Конспект занятия на тему: «Зима» в старшей группе. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе "Зима. Зимние приметы"

МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида»

Конспект занятия по ознакомлению

с окружающим в старшей группе

на тему «Зимушка - зима»

Составила воспитатель

Шевцова Татьяна Николаевна

Троицк 2014

Тема: Зимушка – зима

Программное содержание: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, рыб.

Словарная работа: «хмурень», «лютень», «снеговей», метель, вьюга, пурга, поземка, водоем.

Оборудование: демонстрационный материал (иллюстрации птиц, лесных животных, письмо от зимушки – зимы, части снежинок с заданиями.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия

Дети, сегодня нам пришло письмо, интересно кто его написал? Давайте прочитаем (открываю конверт, вынимаю письмо и пронумерованные части от большой снежинки, на которых написаны задания).

- «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам зимушка – зима. Я приготовила вам сюрприз (угощения, но вы должны мне помочь собрать снежинку, но составить ее можно только выполнив несколько заданий, они на частях от снежинки)».

Дети находят часть снежинки №1, воспитатель читает задание.

№1 – Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).

Как в природе называют месяц декабрь и почему?

(«Хмурель» - хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из- за туч, не греет, оно не яркое).

Как называют в народе второй зимний месяц январь?

(«Лютень» - лютует стужа, трещат морозы).

Как называют последний месяц февраль?

(«Снеговей» - часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы).

№2 – Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если прислушаться к вою ветра «вьююуу – вьююуу» это метель себя вьюгой назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно – это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это поземка.

Дыхательная гимнастика

Давайте мы с вами будем ветерочком и подуем на снежинку. (воспитатель подносит детям снежинку на ниточки – дети дуют).

№3. Загадать загадки:

«Белые мухи прилетели,

на землю сели» (Снег)

«Он все время занят делом,

Он не может зря идти

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути» (Снег)

Правильно, зимой часто идет снег, он укрывает землю пушистым покрывалом. Давайте вспомним свойства снега.

Какой снег в морозный день? (снег пушистый, он искрится и переливается на солнце, скрипит под ногами, это ломаются снежинки)

А какой снег в теплый день? (Снег тяжелый, мокрый, липкий, из него можно лепить) .

Физ. пуза.

Снег идет, снег идет (машут руками) ,

Дворник улицу метет (показывают) ,

Мы катаемся на санках (пружинка) ,

И встаем все на коньки (встаю на носочки) ,

Мы катаемся на лыжах (показываю) ,

И играем все в снежки (показываю) .

№4. Загадать загадки:

«Без досок, без топоров

Через реку мост готов,

Мост как синее стекло

Скользко весело, светло» (Лед)

«Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло» (Лед)

А что происходит зимой с водоемами, реками, озерами, прудами? (они покрылись толстым льдом) .

А как ведут себя рыбы в сильные морозы? (они опускаются глубже ко дну, многие засыпают, на дне им не хватает воздуха, трудно дышать) .

Как люди могут помочь рыбам? (Чтобы рыбы не задохнулись, люди пробивают в водоемах проруби, через которые поступает воздух) .

Что происходит со снегом и льдом, если принести их в теплое помещение? (превратятся в воду) .

№5. Загадать загадку:

«Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье летнем. (Ель)

Правильно, это ель. А что же происходит с другими деревьями и кустарниками? (все деревья и кустарники без листьев, зимой они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света и тепла).

Дети получают пятую часть от снежинки.

№6 – Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? (катание с горки, на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей. В дни оттепели можно строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снеговика) .

Давайте поиграем в игру «Где мы били мы не скажем, как играли всем покажем» (дети имитируют игру – другие отгадывают) .

№7 – Осенью многие птицы улетают в теплые края. А какие птицы остались зимовать? (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы) .

Какая птица прилетает к нам с севера на зимовку (снегирь) .

Какую птицу называют санитаром леса? (дятел) .

Птицам холодно зимой, они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу, люди подкармливают их.

(Дети получают седьмую часть от снежинки)

№8 – Холодно и голодно зимой зверям. Как зимуют звери в лесу?

Послушайте загадки, кто отгадает получит картинку и расскажет о животном.

«Кто на ветке шишку грыз?

И бросал объедки в низ?

Кто по веткам ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)

В теплые дни белка прыгает по веткам деревьев, грызет шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупло и спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от холода – кора. (Заяц)

Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы никто не заметил их на снегу. Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис и волков, охотников. А ночью ищут пищу, питаются корой деревьев, особенно любит осину.

«Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос». (Медведь)

Медведь спит в берлоге, сосет лапу.

«Шубка – иголки

Свернется он – колкий

Рукой не возьмешь

Кто это?» (Еж)

Еж тоже спит всю зиму под старым пнем, свернувшись клубочком в своей мягкой теплой постельке из сухих листьев.

«Рыжий клубок

За белым – скок». (Лиса)

У лисы теплая пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норе потом начинает прыгать на снегу. Мышь испугавшись, выбегает, лиса ловит ее. В сильные морозы лиса прячется в норе.

«Серый, зубастый

По полу рыщет,

Телят, ягнят ищет». (Волк)

Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу. (Дети получают часть от снежинки) .

Вот мы и собрали все части от снежинки, давайте сложим ее (Дети собирают снежинку) .

(Сюрприз – угощение от Зимушки – зимы)


Занятие по окружающему миру в старшей группе на тему: Зима

Конспект занятия по окружающему миру для старших дошкольников «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Составила: Педагог ШРЭР "Всезнайка" Карасенко Людмила Николаевна МАУ ДО "Дворец Детского Творчества",г.Таганрог

Описание работы: Данный материал может быть использован на занятии по окружающему миру на зимнюю тематику, как педагогами школ раннего развития детей, так и воспитателями дошкольных учреждений.

Тип занятия: Занятие закрепляющего типа.

Цель занятия: Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.
Задачи:
Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;
Обобщить и расширить знания детей о взаимосвязи живой, неживой природы и жизни человека в зимнее время года;
Способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышление, памяти, целостного восприятия;
Развивать способность видеть красоту окружающего мира;
Вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности на занятии;
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Подготовка к занятию: подбор иллюстраций и музыкального сопровождения.

Демонстрационные материалы: красочная коробка от «Зимушки-Зимы», мешочек с поощрительными призами, снежинки, иллюстрации на зимнюю тематику (согласно ходу занятия), аудиозапись песни «Снежный вальс», «Кабы не было зимы..» (из мультфильма «Простоквашино»), мультимедийный проектор.

Ход занятия:
Педагог: Ребята, вы любите ходить в гости?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку (педагог читает загадку)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла...
(Зима)

Педагог: Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме.
Педагог: На чем можно к ней добраться?
(Ответы детей)
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят... (санки)


(На экране изображение Зимушки – Зимы и зимние пейзажи)
Педагог: На санях к тебе летели
Мы сквозь вьюги и метели
Через речку перебрались
У Зимы мы оказались!
Вот мы и в гостях у Зимушки.


Педагог: Давайте рассмотрим картинки, какое время года на них изображено?


Педагог: Зима своим очарованием вдохновляет художников, писателей, поэтов, композиторов они создают прекрасные произведения. Ребята, очень много написано стихотворений о зиме, невозможно не восхищаться красотой, этого волшебного и чудесного времени года. Послушайте, какие замечательные строки написал о зимней природе поэт И.Суриков.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И на утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
(Отрывок стихотворения И.Сурикова.)


Педагог: Ребята, понравилось вам стихотворение? О чем в нем говорится?
Педагог: Ребята, что это за волшебная коробка?
(на столе стоит, заранее приготовленная коробка, в ней карточки с заданиями)


Педагог: Дети, Зимушка приготовила для нас интересные задания! Ребята вы хотите, чтобы зима была снежная? За свои ответы на занятии вы будете получать снежинку из этой коробочки. (На протяжении занятия дети получают снежинки)

Задание 1. « Что мы знаем о зиме?»

Педагог: Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?
Педагог: Кто знает, сколько месяцев длится зима?
Дети: Три
Педагог: Какие это месяцы?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Педагог: Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода?


Дети: На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки.
Педагог: Каким стало солнце, небо?


(Ответы детей)
Дети: Дни стали короче, солнышко светит мало. С приходом зимы становится все холодней, начинаются морозы. На небе мы видим облака, они приносят уже не дождь, как осенью, а снег. Пушистый белый снег покрывает землю, ложится на ветки деревьев, крыши домов. Замерзают водоемы: озера, реки, ручьи.
Педагог: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Не в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!
Педагог: А сейчас настало время поиграть.

Задание 2.Игра «Зимний ветер и снежинки»

(у детей в руках бумажные снежинки, под музыку дети, словно снежинки на ветру, разбегаются в разные стороны, танцуют, кружатся, покачиваются, как только музыка заканчивается, дети должны вновь стать в круг)

Задание 3 «Жизнь животных и птиц зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь животных и птиц зимой»)




Педагог: Дети, а кто знает, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных и птиц?
(Ответы детей)
Педагог: Пушистый мех и теплая шубка животных помогает им справиться даже с самыми лютыми морозами. О том, чтобы тепло и сытно зимовать, некоторые животные стараются позаботиться заранее, готовят себе запасы на зиму. Некоторые животные впадают зимой в спячку.
Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Перелетные птицы в конце осени улетают в теплые края. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.



Педагог: Ребята как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам?
(ответы детей)
Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.


Задание 4. Пальчиковая игра «Медведь в берлоге»

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (Делаем зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!

Задание 5. «Жизнь растений зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь растений зимой»)


Педагог: Ребята, что происходит зимой с растениями? Некоторые люди думают, что растения погибают, как вы думаете, так ли это?
(Дети высказывают свое мнение)


Педагог: Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Осенью с растений облетели листья, но почки, в которых спрятана жизнь растений, остались Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.

Задание 6. «Жизнь людей зимой»

(На экране появляются картинки «жизнь людей зимой»)




Педагог: Ребята, а как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
(Ответы детей)
Педагог: Ребята скажите, одежда нам понадобятся в зимнее время года?
Чем вы любите заниматься зимой? В какие зимние игры любите играть?
Дети: Лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на санках, лыжах, на коньках.
Педагог: Ребята, а какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица




Педагог: Все мы с нетерпением ждем волшебства, подарков, веселья, праздничного настроения.

Задание 7. "Снеговик"

Педагог: А сейчас, давайте отдохнем.
Физкультминутка "Снеговик"
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка -
Увы! - и нет снеговика.
(Дети идут по кругу, и показывают движениями рук будто катят перед собой снежный ком,рисуют руками снеговика. Улыбаются. Показывают глаза, шляпу, нос, метлу в руках, потом приседают, разводят руками и пожимают плечами.

Задание 8. Игра «Доскажи словечко»

Педагог: Давайте с вами поиграем. Я буду начинать предложение, а вы будете добавлять нужное слово
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю...
(снег)


Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице...
(мороз)
Он всю зиму в шубе спал,
лапу бурую сосал,
а проснувшись, стал реветь
этот зверь лесной …
(медведь)


Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это...
(белка)


Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг.
И растает...
(снеговик)


Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим...
(лед)


Мчусь как пуля я вперёд,
лишь поскрипывает лёд,
да мелькают огоньки!
Кто несёт меня …
(коньки)


Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками.
Веселится весь народ!
Что за праздник?
(Новый год)










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тема: Зима

Группа: старшая

Цель: формирование у детей целостной картины мира о природе через интегрирование образовательных областей

  • Образовательные : обобщать и систематизировать знания детей о птицах и животных, об особенностях их поведения в зимний период, обогащать и расширять знания об особенностях зимней природы (образовательная область "Познание"), обогащать словарь глаголами, ввести в словарь "медведь -шатун" (образовательная область "Коммуникация").
  • Развивающие : развивать связную речь, умение поддерживать беседу (образовательная область "Коммуникация"), продолжать развивать интерес к художественной и познавательной литературе (образовательная область "Художественная литература").
  • Воспитательные : воспитывать умение проявлять заботу о животных и птицах (образовательная область "Социализация") совершенствовать умение работать с бумагой (образовательная область "Труд"), формирование у детей потребности в двигательной активности (образовательная область "Физическая культура"), учить внимательно и заинтересованно слушать сказку и рассказ (образовательная область "Художественная литература").

Предварительная работа: повесить на участке кормушки, кормление птиц, вырезание снежинок из бумажных салфеток

Материал: запись шума зимнего ветра, карточки с изображением птиц, карандаши и картонные полоски по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, мы сегодня поговорим о зиме, побываем в зимнем лесу, в гостях у птиц. А для этого нам нужно быть внимательными, активными и сообразительными

Слайд 1

Воспитатель читает фольклорную песенку под звуки зимнего ветра

Уж ты зимушка - зима,
Зима вьюжливая, заметелистая.
Снег по улице несла,
Закружила, замела
Все дорожки, все пути -
Ни проехать, ни пройти!

Воспитатель:- Вот какая зимушка - зима! Снег! Мороз! Давайте послушаем, что случилось, когда встретились два Мороза - большой и маленький.

Слайд 2. Воспитатель читает русскую народную сказку "Два Мороза"

Встретились в лесу два брата - большой Мороз и маленький Мороз. Поспорили они - кто из них самый сильный. Большой Мороз и говорит маленькому:

Я самый сильный! Я накрыл землю снегом, намел сугробы. А тебе, меньшой брат, и воробья не заморозить.

Нет, я самый сильный! - говорит маленький Мороз. - Я мосты на реках мостил, напустил холод- стужу в избы. А тебе, старший брат, и одного зайца не одолеть.

Поспорили они и разошлись.

Слайд 3. Видит большой Мороз, заяц под кустом сидит. Надумал его заморозить. Затрещал, по деревьям застучал. А заяц - косой, маленький, в белой шубке, в валенках - из-под куста выскочил и помчался в гору бегом, с горы кувырком. Мороз за ним бежит, еле- еле поспевает, выше дерева растет, жжется и кусает. А зайцу все нипочем - по лесу прыгает, бежит, не устает, ему на бегу не холодно. Большой-то Мороз седой дед, ему за сто лет, за зайцем бежать устал и встал. Так -то ему и не удалось зайца одолеть.

Слайд 4. Тем временем маленький Мороз увидел воробья. Подошел и холод-стужу напускает, ходит вокруг и снег потряхивает. А воробьишка в сером армячишке по двору прыгает и крошки клюет. Мороз растет велик, сидеть воробью на ветке не велит, сипит и дует. Вот воробей сядет, вспорхнет, опять сядет, опять вспорхнет; полетел к избе, забился-спрятался под крышу и тепло ему, сидит да почирикивает. Ждал - дожидал Мороз у избы, когда воробей на волю полетит, так и не дождался. Не заморозил воробья.

Встретились два брата - большой Мороз и маленький Мороз, да о том, кто из них самый сильный, больше не заводили спор.

Воспитатель: - Ребята, скажите, как маленький Мороз морозил воробьишку? (холод- стужу напускает, ходит вокруг и снег потряхивает, сипит и дует).

Воспитатель: - Давайте, представим себе, что мы маленькие Морозы и покажем как мы умеем морозить (дети выполняют соответствующие движения)

Воспитатель: - А почему Мороз не смог заморозить воробья? Вспомните из текста слова, описывающие движения воробья (прыгает, сядет, вспорхнет, крошки клюет, полетел, забился, спрятался).

Воспитатель: - А как спасался заяц от большого Мороза? (прыгал, бегал, кувыркался).

Воспитатель: - Молодцы, ребята. А теперь, представьте себе, что на улице сильный мороз. Что мы будем делать, чтобы нас не заморозило (трем ладони, гладим щеки, прыгаем на месте - дети выполняют соответствующие движения).

Воспитатель: - Ребята, вы когда - нибудь бывали в зимнем лесу? Я сегодня приглашаю вас на экскурсию в зимний лес

Слайд 5. Воспитатель читает отрывок из рассказа В.Бианки "Книга зимы"

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой - то огромной книги. Днем идет снег. Кончится - страницы чистые. Утром идешь - белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто оставил эти таинственные знаки? (животные, птицы)

Воспитатель: - А теперь поиграем в игру "Угадай, чей след?". У вас на столах лежат карточки с изображением животных и их следов. Рисунок 1 Вам необходимо соединить следы с рисунком животного, которому они принадлежат, и объяснить.

Дети самостоятельно выполняют задание на столах.

Слайд 6. Воспитатель: - Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Воспитатель: - Скажите, а почему среди этих следов мы не нашли следы ежа, медведя, хотя они тоже живут в этом лесу? (ответы детей)

Воспитатель: - Да, ребята, в зимнем лесу нельзя увидеть следы ежа, медведя, так как эти животные зимой впадают в спячку. Иногда в лесу зимой появляется медведь- шатун, которого кто-то поднял из берлоги. Встречи с таким животным лучше избежать, так как они обычно очень злые, из-за того, что нарушили их зимний сон.

Воспитатель: - Ребята, а эти следы чьи? (следы птичек)

Воспитатель: - Ребята, с наступлением первых холодов к нам на кормушку прилетает какая птица? (синица).

Воспитатель: - Послушайте стихи про нее.

Я приехал
в деревенский теплый дом.
Снег хрустит,
Мороз ядреный
За окном.

Только сел
Чайку напиться-
Слышу вдруг,
По стеклу стучит синица:
Стук-постук!

Я кормушку
Из дощечек мастерю,
Сыплю крошки,
-Пообедай, - говорю.

А синица
Не похожа на синиц,
Не дерется
Угощает прочих птиц.

Прилетели
Воробьи да снегири-
А синица сторонится:
- На, бери!

Хорошо жилось мне!
Утром я вставал
И снова подружку
Сразу узнавал.

Хоть зимой у птиц
Отменный аппетит,
Склюнет крошку-
И в окно ко мне глядит.

Быстро кончился
Короткий отпуск мой.
Попрощался
С теплым домом-
И домой.

Людно в городе,
Машины, трескотня:
Как ты там живешь,
Синичка без меня?
Л.Я.Аким "Синица"

Воспитатель: - Этой синичке повезло. Ей встретился добрый человек. Птицы долго помнят доброту и заботу людей. Вы тоже помогаете птичкам зимой? (ответы детей)

Воспитатель: - Как вы думаете, кроме воробья, синицы, какая птица еще прилетает к нам в кормушку? (снегирь).

Воспитатель: - Кормушки бывают самые разные и сделать можно их из простых материалов: коробки из - под конфет, молока, пластиковой бутылки, железных и стеклянных банок. Вот такие кормушки вы можете сделать с папами дома и повесить на дерево около вашего дома.

Воспитатель: - Ребята, кто из вас заметил изменения в уголке природы? (появилась кормушка)

Воспитатель: - Правильно, я с утра повесила туда кормушку. А вам нужно из готовых образцов на карточке вырезать по контуру тех птиц, которые прилетают на участок к нам в кормушку. Рисунок 2 .

Слайд 9.Для этого необходимо взять карточку и вырезать по контуру изображения. Затем взять картонную полоску и аккуратно приклеить сзади рисунка, с помощью которой мы посадим птичку на нашу кормушку. Каждый день после прогулки дежурные будут вставить тех птиц, которые прилетали к нам в кормушку.

Воспитатель: - Ребята, скажите, каких птиц на карточках вы не вырезали? Почему? (остальные птицы перелетные)

Воспитатель: - А сейчас, давайте поиграем в пальчиковую игру "Птички"

Чики, чики, чики
Летели две птички (машут ладонями как крыльями)
Пролетали мимо
Почесали спины (трут ладони тыльными сторонами)
Перышки упали
"Здравствуйте" сказали (поочередно соединяют пальцы, начиная с большого)
Хвостиками крутили
Друг с другом дружили (крутят кистями рук, соединив пальцы в замок)
Чики, чики, чик
На дорожку прыг (сжимают кулаки).

Слайд 10.

Воспитатель: - А теперь на ваши теплые ладошки опустятся легкие снежинки.

Под стихотворные строки воспитатель плавно опускает на детские ладони заранее вырезанные из салфеток снежинки.

Светло пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Но вот кончается
Дорога дальняя.
Земли касается
Звезда кристальная.

Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
К.Д.Бальмонт "Снежинки"

Воспитатель:- Ребята, этим снежинками мы с вами украсим нашу елку на улице.

Список литературы.

  1. Н.Ф.Виноградова. Рассказы и загадки о природе. Москва, издательский центр "Вентана - Граф", 2007 г.
  2. Н.А. Барташова, Е.М.Кузьменкова. Вместе с книжкой и игрушкой. Приложение к журналу "Библиотека", Москва "Либерея", 1997 г.

Татьяна Сизова
Конспект интегрированного занятия «Зимушка-зима» старшая группа

Цель: Закрепить знания детей о зиме, формировать целостный образ русской зимы, продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать у детей обобщенное представление о зиме как времени года, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»,обогащать словарь образными выражениями.

Развивающие:

Упражнять в подборе прилагательных к существительному, учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей. Закреплять умение правильно строить предложения, при ответе на вопросы, уметь рассказывать о зиме и ее явлениях в стихах, пословицах, загадках. Знакомить с народными приметами. Развитие длительного плавного выдоха, творческого воображения.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы, интерес к занятиям по развитию речи,чуткость, восприимчивость к красоте русской природы, формирование навыков сотрудничества.

Словарная работа:

вьюга, метель, снегопад, искрящийся, северный, морозный, студеная, холодная, пушистая, серебристая.

Демонстрационный материал:

иллюстрации о зиме, снежный комочек-игрушка, конверт с письмом, узелок, снежинки на ниточке, колпачки от фломастеров, рельефные пуговки.

Оборудование:

магнитофон, презентация «Морозные узоры»,музыка Чайковского

Предварительная работа:

наблюдение на прогулке за формой и структурой снежинок с помощью лупы, рассматривание иллюстраций, беседы о зиме, зимних месяцах, рисование на тему «Зима», чтение стихов, сказок, загадок, заучивание пословиц и поговорок и зиме, подбор материала к занятию-иллюстрации, замешивание соленого теста, картонные листы в виде окна.

Ход НОД:

Дети встают в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Дети: Доброе утро, Татьяна Викторовна.

Воспитатель: А как еще можно поздороваться? (пожать руки, привет, обняться, сказать «здравствуйте»)

Дети здороваются с гостями (остаёмся в кругу)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по нашим знаниям о зиме, хотите?

Дети: Да

Воспитатель: Скажите, в какое время года бывают глубокие снежные сугробы?

Дети: Зимой бывают большие сугробы

Воспитатель: Сейчас какое время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Сейчас начало или конец зимы?

Дети: Сейчас середина зимы

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что январь-середина зимы

Сюрпризный момент .

Стук в дверь

Воспитатель : Ой, посмотрите, нам что-то принесли.

Ребята, посмотрим,что это за письмо необычное с сюрпризом: что там интересно?

(развязывает узелок, а там волшебный комочек)посмотрите, это волшебный комочек.

Кто же нам его прислал? Чтобы узнать, нужно загадку отгадать:

«Дел у меня немало

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, леса,дома

А зовут меня…. (зима)»

Дети: Зима

Воспитатель: Неужели это письмо с сюрпризом прислала зима?

Давайте прочитаем письмо.

«Дорогие ребята,

Я- волшебница Зима

Много снега намела.

С вами я в снежки играю,

И на санках вас катаю,

Бабу снежную леплю

Долго я у вас гощу.

В гости к вам придет мой друг

Снежный комочек,а зовут его Снежок

Мой комочек берегите

Все задания выполняйте, в игры весело играйте.

Буду ждать его я здесь, на севере, с новостями от вас всех.

Помогите, ребята, волшебному комочку вернуться на север.

Волшебница Зима.

Воспитатель: Ребята, поможем Снежку вернуться на север.

Дети: Да, поможем

Воспитатель: Для этого нужно выполнить задания, которые ждут нас впереди. Давайте Снежок посадим вот сюда и выполним первое задание (воспитатель достаёт снежинку с цифрой один, читает задание)

Нужно рассказать о зиме, какая бывает зима?

Дети: Холодная, студеная, морозная, ледяная, хрустальная, снежная

Воспитатель: Еще нам Дима расскажет.

Вот повеял ветерок, холодом пахнуло,

Это зимушка-зима рукавом махнула.

Полетели с высоты белые пушинки,

На деревья, на кусты сыплются снежинки!

Анюта расскажет:

Зимушка-зима, в мешке, ты стужу принесла,

На землю холод натрясла.

У реки гостила - всю реку льдом покрыла

У избы побывала - все окна разрисовала

День укоротила, а ночь удлинила.

И Вика Кербникова:

Зимушка-зима, ты дорожки снегом замела

И сугробы нагребла

По полям, по лесам ходила,

Белой шубой всех накрыла.

Воспитатель: Молодцы, ребята, многое вы знаете о зиме. И Снежку очень понравилось (достаёт следующую снежинку)

Но вот второе задание - загадки:

Сколько зимних месяцев?

Дети: Три месяца

Воспитатель: А что бы их назвать, нужно быстро загадки отгадать. Кто сумеет загадать?

«Назовите – ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга,

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет

Наступает Новый год!»

Воспитатель: О каком месяце шла речь?

Дети: О месяце декабре

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает Новый год, в декабре дни- короткие, ночи- длинные.

Воспитатель: А сейчас послушаем загадку о другом месяце.

«Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду, упадет

Не вода, а уже лед.

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это?»

Воспитатель: О каком месяце говорилось в этой загадке?

Дети: О месяце январе

Воспитатель: Какой по счету зимний месяц январь?

Дети: Январь-второй зимний месяц

Воспитатель: Что значит: «Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз»

Дети: Значит на улице холодно, морозно, нужно одеваться тепло.

Воспитатель: И последняя загадка

«Снег мешками валит с неба

С целый дом сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревья налетели

По ногам мороз силен.

Днем капели слышен звон,

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это?

Дети: Это месяц февраль

Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?

Дети: Это падает много снега, снегопад

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги да метели

Воспитатель: Молодцы. И это задание мы выполнили. Наш волшебный комочек доволен. (садятся за столы (снежинка с заданием)

А теперь давайте вспомним пословицы и народные приметы о зиме.

Снежок будет очень рад и будет хлопать вам в ладоши.

Кто начнет?

Дети индивидуально называют :

Зима не лето, в шубу одета.

Зима снежная - лето дождливое.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь новому году начало,зиме середина.

В феврале два друга – метель да вьюга.

Если на небе много звёзд – к морозу.

Кошка пол скребёт – к метели.

Береги нос в большой мороз.

Птицы садятся на верхушки деревьев – к морозу.

Воспитатель: Молодцы, много назвали пословиц и народных примет. А я знаю вот такую пословицу «В зимний холод всякий молод». Как вы это понимаете?

Дети: Зимой надо тепло одеваться, больше двигаться, если будешь стоять- озябнешь.

Воспитатель: А теперь пришло время немного поиграть. Вы любите играть в снежки. Давайте покажем Снежку, как мы играем. (под музыку)

Игра в снежки.

(Воспитатель достаёт снежинку)

Нам нужно выполнить следующее упражнение, которое называется «Какой? Какая? Какое?». Я сейчас вам буду показывать картинки, а вы подбирайте как можно больше прилагательных.

Зима какая? (холодная, снежная, морозная)

Снег какой? (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, искристый, хрустящий)

День какой? (морозный, снежный, короткий, ветряный)

Ночь какая? (длинная, лунная, звездная, морозная)

Лед какой? (холодный, прозрачный, хрупкий, звонкий, скользкий)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Снежок доволен вашими ответами.

Вам нравится зима? Поднимите руку кому нравится зима, кому не нравится?

А теперь поиграем в игру «Хорошо- плохо». Проводится игра со снежком.

Воспитатель: А за своим здоровьем зимой мы должны следить? А как?

Дети: Надо тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, не сидеть на снегу, долго не гулять.

Воспитатель: Хорошо, давайте представим, что на улице сильный мороз и дует холодный ветер. Как нужно дышать в морозную погоду через нос или рот, почему?

Дети : Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.

Воспитатель: Давайте покажем как.

Дети дышат через нос 3-4 раза.

Воспитатель: На столах лежат снежинки, подружки нашего волшебного комочка. А теперь покажем, как ветер сдувает снежинки (под музыку дети дуют на снежинку, держа ее в руке на нитке). Молодцы. У нас получилась метель. Посмотрите, ребята, и волшебному снежку стало прохладнее, ему нравится. Зима- замечательное время года. Зимой происходят разные чудеса. Вот волшебный Снежок у нас в гостях- это чудо. Вот ещё здесь есть волшебная снежинка, посмотрите -загадка:

"Рисовать на окнах мастер,

Но не требует фломастер.

Щиплет нам зимою нос

Бодрый утренний (Мороз)

Дети: Мороз

(дети просматривают презентацию «Морозные узоры»)

Воспитатель: Как появляются на стеклах такие красивые узоры?

Дети: Мороз рисует узор прозрачным водяным паром, который есть в комнате и в воздухе. Теплый водяной пар через щели в окнах выходит на улицу, так холодно, капельки воды на холоде превращаются в кристаллы, соединяются друг с другом, оседают на стеклах и появляются узоры.

Воспитатель: Ребята, наш волшебный комочек загрустил, видимо ему очень жарко, надо его охладить. Я предлагаю создать снежные узоры с помощью теста, это поможет и нашему гостю, охладит его.

Перед началом работы проводится пальчиковая гимнастика.

«Мы во двор пошли гулять.»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Покажите правую руку, левую. Соедините ладошки вместе и потрите друг о друга.

У детей на столах заготовки- окно. С помощью теста дети лепят узоры, колпачком от фломастера можно сделать рельеф. Дети выполняют задание под музыку Чайковского «Зима».

По окончании предлагаю взять свои работы и положить рядом с волшебным комочком.

Воспитатель: Какая получилась красота. Волшебному комочку стало прохладно и он снова веселый и ему пора возвращаться на север.

Ребята, а давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Что вам понравилось больше всего? Вам было весело?Что было интересного?

Снежок: Молодцы ребята, и в игры вы умеете играть, и стихи рассказывать, и о зиме вы многое знаете. Мне пора отправляться в путь – дорогу.

Занятие закончено.

Тема занятия: «Зимний гардероб»

Цели: развитие логического мышления; косвенная подготовка руки к письму; актуализация знаний о видах и деталях одежды.

Часть I. Рисунки Торопыжкина

Предложим детям рассказать Дуду о том, какую одежду носят зимой в наших краях, опираясь на рисунок художника Торопыжкина. Как все работы Торопыжкина, рисунок не завершен (см. рис).

Задание «Дорисуй и расскажи» . Дорисовав недостающие части каждого предмета одежды, детям нужно рассказать Дуду, как называется данный предмет и какие его части пришлось дорисовать, для чего они нужны.

Задание «Найди пару» . Нарисованные Торопыжкиным варежки оказались без пары. Нужно собрать их в пары, раскрашивая одинаковые варежки в один цвет.

Теперь можно рассказывать Дуду о зимней одежде, опираясь на схему:

Часть II. Веселые лоскутки

Цели: использование знаний о частях одежды и тканях, из которых шьют те или иные предметы одежды; развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук; освоение новой техники выполнения аппликации из ткани.

Аппликация из ткани . Выберем лоскутки ткани для каждого вида одежды. С помощью педагога дети обведут соответствующие шаблоны, вырежут из ткани необходимые детали, наклеют их на картонную основу.

Итог занятия. Дуду благодарит ребят за помощь. Теперь ей не страшен мороз. Обезьянка отмечает качество работы детей. При этом она называет предметы одежды и детали, из которых они состоят. Ребятам нужно быть внимательными — Дуду еще не все запомнила и иногда ошибается. Особо отметим, что важно не только заметить ошибки, но и суметь их исправить так, чтобы человек понял свою ошибку и не обиделся.

Творческое задание «Снежные фигуры». Дети заранее придумывают, что они хотят вылепить из снега. Для того чтобы получилось задуманное, снег до/жен лепиться. Детям во время прогулки нужно определять свойства снега: тяжелый или легкий, мокрый или сухой, клейкий или сыпучий. С помощью педагога дети смогут прийти к выводу, что свойства снега во многом зависят от температуры воздуха.

Используя новые знания о зимних явлениях природы, свойствах снега и льда, попробуем разгадать загадки.

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Дело было в январе,

Мы лепили во дворе:

Три шара готовы вмиг —

Вышел славный... (снеговик).

Вот серебряный лужок.

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка.

Наш лужок зимой хорош,

А весною не найдешь. (Лед, каток)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина.

У нее теперь ангина. (Град)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Плыла, с неба сыпала

На поля-озерушки

Белый пух да перышки. (Снежная туча)

Сито большое,

Сито голубое

Сеет-веет белый пух

На леса, дома, на луг. (Небо и снег)

В новой стене,

В круглом окне

Днем стекло разбито,

Ночью вставлено. (Прорубь)

В белом бархате деревня —

И заборы, и деревья.

И не снег, и не лед,

Серебром все уберет. (Иней.)

Вода-то вода,

Но бела и тверда! (Лед.)