Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы. Конспект занятия «Садовые и полевые цветы Подвижные игры для детей на тему цветы

Цель: проверить закрепить знания учащихся по изученному ранее материалу; развивать мыслительную деятельность, сообразительность, смекалку; прививать интерес к биологии, воспитывать бережное отноше­ние к цветам.

Оборудование: комнатные цветы, букеты засушенных цветов. Таб­лица «Строение цветка». Табло с названием игр.

Ход урока

— Здравствуйте ребята. Мы с вами изучали одно из самых прекрасных созданий природы — цветок. Сегодняшний наш урок — игра, который мы начнем с Вами с загадок о цветах.

На воде увидел ты,

Это жители реки

На ночь прячут лепестки. , (Лилия водяная)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (Колокольчик)

Кувшинки и блюдца

Не тонут и не бьются. (Кувшинки)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка.

Был цветок — и нет цветка. (Одуванчик)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают:

Шкурку тонкую сдирают (Липа)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (Черемуха)

Эй, звоночки,

Синий цвет –

С языком,

А звону нет. (Колокольчик)

На травинке Солнцем бьется,

С ветерком На небо рвется.

Но совсем не горячи

Солнца этого лучи. (Ромашка)

Какой-то серенький букетик

Домой я утром принесла,

Другой пройдет, и не заметит,

Ни дать ни взять — одна метла.

В стакан из любопытства ткнула

С холодной ключевой водой.

Под вечер на него взглянула…

А мой букетик-то живой! (Багульник)

Будто нарисован мелом,

Из-под снега, наконец

Вылез он в берете белом,

Хоть и мал, да удалец! (Подснежник)

— Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием, а те­перь давайте поиграем в игры.

Игра «Догадайся»

В зашифрованном здесь предложении все слова стоят на своих мес­тах, а вот буквы в них переставлены. Поставьте перепутанные буквы на свои места.

(Котцев — воздымниейни урокчонейны пегбо.)

Ответ: цветок - видоизмененный укороченный побег.

Игра «Три ноты»

С помощью трех нот здесь зашифровано биологическое понятие. Расшифруйте.

(Цветоодкре — ормиган седоменреномиго раздомнорежеминия.)

Ответ: Цветок - орган семенного размножения.

Игра «Цветок»

Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, что­бы получились названия частей цветка.

1. —вяз — Завязь
2. Л-п-ст -к Лепесток
3. Лобикст Столбик
4. нож — Цветоножка
5. Чеклитос Листочек
6. Китпес Пестик
7. Ок — л- цв- тн — к Околоцветник
8. — — чин — — Тычинка
9. П-льн-к Пыльник
10. Кичвен Венчик
11. Ч- ш- DK- Чашечка

Игра «Третий лишний»

Найдите лишнее растение. Почему вы считаете, что именно оно лишнее. Укажите признаки сходства двух оставшихся растений. Яблоня, вишня, шалфей Шалфей, капуста, горох

Игра «Найдите родственников»

Распределите растения по сходным признакам цветов: кукуруза, ива, огурец, конопля, тополь, тыква

Игра «Угадай»

Выбери правильный ответ:

1. Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это цветки… .

а) голые; б) правильные; в) обоеполые

2.У некоторых растений одни цветки имеют только пестики — пестичные цветки, а другие - только тычинки - тычиночные цветки. Такие
цветки называют…

а) правильными; б) раздельнополыми; в) неправильными

3. Роза имеет околоцветник…

а) простой; б) двойной; в) тройной.

4. Лилия имеет околоцветник…

а) двойной; б) сложный; в) простой.

5. Цветки ясеня не имеют околоцветника, их называют…
а) голыми; б) пестичными; в) тычиночными.

6. Цветки капусты называют…

а) правильными; б) обоеполыми; в) раздельнополыми.

7. Цветки гороха называют …

а) голыми; б) пестичными; в) неправильными.

8. Огурцы называют растениями…

а) однодомными; б) двудомными; в) тредомными.

9. Иву называют растением…

а) двудомным; б) тредомным; в) однодомным.

Учитель. Некоторые цветы, занесенные в Красную книгу, могут встретиться нам в лесу или в поле. Чтобы охранять и не повредить их, та­кие цветы нужно хорошо знать в «лицо». А вы знаете охраняемые цветы нашей Родины? Попробуем определить их, используя хорошо известную вам игру «Крестики — нолики».

Найдите выигрышный путь на таблице, определив цветы, занесенные в Красную книгу.

РОЗА ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ ГЛАДИОЛУС

ПРОСТРЕЛ КУПАЛЬНИЦА ХРИЗАНТЕМА

ЛИЛИЯ КУБЫШКА ЖЕЛТАЯ КУВШИНКА БЕЛАЯ

Учитель. Вспомните, не эти ли цветы еще совсем недавно украшали ваши букеты. Берегите их, не собирайте сами и не позволяйте собирать другим людям.

А теперь проведем с вами викторину, в которой вам предлагаются вопросы на смекалку.

1.Какой цветок, занесенный в Красную книгу, частично является главной рекой Донского края? (Адонис весенний)

2.Какая часть цветка состоит из двух предлогов и пресноводной ры­бы семейства карповых? (Завязь — предлоги: за, в, рыба-язь)

3.Какая часть цветка начинается с местоимения? (Тычинка)

4.Какая главная часть цветка иногда может «лаять»? (Пестик)

5.Какая удлиненная часть пестика, хотя и частично, может находить­ся на кухне? (Столбик)

6.Какие названия части цветка включают названия животных? (пес­тик, лепесток, чашелистик, листочек)

7.Какой самый распространенный цветок постоянно твердит про се­бя, что он состоит из 2 -х одинаковых названий реки? (Лилия)

8.В состав какой части пестика входит название дерева? {Завязь -дерево - вяз)

9.Какая часть цветка может «резать»? (Цветоножка)

10.Какие части тычинки «поднимают» пыль? (Пыльник, пыльца)

11.Какая часть цветка начинается с города, расположенного в Океа­нии? (Венчик — город Be)

12.Вставкой только одной буквы превратите связку веток, прутьев, сухих длинных стеблей в часть цветка. (Веник — венчик)

13.Какая удлиненная часть пестика является текстом, цифрами, на­писанными в виде столбца? (Столбик)

14.Какой орган размножения с венчиком из лепестков вокруг пести­ка и тычинок частично может быть местом, где токуют птицы? (Цветок)

15.Какой составной элемент чашечки цветка частично является ор­ганом воздушного питания и газообмена растений в виде тонкой зеленой пластинки? (Чашелистик)

16.Превратите орган размножения, зерно в часть завязи пестика цветка (семя - семязачаток)

17.Какой цветок, занесенный в Красную книгу, частично может быть правильным многогранником, имеющим шесть граней? (Кубышка желтая)

Игра «Путаница»

В предложениях слова перепутались. Помогите предложениям вер­нуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке:

1.Цветочек, чтобы маленький, жить, и, нужно, свобода, солнце. (Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек)

2.Планеты, нашей, цветам, любым, к, бережно, относиться. (Бе­режно относиться к любым цветам нашей планеты)

4.Растения, жизни, с, вами, нашей, залог, и, земле, на, жизни, источ­ник. (Растения — источник жизни на земле и залог нашей с вами жизни)

5.Цветы, кто, тот, выращивает, радость, и, людям, себе, приносит. (Тот кто выращивает цветы приносит радость и себе и людям)

Учитель. А теперь первая группа учеников решает кроссворд «Знае­те ли вы строение цветка?»; вторая — чайнворд «Цветы»; третья — голово­ломку «Надо подумать»; четвертая — кроссворд «Ботаника»

Кроссворд «Знаете ли вы строение цветка?»

1.Совокупность чашечки и венчика (околоцветник).

3.Расширенная осевая часть цветка (цветоложе)

4.Часть стебля, на котором расположен цветок (цветоножка)

5.Мужской орган цветка, содержащий пыльцу (тычинка)

7.Верхняя часть тычинка цветка, содержащая пыльцу (пыльник)

8.Нижняя расширенная часть пестика цветка (завязь)

9.Часть цветка, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков (венчик)

10.Женский орган цветка, из которого образуется плод после опло­дотворения пыльцой (пестик)

11.Составная часть чашечки цветка (чашелистик)

Ключевое слово: колокольчик

Чайнворд «Цветы»

1.Внутренние листочки цветка (венчик)

2.Венчик розовый или темно- красный (клевер)

3.Верхняя часть пестика (рыльце)

4.Кустарник семейства розоцветных (ежевика)

5.Цветки одиночные, золотисто — желтые (адонис)

6.Удлиненная часть пестика (столбик)

7.Цветки мелко розовые (кишнец)

8.Часть стебля, на которой расположен цветок (цветоножка)

9.Цветки бледно — желтые, мелкие (астрагал)

10.Составной элемент венчика цветка (лепесток)

11.Южное растение с видоизмененными листьями колючками (кактус)

12.Часть завязи пестика цветка (семязачаток)

13.Мелкие, желтые цветки, собранные пучками (кизил)

Головоломка «Надо подумать»

В клетки вставьте название частей цветка, которые оканчиваются на букву «К».

1. Околоцветник. 2. Чашелистик. 3. Лепесток. 4. Столбик. 5. Пыльник. 6. Пестик. 7. Венчик. 8. Листочек. 9. Семязачаток.

Кроссворд «Ботаника»

1.Верхняя расширенная часть пестика, управляющая пыльцой (рыльце).

2.Расширенная часть цветоножки, несущая все органы цветка (Цве­толоже).

3.Часть цветка, несущая семяпочки (Пестик).

4.Удлиненная часть пестика (Столбик).

5.Совокупность чашечки и венчика цветка (Околоцветник).

6.Наружные листочки цветка (Чашечка).
Ключевое слово — цветок.

Учитель. А теперь, ученики нашего класса расскажут нам о значе­нии цветов.

1-й ученик. Некоторые цветы люди употребляют в пищу, например, цветную капусту, капусту брокколи. Чтобы придать салатам особый аромат, в

них иногда кладут лепестки настурции или ноготков. Из цветов получают и некоторые специи; ярко окрашенный шафран (это тоже специя) делается из высушенных цветов крокуса. Из цветов ромашки делают лечебные настои.

В лепестках казанлыкской розы содержится розовое масло, его ценят на вес золота, так как для одного литра масла нужно 500 кг. Лепестков, но всего 2-х капель достаточно для приготовления целого литра духов.

Восхитительные духи получаются из благородных цветов кананги душистой. Это дерево произрастает на маленьком острове в Индийском океане, у побережья Мадагаскара, поэтому остров получил название «бла­гоуханный остров».

2-й ученик. Цветы могут быть символами могущества и королевской власти. Как эмблема королевской власти во Франции лилия используется с 10 века, с 12 века изображается на гербе и флаге французских королей. Изображение лилии было «также на королевской печати и монетах. До сих пор во Франции любят лилии, поэтому страну часто называют королевст­вом лилий.

Учитель. Ребята, наш интересный урок — игра подошел к концу, Вы молодцы!

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе по лексической теме:

«Садовые и полевые цветы»

Подготовила и провела учитель -логопед 1 кв. кат.

ГБОУ школы №760 имени А. П. Маресьева

с/п детский сад №997 Павлова Татьяна Игоревна

Москва, 2017 г.

Цель : развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи :

- Образовательные: уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.

- Коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами), закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать речевое дыхание.

-Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, уважение к труду взрослых. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Цветы» (садовые: роза(5 шт.), пион, астра, нарцисс, флокс, гладиолус, лилия, тюльпан; и полевые: ромашка(5 шт.), одуванчик(5 шт.), василёк(5 шт.), мак (5 шт.), колокольчик, вьюн, клевер), корзинка для картинок с цветами и листочков с загадками, четыре картинки с вазами со схематическим изображением количества слогов, раскрашенные схемы слов: садовые, полевые, садовник.

Раздаточный материал: картинки с садовыми цветами: лилия, роза, флокс, пион, нарцисс, астра, гладиолус, тюльпан (по 1 на каждого ребёнка, т.е. если детей больше, чем указанных здесь цветов, то продублировать нужное количество)

1. Организационный момент, сообщение темы занятия:

У логопеда в руках корзинка с листочками с загадками, достаёт по одному листочку, читает загадку, дети отгадывают, и логопед показывает картинку с цветком-отгадкой. (Можно ещё попросить детей, чтоб они объяснили, почему именно так решили)

*Постучалось к нам в окошко

Лето красное с лукошком.

Что в нем спряталось, ребятки?

Ладно, подскажу, - загадки! (Догадался кто? Дети:- Загадки!)

Загадки слушайте внимательно, дослушивайте до конца:

Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белого лучи.

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.

Одуванчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет.

Колокольчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Про какие цветы были загадки?

Мак, колокольчик, василёк, одуванчик и ромашку. Это полевые цветы. Они растут сами по себе и ни какого ухода не требуют.

А какие ещё цветы вы знаете?

Роза, пион, флоксы, астры, тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы. Это садовые. Они требуют много ухода, и без помощи человека расти не смогут.

Какие же вы молодцы, всё правильно запомнили!

Сегодня на занятии мы будем играть и с садовыми и с полевыми цветами.

2. Основная часть:

Логопед помещает на доску картинки с цветами и все дети вместе считают.

Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек.

Один мак, два мака, три мака, четыре мака, пять маков.

Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

Один василёк, два василька, три василька, четыре василька, пять васильков.

Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз.

Получилось много красивых букетов, давайте посчитаем, сколько букетов на доске?

Один букет, два букета, три букета, четыре букета, пять букетов.

Кто самый внимательный? Ни чего интересного не заметили? Может есть лишний букет?

Лишний букет роз! Розы- садовые цветы, а все остальные - полевые.

Какие же вы внимательные! Молодцы!

Розы, как и большинство садовых цветов очень приятно пахнут. А полевые цветы почти не пахнут, или имеют чуть уловимый запах.

Давайте представим, как будто мы нюхаем настоящий букет роз!

Упражнение для развития речевого дыхания «Приятный запах»

Дети должны сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч. На выдохе произнести фразу: «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах».

Для того, чтобы дети сделали глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветы, а затем, просит детей положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Ребята, а долго ли нас будет радовать букет своей красотой и приятным запахом?

Что надо сделать, чтоб букет дольше простоял красивым?

Букеты надо поставить в вазы с водой, или они быстро завянут.

Предлагаю поставить букеты в вазы. Но у нас будут необычные вазы! Давайте соберём букеты

из разных цветов! В первую вазу поставим цветы, в которых один слог, во вторую - из двух

слогов, в третью - из трёх, а в четвертой - из четырех.

Логопед помещает на доску картинки с изображением ваз со схематическим изображением количества слогов, а ранее размещённые на доске картинки цветов снимает.

Логопед показывает картинку:

Это мак. В слове мак один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Логопед помещает картинку с маком к вазе с одним кружочком и далее помещает цветы к нужной вазе с каждым ответом детей.

Логопед показывает следующую картинку:

Это роза. В слове роза два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Это тюльпан. В слове тюльпан два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Это лилия. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Одуванчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Пион. В слове пион два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Вьюн. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Колокольчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Василёк. В этом слове три слога, его поставим в вазу с тремя кружочками.

Флокс. В слове флокс один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Нарцисс. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Клевер. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Гладиолус. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Астра. В этом слове два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Ромашка. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Какие же красивые яркие букеты получились! Какие ещё слова можно сказать о них?

Садовые, полевые, яркие, пестрые, ароматные, летние, свежие, большие, шикарные, нарядные, нежные, праздничные.

Какие вы молодцы! Замечательные слова подобрали к букетам!

Только про эти букеты нельзя сказать садовые они или полевые, они получились смешанные.

Давайте отделим садовые от полевых.

Как вы думаете, какой цветок лишний в первой вазе? (мак, флокс, вьюн) Почему?

В первой вазе флокс - это садовый цветок, а мак и вьюн - полевые. Значит флокс лишний.

Во второй вазе? (роза, пион, нарцисс, астра, тюльпан, клевер)

Во второй вазе лишний клевер. Он полевой, а остальные садовые.

В третьей? (ромашка, василёк, лилия)

В третьей вазе ромашка и василёк - полевые, а лилия - садовая, значит она лишняя.

А в четвертой? (гладиолус, колокольчик, одуванчик)

В четвёртой вазе лишний гладиолус, он садовый, а остальные - полевые.

Какие же вы сообразительные! Правильно отделили полевые цветы от садовых!

Ребята, а как вы думаете, долго ли будут нас радовать цветы в вазе?

Нет… Они всё равно скоро завянут.

Да, ребятки, к сожалению, цветы не смогут долго простоять даже в вазе с водой, а долго они могут нас радовать на клумбе или в поле. Может кто-то догадался, почему так происходит?

Потому что цветочки без корешка расти не могут. Корешками цветы пьют воду и

питаются питательными веществами из земли, а без корешков цветочки гибнут.

Поэтому цветами лучше любоваться на клумбе или в поле, и без надобности не срывать.

А вы знаете, какие ещё части есть у цветка?

Корень, стебель, листья, лепестки, тычинки, бутон.

Давайте вместе покажем ручками части цветочков:

*Пальчиковая гимнастика (Логопед говорит и делает вместе с детьми)

стебель и

На стебельке

листочки,

А в бутоне есть

тычинки и

много лепесточков.

Показать ладонью одной руки «корень» (будто в руке держим яблоко, пальцами вниз)

Подставляем локоть другой руки к руке имитирующей корень (рука направлена вверх от локтя под углом 90 градусов)

Кисть руки, имитирующей стебель, имитирует бутон сомкнутыми округлёнными пальцами

К руке изображающей стебель, ладошкой другой руки приставляем «Листочки»

Акцент на «бутон»

Соединить ладони вместе пальцами вверх, растопырив пальцы

Открытыми ладонями показать «лепесточки»

Отличные знания о цветах! Здорово всё показали! Молодцы!

Как вы уже сказали, цветы, растущие на клумбе будут радовать нас долго, так давайте посадим их. По одному выходите и сажайте цветок.

*Спрятались цветочки в маленьком лукошке

Надо посадить их в клумбе под окошком!

Логопед держит в руках корзину с картинками садовых цветов (или ставит на столе) и предлагает детям подходить по одному, брать картинку из корзины и помещать на доску, комментируя свои действия. Ранее размещённые на доске картинки надо убрать.

Я посадил на клумбу розу.

Я посадил на клумбу пион.

Я посадил на клумбу нарцисс.

Я посадил на клумбу лилию.

Я посадил на клумбу флокс.

Я посадил на клумбу тюльпан.

Я посадил на клумбу астру.

Я посадил на клумбу гладиолус.

Какая же красивая клумба у вас получилась! Цветы на клумбе радуют не только людей, но и насекомых. Они собирают с цветов пыльцу, нектар.

А как вы думаете, надо ли что- то ещё сделать, чтоб цветы росли и всех радовали?

Цветы надо полить.

Упражнение для развитие общей моторики

Логопед говорит и делает вместе с детьми:

Я цветок, ты - лейка

Ты меня полей ка!

Показывают руками на себя, потом в сторону

Правую руку ставят на пояс, левую отводят в сторону, немного вверх и наклоняют корпус в сторону поднятой руки, имитируя лейку, поливающую цветы.

При повторе упражнения меняют руки

Молодцы! Посадили цветы, полили, а знаете, какие это цветы? Как их назвать одним словом?

Логопед помещает на доску заранее подготовленные схемы слов:

(Полоска- слово, разделённое на квадраты раскрашенные красным(гласные), синим(твёрдые согласные) и зеленым(мягкие согласные))

схема для слова «полевые»

Вы умело различаете садовые и полевые цветы, молодцы! Получится ли у вас так же умело различить эти слова в схемах?

Первая схема подходит к слову «садовые», а вторая- «полевые». В них одинаковое количество гласных и согласных, только в слове «садовые» все согласные твёрдые, а в слове «полевые» согласная, которая третья в слове, мягкая.

Молодцы, верно догадались!

А знаете ли вы, кто ухаживает за садовыми цветами?

Садовод, садовник.

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Бабочка»

Цели:

Расширить знания детей о бабочках.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Формировать устойчивые представления о величине, количестве, цвете, расположении предметов в пространстве.
Познакомить детей с понятием «симметрия».
Совершенствовать навыки лепки, наклеивания, рисования карандашами, пальчиками и штампами.
Учить выполнять упражнение на развитие правильного артикуляционного дыхания.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Игрушка «Бабочка».
Картинка с изображением четырех бабочек, одна из которых отличается от других.
Картинка-схема с изображением бабочки из геометрических фигур, геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона, счетные палочки для усиков.
Силуэтная картинка «Бабочка» на крыльях которой круги разного цвета и размера, соответствующие по размеру и цвету пуговицы.
Разноцветные прищепки, силуэты туловища и головы бабочки, вырезанные из плотного картона.
Бумажные цветные бабочки, прикрепленные к ниточкам.
Цветные бабочки, приклеенные на зубочистки, цветы синего и красного цветов, нарисованные на пенопласте.
Пластилин, горошины, ракушки, вырезанные из цветной бумаги силуэты бабочек.
Картинка-заготовка с нарисованными белыми цветами (серединки разного цвета), цветные карандаши, клей, силуэтные картинки бабочек цвета, соответствующего серединкам цветов.
Пальчиковые краски, картинка-заготовка с изображением бабочки с белыми точками на крыльях.
Силуэтные картинки гусениц и бабочек красного, синего, зеленого, желтого цветов.
Картинка-фон с нарисованными бабочками разного цвета и величины, соответствующие по цвету и величине силуэты бабочек, вырезанные из цветного картона.
Вырезанные из картона цветы разного цвета.
Парашют из четырех секций разного цвета.
Гуашь, штампы «бабочки», картинка-заготовка «луг».
Аудиозапись: «Бабочка».

Ход занятия:

Сюрпризный момент «Кто за окном?»

Сегодняшняя наша гостья должна вот вот прилететь. Давайте откроем окно. А вот и она! Вы узнали нашу гостью? Кто она? Бабочка.

Посмотрите на картинку и покажите бабочку, не такую как другие, отличающуюся от других бабочек.

Конструирование «Сложи бабочку»

На картинке-схеме дети выкладывают изображение бабочки из геометрических фигур. Воспитатель просит показать заданную фигуру и назвать ее цвет.

Игра с пуговицами «Бабочка»

Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и величины.

Дидактическая игра «Гусеницы становятся бабочками»

Каждая бабочка когда-то была гусеницей. Разложите перед собой гусениц. Назовите, какого цвета каждая гусеница. А теперь давайте превращать гусениц в бабочек. Желтая гусеница станет желтой бабочкой. А какими бабочками станут другие гусеницы? (Дети накладывают по цвету силуэтные картинки бабочек на силуэтные картинки гусениц).

Ручной труд «Бабочка»

Из большого кусочка пластилина прямым раскатыванием сделать толстую колбаску-туловище. Из маленького кусочка круговым раскатыванием сделать шарик-голову и присоединить к туловищу. Из двух ракушек сделать крылья, из горошин - глаза.

Изобразительная деятельность «Бабочки на цветах»

Вот выросли цветы на лугу. Нарисуйте карандашом зеленого цвета длинные прямые линии - стебли цветов. А короткие линии - будут травинками.


Обратите внимание, что серединки цветов разного цвета. Сейчас прилетят бабочки и рассядутся каждая на свой цветок - серединка которого того же цвета. что и сама бабочка. Приклейте бабочек на свои цветы.

Подвижная игра «Найди свой цветок»

Выберите себе цветок того цвета, какой вам больше нравится. Положите цветок на ковер. Теперь дети превращаются в бабочек и садятся каждый на свой цветок - бабочки спят. Вот бабочки проснулись и посмотрели по сторонам (повороты головы влево-вправо).
Бабочки расправили крылышки и взлетели. Полетели бабочки. (Пока дети бегают, воспитатель меняет местами цветы на ковре). Дождик начинается. Бабочки, летите скорее на свой цветок! (После того, как дети отыщут свои цветы, игра повторяется).

Игра с прищепками «Бабочка»

Сделайте бабочке крылья из прищепок разных цветов. только крылья у бабочки должны быть одинаковые: прикрепили слева красную прищепку, значит и справа прикрепите красную прищепку.
Еще можно сделать бабочке усики из прищепок.

Дидактическая игра «Разложи бабочек»

Разлетелись бабочки с картинки, помоги вернуть их на свои места. (Дети раскладывают бабочек на картинке соответственно цвету и величине).

Дыхательное упражнение «Отправь бабочку в полет»

Дети берут в руки нитку с прикрепленной к ней бумажной бабочкой и дуют на нее (не раздувая щек).

Пальчиковое рисование «Бабочка-красавица»

Оставьте отпечатки своего пальчика в белых кружках. Используйте краску того цвета, какого цвета крылышко.

Динамическая пауза «Парашют»

На полу расстилается парашют из четырех секций разного цвета. Детям предлагается полететь, как бабочки и сесть на заданный цвет, перепрыгнуть из одного цвета на другой. Разложить свои цветы на соответствующий цвет на парашюте.

Дидактическая игра «Рассади бабочек на цветы»

Сосчитайте, сколько цветов лежит перед вами? Три цветка.
Положите перед собой цветы так, чтобы в середине оказался красный цветок, а по бокам - синие цветы. Воткните палочку с бабочкой в красный цветок - посадите ее.

Лепка барельефная «Бабочка»

Сделайте тонкую колбаску и приложите на место туловища бабочки. а теперь сделайте бабочке красивый узор на крыльях - отрывайте кусочки пластилина и налепляйте на крылышки. Только, если на одном крыле вы сделали желтое пятнышко, значит и на другом крыле в этом же месте должно быть такое же желтое пятнышко.

Рисование штампами «Много бабочек»

С помощью штампа нарисуйте много бабочек.

Танцевальное упражнение «Бабочки»

Дети повторяют танцевальные движения за воспитателем под музыку.

Валентина Воскресенская

В рамках экологического проекта «Береги первоцветы» были изготовлены дидактические игры, цель которых:

1. Закреплять знания детей о первоцветах, упражнять в классификации, сравнении, обобщении.

2. Развивать связную речь, активизировать словарный запас.

3. Уметь разгадывать загадки, выразительно читать стихотворения, чётко произнося все звуки.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Изготовление .

По конвертам разложены карточки с изображением цветов – первоцветов (они наклеены на плотный картон). Одни картинки разрезаны на части для последующего сбора, на других – написаны первые печатные буквы слова.

Дидактическая игра «Узнай цветок по описанию".

Дети получают красивые картинки.

1. Воспитатель даёт описание, дети находят нужную картину и показывают её.

2. Ребёнок может дать описание.

Дидактическая игра «Собери цветок».

Дети получают разрезные картинки цветов и по принципу сбора пазлов, составляют целую. Можно предложить ребёнку прочитать стихотворение о данном цветке.

Дидактическая игра «Отгадай загадку и найди цветок».

Воспитатель предлагает детям загадки (из интернета).

1.В белой шапке стоит дед, если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)

2.Он и мачеха, и мать, как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)

3. Цветёт он только лишь весной, его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд, цветы душистые висят. (Ландыш)

4. Шмель цветочку очень рад, ах, медовый аромат!

И цветки красивые – розовые, синие. (Медуница)

На столе лежат перевёрнутые карточки. Отгадавший загадку,

подходит к столу и ищет нужную картинку, когда находит, показывает её детям и читает стихотворение про данный цветок.

А стихов мы выучили много (подборка из интернета).

1. Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик, первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца маленький портрет.

2. Свистят весёлые скворцы, на каждом дереве певцы.

И под кустом в траве пчела фиалку синюю нашла.

3. Фиалки, медуницы весной в лесу цветут

И звёзды ветреницы белеют там и тут.

А маленький подснежник – весны сынок родной,

Доверчиво и нежно глядят на нас с тобой

Дидактическая игра «Дополни словечко».

1. Из-под снега вышел друг – и весной запахло вдруг.

Он весны – красны разведчик, нежный, крохотный…(подснежник)

2. Замечательный цветок, словно яркий огонёк,

Пышный, важный, словно пан, нежный, бархатный….(тюльпан)

3. Он цветочный принц - поэт, в шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис прочитает нам…(нарцисс)

4. Жёлтый, белый, голубой на земле растут пустой.

У весны есть фокусы: распустились….(крокусы)

Дидактическая игра «Назови первоцвет на заданный звук»


Воспитатель называет звук, а дети должны показать карточку с изображением цветка, название которого начинается с данного звука.

Данные дидактические игры помогают развивать связную речь, расширяют, активизируют словарь детей.

Публикации по теме:

«Путешествие к первоцветам» Конспект НОД по теме «Путешествие к первоцветам» (Ручной труд и ознакомление с природой). ЦЕЛЬ: Расширять и углублять знания детей о первоцветах.

Какие подарки наиболее дороги для ребенка, а равно для человека вообще? Те, которые служат ему средством наиболее чисто развертывать его.

Ловишка,бери ленту. Играющие строятся по кругу. Каждый участник игры получает полоску цветного материала или ленточку, которую он закладывает.

Обозначь предметы цифрой Цель игры: формирование элементарных математических представлений, развитие внимания, памяти, мышления, а также.

Дидактические игры по ПДД Дидактическая игра по правилам дорожного движения Игра «Теремок» Цель: Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для.

Интегрированное занятия «В гости к первоцветам» подготовительная группа вопитатель высшей категории Третьякова С. Н. Цель: расширять.

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями цветов (ландыш, мать-и-мачеха, астра, одуванчик, колокольчик, ромашка, подснежник, пион, гвоздика, нарцисс, тюльпан, ирис, гладиолус). Закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы». Отметить особенности строения цветка: стебель, листья, лепестки.

2. Соедини цветы (первоцветы, полевые цветы, садовые цветы) с соответствующими букетами разноцветными линиями.

3. Упражнение «Назови ласково». Стебель — стебелек.

Подснежник — ...

Корень — ...

Василек — ...

Лист — ...

Гвоздика — ...

Лепесток — ...

Тюльпан — ...

Цветок — ...

Ромашка — ...

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения словами-действиями.

На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут...

Из садовой лейки цветы (что делают?) — ...

Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ...

Выращенные цветы ножом (что делают?) — ...

В букеты цветы (что делают?) — ...

Цветами люди (что делают?) — ...

5. Рассказать ребенку, что не все цветы можно рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране.

6. Букет цветов — замечательный подарок к любому празднику. Упражнение «Букет для мамы». Ваня и Таня, гуляя по лугу, собрали красивый букет для мамы. Раскрась букет и расскажи, из каких цветов дети его составили.

7. Послушай рассказ. Вставь в предложения пропущенные названия цветов.

Принесли птицы на крыльях весну. От теплых солнечных лучей полянки оттаяли от снега, и на проталинках появились первые цветы — первоцветы:...

В мае в лесу распустились..., а в парках и на клумбах расцвели весенние цветы: ....

Скоро и лето подоспело. Рассыпало оно по лугам и по полям самые красивые цветы:

И клумбы в парках уже украсили другие цветы — летние:....

Закончилось лето. Яркими красками раскрасила осень парки и сады. Распустились на клумбах....

Скоро придет зима. На улице станет морозно, снежным одеялом укроются леса, поля и сады. Но за зимой обязательно будет весна. И снова цветы начнут радовать нас своими яркими красками.

8. Упражнение «Путешествие пчелы». Рассмотри картинки. Дополни предложения предлогами (проследить за точностью употребления предлогов в речи).

9. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказ о любимом цветке по предложенному наглядному плану.

Логопедические домашние задания для детей 5 — 7 лет с ОНР . Альбом 4 / Н . Э . Теремко ва . - М .: Издательство «ГНОМ и Д» , 2007.