Классный час "взаимоотношение о общение в классе". «Я и мои одноклассники — одна команда! Разработка классный час я и мои одноклассники

Классный час в 6-8-х классах

Взаимоотношения в коллективе.

Как предотвратить конфликты?

Подготовила

социальный педагог

О.А. Новикова

2013 г.

Классный час посвящен методам эффективного общения.

Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов. Цели: - разъяснить детям понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», рассмотреть способы предупреждения конфликтов; - способствовать формированию позитивного отношения к людям; - побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта.

Оборудование: листы белой бумаги, фломастеры, листики в форме облака для каждого учащегося, солнышко.

Оформление: эпиграф на экране (слайд №1):

«Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».

Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось? (Возможные ответы детей: «напутал чего-то», «перессорился со всеми», «попал в трудную ситуацию» и т. д.)

А есть другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят? (Дети: «о бестолковых, ленивых, несговорчивых», «о таком человеке, с которым невозможно договориться».)

Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить «расхлебывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа под названием «Как предотвратить конфликты?». (слайд №2)

В человеческих отношениях присутствует один интересный феномен. Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.

Люди хотели развить в себе качества: (слайд №3)

Уверенности, решительности - 46 % опрошенных

Выдержки, уравновешенности - 30 %

Целеустремленности, силы воли - 30 %

Терпимости - 12 %

Доброжелательности - 10 % .

А вот окружающим людям все хотели бы добавить: (слайд №4)

Доброты, человечности - 50 % опрошенных

Честности, порядочности - 30 %

Взаимопонимания, сочувствия - 22 %

Терпимости - 16 %

Щедрости - 12 %

Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. А что такое конфликт? (слайд №5) (ответы ребят)

- (слайд №6) Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. В чем же вред конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

- (слайд № 7) Как вы думаете, чем обусловлено возникновение конфликта?

Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух человек, наличия двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмета спора. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Общение - основа разрешения конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно.

Упражнение « Облака». (слайд №8)

Я предлагаю вам закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса известны только учителю.

Раздаю всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребёнок пишет обидное слово, сказанное ему.

Собираю облака и прикрепляю их на солнышко.

Посмотрим на то, что у нас получилось. « Что может сейчас произойти?». (Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)

Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обозвали, и что они сделали в ответ обидчику. Наиболее типичные реакции записываются на доску в две колонки.

Действия Чувства

Я просто отошёл в сторону. Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться. Я хотел ударить обидчика.

В левой колонке получим несколько конструктивных решений.

Предлагаю вам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: « Я не хотел тебя обидеть, прости», « Я был не прав», «Давай помиримся» и. д.

Способы предупреждения конфликтов (слайд №9)

Один из способов предупреждения конфликтов - мягкое противостояние. - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Другой способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.

Я вам предлагаю несколько ситуаций, которые нужно разрешить.(слайд №10)

Ситуации:

1. (слайд №11) Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)

2. (слайд №12) Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя?

3. (слайд №13) Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова). б) Отблагодарю тем же (обзову). в) Пожалуюсь старшим.

4. (слайд №14) Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Как будете действовать.

5. (слайд №15) В твоей компании все курят. Ты не хочешь начинать. Но ребята смеются над тобой. Как тебе быть?»

6. (слайд №16) На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

Группам раздаются листочки с описанием конфликтной ситуации


Проигрывание ситуаций (вызывать по 2 человека на ситуацию) (слайд №17)

В данном упражнении вы разобьетесь на пары. Один будет играть роль виновника конфликта, а другой роль пострадавшего.

1. (слайд №18) Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете пирожок продавцу и говорите… (Высказывания детей.)

2. (слайд №19) Приятель сообщил, что рассказал кому-то вашу тайну… (Высказывания детей.)

3. (слайд №20) Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными. Вы говорите… (Высказывания детей.)

Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Игра «Комплимент» (слайд 21)

Вызываются 2 ученика - мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты.


В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость - неотъемлемое качество общения.

Давайте поиграем в «Речевой этикет» (слайд 22)

Играют две команды (группы).

1. Назовите слова приветствия. («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)

2. Выскажите просьбу. («Вы можете мне сказать...», «Не могли бы вы мне...», «Скажите, пожалуйста…», «Разрешите попросить вас…», «Не могли бы вы...», «Будьте добры...».)

3. Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите представить вам…», «Разрешите познакомить вас…», «Познакомьтесь…», «Как тебя зовут?», «Вы знакомы?», «Позвольте познакомиться».)

4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести вам свои глубокие извинения», «Простите за…».)

5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том, что…», «Все будет хорошо», «Успокойтесь».)

6. Слова благодарности. («Благодарю вас», «Спасибо», «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам», «Примите мою благодарность».)

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? («До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути», «До завтра», «Всего хорошего», «Всегда рады вас видеть», «Приятно было познакомиться».)

Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно, лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься. Первое, как правило, проще. Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего соперника - и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих аргументов.

Давайте попробуем разыграть сценку, в которой ссорятся две подруги. (слайд 23)

Выходят две ученицы.

1-й вариант разговора.

Ой, привет, ты где это так подстриглась?

А что, тебе не нравится?

Так вообще давно уже никто не стрижется - ты выглядишь как пенсионерка.

Ты на себя в зеркало посмотри!..

Хочется отметить, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

2-й вариант разговора.

Тебе просто не идет эта стрижка.

Ты на самом деле так считаешь?

Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?

А что мне делать?

Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.

Пойдем.

В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

Тест (слайд 24)

Прошу ответить на вопросы теста.

«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего стиль поведения. Если подобным образом ведете себя

часто – 3 балла

от случая к случаю – 2 балла

редко – 1 бал

Вопрос 1 . Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?


  1. Угрожаю или дерусь
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

(слайд 25)

1

6

11

А

2

7

12

Б

3

8

13

В

4

9

14

Г

5

10

15

Д


Подсчитайте количество баллов под номерами…

Узнайте количество баллов по типам.

Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.

В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Сделать выводы из тестирования.

Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

Копилка добрых советов (слайд №26)

Высвечиваются на экране.

Ребята, послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Как вы это понимаете? (Ответы учеников.)

Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям - так и они к вам. Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучшее? (Ответы учеников.)

Совет третий. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения. Как вы понимаете этот совет? (Ответы учеников.)

Совет четвертый. Не обижайтесь. В чем смысл этого совета? Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон». (Ответы учеников.)

Совет пятый. «Но, отходя ко сну, спроси себя, / Кого и чем порадовал ты за день?» Как вы понимаете эти стихотворные строки? (Ответы учеников.)

Итак, избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.

(слайд 27)

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих не нее.

(Е. Евтушенко.)

- И человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности.

(слайд 28)

Итоговое упражнение «Подарок»

Здесь, в классе, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звездочки и проч.) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание. Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь. 11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

16. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

17. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

18. Никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это.

19. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

20. Если вы делаете то, что делали всегда, вы и получите то, что всегда получали.

21. В жизни есть главное и не главное, не трать силы на пустяки.

22. Не осуждайте никого, чтобы не осуждали Вас.

23. Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает Вашему развитию, загляните внутрь себя.

24. Не поддавайтесь эмоциям.

25. Помни, каждый достоин уважения, так как он - человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

26. Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества - это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

27. Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.

28. Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

29. Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

Закончить наше занятие мне хочется следующими словами (Слайд 29):

«Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным».

Если мы будем избегать конфликтов, то будем дружить. Ну, а дружба начинается с улыбки (Слайд 30).

Литература. 1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003. 2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5–7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007. 3. Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». - М.: 5 за знания, 2006. 4. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7–8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. - Волгоград: Учитель, 2005. 5. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. - Волгоград: Учитель, 2006. 6. Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5–9 классы. - М.: ВАКО, 2007. 7. Классные часы на темы этикета: 5–11 классы. - М.: Глобус, 2007.

Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками»

Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Оборудование : тема записана на доске, памятки.

Ход беседы Вступительное слово

Прочитаем тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей.)

Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи.

Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам.

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

Осмысление отношений в классе (беседа-диалог)

Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе.

Анализ взаимопомощи в учебе:

1. Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (Ученики приводят свои примеры.)

2. Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3. Обращался ли кто-либо из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (Высказывания детей.)

Анализ взаимопомощи в самовоспитании:

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (Дети вспоминают и приводят свои примеры.)

2. Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (Дети приводят примеры.)

3. Как вы действуете в этих ситуациях? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

4. Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (Ответы детей.)

5. Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (Дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Давайте все делать, как я

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два хлопка.)

Все делают дружно у нас! (Два хлопка.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два притопа.)

Все делают дружно у нас! (Два притопа.)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

А ну-ка, все вместе, все враз. («Ура!»)

Все делают дружно у нас! («Ура!»)

Игра «Закончи фразу»

Мне нравится, когда мои друзья...

Я не люблю, когда меня...

Мне очень приятно говорить друзьям...

Своим друзьям я всегда...

Я могу дружить с теми, кто...

Со мной можно дружить, потому что...

Вывод . Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

(Записать слово на доске.)

Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись.

Практическая часть

Будем учиться отстаивать свое мнение и договариваться. Поработаем в парах. Проиграйте ситуацию: одному из вас хочется

во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому - в шашки. Как вы договоритесь?

(Ученики работают в парах. Затем у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться.)

Памятка

♦ Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

♦ С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

♦ Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста» и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

♦ Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

♦ Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

♦ Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

♦ Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.

♦ Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит. Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства

Подведение итогов

Что такое дружба?

Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей?

Цели мероприятия:

обучающие: актуализировать знания о Библии, способствовать формированию навыков анализа текста и систематизации учебного материала;

развивающие: создать условия для разви-тия навыков межличност-ного общения, познавательной активности учащихся, способствовать формированию у детей социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций; содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

воспитательные: способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, обеспечить возможность для развития культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе.

Инвентарь : ручки, небольшие листы бумаги для каждого ученика с напечатанным словом ДРУГ, текст басни Эзопа (распечатанный на бумаге (один на парту), либо спроецированный на экран), Библия, карточки с распечатанными библейскими стихами, карточки с описанием конфликтных ситуаций, веревка (длиной не менее 4 метров), бечевка, ножницы, памятки (по количеству детей).

Ход классного часа.

1. Вступительное слово классного руководителя.

Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть одиночества. Нуждаясь в общении, он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество.

Мы с вами в лучшем положении. Но, оказывается, установить правильные взаимоотношения в обществе, в котором мы живем, не всегда просто. Это общество составляют совершенно разные люди: разные по характерам, взглядам, воспитанию, по своим ценностям, темпераменту и т.д. Одни люди нам нравятся больше, другие - меньше. С одними нам приятно общаться, других нам даже видеть не хочется. Но взаимодействовать с разными членами человеческого сообщества нам необходимо. Как правильно относиться к людям, выстроить взаимоотношения с ними - об этом наш классный час.

2. Ассоциативный ряд.

А) Ученикам раздаются листочки, сверху которых написано слово ДРУГ.

Задание: составьте цепочку из 10-12 слов-ассоциаций к слову ДРУГ (записать все слова, которые пришли в голову в связи с этим понятием).

Б) Обсуждение (после выборочного чтения отдельных ответов).

  • Вы прекрасно выявили основные принципы дружбы и качества друзей - об этом говорят ваши слова-ассоциации. Акцентируем внимание на том, что лежит в основе взаимоотношений (уважение, доброта, взаимопомощь, общение, умение уступать, совместная деятельность и т.д.).
  • Прилагали ли вы усилия для того, чтобы у вас были друзья, или это получилось само собой?
  • Что конкретно вам приходится делать, чтобы поддерживать дружеские отношения?

Вывод: хорошие взаимоотношения между людьми - это труд.

На доске записывается главное слово ВЗАИМООТНОШЕНИЯ . По ходу классного часа будем составлять кластер, записывать элементы, которые помогают раскрыть изучаемое понятие. В каждом разделе классного часа в конце сформулирован вывод. Ключевое слово вывода и будет записываться как составляющая формируемого понятия.

Для справки. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

  • В кластер добавляем слово труд.

3. Работа по басне Эзопа «Солнце и Ветер».

Раздать листы с напечатанным текстом басни (или показать текст на экране).

Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.

Я докажу, что я сильнее, - воскликнул ветер. - Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился. Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.

Чтение басни и ее анализ по вопросам:

    • В чем смысл спора солнца и ветра? (доказать силу).
    • Какими методами действует ветер, какими - солнце?
    • Чьи методы и почему дали результат?
    • В чем же сила?
  • Вывод: доброжелательный и дружеский подход и понимание людей скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование.
  • В кластер добавляем слово доброта.

4. Работа над смыслом слова доброта .

Доброта. Такое привычное слово. Что оно означает на практике? Добрый человек - какой он в жизни? На кого направлена доброта - на себя или на другого? Если только на себя, то такой человек называется эгоист.

Задание: составить синквейн на тему ДОБРОТА.

Пример. Доброта.

Бескорыстная, искренняя.

Уважает, прощает, помогает.

Умеет понимать чувства других.

После чтения некоторых вариантов синквейнов детей, обсуждения, формулируется понятие доброты.

Доброта - душевная чуткость, отзывчивость души, расположение к людям, участие, доброжелательность.

  • Вывод: надо проявлять любовь и уважение к людям, ценить их, чтобы всем окружающим было хорошо и тепло рядом с вами.
  • В кластер добавляем слова: любовь, уважение .

5. Мое формирование .

Что делать, скажете вы, если во мне не находится столько душевного тепла, чтобы проявлять добросердечность, любить людей? Где взять эту доброту? Вы, ребята, сейчас формируетесь, и очень важно делать правильные шаги в деле построения своего внутреннего мира, становления своих жизненных принципов.

А) Работа с Библией.

«Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в тайную глубину этой божественной книги... Основания Евангелия - откровение истины через посредство любви и благодати».

Это не мои слова. Это слова В.И. Белинского. Многие классики, ученые, обычные люди обращались к этой книге мудрых советов - Библии.

А.С. Пушкин: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нём находим всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, всё, что было великого с самой древности!... Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям... Мои дети будут читать вместе со мной Библию в подлиннике... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней всё есть».

Если А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский черпали мудрость в Библии, значит и нас она может многому научить. Мы с вами проанализируем только два стиха из этой книги (желательно иметь Библию на уроке, найти в ней и прочитать эти стихи).

Разделить класс на 2 группы, раздать карточки с библейскими стихами и вопросами.

Задание: каждая группа обсуждает, затем готовит представителей для ответов на вопросы. Время подготовки - 5 минут.

1 группа

2 группа

  • Вывод: читая Библию, мы узнаем Божьи принципы взаимоотношений людей. Это любовь, желание добра ближнему. Бог может поместить в наше сердце любовь и доброту к людям.
  • В кластер добавляем: золотое правило Библии.

Б) Мы себя сами во многом формируем. Наши окна в мир - органы чувств. Чем мы наполняем себя через них? Мы есть то, на что мы смотрим, что мы слушаем, даже, что мы едим. Давно доказано, что влияние книг, телевидения, интернета, фильмов, музыки на человека довольно сильно. Эти виды искусства, как и многие другие, затрагивают эмоциональность и чувственность, воздействует на подсознание человека, стоят у истоков развития личности. Поэтому важно быть избирательным в этом вопросе. Смотрите и слушайте то, что возвышает, духовно и нравственно формирует. Все это скажется на ваших отношениях с людьми.

Я знаю аксиому
Главнейшую в судьбе:
Не делай зла другому -
Не будет зла тебе.

Холодной думай головой!
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернется непременно!

  • В кластер добавляем фразу: зависят от моих жизненных принципов.

6. Упражнение «Ящик недоразумений»

Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.

Формируются малые группы. Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация - это зарождение своеобразного конфликта.

Задание: найти правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт. Отвечает представитель группы.

1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает... (продолжите). Прокомментируйте ситуацию.

2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».

Какая может быть реакция учителя на слова Сергея?

Что бы вы сделали в этой ситуации на месте Сергея, учителя?

3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».

Какова может быть реакция девушки?

Что бы вы сделали на месте мамы?

Ответы представителей групп. Обсуждение.

Среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других. Деструктивный способ - решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Это работа в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствования.

  • Вывод: если вы хотите иметь мир в сердце и во взаимоотношениях с окружающими, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.
  • В кластер записываем: контроль мыслей и поступков.

7. Игровое задание «Логово змеи».

Вызываются желающие (человек 7-8), выстраиваются в шеренгу плечом к плечу лицом к классу. Необходимо связать ноги участникам: левая нога первого привязана к правой ноге второго, левая нога второго привязана к правой ноге третьего и т.д. Между стульями перед шеренгой натянуть веревку на высоте 20-30 см.

Задание. Представьте, что вы в джунглях. Ваши ноги опутали лианы, перед вами лежит змея. Нужно перешагнуть ее, не задев, вот в таком связанном состоянии.

Для учителя. После первого замешательства дети должны начать общаться между собой и, предлагая разные варианты решения проблемы, прийти к следующему: первый и второй одновременно поднимают свои связанные ноги и перешагивают, затем второй (оставшуюся левую ногу) одновременно с третьим (правую ногу) и т.д.

Обсуждение.

    1. Что необходимо было, чтобы решить проблему? (начать общаться)
    2. Каждый сам мог выполнить задание? (необходимо сотрудничество, взаимопомощь)
  • Вывод: здоровые взаимоотношения формируются, если человек развивает в себе умение общаться, договариваться. Войны, конфликты - от неумения людей вести диалог.
  • В кластер добавляем: умение общаться, взаимопомощь.

8. Заключение.

Наша последняя игра - аллегория. Как физически вы были связаны друг с другом бечевкой, так в обществе присутствуют невидимые нити взаимодействия, которыми мы «связаны». И отношения между людьми регулируются определенными законами, некоторые из которых мы сегодня рассмотрели. Попробуйте применить свои новые знания на практике сегодня же, выстраивая хорошие отношения с одноклассниками, со своими родителями, братьями и сестрами, соседями, чужими людьми в транспорте, общественных местах. Отнеситесь к ним так, как хотели бы, чтобы отнеслись к вам. И увидите, как много добрых и прекрасных людей, оказывается, живет рядом с вами.

Все ученики получают памятки «Правила межличностных отношений».

Правила межличностных отношений

. проявляй внимание к людям, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

. никогда не смейся над физическими недостатками лю-дей;

. всегда и во всём помогай младшим и слабым;

. не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

. не придумывай никому обидных прозвищ;

. учись правилам общения;

. если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь напоминания;

. всегда выполняй данные тобой обещания;

. никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

. контролируй свои мысли и поступки;

. всегда будь точным: неточность — это, прежде всего, невежливость;

. никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

. никогда не проявляй к людям неуважения, дерзости, грубости или хамства.

. Помни золотое правило Библии: « ВО ВСЁМКАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК И ВЫ ПОСТУПАЙТЕ С НИМИ ».

1.Бадалова Резида Фатхулловна, Вагапова Наиля Романовна, Усманова Фирюза Рашидовна

2. МБОУ «Тат.Каргалинская СОШ» Сакмарского района Оренбургской области

3. Педагог-психолог, классный руководитель7 «а» класса, классный руководитель

7 «б» класса

Классный час

«Трудности общения».

Возрастная группа- 13-14лет.

Цель: формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи :

Показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей;

Развивать умение анализировать конфликтные ситуации;

Выработать способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций путем принятия коллективного решения.

Форма: ситуативный практикум.

Подготовительная работа:

- проводился письменный опрос с целью выявления конфликтных ситуаций в жизни подростка;

Учащиеся подготовили инсценировки типичных конфликтных ситуаций;

Учащиеся выпустили информационную газету с советами по предотвращению конфликтов.

Ход занятия

    Вступительное слово. Выступает учащийся.

- Тема сегодняшнего классного часа «Трудности общения».

Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или другие предметы, покорять горные вершины или исследовать морские глубины.

И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

Мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты в классе, школе, семье, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтных ситуациях. Этому мы попробуем сегодня научиться.

На сегодняшнем занятии присутствует школьный психолог. Она поможет нам разобраться в наших вопросах.

Учащиеся нашего класса высказались о том, какие проблемы существуют у них.

Итак, актуальные проблемы для нашего возраста:

- отношения между одноклассниками;

- отношения в семье;

- здоровье;

- учеба, отношение к учебе;

- свободное время;

- правила поведения.

2. Ситуативный практикум.

- Сейчас вашему вниманию будут представлены сценки, в которых обыгрываются определенные проблемы. После каждой сценки надо будет высказать свое мнение, как разрешить конфликт.

Учащиеся показывают сценки. Остальные обсуждают увиденное, предлагают пути выхода из конфликтной ситуации. Психолог и классный руководитель могут корректировать ход обсуждения.

3. Работа с психологом.

Психолог.

- Ребята! Как вы поступите, если узнаете, что ваш друг(подруга) за глаза рассказывал о вас плохое? Ответы учащихся.

- Вот и сейчас, да и в предыдущих сценках вы продемонстрировали частое использование «ТЫ-высказываний». А можно воспользоваться техникой «Я-заявления».

«Я-заявление» - это безопасный способ высказывания другому человеку своих чувств, того, что вы ощущаете и какими вы видите ваши отношения в будущем. В « Я-заявлении» говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего. Строится « Я-заявление» следующим образом: «Я чувствую … когда кто-то… потому что (я)…. Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы…»

Я чувствую…(используйте слова, которые точно описывают ваши чувства, не преувеличивая их).

Когда кто-то…(описывайте поведение точно(только то, что видно и слышно, а не то, что вам кажется; не используйте обидных слов)

Потому что (я)….(будьте максимально конкретны; делайте упор на то, как это на вас влияет)

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы…(говорите прямо о своих желаниях)

И для нашего случая «Я-заявление» может звучать следующим образом:

«Я очень рассердился, когда узнал, что друг за глаза плохо говорил обо мне, потому что это некрасиво. Поэтому в следующий раз, когда тебе что-то во мне не нравится, говори мне об этом прямо».

Давайте попрактикуемся в составлении «Я-заявлений». Для этого вспомним наши сценки, и я могу предложить несколько примеров конфликтных ситуаций.

Примеры конфликтных ситуаций.

1. Во время перемены ты доделываешь задание по математике. Вдруг проходящий мимо одноклассник берёт твою линейку.

2. Ты сидишь за партой, и вдруг проходящий мимо одноклассник обзывает тебя.

3. Твоя подруга ушла в кино с девочками, не сказав тебе об этом.

Учащиеся работают в группах (по шаблонам «Я - заявления», предложенным психологом) и предлагают на всеобщее обсуждение свои предложения.

Рефлексия. Как вы думаете, что предпочтительнее использовать в общении: «Ты-сообщение» или «Я – заявление»? Что приятнее слышать? Что труднее сформулировать?

4. Итоги.

Психолог.

- Сегодня вы посмотрели на конфликтные ситуации с разных точек зрения и увидели, что каждая сторона, участвующая в конфликтной ситуации видит её по-своему. Вы попытались найти способы разрешения конфликтных ситуаций. Узнали кое-что новое, что поможет в дальнейшем общении. Многое вы уже знаете, это показывает газета, выпущенная вами. Но знать и использовать эти знания в жизни, это не одно и то же. Поэтому желаю вам использовать имеющиеся у вас знания в вашем повседневном общении. И тогда трудностей будет меньше!

Список использованных источников.

1.Е.Плотко Гештальт в работе с тревогой и тревожностью.- Журнал «Школьный психолог», №6,2007.

Тема . Мир взаимоотношений - глазами подростков

Задачи : укреплять духовную связь поколений; совершенствовать навыки самопознания; подготовить к семейной жизни; учить преодолевать конфликты; воспитывать чувство сострадания, умение прийти на помощь; развивать творческие навыки.

Подготовительная работа: подбор литературы по теме; подготовка тренингов, теста; распечатка раздаточного материала; творческие задания; оформление выставки.

Участники: классный руководитель; учащиеся; психолог.

Ход мероприятия

Терпение — вот лучшее умение.

Пословица

Классный руководитель. Если бы люди обладали таким моральным качеством, как терпимость, то зла в нашей жизни было бы гораздо меньше. Что же такое терпимость?

Учащиеся:

— Это уважительное и доброжелательное отношение к убеждениям и верованиям, традициям и привычкам, а также поведению других людей.

— Это достижение человеческого взаимопонимания без угроз, оскорблений и принуждения, без крайних мер любого вида давления.

— Терпимость — одно из необходимых качеств культуры личности.

Классный руководитель . Значение этого качества трудно переоценить и для общения людей в повседневной жизни. Общеизвестно, что отношения между родителями и детьми часто складываются непросто, а иногда и драматично. Этот вопрос не обходят даже произведения мировой литературы разных периодов («Отцы и дети», «Сага о Форсайтах», «Поющие в терновнике»). Почему же так часто разрушается главный престиж семьи — ее духовная связь, духовное родство между родителями и детьми? Почему возникает непонимание в школе?

Учащиеся:

— Если маленькие дети спокойно относятся к непохожести двух миров — детского и взрослого, принимают его как само собой разумеющееся, то подросткам это делать уже гораздо труднее из-за своего взросления и того, что они находятся где-то посередине этих миров.

Взрослея, мы сравниваем эти два мира, претендуем на взрослость, стараемся приобщиться к миру взрослых ценностей, часто при этом осознавая свою несостоятельность, понимая, что уровень наших притязаний не всегда оправдан. Мы сами страдаем от противоречивости этих чувств, часто не можем с ними справиться, поэтому возникают противоречия и конфликты с миром взрослых. Хотя я и знаю, что для того чтобы погасить конфликт, надо сначала описать, что случилось, потом показать, что ты переживаешь сложившуюся ситуацию, и только потом сказать о том, чего ты хочешь и почему.

— Во взаимоотношениях со взрослыми наше самое большое желание — освободиться от контроля и опеки со стороны родителей, учителей, вообще взрослых, которые поучают, устанавливают правила и порядки.

Психолог проводит с ребятами тренинг «Выясняем отношения».

Беспроигрышный метод решения споров

1. Выясни, чья это проблема и в чем конкретно дело.

2. Ищи как можно больше решений.

3. Оцени различные решения.

4. Вместе с родителями подумай, какое решение самое удачное.

5. Обязательно следуй достигнутым договоренностям.

6. Договорись с родителями, что вы будете искать другое решение, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Классный руководитель. Вот вам, ребята, и одно из главных правил терпимости — вы не должны забывать о том, что родители и учителя являются представителями мира взрослых в целом. И в этом мире они наделены определенными полномочиями, которые вы должны осознать, принять и к которым должны отнестись с пониманием и чувством терпения.

Учащийся . Но иногда взрослым просто не до нас. Они предпочитают не доверительные отношения и взаимопонимание, а беспрекословное подчинение и покой (родители), давление авторитетом и абсолютную дисциплину (учителя). Я не говорю, что многие, но примеры есть.

Классный руководитель . Так чего же вы хотите от мира взрослых?

(Приводятся примеры ответов учащихся. Ребята заранее анонимно отвечали на этот вопрос, используя компьютер, поэтому проблема почерка не стоит, и классный руководитель может использовать данный материал при проведении родительского собрания.)

Самому распределять время (уроки, спорт, встречи с друзьями).

Чтобы мама не смотрела на меня подозрительно после каждой встречи с моим другом.

Заниматься любимым делом, а не тем, чем продиктовали в детстве родители (только потому, что они сами не смогли осуществить мечту своего детства).

Просто поговорить с мамой хоть один раз по душам.

Поговори со мною, мама,

Скажи, в кого я так упряма?

И почему я снова, снова

Твержу одно и то же слово?

Ты мне вопрос, я — «нет» в ответ,

Как будто слов других и нет.

Ты говори... Утро уже...

Но потеплело на душе.

Не отвечать изо дня в день на дежурный вопрос родителей «Ну, как в школе?» Хоть бы формулировку поменяли, что ли. Или не произносили его второпях.

В доме зеленая тоска...

Вопрос все тот же: «Опять пробегал?»

А я вчера у друга был.

Отец его сам лодку сделал.

И обещал нас летом взять

В поход, на речку, за грибами.

И мне так хочется спросить:

«Скажи мне, пап,

Ты тоже с нами?»

Хочу, чтобы со мной советовались и считались. Хочу иметь в семье право голоса.

Не выслушивать постоянные окрики.

Больше всего меня «достают» слова, унижающие мое достоинство (неужели я такой тупой, неужели во мне нет ничего хорошего?). Как говорится: «Мной хоть полы мой, да не называй мочалкой». Ведь я по характеру довольно молчаливый и терпеливый.

Учащиеся:

Мне кажется, что взрослые, став родителями, просто забывают о том, как трудно было им самим в детстве. Они поступают со своими детьми так, как поступали с ними их родители.

— Думаю, что стиль общения на работе взрослые часто переносят в свои семьи.

— Часто взрослые вымещают на детях свое раздражение, возникшее у них из-за служебных, семейных и других неурядиц (родители - на детях, учителя - на учениках).

— Определенная часть взрослых убеждена, что окриком и силой можно решить все воспитательные моменты и конфликтные ситуации. Дети подвергаются моральному и физическому унижению. Известно, что каждый год до 50 тысяч детей убегают из дома. Большинство ребят жалуется на жестокое обращение. Они испытывают постоянное чувство страха, слышат угрозы, получают подзатыльники, их насилуют.

Психолог. Если что-то подобное случилось с вами, вашими близкими и даже незнакомыми вам людьми, то всегда можно обратиться (или посоветовать другим сделать это) к социальному педагогу школы, психологу, классному руководителю, участковому милиционеру, позвонить в милицию или по номеру «телефона доверия» (сообщает номер местного «телефона доверия»). А вам надо помочь пострадавшему преодолеть чувство страха, стыда и недоверия.

Психолог проводит с учащимися упражнение «Телефон доверия».

Психолог выступает в роли жертвы, а 2—3 ученика по очереди—в роли дежурных на «телефоне доверия» (абонент и консультант сидят спиной друг к другу), время консультации 3-4 минуты. По окончании каждой консультации ученик рассказывает о своих чувствах в «момент оказания помощи». Задача класса — по итогам упражнения выбрать наиболее эффективного консультанта и обосновать свое мнение.

Принципы работы «телефона доверия»:

— передать абоненту уверенность, что он обратился туда, где его поймут и помогут;

— определить степень серьезности ситуации, объем времени, в течение которого должно быть принято хотя бы частичное решение.

Принципы консультирования (по К. Роджерсу):

— безусловное принятие личности и ее переживаний;

— отсутствие оценок по отношению к ней;

— эмпатия: понимание внутреннего мира человека, глубокое сопереживание ему.

Абоненту предоставляется возможность говорить, в то время как консультант слушает, не перебивая, не вмешиваясь и собирая всю первичную информацию. Допустимы нейтральные реплики, «поддакивания».

Консультант помогает подростку выделить опорные смысловые моменты, уточняя источник наиболее негативных эмоций («Что именно тебя в этом огорчает?»). Затем необходимо установить все позитивные стороны личности подростка, повысить его самооценку, укрепить уверенность в себе, одновременно установив круг друзей и близких, которые могли бы помочь. Далее вырабатывается план действий, направленных на преодоление критической ситуации, с которыми подросток согласен. В заключение — поддержка и максимальное одобрение абонента.

Учащиеся (один из консультантов):

— Я пришел к выводу, что если бы ребята чаще обращались за помощью, то многих критических ситуаций можно было бы избежать.

— А мне хотелось бы отметить явное несоответствие поучений некоторых взрослых и их конкретных поступков. Например, подавая пример жестокости, мир взрослых получает ее в ответ.

Гость встречи, член школьного драмкружка, читает рассказ «Жестокость» В.А. Сухомлинского.

Летним днем пятилетний Яша пошел с отцом на пруд купаться. Приятно было плескаться в теплой воде, пересыпать горячий песок.

Обрывистым берегом пруда бежал маленький щенок. Вдруг он поскользнулся и упал в воду. Возле отвесной стены пруд очень глубокий. Яше было больно слушать жалобные повизгивания маленького щенка. Он как будто звал на помощь. Но мальчик не умел плавать. Он умолял отца:

— Папа, спасите щенка... Он же утонет.

Отец ответил:

— Всех не спасешь...

— Щенок взвизгнул и утонул. Над прудом стало тихо. Яша заплакал.

Прошло много лет. Яша стал взрослым человеком — Яковом Ивановичем. Он построил себе дом. У него был пятилетний Ивась. Стояла лютая зима. От мороза трескалась земля. Однажды под вечер началась метель. Кто-то постучал в окно.

— Кто там? — спросил Яков Иванович.

— Пустите, люди добрые, погреться... мы путники... Замерзаем. Спасите...

— Всех не спасешь, - тихо сказал Яков Иванович, а вслух произнес:

— Папа, почему вы их не пустили? — спросил Ивась. — Они же погибнут от холода.

— Всех не спасешь, — еще раз сказал отец. Ивась заплакал.

Учащиеся. В отношениях взрослых и детей часто наблюдается не только холодность, но враждебность и жестокость по отношению даже к своим детям (не то чтобы к чужим, как в рассказе), которая дает ответную реакцию - агрессию.

Психолог. Когда дети считают, что родители или учителя предъявляют к ним необоснованные требования, то это вызывает протест, и он часто проявляется в виде агрессии. Есть ребята, у которых наблюдается чрезмерное выражение агрессивности в межличностных отношениях с окружающими и не только по отношению к взрослым, но и к ровесникам.

Существуют различные виды реакций:

1. Физическая агрессия - это использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия направлена окольным путем на другое лицо (иногда ни на кого конкретно не направленная).

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств. При малейшем возбуждении человек может вспылить, нагрубить.

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении. Проявляется как пассивное сопротивление, так и активная борьба против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - это зависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность выражается в недоверии и осторожности по отношению к людям. Иногда человек убежден, что другие люди планируют нанести ему вред.

7. Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (крик и визг), так и через содержание ответной реакции (угрозы, проклятия).

8. Чувство вины — субъект убежден в том, что он плохой человек, поступает зло и он ощущает угрызения совести.

Я предлагаю вам проверить себя на предмет агрессивности.

Опросник Басса-Дарки

(методика предназначена для определения уровня агрессивности у подростков)

Инструкция: вам будет предложен ряд вопросов. После прочтения каждого из них подумайте и поставьте в бланке ответов напротив номера вопроса свой вариант ответа (только «да» или «нет»)». Постарайтесь быть искренними.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я дам им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».

34. Я никогда не бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют делать людей что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов

Индексы различных форм, и агрессивных, и враждебных реакций, определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия: ответы «да» в вопросах 1, 25, 41, 48,

55, 62, 68; ответы «нет» в вопросах 9 и 17.

2. Косвенная агрессия: ответы «да» в вопросах 2, 10, 18, 34,

56, 63; ответы «нет» в вопросах 26, 49.

3. Раздражение: ответы «да» в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; ответы «нет» в вопросах 11, 35, 69.

4. Негативизм: ответы «да» в вопросах 4, 12, 20, 28; ответы «нет» в вопросе 36.

5. Обида - «да» - 5, 13,21,29,37,44,51,58.

6. Подозрительность: «да» - 6, 14, 22, 38, 45, 52, 59; «нет» - 65, 70.

7. Вербальная агрессия: «да» — 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет» - 39, 66, 74, 45.

8. Чувство вины: «да» - 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Интерпретация

От 30 до 65 % совпадений с ключом по любой из шкал свидетельствует о нормальной реакции человека на те или иные жизненные ситуации. Отклонения в ту или иную сторону указывают на неадекватность реакции обследуемого.

При рассмотрении общего индекса агрессивности (шкалы 1, 2, 7) или враждебности (шкалы 5 и 6) можно предположить ожидаемый вид агрессивности или враждебности обследуемого на раздражающий фактор.

Классный руководитель . Итак, некоторые из вас заметили наличие агрессивности в своем поведении. Значит, вы мало включаете в процесс своего общения элементы терпимости. Дети обычно ссылаются на свой характер. Но ведь терпимость - это не просто покладистый характер, это еще и работа вашей души и ума, вашего понимания жизни, взрослости, наконец, к которой вы так стремитесь. Давайте вместе подумаем, что мешает взаимопониманию (с вашей стороны, о взрослых мы уже говорили!) родителей и детей.

Учащиеся:

— Я бы сказал, что послушание и приветливость — далеко не главные черты нашего отношения к родителям. Мы бываем приветливы с друзьями, другими представителями нашего окружения. Но часто забываем об этом, переступив порог собственного дома. А ведь родители - это самое родное и близкое, что у нас есть в этом мире. Ведь народ не зря говорит: «Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив».

Мы считаем, что родители обязаны проявлять интерес к нашим делам. А часто ли мы интересуемся их делами и проблемами?

И надо не просто интересоваться, а стараться проявлять участие, поддерживать добрым словом и делом.

Признаю, что мы, подростки, бываем слишком категоричны в своих суждениях и требованиях.

Надо быть добрее. Доброта растопит лед любых отношений.

Несмотря на все негативные моменты, которые отмечаются во взаимоотношениях взрослых и детей, мы не можем не признать, что большинство родителей проявляет постоянную заботу о своих детях, а это стоит им немалой усталости и здоровья. Вместо понимания и терпимости мы предъявляем к родителям слишком завышенные и часто необоснованные требования. И это проявляется как в моральном, так и в материальном плане (чего только стоит наше постоянное «купи, ну, купи»), А если что-то получаем, то принимаем все как само собой разумеющееся, забыв выразить им свою благодарность и признательность.

Иногда дети чаще думают о том, насколько престижны их родители, их семья (некоторые даже стесняются своих родителей!), чем о духовном родстве, о той человечности, которой обладают их родители (честность, трудолюбие, любовь к детям, бескорыстие).

Говоря о том, что бабушка «жадная», мы, к сожалению, не всегда понимаем, что это идет от привычки экономить, беречь то, что нажито тяжким трудом.

А часто ли дети обременяют себя такой обязанностью(!), как поставить родителей в известность, где они и с кем проводят свободное время?

Родители по отношению к нам принимают определенные решения. И мы должны с этим мириться, потому что именно они на данном этапе отвечают за нас и наше будущее.

— А у меня есть в жизни мама!

Она настойчива, упряма,

Идет по жизни прямо, смело.

(Вот так бы я всегда умела!)

У нас по-разному бывает:

Поссоримся — она прощает.

Я не права — берусь за дело,

Чтоб кухня к вечеру блестела!

И снова в доме мир, покой...

Тебе совет хочу дать свой:

Лишь только тот согласие познает,

Кто понимает все и уступает.

— Вот и получились своеобразные правила наших взаимоотношений с родителями. Хотим мы этого или не хотим, но вся жизнь идет по правилам. К тому же эти правила мы сами и продиктовали. Теперь осталось только выполнять.

Классный руководитель. Вы становитесь взрослыми. Недалек тот день, когда ваши дети предъявят вам те же требования, о которых вы говорили сегодня. И правила вашего поведения прозвучали сегодня достаточно серьезно. Взаимных претензий может быть множество, но есть одно золотое правило, которое обеспечит вам успех как родителей в будущей взрослой жизни: «Относись к своим родителям точно так же, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе».

(Ребята осматривают и комментируют экспонаты выставки «Наша дружная семья»: родословная, мир увлечений, заслуги, награды, умения, отдых, семейные праздники, традиции в фотографиях, рисунках, сувенирах, альбомах.)