Окружающий мир золотое кольцо. Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России». Самоопределение к деятельности

Цели урока:

  1. Знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.
  2. Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
  3. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.
  2. Слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца.
  3. Рисунки гербов.
  4. Магнитная доска, магниты.
  5. Физическая карта городов Золотого кольца.
  6. Украшения из финифти.
  7. Значки городов «Золотого кольца».
  8. Учебники, рабочие тетради.
  9. Кроссворд.
  10. Игра «Отгадай город по описанию».

Ход урока

I. Оргмомент:

Учитель:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.

Ученики:

Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.

II. Объявление темы урока:

Мы начинаем изучать новую тему «Путешествие по городам и странам». Сегодня мы побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

III. Работа по теме:

Слайд 3.

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

Слайд4.

А вот на чём, попробуйте отгадать:

Что за чудо – жёлтый дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином!

Слайд 4.

Правильно. Это школьный автобус.

Слайд 5.

Рассмотрите карту нашего путешествия. «Золотое кольцо». Это замечательное название возникло не случайно. Сверкающее кольцо России образуется из прекрасных древних городов северо-восточной Руси:

Слайд 5.

Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Суздаля, Владимира. В истории Русской земли они занимают особое место. Слайд 6.

Здесь складывалось единое русское государство, ставшее потом великой империей. Здесь, во Владимиро-суздальской земле, копилась сила для будущих побед над монголо-татарами.

А в лихолетье, названное смутным временем, в Ярославле и Костроме собирали народ для битвы с польско-литовскими захватчиками Минин и Пожарский. На костромской земле простой крестьянин Иван Сусанин ценою своей жизни спас жизнь русскому царю, а значит, и будущее России.

Путешествие по Золотому Кольцу начинается в столице нашей родины – Москве. В древности оно начиналось от проезжих башен Кремля.

Слайд 7.

И первым городом, в который дорога приводила паломников, был Сергиев Посад. Троицкая дорога вела к Троице-Сергиевой лавре, к великому старцу земли русской – преподобному Сергию Радонежскому.

1 ученик:

Слайд 8.

Как не похожа теперь эта местность на поросший вековым лесом холм Маковец, в непроходимых дебрях которого преподобный Сергий своими руками срубил первую деревянную церковку. Теперь здесь красуется знаменитая Троице-Сергиева лавра, а вокруг – небольшой городок Сергиев Посад с храмами и старинными домиками на тихих улочках. Ещё при жизни преподобного Сергия вокруг обители стали селиться люди. Они просили у него благословения, чтобы жить здесь, расчищали лес, ставили избы. Так появился город, ставший любимым местом паломников-богомольцев и просто путешественников.

С Троице-Сергиевой лаврой и её основателем преподобным Сергием связано историческое событие – победа на Куликовом поле.

Слайд 8.

« Неисчислимая татарская орда шла на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович, который почитал преподобного Сергия и верил в его прозорливость, отправился в лавру просить совета, что делать? Силы далеко не равны, идти ли ему в поход против татар? Преподобный Сергий благословил князя, сказав, что русские победят в этой битве. 8 сентября 1380 года в сражении, которое длилось целый день, монголы были разбиты.

Слайд 9.

Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь, с величественными соборами, Троицким и Успенским, с синими в золотых звёздах куполами, нарядными церквями и палатами. На территории лавры находятся корпуса Духовной академии и семинарии.

2 ученик:

1. Работа с картой.

За лесами Великого Ополья – плодородных равнин, начинающихся у Владимира и доходящих до Ростова Великого, лежит Плещеево озеро. В XII веке Юрий Долгорукий основал на берегу озера новый город, названный Переяславлем .

Слайд №10.

Шли по дорогам путники, плыли по рекам из Киева в Ростов, из Новгорода в Суздаль купцы – никому не миновать этих мест.

Сушатся на берегу рыбацкие сети, темнеют на воде рыбачьи лодки.… Славится озеро рыбой, знаменитой «селёдкой переславской».

Князь Юрий Долгорукий решил обустроить город и, прежде всего, заложил каменную церковь Преображения Господня.

Слайд 11.

Могучие стены Спасо-Преображенского собора удивляют и сейчас. Внутри стены собора были покрыты великолепными фресками, однако в конце 19 века росписи были уничтожены.

Слайд 11.

Рядом с собором стоит шатровая церковь Петра Митрополита, в котором хранилась городская казна.

Слайд 12.

Мало на Руси городов, в которых до сей поры сохранилось столько памятников древней архитектуры и искусства.

Слайд 13.

А ещё в Переславле – Залесском неподалёку от Симеоновского храма в деревянном доме расположен уникальный музей утюга, в котором собрано более 150 видов утюгов самых различных форм.

3 ученик:

Слайд 14.

Широко разлилось славное озеро Неро. Широко, да не глубоко. Называли его иногда «морем тинным».

– Ой, ты гой еси, море тинное.
Отчего зовут тебя озером?
– Оттого зовут меня озером,
Что песку во мне нет на донышке
И что нет во мне рыб заморских… (Поёт ученица.)

Слайд 15.

Это старинная песня про Неро-озеро. А над озером, словно город сказочный, стоит Ростов Великий .

Этот город – один из самых древних в золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим.

Слайд 15.

Самая замечательная часть города – Ростовский кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей.

Слайд 16.

Отражаются в воде купола-луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран. (Слушаем Ростовский колокольный звон.)

Слайд 17.

А ещё славится ростовская финифть – эмаль, применяющаяся при художественной росписи металлических изделий. В огне и жаре рождаются чудесные рисунки на эмали. Словно драгоценные камни с картинками – тут узоры и цветы, пейзажи и портреты. Это очень красивые эмалевые украшения – броши, серьги, браслеты. Секреты ростовской финифти передаются мастерами из поколения в поколение (показ эмалевых украшений).

4 ученик:

2. Работа с картой.

Слайд 18.

Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич . Он стоит на реке Волге. Слайд 19.

Углич известен с 937 года. В Угличе в ссылке вместе со своей матерью Марией Нагой находился малолетний царевич Дмитрий, последний сын Ивана Грозного. 15 мая 1591 года весенним утром в Угличе ударили в набат. Народ бросился на княжеский двор. Там увидели страшное зрелище: на земле – окровавленное тело царевича Дмитрия. А над ним – обезумевшая от горя мать.

Слайд 19.

Так погиб при невыясненных обстоятельствах наследник царского трона восьмилетний царевич Дмитрий.

Слайд 20.

В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

5 ученик:

Слайд 21.

Жемчужина «Золотого кольца России», город Ярославль , расположен на берегу реки Волги, там, где в неё впадает речка Которосль. Город был основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым и назван в его честь.

Слайд 22.

Старинное предание рассказывает о том, что на месте современного Ярославля когда-то находилось древнее языческое селение. Ярослав с дружиной захватил его, разрубил боевым топором языческое изображение медведя и основал город-крепость. Другая легенда рассказывает о том, что князь на этом месте убил живого медведя. Как бы то ни было, изображение медведя до сих пор присутствует в гербе города.

Слайд 23.

Князь Ярослав вскоре стал великим князем киевским. И мы знаем его под именем Ярослава Мудрого.

Слайд 24.

В центре города можно увидеть памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый профессиональный общедоступный театр.

Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

Слайд 25.

Наивысшего расцвета Ярославль достиг в 17 веке. Именно в этот период были возведены многие церкви, которые сейчас считаются памятниками архитектуры и истории.

IV. Физкультминутка:

Завели автобус мы
Р-р-р-р-р-р-р-р.
Накачали шины мы
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Улыбнулись веселей
И поехали быстрей
Р-р-р-р-р, ш-ш-ш-ш.
Едем, едем, долго едем.
Очень долог этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
На скамеечку присядем,
Ручки, ноженьки потянем.
Ещё минутку отдохнём
И работать все начнём.

6 ученик:

Слайд 26.

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся – Кострома . Кострома – речной порт, центр Костромской области.

3. Работа с учебником.

Откройте учебники на 93 странице, читаем со второго абзаца:

Слайд 27.

«Если посмотреть на план города, то можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

Слайд 27.

В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…»

ученик:

Слайд 28.

Говоря о Костроме, вспомним о великом подвиге крестьянина Костромского уезда Ивана Сусанина, принявшего смерть за царя. В марте 1613 года отряд поляков пробирался в деревню Домнино под Костромой, где находился Михаил Романов с матерью. Поляки хотели убить избранного на царство Михаила. Они силой заставили Сусанина проводить их в Домнино. Сусанин отправил гонца предупредить Михаила об опасности. Сам же, понимая, что идёт на верную гибель. Завёл врагов в непроходимые дебри и болота. Поляки, поняв в чём дело, замучили Сусанина до смерти. Но жизнь царя была спасена.

Слайд 28.

В Костроме в центре города был поставлен памятник Ивану Сусанину, и старинная площадь стала называться Сусанинской.

7 ученик:

Слайд 29.

Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим ещё один прекрасный город на Волге – Плёс . Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

Слайд 29.

Многие древние города Руси в настоящее время стали похожи на небольшие посёлки, а количество населения в них неуклонно уменьшается. Однако это только помогает им сохранять свой исторический облик и становиться центрами туризма. Именно таким является городок Плёс, расположенный в ивановской области.

Уже в конце позапрошлого века Плёс стал популярным местом отдыха для москвичей. Там появились дачные посёлки, а развивающееся пароходство только способствовало наплыву туристов.

Слайд 30.

Плёс стал настоящим культурным центром: его облюбовали писатели и художники. Так, например, И.И. Левитан много раз бывал в этих местах и написал несколько пейзажей плёсского края.

Слайд 30.

Бывал в городе и известный певец Фёдор Иванович Шаляпин.

8 ученик:

Слайд 31.

Из Плёса мы отправимся в Суздаль – всемирно известный город-музей. Душа настраивается на особый лад.

Слайд 32.

Древностью веет от этой легендарной земли. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенёсся в далёкое прошлое.

Суздаль не зря называют уникальным музеем под открытым небом. Здесь расположено более 200 памятников архитектуры и истории, наглядно демонстрирующих различные архитектурные стили и композиции, которые были популярны в том или ином веке. Маленькие церковки и большие соборы, «летние и «зимние», шатровые и купольные, с колокольней и без неё.…Каждая церковь в Суздале особенная и чем-нибудь выделяется среди других. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Давайте посмотрим на эту красоту.

Слайд 33.

Слайд 34.

В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева.

4. Работа с учебником.

Слайд 35.

От Суздаля совсем недалеко до Владимира.

Его основал князь Владимир Мономах (отсюда название города).

Слайд 36.

Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (это приток уже известной нам реки). Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдём по улицам Владимира.

Слайд 36.

Вот перед нами замечательный памятник старины – Золотые ворота.

Слайд 36.

Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

Слайд 36.

А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

V. Закрепление.

1. Беседа:

Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.

– Покажите на карте эти города.

– В каком городе находится Троице-Сергиева лавра? (Сергиев Посад.)

– Что такое финифть? (Красивые эмалевые украшения.)

– В каком городе её делают? (В Переславле-Залесском.)

2. Работа с тетрадью.

Учитель:

Ребята,откройте тетради на 47 странице, найдите задание №4. Нужно соединить линиями названия городов с именами великих людей, в честь которых они названы.

Кто основал город Владимир? (Владимир Мономах.)

– А город Сергиев Посад? (Сергий Радонежский.)

– Какой ещё есть город в Золотом кольце, основанный известным человеком, князем? (Ярославль.)

– Почему он так называется? (Его основал князь Ярослав Мудрый.)

3. Игра «Узнай города по описанию»:

Учитель:

Поиграем в игру «Узнай города по описанию»

Слайд 37.

Если вы назовёте город правильно, компьютер покажет ответ.

  1. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. (Сергиев Посад)
  2. Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они находятся, стоят старинные торговые ряды. (Кострома)
  3. Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт «углом». В этом городе есть большой часовой завод. (Углич)
  4. Этот город называют городом-музеем под открытым небом. В нём много церквей, монастырей, часовен. А ещё есть Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

4. Работа с тетрадью.

Учитель:

А теперь, проверим, знаете ли вы достопримечательности городов. Найдите в рабочих тетрадях задание №5 на странице 48, читаем его: вырежи из приложения тетради на странице 85 фотографии и наклей их в нужное окошко. Укажи стрелками названия городов.

Начинаем его выполнять.

5. Кроссворд.

А теперь давайте повторим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд:

Слайд 38.

  1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
  2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
  3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)
  4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». (Углич)
  5. Главный, важный монастырь. (Лавра)
  6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
  7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

VI. Итог урока.

О чём мы говорили сегодня на уроке?

– В каких древних русских городах мы побывали сегодня на экскурсии?

– Попробуйте объяснить название «Золотое кольцо».

Учитель: Вы все правильно высказали свою точку зрения, отвечая на поставленный вопрос. А теперь послушайте, что об этом говорится в Интернете.

«Эти города олицетворяют во всей красе величие Святой Руси. Они представляют из себя воплощённое в камне, золоте куполов, величии православных храмов, неповторимых природных красотах территории православных обителей XII-XVI веков доказательство непреложной истины, что только в симфонии светской и духовной жизни, в Боге – секрет могущества нашей Родины, её процветания.

Если посмотреть на карту, то становится понятно, почему маршрут по этим местам стал называться «кольцом». Он напоминает форму кольца. Его протяжённость – 1000 км».

– Кому из вас понравился этот урок?

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» (стр.88-97);
  2. Подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр.98-99);
  3. Выполнить задание №2 в рабочей тетради (46).

Развивающая:

Способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;

Развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

Формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

Тип урока: первичное предъявление новых знаний

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.

Планируемые результаты

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.

Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».

Метапредметные

Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Используемые на уроке современные педагогические технологии:

Здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),

Проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),

Игровая технология.

Методы обучения:

Частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;

Объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

Репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

Беседа, диалоговое взаимодействие;

Практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).

Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на группы по 5-6 человек)

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап урока

1. Положительный настрой на урок

Здравствуйте, ребята.

Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.

Руки - на месте.

Ноги - на месте.

Локти - у края.

Спинка - прямая.

2. Актуализация знаний

Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?

(В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком)

А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?

(Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)

Путешествовать -

А зачем люди путешествуют?

А на чём можно отправиться в путешествие?

3. Самоопределение к деятельности

Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?

Что я держу в руках? (Показать проволоку)

А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)

Ребята, а что я сделала из проволоки?(Показать окружность)

На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)

Окружность - это что… (Геометрическая фигура)

Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)

Кольцо - карточку со словом прикрепить на доску

А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)

Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)

Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)

А когда употребляем это слово в переносном значении?

Золотое - карточку со словом прикрепить на доску

Составьте с данными словами предложение.

Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)

Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)

Россия - карточку со словом прикрепить на доску

Назовите тему урока.

Золотое кольцо России - карточку с темой урока прикрепить на доску

Какова цель нашего путешествия?

(Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)

Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» - карточки прикреплены на доске обратной стороной

Что вы знаете по этой теме? (Открыть первую карточку «Знаю»)

Что хотите узнать? (Открыть вторую карточку «Хочу узнать»)

На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)

На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)

Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)

Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)

Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)

А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)

Достать из чемоданчика карту (Приложение 1)

Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)

Карту прикрепить на доску (большая)

II . Операционно-исполнительский этап урока

1. Начало путешествия

Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы для заметок, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия. Распределите обязанности в группе: кто пишет в листках для заметок, кто отмечает места, где мы побываем в маршрутных листах, кто фотографирует (Приложение 2, 3)

Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)

Слайд 2 (Презентация «Золотое кольцо России»)

Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)

Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа - храм Василия Блаженного

Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Приложение 4)

Отметьте пункт отправления на маршрутных листах. (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

Фотографию на память в маршрутный лист и в чемоданчик (Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Что мы напишем в листок путешествия? Какие эмоции вы испытываете? (Ответы обучающихся)

Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.

2. Сергиев Посад

Слайд 3

Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? (Сергиев Посад)

Найдите на карте этот город, отметьте флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Работа в группах. На столах лежат конверты с карточками

Открываем голубой конверт, читаем текст и составляем вопросы по тексту для других групп.

Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в ХІV веке. Слава Преподобного Сергия Радонежского и основанного им монастыря влекли богомольцев. Постепенно вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад, а монастырь - Троице-Сергиева лавра, значит, главный, самый важный монастырь России.

Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)

Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?

Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!

Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? (Ответы обучающихся)

3. Ростов

Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. Поприветствуем их. (Все машут рукой)

Отметьте город в маршрутном листе. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Ростов - один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города - Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?

Правильно, видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по особенному.

Вы хотите послушать знаменитый звон Ростовских колоколов?

Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол.

Слайд 4

Звучит Ростовский колокольный звон

Так, когда звучал 32 тонный колокол?

Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?

- Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.

(Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок для заметок

4. Физкультминутка

Вдруг 3 класс внезапно ожил.

Посмотрел он вправо, влево.

К солнцу руки протянул.

И друзьям во след махнул.

(Помахали другому, улетающему воздушному шару)

5. Ярославль

Слайд 5

Внизу мы видим, какой город? (Ярославль)

Отметьте флажком этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Ярославль - древнейший город Золотого Кольца России, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем - Ярославом Мудрым.

Кто уже догадался, что будет являться одним из украшений города Ярославля? Покажите. (Обучающиеся называют Церковь Ильи Пророка)

Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.

Давайте запишем в листки путешествий, что мы узнали о городе Ярославле и какие эмоции испытали.

7. Кострома

Слайд 6

Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?

В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.

Отметьте этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Возьмите розовый конверт. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.

Если посмотреть на город сверху, можно заметить, что улицы расположены в виде --__________. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой ______. Вот город и сделали таким необычным.

Какая существует легенда о городе Костроме?

Раскрыть веер

Вам захотелось побродить по улицам города?

Посмотрите, ребята, внизу мы видим Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

Вам нравится он?

Что привлекло ваше внимание?

Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу.

Скорей делайте фотографию на память, пока ветер не унёс наш шар. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

Делаем заметки.

9. Владимир

Слайд 7

Ребята, наше путешествие, наверное, завершилось?

Над каким городом мы ещё не пролетали? Посмотрите на маршрутный лист.

Отметьте его в маршрутном листе флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах.

Осмотритесь вокруг. Что вы видите?

Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.

Слайд 8

Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

Возьмите зелёный конверт.

Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните в нём ошибку, не соответствие действительности.

Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Волга.

Учитель подходит к каждой группе. Дети шепнут учителю на ушко о найденной ошибке.

Молодцы, все с заданием справились. Почему? Какие вы путешественники?

Прочитайте правильно предложение.

Так как нужно путешествовать?

Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

10. Закрепление изученного материала

Слайд 9

Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?

Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?

Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали

Так как расположены города?

Назовите города нашего маршрута.

Слайд10

Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы.

Мы побывали в некоторых древних городах Золотого кольца. В маршрут входят и другие города Переславль-Залесский, Иваново, Суздаль и близлежащие города: Муром, Углич, Плёс и другие.

Вы продолжите знакомство с ними на следующих уроках.

III . Рефлексивно-оценочный этап урока

Учитель читает стихотворение В. Степанова

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

На широкой Волге Плёс и Кострома,

Башенки резные, чудо-терема.

Города старинные - к солнышку лицом -

Для России стали Золотым кольцом.

Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?

В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?

Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.

2. Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» - на доске

Поработаем теперь с карточкой «Узнал» (Открыть третью карточку «Узнал»)

Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы обучающихся)

3. Рефлексия

Вам понравилось наше путешествие?

Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом?

Отметьте на маршрутном листе флажком, в каком городе вам захотелось побывать?

Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе?

А на каком транспорте лучше отправиться, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями городов? Почему?

Ребята, а когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой?

(Сувениры, фотографии)

Мы тоже фотографировали с вами некоторые достопримечательности городов Золотого кольца. Следующий урок окружающего мира мы начнём с того, что будем вспоминать о нашем путешествии, и я вам предлагаю создать фотоколлаж и рассказать другим ребятам, где мы с вами были, и что на нас произвело впечатление.

Достать из чемоданчика рамку и фотографии для фотоколлажа

I V. Подведение итогов

Каким было наше путешествие?

Где мы с вами виртуально побывали?

Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу - гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо - гордость России.

Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие по Золотому кольцу России.

Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо!

VI . Д ифференцированное домашнее задание

Ребята, а что вам захотелось сделать дома?

Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?

Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе?

А кто захотел рассказать родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?

Мармулева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №15 г.Черемхово»

Урок окружающего мира

Тема: «Золотое кольцо России».

Цель: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину в рамках реализации ведущей содержательной линии «Человек и общество»: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину.

Задачи:

    Познакомить с городами, составляющими Золотое кольцо.

    Учить узнавать город по его основным достопримечательностям и воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании изученные сведения о городе.

    Продолжить формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности.

Формируемые метапредметные результаты:

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; о владение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: презентация «Золотое кольцо России», карточки для групп, учебник «Окружающий мир»

Ход урока :

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Контрольно-оценочная деятельность

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть такого ясного солнечного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. (Дети поворачиваются друг к другу, соединяют ладони и настраиваются на работу. “Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, если будет трудно я тебе помогу…”.

- Мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется?

(Путешествие по городам и странам)

-Изучая этот раздел чему мы будем учиться?(с. 85)

Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники или туристы)

И сегодня отправляемся в виртуальное путешествие, представим себя в роли туристов. Побываем в нескольких древних русских городах.

Создание проблемной ситуации:

1) Выполните арифметические действия и составьте слово.

Кот – т + крыльцо – кры = ?

Как вы понимаете, что такое кольцо?

Для чего служат кольца? Какие бывают кольца?

Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название.)

-А что это за самоцветы?

Давайте посмотрим на карту. (Показ карты на слайде через проектор)

«Золотое кольцо России» - тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам.

Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

Так какая тема сегодняшнего урока?

- Золотое кольцо России

Выполняют арифметические действия, отгадывают слово КОЛЬЦО.

Отвечают на вопрос.

Высказывают предположения.

Кольцо- это ювелирное украшение, предмет в форме окружности..

Кольца бывают обручальные, олимпийские, гимнастические…

Станции, остановки на маршруте, украшения, города…..

2. Целепологание

Каковы же цели нашего путешествия?

    Почему кольцо ?

    И почему Золотое ?

Какие города входят в состав Золотого кольца России?

Узнать о достопримечательностях и знаменитых людях этого города

Принятие цели урока, планирование деятельности

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей;

осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

3. Выявление места и причины затруднения.

Впутешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

Что вы знаете о Москве?

Город Москва столица нашей Родины. Он был основан в1147 году на берегах реки – Москвы. Его основал Юрий Долгорукий.

Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира.

Отвечают на вопросы.

Формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания)

Исследовательская работа с текстом -.

Путешествовать будем парами. Знакомиться с городами Золотого кольца вам поможет алгоритм на инструкционных картах

Каждая группа (пара) будет работать по этому алгоритму, анализируя материал учебника, вписывая добытые сведения в маршрутные листы . Потом заслушаем отчеты групп

Читают текст (учебник с.). Отвечают на вопросы.

Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

извлечение необходимой информации из текста.

5. Реализация построенного проекта.

Организация самостоятельной работы

Правила работы в группе и в паре

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2.Не согласен – объясни почему.

3.Доказывай свое мнение спокойно, вежливо

4. Говори только по делу

5.Работай дружно, помогай друг другу

Гимнастика для глаз.

Работают в группах – составляют небольшой рассказ-повествование о городе.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация отчета групп, во время рассказа обучающихся дети заполняют карту с. 54

Сколько городов входит в состав Золотого кольца?

Члены каждой группы рассказывают об одном из городов Золотого кольца.

Оценивают свою работу

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

7. Самостоятельная работа

(Тест) .

Организация самостоятельной работы индивидуально

Проверка по ключу.

    Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол». Это Углич?

    Плес-это город художников?

3.Нижний Новгород входит в состав Золотого кольца России?

4.Золотые ворота находятся во Владимире?

5. Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского?

6. Часовой завод «Чайка» находится в городе Кострома?

7. Ярославль основал Ярослав Мудрый?

8. В Иваново изготавливают украшения из финифти?

9. В Переславле-Залесском улицы расположены в виде веера?

10. Золотое кольцо России- это города в котором делают золотые украшения?


Обучающиеся зотвечают на вопросы текста, заполняют карточку ответов и оценивают себя.

Умение делать выводы, используя различные виды чтения.

8 Рефлексия учебной деятельности .

Организует игру «Выбери фразу».

Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же - кольцо?

Давайте посмотрим на карту (Эти города образовали кольцо.

А кто может сказать, почему «золотое»?

Правильно, каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию древнерусской архитектуры.

- Наше путешествие подошло к концу. Результатом нашей совместной деятельности стала маршрутная карта по древним городам Золотого кольца России с обозначением их главных достопримечательностей.

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске (Слайд):

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я научилась(ся) …

Я почувствовал (а) …

Мне захотелось …

Формулирует домашнее задание.

    Выполнить задание в рабочей тетради с. 57.

    Составить презентацию об одном из городов Золотого кольца

Выбирают фразу из «рефлексивного экрана» на доске.

Слушают домашнее задание.

Эмоционально-личностная оценка, умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния.

Окружающий мир

(3 класс.)

(УМК «Школа России)

Тема: «Золотое кольцо России"

Цель урока :

Познакомить учащихся с популярным в нашей стране туристско-экскурсионным маршрутом по древним русским городам и совершить

заочное путешествие

Задачи урока:

    Ознакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми ее достопримечательностями.

    Развивать речь, память, мышление, внимание; умение слушать, умение доказывать, аргументировать своё мнение; способствовать развитию учебной и познавательной мотивации, расширению кругозора.

    Создать мотивацию к дальнейшему изучению предмета; содействовать развитию у детей умений общаться, радоваться успехам товарищей; воспитывать чувства патриотизма и гордости за нашу богатую историческими и архитектурными ценностями Родину, бережного отношения к этому богатству.

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца, рисунки гербов, учебники, рабочие тетради, карта с названием городов, буклеты с достопримечательностями городов России.

Ход урока

I . Организация начала урока.

Начинаем наш урок. Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.

1. Эмоциональный настрой

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять

И многое узнать.

2. Сообщение темы урока.

Мы начинаем изучать новую тему и отправляемся в путешествие по древним городам России.

Мы будем не просто рассматривать достопримечательности, а наблюдать, изучать, исследовать, то есть разгадывать тайны этих древних городов. Значит, мы не простые путешественники, а путешественники – исследователи!

Послушайте, кто нас ждет!

Что за чудо- синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце»

Постановка проблемной ситуации.

Как вы понимаете, что такое кольцо? Для чего служат кольца? Какие бывают кольца? Сегодня на уроке речь пойдет тоже о золотом кольце. Только принадлежит оно не отдельному человеку, а целой нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено неповторимыми российскими самоцветами.

В конце урока вы сами сможете ответить на все вопросы.

Широка страна родная…Степи, леса, овраги – тишь да благодать, красота первозданной русской природы. Россия, наша Россия. От Волги до Енисея. От Москвы до Владивостока. Великолепная, сказочная, незабываемая наша родина. Развитые столичные центры и обособленные деревушки. Необъятные просторы, широчайшие долины. Наша Россия. Блеск и роскошь позолоченных куполов русских храмов. Уютные и такие родные сердцу проселочные дорожки. Теплая, располагающая атмосфера. И это все – очарование исторического Золотого кольца России.

Среди всех районов России Центральный выделяется самым большим числом городов. Каждый из них уникален своей историей, своей судьбой, своим неповторимым обликом.

Включите воображение и представьте, что мы находимся в атобусе, который мгновенно будет переносить нас из города в город. Для путешествия нужна карта, в которой отмечайте те города, в которых мы побываем.

II . Проверка домашнего задания.

Может, есть места и красивей

Средь заморских лесов и рек,

Только в сердце моём навек –

Золотое кольцо России

В путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы

Слайд 3

В прошлом году мы с вами путешествовали по Москве. Вспомним достопримечательности Москвы. Слайд 4,5,6,7 .

III .Работа по теме урока.

1.Город Сергиев Посад.

-Мы едем на северо-восток. И прибываем в город Сергиев Посад - старинный русский город.
(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе, с.89 по фотографиям, расположенным на доске)

Слайд 8,9.

(Памятник святому (Троице Сергиевская лавра)

Сергию Радонежскому)

Микроитог: Возвёл Троице-Сергиеву Лавру Сергий Радонежский - монах. Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом. С Троице-Сергиевой лаврой и её основателем преподобным Сергием связано историческое событие – победа на Куликовом поле.«Неисчислимая татарская орда шла на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович, который почитал преподобного Сергия и верил в его прозорливость, отправился в лавру просить совета, что делать? Силы далеко не равны, идти ли ему в поход против татар? Преподобный Сергий благословил князя, сказав, что русские победят в этой битве. 8 сентября 1380 года в сражении, которое длилось целый день, монголы были разбиты.

(Рассказ учителя.)

Слайд 10,11,12.

Никольский собор Успенский и Горицкий монастырь

Микроитог: На берегу Плещеева озера сушатся рыбацкие сети, темнеют на воде рыбачьи лодки.На озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I. С музеем рядом стоит памятник Петру Великому - основателю военного флота России. Переславль- Залесский – впервые упоминается в летописи под 1152г.. как город Переславль, основанный князем Юрием Долгоруким, позже добавлено слово Залесский, т.е. находится за лесом.) Благодаря Плещееву озеру город вошёл в историю России.1 августа 1692 года готовые корабли были торжественно спущены на воду. Вот потому-то и называли Плещеево озеро – «колыбелью русского флота»..

Кто же прославил этот город? (Пётр I)

3) А теперь в Ростов .

Величаво и гордо течёшь ты река,

Река, на которой стоишь ты века,

Ростов - ты велик и прекрасен!

Не зря получил этот статус.

Как известно у нас в России два Ростова, так вот этот Ростов называют Великим.

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.90.)

Слайд 13,14,15.


Церкви и соборы Ростова Ростовский Кремль

Микроитог: Отражаются в воде купола - луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена. Например, Сысой, Лебедь, Полиелей.

(Прослушивается запись колокольного звона)

В Ростове мы полюбуемся знаменитой ростовской финифтью- это украшения с эмалью(Фото)

4.Следующая остановка на нашем маршруте - город Углич

На широкой Волге

Углича дома.

Ставенки резные,

Чудо-терема.

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.91.)

Слайд 16,17.

(Воскресенский Монастырь)

Микроитог: Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». В Угличе одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А еще в Угличе большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

    От Углича недалеко до Ярославля .

Ах ты, батюшка, Ярославль город!

Ты хорош, пригож, на горе стоишь,

На горе стоишь ты во всей красе…

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.92.)

Слайд 18,19.

(Церковь Ильи Пророка)

Микроитог: Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль.

6. От Ярославля рукой подать до Костромы .

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр.93.)

Слайд 20.

Микроитог: Сейчас это крупный промышленный и культурный центр, у которого улицы расположены в виде веера. В той части, где ряды сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Говоря о Костроме, вспомним о великом подвиге крестьянина Костромского уезда Ивана Сусанина, принявшего смерть за царя. В марте 1613 года отряд поляков пробирался в деревню Домнино под Костромой, где находился Михаил Романов с матерью. Поляки хотели убить избранного на царство Михаила. Они силой заставили Сусанина проводить их в Домнино. Сусанин отправил гонца предупредить Михаила об опасности. Сам же, понимая, что идёт на верную гибель. Завёл врагов в непроходимые дебри и болота. Поляки, поняв в чём дело, замучили Сусанина до смерти. Но жизнь царя была спасена.В Костроме в центре города был поставлен памятник Ивану Сусанину, и старинная площадь стала называться Сусанинской.

7.Физминутка

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

8. Продолжая свой путь вдоль великой русской реки Волги, посетим еще один прекрасный город - Плес.

Жемчужина Поволжья,

Часами не устану я

Стоять у твоего подножья,

Тебе завидовать, любя

Гудки красавцев теплоходов,

Открытый взгляд крутых холмов,

Домов резные хороводы

Вокруг старинных куполов.

Слайд 21,22.

(Дом- музей И.И.Левитана)

Микроитог: Плес –это город художников. Особенно любил Плес И.И.Левитан. Свое название получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

9. А теперь побываем в Суздале .

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр 95 .)

Слайд 23,24,25.

(Музей деревянного зодчества)

Микроитог: Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль- всемирно известный город -музей. Есть знаменитый Музей деревянного зодчества Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой.

10. Наше путешествие по Золотому кольцу заканчивается во Владимире .

(Рассказ ученика-экскурсовода, взятый из содержания материала учебника о данном городе стр 96 .)

Слайд 26,27,28,29.

(Владимир Мономах-основатель Владимира)

(Успенский (Золотые (Дмитриевский

собор) ворота) собор)

Микроитог: В прошлом подвергался этот город нападению врагов. Одним из них был хан Батый. Три дня длился штурм города. Мужественны были защитники Владимира. Город был частично сожжен. Но Владимир сумел восстать из пепла, подобно сказочной птице Феникс. Поднялись из руин прекрасные храмы, и вновь засияли их купола. З дание Золотых ворот в городе построено из белого камня в 1158–1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни – Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Вверху башни, над арочным проёмом помещалась церковь Положения риз Богородицы – миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окружённый зубчатой стеной, служил боевой площадкой. Через Золотые ворота вступали в город возвращавшиеся с победой дружины, около Золотых ворот встречали князей – союзников, послов и купцов из других стран.

IV .Закрепление изученного с помощью теста.

Слайд 30,31.

-Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

А теперь проверим, как вы внимательно слушали, что запомнили.

-Чем славится Великий Ростов? (Колокольными звонами)

В каком городе любил бывать известный русский художник И.И Левитан?

Как вы думаете, почему наше путешествие называется кольцо? Почему «Золотое»?

2. Собери мозаику и узнай достопримечательность города.

Работа в парах.

3.Рефлексия.

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:

    Сегодня я узнал …

    Мне было интересно …

    Было трудно …

    Я научился …

    Теперь я могу …

    Урок дал мне для жизни …

    Мне захотелось …

V .Итог урока

Наше маленькое путешествие завершилось. Вы о многом услышали, многое узнали.

Каково же сегодня значение старинного города?

(Очарование старины, героический дух народа, искусство русских зодчих и мастеров – все в неповторимом ансамбле наших городов. Это поистине золотое наследие России! ).

Урок я хочу закончить стихотворением.

Великая Святая Русь – навек мое Отечество!
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!
Пусть бури судеб неизвестных
Несутся в небе над тобой,
Всегда России путь известен –
Честь, совесть, подвиг мировой.

На память о нашем уроке и о том, чтобы вы лучше помнили историю «Золотого кольца» дарю вам буклеты с достопримечательностями городов России.