Познание фэмп во второй младшей группе. Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по фэмп. Варианты тем, временной план занятий

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средней общеобразовательной школы №4 г.Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности

Образовательная область «Познание» .

Тема: Дары осени

Вторая младшая группа

Разработал воспитатель: Мальцева Светлана Станиславовна

Интеграция образовательных областей: « Познание» (формирование элементарных математических представлений), «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация».

Цель: Познакомить детей с дарами леса осенью.

Задачи:

  1. учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке,
  2. отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много;
  3. сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения;
  4. упражнять в ходьбе колонной по одному, в прыжках из обруча в обруч;
  5. учить приземляться на полусогнутые ноги;
  6. упражнять в прокатывании мяча.

Предварительная работа: рассматривание: картины «Путешествие в лес», дидактическая игра « Один- много», «Съедобное- несъедобное», рассматривание альбома «Грибы».

Оборудование и материалы: игрушки- грибы разного размера, корзинки, обручи, картонные домики и дорожки разной длины, мячики.

  1. Организационный момент.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня отправляемся за грибами? (Ответы детей). Возьмите корзинки и отправимся в осенний лес.

  1. Сюжетные упражнения:
  1. «Переправа через речку».

Дети с воспитателем идут по дорожке, «перешагивают через канавки», прислушиваются к звукам «леса»(фантазируют: «Листочки шумят, птички поют, ежик шуршит в листьях» и т.п.).

Воспитатель: Смотрите, впереди речка. Какая она? (Широкая) . Чтобы не замочить ножки, аккуратно прыгайте по кочкам (по двум сторонам зала кладутся обручи (5-6 штук.) плотно один к другому ). Выполните прыжки на двух ногах из обруча в обруч, затем ходьба к другим обручами опять прыжки. Повторите 2 раза. Темп выполнения- средний. Приземляйтесь на обе ножки, чтобы не упасть «в воду». Сколько кочек? (Много ). Молодцы. Смотрите, ребята, а вот и поляна грибов.

  1. «Собираем грибочки».

Ребята собирают в свои корзинки игрушечные грибочки.

Воспитатель: Ребята, сколько мы собрали грибочков? Сколько их осталось на поляне? Кто собрал грибов больше всех? У кого самый большой гриб, у кого самый маленький? Ребята, чтобы вернуться домой, пока не стемнело, нам надо составить карты.

  1. «Карта домой»

На столе лежат вырезанные из бумаги дорожки и домики- маленькие и большие.

Воспитатель: К большому домику надо найти длинную дорожку; к маленькому - короткую.

Задание выполняется поэтапно. Сначала дети сравнивают домики дорожки (способом наложения), затем подбирают дорожки к домикам.

Воспитатель: Карты мы составили, теперь и домой отправляться можно. Смотрите, вот эти волшебные клубочки покажут нам дорогу.

  1. Рефлексия.

Подвижная игра «Волшебный клубочек».

Каждый ребенок получает мячик, по очереди катит его и «оказывается в детском саду».

Какая была речка?

Сколько кочек мы перепрыгнули?

Сколько грибов мы собрали?

Из чего мы собрали карту?.


Мария Скитер
Конспект ООД по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес»

Конспект ООД по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес »

Цель : создать условия для закрепления умения сравнивать предметы по высоте (выше-ниже, размеру (большой, маленький) .

Задачи :

Образовательная : закрепить умения сравнивать предметы по высоте (выше-ниже, размеру (большой, маленький) ; закреплять счёт до 2-х; упражнять в назывании геометрических фигур (круг. квадрат) ;

Развивающая : способствовать развитию мелкой моторики, внимания, цветового восприятия;

Воспитательная : воспитывать добрые отношения друг к другу и окружающим.

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная.

Формы организации : фронтальная, индивидуальная, групповая .

Предварительная работа : обратить внимание детей на размеры, величину и форму предметов при выполнении действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.

Оборудование : бумажные листья (большие и маленькие)

Две корзины разного размера

Деревья разной высоты

Вырезанные из картона шорты, юбки и геометрические фигуры- заплатки (круги, квадраты)

Угощения

Ход ООД:

Педагог приглашает детей отправиться в осенний лес .

В : мы пришли. на лесную полянку. Взгляните как прекрасно. Давайте подышим, почувствуем. аромат леса. Я ощущаю. аромат ёлочки.

(Выполняется дыхательная гимнастка 2-3 раза (вдох носом, выдох ртом)

В : Ребята, что. растёт на. лесной полянке (грибы, деревья.)

Как эти. деревья называются(ёлочки и берёзки)

Сколько. ёлочек? Давайте. посчитаем.

Сколько берёз (Считают самостоятельно)

А кто посчитает, сколько грибов растёт под берёзой?

Одинаковые ли по высоте деревья (нет)

Это какое. дерево по высоте (высокое, покажите какое)

А это какое (Низкое, покажите)

Посмотрите, ребята, какие красивые. разноцветные. листья у нас под ногами. и. большие и маленькие. Осенью . листочки опадают с деревьев и их можно собирать, делать красивые. букеты. Соберём их в. наши корзиночки?

Давайте. договоримся, что в. маленькую корзинку. собираем маленькие листочки, а в эту (большую) большие листочки.

Проводится дидактическая. игра "Соберём листочки"

Ой, кажется кто-то. плачет?

Ребята, кто. это? (зайчик)

Интересно, почему она плачет? Давайте узнаем!

Рассказ зайчихи : купила я зайчатам. юбочки и шортики. Бежала по лесу и за сучок. зацепилась, но вот. беда - порвала! Что делать теперь. не знаю, а ведь меня дома мои детки ждут!

В : Ребята, жаль зайчиху, надо ей. помочь! Но только как? (ответы детей)

В : Вот и правильно, мы все. вместе поможем. Где твои. шортики и юбочки (раздаётся. дидактический материал детям) .

В : Посмотрите на какую. геометрическую фигуру. похожа дырочка (круг, квадрат) Вам необходимо. найти заплатку. такой же формы и цвета.

В : Вот и готово! Ни одной дырочки. не осталось, все вещи. стали целыми!

Зайчиха благодарит детей и угощает.

Дети возвращаются. в группу и подводят . итог путешествия . в осенний лес .

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Зимнее путешествие Колобка» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие в лес» Тема: «Путешествие в лес». Цель: Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие на ферму» Дидактическое обоснование образовательной деятельности Тема «Путешествие на ферму» Образовательная область «Познавательное развитие» Форма.

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в сказочную страну геометрических фигур» во второй младшей группе Задачи: - упражнять детей в счёте в пределах 5-ти; - закреплять знание количественного и порядкового счёта; - закреплять представление о.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие на волшебном поезде» Тема: «Путешествие на волшебном поезде». Цель: закрепить и обобщить знания детей об основных математических понятиях. Задачи: - совершенствовать.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие в страну Умизумми» Цели и задачи::Закрепить представление о свойствах предметов (форма, размер, цвет); развивать умение выделять и объяснять признаки предметов;.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Путешествие в страну Помогайка» Цель: оказать помощь сказочным героям. Образовательные задачи: 1. Закреплять знания цвета. 2. Тренировать умение различать геометрические.

Трудно переоценить роль математики в интеллектуальном развитии ребёнка. Изучение этого предмета стимулирует мыслительные процессы, тренирует память, формирует представления о свойствах предметов, пространстве и времени, воспитывает терпение, усидчивость, самостоятельность. В дошкольном учреждении целенаправленное обучение детей элементарным математическим понятиям начинается со второй младшей группы соответственно ФГОС. И от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей занятиями и другими видами работы по ФЭМП, зависит их дальнейшее успешное обучение в школе.

Задачи на формирование элементарных математических понятий во второй младшей группе и приёмы их осуществления

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского направлены, в первую очередь, на усвоение детьми ряда первичных понятий и умений, на которых будет базироваться успешное овладение более сложными логическими операциями и математическими действиями в старших группах (решение задач и примеров на сложение и вычитание, определение состава числа, смежных чисел в натуральном ряду и т. д.).

Задачи формирования элементарных математических представлений

Во время образовательной деятельности дети четвёртого года жизни должны усвоить такие понятия:

  • Множество (группа). Дошкольники учатся определять общий признак у совокупности предметов (к примеру, все мячики имеют круглую форму, эта группа кубиков синего цвета, другая же - большого размера), составлять группы из одинаковых предметов и вычленять из них отдельные. Более трудная задача - отыскивать однородные предметы в окружающей среде (например, принести все зелёные кубики).
  • Количество. В младшем возрасте изучение чисел ещё не вводится, количество предметов определяется только такими понятиями, как «один», «много» либо «ни одного» (так малыши отвечают на вопрос педагога «сколько?). Воспитанники младшей группы также обучаются сравнивать группы предметов путём сопоставления (к примеру, на каждую ёлочку нужно посадить белочку), устанавливать равенство между неравными группами (добавить ещё одну белочку, чтобы их стало столько же, сколько ёлочек). Малыши осваивают понятия «больше», «меньше» и «поровну» (синоним «одинаково»). В дальнейшем качественные отношения плавно перейдут в понимании дошкольников в количественные.
  • Величина. Малыши учатся сравнивать предметы по конкретному признаку - это размер, длина, ширина и высота, оперируя понятиями «длинный» и «короткий», широкий» и «узкий», «высокий» и «низкий», «большой» и «маленький», «равные». Для сравнения они осваивают приёмы наложения и приложения.
  • Форма. Дети знакомятся с основными геометрическими формами - кругом, квадратом и треугольником, исследуют их, используя зрение и осязание. Дошкольники должны узнавать эти формы, невзирая на разный размер и цвет.

Также у малышей должны быть сформированы навыки:

  • Ориентировки в пространстве. Ребята учатся ориентироваться в расположении частей своего тела, различать направления относительно себя (справа или слева, вверху или внизу), на плоскости.
  • Ориентировки во времени. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», учатся правильно их употреблять в речи.

Фотогалерея: математические понятия и навыки, которые должны освоить воспитанники второй младшей группы за год обучения

Малыши должны узнавать круг, квадрат и треугольник независимо от их цвета и размера Одна из задач обучения в младшем дошкольном возрасте - знакомство с понятием количества Воспитанники второй младшей группы осваивают понятие величины Во второй младшей группе малыши учатся ориентироваться в пространстве относительно себя
Дети 4-го года жизни знакомятся с понятием «части суток»

Фотогалерея: задания на ориентировку в пространстве

«Кто где находится?» «Что слева, что справа?» «Кто под стульчиком, кто на стульчике?» «Кто на берегу, а кто в воде?» «Кто перед домиком, кто в домике?»

Фотогалерея: задания на формирование понятий «большой», «маленький», «длинный», «короткий»

Овечка большая, а ягнёнок маленький Кот большой, а мышка маленькая Кот большой, а котёнок маленький Карандаши разной длины Сравнение лент по длине Пример картинок для сериации по величине Картинки для сериаций по размеру «Замочки и ключи»

При работе с ребятами младшего дошкольного возраста воспитатель использует особые приёмы обучения.

Приёмы формирования математических представлений

  • Эмоциональное воздействие. Малыши гораздо лучше усваивают любой материал, если он преподнесён эмоционально. В этом поможет соответствующий тон педагога, умение сопереживать происходящему на занятии, радоваться и огорчаться вместе с детворой, выразительно преподнести ту или иную проблемную ситуацию.
  • Игровой приём. Основной вид деятельности дошкольника - игра. Поэтому введение игрового компонента обязательно на занятиях по ФЭМП. Это могут быть дидактические или подвижные игры, причём желательно задействовать в них всех детей, чтобы никому не приходилось долго ждать очереди. Однако игровые приёмы должны выполнять свою задачу - помочь освоению определённого математического понятия, а не просто развлекать ребят. Особенно они уместны на этапах повторения и закрепления. Когда какое-то свойство выделяется впервые, игровые моменты можно свести к минимуму.
  • Обучение должно быть наглядно-действенным. Ребёнок следит за движениями взрослого, слушает его инструкции (предельно чёткие и ясные) и повторяет манипуляции с дидактическим материалом. Педагог обязательно должен давать подробный образец действия, иначе малыш не справится с заданием и быстро утратит к нему интерес. Наглядность должна быть выразительной - воспитатель использует картинки и игрушки, у которых конкретное свойство выражено отчётливо, без ненужных деталей. Для лучшего восприятия малышам рекомендуется обследовать предмет с помощью осязания, например, провести ручкой по лентам (сравнение их по длине).
  • Во второй младшей группе особенно актуален приём повторения. Для лучшего усвоения знаний воспитатель многократно показывает и обозначает конкретный способ действия, меняя в то же время наглядный материал. Дошкольники также два или три раза выполняют однотипные упражнения, изменяя приёмы работы (чтобы избежать утомления).
  • Для поддержания внимания и активности маленьких детей необходима смена характера деятельности. Недопустимо, чтобы в течение всего занятия дети сидели за столами. Они обязательно должны подвигаться, какое-то задание можно выполнить на ковре. Кроме того, избежать утомления поможет интеграция образовательных областей, например, соединение математики и изобразительного искусства: ребята складывают из бумажных геометрических фигур простое изображение (домик), а затем наклеивают его на основу.
  • Каждое новое свойство и понятие педагог закрепляет с помощью точного слова. Причём проговаривать его следует не спеша, с выделительной интонацией. Малыши хором повторяют слово за воспитателем (несколько дошкольников могут сделать это индивидуально по просьбе педагога). Как показывает практика, наибольшие трудности для малышей представляет употребление в речи союзов «а», «и», которые отражают математические отношения. Вначале педагог помогает ребятам наводящими вопросами, а после этого просит обобщить рассказ (Сколько белочек? Сколько шишек? А теперь скажи о белочках и шишках). Если же ребёнок затрудняется с ответом, то можно начать фразу, а он её уже закончит.
  • В свободное от занятий время полезно давать младшим дошкольникам поручения, закрепляющие математические знания. Например, воспитатель просит малыша принести столько же ложек, сколько ребят сидит за столом либо достать из коробки карандаши и раздать каждому ребёнку по одному.

Фотогалерея: приёмы обучения, необходимые при работе с малышами

Смена деятельности - обязательный приём для работы с детьми второй младшей группы Привлечь внимание дошкольников поможет игровой компонент, например, появление необычного героя на занятии Педагог должен предоставить малышам максимум наглядного материала

Мотивация познавательной деятельности детей (рассматривание картинок, беседы, игры)

Внимание малышей 3–4 лет ещё неустойчиво, поэтому, чтобы заинтересовать их познавательной деятельностью, занятие по ФЭМП следует начинать с сюрпризных моментов, появления игрушечных персонажей, необычных вещей, прихода гостей.

Чтобы мотивировать дошкольников к деятельности (как познавательной, так и изобразительной), можно успешно использовать следующие мотивы: просьба сказочного героя или игрушки о помощи, приглашение отправиться в путешествие, превращение (в волшебника, представителя какой-либо профессии) и создание ситуации успеха (просьба педагога научить игрушку или персонажа чему-то, чего он не умеет). Все эти мотивы приемлемы при работе на математическом занятии с воспитанниками второй младшей группы.

К примеру, педагог вносит плюшевого Мишутку и замечает, что он почему-то грустит. Мишутка «шепчет» на ушко воспитателю, что он нечаянно рассыпал две коробки с кубиками. В одной были большие, в другой поменьше, а вот теперь они перемешались на ковре. Одному Мишке, конечно, не справиться, и он просит ребят помочь ему рассортировать кубики по коробкам. Такая просьба воодушевит малышей, и они с радостью согласятся помочь любимой игрушке, одновременно осваивая понятие количества.

Мишка грустит, что у него рассыпались и перемешались кубики

Другой вариант мотивации - в группе появляется курочка (игрушка). Она также печальная. Дети высказывают свои предположения по поводу её состояния: птичка заболела, устала, ей скучно. Воспитатель выясняет у курочки, что ей, действительно, скучно: не с кем поиграть. А помочь могут ребята - сложить из геометрических фигур цыплят, с которыми она сможет играть.

Ещё один вариант начала занятия - слышен стук в дверь, педагог заносит куклу и демонстрирует её детям. Это девочка Маша, она «рассказывает», что не послушалась родителей, ушла одна в дремучий лес и, конечно, заблудилась. Дети при помощи воспитателя догадываются, что это героиня знакомой им сказки «Три медведя». Проходит короткая беседа о том, что всегда нужно слушаться маму и папу, а затем Маша просит ребят помочь ей найти дорогу к дому. Девочка сообщает, что живёт в большом красивом доме, к которому ведёт широкая дорожка. А дома вместе с ней и родителями живут животные - котёнок, щенок и петушок. Исходя из этих сведений строится основное содержание занятия: выбрать из двух дорожек широкую, отобрать нужных животных и определить их количество (много).

Занятие можно начать с появления героини знакомой сказки

Воспитатель может использовать как мотивацию для малышей мотив путешествия. К примеру, детям предлагается отправиться в лес к милым лесным жителям, с которыми можно поиграть в интересные игры, но для этого нужно проявить внимание и сообразительность. Поедут малыши на поезде - педагог назначает одного ребёнка паровозом, а остальные становятся вагончиками, все вместе имитируют движения и звуки, которые издаёт поезд.

Для большего эффекта можно включить аудиозапись из мультфильма «Паровозик из Ромашково» или всем вместе спеть весёлую песенку о путешествии на поезде.

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.

Чу-чу, чу-чу-чу-чу,
Бежит паровоз.
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

Приехали в лес,
Остановка опять,
Вставайте, ребята,
Идите гулять.

Музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан

Занятие по математике можно начать с путешествия на воображаемом поезде

Методика проведения НОД по математике в младшем дошкольном возрасте (формы работы, структура)

Занятия по ФЭМП во второй младшей группе начинаются с середины сентября, поскольку первые две недели у малышей проходит адаптационный период (ведь часть из них не посещали первую младшую группу, а пришли в сад в возрасте трёх лет). До октября воспитателю лучше заниматься математикой поочерёдно с двумя подгруппами детей, а затем уже вовлекать в познавательную деятельность сразу весь коллектив.

Структуру занятия определяет его содержание: изучение нового понятия, повторение и закрепление изученного или же проверка усвоенных знаний. Каждое занятие всегда имеет три этапа:

  1. Мотивационно-побудительное начало (2–3 мин).
  2. Основная организационно-поисковая часть (10 мин).
  3. Заключительная часть (2 мин).

В перерывах между познавательной деятельностью обязательно нужно провести физкультминутку, подвижную игру или пальчиковую гимнастику - это снимет напряжение воспитанников (физическое и умственное).

Физкультминутка или подвижная игра обязательно включается в структуру математического занятия

Занятие во второй младшей группе длится 15 минут, но если дошкольники знакомятся с незнакомым материалом (что требует от них большего напряжения), то его допустимо немного сократить до 10–12 минут. При этом педагог внимательно следит за состоянием и поведением детей - ведь утомление неизбежно ведёт к утрате интереса.

На занятии ФЭМП с ребятами четвёртого года жизни педагог использует различные формы работы. В процессе индивидуальной деятельности дошкольники занимаются с раздаточным материалом. Каждому воспитаннику он выдаётся в отдельном комплекте - коробочке, конверте либо на подносе. Если же ребята складывают фигуру из однородных элементов, например, домик из счётных палочек, то можно поставить один поднос на столик для двух детей.

Работа с раздаточным материалом позволяет почувствовать свою самостоятельность

Хорошо, если до занятия дети уже ознакомились с данным материалом: тогда им проще будет сосредоточиться на свойствах объектов. Игрушки либо бумажные фигурки не должны быть чересчур мелкими и тяжёлыми. Дошкольников следует приучать бережно относиться к обучающим пособиям, а после завершения работы складывать их обратно на поднос, в конвертик и т. д.

Также во второй младшей группе можно организовывать парную работу, когда два малыша одновременно выполняют задание. К примеру, один делает из кубиков длинный диванчик для большой куколки, другой же - более короткий для маленькой. Двум детям можно сравнить по длине свои пальчики либо ладошки по ширине.

Подвижные игры и физкультминутки, конечно же, предполагают коллективную работу.

Варианты тем, временной план занятий

Согласно задачам обучения педагог подбирает темы для занятий математикой во второй младшей группе. В ходе НОД решаются одна или две задачи (например, повторить сравнение двух совокупностей предметов и учиться различать левую и правую руку). В конце учебного года (май) обычно проводятся итоговые занятия: дети систематизируют свои знания, воспитателем оцениваются компоненты их готовности к дальнейшему математическому развитию.

Таблица: тематическое планирование по ФЭМП воспитателя второй младшей группы Л.В. Полетаевой


п/п
Тема Цели
1. «Шар и куб» Закрепить умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от их размера и цвета.
2. «Кошечки» Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова «большой», «маленький».
3. «Путешествие в зоопарк» Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «мало».
4. «Цветочки» Познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и группы одного предмета, учить понимать слова «много», «один», «ни одного».
5. «Гусеница» Познакомить с кругом; учить отвечать на вопрос «сколько?», учить определять совокупности словами «много», «один», «ни одного».
6. «Колобок» Учить сравнивать круги по размеру - большой, маленький.
7. «Андрюша и цыплёнок» Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче»; закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «мало».
8. «Путешествие в лес за грибами» Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»; сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения.
9. «Царевна Несмеяна» Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках, выставлять их изображения в той очерёдности, которую предлагает педагог.
10. «Заплатки для ковриков» Закрепить умения определять количество предметов (один и много), пользоваться понятиями «один», «много», различать и называть круг и квадрат.
11. «Путешествие в лес» Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
12. «Круг и квадрат» Закреплять умение различать и называть круг и квадрат; совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, находить один и много предметов в окружающей обстановке.
13. «Кот и мыши» Учить сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать слово «поровну», ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку.
14. «Новогодняя ёлочка» Учить сравнивать предметы по длине, изображать ёлочки; развивать творческое воображение, мелкую моторику; активизировать употребление в речи слов «короткий», «длинный», «низкий», «высокий».
15. «Зайчата» Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приёмы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «широкий», «узкий», «шире», «уже».
16. «Белочка и зайчик» Совершенствовать умения сравнивать два предмета по ширине; закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
17. «Треугольник» Познакомить с треугольником; учить различать и называть фигуру, пользоваться словами «шире», «уже», «одинаковый по ширине».
18. «Домик для лягушки» Продолжить знакомить с треугольником; учить сравнивать треугольник с квадратом.
19. «Фотография лошадки» Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
20. «Петушок» Познакомить с приёмами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова «высокий», «низкий», «выше», «ниже».
21. «Ёлочки» Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, двух равных групп предметов способом наложения и приложения.
22. «Самолётик для папы» Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения выражениями «больше», «меньше», «столько - сколько».
23. «Две куклы» Учить сравнивать две неравные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами «больше», «меньше», «столько», «сколько».
24. «Открытки для мам» Закреплять умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте, обозначать результаты соответствующими словами.
25. «Соревнование» Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.
26. «Кораблики» Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один); закреплять способы сравнения предметов.
27. «Цыплёнок» Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трёх (без счёта и называния числа).
28. «Русская народная сказка «Теремок» Упражнять в умении сравнивать два предмета по размеру, обозначать результаты сравнения словами «большой», «маленький».
29. «Игрушечный магазин» Учить различать определённое количество движений и называть их словами «один», «много».
30. «Утро и вечер» Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер; развивать мышление.
31. «История про «бабушку и дедушку» Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения и приложения.
32. «Котята»
33. «Знакомство» Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию; помочь каждому ребёнку почувствовать удовлетворённость процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий.
35. «День рождения доброй волшебницы» Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб; развивать внимание, мышление, память, воображение.

Таблица: фрагменты конспектов занятий по математике во второй младшей группе

Автор и тема НОД Ход занятия
Антонова О.
«Раз фигурка, два фигурка»
Педагог сообщает дошкольникам, что к ним придёт гость и загадывает загадку:
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу.
Кто это, ребята? (Медведь)
В группе появляется плюшевый Мишутка, который хочет поиграть с ребятами.
Игровое задание «Разложи кубики по коробочкам» (Выполняется на ковре).
Нужно рассортировать по коробочкам большие и маленькие кубики, которые медведь случайно рассыпал. Дети называют также цвета предметов и по просьбе воспитателя показывают большой и маленький.
Проводится физкультминутка «Мишка»:
Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри - раз, два, три!
Задание «Один-много» (индивидуальная работа с раздаточным материалом за столами: жёлтые тарелочки и зелёные кружки в коробочке). Кружки кладутся и убираются из тарелочек - закрепляются понятия «ни одного», «один», «много».
Проводится подвижная игра «Ровным кругом»: дошкольники идут по кругу, взявшись за руки, повторяя за воспитателем слова:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идём за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
На последние слова нужно выполнить определённые движения, которые показывает педагог: подпрыгнуть, топнуть ногой, присесть и т. д.
Ребята прощаются с Мишуткой, и он уходит.
Моткова Л.В.
«Птички-невелички»
Педагог предлагает ребятам поиграть с птичками: показывает игрушечные фигурки, а затем раздаёт их детям. Закрепляется понятие «Один - много» (у каждого одна птичка, а у всех вместе их много). Малыши показывают, как птички летают - совершают движения игрушкой в воздухе.
На доске располагается горизонтальная дорожка. Туда нужно посадить птиц в один ряд, назвать их количество (много), определить, одинаковые ли оно по размеру (разные - большие и маленькие). Отвечают несколько человек (по выбору воспитателя).
Педагог предлагает дошкольникам покормить птичек - для этого детям раздаются жёлтые магниты (зёрнышки). Воспитатель ставит магнитик под первой птичкой, а затем дети «кормят» других (поочерёдно к доске выходят несколько человек). Оказывается, что одной птичке зёрнышка не хватило - птичек больше, чем зёрен. Нужно уравнять их количество. Педагог подводит малышей к разным способам уравнения - добавить ещё одно зёрнышко либо убрать птичку.
Игровое задание «Закроем окошечки в домиках». На столах лежат цветные домики. Каждый ребёнок получает несколько геометрических фигур (от 3 до 6 - согласно уровню развития). Воспитатель рассказывает стихотворение:
Птички в домиках сидят,
И в окошечки глядят.
Дунул ветер! (дети дуют) Помогите!
Все окошки затворите!
А дети в это время должны закрыть окна всех домиков окошками - геометрическими формами (подбирая подходящие). Малыши, свободно передвигаясь между столами, закрывают все окошки разноцветными геометрическими фигурами.
Проводится подвижная игра по желанию детей – «Птички и кот» либо «Птички и автомобиль».
Графическое задание. На магнитной доске находятся большая и маленькая птички, а рядом гнёздышки также разного размера. Нужно соединить линией птичку и гнёздышко соответствующего размера: воспитатель делает это маркером на доске, а дети затем выполняют то же самое задание на индивидуальной карточке.
Подводятся итоги занятия, дети рассказывают, какие игры им наиболее понравились.
Симонова Е.А.
«В гостях у лесных жителей»
В гости к ребятам из леса приходит медведь Миша (игрушка). Воспитатель предлагает малышам отправиться в лес, для этого он произносит волшебные слова: «Вокруг себя ты повернись и в лесу очутись».
На доске выставляются силуэты ёлок: закрепляется понятие высоты (деревья высокие и низкие) и количества (ёлок много, а медведь один).
Проводится физкультминутка (дети выполняют движения согласно тексту - трут себе бока, гладят ножки, щекочут ушки и т. д.):
Мишка выбился из сил,
Ягоды, грибы носил,
Мы потрём ему бока,
Чтобы их размять слегка,
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнуть немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка,
Он в лесочек убежал,
Нам спасибо прорычал.
Воспитатель сообщает, что Мишка тоже делал зарядку и уронил свою корзинку. Из неё просыпались геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, которые нужно помочь ему собрать.
В группе появляется ещё один гость из леса - белочка. Мишка хочет подарить ей красивые ленточки. Дети при помощи воспитателя выясняют, что они отличаются по цвету, длине и ширине. Чтобы сравнить ленты по длине и ширине, нужно наложить их одна на другую: дошкольники выполняют задание.
Путешествие в лес заканчивается, Мишка оставляет угощение и прощается.

Особенности проведения открытого занятия в соответствии с ФГОС

Во второй младшей группе практикуется проведение открытых занятий по математике. Это ответственная работа для воспитателя и дошкольников прежде всего потому, что дети 3–4 лет могут по-разному повести себя в присутствии гостей. Малыши в этом возрасте непредсказуемы: кто-то может заплакать, а кто-то всё занятие разглядывать взрослых, не обращая внимания на действия воспитателя. Поэтому целесообразно открытое занятие проводить с подгруппой детей. Кроме того, ребят нужно заранее психологически готовить, объяснять, что в группу придут гости, которых не нужно бояться.

В начале занятия нужно показать малышам гостей, пусть они рассмотрят их, поздороваются - это удовлетворит детское любопытство, и педагог сможет спокойно продолжать занятие.

Открытый просмотр по математике отличается от обычного занятия. Воспитатель должен продемонстрировать какую-либо новаторскую методику, инновационный приём подачи материала, необычный дидактический материал, эффективные формы работы с детьми. В этом случаи коллегам будет интересно, и они обогатят свой педагогический опыт, почерпнут для себя что-то новое и полезное.

Не нужно заранее репетировать с малышами все игры и вопросы, которые будут представлены на открытом занятии. В этом случае им не будет интересно - и гости это сразу поймут. Лучше отрабатывать с детьми аналогичные задания, но с использованием другого дидактического материала (наглядного и раздаточного). Что касается физкультминуток и пальчиковой гимнастики, то можно заранее провести её с ребятами.

Таблица: фрагмент сценария открытого занятия на сказочную тематику «Стоит в поле теремок» воспитателя Т. Б. Чернец

Этап НОД Содержание этапа
Вступительная часть Воспитатель обращает внимание дошкольников на гостей, ребята здороваются с ними. Педагог предлагает ребятам взяться за ручки, улыбнуться друг дружке и прекрасному дню, а затем приглашает детей совершить путешествие в сказку.
Загадка про поезд:
Еду в нём на верхней полке
К солнышку, на юг.
А колёса без умолку
Тук - тук - тук.
Основная часть Дошкольникам предстоит отправиться в сказку на волшебном паровозике. Педагог раздаёт им билеты - на них нарисованы геометрические фигуры. Каждый ребёнок занимает место в соответствии со своей фигурой (на стульчиках также есть картинки) Кондуктор (воспитатель) проверяет билеты и поезд отправляется в путь.
Объявляется остановка - дети выходят из поезда. На полу они видят длинную и короткую дорожку. Педагог показывает игрушечную мышку и рассказывает:
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Как по полю мышка бежала,
Теремок увидала.
Малыши должны определить, по какой дорожке мышка быстрее доберётся до теремка (сравнивают дорожки по длине).
Воспитатель продолжает рассказывать сказку - появляется лягушка. Она плачет, потому что, пока скакала, потеряла свои бусы. Нужно помочь лягушке - выложить бусы из геометрических фигур (индивидуальная работа с раздаточным материалом под указания педагога - он называет фигуры, которые нужно брать).
Появляется зайчик. У него беда - порвались шортики (зацепился за кустик, пока спешил в теремок). Нужно ему помочь - подобрать заплатку к дырке (в виде круга, квадрат или треугольника).
Проводится физкультминутка «Зайка»:Зайке холодно сидеть,
нужно лапочки погреть (дети трут руки).
Лапки вверх, лапки вниз,
на носочках поднялись (действия по тексту).
Лапки ставим на бочок,
на носочках скок - скок -скок (прыжки).
Лиса украшает теремок флажками, а дети называют их цвета. Проводится игра «Какого флажка не стало»: ребята закрывают глаза (наступила ночь), а воспитатель убирает один предмет (игра повторяется несколько раз).
Появляется большой медведь. Дети при помощи воспитателя рассуждают, влезет ли он в теремок (нет, так он слишком большой). Чтобы утешить медведя, ребята решают построить ему потом новый большой дом.
Итоговая часть Дети называют сказку, в которой они побывали и делятся впечатлениями. Педагог хвалит всех ребят.

Видео: открытый просмотр по ФЭМП во второй младшей группе

Занятие направлено на изучение понятия количества. Присутствуют игровые персонажи (бабушка - взрослый и зайчик - его роль исполняет воспитанник группы).

Как провести с малышами анализ занятия

Во второй младшей группе педагог начинает проводить анализ каждого занятия, в том числе и математики. Беседуя с детьми, он просит их вспомнить, чем они занимались, что особенно понравилось, а что показалось трудным. В этом возрасте важно хвалить всех воспитанников, поскольку указание на ошибки ребёнок четвёртого года жизни может воспринять неправильно: расстроится, замкнётся в себе и в следующий раз не захочет ничего делать. Педагог должен рассказать ребятам, чему они научились на занятии и некоторым малышам деликатно указать, над чем нужно поработать (ни в коем случае не говорить, что задание было сделано плохо).

Если же занятие по математике было открытым, то присутствующие педагоги проводят его анализ по определённому плану (это делает и сам воспитатель для самоанализа).

Приведём примерные пункты такого плана.

  1. Уровень развития дошкольников, их поведение и атмосфера в коллективе (соответствует возрасту, все дети были активны, хорошая дисциплина, взаимоотношения детей дружеские).
  2. Оценка содержания и структуры НОД (занятие не затянуто, дети усвоили материал и при этом не устали, материал изложен последовательно, все этапы взаимосвязаны).
  3. Подбор дидактического материала (наглядность и раздаточные пособия соответствуют теме занятия, дидактический материал выразительный и интересный).

Картотека занимательного материала (загадки, задачи, стихи, считалки математического содержания)

Чтобы занятие по ФЭМП во второй младшей группе было увлекательным, педагогу следует включать в его содержание различный занимательный материал - загадки, считалки, короткие стихи, задачи, уместные для данного возраста. Это будет также развивать речь и тренировать память малышей (они узнают новые слова, а забавные стихотворные тексты всегда хорошо запоминаются).

Если воспитатель предлагает малышам загадки, то отгадку желательно демонстрировать наглядным материалом, например, показать малышам модель светофора, настоящую варежку, стол и так далее). В этом случае познавательный процесс будет более эффективным.

Математические загадки для второй младшей группы

  • У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб).
  • Много рук, нога - одна (дерево).
  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик (ножницы).
  • Есть у каждого лица два красивых озерца.
    Между ними есть гора.
    Назови их, детвора (глаза).
  • Два глядят, а двое слушают (глаза и уши).
  • У него два колеса и седло на раме,
    две педали есть внизу, крутят их ногами (велосипед).
  • Два коня у меня, два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда, словно каменная! (коньки).
  • Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест (вилка).
  • Сто одёжек, а все без застёжек (капуста).
  • Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).
  • У него глаза цветные,
    Не глаза, а три огня,
    Он по очереди ими
    Сверху смотрит на меня (светофор).
  • Четыре ноги, а ходить не может (стол).
  • Четыре братца под одной крышей стоят (стол).
  • Шевелились у цветка все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).
  • Пять братцев в одном домике живут (варежка.)

Интересны загадки про геометрические фигуры и сказочных героев.

  • Нет углов у меня,
    И похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    Кто же я такой, друзья? (Круг)
  • Он давно знаком со мной,
    Каждый угол в нём - прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    Вам его представить рад,
    А зовут его… (Квадрат)
  • Возле леса на опушке
    Трое их живёт в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

Стихотворения с математическим содержанием

К загадкам близки короткие стихотворения, которые дошкольники должны самостоятельно окончить - подобрать последнее слово, подходящее по смыслу и рифме:

  • На одной ноге кружится,
    Беззаботна, весела.
    В пёстрой юбке танцовщица,
    Музыкальная… (юла).
  • Овальная лягушка,
    Но вовсе не зверушка,
    А овощ-молодец -
    Зелёный… (огурец.)
  • Небо, будто синий дом,
    Есть одно оконце в нём:
    Словно круглое оконце
    В небесах сверкает… (солнце.)

Детям четвёртого года жизни понравятся забавные математические стихи, только они не должны быть слишком длинными, чтобы не утомить малышей:

  • Взял треугольник и квадрат,
    Из них построил домик.
    И этому я очень рад:
    Теперь живёт там гномик.
  • Мы поставим два квадрата,
    А потом огромный круг.
    А потом ещё три круга,
    Треугольный колпачок.
    Вот и вышел развесёлый чудачок.
  • На зарядку солнышко поднимает нас.
    Поднимаем руки мы по команде «раз».
    А над ними весело шелестит листва.
    Опускаем руки мы по команде «два».
  • Вышли мышки как-то раз
    Поглядеть, который час.
    Раз, два, три, четыре -
    Мыши дёрнули за гири…
    Вдруг раздался страшный звон,
    Убежали мышки вон.

Математические считалки

Ребят стоит научить и весёлым математическим считалкам, которые пригодятся им потом для коллективных игр:

  • Один, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет,
    Но охотник не попал,
    Серый зайчик убежал.
  • Один, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Что нам делать? Как нам быть?
    Нужно заиньку ловить.
    Снова будем мы считать:
    Раз, два, три, четыре, пять.
  • Жили-были сто ребят.
    Все ходили в детский сад,
    Все садились за обед,
    Все съедали сто котлет,
    А потом ложились спать -
    Начинай считать опять.
  • Один, два, три, четыре.
    Кто живёт у нас в квартире?
    Папа, мама, брат, сестрёнка,
    Кошка Мурка, два котёнка,
    Мой щенок, сверчок и я -
    Вот и вся моя семья!
    Один, два, три, четыре, пять -
    Всех начну считать опять.

Досуг и развлечение по математике

Как показывает педагогическая практика, дошкольники очень любят математические досуги и развлечения. И приобщать детей к этой весёлой и интересной совместной познавательной деятельности можно со второй младшей группы. От обычного занятия они отличаются непринуждённой обстановкой и лёгкой атмосферой. Дети могут свободно передвигаться по группе или музыкальному залу (если мероприятие проводится там), быть более активными - больше рассуждать, свободно высказываться делать предложения.

Если какой-то малыш в ходе развлечения устал или потерял интерес, то он вполне может сменить вид деятельности (воспитатель заранее продумывает, чем занять таких детей).

Задача педагога - продумать увлекательную игровую программу, для этого обычно используются игровые персонажи, но не просто игрушки, а ростовые куклы или переодетые взрослые (можно подключить коллегу, младшего воспитателя или кого-то из родителей, которые желают проявить свои актёрские способности). Обязательно присутствует сюрпризный момент, который вызовет у малышей всплеск активности.

Яркий игровой персонаж - обязательная составляющая математического досуга в ДОУ

Сценарий математического развлечения лучше всего составлять по мотивам знакомой малышам сказки или мультфильма, при этом действия не должны быть чётко привязаны к плану, оставляя место для творческой импровизации ведущего. Материал должен быть ребятам хорошо знаком, не вызывать затруднений, поскольку главная цель досуга - развлекательная. Педагог должен подыскать необычный и интересную наглядность и дидактические пособия.

Проведение математического досуга требует от воспитателя определённого педагогического мастерства. Например, перед мероприятием следует проанализировать индивидуальные особенности своих воспитанников. Ведь у кого-то из детей есть проблемы с речью, кто-то боится проявлять инициативу. В соответствии с этим нужно подбирать ребятам задания, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и радостно.

Математический досуг не нужно проводить слишком часто (не чаще одного раза в квартал): пусть для дошкольников это будет маленький праздник. К тому же, чтобы это мероприятие прошло достойно, нужна большая подготовка.

Таблица: фрагмент конспекта математического развлечения во второй младшей группе

Автор и тема Ход мероприятия
Курчукова Е.В.
«Что за чудо - эти сказки!»
(проводится в музыка
льном зале)
Перед детьми появляется Колобок, который сообщает ребятам, что заблудился и хочет вернуться в свою сказку. Воспитатель предлагает дошкольникам отправиться в путешествие, раздаёт им рули. Каждый ребёнок называет цвет своего руля.

Под музыку и слова педагога дети отправляются в путь:
У нас машины разные,
Синие и красные.
Жёлтые, зелёные
Для поездки в сказку готовые.
Мы сначала тихо едем,
(идут шагом)
А потом быстрей, быстрей.
(бегут в умеренном темпе)
Тихо, тихо не спешите,
И свои машины остановите.
Остановка в первой сказке. Ребят встречает Мишка и проказница мышка. Персонажи перемешали всю посуду (у Мишки она большая, а у мышки - маленькая), и теперь не знают, из чего им есть и пить. Дети сортируют предметы.
Проводится физкультминутка:
У медведя дом большой,
Ой-ой-ой (тянутся руками вверх).
А у мышки маленький,
Ай-ай-ай (приседают).
Мишка сам пошёл домой,
Ой-ой-ой (шагают на месте).
И мышка запрыгала.
Ай-ай-ай (прыгают).
Колобок говорит, что это не его сказка и дети «едут» дальше.
Остановка «Гуси-лебеди». Ребята видят изображение или муляж печки, которая напекла румяные пирожки. Малыши определяют их количество (много), форму (круглые, квадратные, треугольные), а затем берут себе по одному. Каждый ребёнок должен положить свой пирожок на тарелочку с соответствующей картинкой (геометрическая фигура).
Следующая остановка - сказка «Теремок». Используя её героев, воспитатель проводит дидактическую игру «Кто спрятался».
Наконец, дошкольники добираются до сказки «Колобок». Герой прибывает к себе домой и прощается с ребятами. Дети «едут» обратно в детский сад.
Воспитатель подводит итоги занятия: выясняет, что детям больше всего понравилось, они называют все увиденные сказки.

Задания и темы самообразования воспитателя по ФЭМП во второй младшей группе

Математика предоставляет большие возможности в выборе темы для самообразования воспитателя. Самое важное - поиск новаторских игровых и занимательных приёмов, необходимых для обучения детей данного возраста. Ведь очень интересно разрабатывать новые пособия, своими руками создавать дидактические игры, которые впоследствии очень пригодятся для повышения квалификации педагога.

Отчёт по своей теме самообразования воспитатель может творчески оформить, например, в виде презентации для коллег, выставки для родителей. Можно даже организовать творческий мини-спектакль - разыграть математическую сказку, где героями будут малыши.

Приведём примеры возможных тем по самообразованию, связанных с математикой.

  1. Роль дидактической игры при обучении детей второй младшей группы математическим понятиям.
  2. Развитие мелкой моторики на занятиях по ФЭМП во второй младшей группе.
  3. Математические сказки для воспитанников второй младшей группы.
  4. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении младших дошкольников математике.

В современном мире математика играет большую роль, проникая в самые разные области знаний. Этому предмету нужно уделять внимание с раннего дошкольного возраста. Причём ребёнок не должен просто запоминать различную информацию, но и учиться анализировать предметы и понятия. В доступной форме знакомя детей с количеством, формой, величиной предметов, обучая их первичным навыкам ориентировки в пространстве и времени, педагог не только даёт знания, но и способствует развитию логического и абстрактного мышления малышей.

«В гости к зайцу» ЗАДАЧИ: Закрепить понятия: один, много, больше, меньше, поровну. Длинный, короткий. Цвет (красный, синий, зелёный, желтый) Геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат. Формировать внимание, мышление, воображение, память. Развивать слуховое восприятие. Развивать связанную речь. Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» п.Чернянка Белгородской области»

Непосредственная образовательная деятельность

(познание ФЭМП)

во 2-ой младшей группе

Воспитатель:

Казак И.Н.

«В гости к зайцу»

ЗАДАЧИ:

Закрепить понятия: один, много, больше, меньше, поровну.

Длинный, короткий.

Цвет (красный, синий, зелёный, желтый)

Геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат.

Формировать внимание, мышление, воображение, память.

Развивать слуховое восприятие.

Развивать связанную речь.

Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Цвет, длинный, короткий

МАТЕРИАЛ:

Конверт с письмом привязан на воздушный шарик.

Стульчики с разноцветными геометрическими фигурами и соответствующие им карточки, руль

Художественное слово (загадки, физкультминутка, пальчиковая гимнастика)

Корзинка с морковкой, конфеты

Цветы разного цвета, бревнышки разной длины, макет речки, заяц.

ХОД ОД

Воспитатель:

Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем круг.

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся».

Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком,

почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу.

(опустить руки подуть на ладони)

(незаметно детям, в зал залетает воздушный шарик, на нём привязан конверт с письмом)

Ребята, посмотрите, что это? А, какого цвета шарик? Интересно, от кого письмо, что в нём написано? Давайте прочту.

«Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу, мне очень хочется с вами подружиться. Приглашаю вас к себе в гости, чтобы поиграть и порезвиться с вами на полянке»

Вы хотите, в гости к зайчику? В гости ходят с угощением. Что любит зайчик? Конечно морковку. Вот мы корзинку с морковкой и возьмем на угощение.

А зайчик живет в домике, в дальнем лесу, за речкой. Чтобы нам туда добраться нужно проехать на автобусе. Кто – то из нас будет водителем.

(считалкой выбираем водителя, детям раздаются билеты, согласно которым они должны занять место в автобусе, сравнив геометрическую фигуру, на билетике и стульчике) (Имитация проезда на автобусе)

А вот и речка, за которой стоит домик зайчика. Как же нам пройти через речку, она широкая, не перепрыгнешь, можно и в воду упасть. Как же быть? Правильно, построить мостик? А вот и бревнышки. Какие бревнышки . (есть длинные, есть короткие)

Как правильно их уложить, чтобы получился мостик? (длинные – через речку, короткие – поперек, многократно повторять и закреплять)

Вот мостик и готов. Пойдемте, ребята через речку, по мостику. А, вот и домик красивый, и хозяин нас дожидается.

Здравствуй, зайчик. Дети поздоровайтесь с зайчиком. Какой красивый зайчишка. Длинные ушки, короткий хвостик, потрогайте ребята, какой он пушистый, мягкий, какие добрые глазки. Спасибо тебе, зайчик, что пригласил нас в гости, мы очень рады с тобой подружиться. Наши ребята выучили про тебя стихотворение, послушай его. (дети читают стихотворение про зайца)

Скачет между травками
Быстроногий зайчик.
Смял своими лапками
Белый одуванчик.


Полетели высоко
Белые пушинки.
Скачет зайчик далеко
По лесной тропинке.

Мы принесли тебе, зайчик целую корзину морковки. Возьмите дети по одной морковки. Сколько было морковок в корзинке? А у каждого из вас сейчас в руках? Положите свою морковку зайчику в тарелочку? Сколько у зайчика морковок теперь? Правильно, много. Угощайся, зайка вкусной морковкой.

А затейник, зайчишка, приготовил для нас интересную игру «Собери цветы»

(Дети обирают цветок из лепестков внутри обруча по цвету), (Зайчик контролирует выполнение правил игры и оценивает её результат)

Зайчик, твоя полянка стала еще красивее, с яркими, красивыми, весенними цветами. –Нам, пора возвращаться в детский сад. А, тебе на такой полянке скучно не будет. До свидание, зайчик.

Слушаю, слушаю, тебя зайчик, спасибо тебе за угощение.

(Обыграть угощение от зайчика, наша корзинка не пустая)

(Дети прощаются с зайчиком, возвращаются по мостику и садятся согласно билетам в автобус) (во время движения автобуса, гимнастика для рук)

«Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем»

Вот мы и приехали снова в детском саду.

Итог НОД

Ребята, вам понравилось в гостях у зайчика? А что вам запомнилось? А что понравилось? А помните, как мы строили мостик, какие бревнышки нам пригодились? А какие красивые цветы мы для зайчика сделали, какого цвета они были? И зайчику наши цветы понравились, и полянка стала ещё красивее. (похвалить старательных детей)

Дети угощаются конфетами от зайца.


во второй младшей группе

"Путешествие на волшебном паровозике"

Приоритетная образовательная область: познание(ФЭМП).

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание

(формирование целостной картины мира)

Программное содержание:

Совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине (широкий -узкий), цвету, размеру (большой -маленький) и обозначать их соответствующими словами.

Учить различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Закрепить умение различать и называть части суток: утро, день, ночь.

Закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много).

Учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него.

Развивать память, мышление, способность к обобщению, воображение, речь.

Воспитывать доброту, отзывчивость, доброжелательные отношения, интерес к предмету

Материалы к занятию:

Паровоз, бабочки (желтые, синие, красные, зеленые), бумажные цветы тех же цветов (по количеству детей), два ручейка из бумаги (широкий и узкий). Билеты с изображением геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг разного цвета); игрушка (Ёжик), две корзины (большая и маленькая), грибы (большие и маленькие), три картины с изображением частей суток (утро, день, ночь) Ход занятия:

Дети заходят в группу.

В: Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Ребята, мы с вами поедем путешествовать на "волшебном" паровозике. Но для этого надо получить билеты, чтобы потом занять место согласно билету.(Раздать билеты). Посмотрите внимательно на свои билеты. Что на них изображено?(геометрическая фигура)

А какого она цвета? (ребенок должен назвать цвет геометрической фигуры).

Вам надо сесть на тот стульчик, на котором изображена такая же геометрическая фигура и такого же цвета, как на билете(рассаживаются).

А я сейчас буду кондуктором, проверю, правильно ли дети нашли свои места (проверка билетов и мест).Теперь можно отправляться в путь!(музыка)

Ребята, давайте сделаем остановку. Мы с вами оказались на поляне. Ой, смотрите, нам путь преградили ручейки. (На полу лежат два ручейка широкий и узкий).

Сколько их? (два).

Какие они по ширине? (Один широкий,а другой узкий). Через какой ручеёк нам легче перешагнуть? (через узкий). Давайте перешагнем его. Вот мы с вами и оказались на цветочной поляне. Распустились здесь цветы небывалой красоты. А сколько их здесь: много или мало? (много). Одинакового ли они цвета?(нет).

А какого цвета здесь растут цветочки?(красные, желтые, синие,зеленые).

Смотрите, здесь же на полянке на большом цветке сидят бабочки. Сколько их здесь? (много). Ребята, им очень неудобно сидеть всем вместе. Давайте найдем для каждой бабочки свой цветок. Какого цвета бабочка? (красная), вот и цветок у бабочки тоже должен быть красный. Берите бабочек, найдем для каждой свой цветок.

Что мы можем сказать о количестве бабочек и цветов? Их ребята, поровну? Молодцы!

Если мы с вами пройдем немного вперед, то окажемся в лесу. Дорога будет долгая, поэтому не будем терять время. (идем под музыку).

Зашагали ножки: топ- топ- топ,

Прямо по дорожке: топ –топ – топ,

Ну-ка, веселее: топ – топ – топ,

Побежали ножки по

Ровненькой дорожке,

Убегают, убегают,

Только пяточки сверкают.

Ну вот, мы и в лесу. Каких животных мы можем встретить в лесу? (дети называют лесных жителей) А вот один из них. Кто это?! Ёжик! (показываю игрушку, дети его трогают, здороваются с ним)

Ребята, ежик сегодня один целый день собирает в лесу грибы, чтобы угостить своих друзей. Он очень устал, давайте поможем ёжику (на ковре рассыпаны грибы большие и маленькие). Грибы будем собирать в корзины (выставляю корзины большую и маленькую). Будьте внимательны: большие грибы в большую корзину, а маленькие в маленькую корзину (собираем под музыку)

Давайте посмотрим, что у нас получилось? (Исправляем ошибки, если они есть)

Молодцы!

Дети, ежик благодарит нас за помощь. Просит на прощание поиграть с ним в игру

« Когда это бывает»

Поиграем? (да) (показываю картинки)

Когда петушок

Раньше всех встает,

Солнышко встречает, зовет.

(утром)

Солнце в небе ярко светит.

На прогулку вышли дети.

Когда это бывает?

(днем)

Звезды на небе зажглись

Спать ребята улеглись.

Утро, день умчались прочь

Им пришла на смену (ночь)

Дети, скажем ежику «До свидания», нам пора возвращаться в детский сад.

Из леса по тропинке идем, вышли на полянку, а вот и наши ручейки, перешагиваем

Осторожно, не замочите ноги. Широкий ручей обойдем. Займем места в нашем паровозике. Поехали! (музыка)

Наше путешествие закончилось. Мы снова оказались в детском саду. Ребята, вам понравилось путешествовать?

И мне понравилось с вами путешествовать.

Вы такие умные, много знаете всего, такие добрые, много добрых дел сделали.

Сегодня вы меня очень порадовали. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Волкова Алла Викторовна

воспитатель II квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад «Солнышко» города Щигры Курской области»