Чем связаны деятельность и сознание. Глава IV. Деятельность и сознание

Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою означенность.

Значения и являются важнейшими "образующими" человеческого сознания.

Как известно, выпадение у человека даже главных сенсорных систем - зрения и слуха - не уничтожает сознания. Даже у слепоглухонемых детей в результате овладения ими специфически человеческими операциями предметного действия и языком (что, понятно может происходить лишь в условиях специального воспитания) формируется нормальное сознание, отличающееся от сознания видящих и слышащих людей только своей крайне бедной чувственной тканью 103 . Другое дело, когда в силу тех или иных обстоятельство "гоминизация" деятельности и общения не происходит. В этом случае, несмотря на полную сохранность сенсомоторной сферы, сознание не возникает. Это явление (назовем его "феноменом Каспара Гаузера") сейчас широко известно.

Д. еще один бывший следователь по кинезиологии, наблюдал случаи, когда работало правое и левое полушария мозга человека. Левое полушарие мозга обычно используется для аналитического мышления и словесной деятельности, а правое полушарие используется для интуитивной и художественной деятельности и для пространственной ориентации.

В редких случаях, когда оба полушария работали одинаково вместе, Джон Алмаз обнаружил, что человек проявил творчество, которое он назвал наивысшей функциональностью человека. Работа Хокинса сосредотачивает уровни сознания вокруг фундаментальных ключевых ценностей человеческой жизни, особенно Целостность и Истина, синонимы друг друга и способные нести человека на всех уровнях, до уровня просветления, а не как Будда, который, по его словам, поддерживал уровень.

103 См. А. Н. Мещеряков. Слепоглухонемые дети. М. , 1974; Г. С. Гургенидзе и Э. В. Ильенков. Выдающееся достижение советскйо науки. "Вопросы философии"б 1975, No 6.

Итак, значения преломляют мир в сознании человека. Хотя носителем значений является язык, но язык не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. Иначе говоря, в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т. е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же "не психологичны", как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними 104 .

Вот выдержка из книги, где Хокинс устанавливает отношения между предполагаемыми уровнями сознания и их эффектами. Хотя только 15 процентов населения мира выше критического уровня сознания 200, коллективная сила этих 15 процентов имеет вес, чтобы уравновесить негативность остальных 85 процентов населения мира. Поскольку масштаб силы продвигается логарифмически, простой Аватар на уровне сознания 000 может фактически полностью уравновесить коллективную негативность всего человечества. Человек, который живет и вибрирует в энергии оптимизма и готовность не судить других, уравновесит отрицательность 90 000 человек, которые откалиброваны на самых низких уровнях силы.

104 В данном контексте нет необходимости жестко различать понятия и словесные значения, логические операции и операции значения. - Прим. авт.

Значения составляют предмет изучения в лингвистике, семиотике, логике.

Вместе с тем в качестве одной из "образующих" индивидуальное сознание они необходимо входят в круг проблем Главная трудность психологической проблемы значения состоит в том, что в ней воспроизводятся все те противоречия, на которые наталкивается более широкая проблема соотношения логического и психологического в мышлении, логике и психологии понятия.

Человек, который живет и вибрирует в энергии чистой любви на всю жизнь, уравновесит отрицательность 750 000 человек, которые откалиброваны при самых низких уровнях силы. Человек, который живет и вибрирует в энергии просветления, благодати и бесконечного мира, уравновесит отрицательность 10 миллионов человек, которые откалиброваны на самых низких уровнях силы.

Дэвид Хокинс обнаружил, что кинезиология может быть увлекательным проспектом в неизвестном, и он начал понимать, что он назвал «полями притяжения в подсознании». Области притяжения - это то, что Карл Юнг назвал архетипами. Они создаются групповыми усилиями миллионов умов в коллективном бессознательном и создают увлечение для людей из-за их кумулятивного размера.

В рамках субъективно-эмпирической эта проблема решалась в том смысле, что понятия (resp. - словесные значения) являются психологическим продуктом - продуктом ассоциирования и генерализации впечатлений в сознании индивидуального субъекта, результаты которых закрепляются за словами. Эта точка зрения нашла, как известно, свое выражение не только в психологии, но и в концепциях, психологизирующих логику.

Так же, как его терапевтическая деятельность стала чрезмерной, с пятьюдесятью терапевтами и другими работниками, работающими на него, Хокинс бросил все на всю жизнь исследований. Вместо того, чтобы лечить одного пациента за один раз, Хоукинс хотел узнать, как всем может помочь обещание и потенциал кинезиологии.

Его исследования в течение нескольких лет убедительно показали то же самое, что новые теоретические физики начинают говорить: что все во Вселенной связано. С кинезиологией он подтвердил, что по любому вопросу, который задан, если есть ответ где-то во Вселенной, он придет к вам.

Другая альтернатива заключается в признании, что понятия и операции с понятиями управляются объективными логическими законами; что имеет дело только с отклонениями от этих законов, которые наблюдается в примитивном мышлении, в условиях патологии или при сильных эмоциях; что, наконец, в задачу психологии входит изучение онтогенетического развития понятий и мышления. Исследование этого процесса и заняло в психологии мышления главное место. Достаточно указать на труды Пиаже, Выготского и на многочисленные светские и зарубежные работы по психологии обучения.

Он также создал калибровочную систему для уровней человеческого сознания. Присвоя числа от 1 до бесконечности как возможного диапазона значений сознания, он вскоре понял, что ему придется просто использовать логарифм чисел вместо чисел. Это потому, что сила сознания на более высоких уровнях очень велика по сравнению с силой сознания на более низких уровнях.

Кроме того, Хокинс обнаружил, что уровень сознания 200 является критическим уровнем. Для поддержания жизни на этой планете требуется в среднем 200 или более человек, не впадая в возможное самоуничтожение. С середины 1980-х годов он сообщает, что глобальное среднее человечество по своему масштабу поднялось чуть выше критического уровня 200. Это, конечно, представляет собой еще одно открытие, подтверждающее существование постоянного изменения нашего уровня сознания.

Исследования формирования у детей понятий и логических (умственных) операций внесли очень важный вклад в науку. Было показано, что понятия отнюдь не формируются в голове ребенка по типу образования чувственных генерических образов, а представляют собой результат процесса присвоения "готовых", исторически выработанных значений и что процесс этот происходит в деятельности ребенка, в условиях общения с окружающими людьми. Обучаясь выполнению тех или иных действий, он овладевает соответствующими операциями, которые в их сжатой, идеализированной форме и представлены в значении.

Затем он начал задумываться о том, сколько людей с самым высоким уровнем сознания будет компенсировать людям, живущим ниже критического уровня. Например, считают, что 800 миллионов человек в мире голодны, многие из них живут на уровне, близком к полному страданию. Сознание в состоянии отчаяния достигает только уровня 50 по шкале. Даже гнев и ненависть достигают более высокого уровня частоты, чем глубокая депрессия, испытываемая теми, кто живет без перспектив надежды.

Итак, вот мы, на планете Земля, коллективное человечество, плавно переходящее в жизнь, чтобы попытаться удержать нашу коллективную челюсть выше критического уровня в 200 человек, работая в тот день, когда голод и отчаяние будут уничтожены раз и навсегда нашего мира.

Само собой разумеется, что первоначально процесс овладения значениями происходит во внешней деятельности ребенка с вещественными предметами и в симпраксическом общении. На ранних стадиях ребенок усваивает конкретные, непосредственно предметно отнесенные значения; впоследствии ребенок овладевает также и собственно логическими операциями, но тоже в их внешней, экстериоризированной форме - ведь иначе они вообще не могут быть коммуницированы. Интериоризуясь, они образуют отвлеченные значения, понятия, а их движение составляет внутреннюю умственную деятельность, деятельность "в плане сознания".

Что мы можем сделать, чтобы помочь? По мере того, как мы повышаем наш уровень сознания, мы все больше вносим свой вклад в духовное качество глобального разума. Поэтому наше величайшее служение человечеству, как ни парадоксально, является развитием нашего собственного сознания.

Как именно это может помочь миру? Возвращаясь к современной науке и ее системам нумерации, наряду с сегодняшним предпочтением для очень практических пояснительных резюме, приведены результаты испытаний. Человек с более высоким уровнем сознания компенсирует массу многих, многие люди, которые ниже критического уровня ниже уровня 200, являются областями притяжения стыда, вины, апатии, страдания, страха, желания, гнева и гордости. Ну, на критическом уровне 200 приходит смелость и ваша способность укреплять эго, чтобы удалить его из состояния присущей жертвы на более низких частотах.

Этот процесс подробно изучался в последние годы Гальпериным, который выдвинул стройную теорию, названную им "теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий"; одновременно им развивалась концепция об ориентировочной основе действий, о ее особенностях и о соответствующих ей типах обучения 105 .

105 См. П. Я. Гальперин. Развитие исследований по формирвоанию умственных действий. "Психологическая наука в СССР", т. 1. М. , 1959; его же. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сб. "Исследования мышления в советскйо психологии". М. , 1966.

На уровне 300 человек поднялся выше многих эмоций конфликта, чтобы достичь определенного состояния беззаботности и оптимизма. На уровне 300 человек в глобальном уме компенсирует массу невероятного количества тысяч людей, которые ниже уровня. Такова сила высших состояний сознания.

На уровне 400 человек достигает более гармоничного отношения, которое приносит признание и прощение. Кроме того, он получает более утонченные рассуждения, которые приносят понимание и смысл жизни. Это не труднодоступный уровень. Например, преследование цели высшего образования и профессии функционирует на уровне 400, где человек компенсирует невероятный вес около 000 человек, которые ниже уровня.

Теоретическая и практическая продуктивность этих и идущих вслед за ними многочисленных исследований является бесспорной. Вместе с тем проблема, которой они посвящены, была с самого начала жестко ограничена; это проблема целенаправленного, "не стихийного" формирования умственных процессов по извне заданным "матрицам" - "параметрам". Соответственно, анализ сосредоточился на выполнении заданных действий; что же касается их порождения, т. е. процесса целеобразования и мотивации деятельности (в данном случае учебной), которую они реализуют, то это осталось за пределами прямого исследования. Понятно, что при этом условии нет никакой необходимости различать в системе деятельности собственно действия и способы их выполнения, не возникает необходимости системного анализа индивидуального сознания.

Чтобы достичь уровня 500 человек, человек должен быть духовно сознательным. На этом уровне безусловная любовь и безусловное прощение становятся более живыми и хорошо встроенными в нашу реальность. Здесь человек уравновешивает 000 человек, которые ниже уровня.

Когда человек практикует медитацию долго и усердно, чтобы достичь сознания счастья на уровне 600, в этот момент он уравновешивает 10 миллионов человек ниже уровня. Нужна ли нам более сильная причина для развития наших внутренних способностей? Посмотрите на замечательный уровень обслуживания, который каждый прогресс в уровне сознания приносит в наш мир. И все это только за то, что вы есть, и за то, что вы можете стать. Прежде чем мы даже начнем помогать людям физически, давайте помогать сделать мир лучше, благодаря нашей прямой поддержке и действию.

Сознание как форма психического отражения, однако, не может быть сведено к функционированию усвоенных извне значений, которые, развертываясь, управляют внешней и внутренней деятельностью субъекта. Значения и свернутые в них операции сами по себе, т. е. в своей абстракции от внутренних отношений системы деятельности и сознания, вовсе не являются предметом Они становятся им, лишь будучи взяты в этих отношениях, в движении их системы.

Этот замечательный уровень обслуживания - это прямое влияние нашего уровня сознания в мире, который так долго ощущал огромный голод духовной мысли и духовной энергии. Выдержка из книги «Сдвиг: революция в человеческом сознании» Оуэна Уотерса, «Бесконечные публикации».

Мы все ходим по жизни как пакет, состоящий из тела и разума. Хотя мы все знаем, уровень наших функций сознания варьируется от человека к человеку. Реальность чрезвычайно сложна с солнечными системами, галактиками, лунами и солнцем, но также с химическими реакциями, частицами, бактериями и экологией. Жизнь вокруг нас, большая и маленькая. Мы все являемся творением, и мы как-то живы в галактике, которая кажется безжизненной. Ваше сознание - это подарок или немного удачи, как вы думаете. Сознание - это ваша способность проявлять бдительность к участию в просторе жизни, а не к простому внутреннему вовне, в вашем собственном уме. -Мики О'Коннелл.

Это вытекает из самой природы психического. Как уже говорилось, психическое отражение возникает в результате раздвоения жизненных процессов субъекта на процессы, осуществляющие его прямые биотические отношения, и "сигнальные" процессы, которые опосредствуют их; развитие внутренних отношений, порождаемых этим раздвоением, и находит свое выражение в развитии структуры деятельности, а на этой основе - также в развитии форм психического отражения. В дальнейшем, на уровне человека, происходит такая трансформация этих форм, которая приводит к тому, что, фиксируясь в языке (языках), они приобретают квазисамостоятельное существование в качестве объективных идеальных явлений. При этом они постоянно воспроизводятся процессами, совершающимися в головах конкретных индивидов. Последнее и составляет внутренний "механизм" их передачи от поколения к поколению и условие их обогащения посредством индивидуальных вкладов.

Уровень сознания - это состояние, в котором человек делает его / ее решения отличными от эмоций, которые преходящи. Мы все проходим через эти состояния в разных ситуациях. В определенных ситуациях мы ведем себя по-разному. Доктор Дэвид Хокинс, психиатр, спиритуалист, автор бесчисленных книг, идентифицирует три уровня сознания: осознание страха, нравственно-этическое осознание и духовное осознание.

Этими тремя уровнями передаются чувства стыда, вины, апатии, грусти, страха, желания, гнева, гордости, мужества, уверенности, нейтральности, воли, принятия, сострадания, удовольствия, разума, любви, радости, мира, духовного просветления. В частности, на уровне духовного осознания, где мы достигаем близости с Богом и того, что Он хочет от нас делать.

Здесь мы вплотную подходим к проблеме, которая является настоящим камнем преткновения для психологического анализа сознания. Это проблема особенностей функционирования знаний, понятий, мысленных моделей, с одной стороны, в системе отношений общества, в общественном сознании, а с другой - в деятельности индивида, реализующей его общественные связи, в его сознании.

Человек с позором не принимает решений, не взаимодействует с другими людьми и не имеет опыта в жизни, что затрудняет его изучение самостоятельно, что работает, а что нет. На самом тонком уровне он проявляет себя как застенчивость, на крайнем уровне стыда, который человек хочет исчезнуть, до совершения самоубийства. Подумайте об этом уровне как о уровне крайней личной ненависти.

Человек с таким уровнем сознания создает очень мало, обычно играет роль жертвы постоянно, обвиняет всех в неудаче и т.д. он редко пытается сделать что-то новое, он живет в прошлых воспоминаниях о вине и чувствует себя очень плохо. Чрезвычайно религиозные люди живут в вине. Вы считаете себя грешником, неспособным простить себя за прошлые преступления.

Как уже говорилось, сознание обязано своим возникновением происходящему в труде выделению действий, познавательные результаты которых абстрагируются от живой целостности человеческой деятельности и идеализируются в форме языковых значений. Коммуницируясь, они становятся достоянием сознания индивидов. При этом они отнюдь не утрачивают своей абстрагированности; они несут в себе способы, предметные условия и результаты действий, независимо от субъективной мотивации деятельности людей, в которой они формируются. На ранних этапах, когда еще сохраняется общность мотивов деятельности участников коллективного труда, значения как явления индивидуального сознания находятся в отношениях прямой адекватности. Это отношения, однако, не сохраняется. Оно разлагается вместе с разложением первоначальных отношений индивидов к материальным условиям и средствам производства, возникновением общественного разделения труда и частной собственности 106 . В результате общественно выработанные значения начинают жить в сознании индивидов как бы двойной жизнью. Рождается еще одно внутреннее отношение, еще одно движение значений в системе индивидуального сознания.

Состояние изученной беспомощности. Здесь застряли многие бездомные. Помимо того, что он является государством, он представляет собой очень удобный взгляд на общество, когда его называют обществом виктимизации. Люди в состоянии апатии парализованы обстоятельствами жизни.

Обычно вы падаете сюда, когда вы сталкиваетесь с огромной потерей в жизни. Вы просто выше апатии, потому что здесь вы начинаете избавляться от тяжелого паралича, который существует при восхождении. Страдание мешает и меняет людей, и часто выводит их из состояния полной апатии.

106 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. , т. 46, ч. I, стр. 17-48.

Это особое внутреннее отношение проявляет себя в самых простых психологических фактах. Так, например, все учащиеся постарше, конечно, отлично понимают значение экзаменационной отметки и вытекающих из нее следствий. Тем не менее отметка может выступить для сознания каждого из них существенно по-разному: скажем, как шаг (или препятствие) на пути к избранной профессии, или как способ утверждения себя в глазах окружающих, или, может быть, как-нибудь еще иначе. Вот это - то обстоятельство и ставит психологию перед необходимостью различать сознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. Чтобы избежать удвоения терминов, я предпочитаю говорить в последнем случае о личностном смысле. Тогда приведенный пример может быть выражен так: значение отметки способно приобретать в сознании учащихся разный личностный смысл.

Вы можете существовать в состоянии паранойи, под постоянным беспокойством и стрессом вашей нынешней реальности. Чтобы подняться выше этого уровня, обычно требуется какая-то помощь. Преодоление страха - это то, с чем мы все сталкиваемся. Уровни страха отличаются от общей безопасности до страха отказа от общества. Страх - это всего лишь внутренняя вера. Вы боитесь себя, когда ощущаете ситуации и события, представляющие угрозу для вашего общего благополучия.

Он живет наркоманией, желанием, похотью и потребительством. Эти пороки и желания могут быть за деньги, одобрение, власть или даже славу. Вы можете застрять в состоянии материализма и потребительства. Материализм означает, что вы подключаетесь к физическим объектам. Вы счастливы, когда у вас есть то, что вы хотите, но вы отчаянно хотите получить то, что хотите, когда у вас его нет. Физические товары влияют на эмоциональное благополучие или недомогание, если вы разрешаете это.

Хотя предложенное мною понимание соотношения понятий значения и смысла было неоднократно пояснено, оно все же нередко интерпретируется совершенно неправильно. По-видимому, нужно вернуться к анализу понятия личностного смысла еще раз.

Прежде всего несколько слов об объективных условиях, приводящих к дифференциации в индивидуальном сознании значений и смыслов. В своей известной статье, посвященной критике А. Вагнера, Маркс отмечает, что присваемые людьми предметы внешнего мира первоначально словесно обозначались ими как средства удовлетворения их потребностей, как то, что является для них "благами". "... Они приписывают предмету характер полезности, как будто присущий самому предмету" 107 , - говорит Маркс. Эта мысль оттеняет очень важную черту сознания на ранних этапах развития, а именно, что предметы отражаются в языке и сознании слитно с конкретизованными (опредмеченными) в них потребностями людей. Однако в дальнейшем эта слитность разрушается.

107 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. , т. 19, стр. 378.

Неизбежность ее разрушения заложена в объективных противоречиях товарного производства, которое порождает противоположность конкретного и абстрактного труда, ведет к отчуждению человеческой деятельности.

Эта проблема неизбежно возникает перед анализом, понимающим всю ограниченность представления о том, что значения в индивидуальном сознании являются лишь более или менее полными и совершенными проекциями "надындивидуальных" значений, существующих в данном обществе. Она отнюдь не снимается и ссылками на тот факт, что значения преломляются конкретными особенностями индивида, его прежним опытом, своеобразием его установок, темперамента и т. д.

Проблема, о которой идет речь, возникает из реальной двойственности существования значений для субъекта. Последняя состоит в том, что значения выступают перед субъектом и в своем независимом существовании - в качестве объектов его сознания и вместе с тем в качестве способов и "механизма" осознания, т. е. функционируя в процессах, презентирующих объективную действительность. В этом функционировании значения необходимо вступают во внутренние отношения, которые связывают их с другими "образующими" индивидуального сознания; в этих внутренних отношениях они единственно и обретают свою психологическую характеристику.

Выразим это иначе. Когда в психическое отражение мира индивидуальным субъектом вливаются идеализированные в значениях продукты общественно-исторической практики, то они приобретают новые системные качества. Раскрытие этих качеств и составляет одну из задач психологической науки.

Наиболее трудный пункт создается здесь тем, что значения ведут двойную жизнь. Они производятся обществом и имеют свою историю в развитии языка, в развитии форм общественного сознания; в них выражается движение человеческой науки и ее познавательных средств, а также идеологических представлений общества - религиозных, философских, политических. В этом объективном своем бытии они подчиняются общественно-историческим законам и вместе с тем внутренней логике своего развития.

При всем неисчерпаемом богатстве, при всей многосторонности этой жизни значений (подумать только - все науки занимаются ею!) в ней остается полностью скрытой другая их жизнь, другое их движение - их функционирование в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов, хотя посредством этих процессов они только и могут существовать.

В этой второй своей жизни значения индивидуализируются и "субъективируются", но лишь в том смысле, что непосредственно их движение в системе отношений общества в них уже не содержится; они вступают в иную систему отношений, в иное движение. Но вот что замечательно: они при этом отнюдь не утрачивают своей общественно-исторической природы, своей объективности.

Одна из сторон движения значений в сознании конкретных индивидов состоит в том "возвращении" их к чувственной предметности мира, о котором шла речь выше. В то время как в своей абстрактности, в своей "надындивидуальности" значения безразличны к формам чувственности, в которых мир открывается конкретному субъекту (можно сказать, что сами по себе значения лишены чувственности), их функционирование в осуществлении его реальных жизненных связей необходимо предполагает их отнесенность к чувственным впечатлениям. Конечно, чувственно-предметная отнесенность значений в сознании субъекта может быть не прямой, она может реализоваться через как угодно сложные цепи свернутых в них мыслительных операций, особенно когда значения отражают действительность, которая выступает лишь в своих отдаленных косвенных формах. Но в нормальных случаях эта отнесенность всегда существует и исчезает только в продуктах их движения, в их экстериоризациях.

Другая сторона движения значений в системе индивидуального сознания состоит в той особой их субъективности, которая выражается в приобретаемой ими пристрастности. Сторона эта, однако, открывает себя лишь при анализе внутренних отношений, связывающих значения с еще одной "образующей" сознания - личностным смыслом.

Обществознание, профильный уровень

Урок 65-66

ЗНАНИЕ И СОЗНАНИЕ

«Человек - самая ничтожная былинка

в природе, но былинка мыслящая».

Блез Паскаль

Д.З: § 26, ?? (с.277),

задания (с.277-278)

© ред. А.И. Колмаков



  • содействовать пониманию соотношения знания и сознания;
  • продолжить знакомство с особенностями познавательной деятельности;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.


Универсальные учебные действия

  • Знать: сущность категории «сознание» и «знание», характеризовать и анализировать общественное и индивидуальное сознание, теоретическое и обыденное.
  • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы


  • сознание;
  • общественное сознание;
  • индивидуальное сознание;
  • обыденное сознание;
  • общественное (массовое) сознание;
  • индивидуальное сознание;
  • идеология;
  • общественная психология;
  • массовое сознание;
  • общественное мнение ; .


Изучение нового материала

  • Что такое сознание.
  • Общественное и индивидуальное сознание.
  • Теоретическое и обыденное сознание.

Вспомните. Что такое мышление? Что такое знание? Каковы особенности социального познания?



Что такое сознание?

Знать, ведать, разуметь - значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности.

Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания.

Первична идея

Первична материя

Платон,

философы

христианства

К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин

Сознание - это и предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определенного результата.



Платон, философы

христианства

К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ленин



Предпосылки возникновения сознания

понимание сознания как совокупности идей - индивидуальных или коллективных (Г. Гегель, К. Маркс)

теория о двух источниках знания : ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдения ума за собственной деятельностью

(Дж. Локк)



Свойства сознания

компоненты сознания - образы действительности и образы воображения, слова, эмоции, волевые импульсы и др. - формируют целостную картину в зависимости от того, вокруг чего комбинируются эти компоненты.

Сознание совсем не подобно зеркалу или водной глади, в которой отражается окружающая действительность. Эта действительность довольно причудливо преломляется, комбинируется из отдельных фрагментов.

избирательность сознания на индивидуальном уровне, и на уровне общественном.



Структура

сознания

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.



Функции сознания

Отражательная:

Оценочная:

Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная:

Времяобразующая:

Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.

Рефлексивная:

Преобразующая:

Одно из значений слова «рефлексия» - это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению, преобразуя окружающий мир.

Свойства сознания

Свойство

Описание свойства

Активность

Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.

Избирательный характер

Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность

Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Целостность

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)

Константность

Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

Динамичность

Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Искаженность

Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

Индивидуальный характер

Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии

Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди. Другими словами - взаимодействие.



Форма сознания

Сущность и основные черты

1.Индивидуальное

2.Общественное

3.Теоретическое

4.Обыденное

В ходе рассмотрения (изучения) материала заполните таблицу!



Сознание

Общественное

Индивидуальное

  • представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

- это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

Индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями.

Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.

Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой.



Сущность и особенности общественного сознания

Формы общественного сознания

1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру); 2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру); 3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру); 4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру); 5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру); 6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенными типами общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.



Особенности общественного сознания

Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.



Теоретическое и обыденное сознание

Структура общественного сознания

(уровень, глубина отражения социальной действительности): 1) общественная психология, обыденное сознание; 2) идеология.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.

Приведите примеры теоретического и обыденного сознания, возникающих с ними последствий



Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни.

Признаки массы как субъекта сознания : 1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»; 2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер, т.е. масса отличается неопределённым количественным и качественным составом; 3) ситуативность существования; 4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой; 5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами.

Формы выражения и функционирования массового сознания :

1) общественное мнение;

2) общественное настроение.



Проверь себя

  • Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?
  • Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
  • Охарактеризуйте основные черты общественного сознания.
  • Дайте характеристику различных форм общественного сознания.
  • Какие уровни принято выделять в общественном сознании?
  • Чем различаются общественная психология и идеология?
  • Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?


Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
  • Офёркина Мария Пантелеевна
  • Хамитова Гульнара Равильевна