Воспитание спартанцев кратко. Спартанское воспитание в греции. Образование под запретом

Почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире? Приведённые здесь факты из жизни спартанцев дадут

Почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире? Приведённые здесь факты из жизни спартанцев дадут ответ на этот вопрос:

С самого рождения детей спартанцев подвергали различным испытаниям. Если совет старейшин находил какие-либо физические недостатки у младенца, то его оставляли умирать в дикой местности.

Как правило, младенцы там погибали, но иногда их спасали другие люди.


Но и тогда слабым младенцам приходилось нелегко. Их купали не в воде, а в вине, чтобы проверить, насколько они здоровы и способны к выживанию.


Взрослые приучали младенцев не бояться темноты и одиночества, их плач игнорировался.


В возрасте 7 лет мальчиков-спартанцев забирали из родного дома для поступления на военную службу («агогэ»), где из них делали бесстрашных воинов и ответственных граждан.


Молодые солдаты обучались искусству ведения боя, охоте, лёгкой атлетике и жили в общих бараках.


Одежду юным спартанцам разрешали носить только с 12 лет. Их заставляли спать на холодной земле на улице.


Пропитание у спартанцев намеренно было скудным, а воровство и грабёж только поощрялись. Однако если они попадались на воровстве, то получали изрядную порку.


Мужчины в Спарте обязаны были быть искусными воинами, а женщины – образцовыми матерями, способными воспитывать воинов.


Наравне с мальчиками, обучавшимися военной тактике и боевому искусству, девочки также посещали тренировки по лёгкой атлетике, борьбе, метанию копья и диска, а ещё проходили психологическую подготовку перед предстоящим материнством. Только женщина из Спарты могла рожать воинов-спартанцев.


Девочкам, в отличие от мальчиков, разрешалось жить с родителями.

Воспитательная система агогэ предполагала обучение не только бою, но также письму и чтению.


Тем не менее, «дедовщина» и драки среди обучающихся поощрялись.


Единственная профессия, на которую мог рассчитывать мальчик-спартанец в будущем была профессия воина. Все спартанцы считались военнообязанными до 60 лет.


Промышленным производством и сельским хозяйством занимались низшие слои населения и иностранцы, многие из которых являлись рабами.


Самым жестоким испытанием, ожидавшим юношей, был «конкурс на выносливость», в котором их избивали и пороли, чтобы проверить устойчивость к боли. Те, кто погибал во время проверки, считались слабаками.


После прохождения обучения в возрасте 30 лет мужчины искали себе спутницу жизни. Девушки обычно выходили замуж в 20 лет. Брак, в первую очередь, рассматривался как средство воспроизводства новых солдат.


Сдаться для спартанца означало покрыть себя позором. Отсюда особый спартанский менталитет. Мать спартанца, отправляя сына на войну, говорила: «Возвращайся со щитом или на щите».


По закону тех времён только два класса людей заслуживали права увековечить свои имена на надгробных плитах – это женщины, погибшие при родах, и мужчины, сложившие голову в бою.


Спартанское воспитание

Агогэ (ἀγωγή, что значит «увод», «унесение») - система военного воспитания спартанских мальчиков в VIII-IV вв. до н.э. Она была обязательна лишь для детей полноправных граждан (за исключением царских). Для прочих же мальчиков из других сословий прохождение через эту систему являлось особой привилегией, дающей шанс на получение полного гражданства.

При рождении мальчика брали и относили на край пропасти Апофеты , где долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной или слабый, то его сбрасывали в пропасть. А тех, которых оставляли в живых, подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся - погибали. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики усиленно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами - воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать.

Им разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии - мальчики бегали в соседние деревни (илотов) и грабили их, а самых сильных мужчин уводили с собой и вырывали им кишечник, смотря, как они умирают.

В 17 лет, когда юные спартанцы должны были возвращаться домой, их ждало последнее испытание - им нужно было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву». Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Так могли заколотить до потери сознания и даже до смерти. Таким образом отсеивались слабые. Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, а иногда учили пользоваться оружием.

См. также

  • Мофаки (буквально «выскочки») - дети не-граждан, получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства
  • Педерастия в античной Греции en:Spartan pederasty

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Спартанское воспитание" в других словарях:

    Государственная система воспитания детей аристократии в Спарте в 8 4 вв. до н. э. Мальчики и юноши 7 20 лет проходили военно физическую подготовку в интернатах. Формировались выносливость, привычка к лишениям. Обучали чтению, письму и хоровому… … Большой Энциклопедический словарь

    Государственная система воспитания детей аристократии в Спарте в VIII IV вв. до н. э. Мальчики и юноши 7 20 лет проходили военно физическую подготовку в интернатах. Формировались выносливость, привычка к лишениям. Обучали чтению, письму и… … Энциклопедический словарь

    Спартанское воспитание - система государственного воспитания и обучения в Древней Спарте, предусматривавшая подготовку хорошо тренированных и физически развитых воинов, способных стойко переносить все трудности и невзгоды, беспрекословно повиноваться властям и старшим.… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

    Государственная система воспитания и обучения, существовавшая в 8 4 вв. до н.э. в Спарте (См. Спарта) (Древняя Греция), имела целью подготовку физически развитых, стойких, смелых, волевых, преданных рабовладельческому строю воинов. С 7 8… …

    Спартанское воспитание - см. Античность … Педагогический терминологический словарь

    Воспитание - Вопросам В. (в совр. смысле слова) в античности не уделялось большого внимания. Поскольку полноценными людьми считались взрослые, античное В. исходило из образа взрослого человека, без учета психологич. особенностей детей. Важнейшими… … Словарь античности

    воспитание - Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… … Словарь эпитетов

    Органическая часть общего воспитания (См. Воспитание); социально педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на… … Большая советская энциклопедия

    Система воспитания, сложившаяся в древнегреческом городе государстве Афинах в 7 5 вв. до н. э. Наряду со спартанским воспитанием (См. Спартанское воспитание) была одной из наиболее известных систем воспитания в Др. Греции (см. Греция… … Большая советская энциклопедия

    АНТИЧНОСТЬ - педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города государства), в Риме к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч.… … Российская педагогическая энциклопедия

Когда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

Когда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

Словосочетание «воспитание по-спартански» уходит корнями в историю древнегреческого государства, где и зародилась такая методика. Главная задача родителей тогда заключалась в том, чтобы воспитать в сыне выносливость, стремление к победе и терпение.

Воспитательный процесс в Спарте (до 4 в. до н. э.) считался делом государственной значимости. Методика воспитания подчинялась задаче превращения мальчиков в будущих воинов. Важнейшими моральными качествами признавалась решительность, упорство и преданность.

В возрасте с 7 до 20 лет сыновья обычных граждан воспитывались в интернатах военного типа. Занятия включали физические упражнения, закаливания, военные игры, обучение музыке и пению. Особое внимание уделялось выработке навыка четкой и лаконичной речи.

Жесткое воспитание, ориентированное на выносливость, и по сей день именуют спартанским.

Система Агогэ

«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.


Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.


По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Спартанские мальчики в отличие от современных детей были лишены внимания и ласки. С каждым годом воспитание становилось все более жестким: мальчиков обривали налысо, заставляли ходить босиком и собирать тростник голыми руками.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

Воспитание мальчика по-спартански

Чтобы воспитать мальчика в духе Спарты, нужно придерживаться следующих правил:

    • Не пеленать ребенка, исключить создание тепличных условий в помещении. Воспитание по-спартански начиналось с самого младенчества: маленьких детей не купали, а когда они становились старше, их отучали от боязни темноты и одиночества.
    • С первых дней жизни у ребенка нужно формировать правильную осанку. Для этого дитя следует как можно раньше приобщать к физическим упражнениям, следить за тем, чтобы он не пропускал утреннюю зарядку, часто играл в активные игры, рано научился плавать, ровно сидел за столом. Спартанских мальчиков с младенчества воспитывали по-военному. Семья закладывала фундамент основополагающих качеств будущего воина, которые отличали спартанца от других народностей. Приоритетные качества – это сила, выносливость и готовность к преодолению трудностей.
    • Если позволяет здоровье, ребенка следует как можно раньше записать в спортивную секцию, глее опытные тренеры займутся физическим и духовным развитием мальчика. Воспитанием детей военных интернатах Спарты занимались искусные воины, которые отличились мужеством на поле боя и с которых молодежи предполагалось брать пример.
    • Малыша нужно закаливать с ранних лет. Основные помощники в этом – вода, свежий воздух и солнце. Закаливания нужно проводить не тогда, когда ребенок начал часто заболевать, а с раннего возраста. После первых процедур закаливания должны стать регулярными.
    • Нужно прислушиваться к советам старшего поколения в вопросах воспитания. Воспитательный процесс являлся делом всей спартанской общины. Военачальники и высокопоставленные деятели часто вели с мальчиками беседы на тему политики, присутствовали на спортивных состязаниях.

Соблюдая хотя бы некоторые из этих советов, ваш ребенок будет расти сильным и здоровым

  • Позвольте ребенку заниматься музыкой и танцами, если ему хочется. Только искусство спартанцам нужно было не для развития творческих способностей. Танцы с оружием напоминали боевые упражнения. Элементами танца были атака, прыжки, оборона и молниеносные удары – все, что требовалось воину в бою.
  • В ребенке нужно воспитывать желание беспрестанно повышать свой интеллектуальный, физический и культурный уровень. Образовательный процесс в Спарте заканчивался только после 30 лет, так как этот возраст отождествлялся с полным физическим и нравственным формированием человека.

Интересно, что воспитание по-спартански для девочек мало отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались в домашних условиях, но приоритетным направлением для них была также физическая и военная подготовка. По достижении определенного возраста они могли наравне с мужчинами принимать участие в военных акциях.

Комментарии 4

Спарта - настоящее воинственное государство, воины которого долгое время держали в страхе не одно древнее государство. Некоторые страны считали, что это возможно лишь благодаря сверхъестественным силам. Считалось, что победить спартанцев невозможно. Однако на самом деле основная причина побед воинственного государства заключалась в специальной подготовке граждан.

Воспитание спартанцев как воинов было важнейшей задачей, которую ставили правители. Нельзя сказать, что государство постоянно готовилось к захватническим походам. Спартанцы хотели мира, но в то же время они боялись потерять захваченные земли: долину Эврота и равнину Мессении. Причем защищать эти территории приходилось не от соседей, потерявших их, а от рабов, которые постоянно мечтали о свободе. Учитывая связи с дорийскими общинами, Спарта участвовала в походах на Афины. Кроме того, неоднократно многие государства Древнего Мира шли войной на могущественное государство и пытались захватить его. Поэтому правительство требовало готовить воинов для защиты государства как от внешних, так и от внутренних врагов.

Специально для этого была разработана система воспитания спартанцев, согласно которой граждане Спарты не могли жить отдельно друг от друга, они должны были служить стране, слушать своего командира. Таким образом, с рождения мальчики рассматривались не как сыновья, а как воспитанники всего общества.

Спартанское воспитание начиналось с момента появления ребенка на свет. Каждого новорожденного мальчика показывали так называемым врачам, которые были знатоками физического здоровья. Если они решали, что ребенок слаб, то его оставляли в горах Тайгет на волю природных стихий. Детей не пеленали, их конечности были открыты воздуху и солнцу, таким образом, они закалялись. Начиная с семи лет, государство брало все заботы о новом воине на себя.

Спартанское воспитание подразделялось на 3 ступени в зависимости от возраста. Среди них выделяют следующие:

С 7 до 12 лет;

С 12 до 20;

С 20 до 30.

С 7 до 12 лет спартанское воспитание подразумевало объединение мальчиков в группы. Дети играли и одновременно учились. В это же время их наставники старались спровоцировать драку для того, чтобы увидеть слабые и каждого подопечного. Особое внимание на этом этапе уделялось

С 12 до 20 лет мальчики находились на обучении в агелах, своеобразных школах-интернатах. Руководителем данного объединения был или старший юноша, или самый смышленый и подвижный из сверстников. В его обязанности входило руководить агелом и карать провинившихся. Наказания были жестокими. Обычно это была порка. Ни один из воспитанников не мог жаловаться, он должен был стойко переносить любое наказание. Обязательным условием было подчинение. Каждый воин должен был беспрекословно выполнять приказы старшего руководителя. В этот период мальчики подвергались суровым физическим испытаниям. Им запрещалось носить нижнее белье. Спали они на камышах, а мылись в реке.

Спартанское воспитание с 20 до 30 лет подразумевало объединение в сисситии. В 20 лет воины получали небольшие земельные наделы, где они занимались выращиванием плодовых культур. За это они платили налог. В этом возрасте им было разрешено заводить семью, воспитывать детей. Однако военная подготовка продолжала занимать важно место в жизни спартанца. Юноши, достигшие 20 лет, объединялись по 15 человек. Таким образом, в своем кругу они тренировались днем, а вечером могли идти к себе домой.

Спартанские воины были послушными гражданами, которые легко переносили боль и побеждали в бою. Они изучали такие дисциплины, как искусство разведчика, плавание, гимнастику, конный спорт. Чтению и письму уделялось минимальное значение.

Спартанское воспитание - уникальная система, которая на протяжении длительного времени делала из детей настоящих воинов.

Спартанское воспитание

Спартанское воспитание - государственная система воспитания детей спартиатов в Спарте в 8-4 вв. до н. э. Система спартанского воспитания имела целью воспитать из каждого спартанца воина. В Спарте отец не имел права решать судьбу своего ребенка и никто не имел права воспитывать детей по своему усмотрению. В семь лет мальчиков отбирали от родителей, с детства прививая им ценности государственного и общественного устройства и уделяя огромное внимание военной подготовке подрастающего поколения. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости, привычки к лишениям и безоговорочному выполнению приказов. Обучали также чтению, письму и хоровому пению. В отличии от юношей, девушки воспитывались в семье.

Организация армии древней Спарты

Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской дисциплины прививались с детства. С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, после чего становился полноправным гражданином Спарты. Спартанские войны обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившей дальнейшее развитие в римской армии. Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возврастным и территориальным группам. В действующую армию в основном зачислялись младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службу со своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцырь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался - гоплит . Каждый гоплит имел слугу - илота. В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20-60 метров, стрела поражала на дистанции 100-200м. Легко вооруженные войны обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.

Гоплиты вначале делились на 5 лохов, а к концу V века до н.э. спартанская армия имела 8 лохов. В IV в. до н.э. организационная спартанской армии еще более усложнилась. Низшим подразделением было братство или эномотия (64 человека); два братства состовляли пентиокостис (128 человек); два пентиокостиса образовывали лох (256 человек); четыре лоха состовляли мору (1024 человека). Таким образом у спартанцев мы видим четкую организационную структуру армии. Но в бою эти подразделения самостоятельно не действовали.

Все гоплиты входили в одну фалангу , которая представляла собой линейный строй копейщиков; фаланга - это тесно сомкнутое линейное построение гоплитов в несколько шеренг глубиной для ведения боя. Спартанская фаланга строилась в восемь шеренг в глубину. Дистанция между шеренгами на ходу была 2м. , при атаке - 1м., при отражении атаки - 0.5м. При численности в 8 тысяч человек протяжение фаланги по фронту достигало 1км. Поэтому фалангаа не могла передвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего порядка, не могла действовать на пересеченной местности, не могла преследовать противника. Фаланга - это не только строй, но и боевой порядок греческой армии. Действовала она всегда как единое целое. Спартанцы считали тактически нецелесообразным делить свою фалангу на более мелкие части. До боя при Левктрах (371 г. до н.э.) спартанская фаланга считалась непобедимой. Уязвимым местом ее были фланги, особенно фланги первой шеренги, которая прежде других наносила или отражала удар. Боевой порядок не ограничивался только фалангой. Легко вооруженные лучники и пращники с камнями обеспечивали фалангу с фронта, завазывали бои, а с началом наступления фаланги отходили на ее фланги и в тыл для их обеспечения.

Атака носила фронтальных характер, и тактика была очень простой. На поле боя едва ли имелось даже самое элементарное тактическое маневрирование. При построении боевого порядка учитывалось только соотношение протяжения фронта и глубины построения фаланги. Исход боя решали такие качества воинов, как мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и особенно сплоченность фалангии на основе воинской дисциплины и боевой выучки.
Слабым местом спартанской военной системы было полное отсутствие технических средств борьбы. Осадного искусства спартанцы не знали до второй половины IV в. до н.э. Не умели они и возводить оборонительные сооружения. Крайне слаб был спартанский флот. Во время греко-персидской войны 480 г. до н.э. Спарта смогла выставить лишь 10-15 кораблей.

Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет

Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.
В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.

Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общей системе спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом...Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно». Поэтому, на состязания, проводимые в гимнасиях, регулярно приглашали представителей старшего поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков». На этом основании каждый старик мог поощрить или наказать любого из детей. И это считалось не только его правом, но и обязанностью.
Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим присутствием стимулировали юношей к достижению больших успехов.
По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и с обнаженной головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах», которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками.

В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав.

Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудное питание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли голодать. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления. Широко известна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво.

Таким образом, подобные “уроки жизни” не только приучали детей бороться с лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообладание и выдержку - качества столь необходимые для будущего воина.

По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали поодиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.

Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм уже упомянутого выше принципа «общественного контроля» над воспитанием и, имея в своей основе идею соперничества - основной принцип всего спартанского образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и выносливости.

Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.

В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели». И далее писатель дает очень высокую оценку провидению подобных испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязаясь с бьющим его, кто из них первым устанет». Возможно, сечение у алтаря - это эффективный способ развития мужества и выдержки у детей. Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других методов спартанского воспитания.
В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испытательный год» своей военной подготовки. Начиная с этого возраста, подростки получали право ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты .

Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано и хождение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране, что способствовало укреплению тела и духа ибо соответствовало условиям настоящего военного похода», а чтобы максимально приблизить эту иллюзию к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному населению Лаконики. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государства.

Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав прочувствовать всю радость победы над противником.

«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной задачей иренов было физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.

Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей. Военная идеология не требовала большой граммотности и употребления сложных фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы. И такая способность прививалась детям с самого раннего возраста. Ирен предлагал воспитанникам вопросы, требующие размышления и сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привести доказательства, облекши мысль в самые краткие слова... Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления». Позднее понятие «лаконическая » речь (от названия государства - Лаконика ) становится именем нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли.

Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее насыщенным и трудным.

Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет

На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. Кроме того, начиная с этого возраста, государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой.

Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность...
О мальчиках заботилось государство. Нигде в древнем мире подобного не было. Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами прибирались и наводили чистоту. Их воспитывали в закрытых полувоенных школах - своего рода «детских домах».

Детей подвергали зверской муштре, воспитывая в них выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон, доходивший им до колен. Кожа на ногах постепенно грубела, и они приучались лазить по горам босиком. Надзирали за ними юноши 19-20 лет (ирены). «Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, - писал Плутарх, - не имел гражданских прав».

Воспитание в возрасте от 21 до 30 лет

С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.

Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.

В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период интенсивной военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми
Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возврастным и территориальным группам. В действующую армию в основном зачислялись младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службу со своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу - илота. В состав спартанского войска включались и легковооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легковооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20-60 метров, стрела поражала на дистанции 100-200м. Легковооруженные войны обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легковооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.

Во Франции в конце XIX века спартанское воспитание любили сравнивать с английским. Вот типичный журналистский пассаж: «Спартанцы придерживались воспитания, которое мы назвали бы английским. Они не пеленали новорожденных детей, приучали их к изменениям температуры, мыли их холодной водой и даже зимой не позволяли им кутаться».

Всех детей делили на отряды (агелы ); в основном по шесть мальчиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок. Британские археологи, проводившие раскопки в храме Артемиды Орфии, обнаружили многочисленные надписи, оставленные в честь мальчиков, одержавших победы на состязаниях, посвященных Артемиде. Если мальчик командовал отрядом, это указывалось в надписи.

Полномочия командира были достаточно широки. Остальные дети слушались его беспрекословно. По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегося мальчишку. Наказывали любого, кто возражал, медлил. Так растили идеальных воинов (это была единственная профессия настоящего спартанца). В бою гоплит инстинктивно не смел игнорировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Ради этого в спартанцах с детства вырабатывался особый условный инстинкт: «моментальное подчинение приказу».

Спартанцы воспитывались как послушники в монастыре, только в этом монастыре учились не молиться, а сражаться, не пробуждать в себе добро, а воспитывать воинскую доблесть, не помогать людям, а воевать с ними. Каста спартанцев была сродни рыцарскому ордену, и, подобно монахам, они были ограждены от внешнего мира - от этой дьявольской напасти, противостоять которой было делом всей жизни и настоящего монаха, и истинного спартанца. Сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спарте, тоже могли учиться в спартанской школе. Многие богатые и аристократически настроенные родители отправляли детей на воспитание в Спарту .
В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Все спортивные состязания и игры были подчинены одной цели воспитывать в юношах солдат. С детства спартанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. Во время игр выстраивались в фалангу. Подолгу занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и дротика.

Ежегодно между спартанскими юношами проводились состязания - своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка - столкнуть противника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного никаких правил «фейр-плэй». Запрещалось лишь применять оружие. В этом «потешном сражении» юноши не щадили друг друга; еще меньше они будут жалеть противника. Как отмечают комментаторы, подобные игры больше всего напоминали поединки гладиаторов - жестокие, безжалостные бои.

Впоследствии, в римскую эпоху, когда Спарта превратилась в скромный, провинциальный городок, спартанские «бои без правил» стали популярным аттракционом. Очевидцами подобных игрищ были и Павсаний, и Цицерон, удивлявшийся тому, «с каким невероятным упорством (юноши) сражались кулаками, ногами, ногтями и даже зубами; они предпочитали погибнуть, чем признать поражение».

Другим видом испытаний было бичевание юношей на празднике Артемиды Орфии. Их секли ивовыми прутьями перед алтарем богини. Некогда жертвенник богини орошали человеческой кровью, казня любого, выбранного жребием. По преданию, Ликург заменил подобные казни бичеванием юношей. За этим наблюдала жрица, державшая в руках небольшое деревянное изображение богини. Если бичующие щадили юношу, то изображение становилось таким тяжелым, что жрица едва удерживала его. Тогда она обвиняла бичующих в нерадивости. Каждый юноша должен был сносить наказание молча. Если он кричал от боли, презирали не только его, но и его родителей.
Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность. Вздумай юноша пожаловаться отцу, тот принимался сам колотить несчастного. Совершив воровство, спартанские дети стремились ничем не выдать себя. Рассказывают, что как-то мальчишка украл лисенка и спрятал его под плащ. Когтями и зубами зверек раздирал живот ребенка, стараясь вырваться из западни. Мальчик молчал, он так и умер от ран, но не подал виду, что держит под плащом что-то ворованное. Современные историки считают этот рассказ, переданный Плутархом, выдумкой, хотя он психологически точен. Если бы мальчик признался в краже, вытащил добычу из-за пазухи, то его - за неловкость и трусость - запороли бы до полусмерти. Мальчик настолько боялся жестокого наказания, что крепился даже когда терпеть уже было нельзя.

«Терпеть» - вот что было главным в спартанской «школе мужества». Гимнастические упражнения обычно выполняли голыми: летом под палящими лучами солнца; зимой - невзирая на снег и дождь. Принимать тёплые ванны и умащать тело запрещалось; грязь покрывала тело. Спали мальчики в бараках, на подстилках из тростника, сорванного голыми руками на берегу Эврота. Зимой под низ подстилки клали чертополох; считалось, что это растение согревает. Жили впроголодь. Впрочем, античные авторы считали, что это шло спартанцам на пользу. Они становились от этого стройнее, «не раздавались вширь»; их тело росло «свободно, без принуждения», становилось «тонким и худощавым», пояснял преимущества такой «диеты» Плутарх. Недаром немецкий искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман называл телосложение спартанцев образцом греческой красоты.
Однако красота была лишь побочным результатом спартанского воспитания. Точно так же спартанцы занимались музыкой или танцами отнюдь не ради звуков нежных. Пиррихий, танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее, напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы, молниеносные удары копьем - то есть все, что требовалось воину во время боя. Исполняли его в полном вооружении. Занятия танцами мало чем отличались от повседневной муштры; они лишь разнообразили ее. Под звуки же флейты спартанцы шли на битву. По словам Плутарха, мелодии спартанцев «обладали способностью проникать в душу, возбуждать мужество и великодушные чувства, внушать порывы энтузиазма». В песнях спартанцев восхвалялась храбрость тех, кому посчастливилось умереть за Спарту.

Как только юноши подрастали, они могли испытать это «счастье». Их делили на небольшие отряды и отправляли в Мессению. Скитаясь по горам, среди диких зверей, они убивали встречавшихся им илотов. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых. Все они считались военнообязанными (срок военной службы в Спарте составлял сорок лет).
Рассказывая о жизни Ликурга, Плутарх подчеркивает то, что главным в спартанской системе была система воспитания: она воспитывала своих граждан таким образом, чтобы они не могли жить сами по себе; они должны были отдавать стране всего себя без остатка. Процесс воспитания такого подчинения начинался в детстве, потому что по законам Ликурга молодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей сколько воспитанниками общества.

Каждого новорожденного показывали опытным знатокам физического здоровья детей. Это было что-то вроде государственного комитета по здравоохранению, и если младенец был "хилым или плохо сложенным", то его выставляли на волю природных стихий в ущелье Апофет в горах Тайгет. Тем же, кто выживал после этого испытания, сохраняли жизнь и в дальнейшем старались не подвергать чересчур сильным испытаниям, потому что, избавляясь от самых слабых детей, спартанцы заботились об остальных.

Женское воспитание в Спарте

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине» - эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. Кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был, прежде всего, воином, то женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.

Заключение

Таким образом, спартанское воспитание сводилось почти исключительно к физической военной подготовке. Плутарх отмечает, что некоторые уступки были сделаны в отношении грамотности: "Их обучали чтению и письму лишь в той степени, в какой это было минимально необходимо; главным для них было воспитать послушных граждан, научить их выносить боль и побеждать в бою".

Военная муштра, охота, плавание, конный спорт, искусство разведчика, умение шпионить и тяжелые, напряженные упражнения в гимнастическом зале - вот к чему сводилось спартанское воспитание. Спутниками и помощниками в этом воспитание служили национальные песни, патриотические стихи, музыка и танцы, которые считались важными инструментами в подъеме боевого духа. Поскольку арифметика отдавала коммерцией, которой не занимался ни один спартанец, тайна числа оставалась почти неоткрытой, за исключением боевого расчета при построении воинских формирований.

Хотя к риторике относились с презрением и ее преподавание было запрещено, спартанцы с уважением относились к остроте ума, находившему выражение в коротких и весомых фразах, лаконичных выражениях, которые прославили речь спартанцев. Эта особенность речи проявилась, например, в знаменитом приказе царя Леонида, отданного им в день битвы при Фермопилах: "Завтрак - здесь, ужин - Аиде". После ужина старшие обучали детей искусству, как давать "верные и содержательные ответы" на практические вопросы, провоцируя у детей и юношей способность высказывать суждения по текущим делам. В этом нет ничего похожего на диалоги Сократа. Таким образом, пишет Плутарх, они получали информацию о достоинствах и недостатках своих соотечественников и учились выражаться кратко и в стиле сурового юмора, что особенно поощрялось взрослыми. Если мальчик не справлялся с заданиями взрослых, то они кусали его за большой палец.