История плетения из бисера. Методический материал: "Из истории происхождения бисера и бисероплетения". Изготовление объемных фигурок из бисера

История бисеропле тения уходит своими корнями в глубокую древность. Стеклянные бусы из бисера были известны уже в глубокой древности. В Египте изготовляли одежду из бисерной сетки, которая набиралась из крупного непрозрачного бисера цилиндрической формы. Изготовление бисера совершенствовалось, и со временем его стали делать вначале из полупрозрачного, а затем из прозрачного стекла. Бисер - это стеклянные бусинки очень маленького размера. Вначале их делали, наматывая тонкий слой расплавленного стекла на металлический прут.

Полученную стеклянную трубочку разрезали на отдельные кусочки, а их впоследствии, обрабатывали в ручную, чтобы придать им округлую форму. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине XV века. Секрет его изготовления сохранялся в строгой тайне. Мастера за разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до смертной казни.

Позже бисер стали изготовлять в Богемии. Изобретение в конце XIX века машин по изготовлению бисера позволило удешевить его производство, и богемский бисер быстро распространился по всему свету. Богемский бисер отличался легкостью обработки, чистотой стекла и особой огранкой. В России наибольшее развитие бисероплетение получило в XVIII веке. Больше всего было распространено вышивание и вязание бисером, а кроме того, создание картинок путем вдавливания бисеренок в расплавленный воск.

В Россию бисер привозили из Венеции и Богемии. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить М.В.Ломоносов, создавший в 1754 году фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла. Но просуществовала она, к сожалению не долго и закрылась вскорепосле смерти Ломоносова. Бисера высокого качества не производится в нашей стране и по сей день. Бисер поступает к нам из Чехии, Японии и с Тайваня.

Традиционные народные ремесла -всегда отличный повод использовать в украшениях самые разнообразные материалы: перья и кусочки меха, тисненую кожу и дерево, рог и перламутр, шнуры и цепочки. Подвески, широкие браслеты, гривны, пояса напоминают об амулетах и воинских доспехах, служивших защитой многим поколениям наших предков.

К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".

В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.

В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.

Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы - бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.

Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри.Здесь готовили убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами писаными.

Монахиням-рукодельницам доверяли и богатые модницы, и государственные мужи, украшавшие шитьем свои мундиры. Монахини занимались благотворительность ю, особенно детской: создавали приюты, обучали грамоте, пению и рукоделию, давали девочкам-сиротам ремесло в руки. В ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц.

Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны.

Бисероплетение принадлежит к числу наиболее увлекательных народных искусств, которое имеет уже многовековую историю существования. Из бисера плетут всевозможные украшения, аксессуары, им украшают одежду и вышивают картины.

Этот декоративный элемент присутствует не только на одежде современных модниц, но также и на изделиях известных кутюрье. При желании плести или вышивать бисером может научиться каждая девушка или женщина, для этого всего лишь нужно освоить базовые техники этого искусства.

История бисероплетения

Бисероплетение возникло давно, его история насчитывает почти 6 тысяч лет. Впервые возникло это искусство еще в Древнем Египте, а материал, используемый в процессе такой творческой деятельности, назывался «бусра », в переводе с арабского языка этот термин означает «фальшивый жемчуг ».

Изначально плетение бисером было достаточно сложным занятием: необходимо было вытянуть нить из стекломассы и обвить ею медный стержень. После этого стержень вынимали, а каждую бусину нужно еще было обработать вручную.

В то время бусины были простыми, бесцветными и непрозрачными, и лишь со временем, когда уже техники изготовления материала для творчества усовершенствовались, люди смогли сделать бусины полупрозрачными, прозрачными и цветными.

История бисероплетения также связана и с Древним Римом, там бисер получали методом выдувания стекла из металлической трубки. С Римской Империи это увлекательное занятие распространилось на территорию Италии, Испании, Греции, Франции, Германии и Венеции.

Именно Венеция начиная с XIII века становится столицей изготовления бусин для бисероплетения, ведь здесь в то время было хорошо развито стекольное мастерство. Вскоре конкуренцию Венеции составила Чехия, тогда известная как Богемия, где производили стекло высочайшего качества и чистоты.

Благодаря такому достижению стекольного мастерства в Чехии из стекла и хрусталя стали производить цветной богемский бисер и стеклярус.

Технология изготовления материала охранялась настолько тщательно, что до 1704 года не было ни одной книги, в которой бы описывались секреты этого мастерства. Книга, которую только сейчас увидел весь мир, сейчас хранится в музее Великобритании.

В начале XIX века были изобретены машины, предназначенные для производства материала, но, к сожалению, такое нововведение не только снизило стоимость бусин, но это повлияло и на их качество.

В Древней Руси так же высоко ценили стеклоделие, германский и венецианский бисер, но сами славяне активно начали заниматься этой деятельностью после XVI века. Во времена правления Петра I в Россию были приглашены знаменитые мастера-стекольщики с других государств.

Кроме того, молодые люди ездили в Италию с целью обучения правилам создания материала для творчества и основам бисероплетения.

В Усть-Рудице в 1753 году с участием М. С. Ломоносова была построена первая фабрика по производству цветного стекла и бус. Через несколько лет на фабрике начали активно заниматься производством бисера, стекляруса, стекол для мозаики.

С этого времени стремительно увеличился ассортимент разнообразных бисерных изделий, такими декоративными элементами украшали не только предметы гардероба, но также иконы и обивку для мебели. Изготавливались картины, панно, различные украшения, аксессуары – сумочки, закладки для книг, чехлы для зонтов, разнообразные предметы обихода.

Как начать плести бисером?

Решив заниматься таким творчеством, как бисероплетение, следует запастись терпением, усидчивостью и желанием обучаться. Обязательно для работы нужно приобрести необходимые материалы и выбрать схемы для плетения. Опытные рукодельницы рекомендуют начинать из самых простых схем, поскольку это занятие не такое легкое, как многим может показаться.

Начинающим лучше выбрать самую простую методику – узелковое плетение. Обычно оно используется для плетения бус или браслетов, а заключается в том, что после каждой нанизанной бусины или бисерины завязывается узел.

Это не дает бусам спутываться, ведь такая проблема часто возникает у начинающих рукодельниц. Кроме того, техника узелкового плетения придает изделию гибкости и не дает бусинам стучаться друг о друга.

Самым популярным способом бисерного рукоделия является низание. Используется оно в процессе создания разнообразных изделий – украшений, предметов быта, аксессуаров, при декоративном оформлении одежды. Для низания лучше всего выбирать мелкие бусины или крупный бисер, поскольку нанизываться такой материал должен на толстые льняные или хлопковые нити.

Чтобы научиться плести, можно посмотреть обучающие видео, предоставленные уже опытными мастерами. Многие из них отдают предпочтение не ручной работе, а плетению на специальных машинах. Используя такой станок для бисероплетения, можно ускорить процесс создания изделий, однако, ручное плетение приносит намного больше удовольствия от творческой деятельности.

Базовые техники бисероплетения

Освоить основы этого вида творчества не так сложно, ведь существуют всевозможные методики, где представлено бисероплетение для начинающих, сопровождаемое фото и видео. В настоящее время рукодельницами разработано множество методик, приемов и способов бисероплетения.

Нередко опытные мастера в процессе изготовления бисерных изделий в применяемую методику вносят свои индивидуальные элементы. Часто применяются такие техники плетения:

  • Мозаичная техника;
  • Игольчатое плетение;
  • Французская техника;
  • «Петелька на проволоке »;
  • «Проволочный жгут »;
  • «Временное закрепление проволоки ».

Многие мастерицы при создании украшений и аксессуаров используют мозаичную технику плетения, которая еще имеет множество разновидностей. Например, с нечетным или четным количеством бусин, двойная и тройная методика, круговое или цилиндричное плетение.

Эта техника позволяет получать идеально ровную бисерную поверхность, которую можно использовать в качестве основы для создания практически любых изделий. Готовая вещь напоминает собой стену из маленьких кирпичиков. При выборе этой мозаичной техники плетения можно использовать рубленый и круглый бисер, стеклярус.

Игольчатое плетение предполагает использование нити, концы которой вставляются в две иглы. Затем концы нити сводятся так, чтобы в итоге они прошли через бисер и вышли в противоположном друг к другу направлении.

Вместо нити или лески – традиционных элементов, необходимых при создании из бисера удивительных предметов искусства, может использоваться и проволока. При таких техниках, как «Петелька на проволоке » или «Проволочный жгут », понадобится проволока для бисероплетения.

Используется такой метод преимущественно для создания оригинальных композиций, которые так популярны при оформлении интерьера. Этот способ также позволяет создавать красивые игрушки для детей.

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.

Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка - такова география торговли стеклянными изделиями.

Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.


Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, - их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия - дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.


Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды - обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.


К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними. включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты - цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания - изготовление бисера.


По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, рукоделия, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом… В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом… и насыпаны стеклярусом по зеленой земле».

Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, из (и брели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которо-му выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой видвышивания получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получи-ли название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник - сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный - поневный, состоящий из рубахи, поневы и «сороки». Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделя-лись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.


Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг при-возили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жем-чугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером (бисероплетение), применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.

История бисероплетения.

Бисероплетение – старинный вид рукоделия, при помощи которого можно создавать множество украшений, игрушек, брелоков и прочего, путем нанизывания бусинок со сквозным отверстием на нитку, проволоку или леску. При этом сам бисер может быть различной формы, цветов и оттенков. Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения. История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками. В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки, когти и кости различных животных. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти. Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространено среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Бусины для своих украшений индейцы изготавливали из различных материалов – в ход шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя использовали нефрит. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы. Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение - узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империи. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой.

Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до нашей эры носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х-XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы.

С XIII в. стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. с целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. В эпоху Возрождения венецианский остров Мурано (Италия) стал «столицей» бусин и бисера, а вместе с тем и торговли этими предметами. В Неаполе веками обрабатывались кораллы. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В XV-XVII вв. наблюдается расцвет искусства венецианских стеклоделов.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный. После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI- XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. В Северной Европе процветала торговля украшениями. Бусины из британского агата, которые вывозились в другие страны со времен романского завоевания, впоследствии приобрели большую популярность во времена королевы Виктории. В Центральной Европе (Богемия, Моравия) из кристаллов изготавливались великолепные бусины.

В конце 17 - начале 18 века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия), где вместо соды придумали брать золу. После этого бисероплетение стало популярным и в других странах.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

С конца 18в способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу.

Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19-начале 20 веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники.

Из бисера не только делали украшения – обереги, но и использовали в отделке различных изделий, не обязательно дорогих. Так, Сталин обладал курительной трубкой, на мундштуке которой был выложен яркий орнамент с помощью бисера. А Екатерина II, вообще, приказала украсить стеклярусом одну из комнат своего дворца. Им полностью декорировали стены.

Бисерные украшения и отделки модны не первый год. Это означает, между прочим, что само по себе наличие бисера уже не произведет впечатления. Сегодня требуется больше изобретательности. Новый сезон предлагает такое разнообразие видов отделок, что трудно остановиться на каком-то одном материале. Поэтому художники советуют соединять в каждом изделии разные материалы, разные техники. Только неожиданное, невиданное прежде сочетание дает шанс выделиться.

Модная бижутерия сегодня примечательна своими крупными размерами и сложными формами. Для нее типично сочетание в одном изделии бусин разной величины и формы, блестящих и матовых, прозрачных и непрозрачных. Актуальны не только украшения, но и отделки тканей для одежды и дополнений, в которых вместе с блёстками, деревянными бусинами, ракушками, вышивкой и аппликациями используется бисер. Мода смешивает всё со всем: яркие цвета с бледными, крупные бусины с мелкими, стекло с деревом. Изделия из бисера могут походить на бахрому, вязание или ветвящиеся растения.

Полет авторской фантазии направляют самые популярные в современной моде стили - романтика и фольклор. Если вам не чужды романтические настроения, обратите внимание на предлагаемые модой приглушенные, сложные цвета. Например, «выцветший» розовый, сливовый, оливковый, коричневый. В изделия включаются цветные камни и хрусталь, металлы, покрытые патиной времени, атласные ленты, стеклярус. Украшения напоминают старинные медальоны, камеи. В их изящных очертаниях легко обнаружить узнаваемые мотивы листьев, цветов, бабочек, бантов. Фольклорная тема опирается на традиции разных народов мира, от славян до викингов, от индейских до африканских племен, не утративших своих старинных ремесел. Натуральные цвета - терракота, коричневый, серый и белый - сочетаются с яркими тонами экзотической растительности. Традиционные народные ремесла - всегда отличный повод использовать в украшениях самые разнообразные материалы: перья и кусочки меха, тисненую кожу и дерево, рог и перламутр, шнуры и цепочки. Подвески, широкие браслеты, гривны, пояса напоминают об амулетах и воинских доспехах, служивших защитой многим поколениям наших предков.

Важно отметить, что работы из бисера привлекают и поражают своей красотой не только взрослых, но и детей. Ведь сколько милых творений из бисера становятся любимыми игрушками для детей? А уж если эту красоту ребенок сделал сам, то можно только не гордиться талантом ребенка, но и развивать его дальше. Ведь бисероплетение несет в себе огромную пользу для развития творческих способностей ребенка и может стать прекрасным семейным хобби.

Преимущества бисероплетения для детей заключаются в следующем:

это один из самых лучших способов развития мелкой моторики ребенка, ведь схватить маленькую бусинку пальчиками и создать из них поделку не так-то просто;

во время занятий бисероплетения малыш развивает мышление, учится читать и понимать схемы;

собирая любую поделку из бисера, ребенок развивает свое воображение и творческое начало;

занятия бисероплетением вырабатывают в ребенке терпение и усидчивость;

подбирая узор и бусинки для поделки, у ребенка развивается хороший вкус;

стремление закончить поделку из бисера тренирует в ребенке умение доводить свое дело до конца;

поделки из бисера могут стать прекрасным подарком для друзей, родных и близких.


Бисероплетение, как вид рукоделия и искусства, берет свое начало из очень древних времен. Конечно, в момент зарождения, оно очень мало походило на то, к которому мы привыкли сейчас. Прототипом бисероплетения можно, наверное, считать те, нанизанные в ожерелье бусины, найденные в Кении американскими археологами. Их возраст составляет 40 000 лет.

В разных местах и странах, при раскопках, находились украшения из бусин. Сначала бусины были изготовлены из костей, камней, ракушек, семян. В Сибири, например, были найдены единственные в мире бусины из костей мамонта. С развитием человечества менялся материал, из которых изготавливали бусины. Они становились металлическими, керамическими, стеклянными и, наконец, пластмассовыми.

Ученые считают, что именно изобретя бусы, человечество окончательно отделилось от животного мира. Потому, что бусинка – это нечто, не имеющее конкретного значения и пользы, предназначенное для украшения, а это уже зарождение духовности и культуры.

Бусы, изготовленные в разное время разными народами, значительно отличаются между собой своими рисунками, орнаментами, материалами и цветовой гаммой, но, что удивительно, очень похожи в технике исполнения. К примеру, методом, известным как «мозаика», в одно и то же время пользовались жители Америки и Среднего Востока, хотя до установления между ними каких бы то ни было связей, было еще очень далеко. Плетением ажурных сеток из жемчуга и бисера одновременно занимаются жители России и Индонезии. И таких примеров очень много.

Стеклянные бусины возникли, практически, сразу же с возникновением стекла (а это случилось в четвертом тысячелетии до нашей эры) и произвели их в Древнем Египте. Отсюда стеклянный бисер разойдется по всему свету. С развитием ремесел, технология изготовления бусин совершенствовалась, бусинки становились все мельче и ровнее пока не превратились в аналог теперешнего бисера. И название свое получили от древнеарабского «бусра».

К бисероплетению на протяжении тысячелетий относились очень серьезно. Бисер входит в культуру многих народов, изделия из него участвуют в религиозных церемониях, обрядовых танцах, становятся объектами жертвоприношений. Бисером украшают повязки на голову, пояса, расшивают одежду. Каждый народ выработал свои орнаменты и узоры, особенности украшения костюма. По бисерным узорам можно было судить о социальном статусе человека, местности его проживания.

Славянские народы также не избежали очарования бисером. Широко начинают использовать бисер в России с XVIII века. Им украшают церковную утварь, расшивают оклады икон, плетут украшения.

К XIX веку в России начинается настоящий бисерный бум. Мода на бисерные украшения распространяется на все слои населения. Повсеместно осваиваются и совершенствуются приемы плетения бисером, с ним не пренебрегают работать даже знатные дамы. А уж подневольные крепостные труженицы чуть ли не сутками вынуждены были расшивать бисером одежду, мебель и аксессуары в угоду барским прихотям.

Стремительное развитие научно-технического прогресса ощутимо ослабило увлечение бисером. К началу ХХ века про него стали забывать. В 60-х годах ХХ века культура хиппи опять ненадолго подняла бисероплетение на волну моды и затем снова несколько десятилетий забытья.

В настоящее время подзабытое рукоделие стремительно начинает завоевывать новые позиции, украшения из бисера все чаще появляются звездах шоубизнеса и записных модницах, а аксессуары, украшенные бисером, выглядят очень стильно и современно.

На видео “История бисероплетения, ремесло”