Единство и понятность требований воспитания и развития ребенка в семье и в дошкольном учреждении. Доклад "единство требований в воспитании" Единство в семье воспитание ребенка

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. МДОУ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» П. ВОСТОЧНЫЙ

Единство требований

в воспитании детей

дошкольного возраста

Октябрь 2009 год

Общественному воспитанию принадлежит в нашей стране ведущая и направляющая роль.

Ценно, что воспитание в детском саду осуществляется педагогами-специалистами на основе общей для всех детей и обязательной для воспитателя государственной программы, в специально организованных условиях, которые соответствуют возрастным особенностям и потребностям ребенка.

Детский сад « Росинка» работает по «Программе воспитание и обучение в детском саду». Это комплексная образовательная программа для детей дошкольного возраста, разработанная под ред. М.А. Васильевой. Эта программа основывается на лучших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Главные задачи (охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе) конкретизированы для каждой возрастной группы детского сада. Программа предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома; строится по видам деятельности детей; имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.

Детский сад располагает большими возможностями для всестороннего воспитания детей. Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами своих товарищей. В то же время воспитание в дошкольном учреждении направлено на то, чтобы в условиях жизни ребенка в складывающемся детском коллективе могла развиваться его личность, сохраняться индивидуальность. Поэтому при организации занятий, игр, труда в процессе руководства повседневной деятельностью детей воспитатели заботятся о развитии интересов и склонностей каждого ребенка, различных форм его индивидуальной активности.

Все эти преимущества детского сада, особенности его работы хорошо понимают и ценят родители.

Дошкольная педагогика считает, что наиболее благоприятные результаты обеспечиваются в условиях содружества семейного и общественного воспитания. Н.К.Крупская подчеркивала: « Сочетание общественного воспитания, которое дается в наших дошкольных учреждениях, в наших школах, с воспитанием семейным … создает замечательное поколение людей»

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей и стремится вырастить из них активных строителей и защитников своей Родины.

Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.

Единство в воспитании, осуществляемое детским садам и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями. Ребенку гораздо легче овладеть установленными, нормами, правилами.

Своевременное воспитание той или иной положительной привычки важно, как известно и потому, что она в свою очередь способствует образованию других хороших привычек.

Если же требования, предъявляемые детям в детском саду и семье, несогласованны, противоречивы, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется. В организме происходит непрерывная ломка первоначально установленных связей, и это, естественно ведет к большому напряжению нервной системы, отрицательно влияет на его самочувствие, поведение. Подобные случаи бывают в тех семьях, в которых родители не придерживаются установленного для детей режима дня, не воспитывают у них трудолюбие и самостоятельность, организованность, начала дисциплинированности, ответственности, не приучают с уважением относиться к труду и занятиям других членов семьи.

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т.д.

Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив к всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.

Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольников и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать пример честности, правдивости.

Но одного хорошего примера недостаточно при воспитании. родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, читать, играть, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес взрослых к их жизни. Они становятся доброжелательными, активнее приобщаются к жизни семьи.

В дружных семьях дети в ответ на любовь родителей и других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома, и за его пределами. Чем содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и детям и родителям. Поэтому так велико воздействие семьи на формирование личности малыша.

Цель воспитания у семьи и детского сада едина: формирование с раннего возраста всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития организма ребенка.

страница 1
В чем состоит единство требований родителей

(консультация для родителей)
Единство требований родителей – это закон семейного воспитания. Отец и мать – основные воспитатели детей в семье, и поэтому они должны действовать в полном единстве, создавать единый фронт.

Родители договариваются между собой, как поступать в каждом случае, важном для воспитания, например, как готовить ребенка к школе, какие закрепить поручения по домашнему труду и самообслуживании, как организовать свободное время ребенка.

Наблюдая за поведением ребенка, его интересами и склонностями, за формированием характера, отец и мать подмечают те или иные черты и опять таки сообща решают, как поступить. Например, у ребенка проявляется особый интерес к музыке или математике. Родители договариваются о том, каким образом они будут помогать ребенку расширять его познания по любимому предмету или виду искусства.

Ребенок недостаточно усидчив, не умеет серьезно работать. Необходимо посоветоваться с учителем или классным руководителем, принять меры, не допускать развития этого недостатка. Действуя в согласии, родители во много раз умножают силу своего влияния.

Нет такой стороны жизни и развития детей, которая оставила бы родителей равнодушными, и нет при этом таких вопросов, по которым они не смогли бы договориться, принять правильное решение, действовать дружно и согласованно.

Если родители действительно озабочены воспитанием своих детей, они легко преодолевают разногласия, приходят к единому мнению. Нарушение этого правила приносит огромный вред детям, уродует воспитание.

Начинается, казалось бы, с мелочей. Сын просит деньги на кино, отец ему отказывает – сын не приготовил уроков. Мальчик обращается с той же просьбой к матери. Вместо того, чтобы заставить сына заниматься, мать дает ему деньги и еще предупреждает, что это должно быть в тайне от отца. Или: мать поручает дочери помыть посуду. Дочь отказывается, мать настаивает. Конфликт разгорается, дочь начинает плакать. Отец выходит из терпения, говорит матери, что не стоит из – за пустяков поднимать шум, огорчать ребенка.

Что же получается? В первом случае мальчик с помощью матери уклоняется от приготовления уроков, во втором – дочь, опираясь на поддержку отца, отказывается выполнять работу по дому. Более того, родители невольно побудили детей лгать, приспосабливаться. В некоторых семьях отец всегда строг, а мать всегда добра и все прощает. И ребенок в присутствии строгого отца – тихоня, а на глазах всепрощающей матери позволяет себе все. Поведение ребенка раздваивается, поведение портится.

Нередко бабушка и дедушка оберегают внука или внучку от любых требований отца или матери. Мать и отец из уважения к бабушке и дедушке уступают. Это мешает воспитанию у детей твердых правил поведения, чувства ответственности за свои поступки.

Еще хуже, когда мать и отец при детях затевают спор, обрушивают друг на друга обвинения, в частности по поводу воспитания. Это вызывает у ребенка тяжелые переживания. Он любит отца и мать, ему трудно решить, кто из них прав. Такие споры подрывают авторитет родителей, озлобляют и отчуждают детей.

страница 1

Воспитатель МДОУ

детского сада

компенсирующего вида

№ 18 г. Липецка.

Воспитание детей детского возраста неразрывно связано с укреплением и развитием совместной работы детского сада и семьи. В процессе целенаправленного воспитания в условиях детского сада и семьи происходит становление тех человеческих качеств, которые необходимы ребенку в дальнейшем, во взрослой жизни.

Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Сила воздействия семейного воспитания несравнима ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.

Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.

В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.

Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется его чувство самоценности. Семья оказывает влияние и на мировоззрение ребенка в целом.

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком различны, ему трудно будет в них ориентироваться, и малыш постепенно придет к заключению, что вести себя можно как угодно – вопрос только в том, с кем он в данный момент общается. В результате такого поведения у ребенка не сформируются собственные представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем, одобряемом и порицаемом.

Каждый ребенок – особенный, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с окружающим, способностью проявлять эмоциональные реакции.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретной ситуации, если между взрослым и малышом существует душевный контакт и взаимопонимание.

Дети чутко улавливают отношение взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Они ведут себя соответственно тем установкам, которые они получают от взрослых.

Если любое желание ребенка выполняется безотказно, если ребенок привык смотреть на своих близких с позиции потребителя, если он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей, так вырастают люди деспотичные, эгоистичные, склонные к переоценке своих возможностей. В будущем такой человек не способен к самоограничению, у него не будет выработана дисциплина желаний.

В воспитательном отношении взрослый, будь то родитель или воспитатель, для малыша является авторитетным человеком, из которого можно черпать ответы на возникающие вопросы, перенимать решения обыденных и более сложных ситуационных задач, постоянно возникающих перед развивающимся ребенком. Ребенок во всем подражает взрослым и, главным образом, тем, кто постоянно общается с ним, удовлетворяет его жизненные и ориентировочные запросы. Само по себе подражание не различает того, что надо перенимать, от того, чего перенимать не надо.

От природы ребенку дается так называемая механическая память: зрительная, слуховая, моторная, эмоциональная, позволяющая ребенку запоминать все то, что он видит, слышит, ощущает. Поэтому на этом этапе воспитания важно не только и не столько объяснять ребенку, как надо поступать, а, что более весомо, давать ему положительный пример поведения.

Особенно интенсивное накопление элементов познания и некоего жизненного опыта происходит в первые пять лет жизни человека, то есть в дошкольном возрасте. Именно в этот период за мамами и папами, бабушками и дедушками, воспитателями и просто окружающими взрослыми постоянно наблюдает зоркий глаз развивающегося человека. И не только наблюдает, но все фиксирует, перенимает, формирует, создает свою «энциклопедию» элементов поведения, нравственных качеств. Вот почему очень важно, чтобы именно в этот возрастной период малыша взрослые, окружающие его, действовали согласованно, предъявляли ему одинаковые требования, не разбалансировали его психологический настрой.

Семейное воспитание оказывает сильнейшее воздействие на детей дошкольного возраста – именно в этом возрасте они эмоциональны, впечатлительны, во всем подражают своим близким. Поэтому так важен для малыша положительный образец поведения и отношения к окружающим его родных, и так пагубно сказывается на нем неблагоприятные условия семейного воспитания.

В семьях, где родители стремятся всесторонне воспитать своих детей, интересуются жизнью детей в детском саду, делятся с воспитателем своими идеями, наблюдениями, посещают детский сад в дни открытых дверей, никогда не отказывают просьбе воспитателям, там можно явно увидеть результат правильного воспитания. Но при отсутствии согласованных требований к детям создаются условия для напряжения их нервной системы, пагубного воздействия на состояние здоровья, формирования характера. А виновен ли в этом ребенок?

Родительский пример в поведении, поступке, способе решения какой-либо жизненно важной задачи оставляет в душе ребенка глубокий след. И этот ребенок, став взрослым, попав в ситуацию, в которой сам никогда раньше не был, поступает так, как когда-то в далеком детстве подобной ситуации поступил бы его отец или мать, или другой близкий воспитатель. Осознанно или неосознанно, а глубоко в психике остался след от пережитого в детстве, модель решения трудной задачи, поведенческий акт в сложной ситуации. «Энциклопедия» составных элементов поведения, нравственных качеств, столь интенсивно создающаяся в ранние годы детства срабатывает на любом этапе последующей жизни. Меткое замечание о значении примера родителей для воспитания детей сделал в свое время А. Дюма: «Мать может надеяться на беспрекословное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служит ей примером благоразумия и образцом совершенства». То же отец, бабушка, дедушка и вообще воспитатель.

Любознателен ли ребенок или инертен, проявляет ли он ко всему интерес и задает ли вопросы или познает мир молча, обладает ли чуткостью, открытостью или является черствым, замкнутым – истоки всех этих качеств берут свое начало в семье. Основные причины неудач, которые постигают родителей в деле воспитания детей, независимо от их уровня образования и социального положения, кроются в неумении реализовать на практике имеющиеся знания. А это можно преодолеть только в тесной связи с детским садом.

Принимая во внимание актуальность этого одного из центральных вопросов воспитания детей дошкольного возраста, педагогический коллектив нашей группы разработал совместно с родителями воспитанников несколько мероприятий. Вся работа с семьей строилась на основе анализа образовательных потребностей семьи, педагогических и психологических проблем наших воспитанников. С этой целью проводилось анкетирование в начале года, а затем планировалась работа на учебный год по следующим направлениям:

· Информационно-аналитическое (беседы, консультации, решение проблемных ситуаций, педагогических задач, изучение опыта семейного воспитания).

· Познавательное (проведение родительских собраний, Дней открытых дверей, мастер-классов, «круглых столов», семинаров-практикумов).

· Наглядно-информационное (оформление стендов, папок-передвижек, альбомов, фотогазет, выпуск памяток для родителей).

· Просветительско-практическое (практические занятия с родителями, деловые игры, тренинги).

· Досуговое (совместное проведение праздников, спортивных досугов, развлечений, акций и др.).

Глубоко проанализировав содержание и результативность организации традиционных форм работы с семьей, мы поняли, что они требуют использования более активных, интересных методов и приемов общения, сотрудничества с семьей. Так появилась такая форма работы, как «Школа молодой мамы», целью которой было помочь семье и ребенку благополучно пережить процесс адаптации малыша к условиям детского сада.

Задачи Школы:

· Организация адаптационного периода ребенка в детском саду.

· Создание единого оздоровительного пространства «Детский сад – семья».

· Исследование педагогических потребностей каждой семьи и оказание практической и методической помощи.

В каждой возрастной группе возникали свои потребности, и необходимо было находить более эффективные и результативные формы взаимодействия с семьей.

В группе старшего дошкольного возраста приоритет в организации работы отдавался интеллектуальному развитию и развитию творческой познавательной активности детей.

В связи с этим возникла необходимость создания клуба «Молодая семья», основной целью которой стала оказание методической помощи родителям в подготовке детей к обучению в школе.

Темами занятий были: «Развитие логического мышления», «Игры и упражнения с кубиками Никитина», «Развитие коммуникативной культуры», «Как научить ребенка читать» и др.

Традиционной формой работы с семьей стало проведение совместных праздников: «Папа и я – защитники Отечества», «Надо спортом заниматься», а также организация совместных акций «Посади дерево», «Красивый прогулочный участок» и др.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными помощниками во всех делах, проводимых в группе, участниками встреч, помощниками воспитателям, создана атмосфера взаимопонимания, что благотворно повлияло на коррекцию поведения наших детей и качественное воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единство требований в ДОУ и семье

Воспитатель МДОУ

детского сада

компенсирующего вида

№ 18 г. Липецка.

Воспитание детей детского возраста неразрывно связано с укреплением и развитием совместной работы детского сада и семьи. В процессе целенаправленного воспитания в условиях детского сада и семьи происходит становление тех человеческих качеств, которые необходимы ребенку в дальнейшем, во взрослой жизни.

Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Сила воздействия семейного воспитания несравнима ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.

Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.

В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.

Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется его чувство самоценности. Семья оказывает влияние и на мировоззрение ребенка в целом.

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком различны, ему трудно будет в них ориентироваться, и малыш постепенно придет к заключению, что вести себя можно как угодно – вопрос только в том, с кем он в данный момент общается. В результате такого поведения у ребенка не сформируются собственные представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем, одобряемом и порицаемом.

Каждый ребенок – особенный, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с окружающим, способностью проявлять эмоциональные реакции.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретной ситуации, если между взрослым и малышом существует душевный контакт и взаимопонимание.

Дети чутко улавливают отношение взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Они ведут себя соответственно тем установкам, которые они получают от взрослых.

Если любое желание ребенка выполняется безотказно, если ребенок привык смотреть на своих близких с позиции потребителя, если он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей, так вырастают люди деспотичные, эгоистичные, склонные к переоценке своих возможностей. В будущем такой человек не способен к самоограничению, у него не будет выработана дисциплина желаний.

В воспитательном отношении взрослый, будь то родитель или воспитатель, для малыша является авторитетным человеком, из которого можно черпать ответы на возникающие вопросы, перенимать решения обыденных и более сложных ситуационных задач, постоянно возникающих перед развивающимся ребенком. Ребенок во всем подражает взрослым и, главным образом, тем, кто постоянно общается с ним, удовлетворяет его жизненные и ориентировочные запросы. Само по себе подражание не различает того, что надо перенимать, от того, чего перенимать не надо.

От природы ребенку дается так называемая механическая память: зрительная, слуховая, моторная, эмоциональная, позволяющая ребенку запоминать все то, что он видит, слышит, ощущает. Поэтому на этом этапе воспитания важно не только и не столько объяснять ребенку, как надо поступать, а, что более весомо, давать ему положительный пример поведения.

Особенно интенсивное накопление элементов познания и некоего жизненного опыта происходит в первые пять лет жизни человека, то есть в дошкольном возрасте. Именно в этот период за мамами и папами, бабушками и дедушками, воспитателями и просто окружающими взрослыми постоянно наблюдает зоркий глаз развивающегося человека. И не только наблюдает, но все фиксирует, перенимает, формирует, создает свою «энциклопедию» элементов поведения, нравственных качеств. Вот почему очень важно, чтобы именно в этот возрастной период малыша взрослые, окружающие его, действовали согласованно, предъявляли ему одинаковые требования, не разбалансировали его психологический настрой.

Семейное воспитание оказывает сильнейшее воздействие на детей дошкольного возраста – именно в этом возрасте они эмоциональны, впечатлительны, во всем подражают своим близким. Поэтому так важен для малыша положительный образец поведения и отношения к окружающим его родных, и так пагубно сказывается на нем неблагоприятные условия семейного воспитания.

В семьях, где родители стремятся всесторонне воспитать своих детей, интересуются жизнью детей в детском саду, делятся с воспитателем своими идеями, наблюдениями, посещают детский сад в дни открытых дверей, никогда не отказывают просьбе воспитателям, там можно явно увидеть результат правильного воспитания. Но при отсутствии согласованных требований к детям создаются условия для напряжения их нервной системы, пагубного воздействия на состояние здоровья, формирования характера. А виновен ли в этом ребенок?

Родительский пример в поведении, поступке, способе решения какой-либо жизненно важной задачи оставляет в душе ребенка глубокий след. И этот ребенок, став взрослым, попав в ситуацию, в которой сам никогда раньше не был, поступает так, как когда-то в далеком детстве подобной ситуации поступил бы его отец или мать, или другой близкий воспитатель. Осознанно или неосознанно, а глубоко в психике остался след от пережитого в детстве, модель решения трудной задачи, поведенческий акт в сложной ситуации. «Энциклопедия» составных элементов поведения, нравственных качеств, столь интенсивно создающаяся в ранние годы детства срабатывает на любом этапе последующей жизни. Меткое замечание о значении примера родителей для воспитания детей сделал в свое время А. Дюма: «Мать может надеяться на беспрекословное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служит ей примером благоразумия и образцом совершенства». То же отец, бабушка, дедушка и вообще воспитатель.

Любознателен ли ребенок или инертен, проявляет ли он ко всему интерес и задает ли вопросы или познает мир молча, обладает ли чуткостью, открытостью или является черствым, замкнутым – истоки всех этих качеств берут свое начало в семье. Основные причины неудач, которые постигают родителей в деле воспитания детей, независимо от их уровня образования и социального положения, кроются в неумении реализовать на практике имеющиеся знания. А это можно преодолеть только в тесной связи с детским садом.

Принимая во внимание актуальность этого одного из центральных вопросов воспитания детей дошкольного возраста, педагогический коллектив нашей группы разработал совместно с родителями воспитанников несколько мероприятий. Вся работа с семьей строилась на основе анализа образовательных потребностей семьи, педагогических и психологических проблем наших воспитанников. С этой целью проводилось анкетирование в начале года, а затем планировалась работа на учебный год по следующим направлениям:

  • Информационно-аналитическое (беседы, консультации, решение проблемных ситуаций, педагогических задач, изучение опыта семейного воспитания).
  • Познавательное (проведение родительских собраний, Дней открытых дверей, мастер-классов, «круглых столов», семинаров-практикумов).
  • Наглядно-информационное (оформление стендов, папок-передвижек, альбомов, фотогазет, выпуск памяток для родителей).
  • Просветительско-практическое (практические занятия с родителями, деловые игры, тренинги).
  • Досуговое (совместное проведение праздников, спортивных досугов, развлечений, акций и др.).

Глубоко проанализировав содержание и результативность организации традиционных форм работы с семьей, мы поняли, что они требуют использования более активных, интересных методов и приемов общения, сотрудничества с семьей. Так появилась такая форма работы, как «Школа молодой мамы», целью которой было помочь семье и ребенку благополучно пережить процесс адаптации малыша к условиям детского сада.

Задачи Школы:

  • Организация адаптационного периода ребенка в детском саду.
  • Создание единого оздоровительного пространства «Детский сад – семья».
  • Исследование педагогических потребностей каждой семьи и оказание практической и методической помощи.

В каждой возрастной группе возникали свои потребности, и необходимо было находить более эффективные и результативные формы взаимодействия с семьей.

В группе старшего дошкольного возраста приоритет в организации работы отдавался интеллектуальному развитию и развитию творческой познавательной активности детей.

В связи с этим возникла необходимость создания клуба «Молодая семья», основной целью которой стала оказание методической помощи родителям в подготовке детей к обучению в школе.

Темами занятий были: «Развитие логического мышления», «Игры и упражнения с кубиками Никитина», «Развитие коммуникативной культуры», «Как научить ребенка читать» и др.

Традиционной формой работы с семьей стало проведение совместных праздников: «Папа и я – защитники Отечества», «Надо спортом заниматься», а также организация совместных акций «Посади дерево», «Красивый прогулочный участок» и др.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными помощниками во всех делах, проводимых в группе, участниками встреч, помощниками воспитателям, создана атмосфера взаимопонимания, что благотворно повлияло на коррекцию поведения наших детей и качественное воспитание.


Доклад на тему:

«Единство требований в воспитании »

Это болезнен­ная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, семья, улица учат другому. Даже педагоги внутри школы дей­ствуют не всегда согласованно. Необходимость и важность взаимодействия всех педагогов в этом процессе очевидны.

Достижение успеха в процессе воспитания возможно только при условии объединения усилий, всех участников процесса воспитания. Единство требований к воспитанию ребенка-это ведущее условие эффективности воспитания.

Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Трудно достичь успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм. Бывает, что педагог не согласен с мнением коллектива, критикует поступки и действия других педагогов и т. п.

Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности.

Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Ребёнок будет просто играть на «слабых струнах» педагогов, у него не появится отчётливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо.

Отсутствие единых требований – зло, которое, хотим мы этого или нет, рождает у ребёнка приспособленчество и двоедушие.

Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий .

Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника.

Это положение ярко и убедительно сформулировал А. С. Макаренко:

не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности.

Условиями осуществления этого принципа являются следующие:

1. Обеспечение системы в предъявлении требований;

2. Последовательное усложнение требований;

3. Закрепление и совершенствование ранее предъявлявших требований;

4. Настойчивость в предъявлении требования;

Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания, как на уроках, так и во внеурочное время .

Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Педагогам следует рекомендовать соблюдения этих же требований в семье, консультируя родителей.

Педагогу надо всегда помнить и о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

Процесс воспитания в школе, действия педагогов должны быть направлены на обеспечение согласованных действий и взаимопони­мания, единства требований, взглядов.

Все это позволит избежать многих разногласий и даже конфликтных ситуаций между всеми участниками воспитательного процесса.

Если мнение педагогов школ по данной теме понятно и очевидно, то мнение родителей очень разное.

«Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?»

«Сколько воспитателей - столько и требований

Казалось бы, общепризнанное, обоснованное, ортодоксальное педагогическое правило: все, кто причастен к воспитанию ребёнка, должны вести себя в одном ключе – и требовать одно, и прививать одно, и давать одинаковые оценки - требования в воспитании должны быть едины.

Иначе, мол, ребёнок будет дезориентирован, научится обманывать, выстроит свою «неправильную», выгодную ему, иерархию отношений к воспитателям и прочее. То есть, грубо говоря, папа и мама, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, и прочие, кто соприкасается с нашим ребёнком, должны дудеть в одну дудку и строго продвигать наше чадо в означенное его светлое будущее.

Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?

Во-первых, естественно, так не бывает: даже, если мы сильно напряжёмся и договоримся, мы, всё равно, не станем ОДИНАКОВЫМИ воспитателями.

А, во-вторых, это, по-моему, абсолютно и НЕ НУЖНО. Даже в пределах семьи.

Пусть папа, мама, бабушки и дедушки, учителя будут РАЗНЫМИ для ребёнка. Разными не только внешне, по статусу, по близости, но и РАЗНЫМИ воспитателями.

Пусть мама требует одно, папа другое, а учителя третье - пусть у них будут разные требования в воспитании ребёнка. Только, при единственном условии: чтобы это разное в требованиях к ребёнку воспитывало в ребёнке «доброе и вечное», а не прививало ребёнку пороки и дурные привычки.

А как иначе, наш ребёнок будет приучаться отделять зерна от плевел? Хорошее от плохого? Как будет учиться думать самостоятельно?

Как приучится к тому, что мир противоречив и люди в нем не только хорошие и плохие, но и, попросту, разные? Как будет не приучаться к категоричности суждений и не авторитарности отношений ни к себе, ни к другим?

А требования в воспитании, методы, оценки и прочее у воспитателей пусть будут разными. Лишь бы они были…. И не были явно направлены против ребёнка. В конце концов, начиная от мамы и заканчивая нянечкой в садике, все хотят детям хорошего.

Но каждый, это хорошее понимает и реализует по-своему. Это жизнь.

И пусть этой жизни дети учатся с малолетства.

А какое ваше мнение по этому поводу?

Требования в воспитании должны быть едины?»

Литература:

1. Педагогика Том 2 – Подласый И.П. - Единство воспитательных воздействий

Единство школы и семьи в воспитании и развитии подрастающего поколения, создание единой образовательной среды.

Педагогика должна стать наукой для

всех – и для учителей, и для родителей…

Какими бы прекрасными ни были наши учреждения,

самыми главными «мастерами», формирующими разум,

мысли детей, являются мать и отец.

Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо забо-

титься о повышении педагогической культуры родителей,

разъяснять им смысл воспитания и работать

с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, самые тесные союзники в общем деле – в воспитании и развитии подрастающего поколения. В единых усилиях педагогов и родителей происходит формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей.

Единство семьи и школы – эта тема всегда сложная, всегда актуальная, на эту тему нет готовых рецептов. Вопросов всегда возникает много, а ответов мало.

Если разграничить четко функции семьи и школы, то школа всегда должна была заниматься обучением, а семья – воспитанием ребенка. Но цель и школы, и семьи – развитие личности. Поэтому объединяет две разграниченные функции именно развитие личности, т.е. цель.

Школа не может заниматься чистым обучением. Это обучение безусловно должно быть воспитывающим. А семья, кроме воспитания, должна обеспечивать контроль обучения. Успехи учебной деятельности школьников во многом зависят от правильной организации их самостоятельной домашней работы, режима.

Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду, в отношениях которых существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения. Зачастую семья передает эстафету воспитания и развития школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания и развития ребенка, как личности. Такие родители ошибаются.

Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Все неблагополучные семьи можно подразделить на несколько типов.

1.семья, где ребенок единственный

2.тип семьи, где материальная сторона заслоняет духовную жизнь родителей и детей

3. тип семьи, где господствует безнадзорность

4. тип семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью

5.семья неполная, многодетная

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Именно педагог оказывается в состоянии усилить влияние семьи на ребенка или, напротив, нейтрализовать это влияние, если того требует жизненная ситуация. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.

Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка, да и образованные родители могут не интересоваться конкретными вещами.Не существует никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями.

Инновационный подход в сотрудничестве семьи и школы предусматривает:

Развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи, внешнего социума;

Постепенная индивидуализация воспитательного процесса за счет служб, расширенной сети кружков, тесной связи с учреждениями культуры, искусства и спорта;

Формирование у наших воспитанников коммуникативных навыков, умения понимать себя и других.

Одним из важных направлений в моей деятельности, как классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. В своей программе «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы» в разделе «Семья» мною определена цель: сделать родителей активными помощниками в обучении и воспитании учащихся. Лозунгом в этом направлении является: «В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей». Поставлены следующие задачи:

Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала из знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению мам и пап в жизнедеятельность классного сообщества;

Выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей.

Система работы классного руководителя и родителей строится следующим образом:

Изучение семей обучающихся;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Массовые мероприятия с родителями, открытые уроки, подготовка и участие в научно-практических конференциях;

Родительский всеобуч начинается с подготовительной группы. Как учитель будущего первого класса я заранее знакомлюсь с родителями, говорю о тех первичных знаниях, умениях и навыках, о том развитии, которое требует от учеников обучение в первом классе.

Ценную информацию о бытовом окружении ребёнка даёт посещение мною семей учащихся. Визит педагога в дом воспитанника всегда событие для школьника и его родных. Посещая семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания, педагогу многое может рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи.

Важной формой связи и сотрудничества школы и семьи являются родительские собрания. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях - соблюдение единства требований семьи и школы.

Индивидуальная работа с родителями оказывает положительное влияние на родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.

Одной из форм сотрудничества, которая сближает учителей, родителей и детей в нашей школе является проведение коллективно-творческих дел.

Совместное планирование воспитательной работы делает этот процесс занимательным и творческим не только для меня, но и для детей и родителей. По-иному относятся и родители к своему участию в жизни класса, если видят высокую активность собственных детей. Совместно проводятся: «День Знаний», «Новый год», «День защитников Отечества», «8 марта», «Последний звонок». На этих праздниках не только дети, но и родители включаются в игры и в конкурсы. Изменяется и позиция родителей: если вначале они слушатели, потом союзники, затем участники творческих дел.

Эти примеры показывают эффективность сотрудничества семьи и школы. Учитывая важность такого сотрудничества для успешной работы по воспитанию и развитию подрастающего поколения, формированию единого воспитательного пространства «семья-школа», считаю необходимым продолжать данную деятельность.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей, невозможно без абсолютного единства между ними, взаимной поддержки и согласованности в подходе к ребенку, в требованиях к нему, в способах и приемах воспитания и развития подрастающего поколения.

С самих ранних лет дети, наряду с заботой и лаской, которой они окружены, выполняют и определенные поручения. Поначалу дети выполняют простейшие требования, которые усложняются по мере взросления ребенка. Причем сфера требований постепенно расширяется. Например, ребенок хочет продолжить игру во дворе со сверстниками, однако родитель зовет его домой. Ребенок должен соблюдать режим, должен пообедать, поспать, отдохнуть. Дитя хочет, посмотрев по телевизору мультипликационный фильм, продолжить присутствие перед телевизором, посмотреть художественный фильм, проявляя такой же интерес, как и взрослые. Однако для детей дошкольного возраста смотреть фильмы, предназначенные для взрослых, слишком рано. Поэтому родители уводит ребенка от экрана. А он, что естественно, проявляет упрямство. Следовательно, желания и обязанности отнюдь не всегда совпадают друг с другом. Мальчик или девочка дошкольного возраста должны убирать игрушки, класть их на положенные места, самостоятельно одеваться, умываться, приводить в опрятный вид свою одежду. Разумеется, важен и соответствующий режим, и ребенок должен следовать этому режиму. К нему выдвигаются определенные требования, вынуждающие его оторваться от своих развлечений, что его не удовлетворяет. Здесь важен педагогический такт родителя по подчинению слепого и капризного желания «я так хочу» маленьких детей важной и ясной цели. Без сомнения, предъявляя к ребенку требования, отцы и матери должны быть еди- номышленниками, не должны противоречить друг другу. Они должны строго и ответственно подходить к родительским, воспитательским функциям. При соблюдении единства в воспитательных воздействиях дети формируются волевыми, организованными и дисциплинированными. При нарушении же этого принципа малыши растут ленивыми, непослушными, озорными, безвольными, не бывают готовыми к самостоятельной жизни в будущем. Выдвигающие требования родители должны учитывать условия, душевное и физическое состояние детей. Неуместное, необдуманное требование, поручение порождает в ребенке гнев, протест. Неправильно требовать выполнения подобных поручений от детей дошкольного возраста. Поэтому целесообразно, чтобы требование было правильным, разумным и доброжелате- льным. Родитель в деле воспитания не может показать черствость в отношении к малышам. Необходимо принимать во внимание, что когда ребенок плохо чувствует себя, бывает в подавленном настроении, он может не найти в себе силы на выполнение самой обычной работы. В это время крики, впадение в ис- терическое состояние, повеления не помогут родителю. Отцы и матери должны понимать, что требовательность вовсе не означает черствость и жестокость. В случае, если детям дается работа по их возможностям, силам, и оказывается нужная помощь, бывают и основания для выдвижения требований. Эти требования должны защищаться и другими пожилыми членами семьи. Дети с ранних лет должны привыкнуть к этим требованиям родителей, стараться их выполнять. Приветливое общение с детьми, уместные шутки не только нужны, но даже и важны. Присоединение к играм тоже не исключается. Однако при необходимости отец или мать должны проявлять требовательность. Требование должно быть выражено таким Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 81 образом, чтобы в его правильности и важности не сомневались ни родитель, ни ребенок. Ребенку еще с полутора-двух лет должны даваться соответствующие требования, указания. Со временем он привыкает к требованиям, считает нужными их выполнять, не остается недовольным, не обижается, не плачет, не ленится. Самое главное, когда одно и то же требование выдвигает каждый из родителей, ребенок верит в правильность требования, не избегает его выполнения. Отцы и матери должны принимать во внимание то, что если они выдвинули требование, то должны проконтролировать выполнение требования. Порой ребенок не хочет подчиниться требованию. Насколько возможно, необходимо стараться, чтобы этого не произошло. Однако если ребенок уже возражает против требования, распоряжение надо повторить еще раз, но уже холодным, официальным тоном. Если были созданы условия для получения отрицательно опыта, для оценки требований как чего-то несущественного, он может еще раз не послушаться родительского слова. Значит, родители когда-то допустили ошибку, не были последовательны в своих требованиях, без нужды пошли на уступку, и подобные случаи повторялись, что и дает сейчас свой отрицательный результат. Еще одним вопросом, на который обращает внимание семья, является выявление трудностей, с которыми сталкиваются дети при исполнении данных поручений, и осуществление соответствующих мер. В таких семьях отцы и матери хорошо знали, что если не изберут правильную линию, это завершится снижением интереса к порученной работе. Настойчивые требования взрослых закончить работу создают отрицательную реакцию малышей к тому или иному поручению. В результате ребенок выполняет требование как попало. А это мешает формированию положительной традиции. Некоторые родители, видя, как ребенок столкнулся с трудностями, вместо того, чтобы побудить его доделать работу до получения результата, сами все выполняют. А это, на самом деле, не правильно. И создает в ребенке пренебрежение к требованию, и уменьшает в нем веру в свои силы. Ребенок полагает, что если он что-то не может выполнить, это вместо него сделает либо отец, либо мать. Хорошо знающие все это родители не допускают подобных случаев, выступают в качестве советчиков детей. Выдвигаемые требования должны быть в рамках некоторых условий: 1. Требование должно соответствовать возрасту ребенка. 2. Должно соответствовать его возможностям. 3. Не должно прививать к порученной работе чувства отвращения, злости. 4. При выдвижении требований должны соблюдаться педагогический такт и учтивость. 5. Отцы и матери должны быть последовательны в своей требовательности. 6. Требование должно быть ясно ребенку. Даже верное и самое простое требование, высказанное в грубой форме, и не будучи поясненным, вызывает сопротивление. А при наличии у ребенка веры в выполнение требования и осознании его важности, он сумеет справиться с самым сложным поручением, работой. 7. Требование должно быть дано в удобное для ребенка время. 8. Требование должно носить воспитывающий (обучающий, развивающий) характер. 9. Требование должно быть направлено на служение обществу, должно давать ему пользу. 10. В одно и то же время не должно даваться несколько требований. 11. В требованиях должно соблюдаться единство. Когда один из родителей дает требование ребенку, другой не должен проявлять мелкое опекунство, или же не выказывать частые упреки словами типа «не беги», «не трогай», «не шуми», «не кричи». Отцы и матери должны быть требовательными не только к детям, но и самим себе. В этом случае требования родителей произведут впечатление убедительных и весомых. Данные ребенку требования должны помочь достигнуть цели воспитания, не должны ему противоречить. В свое время еще Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 82 К.Д.Ушинский писал: «Иногда родители ставят перед воспитанием очень различные и порой странные требования. Эти требования очень часто противоречат здравому рассуждению о цели воспитания. Конечно же, каждый родитель желает своему ребенку только хорошое, однако это желаемое настолько разнообразно, порой бывают в таком виде, что для обеспечения этой потребности воспитание должно превратиться в бессовестное мошенничество, спекулирую- щее нравственностью и будущей судьбой ребенка». Прежде чем выдвигать требования своему ребенку, мальчику или девочке, в том числе и дошкольного возраста, родитель должен знать индивидуальные качества детей. К.Д. Ушинский вовсе не случайно сказал: «Если педагогика хочет воспитать человека всесторонне, сначала она должна всесторонне изучить человека». У нас нет никаких сомнений в истинности этих слов. Эти взгляды можно отнести и к воспитательным работам, проводимым с детьми дошкольного возраста, деятельности родителей. Родительское сердце не позволяет строго обращаться с ребенком, требовать от него что- то. Чтобы успокоить кричащего, плачущего ребенка, члены семьи быстро вмешиваются. А ребенок привыкает к этому и понимает, чтобы избежать требований, упреков, достаточно показать себя обиженным, заплакать. Жить подобным образом для ребенка легко, поэтому он ведет себя как хочет. Запоздание в деле воспитания приводит к моральной деградации. Требования родителя учат ребенка занимать правильную позицию в поведении и способе обращения, действиях и поступках, в отношениях к людям, живой и неживой природе. Однако, как мы отмечали, в требованиях родителей за основу должно браться общее согласие. А.С.Макаренко указывал: «Распоряжение не должно противоречить другому распоряжению, вашему или главы семьи». В некоторых семьях родители прибегают к различным средствам для воспитания «послушных» детей. В ряде случаев даже формирование «повинующегося» поколения становится целью семейного воспитания. И сегодня в азербайджанских семьях можно встретить показанные в свое время А.С. Макаренко некоторые ложные формы авторитета, т.е. старание родителей различными способами завоевать уважение и престиж в глазах ребенка, вместо того, чтобы найти правильный путь воспитания. Отец и мать, являются не только родителями, но еще и воспитателями. В воспитательном процессе, т.е. при ведении воспитательных работ с детьми, воспитатель должен обладать и требовательностью и строгостью, и великодушием и любовью, опираться на искренность. Однако выбравшие путь только любви, только великодушия, или же путь только давления, дистанцирующиеся по мере возможностей от детей, или же решающие стать им только другом, товарищем, родители ошибаются. Удариться в крайность означает ошибиться. Потому что только любовью, уступками, давлением воспитать настоящего гражданина, достойного человека невозможно. Давая в семьях требования и поручения детям, учитывался их возраст и индивидуальные особенности. С этой целью они внимательно изучали, в первую очередь, характеристику разных лет детской жизни, особенности каждого возраста. Большую помощь оказывало самостоятельное чтение педагогической и психологической литературы в этой сфере, или организация родителям педагогического просвещения детским садом. Так, например, они знали, что на третьем году своей жизни в отношении ребенка к окружающим его людям происходят важные изменения. Нервные процессы относительно совершенствуются, увеличивается устойчивость нервной системы. В этом возрасте чувство стыдливости в детях значительно снижается. Давая требования детям дошкольного возраста, необходимо обращать внимание на их индивидуальные качества, типы темперамента. С этой целью в семьях отцы и матери знакомятся с типами темперамента, выясняют, к какому типу темперамента относится темперамент их собственного чада. Так, принимали во внимание то, что ребенок, Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». – 2011. — № 2(33) 83 относящийся к сангвиническому типу, бывает живым и шустрым, но в тоже время интересы и увлечения его непродолжительны и не постоянны; сын (дочь), относящиеся к мелан- холическому типу, обладают спокойной натурой, не изменчивым настроением, впечатлительны, апатичны. И им было ясно, что дети с разным темпераментом к одинаковому событию, одинаковому требованию и поручению проявляет свое отношение в различной форме. Однако все эти вопросы должны быть известны каждому из родителей – отцу и матери — в равной мере, с тем, чтобы действовали вместе, не проявлялось противоречие между ними. Кроме того, в семье выдвигались и требования обучающего характера. Эти требования помогали формированию простейших математических представлений, развитию речи, прослушиванию и пониманию музыки, рисованию, выполнению физических движений, организации самообслуживающего труда, возникновению трудовых навыков. Выдвигаются требования «Держи линейку ровно, черти линию прямо», «Не надевай обувь наперекосяк», «Счисти пыль с обуви», «Полей цветы», «Правильно выговаривай слово», «Повтори слова песни», «Не ссутулься при письме», «Держи ручку в правой руке», «Не засовывай в рот ручку при письме» и пр., и родители, другие возрастные члены семьи показывали единую требовательность. Таким образом, единые требования, направленные как на организацию деятельности и стимулирования поведенческого опыта, так и развитие обучающих способностей, оказывают основательную помощь в построении в эффективной форме воспитания и обучения детей.