Значения африканских масок. Африканские маски Значение африканских масок из дерева

...Однако стоит помнить, что некоторыми масками все-таки лучше восхищаться на расстоянии: за каждой из них стоит своя история или культ, иногда далеко не безобидный...

Каждый предмет - ритуальный или декоративный - излучает первобытную силу, каждый элемент - древний знак, каждый узор, невидимая для жителя других континентов мелочь, несет мощный поток информации и энергетики.

Что: выставка африканского искусства «Африканская зима»
Где: ул. Артема, 37-41, галерея «Минус 4»
Когда: сейчас и до 25 января.

Выставка находится на втором этаже, на первом же расположились бары и кафешки, так что лицезреть африканские артефакты можно аж до полуночи, заодно и перекусить.

Но вернемся к маскам. Не думала что их история и связаные с ними легенды и слухи на столько интересны.

Как правило, маски вырезают из дерева; черты их «лиц» мастер никогда не выдумывает полностью сам — все соответствует строгим правилам и канонам. А сам процесс представляет собой настоящее таинство.

Прежде всего, резчик должен получить разрешение у колдуна. Если новая маска делается взамен износившейся — колдун потом обязательно проведет особый ритуал, чтобы дух, «живший» в старой маске, «переехал» в новую.
Перед тем как начать работу, резчик проходил обряд очищения. Топор и нож, которыми он пользовался, считались священными, им нередко приносились жертвы. Свой труд мастер совершал в укромном месте, вдалеке от посторонних глаз. Ночью он возвращался в деревню, прятал у колдуна неоконченную маску, а на рассвете снова удалялся, чтобы завершить работу. Надо заметить, что сама фигура резчика традиционно пользовалась в деревнях уважением, смешанным со страхом; предполагая, что он на короткой ноге с потусторонними силами, старались не заводить с ним особо тесных отношений — так, на всякий случай.

Готовую маску часто раскрашивают, причем в ход идут самые разные материалы — например, известняк или сушеные экскременты ящериц и змей. Иногда готовую личину покрывают кожей или шерстью животных. Или украшают кусочками зеркал, клыками хищников, когтями, рогами, перьями, волосами, ягодами, стеклянными бусинами и клочками одежды. Каждая деталь при этом имела свой смысл, зачастую неизвестный непосвященным, или предысторию, иногда и такую, от которой европейцам может стать слегка не по себе. Например, когда-то к маскам привязывали рога жертвенных животных, наполненные магическим порошком, в состав которого входил прах предков.

Все маски разные.
Так например, маски со спокойными лицами, глаза у которых обычно закрыты, изображают умерших родственников и используются в основном в погребальных обрядах.

Шаманы кладут маски на лицо покойника и специальными ритуалами заставляют дух покойника переселиться в маску. Затем родственники покойника должны эту маску продать, именно продать, а не подарить!!! Зачем это делается, нам не ведомо, но такие маски приносят новому владельцу несчастья и болезни, а возможно даже смерть.

Лично я не хотела бы держать у себя такую маску, хотя есть разные мнения на этот счет.
Опять же, не обязательно дух умершего должен быть плохим, может и хороший достаться.)))

Но на всякий случай, думаю все же не стоит покупать маски с рук.

Еще маски отличаются по цвету.

С появлением древних африканских племен существовало обозначение только трех цветов, белого, черного и красного. Использование в древности этих трех цветов, являлось символической классификацией предметов. Черный был цветом болезни, зла. А белый, считался признаком сверхъестественного и божественного, цветом чистоты. Шаманы прикрепляли к талии шкуры белых козлов, а маски умерших окрашивались только в белый цвет. Красный цвет символизировал красоту и считался символом кровного братства.

Устрашающие маски, где человеческие черты лица зачастую соединялось с чертами зверя, надевались членами тайных обществ во время традиционных празднеств или охоты за нечистой силой. Есть в этих масках что то зловещее.

Ну и под конец еще одна страшилка.
Говорят что когда колдуны в племени лечат больных они заставляют их делать маску. Пока больной ее делает - колдун читает заклинания, и переносит болезнь на маску. Потом эту маску продают. И покупатель заболевает, изготовитель же маски начинает выздоравливать. Когда же новый хозяин маски умирает, изготовитель полностью выздоравливает.

Верить в это или не верить - личное дело каждого. Возможно все это лишь сказки, непровереные слухи и сплетни.
Но все же...
Чужая религия, чужие боги...

А выставка, хоть и очень маленькая, но интересная.
Будете рядом, не проходите.

Маска , я тебя знаю! Забавно угадать, кто скрывается под карнавальной маской. Чего не скажешь о масках, которые так любят привозить из путешествий туристы в качестве сувенира. Масками украшают интерьеры, особенно хорошим дополнением они служат в этностиле. Эти маски больше всего хранят в себе мистики и таинственности, что не совсем хорошо, если вы не знаете истинное предназначение этой маски.

Поэтому, прежде чем внести в дом роскошный заморский сувенир, поинтересуйтесь историей происхождения и использования этой маски, о культуре страны.

Ритуальные маски

Такие маски особенно распространены в Африканских странах. Ритуальные маски несут в себе сакральное значение и предназначены для передачи определенной информации, идущей из невидимого простым людям мира. Такие маски украшены характерными узорами, мистическими знаками и в них зашифрованы послания, которые защищают присутствующих на похоронной церемонии от вторжения злых сил потустороннего мира.

Такие маски надевают, как правило, мужчины при исполнении ритуального танца, и женщине к этим маскам даже прикасаться нельзя.

Мистическая сила, заложенная в культовые предметы, не всегда имеет защитную силу. Некоторые маски создают для проклятия или сведения бед и болезней на будущего владельца этого сувенира. Соответственно, украсив свой дом таким экзотическим экспонатом, вы нанесёте ущерб энергетике дома.

  • Одним из таких зловещих сувениров считается маска Маруса . В африканских деревнях её подбрасывали к дому людей, которых считали предателями, а сама маска обозначает пожелание проклятия.
  • В Нигерии для погребальных целей создают терракотовые скульптуры с профилем лица.
  • А камерунцы в своих масках больше отражают прошлое.

Разнообразие узоров на масках — это символическое описание стадий преображения человека. Такие маски используют для раздвоения личности, чтобы можно было общаться с душами мёртвых, на специальных сеансах и во время погребения умершего.

  • Некоторые маски используют при жертвоприношении животного, защищая себя от духа смерти. Такие имеют распространение в Заире, и особенно популярна фигура Бванга , на которой изображен властитель различных сил природы.
  • Существуют маски, украшенные клыками, хвостами, черепами, рогами различных животных. Одна из распространенных таких ритуальных масок с Берега Слоновой Кости, обозначающая мировой хаос.

Стоит ли в память о поездке в Африку приобретать такую экзотику, порой несущую зловещую или мистическую силу?

Карнавальные маски

История карнавалов уходит вглубь римских времён, когда устраивали праздник в честь Сатурна и окончания сельскохозяйственных работ. Люди радовались собранному урожаю, устраивали пышные пиршества и гуляния. В эти дни рабы освобождались от работы, им разрешали сидеть за одним столом с вельможами, которые кстати ещё и прислуживали своим слугам, т.е. всё было наоборот.

С появлением венецианского фестиваля в эпоху Возрождения появилась и маска, как основной атрибут карнавального костюма. Маска позволяла принять любой облик , уходили прочь условности и можно было позволить новые знакомства и отношения с любым человеком, ведь все были равны.

Одна из самых распространённых венецианских масок — Баута . Своим вытянутым видом она напоминает ритуальную африканскую, тем не менее, венецианская маска использовалась лишь для появления инкогнито, когда высокопоставленные чиновники не желали быть узнаваемыми в обществе. Такую маску мог позволить себе любой гражданин.

Маска, перевоплощавшая любую барышню в знатную особу «Венецианская дама» . Такая маска украшалась перьями и драгоценными , необычной причёской. Рассматривается несколько вариантов венецианской дамы: Либерти, Саломея, Фантазия.

Маска кота. Происхождение этой маски связывают с одной историей про бедного китайца, прибывшего в Венецию с одним котом. Спустя время китаец вернулся на родину богатым человеком. Таким он стал благодаря коту, который передавил всех мышей во дворце знатного дожа.

Кота оставили на службе в Венеции за огромное вознаграждение. Рассказав свою удивительную историю успеха, китаец навёл на мысль своих соседей отправиться в Венецию с более дорогим товаром, за который предполагалось выручить больший куш, чем за какого-то кота.

Товар был оценен по достоинству, особенно китайские шелка, за которые не жалко было отдать самое дорогое и ценное, что было у знатного дожа — это кот.

Маска Гражданина, или Вольто. Такие маски разрешалось носить не только на карнавале, но и в определённые будние дни, разрешенные местными властями. Ее мог надеть гражданин любого сословия. Маска Вольто практически полностью повторяла контуры и форму лица.

Маска смерти

Мистерии и карнавалы демонстрировали всегда не только праздник жизни, но и другую её сторону — смерть. Смерть изображали специально ряженые люди в маски и балахоны, напоминающие смерть.

Во Франции такой ряженый назывался Свирепый жнец или Властелин смерти.

Самое знакомое и популярное изображение смерти — это маска-череп, которая одевалась как шапка и балахон костюм с изображением скелета. Такой наряд пришёл из Тибета.

Ещё одна маска, напоминающая смерть — венецианский Доктор Чума . Она жутковата на вид, с длинным клювообразным носом. Такие маски использовали лекари во время чумы, от которой Венеция страдала несколько раз. Предполагалось, что различные масла и лекарственные снадобья, которые закладывали в длинный нос, смогут защитить врача от заражения.
Уже позже «Доктор Чума» стал одним из популярных персонажей на карнавале.

Покупая маску, нужно задумываться не только о том, какое место она займёт в интерьере, как украсит стену, но и о её истинном историческом, этническом значении.

Не все маски являются мистическими или культовыми предметами. Многие из них отражают культуру той или иной страны.

Если вы не уверены, какой тайный смысл скрывает маска, не спешите украшать с её помощью свою комнату: могут многое рассказать о тайных пристрастиях и увлечениях хозяев дома. А необычная маска может создать неправильное представление о вас у ваших гостей.

Маска (личина ) - предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались в церемониальных, эстетических, и практических целях. В древности маски использовались как защита и оборона от злых духов.

Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других.

Маска - удивительная вещь. Ты надеваешь ее, когда хочешь быть кем-то другим. С давних времен люди делали маски - давая лица тем, кого не видели, но в чье существование верили. Африканские церемониальные маски. Театральные маски древней Греции и Японии. Маски венецианского карнавала.

Во время раскопок были найдены многочисленные маски между слоями высушенной каши: добрых богов следовало кормить, следовательно, при каждой еде нужно было оставлять им немного пищи. В свою очередь маска-бог обещала своё покровительство и помощь кормившим её людям.

Маски или по-старинному «личины», «хари» - пользовались и пользуются весьма широким распространением у самых различных народов, начиная с первобытных и кончая наиболее культурными. На изучение их, с точки зрения этнологии и истории культуры, в последние 10-15 лет стали обращать усиленное внимание; коллекции их играют теперь важную роль в этнографических музеях. Были сделаны попытки анализировать различные виды и типы Масок, привести их в систему, классифицировать, но предмет этот далеко еще не вполне разработан и полная история Масок принадлежит будущему.

Доль (Dall) предложил три главных группы:

1) Маски с отверстиями для глаз и рта, надеваемые на лицо, или М. в тесном смысле

2) Маски с подобным же изображением человеческого лица или звериной головы, но носимые на голове и обыкновенно без отверстий для глаз и рта

3) маскоподобные личины, не носимые как маски. Приготовляются Маски из древесной коры, дерева, кости, меха, картона, глины, гипса, травы, металлов (меди, золота, железа, серебра и т. д.), камня, раковин, черепахи, настоящих звериных голов, человеческого черепа и т. д.

Изображают Маски, обыкновенно, либо человеческое лицо, либо голову какого-либо действительного животного (зверя, птицы, гада), или фантастического существа; в двух первых случаях замечается стремление либо к возможно большему воспроизведению сходства, либо к созданию чего-то страшного или комического. У большинства народов, особенно менее культурных, Маски имеют значение не забавы или развлечения, а более серьезное - они часто связаны с различными религиозными представлениями.

Андрэ предложил разделить Маски, по цели пользования ими, на употребляемые при религиозных действиях, на войне, при погребениях (возложении на покойников), при отправлении правосудия, при театральных представлениях и плясках. Это деление, однако, не может считаться исчерпывающим, так как погребальные обряды, театральные представления и пляски часто имеют также религиозное значение, а относительно многих форм масок нет обстоятельных данных, поясняющих их значение и употребление.

Точное понимание смысла Маска тесно связано с уяснением религиозных представлений и вообще мировоззрения и образа, мышления народов на различных ступенях культурного развития; прогресс в изучении Масок является, поэтому, тесно связанным с успехами этнологии и истории первобытной культуры вообще. Основной смысл Маски - в том, что она скрывает лицо, защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, представляет другое лицо, способное внушать страх, напоминать об иных существах и т. п. На понятии о "маске" лежит нередко представление о чем-то сверхъестественном, разрушающем, съедающем: masca (по-итальянски - maschera) сводится к mâcher, masticare. В непосредственно защищающем смысле Маска употребляются на войне, чаще в соединении с шлемом (так называемым «забрало»), но иногда и отдельно, для защиты лица, При этом, обыкновенно, Маскам придается страшный вид, чтобы они в то же время и пугали неприятеля.

Подобные Маски употребляются некоторыми племенами негров и даяками, они были в ходу в Мексике, также в Японии (где делались из металла, составляли часть лат и изображали страшное лицо, с большим носом и длинными ушами, или обезьянью харю) и даже у классических народов и в Средние века в Западной Европе; но в этих последних случаях изображение лица (Медузы и т. д.) делалось обыкновенно на самом шлеме, а не на забрале. Защищающее значение Маска может иметь и не в буквальном, или материальном, а в переносном, или духовном, смысле; она скрывает настоящее лицо, вводит в обман и тем может спасать от злых духов или даже устрашать их. Отсюда надевание Масок на умерших, довольно распространенное у разных народов. Иногда, впрочем, в этих Масках нет ничего устрашающего; они только прикрывают лицо (напр. сделанные из тонких золотых листков); в иных случаях в них даже видно стремление сохранить подлежащие разрушению черты умершего.

Таковы гипсовые, раскрашенные Маски, находимые в древних могилах Минусинского края, некоторые античные Маски из металлов или терракоты, древние египетские Маски и др. Несколько погребальных Масок найдено в развалинах Ниневии, в египетских катакомбах, в Микенах, в Керченских могилах. Маски из дерева, камня, мозаики употреблялись в древней Мексике. Маски из дерева, раскрашенные - в Перу: умерший погребался в скорченном положении, завязанный в мешок, над которым приделывалось подобие головы и к нему прикреплялась Маска. Маски при отправлении правосудия употребляются особенно в некоторых частях Африки (Лоанго, Калабар и т. д.) и на некоторых Меланезийских островах; обыкновенно они состоят в связи с существованием у этих народов особых тайных обществ, члены которых остаются неизвестными, по крайней мере, для неполноправных граждан, а равно для женщин и детей, и которым предоставляется власть чинить, в известные времена года, суд и наказание над виновными и непокорными.

Разные мистерии, разыгрываемые подобными обществами, например в северо-западной части Северной Америки и в центральной Африке, совершаются всегда в Масках. Здесь уже мы переходим в область культа и религии, в которой Маски играют вообще большую роль. Сюда относится большинство наиболее замечательных и характерных Масках, например на островах Меланезии (собственно в Полинезии М. нет), у многих племен американских индейцев, в Африке и в Азии.

Многие Маски употребляются при плясках, входящих в состав культа, шаманами - при их заклинаниях, жрецами - при их служении и т.д. Особенно любопытны сложные, раскрашенные деревянные Маски с островов Нового Мекленбурга и Новой Каледонии; Маски из передней части человеческого черепа, с искусственными глазами и волосами - с острова Новой Британии и Ново-Гебридских островов; разнообразные Маски сингалезов, употребляемые при демоническом культе; Маски с изображением разных человеческих и звериных голов - из северо-западной Америки; Маски буддийского культа, воспроизводящие различные типы злого божества. Большое разнообразие типов представляют театральные Маски яванцев, сиамцев, японцев, китайцев, классических народов, ведущие свое начало также от религиозных мистерий.

Простейшие формы Масок мы встречаем у вогулов, остяков и др. сибирских инородцев, которые употребляют их, например, при празднествах в честь убитого медведя. При таком празднике все присутствующие надевают Маски из древесной коры, с длинным носом и, обращаясь к трупу медведя, уверяют его, что он убит не вогулами или остяками, a русскими; при этом происходят пляски и сценические представления, отчасти комического, отчасти обличительного характера, так как замаскированные имеют право не стесняться и высказывать горькую правду всем сородичам и даже старшинам.

маска народности Макомбе, Мозамбик, 19в


Честно говоря, я мало что знаю об африканском искусстве. В нескольких музеях довелось посмотреть коллекции на эту тему, показались интересными. Особенно впечатлили маски, они все такие разные и удивительные: одни красивые, другие забавные, некоторые устрашающие, а некоторые даже напомнили мне лица инопланетян (ну как их традиционно изображают в голливудских фильмах). Решила восполнить пробел и при случае купила книгу «The Art of African Masks” (Искусство африканских масок). Вот, делюсь узнанным.


Искусство создания масок – древняя традиция племён Восточной и Центральной Африки. До сих пор маски используются в различных ритуалах и церемониях, как то: посвящение в мужчины, рождение, похороны, подготовка к охоте, сбор урожая. Маска обычно изображает определённых духов, животных или героев местной мифологии. Местные жители считают, что маски обладают огромной силой.

маски народности Йоруба, Нигерия, 19в


Так как маски используются в строго определённых целях, то и их форма определяется предназначением и не может меняться по прихоти создателя. Раз созданная маска, получив «одобрение» духов, должна оставаться неизменной. Исключение составляют особые случаи, когда мастер видит знак – дизайн новой маски во сне.
Большинство масок изготавливается из дерева, но может также использоваться металл и слоновая кость. Готовая форма маски дальше украшается орнаментом, бусинами, ракушками, перьями, семенами растений, ну короче всяким подходящим подручным материалом.

маска народности Ангос, Нигерия, 20в


Иногда маски покрывают всю голову, как шлем, иногда прикрывают только лицо, а иногда одеваются, как головной убор. Маски могут варьироваться в размерах – от маленьких до гигантских. Большие маски предназначаются для публичных церемоний и ритуалов, а маленькие служат амулетами.
Можно сказать, что сколько в Африке племён, столько и разновидностей масок.


Вот, например, одна из моих любимых – маска народности Куба, проживающих на территории Конго. Маска изготовлена из дерева, поверхность украшена орнаментом. Черты лица «прорисованы» разноцветными бусинами. Голова украшена ракушками. Эта маска изображает сестру Вута, прародителя людей Куба.


А вот эта масочка, напомнившая мне инопланетянина, создана народностью Сонгхей, проживающей также на территории Конго. Для резчиков Сонгхей характерно использование геометрическиз узоров, которые прорезаются в дереве, а затем раскрашиваются.


Вот эта, на мой взгляд очень красивая маска, принадлежит народности Чокве, проживающей на территории Конго, Анголы и Замбии. Эта девушка – прародительница Чокве и считается в племени идеалом женской красоты. Маска сделана из дерева, глаза покрыты золотом, в ушах – золотые серьги. Волосы изготовлены из растительных волокон.


Эта устрашающего вида маска создана народностью Ве, проживающей на территории Берега Слоновой Кости и Либерии. Эта маска называется гела, что в переводе означает древняя. Вырезанная из дерева маска украшена многочисленными рогами, ракушками, клыками, натуральным волосом и растительными волокнами.


Эта маска из Бенина очень элегантная. Она вырезана из слоновой кости и предположительно принадлежала бенинскому королю, который носил её на бедре. Обратите внимание на украшающий голову и шею орнамент. Это – бородатые португальские купцы, популярный мотив бенинского искусства. Португальцы появились в Бенине в 15 веке и принесли с собой много новых материалов и продуктов, поспособствовавших процветанию королевтсва. Таким вот образом бенинцы выразили свою благодарность этим торговцам.
В настоящее время африканские маски не только предмет для ритуальных церемоний, но и предмет коллекционирования для многих поклонников африканского искусства.

Коренные жители Африки уверены, что все окружающее пространство заселено духами, иногда благожелательными к людям, но чаще равнодушными или даже агрессивными. Помочь найти с ними контакт или принудить исполнить желаемое могло помочь использование нужной африканской маски.

Виды и различия масок

По тому, как выглядит маска, из какого материала сделана и какие цвета использовались при раскрашивании, коренные жители Африки могут определить не только регион, из которого пришла маска, но иногда и мастера.

Для представителей отдельных племен черного континента характерны агрессивные, воинственные маски, например, для племени Бамбара (государство Мали).

Более чем распространены зооморфные африканские маски. Они славятся своим разнообразием и красотой отделки. Чаще всего эти маски символизируют священное тотемное животное племени. Иногда маска выполняется в виде головы животного, чьи качества хотел бы привлечь ее носитель.

Довольно часто маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко выраженными мужскими или женскими. Чтобы подчеркнуть символизм и увеличить степень воздействия маски, ее декорируют натуральными волосами или вставляют настоящие зубы.

К сожалению, фото африканских масок практически не передают их причудливой самобытности и предельной экспрессии.

История возникновения

Начало изготовления и использования ритуальных африканских масок прослеживается со времен палеолита. Например, в пещерах ЮАР сохранились наскальные росписи, изображающие охотника в костюме птицы и с ритуальной маской на лице. В дальнейшем у каждого племени возникали свои традиции изготовления ритуальных масок. Например, необычные маски племени моси часто выполнены в виде вертикальной платины в резным орнаментом. А необычные маски древних племен Берега слоновой кости знамениты удлиненным овалом лица и раскосыми прорезями для глаз.

Наиболее массово изготавливали и использовали маски племена, ведущие оседлый образ жизни. У древних родов охотников-собирателей, которые постоянно кочевали с места на место, ритуал создания и поклонения маскам был менее распространен.

Магическое значение масок

Для африканцев маска является отображением конкретного духа или божества, обратившись к которому можно получить поддержку. Одевший ее человек становится равным по силе существу, к которому обращается.

Африканские ритуальные маски очень сложные и многобразные. Несмотря на кажущуюся пестроту, все маски выполняются по издавна заведенным канонам. Каждая линия рисунка, каждый символ исполнен глубокого смысла.

Например, толстые надутые щеки маски считаются символом плодородия и изобилия. А изображение животного или птицы над человеческим лицом маски передает ее носителю основные характеристики животного. Часто маски дополняют рогами буйвола или антилопы, клыками кабана или другими атрибутами животного мира.

Ритуальные маски используются шаманом или вождем племени для общения с миром духов или при проведении погребальных обрядов. Без них не обходятся ни обряд посвящения юношей, ни начало охоты, ни вызов дождя. И для каждого ритуала используются свои, исполненные символизма, маски.

Внешние отличия масок

Наиболее распространены лицевые маски. Их делают с отверстиями для глаз и (иногда) для рта. В сложных ритуальных масках изготавливают подвижную нижнюю челюсть.

Африканские маски могут передавать большой диапазон эмоций: от восторга и счастья до страха. Но чаще всего лица масок делают устрашающими, воинственными. Такие изображения должны передавать силу и агрессию своим носителям.

Прикрепляют лицевую маску к голове с помощью сложной системы кожаных ремешков, а еще дополнительно ее подвязывают к поясу. Это обосновано немаленьким весом маски, сделанной из цельного куска дерева и украшенной камнями и рогами животных.

Очень популярны при проведении ритуальных танцев маски-гребни. Они более легкие, но не менее выразительные. Эти маски выглядят как возвышающийся над головой носителя гребень, выполненный в виде животного или человека.

Отдельно выделяются большие нательные маски-доски. Их используют при проведении значительных ритуалов, например, при сборе урожая или посвящении молодежи во взрослую жизнь. Вес такой маски может достигать 30 кг, переносить ее могут несколько человек. Известна огромная маска "сириге" народа Догонов, которая в высоту достигает 6 метров. Только очень сильный и опытный танцор сможет плясать в ней ритуальный танец.

Уникальность работы мастеров

Иногда африканские маски выглядят нарочито грубыми и небрежно сделанными, кажется, что мастеру не хватило умения. Это совсем не так, каждое движение примитивного резца тщательно рассчитывается и имеет глубокий смысл.

Случается и наоборот, то есть маска является истинным произведением искусства. Очень четко прорабатываются мельчайшие детали изображаемого персонажа, передаются необходимые эмоции. Кроме росписи, маски часто искусно украшают ракушками-каури, перьями, примитивными бусинами.

Изготовление масок - особо почетное ремесло в Африке. Часто секреты мастерства передаются по наследству. При этом передаются не только знания, но и традиционные каноны изготовления африканских масок.

Символизм масок

Довольно часто маски используются как средство воздействия на людей. Многие маски хранятся в тайных священных местах, где их никто не видит. На больших праздниках шаман или вождь одевают маску, дополняют ее ритуальным одеянием из пальмовых волокон, трав и цветных перьев и начинают сложный танец. Часто маски бывают очень устрашающими и сюрреалистическими. Конечно, на неискушенных жителей это производит огромное впечатление.

Используются маски и для устрашения непокорных. Например, традиционная маска, выполненная в виде головы быка не имеет никакого отношения к охоте или сельскому хозяйству. Пряча лица под такими масками, африканские стражи порядка воздействуют на жителей в случае беспорядков или бунта. Страх перед ними настолько велик, что толпа часто разбегается при виде нескольких таких масок.

Африканские маски и их значение очень разнообразны: от устрашающих тотемных до оберегающих беременных женщин специальных нательных масок.

Разнообразие материалов

Чаще всего для изготовления масок используют местные породы дерева. Для обработки материала используют простейшие инструменты, часто выполненные из мягкого металла. Для придания африканским маскам из дерева необходимой гладкости их полируют шершавыми листьями. Только в последнее время мастера начали использовать наждак. Поэтому изготовление маски - это не такой быстрый процесс.

Чтобы предохранить древесину маски от быстрого разрушения, ее пропитывают специальными маслами или соком растений. Иногда заготовку маски долго коптят над костром, тогда она приобретает глубокий черный цвет.

Окрашивают их с помощью натуральных растительных красок и пигментов. Для украшения масок и придания уникальности используют раковины, бусины, зубы и рога животных, цветные перья.

Изготавливают традиционные маски не только из дерева. Мастера используют также слоновую кость, украшая ее искусной резьбой. В некоторых районах Ганы ритуальные маски отливали из бронзы и золота.

Африканская маска своими руками

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!