Помню, когда моя старшая дочка пошла в первый класс, я сидела в вестибюле музыкальной школы и рассказывала одной беременной мамочке о том, как тяжело управляться с двумя детьми. Одного в садик надо с утра отвести, другого в школу, потом бежать на работу, бассейн, кружки, уроки по вечерам, а еще ведь и домашние дела. Я, как мама двоих детей делилась опытом….. Мамочка молча сидела и в согласие лишь тихо кивала головой. Тогда я даже не догадывалась, что передо мной многодетная мама, ожидающая появления на свет пятого (!) ребенка…. Такая она была тихая, спокойная, умиротворенная какая-то, а пять детей тогда в моем сознании просто не помещались….
Но прошло всего каких-то 9 лет, и вот я веду в музыкальную школу уже четвертого из шести наших детей. И понимаю, что тогда, со старшими детьми, мне действительно было очень сложно. Во-первых, все в первый раз, а во-вторых, у меня не было того, что спасает многодетную маму - не было системы.
У каждой многодетной мамы с годами выстраивается своя модель. Молодая мамочка похожа на человека, поднимающего без подготовки штангу весом 150кг. - она может или надорваться, или ее не поднять. Многодетная мама - это спортсмен с многолетней подготовкой, она в одном рывке поднимает снаряд, удерживает его на высоте по максимуму и может проделывать это неоднократно.
Вот уже 10 месяцев, как мы стали больше, чем семь-я, теперь нас восемь: я, муж и дети - Дарина (16 лет), Федор (13 лет), Георгий (8 лет), Ксения (5 лет), Григорию 2 года и Богдане 10 месяцев.
Я стала очень хорошим «спортсменом», «мастером спорта». И у меня появилась своя модель жизни большой семьи. На самом деле все оказалось очень просто.
Вот мои помощники:
1. Порядок, режим, минимум вещей. И это все работает только в связке одно с другим.
2. «Творческий ящик», который хранится высоко-высоко, на холодильнике. Там есть все для рукоделия, чтобы занять ребенка любого возраста. Дети знают, что играть во все это можно только на кухне под присмотром мамы. К ним в руки «ящичек» не попадает, достаю и раздаю все сама.
3.Очень помогают старшие дети и фраза: «Вы помогаете мне, я помогаю вам».
4. Мои предметы-помощники — это стиральная машинка, мультиварка, слинг, записная книжка и магнитная доска.
1. Игрушки.
Все игрушки лежат в коробках. Дети просят коробку, играют, собирают все назад, коробку убираем. Коробки все подписаны.
Оказалось, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, надо просто делать это самой после каждой игры — малыш быстро впитывает это и вскоре сам начинает повторять мои действия.
Жаль, что я не знала этого с первыми двумя детьми, столько скандалов было по этому поводу…
Игрушек у нас не много:
- качественное LEGO (начали покупать еще старшей дочке, а теперь продолжаем, я и сама могу поиграть с ними);
- пара кукол, одежка для них, посудка, колясочка/тележка, деревянная кроватка;
- немного машинок;
- деревянная «железная дорога»;
- и по 2-3 мягких игрушки у каждого.
Сейчас у нас меньше игрушек, чем в те времена, когда было двое детей. Тогда наша квартира выглядела как филиал «Детского мира».
Оказывается, детям не нужно много игрушек - они прекрасно играют в какие-то подручные средства и при этом развивают воображение.
Детей надо было просто научить играть в то, что у них есть, а не покупать все новые и новые игрушки в надежде, что «ну вот в это он уж точно будет играть».
Коробки с паззлами, с настольными играми и мелким ЛЕГО находятся очень высоко и даются теперь строго по выдаче.
2. Так же, дома есть турник, мольберт для рисования, пианино.
3. Одежда и обувь.
Их мало — но всё функциональное и качественное. В школе - форма, в саду главное удобство, дома опять же удобство. Многое передается детьми друг другу по наследству.
Система распределения времени.
1. Приготовление пищи.
В будние дни все предельно просто:
Кашу на завтрак «варит» нам мультиварка.
Бульон для супа и овощи для салата или винегрета я варю с вечера. На следующий день бульон остается только заправить, а овощи для салата порезать.
Поджарку делаю сразу на 5-6 порций, беру нужное количество, а остальное замораживаю на потом.
На ужин готовим что-то простенькое типа салат (который с удовольствием режут малыши) плюс картошечка.
2. Поликлиники-магазины-собес.
Раньше у нас много времени уходило на походы по поликлиникам, собесам, паспортным столам, магазинам.
Мне все надо было сделать самой, я считала, что без моего присутствия ничего не будет сделано, или будет сделано не так, как надо.
Теперь я поняла, что и муж, и старшие дети с этим прекрасно справляются. Просто надо было научиться им доверять.…
К тому же, поход старшего ребенка в магазин уберегает меня от покупки лишнего — он покупает только то, что я указала в списке. Когда я иду в магазин с этим же списком, то всякий раз возвращаюсь с массой того, что не планировала купить, при этом иногда позабыв о запланированной покупке.
3. Когда дети балуются.
Еще теперь я точно знаю, что если дети балуются, то здесь два варианта:
либо им заняться нечем,
либо они устали сами от себя (а т.к. у детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во всем должна быть мера, им потом физически трудно остановиться). Мы с мужем стараемся не давать детям дурачиться, то есть баловаться от нечего делать.
Вот и сегодня вечером мой шестилетний ребенок начал дурачиться. Я взяла его за руку, отвела к мольберту, написала примеры по его возрасту и он их с удовольствием начал решать (отвлекся, переключился), а потом рисовал орнаменты по образцу. Так зарисовался, что самому понравилось — в этот момент напоминаю ему, что время дано человеку для дела, а не для баловства.
4. Грудное кормление.
Можно прекрасно совмещать с чтением и себе и детям, с едой, с разговором по телефону и написанием писем в Интернете.
5. Прогулки.
Можно превращать в познавательные уроки, изучая кору на деревьях, рассматривая следы птиц и провожая лед на Неве.
Прогулки — это вообще спасение:
во-первых, это общение, которого порой не хватает нашим детям,
а во-вторых, чем дольше мы гуляем, тем меньше беспорядка дома.
Пришли с улицы, разделись, руки помыли, поели и — «Тихая игра»: одного в ванну играть в кораблики, другого в комнату, строить из ЛЕГО, третьего на кухню, рисовать или лепить. И все при деле.
Наш обычный день выглядит примерно так.
Утро.
Подъем, будим детей. Пока старшие собираются и завтракают, мы со средним делаем логопедические задания, которые задали в садике. В это же время снимаю высушенное белье, вешаю сушить то, что постиралось за ночь, что-то глажу…
Теперь надо разбудить и собрать самых маленьких.
Все готовы - выходим. Старших сажаем на автобус (гимназия далеко, но она того стоит). Первые года то папа, то я отвозили и забирали детей — теперь пришло время, и в школу они ездят сами, маршрут знают наизусть.
Машем им ручками и с малышами продолжаем наш путь к садикам. По пути обсуждаем планы на вечер, повторяем логопедические рифмовки или заданные стихи, дружно решаем в уме примеры, поем песенки. Сдаем первого ребенка в сад - я только заглядываю в группу, чтобы сказать о том, что я сдаю им ребенка (в саду все удивляются, какие дети у нас самостоятельные). Потом ведем второго в другой, логопедический сад.
Все, утренняя «развозка» закончена, и можно погулять с теми, кто пока еще при маме.
Гуляем в основном туда, куда ноги малыша идут, не торчим на детских площадках - это сужает кругозор ребенка. Мы с ним изучаем окружающий мир: жучков, песочек, камушки, стоим и подолгу смотрим на трактор, на машины, он что-то спрашивает, я отвечаю - вот считай и на «развивалки» сходили….
После прогулки заходим в магазин, покупаем продукты, иногда забегаем в библиотеку, чтобы обменять книги.
Дома - завтрак для малышей.
Потом, через некоторое время, — домашнее плавание в большой ванне. Так как плавание это активный процесс, во время которого малыш бурно себя ведет, мы перенесли его с вечера на утро.
После плавания младшая дочка легко засыпает.
В это время я читаю что-то сыну или проверяю электронную почту.
Потом мы с ним занимаемся домашними делами: сыну надо чинить его машинки и строить гаражи, а мне нужно по максимуму успеть сделать домашнюю работу.
День.
Когда школьники возвращаются из гимназии, мы все вместе обедаем. За столом все наперебой делятся своими новостями за день, я слушаю их внимательно, что-то комментирую, делаю какие-то замечания.
Затем час на уроки.
И начало вечерней «развозки»: идем в один садик, потом в другой. В какие-то дни идем в ДТЮ на дополнительные занятия, в какие-то - в музыкальную школу. У старших есть музыка, рисование, бассейн, у малышей — музыка, рисование, игровой танец. Два раза в неделю приходит репетитор по английскому. Всё, все пристроены, и мы всех ждем, гуляя рядом по парку.
Если нам повезло, и папа вернулся с работы рано, то обратно едем домой на машине. Если нет, то веселой толпой сами идем домой.
Раз в неделю нам надо ездить на Садовую к логопеду. Поэтому мы заезжаем в школу за сыном, погружаемся в подземку, едем в центр — вот и экскурсия по городу для детей.
Вечер.
Дома, пока я разогреваю ужин, младшие дети здесь же заняты со мной «творческим ящичком». В это время папа общается со старшими.
Семейный ужин, и опять разговоры, шутки, смех…. Посуду после ужина моют поочередно старшие ребята, я в это время укладываю спать малышку, а папа купает всю младшую компанию в ванной.
Затем доделываем уроки, т.е. то, с чем наши школьники не справились самостоятельно.
Потом — сбор с вечера всего на завтра, и — долгожданное вечернее чтение. Сначала читаю для младших про «репки-колобки», потом для старших. Слушают с интересом все дети.
Часто по вечерам старшие, если не задано много уроков, сами читают малышам, укладывают их спать — а это значит, что мы с мужем можем сходить прогуляться перед сном, выпить в кафе чай-кофе, а можем просто вдвоем посмотреть какой-нибудь фильм.
В выходные дни
Обычно мы ездим в гости, в музеи или на длительные прогулки.
В воскресенье у старших — воскресная школа.
Старшая дочка (по собственной инициативе) занимается с малышами музыкой, а по моей просьбе — помогает братьям с английским.
Еще мы вместе готовим, печем пироги….
Но главное — даже не в режиме и не в системе.
Самое главное, что я поняла уже как многодетная мама:В этом мире можно прожить без супа, без выученных уроков — но нельзя жить без любви. Все, что ты делаешь, надо делать с любовью — и тогда любое дело дается легче.
Требуемые документы:
- По месту работы (службы):
- справка о рождении ребёнка,
- справка с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о неполучении пособия.
- В органы социальной защиты населения по месту жительства или в МФЦ (если оба родителя не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования):
- заявление,
- справка о рождении ребёнка,
- выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке,
- справка с места работы (службы, органа социальной защиты населения по месту жительства) другого родителя о неполучении пособия (в случае увольнения второго родителя после рождения ребёнка),
- в случае обращения за назначением единовременного пособия при рождении ребенка в орган социальной защиты населения по месту фактического проживания либо по месту пребывания дополнительно представляется справка из органа социальной защиты населения по месту жительства о том, что пособие не назначалось и не выплачивалось.
2. Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет.
- 6 284,65 руб. (лицам, не подлежащим социальному страхованию);
- 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия), но не менее 6 284,65 руб.,
- максимальный размер пособия не может превышать 24 536,57
руб. (для лиц, уволенных в период отпуска по беременности и родам либо в период по уходу за ребёнком в связи с ликвидацией организации).
Требуемые документы:
- По месту работы (службы) матери либо отца или другого родственника, фактически осуществляющего уход за ребёнком, т.е. находящегося в отпуске по уходу за ребёнком; или в МФЦ:
- справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребёнка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребёнка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования,
- справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребёнка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребёнком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребёнком вместо матери (отца, обоих родителей) ребёнка.
- В органы социальной защиты населения по месту жительства (матерям, уволенным в связи с ликвидацией организации в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком до достижения им 1,5 лет и не получающим пособие по безработице;
матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребёнком, уволенным в период отпуска по уходу за ребёнком, матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенным из организаций и воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенным в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матерям, уволенным в период отпуска по уходу за ребёнком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию):- заявление,
- документ, удостоверяющий личность,
- свидетельства о рождении детей,
- трудовая книжка с записью об увольнении,
- копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет и справка о размере выплаченного пособия (для уволенных в период отпуска по уходу за ребёнком до 1,5 лет),
- справка из образовательного учреждения об обучении по очной форме с указанием даты окончания обучения и справка об отпуске по беременности и родам,
- справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребёнка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребёнком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребёнком вместо матери (отца, обоих родителей) ребёнка;
- выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, сведения о среднем заработке лиц из числа уволенных в период отпуска по беременности и родам.
3. Ежемесячные компенсационные выплаты находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет и находящимся в дополнительном отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет.
- 50 руб.
Требуемые документы:
- По месту работы (службы, учёбы) матери либо отца или другого родственника, фактически осуществляющего уход за ребёнком, т.е. находящегося в отпуске по уходу за ребёнком:
- заявление,
- копия приказа о предоставлении отпуска по у ходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (до 3 лет).
- В органы социальной защиты населения по месту жительства (матерям, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились в момент увольнения в отпуске по уходу за ребёнком и не получают пособия по безработице):
- заявление,
- документ, удостоверяющий личность,
- свидетельство о рождении ребёнка,
- трудовая книжка с записью об увольнении в связи с ликвидацией организации,
- справка органа службы занятости о неполучении пособия по безработице,
- копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (до 3 лет).
4. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
- 453 026 руб.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновление) ребёнка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от их места жительства:
- Женщин, родивших (усыновивших) второго ребёнка, начиная с 1 января 2007 года.
- Женщин, родивших (усыновивших) третьего ребёнка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
- Мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребёнка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года.
Требуемые документы:
- В территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства или в МФЦ:
- заявление о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, к которому прилагаются документы:
- удостоверяющие личность, место жительства лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;
- подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации;
- подтверждающие рождение (усыновление) детей;
- а также при необходимости:
- подтверждающие принадлежность к гражданству РФ, удостоверяющие личность, место жительства и полномочия законного представителя;
- подтверждающие смерть родителей, лишение их родительских прав.
- заявление о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, к которому прилагаются документы:
Областные выплаты
1. Единовременная выплата на рождение ребёнка.
Размер: 7 096 руб.
Требуемые документы:
- В органы социальной защиты населения по месту жительства или в МФЦ
При усыновлении - в органы опеки и попечительства по месту жительства:- заявление,
- документ, удостоверяющий личность,
- копии свидетельств о рождении детей,
- копия решения суда об усыновлении (удочерении).
2. Региональный семейный капитал (единовременная выплата семьям, имеющим детей)
Назначается на каждого третьего и последующего рождённого (усыновлённого) ребёнка при условии постоянного или преимущественного проживания семьи на территории Ярославской области в течение полутора лет со дня рождения (усыновления) ребёнка. Выплачивается при достижении ребёнком возраста 1,5 лет.
- 56 606 руб.
Требуемые документы:
- В орган социальной защиты населения по месту жительства или в МФЦ:
- заявление,
- документ, удостоверяющий личность заявителя,
- документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребёнка, на которого назначается региональный семейный капитал, и документы, подтверждающие факт рождения и регистрации предыдущих детей,
- документ, подтверждающий постоянное или преимущественное проживание семьи на территории Ярославской области в течение полутора лет со дня рождения (усыновления) ребёнка,
- документ, подтверждающий гражданство РФ получателя и ребёнка, на которого назначается региональный семейный капитал.
3. Единовременная выплата при рождении одновременно двух и более детей
Назначается на детей, рождённых с 01.01.2012 по 31.12.2017 при обращении за выплатой в течение одного года со дня рождения.
Размер: 42 720 руб.
Назначается:
- матери детей (за исключением матерей, лишённых родительских прав на ранее рождённых детей, матерей из семей, находящихся в социально опасном положении, а также женщин, родивших мёртвого ребёнка (детей));
- отцу детей в случае рождения детей и смерти матери.
Требуемые документы:
- В органы социальной защиты населения по месту жительства или в МФЦ:
- заявление,
- документ, подтверждающий постоянное или преимущественное проживание заявителя и детей на территории Ярославской области,
- документ, подтверждающий факт рождения и регистрации детей.
4. Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребёнка или последующих детей
Назначается матери ребенка (отцу в случае утраты права матерью ребёнка) из семей, среднедушевой доход которых ниже среднедушевых денежных доходов населения Ярославской области (денежных доходов в расчете на душу населения Ярославской области в месяц) в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей.
Выплачивается до достижения ребёнку 3 лет.
- 10 235 руб.
Требуемые документы:
- В орган социальной защиты населения по месту жительства
- заявление,
- документ, удостоверяющий личность,
- документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка,
- документ, подтверждающий постоянное или преимущественное проживание заявителя и ребенка, на которого назначается ежемесячная денежная выплата, на территории Ярославской области,
- документ, подтверждающий гражданство РФ заявителя и ребенка, на которого назначается ежемесячная денежная выплата,
- документ, подтверждающий совместное проживание заявителя и ребенка,
- сведения о доходах родителей,
- трудовые книжки (трудовая книжка) родителей(я) в случае, если родители(ь) не работают(ет).
5. Ежемесячное пособие на ребёнка (на детей из социально благополучных многодетных семей, в которых родилось одновременно двое или более детей либо воспитывающих пять и более детей).
- 939 руб. — в возрасте до 3 лет,
- 656 руб. — в возрасте от 3 до 18 лет.
Требуемые документы:
- В органы социальной защиты населения по месту жительства:
- заявление о назначении пособия;
- документ, удостоверяющий личность;
- копия свидетельства о рождении ребёнка;
- документ, подтверждающий совместное проживание на территории Ярославской области заявителя и ребёнка.
Меры социальной поддержки
1. 30-процентная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям осуществляется:
- за содержание жилого помещения (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области);
- за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области, исходя из минимального размера взноса за капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области);
- за коммунальные услуги в пределах установленных нормативов потребления;
- за пользование жилым помещением (платы за наём) (в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Ярославской области).
Получатели: все многодетные семьи.
2. Бесплатное обеспечение лекарствами , приобретаемыми по рецептам врачей.
Получатели: дети до 6 лет из многодетных семей.
3. Бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте на всей территории Ярославской области.
Получатели: дети до 18 лет.
4. Бесплатное посещение экспозиций государственных музеев Ярославской области.
Получатели: дети до 18 лет.
5. Первоочередной прием детей из многодетных семей в дошкольные образовательные учреждения производится образовательным учреждением по заявлению их родителей.
6. Бесплатное одноразовое питание в дни учебных занятий.
Получатели: дети многодетных семей (за исключением детей из многодетных семей, имеющих статус малоимущих).
7. Бесплатное двухразовое питание в дни учебных занятий.
Получатели: дети из малоимущих многодетных семей, обучающиеся по очной форме в общеобразовательных организациях.
Закон Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» от 27.04.2007 № 22-з
Право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность:
- для индивидуального жилищного строительства в случае принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- для ведения личного подсобного хозяйства, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества.
Получатели: один из родителей или единственный родитель, которые имеют трёх и более родных и (или) усыновлённых детей.
Региональная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2011-2020 годы
Улучшение жилищных условий многодетных семей, воспитывающих родных и усыновлённых (удочерённых) детей, путём выделения участникам программы средств областного бюджета в виде адресных безвозмездных субсидий на приобретение (строительство) жилья.
Получатели: гражданине, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Закон Ярославской области от 06 ноября 2002 г. «О транспортном налоге в Ярославской области»
Льготы по уплате транспортного налога:
- освобождается от уплаты налога в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью до 100 лошадиных сил, а в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью выше 100 лошадиных сил либо иного транспортного средства - на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 100 лошадиных сил;
- освобождается от уплаты налога в отношении легкового автомобиля независимо от мощности двигателя полностью либо в отношении иного транспортного средства - на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 200 лошадиных сил.
Получатели:
- один из родителей в семье, относящейся к многодетной;
- один из родителей в многодетной семье, являющейся малоимущей.
А ещё вам может быть интересно:
Эта брошюра содержит разъяснения о мерах социальной поддержки семей с детьми, предусмотренных федеральными и областными нормативными актами. Она издана для будущих и настоящих родителей. Настоящая брошюра издана для того, чтобы семьи могли лучше ориентироваться в действующих нормативных актах. Она построена по разделам для отдельных категорий семей, чтобы каждая семья смогла найти нужную для себя информацию. Брошюра подготовлена отделом по вопросам семейной политики и детей управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области.
Свои предложения и замечания направляйте в адрес управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области. Телефон отдела по вопросам семейной политики и детей 40-15-97, E-mail:
18 ноября 1983 года в жизни супругов Уолтон произошло событие, которое вскоре стало известно всему миру. Именно тогда Джанет подарила своему мужу сразу шестерых детей . Малышки Уолтон стали первой в мире шестеркой девочек-близняшек , успешно переживших роды.
Сама же Джанет сегодня вспоминает, что в тот необычайно теплый осенний день больше всего боялась опоздать в больницу. Автомобиль, где ехали супруги, намертво застрял в пробке, вызванной тем, что из какого-то грузовика впереди вывалился плохо прикрепленный ковер!
Сегодня, спустя 30 с лишним лет после появления на свет, одна из дочерей Джанет наконец-то подарила матери внучку. Пожилой женщине малышка показалась очень хрупкой и уязвимой.
Новоявленной бабушке было сложно поверить, что ее внучка весит 3,3 килограмма - в пределах нормы. Когда рожала сама Джанет, вес каждой из ее девочек лишь немного превышал килограмм!
Сейчас супругам смешно даже подумать, что давным-давно они собирались брать малышей из детдома. Джанет не помогали никакие средства, причем врачи говорили супругам, что и она, и Грэхэм полностью здоровы.
Вот почему известие о необычной беременности ввело Уолтонов в ступор. Как бы то ни было, от такого подарка судьбы отказываться они не намеревались. Джанет решила полностью посвятить себя детям, а Грэхэм взял отпуск на целый год, чтобы помочь любимой управляться с малышами.
Первые шесть недель девочки провели в палате неонатальной интенсивной терапии. Потом родители наконец смогли забрать их домой и всё завертелось.
Сегодня, когда дочь жалуется, что внучка не давала ей спать всю ночь, Джанет только улыбается. Оказавшись с шестью детьми на руках, целых два года супруги Уолтон спали не больше пары часов в сутки.
Недавно они подсчитали, что в первый год купили девочкам как минимум 11 тысяч подгузников. Грэхэм до сих пор прекрасно помнит: весь дом тогда пах стиральным порошком и детской присыпкой.
Гуляя, каждый из супругов катил по коляске для близнецов, а еще одну малышку нес на руках. Но если в дом заявлялся гость, Джанет с мужем просто вручали ему третью коляску и шли на прогулку все вместе!
Через год после появления на свет дочерей Грэхэм вернулся к карьере художника-декоратора. Прошло еще несколько лет, и Джанет тоже нарушила свое обещание. Женщина устроилась в неонатальный блок роддома, где и проработала вплоть до выхода на пенсию.
Самое интересное, что всего спустя несколько месяцев после ухода многодетной матери на заслуженный отдых в той же больнице появилась на свет ее внучка!
С первых дней жизни новорожденная малышка стала центром внимания, ведь у крохи есть не только родители и дедушка с бабушкой, но и пять тетушек. Семья часто собирается у Джанет с Грэхэмом, где женщины наперебой рвутся поняньчить кроху. Супруги Уолтон с нетерпением ждут от других дочерей известий о внуках.
Те, однако, еще не собираются обзаводиться семьями. Впрочем, против детей женщины ничего не имеют. Но повторять подвиг собственной матери и заводить шестерых крох сразу ни одна из них не собирается!
Если у тебя есть свободные 45 минут и ты понимаешь английский, можешь посмотреть документальный фильм об этой необычной семье.
Родителей часто беспокоит, что дети огрызаются, врут, дерзят и делают все наперекор. Меня спрашивают: «Это вообще нормально? Какое поведение считать естественным, а что должно насторожить? Как помочь ребенку и удержаться от постоянных скандалов?»
Прежде всего хочу отметить, что детские поступки надо рассматривать с учетом возраста. Между дерзостью в 3 года и в 16 лет огромная разница. Безусловно, такие выходки не должны сходить с рук ни маленькому ребенку, ни подростку, но разобраться в причинах помогут некоторые познания об этапах развития личности. Психолог Эрик Эриксон подробно описал эти этапы. Примерно к 3 годам дети учатся ладить с окружающими и узнают, что такое эмпатия. При этом у многих бывают трудности: они еще не умеют договариваться, делиться и прислушиваться к чужому мнению.
Взрослеющие дети зачастую выражают себя через ошибочные поведенческие цели
Между 6 и 12 годами дети понемногу осознают, что не всегда удается получить то, что хочется, а принцем или принцессой можно быть только для бабушки. В этом возрасте нередко случаются проблемы: тяжело принять, что другие играют и дружат не с тобой.
Между 12 и 19 годами подростки ищут место в жизни. Они стараются подстроиться под социум, тем временем начинают играть гормоны и приходит понимание, что жизнь - это не сказка. Взрослеющие дети зачастую выражают себя через ошибочные поведенческие цели: месть, борьба за внимание, жажда власти, симуляция беспомощности.
Родителям необходимо разобраться, как преодолеть трудности в поведении детей, не теряя здравого смысла. Помогут правильные стратегии поведения.
1. Не противоречьте себе
Однажды установленные правила не должны меняться. Например, если дома нельзя сквернословить, значит и дома у друга тоже нельзя. Если не хотите, чтобы дети прогуливали уроки, никогда не делайте поблажек.
2. Не угрожайте
Объясняйте правила и предупреждайте об ответственности. Если ребенок нарушит правило, придется отвечать. Не запугивайте тем, чего не собираетесь делать, иначе он усвоит, что предупреждения - пустой звук и можно творить, что вздумается.
3. Будьте последовательны
Сказали, что сладкое полагается только после обеда, следуйте правилу. Стоит пару раз махнуть рукой и дать десерт, когда обед еще не съеден, и ребенок поймет, что слушать вас необязательно.
4. Реагируйте немедленно
Замечания попадают в цель лишь в том случае, когда высказываются сразу после плохого поступка. Дети не усвоят ваше запоздалое «так нельзя!», потому что забыли, что сделали неправильно, и не понимают, почему их отчитывают.
5. Применяйте естественные или логичные наказания
К примеру, ребенок, который капризничает за ужином, отправляется спать голодным. Голод - это естественное следствие отказа от еды и самое верное средство убедить ребенка, что поужинать намного приятнее. Запретить пользоваться машиной подростку, который строчит СМС за рулем, - это логичное наказание.
6. Никогда не отказывайте ребенку во внимании
Об 31-летнем омиче, Антоне Кудрявцеве, люди узнали после того, как он стал в одиночку нянчить шестерых детей. В его жизни случилась трагедия, которую и врагу не пожелаешь. Жена скончалась от рака, оставив Антона вдовцом...
Горе ворвалось в семью внезапно. У Антона с Аней уже было трое детей. Они ждали очередное пополнение, когда жене поставили страшный диагноз. Аня решила пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти жизнь будущих тройняшек.
Журналисты сделали сюжет об отце-одиночке, воспитывающем 6 детей, и Антон прославился на всю страну. К нему начали приходить сотни писем от поклонниц. С некоторыми из женщин вдовец даже встречался, но обычно на первом же свидании было ясно, что они не подходят для семейной жизни.
В числе прочих поклонниц, ему также написала Людмила, которая затем стала женой. Ее строки сразу же чем-то зацепили мужчину. После непродолжительной переписки они договорились о свидании. Антон решил взять на встречу детей, и не прогадал.
Люда сразу же очаровала мужчину и его деток какой-то невероятной добротой. Дочки Антона буквально не слезали с рук, настолько она им понравилась. А старший сын даже сказал папе про новую знакомую: «Нужно брать. Она хорошая!»
Через некоторое время возлюбленная Антона, у которой уже был один ребенок от первого брака, призналась, что видела вещий сон. Ей приснилось, что она воспитывает семерых детей. А на следующий день она увидела репортаж про Антона, и поняла, что это судьба!
«Вначале мне просто стало жалко Антона, и я написала ему письмо со словами поддержки. А потом всё как-то незаметно закрутилось... Я никогда не была обделена вниманием, но настоящего мужчины, на которого можно было бы всегда положиться, рядом не было. А Антон оказался именно таким!» - рассказала Людмила.
Если Люда жила в самом Омске, то Антон с детьми проживал в поселке Иртыш за 90 километров от областного центра. Но это не стало препятствием в отношениях: невеста вместе с сыном переехала к любимому в село!
Свадьба была скромной. Антон и Людмила обвенчались в сельском храме, а на следующий день уехали путешествовать, оставив детей у бабушки. По возвращении домой молодоженов ждал еще один подарок, правда непредвиденный. Их семья пополнилась еще двумя детьми!
Антон и Люда помогали работникам реабилитационного центре, где находят приют бездомные, наркоманы и алкоголики. Одна из пациенток центра умерла, оставив двоих детей сиротами. Малыши были никому не нужны, и Людмила предложила взять их в семью.
«Мы с Антоном подумали и решили, что кроме нас этим деткам никто не сможет помочь. А воспитывать семерых или девятерых детей - невелика разница. Говорят, что одного ребёнка сложнее воспитать, чем нескольких, и это действительно так!» - объяснила Людмила причины такого поступка.
Ради детей Люде пришлось бросить любимую работу. По ее словам, это было одним из самых сложных моментов в ее жизни. Сейчас каждый день женщины начинается в полседьмого утра, вне зависимости от праздников и выходных. Только супа на один раз ей нужно варить 5 литров!
«Раньше я постоянно переживала, что не успею что-то сделать, но Антон всегда был рядом и во всём мне помогал. Он меня научил правильно распределять время, так что у меня и на отдых пару свободных минуток остается», - поделилась Людмила своими впечатлениями.
У семьи есть небольшое хозяйство. У Антона есть ремонтная бригада, которая занимается отделочными работами. Но денег всё равно хватает с трудом. Только на тетрадки для детей ушло 9,5 тысяч рублей!
«Сейчас вот взяли двоих детей практически голыми. Нам хочется им купить всё самое лучшее, ведь они вообще ничего хорошего в жизни не видели. Они каждой конфетке радуются и даже когда балуются, не шумят», - рассказал глава семейства.
«Недавно написал президенту, попросил микроавтобус. В других регионах он многодетным семьям выделяется, а в нашем, почему-то, не положен. А в машину мы уже не помещаемся - один на одном сидим», - продолжил Антон.
А пока взрослые решают свои проблемы, дети радуются своей новой жизни и ждут чуда. К необычной семье едет Дед Мороз из Великого Устюга. Он обещал им много подарков!
Вот такая вдохновляющая история из жизни обычных людей с большим сердцем!