Кружок для детей от 4 лет. Необычные кружки и школы для детей. Чем отличаются детские развивающие центры от детских садов

Когда ребенку исполняется 5 или 6 лет, родители начинают размышлять о выборе спортивной секции. В многообразии различных видов тренировок тяжело подобрать вариант, который не только понравится ребенку, но и будет укреплять его здоровье. Чтобы сделать осознанный и безопасный для малыша выбор, изучите наше руководство по выбору спортивных занятий для дошколят.

Детский спорт с пользой для здоровья

Прежде чем отдавать свое чадо в спортивную секцию, сходите с ним на осмотр к специалисту. В данном случае лучше выбрать врача при спортивном клубе, нежели участкового педиатра, поскольку терапевт не всегда знает специфику отдельных видов нагрузок. Только заручившись одобрением доктора, можно планировать график тренировок.

  1. Любые серьезные проблемы с дыхательной или кровеносной системой могут быть противопоказанием к занятиям активными видами спорта. Если у ребенка повышенное давление, нарушенные сердечный ритм или бронхиальная астма, ему идеально подойдет лечебная физкультура.
  2. Выбирая вид спорта, учитывайте существующие хронические заболевания ребенка. Если малыш плохо видит, ему не подойдут ни контактные виды единоборств, ни такие подвижные игры, как волейбол, баскетбол или футбол.
  3. Если кроха часто простужается и тяжело переносит заболевания дыхательной системы, ему противопоказаны любые виды спорта, требующие продолжительного контакта с холодным воздухом, будь то лыжи, коньки или хоккей. Страдающим хроническими тонзиллитами и синуситами не подойдет и плавание в бассейне. От водных видов спорта стоит воздержаться малышам с болезнями мочеполовой системы.
  4. В возрасте 5-6 лет деткам не стоит заниматься теми видами спорта, которые могут приводить к неправильному формированию мышц в случае неправильных тренировок. К таким видам спорта относятся, например, бадминтон и большой .

Не стоит заставлять ребенка интенсивно тренироваться с дошкольного возраста. Неокрепший растущий организм негативно реагирует на чрезмерные нагрузки, вызванные неправильным режимом тренировок. Если ребенок быстро устает, капризничает без повода, легко отвлекается и плохо спит, задумайтесь о снижении спортивных нагрузок или смене тренера.

Любые подвижные занятия могут быть полезны для здоровья малыша, но их можно улучшить, если проводить на свежем воздухе. Именно занятия на улице принесут вашему чаду максимум пользы. Отлично укрепляет иммунитет и плавание в бассейне. Спортивные занятия, которые проводятся в просторных, хорошо проветриваемых помещениях всегда предпочтительнее маленьких спортзалов без вытяжки. Такого мнения придерживается эксперт Юлия Ермак, видеосюжет которой вы можете посмотреть на нашем канале.

На что обращать внимание, выбирая спортивную секцию?

  • В первую очередь, у ребенка должно быть желание заниматься спортом. Понять, какая секция подойдет вашему дошкольнику может быть сложно. Покажите ему видео различных спортивных состязаний, расскажите о правилах и преимуществах. Это поможет малышу определиться.
  • Во-вторых,учитывайте физические и психологические особенности своего дошкольника. Если он невысок ростом, не пытайтесь отдавать его на волейбол или баскетбол. Полноватого ребенка не стоит отдавать на или . Подобные занятия только укоренят в психике малыша комплексы из-за того, что вы поставили его в заведомо невыгодные условия.
  • Удачный выбор секции зависит и от характера ребенка . Общительным малышам будете весело играть в команде. Если ваш кроха любит быть в центре внимания, ему подойдут занятия легкой атлетикой, ведь победой не придется делиться ни с кем. Для замкнутых и стеснительных деток идеальным выбором станут индивидуальные виды спорта, такие как плавание, теннис, гимнастика.
  • Третий важный фактор при выборе секции - это хороший тренер . Он должен сочетать в себе и умение преподавать и знания детской психологии. Не всегда прославленный спортсмен может найти общий язык с детьми и создать для них комфортную атмосферу для развития. Побывайте на занятиях выбранного тренера, прежде чем записывать своего ребенка к нему в группу. Пообщайтесь с мамами других деток, которые уже занимаются с данным тренером и узнайте их мнение.
  • Учитывайте и расположение спортивной школы. В идеале она должна быть недалеко от дома или садика, чтобы ребенок меньше времени проводил в дороге и мог быстрее попасть с тренировки домой. С другой стороны, расположение не должно быть решающим фактором, если малышу не подходят виды спорта или тренеры ближайшего детского спортивного клуба.
  • Помните, что некоторые виды спорта требуют значительных затрат на снаряжение. Например, если ваша дочка будет участвовать в танцевальных конкурсах, ей понадобятся туфли и костюмы. Если вы не готовы к дополнительным расходам, выбирайте секции, не требующие специальной экипировки.

Какую спортивную секцию выбрать для ребенка 5-6 лет?

  • Плавание - один из наиболее щадящих и полезных для детского здоровья видов спорта. Детки могут плавать с первых дней жизни, потому в возрасте 5 или 6 лет ничто не помешает им начать посещать бассейн. При выборе бассейна обратите внимание на отношение администрации к медицинским справкам, необходимым для допуска в воду. Перед покупкой абонемента также стоит изучить состояние спорткомплекса, температуру воды и качество ее очистки.
  • Активным компанейским мальчишкам идеально подойдут занятия или баскетболом , или волейболом . Все эти виды спорта оказывают общеукрепляющее воздействие на растущий организм, укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, развивают ловкость и повышают скорость реакции. Игра в команде также развивает коммуникативные навыки и способствует лучшей адаптации в новом коллективе. С другой стороны, командные виды спорта могут быть весьма травматичными, потому потребуются расходы на качественную экипировку: удобную спортивную обувь и защитное снаряжение.
  • Боевые искусства, будь то или восточные единоборства , позволят ребенку выплеснуть избыток энергии и получить полезные навыки самообороны. Вопреки распространенному мнению, такие секции подходят не только для мальчишек, но и для девчонок. Боевые искусства развивают ловкость и координацию, повышают скорость реакции. Дыхательные практики восточных единоборств служат профилактикой простудных заболеваний и успокаивают нервную систему. Высокий риск травм можно свести к минимуму при помощи защитной экипировки.
  • отлично развивает гибкость и грациозность, гарантирует хорошую осанку. Такие занятия подойдут артистичным деткам, которые любят выражать себя в движении. В качестве менее травмоопасной альтернативы гимнастике можно выбрать спортивные или бальные танцы.
  • Любые дисциплины легкой атлетики укрепляют мышечную и костную системы, развивают ловкость, скорость и силу. Однако однообразные тренировки могут быстро наскучить малышам, потому такие секции подойдут только действительно увлеченным и целеустремленным деткам.
  • Зимние виды спорта, такие как и , укрепляют иммунитет за счет закаливания и развивают выносливость. Такие секции подойдут малышам, которые легко переносят холод. Минусами занятий являются высокая травматичность и солидная стоимость снаряжения.
  • подойдет амбициозным крошкам, которые любят побеждать. Занятия улучшат координацию и ловкость, укрепят опорно-двигательный аппарат и дыхательную систему. К сожалению, стоимость тренировок обычно очень высока.

Дворец Пионеров – крупнейшее государственное учреждение в системе дополнительного образования Москвы. Сложнее сказать, каких кружков и секций здесь нет, чем перечислить все лаборатории, студии, творческие коллективы и группы развития. Во Дворце работают 1 314 учебных групп и коллективов по 10 образовательным направлениям: художественное творчество, танцы, эстрада и вокал, наука и техника, экология, туризм, физкультура и спорт, игротерапия и другие.

Культурный центр «Москвич»
м. Текстильщики
От 2 лет

В КЦ «Москвич» открыто около 20-ти студий и кружков для детей по направлениям: танец, музыка, эстетическое развитие, театральное и изобразительно искусство. дети могут заниматься в составе оркестра или детского театра, а также посещать занятия по раннему развитию.

Культурный центр «ЗИЛ»
м. Автозаводская
От 1 года

В КЦ «ЗИЛ» множество студий для малышей и школьников: анимация, театр, киношкола, танцы и многое другое. Среди новинок сезона – студия «Астрономия», где занятия будут вести педагоги планетария ГБПОУ «Воробьевы горы», и танцевальная студия хореографа Дениса Бородицкого, где преподают акробатику, можерн, актерское мастерство.

Культурный центр «Зодчие»
м. Молодежная
От 1 года



В КЦ «Зодчие» несколько танцевальных и театральных студий и коллективов для детей от 3 лет: фольклор, народные танцы, эстрадный воал, спортивный танцы, театральная студия. Малышей приглашают в студии раннего развития, а дошкольников – в академию «Первые шаги» (от 3 до 5 лет); подготовкой к школе занимаются в студии «Наумка», оздоровительной гимнастикой занимаются в студии «Солнышко» (3+).

Культурный центр «Интеграция»
м. Перово, Новогиреево (2 филиала: на Лазо и на Саянской)
От 1 года

Центр «Интеграция» адаптирован для посещения людьми с ограниченными возможностями, здесь открыты творческие мастерские и спортивные секции, развивающие студии и интеграционные программы. Можно учиться рисовать, заниматься в театрально-музыкальной студии «Ладошки» (5+), изучать программирование английский или немецкий язык, заниматься с логопедом, играть в шахматы. Есть студии раннего развития и группы подготовки к школе – всего более 30 студий и кружков.

Центр искусств и творчества «Марьина Роща»
м. Марьина Роща
От 1,5 лет

В ДК множество детских студий и секций. Малыши от 1,5 лет могут посещать студии раннего развития, изостудию, вокальные занятия и детский фитнес. Для детей от 3 до 7 лет открыты секции тхэквондо и айкидо, разные танцевальные студии, студия театра моды и танца. Декоративное творчество преподают в студии «Разноцветная палитра». Также есть Студия шахмат, Студия английского языка, Мультипликация, игра на гитаре и Студия актерского мастерства, бальные танцы и французский язык.

Культурный центр «Вдохновение»
м. Ясенево
От 3 лет

В Культурном центре «Вдохновение» работает множество различных творческих студий для детей и взрослых по направлениям: музыка, танцы, фотография, изобразительное искусство, фольклор, английский язык. Ранним развитием занимаются с малышами от 3 лет, а в «Дошкольную академию» принимают с 5 до 7 лет. Музыкой можно заниматься в студии «Маэстро» (от 3 до 7 лет), хореографию преподают в студии «Дети «Вариации» (от 3 до 7 лет), а спортивные танцы – в студии бальных танцев «Танцевальная мастерская» (3+). Можно заниматься в дизайн-студии «Атмосфера мастерства» (7+), а научиться рисовать – в изостудиях «Жар-птица» и «Радуга» (3+), изостудии «Родник» (5+). В Фотостудию принимают ребят от 6 лет. Также в КЦ «Вдохновение» открыты Театрально-цирковая студия «Иллюзион», Фольклорный ансамбль, Шахматная студия (7+), Школа фокусов, группа детского фитнеса (3+).

Центр культуры и искусства «Меридиан»
м. Калужская
От 3 лет

В «Меридиане» для детей открыто более 30 интересных студий и мастерских: студия вокально- музыкального развития «Аллегро» (3-15 лет), студия начальной хореографической подготовки «Дошколенок» (3-8 лет), театрально-музыкальная студия «Искорки» (3-14 лет), детская цирковая студия «Каскад» (4-13 лет), художественная студия «Радуга» (3-8 лет), студия классического танца «Балеринка» (5-7 лет), творческая студия «Фортепиано» (5+) и множество других. К школе готовятся в мастерской адаптации «Логос» (3,5-6 лет), творчеством занимаются в мастерской HAND MADE (5-17 лет). Из других направлений центра «Меридиан»: каратэ-до, английский язык, клуб общений для инвалидов (от 12 лет), большой теннис, шахматы, скаутский клуб и школа телевидения.

Культурный центр «Северное Чертаново»
м. Чертаново
От 1 года

В открытом этим летом после реконструкции Культурном центре детей готовят к школе и занимаются всесторонним развитием в Лаборатории развития личности «Smart» (от 1 года до 6 лет). Другие творческие студии КЦ «Северное Чертаново»: Лаборатория эстрадного вокала, актерского мастерства и танца «ARTist» (4-17 лет), Хореографический ансамбль «Фуэте» (4+), Ритмика «Baby dance» (3+), Студия семейного творчества «Crazy hands», Шахматный клуб «Гамбит» (6+), Мастерская изобразительного искусства «ДАР (4+), Лаборатория Робототехники, созданная при поддержке Политехнического музея.

В Южном Чертаново работает Дом Культуры «Гармония» .

Культурный центр «Митино»
м. Митино, Тушинская (3 филиала в районе)
От 1 года

В КЦ «Митино» – 9 танцевальных студий (народные, спортивные, восточные, современные танцы), куда принимают и детей. Малыши от 3 лет могут заниматься в театральной студии, студии раннего музыкального развития, учиться игре на гитаре и фортепиано (5+). Всесторонним развитием занимаются в кружке «Умницы и умники», а ранним развитием – в кружке «Вместе с мамой». С 4 лет можно посещать изостудию. Еще есть занятия английским языком.

Центр культуры и досуга «Лира»
м. Бульвар Адмирала Ушакова
От 3 лет

«Лира» приглашает детей и подростков от 4 до 17 лет в танцевальные студии: народный хореографический ансамбль «Колокольцы», балет-студию классического танца «Пируэт», студии хореографии, акробатического рок-н-рола «Лидер», современного танца; в вокальные студии (от 3 до 17 лет), театральные студии (от 4 лет). Для юных художников есть несколько изостудий: для малышей 4-6 лет «Радуга», для детей 4,5-14 лет»Арт-Детство» и «Гармония», «Мозаика» и «Ветер странствий». Малышей ждут студия музыкально-эстетического развития и студии дошкольного развития. В Центре можно научиться игре на барабанах и гитаре, освоить английский язык, робототехнику, йогу и аэробику.
ДК «Берендей»
м. Полежаевская
От 3 лет

ДК «Берендей» занимается детским развитием по всем направлениям: танцы, театр, творческие студии, спорт: йога, ушу, занятия доя малышей; раннее развитие, музыка. Есть детский хор (7+), обучение игре на флейте (6+).

ДК «Аструм»
м. Парк Победы, 5 филиалов в районе
От 1 года

Развивающие занятия (3+) в Доме культуры «Аструм» проходят в доступной игровой форме. Основные занятия: английский и французский языки, Лего-студия, робототехника, оригами. А также: развитие речи, дошкольное развитие, логоритмика, уроки внимательности. Из спорта можно выбрать фехтование, шахматы, художественную гимнастику, театр на льду, из творческих направлений – изостудия, лепка, дымковская игрушка и разные виды творчества. Также в «Аструме» есть самые разные танцевальные студии: бальные, спортивные, народные, эстрадные и современные танцы; вокальные студии, английский через музыку (1+). Также есть Лего-студия, оригами-студия.

Территориальная клубная система «Орехово»
м. Орехово, работают 8 филиалов
От 1 года

В клубах объединения «Орехово» более 40 кружков и студий: дети могут заниматься спортом, танцами, театральным и цирковым искусством, петь в хоре и заниматься музыкой, рисовать, посещать курсы керамики и прикладного искусства, фотокурсы. Для малышей открыты Монтессори-студии и клуб раннего развития, есть занятия с логопедом.

ДК «Братеево»
м. Марьино, Каширская, Алма-Атинская
От 1,6 лет

ДК «На Вешняковской»
м. Выхино (2 площадки)
От 8 месяцев

«На Вешняковской» – множество разных студий и секций по направлениям: спорт, музыка, танцы, раннее развитие. Развивающие игры (группы 8 месяцев+ и 4+), Музыкальное развитие (3+), танцы и лепка (4+), развитие речи, студия живописи маслом «Маслята» (5+), Театральная студия (4+), вокал (5+).
Для школьников: изостудия, английский язык, Литературная студия, Студия красивого письм, работа по дереву, Фольклорный коллектив, Студия при театре огня, Студия индийского танца и многое другое.

Галереи Объединения «Выставочных залов Москвы»

19 галерей в разных районах
От 0 лет

Объединение «Выставочные залы Москвы» - это 19 выставочных залов, расположенных в 10 округах Москвы. И во многих галереях есть детские студии по самым разным направлениям: акварель, вышивка, вязание крючком, игра на гитаре, гончарное искусство, искусство графики, живопись, детский психологический театр, фотостудии, студии анимации и кино, занятия театром и искусством.

***
Все культурные центры г.Москвы можно найти .

Помните свое детство? Многих из нас родители приучали делать утреннюю зарядку, отправляли в разные спортивные секции, творческие кружки. И те, кто прошел через подобные «испытания», теперь во многом благодарны папам и мамам. Мы учились плавать, бегать, танцевать, кататься на коньках, и сегодня должны поспособствовать тому, чтобы наши дети не остались без счастливых эмоций.

Спорт - занятие не только для джентльменов, но и для маленьких леди. Тренировки укрепят мышцы малышки, помогут выработать правильную осанку, повысят выносливость и здоровье.

Важно! Ученые доказали: в возрасте 5-8 лет определяется риск развития таких заболеваний, как атеросклероз и инфаркт. Чем активнее ребенок тренируется - тем меньше вероятность возникновения недугов во взрослом возрасте.

Польза спорта для ребенка

Какую пользу несут в себе спортивные секции для девочек? Все очень просто: тренировки способствуют:

  1. Улучшению здоровья: регулярное выполнение физических упражнений не только предотвращает риск появления ряда заболеваний, но и лечит некоторые болезни.
  2. Формированию характера: спорт повышает выносливость, «закаляет» нервы, учит принимать решения в ответственные моменты и никогда не пасовать перед трудностями.
  3. Поддержанию тонуса: ежедневные упражнения помогут ребенку оставаться бодрым, энергичным и веселым.

Однако в какую секцию отдать девочку? Прежде всего, стоит спросить у малышки, чем она хотела бы заняться. Если маленькая спортсменка растерялась и не может остановить выбор на каком-то конкретном предпочтении, ответственность ложится на родителей.

Важно! Выбирая спортивную секцию для дочери, ориентируйтесь на склонности и предпочтения малышки. Немаловажным фактором выступает возраст ребенка.

В таблице приведены основные требования к возрасту будущих спортсменок, выдвигаемые тренерами разных секций:

Вид спорта

Возраст девочки

Спортивная и художественная гимнастика, аэробика, спортивные танцы, плавание

Боевые искусства, легкая атлетика, фигурное катание, большой теннис, командная игра (волейбол, баскетбол, футбол)

Лыжный спорт, спортивный туризм, гольф, биатлон

Верховая езда, велоспорт, фехтование, гребля на байдарках, тяжелая атлетика

Альпинизм, бобслей, триатлон, скалолазание

Популярные детские секции

Перед вами - ТОП 8 лучших спортивных секций для девочки. Максимально структурированная информация предоставит исчерпывающие сведения: в каком возрасте лучше отправить ребенка на тренировку, в чем заключаются положительные и отрицательные стороны конкретного вида спорта, показания и противопоказания к занятиям.

Вариант №1. Гимнастика, спортивные танцы

Необходимо начинать заниматься в возрасте от 3 до 4 лет.

Спортивная гимнастика и танцы способствуют:

  • развитию грации, гибкости, точности и уверенности движений;
  • формированию подтянутой фигуры и правильной осанки;
  • проявлению творческого потенциала ребенка.

Еще один плюс тренировок - относительно дешевое снаряжение. А вот недостаток серьезный и заключается в высокой вероятности получения травм.

Показания и противопоказания. Гимнастика и танцы подойдут любой девочке, вне зависимости от телосложения, характера, темперамента. Запрещено заниматься такими видами спорта детям, страдающим близорукостью, сколиозом, заболеваниями сердца.

Это интересно! Чемпионка мира по гимнастике Алина Кабаева впервые посетила спортивную секции в возрасте 3,5 лет.

Вариант №2. Плавание

Пловцов впервые окунают в бассейн примерно в 3-4 года. При этом будущие спортсмены могут рассчитывать на:

  • укрепление костно-мышечной системы;
  • стабилизацию кровообращения и нервной системы;
  • получение закаливающего эффекта.

Плавания полезны девочкам с близорукостью, сахарным диабетом, сколиозом, ожирением. Нельзя тренироваться в бассейне при болезнях глаз, кожи.

Вариант №3. Фигурное катание

  • укреплении сердечной системы, опорно-двигательного аппарата;
  • формирование выносливости, грациозности, артистизма;
  • оказании на организм закаливающего эффекта.

Показания и противопоказания: катание на коньках подойдет активным, подвижным, легко переносящим холод девочкам. Спортивная секция полезна при остеохондрозе, сколиозе, но запрещена при астме, близорукости, некоторых заболеваниях легких.

Важно! Еще один «зимний» вид тренировок - лыжный спорт, куда можно отдать малышку уже в 7-8 лет.

Вариант №4. Большой теннис

С большим теннисом можно знакомиться девочкам от 5 лет. Данный вид спорта способствует:

  • выработке ловкости, быстроты реакции;
  • стремлению к победам;
  • улучшению координации, стабилизации работы дыхательных органов.

Большой теннис показан девочкам с остеохондрозом, нарушением обмена веществ. Секция подойдет амбициозным, энергичным малышкам. Противопоказаниями выступают такие заболевания как астма, плоскостопие, близорукость.

Это интересно! «Первая ракетка мира» Мария Шарапова, пришедшая в большое теннис в возрасте 4 лет, отличалась очень мягким, спокойным характером. Однако, невзирая на сомнения тренера, добилась непревзойденных результатов в спорте. Главное - иметь твердый внутренний стержень.

Вариант №5. Легкая атлетика

Набор секций, охватывающий занятия по легкой атлетике, многочислен. Это и бег, и ходьба, и метание копья, и прыжки.

Возрастной «старт» атлетов - 5-6 лет. Занятия в спортивной секции гарантируют укрепление косно-мышечной системы, повышение ловкости, быстроты, силы и выносливости ребенка.

Противопоказания к легкой атлетике охватывают заболевания:

  1. Сердечно-сосудистой системы.
  2. Почек.
  3. Сахарного диабета.
  4. Прогрессирующей близорукости.

Это интересно! Легкоатлет с мировым именем Сергей Бубка пошел в спортивную секцию в 11-летнем возрасте и вплоть до 40 лет одну за другой забирал победы.

Вариант №6. Командные виды спорта

Командные виды спорта бывают разными - это волейбол, футбол, баскетбол, хоккей и пр. Начинать тренировки лучше в 5-6 лет, рассчитывая на:

  • развитие выносливости, быстроты и реакции;
  • укрепление зрительных и дыхательных органов, нормализацию работы сердца;
  • получение навыков командной работы, мирного разрешения конфликтов.

Противопоказания к спорту: астма, плоскостопие, язва, неустойчивость шейных позвонков.

Вариант №7. Боевые искусства

Лучшие боевые искусства для девочки - каратэ, самбо, дзюдо, айкидо. В разных секциях выдвигают свои требование к возрасту. В среднем, тренировки начинаются в 5-6 лет.

Боевые искусства:

  • формируют выносливость, хорошую реакцию, точность движений;
  • обучают навыкам самозащиты;
  • оказывают оздоровительный эффект.

Противопоказания к спорту достаточно обширны, включая хронические болезни позвоночника и сердечной системы, а также заболевания в острой форме.

Это интересно! Жан Клод Ван Дамм в 11 лет бросил балет и перешел в секцию каратэ, заняв в последствии достойное место среди актеров голливудских боевиков.

Вариант №8. Верховая езда

Приступать к тренировкам по верховой езде требуется не ранее, чем в 10-летнем возрасте. Достоинства столь аристократического вида спорта описываются:

  • получением ярких эмоций;
  • возможностью лечения психических расстройств при ДЦП.
  • Конный спорт подойдет замкнутым, неуверенным в себе девочкам, а также детям, любящим животных.

    Противопоказания к верховой езде включат астму, сколиоз, нестабильность шейных позвонков, аллергию на лошадиную шерсть.

    Это интересно! Всемирно известный наездник Родриго Пессоа за всю свою карьеру одержал победы в полусотне гран-при и выиграл более 6 млн евро.

    Отнеситесь внимательно к выбору спортивной секции. Не нужно отдавать девочку на фигурное катание лишь потому, что это - ваша нереализованная детская мечта. Понаблюдайте за малышкой, изучите ее предпочтения. В крайнем случае - отведите ребенка сразу в несколько секций, после чего предоставьте девочке самостоятельный выбор тренировок.

    Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.

    Тревога за развитие

    Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: "Посетив наши занятия... пройдя программу нашего центра... ваш ребенок достигнет... сделает... сможет...". Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.

    Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и "не разовьется", и "никем не станет".

    Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.

    Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?

    Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.

    Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?

    Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.

    Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.

    Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип "все лучшее — детям". В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.

    На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:

    — Что у вас в среду?

    — Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.

    — А в четверг?

    — В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.

    И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.

    Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.

    С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной "диеты". Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — "методом вычитания". Как это может выглядеть?

    Время на игру

    Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра . Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.

    А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье "гиподинамия".

    Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.

    Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников "левополушарным" занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.

    Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых "дивидендов" в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.

    Время переварить информацию

    Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.

    Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.

    И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами "заучившихся" подростков.

    Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.

    Отсутствие мотивации: на что оно влияет?

    Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него "автоматически срабатывающую систему предохранения" — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.

    А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

    Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс "нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше".

    Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.

    И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.

    Дети и усталость: что дальше?

    Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!

    "Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут".

    Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.

    Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.

    Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями "фору"? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?

    Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.

    Нагружать или не нагружать?

    Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь... Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:

    • если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
    • если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
    • если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
    • уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
    • составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы "проецируетесь", то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.

    Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!

    Названия новых московских курсов для детей звучат как дисциплины волшебной школы Хогвартс. Первое преимущество курсов над классическими художественными и музыкальными школами - их можно менять каждый месяц, а то и каждую неделю. Второе - многие программы предполагают, что по выходным вы будете строить спутники, рисовать макеты и даже плавать с дельфинами всей семьей.

    Робототехника и промышленный дизайн в «Робошколе» на ВДНХ

    Во втором павильоне ВДНХ запустили четыре образовательных программы для детей от шести лет. На курсах по базовой робототехнике каждый ребенок создает робота с нуля: конструирует его модель и программирует «сердце» - систему простых кодов. Вторая программа - под названием STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) представляет собой комплекс инженерных уроков с постоянными экспериментами. Класс промышленного дизайна - для детей с тягой к искусству. На первой части занятий школьникам расскажут историю современного дизайна, на второй - помогут создать собственный арт-проект. Четвертая образовательная программа «Электротехника» разработана для тех, кто с интересом выкручивает винтики в будильниках и телефонах. Ребенку покажут, как на самом деле работает техника, и научат проектировать новые приборы.

    Занятия проходят с 16:30 по будням и с 11:00 до 20:30 по выходным. Стоимость одного занятия - 1 500 руб. Стоимость месяца (4 занятия) - 5 200 руб. Курс (12 занятий) - 13 800 руб. Расписание «Робошколы» на 2017–2018 учебный год - на официальном сайте .

    Гончарное мастерство, курсы токарного дела и витражная мастерская в «Парке ремесел» на ВДНХ


    На детские курсы «Парка ремесел» принимают с четырех лет. Программу можно составить самому из десяти предметов. Среди них - работа с гончарным кругом и токарным станком, лепка глиняных изделий, создание фарфора, выжигание посуды, домашний декор своими руками. Чем эти курсы отличаются от кружков по рукоделию? В «Парке ремесел» преподаватели не дают ученикам единых образцов и помогают ребенку довести собственную идею до готового изделия. По выходным к детям присоединяются родители. Создатели образовательной программы «Парка ремесел» отмечают, что индивидуальный подход творческих курсов удобен и для детей с особенностями развития.

    Записаться на любое занятие курса можно по отдельности, как на мастер-класс. Стоимость занятия в детской группе - 800 руб. Стоимость отдельного мастер-класса - от 500 до 2 000 руб. Расписание курсов - на сайте «Парка ремесел».

    Курсы столярного мастерства в «Московской деревянной школе»


    Работники столярной мастерской «Механические деревянные шестеренки» Вячеслав Швайков (столяр, дизайнер) и Екатерина Меньшикова (архитектор) составили три серьезных курса для детей от 5 до 12 лет. Занятия проходят в клубе «Мамин садик» в саду «Эрмитаж». Курс 1.0 - игровые лекции и эксперименты, связанные с изучением строения дерева, шишек и иголок, основ конструирования, базовых форм вещей. На курсе 2.0 дети создают первые изделия, а на третьем этапе учатся тонкостям отделки. Соблюдать именно такую последовательность необязательно: например, пятилетний ребенок может одновременно ходить и на вторую, и на третью программу.

    Ведут курсы сами основатели: Вячеслав и Екатерина общаются с учениками на равных и всерьез воспринимают их фантазии. Задачи дети ставят себе сами: если девочка решит смастерить трактор, а мальчик - домик принцессы, преподаватели помогут ребенку составить план действий.

    По субботам в школе проходят семейные мастер-классы: дети учат мам и пап мастерить из дерева игрушки и посуду.

    Стоимость одного занятия - 1 500 руб. Расписание - на сайте .

    Хирургия, палеонтология и детективные курсы проекта «Умная Москва»


    «Умная Москва» - это двухчасовые курсы для детей от 7 до 14 лет в центре ЗИЛ. Каждый курс составлен в формате практической игры. На «Хирургии» дети делают операции игрушечному попугаю, на «Палеонтологии» - находят останки динозавров, на программе «Научный детектив» - расследуют преступление. Курсы проводят для двух возрастных групп: от 7 до 9 лет и от 10 до 14. В каждом занятии участвуют до 60 детей, учеников делят на четыре команды по 15 человек и распределяют по закрытым лабораториям. Капитанов команд здесь нет - каждый ребенок должен провести эксперимент своими руками, чтобы его группа выиграла. Преподаватели и разработчики «Умной Москвы» - выпускники РНИМУ им. Н. И. Пирогова и МГУ им. М. В. Ломоносова.

    «Проект начинался с лекций для взрослых, но постепенно мы поняли, что популяризация науки для детей - более перспективная и интересная для нас ниша», - рассказывает основатель «Умной Москвы» географ Михаил Кнеллер.

    В каждый билет на занятие для ребенка входит программа для родителей. Мам и пап приглашают на научную лекцию с викториной (обещают призы).

    Стоимость одного билета (один ребенок + один или двое взрослых) - 1 750 руб. Для групп от 12 человек - 1 600 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

    Клуб юных астрономов в Московском планетарии


    Чтобы попасть на детские занятия Московского планетария, нужно заполнить анкету, пройти собеседование и надеяться на ответ - в группу набирают детей, которые уже увлечены звездами и знают, что у Сатурна семь колец. Возрастные ограничения кружка узкие: принимают детей - учеников 6–7-х классов. Собеседования начались 20 августа и будут проходить до 1 октября. Первая лекция курса назначена на 3 октября. Курс некоммерческий, попасть на занятия вне собеседования за дополнительную плату нельзя.

    В программе первого курса клуба - работа с разными типами телескопов и наблюдение за переменными звездами с крыши центра, изучение истории происхождения Солнечной системы, базовой истории астрономии и законов движения небесных тел.

    Подробную информацию о клубе можно найти .


    В детском центре Еврейского музея и Центра толерантности для школьников работает театральная студия профессора актерского факультета в Институте культуры Инны Ваксенбург и программа After school (как группа продленного дня в школе, только с обедом в музейном кафе). С 19 сентября музей запускает второй курс для режиссеров от 8 до 12 лет «Кинопроект 8».

    В программу входит восемь занятий по вторникам (с 16:00 до 18:00), на каждом ребенок освоит один из этапов производства фильма. Первый урок - пробный и бесплатный, его тема - драматургия сценария. На следующих занятиях школьникам объяснят, зачем нужны современные стили и жанры, научат обращаться с профессиональной камерой и работать с актерами.

    После теоретической части курса каждый ребенок составит сценарий авторского этюда, в котором сыграет сам. Преподаватели обещают не влиять на идею ученика - только давать советы по ее воплощению.

    Работы учеников первого курса музей выложил на Vimeo. https://vimeo.com/225733258

    Абонемент на месяц (четыре занятия) - 4 000 руб. Запись на проект ограничена. Зарегистрироваться можно на сайте .

    Курсы сторителлинга и литературного творчества в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля


    В студии «Сказка выходного дня» при музее имени Даля есть два образовательных направления для школьников - «Литературное творчество» и «Сторителлинг». Создатель литературной программы, писатель и сценарист Валентина Дегтева придумала курсы для детей от 10 до 13 лет, которые не любят читать. На занятиях в студии «Сказка выходного дня» небольшие группы (пять-семь человек) снимают фильмы (есть мастер-классы по немому кино), рисуют мультфильмы с новыми поворотами известных сюжетов и доказывают на дебатах, кто же все-таки прав, Печорин или Грушницкий.

    Если родители приходят на курсы вместе с детьми, то участвуют в процессе: играют в костюмеров и декораторов постановок. Если вы не боитесь смутить ребенка, Валентина выдаст вам соленое тесто и предложит слепить фигурку.

    На курсы сторителлинга принимают с 5 до 13 лет. Здесь детей учат складывать логичные истории из хаотичных фрагментов, объясняют, как подать идею, чтобы ее поняли, приводят примеры из классической и современной литературы.

    Стоимость одного занятия - 500 руб. Стоимость абонемента на полгода - 3 400 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

    Технологии виртуальной реальности, 3D-моделирование и промышленный дизайн в «Лабе» на Мясницкой


    30 августа на Мясницкой открылся коворкинг «Лаба» с курсами для детей от семи лет. Создатели проекта - основатель Музея советских игровых автоматов Максим Пинигин и архитектор Николай Михеев. Идея Максима и Николая - показать школьникам, что ценные новые идеи рождаются на стыке нескольких наук. «Здесь можно реализовать любую идею, от спутника до табуретки, в материальном мире», - рассказывает Михеев.

    1 сентября в «Лабе» запустили десять направлений курсов для школьников: 3D-моделирование и 3D-печать, увлекательное программирование, промышленный дизайн, VR/AR (технологии виртуальной и дополненной реальности), анимация, создание архитектурных проектов с нуля, моделирование кораблей, машин и самолетов.

    Расписание программ специально составлено так, чтобы школьник мог попробовать все направления. Идея выпускного проекта ребенка может совмещать сразу три дисциплины.

    Посещать занятия могут и взрослые. Стоимость курсов не зависит от возраста.

    В «Лабе» есть все необходимое оборудование для архитекторов, дизайнеров, мебельщиков и ювелиров (например, фрезерные и лазерные станки, режущий плоттер и 3D-принтер). Пока ребенок строит космический корабль, вы можете завершить свою работу.

    Cтоимость шести занятий - 11 000 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

    Лекторий для «юных Кусто», школа юного тренера и заплывы с дельфинами в «Москвариуме»


    Если ребенок пересматривает фильм про касатку Вилли в третий раз, запишите его в школу юного тренера «Москвариума» на ВДНХ. Детей и подростков от 8 до 17 лет объединяют в группы по 5–7 человек. Профессор океанологии проводит им экскурсии по всему аквариуму, а ведущий тренер дельфинов-афалин рассказывает о тонкостях общения с животными. В это время дети наблюдают за тренировкой касаток и моржей. Вторая часть курса - практическая. Ученики играют с дельфинами, стоя на помосте, репетируют команды и перебарывают страх. Затем каждому выделяют 10 минут на заплыв с дельфином в большом бассейне.

    Все участники, которые решаются поплавать с животными, получают диплом юного тренера.

    В свободное от занятий время родители могут присоединиться к ребенку - в программе «Москвариума» есть семейные заплывы с дельфинами (сеанс на четверых - 25 000 руб.).

    Стоимость одного дня занятий в детской группе (4 часа с обедом) - 10 000 руб. Подробности о проекте можно найти .

    Программирование, логика кодов Minecraft и создание мобильных приложений в Moscow Coding School


    Чтобы школьник проводил время за компьютером с пользой, достаточно выбрать один из трех курсов Moscow Coding School - «Программирование для детей: приложения» (с 11 до 14 лет), «Гаджеты с Александром Братчиковым» (с 10 до 14 лет) или «Программирование для детей: Minecraft» (с 10 до 13 лет). Первая образовательная программа - для тех, кто никогда не программировал. Через шесть занятий ребенок может скачать собственное приложение на iPhone из AppStore. Школьникам наглядно рассказывают о том, как создать грамотный дизайн и воплотить идею в прототип, а затем и рабочий образец приложения. «Пропуск» на курс - MacBook с загруженной средой Xcode.

    Направление о гаджетах ведет известный веб-разработчик, выпускник «Стрелки» Александр Братчиков. На занятиях Александр объясняет детям на понятном языке, почему мобильные телефоны и компьютеры работают именно так.

    Для третьего курса на детский компьютер придется скачать игру Minecraft - в образовательных целях. Ученики будут влиять на ход действий и эмоции героев с помощью программного кода Phyton.

    Стоимость одного курса - 14 999 руб. Подробное расписание и запись - на официальном сайте .