите по принципу от очень простого к простому, а затем к сложному. Если малыш с чем-то не справляется, упрощайте задания.

Никогда не устанавливайте никаких норм по времени и количеству занятий в день. Предоставьте своему ребенку реальную свободу выбора деятельности и времени занятий, даже если этот выбор кажется вам не самым удачным.

Не ограничивайтесь только одним методическим пособием, например карточками. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, мультфильмах.

Радуйтесь каждому успеху малыша и обязательно хвалите его!

Создайте ребенку развивающую среду. Пусть в вашем доме поселятся разные кубики с буквами и цифрами, яркие карточки со словами и картинками, плакаты, песочные часы, географические карты и календарь на стенах. Не ограничивайте малыша детскими книжками с картинками. Он с интересом будет рассматривать и взрослые иллюстрации и даже альбомы по искусству.

Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин и пуговиц и других ненужных мелочей) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики, или просто почаще разрешайте ребенку играть с предметами домашнего обихода.

Ставьте кассеты или диски с классической музыкой, музыкальными сказками, стихами, держите всегда под рукой краски, клей и пластилин.

С самого раннего детства предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности в быту, обучите навыкам самообслуживания.

Не забывайте, что высокий интеллект – это еще не самое главное в жизни вашего крохи. Встречаются дети, у которых совсем нет обычных, «ничего не развивающих» игрушек, детей, которые читают только словари и энциклопедии и не играют с уличными детьми в простые, «бесполезные» игры, семилетки, решающие сложные алгебраические задачи и рисующие при этом на уровне трехлетних. У всех этих детей родители, загрузив их очень полезной и интересной информацией, отняли эмоциональность и непосредственность, способность к самостоятельному творчеству.

Раннее развитие – это не «натаскивание» перед школой, оно не предполагает, что вы будете механически подавать малышу информацию или заниматься с детьми младшего дошкольного возраста по школьной программе.

Подведем итоги

Если вы решили, что раннее развитие – это для вас, что у вас есть желание и хватит терпения заниматься со своим крохой, если вы готовы к тому, что плоды вашего труда взойдут еще нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу, если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, – тогда прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития.

Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке, иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных. Не стоит полагаться на чужое мнение. Взвешивайте «за» и «против» предлагаемых методик в отношении к вашему малышу, по возможности советуйтесь с более опытными родителями. Ни одна из популярных систем раннего развития не является универсальной, у каждой есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача – разобраться, что будет хорошо и полезно именно для вашего малыша, ведь только вы знаете особенности его характера и темперамента, наклонности, вкусы и привычки. К тому же не обязательно беспрекословно следовать какой-то одной системе. В вашей квартире могу соседствовать игрушки и предметы из разных «методических интерьеров». Право выбора и творчество всегда остается за вами!

В этой книге вам предлагается познакомиться с одной из наиболее популярных сегодня методик. Это методика раннего развития детей Марии Монтессори.