Православное отношение к животным. Попадут ли животные в рай

На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

Они кричали громким голосом и говорили: «Доколе Господь, святые и истинные, осмеливаетесь ли вы судить и отомстить за нашу кровь на жителей земли?» Каждому из них было дано белое пальто, и ему сказали они будут отдыхать ненадолго, пока не исполнится число их слуг и их братьев, которые они должны были убить. Эти души осознают после смерти. Они были замучены, а после смерти они были на небесах довольно живыми. Это откровение Апокалипсиса отбрасывает всю путаницу: люди знают после смерти, и их души будут продолжать заниматься.

Не может быть уничтожения или сна души! Они восстали и царствовали со Христом тысячу лет. Другие библейские аргументы, которые указывают на сознание человеческой души после смерти тела: Иов 5: «Тени под водой и под их жителями трепещут перед Богом; перед ним жилье мертвых пустое, у глубины нет крыши». Матфея 31: Что касается воскресения мертвых, разве вы не читали то, что сказал вам Бог, когда он говорит: «Бог не есть Бог мертвых, а живых». Лк. 19 - Бедный человек умер и был перенесен ангелами в лоно Авраама.

— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?

— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы "душой живой". Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что "душа животных в крови их" и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.

Они все говорят с вами, и вы стали бессильны, как и мы, и вы стали такими же, как мы! И слава Твоя также сошла в дом мертвых со звуком наложниц твоих; у вас будет червяк, и черви вас покроют. Но вы были брошены в жилище мертвых в глубине могилы! Душа и дух отделены от мертвого тела: Лк 54: Но после того, как Он вывел их всех, Он схватил ее за руку и громко закричал «Маленькая слава», и ее дух вернулся к ней и девушка встала прямо. Иисус повелел ему дать ему поесть. Матфей «Не бойся тех, кто убивает тело, но не может убить душу; а скорее бояться того, кто может потерять душу и тело в аду».

— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?

— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, "последний враг истребится — смерть". То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе". А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.

Хорошо известно, что Свидетели И Адвокаты Иеговы считают душу человека своим дыханием жизни. Иисус не доверял своему отцу углекислоту! И Вселенная не была лишена Учителя, когда Иисус умер на кресте! Лука: «Даже твоя душа будет пронизана мечом, так что мысли многих сердец могут быть раскрыты». В Иоанна 26 мы читаем: «И тот, кто живет и верит в Меня, никогда не умрет!» Как этот текст может быть истолкован до тех пор, пока физическое тело будет гнилым? Ибо, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, мы также верим, что Бог вернет тех, кто уснул вместе с Иисусом.

Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.

Ибо Сам Господь, крик, с голосом Архангела и козырем Бога, сойдет с небес, и мертвые воскреснут во Христе. Тогда мы, живые и оставшиеся, все мы будем взяты с ними в облаках, чтобы встретить Господа в воздухе; и поэтому мы всегда будем с Господом. Чтобы быть более ясными, души и духи тех, кто теперь вместе со Христом во славе, в телах без физического тела, воссоединятся со своими воскрешенными телами, что означает, что они будут одеты в бессмертие и бессмертие, а не физически связанные. Как правило, когда два человека любят и имеют физический сексуальный контакт, есть также половые сношения.

Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.

Женщина становится беременной, имея внутри нее физическое тело, но в то же время начинает формироваться тело души, которое проникает в плод внутри нее. В случаях физического полового акта, не будучи мотивированным любовью, и женщина становится беременной, она не забеременела и душа, а ребенок, рожденный во чреве, получает астральную душу, посланную Белыми Духами. Обычно этот ребенок, если он родился и вырос, будет духовно и духовно связан только с матерью. Даже если это очевидно и условно, и его отец несет это, он и его ребенок духовно несовместимы.

— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?

— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди "не сотвори себе кумира". Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

Такой ребенок получит весь эмоциональный заряд от своей матери, и связь с его отцом будет именно тем обстоятельством. Существует еще более загадочный факт, когда два человека хотят физического, стимулируемого сильной любовью. Даже если женщина физически не беременна, она станет беременной духовно и родится от души. Обычно тяжесть души длится 90 дней, а не 9 месяцев для физического тела. Если женщина очень осторожно относится к отношениям со своим любимым мужем, она почувствует, что что-то вышло из ее души так же, как когда ребенок рождается из своего физического тела.

— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?

— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Обычно человек, который знает о своей любви, рассказывает своему любимому человеку: «Я отдал тебе свою душу». Фактически, она не отдавала свою душу, но давала ей эту новую душу, которая родилась от союза двух. И почти невероятный факт состоит в том, что, даже если двое людей физически далеки от своих тел, но являются духовно близкими, через этот союз они могут создать больше структур души. Для их духа достаточно, чтобы их мысли были вместе и были сильными, чтобы пропустить друг друга. Так же, как пара может родить больше физических детей, поэтому пара может родить больше потомков души, которые идут прямо на Астрал и ждут момента, когда они смогут найти физическое тело, чтобы воплотиться.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — "добро зело", то есть "хорошо весьма". Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Но это называется сотворением души, если душа проникает в физическое тело, зачатое другой парой, чем его физические и духовные родители. «О душе» святым отцам. Библия прямо говорит о различии между душой и телом и в то же время прямо заявляет о своем неразрывном единстве: Писание позволяет нам утверждать существование двух разных элементов в человеке по своей природе, их способностям и судьбе: одному, телу глину и суждено вернуться на землю, а другая, душа, - это божественное дыхание, которое вернется к Богу.

Откровение учит нас принимать веру в то, что человек создан по подобию и подобию Бога, и это связано с существованием превосходного элемента в человеке. Древнее христианство было вдохновлено двумя великими философскими течениями, когда речь идет о природе, происхождении и бессмертии души: стоицизм, в результате чего душа была живой принцип, с материей, как происхождение и растворение в конце каждого пожарища циклического и платонизм, в соответствии которому душа предрешена для рождения каждого человека, поэтому она не создается одновременно с телом, а входит в нее как тюрьма.

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Стоицизм привел христианство к вопросу о природе и судьбе души, платонизм побудил христианство указать отношение тела к душе. Это привело к двойной проблеме: связь понятий бестелерализма и духовности, связь, которая сначала казалась противоречивой; другая - проблема общения между телом и душой, главная трудность в подтверждении духовности души.

С моральной точки зрения, Святые Отцы нашли в Библии ясные и твердые элементы о душе: душа отличается от тела, существует после смерти тела, чтобы наслаждаться счастливым или несчастным местом, согласно их собственным делам. С спекулятивной точки зрения Откровение оставляет святых отцов обширным полем вопросов, на которые каждый пытался ответить в соответствии с религиозным, теологическим и догматическим контекстом времени.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует . Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников .

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Если он был создан, как он был создан? Может ли он, как полагают некоторые, содержаться во плоти и передаваться как плоть, или он выходит из совершенного состояния, чтобы войти в тело, уже сформированное и готовое принять его в утробе женщины? И в этой последней гипотезе она была недавно создана, сформировалась одновременно с формованием тела, поэтому мы должны увидеть причину ее создания в необходимости оживления тела? Или мы должны признать, что он был создан в течение длительного времени и имел определенную причину, почему он пришел и поселился в теле?

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным ! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, - абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались : ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

И если да, то в чем причина? Неужели нам еще нужно спросить, входит ли он в организм один раз, не вдаваясь в него, как только он его покинет? Или мы должны верить, что после того, как он покинет тело, он снова войдет в него, чтобы сохранить его на вечность или оставить его снова? Чтобы узнать друг друга, душа должна знать, есть ли другие духи, подобные ей, и другие вещи, отличные от нее, то есть, если есть другие разумные духи, подобные ему и другим без причины?

Такой текст ставит перед нашими глазами трудности, с которыми всегда сталкивалось христианское любопытство. Природа Души Святым Отцам. С самого начала христианская мысль, поддерживаемая откровением, признавала определенную духовность души, но избегала путать себя с трансцендентностью божественной духовности. Однако иногда отцы Церкви сталкивались с трудностями в ясном и четком выражении разницы между душой и божественными, трудностями, связанными с философскими принципами, которые влияли на христианское мышление, а также на ошибки библейской экзегезы.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <…> не может быть смертным, ибо и он - от Духа Святого” (нетленно­го - В. К .) .

Родители, оказавшиеся под влиянием стоической философии, впали в соблазн уменьшить духовность до относительной нематериальности: например, они видят в атрибутах существования и бессмертия, внешних свойств души, плода благодати. В этой ситуации Тертуллиан буквально интерпретирует притчу о бедном Лазаре и богатых: «Пошли Лазарь окунуть свой палец в воду и охладить мой язык», текст, который, по его мнению, относится к материальности Ад и Небеса, изображение, переданное по сей день.

Родители, которые читают работу Платона, более обоснованы в выражении духовности души, даже если иногда они также попадают в искушение дать душе своеобразное тонкое тело. Например, Ориген выражает духовность души в этих терминах: Если есть люди, которые верят, что душа - это тело, скажите мне, как тогда душа может получить мотивы и идеи стольких разных и тонких вещей?

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям” . Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными - в неоплатном долгу . Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были !

Эта проблема духовной природы души также добавляет к проблеме ее уникальности. Это философское влияние, прошедшее через антропологический фильтр Святого Павла, привело к идее трихотомизма, то есть к существованию трех принципов, составляющих идеальное человеческое существо: тело, душу, дух: тот, кто спасает и формирует, тело и посредник между ними, душа: иногда она, душа, имитирует Дух и возвышается ею, иногда слушая плоть и внезапно падая от добычи к похоти. Итак, все, у кого нет в них сберегающего и объединяющего принципа, они будут и будут называться плотью и кровью, потому что у них нет Духа Божьего в них.

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них .

Святые отцы, о чем свидетельствует этот текст святого Иринея, признают уникальность души, хотя они часто довольно впечатлены выражением этого предмета. Однако, хотя философия Плотина глубоко вдохновила Отцов Церкви, они подтвердили бесконечное расстояние, отделяющее природу души от природы Бога, душа - всего лишь «картина образа», настолько далекая от божественного совершенства.

Происхождение души святым отцам. Священное Писание не дает четких элементов о происхождении души, поэтому святые отцы еще более неясны и неточны. Другие, такие как Ориген, говорят, что предэкзистенциализм является гипотезой происхождения души: «Бог создал в начале столько интеллектуальных существ, сколько требуется его провидению, и подготовил для них соответствующее материальное количество». Согласно Оригену, из этого заповедника Бог посылает душу в тело, когда он задуман.

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” .

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа - тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка - в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним - кормить, лечить и т. д. - до конца его жизни (в исключительных случаях - например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка - необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже - забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие - неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого - людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы - пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

Протоиерей Максим Козлов . Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.