Проповедь на тему семья и брак. И сказал: посему оставит человек отца и мать…. V. Брак ценен, потому что он открывает человеку глаза на порочность собственного сердца

Сегодня воплотить в жизнь слова святителя Иоанна Златоуста, поучавшего: «Сделай твой дом Церковью», - особенно трудно. И распадаются семьи не только людей неверующих, но и воцерковленных. Почему такое происходит? Как сохранить семью, как сделать ее действительно Церковью? Как разрешать возникающие конфликты и нестроения? И как воспитать детей благочестивыми и верующими? Об этом мы беседуем с иеромонахом Иовом (Гумеровым) .

Современные браки очень непрочные. Нетрудно понять, почему распадаются семьи неверующих супругов, далеких от духовной жизни. Однако и среди православных далеко не всегда наблюдается семейное благополучие. Какие здесь причины?

Большинство молодых супругов не знают, что взаимных симпатий, влюбленности, потребности в общении - словом, всего того, что определило их взаимный выбор и желание вступить в брак, недостаточно для прочного и полноценного семейного счастья. С того дня, когда они стали мужем и женой, должна начаться особая и трудная работа по созданию семьи как духовно-нравственного организма. Семья для тех, кто желает иметь счастье и постоянную радость, является настоящей школой стяжания важнейших евангельских добродетелей: любви, смирения, мирного духа, дара рассуждения. Все должно быть проникнуто любовью. Именно той любовью, которая, по слову святого апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4-7). Если муж и жена с самого начала своего супружества помнят эту заповедь, данную всем христианам, то они сами будут счастливы и детей научат истинному благочестию.

Чаще всего семья разрушается в результате ссор, которые рождаются от гордости и самолюбия. Эти страсти ослепляют человека. После нескольких минут скандала в душе на долгие часы остается горечь.

Даже просто доброго нрава и мудрости достаточно, чтобы семейная жизнь не отравлялась скандалами. не знал Богооткровенной истины, но смог уживаться с женой Ксантиппой, отличавшейся тяжелым, крайне сварливым характером. Однажды она разгневалась, а потом вылила на голову мужа сосуд с помоями. А что Сократ? Развелся? Прогнал жену? Побил? Нет. Он добродушно пошутил: «После такой грозы должен был пойти дождь». Ученик его Алкивиад очень переживал за своего любимого учителя и спрашивал, почему он не прогонит ее. «Потому что, - сказал Сократ, - имея ее, я упражняюсь в терпении и кротости, с которыми я потом выношу дерзости и оскорбления от других. Добрый муж должен исправлять недостатки жены или претерпевать их. Если он их исправит, он создаст себе приятную подругу. Если же он их претерпевает, он работает над усовершенствованием самого себя».

Замечай втекающие в душу помыслы

- Как вести себя, если чувствуешь и понимаешь, что любовь прошла, что ты потерял интерес к своему супругу или супруге? Можно ли возродить былую близость отношений?

Необходимо рассмотреть внимательно свою духовную жизнь и постараться увидеть причину потери любви. Чаще всего она заключается в том, что эгоизм вытеснил из нашего сердца способность любить. Любовь может возродиться, но для этого нужна усиленная молитва и немалый духовный труд.

Нужно ли следить за своими мыслями о супруге и, допустим, пресекать все негативные? Насколько это может помочь? Или надо заниматься причиной, а не следствием?

Следить за своими мыслями надо всегда, и не только за теми, что относятся к супругу. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война чрез помыслы : каждое мгновение быть всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью. В противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством - маловерие и неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия» (Иоанн Кронштадтский , святой праведный. Моя жизнь во Христе. 1: 20).

Если один из супругов - неверующий

Самая распространенная ошибка - упреки в неверии. Нет лучшей проповеди, чем личный пример

Самая распространенная ошибка - упреки в неверии. Нет лучшей проповеди, чем личный пример. Супруга должна увидеть плоды духовной жизни мужа: всегдашнее доброе настроение, радость, заботливость о близких. Нужно взять на себя специальный ежедневный молитвенный труд за мужа/жену. Можно читать акафист Спасителю или Матери Божией.

- Церковь благословляет жить и с неверующим супругом. Почему? В чем смысл такого брака?

Благословение это основано на Первом послании апостола Павла к коринфянам: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7: 12-13). Смысл такого брака объясняет святой апостол так: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7: 14).

Речь идет о браках, которые возникли тогда, когда оба супруга не были христианами. Если один из них обращался ко Христу, то он не должен был разводиться с неверующей супругой или супругом. Первоверховный апостол надеется, что плодами своей духовной жизни супруг-христианин или супруга-христианка приведет мужа или жену к истинной вере.

Семья или Церковь?

Убегая от проблем в отношениях, человек может уйти в церковную жизнь, в книги о духовной жизни, в службы. Казалось бы, это хорошо. Но проблема остается. Насколько важно женатому/замужней решить проблемы в своей семье?

Если не устроить семью на началах мира и взаимопонимания, то и в духовной жизни не будет преуспеяния

Такое чаще всего случается с недавно воцерковленными. По слову святителя Василия Великого, всякую вещь украшает мера. Если такой человек не устроит семью на началах мира и взаимного понимания, то и в духовной жизни он не будет иметь преуспеяния. Нужно с любовью уметь снисходить к духовным немощам окружающих нас людей, но никогда не идти на поводу у них. Нужно угождать только Богу. Определенным свидетельством того, что мы строим жизнь нашу правильно, является внутреннее удовлетворение, радостное настроение, мир душевный. Средоточием нашей жизни должно быть исполнение евангельских заповедей.

Часто можно услышать такую формулу брака: христианский брак - это муж, жена, а между ними Христос. Как это понимать?

Спаситель сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Эту евангельскую мысль раскрывает святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели , согласия и любви, там среди них Христос».

Воцерковленность - не панацея: разваливаются браки верующих людей, а неверующие доживают вместе до глубокой старости. Есть какой-то секрет, который известен не только христианам?

- «Охранение в роде человеческом правильного порядка семейной жизни и семейного счастья, - говорит замечательный проповедник архиепископ Амвросий (Ключарев; 1820-1901), - составляет предмет особого попечения и промышления Божия… Лучшие мыслители всегда почитали семейства основою человеческих обществ и государств, рассадниками дарований и добрых задатков в молодых поколениях, началом человеческого благосостояния, утешением трудящихся, прибежищем сиротствующих и одиноких, приютом, где живет и хранится тихое и безмятежное счастье человеческого сердца». На протяжении долгой истории человечества прочность семьи поддерживалась благодаря традициям и обычаям, которые разрушены современной цивилизацией, движимой духом потребительства и гедонизма.

Когда в семье раздоры

Что делать, если супруг не хочет обсуждать совместную жизнь, не идет на разговор? Насколько вообще важна возможность разговора в семейной жизни?

Семья является единением самых близких людей. Открытость, полное взаимное доверие и желание все согласовывать между собой - признак духовно-нравственного здоровья семьи. «Мы прожили, - пишет Тертуллиан жене, - достаточно долгую жизнь, помогая друг другу разумным советом» (Тертуллиан . К жене. I. 1). Нежелание супруга обсуждать совместную жизнь говорит о возникшем неблагополучии. Причины могут быть разные: глубокие, серьезные или временные и преодолимые.

- В каких случаях обязательно нужно найти «третейского судью», а в каких - разбираться самим?

Никакой «третейский суд» не может помочь. Восстановление мира в семье требует от супругов особых духовных трудов. Я бы даже сказал: подвига.

- Допустимо ли вообще «выносить сор из избы» - спрашивать советы друзей, подруг, жаловаться духовнику?

Никому о постигших семью скорбях и искушениях говорить не следует. Не этично рассказывать о немощах близкого человека. Но еще более недопустимо это по духовным причинам. Чаще всего супруга или супруг обсуждают возникшие болезненные проблемы со своими родителями. Они ищут поддержки и утешения, но не догадываются о том, какой это приносит вред семье. У родителей, как правило, рождается сильная неприязнь к зятю или невестке. Даже тогда, когда кризис будет преодолен, недоверие и нелюбовь родителей остается. Но даже с друзьями или сотрудниками семейные невзгоды обсуждать нельзя. Случайный и неполезный совет не проходит бесследно, а пагубно влияет на семью.

Может принести пользу лишь беседа с опытным священником. Но его советы не освобождают супругов от жертвенности и смиренных трудов ради семейного счастья.

Многие советуют в конфликтах начинать с себя. А как человеку начать с себя, если он чувствует, что ущемлен в чем-то «второй половинкой»?

Если между супругами появилось болезненное непонимание и несогласие, то надо сугубо молиться. Молясь, важно всю вину взять на себя. Тогда придет всесильная помощь Божия.

Приведу пример, который не относится к семье, но хорошо показывает благодатное действие смирения. Святитель Тихон Задонский однажды приехал к знакомому помещику. У того был в гостях дворянин-вольнодумец. Возник спор о вере. Гость вышел из себя и ударил святителя Тихона. Тот тут же пал на колени и стал просить прощение: «Простите меня Бога ради, что я ввел вас в такое исступление». Это была не просто кротость святого, но подвиг смирения. Совершилось чудо. Споривший гость сам упал на колени и умолял со слезами простить его. Благодать коснулась его сердца. Он изменил свою жизнь и стал верующим человеком.

Кроме кротости и смирения необходимо жене внимательно всмотреться в себя и в жизнь семьи, чтобы увидеть и исправить упущения. Точно так же нужно поступать мужу, если он видит нежелание жены совместно решать семейные вопросы.

- Как бороться с накопленными за годы совместной жизни обидами, претензиями?

Надо помнить, что наша духовная жизнь полноценна только тогда, когда мы исполняем евангельские заповеди. Все мы похожи на немилосердного должника из евангельской притчи. Господь прощает нам бесчисленные грехи (десять тысяч талант), которые мы ежедневно совершаем, а мы помним об обидах ближних и не можем простить долг в 100 пенязей. «Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению », - напоминал преподобный Амвросий Оптинский.

Еще раз о венчании

Многие супруги, даже воцерковившись, откладывают , ссылаясь на неготовность, на то, что между ними нет такой уж близости. Насколько это верно? Может ли венчание помочь решить семейные проблемы, или нужно сначала решать проблемы, а потом венчаться?

Когда воцерковленные люди, оформив брак, откладывают на неопределенное время венчание, они не уверены в прочности своей семьи. В Священном Писании есть очень точное понятие - верность . Христианин должен быть верен, прежде всего, Богу. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10). Из этого следует, что верность должна быть для нас непреложным жизненным принципом: верность Церкви, верность нашему спасительному учению, верность супружескому обету. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16: 10).

Нужно венчаться. Необходимо, оставив сомнения и нерешительность, строить семью и последовать святоотеческому наставлению: «Сделай твой дом Церковью : ты ведь отвечаешь за спасение и детей, и домочадцев» (Иоанн Златоуст , святитель. Восемь слов на книгу Бытия. Слово 6. 2).

Подводные камни семейной жизни

- Часто говорят: «Семейная лодка разбилась о быт». Чем так страшен быт? И как об него не разбиться?

Это не больше чем фразеологизм, которым бывшие супруги оправдывают неудавшийся опыт построить нравственно здоровую счастливую семью.

Быт составляет неотъемлемую часть семейной жизни. Каким бы скромным и даже бедным он ни был, он не может повлиять на счастье семьи. Опыт поколений на протяжении многих веков выразился в таких пословицах: «Согласие да лад - в семье клад», «В семье любовь да совет, так и нужды нет», «Согласную семью горе не берет».

То, что быт не может разрушить нравственно здоровую семью, я хорошо знаю из своего детства. Когда папу назначили начальником службы радиосвязи Уфимского аэропорта, мы в 1948 году приехали из Самары в Уфу. Нашей семье (папа, мама, брат и я) была предоставлена маленькая комнатка в 12 квадратных метров в деревянном доме, в котором располагался радиоцентр. Жилье было настолько тесным, что мне приходилось спать на полу под столом. Быт был без малейших удобств. О ду ше или ванной трудно было даже подумать. Водопровод подведен не был. Каждый день в любую погоду мы должны были носить за 2,5 квартала из колонки 30-40 литров воды. Прогревалась зимой наша комнатка благодаря печке, которая остывала к середине ночи. В морозные дни к утру в углах появлялся иней. Мы прожили в этой комнатке 11 лет. Это были необыкновенно счастливые годы. Ту крошечную комнатку я бы не променял ни на какой дворец. Причина нашего детского счастья была в той любви к нам, которая у мамы была неистощимой.

Семейная лодка чаще всего разбивается об острые камни эгоизма, а не быта

Семейная лодка чаще всего разбивается об острые камни эгоизма, себялюбия, пагубной страсти пьянства, безделья и супружеской неверности.

Чтобы дети выросли христианами

Мы живем в обществе массового неверия. СМИ насаждают бездуховность. Умножаются соблазны. Как уберечь детей от этой опасности и воспитать благочестивыми православными христианами?

По слову святого апостола Иоанна Богослова, «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). Уже первые христиане заботились о том, чтобы сохранить себя непорочными и чистыми чадами Божиими «среди строптивого и развращенного рода» (Фил. 2: 15). Живущий по евангельским заповедям должен держаться того, «что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп. 4: 8).

Современный мир переживает духовный и нравственный распад. Однако этот стремительный напор зла ни на минуту не должен ввергнуть нас в малодушие. Именно в такие тяжелые времена Бог и Матерь Божия являют особое попечение о мире и о каждом из нас. Наши слабые руки не могут изменить современную жизнь. Но если мы в тех условиях, в которые поставил нас Господь, будем с верой и надеждой самоотверженно совершать труд ради спасения себя и наших детей, тогда непременно придет помощь от Господа.

Слово Божие научает нас удерживаться от уныния и отчаяния. В любую эпоху человек рождается со свободной волей и не находится в роковой зависимости от пороков своего больного общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно свободы удерживаться от распространившегося вокруг греха.

Дом христианина должен стать духовной крепостью. Особый труд предстоит тем, у кого маленькие дети. Родители должны привить им духовный иммунитет, который сохранит их в вере, когда они соприкоснутся с этим миром. Научить своих детей благочестию могут только те родители, для которых вера является главным нервом жизни. Дети хорошо чувствуют искренность и правду.

Надо заботиться о том, чтобы была постоянная любовь родителей к детям. Она наполняет их души спокойствием и радостью. Именно теплая, ровная и постоянная родительская любовь постепенно научает детей постигать любовь к ним Небесного Родителя. Все в семье должно быть проникнуто любовью. Тогда ребенок не только чувствует, но и осознает, что в этом огромном, холодном мире отец и мать являются для него самыми близкими и надежными людьми.

Отец и мать должны стремиться иметь христианскую жертвенность и решительно отказаться от всего, что мешает детям быть духовно здоровыми: от светских газет и журналов, в которых много пошлого, а порой и непристойного; от радио и телевизора, которые приносят в дом много грязи и духовного яда, и от прочих атрибутов современного общества, живущего бездуховно.

Самая большая драгоценность в доме - мирное устроение жизни

Родители должны ясно понимать, что самая большая драгоценность в доме - мир. Его сохранение является первейшей задачей. Через все священные библейские книги проходит мысль о мире как великом и желанном благе, которое дарует Бог тем, кто живет по Его заповедям: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118: 165). Раздоры, как кислота, разъедают авторитет отца и матери в глазах детей, а если нет авторитета родителей, то духовно-нравственное воспитание становится недостижимым. Детей легко увлекает окружающий мир, в котором бездна соблазнов. Только авторитет родителей, их тепло, мудрость и жертвенный труд могут пересилить соблазны этого мира.

Еще в одном родители должны проявить жертвенность. Они должны оставить привычки вести дома пустые разговоры на политические и меркантильные темы. Дети заражаются этим мирским духом. Он чужд светлому и радостному миру веры. От родителей требуется подвиг, ибо мы являемся участниками великой духовной битвы.

Весь многовековой опыт христианства давно убедил, что плоды веры можно иметь только тогда, когда благую весть о Царстве Небесном человек воспринимает всем своим существом. «Человек духовный должен иметь в виду одно спасение, и то, что ведет к нему, - высокая ценность, а что не ведет, презирать как ничего не стоящее», - учит святитель Григорий Богослов.

Ефес 5: 22 по 6: 1-9 тема: семья.
Сегодня мы поговорим о том, где наиболее трудно и сложно применять библейские истины. Где, как вы думаете? В доме, в семье своей! И неудивительно, что принявшие Христа, ученики Иисуса, готовы ехать в другой город, что бы проповедовать. Готовы идти куда угодно; в детский дом, в тюрьму, в больницу, в другую церковь. (Например, моя жена ездила в лепрозорий в Каракалпакию, пока еще не было в нашей стране притеснений христиан и власти не препятствовали это делать.) И они хотят поделиться своей верой с другими людьми, делая это с радостью и готовностью. Но самое последнее место, где мы хотим показать наши христианские принципы – это наш дом. (не считаю может фразы: «жена да убоится мужа своего».) А вот апостол Павел учит, что наш дом – это первое место, где мы должны быть христианами. Откровенно говоря, быть христианином в собственном доме очень трудно! Почему так? Да потому, что дома мы ведем себя наиболее естественно, мы расслабляемся и перестаем контролировать себя. И поучается, что одна наша половина принадлежит внешнему миру, а другая семье. Когда мы приходим домой и закрываем за собою дверь, мы становимся самими собою. (И порою смотришь в церкви сестра аккуратистка и чистюля, а дома встречает тебя растрепой в замызганном халате.) Именно дома мы, настоящие! И именно дома становится понятно, насколько христианская реальность, становится нашей жизнью. (И наблюдаешь, как благочестивый проповедник – дома становится тираном, смиренная сестра – мегерой.) Мы дома настоящие! И именно поэтому апостол Павел так много говорит о доме в этих главах. Это прекрасное наставление о семье. Павел дает замечательный, прекрасный совет. Он говорит: « Жены повинуйтесь своим мужьям повинуйтесь им во всем». Многим сестрам очень трудно принять это, они не любят читать это место. Моей жене например больше нравится читать: « Мужья любите своих жен…». (Правда один проповедник из Германии прочитал «люпите своих жен… вот в зале братья обрадовались…».) Это шутка конечно, но на самом деле некоторые жены согласны с написанным теоретически. Но если дорогие сестры, вы вникните в смысл того, что он пишет, то поимеете, что Павел очень высоко ценил женщину. И апостол говорил не только о том. Что жена должна повиноваться мужу. Но и о том что мужья должны любить своих жен. « Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё». Апостол говорит: « Муж глава жены». Фактически это значит, что мужчина несет ответственность! Бог возложил на мужчину ответственность за все в доме. Если что то не так, что то плохо в доме, то именно мужчина предстанет пред Божьим судом, ведь именно на него Бог возложил ответственность за все. Вот почему Бог говорит женщинам: « Постарайтесь облегчить мужу жизнь» - ведь на нем лежит огромная ответственность. Не нужно быть частью проблему, нужно стать частью решения проблемы! Муж должен быть для жены тем. Чем Христос является для Церкви, а жена должна быть для мужа тем. Чем Церковь является для Христа. Идеальная модель семьи; роль жены, такая же, как роль Церкви, где Христос Пастор, а церковь стадо. Женщины, вы овцы. А ваши мужья пастухи. Так пусть же муж пасет вас, заботится о вас, пусть муж станет для вас тем, чем Христос стал для Церкви… Предназначение мужчины таково: ответственность за все происходящее в семье. И Библия говорит мужчинам: Вы видите, как Христос возлюбил Церковь? Вы знаете, что Он умер за нее на кресте? И вы любите своих жен так же, отдавайте себя всего жене, семье! (Один пастор рассказывает, он отец пятерых детей: прихожу усталый, как губка выжатая, хочется скорее лечь на диван с газетой, отдохнуть… Но навстречу выбегают пять маленьких губок – они нуждаются во мне, на кухне одна большая губка, я принадлежу им.) Это очень нелегкое предназначение, но это ключ к любым взаимоотношениям. Если муж любит свою жену, показывает свое расположение и привязанность к ней, любя её, просвещая, ища её удовлетворения и счастья, прощая её ошибки, отдавая ей предпочтение, даже в сравнение с родителями и детьми, то её подчинение и повиновение – окажутся радостью для неё. Думаю, что главная проблема в христианском браке – это не жены, не умеющие подчиняться мужьям. А проблемой являются мужья, – которые не могут любить, так как любил Христос, отдавать так, как отдавал Он, быть таким как был Он, совершенным отцом. И тогда женщине приходится делать то, чего не может сделать её муж и отец детей. И становится видно, кто в доме хозяин… (Пастор пришел посетить одну семью и войдя в дом, видит следующее: Жена стоит со скалкой в руках, все воинственная. Муж сидит под столом и с опаской выглядывает. Почему он там, спрашивает пастор? Жена смиренно отвечает: он хозяин в доме. Где хочет, там и сидит…). Смешно? Когда начинаешь глубоко задумываться, чему учит Библия о семье, начинаешь понимать, что муж и жена должны стать единым целым. (сотворил Бог человека, мужчину и женщину – сотворил по образу) 1+1 =1 Божественная арифметика. Должны быть связанными единым духом и едиными мыслями, стать едиными физически. Но прежде, чем муж и жена смогут стать единым целым друг с другом. Они должны стать единым целым со Христом. (если один из супругов неверующий эта модель не действует). Вспомните иллюстрацию: равносторонний треугольник? Верхний угол Бог, два нижних это муж и жена. Чем выше они поднимутся к Богу вверх, тем ближе приблизятся друг ко другу. Это первое звено в связывающей их цепочке. Второе звено – это общение. Некоторые супруги говорят, что между ними нет общения! Это лож, отсутствие общения невозможно! Ведь мы общаемся между собой даже когда не разговариваем. (Одна женщина сказала о своем муже: нужно очень внимательно слушать его, когда он молчит – что бы понять, что он говорит.) Вот, что такое общение, слышать даже тогда, когда супруг молчит. Общение это инструмент, при помощи которого создается единое целое. Если между вами есть общение, если вы слышите друг друга. Слышите, а не только говорите, как часто бывает. Значит вы сможете решать свои проблемы. А если нет, если вы слышите только самого себя, тогда вы беспомощны. Еще одно звено это совместимость. Совместимость это все, что связанно со шкалой ценностей. Социальных, моральных, материальных и конечно же духовных. Цените и уважайте ценности друг друга, учитесь друг от друга. (Например: прохожий споткнулся, упал – жена смеется, муж сочувствует. Это не совместимая мораль. Или она скромница и аккуратистка, за столом салфеточки, приборчики а он чавкает и рукавом рот вытирает – это разное социальное воспитание.) Нужно учиться быть совместимыми, брать хорошее у партнера и быть снисходительным к недостаткам. Совместимость на всех уровнях это основа единства. Особенно важна духовная совместимость. Если жена читает пророка Исайю, а муж при этом начинает дремать. Это печально. Но центральным связывающим звеном – является любовь! Та любовь, что объединяет людей в одно целое нерушимая. Непреодолимая, бескорыстная, безусловная. Описанная в послании коринфянам 13 глава. Ведь главная причина, по которой распадаются семьи это эгоизм людей. Люди хотят быть любимыми, но сами не умеют любить. Не умеют подчинить свою жизнь Христу и другим людям. Любые отношения они рассматривают только с точки зрения их личной выгоды. (Большинство жен и мужей христиан, отлично знают что написано в Библии про обязанности супруга, а свои не хотят знать. Ждут, когда начнет меняться супруг, но сами не желают.) Но ведь, ежу понятно, если все будут стремиться только, получать и никто не захочет отдавать, то в результате никто и ничего не получит. Все лишь будут стоять с протянутой рукой. Если мы поймем фразу Христа: более благословен дающий, а не получающий, тогда мы поймем, что любовь ведет к единению людей. Следующее звено это понимание между мужем и женой. Мужчине необходимо понимать женщину; как она думает, то она чувствует, как она поступает, согласно своей женской логике. (И фраза о том, что женская логика это отсутствие всякой логики. Для нас не оправдание.) А женщине нужно постараться понять мужской менталитет; как он думает, как выражает себя, как относится к вере. Многие женщины считают своих мужей бездуховными, потому, что они поклоняются Богу не так, как их жены и наоборот. Понимание это очень важно! И наконец физическая близость это тоже немаловажно. Но помните, что бы физическая близость приносила истинную радость, она должна быть выражением: совместимости, любви, взаимопонимания. А если всего этого нет, то ваша близость будет пуста. Как у животных. Секс должен быть выражением истинного духовного единства. В Писании очень много сказано, какой Бог хочет видеть семью. Семейные отношения это самые главные отношения созданные Богом. Если в Церкви крепкие семьи, то крепка и Церковь и наоборот. Кроме отношения между супругами, Павел пишет и о родителях и детях, рабов и господ. Поучения в 6 гл. 1-3 стихах относятся в основном к нежинатым детям, живущим в доме родителей. В принципе. Мы должны на протяжение всей жизни, любить, почитать, уважать и заботится о родителях. А пока ты живешь в доме родителей. Подчиняйся им как Божиим служителям и представителям. От детей требуется уважение и искреннее, добровольное подчинение. Слова повинуйтесь в Господе, означают, что от подчинения в делах злых, богопротивных, дети свободны. Почитай отца и мать… затрагивают много аспектов это любовь, подчинение, забота о них в старости и вежливые. Уважительные отзывы о них. Даже в мыслях мы должны быть почтительны к родителям. Это первая заповедь сопровождаемая обетованием. Стих 4, здесь об отцах. Отцы, они главы семьи и часто строги, а матери наоборот, часто слишком мягки. Но они поровну несут ответственность за поведение и образ жизни детей. Неразумное, недальновидное воспитание, может стать причиной отхода детей от родителей, от Бога, от Церкви. Я лишь теоретик, но говорю вам, не делайте того, что в будущем ударит по вам, в детях ваших. Часто слышу. Как родители оправдываю непосещение церкви детьми тем, что много учебы, им некогда. Подумайте, что лучше: быть в аду с высшим образованием или с Господом без диплома? И, конечно же надо помнить, что они не взрослые, поэтому, от них невозможно требовать взрослого мышления, поведения, разговора… Сказанное о рабах. Мне кажется, сегодня применимо к работодателям и работникам.
Семья брачный союз, сопоставим с союзом Христа и Церкви! И дай нам Господь, что бы семьи. Наши взаимоотношения, приближались к этому образцу.

Дорогие братие и сестры!

Семья – это один из путей спасения, освященный присутствием Господа нашего Исуса Христа на браке в Кане Галилейской. Семья – это домашняя церковь, школа христианской любви, обоюдного долготерпения и смирения. Любовь, самоотверженное служение друг другу, доброе отношение, терпение и взаимное прощение недостатков упоминаются в молитвах чина церковного венчания.

Взаимные обязанности мужа и жены указаны в Священном Писании: муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь, а со стороны жены должно быть послушание мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5; 22-26). Нарушение церковного таинства бракосочетания – развод – осуждается Господом, поскольку то, «что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф. 19, 6).
Из жития святых благоверных князей Петра и Февронии, нареченных в иночестве Давыда и Евфросинии, Муромских чудотворцев, мы знаем, что князь Петр, верный долгу христианского супруга, решил лучше отказаться от княжеского престола и жить в бедности, чем разойтись с женой. Феврония – верная и мудрая помощница мужу, поддерживала его в этом решении и утешала, говоря, что Бог их не оставит. Их брак стал образцом христианской любви и взаимной верности. Им молятся о мирном и богоугодном устроении супружеской жизни.

Весьма поучителен следующий случай из жизни княгини Февронии. Однажды во время катания в лодке на реке один из вельмож, женатый человек, смотря на красоту княгини Февронии, разжёгся блудными помыслами. Святая жена разгадала его худые намерения и попросила вельможу: «Почерпни воду с одной стороны лодки, а потом с другой и испей». Когда он это исполнил, Феврония спросила:
– Одинакова вода или одна слаще другой?
– Одинакова, – отвечал тот.
– Так и естество женское одинаково, – молвила княгиня. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?
Обличённый смутился и оставил свои блудные намерения.
Когда пришла старость, святые Петр и Феврония, приняв иночество, молили Бога умереть в один день и час, чтобы не разлучаться ни на земле, ни на Небе, что Господь и исполнил. По их завещанию похоронили Петра и Февронию в одном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Также высокий образец супружеской верности, взаимной поддержки, преданности и любви являли на протяжении всей своей многотрудной жизни подвижники древлего благочестия – святой священномученик Авва́кум и его супруга – Анаста́сия Марковна, ставшая мужу «верной помощницей ко спасению», как писал протопоп Аввакум в своем «Житии». Нося «тяготы друг друга», они преодолели все испытания и беды, сохраняя истинную веру и взаимную любовь и верность. Будем прибегать к молитвам этим святым о даровании семейного счастья и об устроении мирной и богоугодной жизни.
Залогом крепости семейного союза является единомыслие мужа и жены и в исполнении православных законов и обычаев. Но не нужно унывать и отчаиваться, если один из супругов уже пришёл к вере, а другой – ещё далек от христианской жизни: по слову апостола, «неверующий муж освящается ради жены верующей, и жена неверующая освящается ради мужа верующего» (1Кор.7:14). Так что надо молиться за неверующего супруга, чтобы Господь просветил его и даровал вам благочестивое единомыслие.
Пребывая в браке, православным христианам необходимо чаще прибегать к советам духовного отца, он, как ни кто другой, заботится о вверенных ему душах людских.
В конце венчания священник читает новобрачным небольшое поучение, в котором заложена основа семейного благополучия в христианской семье. Для благочестивых супругов будет полезно не только еще раз прочесть это наставление, но и стараться применять в своей жизни.

Поучение венчающаго священника новобрачным от правил Святых Отец, како подобает жити Христианам: мужем и женам

Послушайте духовные чада, да скажу вам, что́ есть тайна христианская и ка́ко жити в вере Христовой. Превыше всего имейте страх Божий в сердцах своих, да от того научитеся и Бога боятися.

Есть заповедь Божия: любить Бога всем сердцем и всею душею, и всем разумом, и всею крепостию своею. Это первая заповедь, подобна ей и вторая – любить Ближнего своего, как самого себя.
Кто же ближний наш? Это всякий христианин живущий в вере Христовой. Также будьте кротки и смиренны. Господь говорит: «Блаже́ни кро́тции, яко ти́и насле́дят зе́млю».
Ибо кротость есть мать мудрости и разума, и всех добрых дел. Также, дорогие новобрачные, соблюдайте чистоту душевную и телесную; муж от жены и жена от мужа не соблудите.

Так и в прежние времена мужи и жены, чисто поживше и непорочно, угодиша Богу и на небеса преселишася, так и вы поживите законно.

Среду и пятницу чтите, это два ангела Господня. Воскресенье же Христово чтите весьма свято, не сотворите блуда и сохраняйтесь от грехов. И святых праздники добре чтите. В церковь Божию приходите. В те дни прилежно молитесь.
Ещё же, чада духовные, будьте милостивы, как и Отец ваш небесный милостив есть. Подавайте милостыню от своих праведных трудов и давайте милостыню с любовию и по силе. Если богатый, то побольше подай, а если беден, то по своей возможности подай. А всякому христианину повелено десятую часть от доходов своих дать Богу.
А отца своего духовного навещайте почаще, да и с ним советуйтесь, чтобы он вас наставлял на всякие добрые дела, которые подобает делать христианам. И к нему любовь и веру имейте неоскудевающую.
И ты, брате, жену свою люби и поучай почаще, и не гневайся на неё. А если начнет не слушаться, наказывай её полегку, а не со злобою учи.
Ты же, сестра, мужа своего уважай и во всем честь воздавай ему. И с ним советуйся во всяком деле, так как глава есть тебе. Как крест на Церкви, так и глава муж жене. Как повинуется Церковь Христу, так подобает повиноватися женам мужем своим, а не прекословить им, но быть послушными! Поскольку послушным Бог подает честь, и славу, а непослушным – горькую муку. Да не будет тебе, жено, в тягость быть в послушании у своего мужа. Будь же тиха и смиренна, и кротка, и весела. И это поучение от Господних словес.

Если эти поучения будете исполнять, то будет милость Божия на вас от ныне и до́ века, и будет жизнь ваша многолетна на земле, и на Небе у Бога прославитеся, и Царствию Его Небесному причастники будете.
Постарайтесь, чада, заповеди Божии соблюсти.

Если же не будете исполнять заповеди Божии, то аз не виноват буду в этом пред Богом; вы же получите по делам вашим в день страшного суда.

Богу нашему слава, ныне и присно и во́ веки веко́м. Аминь!


Вступающим в брак необходимо знать, что церковный брак невозможен:

 при вступлении в брак более трех раз. При этом второй и третий брак наказывается отлучением от церковного общения на два года и более.
 если один из супругов состоит в гражданском или церковном браке.
 если жених и невеста находятся в близком родстве (по седьмую степени родства включительно).
 если между женихом и невестой имеется духовное родство по крещению.
 если один из будущих супругов не крещен.
 если кто из вступающих в брак объявляет о своем неверии в Бога.
 если один из супругов не исповедует православную веру.
Брачный возраст по церковным правилам считается для жениха выше 14 лет, для невесты – выше 12 лет. То есть по достижении следующего года по этом возрасте возможно совершение таинства церковного венчания.
По канонам Православной Церкви венчание нельзя совершать во время постов, накануне великих церковных праздников, в продолжение сплошных седмиц, а также во вторник, четверг и субботу, то есть накануне среды, пятницы и воскресенья в течение всего года. Дату венчания необходимо заранее согласовать со священником и огласить в церкви для выяснения возможных канонических препятствий для брака (плотского или духовного родства жениха и невесты и других обстоятельств). Перед венчанием жених и невеста должны обязательно побывать на исповеди и получить благословение своих духовных отцов на данный брак.

1. Божья любовь. Бог в отличие от человека, ничего не делает без тщательно продуманного плана. Ребенок может смастерить что-нибудь из конструктора, а потом придумывать назначение для своего творения. Но Бог — Творец и все Его действия целенаправленны. Ничего, даже самая маленькая молекула, не создана без абсолютного Божьего замысла. И планирование семьи также находится в руках Всевышнего, как часть задуманной и осуществляемой Им идеи. У Него запланировано все, даже количество детей в этой семье. А семья — это сочетание двух характеров, двух начал — мужского и женского, которые находят друг друга на основе любви.

Люди часто пытаются понять, что же такое любовь? Она подвергается различным описаниям и формулировкам в зависимости от человеческих переживаний. Это очень многогранное чувство, о котором Библия говорит, что это «широта и долгота, и глубина и высота» (Еф.3:18), и понять его разумом очень трудно. Бог поставил знак уравнения между своей личностью и любовью. И прежде всего:
«Бог есть любовь» (1 Ин.4:8).

Он вездесущий и всеобъемлющий, всемогущий и мудрый, терпеливый и добрый… Он настолько безукоризнен, что может оставаться в полном одиночестве вечно. Но Он есть любовь, а у любви есть принципиальное отличие от Божьего характера. Она жива до тех пор, пока есть кто-то, кому можно ее отдавать.

«Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение».(Иер. 31:3)
Когда человек слышит подобные заверения в неизменной и вечной любви, ему трудно в это поверить. Логический ум пытается ограничить Божьи чувства, диктуя им свои условия. Но в любви условий быть не может, потому что она не ожидает взаимности. Она просто любит, не объясняя причин и не надеясь на ответные чувства.

Вместе с уверенностью, что Господня любовь непременная и безусловна, человек удостоверяется внутренне, что он не отвержен, он нужен и любим. Блудный сын, возвращаясь к отцу, не надеялся на радушный и теплый прием. Он только желал быть принятым даже в качестве чернорабочего – лишь бы остаться принятым в отчем доме. Но встреча превзошла все ожидания – вместо холодной сдержанности и строгости, его встретили радостные и теплые отцовские объятия. Чувства любящего и простившего отца сразили его. Так, сердце побежденного Божьей любовью человека, наполняется раскаянием за причиненную Отцу боль и желанием никогда не предать эту Любовь.

«И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» (Лк. 6:32)
«Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым».
(Лк.6:35)

Здесь видна разница между любовью Божьей и человеческой. Человеческое чувство построено на взаимности и принципе справедливой отплаты. Но любовь ли это? Бог добр и к злым…. Пусть это не логично, нереалистично и непрактично, но это возможно для Господа.
«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
(Римлянам 5:6-8)
Бог возлюбил человека, любовью безусловной, не ожидая ничего взамен. Однажды, кто-то высказал мнение, что люди даже в ад будут уходить под осуждением того, что они предали любовь. Они не смогут согласиться быть с Богом, потому что изменили тому святому, что всю жизнь их сопровождало и служило им.
Другой человек, выразил поразительную мысль, что на небе есть только одна вещь, которую сделал человек — это раны на руках и ногах Христа.

2. Проблема любви

«6 Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне.
7 Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены.
8 Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви.»
(ПП.5:6-8)
Любовь этой невесты, не взирает ни на какие препятствия и противоречия. Она просто любит даже не зная, любима ли сама… но в этом и есть основная проблема любви – ее надо отдавать.
Когда Бог творил человека, он создавал того, кому бы он мог подарить свою самую нежную привязанность. Он творил его, как искусный художник получает удовольствие от своего полотна. Он сделал его из праха земного и поселил в раю, в саду, который сам насадил. Многие представляют рай местом, где растут величественные деревья, и диковинные цветы. Но рай там, где есть Бог-любовь, и царствие Божие там, где принимают Его бесценный и вечный дар. Именно в таком месте был сотворен и жил Адам. Каждый его день был наполнен светом и животворной энергией Божьей любви. Но однажды Господь заметил, что созданный им человек не совсем счастлив. Его переполняли дарованные Творцом чувства, которые нужно было кому-то дарить. Адам не мог возвращать их обратно Богу, он мог отвечать Ему только взаимностью. Но ему обязательно был нужен кто-то, кого бы он мог наполнять своей любовью. И тогда, Бог создает жену, для того чтобы она могла принимать этот чувственный поток. Замужняя женщина предназначена наполняться любовью мужа так же, как и Адам наполнялся Божьим даром.

«Она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23)
Как Адам создан по образу и подобию Божьему, так и жена взята от мужа, и Бог привел ее к человеку. Не человека к ней привел, а ее привел к нему.
«И не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор.11:9)
Это не просто слова ап. Павла, это откровение Господне. Жена создана для мужа, что бы он мог, кого-то любить.
«Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1 Тим.2:13)

В женщине изначально, заложена потребность в нежных чувствах, ласковых словах, трогательных признаниях…и поэтому муж должен дарить ей свою любовь. Но источник чувств мужа не в жене, и как бы сильно она его не любила, какой бы лаской и заботой не окружала, прилагая все свои старания — муж может удовлетвориться только Божьей любовью. Если мужчина не идет к Богу, и не имеет с ним реального общения, в котором наполняется Господней благодатью – ему нечего отдавать своей жене. Тогда он не способен любить, и ему непонятны требования романтических чувств. Даже непросто непонятны – они раздражают его. Он думает, что достаточно обеспечить ее всем необходимым, для того, чтоб она была счастлива. А жене, прежде всего, нужна его любовь, для которой она и создана. Но у мужа самого ее нет, если он не получил этого чувства от Отца. Бог — единственный источник любви и муж наполняется ею только при общении с Ним.

3. Божий план о семье

Мужчина не может взять любовь от жены, потому что она отражает то, что получила от супруга. Она не может отдать ему больше вложенного им. Но если женщина любима своим мужем, окружена его заботой и вниманием, ей в свою очередь необходим объект, кому она могла бы давать, а не возвращать накопившуюся в ней любовь. Иначе она, просто не будет счастлива в полной мере. Анна была любима Елканой, Рахиль была страстью Иакова…, но для них этого не было достаточно. Женщина всегда мечтает о ребенке, о плоде ее собственного чрева, который бы нуждался в ее нежности и опеке.
Чем больше любви в семье, тем сильнее желание женщины иметь детей, чтобы дом ее расширялся и насыщался радостью и счастьем. Таков Божий план о семье.
«плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».(Быт.9:1)
Господне повеление значило не биологическое размножение, а наполнение земли любовью и крепкими отношениями.
Есть семьи, где недостает любви, где в отношения супругов проник холод. Главе семьи остро необходимо общение с Богом. Сколько бы муж не получал от жены, он никогда не будет удовлетворен этим всем, потому что ему этого не достаточно. У него свой Источник и Глава, благодаря которому он может наполняться любовью. Тогда и сам он наполняет этой любовью свою семью.

4. Церковь, семья, общество

Когда создается семья, где Бог – источник любви для мужа, а он в свою очередь дарит свою любовь жене, матери его детей — тогда строится общество. Как ребенок в матери, как жена в муже, как муж в Боге, так общество в семье. Господь видит в семье модель человеческой среды, и она задумана Им, как микро-государство.
Не может быть и речи о служении в церкви у тех, у кого нет порядка в собственном доме. Разве может Христос быть главой человека в церкви, но не быть главным в его мини-государстве? Церковь это не абстрактное понятие, она состоит из сильных семей, главы которых, помазанные и ответственные мужчины, стремящиеся к Божьему совершенству. Такой мужчина понимает, что Господь не сможет его даже в служение призвать, если его собственный дом не устроен. Ведь не рукоположение дает ему помазание. Священное Писание говорит, что эпископ должен быть «хорошо управляющий домом своим» (1.Тим.3:4)
Если человек не может устроить свой собственный дом, как он устроит церковь?

Так в чем же оригинальная идея семьи? Она в любви. Семья распространяет свою атмосферу на окружающих в церкви.
Билл и Хилари Клинтон не просто семья. Все, что произошло у этой президентской пары, не только их достояние, но они имели сферу влияния на всю страну. Действия президента служат примером для обычного гражданина его государства. Когда Бог дает человеку высокий социальный статус, Он помазывает его править обществом. И неправильные поступки правителя в собственном микро-государстве бросают мрачную тень на макро-государство, отражаясь по всей территории влияния. Опасность любого служителя, не могущего управлять собственным домом в том, что его служение противоречит Библейским истинам.
Самое первое царство, где царствует муж и жена — это их дом. Оттуда и начинается общество. Чтобы разрушить его, нужно развалить семью, разбить представление о ней. И современное общество стирает грани полов, придавая человеку внешность, которая названа мерзостью перед Богом. Господь утвердил оригинальное понятие мужчины, женщины, семьи. Только в Его свете может быть истинное представление о царстве супругов.
Когда в доме происходит конфликт, мужчине нужно, прежде всего, искать проблему в себе. Конечно, гораздо проще обвинять жену, ребенка…, но если муж, отец, преисполнен любовью, его невозможно рассердить. Он не должен выплескивать свою отрицательную энергию на семью, выливать ее на слабого, и тем самым порождать в нем насилие.
Родители – вам нужно как можно больше уделять внимания своим детям. Возможно, вам для этого нужно сократить свою занятость, чтобы как можно чаще находить для них время. Дети не запомнят ваших игрушек и походов по аттракционам. Они запомнят, был ли с ними папа, разговаривала ли с ними мама? Для ребенка важно, когда родители интересуются его жизнью, потому что это сохраняет семью крепкой и единой.

Приводим в порядок популярные взгляды на брак (Пол Вошер)

В книге Римлянам 8 главе, 29-30 стихах Библия говорит: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.»

Я знаю, что здесь собралась вся церковь и когда слово говорится, оно касается всего собрания. Но более всего я постараюсь адресовать это послание двум людям, которые очень дороги мне, которые собираются сделать одно из самых важных решений в своей жизни. Иногда, проповедуя Евангелие, мы хотим сказать: кто на самом деле осведомлен во всем этом? И, находясь здесь, я задаю себе тот же вопрос – кто на самом деле достаточно сведущ, чтобы говорить вам об одном из величайших намерений мужчины взять себе в жены женщину? На протяжении своей жизни я усвоил, что достаточно просто стать миссионером. Достаточно просто следовать за призывом Евангелия, относительно говоря. Достаточно просто быть духовным даже для самой отдаленной группы людей. Но самая трудная задача, с которой я когда либо сталкивался – это быть мужчиной, которым я должен быть, с женщиной, которая должна значить для меня больше, чем все земное вместе взятое, включая служение и проповедь. Я помню несколько лет назад ко мне подошел молодой человек и сказал «Я хочу быть миссионером в Китае». Я спросил: «Почему?», а он ответил – «Я люблю китайцев, я просто постоянно думаю о китайцах». Я посмотрел на него и спросил: «Знаешь, почему ты так любишь китайцев?» Он ответил: «Нет, почему?» Я сказал: «потому что ты не знаешь ни одного китайца» И я сказал это не потому, что китайцы – не самые приятные люди на планете, а просто потому, что так просто любить кого-то, кто так далеко. И так трудно любить кого-то, даже самого близкого тебе человека, потому что они так близко. Иногда мы слышим, что мы отчаянно нуждаемся в Боге в нашем служении и проповеди, и это истинно-истинно так. Но я так сильно не нуждался в Боге в служении, сколько нуждался в Нем в моем браке. На самом деле, я даже пропустил свою очередь и не вышел тогда, когда должен был выйти, и я попросил одного человека, чтобы тот нашел меня и сказал «Брат Павел, пора выйти к алтарю», просто потому, что я провел последние несколько мгновений пытаясь влить больше и больше истины в ум этого молодого человека. Потому что только сила Божья, благодать Божья, владычество Божье и истина Божья сделают тебя способным стать тем, кем ты должен стать для этой женщины, и пока ты не станешь тем, кем должен для этой женщины, смысла нет говорить о чем-то еще. Вы встретите уйму великих проповедников, миссионеров, которые совершают изумительные подвиги, но мужчина, который искренне может любить дочь Божью, достигает очень высокого положения в Царстве Божьем. Просматривая биографии мужчин, которым другие аплодировали и на кого стремились быть похожими, я пришел в изумление от того, как многие из них, даже большинство из них не справились со своей задачей касательно их жен. И я считаю, что вообще не стоит писать биографии о таких людях. Потому, что единственное, что на самом деле имеет вес – это стать мужем Божьим для человека, который знает тебя лучше, чем кто-либо, и кто в твоей жизни - самый драгоценный для Бога. Буквально через несколько недель после моей свадьбы я обнаружил, что я не настолько духовен, как я о себе думал, когда был холостым. Не таким альтруистичным, не таким добрым, и много чего не таким, каким я себя считал, потому что именно брак оценил достоинство моего характера, и я обнаружил, насколько сильно я жаждал и нуждался в благодати, как никогда раньше. И по сей день (через пару дней мы с женой будем праздновать годовщину со дня свадьбы), по сей день мне нужно больше благодати, чем тогда, просто я стал мудрее относиться к этой нужде.

Отрывок из Писания, который я выбрал, скорее всего, входит в число тех мест Писания, которые в своей жизни я называю фундаментальными местами Писания. И я верю, что это один из самых важных стихов Библии, касающихся брака. Я никогда не слышал, чтобы на него ссылались в книге, не прочитал его ни в одной книге и не слышал ни в одной проповеди, но для меня он – самый важный. Как вы, наверное, заметили, я в основном говори к этой паре, и на то есть причина: через десять лет качество вашего брака будет определена тобой, а не твоей женой. И когда Господь будет исследовать ваш брак и, если кому-то и придется, как мы говорим, быть «вызванным на ковер» к Богу, то этим человеком будешь ты, сынок! Она будет безмолвствовать. Она будет молчать. Кем она станет благодаря тебе?

Итак, в этом месте Писания Павел говори: мы знаем, что Бог заставляет все обстоятельства работать нам на благо. Удивительно, но мы привыкли говорить о Божьем владычестве лишь касательно спасения и избрания и того подобного. Но для меня в вопросах Божьего владычества важнее всего осознавать, что каждый аспект моей жизни находится под Его суверенным контролем. Я знаю, что для Его особенно любимых людей, и вообще говорят, что нет ни одной затерянной молекулы во вселенной, и вы оба сегодня стоите здесь по Божьему изволению, по Его призванию и Его избранию. Можно сказать много романтичных, эмоциональных и красивых слов о браке, но я хочу, чтобы вы поняли, что, несмотря на важность возвышенных слов и красоту, о которой поэты желали писать стихи, основание брака лежит куда глубже и оно важнее и сильнее, чем чувства. Я был призван Богом проповедовать Евангелие. Согласно нашей теологии: если бы я отвернулся от моего призвания, с целью заняться чем-то другим, то навлек бы на свою голову гнев Божий, потому что Божье призвание непреложно. Что сохранило мой брак? Не красота моей жены или чувства, или наше отношение друг к другу, а следующее: я был призван Богом, Его верховным избранием и призванием для меня стало полагать свою жизнь за Его дочь, конкретную дочь. Это Его суверенное призвание. Молодые люди часто подходят ко мне со словами: «Я хочу жениться на этой девушке», на что я спрашиваю их «Почему?» и молодой человек отвечает «Ну, мне нравится быть с ней и когда она рядом – нам так хорошо и она восполняет огромное количество нужд в моей жизни, и когда она рядом, моя жизнь переполняется любовью!» И я всегда в таком случае задаю следующий вопрос: «То есть ты хочешь жениться на этой девушке, потому что она восполняет твои эгоистические и эгоцентрические желания?» Молодой человек обычно отвечает «нет, это не то, что я имел в виду», на что я обычно отвечаю: «Но именно так ты и сказал. Ты хочешь быть рядом с ней, потому что она красивая. Как ты поведешь себя, когда она перестанет быть красивой? Что, если кто-то более красивый встретится на твоем пути?» Или он говорит «Мы наслаждаемся общением и поэтому мы хотим быть вместе!» - а что если вы уже не можете наслаждаться общением друг с другом? «Нам так хорошо вместе» - а что будет, когда эти чувства на время покинут вас? Вы видите, брак должен быть основан лишь на одном утверждении: «Господь призвал меня отдать свою жизнь за эту женщину». Если она в ответ будет доброй – слава Богу, если она не будет мягкой в ответ – слава Богу! Я вступаю в брак не для себя, и в каком-то смысле даже не ради нее, но ради Бога. Мир говорит нам, что брак – это отношения 50 на 50. Несколько лет назад у христиан появилась мысль, что брак – это отношения не 50 на 50, а 100% на 100%, но я не соглашусь ни с одним утверждением, потому что брак – это отношения 100% к 0%, когда ты стопроцентно отдаешь себя этой женщине, даже когда взамен не получаешь ничего. Потому что ты был призван Богом положить свою жизнь за нее. С другой стороны, сестра, ты была призвана к тому же. Ты так же способна превратить этого мужчину в кого-то, кем он сейчас не является. Ты можешь сделать его жестким, преисполненным горечью, изношенным и изнуренным, или ты можешь превратить его в кого-то, кем мы все хотим его видеть. Но твои орудия – не молоток и уж точно не язык. Твой инструмент – отражение красоты Христа, смиренная покорность Христа, которая осознает, что если ты будешь сражаться за себя – Бог не будет сражаться за вас. Но если ты отдашь себя как инструмент в руки Божьи и будешь отвечать мужу так как Бог заповедовал, тогда Бог будет сражаться за тебя и менять этого мужчину. Хочу отметить здесь несколько очень важных моментов. Большинство люди спросят: «В чем суть брака?» Мир ответит: «Брак нужен для того, чтобы она восполняла мои нужды» Мы знаем – это неправильно. Тогда христиане скажут: «Брак нужен для того, чтобы я восполнял ее, а она мои нужды, и вместе мы восполняли бы наши общие потребности». И, хотя есть в этом утверждении зерно истины, это все же неполное основание или несущая колонна брака. Другие скажут: «Брак нужен, чтобы семья отражала красоту отношений между Иисусом Христом и Его церковью» - да, это так, но и в этом вы потерпите поражение. В чем же состоит истинная цель брака. Истинная цель брака заключается в том же самом, ради чего существует всякая вещь под солнцем. На самом деле брак нужен для того, чтобы вы оба преображались в образ Иисуса Христа. Каждый, присутствующей на этой свадьбе мог ошибиться в своей жизни не раз. Не раз! И вы хотите знать почему – это пророчество, ваш брак в миниатюре. Вы хотите иметь идеальный брак? Значит вы хотите то, чего Бог для вас не желает. Все, что случалось в ваших отношениях говорит о том, что Бог не хочет для вас идеальной маленькой свадьбы, Он хочет испытать и проверить вас, чтобы вы преобразились в образ Иисуса Христа.

Когда мы говорим об образе Иисуса Христа и преображении в тот образ, о чем мы говорим? Говорим ли о Его праведности, хотя Он праведен? Нет. Говорим ли о Его гневе, хотя Он может гневаться? Нет. Когда мы поем великие гимны о Сионе, какие принципиальные характеристики Бога рассматриваются в них? Это милость, благодать и безусловная любовь. Кто либо из вас замечал, когда в Писании появляется имя Иисуса, люди слышат или читают о нем, 3 качества, чаще всего подмеченные в нем – это милость, благодать и безусловная любовь. Это три качества о котором вы поете в гимнах и которые меньше всего отражены в вашей жизни. Потому что когда Он безусловен, мы ограничены условиями. Мы зависимы от условий и это то, что Бог будет искоренять в вас обоих. Условия. Условия. Бог по Своему усмотрению дал тебе женщину, которая сильна во всем, в чем она должна быть сильна, чтобы ты не был искушаем сверх сил. И тебе, сестра, Бог дал мужа, который силен в том, в чем он должен быть силен, чтобы и ты не была искушаема выше своих сил. Но Бог так же дал тебе женщину и Он лично предусмотрел ее слабости. И ее слабости больше всего на свете будут гладить тебя против шерсти. И тебе Он дал мужчину, в чьей жизни слабости таинственно предусмотрены и предопределены всемогущим Богом, слабости в тех сферах, где бы ты хотела, чтобы более всего на свете он был бы силен. По сути Бог сделал так, что вы оба вместе взятые и каждый в отдельности не удовлетворяете стандартам друг друга и брак предназначен не для того, чтобы блаженствовать на земле, но чтобы ваша любовь стала безусловной, чтобы ты любил ее и заботился о ней, когда она не удовлетворяет условиям. И ты бы любила его и заботилась о нем, когда он не удовлетворяет условиям. И причина этому такова: вы не вступили в брак для себя, ни друг для друга, вы вступаете в брак ради славы Божьей и чтобы стать всем, кем Он хочет вас видеть. И он мог дать тебе жену попроще. Сестра, поверь мне, Он мог дать тебе мужчину попроще. Он не дал вам кого-то идеально совместимого вам, потому что Он слишком сильно вас любит! И из-за того, что Он намного лучше вас, Его дары величественней тех, которые вы сами себе выбрали бы. Вы хотите легкую жизнь и идеальную совместимость, но Он никогда не даст вам этого, потому что это не производит Божественного благочестия или преображения в образ Иисуса Христа. Мне не нужно быть пророком или сыном пророка, чтобы сказать вам, что в вашей жизни будут прекрасные моменты и моменты испытаний. И мне не нужно быть пророком или сыном пророка, чтобы сказать вам, что если вы проживете и выстоите и будучи уже в возрасте, оглянетесь на свою жизнь и будете благословлять Бога за времена тесноты больше, чем за времена совместимости, потому что вы увидите, что через это вы преображались в образ Христов и приобрели для себя больше вечной славы.

Я знаю, что вы настолько преданы тому, чтобы быть теми, кем Бог видит вас в служении. Если бы я потерял свое служение завтра, не знаю сколько бы слез пролил по этому поводу. Но если бы я потерял свою жену – моя жизнь бы закончилась. Если ты когда-нибудь превознесешь свое служение над ней, то я скажу тебе – это не твое благочестие побудило тебя сделать подобное, а твое идолопоклонство, твое желание быть кем-то между людьми. Даже желание быть кем-то перед Богом – ничто иное, как эгоистичное идолопоклонство. Моя жена недавно прочитала мне историю о женщине, которая много времени провела на миссионерских полях, которой немало пришлось выстрадать, чтобы уяснить, что, несмотря на то, что Божьи планы на нашу жизнь намного больше наших, часто они выглядят меньше наших планов. Мы хотим завоевать мир, а Он хочет преобразить нас в образ Сына. Если вы оба станете величайшими миссионерами, которых видел мир, но ваш брак не будет отражать того, что с Библейской точки зрения он должен отражать, знайте – это жалкий провал. Поймите, ТЕПЕРЬ у вас ЕСТЬ твердая скала, на которой вы можете стоять. И вот что будет дальше. Вы скажете – это святой момент бракосочетания. Святость начнется, когда обряд закончится. По крайней мере, начнутся уроки жизни. Поймите, вы теперь имеете твердое основание, скалу, о которой мир не имеет понятия. Что они знают? Они вступают в брак даже не подозревая во что они вступают! И потом когда реальность сменяет их иллюзии, они начинают сомневаться: «Наверное я вышла не за того человека! Что же я наделал! Все не так, планировалось иначе… Нужно все порвать и начать заново.» Но христианин смотрит на это и говорит: все это – от Бога.

Ты можешь взять ее в жены и думать, что вместе вы будете как Бэтмэн и Робин на миссионерском поле. Она может серьезно заболеть, и ты, возможно, скажешь, что она стала якорем вокруг твоей шеи, которое удерживает меня от служения, которым тебе хочется заниматься, в то же время не осознавая, что якорь был брошен Богом. Потому что у Него для вас намного бОльшие планы, чем просто насаждать церкви. Он хочет сделать вас подобными Его Сыну, безразличными ко всем обстоятельствам.

Я хочу сейчас быстро, по возможности, рассказать все то, что хотел. Ефесянам 5:22 «Вы, жены, подчиняйтесь своим мужьям, как Господу» в том, что не противоречит здравому смыслу и в том, что на грани крайности. Тогда вы будете сражаться бок обок. Твои желания касательно этого мужчины будут удовлетворены. Не через манипуляцию, пиление, не острым языком, не попыткой вести его, чтобы он научился быть духовным лидером, но кротким и смиренным духом.

Когда я, бывает, возвращаюсь домой, у меня был тяжелый день в миссии, и все против тебя и я возвращаюсь в этот сарай, который должен быть моим домом и мои сыновья висят на люстре в кухне, ничего не сделано и все в таком хаосе, я вхожу и обращаю на себя внимание моей жены без малейшего намека на то, через что мне пришлось пройти в тот день. И я говорю: «Где еда, почему дома беспорядок и что вообще происходит?» Если она в ответ резко отвечает мне с оправданием, и на ее лице написано что сейчас будет ссора … перчатка уже брошена, сейчас начнется война. Но если она разворачивается, смотрит на меня и говорит: «Прости, муж, сегодня такое случилось: по служению нужно было много сделать, сестра во мне нуждалась или надо было сделать то и то, или мальчики сегодня плохо себя вели, и я просто решила не трогать их». Если она отвечает так – в кротости Христа, я говорю ей: «подожди минутку» и иду в сарай, где у меня есть большой шест из гикори и я себя как следует колочу этой дубиной. Именно ее доброта и подобие Христу высыпают эти горящие уголья на мою голову.

Когда здесь говорится о подчинении, мы должны держать в уме – это не то, как поступают язычники. Наш Царь – не Нерон, не Цезарь, и Он правит не Римом. Он приехал в Иерусалим как наш Царь, сидя на спине ослицы. Он нежный, смиренный, кроткий. Он не правит как Цезарь, Он правит как Христос и Его царство не имеет ничего общего с царствами, которые мы видели на этой земле. Насколько он был нежен с вами, даже когда Он корректировал вас, Он оставлял вас с надеждой, зная, что вы будете любить Его всем сердцем. И если уж на то пошло, вы способны отличать Голос Божий от голоса сатаны, потому что дьявол, обличая, оставляет вас без надежды, а когда Господь высвечивает что-то неправильное в вас, Он оставляет вас радующимися возможностью стать теми, кем Он хочет вас видеть. Не внимая учению фундаментализма в 21 веке о том, что, впервые увидев лицо Христа, мы будем ошеломлены Его хмурым взглядом разочарования нашим плохим поведением. Несмотря на это лжеучение, все в реальности будет иначе. Когда невеста Христа впервые увидит лицо Христа, единственное, что она найдет в Нем – это переполняющую любовь. В момент самого низкого падения, когда твоя жена обернется к тебе – она не должна видеть твоего разочарования ею. Потому что любовь покрывает множество грехов. Ты правишь, являешься лидером ради нее. Ты живешь ради нее. Уже не просто приятели, не просто хорошие друзья – она теперь все для тебя. Ты любишь Бога, когда любишь ее. Ты скажешь, она должна помогать тебе в служении, но она не просто помощник! Если честно, она определяет, насколько ты будешь духовно выглядеть, когда предстанешь перед Ним. И я не побоюсь сказать следующее: с этого момента Богу нет нужды смотреть на тебя. С этого дня и до дня, когда ты предстанешь перед Господом, Ему больше не придется изучать твою жизнь, не придется даже смотреть на тебя. Ему достаточно будет посмотреть на твою жену и, глядя на твою жену и ее освящение, Он сможет понять, что ты за мужчина.

Далее написано «муж - глава своей жене», это действительно так. Конечно, он может как многие мужчины, даже как их большинство – не быть главой. Он может выбросить свое мужество и на всю жизнь остаться мальчиком. Но перед Богом он – твоя глава, и если ты почитаешь его, Бог почтит тебя. И если он должен любить тебя безусловно, то и ты должна почитать его безусловно. Он никогда не заслужит всего, что ты должна дать ему. Ровно как и ты никогда не заслужишь того, что он должен дать тебе, но ведь весь вопрос не в этом, правда? Итак, муж – глава жене. Глава ведет за собой, но если бы мне предстояло указать на самую большую ошибку, которую я совершил в своей жизни, то это было изучение Писания ради приобретения твердой веры, ради проповеди великих истин многим людям. Но если я глава – я глава в первую очередь для моей жены. Что это значит? Я должен изучать Писание и утверждаться в вере, которой я буду вести свою жену и свой дом. Все в моем доме должно определяться изучением мною Писания, конечно не без содействия со стороны жены, но определяющее «так говорит Господь» для моего дома должен получить я, потому что в противном случае у меня нет права сказать «а что до меня – то я и мой дом будем служить Господу». Все это становится не больше чем бессмысленное общее клише, если ты не служишь Господу в соответствии с твердой верой, которую ты черпаешь через изучение Писания. Твоя позиция лидера имеет авторитет только тогда, когда ты лидер в рамках Писания. У тебя нет авторитета из-за какого-то особого помазания, у тебя нет авторитета из-за особого призвания, у тебя есть авторитет только в рамках Писания.

Далее он говорит «Ведь муж - глава своей жене, как и Христос - глава и Спаситель Церкви - своего тела» Я часто слышу как мужчины говорят о своем главенстве, очень редко я слышу как они говорят о своей роли спасителя для их жен. Вы знаете, что есть один Бог и один Посредник между Богом и человеком. Но есть зерно истины в твоем призвании быть спасителем для твоей жены. Мы знаем что спасение не что-то что случилось однажды и мы преданы сами себе, но Бог спас, спасает и будет спасать нас. Точно так же для тебя это процесс полагания своей жизни, как Христос отдал Свою жизнь за церковь – ты отдаешь свою жизнь, чтобы она могла освятиться, расти в Господе не через приверженность букве закона, не через Римское главенство во Имя Христа, не через пиление, манипулирование и скандалы, но через явление той сущности, которую ты призываешь ее раскрыть. Ты побуждаешь ее двигаться вперед, и если она не поспевает за тобой, ты не пожимаешь плечами и не спрашиваешь «что Господь сделал со мной!». Ты оборачиваешься к ней в радости и благодаришь Христа за возможность двигаться к Нему даже медленнее, но бок обок с женой. Вы должны быть спасителями.

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за нее» - никакое другое место писания не заповедует мне предавать себя за что либо еще. За нее. Позвольте мне привести вам обоим пример. Он достаточно грубый, зато здравый. Я обоих своих сыновей безмерно люблю. Иметь детей – это настолько восхитительно! Но если бы мои сыновья, моя жена и я вместе бы плыли в лодке и лодка бы начала тонуть, а я был бы единственным из нас четверых способным плавать, мне бы пришлось принять решение, кого бы я стал спасать. Я бы спас свою жену. И, кстати говоря, большинство людей, особенно женщины, говорят «нет ничего сильнее материнской любви». Это не по Библии. Библия говорит, что нет больше любви, чем отцовская любовь, для начала. Во-вторых, самым важным человеком в твоей жизни должна быть твоя жена, даже после рождения твоих детей. Часто дети получают любовь от родителя просто потому, что сам родитель изголодался по любви супруга или супруги. Когда рождаются дети, женщина не так сильно выказывает потребность быть любимой, потому что она большей частью черпает эту любовь в ребенке, ту самую любовь, которую должна черпать в тебе, как муже. И вообще твои дети будут самыми счастливыми детьми на свете, если будут знать, что ты любишь эту женщину больше чем кого либо на этой планете, потому что они будут говорить: «Наш папочка никогда не уйдет от них нА сторону. Наша семья крепка как скала! Смотри, как папа любит маму!» Вы скажете, брат Павел, как мне достичь этого? Вам нужно спросить об этом мужчину. Потому что вы, как и я сам, отчаянно нуждаетесь в благодати.

Тут написано: «любите своих жен как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен…» Я хочу чтобы вы задумались о следующем: я слышу как мужчины жалуются о своих женах, жалуются, жалуются и жалуются, и они даже не подозревают, что те самые их жалобы Бог будет использовать против них в день Суда. Потому что Иисус Христос спас невесту которая была недостойна спасения. И Он продолжает работать с невестой, чьи падения превзошли достижения, и все же Он продолжает работу над ней. И, Начавший в вас доброе дело будет совершать его. И в жизни настоящего верующего мы видим Божью верность в том, что Христос, совершил то, ради чего пришел и преобразил его в Свой образ. Если ты жалуешься на свою невесту – значит ты сам виноват. Потому что ты должен был молиться, и поститься, и любить, и быть лидером, чтобы она стала не подобной тебе, а подобной Христу, ровно как и ты становишься Христу подобным.

Брак настолько сложнее, чем я себе представлял, это последнее что я вам расскажу. Я поделюсь с вами своей ошибкой. Множество мужчин служителей, женясь на женщине, представляют себе, как я уже говорил, что они уже не просто Бэтмэны, а Бэтмэн и Робин, мощный дуэт, и мы, значит, побежим, будем служить, и делать то, пятое, десятое… Это – не брак. Это – не брак. Она очень сильно отличается от тебя. Она жаждет того, что тебе покажется недуховным. Не знаю, ну любят женщины шторы, скатерти, цветы, дом, очаг. Наверное, чтобы не дать нам стать варварами. И иногда будешь смотреть на нее и говорить – зачем это все, это так не духовно… Нет! Она дополняет тебя! Как один пожилой миссионер сказал мне в Перу: «Павел, ты страстный, ты посвященный, ты живешь как монах. Но этим перуанцам не образ жизни монаха нужен, им нужен образ мужчины живущего перед Богом, мужчины любящего Бога, мужчины любящего детей, и видеть, как мужчина заботится о нуждах и дает семье то, что он сам не в силах понять.

Однажды на студенческой конференции меня попросили объяснить место Писания «нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, среди гонений, во сто крат…» - что это значит, брат Павел? На что я ответил: «Я –воплощение этого места Писания» В течении всей моей жизни Бог дал мне столько мелочей, которые вообще не имели никакого отношения к духовности, он удовлетворял желания моего сердца, которые люди бы просто не заметили. Ему важны не только миссии, не только радикальная жизнь ради Иисуса, не всё это – Ему важна она…

Еще одна история. Мы с женой вернулись из миссионерской поездки. Первый или второй раз, как семья, мы вернулись домой. И прежде чем уехали, моя жена сказала мне: «Пока мы не улетели в Штаты, можно я куплю несколько тех поделок из дерева?» Я не понял, о чем она говорила. Моя жена пояснила: «Это утки, коровы, и всякие мелочи» - Конечно, ответил я, смотря, сколько стоит. И мы поехали в Гетленбург и я понял, что можно купить приличную свинью в ту цену, за которую предлагали эти поделки. Ну, она вышла из магазина, не жаловалась, не хмурилась, просто вышла, вроде улыбалась… На следующей неделе в западном Теннеси меня пригласили проповедовать. У пастора той церкви и его жены была свободная комната забитая коробками, кладовка или что-то вроде того, и его жена сказала моей жене: «мы недавно переделали свой дом. Чадо, там есть две большие коробки с разными вещами, они нам уже не нужны, если они тебе понравятся, можешь забрать их себе». Моя жена сидела на краю кровати с утонченным видом, пока не закрылась дверь комнаты, и мы не остались одни, и как только дверь закрылась, она набросилась на те коробки и разодрала их в клочья, словно дикая кошка. И вдруг она заплакала. Я подумал «что в тех коробках?» Обе огромные коробки были набиты поделками из дерева.

Молодой человек, позволь сказать тебе, возможно, тебя будут заботить только миссионерские поездки, страдания за Христа и насаждение церквей, но Бог, которому ты служишь, далеко отстал от тебя, потому что иногда Он не такой духовный как ты. Он заботится о том, чтобы дарить твоей жене поделки и шторы. И я, как мужчина, не раз получавший на орехи от Бога, настоятельно рекомендую тебе быстро научиться заботиться о том, о чем Бог заботится. Потому что в конце твоей жизни не будет иметь значения напишет ли кто о тебе биографию, если Божье свидетельство о тебе… если Божье свидетельство о тебе - незавидное.

Давайте помолимся. Отец, я прихожу к Тебе, и прошу, чтобы Ты использовал этот брак, использовал его. О, Боже, Ты такой большой и умный и мудрый! Ты знаешь абсолютно все! Почти Себя, поддержав эту пару Своей правой рукой. Измени их, используй их и более всего сделай их подобными Себе. Пусть они процветают твоим процветанием. Как они выйдут и как они изменятся, если Господь Славы не пойдет с ними? Во Имя Иисуса, я молюсь, аминь. Пусть Бог благословит вас!