Конспект нод в старшей группе "путешествие маленькой звездочки". Конспект НОД в старшей группе на тему «Детский сад Для чего корешки нод старшая группа

МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида города Бокситогорска»

Конспект нод в старшей группе «Путешествие в страну зеркал»

Воспитатель: 1 квалификационной

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Путешествие в страну Зеркал»

Образовательная область «Познание»

1. Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета;

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.

3. Вызывать положительный эмоциональный настрой.

Образовательная область «Коммуникация»

1. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

2. Активизировать речь детей; развивать внимание, память, мышление, воображение; логического мышления.

Образовательная область «Социализация»

1. Формировать умение действовать по правилам

2. Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

3. Воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности.

Образовательная область «Художественное творчество»

1. Закреплять умение рисовать с помощью нетрадиционной техники.

2. Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.

Образовательная область «Безопасность»

1. Закрепить правила безопасности при работе с зеркалом

2. Развивать качество безопасности, при работе с хрупким материалом (зеркало).

Образовательная область «Здоровье»

1. Укреплять психическое здоровье дошкольников через ритуалы начала и окончания НОД, осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Развивать умение самостоятельно вспомнить и показать любое физическое упражнение во время физминутки.

Методы и приёмы: Ритуалы начала и окончания НОД, загадка, беседа, экспериментальная деятельность детей (проведение опытов), рассказ воспитателя, решение логических задач.

Оборудование: зеркала различной формы, волшебный сундучок, ёмкость с водой, листы цветного картона, стекло, речные ракушки, камни, песок, рамка, фольга, металлические предметы, пластилин, цветные карандаши и фломастеры, домики-коробочки для зеркал.

Ход занятия:

Посмотрите у нас сегодня гости! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает:

Здравствуй небо (руки вверх).

Здравствуй Земля (приседают).

Здравствуйте мои друзья (руки вперед).

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук).

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки).

Будем дружно мы играть.

В путешествие мы хотим опять! (идут по кругу)

Сюрпризный момент.

Ребята, сегодня когда я шла в детский сад, по дороге мне встретились две совершенно одинаковые, весёлые и озорные девочки – Оля и Яло. И они подарили мне вот этот красивый сундучок. Но как я не пыталась его открыть, так и не смогла. И тогда, девочки хитро улыбаясь, мне сказали, для того чтобы его открыть, нужно угадать, что там лежит. Вы мне в этом поможете?

На стене висит Картина

И чего там только нет

И шкафа половина

И дедушкин буфет.

И даже телевизор

В Картине засверкал.

Шагал кот по карнизу –

В Картину ту попал.

Правильно, это - зеркало.

Вводная часть:

Вот и сундучок открылся. А какие красивые зеркала в нем лежат (показать детям). Я сейчас вам дам подержать зеркала в руках (раздаю каждому ребёнку по зеркалу, дети его рассматривают).

Ребята, посмотрите на своё зеркало и зеркало своего друга и скажите мне, все ли зеркала одинаковы? (нет!) А чем же они различаются друг от друга?

По форме: круглые, квадратные, овальные, прямоугольные;

По величине: большие, маленькие;

По цвету:…

Молодцы, вы верно нашли отличия.

Игра «Каждому зеркалу своё место!».

А сейчас мы с вами немного поиграем. Мы для каждого зеркала найдём его дом. Перед вами три коробки – это домики для зеркал. Сейчас выйдут те ребята, у кого круглые зеркала и найдут для них домик, затем найдут домик для овальных и прямоугольных зеркал.

Молодцы! Все справились с заданием. Ребята, вы говорили, что вновь хотите отправиться в путешествие. А я знаю волшебную страну под название Зазеркалье. Не хотите ли вы туда отправиться в путешествие?

Основная часть.

Пальчиковая гимнастика.

Начинаем колдовать,

Двери в Зазеркалье открывать.

Хоть замочек очень крепкий,

Металлический и цепкий,

Мы его сперва покрутим,

А потом два раза дунем.

Покачаем – 1,2,3.

Дверь, замочек отомкни.

Двери открываются - путешествие начинается.

Совместное открытие нового.

Вот мы с вами и попали в страну Зазеркалье! А как вы думаете, почему эта страна называется Зазеркалье? Да, эта страна состоит из зеркал. Ребята, представьте себе, что вокруг нас нет ни одного зеркала. Как же нам увидеть своё изображение? Где? (дети высказываются).

№1 опыт «Отражение в воде». Дети работают в группах. На каждом столе посуда с водой, песком, речными камешками и ракушками, цветная бумага. Вода налита в прозрачную посуду и поставлена на белую бумагу.

Давным-давно человек сначала смотрелся в воду озера или реки. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение. Мы с вами сказали, что свое отражение можно видеть в воде рек и озер. Вот у нас тоже вода. Мы видим на ней свое лицо? Правильно, не видим. Почему? Потому что на дне реки песок, ил, поэтому дно темное. А у нас вода прозрачная.

А как можно сделать так, чтобы мы здесь тоже могли увидеть свое отражение?ь

Путем опытов приходим к выводу, что посуду с водой нужно ставить на темную бумагу, чтобы дно стало темным. Тогда отражение станет четким.

А когда ветерок рябил воду, в ней были видны только солнечные блики. А сейчас налетел сильный ветер (дуем на воду) и мы себя больше не видим. Ребята, так что же мы с вами сделали, что у нас стало видно отражение лица в воде? Это так неудобно, потому что хорошая погода бывает не каждый день!

№2 опыт «Отражение в металле».

И поэтому однажды человек нашел кусок метала.

Долго он полировал металл,

Сам себя там увидал.

И предмет он

Зеркалом назвал.

Совершенно верно. Люди брали кусок железа и долго-долго терли его мягкой тряпкой - полировали его.

Взять пластину металла – показать детям, что она не блестит. Показать, как полируют металл. Сравнить с отполированной поверхностью.

Игра «Найди металлический предмет и заметь своё отражение в нём». Дети находят металлические чайник, кастрюлю, половник, ложки, смотрятся в них и находят своё отражение.

Вот такой способ нашли люди, чтобы увидеть своё отражение. Так как можно найти своё отражение с помощью металла?

№3 опыт «Изготовление зеркала».

Но прошло какое-то время, и человек начал изготавливать маленькие зеркала. Как вы думаете, зачем? (Чтобы носить их с собой) После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой серебра, а стекло предохраняет его от царапин и повреждений.

Давайте представим, что я мастер, а вы мои ученики, и сейчас мы попробуем сделать зеркало. Берем стекло, держим его на свет. Мы себя видим? Нет. Почему? Правильно, потому что стекло прозрачное. А что надо сделать, чтобы увидеть свое отражение? Наложить что-нибудь темное, чтобы исчезла прозрачность. Возьмем стекло и фольгу. Фольга – это тонкий слой металла. Стекло вещь хрупкая, легко бьющаяся. Осколки разбившегося стекла вас могут поранить, попасть в глаза. Поэтому мы должны обращаться со стеклом очень осторожно! И я сама наложу фольгу на стекло.

Вот мы и придумали зеркало! Кто может рассказать, что нужно для изготовления зеркала?

А теперь нам пора немного размяться.

Физминутка.

Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движения-

Раз, два, три-

И снова повтори!

(под музыку показываю движения – дети отображают их).

В тихой заводи пруда

Отражались два бобра,

Три енота, пять ежей

Сколько было всех зверей? (10)

Я в зеркале увидел отраженье:

Два ёжика жевали печенье,

Две мартышки бросали банан,

Два зайчишки били в барабан,

Подскажи скорей,

Сколько было всех зверей?

У крылечка протекала речка

Отражались в речке той:

Дед с седою бородой,

Внук-мальчишка озорной,

Бабушка с лукошком,

Пёс и рыженькая кошка.

Сколько в водичке

Отражалось птичек?

Молодцы! Все отражения мы нашли и сосчитали.

Продукт деятельности.

Ребята, мне кажется, что зеркала в Зазеркалье недостаточно яркие. Может мы сможем как-то их преобразовать? Тогда я предлагаю вам, взять картонные зеркала и украсить их так, как вам хочется, с помощью пластилина, крупы, ракушек, карандашей. Но на всё это вам даётся пять минут.

По завершению дети любуются своими зеркалами и зеркалами своих сверстников.

Заключительная часть.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3,

Мы три раза топнем, 1, 2, 3,

Обернёмся раз, два, три,

В детский сад скорей беги!

Вот мы оказались снова в детском саду. Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия? Благодаря вашей находчивости, любознательности мы справились со всеми трудными заданиями, а что нам в этом помогло, конечно же дружба!

Ритуал прощания.

Нам прощаться очень жаль,

Но мы верим что потом

В путешествие ещё пойдём!

Рефлексия.

Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие по Зазеркалью. Протяните ручки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину. Всем спасибо!

Тема: Детский сад - моя вторая семья

Цель : вызывать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде, развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства, развивать связную речь; способствовать развитию воображения, развивать творчество; в тестировании «Детский сад - моя вторая семья» выявить комфортность ребенка в детском саду.

Ход занятия

Ребята, недавно вы рисовали свою семью. У вас получились замечательные рисунки. Вот они. Найдите каждый свою семью. А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь.)

Ребята, а как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому что люблю своих родителей. Мама и папа любят меня. Папа играет со мной. Мама вкусно готовит, кормит меня. Родители покупают игрушки, конфеты и т.д.)

Как хорошо, когда у каждого есть своя семья. А вы знаете, что у вас есть еще одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми? Что же это за вторая семья? Кто догадался? (Это детский сад.) Давайте поиграем в игру «Детский сад - это и хорошо, и плохо...»

Почему детский сад - это плохо? (Нужно рано вставать, нет папы и мамы, не хочется иногда заниматься, молоко не хочется пить и т. д.)

А почему детский сад - это хорошо? (Весело, много друзей, вкусно готовят, занятия интересные, ходим на экскурсии, Новый год, подарки, много игрушек и книг и т. д.)

Ребята, возьмите себе любую карточку, внимательно посмотрите на изображение эмоций и вспомните какой-либо случай, когда у вас было такое настроение в детском саду. (Дети рассказывают случаи в детском саду, когда они испытывали похожие чувства, как менялось настроение.)

Да, действительно, вы испытывали разные чувства: и радость, и счастье, и удивление, и обиду, и робость, и страх, и даже злость,

А какой номер нашего детского сада? (Дети называют номер детского сада.) Молодцы, запомните этот номер на всю свою жизнь, ведь здесь прошли самые замечательные годы - годы детства.

А вам хочется, чтобы детский сад наш стал еще лучше? (Да, хотим.)

Представьте, что у вас есть все возможности, что вам захочется - все сбудется. Закройте глаза, расслабьтесь и помечтайте, что бы вы сделали, чтобы наш детский сад стал еще лучше? (Звучит тихая музыка.) Дети с закрытыми глазами мечтают и рассказывают вслух о своих мечтах.

Ребята, нарисуйте всех тех, кого бы вы хотели взять с собой в детский сад нашей мечты.

Конспект НОД в старшей группе: «Спасение медвежонка»

Докучаева Наталья Ивановна, воспитатель Ваховского МБДОУ детский сад «Лесная сказка», п. Ваховск Нижневартовский район ХМАО – Юрга Тюменская область.
Описание материала: Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Спасение медвежонка». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот конспект интегрированного занятия ФЭМП и Ознакомление с окружающим миром, направлен на развитие интереса к родной природе, познавательного интереса; логического мышления, восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; делать умозаключения и выводы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Спасение медвежонка»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Цель:
Развивать интерес и любовь к родной природе.
Закреплять знания детей о диких животных и растениях Родного края.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, называть смежные числа заданного числа, формировать навыки прямого и обратного счёта.
Учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре. Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление. Продолжать учить называть и различать геометрические фигуры.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес; развивать логическое мышление, восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; развивать самостоятельность; формировать навыки самостоятельной работы; делать умозаключения и выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математическим и познавательным занятиям;
воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Образовательные области:
Познание (ФЭМП)
Познание (Окружающий мир)
Коммуникация (речевая деятельность)
Социализация (игровая деятельность)
Конструирование (труд и продуктивная деятельность)
Физкультура
Методические приемы:
Вопросы, проблемная ситуация, упражнения, игры, задания, загадки, рассматривание слайдов.
Материал:
Слайды диких животных и растений; схемы геометрических фигур; раздаточный материал, картинка с Волшебником (разрезная), 2 дорожки из бумаги (узкая длинная, широкая короткая), воздушный шарик с письмом, знаки символы «Правила поведения в лесу», резиновый мяч, бумаги размером 8*8см на каждого ребёнка, ножницы. Воспитатель: Запоминает наша голова важные поступки и умные слова. Дети гладят себя по голове.
Слушаем внимательно... Подносят руки к ушам.
Смотрим обязательно. Подносят руки к глазам.
Взрослых не перебиваем... Грозят указательным пальцем.
Знаний много получаем. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.
В группе висит воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
- Давайте откроем конверт и посмотрим что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно (дети собираю картинки, на картинке изображен Волшебник).
-Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.
(Воспитатель читает письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята! Я Волшебник. Я украл и превратил в камень маленького медвежонка. Если вы хотите расколдовать и спасти медвежонка, чтобы он вернулся к своей семье, то вы должны пройти все мои испытания и справиться с заданиями, которые я для вас приготовил. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы тем самым поможете медвежонку вернуться домой. Вы готовы к испытаниям?»
Воспитатель: - Ну что ребята начнем испытания?
(Звучит мелодия с шумом леса)
Воспитатель: Закрываем глаза. Ребята, а как вы думаете куда мы с вами попали? (в лес)
Но прежде, чем отправиться в лес и начинать выполнять испытания волшебника, что нам необходимо вспомнить? (правила поведения в природе)
Воспитатель: И в этом нам помогут знаки - символы.
Дидактическая игра «Правила поведения в природе» (работа со знаками символами)
Воспитатель: Но вот, теперь можно отправляться в путь.

1 задание «Длинный – короткий»
Перед нами две дорожки.
-Какие они по длине?
-А какие они по ширине? (коротая, длинная, широкая, узкая).
-По какой дорожке мы быстрее попадем в лес? (по короткой - широкой). Пойдемте по короткой - широкой дорожке. Вот мы и пришли в лес.
Воспитатель:

2 задание «Назови число»
Воспитатель: (Психогимнастика) А теперь, ребята вы отправляетесь в темный, темный лес. Вы идете по кругу друг за другом, перед вами широкий ручей, осторожно переступайте его, не намочите ноги; теперь вам надо идти в гору, поднимайте высоко ноги, хорошо; а сейчас ветки царапают вам лицо, раздвигайте ветки руками; и последнее препятствие – вы заходите в самую чащу, приседайте ниже, ниже, чтобы ветки не попали вам в глаза, вот ветки становятся все реже, поднимаемся потихоньку и вот вы на поляне. Проходите на свои места.
Мы с вами попали на волшебную полянку.
(Все ребята приглашаются в круг)
«Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать
1, 2, 3 начинаешь - ты».
Дети стоят в кругу, в руках мяч. Воспитатель предлагает посчитать до 10 и обратно (от 10 до 0). Воспитатель уточняет, что такое прямой счет и обратный. Далее спрашивает, какое число называется предыдущим, и какое последующее. Воспитатель бросает мяч детям и просит назвать предыдущие числа. Число предыдущее числу 1? Числу 7?,10? Число следующее за числом3?, 5,9,.. .

3 задание Игра «Сколько» (работа со слайдами)
Цель игры: определить какая цифра соответствует количеству предметов на картинке, (при правильном ответе – переход на следующее задание), закреплять счет от 0 до 10.
Воспитатель: Вы справились с этим заданием, отправляемся дальше.

4 задание «Природа и животные нашего края» (работа со слайдами, загадывание загадок)
Природа Ваховска очень красивая и разнообразная.
- Кто из вас был в лесу?
- Кто знает, как называется густой дремучий лес?
- Это - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу? (В тайге растут высокие ели, сосны, пихты).
- Какие ягоды вы собираете в лесу?
(черника, брусника, голубика, морошка, клюква).
- Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому здесь растут.
- Какие животные живут в наших лесах?
(медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, соболь и т.д.)

5 задание «Математическая задача» (по таблице у доски)
1. Папа – волк и 6 его волчат, решили отправиться на прогулку. Сосчитайте сколько всего зверей, отправилось на прогулку.
(Дети у доски составляют простое арифметическое уравнение и говорят ответ задачи).

2.Вот задумал волк друзей
Пригласить на юбилей.
Пригласил двух медвежат,
Трех зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей,
Сколько у волка друзей (ответ 10).
Воспитатель: Вы справились с этим заданием, отправляемся дальше.

6 задание Игра: «Сложи квадрат»
Для игры понадобятся по три квадрата из бумаги размером 8*8см на каждого ребёнка, ножницы.
Задание: Возьмите первый квадрат, сложите его так, чтобы получилось 2 треугольника. Разрежьте по линии сгиба.
Второй квадрат сложите так, чтобы получилось 4 треугольника. Разрежьте по линиям сгиба.
Третий квадрат – 8 треугольников. Разрежьте.
Выложите на столе треугольники так, чтобы снова получились три квадрата.
Уточните, что квадрат больше треугольников.
Воспитатель: Вы справились с этим заданием, отправляемся дальше.

7 Физкультминутка «Лесные жители»
Добрый лес, старый лес (широко развести руки в стороны)
Полный сказочных чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Мы идём гулять сейчас (ходьба)
И зовём с собою вас!
Ждут вас на лесной опушке (присесть)
Птички, мышки и зверушки (медленно подняться, повороты вправо-влево, руки в стороны)
Мышка, мышка (мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд)
Серое пальтишко («лапки» перед грудью)
Мышка тихо идёт,
В норку зёрнышко несёт.
А за мышкой шёл медведь (руки полусогнуты в локтях, ладони соединены ниже пояса)
Да как начал он реветь (ноги на ширине плеч, переступание с ноги на ногу)
«У-у! У-у! (раскачивание туловища из стороны в сторону)
Я вразвалочку иду»!
А весёлые зайчата (ладони прижаты к голове и прыгать на двух ногах)
Длинноухие ребята (продвижением вперёд)
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
Птички в гнёздышках (машут крыльями)
Проснулись, улыбнулись, чирикают (легко подпрыгивают)
Встрепенулись: «Чик-чирик,
Друзьям привет!
Мы летаем выше всех!»
До свиданья, старый лес (машут рукой, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Полный сказочных чудес!

8 задание «Выложи животного» (работа с геометрическими фигурами)

9 задание «Четвертый лишний»
(на доске размещены картинки с животными нашего леса)
Назови лишнее животное:
Корова – волк – лиса – медведь.
Волк – лиса – петух – заяц.
Лиса – медведь – волк – морж.
Воспитатель: Вы справились со всеми заданиями и тем самым спасли маленького медвежонка, которого заколдовал Волшебник. Медвежонок вернулся к своим родителям (показ слайда).

10 итог НОД.
Вот и закончилась наша прогулка в лес - нам пора возвращаться домой. Закрывайте глаза. 1,2,3! Ну, вот мы и дома!
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Кого мы сегодня спасали? А как мы это делали? (ответы детей)
Молодцы!

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) в старшей группе на тему: «Семейные традиции».

Программное содержание:

  1. Дать детям представление о старинных семейных традициях.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта.
  3. Совершенствовать умение строить сложноподчиненные предложения, используя выражение «потому что» для соединения их частей.
  4. Обогащать активный словарь детей (существительные: оберег, традиция; прилагательные: старинный, расписной).
  5. Закрепить умение выделять основные отличия на сюжетных картинах и обосновывать свой ответ в объяснительной речи.
  6. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать элементарные умозаключения.
  7. Познакомить с возможностью рисования нетрадиционным способом (пером) декоративных элементов: волнистая линия, листок, точка. Развивать чувства ритма, цвета, симметрии.
  8. Пробуждать уважение и интерес к традициям русского народа.

Материалы и оборудование:

ребус, мультимедийная доска, магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки; уголек, зернышки, монетки, полотенце; заготовки из соленого теста «Оберег»; перья, палитры с красной, жёлтой, зелёной гуашью; баночки с водой; влажные салфетки, каравай, рушник, обруч, предметные картинки.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Финляндии. Они написали, что создают книгу «Традиции народов мира». Но вот проблема – они ничего не знают о русских традициях. Поможем?

В письме было задание. Отгадайте, что здесь зашифровано?

О каких традициях хотят узнать финские дети? (о традициях семьи).

Что такое семья? (ответы детей).

Назовите членов вашей семья? А у вас? (развернутые ответы детей по примеру воспитателя: «Моя семья – это муж Георгий, сыновья Александр и Роман, дочь Марина и я - Галина Александровна).



Посмотрите на эти картины внимательно.

Что изображено на картинах? (семья)

Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга? (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).

Почему вы решили, что это современная семья? (ответы и рассуждения детей)

Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (ответы и рассуждения детей)

Пословицы о семье.

Воспитатель:

Одна пословица говорит: «Семья в куче – не страшна и туча». Как вы ее понимаете? (рассуждения детей).

А еще говорят: «Хорошая семья – традициями крепка».

Как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей).

Воспитатель:

Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.

Какие семейные традиции есть в вашей семье? (ответы детей).

Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.

  1. Показывает картинку с изображением «Хлеб и соль».
  2. Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? (ответы детей)

Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей. Рассказывает:

Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.

Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.

А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (ответы детей)

Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.

Показывает картинку с изображением младенца.

А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком.

Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться? (ответы детей).

Воспитатель:

Опуская предметы в воду приговаривали.

Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло.

Зерно - Будь всегда сыт.

Монета - Будь всегда богат.

Воспитатель предлагает детям отпустить в тазик предметы.

Показывает картинку с изображением праздника.

Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (ответы детей).

Праздников на Руси проводилось много.

Что делали на праздниках? (пели, играли, плясали, хороводы водили). Предлагаю поиграть в интересную русскую народную игру «Петушиный бой».

Игра «Петушиный бой»

Дети парами встают вовнутрь обруча, руки за спиной. Подскакивая на одной ноге должны вытеснить соперника из круга.

Воспитатель:

А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками.

Игра на музыкальных инструментах.

Воспитатель приглашает детей к столу с музыкальными инструментами.

Выберите себе инструмент. Подойдите ко мне (воспитатель расставляет детей).

Вы – ансамбль русских народных инструментов, а я ваш руководитель. Мы будем играть на русских народных инструментах. Но чтобы у нас получилась красивая мелодия, необходимо смотреть на руководителя и выполнять следующие правила.

Когда я покажу на задний ряд, играют дети на ложках, когда покажу на вас, ребята, начинаете играть вы, а дети с ложками - не играют. А вот, когда взмахну двумя руками, начинаем играть вместе. Сделаю круг в воздухе – игра закончилась. Понятны правила.

Воспитатель приглашает детей к столу с карточками.

У меня для вас очень интересное задание.

На столе лежат карточки, выберите карточку и придумайте свою семейную традицию. Но так, чтобы этот предмет обязательно был в вашей традиции.

Творческое задание

Придумывание детьми семейной традиции.

Продуктивная деятельность

А еще, ребята, раньше в каждом доме был оберег - в виде подковы. (воспитатель показывает детям на интерактивной доске оберег - подкову).

Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.

Воспитатель предлагает сесть за стол. Показывает образец оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову.

Предлагаю украсить свои обереги - подковы на счастье в свой дом.

Раньше не было ни карандашей, ни кисточек. Чем же люди рисовали? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает, что в старину не было ручек. Писали и рисовали пером из хвоста или крыла петуха. Пером можно нарисовать волнистые линии, листок, точки.

Продуктивная деятельность. Помощь, поощрения детей, индивидуальная работа.

Подведение итогов

Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему?

О каких традициях мы напишем финским детям?

Эту подкову я отправлю в Финляндию в подарок детям, а вы свои подковы повесьте дома над входной дверью, чтобы в вашем доме было счастье и добро.

И помните, ребята, и дома скажите «Хороша семья – традициями крепка».

Конспект НОД по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

Тема «Знакомство с предложением»

Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.

Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.

Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.

Обучение графической записи предложения.

Приучать говорить каждое слово громко, четко, разборчиво.

Оборудование и материалы: игрушка или картинка Мудрая Сова; карточки-схемы: слово, предложение, точка; сюжетные картинки для составления распространенных предложений, кусочки ваты для дыхательной гимнастики; тетради для графических диктантов.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие по развитию речи. Скажите все готовы заниматься? (ответы детей)

У всех хорошее настроение? (ответы детей)

Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости

(появляется Мудрая Сова).
Она захотела побывать у нас в гостях и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Но для того, чтобы Мудрая Сова все поняла и услышала, мы будем говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей)
Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что слова складываются в предложения. Значит предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы ответите мне сколько слов в этом предложении.

На доску вывешивается карточка 1 «Девочка поливает цветы»

Воспитатель: Девочка поливает цветы. Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)

Назовите первое слово, второе, третье (ответы детей)

Сколько всего слов в предложении? (ответы детей)

В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.

Попробуйте придумать свое предложение из 2-3 слов. (ответы детей)

На доску вывешивается карточка 2 «Дети лепят снеговика»

Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают дети. (ответы детей)

Что у вас получилось? (ответы детей)

Правильно – у вас получилось предложение! Чтобы определить сколько в нем слов, я предлагаю вам прохлопать каждое слово в ладоши.

Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и

хлопают в ладоши на каждое слово.

Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)

Физминутка

На доску вывешивается карточка 3 «Воробьи клюют зерно»

Воспитатель: Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают воробьи. (ответы детей)

Что у вас получилось? (ответы детей)

Определите сколько в нем слов? (дети хлопками определяют количество слов)

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, я уже говорила, что предложение можно обозначить графической записью.

Показывает карточку- схему предложения.

Воспитатель: Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения:

Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).

Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза. (показ карточки).

В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения. (показ карточки).

На доску вывешивается карточка 4 «Мальчик ловит рыбу»

Воспитатель: Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей)

Сейчас, я сделаю графическую запись предложения на доске, а вы у себя в тетрадях.

Воспитатель делает запись на доске, объясняя каждый графический знак. Дети воспроизводят запись в тетрадях.

Воспитатель: Это предложение состоит из трех слов: первое слово «Мальчик»- оно пишется с большой- заглавной буквы, между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; второе слово «ловит», между словами пауза, я отступлю от второго слова 1 клетку; третье слово «рыбу», предложение закончено, в конце я поставлю точку.

На доску поочередно вывешиваются карточки

5 «Мама заплетает дочку»,

6 «Папа читает газету»,

7 «Мальчик катается на коньках»

(уточнение предлог-тоже слово, но короткое) ,

8 «Малыш катает машинку»

Предложения разбираются и записываются по вышеуказанной схеме. Последнее предложение воспитатель предлагает детям разобрать и записать самостоятельно.

Итог занятия.

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?

Скажите, чему мы научились сегодня? (ответы детей)

Что вам запомнилось на занятии больше всего? (ответы детей)

Хотели бы вы, чтобы Мудрая Сова пришла к нам снова? (ответы детей)

Я думаю, нашей гостье понравилось с нами заниматься.