Развитие ребенка на девятом месяце жизни. Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни. Покоряем новые трудности

В этой статье:

Беременность будущей мамы принято делить на три триместра, а первый год жизни ребенка условно разделяют уже на четыре периода, каждый из которых имеет свои особенности развития крохи. Третий период, то есть девятый месяц, о котором пойдет речь, для ребенка является одним из самых важных. В это время малыш готовится сделать первые самостоятельные шаги.

Несколько слов о физическом развитии крохи

Принято считать, что ребенок должен сесть самостоятельно в 6 или, в крайнем случае, в 7 месяцев. На самом деле некоторые малыши не сидят даже на девятом месяце, по крайней мере без опоры. Если все остальные показатели развития ребенка в норме, то отсутствие этого умения можно списать на индивидуальные особенности либо же на недавно перенесенную болезнь, которая замедлила развитие. Но, если в течение 9-го месяца малыш так и не сядет самостоятельно, стоит побеспокоиться и сходить на прием к врачу.

Чаще всего причиной позднего физического развития являются расстройства неврологического характера, возникающие еще во внутриутробном периоде или в процессе родов. Вполне возможно, что они были слабовыраженными, поэтому проявились только на 9-м месяце развития малыша, когда он уже должен освоить ряд навыков.

Общая характеристика крохи в 8 месяцев

Если ребенок не испытывает проблем со здоровьем, то на 9-м месяце он очень подвижен и активен. Малыш ползает по квартире, может кружиться вокруг своей оси, несколько раз за минуту меняет положение, пробует ходить вдоль кроватки или манежа, удерживаясь за опору.

Особенность ребенка на 9-м месяце жизни - активное развитие мелкой моторики рук. Дети в этом возрасте приходят в восторг от новых возможностей. Они без проблем хватают кубик, погремушку, удерживая их всеми пальцами. Постепенно начинают использовать пинцетный захват, когда необходимо поднять или удержать хрупкую
, маленькую вещь.

Что любит делать малыш в этом возрасте? Многие дети с удовольствием снимают с себя головные уборы, наблюдая за реакцией родителей, выбрасывают игрушки из манежа, стучат или об пол или бортик кровати. Все это лишний раз подчеркивает нормальное развитие крохи, поэтому у родителей не должно быть поводов для беспокойства.

На 9-м месяце жизни многие малыши произносят свое первое слово, отличное от «мама» или «баба». Они могут повторить имена домашних животных, младших или старших сестер или братьев, наслаждаясь произведенным эффектом. Оставаясь наедине с собой, дети подолгу лепечут, меняя интонации, громкость, тембр голоса.

Стоит обратить внимание и на прогресс малыша в понимании обращенной к нему речи. Кроха способен выполнять простые инструкции взрослых: указывает на предметы и объекты, о которых они упоминают, ищет спрятанные игрушки. Таким образом малыши постепенно готовятся к диалогу.

Особенности питания ребенка

Питание крохи на 9-м месяце жизни усложняется введением новых продуктов. Грудное молоко по-прежнему может и должно входить в рацион, но одним им уже не ограничиться. Пища должна быть разнообразной, сбалансированной, полезной, а также привлекательной на вид, чтобы вызывать у малыша аппетит.

Будет здорово, если у крохи уже в этом возрасте появится собственная посуда, из которой будет есть только он. Не будет лишним приучать малыша и к манерам поведения за столом, удивляя сервировкой, предлагая пользоваться салфеткой.

Перед тем как приступить к еде, малыш обязательно должен вымыть руки. Делать это нужно не только из соображений гигиены, но и для того, чтобы возбудить нервные окончания на кончиках пальцев, стимулируя таким образом выделение пищеварительных соков и пробуждая у малыша аппетит.

Вместе с мелкой моторикой пальцев у малышей в этом возрасте развиваются кисти, поэтому можно уже позволять ребенку пользоваться ложкой самостоятельно. Естественно, что правильнее и комфортнее для малыша будет кушать за собственным детским столом или на детском стульчике, а не на коленях у взрослых.

Позволяя малышу есть самостоятельно, необходимо набраться терпения и постараться избежать раздражения.
В первые дни кроха будет стучать ложкой по столу, по тарелке, размазывать ее содержимое по столу. Со временем он научится есть правильно, если взрослые проявят понимание и покажут, как это делать, в том числе и на личном примере.

Приучая кроху с такого раннего возраста к приему пищи, родители смогут привить ему навыки самостоятельности, кроме того, дети на 9 месяце жизни, которым позволяют есть самим, имеют отличный аппетит.

Какие продукты включить в рацион?

В рацион ребенка на 9-м месяце жизни должны входить продукты, обеспечивающие его гармоничный рост и развитие. Это:

  • мясо;
  • рыба;
  • каши;
  • злаковые;
  • кисломолочные;
  • овощи и фрукты.

Мясо и рыба должны быть нежирными, последняя - отделенной от костей. Готовить блюда лучше на пару, в духовке, избегая жарки, во время которой продукты теряют питательные вещества. Следите за тем, как реагирует малыш на новые продукты, не появляется ли у него аллергии на такие аллергены, как мед, яичный желток, некоторые виды овощей и фруктов.

Что категорически нельзя давать девятимесячному ребенку, так это бульон. Неважно, на птице, рыбе или мясе. Дело в том, что это на первый взгляд полезное и диетическое блюдо вообще не должно входить в рацион питания малыша. Супы на мясе детям лучше давать не чаще двух раз в неделю. Основная причина исключения бульонов - входящие в них экстрактивные вещества, вызывающие у детей аллергию.

Естественно, что вареные мясо, птицу и рыбу нежирных сортов давать можно, причем куриное мясо предпочтительнее из-за его легкой по сравнению с говядиной усвояемости и отсутствия костей. Дети с удовольствием едят курочку, с которой предварительно нужно будет удалить кожу.

Девятый месяц жизни малыша подразумевает, что в ежедневный рацион будет входить количество пищи, составляющее 1/8 от массы его тела.

Важный момент. Обратите внимание на то, что на 9-м месяце жизни у детей уже формируются личные предпочтения, поэтому не стоит их заставлять есть те продукты, которые им не по душе. Лучше попробовать ввести их в рацион позже либо замаскировать в блюде с помощью любимых крохой ингредиентов.

Что нужно знать о прогулках?

Чтобы развитие ребенка на девятом месяце жизни протекало гармонично, он должен бывать на свежем воздухе каждый день. Неважно, какая на улице погода или время года. В зависимости от этого можно
варьировать продолжительность прогулки, но ни в коем случае нельзя отказываться от нее совсем.

У детей, которых слишком оберегают, не выпуская на улицу, чаще, чем у «уличных» детей, возникают проблемы с аппетитом, со сном, физическим развитием. Такие малыши могут страдать анемией, чаще всего они бледные, без блеска в глазах.

Гулять с малышом лучше в немноголюдных местах, где много деревьев, приятные пейзажи и отсутствует транспортное движение. Кроха на прогулке должен дышать свежим воздухом, а не выхлопными газами.

Чему научился малыш?

На 9-м месяце жизни коллекция навыков малыша довольно обширна. Он многое умеет, со многим справляется, чаще всего пребывает в отличном настроении, много двигается, пробует идти на контакт с помощью речи. Малыш самостоятельно передвигается по квартире доступным ему способом, открывает шкафы и дверцы, играет с игрушками, проявляет интерес к предметам обихода.

На 9-м месяце жизни большинство малышей уверенно сидят, причем многие из них не могут самостоятельно сесть из положения стоя, что вызывает у них приступ раздраженного крика.

Если кроху приучают к горшку, то очень важно ограничивать время его использования до 8 минут. Больше - вредно, поэтому стоит отвлечь кроху от игрушек и сосредоточить его внимание на деле, ради которого он сидит на горшке.

Игровая деятельность - что нового?

Оптимальный жизненный опыт кроха получит, наблюдая за взрослыми и играя с ними в совместные игры. Поэтому так важно находить время для того, чтобы занять малыша играми. Наиболее удобное время для них - перед вечерней ванной. Не стоит пытаться увлечь кроху игрой, особенно подвижной, сразу после еды. Это негативным образом скажется на его пищеварении и последующем сне.

Начиная с 9 месяцев можно приучать кроху к
самостоятельным играм, предлагая ему задействовать фантазию. Пока малыш не способен сам придумать, во что и как играть. Но он уже может наблюдать и запоминать действия взрослых, которые попробует повторить.

Во время игр с ребенком нужно постараться исключить отвлекающие его внимание источники звука или движения. Играть лучше в тихой комнате с выключенным телевизором, где ничто не будет отвлекать кроху от процесса.

Чтобы интерес ребенка не иссякал, не стоит позволять ему играть более чем двумя игрушками одновременно. Излишек игрушек приведет к рассеиванию внимания малыша, его перевозбуждению и потере концентрации, которая в этом возрасте и так минимальна.

Режим дня: что нужно знать?

Нормальный рост и развитие ребенка на девятом месяце жизни обеспечит полноценное питание и соблюдение режима дня. В этом возрасте малышу все еще нужно будет спать днем, причем не менее двух раз. Важно учитывать, что каждый малыш индивидуален, поэтому график
необходимо корректировать с учетом его потребностей. Если кроха спокоен и уравновешен, мало устает и вынослив, ему может хватить и одного дневного сна, а легковозбудимым и подвижным малышам для восстановления сил может потребоваться даже трехразовый сон.

Питание, сон, купание - на 9-м месяце жизни ребенка все это должно происходить каждый день в одно и то же время. Соблюдая режим дня, родителям будет проще планировать собственный график, а ребенок будет чувствовать себя бодрым и отдохнувшим, полным сил для знакомства с окружающим миром.

Эмоциональное развитие малыша

Эмоциональный мир крохи на 9-м месяце пока достаточно скромный. Родителям могут его обогатить, если будут постоянно вместе с малышом. Ребенку действительно важно чувствовать, что мама и папа его не бросили, готовы с ним общаться, играть или просто находиться рядом.

Дети в этом возрасте уже четко понимают, с каким
настроением к ним обращаются взрослые. Они негативно реагируют на порицание, счастливо улыбаются, когда их хвалят. Очень важно, чтобы родители постарались избегать в общении критики в адрес малыша, не пытались ему запрещать познавать мир. Интонации, с которыми взрослые обращаются к детям, должны быть добрыми, нежными, ласковыми.

Помните о том, что нормальное развитие малыша на 9-м месяце жизни возможно только в условиях комфортной для него среды, в которой люди будут выражать преимущественно позитивные эмоции.

Физическая культура и гимнастика

В заключение несколько слов о прививании малышу привычки вести здоровый образ жизни. С раннего возраста с малышом можно выполнять физические упражнения, массажи, гимнастику – как общую, так и пальчиковую. Зарядка по утрам и расслабляющий массаж перед купанием должны стать традицией в каждой семье, где есть дети.

Дополнительным бонусом может стать процедура закаливания, во время которой малыша будут купать в воде, постепенно, раз за разом понижая температуру. Как только кроха научится ходить, можно позволить ему бегать босиком, время от времени устраивать для него воздушные ванны.

Сказочным преображением можно назвать фантастические метаморфозы в развитии ребенка. Произошел гигантский «скачок» от существа крайне беспомощного, не умеющего удерживать головку, к человеку, способному самостоятельно действовать и выражать свое отношение к тому или иному факту окружающей жизни. И в этом смысле 9-й месяц жизни малыша открывает новую страницу. Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается социальная линия, но уже на новом, более высоком уровне.

Мы уже знаем, что к восьми месяцам у ребенка сформировалась привязанность к близкому взрослому. Малыш уже готов проводить с ним каждую секунду своей жизни. Теперь между ними возникло «деловое сотрудничество», деловое общение и даже «диалог» на фоне речевой «переклички» (по подражанию). А предметная игра стала прекрасным поводом для этого взаимодействия.

Интерес к взрослому усиливается. Любопытство к окружающему миру подогревает его. Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, быть вместе с ним день и ночь, а главное, повторять его действия. Формируется подражательное поведение. Малышу важно не только «обследовать» игрушку но и понять, ЧТО это за предмет. Кроме того, теперь он желает знать, что с этим предметом можно делать. Иными словами, ребенку необходимо видеть, как окружающие предметы используют взрослые и какие при этом они испытывают чувства.

Малыш начинает почти «зеркально» отражать бытовые ситуации и поступки взрослых. У него формируется ситуативное поведение. Это важно, так как развивающаяся отражательная способность мозга малютки является основой его психофизического развития. И в этом смысле социальная среда и общение со взрослым представляют единственный и неповторимый путь его ранней социализации, то есть вхождения в мир людей. Не случайно физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим. Формируются и развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная; общая моторика и моторика пальцев, и т.д.

Подражательная способность ребенка выводит его к овладению пока что элементарной, но чисто человеческой формой социальной жизни. Например, малыш принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д. Совершается великое таинство приобщения ребенка к социальной культуре.

Девятый месяц жизни можно считать высокой нотой в «дуете» взрослого с ребенком. «Партия детства» звучит в нем не только весьма оригинально, но исключительно выразительно, обнаруживая свои неповторимые нюансы. Что же это за нюансы? Поясним их еще раз.

  • Любовь ко ВЗРОСЛОМУ становится основой всего прогрессивного в развитии малютки.
  • Привязанность ко взрослому возрастает и базируется на «деловом» общении.
  • Взрослый обогащает чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни.
  • Ребенок чувствителен в том, что касается отношения к нему. Начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции.
  • Малыш очень чувствителен к похвале взрослого.
  • В процессе общения взрослого с ребенком дитя способно выразить всю палитру чувств.

О чем это говорит? Ребенок еще не отделяет себя от взрослого, испытывая в нем потребность днем и ночью, но он уже чувствует свое место в семейном единстве. При этом малыш должен ощущать всю свою ценность для взрослого. Иными словами, малыш учится от взрослого любви к ближним, к миру, ко всему живому, к себе.

Вот, почему на девятом месяце жизни малыш обнаруживает желание «вглядываться» в мир, наблюдать не только за взрослыми, но и за другими детьми, и даже подражать некоторым их действиям. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.

Итак, на девятом месяце жизни малыш впервые начинает со всей полнотой нуждаться в семье, реагировать на социальные оценки ближних. А взрослые со всей полнотой должны осознать, что на 9-ом месяце жизни им следует проявить яркое, выразительное, доброжелательное отношение к малютке. Конечно, такое отношение ребенку необходимо всегда. Именно родные должны наполнить эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Вот почему, как отмечают детские психологи, не следует уже в этом нежном возрасте говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает не так, потому что вы даете оценку его личности. Лучше сказать: «Ты плохо сделал. Так нельзя. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать.

Также важно и то, каким тоном вы это скажете. «Неужели маленький ребенок так чувствителен?» - спросят нас озадаченные родители. Да, это так. Всегда следует помнить, что перед вами человек, и даже больше - развивающаяся человеческая личность. И 9-й месяц жизни дает повод, чтобы над этим задуматься мамам и папам, так как малыш взрослеет на глазах, меняется не только физически, но и духовно.

Изменяется, усложняется социальный статус ребенка: социальное развитие начинает вести за собой общее развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, - то, как люди общаются друг с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта. Не случайно ученые отмечают, что к концу первого года жизни и в начале второго социальные факторы развития выходят на первое место и ведут за собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми навыками.

К концу девятого месяца необходимо провести тщательную диагностику по показателям развития малыша. Девятый месяц считается одним из рубежных (как третий, шестой, двенадцатый), этапных периодов младенчества. Здесь многое закладывается на будущее.

Развитие и воспитание ребенка. 9-й месяц жизни

Ведущие линии развития

Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Моторное развитие

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Ознакомление с окружающим миром. Развитие подготовительных этапов речи

Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа 9-го месяца жизни

1. Продолжать познавательное развитие на эмоционально-чувственной ориентировочной основе.

2. Обогащать содержательную сторону «делового» общения, используя режимные моменты и ознакомительную игру с предметами и игрушками. Предметная деятельность - ведущая.

В процессе двустороннего контакта взрослого с ребенком формировать совместные действия, побуждающие ребенка к подражанию (имитации ).

На основе усилившейся линии социального развития формировать речевое общение как ведущую форму коммуникативного взаимодействия (наряду с вокализациями, жестами и мимикой).

1. Продолжать развивать общую двигательную активность, акцентируясь на подготовительных этапах овладения навыком ходьбы .

2. Развивать действия руки на основе предметной деятельности ребенка с дидактическими и сюжетными игрушками.

Задачи

1.Совершенствовать ориентировочно-исследовательское поведени е ребенка при ознакомлении с новыми игрушками и предметами.

2. Выполнять более точные движения с хорошо знакомыми игрушками.

3. Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве, а также сопоставлять часть с целым предметом.

Учить выполнению таких действий как разъединение и соединение , выкладывание и вкладывание и т.д.

4.На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе практически знакомить со свойствами полого и заполненного пространства (в пустое ведро, например, вложить шарики, заполнив его доверху). Развивать осязание .

5. Продолжать формирование мелкой моторики пальцев , подбирая игрушки, позволяющие тренировать позиции большого пальца (кулачок разжат, большой палец несколько отставлен в сторону (приблизительно на 30 градусов), наблюдается его активность при хватании).

1. Побуждать ребенка вступать в контакт со взрослым при совместных действиях (играх) с предметами и игрушками.

2. Воспитывать адекватное отношение к действиям с предметами и игрушками в зависимости от результата: удовлетворение - от выполнения поставленной практической задачи (например, снять колечки, выложить кубики и т.д.).

3. Обогащать эмоциональный мир ребенка в процессе показа образных игрушек, демонстрируя небольшие сценки (куколка радуется, смеется, прячется и т.д.).

1.Продолжать развивать лепет, побуждая к подражанию на основе уже имеющихся в лепете фонем родного языка - звуков и слогов .

2. Учить ребенка понимать обращение к нему по имени .

3. Развивать понимание обращенной к ребенку речи:

1) находить названный знакомый предмет вне зависимости от его постоянного места;

2) находить названный предмет, «отвечая» на вопрос «где?», выбирая из 2-3 рядом стоящих предметов;

3) адекватно реагировать на речь взрослого в процессе бытовых ситуаций (умывания, приема пищи, подготовка ко сну и т.п.)

4) способствовать формированию лепета а процессе радостного общения и игры со взрослым.

1. Побуждать к сохранению вертикального положения - стояния в течение нескольких минут у опоры.

2. Побуждать малыша к переступанию (приставным шагом) вдоль опоры от одного предмета к другому, придерживаясь руками за выступы и поручни мебели.

3. Побуждать к повторению движений за взрослым: подъем и опускание ручек, похлопывание в ладошки и т.д.

4. Пополнять «разученные» игровые действия, используя малые фольклорные жанры (пестушки, потешки, песенки, небылички и т.д.).

Реализация мини-программы и задач воспитания

Взрослый организует с ребенком совместные игры с предметами и игрушками, показывая способы действия, побуждая малыша к повторениям, подражанию, умению использовать разученные действия в новой ситуации.

Примерные игры-занятия

Занятие 1

Цель. Учить выполнять цепь последовательных действий, например, вкладывание, а затем выкладывание предметов.

Материал. Можно использовать любую коробку, желательно, в форме куба (40 куб. см), в ней сделать прорези размером примерно 15 х 15 см, за исключением той стороны, которая служит опорой. Игрушки небольшого размера (3-7 см), привязанные к ленте например, шарики, колокольчики, рыбки, уточки и т.п. Ленту с игрушками пропускают через верхнее и боковое отверстие и связывают концами. Вся гирлянда опускается в коробку.

Ход занятия Взрослый привлекает внимание ребенка к коробке. Он тянет за ленточку и достает одну игрушку за другой. Отдает малышу игрушку, называет ее. Затем подтягивает вновь за ленточку, извлекает из коробки вторую игрушку, третью и т.д. Каждую игрушку взрослый называет, дает рассмотреть, поиграть.

Во второй части занятия мама учит ребенка последовательно брать игрушки одну за другой, подтягивая за ленту. Если у ребенка что-то не получается, взрослый помогает.

В третьей части занятия взрослый развязывает ленту, на которой укреплены игрушки. Помещает ее в коробку, оставляя один конец ленты. Повторяется вторая часть занятия.

Постепенно ребенок вытягивает всю ленту. Мама побуждает малыша рассмотреть предметы в гирлянде. Когда все игрушки будут выбраны из коробки, взрослый говорит: «Все, нет больше игрушек в коробке. Нет». Дает ребенку заглянуть в пустую коробку.

Варианты

На других занятиях с малышом может быть осуществлен специальный подбор предметов различных по своим свойствам, например, одноцветные шарики из различных материалов, разноцветные колокольчики и т.д. Можно использовать также игрушки-самоделки, которые ранее применялись как вкладыши и подвески. Можно использовать все игрушки, которые присутствуют в игрушечном хозяйстве малыша.

Занятие 2

Цель. Развивать моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы, простейшие виды соотнесений, например, части предмета с целым (матрешка, пирамидка и т.п.) Материал. Кольца одного размера и цвета (4-5 шт.), заполняющие до конца вертикальный стержень (можно использовать обыкновенную пирамидку).

Ход занятия. Взрослый держит в руках стержень и наклоняет его к ребенку, сидящему за столиком или на ковре, просит снять второе, третье колечко, придвигая кольца к краю стержня. «Колечко!» - говорит, побуждая малыша снять кольца.

Когда ребенок снимает все, взрослый эмоционально комментирует его действия: «Нет колечек! Коля (называет ребенка по имени) снял все колечки!». Ребенок снимает только кольца. Стержень от пирамидки находится в течение всего занятия в руках взрослого и ребенку для самостоятельного пользования не дается.

Во второй части занятия взрослый заполняет весь стержень кольцами, давая возможность ребенку наблюдать его действия.

Третья часть занятия повторяет первую.

Занятие 3

Цель. Совершенствовать мелкую моторику, фиксировать особое положение большого пальца по отношению к четырем другим при захватывании плоских предметов. Расширять опыт действий: раскладывать и складывать предметы, сформировать представление о целом и его частях в процессе практического действия с предметами.

Материал. Тарелочки (мисочки) из дерева или пластика (5-6 шт).

Ход занятия. Мама привлекает внимание ребенка к разноцветным тарелочкам, которые сложены стопкой. Берет одну тарелочку за край, протягивает ребенку, говорит: «Возьми тарелочку!».

Если малыш выполняет действие неправильно, взрослый поворачивает его руку тыльной стороной вниз, кладет на ладонь тарелочку и прижимает к ней сверху его большой палец. Затем ребенок действует с предметом самостоятельно. Взрослый передает ему по одной все тарелочки.

Во второй части занятия взрослый собирает тарелочки стопкой. Первая часть занятия повторяется.

1. Зная, что малыш эмоционально отзывчив на настроение взрослого, мама старается в течение дня общаться с малышом очень приветливо и доброжелательно.

С момента пробуждения следует задать тон всему дню, помня, что улыбка мамы - эмоционально «заряжает» малыша.

Прежде чем поднять малютку из кроватки, пообщайтесь с ним издалека - улыбнитесь ему, наклонившись над кроваткой.

Подарите улыбку и дождитесь, чтобы ребенок улыбнулся вам.

Если малыш тянет к вам ручки, погладьте, поцелуйте пальчики.

Прикоснитесь ласково к головке, погладьте по волосикам.

Обратитесь к ребенку ласково, назвав по имени. Это можно сделать несколько раз, затем назвать его ласковыми именами: например, «зайчик мой», «кисонька», «солнышко» и т.д.

Возьмите малыша на руки, потанцуйте с ним, напевая веселый мотив.

Подойдите, держа малыша на руках, к окну. Скажите: «Доброе утро, солнышко!»

Сделайте приветственное движение своей рукой, а затем ручкой ребенка.

Поздоровайтесь с заранее расставленными игрушками: «Здравствуй, Мишка!», «Здравствуй, Зайка!», «Здравствуй, Матрешка!», «Всем, всем добрый день!» И ваш день будет по-настоящему добрым.

2. Взрослый включается во все игры с ребенком. Создает ситуацию, позволяющую малышу действовать самостоятельно. Взрослый не опережает инициативу малыша.

Если у ребенка что-то не получается, мама помогает в том случае, если видит, что малыш не может обойтись без нее, переживает свои неудачи. Важно чтобы малыш в совместных со взрослым играх получал от взрослого опыт совместных сопереживаний, эмоций, заканчивающихся положительным результатом .

Взрослый проводит специальные речевые занятия с целью развития понимания речи взрослого и формирования активной речи ребенка.

Примерное занятие:

В начале занятия мама обращается к ребенку по имени, старается сосредоточить его внимание. Она несколько раз называет малыша по имени, меняя интонацию: «Где же Алешенька?» «Кто у нас Алешенька?» Может разыгрывать ситуацию поиска ребенка. «А, вот наш Алеша, а я и не вижу». (Радостная интонация, побуждающая ребенка к игровому взаимодействию со взрослым. Мама может взять малыша на руки и поднести к зеркалу: «Где мама? Где Алеша?»

Мама фиксирует прикосновением руки «ответ» на вопрос: «Вот мама! Вот Алеша!» Ребенок видит в зеркале себя и взрослого в ситуации игры. При этом речь взрослого должна быть лаконична .

Вторая часть занятия направлена на развитие понимания речи

Взрослый спрашивает: «Где уточка?», «Где гага?».

Малыш находит знакомый предмет, не зависимо от места его расположения, и даже в сочетании со вторым предметом, например, машинкой: «Где биби?».

Третья часть занятия - показ новой игрушки. Например, матрешки: «Матрешка», «Баба», «Вот матрешка». Взрослый ставит ее на отдельное место. В течение нескольких дней взрослый «разучивает» с ребенком название новой игрушки. Взрослый включает лепетные слова: гага-уточка, матрешка-баба, машина-биби и т.п. с целью активизации речи ребенка.

Взрослый, общаясь, широко пользуется речью, включая в лексикон слова, обозначающие не только предметы, но и действия «Возьми», «Дай шарик», «Собери колечки», «Покажи, где колечки» и т.д.

Таким образом, речевые навыки отрабатываются на занятиях. Важно чтобы ребенок слышал лепетную и общеупотребительную речь взрослого и мог ему подражать.

Развитие общих движений

Взрослый продолжает создавать ситуации, побуждающие малыша к двигательной активности .

Занятие 1

Цель: создать игровую ситуацию, побуждающую самостоятельно вставать, стоять и садится (показ игрушки)

Выполнение. Ребенок, цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем на обе ноги и выпрямляется.

Держась, стоит, примерно, 1 минуту на прямых расставленных ногах.

Взрослый приближает к малышу игрушку, передвигая к нему по барьеру.

Малыш садится, придерживаясь за опору. Взрослый передает ему игрушку.

Взрослый включается в игру с ребенком.

Занятие 2

Цель: Взрослый продолжает тренировать ребенка в переступании боком, держась за барьер.

Выполнение

Взрослый побуждает ребенка, переступать приставным шагом. Мама хвалит малыша, если у него это движение получается. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, придерживая своими руками его ручки на барьере и переступая в сторону приставным шагом, как бы выполняя это действие за него или вместе с ним.

Если указанные выше упражнения у ребенка появились и выполняются относительно свободно, можно перейти к развитию более сложных двигательных умений .

Занятие 3

Цель: Учить переходить от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Выполнение.

Ребенка, стоящего у опоры, привлекают к другой опоре, показывая игрушку на расстоянии 50-70 см.

Взрослый страхует ребенка, находясь рядом.

Если упражнение вызывает затруднение, мама не форсирует его выполнение, а повторяет предыдущие, более легкие. Развитие действий руки

Взрослый продолжает создавать игровые ситуации, побуждающие малыша к различным способам действий по подражанию.

Показатели развития ребенка к 9-ти месяцам

Выполняет самостоятельно, после показа взрослого, по подражанию следующие действия с игрушками:

1. проталкивает предметы (шарики, кубики) в дидактическую коробку;

2. снимает предметы с опоры: кольца - со стержня в горизонтальной плоскости; втулки - со шнура, шары - с лент в горизонтальной плоскости;

3. разъединяет два предмета или один предмет, состоящий из двух взаимосвязанных частей: вытаскивает грибки из панели; выхватывает втулки из столика (верстачка) и т.д.;

4. снимает крышки с различных по форме коробок и т.д.

Может действовать одновременно двумя игрушками; держит по игрушке в каждой руке.

С предметами действует по-разному, в зависимости от их физических свойств (круглые - прокатывает; вынимает все мелкие предметы из емкости, заглядывает в дырочку - например, в кольцо, - и т.д.)

Чувствителен к эмоциональным проявлениям взрослого:

2. обижается, если взрослый допускает резкий тон;

3. скучает по любимому взрослому, если последний не уделяет малышу достаточно внимания;

4. «добивается» внимания взрослого к себе различными способами: хнычет, выбрасывает игрушки, демонстрирует свои умения;

При неумении выполнить действие переживает, может даже заплакать.

В зависимости от результата действия проявляет радость, интерес, обиду, удовольствие и т.д. Мимические реакции лица отражают эмоциональные состояния ребенка.

Знает свое имя, оборачивается на обращение по имени, улыбается.

Понимание речи:

1. На вопрос: «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, вне зависимости от их постоянного местоположения.

2. Понимает слова, обозначающие действия, например: «Дай!», «Вставай!», «Ложись!» и т.д.

3. Знает назначение отдельных предметов, например, ложки, чашки, тарелки и т.д.

4. Знает названия некоторых пищевых продуктов: хлеб, печенье и т.д. Активная речь

5. Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже наличествуют в его лепете;

6. Громко лепечет в моменты большой заинтересованности.

Развитие общих движений

1. Встает на колени, на ноги, держась за опору.

2. Стоит при поддержке за руки.

3. Переступает при поддержке за обе руки или под мышки.

4. Переходит от одного предмета к другому приставным шагом, слегка придерживаясь руками за опору.

5. Способен повторить за взрослым некоторые «разученные» действия: опускает и поднимает руки, похлопывает в ладошки и т.д.

Развитие действий руки

1. Ребенок крепко сжимает игрушку, если ее хотят отобрать у него (не отдает).

2. Может брать мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью.

3. Появляется превалирование функций одной руки, как правило, правой.

4. Выполняет манипуляции, подражая взрослому.

Навыки

1. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками.

2. Держит в руке печенье, подносит его ко рту, обсасывает.

Девятый месяц жизни малыша – это период, когда организм крохи начинает подготовку к прямохождению. В это время основное внимание и развитие ребенка должно быть направлено на укрепление костного аппарата. Большое значение имеет физическая активность и психологическая готовность.

В этом возрасте малыш много двигается, мамины руки интересуют его все меньше. Он реализует свое любопытство, передвигаясь по полу и беря в руки различные предметы.

Особенности физического развития ребенка

По мере роста ребенка происходит постепенное снижение ежемесячной прибавки в весе. Так, если в первые месяцы ребенок мог набирать до 1 кг ежемесячно, а в период с 4 по 6 месяц – от 650 до 750 грамм, то за девятый месяц вес ребенка может увеличиться на 300-500 грамм.

Причина такого снижения ежемесячной прибавки в весе кроется в повышении двигательной активности ребенка. Чем больше ребенок двигается, тем больше затрачивается энергии. Она же в свою очередь сказывается на весе малыша.

Средний вес ребенка в этом возрасте составляет 9 кг. В росте за этот месяц ребенок прибавляет 1-2 см. С момента рождения его рост увеличился на 20-21 см. На конец 9-ого месяца жизни средний рост ребенка составляет 71 см. при этом допустимы отклонения на 3 см, как выше, так и ниже.

Умения и навыки малыша в 9 месяцев

  • Ребенок уверенно чувствует себя в положении сидя. При этом он самостоятельно садится, может из этого положения наклоняться и дотягиваться до игрушек. Просидеть без опоры ребенок может примерно 10 минут.
  • При наличии опоры ребенок может принимать вертикальное положение. Может делать робкие шаги. Если есть подвижная опора в виде стула, то ребенок может двигать его, держась за спинку и пробовать идти за ним.
  • При использовании ходунков, малыш может передвигаться, приседать и прыгать в среднем 10 минут.
  • Активные попытки ползать. В этот период некоторые дети уже встают на четвереньки и ползают в правильной позиции на ладонях и коленях. Другие же предпочитают передвигаться на животе. И тот и другой способ – вариант нормы для 9-ти месячного возраста.
  • Активное развитие мелкой моторики отражается в том, что ребенок начинает использовать пинцетообразный (два пальца) или щипковый (три пальца) захват. Он может поднимать таким образом мелкие предметы и даже крошки. Последовательность действий: подобрать-потрогать-засунуть в рот – вот то, чем предпочитает заниматься ребенок в этот возрасте. Рвать бумагу на клочки – еще одно полезное и любимое занятие крохи.
  • На 9-ом месяце жизни ребенок отличается довольно крепким хватом. Взяв что-то в свою руку, он не отпустит предмет, пока не потеряет к нему интерес. Забрать что-то силой из детской ладошки довольно сложно. Связано это с тем, что разжимать пальцы ребенку физически сложнее.
  • Ребенок умеет активно проявлять свои желание и нежелания. При попытках забрать нужную ему вещь, он будет отталкивать руку родителя, отворачиваться или даже совсем уходить в сторону.
  • К 9-му месяцу у детей уже есть 4-6 зубов, и процесс их дальнейшего роста идет весьма активно. Однако все дети не похожи друг на друга, и их физическое развитие может отличаться. Поэтому если у вашего ребенка зубов нет, не паникуйте и ждите.

  • Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок и развитию речи. В этот период ребенок постоянно говорит простые слоги, пробует складывать из них слова (мама, папа). Произнося их, он умеет правильно ассоциировать слова с объектами. В разговоре активно используются интонации.
  • Ребенок знает, как его зовут. При обращении к нему он поворачивает голову или проявляет другую двигательную активность.
  • Эмоциональные проявления становятся более яркими: бурная радость, громкий смех или гнев – вот лишь небольшой спектр эмоций, демонстрируемых ребенком.
  • Умеет четко жестами формулировать свои желания. Точно показывает на желаемый объект или направление.
  • Понимает и реагирует на простые просьбы, вроде «иди ко мне», может выражать согласие или несогласие соответствующим кивком головы.
  • Ребенок пытается принимать участие в простых процессах, вытягивает ручки, помогая себя одевать. Сам может стянуть шапку.
  • Во время еды держит обеими руками чашку, уверенно держит ложку. Но ест преимущественно руками.
  • Точно реагирует на звук или голос, понимает, откуда он идет. В процессе игры в прятки легко найдет Вас, откликаясь на «ку-ку».
  • Игрушки и различные бытовые предметы, такие как кастрюли, обычно не использует по прямому назначению. Любимое занятие: постучать по ним или покидать.

Чтобы определить соответствие развития вашего крохи установленным стандартам, можно провести небольшой тест, который включает в себя следующие проверки:

  • Лежа на животе, ребенок ползет в направлении игрушки или тянется к ней.
  • Сидя, может удерживать спинку в течение 10 минут, может брать предметы, лежащие сбоку, а значит, может разворачивать корпус.
  • Малыш пытается вставать и пробует делать шаги, держась за опору.
  • За столом умеет держать кружку двумя руками.
  • Подражание жестам. Простой способ показать ребенку, как барабанить по поверхности. Обычно малыши это повторяют.
  • Ребенок должен узнавать близких, называть их, используя простые слоги.
  • Ребенок должен суметь крепко удержать предмет в руке при попытке забрать его.

Если отсутствие каких-то навыков в поведении ребенка вас беспокоит, то стоит проконсультироваться с педиатром или неврологом.

В этот период основную долю полезных веществ ребенок получает из продуктов прикорма. Однако грудное вскармливание при снижении его доли в общем рационе еще остается.

К этому возрасту из пяти кормлений в день три – это приемы пищи, полностью состоящие из продуктов прикорма.

Грудь или смесь предлагаются ребенку в момент пробуждения и в последнее кормление перед ночным сном.

В рационе малыша участвуют все основные продукты в пределах рекомендованной суточной нормы:

  • Овощи – до 200 гр.
  • Каши – до 200 гр.
  • Фрукты – до 100 гр.
  • Желток – ½ (дается два раза в неделю).
  • Творог (кефир) – до 50 гр.
  • Сок – до 90 гр.

Обязательно в рационе должен присутствовать хлеб и масло, растительное и сливочное.

В этот период в прикорм начинают вводить рыбу. Для начала прикорма используются нежирные сорта белой рыбы. Максимальная суточная доза – 30 грамм. Стоит учитывать повышенную аллергенность рыбы и тщательно следить за реакцией детского организма на ее введение. Рыбные блюда в меню должны быть не чаще 2-3 раз в неделю.

Мясо может подаваться в виде фрикаделек или мелко рубленным, в составе супов.

Овощные пюре могут содержать несколько видов овощей и зелень.

Более разнообразны становятся и каши. Можно пробовать готовить многокомпонентные каши из нескольких видов злаков. А добавление к каше фруктов и ягод – улучшат ее вкус и придадут питательную ценность. Не рекомендуется давать ребенку лишь манную кашу, ввиду того, что переваривание ее в детском организме идет очень медленно.

Режим – сон и бодрствование

Большинство малышей в возрасте 9 месяцев спят ночью по 8-10 часов, а дневной сон представляет собой 2 периода по 2 часа.

Некоторые дети днем придерживаются трехразового сна: два 40-минутных отрезка утром и вечером и 2-х часовой послеобеденный сон. Это говорит о том, что ребенок еще не готов к длительному бодрствованию. Но это — вариант нормы.

9-ти месячный ребенок уже может спать всю ночь без кормлений. Однако, дети, находящиеся на грудном вскармливании, продолжают просыпаться по ночам с требованием маминой груди. Это не говорит о том, что ребенку не хватило еды на последнем кормлении. Такие пробуждения связаны с психологической необходимостью быть рядом с мамой. Проблема ночных пробуждений будет решена после отмены грудного вскармливания.

В этом возрасте нередки нарушения сна, вызванные, как правило, наличием внешних раздражителей и некомфортным температурным режимом в спальне.

Правильно построенный распорядок дня с минимизацией активных игр и лишних контактов непосредственно перед сном, а также создание благоприятного микроклимата в комнате позволят нормализовать сон ребенка.

  • Для гармоничного психического развития ребенку важно ощущать близость матери. Поэтому, сколько бы ни весил ваш малыш, старайтесь чаще брать его на руки.
  • Развивайте речь. Для этого чаще читайте книжки с яркими картинками, показывайте и называйте предметы. Предпочтения отдавайте стихам и недлинным сказкам.
  • Учите малыша ползать. Для этого есть ряд физических упражнений. А также хорошо работает мотивирующий фактор – игрушка, до которой можно дотянуться.
  • Стройте вместе пирамиды и башни. Ребенок в основном будет их разрушать, но может и попробовать поставить кубики друг на друга. После совместных игр просите ребенка собирать детали в коробку.
  • Дайте возможность ребенку мять, рвать, разматывать и сматывать бумагу. Идеальным средством для этих целей является рулон туалетной бумаги.
  • Изучайте части тела. Для этого в арсенале игрушек ребенка независимо от пола должна быть кукла или пупс. Посадив его рядом с малышом можно вместе показывать глазки, нос и прочие части тела. Куклу можно кормить, укладывать спать. В дальнейшем такая игрушка станет полноправным участником ролевых и ситуационных игр.
  • Игры с водой, переливание из емкости в емкость, поливание на руку, мытье игрушек. Помимо приятного времяпрепровождения, это еще и прекрасное развитие тактильных ощущений.
  • Знакомьте ребенка с новыми текстурами. Неплохой вариант, объединить в одной коробке кусочки разных материалов, разные мелкие предметы. Только не забывайте о желании малыша засунуть все в рот.
  • Используйте крупу для творчества. Можно устроить раскопки разных игрушек, предварительно спрятанных в тарелку с крупой.

Занимаясь с ребенком и придумывая новые игры, берите во внимание его подвижность. Танцуйте, делайте гимнастику. В процессе игр обязательно общайтесь с ребенком и следите за его реакцией. Ваш 9-ти месячный малыш уже может сам подсказать подходящий ему путь развития!

Ребенку 9 месяцев (видео)

Главная задача месяца - развивать мелкую моторику рук.
Рост и вес ребёнка в 9 месяцев. Для девочек - рост 68-73 см, вес - 8,100-10,000 кг. Для мальчиков - рост 70-76 см, вес - 8,700-11,050 кг. Примерная прибавка массы тела за месяц - 500 грамм.
Развитие ребёнка на 9-м месяце жизни. В 8-8,5 месяцев ребёнок уже умеет ползать и даже переползать через пороги в доме. В этом возрасте детки пытаются вставать, держась за опору. Некоторые даже передвигаются бочком возле дивана или кресла. С малышом уже можно играть в догонялки. Когда ребёнок ползает, топайте ногами и говорите: «догоню-догоню». Малыш будет пытаться от вас уползти. Ребёнок уже хорошо ориентируется в пространстве. Он знает все комнаты в доме, их расположение.
Сидя ребёнок наклоняется, поворачивает корпус в разные стороны, может манипулировать игрушками обеими руками одновременно. Садитесь напротив друг друга и катайте машинку или мячик. Учите ребёнка бросать мячик. Собирайте пирамидку, стройте башни из кубиков. Играйте в прятки, теперь малыш сам с интересом будет искать спрятанную игрушку.

У ребёнка 9 месяцев уже преобладает левая или правая рука. Если положить перед ним игрушку, он будет тянуться к ней определённой рукой. Кроха уже может вкладывать один предмет в другой, складывать и вынимать предметы из коробочек.

Большой интерес вызывают у ребёнка предметы домашнего обихода: кастрюли, миски, ложки. Давайте возможность малышу поиграть. Он будет с удовольствием открывать и закрывать кастрюли, складывать туда разные предметы, стучать ложками. Если вы попробуете забрать у малыша игрушку, он будет крепко её держать и не отдаст. Ребёнок открывает для себя свойства различных предметов: звучание, перемещение, устойчивость и так далее. Интересно крохе и собственное отражение в зеркале. Дайте ребёнку безопасное детское зеркало из пластика.

Малыш в 9 месяцев очень любознателен и нежелательно ограничивать его запретами. Постарайтесь не мешать крохе в познании мира. Малыш уже понимает слово «нет», но категорически запрещать нужно только то, что представляет для него опасность. Даже когда что-то не разрешаете, постарайтесь не кричать, а спокойно объяснить. Конечно, терпения потребуется много, придётся много раз повторять одно и то же. Но ребёнку так необходимо ваше одобрение, доброжелательное отношение. Он очень эмоционально реагирует на отношение взрослых, может обидеться, огорчиться.

В 9 месяцев малыш уже понимает значение многих слов и знает назначение предметов. Показывает жестами чего хочет. Повторяет за взрослыми слоги, может даже произнести своё первое слово. Если в семье есть старшие дети, то ребёнок будет стремиться к общению с ними. Но больше всего внимания малыш ждёт, конечно же, от мамы. Общаясь с ребёнком, зовите его по имени.

Что умеет ребёнок в 9 месяцев. Умеет ползать. Стоит и переступает при поддержке за руку. Встаёт, держась за опору. Берёт игрушки двумя пальцами. Совершает танцевальные движения под весёлую мелодию. Поворачивается, когда его зовут.
Питание на девятом месяце жизни. Грудное вскармливание желательно продолжать, но постепенно заменять кормления грудью прикормом. Может быть уже два полноценных кормления, например, в обед овощи с мясом, а на ужин каша на грудном молоке. В кашу можно добавлять четверть желточка куриного яйца. В перерывах между кормлениями давайте малышу водичку и фруктовые пюре и соки. Какие продукты и в каком количестве давать, вам порекомендует участковый педиатр.
Знайте, что дети первых лет жизни нуждаются в мясе. Поэтому даже если родители вегетарианцы, детям давать мясо необходимо для полноценного роста и развития. Мясо содержит гемовое железо, которое хорошо усваивается. Из других продуктов железо усваивается гораздо хуже. Лучше всего мясо сочетается с овощами.

Малышу уже желательно выделить своё место для питания, например, детский стульчик. Пить давайте из чашки, постепенно отказываясь от бутылочки. Только жидкости в чашку наливайте совсем чуть-чуть и придерживайте её. Можно пробовать уже давать малышу ложку, хотя сначала он будет воспринимать её больше как игрушку.

Режим на девятом месяце жизни. В 9 месяцев ребёнок спит приблизительно 13-14 часов в сутки: два раза днём и 10-11 часов ночью.
Игрушки на девятом месяце жизни. Погремушки, кубики, музыкальные игрушки, книжечки из ткани и пластика, резиновые пищалки, мягкие машинки, мячики, пирамидка, мягкий молоток, детское пианино или синтезатор, игровые центры, игрушки для ванной.

Актуальные вопросы девятого месяца жизни.

Надо ли водить ребёнка за ручки? В этом нет никакой необходимости. Хотя деткам такое занятие, несомненно, понравится. Но чем позже возникнет вертикальная нагрузка на позвоночник, тем меньше проблем со спиной будет у малыша в будущем. Ползать ребёнку в этом возрасте гораздо полезнее, чем ходить. Когда малыш будет готов, он пойдёт сам. Рано или поздно это случится.
Когда начинать чистить зубы малышу? У вашего ребёнка уже, скорее всего, есть несколько зубиков. Стоматологи считают, что чистить зубы ребёнку нужно как только появился первый зуб. Только делать это надо не зубной щёткой, а специальным напальчником, который одевает мама. Уже после годика малышу можно купить детскую зубную щётку и постепенно приучать к самостоятельной чистке зубов. Главный момент обучения - личный пример: когда малыш видит как чистят зубы родители, он и сам быстро научится этому.

Почему малыша трудно уложить спать? Детям настолько интересен окружающий мир, что они хотят растянуть время бодрствования и часто не спешат ложиться спать. Очень важно придерживаться расписания. Укладывайте каждый день в одно и то же время. Чтобы ребёнок хорошо спал, ему нужно активно проводить день, то есть как можно больше ползать, делать гимнастику. Не перегружайте малыша впечатлениями перед сном, ему будет сложнее заснуть.

Зачем нужны пальчиковые игры? Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук. Ребёнок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, лучше подготовлен к письму и рисованию. Но чтобы пальчиковые игры принесли пользу они должны сопровождаться интересом ребёнка, положительными эмоциями с его стороны.

Большие и маленькие достижения крохи

Физическое развитие

На девятом месяце жизни ребёнка его вес в среднем увеличивается на 500 грамм, а рост - на 1,5-2 см. Следует помнить, что чрезмерная масса тела, как и недостаточная масса, крайне нежелательна. То есть, если вес малыша при рождении составлял 3200-3500 г, а ребёнок в девять месяцев весит более 9,5 кг, то следует пересмотреть рацион питания ребёнка. Нужно ограничить чрезмерное употребление малышом углеводов (мучных изделий, картофельного пюре, киселей, сладких соков, «белых» каш), а также ввести в рацион достаточное количество сыра, мяса и куриных желтков. Детки с избыточным весом чаще и длительней болеют на пневмонии, кишечные инфекции, вирусные и острые респираторные инфекции, страдают от стойких запоров, анемии, опрелостей и рахита.

Интеллектуальные достижения

Малыш в этом возрасте может запоминать последние прошедшие события. Он говорит: «мама», «папа», «баба», «тата», «дай», «ам», «на». Ребёнок запоминает игры, в которые играл прошедшего дня. Кроме того, он не любит простых и нудных игр, в которые повторяется одно и то же простое действие. Карапуз выполняет несложные задания, он может бояться высоты и объёмного пространства.

Развитие сенсорно-моторных навыков

  • Малыш умеет брать предмет обеими ручками и подносить его к телу.
  • Он разворачивается назад, когда ползает.
  • Хлопает в ладошки, играет в «ладушки».
  • Рёбёнок на девятом месяце жизни стоит при поддержке взрослого.
  • Кроха манипулирует двумя предметами, находящимися в обеих ручках.
  • Он может ползать, держа в одной ручке какой-то предмет.

Социальное развитие

  • Малыш может быть инициатором собственной игры.
  • Маленький «выдумщик» имитирует смех, кашель, чихание взрослого члена семьи.
  • Он любит играть рядышком со своими родителями, любит, когда те включаются в его игру.
  • Малыш очень придирчиво, в зависимости от настроения, выбирает игрушки для игры.
  • Ребёнок может поддерживать детскую «компанию», особенно, когда те плачут, и плакать громче всех. Некоторые же, наоборот, затихают и внимательно изучают «нарушителей покоя».

Двигательная активность

Малыш с огромным удовольствием «бороздит» покои квартиры, зачастую по нескольку раз обползая один и тот же предмет интерьера (кресло, шкаф, стол или стул). Таким образом, он изучает предмет и пытается понять, почему же он оказывается снова на одном и том же месте.

Ребёнок любит играть в игру «Большой-большой!», поднимая ручки вверх и показывая, какой же он большой. Малыш играет в прятки, а на вопрос: «Где делся Максимка?», показывается со смехом из своего тайного местечка.

Малыш на девятом месяце жизни отлично сидит, ползает, встаёт на ножки, ходит возле опоры. Вот только ещё не умеет из положения «стоя» удачно «приземлиться» и частенько падает на попку.

Малыш спит 1-2 раза в день. При разовом дневном сне сон имеет большую продолжительность. Ночной сон длится 10-12 часов. Девятимесячный ребёнок спит приблизительно 2/3 суток. Чтобы обеспечить спокойное засыпание вечером, начните день малыша с доброго и ласкового пробуждения. Встретьте его улыбкой и скажите добрые и нежные слова. Благодаря таким положительным эмоциям, ребёнок будет легче засыпать вечером.

Питание

Рацион питания девятимесячного малыша следующий:

  • сок (фруктовый, ягодный, овощной) - 80 мл,
  • фруктовое пюре - 80 мл,
  • овощное пюре - 180 г,
  • молочно-крупяная или молочно-злаковая кашка - 180 г,
  • кисломолочные продукты - 100-150 мл,
  • творог в виде молочно-сырной пасты или сырно-фруктового пюре - 30 г,
  • яичный желток - ½ штуки,
  • мясное пюре - 50 г,
  • блюда из нежирных сортов рыбы (1 раз в неделю) - 30-50 г,
  • растительное (подсолнечное) масло - 1 чайная ложка,
  • сливочное масло - 1 чайная ложка,
  • пшеничный хлеб - 5 г,
  • сухарики или печенье - 5 г.

Чем заниматься с ребёнком на девятом месяце развития?

Малыш любит ваше внимание, подражает вашим действиям. Он пытается повторять звуки, произносимые вами. Вы - мама, а значит - идеал для подражания. Поэтому, регулярно занимаясь с малышом, вы делаете важный вклад в его развитие. Придумывайте различные занятия, чтобы ребёнку было интересно играть с вами. Например, можно выполнять с малышом следующие игры и упражнения:

  • Возьмите две пластмассовые банки: светлую и тёмную. Положите игрушку в светлую банку, потрясите её и дайте малышу, чтобы он достал игрушки из банки. То же самое проделайте с тёмной банкой.
  • Учите малыша повторять за вами ваши действия. Например, покажите ему, как играть различными игрушками: как бить в барабан, строить башенки из кубиков и разрушать их, как открывать и закрывать кастрюлю. Предложите ребёнку проделать то же самостоятельно.
  • Помогите малышу ориентироваться в пространстве и чувствовать его. Положите игрушку под большой стул, а затем под маленький. Малыш должен достать игрушку, находящуюся под стулом. На собственном опыте ребёнок поймёт, что под большой стул можно залезть, а под маленький просунуть только ручку.
  • Во время купания помойте малыша мочалкой и предложите ему покупать себя самостоятельно.
  • Дайте малышу возможность «поговорить» по телефону.
  • Рассказывайте малышу о различных звуках в доме и на улице. Например, когда лает собака, мяукает кошка, сигналит автомобиль, повторите сами эти звуки и расскажите малышу, кто и что издаёт их.
  • Для улучшения координации движений можно качать малыша из стороны в сторону, напевая песенки и проговаривая интересные весёлые стишки.
  • Все предметы, все действия озвучивайте ребёнку, называйте их своими именами, не придумывайте им коротких названий и не сюсюкайте. Правильная речь с вашей стороны сформирует правильное восприятие речи у вашего ребёнка, благодаря чему он будет лучше и чётче разговаривать в будущем.